Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Миграция из РФ

  • Вид работы:
    Другое по теме: Миграция из РФ
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    10.06.2017 13:45:30
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Введение


    Россия всегда не только была и остается гостеприимной страной для людей, нуждающихся в защите жизни и здоровья в результате военных действий на территориях государств-соседей, но и предоставляет огромные возможности для реализации как профессионального, научного, творческого, образовательного, так и трудового потенциала граждан, покидающих места своего постоянного жительства с целью трудоустройства на неопределенный срок.

    На современном этапе глобализации все больше расширяется обмен человеческими ресурсами на межгосударственном уровне. Актуальным заданием современности становится реальная оценка последствий миграционных движений, что должно способствовать достижению адекватности структуры миграционных потоков потребностям экономики и общества, разработке соответствующих социально-правовых мер, которые будут предотвращать негативное влияние миграции на экономическое развитие.

    Изучением проблем перемещения трудовых ресурсов занимались не одно десятилетие многие зарубежные и российские авторы. По общетеоретическим вопросам миграции в первую очередь необходимо назвать работы В. А. Ионцева, Т. Мальтуса, М. Г. Колосницыной и И. К. Суворовой, И. Лоури и др.

    Миграция населения - это один из ключевых факторов развития современных городов. Так как миграция является достаточно распространенным явлением, она оказывает достаточно сильное влияние на различные стороны жизни общества. Данное влияние может нести как положительные, так и отрицательные последствия. В современной России контролировать миграционные процессы становится все труднее, поэтому необходимость изучения и регулирования этих процессов особенно актуальна.

    Целью данной работы является изучение география внешних миграций населения России.


    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    Рассмотреть основные понятия миграции населения;

    Изучить сущность внешней миграции в России;

    Выявить проблемы миграционной ситуации России и пути их решения.

    Объект работы - Российская Федерация.

    Предмет работы миграционные процессы в Российской Федерации.

    Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.



    Глава 1. Основные понятия

    1.1.Миграция населения


    Миграция населения - чрезвычайно многогранное явление. В советский период изучение этого явления происходило в основном в рамках демографии и географии, однако в изучении миграции населения участвовали и другие науки. Сегодня изучение миграции происходит на стыке множества различных дисциплин. Помимо упомянутых, сюда можно отнести социологию, экономику, политологию, историю, этнологию, психологию и др.

    При этом закономерно, что в понятие «миграция населения» различные исследователи вкладывают различный смысл. Существует большое количество определений понятия «миграция населения», у многих авторов они уникальны. Специалист в области миграции населения В. А. Ионцев насчитал только в отечественных публикациях около 36 различных определений.

    Считается, что одним из первых научное определение этому явлению дал Е. Равенштайн, назвавший миграцию постоянным или временным изменением места жительства человека. Е. Равенштайн стал одним из первых учёных, занимавшихся теорией миграции, а его законы миграции прочно вошли в историю миграционного исследования.

    Обратимся к определениям, которые дают этому явлению другие учёные. Из-за ёмкости термина его определяли в широком и узком смыслах. Например, В. И. Переведенцев говорит о миграции как о совокупности всех перемещений людей в пространстве, уточняя, что перемещения (переселения) связаны со сменой мест жительства на продолжительный срок. Ещё более сужая термин, он убирает внутрипоселенные миграции, увеличивая расстояния и получая перемещения между населёнными пунктами. Толкование термина в широком смысле Л. Л. Рыбаковским гораздо «уже». В Демографическом понятийном словаре он говорит о законченном виде территориальных перемещений, совершающихся между разными населёнными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности. В узком смысле миграция представляет собой законченный вид территориального перемещения. Такое определение стало самым распространённым. Однако тенденция к двум подходам к пониманию миграции населения со временем перешла в одно комплексное определение, в которое автор вкладывает своё понятие миграции.

    Одно из определений, приведённых В. А. Ионцевым во «Введении в демографию», звучит как «географическая мобильность, влекущая за собой изменение обычного места жительства между определёнными политическими или статистическими пунктами, или же между районами проживания различного типа». Интересно также и такое определение миграции: «одна из форм движения населения, при которой перемена места жительства на более или менее значительное расстояние и время сопровождается общественно значимыми экономическими, социальными, демографическими и другими последствиями (позитивными и негативными, явными и скрытыми, текущими и долгосрочными и т. д.)». Последнее определение дифференцирует собственно территориальное перемещение и последствия, которые, по сути, изучаются другими науками. Практически каждое из определений подчёркивает географический, пространственный характер явления. Сам автор характеризует миграционное движение как совокупность межпоселенных территориальных передвижений.

    В «Социологии миграции» Т. Н. Юдина указывает, что термин «миграция» связан с английским глаголом «путешествовать пешком, странствовать». В широком смысле миграция есть совокупность перемещений с целью перенести место пребывания кого-либо.

    С наступлением во второй половине 1960-х гг. (и продолжавшимся до середины 1970-х гг.) «ренессансом» в изучении миграции населения связано большое количество определений этого явления и попыток их классификации. Активизация изучения миграции населения привела к применению множества различных терминов. Миграцию стали называть территориальным, географическим, пространственным явлением, определяя её как мобильность или как подвижность, она же движение, перемещение, переселение, перераспределение и т. п. Однако, под такое определение попадает и социальная мобильность вплоть до текучести кадров. Отсутствие договорённости о терминах мешает определению предмета и способствует появлению множества по сути пустых дискуссий, поэтому в итоге из широкого смысла понятия большинство авторов всё же вычеркнули то, что не связано с территориальным перемещением.

    Из-за возникающей путаницы и большого количества подходов зачастую авторы в своих работах вынуждены оговаривать, что они понимают под миграцией населения. Исходя из цели работы, определение сужается: «Под миграцией населения мы подразумеваем любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит притягивающих или выталкивающих».

    Классификации миграции всегда содержат в себе географический (территориальный) признак. Т. И. Заславская выделяет в отдельную группу «неуправляемые» факторы, то есть факторы природной, географической среды (природа, географическое положение и обжитость местности). Л. Л. Рыбаковский в «неуправляемые» факторы, помимо природных условий, выделяет транспортно-географический. Среди факторов миграции в классификации В. И. Переведенцева, на которую опираются большинство исследователей, присутствует природный (естественно-географический). В него автор включает климатические, отдельно географические, почвенные, гидрологические, геологические, фитогеографические и зоогеографические условия.

    Л. Л. Рыбаковский в своей монографии «Миграция населения. Три стадии миграционного процесса» отмечает, что в отличие от естественного движения миграция представляет собой пространственное движение населения, изменение его территориального распределения, т. е. географии.

    Занимаясь теоретическими и практическими вопросами миграционных исследований, учёные сегодня выделяют различные науки, изучающие этот феномен, и, следовательно, дифференцируют подходы. Трудно найти другую тему в социальных науках, более предрасположенную к междисциплинарному осмыслению, чем изучение миграции населения. Ещё в середине 1970-х гг. среди отраслей знания, изучающих миграцию населения, помимо географии, выделяли антропологию, демографию, экономику, историю, правоведение, политологию, социологию. В структуре самой географии это был предмет географии населения (геодемографии). Чтобы определить роль географии в изучении миграции, рассмотрим, в какую очередь её упоминают различные исследователи.

    Седьмое место географическому подходу в изучении миграции населения отдаёт Т. Н. Юдина, специалист в области социологии миграции. При этом очерёдность следующая: экономический, демографический, миграционный, социологический, политический, системный, географический, экологический, исторический, этнографический, психологический, биологический, генетический, философский, юридический, типологический. Автор справедливо замечает, что выбор подхода зависит от задач, которые ставятся перед исследователем.

    Социолог Е. А. Ладан в работе «Методология анализа миграционных процессов» на первое место среди подходов ставит географический, и уже после: исторический, политический, экономический и др., в т. ч. и демографический.

    Специалист в области коммерции и логистики, экономист И. С. Метелев приводит такую последовательность наук: экономика, демография, география, социальная психология, этнология, статистика, история, уделяя географии почётное третье место.

    На то же третье место американский географ Микаэл Самерс в книге «Миграция» ставит географию, после антропологии и экономики, но перед политологией и социологией.

    Историк Д. Н. Кулешов, говоря о теоретическом и прикладном аспекте изучения миграции, ставит географию на шестое место из семи: демография, история, социология, психология, экономика, география, этнология.

    Если не принимать во внимание экономику, то можно утверждать, что серьёзную конкуренцию географии в исследованиях миграции населения может составить только демография. На этот счёт в учебнике по демографии В. А. Борисова есть интересное уточнение: «наиболее спорным, очевидно, может показаться исключение из предмета демографии миграционных процессов. Почти все учебники по демографии, как отечественные, так и зарубежные, содержат разделы о методах исследования миграции. Однако это лишь пережиток времён универсальной статистики, пытавшейся охватить всё общество целиком. Фактически же включение миграции в предмет демографии всегда было лишь декларативным. На деле всегда существовало зримое «разделение труда» между учёными, изучавшими естественное воспроизводство населения, и теми, кто изучал миграционные процессы. Между миграцией и воспроизводством населения есть существенные качественные различия, обуславливающие соответствующие различия и в методах исследования, и в профессиональной подготовке исследователей. Эти процессы различаются и по характеру воздействующих на них факторов. Так, в миграционных процессах значительно сильнее, чем в воспроизводственных, роль географических факторов (природных условий, климата, размещения производства, социальной инфраструктуры и т. п.). В воспроизводственных же процессах более значительна по сравнению с миграционными процессами роль биологических факторов. Миграция населения это прежде всего миграция рабочей силы. Поэтому при изучении миграционных процессов очень важны знания в области экономики и социологии труда, которые при изучении воспроизводства населения малоприменимы».

    Таким образом, главная характеристика миграции, с которой согласны все исследователи, это - перемещение в пространстве. Миграция - сложный общественный процесс, затрагивающий практически все стороны социально-экономической, политической и культурной жизни целых народов и оказывающий огромное влияние на состояние демографической структуры общества. Вместе с тем обычно миграция является хорошим индикатором благополучия или, наоборот, неблагополучия различных сфер бытия в этих регионах.

    1.2 Последствия миграции


    Миграция населения играет важную роль в мировой экономике. Она приводит к масштабным структурным изменениям в производительных силах и производственных отношениях. Оценивая последствия миграции населения на мировом и национальном уровнях, большинство ученых отмечают преимущественно положительное влияние миграционных процессов (рис. 1).

    Сторонники глобальной миграции населения считают ее положительным явлением. Делая акцент на ее роли в развитии международного рынка труда, они недооценивают безопасность внутренних рынков, на которых цена труда в несколько раз ниже и происходит депрофессионализация, возникает дефицит квалифицированных специалистов.

    Современный этап развития мировой экономики характеризуется стабильным ростом масштабов миграции, что обусловлено рядом факторов.

    Английским ученым Э. Равенштайном, который одним из первых начал исследовать миграционные процессы, была разработана теория факторов движения населения. В своей работе «Законы миграции населения» он объяснял миграцию населения действием факторов «притяжения - выталкивания»: неблагоприятные условия на одной территории (безработица, высокие налоги, жесткое законодательство и др.) «выталкивают» людей с места проживания, а благоприятные условия на других территориях «притягивают» их.

    Рис. 1. Роль миграции населения в мировой экономике


    На современном этапе все факторы притяжения и выталкивания условно можно поделить на пять групп: экономические, политические, социальные, культурные и экологические.

    К экономическим факторам, прежде всего, относят уровень заработной платы, качество жизни, уровень безработицы, уровень развития экономики и тип налоговой системы. Наиболее влиятельным фактором, который побуждает население к миграции, является уровень заработной платы. Следующим по важности выступает уровень безработицы.

    Экономические последствия миграции населения для каждой страны оцениваются индивидуально. Они имеют положительные и отрицательные стороны, как для стран-доноров, так и принимающих стран, однако среди них выделяют основные, которые свойственны практически всем странам.

    Для страны-донора положительными последствиями являются: получение миграционного капитала, стимулирование развития финансово-банковского сектора, сокращение дефицита платежного баланса, повышение квалификации мигрантов, сокращение безработицы населения, экономия государственных средств на социальные мероприятия поддержки безработных.

    Миграционный капитал является значительным инвестиционным источником поступлений валюты в национальную экономику. В развивающихся странах миграционный капитал значительно превышает объемы международной технической помощи и выступает эффективным инструментом борьбы с бедностью. Благодаря созданию мультипликационного эффекта растет потребительский спрос населения, а рост потребления увеличивает доходы бюджета через уплату прямых и непрямых налогов, что в целом способствует оживлению экономики страны. В результате масштабных потоков миграционного капитала осуществляются структурные и технологические преобразования в финансово-банковском секторе развивающихся стран.

    Последствием миграции населения является ослабление напряжения на рынке труда страны-донора, уменьшается уровень зарегистрированной и скрытой безработицы.

    В отдельных случаях перспектива эмиграции может привести к частичному повышению человеческого потенциала в стране происхождения. Спрос на высококвалифированных работников на международном рынке труда стимулирует потенциальных эмигрантов повышать свою квалификацию. Феномен увеличения численности образованных людей в стране эмиграции называется «оптимальной утечкой умов». Работники могут рассчитывать на получение более высоких доходов за границей, поэтому они мотивированы на получение образования.

    Среди отрицательных последствий миграции населения для стран-доноров следует выделить потерю квалифицированных специалистов, дополнительные расходы на подготовку специалистов, рост цен на товары и услуги на внутреннем рынке, снижение объемов производства, недополучение налогов, усиление зависимости от иностранного спроса на рабочую силу.

    Образовательная система, которая функционирует в основном за счет средств государственного бюджета, осуществляет подготовку специалистов, которые будут создавать добавленную стоимость за пределами страны. Кроме того, неконтролируемая миграция ухудшает профессионально-квалификационную структуру трудовых ресурсов страны и не позволяет осуществлять их планирование.

    В результате «утечки умов» в стране возникает дефицит отдельных категорий специалистов и возникает проблема их подготовки, что требует дополнительных расходов.

    Рост цен на товары и услуги на внутреннем рынке страны-донора происходит в результате увеличения валютных ресурсов отдельных домохозяйств без соответствующего повышения покупательской способности основной массы населения.

    Мигранты в наиболее производительный период жизни не принимают участие в создании национального дохода. Массовая миграция не способствует наполнению пенсионного и социальных фондов из-за отсутствия отчислений из заработной платы мигрантов. Государство теряет трудовой потенциал, что приводит к негативным социально-экономическим последствиям.

    Миграция населения - это многомерный процесс, который оказывает неоднозначное влияние на различные сферы экономики принимающей страны. Положительные последствия миграции населения заключаются в получении дешевой и молодой рабочей силы, экономии средств на подготовку специалистов, преобладании интенсивного типа экономики, стимулировании внутреннего спроса со стороны мигрантов.

    Перспектива получения дешевой и молодой рабочей силы создает заинтересованность со стороны работодателей, поскольку позволяет экономить финансовые ресурсы. Причем наемные работники получают заработок, который значительно выше, чем в собственной стране. Мигрируют в основном трудоспособные молодые люди в высокоразвитые страны, в которых наблюдается тенденция старения населения и дефицит работников в отдельных секторах рынка труда.

    Получение подготовленных специалистов положительно влияет на эффективность производства принимающей страны, потому что приводит к повышению конкуренции на внутреннем рынке труда и позволяет работодателям выбирать квалифицированных работников, которые ориентируются в современных технологиях. Местные производители получают возможность внедрять в производство новые технологические решения, не расходуя при этом средства на переквалификацию и обучение персонала.

    Правильно построенная миграционная политика способствует повышению эффективности труда, наполнению государственного бюджета и ускоряет экономический рост принимающей страны.

    Среди отрицательных последствий миграции населения для принимающих стран следует отметить проблемы, связанные с социальной защитой эмигрантов; проблемы трудоустройства местного населения; наличие нелегальных мигрантов; отток национальной валюты.

    Миграция создает для принимающей страны дополнительные проблемы, связанные с социальной защитой эмигрантов. Государственное регулирование международных экономических отношений способствует решению проблем социальной защиты эмигрантов. Стремление каждой страны защитить своего гражданина за границей требует соответствующего отношения со стороны других стран.

    Обостряется проблема поиска места работы для местного населения принимающей страны. Образование «двойного» рынка труда приводит к усилению конкуренции и снижает цену труда на внутреннем рынке.

    Нелегальные мигранты провоцируют развитие криминала в принимающей стране, подрывают правовую систему. Эмигранты для избегания депортации избегают контактов с органами власти и правопорядка страны.

    Миграция населения приводит к оттоку из принимающей страны национальной валюты в форме вывоза или перевода.

    Интересы стран-доноров и принимающих стран тесно переплетаются по многим аспектам. Важной особенностью является то, что регулирование миграции населения осуществляется не менее, чем между двумя субъектами, которые влияют на разные стадии перемещения населения и не редко преследуют противоположные или не совпадающие интересы.

    1.3.Специфика миграции в России


    Усложнение политической обстановки в мире, события 2014 вокруг Украины и Крыма, рост экстремизма и война Сирии, миграционный кризис в Европе существенно повлияли на международное положение и на социально-экономическую ситуацию многих стран, в том числе и России. Падение цен на нефть, девальвация рубля, введенные против России санкции - ослабили экономику страны во многом связанную с импортом сырья и экспортом основных товаров. Снижение уровня жизни, подорожание основных продуктов питания, лекарств, коммунальных платежей определенным образом отразилось и на миграционной ситуации. По официальным данным, к концу 2014 - началу 2015 г. в стране работало около 3,5 млн иностранных граждан. И динамика притока мигрантов в РФ последние годы была положительной. В результате вступления России в состояние внешнеполитического кризиса и внутриполитической нестабильности количество мигрантов из Средней Азии в начале 2015 г. снизилось. Это отмечает в своем заявлении агентства «Русской службы новостей» П. Коваленко бывший руководитель межрегионального союза защиты прав трудовых мигрантов: «Поток в Россию уменьшился из-за курсов валют. Южные страны активно поехали в Казахстан. Там зарплата продавца при графике 5 дней в неделю - $1200, это конкретная цифра в Алма-Ате за конец января». Однако в целом за 2015-2016 гг. ситуация с миграцией в Россию значительно не снизилась. В. Мукомель в своем исследовании о характере и динамике миграции в России отмечает: «Однако взбудораженное резким падением национальной валюты и алармистскими предсказаниями общественное мнение было убеждено в массовом исходе гастарбайтеров. Трудовые мигранты в массе своей благополучно вернулись в начале 2015 г. - их присутствие если и сократилось, то довольно незначительно - по оценкам, в пределах 10 %». В определенной мере этому способствовал приток мигрантов-беженцев с Украины, не ослабевает поток нелегальной миграции из Китая, трудовых мигрантов из стран Средней Азии.

    Новые правила выезда и выезда в России, введенные в 2015 году были призваны упорядочить неконтролируемые миграционные потоки, и новые меры уже принесли определенные результаты. По словам руководителя службы ФМС К. Ромодановского, «в первые дни января 2015 г. число мигрантов сократилось на 70 %. Сейчас снижение числа въезжающих в Россию прекратилось. Выезд иностранцев по сравнению с 2014 годом увеличился на 14 %. По словам руководителя ФМС происходит и своеобразная «смена лиц» мигрантов, увеличилось количество мигрантов из Украины, Молдовы, в Россию стали чаще надолго въезжать граждане Китая, Южной и Северной Кореи.

    Сложное внешнеполитическое и экономическое положение, изменение миграционного законодательства - факторы, которые способствовали некоторому оттоку внешних мигрантов на юге России, но не сократили число внутренних, в том числе, из республик российского Кавказа. Напомним, что Южный федеральный округ, наряду с Центральным и Северо-Западным, имеет положительное сальдо миграции как по международной, так и по внутрирос- сийской миграции, за счет миграции с территорий Кавказа. Как отмечает в своем исследовании социолог Л.Л. Рыбаковский, «Северный Кавказ является довольно замкнутым в миграционном отношении регионом страны - миграционный обмен между регионами протекает, прежде всего, в его пределах. Для Адыгеи основными миграционными партнерами по прибытию являются Краснодарский край и Карачаево-Черкесия; для Дагестана - Ставропольский край, Калмыкия и Астраханская область; для Ингушетии - Северная Осетия; для Кабардино- Балкарии - Северная Осетия, Карачаево-Черкесия и Ставропольский край; для Ставропольского края - Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Дагестан, Калмыкия и Астраханская область; для Краснодарского края - Адыгея, Карачаево-Черкесия, Ростовская область и Ставропольский край. Высокие показатели коэффициента интенсивности межрегиональном обмене на Северном Кавказе связаны с устойчивой тенденцией формирования миграционных потоков в регионе на основании этнического признака». Причинами привлекательности Южного округа для мигрантов c Кавказа является его климатические условия, развитость сельского хозяйства, торговли, наличие родственных исторических связей между регионами юга Росси и Кавказа, высокая степень толерантности титульного населения особенно в поликультурных регионах, где пересекаются традиции христианства, ислама и буддизма. Кавказ оказывается, по выражению А.П. Романовой, «вечным фронтиром», будучи в прошлом завоеванным Россией и активно наступающем на ее территории в современную эпоху.

    Миграция народов из республик Кавказа, конечно, имеет большие отличия от трудовой миграции из стран Средней Азии: большая часть приезжих не стремится найти работу в сельском хозяйстве или строительстве, а ориентирована на бизнес, торговлю, транспорт. По словам Ю.О. Сулягиной, наряду с долгосрочными, слабо подверженными изменениям факторами особое значение для политики интеграции приобретают интеграционный потенциал принимающего общества, адаптивные возможности мигрантов. При этом следует признать, что приток внутренних мигрантов позволяет южным российским городам сохранять положительный прирост населения, несмотря на низкую рождаемость среди титульного населения и отъезд молодежи в столицы. Южный округ по-прежнему остается принимающим регионом с положительной демографической динамикой, несмотря на то, что в целом по России демографическая ситуация за последние десятилетия существенно осложнилась: так согласно расчетам РБК и данных РОССТа, «Численность жителей 14 городов сократилась более чем наполовину (если в этот список включить населенные пункты, потерявшие статус города, то их число вырастет до 18); около 200 городов потеряли более четверти населения». В тоже время демографическая ситуация в городах Южного федерального округа остается положительной, не малую роль в этом играет и фактор внутренних переселений. Как отмечает в своем исследовании проблем современной миграции и миграционного законодательства Т.Н. Юдина, «сегодня значительная часть трудовых мигрантов - гастербайтеров находятся в России на самом деле не в гостях, а являются де-факто или де-юре ее постоянными жителями. Помимо самих трудовых мигрантов к этой категории также относятся их дети». Высокая рождаемость в семьях мигрантов, прибывших в российские города на постоянное место жительства, так или иначе, способствуют развитию социальной инфраструктуры регионов, формируют потенциальную рабочую силу, роль которой еще не проявила себя (второе поколение мигрантов в России еще не вступило в трудоспособный возраст).

    В России также наблюдается смешенная миграция, в которой участвуют как беженцы из Украины, так и трудовые мигранты и нелегалы. Главным образом, это люди, которые стремятся улучшить свое экономическое положение.

    Изучение миграционной ситуации показывает, что возникающие тенденции в современном обществе связаны с глобализацией, локализацией, а также образованием нового типа социальных образований, гетеротопных пространств, возникших на основе культурных включений. Здесь решаются экономические проблемы для каждой из сторон, участвующих в коммуникации и диалоге: стабильность для мигрантов, трудовые ресурсы для стран с низкой рождаемостью и высокой продолжительностью жизни собственного населения. Но при этом здесь обостряются социальные и этно-конфессиональные противоречия, связанные с тем, что стороны представляют собой культуры, различные по степени секуляризации жизни, системе ценностей, развитию правового сознания и образования, стремящиеся к доминированию и сохранению своей аутентичности. Управление такими сообществами нуждается в создании особых правовых и социальных инструментов, позволяющих сохранить принимающую культуру и ее достижения, а также повысить безопасность и качество жизни мигрантов (относительно тех условий, из которых они уехали).

    Глава 2. Внешняя миграция

    2.1. Содержание внешних миграций


    Внешняя миграция населения территориальное перемещение людей, связанное с пересечением внешних границ с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под воздействием каких факторов оно происходит.

    В странах, где внешние миграции населения приобретают массовый характер, они могут оказывать существенное воздействие на его общую численность. Так, в истории США, Канады, Австралии были отдельные периоды, когда механический прирост населения превышал естественный прирост. В Израиле миграционный приток обеспечивает до 2/3 общего увеличения числа жителей. Обратный пример представляет собой Ирландия, которая пережила три волны массовой эмиграции. Причиной первой из них явился «картофельный голод» 40-х гг. XIX в. В результате только в 1840-1900 гг. численность населения этой страны уменьшилась с 8,2 до 4,5 млн. человек.

    Неточно сводить миграционные процессы лишь к миграции рабочей силы. Хотя в периоды стабильного общественного развития главным видом и движущей силой при территориальном передвижении является состояние рынков труда в различных регионах. Однако бывают достаточно продолжительные периоды так называемой вынужденной миграции, вызываемой воздействием выталкивающих факторов, к которым следует отнести военные конфликты, политические решения, глобальное экономическое реформирование.

    Население или группы людей, участвующие в процессе переселения обладают теми же социально-экономическими и демографическими характеристиками, что и постоянное население. Однако половозрастная структура населения, участвующего в миграционных процессах, структура по уровню образования и многие другие характеристики резко отличаются от тех, которыми обладает постоянное население. Поэтому, в случае, когда миграция приобретает масштабные размеры, она оказывает существенное воздействие на все воспроизводственные, а также социальные и политические процессы.

    Миграция это процесс, меняющий «рисунок» расселения в отдельных странах, на континентах и даже во всем мире. Она оказывает большое влияние на демографическую ситуацию, как в районе выхода, так и в районе вселения. Миграция приводит к сдвигам в возрастной структуре населения, в уровне рождаемости и смертности. Мигранты, с одной стороны, привносят свое демографическое поведение в места вселения, а с другой воспринимают в определенной мере демографические установки населения районов вселения. В целом же миграция является тем фактором, благодаря которому может сложиться более равноценная демографическая ситуация в различных регионах.

    Если в 20-30-е гг. XX в. международные миграции носили в основном экономический характер, то массовые перемещения населения в 40-е гг. были связаны с военными действиями, с изменением границ государств и различными политическими причинами. Миграция такого типа осуществлялась в Центральной Европе, на Индостанском полуострове, на Ближнем Востоке, в некоторых районах Восточной Азии. Основная часть этих переселений завершилась к 1950 г. или вскоре после этого. С 50-х гг. начался период, когда в миграциях (кроме Азии и Африки) вновь стали преобладать причины экономического характера.

    В. В. Покшишевский предложил различать два вида миграций. Во-первых, это переселенческие миграции, направлявшиеся в те страны, где имелись неосвоенные территории. Больше всего таких мигрантов (свыше 20 млн.) дала Великобритания, затем шли Германия, Италия, Испания, Франция, Скандинавские страны, Ирландия, Польша, Россия. А расселялись они в США, Канаде, Бразилии, Аргентине, Австралии, Южной Африке. Во-вторых, это миграции, связанные с договорной контрактацией рабочей силы. В наши дни международная миграция рабочей силы, вызываемая перенаселением в десятках слаборазвитых стран и районов, приняла значительные масштабы. В начале 90-х гг. только в странах Запада насчитывалось не менее 25 млн. трудящихся-мигрантов, наполовину выходцев из развивающихся стран. Другие крупные центры возникли в США, странах Персидского залива, ЮАР.

    Экономические причины лежат в основе и такого миграционного явления, как «утечка умов». Начало ему было положено еще после второй мировой войны, когда из Германии в США было вывезено несколько тысяч специалистов в области физики, ракетостроения и др. Кульминация «утечки умов» наступила в 60-70-х гг. - главным образом в США, но также во Францию, Великобританию, Канаду. Наряду с продолжавшимся оттоком ученых из Европы, увеличился их отток из развивающихся стран. Уже к началу 80-х гг. в странах Запада работало более полумиллиона ученых, инженеров, врачей, других специалистов из Азии, Африки и Латинской Америки; примерно половина из них «осела» в США.

    Наряду с экономическими, внешние миграции нередко вызываются и политическими причинами. Примеры подобного рода эмиграция почти полумиллиона граждан, преимущественно «интеллектуалов» (Альберт Эйнштейн, Лион Фейхтвангер, Энрико Ферми и др.) из фашистской Германии и Италии, из франкистской Испании. Политическая эмиграция в широких масштабах имела место также в дореволюционной России и СССР, на Кубе, во Вьетнаме, в Камбодже, многих других странах.

    После поражения фашистской Германии почти 10 млн. немцев были переселены из стран Восточной Европы в ФРГ, ГДР и Западный Берлин. Крушение колониальной системы в 50-70-х гг. привело к оттоку белого населения из бывших колоний в метрополии.

    Несмотря на крайнее разнообразие подходов к классификации и самих классификаций факторов миграции, все специалисты единодушны в том, что побуждают к переселению преимущества в условиях жизни в регионе вселения по сравнению с регионом выезда.

    Понятием «условия жизни» объединяется вся окружающая человека среда природная и социальная. Под факторами понимается лишь часть условий, которые воздействуют на процесс миграции. Все эти факторы можно подразделить на две большие группы:

    ·факторы притягивающие, побуждающее население переселяться в те регионы, где качество жизни, благодаря набору природных и экономических условий будет выше, чем в регионе предыдущего проживания;

    ·факторы выталкивающие, складывающиеся в регионах постоянного проживания, воздействие которых делает невозможным дальнейшее проживание в данном регионе.

    Как правило, действуют одновременно обе группы факторов, но решающее значение имеют отнесенные к первой группе. А тогда, когда определяющими становятся факторы второй группы, миграция приобретает характер вынужденной.

    Для определения методологических подходов к разработке миграционной политики наиболее актуальной представляется разработанная Л.Л. Рыбаковским теория трехстадийности миграционного процесса, которая позволяет понять сущность миграции населения. В соответствии с этой теорией миграционный процесс состоит из трех стадий:

    -исходная, или подготовительная стадия, представляющая процесс формирования территориальной подвижности населения;

    -основная стадия, или собственно переселение населения;

    -заключительная, или завершающая стадия, выступающая как приживаемость мигрантов на новом месте.

    Из всей демографической статистики наименее разработана именно статистика о внешней миграции, которая скуднее и менее точна по сравнению с внутренней миграцией. Данные, полученные при пограничном контроле, наиболее применяющийся способ получения информации.

    С другой стороны, статистические сведения, характеризующие миграционное движение, неполны, поскольку в них речь идет о зарегистрированном переселении на постоянное место жительства. Трудность заключается и в состоянии исследований в области миграции. Специальной литературы по теории факторов и последствий миграции очень мало. Поэтому отсутствуют не только теоретические основы современной миграционной политики, но и сама такая политика.

    2.2. Внешняя миграция в России


    Современная внешняя миграция складывается из трех основных миграционных потоков: иммиграция в Россию населения из стран ближнего зарубежья; более слабый поток выезда эмигрантов из России в страны ближнего зарубежья; эмиграция из России в страны дальнего зарубежья (ДЗ).

    Под трудовой миграцией в Россию мы понимаем внешнюю трудовую миграцию, т. е. временную миграцию экономически активного населения зарубежных стран в Россию с целью трудоустройства на ее территории. Соответственно, трудовой мигрант, или трудящийся-мигрант, - «лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является». В широком смысле к трудовой миграции можно отнести всех международных мигрантов трудоспособного возраста, так как их въезд и выезд непосредственно изменяет численность трудовых ресурсов России.

    В 2014 г. в Россию прибыло 578 511 тыс. международных мигрантов трудоспособного возраста, а выбыло 308 475 тыс. (миграционный прирост - 270 036 тыс. чел.). Лица трудоспособных возрастов составили в 2014 г. 74,6 % (201 595 тыс. чел.) всего миграционного прироста, в том числе среди мужчин доля лиц трудоспособных возрастов составила 43,7 % (118 068 тыс. чел.) от миграционного прироста, а среди женщин - 30,9 % (83 527 тыс. чел.). В соответствии с данными фактами международная миграция, регистрируемая по месту жительства, по-видимому, в большой степени является именно трудовой миграцией.

    Иностранная рабочая сила привлекается в современную Россию более чем из 140 стран. Трудовые мигранты составляют большую часть от числа всех мигрантов, въехавших в РФ. Характер и интенсивность внешней трудовой миграции обусловлены целым рядом разнообразных и взаимосвязанных факторов, таких как неравномерность мирового экономического развития, неравенство доходов и возможностей между промышленно развитыми и развивающимися странами, географические условия, уровень безработицы, численность населения, показатели рынка жилья и т. д.

    Объективными причинами притока иммигрантов из ближнего зарубежья являются более стабильное экономико-социальное положение и высокий уровень жизни населения в России по сравнению со странами СНГ, общность менталитета, культуры, языка, безвизовый режим пересечения границы, а также емкость российского рынка труда. Отметим, что главная трансформация специфики миграционных процессов, происходящих на постсоветской территории, обусловлена тем, что ранее, в период существования единого государства, они подпадали под определение внутренней миграции. Теперь же это внешние миграционные процессы, происходящие между государствами - участниками СНГ на фоне достаточно активного внешнего миграционного обмена между странами Содружества и другими государствами. В бывших союзных республиках, ныне независимых государствах нового (ближнего) зарубежья высока распространенность и знание русского языка.

    Российская Федерация проявляет свою заинтересованность в приеме мигрантов, что обусловлено демографической ситуацией, а также недостатком кадров в ряде производств по отдельным профессиям и специальностям. Внешняя трудовая миграция начиная с 2000-х гг. стала наиболее многочисленным миграционным потоком на фоне всех других (миграции на постоянное место жительства, переселения соотечественников, беженцев и ищущих убежище). Существенно выросла официальная часть миграционного трудового потока. Данный рост потока трудовой миграции был связан с изменениями миграционного законодательства - либерализацией 2007 г. (был существенно изменен основной закон, определяющий пребывание и труд мигрантов в РФ; разрешения на работу стали получать сами трудовые мигранты из безвизовых стран, а не их работодатели, а миграционный учет из разреши разрешительного стал уведомительным) и нововведениями 2010 г. (появлением патентов, дающих право на работу у физических лиц, и преференций для высококвалифицированных специалистов).

    Для осуществления легальной трудовой деятельности в России внешние мигранты должны получить один из следующих видов разрешительных документов:

    разрешение на работу в РФ (предназначено для работы у юридических лиц; для мигрантов как из визовых, так и из безвизовых стран; выдается в пределах квот, получаемых работодателями);

    патент (предназначен для работы только у физических лиц; выдается лишь мигрантам из безвизовых стран; не квотируется);

    разрешение на работу для квалифицированных специалистов (предназначено для работы у юридических лиц; для мигрантов как из визовых, так и из безвизовых стран; выдается строго в рамках перечня профессий/специальностей, ежегодно утверждаемого Минтрудом; не квотируется);

    разрешение на работу для высококвалифицированных специалистов (предназначено для работы у юридических лиц; для мигрантов как из визовых, так и из безвизовых стран; выдается по критерию годовой зарплаты определенного уровня; не квотируется).

    Экономический кризис несколько сократил число легальных трудовых мигрантов в 2009-2010 гг. (1 473 и 1 640,8 тыс. чел. соответственно). Несмотря на послекризисное восстановление российской экономики, по данным ФМС России, количество оформленных разрешений на работу в 2010 г. составило только 1,64 млн. Численность трудовых мигрантов, оформивших разрешение на работу в 2011-2012 гг., составила 1 219,8 и 1 403,6 тыс. чел. соответственно. В 2013 г. в РФ трудилось в совокупности около 3 млн иностранных трудовых мигрантов, получивших различные разрешительные документы для легального трудоустройства, что составляет примерно 4 % от занятого населения в РФ. Еще столько же, по оценкам экспертов, трудилось нелегально.

    По данным Минтруда России, потребность в привлечении иностранных работников, заявленная органами исполнительной власти субъектов РФ на 2013 г., составляла 1 224 185 чел., в 2014 г. - 1 142 110 чел. Однако для обеспечения возможности корректировки объемов квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу на следующий год предусмотрено установление резерва объема квоты в размере 30 % от общего объема квот - 489 476 разрешений на работу.

    Таким образом, предлагалось определить потребность РФ в привлечении иностранных работников на 2014 г. в размере 1 631 586 чел., что составляет 93,5 % от соответствующей квоты на 2013 г. В связи с повышением спроса на квалифицированную рабочую силу, в 2014 г. квалифицированные рабочие кадры из числа иностранцев составили 82,4 % от общей потребности в иностранных работниках, в то время как в 2013 г. этот показатель составил 79 %.

    Данные ЦБДУИГ (Центрального банка данных учета иностранных граждан), опубликованные на сайте ФМС, свидетельствуют о том, что на 2 октября 2015 г. в России одномоментно находилось 3,8 млн чел., заявивших целью своего въезда работу по найму (т. е. трудовых мигрантов).

    На основании Постановления Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1359 потребность в привлечении иностранных работников на 2016 г. определена в размере 213 929 чел. (77,6 % от потребности, определенной на 2015 г.)

    Состояние миграционного прироста, а также воздействие миграционных потоков на экономику России характеризуется следующими показателями:

    миграционный приток в Россию в целом имеет тенденцию к сокращению (с 597 651 тыс. чел. в 1997 г. до 578 511 тыс. чел. в 2014 г.), цикличные периоды снижения которого совпадают с периодами экономического спада в 2003-2004, 2010 и 2014 гг.; снижению численности трудовых мигрантов способствовали и ограничения, введенные в 2014 г., в соответствии с которыми жители безвизовых стран СНГ могли работать в России не более 180 дней в течение года;

    структура миграционного притока в РФ выглядит следующим образом: около 80 % въехавших составляют граждане СНГ; 8-10 % въехавших - граждане государств Европейского союза; остальные приходятся на Китай, США и другие страны мира. Это обусловлено значительной привлекательностью российского рынка труда для более отсталых по уровню экономического развития стран СНГ, а не для передовых стран.

    Что касается оттока трудовых ресурсов из РФ (таблица 1), то он начал сокращаться с 232 987 тыс. чел. в 1997 г. до 145 720 тыс. чел. в 2000 г. и сохранял тренд сокращения до 2011 г. (36774 тыс. чел.). Следует отметить, что значительный рост миграционного оттока в 2012-2014 гг. (122 751-308 475 тыс. чел.) является результатом усиления институциональной структуры рынка труда, активизации мер государственного регулирования миграционных процессов, которые, по мнению А.А. Мигроняна, оказывают влияние только на легальную часть иммигрантов, что и отражает официальная статистика.


    Таблица 1- Показатели международной миграции в РФ за 1997-2014 гг., тыс. чел.

    19972005200620072008200920102011201220132014Прибыло в РФ - всего597 651177 230186 380286 956281 614279 907191 656356 535417 681482 241578 511В том числе:из стран СНГ547 386163 101170 851263 277261 170261 495171 940310 549363 955422 738517 480из стран ДЗ50 26514 12915 52923 67920 44418 41219 71645 98653 72659 50361 031Выбыло из РФ - всего232 98769 79854 06147 01339 50832 45833 57836 774122 751186 382308 475В том числе:в страны СНГ143 67535 41834 66930 72625 54220 32621 20622 56895 57214 7853257 324в страны ДЗ89 31234 38019 39216 28713 96612 13212 37214 20627 17938 52951 151Миграционный прирост (сальдо) по РФ - всего364 664107 432132 319239 943242 106247 449158 078319 761294 930295 859270 036В том числе:по странам СНГ403 711127 683136 182232 551235 628241 169150 734287 981268 389274 885260 156по странам

    ДЗ-39 047-20 251-3 8637 3926 4786 2807 34431 78026 54120 9749 880

    Миграционный прирост из стран СНГ и Грузии в 2010-2014 гг. показан в таблице 2.

    Доля иммигрантов из стран СНГ и Грузии от общей суммы миграционного притока в 2010 г. составила 98,3 %, в 2011 г. - 92,2 %, в 2012 г. - 93,3 %, в 2013 г. - 94,9 %.

    В современной России преобладают иммигранты из Центральной Азии. Лидерство по миграционному притоку в 2014 г. принадлежит иммигрантам из Казахстана - 15,6 % (40 768 тыс. чел.), Узбекистана - 14,1 % (36 733 тыс. чел.), Таджикистана - 7,4 % (19 340 тыс. чел.), Киргизии - 5,8 % (15 256 тыс. чел.), Туркмении - 0,9 % (2 598 тыс. чел.).

    По данным Росстата, доля иммигрантов из Украины составила 32,6 % (84 939 тыс. чел.) от общей суммы миграционного притока из стран СНГ, из Беларуси - 2,5 % (6 722 тыс. чел.), из Республики Молдова - 6,7 % (17 498 тыс. чел.).

    Также не сокращается миграционный приток из закавказских республик: из Армении - 9,2 % (23 953 тыс. чел.), Азербайджана - 4,7 % (12 350 тыс. чел.). В 2014 г. уровень иммигрантов из Грузии, которая учитывается как страна дальнего зарубежья, составил 1,6 % (4 178 тыс. чел.).


    Таблица 2 - Миграционный прирост из стран СНГ и Грузии в 2010-2014 гг., тыс. чел.

    20102011201220132014Миграционный прирост - всего158 078319 761294 930295 859270 036Из стран СНГ и Грузии155 520294 890275 310280 997264 334Азербайджан13 38921 06118 10217 24612 350Армения19 19231 74731 99832 17923 953Беларусь1 9957 56010 2493 7176 722Грузия4 7866 9096 9276 1124 178Казахстан20 53330 29836 66340 15640 768Киргизия20 26040 58624 10819 81215 256Молдавия11 19718 80718 64520 62817 498Таджикистан17 49434 01731 39333 64919 340Туркмения2 1784 3333 8873 8212 598Узбекистан23 26662 28656 34367 26636 733Украина21 23037 28636 99536 41184 939

    Таким образом, доля иммигрантов из стран СНГ и Грузии от общей суммы миграционного притока в 2014 г. составила 97,9 % (264 334 тыс. чел.), из стран Балтии (Латвия, Литва, Эстония) - 0,39 % (1 071 тыс. чел.), из других стран - 1,71 % (4 631 тыс. чел.).

    В половозрастной структуре иностранных трудовых мигрантов в России преобладают мужчины (около 90 %), причем подавляющая их часть - в возрасте от 18 до 39 лет (около 80 % всех мужчин-мигрантов). Такие показатели половозрастной структуры трудовых мигрантов связаны с тем, что на российском рынке труда из числа иностранных трудовых мигрантов востребованы прежде всего рабочие низкой квалификации в строительстве, сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте. Снизилась доля занятых в торговле, но заметно выросла занятость в сфере услуг. По данным официальной статистики, доля женщин хотя и немного росла на протяжении 2000-х гг., в последние годы колеблется в районе 13-15 % (в 2000 г. женщины в потоке трудовой миграции составляли 10 %). Недоучет женщин официальной статистикой объясняется в первую очередь их занятостью в неформальных секторах экономики (например, в качестве домашних работников), а также отсутствием острой необходимости официального оформления в России, так как они значительно реже мужчин подвергаются проверкам со стороны правоохранительных органов.

    Следует отметить, что прогнозируемое сокращение и старение рабочей силы в Российской Федерации может открыть новые возможности для трудовых мигрантов, работающих в качестве врачей, медсестер, ассистентов по уходу и предоставляющих другие социальные услуги, необходимые пожилым людям. Так как эти профессии, скорее всего, будут востребованы женщинами, гендерный баланс мигрантов из Центральной Азии, работающих в Российской Федерации, может стать гораздо ближе к среднемировому соотношению 50/50, чем тот баланс, который наблюдается сегодня.

    В последние годы происходит тенденция «омоложения» потока трудовых мигрантов в Россию: в 2000 г. доля самой молодой группы (18-29 лет) составляла четверть от всего потока трудовых мигрантов в Россию, начиная с 2007 г. возрастная группа от 18 до 29 лет стала преобладать над группой от 30 до 39 лет. В 2014 г. на данные возрастные группы приходилось около 54 % (313 244 тыс. чел.) общего потока иностранных трудовых мигрантов в Россию: 176 750 (30,5 %) и 136 494 (23,5 %) тыс. чел. соответственно. Это свидетельствует о том, что в странах происхождения в трудовую миграцию вовлекаются новые социальные группы - молодежь, получившая среднее и высшее образование.

    По сравнению со структурой населения России возрастная структура иммигрантов более молодая (в 2014 г. почти 82,8 % иммигрантов составляли лица трудоспособного возраста, тогда как среди населения России в целом лиц трудоспособного возраста около 59,2 %).

    Основная масса въезжающих в Россию в 2014 г. иностранных граждан по цели поездки отнесена к категории «в связи с работой» (187 500 тыс. чел.) и «по причинам личного, семейного характера» (200 153 тыс. чел.), среди последних «в связи с переменой места работы супруга(и)», «в связи с вступлением в брак», «к родителям», «к детям» и др.

    Удельный вес мигрантов с высшим образованием, впервые прибывших в РФ, снизился с 16,7 % в 2010 г. до 14,01 % в 2014 г. Аналогичная тенденция прослеживается в отношении мигрантов со специальным средним (профессионально-техническим) образованием, впервые прибывших в РФ: их доля снизилась с 23,5 % в 2010 г. до 21,3 % в 2014 г. Также снизился удельный вес рабочих, имеющих только общее среднее образование (с 33,7 до 29,4 %) и только начальное образование (с 2,3 до 1,9 %).

    Таблица 3- Распределение внешних трудовых мигрантов в возрасте 14 лет и старше по уровню образования, тыс. чел.

    ГодЧисло прибывшихВысшее профессиональноеСреднее профессиональноеСреднее общее (полное)Начальное общее2010175 59029 49541 28659 2994 1492011333 08647 67669 11394 6436 2422012390 43356 38385 441112 5847 2962013451 91958 59895 941145 6247 2512014539 74375 655115 034158 96810 619


    На российском рынке наблюдается массовая занятость иностранцев в неквалифицированном сегменте. Так, доля иностранных работников, официально занятых в качестве неквалифицированных рабочих, в 2012 г. составила 31 % от всех работавших иностранных граждан. Данные, приведенные в таблице 3, показывают, что мигранты из стран СНГ и других стран, как правило, заняты на работах, предполагающих более низкий уровень квалификации, чем тот, которым они обладают, и могут не иметь возможности в полной мере использовать свои навыки, образование или квалификации. Заметно снижение уровня владения мигрантами русским языком при общении в бытовой сфере. Спрос на труд мигрантов в Российской Федерации может возрастать по тем видам работ, которые ввиду неквалифицированного, сложного и опасного характера являются непривлекательными для российских рабочих. Например, такая ситуация находит отражение в отраслевом распределении разрешений на осуществление трудовой деятельности (квот), выданных мигрантам из Центральной Азии российскими властями в 2012-2014 гг. Около 70 % разрешений были выданы мигрантам на выполнение работ по рабочим специальностям в строительстве и добывающих отраслях (33 %), трудящимся- мигрантам с низким уровнем квалификации (21 %), а также мигрантам для работы в качестве операторов станков и механиков (14 %) (сравнительно нетехнологичный труд в промышленности). На фоне снижения доли занятых в торговле (с 13 % в 2009 г. до 9 % в 2012 г.) заметно выросла занятость иностранных работников в сфере услуг - с 4 % в 2009 г. до 17 % в 2012 г.

    Высококвалифицированные работники, такие как менеджеры (8 %) и агрономы (6 %), составляют относительно небольшую долю от общей численности мигрантов из стран Центральной Азии в России. Реально оценить квалификационный состав трудовых мигрантов достаточно сложно, поскольку многие из них работают не по своей специальности и ФМС России данные сведения не собирает.

    Сравнивая отраслевую структуру занятости иностранных мигрантов (по уведомлениям работодателей, заключивших договоры с мигрантами из безвизовых стран в 2014 г.) с отраслевой структурой занятости российских граждан, можно увидеть существенную разницу в долях занятых в строительстве, в торговле и на транспорте. Процент россиян, занятых в строительстве, в 4,5 раза ниже по сравнению с мигрантами из СНГ (7,6 % от всех занятых россиян против 34 % мигрантов). В то же время доли россиян, занятых в торговле и на транспорте, наоборот, заметно выше: в торговле 18,4 % против 8 %, на транспорте 9,5 % против 4 %. В 2014 г. доля иностранных мигрантов, занятых на горных и горно-капитальных, на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, составила 23 % и 26 % соответственно. Существенно отличается профессиональная структура занятости российского населения и иностранных мигрантов: доля руководителей среди россиян - 7 % (при 3 % среди иностранцев); квалифицированных рабочих различной специализации - 11 % (против 35 %); операторов, аппаратчиков и машинистов - 9 % (против 12 %); неквалифицированных рабочих, общих для всех отраслей экономики, - 8 % (против 26 %). Отмечается, что трудящиеся-мигранты играют роль «буфера» на рынке труда России: они первыми теряют работу по мере снижения спроса на рабочую силу в результате экономического спада.

    Что касается высококвалифицированных мигрантов, получающих разрешения на работу, то среди них преобладают граждане из визовых стран. По данным 2014 г., на первом месте были мигранты из Китая (14 % от всех оформленных разрешений ВКС), на втором - мигранты из Турции (9 %), далее - мигранты из Западной Европы (Франции, Германии, Великобритании - на долю этих трех стран пришлось 20 % разрешений для высококвалифицированных специалистов) и США (5 %). В сегменте высококвалифицированных специалистов, прибывших из стран СНГ, более двух третей приходится на граждан Украины.

    Иностранные трудовые мигранты по территории России распределяются неравномерно. Трудовые мигранты целенаправленно выбирают регионы, экономическое развитие которых происходит опережающими темпами по сравнению с остальной территорией Российской Федерации и в которых спрос на труд превышает его предложение местными работниками и число свободных вакансий превосходит численность безработных. Можно предположить, что важную роль играет величина средней заработной платы в регионе, а также наличие устойчивых мигрантских сетей.

    В России происходит процесс формирования мигрантских ниш занятости, которые «привязываются» либо к определенному виду занятий и работ, постепенно заполняя эту нишу в разных районах города, либо к определенной территории (месту, району и т. п.), постепенно «завоевывая» пространство и находящиеся на нем объекты занятости и городской инфраструктуры. В некоторых регионах внешняя миграция способствует ослаблению местных кадровых ресурсов. Территориальное распределение рабочей силы должно использоваться в целях сбалансированности рынка труда.

    В тройку лидеров среди федеральных округов по численности официально работающих внешних мигрантов входят: Центральный (11-14 % в общей численности занятых мигрантов), Северо-Западный (1013 %) и Уральский (6-8 %) федеральные округа. Необходимо добавить, что в среднем по России оценочная максимальная доля работающих внешних мигрантов составляет около 9 % в общей численности занятого российского населения. Тройка лидеров по оформлению патентов для работы у физических лиц в 2014 г. выглядит немного иначе: на первом месте, с огромным отрывом, Центральный округ (756 тыс.), на втором и третьем - Сибирский (208 тыс.) и Приволжский (161 тыс.), далее Южный (110 тыс.), Северо-Западный (107 тыс.), Уральский (95 тыс.).

    Больше половины официально работающих мигрантов устойчиво, на протяжении нескольких лет, концентрируется в пяти регионах: Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область (в миграционной статистике они рассматриваются как единое целое), Краснодарский край и Ханты-Мансийский автономный округ. К пятерке лидеров приближаются такие активно развивающиеся регионы, как Калужская область, Приморский край, Ямало-Ненецкий автономный округ.

    Глава 3. Проблемы миграционной ситуации России и пути их решения



    Миграционные процессы в России в минувшие двадцать лет после перехода к рыночной экономике определялись влиянием отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относят распад бывшего СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы страны, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно-политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда.

    В настоящее время миграция населения носит глобальный характер, определяемый тем, что за последние десять лет количество мигрантов в Россию увеличились в восемь раз, в результате она стала занимать 3 место по миру с наиболее обостренной миграционной ситуацией. Миграционные процессы за рыночный период функционирования государства стали вынужденными.

    Одной из важнейших проблем, стоящих достаточно остро в России, является проблема нелегальной миграции. В современных российских городах количество нелегальных мигрантов порой просто поражает. Так, согласно данным ФМС на начало 2014 года, количество нелегальных мигрантов в России превышает 4 миллиона человек, что составляет более 43% от общего числа иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации.

    Еще одной проблемой связанной с миграцией, в том числе незаконной, является проблема инфекционных заболеваний среди мигрантов. По данным ФМС, до 4,5% иммигрантов являются носителями опасных инфекций, в том числе СПИДа, туберкулеза, гепатита. Их лечение - дополнительная нагрузка на медицинские учреждения страны.

    Следующей серьезной проблемой, являющейся следствием миграции населения, считается обострение криминогенной обстановки в обществе. Так мигранты выступают в качестве источника пополнения террористических и экстремистских организаций. Однако, стоит отметить, что ухудшение криминогенной обстановки, обусловленной миграционными процессами, в целом характерно для крупных городов РФ.

    В настоящее время в РФ существуют проблемы, связанные и с внутренней миграцией. Так большинство переселенцев предпочитают покидать слаборазвитые в экономическом плане регионы и города. В поисках высокооплачиваемого места работы и благоприятных условий жизни, люди вынуждены перебираться в экономически более развитые города.

    Для решения вышеизложенных проблем необходимо предпринять комплекс мер, который позволит свести к минимуму все проблемы, связанные с миграцией.

    Разделим систему мероприятий на направления: внутренняя и внешняя миграция.

    Первое направление включает в себя необходимость внесения изменений в действующее законодательство, которые позволят иностранным гражданам с низким уровнем профессиональной подготовки въезжать в страну на строго определенный срок либо будет обязывать их повышать уровень своей квалификации. Для этого необходимо совершенствовать порядок въезда, пребывания и проживания на территории РФ иностранных граждан, усилить ответственность за нарушение миграционного законодательства, осуществлять мероприятия, направленные на совершенствование системы иммиграционного контроля, а также противодействовать организации каналов незаконной миграции. Помимо этого, важнейшим направлением регулирования внешней миграции в РФ является борьба с коррупцией, проведение информационной и разъяснительной работы в среде мигрантов, что требует не только совершенствования межведомственного взаимодействия внутри РФ, но и расширения межгосударственного взаимодействия в данной сфере.

    Также важным направлением регулирования внешней трудовой миграции является создание условий для адаптации мигрантов, а также совершенствование предоставления им различного рода услуг в области трудоустройства, правовой защиты, предоставления медицинских, социальных и образовательных услуг (прежде всего, улучшение владения русским языком, переобучение и повышение квалификации мигрантов).

    Для тех граждан иностранных государств, которые желают остаться проживать в России на длительный срок или на постоянной основе, необходимо выдвигать гораздо более строгие условия, включающие свободное владение русским языком, знание истории России и ее культуры и т.д. После переселения таких мигрантов в страну за ними некоторое время должен осуществляться контроль, что позволит убедиться в благонадежности этих мигрантов. В случае нарушения ими законодательства РФ должна последовать депортация. Также важнейшим в данном направлении является развитие взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с общественными объединениями, содействующими адаптации въезжающих на территорию РФ иностранных граждан.

    Для решении проблемы, связанной с эмиграцией российского населения, необходима реализация мероприятий, направленных, с одной стороны, на повышение престижа профессий ученых, исследователей и иных высококвалифицированных специалистов, а с другой - на привлечение в РФ квалифицированных специалистов из различных областей. На данном этапе развития в России должна осуществляться государственная поддержка ученых, предоставляться необходимые условия для ведения ими своей деятельности, в том числе и обеспечения их достойной заработной платой.

    Также необходимо регулировать процессы и внутренней миграции на территории РФ. В данном направлении необходимо стимулировать создание высокооплачиваемых рабочих мест для квалифицированных кадров в слаборазвитых городах, а также совершенствовать систему предоставления различного рода льгот для привлечения граждан в регионы РФ (в том числе регионы Сибири и Дальнего Востока), а также малые муниципальные образования.

    Таким образом, для современных российских городов характерны различные и достаточно серьезные проблемы, связанные с миграцией населения. Если не решать данные проблемы, то ситуацию в большинстве крупных городов будет и дальше обострятся и приводить к различным социальным конфликтам. Реализация предлагаемых мероприятий в сфере регулированию миграционных процессов будет способствовать развитию рынка труда в РФ и социально-трудовых отношений в РФ, а также в целом улучшению социально-экономической ситуации в стране.







    Заключение


    Миграционные процессы - постоянное явление на всех этапах человеческой истории. Их масштабы и направления движений обуславливаются конкретными социально-экономическими и политическими условиями. Чаще всего миграции населения были вызваны не одним каким-либо фактором, а целым комплексом.

    В процессе анализа внешних миграционных процессов в Российской Федерации за последнее десятилетие установлено следующее:

    1. в связи с естественной убылью населения России внешняя трудовая миграция в ближайшие десятилетия станет почти единственным источником пополнения трудовых ресурсов страны;
    2. структура миграционного притока в РФ выглядит следующим образом: около 80 % от въехавших составляют граждане СНГ (лидируют Украина, Узбекистан, Казахстан и Таджикистан); 8-10 % въехавших - граждане государств Европейского союза; остальные приходятся на Китай, США и другие страны мира;
    3. в половозрастной структуре иностранных трудовых мигрантов в России преобладают мужчины (около 90 %), причем подавляющая их часть - в возрасте от 18 до 39 лет (около 80 % всех мужчин-мигрантов);
    4. возрастная структура иммигрантов, по сравнению со структурой населения России, более молодая (в 2014 г. почти 82,8 % иммигрантов приходилось на лиц трудоспособного возраста, тогда как среди населения России в целом лиц трудоспособного возраста около 59,2 %);
    5. мигранты новых поколений, прибывающие в РФ из стран СНГ, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки;
    6. сравнивая отраслевую структуру занятости иностранных граждан с отраслевой структурой занятости российских граждан, можно увидеть, что процент россиян, занятых в строительстве, в 4,5 раза ниже по сравнению с мигрантами из СНГ, а доли россиян, занятых в торговле (18,4 % против 8 %) и на транспорте (9,5 % против 4 %), наоборот, заметно выше;
    7. среди высококвалифицированных мигрантов, получающих разрешения на работу, преобладают граждане из визовых стран (Китай, Турция, страны Западной Европы);
    8. иммигранты (за исключением высококвалифицированных специалистов) не влияют на уровень безработицы среди коренного населения в связи с тем, что занимают рабочие места, не востребованные местными жителями; они выполняют «черную работу», содействуя улучшению социально-статусной структуры занятости в стране;
    9. в тройку лидеров среди федеральных округов по численности официально работающих внешних мигрантов входят: Центральный (11-14 % в общей численности занятых мигрантов), Северо-Западный (1013 %) и Уральский (6-8 %) федеральные округа;
    10. больше половины официально работающих мигрантов концентрируются в пяти регионах: Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область), Краснодарский край и Ханты-Мансийский автономный округ.

    Миграционная политика Российской Федерации должна содействовать реализации стратегии политического и социально-экономического развития Российской Федерации, устойчивому социально-экономическому и демографическому развитию России и ее отдельных территорий, обеспечению национальной безопасности страны в соответствии с национальными геополитическими интересами. Россия пока не умеет с толком распоряжаться экономическими и социальными возможностями, которые дает миграция, между тем как негативные социальные эффекты миграции - двойные стандарты, равнодушие общества к эксплуатации «чужих», разыгрывание миграционной карты в политической борьбе, ксенофобия и неприязнь - проявились со всей очевидностью. Крайне запущенная демографическая проблема требует коренного изменения государственной миграционной политики России, страна никогда не будет процветающей и великой с быстро уменьшающимся и очень старым населением.


    Список использованных источников


    Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 09.10.2007 года № 1351 (#"justify">Близнюк В. Социально-экономические составляющие трудовой миграции // Государство и экономика. - 2014. - №4. - С. 20-32. (укр.).

    Богатырёва М. Р. Регулирование внешней трудовой миграции, как баланс интересов всех участников процесса // Инновации и инвестиции. - 2013. - № 7. - С. 170-173.

    Ионцев В.А. Классификация основных научных подходов в изучении миграции населения // Миграция населения. Вып. I: Теория и практика исследования. - М., 2001.

    Кованова Е.С., Эльдяева Н.А. Эконометрическое моделирование влияния внутренней трудовой миграции населения регионов Российской Федерации на основе панельных данных /Е.С. Кованова, Н.А. Эльдяева// В сборнике: Актуальные проблемы менеджмента и экономики в России и за рубежом. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 133-136.

    Мельник Т.М. Международная трудовая миграция: влияние на развитие мирового и национального хозяйства // Terra Economicus. - 2011. - №4-3. - С. 225-227.

    Миграционные процессы в России // Под ред. В.В. Локосова и Л.Л. Рыбаковского. М.: Экон-информ, 2014.

    Рыбаковский О.Л. Судоплатова В.С. Таюнова О.А. Вопросы оценки миграционного потенциала // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. 2015 № 3. С. 169-173.

    Рыбаковский О.Л., Таюнова О.А. Структура иммиграционного потенциала населения России // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. 2015. № 2. С. 38-43.

    Сулягина Ю.О. Интеграция и адаптация трудовых мигрантов: стратегии, этапы, политика // Социальная политика и социология. 2014. № 4. С. 22-31.

    Эльдяева Н.А., Кованова Е.С. Оценка влияния внутренней трудовой миграции населения на социально-экономическое развитие региона / Е.С. Кованова, Н.А. Эльдяева// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2015. - № 6. - С. 106-11.

    Юдина Т.Н. Адаптационные и интеграционные контракты: опыт стран иммиграции для России// Современная Россия и мир: альтернативы развития. 2014. № 3. С. 143.

    Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учебное пособие.-М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007.- 472с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Миграция из РФ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.