Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Налоговое право и система

  • Вид работы:
    Другое по теме: Налоговое право и система
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    22.08.2017 15:32:47
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:





























    Содержание


    Введение3

    Глава 1. Понятие и специфика налогового права РФ6

    1.1 Понятие и функции налогового права6

    1.2 Тенденции развития налогового права РФ14

    Глава 2. Современные принципы налогообложения и их роль в формировании налоговой системы РФ17

    2.1 Понятие и организационные принципы налоговой системы РФ17

    2.2 Налоговое законодательство РФ. Принятие и введение его в действие18

    Заключение29

    Список использованной литературы31


















    Введение


    Налогообложение есть процесс взимания налогов и сборов с юридических и физических лиц в пользу государства. В основу построения налоговой системы любого государства должны быть заложены определенные принципы. Эти принципы на протяжении столетий являются предметом глубокого исследования. Достаточно аргументированно они были сформулированы А. Смитом в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» и сводились к следующим: принцип справедливости; принцип определенности; принцип удобности; принцип экономии.

    Данные принципы уже излагались ранее - Фомой Аквинским, Ш. Монтескье, Ф. Бэконом, О. Мирабо и др. Заслуга А. Смита состоит в более точной формулировке и обосновании их. Он рассматривал данные принципы с позиции защиты интересов граждан государства. Д. Рикардо в труде «Начало политической экономии и налогового обложения» выделяет такой важный принцип, как недопустимость и нецелесообразность чрезмерного высокого уровня обложения налогоплательщиков, что, с нашей точки зрения, имеет большую актуальность и на современном этапе развития экономики.

    В России принципы налогообложения исследовались русскими налоговедами: Н. Тургеневым, А. Соколовым, М. Алексеенко, В. Твердохлебовым и др. Н. Твердохлебов в теории переложения налогов рассматривал принцип справедливости налогообложения. Для каждого уровня развития государства, при общих закономерностях, характерны свои специфические принципы. Для промышленно развитых стран эти принципы наиболее приближены к классическому варианту. Для стран, вступающих на рыночный путь преобразований, применение всех классических принципов построения налоговых систем затруднительно. Налоговая система, построенная и функционирующая на основе классических принципов, способна быть мощным стимулом роста эффективности производства. Классические принципы налогообложения учитывались при формировании налоговой системы России. В 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы РФ», в 1998 г. первая и в 2000 г. вторая часть Налогового кодекса РФ.

    В настоящее время вопрос о принципах налогообложения по-прежнему актуален. В различных странах ученые и специалисты государственных органов обращаются к исследованию этой проблемы, ключевой в процессе совершенствования налогового законодательства.

    Так, развитие принципа справедливости идет в направлении наиболее точного определения понятий «доход», «накопления», «платежеспособность», изучения и разрешения таких проблем налогообложения, как проблема эффективных налоговых ставок, переложения налогов, влияния инфляционных процессов на налогообложение, избежания налогов и уклонения от налогообложения и др.

    Так, использование различных налоговых лазеек приводит к необходимости повышения ставок налогов, чтобы компенсировать недополучение доходов бюджетом. В результате добросовестные налогоплательщики вынуждены нести дополнительные обязательства. Реализация принципа справедливости в данном случае это внесение изменений в налоговое законодательство, предотвращающих использование так называемых налоговых схем с целью уклонения от уплаты налогов.

    В условиях инфляции номинальные доходы налогоплательщиков возрастают, хотя покупательская способность остается прежней или даже уменьшается. Тем не менее, такие доходы облагаются подоходным налогом по более высоким ставкам, налогоплательщик вынужден уплачивать «инфляционный налог». Принцип справедливости требует, чтобы законодатель налоговой индексацией или другими методами учитывал «эрозию доходов».

    Следовательно, актуальным выступает исследование классическим принципов налогообложения.

    Отсюда цель нашей работы - изучить и описать систему российского налогового права.

    Задачи работы:

    1. дать определение налогового права и определить его место в российской налоговой системе;
    2. провести анализ существующих принципов налогообложения;
    3. рассмотреть реализацию классических принципов налогообложения в современной российской налоговой системе.

    Объект исследования: правовая система РФ.

    Предмет исследования: налоговое право в РФ.


















    Глава 1. Понятие и специфика налогового права РФ


    1.1 Понятие и функции налогового права


    Становление и развитие налогового права России происходит в условиях формирования принципиально новых социально-экономических отношений. Проявляя себя как относительно автономное правовое образование, налоговое право регулирует широкий спектр общественных отношений. Постоянное увеличение массива законодательства о налогах и сборах, его систематизация и кодификация вызывают необходимость специальных научных исследований в данной области права.

    После вступления в действие Налогового кодекса Российской Федерации правовое регулирование налоговых отношений пополнилось многими для России объектами, методами, механизмами, способами, принципами и т.д.

    Необходимо признать, что теория налогового права не успевает за законодателем и практикой налогообложения. Отсюда остаются до сих пор недостаточно исследованными вопросы соотношения системы налогового законодательства и системы налогового права, не исследованы должным образом его предмет, метод, принципы и т.д.

    Кодификация налогового законодательства ставит перед юридической наукой вопрос о месте налогового права в системе права России.
    Массив нормативных актов, отмечает Н.П. Кучерявенко, не является основным признаком отрасли права. Поэтому любое «количественное» развитие налогового законодательства с учетом изменения его качественных характеристик, вероятнее всего, к формированию подотрасли налогового права, При этом важно определить место налогового права как элемента финансового права.
    Место налогового права в системе российского права относится к числу дискуссионных вопросов. Некоторые ученые рассматривают налоговое право с позиции формирующейся отраслевой самостоятельности налогового права. Например, Д.В. Винницкий считает, что «налоговое право выступает как юридически цельное, нерасторжимое правовое образование, отличающееся высоким уровнем организации, единством образующих его элементов институтов, их объединений, составляющих структуры отрасли».

    Дискуссия о самостоятельном характере налогового права обусловлена принятием единого кодифицированного акта Налогового кодекса РФ. Большинство же ученых сходятся во мнении, что налоговое право входит в систему финансового права.

    Переход к рыночным формам хозяйствования, признание равенства всех форм собственности и, следовательно, возникшая необходимость законодательной модели сочетания частных и публичных интересов обусловили рост нормативных правовых актов, регулирующих налоговые механизмы. В результате активного развития налогового права оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву как его подотрасль.

    Современное налоговое право как подотрасль финансового права и соответствующая сфера российского законодательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет правового регулирования налоговых отношений, обновляются его внутренние институты. После вступления в действие Налогового кодекса РФ правовое регулирование налоговых отношений пополнилось многими для России объектами, методами, механизмами, способами, принципами и т.д.

    Налоговое право явление относительно новое для российского права, так как в дореволюционный период налоговые инструменты абсолютно не применялись в государственно-правовом развитии. Именно поэтому выявление особенностей предмета и метода налогового права, его правовой природы и отраслевой принадлежности представляет собой достаточно сложную, но в то же время актуальную задачу.

    Все отрасли или подотрасли теория права традиционно различает по предмету правового регулирования. Предметом, в свою очередь, выступает круг общественных отношений, регулируемых нормами того или иного правового образования как первичного, так и вторичного уровней.
    На первичном уровне С.С. Алексеев выделяет отрасли права (профилирующие и специальные), правовые институты (субинституты) и их объединения подотрасли. На другом уровне выделяются вторичные образования: комплексные отрасли права, комплексные и смешанные правовые институты, использующие несколько юридических режимов регулирования в их сочетании.
    Предмет правового регулирования образует, как правило, отношения, характеризующиеся следующими признаками:

    1. устойчивостью и повторяемостью, что дает законодателю возможность с достаточной точностью фиксировать правоотношения субъектов;
    2. способностью к внешнему правовому контролю;
    3. нахождением в правовом поле, то есть под юрисдикцией права.

    Для правильного понимания предмета налогового права, отмечает Петрова Г.В., необходимо учитывать ряд важных обстоятельств, совокупность которых определяет его реальное место в российской правовой системе и служебную роль в финансовом праве.

    В области финансового права нет существенных разногласий среди ученых относительно понятия налогового права. Чаще всего ученые сходятся в определении налогового права «как совокупности правовых норм, регулирующих отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов».

    Некоторые авторы определяют налоговое право как основанную на собственных принципах подотрасль финансового права, нормы, которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и организаций.

    В процессе налоговой деятельности государства и местного самоуправления возникают отношения и общественные связи между частными и публичными субъектами, и по своему социальному, политическому и правовому содержанию они изначально конфликтны. Кроме того, это довольно специфическая сфера социальных связей в обществе. Обусловлена она экономическим и публичноправовым содержанием налогов как основного источника образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта. Возникающие при этом отношения налоговые отношения и являются предметом правовой регламентации.

    Однако налоговые отношения необходимы для жизнедеятельности государства и поэтому должны регулироваться правовыми нормами. И совершенно справедливо отмечает Кучерявенко Н.П., что «налоговое право не является раз и навсегда сложившимся феноменом оно постоянно развивается, обновляется и совершенствуется адекватно происходящим в стране изменениям».

    Принципиальное значение для выявления круга общественных отношений, составляющих предмет налогового права, является ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, которая не только перечисляет отношения, образующие предмет налогового права, но и определяет сферу действия законодательства о налогах и сборах. В названной статье содержатся два критерия для определения предмета налогового права: метод правового регулирования и объект правового воздействия с указанием основных групп регулируемых отношений.

    Общественные отношения, входящие в сферу налогового правового регулирования, можно сгруппировать как отношения:

    1. по установлению налогов и сборов;
    2. по введению налогов и сборов;
    3. по взиманию налогов;
    4. возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
    5. возникающие в процессе привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

    Перечень имущественных и процессуальных отношений, устанавливаемый ст. 2 НК РФ, и составляет предмет налогового права и не нуждается в расширенном толковании.

    Необходимо отметить, что до принятия первой части налогового кодекса РФ в юридической литературе высказывались различные мнения по вопросу предмета налогового права. По мнению одних ученых, предметом налогового права выступает совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе взимания налогов. В этом подходе не учитывается целый ряд налоговых отношений, связанных с установлением налогов, которые также регламентируются законодательством о налогах и сборах.

    Другие ученые, наоборот, слишком широко рассматривают предмет налогового права, определяя его «как совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового законодательства.

    Как отмечает Т.Ф. Юткина: «К сожалению, одной из главных проблем российских налоговых законов является тот факт, что эта отрасль российского права с самого своего рождения развивалась в отрыве от всего остального российского законодательства. С самого начала развития этой новой отрасли - налогового законодательства - от его разработки, вероятно, были отстранены юристы... Отсутствие серьезной юридической проработки налоговых правовых норм в союзе, очевидно, с отсутствием серьезного экономического обоснования той или иной налоговой правовой нормы приводят к тому,
    что современное российское налоговое законодательство является самой запутанной и наиболее часто изменяющейся отраслью законодательства».
    Аналогично мнение О. Бойкова, который считает, что «в налоговых спорах недостаточна роль юристов, представляющих интересы налогоплательщиков».

    Ничего не изменило и принятие Налогового кодекса. В этом случае совершенно прав оказался С.Ю. Орлов, который пишет: «Проект этого нормативного правового акта разрабатывался и продолжает разрабатываться людьми, имеющими весьма смутное представление даже об основах теории права, не говоря уже о том, что вряд ли кто-либо из разработчиков что-нибудь слышал о теоретических основах налогового права. В результате длительной работы над проектом Налогового кодекса, проведенной, мягко говоря, далеко не специалистами, на свет появился некий документ, содержанием которого еще долгое время можно будет веселить юристов. Конечно же, над этим документом можно смеяться и впредь, однако мысль о том, что вскоре по политическим соображениям этот документ может стать законом, обязательным к исполнению, наводит тоску».

    По мнению Химичевой Н.И., его предметом выступают общественные отношения по установлению и взиманию налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц.

    В этой связи интересным представляется мнение Винницкого Д.В., который полагает, что «попытки сформулировать доктринальное определение предмета налогового права путем перечисления регулируемых этим правовым образованием отношений, без указания на их общие свойства и
    характеристики, обусловливающие их интеграцию, являются выражением неверного подхода к решению рассматриваемой проблемы».
    По его мнению, исследование предмета налогового права целесообразно начать с анализа общих родовых свойств основной массы налоговых отношений, позволяющих интегрировать эти отношения в единый предмет правового регулирования. Среди таких свойств он выделяет следующие: указанные общественные связи выступают как отношения по распределению бремени публичных расходов; они имеют организационно-имущественный характер; с одной стороны в данных отношениях участвуют публичные субъекты, с другой частные; указанные отношения строятся на принципах равенства, всеобщности и соразмерности; они могут существовать только в правовой форме.

    Д.В. Винницкий считает, что для сохранения данного ранее определения в российской правовой науке как отношений в области образования, распределения и использования фонда денежных средств государства (публичных денежных фондов) в настоящее время нет оснований, так как это не отражает с достаточной точностью суть соответствующих процессов и не представляет собой в настоящий момент однородную группу отношений. Вряд ли эту точку зрения можно признать бесспорной.

    Многие ученые разделяют позицию определения предмета, данную в ст. 2 Налогового кодекса РФ, и вряд ли она нуждается в более широком толковании.

    Вторым критерием при определении места налогового права в системе права выступает метод правового регулирования. Наиболее распространенным методом налогового права является метод властных предписаний одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства.

    Прямое указание на регулирование налоговых отношений властными предписаниями содержатся в ст. 2 Налогового кодекса РФ. Однако содержание этой категории не раскрывается. Ссылка на регулирование налоговых отношений императивным способом содержится в Гражданском кодексе РФ, п. 3 ст. 2 которого определяет, что к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, поскольку они основаны на властном подчинении. Иных способов воздействия на налоговые отношения законодательство не устанавливает.

    Современный этап развития налогового законодательства в Налоговом кодексе РФ, отмечает Петрова Г.В., показывает, что по-прежнему доминируют старые концепции правового регулирования различных видов административно-правовых отношений. Это выражается в слабой регламентации механизма защиты прав налогоплательщиков через административные процедуры. Более того, упускается, что налоговые отношения в современном мировом хозяйственном обороте охватывают не только отношения власти и подчинения, но и отношения имущественного взаимодействия частных субъектов.

    Особенность отношений, основанных на властном подчинении, состоит не только в том, что в них участвует (в качестве стороны) действующий от имени Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования орган, наделенный властными функциями, но и в том, что он проявляет присущие ему властные функции в данном правоотношении.

    Налоговым правоотношениям изначально присущ конформизм необходимость для субъектов следовать предписаниям законодательства, а не по праву выбора. Следовательно, позитивные налоговые отношения, в которых налогоплательщик не вступает в конфликт с нормами права, также подчинены методу властных предписаний.

    В современных условиях актуальность приобретает метод диспозитивности, который показывает переход от примата публичной формы собственности к поиску компромисса между государственными и частными интересами.

    Налоговый кодекс Российской Федерации не перечисляет признаки метода властных предписаний и не обозначает их сущности. Внутреннее содержание властности регулирования налоговых отношений обосновывается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года № 20-п, отметившем, что налоговые правоотношения предполагают субординацию сторон, одной из которых налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой налогоплательщику обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следует не из договора, а из закона. С публично-правовым характером налога, государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязанность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств.

    Способы воздействия обусловлены самой природой финансовой деятельности государства и муниципальных образований (составной частью которых выступают налоговые отношения) ее публичным характером, направленностью на достижение общего интереса.

    В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, отмечает Е.М. Ашмарина, что в Российской Федерации завершается период становления общественных отношений в области налогообложения. Ожидается новый этап их поступательного развития и совершенствования.


    1.2 Тенденции развития налогового права РФ


    Анализируя развитие налогового права, следует отметить сложившиеся в последние годы тенденции динамики налогового права, которые, несмотря на имеющиеся в этом процессе противоречия, подтвердили свою перспективность.

    К таковым можно отнести нацеленность налогового права:

    1. на совершенствование рыночных отношений при их государственном регулировании посредством налоговых механизмов;
    2. на совершенствование принципа федерализма в регулировании налоговых отношений как основы сочетания общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации при равноправии последних и осуществление единой налоговой политики;
    3. на совершенствование принципа справедливости и соразмерности частных и публичных интересов субъектов в налоговых отношениях.

    Во многом эти и иные направления в развитии налогового права требуют своего углубления, исходя из социально-экономической реальности на новом этапе, и упрочения путем создания организационно-правового механизма их реализации, а также решения соответствующих теоретических задач.
    К числу острых проблем относятся вопросы соотношения и разграничения компетенций по правовому регулированию налоговых отношений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что отражает отсутствие необходимой четкости в законодательстве, в том числе и конституционном.
    Для России как федеративного государства наиболее важны взаимосвязи налогов и сборов по уровням управления, поскольку налоговая система призвана обеспечивать сбалансированность федеральной, региональной и местной власти посредством наделения их налоговой компетенцией.
    Иерархическая трехуровневая система должна предусматривать четкое разграничение компетенции органов власти каждого уровня в налоговых отношениях. Однако именно в федеративном государстве система налогов и сборов потенциально содержит противоречие, которое заключается в проблеме разделения налоговой базы и прав по собиранию налогов и сборов между Федерацией и ее субъектами.
    Ряд проблем налогового права, безусловно, связан с искажением или прямым игнорированием основных принципов налогообложения.
    В современной теории налогового права к принципам налогообложения относятся базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере, основополагающие начала налогового права, руководящие положения права, исходные направления, основные начала, определяющие суть всей системы, отрасли или института права. Эти общие начала находят свое выражение непосредственно в нормах налогового права.
    В основе построения налоговой системы, лежит совокупность определенных принципов, определяющих сущность всей налоговой системы Российской Федерации. Способность системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов построения налоговой системы, которые создают необходимые условия для ее эффективного функционирования.

    Эти принципы являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства. Огромное значение имеют они и для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами.

    Конституционный Суд Российской Федерации указал, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых Федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации.







    Глава 2. Современные принципы налогообложения и их роль в формировании налоговой системы РФ


    2.1 Понятие и организационные принципы налоговой системы РФ


    К организационным принципам российской налоговой системы относятся положения, в соответствии с которыми осуществляется ее построение и структурное взаимодействие. Кроме того, организационные принципы налоговой системы обуславливают основные направления ее развития и управления.

    Принцип единства налоговой системы. Единство финансовой
    политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции Российской Федерации и прежде всего в подп. «б» ст. 114, согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Это положение развивает одну из основ конституционного строя России принцип единства экономического пространства (ст. 8 Конституции), означающий в том числе, что на территории России не допускается установление таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции).
    Принцип подвижности (эластичности). Данный принцип был
    сформулирован в конце XIX века немецким экономистом А. Вагнером, отмечавшим приоритет публичных интересов в налогообложении по сравнению с частными. Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые
    механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства. По мере изменения общественно-политической и экономической ситуации государство должно иметь возможность адаптироваться и адекватно реагировать на новые экономические и политические условия.
    Реализация данного принципа в российской налоговой системе имеет серьезные недостатки. В частности, по мнению многих иностранных экспертов, частые и непредсказуемые изменения налогового законодательства являлись одной из самых серьезных причин, по которым они отказывались работать в России. Это было вызвано тем, что «налоговая нестабильность» не позволяла произвести точный расчет экономических показателей при инвестировании в России, что существенно снижало ее инвестиционный рейтинг.
    Положение иностранных инвесторов меняется с принятием ФЗ РФ от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», определившим условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль. Ст. 9 данного закона посвящена гарантиям от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах и таможенного законодательства.

    2.2 Налоговое законодательство РФ. Принятие и введение его в действие

    Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи до недавнего времени определял закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

    В Российской Федерации статьей 12 Налогового кодекса РФ установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

    Федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией РФ, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации применительно к налогам субъектов Российской Федерации (региональным налогам) «законно установленными» могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом. Эти общие принципы относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение в Российской Федерации основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма.

    Налоговым кодексом Российской Федерации разграничиваются полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

    Перечень региональных налогов, внесение в него изменений и дополнений, круг налогоплательщиков, а также существенные элементы каждого регионального налога (в том числе объект налогообложения, налоговая база, предельная ставка налога) должны регулироваться федеральным законом, с тем, чтобы не допускать излишнего обременения налогоплательщиков обязанностями по уплате налогов, устанавливаемыми законами субъектов Российской Федерации о региональных налогах, формирования доходной части бюджетов одних субъектов Российской Федерации за счет других, нарушения конституционных положений о единстве экономического пространства, равенстве прав человека и гражданина, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств (статья 8, часть 1; статья 19, часть 1; статья 74 Конституции Российской Федерации).

    Принятие федерального закона о региональном налоге порождает право субъекта Российской Федерации своим законом установить и ввести в действие данный налог независимо от того, вводят ли его на своей территории другие субъекты Российской Федерации. При этом законодатель субъекта Российской Федерации может осуществлять правовое регулирование регионального налога при условии, что такое регулирование не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.

    Установление общих принципов налогообложения и сборов и формирование налоговой системы, включающей в том числе исчерпывающий перечень региональных налогов как источников поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, осуществляется федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 72, пункт «и» части 1; статья 75, часть 3; статья 76).

    Местными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено.

    Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

    Представительные органы местного самоуправления по действующему всего несколько лет назад порядку были вправе самостоятельно решать лишь вопрос, вводить или не вводить те местные налоги.

    Установление налогов и сборов осуществляется федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, что следует из статей 71 (пункт «з»), 73 и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

    Федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств.

    К федеральным налогам и сборам отнесены:

    1) налог на добавленную стоимость;

    2) акцизы;

    3) налог на доходы физических лиц;

    4) налог на прибыль организаций;

    5) налог на добычу полезных ископаемых;

    6) утратил силу. - Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ;

    7) водный налог;

    8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

    9) государственная пошлина.

    К региональным налогам:

    1) налог на имущество организаций;

    2) налог на игорный бизнес;

    3) транспортный налог.

    К местным налогам:

    1) земельный налог;

    2) налог на имущество физических лиц.

    Опишем наиболее важные правила, некоторые принципиальные положения в отношении установления новых налогов, они были сформулированы еще Адамом Смитом.

    Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности, как это, по моему мнению, явствует из опыта всех народов, составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности. «Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица». Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

    Применительно к субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления понятие «установление налогов и сборов» имеет иной юридический смысл, право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты Российской Федерации связаны этими общими принципами.

    Так, из статей 5 (части 2 и 3), 72 (пункт «и» части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации вытекает, что регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации.

    Установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 21 марта 1997 года, недопустимо введение региональных налогов, которые позволяют формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на плательщиков других регионов.


    2.3 Направления развития современной системы налогообложения


    При совершенствовании налоговой системы Российской Федерации необходимо учитывать, что воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно, проявляется с некоторым опозданием, так как осуществляется через участие государства в распределении и перераспределении ВВП. Налоги должны быть важнейшим инструментом сглаживания экономических циклов, а также регулятором инвестиций. С помощью налогового регулирования государство создает необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения научно-технического прогресса отраслях, а также в малорентабельных, но социально необходимых сферах производства.

    Снижение налоговых ставок должно положительно отразиться на стимулах к труду и предпринимательской активности, что приведет к росту производительности труда и увеличению выпуска продукции, потребительского спроса вследствие роста необлагаемого дохода. Все это будет способствовать увеличению государственных доходов (что ограничит необходимость вмешательства государства в эффективные сектора экономики), сдерживанию роста цен и инфляции, выходу «на свет» теневой экономики.

    Эффективность российской налоговой системы, по меньшей мере, оставляет желать лучшего, а по большому счету требует резкого улучшения. Это положение не вызывает серьезных возражений ни с чьей стороны, включая и нынешнее правительство. Разногласия начинаются скорее с вопроса о причинах низкой эффективности фискальной системы.

    Существующий уровень налоговых и прочих изъятий из национального продукта для государственного перераспределения в России сейчас неоправданно велик и настаивают на его снижении, с тем чтобы, во-первых, освободить ресурсы для более эффективного использования их частным сектором; во-вторых, ликвидировать структурные перекосы, связанные с якобы гипертрофированными размерами общественного сектора в российской экономике; а в-третьих, повысить степень собираемости основных налогов. В принципе этот же тезис составляет основное содержание и правительственного видения налоговой реформы в качестве средне- и даже долгосрочной стратегии такой реформы предлагается снижение налоговых ставок при сохранении основ существующей налоговой системы в более или менее неизменном виде.

    Что некорректно в таком подходе?

    Во-первых, на наш взгляд, здесь происходит подмена причинно-следственной связи на самом деле высокие налоги являются не столько причиной, сколько отражением перекошенности и неэффективности экономики и государственного аппарата. Слабую эффективность выполнения последним государственных функций приходится компенсировать повышенной величиной затрат на его содержание, а реальный сектор экономики, в свою очередь, настолько слаб, что даже не очень высокое по международным меркам налоговое бремя является для него чрезвычайно высоким.

    Во-вторых, абсолютизация показателя общей величины налогового бремени это признак непонимания сути проблемы. Если размер налоговых изъятий из ВВП не выходит за рамки здравого смысла, а остается в пределах разумного, то гораздо большее значение (чем, например, увеличение или уменьшение его на 23 процентных пункта) имеет то, насколько равномерно и справедливо они распределятся, как такое распределение влияет на систему стимулов хозяйственной деятельности и как соотносится с этими стимулами характер использования мобилизуемых через налоговую систему средств.

    В-третьих, что касается собственно налоговой системы и ее эффективности, ни в коем случае нельзя сводить проблему только к ставкам обложения. Налоговое администрирование в современных условиях это сложный механизм, в рамках которого едва ли не большее значение, чем ставки, имеют определение и учет налогооблагаемой базы, система изъятий из нее, соотношение между различными видами и формами налогов, наконец, механизм их уплаты и сбора.

    Простое снижение ставок означает только снижение налоговых поступлений и ничего более. Настоящая же налоговая реформа в наших условиях это не просто снижение ставок, это система мер, которые обеспечат:

    1) переход на максимально прозрачные и неизбегаемые формы обложения с упором на косвенные налоги (прежде всего на потребление) и рентные платежи;

    2) создание эффективной системы антистимулов для неплательщиков, вплоть до фактического блокирования их предпринимательской активности;

    3) снижение номинального налогового бремени до уровня фактического и затем некоторое повышение фактического налогообложения до уровня, близкого к среднеевропейскому.

    Исходной точкой налоговой реформы должно быть осознание, что нынешнюю налоговую систему (кстати говоря, по существу списанную с некоей «среднеевропейской») в существующих условиях нельзя заставить работать эффективно ее предпосылкой является наличие высокоразвитого гражданского общества и зрелых рынков, чего в России пока нет. Налоговая система, в которой сегодня нуждается Россия, это достаточно простая, но вместе с тем тщательно продуманная по структуре система прямых и косвенных налогов, которая бы облагала посильными, но ощутимыми налогами на использование природных ресурсов и потребительские расходы, и в то же время поощряла бы предпринимательскую активность в несырьевых отраслях, а также сбережения и инвестиции. Кроме того, налоговая система должна быть содержательно связана с промышленной политикой и экономической стратегией государства в целом. Налоговая система не может и не должна быть чисто фискальным инструментом она должна быть также средством макроэкономического регулирования, селективной поддержки тех видов хозяйственного поведения, которые отвечают системе общественных приоритетов. Другими словами, главное отличие нашего подхода от правительственного заключается в том, что мы рассматриваем налоговую систему не просто как средство обложения бизнеса данью, а как важный рыночный институт, который нуждается в комплексном реформировании с учетом всех аспектов его воздействия на экономику. Именно с этой точки зрения мы оцениваем налоговые инициативы правительства, которые не всегда отвечают названным принципам.

    С другой стороны, структура и содержание налоговой системы должны быть адаптированы к ныне существующим в России условиям, так чтобы величина и значимость отдельных видов налогов для фискальной и бюджетной систем соответствовала их реальной собираемости на федеральном и местном уровнях.

    Параллельно необходимо тщательно продумать систему мер для мотивации выполнения налогового законодательства субъектами хозяйствования. В частности, наряду с мерами репрессивного характера в отношении неплательщиков реальная практика должна предусматривать определенные положительные стимулы в виде обусловливания некоторых хозяйственных прав и привилегий (например, получение государственных и муниципальных заказов, участие в публичных тендерах, возможность легально осуществлять инвестиции за рубежом и др.) определенным уровнем налоговых платежей. Одновременно злостное уклонение от уплаты налогов, в том числе относительно легальными методами, должно служить основанием для занесения предпринимателей в «черные списки» лиц, в отношении которых может применяться практика запрета на привлечение их к любым сделкам с участием государственных организаций и предприятий или бюджетных средств.

    Для того чтобы система стимулов и наказаний в этой области реально функционировала, необходимо также юридическое урегулирование в той или иной форме вопроса об ответственности за налоговые нарушения, совершенные в прошлом. Учитывая, что фактически те или иные нарушения налогового законодательства имеются в работе большей части хозяйствующих субъектов, а также то, что многие из положений этого законодательства были заведомо невыполнимы в существовавших условиях, без подведения определенной черты под прошлым невозможно реализовать главный стимул к законопослушному поведению гарантию от уголовного преследования со стороны государства.

    В качестве приоритетных направлений реформирования налоговой системы известными учеными-экономистами, правительством РФ предлагается поэтапное решение следующих наиболее важных задач:

    1. отмена исчисляемых от показателей выручки «оборотных» налогов. Один из основных видов косвенных налогов; универсальный акциз, взимаемый с оборота товаров, произведенных внутри страны (в некоторых государствах - и с оборота иностранной продукции), а также с различных услуг. В отличие от индивидуального акциза налог с оборота взимается со стоимости валового оборота предприятия на стадии производства, оптовой, розничной торговли; ставки его устанавливаются в процентах к цене товара и услуг. Налогом с оборота облагаются преимущественно товары массового потребления и услуги предприятий сферы обслуживания. Существует два метода взимания налога с оборота: однократный (оплачивается в одном из звеньев производства или торговли) и многократный (оплачивается на каждой стадии продвижения товара к потребителю). За последние два десятилетия получила распространение разновидность налога с оборота - налог на добавленную стоимость.
    2. снижение суммарного налогообложения фонда оплаты труда;
    3. пересмотр правил формирования базы налога на прибыль и других налогов;
    4. изменение принципов налогообложения пользования природными ресурсами;
    5. отмена «мелких» налогов.

    Итак, эффективная налоговая политика это постоянный поиск баланса между тяготами налогового бремени и эффектом от производимых за его счет общественных благ, в первую очередь общей и хозяйственной инфраструктуры и институциональных условий экономической деятельности. С этой точки зрения облегчение налогового бремени за счет урезания государственных расходов на дорожное строительство, обустройство границ и таможенной инфраструктуры, общее образование, поддержку НИОКР в профильных технических областях и т.п. фактически ведут к снижению, а не увеличению темпов роста экономики в средне- и долгосрочной перспективах.















    Заключение


    Итак, налоговое законодательство имеет свои особенности, которые позволяют обособить его от иных отраслей российского законодательства. Это и особый предмет регулирования вопросы, связанные с реализацией налоговых отношений, и особая процедура принятия нормативных правовых актов, относящихся к налоговому законодательству. Так, например, нормативные правовые акты по вопросам налогообложения принимаются представительными органами власти; федеральные налоговые законы принимаются при наличии заключения Правительства РФ и подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Все эти факты доказывают существование самостоятельной отрасли российского законодательства налогового законодательства.

    Проблема формирования налогового права стала актуальной темой для развернувшейся в научной литературе дискуссии. Не осуществляя подробного анализа этой дискуссии, можно отметить, что ряд авторов понимает налоговое право как один из институтов финансового права, а другие считают, что оно является самостоятельной отраслью права.

    Как стало ясно по результатам курсового исследования, налоговое право является подотраслью финансового права, но тем не менее, по мере его развития, а особенно на современном этапе налоговое право приобретает все больше и больше свойств, которые могут определить его как самостоятельную отрасль права.

    К предмету регулирования налогового права некоторые ученые относят только имущественные отношения, возникающие между налогоплательщиком и государством.

    Проблемы и вопросы теории и истории государства и права
    по поводу уплаты налогов. Другие ученые не ограничиваются только лишь отношениями по поводу уплаты налогов, а относят к предмету регулирования любые общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением, в том числе и отношения, возникающие в связи с установлением, введением и взиманием налогов, или даже отношения, возникающие в связи с привлечением лиц, виновных в совершении налогового правонарушения, к административной и уголовной ответственности.
    Налоговое право в настоящее время, безусловно, представляет собой подтрасль финансового права, так как это право определяет изъятие у налогоплательщиков части их денежных средств от предпринимательской и иной законной деятельности в соответствующий бюджет. В свою очередь вся совокупность денежных средств, находящихся у государства, а также система их формирования, распределения и использования представляют собой финансы. В свою очередь финансы - это отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств.

    В определении современной российской правовой системы существует масса научных проблем - это и место арбитражного процесса, и место авторского и патентного права, и метод регулирования страхового права, а также проблема трудового права (особенно с точки зрения закрепления рыночных механизмов в России) и т. д. Налоговое право также приобретает достаточно выпуклые свойства самостоятельной отрасли права.













    Список использованной литературы


    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
    2. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.11.2016) // КонсультанПлюс
    3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // КонсультантПлюс
    4. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»// КонсультантПлюс
    5. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 23.11.2016) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // КонсультантПлюс
    6. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // КонсультантПлюс
    7. Баранова Л.Г., Врублевская О.В., Косарева Т.Е. и др. Налогообложение юридических и физических лиц. - СПб: Политехника, 2011. 487 с.
    8. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст. С-Пб., Судостроение., 2014. 873 с.
    9. Дадашев А.З., Лобанов А.В. Налоговое администрирование в РФ. - М.: Высшая школа, 2013. 908 с.
    10. Иванова Н.Г., Вайс Е.А. и др. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2014. 766 с.
    11. Киселев Е.А. Макроэкономика: курс лекций. М.: Эксмо, 2013. 675 с.
    12. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. - М.: ЮрИнфоР, 2014. 998 с.
    13. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2013. 765 с.
    14. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Практикум. - М.: ИНФРА-М, 2013. 654 с.
    15. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. СПб.: Питер, 2014. 453 с.
    16. Налоговые системы зарубежных стран. / Под ред. В.Г. Князева. М.: Финансы и статистика, 2014. 798 с.
    17. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Финстатинформ, 2013. 765 с.
    18. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2014. 675 с.
    19. Петрова Г.В. Налоговые отношения: теория и практика правового регулирования. М., 2013. 324 с.
    20. Русаковский И.Г., Кашина В.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2014. 435 с.
    21. Сакс Ларрен. Макроэкономика. Глобальный подход. - М.: Академия, 2014. 342 с.
    22. Селезнева Н.Н. Налоги и налоговая система России. Схемы, комментарии, тесты, задачи: Учебн. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. 286 с.
    23. Сидорович А.В. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. М, 2013. 428 с.
    24. Слома В.И. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая: / Под общ. ред. В. И. Слома. М.: Статут, 2015. 766 с.
    25. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2014. 388 с.
    26. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2013. 376 с.
    27. Андреева А. Современные проблемы взаимодействий бюджетов в РФ. // Федерализм, 2015. - №10. С.14-18.
    28. Артемов Ю.М. Некоторые особенности бюджетной и налоговой систем Швейцарии // Финансы. - 2015. - №11. С.120-127.
    29. АшмаринаЕ.М. Некоторые проблемы современного налогового права России // Государство и право. - 2013. - № 3. С.14-15.
    30. Бирючев О.И. О некоторых вопросах оптимизации налогообложения // Финансы. 2013. - № 2. С.77-81.
    31. Букаев Г. И. Налогоплательщики должны быть богаты. // Аргументы и факты. - 2014. - № 13. С.22-27.
    32. Винницкий Д.В. Предмет российского налогового права // Журнал российского права. 2013. - № 10. С.33-35.
    33. Воловик Е.М. Налогообложение собственного бизнеса в Великобритании // Финансовая газета. 2014. - №6. С.56-67.
    34. Кузнеченкова В.Е. Современное понимание налогового права Российской Федерации // Terra Economicus. 2013. - №4-3. С.25-27.
    35. Лавров А., Литвак Дж., Сазерленд Д.. Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок». // Вопросы экономики. - 2013. - № 4. С.111-123.
    36. Матросов С.А. Налогообложение доходов по финансовым операциям в ЕС // Финансовый бизнес. - 2014. - № 2. С.231-237.
    37. Орлов С.Ю. О проблемах налогового права // Юридический мир. 2013. - № 11-12. - С. 3.
    38. Попонова Н.А. Налоговый контроль во Франции. //Финансы. - 2014. - №4. С.87-93.
    39. Щепкин С.С. Место налогового права в системе современного российского права // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2014. - №13 (68). С.196-197.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Налоговое право и система ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.