Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Медиация

  • Вид работы:
    Другое по теме: Медиация
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    23.02.2018 0:56:26
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    11. Медиация как альтернативный способ разрешения споров

    Оглавление


    Введение ………………………………………………………………………. 2

    1. Понятие и сущность медиации …………………………………………… 4

    1.1. Понятие медиации ………………………………………………….. 4

    1.2. Особенности правового механизма, достоинства и принципы

    медиации ………………………………………………………………….. 7

    1.3. Общие подходы к медиативному соглашению ……………………11

    1.4. Типы и стадии медиации ………………………………………….… 15

    2. Разработанный пример медиативного соглашения ……………………….. 21

    Заключение ……………………………………………………………………..23

    Список использованной литературы …………………………………………..24


















    Введение


    Актуальность проблемы. Развитие рыночной экономики в стране одним из последствий имел высокий объем обращений в арбитражные суды и суды общей компетенции. Так, только в 2011 г. количество поступающих на рассмотрение в суды заявлений по экономическим спорам, возникающим из гражданских правоотношений, составило цифру 737.012. Актуальным стал вопрос о необходимости внедрения новых экономичных, эффективных и простых способов урегулирования возникающих споров, которые в праве именуются альтернативными (примирительными) процедурами.

    Развитие примирительных процедур является одним из приоритетных направлений совершенствования существующих в Российской Федерации механизмов урегулирования споров и защиты нарушенных прав граждан.

    В Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 гг. указывалось на необходимость внедрения примирительных процедур, внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в т. ч. вытекающих из административных правоотношений, которые позволят снизить нагрузку на судей и, как следствие этого, сэкономить бюджетные ресурсы и повысить качество осуществления правосудия. При этом предполагается широкое внедрение процедур медиации в качестве механизмов реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон.

    На современном этапе развития России институт медиации получает все большую известность, хотя и является относительно новым явлением в правоприменительной практике нашей страны. Необходимость привлечения такой процедуры в российское право вызвана загруженностью судей и существенным развитием судебной системы в сфере международных отношений.

    Согласно справке Президиума Верховного Суда Российской Федерации о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" в 2015 г. суды общей юрисдикции по первой инстанции рассмотрели с вынесением решения (судебного приказа) 15 819 942 гражданских дела и дела, возникающие из публичных правоотношений. Путем проведения медиации спор был урегулирован в 1 115 делах (0,007% от числа рассмотренных), из которых в 916 делах на основе медиативного соглашения было утверждено мировое соглашение. В соответствии с приведенными статистическими данными в круг гражданских дел, рассмотренных с применением медиативной процедуры, вошли следующие категории споров: семейные (240 дел); трудовые (92 дела); земельные (49 дел); о взыскании страхового возмещения (выплат) (54 дела); о защите прав потребителей (84 дела); о возмещении ущерба, причиненного ДТП (66 дел); о взыскании сумм по договору займа, кредитному договору (137 дел) и др.

    Таким образом, в течение последних лет в России активно развивается совершенно новый процессуальный институт, имеющий высокую общественную востребованность, но недостаточно широко применяемый.

    Цель курсовой работы общая характеристика медиации как альтернативного способа разрешения споров.

    Задачи:

    1. Дать понятие медиации, раскрыть ее сущность как альтернативы судебному способу рассмотрения экономических споров.

    2. Проанализировать типы и стадии медиации, сущность медиативного соглашения.

    3. Разработать пример медиативного соглашения.

    По структуре курсовая работа состоит из введения, 2 глав, состоящих из 5 параграфов, заключения и списка использованной литературы.



    1. Понятие и сущность медиации

    1.1. Понятие медиации


    Медиация как деятельность по урегулированию конфликтов представляет собой определенную сферу общественной жизни, и эта сфера в настоящее время регулируется правом. Поэтому в целом о медиации можно говорить и как о социальном институте, и как о правовом институте.

    С легальной точки зрения медиация - процедура урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Однако выраженный в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" подход к дефиниции медиации не отражает реальной оценки понимания ее сути.

    Фактически медиация является формой посредничества, однако в праве эти понятия не тождественны; посредничество по своему содержанию шире, так как может быть и не связанным с урегулированием правовых споров, например: коммерческое посредничество и т.д. Поэтому медиацию можно рассматривать как частный вид посредничества, имеющий свое специфическое название, назначение и содержание. Ее успешное внешнее заимствование предполагает не только механический перенос определенной зарубежной правовой модели, но и ее адаптацию в нашей правовой системе, где необходимо ее гармоничное взаимодействие с целым комплексом иных отношений: социальных, культурных, экономических. В противном случае, по меткому выражению В.В. Яркова, "закон и реальность будут находиться в разных плоскостях, не взаимодействуя между собой".

    В отношении медиации сформировалась относительно самостоятельная группа норм, которая включает в себя специальные нормы, содержащиеся в новом Законе о медиации, и нормы, включенные в ГПК РФ, АПК РФ, в Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации" и ГК РФ.

    В России применение медиации (посредничества) как способа разрешения коммерческих споров впервые закреплено в нормах Арбитражного процессуального кодекса от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 29.07.2017). В России институт примирения сначала получил свое признание в основном в коммерческой сфере. Впервые появилось понятие "примирительные процедуры" в гл. 15 АПК РФ 2002 г. При этом принципиальная новизна положений АПК РФ 2002 г. состояла в том, что ст. ст. 138, 190, впервые используя термин "примирительные процедуры", допускали их применение как по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, так и по публично-правовым спорам. С 2002 г. делался ряд попыток законодательно закрепить роль примирительной процедуры как на досудебной, так и на судебной стадии в экономических спорах.

    Правоведы сформулировали целый ряд определений медиации. Назовем некоторые из них.

    И.В. Решетникова предлагает рассматривать медиацию как форму примирения сторон, в ходе которой нейтральное лицо, избранное добровольно сторонами (исходя из его компетенции и авторитета), проводит переговоры.

    Д.Л. Давыденко указывает, что медиация - это переговоры между участниками спора под руководством нейтрального посредника, который не имеет права выносить обязательное для сторон решение.

    М.В. Гвоздарева рассматривает посредничество (медиацию) как процедуру, направленную на мирное разрешение конфликта, устранение его причин и последствий, которая может быть завершена достижением соглашения.

    А.А. Брыжинский понимает под посредничеством (медиацией) урегулирование спора или конфликта между сторонами с участием третьего лица (посредника) с целью выработки взаимоприемлемого соглашения сторон по спорным вопросам.

    А.Ю. Коннов полагает, что посредничество представляет собой переговоры при участии независимого третьего лица с целью разрешения возникшего спора.

    По мнению О.В. Аллахвердовой, медиация - это процесс переговоров, в котором медиатор (посредник) является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих (всех) сторон соглашению, в результате выполнения которого конфликт между сторонами будет урегулирован.

    Итак, сложность однозначного понимания медиации связана, во-первых, с широким спектром ее применения и, во-вторых, с разнообразием организационных форм, видов и моделей примирительной процедуры с участием медиатора.

    Между тем определение понятия медиации необходимо, во-первых, для обеспечения четких представлений особенностей медиации, а во-вторых, для определения места института медиации в российском праве и законодательстве, что, в свою очередь, будет влиять на его дальнейшее развитие и совершенствование.



    1.2. Особенности правового механизма, достоинства и принципы медиации


    Исследования медиации, по мнению Н. Минкиной, должны базироваться исключительно на комплексном подходе и системном определении медиации.

    Во-первых, в философском понимании медиацию можно изучать как новую идеологию человечества, направленную на построение культуры взаимоотношений людей в диалоге общения путем ведения переговоров.

    Во-вторых, с точки зрения психологии это коммуникация, на первоначальном этапе, как правило, отягощенная негативными эмоциями спорящих субъектов, направленная на погашение конфликта путем нахождения компромиссного решения, устраивающего стороны. Управляет этим особым видом коммуникации медиатор, выполняющий роль миротворца, чья деятельность направлена на восстановление согласия между субъектами коммуникаций.

    В-третьих, медиацию можно раскрывать как особое посредничество в предупреждении и разрешении конфликтов, прежде всего политических.

    В-четвертых, по мнениям социологов, медиация - наименее изученный вид человеческой деятельности, поэтому она в качестве социального института находится в процессе становления.

    Очевидно, что медиация является социальным регулятором. Признавая ее общественную полезность, нужно уточнить, что медиация представляет собой социально ориентированный институт, призванный минимизировать конфликтность и научить членов общества мирному ведению переговоров. Дополнительно определяя место медиации среди уже известных институтов, можно обнаружить ее сходство с социальным партнерством.

    В-пятых, очевидно, что медиация одновременно является правовым институтом с ярко выраженным сочетанием частно-публичных начал. Это такая примирительная процедура, которая демонстрирует совершенствование механизмов разрешения споров и защиты нарушенных субъективных прав. Иными словами, это альтернативный традиционному судопроизводству способ урегулирования конфликтов. При этом медиация - универсальная процедура, применяемая ко многим спорам, возникающим в сфере частноправового регулирования.

    Н.Минкина делает вывод: медиацию следует обозначить как комплексное научное направление, которое требует своей дальнейшей проработки учеными как материальных, так и процессуальных отраслей права.

    В качестве примера активного развития и широкого использования альтернативных способов разрешения споров можно привести англосаксонскую систему права. Результаты опроса 1000 крупнейших американских корпораций показали, что 88% из них в течение последних трех лет использовали медиацию, 79% обращались к арбитражным механизмам, 81% назвали медиацию более приемлемой формой, нежели судебная процедура, 59% отметили, что она позволила сохранить в последующем партнерские отношения между участниками спора.

    Как отмечает С.В. Николюкин, главными достоинствами альтернативного разрешения споров являются:

    - во-первых, его экономичность, а именно простота процедур, отсутствие жестких процессуальных и доказательственных правил избавляют стороны от излишних финансовых затрат, которые всегда сопутствуют судебному разбирательству;

    - во-вторых, выигрыш во времени, поскольку альтернативные процедуры урегулирования споров занимают от одного дня до нескольких месяцев, но не годы, как это случается в судебной системе, если дело проходит через все инстанции;

    - в-третьих, возможность выбора посредника (арбитра, медиатора и т.д.), посредством которого будут разрешаться разногласия;

    - в-четвертых, конфиденциальность разрешения споров (негласность самой процедуры и сохранение в тайне информации, полученной в ходе альтернативной процедуры);

    - в-пятых, возможность для сторон самим контролировать процедуру разбирательства и ее результат, т.е. практически любая процедура заканчивается достижением взаимовыгодного соглашения, за исключением арбитража с его особенностями (состязательностью и обязательным решением).

    К основным принципам процедуры медиации относятся:

    - принцип законности, который является общеправовым, т.е. при проведении всякой примирительной процедуры стороны не должны нарушать требований законов и иных нормативных правовых актов. К сожалению, данный принцип не нашел отражения в Законе о медиации;

    - принцип добровольности. В соответствии со ст. 7 Закона о медиации применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон, в том числе на основании соглашения о применении процедуры медиации. Ссылка в договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой при условии, что договор заключен в письменной форме.

    - принцип конфиденциальности. Конфиденциальность можно рассматривать в двух аспектах: как негласность самой процедуры, так и сохранение в тайне информации, полученной в ходе альтернативных слушаний. Негласность, прежде всего, предполагает проведение закрытых заседаний. Посторонние лица могут допускаться только с согласия сторон. В соответствии со ст. 5 Закона о медиации при проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.

    - принцип равноправия сторон. Данный принцип подразумевает равные процедурные права сторон, их одинаковые правовые возможности. Поэтому стороны обладают равными правами делать заявления, высказывать предложения, возражать и т.д., т.е. совершать действия, которые им кажутся необходимыми для заключения взаимовыгодного соглашения;

    - принцип сотрудничества. Данный принцип характерен именно для медиации. Если принцип состязательности представляет собой правило, согласно которому заинтересованные в исходе дела лица отстаивают свою позицию в споре путем представления доказательств суду и другой стороне по делу, высказывания своих доводов и соображений, дачи объяснений и т.д., то в процедуре медиации стороны не отстаивают свою правоту, а пытаются прийти к взаимовыгодному или взаимодопустимому компромиссу;

    - принцип независимости и беспристрастности медиатора. Данный принцип подразумевает запрет любого постороннего вмешательства или воздействия на медиатора любых юридических или физических лиц. В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона о медиации медиатор не вправе быть представителем какой-либо стороны; оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь; осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях; делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.









    1.3. Общие подходы к медиативному соглашению


    В целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений был принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

    С принятием специального Закона о медиации созданы условия для интеграции медиации в российскую правовую культуру и положено начало для развития частной модели. Однако, конечно же, факта принятия закона еще недостаточно для появления соответствующих практик, поэтому для того, чтобы медиация стала реальной альтернативой судебному рассмотрению споров, еще предстоит решить ряд достаточно сложных задач. Отметим две основные:

    1. формирование в стране корпуса профессиональных медиаторов,

    2. разработка оптимальных механизмов согласования медиации с юрисдикционными процедурами.

    Согласно ст. 4 Закона о медиации в случае, если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд или третейский суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права.

    Если спор передан на рассмотрение суда или третейского суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом. Отложение рассмотрения дела о споре в суде или третейском суде, а также совершение иных процессуальных действий определяется процессуальным законодательством.

    В соответствии с Законом о медиации медиативное соглашение представляет собой достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

    Медиативное соглашение - соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже.

    Медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон.

    К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, прощении долга, зачете встречного однородного требования, возмещении вреда. Кроме того, защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

    Процедура медиации может быть проведена в любой момент возникновения спора (в процессе его появления, предъявления претензий, судебного разбирательства дела). Действующее российское законодательство, допуская участие посредника в примирительных процедурах (на любой стадии судопроизводства), не предусматривает возложения функций медиатора на судей. Таким образом, целесообразно провести сравнительную характеристику, отличающую судебную процедуру от института медиации (таб. 1).


    Таблица 1. Сравнительная характеристика института медиации и судебной процедуры


    Институт медиацииСудебное производствоДобровольность участия обеих сторонПроцесс может начинаться вопреки желанию одной из сторонМедиатор выбирается сторонамиСудья, рассматривающий дело, назначается судомРешение принимается с учетом интересов сторон, но в рамках законаРешение принимается в строгом соответствии с закономМедиатор не имеет властных полномочий, а лишь способствует принятию решения сторонамиСуд наделен властными полномочиями и принимает решение из приведенных сторонами доказательствБыстрая и неформальная процедураДлительная и формальная процедураСотрудничество сторон для достижения компромиссного решения по споруСостязательность сторонКонфиденциальность процессаПубличность процесса

    Таким образом, сравнивая досудебный порядок разрешения спора (медиация) и процесс судебного разбирательства, можно выявить ряд преимуществ института медиации, к которым относятся конфиденциальность, сотрудничество, оперативность, добровольность и другие положительные аспекты данного института. В совокупности необходимость разрешения спора в кратчайшие сроки и безусловная свобода действий сторон, предполагаемая данной процедурой, отличают медиацию от четкого, формального и "жесткого" судебного разбирательства, всячески привлекая разрешать споры во внесудебном порядке, где превалирует диспозитивность прав.

    В числе основных требований, предъявляемых к медиативному соглашению, Закон о медиации называет следующие.

    Во-первых, медиативное соглашение должно совершаться в письменной форме. Это означает, что к данному соглашению могут применяться все требования гражданского законодательства к такой форме сделки. Так, согласно ст. 160 ГК РФ, сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. При этом в Законе о медиации не указано, в какой именно (простой или нотариальной) письменной форме должно заключаться медиативное соглашение. Следовательно, медиативное соглашение стороны заключают в простой письменной форме. В нотариальной же форме оно может заключаться по желанию сторон.

    Во-вторых, медиативное соглашение должно содержать сведения о сторонах, а именно об участниках спорного правоотношения.

    В-третьих, в медиативном соглашении должен быть указан предмет спора, а именно то, по поводу чего возник спор.

    В-четвертых, в медиативном соглашении должна быть обусловлена процедура медиации, сведения о медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

    Статья 12 Закона о медиации закрепляет два вида медиативного соглашения:

    а) медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, которое может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством, законодательством о третейских судах либо законодательством о международном коммерческом арбитраже.

    б) медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, которое представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон.


    1.4. Типы и стадии медиации


    В целях систематизации представленных подходов к рассмотрению стадий медиации С.В. Николюкин выделяет три типа этой процедуры:

    1) медиация закрытого типа, суть которой заключается в том, что основная работа медиатора (выяснение оснований спора (действительных интересов), содействие стороне в переосмыслении проблемы и в поиске возможных вариантов урегулирования споров) осуществляется в индивидуальных (закрытых) сессиях. Медиация закрытого типа активно практикуется в странах общего права;

    2) медиация открытого типа без проведения индивидуальной работы медиатора с каждой из сторон, когда вся процедура проходит за общим столом переговоров. Медиация открытого типа практикуется некоторыми европейскими специалистами, достаточно широко распространена в Германии;

    3) медиация смешанного типа, в рамках которой стороны остаются за общим столом переговоров до тех пор, пока наблюдается положительная динамика к заключению соглашения. И только в исключительных случаях, когда продолжение совместных переговоров невозможно либо нерационально, медиатор может провести индивидуальную работу с каждой из сторон.

    Основываясь на практике Центра правовых технологий и примирительных процедур (медиации) Уральской государственной юридической академии, С.И. Калашникова делает вывод о том, что медиация смешанного типа в сочетании с классической моделью медиации оказывается наиболее эффективной. При этом в процедуре медиации предлагается выделять три основные стадии, каждая из которых представляет собой совокупность процедурных действий, объединенных общей целью:

    1) стадия подготовки к медиации;

    Стадия подготовки к медиации представляет собой совокупность процедурных действий, направленных на организацию проведения процедуры. Целью данной стадии является создание условий для проведения медиационной сессии.

    На анализируемой стадии перед медиатором поставлены следующие задачи: проведение оценки медиабельности спора; определение состава участников (в случае необходимости - приглашение участников процедуры); разрешение организационных вопросов о месте и времени проведения медиации.

    Как правило, во время подготовки медиатор проводит предварительные консультации с участниками процедуры, в которых разъясняет суть, значение и порядок проведения процедуры медиации. Подготовка к медиации может осуществляться в рамках подготовительной совместной встречи медиатора со сторонами и (или) посредством встреч отдельно с каждой из сторон.

    Стадия подготовки завершается заключением соглашения о проведении процедуры медиации (agreement to mediate). Оно представляет собой трехстороннее процедурное соглашение, основной целью которого является определение процедурных прав и обязанностей участников медиации. Иными словами, данное соглашение направлено на индивидуализацию общих (утвержденных) правил проведения процедуры медиации с учетом особенностей спора и пожеланий его участников. Обычно в соглашении о проведении процедуры медиации содержатся сведения обо всех участниках примирительной процедуры и о предмете спора. Условия соглашения касаются порядка проведения процедуры (в том числе сроков проведения медиации, избранной модели медиации, функций и полномочий медиатора, оснований и порядка замены медиатора), порядка оплаты процедуры медиации, пределов действия принципа конфиденциальности, ответственности медиатора и сторон за нарушение условий соглашения. В соглашение о проведении процедуры медиации также рекомендуется включать условия о форме, порядке заключения и вступления в силу медиативного соглашения. При этом медиатор обязан разъяснить сторонам возможные варианты заключения и оформления медиативного соглашения, а также правовые последствия выбора того или иного подхода. Соглашение о проведении медиации может содержать ссылку на правила проведения медиации и положения об оплате расходов на медиацию, утвержденные организацией, обеспечивающей проведение примирительных процедур, либо на процедурные стандарты саморегулируемой организации. Такое соглашение заключается в письменной форме, подписывается как сторонами, так и медиатором. В статье 8 Федерального закона N 193-ФЗ закреплен перечень обязательных условий соглашения о проведении процедуры медиации. В целом он отвечает сложившейся практике;

    2) стадия медиационной сессии;

    Стадия медиационной сессии представляет собой совокупность процедурных действий, направленных на выработку взаимовыгодного соглашения и, таким образом, на урегулирование спора. В рамках данной стадии можно выделить несколько этапов.

    1 этап: организация процесса переговоров.

    Целью данного этапа является определение порядка дальнейшей работы в рамках медиационной сессии и создание условий для ведения переговоров.

    На данном этапе медиатор разъясняет сторонам цели, основные принципы медиации, роль и сферу ответственности участников, последовательность дальнейшей работы, а также правила поведения и взаимодействия участников процедуры. Вступительное слово медиатора помогает нормировать процедуру медиации, настроить стороны на ведение переговоров, а также разрешить оставшиеся организационные вопросы.

    2 этап: изложение позиций сторон.

    Цель этапа - выявление содержания позиций сторон в споре. На данном этапе сторонам предоставляется возможность изложить историю развития спора, предъявить и обосновать свои требования. Задачами медиатора являются получение максимального объема информации о споре, уточнение и конкретизация позиций сторон, выявление уровня и характера рассогласований. На данном этапе стороны при содействии медиатора производят вербализацию спора.

    3 этап: выявление основного интереса сторон.

    Целью этапа является выделение ключевых аспектов (предмета дальнейших переговоров), по которым необходимо достигнуть соглашения.

    На данном этапе сторонам предоставляется возможность уточнить позиции друг друга (с учетом услышанного ранее), обсудить проблемную ситуацию.

    Задачами медиатора являются определение темы для переговоров, круга вопросов, требующих разрешения, и последовательности их обсуждения, содействие ведению диалога и сближению позиций сторон по каждому выделенному аспекту. Если на данном этапе возможны плодотворное обсуждение и выработка вариантов урегулирования спора, медиатор продолжает вести переговоры. В случае если стороны настаивают на первоначально занятых позициях и совместный диалог становится непродуктивным, медиатор переходит к следующему факультативному этапу.

    4 этап: поиск истинных интересов сторон и их возможных крайних позиций.

    Цель этапа - подготовка стороны к обсуждению ключевых аспектов спора и к выработке предложений по их урегулированию.

    Основные задачи медиатора заключаются в выявлении интересов и целей каждой из сторон, в обсуждении проблемных вопросов и рассмотрении альтернативных вариантов решения спора, в выработке предложений и определении порядка их дальнейшего обсуждения.

    Проведение индивидуальной работы с каждой из сторон является факультативным этапом, в ходе которого медиатор восполняет недостающую информацию и решает задачи, которые не удалось по каким-либо причинам выполнить на предыдущих этапах. Медиатор работает индивидуально с каждой из сторон, возможно проведение поочередно нескольких встреч.

    5 этап: выработка совместного решения (поиск и комбинация альтернатив).

    Цель этапа - окончательное урегулирование спора. Задачами медиатора являются организация совместного анализа возможных вариантов урегулирования спора по каждому из проблемных аспектов на предмет их соответствия интересам сторон, выработка приемлемых условий соглашения, проверка реалистичности исполнения выдвинутых предложений.

    6 этап: достижение договоренности.

    Цель этапа - принятие сторонами окончательного решения по спору и оформление соглашения. На данном этапе медиатору следует удостовериться, что достигнутое соглашение удовлетворяет потребности сторон, одинаково понимается всеми участниками процедуры и может быть исполнено обеими сторонами. Окончательно соглашение может быть составлено в устной или письменной форме.

    7 этап: завершение медиационной сессии.

    Целью данного этапа является закрытие медиационной сессии и (или) завершение процедуры медиации. По аналогии с открытием медиационной сессии на данном этапе медиатор произносит заключительное слово, в котором подводит итог медиационной сессии и согласовывает со сторонами дальнейшие действия. Если спор сторон урегулирован, медиатор уточняет дальнейшие действия по исполнению и необходимость контроля исполнения достигнутого соглашения. В случае если спор не урегулирован, медиатор может обсудить возможность повторной сессии;

    3) контрольно-аналитическая стадия. Представляет собой совокупность процедурных действий медиатора, направленных на осуществление контроля за исполнением медиативного соглашения, а также осуществление анализа проделанной работы. Как правило, после окончания медиационной сессии участники процедуры договариваются об очной встрече или связываются по телефону через определенный период в целях обсуждения и совместной оценки результатов медиации.

    Т. о., медиация является стадийной процедурой. При этом алгоритм и последовательность совершаемых медиатором действий отличает это способ урегулирования споров от иных примирительных процедур. У каждой стадии и этапа медиации имеются свои цели и задачи, реализация которых обеспечивает успешное завершение процедуры заключением медиативного соглашения.



















    2. Разработанный пример медиативного соглашения


    Для разработки медиативного соглашения мною был взят спор между ОАО и его работником по спору об отказе работодателя в повышении квалификации работника, т.е. трудовой спор. За основу взято соглашение, выложенное в КонсультанПлюс, поскольку форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 28.09.2017.


    МЕДИАТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ


    07.09.2017

    N 10/2017

    г. Екатеринбург


    Открытое акционерное общество «Уральский камнерез» (ОАО «Уральский камнерез», в лице генерального директора Сидорова Александра Петровича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и системный администратор отдела информационной поддержки Пупкин Николай Сергеевич, именуемый в дальнейшем "Работник", с другой стороны, совместно именуемые "Стороны", заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:


    1. Стороны завершают двухдневную процедуру медиации по спору об отказе Работодателя в повышении квалификации Работника, начатую в соответствии с Соглашением о проведении процедуры медиации от 05.09.2017 N 7/2011.

    2. Проведение медиации позволило Сторонам заключить Медиативное соглашение на следующих условиях:

    - Работодатель не будет назначать на должность начальника отдела информационной поддержки лицо без прохождения творческого конкурса;

    - конкурс будет проведен с 01.11.2017 по 29.11.2017. Его условия будут опубликованы на сайте организации с 20.09.2017, при этом каждый участник конкурса вправе присутствовать на открытом обсуждении комиссией поступивших творческих работ и открытом голосовании;

    - должность начальника отдела информационной поддержки сможет занять Работник, имеющий стаж работы по данной профессии не менее 5 лет;

    - Работник вправе пройти повышение квалификации за собственный счет.

    3. Настоящее соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

    4. Медиативное соглашение является конфиденциальным.

    5. В случае возникновения разногласий или трудностей в связи с реализацией или толкованием достигнутых договоренностей по настоящему Соглашению стороны могут прибегнуть к содействию медиатора, принимающего участие в урегулировании их спора.

    6. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания Сторонами.

    7. Настоящее Соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон и медиатора.

    РАБОТОДАТЕЛЬРАБОТНИКОткрытое акционерное общество "Уральский камнерез"

    (ОАО «Уральский камнерез»)

    Юридический адрес: 109123, г. Екатеринбург, ул. Бр. Вайнер, 45.

    ИНН 1234539102Пупкин Николай Сергеевич

    Паспорт: 45 04 123456 Выдан 01.10.2004 РОВД Уралмашевского р-на г. Екатеринбург Код подразделения: 111-523

    Место жительства: 109111

    г. Екатеринбург, ул. Залесная, 15-78.Генеральный директор

    Сидоров А.А. Сидоров

    07.09.2017Пупкин Н.С. Пупкин

    07.09.2017

    Экземпляр соглашения получил: Пупкин 07.09.2017


    Заключение


    В настоящее время в России развивается новым для нашей страны правовой институт медиация. Его нормы закреплены в Федеральном законе "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

    Одно из определений звучит следующим образом - медиация это форма примирения сторон, в ходе которой нейтральное лицо, избранное добровольно сторонами (исходя из его компетенции и авторитета), проводит переговоры.

    Медиация может быть открытого, закрытого и смешанного типа.

    Результатом становится медиативное соглашение - соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже.

    На сегодняшний день процедуры медиации еще не получили широкого распространения, однако в ряде регионов России формируются квалифицированные кадры медиаторов, созданы общественные организации, занимающиеся этим. Это означает, что по мере накопления судебной практики роль медиационных процедур в России будет возрастать в сфере экономических споров.

    Таким образом, медиация как наиболее универсальный способ урегулирования социальных споров имеет все шансы для дальнейшего динамичного развития. Именно поэтому юридической службе компании нужно уметь разрабатывать такие соглашения не только во взаимоотношениях с другими юридическими лицами, но при необходимости и со своими работниками.


    Список использованной литературы


    Арбитражный процессуальный кодекс от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

    Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4162.

    Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О третейских судах в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.

    Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 N 583 (ред. от 01.11. 2012) "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы" // СЗ РФ. 2006. N 41. Ст. 4248.

    Аллахвердова О.В. Школа посредничества (медиации) // Третейский суд. 2006. N 2.

    Брыжинский А.А. Альтернативное разрешение правовых споров и конфликтов в России: Дис. ... канд. юрид. наук. Саранск, 2005.

    Гвоздарева М.В. Посредничество как метод альтернативного разрешения корпоративных конфликтов: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2006.

    Давыденко А.В. Институт медиации в отношении несовершеннолетних правонарушителей // Законодательство и экономика. 2014. N 9.

    Давыденко Д.Л. Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес-конфликтах. М., 2006.

    Калашникова С.И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. М.: Инфотропик Медиа, 2011.

    Коннов А.Ю. Понятие, классификация и основные виды альтернативных способов разрешения споров // Журнал российского права. 2004. N 12.

    Кучинская Е.Н., Гасанов А.М. Актуальные вопросы становления и развития медиации в России // Российский судья. 2012. N 5. С. 23 - 26.

    Минкина Н. Медиация: первые итоги // ЭЖ-Юрист. 2014. N 36. С. 10.

    Николюкин С.В. Правовые технологии посредничества (медиации) в Российской Федерации: научно-практическое пособие. М.: Юстицинформ, 2013. 240 с.

    Поспелов Б.И. Проблемные вопросы развития медиации в России // Российская юстиция. 2014. N 9. С. 39 - 42.

    Развитие медиации в России: теория, практика, образование: сб. ст. / О.В. Аллахвердова, Р.Ю. Банников, О.И. Величкова и др.; под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко. М.: Инфотропик Медиа; Берлин, 2012. Серия "Библиотека медиатора". Кн. 4. 320 с.

    Решетникова И.В. Право встречного движения. Посредничество и российский арбитражный процесс // Медиация и право. Посредничество и примирение. 2007. N 2(4).

    Самохвалов Н.А., Вирченко Ю.А. Правовые препятствия применения института медиации в России и пути их устранения // Юрист. 2017. N 11. С. 26 - 29.

    Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" за 2015 год // ИПС "КонсультантПлюс".

    Фирсова А.А. Проблемы и перспективы развития института медиации в России // Современный юрист. 2016. N 1. С. 103 - 112.

    Ярков В.В. Юридические факты в механизме реализации норм гражданского процессуального права. Екатеринбург, 1992.




Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Медиация ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.