Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Молодежная политика

  • Вид работы:
    Другое по теме: Молодежная политика
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    08.07.2018 19:58:33
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    1. Сущность молодежной политики

    Одной из самых существенных групп общества, в жизни и деятельности которой как в зеркале отражается вся социальная жизнь, и без существования которой любой народ обречен, является молодежь.

    Молодежь это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления.

    Определение понятия «молодежь» взаимосвязано с характеристикой поколенческих отношений в обществе, с его социальной структурой, включающей слои, массы и социальные группы. В этом определении выстраивается четкая структура, начальным звеном которой является «поколение», затем «класс» (или «страта») и, наконец, молодая часть класса молодежь.

    Такой вывод имеет важное методологическое значение для определения понятия «молодежь». При этом исследователи исходят из того, что в системе общественных отношений молодежь не занимает особого места, распределяясь между различными классами и социальными группами общества, обладая в той или иной мере классовыми признаками. Это не отрицает социальных особенностей молодежи, определяющихся возрастными, социально-психологическими, физиологическими признаками, специфическими интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В соответствии с этим, определенное значение для социологического изучения молодежи имеет вопрос о ее возрастных границах. В настоящее время в определении этих границ существует три основных подхода.

    Первый, так называемый демографический подход рассматривает молодежь как особую часть населения, т. е. как людей, родившихся в определенном году и в определенное время включившихся в трудовую жизнь. Хронологические границы в этом случае от 18 до 30 лет.

    Второй подход статистический, где за основу определения возрастных границ берутся временные показатели средней продолжительности жизни и отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. В соответствии с этим возраст молодежи определяется периодом от 14 до 30 лет.

    Третий подход социологический, когда возрастные рамки определяются сущностью объекта исследования, т. е. конкретного отряда молодых людей, характеризующегося определенными профессиональными, образовательными, социально-психологическими признаками. Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет, хотя в отдельных случаях допускается граница до 33 и даже до 40 лет.

    Придерживаясь в целом социологического подхода к определению понятия «молодежь», нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуют внутреннею структуру молодежи с разных точек зрения. Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы:

    а) учащиеся неполных и полных средних школ;

    б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет;

    в) в возрасте от 20до 24 лет;

    г) от 25 до 30 лет.

    Еще более полно раскрывает это понятие представление о молодежи как о социально-демографической группе общества, где в равной степени учитываются как возрастные психологические особенности, так и внутренняя социально-классовая дифференциация, специфичная для условий современной жизни.

    Исходя из этого, можно утверждать, что в понятие «молодежь» входят следующие группы молодого населения, разделяющиеся по месту в общественном труде:

    - производственные рабочие. Механизаторы, работники ферм, транспортники, строители. В основном они имеют специальное образование на базе курсов и ПТУ;

    - лица, занимающиеся неквалифицированным и ручным трудом, представляют еще довольно многочисленную группу молодежи. Хотя она в 2 раза меньше, чем среди людей старше 30 лет, ее нельзя не учитывать, в том числе с точки зрения потребления общественных благ;

    - техники, технический обслуживающий персонал. Активно растущая прослойка молодежи в условиях компьютеризации труда и появления новых профессий по обслуживанию современной техники;

    - особую группу молодежи составляют менеджеры, риелторы, агрономы, зоотехники, а также организаторы производства и специалисты различных сфер хозяйства. Эта группа достаточно многочисленна и по разным данным составляет от 33% до 50% молодого населения. В этой группе самый высокий уровень среднего и высшего образования;

    - в последнее время активно формируется еще одна группа молодежи - научная и творческая интеллигенция. К ее числу следует отнести медицинских работников, учителей и работников народного образования, культуры. В этой группе самый большой процент «утечки мозгов»;

    - учащаяся молодежь не однородна по своему возрастному составу и по структуре. Во-первых, это школьники, обучающиеся в средних учебных заведениях. Во-вторых, учащиеся колледжей, лицеев, ПТУ. В-третьих, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений, обучающиеся по различным формам (очно, очно-заочно, заочно). Возрастные границы этой группы молодежи от 14 до 30 лет, их потребности весьма разнообразны.

    Итак, молодежь - это такая часть населения (в возрасте от 14 до 30 лет), которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем и потребителем всех современных форм культуры.

    Решение многообразных и острых проблем молодежи в России возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики. В настоящее время термином "молодежная политика" обозначают ряд государственных и социальных функций, осуществляемых в отношении молодого поколения. Во-первых, это очень широкая, многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают прямо или косвенно молодое поколение с момента рождения и до 29 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье, свободное время, обязательная воинская служба и т. д.).

    Во-вторых, под "молодежной политикой" подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных и муниципальных (местных) учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи. Они совместно с другими структурами решают частные вопросы, касающиеся проблем молодежной безработицы, преступности среди подростков, социальной незащищенности молодей семьи.

    В-третьих, термин "молодежная политика" охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи. В некоторых регионах страны комитеты по делам молодежи объединены с соответствующими комитетами по спорту и физической культуре, что отражает прямолинейное и узкое понимание сути молодежной политики на данной территории.

    Когда мы говорим о молодежной политике, то имеем в виду в первую очередь отношение общества, различных его групп, слоев, социальных институтов к молодежи как специфической большой демографической группе населения, а также самой молодежи к другим социальным группам, социальным институтам, ценностям общества в целом, носителями которых выступают другие группы и слои населения, социальные институты и физические лица (как представители групп или институтов). Уровень слаженности этих многообразных отношений (т. е. политика) и определяет социальный статус, а вместе с ним качество жизни молодежи, условия и образ жизни. Именно социальный статус демографической группы будет детерминировать и опосредовать весь процесс социализации молодого поколения, делая его эффективным или, наоборот, неэффективным.

    Определяя изучаемый феномен, мы исходим из того, что молодежная политика - это своего рода "молодежный срез" государственной (общенациональной), муниципальной (региональной, районной), социально-экономической политики. Она может осуществляться также частными, общественными организациями и фондами. Это система мер по "завоеванию", удержанию и поддержанию определенного социального (экономического правового, политического, этнического, культурологического и т. д.) статуса группы молодежи, которая в силу тех или иных причин оказывалась или может оказаться в перспективе в трудном, ущемленном положении по сравнению с другими группами населения и при этом только собственными силами не в состоянии улучшить свое положение.

    Стержнем молодежной политики является государственная молодежная политика.

    Государственная молодежная политика это деятельность государства по выработке доктрины, концептуальных направлений молодежной политики и обеспечению их целостной системой социально-экономических, организационных мер с целью создания социально-правовой защищенности молодого поколения, реализации ею права на свободное социальное развитие, творческую инициативу в соответствии с коренными интересами, склонностями, физическими возможностями и с учетом интересов реформирующегося общества, его прогресса.

    Необходимость разработки особой политики государства по отношению к молодежи подтверждает и международный опыт. Об этом убедительно свидетельствует практика осуществления молодежной политики (ее закрепления в конституциях) в зарубежных странах Германии, Франции, Швеции, США, Италии, Испании и др.

    В условиях советского общества государственной молодежной политики как таковой не существовало, не было и специальных государственных институтов молодежной политики, законодательной базы. Собственно не было и самого понятия «государственная молодежная политика». В 70 90-х годах данное понятие стало все чаще упоминаться в общественно-политической и научной литературе, в настоящее время имеется ее определение.

    К началу 90-х, по данным ООН, в мире насчитывалось более 100 стран, принявших специальные законодательные акты по вопросам развития и социальной защиты молодежи, около 90 стран имеют на высшем государственном уровне органы и структуры, непосредственно вырабатывающие и координирующие государственную молодежную политику.

    Термин «государственная молодежная политика» вошел в российскую юридическую практику в 1991 году с принятием первого нормативного акта в области молодежной политики Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». С тех пор государственная молодежная политика конституирована как область государственной деятельности. При этом формирование правовой системы России на нынешнем этапе ее развития основывается на иной модели законотворчества, и это существенным образом отражается на законодательстве, затрагивающем интересы молодежи. Российское законодательство в области государственной молодежной политики находится в стадии становления.

    Процесс выработки молодежной политики в равной степени присущ как бывшим социалистическим, так и капиталистическим государствам и связан с усложнением условий воспроизводства трудовых и интеллектуальных ресурсов общества на нынешнем этапе технологической перестройки мировой экономики, кризисом традиционных интересов социализации молодого поколения прежде всего семьи и школы, усложнением структуры самого общества и возрастающей в нем роли молодежи.

    Глубокие изменения в судьбе России, которыми отмечены последние годы ХХ века, сказались на всех сферах жизни, в том числе на состоянии проблем молодежи, ее воспитании и образовании. В этих условиях проблему формирования молодежной политики целесообразно рассматривать, во-первых, в неразрывном единстве с основными закономерностями функционирования социальной действительности, с логикой развития российского общества.

    Во-вторых, диалектика взаимосвязи развития общества и качественного состояния молодежной политики обуславливает необходимость выработки приоритетов в ее освоении, поэтому исследование оправдано проводить на стыке теоретико-методологического и социально-политического анализа.

    В-третьих, решение этой сложной проблемы невозможно без опоры на системную методологию, ибо в ином случае исходные цели, задачи молодежной политики, ее программы не будут иметь дедуктивного обоснования.

    Основываясь на общих характеристиках системного подхода, можно выделить ряд принципов, которыми необходимо руководствоваться при исследовании молодежной политики и ее особенностей.

    Молодежная политика это сложная динамическая система, в которой функционирование каждого компонента подсистемы должно подчиняться ее основным целям:

    - созданию условий для свободного развития личности;

    - раскрытию индивидуальных склонностей и способностей, а также подготовке молодого поколения к выполнению общественно значимых социальных ролей.

    Развитие личности, возможность ее творческой самореализации являются высшим критерием эффективности и оптимальности тех или иных управленческих решений, в том числе в системе программно-целевого управления процессом формирования и реализации молодежной политики.

    Целями государственной молодежной политики являются:

    1. содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
    2. недопущение дискриминации молодых граждан в силу возрастных причин;
    3. создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;
    4. расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
    5. реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

    Указанные цели предопределяют взаимосвязанные задачи: создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развитие подрастающего поколения (как объекта молодежной политики).

    Объектами государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения.

    К субъектам государственной молодежной политики относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.

    Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на следующих принципах, которые представлены в таблице 1.

    Таблица 1 - Принципы мировой молодежной политики

    Наименование принципаСодержание Принцип участияпривлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целомПринцип социальной компенсацииобеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статусаПринцип гарантийпредоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизниПринцип приоритетаоказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики

    Молодежная политика имеет несколько уровней (рис. 1).

    Рисунок 1 - Уровни молодежной политики

    Слаженное функционирование указанных уровней обеспечивает целостность, комплектность и эффективность политики государств в отношении молодежи. Во временном контексте тоже можно выделить две задачи в осуществлении государственной молодежной политики: стратегическую, связанную с формированием и реализацией долговременных молодежных программ, и тактическую, направленную на оперативную помощь юношам и девушкам по различным вопросам.

    Молодежную политику можно классифицировать следующим образом:

    1. государственная молодежная политика;
    2. политика политических партий;
    3. политика общественных организаций;
    4. политика молодежных ассоциаций, организаций.

    В формировании и реализации государственной молодежной политики выделяются следующие основные направления:

    - государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития;

    - содействие и поддержка молодых граждан в области охраны их здоровья, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни;

    - содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей;

    - государственная поддержка молодых семей;

    - государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в их социальном обслуживании, в социальной реабилитации и адаптации;

    - поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений.

    Формирование и реализация государственной молодежной политики должны составлять определенную систему, которая включает в себя элементы, представленные на рис. 2.


    Рисунок 2 - Элементы молодежной политики


    Базироваться эта политика должна в первую очередь на создании благоприятных условий для производственной деятельности молодежи, позволяющей реализовать свой трудовой потенциал, самим зарабатывать средства, необходимые для оплаты досуга, нормального питания, жилищно-бытового устройства и др. Вместе с тем требуются субсидии (государственные, общественных организаций, различных фондов и т.п.) для помощи наименее социально защищенным группам молодежи (инвалидам, сиротам, неполным семьям с детьми).

    Учет при решении системы задач в сфере формирования и реализации молодежной политики, нынешнее состояние которой справедливо признается кризисным. Первичными и основными в ряду причин такого состояния являются политические причины. Их правомерно свести в три группы (таблица 2).

    В настоящее время координируют и направляют действия всех государственных и внеправительственных организаций в решении молодежных проблем Комитет Российской Федерации по делам молодежи при Правительстве России и 79 комитетов, управлений, отделов по делам молодежи администраций краев, областей, республик в составе Российской Федерации.

    Таблица 2 - Причины кризисного состояния молодежной политики

    Группы Содержание Перваяотражает наследие прежней административно-командной, во многом идеологизированной, политики в отношении молодых поколенийВтораяпредставлена объективными факторами, связанными с противоречивостью, неопределенностью общественно политической роли и структуры молодежной политики, ее приоритетных направлений в обновляющейся РоссииТретьяносит субъективный характер и отражает недостаточную способность политики и руководителей к проведению адаптации молодежи в условиях новой социальной реальности, а также нехватку у руководства государства политической воли к последовательному формированию сильной государственной молодежной политики, реформированию системы образования и воспитания

    В поле их деятельности находятся проблемы:

    1. занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих;
    2. включения молодежи в производительные формы деятельности, в том числе предпринимательство и фермерство;
    3. формирование системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью;
    4. профилактики преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних;
    5. поддержки социально значимых программ молодежных и детских организаций;
    6. участия в организации досуга, развитии творчества, организации летнего отдыха детей и подростков.

    Одной из основных проблем проведения государственной политики является её психологическое восприятие и сведение её к чисто затратной, распределительной, не стимулирующей молодых людей к самообеспечению новых видов производительной и творческой деятельности политики, а ставящей их в положение «вечного молодого», полностью зависящего от родителей и «дающего государства».

    Другой проблемой является сохранившийся ведомственный подход к молодому человеку, когда с точки зрения государственных органов он не рассматривается в комплексе своих проблем, потенций, взглядов, среды, а фигурирует как «учащийся», «пациент, нуждающийся в пособии», «правонарушитель» и т. д., к которому эти органы зачастую применяют взаимоисключающие меры. Мировоззрение общества и исторически сложившийся стереотип решения молодежных проблем создают трудности в осуществлении государственной молодежной политики.

    Решение возникающих в молодежной среде социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, повышения эффективности деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

    Таким образом, государственная молодежная политика является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России. Реализация государственной молодежной политики выступает инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны.

    Основное отличие молодежной политики от политики в отношении детей, иных социально незащищенных категорий населения заключается в том, что она предполагает активное участие молодежи в жизни общества, создает условия для предоставления молодежи прав и возможностей в решении ее собственных проблем, возлагает на молодых людей и их объединения реальную ответственность, вовлекает молодежь в созидательные процессы, в активную общественно-полезную деятельность. Это позволяет рассматривать государственную молодежную политику в ряду вопросов стратегического развития всего общества, наращивания его творческого потенциала и инновационных ресурсов.

    1. Особенности формирование и реализация молодежной политики

    Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Она предусматривает координацию деятельности органов государственной власти на всех уровнях разработки, реализации и контроля за проведением мероприятий по преодолению молодежных проблем.

    Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.

    Процесс формирования и реализации молодежной политики в новых российских условиях предусматривает поиск ответов на вопросы о том, как определить ее цели и задачи, каким должно быть содержание, какова система факторов, влияющих на этот процесс, кто и как ее вырабатывает, планирует, осуществляет, контролирует, какие технологии могут быть наиболее оптимальными и эффективными и т. д.

    В основе формирования и реализации молодежной политики лежат объективные и субъективные факторы. Объективным фактором молодежной политики выступает общественная потребность в ней, выражающая необходимость разрешения целого ряда противоречий общественного развития. В условиях трансформирующегося российского общества эта потребность связана прежде всего со значительными нарушениями (в некоторых моментах разрушением) в функционировании традиционных институтов социализации молодых поколений семьи, образования, сообщества сверстников и др.

    Для вовлечения молодежи в социально-экономическую и общественно-политическую деятельность, формирования у нее активной гражданской позиции требуется необходимо принятие мер различного характера, в результате которых должен сформироваться новый механизм мотивационных установок, стимулирующий включение молодежи в общественно-значимую деятельность, способную сформировать в ней ответственность за общество, государство, взять на себя «бремя» власти и управления страной.

    Современное состояние российской государственной молодежной политики, прежде всего, характеризуется уровнем ее нормативно-правового обеспечения.

    Основные направления государственной молодежной политики до 2014 г. были закреплены в «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации». В 2014 г. вышло распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

    На среднесрочную перспективу в России государственная молодежная политика будет реализована по следующим приоритетным направлениям:

    - во-первых, совершенствованию подлежит государственная политика в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, защита их нравственности;

    - во-вторых, вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

    - в-третьих, развитие созидательной активности молодежи;

    - в-четвертых, интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества.

    В рамках указанных выше направлений развития Государственная молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы. Данное объединение предполагает межведомственный характер взаимодействия по выполнению стоящих задач. Требуется системно вовлекать молодежь в общественную жизнь, а также развивать навыки самостоятельной жизнедеятельности представителей молодежи. Молодежь должна быть проинформирована о возможностях своего развития в России и в мировом сообществе. Данные действия позволят молодому человеку более полно реализовать свой скрытый потенциал, укрепляя уверенность в своих силах и, как следствие, в своем будущем. Необходимо дать возможность молодым людям проявить себя, показать свои способности и получить заслуженное признание в России, сохраняя опытных и талантливых специалистов на родине. Важно выявлять, продвигать и поддерживать социально-экономические, общественно-политические, творческие и спортивные активности и достижения молодежи.

    Отдельным направлением следует выделить интеграцию в общество и вовлечение в полноценную общественную жизнь, людей испытывающих проблемы. Инвалиды, выпускники образовательных учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертвы насилия, военных действий и катастроф, переселенцы и мигранты, лица, освободившихся из мест лишения свободы, представители коренных и малочисленных народов, а также молодые люди и семьи, оказавшиеся в социально опасном положении, безработные, ВИЧ-инфицированные и молодые люди, зависимые от употребления психоактивных веществ - многие группы населения, нуждающиеся в активной поддержке со стороны государства в развитии и реализации их потенциала для успешной интеграции в общество и роста в целом потенциала страны.

    В случае эффективных действий по приведенным выше приоритетным направлениям в сфере государственной молодежной политики улучшится положение представителей молодежи, что приведет в свою очередь к увеличению вклада молодежи в развитие конкурентоспособности страны.

    В целях реализации приоритетного направления, включающего совершенствование государственной политики в сфередуховно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, защиты их нравственности, был разработан проект “Гражданин России”. Проект был создан для духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. Проводится популяризация и пропаганда духовно-нравственных ценностей в молодежной среде, совершенствуются системы гражданского и патриотического воспитания в молодежной среде на основе отечественных нравственных и культурных традиций и ценностей.

    В ходе реализации проекта в молодежной среде формируются гражданственность и патриотизм, толерантность и уважение к представителям другой культуры, гармоничное и духовное развитие, высоконравственное поведение. Учреждения, работающие в сфере государственной молодежной политики разрабатывают и реализовывают специальные проекты, а также программы, направленные на приобщение молодежи к отечественной культуре и истории России. Реализация разработанных проектов и программ направлена на формирование духовных и нравственных начал личности. Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, были предусмотрены следующие проекты: "Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд"; "Доброволец России"; "Карьера"; "Молодая семья России".

    Проект “Российская молодежная информационная сеть “Новый взгляд” активировал молодежь на поиск, создание, применение и распространение актуальной информации и ценностей, необходимых для жизни в Российском обществе. Развиваются механизмы и способы передачи информации в молодежную среду, формируется и продвигается в общество образ молодого и успешного россиянина. В рамках данного проекта ведутся работы информационного просвещения молодежи по всем социально важным вопросам жизни: здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная и личная жизнь, семья, международные отношения и жизнь молодежи в других странах. Развиваются информационно-консалтинговая помощь молодежи, а также молодежные информационные проекты и программы. Средствами социальной рекламы в молодежную среду продвигаются российские ценности. Разрабатываются специальные проекты, предоставляющие равные возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, в поиске, применении и распространении актуальной информации.

    Проект “Доброволец России” мотивировал молодежь к оказанию помощи в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке. Субъекты государственной молодежной политики в России формируют методы вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых россиян. Государство активно поддерживает инициативы молодежи по организации добровольческого труда молодежи. Развиваются и поддерживаются общественные организации и молодежные объединения. Формируются информационные базы данных о возможностях добровольческого труда молодежи в регионах России и за рубежом. Целевой аудиторией данного проекта являются все молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет. Молодые люди получают возможность проявить себя и осознать свою востребованность в обществе.

    В целях самоопределения молодежи на рынке труда действовал проект “Карьера”. Разрабатываются меры по самообеспечению молодежи путем вовлечения в трудовую и экономическую деятельность. Создаются и успешно функционируют студенческие отряды труда, трудовые объединения молодежи, молодежные биржи труда. Представителям молодежи оказывается помощь в эффективном планировании карьеры, а также развивается взаимодействие субъектов рынка труда по решению трудоустройства молодых людей. Государство обеспечивает и защищает права молодежи. Целевой аудиторией проекта являются участники рынка труда в возрасте от 14 до 30 лет.

    На укрепление института молодой семьи направлен проект Молодая семья России”, целью которого является увеличение благополучных семей в России и пропаганда ответственного родительства. Среди молодежи пропагандируются семейные ценности, создаются стартовые возможности для становления молодой семьи. Большое внимание уделяется решению острой проблемы обеспеченности жильем молодых семей. Данный проект адресован молодым жителям России, а также молодым семьям.

    Для работы по указанным выше приоритетным направлениям в России предусмотрены системы взаимодействия с молодежью, обеспечивающие эффективное управление процессами, протекающими в молодежной среде. Предусмотренные проекты будут реализовываться как на федеральном, так и на региональном уровне органами местного самоуправления, а также общественными объединениями. Федеральные проекты направлены на всю молодежь страны, массовые компании и конкурсы, всероссийские молодежные акции. В рамках региона поддерживаются программы, направленные на среднесрочную стратегию развития Российской Федерации.

    Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации вместе с уполномоченными органами по работе с молодежью субъектов РФ для каждого проекта разрабатывают экономическое обоснование с целями соответствующего приоритетного направления, представленного в Стратегии. К работе по созданию и реализации проектов в рамках приоритетных направлений государственной молодежной политики также привлекаются научные и молодежные общественные организации.

    Исполнители приоритетного направления определяются конкурсом, прежде всего из числа уполномоченных органов субъектов Российской Федерации по работе с молодежью. Предметом конкурсного отбора являются разработанные проекты и мероприятия, направленные на решение задач государственной молодежной политики, указанных в Стратегии. В организации конкурсного отбора исполнителей привлекаются ведущие эксперты государственных, общественных и научных организаций, с большим опытом работы в области молодежной политики.

    Информация о поддержанных проектах, об организациях победителях, ожидаемых результатах и о сроках их реализации будет доводится до сведения широкой общественности, в том числе в рамках работы создаваемой российской информационной молодежной сети.

    На федеральном уровне за реализацию приоритетных направлений Стратегии отвечает Федеральное агентство по делам молодежи во взаимодействии с институтами гражданского общества и научной общественностью. На региональном уровне - уполномоченный орган по работе с молодежью субъекта Российской Федерации.

    В Российской Федерации была разработана и действовала до 2016 г. “Стратегия государственной молодежной политики”, определяющая основные приоритетные направления и механизмы по работе с молодежью до 2016 года.

    На сегодняшний момент завершился первый этап реализации программы. Он продлился с 2012 до 2015 гг. Второй этап рассчитан до 2020 г. и его отличает отсутствие субсидий из федерального бюджета. Ожидается, что к концу реализации программы доля молодых людей, состоящих в молодежных и детских общественных объединениях или участвующих в их деятельности, достигнет 12 % (в расчете от общей численности молодого поколения в Хабаровском крае). Остальные 10 предполагаемых результатов, которые исполнитель программы должен получить к 2020 г., касаются исключительно спорта и физической культуры. Это позволяет предположить, что основной акцент в работе с молодежью Правительство делает на воспитательном потенциале спортивной общественности и ее позитивном примере в деле развития молодежи.

    Таким образом, формирование адекватной ситуации и нацеленной на перспективу молодежной политики - важнейшая и насущная проблема российской власти, данные требования актуализируются усиливающимся влиянием молодежных акций и движений на процессы стабилизации и дестабилизации государства и политической системы. Субъекты государственной молодежной политики разрабатывают и реализовывают на федеральном и региональном уровнях проекты, направленные, во-первых, на духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи, защиту их нравственности. Разрабатываются и реализовываются программы и проекты по вовлечению молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития. В сфере государственной молодежной политики активно ведется работа по развитию созидательной активности молодежи. Особое внимание уделяется вопросу интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества. Основным механизмом работы по данным направлениям является разработка и реализация проектов на федеральном и региональных уровнях. За разработку, реализацию и контроль за проектами и программами отвечают Федерального агентства по делам молодежи и уполномоченные органы субъектов Российской Федерации.

    В сложившихся условиях России нужен новый закон о молодежи, который будет отвечать современным реалиям. Во-первых, потому что сегодня появились новые формы самореализации, которые не закреплены законодательно, а необходимо предоставить молодежи больше возможностей для их использования. Во-вторых, необходимо повысить степень защищенности молодых людей, в первую очередь это относится к социальной сфере. В-третьих, закон должен заложить основы создания реального социального лифта вселяющего уверенность в молодом поколении, что при определенных условиях каждый может добиться своего, что профессионализм, социально ответственное поведение будут вознаграждены.

    1. Этапы формирования и реализация молодежной политики на муниципальном уровне

    Молодежная политика на муниципальном уровне должна стать инвестиционной политикой вложения средств в деятельность молодежи, по капитализации территории, как основного экономического потенциала развития территорий муниципального образования. Эти вложения рассматриваются как инвестиции в будущую экономику территории муниципального образования.

    Молодежная Политика на муниципальном уровне это политика муниципального образования по отношению к молодежи, нацеленная на включение молодежи в реальные процессы развития территории муниципальных образований.

    Базовой целью жизнедеятельности человека является повышение уровня «Качества Жизни». Безусловными и бесспорными факторами, которые определяют уровень «Качество Жизни» являются: уровень плотности населения; уровень капитализации территорий; масштаб социальных программ.

    Наглядность зависимости уровня «Качества Жизни Человека» от плотности населения можно рассмотреть на примере сравнения, государств, с разными показателями плотности населения, городов федерального значения, городов областных центров и областного подчинения, городов районного значения, поселков городского типа, поселков, сел и деревень.

    Естественно просится вывод, что для повышения уровня «Качества Жизни Человека», необходимо повышать плотность населения и уровень капитализации территории.

    Надо отметить, что повышение уровня плотности населения путем миграции, не есть эффективный метод.

    Несомненно, второй компонент повышения уровня «Качества Жизни Человека» уровень капитализации территорий, требует особого внимания и предметного рассмотрения основ и процессов в контексте развития и капитализации территорий муниципальных образований.

    Особого внимания и детального рассмотрения требует и третья компонента повышения уровня качества жизни это снижение потребности в социальных программах территории муниципальных образований.

    В данном направлении деятельность молодежной политики на муниципальном уровне должна стать наиболее эффективной и сориентированной на процессы, снижающие уровень потребности в социальных программах. Данные мероприятия позволят политикам высвободившиеся финансовые средства от этого процесса реинвестировать в сектор реальной экономики для повышения уровня «Качества Жизни».

    Анализ практики деятельности органов молодежной политики большей части субъектов РФ и муниципальных образований демонстрирует, что проводимые мероприятия в рамках реализации молодежной политики:

    - лишь в 20 % соответствуют по целевым установкам современным экономическим условиям;

    - в свою очередь, 80 % мероприятий МП дублируют функции других структурных подразделений органов исполнительной власти;

    - межведомственное взаимодействие сводится к простому арифметическому сложению финансовых средств.

    Следствием сложившейся практики в молодежной политике стало то, что существующие формы работы с молодежью, охватывают сегодня не более 5-10% молодежи, и достигли предела своих возможностей, следовательно, и должна быть принципиально изменена. Изменения в первую очередь должны быть предложены органам исполнительной власти по консолидации усилий, всех институтов муниципального образования.

    Анализируя сложившее состояние в реализации молодежной политики на муниципальном уровне, возникла необходимость перехода от отдельных не связанных друг с другом мероприятий, имеющих хаотичный характер подбора, дублирования функций смежных структур органов исполнительной власти, к политике включение молодежи в реальные процессы «строительстве будущего» - процессы управления территориями муниципальных образований.

    Муниципальному образованию необходима молодежная политика, которая позволила бы сформировать у местного молодежного сообщества: качества, свойства, потребности, обеспечивающие принятие молодежью исторической ответственности за развитие территорий муниципальных образований.

    Такими качествами и потребностями молодежи является высокий уровень ответственности, социального самоопределения, самоорганизации, самосознания молодежной среды (местного молодежного сообщества) как субъекта и объекта политической и экономической системы процесса развития территории муниципального образования.

    Такого высокого уровня социального самоопределения, самоорганизации, самосознания молодежной среды, можно достичь при условии, если органы исполнительной власти муниципального образования:

    - осознают свою ответственность за будущее, за включение молодежи в процессы развития территорий вверенных муниципальных образований;

    - создадут мотивационные условия, которые будут побуждать местное молодежное сообщество к включению в реальные процессы развития территорий муниципальных образований.

    Далее рассмотрим основы молодежной политики на муниципальном уровне, которые отвечают требованиям современной экономической политики, современным понятиям развития территории муниципальных образований и государства в целом, а также представляет собой сложную систему, в которой взаимодействуют разные социальные институты общества и органы исполнительной и законодательной властей по трем основным направлениям муниципальных образований:

    1. социальная адаптация и защита молодежи, основными исполнителями данного направления являются органы социальной защиты;

    2. инвестиции общества в молодежь, как инвестиции в будущую экономику, основными проводниками и исполнителями данной политики являются органы образования, культуры, спорта, экономики, занятости при общей координации органами молодежной политики;

    3. включение молодежи в процессы развития территорий муниципальных образований, через развитие институтов молодежных местных сообществ, основными проводниками и исполнителями данной политики являются органы или структуры муниципальной молодежной политики.

    В молодежной политике на муниципальном уровне рассматривается несколько ролей молодежи и молодежного сообщества в обществе и в процессах развития территорий: как объект попечения; как объект воздействия; как потенциал развития (ресурс); как субъект (партнер); как граждане РФ.

    В настоящее время в практике реализации молодежной политики большое внимание отводится роли молодежи как объекта попечения, воздействия, и гражданина РФ, которые гармонично вписываются в существующую социальную политику всех органов исполнительной власти всех уровней муниципальных образований.

    Однако для экономической политики территорий важная роль должна отводится молодежи и местному молодежному сообществу как экономическому потенциалу развития (ресурсу), и субъекту (партнера) в процессе развития территорий муниципальных образований.

    Основная базовая целевая установка предлагаемой молодежной политики на муниципальном уровне должна исходить не с позиции решения проблем молодежи, а с позиции эффективного использования, в том числе и инновационного потенциала молодежи в процессах развития территорий муниципальных образований.

    Решая «несуществующие» проблемы молодежи (у молодежи нет проблем, она их может всегда решить сама, проблема только в выборе алгоритма решений, но они не всегда могут быть одобрены обществом, муниципальными образованиями и государством), мы обречены, воспитывать в молодежи пассивную потребительскую, безнравственную и безответственную структуру личности.

    В контексте молодежной политики на муниципальном уровне необходимо «политику» рассматривать как: диалог между участниками (субъектами) процессов развития территории муниципального образования; поиска согласия и компромиссов между различными группами и слоями местного сообщества по определению зон ответственности; форма участия субъектов, в процессах развития территории муниципальных образований.

    Молодежная политика на муниципальном уровне должна стать инвестиционной политикой вложения средств в деятельность молодежи, по капитализации территории, как основного экономического потенциала развития территорий муниципального образования. Эти вложения рассматриваются как инвестиции в будущую экономику территории муниципального образования.

    Развитие России заключается в социально-экономическом развитии всех муниципальных образований: больших и малых городов, деревень и сел. Безусловно, будущее страны именно за молодыми гражданами. Им предстоит поднимать экономическое благосостояние, добиваться новых успехов в науке, технике, образовании. Молодежь это огромный потенциал в решении политических, экономических и социальных вопросов.

    Итак, молодежная Политика на муниципальном уровне это политика муниципального образования по отношению к молодежи, нацеленная на включение молодежи в реальные процессы развития территории муниципальных образований. Базовой целью жизнедеятельности человека является повышение уровня «Качества Жизни». Безусловными и бесспорными факторами, которые определяют уровень «Качество Жизни» являются: уровень плотности населения; уровень капитализации территорий; масштаб социальных программ.

    Молодежная политика на муниципальном уровне, тесно связанная с государственной политикой, предполагает учет самых острых проблем молодежи конкретного муниципального образования в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем.

    На муниципальном уровне должна быть сформирована целостная система социальной поддержки молодежи, ее обучения и трудоустройства, которая способствует развитию молодежного и детско-юношеского движения и создает возможности регулирования миграции, обеспечения защиты прав и реализации интересов молодежи, поддержки молодых семей.

    Реализация молодежной политики на муниципальном уровне сопряжена с рядом проблем:

    1. сохраняются ведомственная разобщенность и недостаточная координация в управлении молодежной политикой. Например, отделы по молодежной политике при многих муниципальных образованиях находятся в подчинении заместителей глав администраций по социальным вопросам, которые, как показывает практика, в большинстве случаев не относят проблемы молодежи к числу первоочередных;

    2. объекты социальной инфраструктуры для молодежи (например, оздоровительные лагеря) находятся в разноведомственной подчиненности, что не способствует координации действий;

    3. объем финансирования мероприятий в сфере молодежной политики не позволяет решать даже самые острые вопросы. В этих условиях важнейшей задачей муниципальных комитетов и отделов по делам молодежи является поиск источников финансирования. Зачастую привлеченные средства на молодежную политику в 1,5 - 2 раза превышают бюджетное финансирование. Они складываются из различных фондов, федерального и регионального финансирования, средств соисполнителей по программам, в том числе балансодержателей немуниципальных объектов социальной инфраструктуры.

    Практика реализации молодежной политики показывает, что наиболее перспективным является программно-целевой подход. Он предполагает развитие на муниципальном уровне системы ежегодных государственных и муниципальных социальных заказов в сфере молодежной политики, которые распределяются на открытой конкурсной основе по итогам юридической, финансовой и социальной экспертизы. Получение социального заказа предполагает, что представленные на конкурс проекты и программы имеют необходимое ресурсное обеспечение. В частности, экономические ресурсы предусматривают следующее: возможность федерального финансирования или получения гранта; самофинансирование за счет разработки и осуществления самоокупаемых проектов, прежде всего на рынке информационных услуг; поиск спонсоров, заинтересованных в конечном результате.

    Таким образом, государственная молодежная политика это приоритетная часть социальной политики, постоянно развивающееся явление, находящееся в прямой зависимости от состояния общества и государства, происходящих в них процессах, она охватывает все стороны жизнедеятельности молодежи. При этом, молодежная политика, в отличие от традиционной социальной, не сводится только к компенсаторным механизмам поддержки молодежи, а предполагает активное участие молодежи в жизни общества, что позволяет рассматривать эту политику как стратегическое развитие и ресурсы общества.

    Целостная и последовательная государственная молодежная политика является важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.

    Государственную молодежную политику следует рассматривать как одну из ключевых направлений решения стратегических задач в сфере обеспечения конкурентоспособности и национальной безопасности России, становления гражданского общества, обеспечения достойных условий жизни граждан.

    На сегодня, государственная молодежная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера. Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения является одной из главных стратегических задач развития страны. Молодежь должна стать активным участником решения задач, стоящих перед государством и обществом в строительстве демократического федеративного правового социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.



    В целях совершенствования молодежной политики ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан необходимо разработать Программу развития молодежной политики на 2019-2020 г.

    Данная программа развития муниципальной молодежной политики до 2021 года будет продолжением программы развития молодежной политики, включенной в первый стратегический план развития города. Программа разработана с учетом предложений самой молодежи, представленных Молодежной Администрацией города. В этом ее принципиальное отличие от предыдущей программы: она в большей степени, чем предыдущая программа, учитывает запросы молодежи и ее видение проблем молодежной политики, путей их решения.

    Цель программы развитие муниципальной молодежной политики в ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан, направленной на создание условий для социального становления и самореализации молодежи.

    Задачи программы:

    1. Содействие формированию культуры здорового образа жизни молодежи.
    2. Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде.
    3. Содействие формированию и реализации трудового потенциала молодежи.
    4. Содействие формированию патриотического сознания молодежи.
    5. Содействие становлению и благополучию молодых семей.
    6. Создание условий для развития досуговой деятельности, творческого и интеллектуального развития молодежи.
    7. Создание условий для формирования и реализации активной гражданской позиции молодежи, молодежных объединений, их участия в общественной жизни ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостана.

    Приоритеты программы связаны с расширением участия молодежи в реализации муниципальной молодежной политики, развитием самоорганизации молодежи в решении собственных проблем, а также повышением статуса муниципальной молодежной политики в ряду других направлений социальной политики города и ее ресурсообеспеченности. Программа доступна для участия в ней всех молодежных и детских объединений, а также иных общественных, некоммерческих, коммерческих организаций, представителей различных ведомств и органов власти.

    Нормативно-правовое обеспечение государственной молодежной политики сегодня еще не завершено. В республике действует Закон РБ «О реализации государственной молодежной политики в Республике Башкортостан» в редакции от 06.05.2015 № 19-ЗРБ. В Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены дополнения, в перечне вопросов местного значения появился пункт, устанавливающий право органов местного самоуправления на организацию и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью. Вместе с тем, при отсутствии прямых указаний в действующем российском законодательстве на включение муниципальных образований в осуществление государственной молодежной политики в соответствии с утвержденными приоритетами, Правительством России рекомендовано проводить мероприятия, направленные на воспитание, поддержку молодежи в рамках установленных законом вопросов местного значения (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в реализации государственной молодежной политики» от 03.11.2015 № АС-1398/06) .

    В связи с этим включенные в Устав города в перечень полномочий Администрации города вопросы молодежной политики, а именно: проведение мероприятий в области молодежной политики, осуществление мер, направленных на поддержку молодежных, детских организаций и объединений, талантливой молодежи, требуют переосмысления в целях реализации системного подхода в формировании и осуществлении муниципальной молодежной политики.

    Существующее состояние муниципальной молодежной политики, а именно: концептуальная слабость, основной упор на мероприятия, отсутствие специальных социальных учреждений, слабое кадровое и финансовое обеспечение вопросов молодежной политики (исключение составляют вопросы, связанные с образованием, спортом), оценивается городским сообществом как неэффективное.

    В конечном счете, все это влияет и определяет слабую заинтересованность и низкий уровень участия молодежи в осуществлении муниципальной молодежной политики.

    Принципы, которые предполагается использовать при формировании системы муниципальной молодежной политики, основаны на идее открытости и доступности молодежной политики для участия всех субъектов, действующих на территории города в целях его развития и благополучия.

    Подходы, которые должны обеспечить формирование и реализацию системного качества муниципальной молодежной политики, заключаются в следующем:

    - учет молодежи как целевой группы при формировании муниципальной политики по всем вопросам местного значения, затрагивающим интересы молодежи как специфической социально-демографической групп населения, нуждающейся в особой поддержке Администрации города и других субъектов городского сообщества;

    - активное участие молодежи в формировании и реализации муниципальной молодежной политики;

    - выбор приоритетов муниципальной молодежной политики с учетом целевых групп, актуальности социальных проблем молодежи, общественного мнения по вопросам молодежной политики (существующие сегодня в общественном сознании приоритеты отражены на рисунках 12 и 13);

    - развитие сети специальных служб сопровождения и содействия молодежи с необходимым кадровым, финансовым обеспечением и материально-технической базой.



    Рисунок 12 -Распределение ответов горожан на вопрос: «Какие задачи и направления в работе с молодежью Вы считаете наиболее значимыми?», (в %)Механизмы, через которые реализуются выделенные подходы:

    - анализ действующего законодательства по вопросам полномочий различных ведомств и служб в осуществлении государственной молодежной политики, формирование социального заказа Администрации города на проведение мероприятий в области государственной молодежной политики ведомствам с учетом их компетенции;

    - создание Координационного совета по делам молодежи при Мэре города;

    - развитие деятельности городских органов молодежного самоуправления (Молодежной Администрации города, Городского студенческого совета);

    - пересмотр функционала, должностных обязанностей специалистов отдела молодежи;

    - формирование системы мониторинга социального положения молодежи в основных сферах жизни;

    - использования коммуникационных ресурсов переговорных площадок, встреч, круглых столов и иных форм для совместного обсуждения взрослыми и молодежью проблем, выработки совместных решений;

    - расширение использования ресурсов межрегионального взаимодействия для повышения качества и поиска новых форм работы с молодежью;

    - внесение дополнений в Устав города с учетом выбранных приоритетов муниципальной молодежной политики;

    - реализация городской целевой комплексной программы «Молодежь ЗАТО г. Межгорье»;

    - создание учреждений, оказывающих информационно-консалтинговые услуги молодежи по различным социальным вопросам;

    - формирование календаря мероприятий молодежной политики в городе.


    Рисунок 13 - Распределение ответов горожан на вопрос: «Какие учреждения по работе с молодежью следует развивать в городе?», (в %)Результативность данного направления программы может быть оценена через положительную динамику общественного мнения по вопросам эффективности молодежной политики в городе, показатели участия городского сообщества в реализации молодежной политики, экспертные оценки системного качества муниципальной молодежной политики в ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан.

    Социальное становление и развитие молодежи предполагает успешную социализацию и интеграцию молодежи в городское сообщество, связанную с освоением молодежью комплекса социальных ролей гражданина, военнообязанного, профессионального работника, семьянина и т.п. Реализация социального потенциала молодежи предполагает самостоятельное и эффективное решение молодыми людьми возникающих проблем.

    В оценке основных проблем в социальном становлении и развитии молодежи, реализации социального потенциала молодежи г. Межгорье городское сообщество достаточно единодушно.

    Во-первых, это социальное неблагополучие значительной части молодежи. Оно выражается, прежде всего, в неудовлетворительном состоянии физического и психического здоровья молодых людей, высоком уровне распространении среди молодежи различных заболеваний, в том числе связанных с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией (половина официально зарегистрированных больных наркоманией в республике приходится на Абакан, при этом наблюдается рост заболеваемости в возрастной группе 18-19 лет). В молодежной группе остается высоким уровень правонарушений (в числе лиц, совершающих правонарушения, доля молодежи, включая несовершеннолетних, составляет в среднем 69%, что выше аналогичных показателей по России). Значительное количество молодых людей сталкиваются с проблемой безработицы (в числе лиц, обращающихся в Центр занятости населения города Абакана, более 50% - молодежь в возрасте от 16 до 29 лет). При возрастающем количестве браков, сохраняется высокое количество разводов в молодых семьях (на 9 заключенных браков приходится 5 разводов). Вместе с тем, слабая статистическая база по вопросам социального положения молодежи в основных сферах жизни города не позволяет диагностировать уровень социального неблагополучия молодежи с необходимой точностью.

    Во-вторых, это социальная незрелость, несформированность ценностных ориентиров значительной части молодежи. Это выражается в позиции молодежи по вопросам трудового самоопределения: почти две трети молодого населения ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан видит в работе лишь вынужденную необходимость, не связывая с выбираемой профессией возможность самореализации своих интеллектуальных, творческих, иных способностей и личностных качеств. Это выражается в ее отношении к службе в армии, принятию иных обязанностей по отношению к государству, городскому сообществу (рисунки 3,4). Патриотизм пока не стал объединяющей силой для молодежи. Это выражается в низком уровне культуры поведения молодежи (сегодня этой проблемой обеспокоен каждый пятый житель города), в ее образе жизни (типичным времяпровождением для половины молодежи ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан стали развлечения, походы в рестораны, кафе, «тусовки» и пассивное сидение перед телевизором).

    В-третьих, это слабая информированность молодежи по разным вопросам социального характера (занятость, трудоустройство, здоровье, досуг и т.п.). Так, например, более двух третей молодого населения считают, что они недостаточно информированы о развитии физической культуры в городе, почти треть не знает о существовании и деятельности молодежных объединений.

    В-четвертых, это недостаточная активность молодежи, низкий уровень самоорганизации молодежи для решения собственных проблем, потребительско-иждивенческая позиция. Особенность менталитета сегодняшней молодежи - это нежелание выделяться своей общественной активностью из общей массы.

    В-пятых, в городе не создана система социально-консалтинговой поддержки для молодежи, которая помогала бы ей находить решение проблем, с которыми она сталкивается. Отсутствуют крайне нужные центры психолого-педагогической, медицинской, социальной поддержки, кризисные центры, центры профориентации, молодежные биржи труда и пр.. Значительная часть молодежи социально некомпетентна из-за недостаточного жизненного опыта и в силу особенностей современных процессов социализации. У нее отсутствует адекватное представление о стратегии поведения на рынке труда, планировании семьи, профилактике заболеваний и т.п. Кроме этого, есть целевые группы молодежи, требующие особого внимания и специальных условий для организации работы (инвалиды, освободившиеся из мест лишения свободы, наркозависимые и т.п.).



    Рисунок 14 - Распределение ответов респондентов в возрасте от 14 до 30 лет на ответ: «Насколько Вам лично близка тема патриотизма?», данные уличного опроса населения, 2017 г., объем выборки 150 чел., (в %)




    Рисунок 15 - Распределение ответов респондентов в возрасте от 14 до 30 лет на вопрос: «Какое из проявлений патриотизма Вы видите у себя, в своем сознании, поведении?», (в %)


    Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации предлагает следующие подходы к решению данных проблем:

    - вовлечение молодежи в социальную практику, в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для успешной жизни, информирование молодежи о потенциальных возможностях развития;

    - развитие созидательной активности молодежи через программы добровольчества, вовлечение в трудовую и экономическую деятельность;

    - социальная интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, их вовлечение в общественную, социально-экономическую, культурную жизнь сообщества, формирование толерантности в молодежной среде к молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

    - развитие у молодых людей положительных навыков индивидуального и коллективного управления общественной жизнью.

    Подходы, предлагаемые к реализации в ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан в 2019-2020 гг., предусматривают:

    - расширение спектра влияния муниципальной молодежной политики на решение социальных проблем молодежи, улучшение ее социального положения в различных сферах жизни;

    - консолидацию усилий различных субъектов городского сообщества для решения проблем молодежи (предварительная оценка готовности городского сообщества к участию в решении проблем молодежи отражена на рисунках 16 и 17);


    Рисунок 16 - Распределение ответов горожан на вопрос:

    «Что необходимо сегодня делать для повышения общей культуры молодежи?», (в%)

    - расширение практики участия молодежи в решении собственных проблем, управлении делами молодежи;

    - оценка возможностей использования муниципальных социальных стандартов как инструмента муниципальной молодежной политики в решении социальных проблем молодежи;

    - формирование единого информационного пространства по вопросам, связанным с социальным положением и благополучием молодежи.


    Рисунок 17 - Распределение ответов горожан на вопрос:

    «Что Вы готовы лично сделать для решения проблем молодежи?», (в %)

    Механизмы реализации подходов в ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан включают следующие направления, методы и формы работы:

    - формирование банка данных по проблемам молодежи на основе существующего статистического учета, специальных исследований, иных источников;

    - обсуждение актуальных проблем социального положения молодежи на заседаниях Координационного совета по делам молодежи, переговорных площадках, круглых столах, неформальных встречах с молодежью;

    - обмен опытом с другими городами и регионами по решению актуальных проблем социального становления молодежи;

    - разработка комплекса мер, направленных на формирование культуры здорового образа жизни молодежи, профилактику асоциальных явлений в молодежной среде, терпимость и толерантность, при активном участии самой молодежи, расширении использования ресурсов образовательных учреждений, в том числе в проведении городских целевых акций социальной направленности;

    - разработка мер адресной поддержки молодой семьи, подготовки молодежи к созданию благополучной молодой семьи;

    - разработка и реализация проектов адресной поддержки целевых групп молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

    - расширение работы по оказанию содействия формированию и реализации трудового потенциала молодежи, развитию социальной и профессиональной компетентности, за счет самоорганизации и самоуправления молодежи, а также создания специализированных служб, внедрения инновационных форм и технологий профессионального ориентирования молодежи, помощи в планировании жизненных стратегий, карьеры, реализации совместных проектов «власть-бизнес-молодежь»;

    - повышение качества и обогащение содержания патриотического воспитания молодежи при участии молодежных патриотических объединений;

    - обеспечение условий для развития общественно-полезного досуга молодежи с учетом привлекательности и востребованности используемых форм, поддержки молодежной инициативы;

    - развитие информационно-коммуникационных ресурсов молодежной политики через реализацию целевых информационных проектов и информационно-консалтинговых программ помощи молодежи с использованием всех информационных и технических ресурсов, имеющихся в городе, включая образовательные учреждение, службы занятости, специализированные фирмы и другие организации, по всему спектру информации, актуальной для жизни молодежи (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная и личная жизнь, семья, жизнь молодежи в других регионах и т.п.), развитием инновационных каналов, механизмов и форм трансляции информации, в том числе новых печатных изданий;

    - социальная реклама позитивных социальных ценностей, положительного опыта успешных молодых людей, разработка целевых проектов социальной рекламы (здоровый образ жизни, жизненный успех, служба в армии и др.), использование ресурсов СМИ для расширения позитивного влияния на социальное становление молодежи;

    - разработка и реализация эффективных форм и моделей участия молодежи в управлении городской жизнью, привлечение молодежи к работе в органах местного самоуправления, участию в выборах законодательных, представительных органов власти.

    Также в ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан необходимо поддерживать молодежные организации и объединения.

    Молодежные общественные объединения ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан создаются на основе общности интересов молодых граждан, в целях осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.

    Федеральный Закон «Об общественных объединениях» определяет меры государственной поддержки общественных объединений в виде целевого финансирования отдельных общественно-полезных программ на основе заявки, заключения договоров на выполнение работ и предоставление услуг, социального заказа на выполнение программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе. Закон не содержит отдельной нормы, устанавливающей полномочия органов местного самоуправления по отношению к молодежным общественным объединениям. Вместе с тем, в силу общего подхода к определению участия органов местного самоуправления в реализации государственной молодежной политики, следует говорить о возможности поддержки и партнерства органов местного самоуправления с молодежными общественными организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере физической культуры и спорта, досуга, образования, культуры и искусства, а также иным направлениям, связанным с вопросами местного значения. Данная позиция получила закрепление в Уставе города, в перечне полномочий Администрации города в социально-культурной сфере.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Молодежная политика ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.