Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Монархия

  • Вид работы:
    Другое по теме: Монархия
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    19.03.2017 15:29:50
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание:


    Введение3

    Глава I. Теоретические основы монархии как формы государственного правления5

    1.1 Понятие и сущность монархии5

    1.2 Исторические формы развития монархии7

    1.3 Достоинства и недостатки монархии как формы государственного управления12

    Глава II. Монархические особенности современных государств15

    2.1 Абсолютная теократическая монархия Ватикана и ее черты15

    2.2 Монархические государства современности: характерные особенности17

    Заключение25

    Список литературы27






    Введение

    На протяжении нескольких столетий многие выдающиеся люди описывали формы государственной власти. Первым из них был Аристотель. Он описал многие разновидности форм власти.

    Монархия одна из самых древних форм правления. Можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала двадцатого века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов. Даже в современном мире, не смотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления спор между ней и монархией продолжается.

    Монархия форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Во всех монархических странах монарх является неприкосновенной особой.

    С большими оговорками можно выстроить следующую схему развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней. Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную. В результате буржуазно-демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (также называемой ограниченной).

    Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института.

    Тамким образом, представляется актуальным изучение монархической формы правления, как в государствах с данной формой правления создаются высшие органы государства, какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами; как строятся отношения между населением государства и верховной государственной властью, в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечить права и свободы гражданина.

    Позитивный опыт устройства высших государственных органов, выявленный при изучении форм правления в целом и монархии в частности, может быть использован многими государствами в дальнейшем при устройстве государственной власти в стране.

    Определим цель нашего исследования рассмотреть и проанализировать особенности монархической формы правления.

    Из цели исследования вытекают его задачи:

    1. Выделить теоретические основы монархии как формы государственного правления

    2. Проанаизировать монархические особенности современных государств

    Объектом исследования является учение о государстве.

    Предметом монархическая форма правления государства.

    Структура работы введение, две главы, включающие в себя параграфы, заключение и список литературы.


    Глава I. Теоретические основы монархии как формы государственного правления

    1.1 Понятие и сущность монархии

    Как было сказано выше, монархия разновидность формы правленияо, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок всем народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет. Указанное положение характеризует современную монархию, однако в течение многих веков исторический опыт множества государств породил большое разнообразие монархий, которые трудно охватить единой выверенной формулой.

    Монархия является одной из форм правления, известных теории государства и права. Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Центральной фигурой для монархической формы правления является монарх - единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. За редким исключением власть монарха является пожизненной и передается по наследству. Во всех монархических странах монарх является по закону неприкосновенной особой и никакой ответственности не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король - в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии, султан - в Малайзии, Брунее, Омане, эмир - в Кувейте, ОАЭ, великий герцог - в Люксембурге, князь - в Лихтенштейне.

    Престолонаследие - переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.

    В некоторых арабских странах существует так называемая «кланoвая» форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.

    Другой важной формой правления является регентство - временное коллегиальное или единоличное осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае продолжительной болезни, малолетства, или временного отсутствия монарха.

    В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.

    В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, как это было на Руси.

    Гораздо чаще встречается родовая монархия, где действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.

    Особая разновидность монархии - выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует и в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

    Таким образом, исходя из сказанного можно сделать вывод, что сущность монархии состоит в том, что власть монарха непроизводна он не зависит ни от кого на земле, получая власть от Бога. Это и может быть положено в качестве родового признака в определение: Монархия это форма государственного правления, в которой источником власти является Бог (самодержавие) или сам носитель государственной власти (самовластие), а основанием власти служат ее нравственный авторитет в обществе и традиция, в силу чего власть наследственна и неотторжима.

    1.2 Исторические формы развития монархии


    Рассмотрим самые древние разновидности монархий.

    Патриархальная монархия (традиционная)

    Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа (традиционный монарх воспринимается как отец своих подданных).

    Патриархальная монархия, так же как и сакральная имеет один древний обычай принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом - так она и воспринимается в христианском богословии.

    Сакральная монархия - это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая.

    Многовековая история сакральных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов королевская кровь считалась настолько священной, что даже не законнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. И наплодили они этих принцев крови видимо-невидимо. Впрочем, среди них бывали и очень достойные люди. Для монархической традиции это не свойственно.

    По-гречески, слово "деспот" означает "владыка", "повелитель". Деспотическая монархия складывается в военизированных обществах. Если сакральный монарх по происхождению - жрец, то деспотический - генерал. В деспотических монархиях мы видим реально сильную монархическую власть в сочетании с ограждением чувства собственного достоинства и прав подданных. Как уже говорилось, подданные в таких монархиях - народ-войско.

    Классическими деспотическими монархами были ассирийский царь, армянский царь Древности и Раннего Средневековья, а также хан тюркской или монгольской орды (выборный деспотический правитель).

    Их в истории мы видим чаще всего. Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты. В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.

    Для восточно-арийских обществ характерно включение царя в сословие, только не в высшее, а во второе - в воинское.

    Напротив, в западной традиции сословных обществ монарх был надсословен. Можно даже предполагать, что в ахейских обществах аристократия была сильнее монархии, и все же царский род выделялся и обособлялся.

    Точно так же в традиции домонгольской Руси князья являлись своеобразно обособленным сословием, отстраненным от аристократии - бояр.

    Надо отметить, что сословным обществам монархия безусловно полезна, потому что монархический принцип позволяет главу государства сделать надсословным, а следовательно, сделать арбитром в случае межсословных конфликтов.

    В лучшие периоды отечественной истории мы можем наблюдать у нас монархию сословную. С созданием единой России мы перешли к сословно-представительной монархии (в XVI-XVII вв. царь правил с аристократической Боярской думой и сословным представительством - Земским собором).

    Распространенно мнение историков, что сословное представительство и тем самым сословно-представительные монархии складываются в процессе борьбы за объединение государств против феодальной раздробленности. Нередко встречаются упоминания (это характерно для Западной Европы), что короли боролись с крупными феодалами, опираясь на парламент мелкого дворянства и горожан (бюргеров).

    Отсюда следует, что парламенты появились в процессе борьбы за единство государства. Первый датируемый в Западной Европе парламент - Кортесы Кастилии (1185 г.). Первый датируемый опыт парламентаризма в отечественной истории - Земский собор кн. Всеволода III Большое Гнездо (1211 г.), то есть наш парламент на 54 года старше английского, созванного впервые в 1265 г. Сословно-представительные монархии преобладают в Западной Европе XIII-XVI вв. В отечественной истории эта форма правления держится с середины XVI и до конца XVII вв. Впрочем, строго говоря, сословно-представительная монархия - это уже составная политическая система.

    Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха (по формуле Петровского Воинского устава “ самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”).

    Принцип абсолютизма генетически связан с тремя заметными историческими явлениями: с бюрократизацией, отходом от христианских основ и этатизмом.

    Большому государству свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна монархия с бюрократией. Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы. В XVII столетии она стала страной классического абсолютизма.

    Абсолютная монархия связана с антихристианскими тенденциями эпохи Возрождения, а эпоха Просвещения вся была посвящена дехристианизации западноевропейской культуры. Существовал так называемый "просвещенный абсолютизм", который означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из просветителей.

    В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.

    Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

    Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Такая монархия впервые возникла в Великобритании в конце ХVII в. в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являются т.н. контрасигнатура и цивильный лист.

    Контрасигнатура представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. Формально она объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Контрасигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление контрасигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах.

    Цивильный лист - сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных монархиях. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.

    Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Власть монарха ограничена конституцией. При дуалистической монархии правительство несет формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. Именно как дуалистическую монархию можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.

    Парламентарная монархия - более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет сколько-нибудь значительных полномочий.


    1.3 Достоинства и недостатки монархии как формы государственного управления

    По всей вероятности, исключительное достоинство монархии состоит в ее способности сохранять неформальность отношений монарха и подданного даже в больших государствах. Вообще, элемент неформальности, элемент личных связей присущ всем правильным формам государственной власти, но не их искажениям. Если полностью разрушены неформальные связи в представительной демократии или в аристократической системе, представительная демократия вырождается в охлократию, а аристократия - в олигархию. Однако монархия обладает наибольшей устойчивостью в этом плане - она наиболее долго сохраняет элемент неформальности отношений. Не случайно, даже когда русского мужика научили обращаться к помещику на вы (французская форма), на что ушло много времени, к царю он продолжал обращаться на ты - так было принято.

    Возможно, в силу этого монархия - важный инструмент объединения и еще более действенный символ единства, причем универсальный. Правильно устроенная монархия может быть символом единства государства, в т.ч. многонационального, в т.ч. империи (заметим, что все империи многонациональны, поэтому все они приняли монархическую систему). Монархия также может являться символом единства нации, символом общественной стабильности (благодаря своей надсословности). И, наконец, в христианских государствах монарх - в некотором смысле символ единства Церкви. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту миссию - символа и инструмента единства.

    Монархия вводит в канву социальных отношений исключительно благородные принципы. Это, например, верность - один из самых благородных критериев в отношениях между людьми и к тому же главная христианская добродетель.

    Достоинство монархии, впрочем вполне распространяющееся на сильную президентскую власть, - возможность принятия оперативного решения в тех случаях, когда времени на обсуждение просто нет. Кстати, правильным монархиям даже и не в составных политических системах не свойственно оперативно единолично принимать решения, если можно подождать и посоветоваться.

    Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты. В монархических системах эта способность гораздо выше, нежели в республиканских, что легко объяснимо. Любой самый порядочный и благовоспитанный глава республиканского государства - премьер-министр или президент - неизбежно будет видеть в талантливом министре или талантливом генерале конкурента, а следовательно, хотя бы невольно, придерживать его. А монарх социально выведен из конкуренции и благодаря этому не стеснен в подобных решениях. Более того, он сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, ибо для монарха и династии поражение страны - это возможная угроза отречения, а гибель страны - гибель династии и скорее всего личная гибель монарха.

    Главный недостаток династической монархии так же, как и аристократии, - случайность рождения. На монархии с родовой системой наследования и монархии выборные это не распространяется, но при строго династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Поэтому в монархиях династических весьма желательно делить монархическую власть с какой-либо другой формой власти - с аристократией или с демократией.

    Еще одним широко распространенным недостатком монархии является фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. Этот недостаток опять же устраняется составными политиями в которых монархия - не единственная форма, а действует в сочетании с другими формами.

    Кстати говоря, не только демократия, а тем более аристократия, но и монархия чаще встречается в истории в составных политиях, нежели в чистом виде. Мы чаще видим монархии с аристократиями и даже монархии с демократиями, чем монархии, управляющие государством.

    Глава II. Монархические особенности современных государств

    2.1 Абсолютная теократическая монархия Ватикана и ее черты

    Абсолютная теократическая монархия выборного типа форма правления в современном Ватикане

    Сроительство Ватикана началось с 4 в., когда была заложена церковь св. Петра и возведена резиденция первосвященника. В 9 в. были построены крепостные стены, а в 13 в. новая, более обширная, папская обитель.

    С 1377 Григорий XI (13701378) обосновался в Ватикане (до этого резиденция пап находилась в Латеране, затем в Авиньоне) и началось строительство дворцов. Государство расположилась на Ватиканском холме в северо-западной части Рима, в нескольких сотнях метров от Тибрa. Общая длина государственной границы, проходящей только по территории Италии, составляет 3,2 километра, хотя Латеранские соглашения дали Ватикану некоторую экстратерриториальность (некоторые базилики, куриальный и диоцезиальный офисы и Кастель Гандольфо).

    Ватикан абсолютная теократическая монархия, главой государства, в руках которого сосредоточены законодательная, исполнительная и судебная власть, является Папа Римский, избирающийся кардиналами на пожизненный срок.

    Главой исполнительной власти является государственный секретарь, совмещающий полномочия премьера и премьер-министра. Члены главного законодательного органа Папской комиссии назначаются на 5-летний срок. После смерти Папы и во время конклавa вплоть до инаугурации нового Папы его обязанности исполняет камерленго.

    Иностранные посольства и представительства, ввиду малой территории Ватикана, размещены в Риме, так что например в итальянской столице может находиться её собственное посольство. Ватикан является постоянным наблюдателем при ООН и в июле 2004 получил право голосования. Папство, должность и священный сан папы Римского как главы Римско-католической церкви. Папа является епископом Римским, архиепископом и митрополитом Римской провинции, примасом Италии и патриархом Запада.

    Папу избирают римские кардиналы, которые затем помогают папе осуществлять его служение; когда кардиналы умирают или достигают 80-летнего возраста, папа назначает на их место новых. Папа управляет церковью через Курию, состоящую из различных конгрегаций, секретариатов и трибуналов.

    Важнейшая из них Священная конгрегация по вопросам вероучения (прежде именовавшаяся Священной Палатой), ответственная за чистоту католического вероучения и христианской морали. Важнейший из трибуналов Священная Римская Рота, рассматривающая дела, связанные с заключением и расторжением браков. Когда-то папа был светским правителем большей части центральной Италии. С 1929 он является главой Ватикана крошечного суверенного государства, расположенного на территории Рима.

    Главным административным органом Ватикана является Римская Курия. Ватикан имеет собственную радиостанцию, электрическое обеспечение, почту, банк, издательство, железнодорожную станцию, чеканит собственую монету и выпускает марки. Полуофициальная ватиканская газета «LOsservatore Romano» выходит ежедневно на итальянском, еженедельно на английском, испанском, португальском, немецком и французском и ежемесячно на польском. Собственной полиции и армии Ватикан не имеет охрана поручена традиционнному корпусу швейцарской гвардии.

    Другие органы католической церкви и Ватикана: девять конгрегаций, или дикастерий (министерств), в том числе по вопросам вероучения; 11 папских комиссий; бюро; Апостольская библиотека и прочие учреждения. Юридические инстанции Высший церковный суд, Высший трибунал Апостольского суда и местный трибунал.

    Практически все население подданные Ватикана, имеющие ватиканский паспорт и являющиеся служителями Католической Церкви. Большинство из них итальянцы, за исключением 100 членов швейцарской гвардии. В конце 2003 в число 552 граждан Ватикана входили 61 кардинал и 346 клериков различных санов. К «дневному» населению Ватикана относятся также около 3000 работающих там итальянцев, но они живут за пределами государства.

    Ватикан имеет самые тесные связи с Италией, через которую проходит материальное обеспечение государства-города и поток посетителей. Двухколейная железнодорожная ветка протяженностью 275 м связывает Ватикан с сетью итальянских железных дорог.

    В 1932 был открыт отделанный мрамором вокзал. Ватикан имеет собственную конституцию, герб, флаг и другие символы государственной власти. Он чеканит собственную монету, имеет свою почтовую связь и свою радиостанцию. В Ватикане издается ежедневная газета «Оссерваторе романо», а также множество книг, преимущественно религиозного содержания.

    Сегодня Святой Престол поддерживает дипломатические отношения с почти ста странами мира, включая Россию. Колоссальное культурное достояние бережно охраняется: провозглашен вечный нейтралитет Ватикана и неприкосновенность его территории.

    2.2 Монархические государства современности: характерные особенности

    В настоящее время монарх является главой государства приблизительно в 50 странах мира, то есть в 1/4 части современных государств. Только в Европе десять Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия, Дания, Бельгия , Люксембург, Нидерланды, Лихтенштейн, Монако. стран имеют монархическую форму правления. Кроме того, семнадцать (в том числе Канада, Австралия, Новая Зеландия) признают британскую королеву в качестве своего главы государства. Семь стран Ближнего Востока и зоны Персидского залива - Иордания, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ и Оман - сохранили или восстановили различные виды монархий. В Южной и Юго-Восточной Азии монарх является главой государства в Непале, Бутане, Камбодже, Таиланде, федерации Малайзии, Брунее. В Японии императорская власть существует более полутора тысяч лет. В Африке институт монарха сохранился в трех странах - Марокко, Лесото и Свазиленде. Своеобразными (так называемыми патриархальными) монархиями являются в Океании королевства Тонга и Западное Самоа.

    Историческим предшественником современной монархии является монархия абсолютная, сформировавшаяся как политическое учреждение в поздний период развития средневековья. Для абсолютной монархии (самодержавия) характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха.

    Конституционная монархия подразделяется на два вида - дуалистическую и парламентарную монархию.

    Дуалистическая монархия характеризуется определенными признаками. Прежде всего, при этой форме правления существует одновременно два политических учреждения - монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть. Эта двойственность (дуализм) выражается в том, что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.

    Парламентарная монархия в настоящее время существует в целом ряде развитых стран, в экономике которых не сохранилось сколько-нибудь существенных пережитков феодализма Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др..

    Власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. В случае выражения парламентом правительству вотума недоверия последнее уходит в отставку или распускает парламент и назначает внеочередные выборы.

    Правовое положение монарха как главы государства отличается следующими тремя особенностями. Во-первых, власть монарха юридически считается непроизводной ни от какой иной власти, государственного органа или избирательного корпуса. Во-вторых, пост главы государства в условиях монархии передается в порядке престолонаследия. Иными словами, должность главы государства принадлежит монарху по праву рождения. Власть переходит от монарха к преемнику на основе биологических кровнородственных связей. В-третьих, власть монарха носит, как правило, не фиксированный по времени характер. Монарх занимает свой пост пожизненно и юридически не может быть отстранен, смещен с поста главы государства до конца своих дней.

    Власть монарха, как уже отмечалось, наследственна. Порядок престолонаследия устанавливается конституциями и специальными законами, но может регулироваться религиозными нормами и нормами обычного права.

    В Европе в настоящее время существуют четыре системы престолонаследия: салическая, австрийская, кастильская и шведская.

    Салическая система Бельгия, Норвегия. предполагает, что наследование престола осуществляется исключительно по мужской линии.

    Австрийская система Лихтенштейн. предполагает, что женщина может взойти на трон только лишь в случае пресечения всех линий и степеней мужского родства.

    Кастильская система Наиболее распространена в Европе: Великобритания, Дания, Нидерланды, Испания. отдает предпочтение мужскому полу, хотя не исключает восхождение женщины на престол.

    Шведская система предусматривает, что мужчины и женщины наследуют престол на равных основаниях. Наследник престола, будущий монарх должен отвечать еще целому ряду требований, среди которых требование определенной религиозной принадлежности является одним из наиболее распространенных.

    Одним из немаловажных условий наследования престола является условие вступление наследного принца или монарха в равнородный брак, то есть в брак с лицом, принадлежащим к царствующему или властительному дому. Лицо, вступившее или вступающее в морганатический, то есть неравнородный брак, теряет, как правило, право на престол. Прецеденты подобного рода в политической истории XX века имелись.

    Власть монарха, как уже отмечалось, носит пожизненный характер. Правление многих монархов отличалось завидной длительностью. За период после Второй мировой войны монархии были ликвидированы более чем в 30 странах мира в том числе в Египте, Греции, Эфиопии, Иране, Афганистане, Италии и других странах., И это несмотря на то, что личность монарха конституциями или религиозными нормами признается священной и неприкосновенной.

    В случае несовершеннолетия, болезни или длительного отсутствия монарха, а также если наследник престола в момент смерти правившего главы государства не достиг определенного конституцией необходимого для восхождения на трон возраста устанавливается регентство, или правление за монарха. Регентство может осуществляться в двух формах: индивидуальной - регентом или коллегиальной - регентским советом. В некоторых монархических странах Арабского Востока институт регентства отсутствует. Так, в Кувейте Закон о престолонаследии предусматривает, что в случае вакантности престола функции главы государства будут осуществляться советом министров.

    Монарх как глава государства обладает внешними атрибутами или символами власти - короной, мантией, скипетром, державой. Он является носителем титула (короля, императора, шаха, эмира, султана), в котором обычно перечисляются владения монарха, указывается сакральный характер его власти или подчеркивается ее божественное происхождение и т. п.

    Монарх имеет право на резиденцию, при нем состоит штат чиновников королевского двора. На содержание монарха, членов его семьи и королевского двора выделяются ассигнования из государственного бюджета, получаемые им по цивильному листу, принимаемому парламентом в конституционных монархиях или утверждаемому самим монархом в абсолютных и дуалистических монархиях. Помимо ассигнований по цивильному листу денежное содержание включает доходы от его личного имущества.

    Конституционный статус монарха отличается от монаршего титула меньшей пышностью и большей юридической конкретностью. Обычно в конституциях закрепляется место монарха в системе государственных органов, его принадлежность той или иной ветви власти (если конституционный механизм предусматривает принцип разделения властей), его полномочия и прерогативы.

    Формальное и реальное положения монарха в механизме осуществления власти, его роль в государственном управлении обществом, круг конституционных и внеконституционных полномочий во многом зависят от формы правления, государственного устройства, политического режима, исторических особенностей развития, этнокультурных и религиозных традиций и обычаев той или другой страны и иных социально-политических и идеологических факторов.

    Наибольшим удельным весом в системе власти обладают монархи в условиях абсолютных монархий, особенно в мусульманских странах или в странах с традиционным общественным укладом. Так, в соответствии с конституцией Катара 1970 года вся полнота законодательной и исполнительной власти сосредоточена в руках главы государства - эмира. В Саудовской Аравии король является главой государства, правительства, основным источником законодательства, верховным главнокомандующим вооруженными силами, а также провозглашается обладателем верховной религиозной власти и духовным главой своих подданных. В Свазиленде король сочетает статус главы государства, главы исполнительной власти, верховного законодателя, верховного судьи, жреца, верховного хранителя традиций и обычаев.

    Однако, к некоторым формам монархии применима давно уже ставшая реальностью формула: "Монарх царствует, но не правит".
    "В дуалистической и особенно в абсолютной монархии он (глава государства) имеет реальную власть, в парламентарной - царствует, но не правит" Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран..
    В монархиях же парламентарных роль монарха может быть сведена к выполнению чисто символических, церемониальных и представительских функций. Конституция Японии, например, не наделяет императора ни одним самостоятельным полномочием. Император назначает премьер-министра, но после предварительного решения парламента. Он назначает главного судью верховного суда, но после предварительного решения правительства. Причем изменить эти предварительные решения он не может.
    Независимо от формы правления и иных факторов, определяющих статус главы государства в монархических странах, монархи обладают рядом аналогичных полномочий.
    Конституции или государственно-правовые обычаи всех монархических стран наделяют главу государства правом участвовать в формировании правительства. Степень этого участия варьируется в отдельных странах весьма значительно.
    Наряду с формированием правительства монарх, как правило, активно участвует и в формировании государственного аппарата. Конституции закрепляют право монарха назначать гражданских и военных служащих. В Великобритании в соответствии с конституционными соглашениями король (королева) назначает на высшие государственные должности, включая должности губернаторов, дипломатов, судей.
    В подавляющем большинстве монархических государств монархи являются верховными главнокомандующими вооруженными силами. Это положение так же, как правило, фиксируется в основных законах. Реальные полномочия монарха в сфере руководства армией могут серьезно варьироваться в зависимости от конкретной социально-политической ситуации в той или иной стране, от исторических традиций, формы правления и множества других факторов.

    Например, в Великобритании английская финансовая олигархия в свое время ограничила контроль короля над вооруженными силами. Ему было запрещено содержать в мирное время сухопутную армию. В пределах королевской прерогативы осталось, однако, регулирование внутренней организации армии. В ведении короля находится также право распоряжаться военно-морскими и военно-воздушными силами и право определять их численность. Военно-морской флот и военная авиация именуются "королевскими".

    В подавляющем большинстве монархий короли, как правило, являются военными специалистами и с детства воспитываются в привилегированных военных школах.

    В большинстве парламентарных монархий конституции предоставляют главе государства право объявления войны и заключения мира. Решение монарха ставится, как правило, в зависимость от волеизъявления законодательного органа.

    В абсолютных и дуалистических монархиях глава государства принимает решения о войне и мире самостоятельно.

    Заключение

    В заключении работы сделаем основные выводы по теме исследования.

    Понятие «формы правления» отражает способы организации верховной государственной власти, структуру и компетенцию ее органов, принципы взаимоотношений между органами власти и взаимоотношений между органами власти и взаимодействия с населением. Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент организации государственной власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, традиции, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется сохранение института монархии в промышленно развитых европейских странах, таких как Великобритания, Бельгия. Швеция. Дания, Норвегия, Испания и т.д.

    Монархия является одной из наиболее древних форм правления, зародившихся еще в раннеклассовых обществах. Исторически первой монархией была империя месопотамского царя Саргона I (2371 - 2230 гг. до н. э.). Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия стала основной формой правления в средние века. Несмотря на буржуазно-демократические революции XVII - XVIII вв., монархии продолжали оставаться преобладающей формой правления.

    В современном мире монархия является широко распространенной формой правления. Достаточно сказать, что из 30 западноевропейских стран монархиями являются 10, в Азии четвертая часть государств " монархии, в Африке из 53 государств монархии - 3, в Северной Америке монархическая форма правления в Канаде, в Латинской Америке монархия установлена в Белизе. Большинство мелких островных государств в Карибском море также являются монархиями.

    Естественно, что монархическая форма правления не оставалась неизменной на протяжении исторического развития общества. Так, в промышленно развитых странах, таких как Бельгия, Голландия, Испания, Япония, Швеция, Дания, монархия сохранила лишь традиционные, в основном формальные черты, а на Востоке, в странах Персидского залива (например, в Бахрейне, Катаре, Саудовской Аравии и др.), монархия не претерпела существенных изменений по сравнению с классической монархической формой правления.

    Монархия - это форма правления, при которой верховная государственная власть передается по наследству.

    Монархия не оставалась неизменной, поскольку испытывала на себе влияние различных факторов, и в первую очередь таких как: зрелость гражданского общества и тип культуры, которые определяли ее конкретно-исторические формы. В зависимости от: а) степени концентрации верховной власти в руках главы государства; б) режима взаимодействия различных органов высшей государственной власти в) того, кому принадлежит право на формирование правительства и перед кем оно ответственно, монархии подразделяют на два основных вида: абсолютную монархию и конституционную монархию, которая, в свою очередь, подразделяется на два подвида - дуалистическую и парламентарную монархии.



    Список литературы


    1. Байтин М.И. Сущность и основные формы правления в современных государствах. Саратов. - 2014. 435с.
    2. Вагнер И. О концепции правового государства // Правоведение. 2014. - № 1. с.45-49.
    3. Венгерова А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов М.: Юриспруденция. 2016. 546с.
    4. Власов В.С. Основы государства и права. Ярославль. - 2011. 432с.
    5. Воздействие глобализации на правовую систему России. С.В.Поленика, О. А. Гаврилов, Н.П. Колдаева и др. // Государство и право. 2014. - № 3. с.37-44
    6. Всеобщая история государства и права. /Под ред. К.И. Батыра. - М. 2016. - 543с.
    7. Денисов А.И. Сущность и черты правого государства. - М. - 2014. 542с.
    8. Жильцова Е. И. Егорова Ж. Н., Сухолет И. Н. Политическое и духовное развитие современного общества. - М. -2014. 432с.
    9. Исаев И.А. История государства и права России. М. 2014. 544 с.
    10. История государства и права зарубежных стран. Ч.2. /Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. - М. 2016. 543с.
    11. История государства и права: Учебник. / Под ред. Звенского Р.Л. - М.: Юристъ. - 2013. 544с.
    12. Каск Л.И. Функции и структура государства. М.:Зерцало. - 2014. 780с.
    13. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб.пособие для студ. Учреждений сред.проф.образования. -М.: Мастерство: Высшая школа. 2012. 545с.
    14. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М.: Теис. - 2013 546с.
    15. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно методическое пособие. Краткий учебник для вузов. М.: ИНФРА-М. - 2012. 276с.
    16. Никулин В.В., Слезин А.А., История России: события и проблемы. Тамбов. - 2015. 549с.
    17. Преображенский А.А., Новицкая Т. Е. Законодательство времен гражданской войны . - М.: Юристъ. - 2014. 438с.
    18. Пушкаров А.Л. История отечественного государства и права. М.: Юрист. - 2014. 448с.
    19. Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. Т. 1-4. М.: Юрид. литер. 2016. 690с.
    20. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 2000.
    21. Чистяков И.О. История отечественного государства и права. М. 2012. 321 с.
    22. Щетинов Ю.А., История России. XX век. - М.: Издательская фирма Манускрипт. - 2015. - 544с.




Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Монархия ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.