Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Некоммерческие организации

  • Вид работы:
    Другое по теме: Некоммерческие организации
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    26.08.2018 11:56:03
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

    ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)» В Г. ХАБАРОВСКЕ


    ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)


    ЮРИДИЧЕСКИЙ(наименование факультета)

    (наименование кафедры)




    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


    Гражданское право(наименование дисциплины)Некоммерческие организации как юридические лица(наименование темы или номер варианта)



    Выполнил студенткурсагруппыформы обученияспециальность (направление подготовки)(фамилия, имя, отчество)Научный руководитель(ученая степень, учёное звание)(должность)(фамилия, имя, отчество)Дата защиты«»20г.ОценкаПодпись научного руководителя







    Хабаровск 2017г.Содержание


    Введение3

    1 Теоретические аспекты отнесения некоммерческих организаций к юридическим лицам5

    1.1 Понятие и предпринимательская деятельность некоммерческих организаций5

    1.2 Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации10

    1.3 Виды некоммерческих организаций16

    2 Особенности основных видов некоммерческих организаций19

    2.1 Потребительский кооператив19

    2.2 Объединение юридических лиц22

    2.3 Учреждение24

    2.4 Общественные и религиозные организации (объединения)26

    2.5. Фонд30

    Заключение34

    Библиографический список36



    Введение


    Актуальность темы. Юридические лица сегодня - это основные участники гражданского оборота. Именно они производят большую часть товаров и услуг, являются главными налогоплательщиками. Существующая в российском законодательстве классификация юридических лиц обусловлена переходным характером современной отечественной экономики и объединяет как государственные производственные предприятия на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, так и гражданско-правовые формы юридических лиц, традиционные для рыночной экономики (акционерные общества, товарищества, кооперативы).

    Классификация юридических лиц в ГК РФ имеет важное практическое значение, т.к. отнесение соответствующего вида юридических лиц к той или иной группе предопределяет его особый правовой режим. К некоммерческим относятся организации, созданные для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также в целях охраны здоровья, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и иных целей, направленных на достижение общественных благ.

    В правовом отношении регулирование деятельности некоммерческих организаций ведется в соответствии со ст.50 ГК РФ, а существенные признаки некоммерческих организаций устанавливаются статьями 116-123 ГК РФ.

    Законодательно некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, если доходы от нее направляются на достижение уставных целей. Эта деятельность для многих некоммерческих организаций является вынужденной и ведется для поддержания существования. Некоммерческие организации вправе быть участниками акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и вкладчиками в товариществах на вере, цели и задачи которых могут не соответствовать целям некоммерческих организаций. Одним из отличий некоммерческих организаций от коммерческих является то, что они имеют возможность работать без государственной регистрации. Отечественное законодательство допускает существование без государственной регистрации общественных организаций, учреждений, движений, фондов и органов общественной самодеятельности, которые вправе функционировать, не имея прав юридического лица и не являясь субъектом гражданских правоотношений.

    Объектом данной курсовой работы являются юридические лица.

    Предметом исследования являются некоммерческие организации как один из видов юридических лиц.

    Цель исследования курсовой работы - на основе научной и нормативной литературы охарактеризовать и рассмотреть понятие и особенности некоммерческих организаций. Задачи исследования курсовой работы:

    - дать понятие некоммерческих организаций;

    - рассмотреть проанализировать основные виды некоммерческие организаций.

    Теоретическая основа исследования: в качестве источников исследования в настоящей работе использовались нормативно-правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; федеральные законы РФ и иные нормативные акты а также научная литература.

    При анализе используются следующие методы исследования: анализ государственно-правовой действительности, анализ научно-правовой, а так же нормативной литературы по проблеме исследования.




    1 Теоретические аспекты отнесения некоммерческих организаций к юридическим лицам


    1.1 Понятие и предпринимательская деятельность некоммерческих организаций


    Один и тот же тип организации предпринимательской деятельности может включать в себя неоднородные по своему характеру отношения имущественных правомочий, принципов организации и управления, что требует соответствующего их правового оформления. Поэтому на практике предпринимательская деятельность осуществляется в конкретных хозяйственно-правовых формах, отражающих не только функциональные особенности самих организационных форм, но и национальные особенности правового режима страны. В Российской Федерации структура хозяйственно-правовых форм определена введенным в действие с 1 января 1995г. Гражданским Кодексом РФ, который подразделяет всех участников предпринимательской деятельности по юридическому статусу на физических и юридических лиц, а по цели деятельности - на коммерческие и некоммерческие организации.

    К физическим лицам отнесены граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица под свою имущественную ответственность. Эта группа лиц представлена индивидуальными предпринимателями и крестьянскими хозяйствами.

    Юридическими лицами признаются организации, в том числе и создаваемые отдельными гражданами, которые имеют обособленное имущество, самостоятельный баланс, могут приобретать имущественные и неимущественные права и отвечают своим имуществом по возникающим в отношении их обязательствам. Юридические лица дифференцированы, во-первых, по цели деятельности на коммерческие и некоммерческие организации, во-вторых, в зависимости от характера правомочий учредителей - в отношении имущества юридического лица. Одну группу составляют хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, являющиеся юридическими лицами, в отношении которых их участники имеют обязательные права, то есть определенные законом и учредительным договором. Другая группа юридических лиц, на имущество которых участники имеют право собственности, представлена унитарными предприятиями и финансируемыми собственником учреждения. В-третьих, в зависимости от особенностей организации, юридические лица подразделяются на ряд видовых форм.

    Юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими организациями. Выделение некоммерческой организации из ряда прочих юридических лиц возможно только при одновременном наличии у такой организации обоих характеризующих ее признаков. Исключение составляют потребительские кооперативы, которые вправе распределять доходы, полученные от предпринимательской деятельности, осуществляемой ими в рамках уставной правоспособности. Такая особенность потребительских кооперативов вполне оправданна, поскольку эта форма некоммерческой организации создается и осуществляет свою деятельность именно для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов (жилищных, бытовых), тогда как другие некоммерческие организации имеют в качестве основных нематериальные цели, направленные на достижение общественных благ, в частности социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих, охраны здоровья граждан, развития физкультуры и спорта, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, оказания юридической помощи и пр.

    В отличие от коммерческих организаций, которые могут создаваться в строго предусмотренных Гражданским Кодексом формах, перечень форм некоммерческих организаций является открытым и может быть дополнен федеральными законами.

    Действующее законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, соблюдение которых является для них обязательным. Во-первых, предпринимательская деятельность не должна быть основной целью деятельности некоммерческой организации, иначе она превращается в коммерческую. Во-вторых, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и в соответствии с этими целями, т.е. предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна соответствовать двум условиям:

    служить достижению целей организации, т.е. укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации, имеющих физические недостатки и лишенных возможности трудиться в обычных условиях (слепых, глухих), а также способствовать реализации прочих общественно полезных целей организации;

    соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее уставной правоспособности.

    Возможность осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности вообще имеет неоднозначную оценку. Она позволяет некоммерческим организациям в современных условиях недостаточного финансирования культуры, образования, спорта, здравоохранения, управления решать вопросы укрепления своей материально-технической базы и дальнейшего развития. Заслуживает всяческого поощрения деятельность общественных организаций инвалидов, приобщающих к труду незрячих, глухих, людей с другими дефектами здоровья к общественно полезному труду, способствующих социальной реабилитации. Однако под вывеской некоммерческих организаций с использованием льготного режима правового регулирования стала осуществляться разноплановая предпринимательская деятельность, имеющая в качестве главной цели отнюдь не общественно полезные задачи. Такая ситуация бросила тень на многие положительные инициативы.

    Что же такое предпринимательская деятельность некоммерческих организаций и в каких формах она может осуществляться?

    Предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Разнообразные виды предпринимательской деятельности, которые вправе осуществлять некоммерческие организации, можно разделить на две группы:

    -предпринимательская деятельность, осуществляемая непосредственно некоммерческой организацией;

    -предпринимательская деятельность, осуществляемая путем создания и участия в коммерческих организациях.

    И здесь мы можем ответить на поставленный выше вопрос: противоречит ли требованиям ГК о соответствии предпринимательской деятельности некоммерческой организации ее уставной правоспособности участие организации, например, в акционерном обществе, производящем непрофильные для этой некоммерческой организации товары? Представляется, что нет, но лишь в том случае, если доходы от акций будут направлены на цели организации и в соответствии с ее уставной правоспособностью. Этим и отличается предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, осуществляемая ими непосредственно, и их предпринимательская деятельность, связанная с созданием и участием в коммерческих организациях.

    Для отдельных видов некоммерческих организаций существуют ограничения в занятии предпринимательской деятельностью. Так, ассоциации (союзы) коммерческих организаций могут осуществлять предпринимательскую деятельность только путем создания хозяйственных обществ или участия в них. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество.

    В законодательстве установлены также ограничения возможности участия некоммерческих организаций в отдельных обязательствах. Так, только коммерческие организации могут выступать в качестве финансовых агентов по договору финансирования под уступку денежного требования, сторонами в договоре коммерческой концессии. По общему правилу, доверительным управляющим может быть только коммерческая организация.

    Законодательством РФ могут устанавливаться и иные ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Ограничительные нормы направлены прежде всего на то, чтобы оградить некоммерческие организации от излишней "коммерциализации", чтобы предпринимательская деятельность не стала препятствием для некоммерческих организаций в осуществлении ими уставной деятельности, направленной на удовлетворение общественно полезных целей.

    В целом ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций весьма незначительны и позволяют им принимать активное участие в хозяйственном обороте. По части возможностей совершения различных сделок правоспособность некоммерческой организации по существу мало чем отличается от правоспособности коммерческой организации.

    Это обстоятельство, а также возможность некоммерческих организаций нести самостоятельную имущественную ответственность (кроме учреждений) позволяют отдельным авторам ставить резонные, на наш взгляд, вопросы о наличии у большинства некоммерческих организаций экономических предпосылок для применения к ним процедур несостоятельности (банкротства).

    Имущество и доходы, приобретаемые некоммерческими организациями в результате их предпринимательской деятельности, как правило, поступают в их собственность и учитываются на балансе организации. Исключение составляют доходы учреждений, полученные ими от предпринимательской деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество, которые поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и также учитываются на отдельном балансе. Любая коммерческая организация (кроме учреждения) отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся в ее собственности. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

    При ликвидации некоммерческой организации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами на цели, в интересах которых была создана некоммерческая организация, и (или) на благотворительные цели, а при невозможности использования в соответствии с учредительными документами - обращается в доход государства. Особенности распределения имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, Закон о некоммерческих организациях устанавливает для некоммерческих партнерств. Такое имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом и не более этого взноса, если иное не установлено специальными федеральными законами и учредительными документами некоммерческого партнерства. Особенности распределения имущества ликвидируемого некоммерческого партнерства сближает эту форму некоммерческих организаций с хозяйственными обществами и товариществами, однако заметим, что имущество ликвидируемого хозяйственного общества (товарищества) поступает в собственность участника (товарища) без ограничения его размера пределами взноса в уставный (складочный) капитал.


    1.2 Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации


    Важным вопросом при создании некоммерческой организации является вопрос о ее регистрации.

    Таким образом, общественные объединения считаются созданными с момента принятия на съезде (конференции) либо на общем собрании решений о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. Являясь созданным, общественное объединение имеет право осуществлять свою уставную деятельность, приобретать права и принимать на себя обязанности, предусмотренные Законом об общественных объединениях. Приобрести правоспособность юридического лица указанное общественное объединение сможет только с момента его государственной регистрации.

    Что касается остальных некоммерческих организаций, то они по общему правилу считаются созданными как юридические лица с момента их государственной регистрации в установленном законом порядке.

    Некоммерческие организации создаются в соответствующих организационно-правовых формах. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут образовываться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Необходимо обратить внимание на то, что перечень видов некоммерческих организаций в отличие от коммерческих не исчерпывающий, а примерный. То есть некоммерческая организация может быть создана не только в одной из форм, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, но и в других формах, предусмотренных иными законами. В частности, Закон о некоммерческих организациях устанавливает такие новые формы некоммерческих организаций, как некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации. Закон об общественных объединениях конкретизирует различные формы общественных объединений: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, союзы (ассоциации) общественных объединений.

    Законом предусматриваются две возможности создания некоммерческой организации - в результате ее учреждения и в результате реорганизации уже существующей некоммерческой организации.

    Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовой формы могут быть физические и (или) юридические лица. Причем число учредителей не ограничено, если только иное специально не установлено законом. Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральными законами. Например, общественные объединения создаются по инициативе не менее трех учредителей.

    В Законе о некоммерческих организациях установлены конкретные виды учредительных документов для каждой организационно-правовой формы некоммерческой организации.

    Учредительными документами некоммерческих организаций являются:

    устав, утвержденный учредителями (участниками), для общественной или религиозной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации;

    учредительный договор, заключенный членами некоммерческих организаций, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза;

    решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, для учреждения.

    Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.

    В учредительных документах некоммерческой организации должны быть определены: наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, местонахождение некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные Законом о некоммерческих организациях и федеральными законами. В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.

    Что касается реорганизации некоммерческой организации, то она может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом о некоммерческих организациях и другими федеральными законами.

    Особые условия ликвидации предусмотрены для фонда, который может быть ликвидирован только в судебном порядке.

    В отличие от общего порядка ликвидации юридических лиц для некоммерческих организаций предусмотрены следующие особые правила распределения оставшегося после ликвидации имущества.

    Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов при ликвидации некоммерческой организации имущество направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, на благотворительные цели. В случае если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства (указанный порядок распределения имущества может быть изменен только федеральными законами, а не учредительными документами конкретной некоммерческой организации). Исключение составляют некоммерческое партнерство, учреждение, потребительский кооператив и иные случаи, прямо предусмотренные законом.

    Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с ней обязанности. В этом же пункте указывается, что коммерческие организации, за некоторыми исключениями, могут иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. В отношении некоммерческих организаций установлено общее ограничение на занятие предпринимательской деятельностью - такая деятельность допускается только постольку, поскольку она необходима для достижения уставных целей организации. Помимо этого, в ГК установлены ограничения возможности участия некоммерческих организаций в некоторых обязательствах. Так, только коммерческие организации могут выступать в качестве финансовых агентов по договору финансирования под уступку денежного требования, сторонами в договоре коммерческой концессии. По общему правилу, доверительным управляющим также может быть только коммерческая организация. Однако и коммерческие организации не могут быть субъектами некоторых обязательств. В частности, они не могут выступать в качестве одаряемых, получателей постоянной ренты. В некоторых сделках одной из сторон могут участвовать только специализированные коммерческие организации. Например, только кредитные организации могут являться стороной, принимающей денежные средства и осуществляющей операции по счету в договорах банковского вклада и банковского счета. Только банки, иные кредитные учреждения и страховые организации вправе выдавать банковскую гарантию и т.д.

    Участие в предпринимательской деятельности не противоречит сущности некоммерческих организаций - ведь основным отличием их от коммерческих является то, что вся прибыль первых должна идти на достижение уставных целей, а не распределяться между учредителями. Некоммерческая организация участвует в различных имущественных отношениях и может выступать в роли должника и кредитора. Как и коммерческие юридические лица, некоммерческие организации (за исключением учреждений) самостоятельно отвечают по своим обязательствам в полном объеме и, если ответственность вытекает из обязательства, связанного с предпринимательской деятельностью, она наступает независимо от наличия вины организации. Причем для кредитора безразлично, в связи с чем возникло обязательство должника. В любом случае действует принцип ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. В определении несостоятельности также отсутствует указание на то, что задолженность должна возникнуть при осуществлении предпринимательской деятельности.

    Следующим требованием, необходимым для реализации процедур банкротства, выступает наличие в собственности или хозяйственном ведении организации обособленного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Данный критерий связан с таким признаком юридического лица, как способность нести самостоятельную имущественную ответственность. В том случае, если у организации имеется обособленное имущество, но оно принадлежит ей на праве оперативного управления, для восполнения ограничения на распоряжение закрепленным за организацией имуществом и защиты интересов кредиторов введено правило о дополнительной ответственности собственника по долгам такой организации. Подобная организация не может быть признана банкротом, так как не обладает имуществом (кроме выделенных собственником денежных средств), которым может самостоятельно распоряжаться. Банкротство здесь не имеет смысла, так как все имущество принадлежит собственнику, который несет дополнительную ответственность по долгам организации. Следовательно, банкротом должен признаваться именно он. В силу этого процедуры банкротства неприменимы к казенным заводам. Последние не имеют права самостоятельно распоряжаться переданным им имуществом, дополнительную ответственность по их обязательствам несет государство.

    Поскольку некоммерческие организации активно участвуют в гражданском обороте, необходимо обеспечить как интересы их кредиторов, в том числе работников организации, так и интересы самой организации на случай наступления неплатежеспособности. В связи с этим следует отметить, что задачей института банкротства является защита интересов кредиторов и соразмерное удовлетворение их требований в порядке установленной очередности, а также предоставление возможности должнику восстановить свое финансовое положение, продолжить деятельность после погашения требований кредиторов. Неприменение к некоммерческим организациям процедур банкротства не только снижает возможности кредиторов по взысканию задолженности с неплатежеспособной некоммерческой организации, но и ущемляет интересы самой организации-должника, так как лишает ее права использовать предусмотренные законодательством о несостоятельности средства, направленные на восстановление платежеспособности.

    В пользу распространения на некоммерческие организации процедур несостоятельности можно указать на общую тенденцию расширения круга субъектов несостоятельности, проявляющуюся в российском законодательстве, и постепенный отход от прямой зависимости между осуществлением предпринимательской деятельности и возможностью признания должника банкротом.


    1.3 Виды некоммерческих организаций

    некоммерческий предпринимательство реорганизация

    Организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц отличаются гораздо большим разнообразием по сравнению с коммерческими. Следует отметить, что установленный Гражданским кодексом открытый перечень некоммерческих организаций с возможностью его расширения отдельными федеральными законами, разрешение этим субъектам заниматься предпринимательской деятельностью привели к неоправданному увеличению числа их форм. В рамках одного вида могут существовать несколько разновидностей некоммерческих организаций, статус которых регламентируется не только Гражданским кодексом, но также федеральными законами и другими правовыми актами РФ.

    Гражданским кодексом предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

    1) потребительский кооператив;

    2) общественная или религиозная организация (объединение);

    3) объединение юридических лиц (ассоциация или союз);

    4) фонд;

    5) учреждение.

    Иные федеральные законы существенно расширяют этот перечень, допуская возможность создания некоммерческих юридических лиц также в формах:

    1) некоммерческого товарищества, в том числе товарищества собственников жилья; садоводческого, огороднического или дачного товарищества;

    2) некоммерческого партнерства;

    3) автономной некоммерческой организации;

    4) государственной корпорации;

    5) товарной биржи;

    6) торгово-промышленной палаты;

    7) объединения работодателей.

    Большинство некоммерческих организаций, подобно коммерческим, являются корпорациями, т.е. построены на началах фиксированного членства: потребительские кооперативы, общественные организации, некоммерческие партнерства и др. Однако встречаются некоммерческие юридические лица, не являющиеся корпорациями: учреждения, фонды, автономные некоммерческие организации и др.

    Среди некоммерческих организаций обнаруживаются и смешанные формы. Благотворительные общественные либо религиозные организации могут быть названы учреждениями с корпоративным устройством, так как по форме они являются корпорациями, а по сути, представляют собой учреждения (ст. 6, 7, 10, 15 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях; ст. 8, 10 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях).

    Существенным отличием названных организаций от классических корпораций является то обстоятельство, что даже если благотворительная общественная или религиозная организации основаны на членстве, далеко не каждый из ее членов может участвовать в управлении организацией и ее имуществом. Высшим органом управления благотворительной организации выступает ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом этой организации (ст. 10 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях).

    Напротив, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия художеств, иные отраслевые академии наук, имеющие государственный статус, могут служить примерами корпораций, созданных в форме учреждения. Формально указанные юридические лица являются некоммерческими организациями учреждениями (ст. 120 ГК). Однако в соответствии с законодательством РФ и уставами указанных академий они наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности.

    Таким образом, на основании выше изложенного сформулируем следующий вывод: некоммерческой организацией является юридическое лицо, которое не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками.










    2 Особенности основных видов некоммерческих организаций


    2.1 Потребительский кооператив


    Потребительским кооперативом признается основанная на началах членства организация, созданная для удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения ими имущественных взносов (п. 1 ст. 116 ГК). К ним относятся жилищные, жилищно-строительные, дачные, гаражные, садоводческие, огороднические, кредитные и др. потребительские кооперативы, известные российскому праву еще с начала 20-х гг. XX столетия.

    В отличие от производственных кооперативов, потребительские кооперативы создаются не для совместной хозяйственной деятельности, основанной на личном труде их участников, а для удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов. Поэтому члены потребительского кооператива не обязаны лично участвовать в его делах, но должны вносить вклады в имущество кооператива. С этой точки зрения потребительские кооперативы можно сравнить с объединениями капиталов, тогда как производственные кооперативы ближе к объединениям лиц. Вследствие этого граждане или юридические лица могут одновременно участвовать в нескольких потребительских кооперативах, в том числе однородных по характеру деятельности.

    Потребительский кооператив создается по решению его учредителей (членов), которыми могут выступать как граждане, так и юридические лица (коммерческие или некоммерческие), если иное не предусмотрено федеральным законом. По общему правилу, граждане вправе быть членами кооператива по достижении 16 лет (п. 2 ст. 26 ГК), если иной возрастной ценз не установлен федеральным законом. Например, в члены жилищно-строительного кооператива принимаются только совершеннолетние граждане (ст. 114 Жилищного кодекса РФ). Потребительские кооперативы не могут создаваться одним учредителем или состоять из единственного члена. Они должны учреждаться не менее чем тремя лицами, если иное количество учредителей не определено федеральным законом. Учредительным документом потребительского кооператива является устав, принятый на общем собрании учредителей (членов) кооператива. В предусмотренных законом случаях кооператив может иметь в качестве второго учредительного документа также учредительный договор.

    Наряду с общими сведениями, которые подлежат включению в учредительные документы любого юридического лица, в уставе потребительского кооператива должны содержаться сведения о размере и порядке внесения членами кооператива паевых взносов, о порядке покрытия ими понесенных кооперативом убытков (п. 2 ст. 116 ГК). Потребительский кооператив обязан иметь паевой (уставный) фонд, являющийся минимальной гарантией удовлетворения требований его кредиторов. Паевой фонд создается за счет взносов членов кооператива и к моменту его государственной регистрации должен быть оплачен полностью либо в размере, предусмотренном законодательством для определенного вида кооперативов.

    Минимальный размер паевого фонда также устанавливается законодательством. Законом и уставом кооператива может быть предусмотрено образование иных имущественных фондов, формируемых за счет взносов его членов. Не исключена возможность осуществления потребительским кооперативом некоторых видов предпринимательской деятельности, например сдача в аренду неиспользуемого имущества. По решению общего собрания членов кооператива доходы, полученные от такой деятельности, могут распределяться между членами кооператива или направляться на общие нужды (п. 5 ст. 116 ГК). Следует признать, что данная возможность противоречит природе потребительского кооператива как некоммерческой организации и должна быть максимально сужена законодательством.

    По общему правилу, высшим (волеобразующим) органом потребительского кооператива является общее собрание его членов. В большинстве случаев оно обладает исключительной компетенцией при рассмотрении вопросов, определенных уставом кооператива, но также правомочно принять к своему рассмотрению любой вопрос, касающийся его деятельности.

    Общее собрание формирует единоличные и коллегиальные исполнительные (волеизъявляющие) органы кооператива, которые вправе решать все вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания. В качестве постоянно действующего коллегиального исполнительного органа в потребительском кооперативе обычно создается правление, порядок избрания, состав и компетенция которого определяются уставом кооператива. Кроме того, в потребительском кооперативе имеется единоличный исполнительный орган председатель. Исполнительные органы потребительского кооператива формируются из числа его членов и не могут быть наемными. Деятельность коллегиальных и единоличных исполнительных органов контролируется ревизором либо ревизионной комиссией, которые не являются органами кооператива.

    Потребительские кооперативы реорганизуются и ликвидируются по общим правилам о реорганизации и ликвидации юридических лиц. Специальным основанием их реорганизации либо ликвидации является полное внесение членами кооперативов или иными лицами, имеющими право на паенакопления, паевых взносов за предоставленные им в пользование объекты: квартиру, дачу, гараж, земельный участок и пр. Дело в том, что согласно норме п. 4 ст. 218 ГК это обстоятельство влечет для указанных лиц возникновение права собственности на данное имущество, следовательно, прекращение этого права для кооператива.

    Поэтому в такой ситуации потребительский кооператив по решению его общего собрания должен быть либо преобразован в иной потребительский кооператив (по совместной эксплуатации остающихся общими объектов) или в другую форму некоммерческой организации (например, в товарищество собственников жилья, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество), либо ликвидирован. Потребительский кооператив может быть объявлен банкротом.


    2.2 Объединение юридических лиц


    Самостоятельным видом некоммерческой организации является объединение юридических лиц. Создание таких объединений в форме ассоциаций или союзов предусмотрено нормами ст. 121 Гражданского кодекса, ст. 11 Закона о некоммерческих организациях и рядом иных федеральных законов.

    Ассоциацией (союзом) признается основанное на началах членства объединение юридических лиц, созданное ими с целью координации деятельности, а также представления и защиты их интересов (п. 1 и 2 ст. 121 ГК; п. 1 и 2 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях). В отличие от неправосубъектных объединений холдингового типа, включающих «материнские» и «дочерние» компании, объединения различных юридических лиц, основанные на корпоративных (членских) началах, во-первых, являются самостоятельными юридическими лицами, а во-вторых, преследуют некоммерческие цели, создаваясь обычно для координации деятельности участников, представления и защиты их общих, в том числе имущественных, интересов. Они возникают исключительно на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении своих участников, которые полностью сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц (п. 3 ст. 121 ГК; п. 3 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях).

    Ассоциации и союзы не вправе самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них. Учредителями объединения юридических лиц вправе быть коммерческие и некоммерческие организации, причем как порознь, так и совместно (п. 4 ст. 50 ГК), хотя практическая необходимость в координации своих действий или совместной защите общих интересов, обычно возникает у юридических лиц, занимающихся сходной деятельностью. Закон не предусматривает минимально необходимого числа участников таких организаций, оставляя решение этого вопроса на усмотрение учредителей. Полностью сохраняя свою самостоятельность, юридическое лицо может одновременно являться членом нескольких объединений, даже однородных по характеру деятельности.

    Учредительными документами объединения юридических лиц служат учредительный договор и устав (п. 1 ст. 122 ГК; п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В договоре определяются цели создания объединения и условия членства в нем, в уставе статус самого объединения. Поэтому при расхождении правил, содержащихся в этих документах, предпочтение должно быть отдано уставу как документу, непосредственно определяющему правовое положение объединения в отношениях с третьими лицами.

    Помимо общих сведений, обязательных для включения в устав любого юридического лица, учредительные документы объединения должны содержать условия о целях и задачах его деятельности, в том числе определяющие характер и объем его специальной правоспособности и основной предмет деятельности, который должен быть указан в его наименовании, о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, а также о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза). Имущество ассоциации или союза первоначально составляется из вступительных и членских взносов участников и их добровольных пожертвований и становится объектом права собственности самого объединения. Закон не устанавливает требований к минимальному размеру имущества такой некоммерческой организации или к взносу ее участника. Имущество объединения предназначено исключительно для достижения целей, определенных его учредительными документами. Объединение не вправе распределять между участниками доходы от своей деятельности, а должно использовать их только на нужды объединения. Поскольку данная некоммерческая организация создается на корпоративных началах, то ее высшим (волеобразующим) органом является общее собрание участников (их представителей), компетенцию и порядок работы которого в соответствии с законом должен определять устав объединения (п. 13 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). Исполнительные (волеизъявляющие) органы ассоциации (союза) образуются высшим органом объединения из числа физических лиц органов (должностных лиц) или представителей участников.

    Ассоциация (союз) реорганизуется, ликвидируется и объявляется банкротом по общим правилам, установленным для юридических лиц. На основании единогласного решения всех участников объединение может быть преобразовано в фонд или в автономную некоммерческую организацию, а в случае возложения на него учредителями обязанности по осуществлению предпринимательской деятельности оно подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество. В связи с наличием субсидиарной ответственности членов объединения по его долгам оно не может быть признано банкротом (п. 2 ст. 65 ГК). Остаток имущества, образовавшийся после завершения ликвидации объединения, передается для использования на цели, определенные в его уставе, либо на иные цели, предусмотренные законом (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях), и не может распределяться между его учредителями (членами).


    2.3 Учреждение


    Учреждением признается не имеющая членства организация, созданная и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций (п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). Подобно фондам, учреждения не относятся к числу корпораций, поскольку не имеют строго фиксированного участия. Это единственная разновидность некоммерческих организаций, которым имущество принадлежит не на праве собственности, а на праве оперативного управления (ст. 296 ГК). Они полностью или частично финансируются их учредителями-собственниками, имеют строго целевую правоспособность, в силу чего обладают весьма ограниченными возможностями самостоятельного участия в гражданских правоотношениях. Как и унитарные предприятия, учреждения не свойственны развитому товарному обороту, а представляют собой остатки прежней социалистической системы. Однако опасность их участия в обороте для третьих лиц значительно смягчается правилом о неограниченной дополнительной ответственности собственника-учредителя по долгам созданного им учреждения. Поэтому закон сохранил данную конструкцию не только для публичных, но и для частных собственников.

    Вместе с тем государство испытывает известные трудности в связи с необходимостью нести субсидиарную ответственность по долгам своих учреждений, тем более, в условиях постоянного недостатка их бюджетного финансирования. В связи с этим имеются проекты определенного расширения возможностей госбюджетных учреждений по получению дополнительных доходов от собственной деятельности и установления их самостоятельной имущественной ответственности по собственным долгам (при исключении субсидиарной ответственности учредителя и одновременном запрете обращения взыскания кредиторов на находящееся у учреждений недвижимое и иное ценное имущество собственника).

    Правоспособность учреждений носит узко специальный характер, в рамках которого законом или учредительными документами учреждению может быть разрешено осуществление некоторых видов приносящей доходы, т.е. предпринимательской деятельности. Как правило, речь идет о предоставлении платных услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения в сфере образования, воспитания, медицины, спорта, организации досуга, проведения научных исследований и пр. Учреждение не вправе самостоятельно создавать другие юридические лица, ибо это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника, если только речь не идет о доходах от разрешенной учреждению предпринимательской деятельности и приобретенном за счет этого имуществе, получающем особый правовой режим (п. 2 ст. 298 ГК).

    Учреждениями являются органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта и др. (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки и т.п.), особенности правового положения которых во многих случаях устанавливаются специальным законодательством.

    В зависимости от состава учредителей можно выделить публичные (государственные и муниципальные) учреждения, учредителями и собственниками имущества которых являются соответствующие публично-правовые образования: Российская Федерация, субъекты РФ либо муниципальные образования. Иные виды учреждений являются частными, поскольку создаются одним или несколькими физическими и (или) юридическими лицами.

    Строго говоря, частным является также общественное учреждение, которое закон определяет как не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного рода услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения (ст. 11 Закона об общественных объединениях). Согласно ст. 6 данного закона «участниками» общественного учреждения признаются физические лица и юридические лица общественные объединения, выразившие поддержку целям данного учреждения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без оформления условий своего участия. Очевидно, что такие «участники» ни при каких обстоятельствах не могут являться « членами» общественного учреждения, поскольку оно вообще не имеет членства.


    2.4 Общественные и религиозные организации (объединения)


    Общественные объединения представляют собой корпоративные (основанные на членстве) объединения граждан, созданные с целью совместного удовлетворения различных нематериальных, прежде всего духовных, потребностей. К числу общественных объединений относятся разного рода творческие союзы, добровольные общества, политические партии, другие аналогичные объединения граждан по интересам и пр.

    Общественные объединения обладают правоспособностью, имеющей строго целевой характер. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения своих уставных целей и соответствующую этим целям (абз. 2 п. 1 ст. 117 ГК; п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Вместе с тем они могут выступать учредителями (участниками) коммерческих организаций, на которые указанные ограничения не распространяются. Например, профсоюзы вправе учреждать фонды (страховые, культурно-просветительские и пр.), а также коммерческие банки, если их деятельность будет соответствовать уставным целям профсоюзов (п. 6 ст. 24 Закона о профессиональных союзах). По смыслу закона деятельность таких коммерческих организаций должна не только служить укреплению материальной базы их деятельности, но и соответствовать уставным задачам конкретной организации.

    Доходы, полученные общественным объединением, предназначаются лишь для целей, указанных в его уставе, и не могут распределяться между его участниками или работниками (п. 3 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях). Общественные объединения должны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества либо обеспечивать свободный доступ к таким сведениям (ст. 29 Закона об общественных объединениях), т.е. обязаны к публичному ведению своих имущественных дел.

    Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трех граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами об отдельных видах общественных объединений. Так, религиозные организации должны иметь в своем составе не менее 10 граждан. В число учредителей (членов) общественных объединений допускаются юридические лица, созданные в форме общественных объединений (ст. 6, ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях). Учредительным документом общественного объединения является его устав. Помимо данных, подлежащих включению в устав любого юридического лица, устав общественного объединения должен содержать сведения о целях его деятельности, порядке принятия и выхода членов из его состава, о структуре, порядке избрания и компетенции органов управления, источниках образования его имущества и др. сведения, предусмотренные законами об отдельных видах общественных объединений.

    Источниками образования имущества общественного объединения являются вступительные и членские взносы его участников, добровольные пожертвования, доходы от разрешенной законом и уставом предпринимательской деятельности, например, издательской, проведения выставок, лотерей, других общественно полезных мероприятий, продажи предметов символики и пр.

    Как правило, собственником имущества является само общественное объединение как юридическое лицо. Однако крупным общественным объединениям, состоящим из первичных и (или) иных звеньев с правами юридического лица, закон предоставляет возможность самостоятельно решить в уставах вопрос о субъекте права собственности на соответствующее имущество. Собственником может быть признано каждое правосубъектное звено объединения в отношении имеющегося у него имущества, как это имеет место в профсоюзах, либо объединение в целом, которое может наделять свои правосубъектные звенья ограниченным вещным правом на закрепленное за ними имущество.

    Общественные объединения реорганизуются и ликвидируются по общим правилам, установленным для юридических лиц. Законодательство предусматривает как добровольную, так и принудительную, т.е. по решению суда, ликвидацию общественных объединений. Остаток имущества объединения, образующийся в результате его ликвидации, подлежит направлению на цели, предусмотренные его уставом или решением его высшего органа, а при их отсутствии на цели, определенные решением суда (ч. 2 ст. 26 Закона об общественных объединениях). Он не может распределяться между участниками организации, которые также не вправе претендовать ни на какие доходы от его деятельности. Согласно п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве общественные объединения, за исключением политических партий и религиозных организаций, могут быть признаны несостоятельными (банкротами).

    Высшим (волеобразующим) органом общественного объединения является съезд (конференция) или общее собрание членов, которые избирают его исполнительные (волеизъявляющие) органы и обладают исключительной компетенцией, определенной законом и уставом объединения. Из числа своих членов общественные объединения в обязательном порядке избирают коллегиальный исполнительный орган (совет, президиум, правление и т.п.), руководитель которого является единоличным исполнительным органом данного юридического лица. В компетенцию исполнительных органов общественного объединения входит решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию его высшего органа (п. 2 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях). При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественного объединения в совершении сделки от его имени такая сделка подлежит предварительному одобрению коллегиальным органом под страхом признания ее недействительной как оспоримой сделки (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).

    Все члены общественных объединений имеют равные права и обязанности, предусмотренные их уставами. Каждый член объединения вправе принимать участие в управлении его деятельностью в порядке, предусмотренном уставом, обладая одним голосом при решении вопросов его деятельности. Уставом общественного объединения для его членов может быть предусмотрено корпоративное право пользования имуществом объединения. Это означает, что в процессе осуществления деятельности объединения все его члены вправе безвозмездно пользоваться его имуществом в порядке и на условиях, определенных уставом объединения. Члены общественного объединения несут и равные обязанности, в том числе по уплате членских взносов. В соответствии с уставом объединения за нарушение своих обязанностей его члены могут быть исключены из состава объединения. Выход участника из состава объединения не влечет для него никаких имущественных последствий, а потому осуществляется беспрепятственно. Никакой взаимной имущественной ответственности объединения и отдельных его членов не существует (п. 2 ст. 117 ГК).

    Таким образом, считаем необходимым подвести итог этой главы и сформулировать следующие выводы: общественные объединения представляют собой корпоративные (основанные на членстве) объединения граждан, созданные с целью совместного удовлетворения различных нематериальных, прежде всего духовных, потребностей. Общественные объединения обладают правоспособностью, имеющей строго целевой характер. Доходы, полученные общественным объединением, предназначаются лишь для целей, указанных в его уставе, и не могут распределяться между его участниками или работниками. Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трех граждан. Учредительным документом общественного объединения является его устав. Высшим (волеобразующим) органом общественного объединения является съезд (конференция) или общее собрание членов, которые избирают его исполнительные (волеизъявляющие) органы и обладают исключительной компетенцией, определенной законом и уставом объединения. Члены общественного объединения несут и равные обязанности, в том числе по уплате членских взносов.


    2.5. Фонд

    некоммерческий организационный фонд

    Фонд относится к числу некоммерческих организаций, не являющихся корпорациями, т.е. не имеет членства. Фонды создаются для материального обеспечения социально-культурной, благотворительной, образовательной и иных общественно полезных видов деятельности, а потому их участие в гражданском обороте имеет строго целевой характер, подчиненный основным целям деятельности конкретного фонда. Фондом признается не имеющая членства организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов учредителей в социально-культурных, благотворительных, образовательных и иных общественно полезных (некоммерческих) целях (п. 1 ст. 118 ГК; п. 1 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях). Как и общественное объединение, фонд преследует в своей деятельности исключительно общественно полезные цели. Поэтому он обязан законом к публичному ведению своих имущественных дел (абз. 2 п. 2 ст. 118 ГК; абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях; п. 5 ст. 19 Закона о благотворительной деятельности). Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в формах, разрешенных общественным объединениям. Эта деятельность должна непосредственно служить достижению целей фонда и полностью им соответствовать. На тех же условиях фондам разрешено создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества только в качестве «компаний одного лица», будучи их единственными учредителями и участниками (п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности). Для достижения своих уставных целей фонды могут создавать и другие некоммерческие организации. Фонд создается по решению его учредителей, которыми могут быть физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), а также публично-правовые образования, если иное не запрещено законом. Так, учредителями благотворительных фондов не вправе выступать публично-правовые образования, а также их унитарные предприятия и учреждения, ибо иное означало бы нецелевое использование публичного имущества (ст. 8 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях). Не исключено создание фонда единственным учредителем.

    Учредители фонда не обязаны участвовать в его деятельности и, как правило, не делают этого. Однако важнейшей обязанностью учредителей является передача имущественного взноса в уставный капитал фонда, хотя закон не устанавливает требований к минимальному размеру такого взноса либо к минимальному размеру уставного капитала фонда. Поэтому в роли учредителей фонда не могут выступать лица, которые только организуют его деятельность, но не внесли вклад в имущество фонда. К сожалению, при создании первых российских благотворительных фондов такие лица нередко становились руководителями или занимали иные ответственные должности в фондах, получая возможность бесконтрольно распоряжаться имуществом, полученным от благотворителей. Единственным учредительным документом фонда служит устав, утвержденный его учредителями. Помимо сведений, общих для всех юридических лиц, в уставе фонда должны содержаться данные о целях его деятельности, об органах фонда, их компетенции, о порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда (например, с согласия или утверждения попечительского совета), о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Закон ограничивает возможность внесения изменений в устав фонда его исполнительными органами, что затрудняет изменение статуса фонда вопреки воле его учредителей. Подобные изменения могут быть самостоятельно внесены органами фонда лишь в случаях, когда это прямо разрешено уставом, утвержденным учредителями фонда, а при отсутствии таких указаний - только по решению суда при наличии предусмотренных законом условий (п. 1 ст. 119 ГК).

    Источниками образования имущества фонда являются прежде всего добровольные взносы его учредителей, пожертвования иных лиц и др. Для пополнения своего имущества фонд может использовать результаты своей предпринимательской деятельности. Фонд становится собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК). Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей. Ни при каких условиях фонд не может распределять полученное имущество между своими учредителями или работниками. Учредители вправе и должны контролировать соблюдение целевого характера использования имущества фонда. С этой целью в фонде из числа его учредителей или их представителей, а также иных авторитетных лиц создается попечительский совет (п. 4 ст. 118 ГК; п. 3 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях). Будучи волеобразующим органом фонда, попечительский совет осуществляет надзор за всей деятельностью фонда, его исполнительных органов и должностных лиц.

    В фонде также образуются коллегиальный (правление, совет и т.п.) и единоличный (президент, председатель и т.д.) исполнительные (волеизъявляющие) органы, обычно назначаемые или утверждаемые учредителями либо попечительским советом. При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица фонда в совершении сделки от имени фонда такая сделка подлежит предварительному одобрению попечительского совета под страхом признания ее недействительной (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях). Фонды могут реорганизовываться на основании решения их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. Однако они не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц. Закон предусматривает особый порядок ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании имущества фондов, особенно при их самоликвидации, перечень оснований ликвидации фондов определяется законом, а не уставом конкретного фонда, причем ликвидация допускается только по решению суда, но не в добровольном порядке (п. 2 ст. 119 ГК; п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях). Остаток имущества фонда направляется на цели, предусмотренные его уставом, или на благотворительные цели, а при невозможности его использования для этих целей обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). Фонд может быть объявлен банкротом.

    Таким образом, фонды создаются для материального обеспечения социально-культурной, благотворительной, образовательной и иных общественно полезных видов деятельности, а потому их участие в гражданском обороте имеет строго целевой характер, подчиненный основным целям деятельности конкретного фонда. Фондом признается не имеющая членства организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов учредителей в социально-культурных, благотворительных, образовательных и иных общественно полезных (некоммерческих) целях Фонд создается по решению его учредителей, которыми могут быть физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), а также публично-правовые образования, если иное не запрещено законом. Единственным учредительным документом фонда служит устав, утвержденный его учредителями. Учредители вправе и должны контролировать соблюдение целевого характера использования имущества фонда. С этой целью в фонде из числа его учредителей или их представителей, а также иных авторитетных лиц создается попечительский совет. Фонды могут реорганизовываться на основании решения их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства.


    Заключение


    Согласно цели работы были рассмотрены вопросы, связанные с понятием и выяснением основных признаков некоммерческих организаций. Кроме этого, для полного раскрытия вопроса в работе были рассмотрены организационно-правовые формы некоммерческих организаций, действующих на территории РФ, механизм создания, организации и реорганизации или ликвидации вышеперечисленных организаций, органы управления предприятий, их основные учредительные документы в соответствии с Гражданским Кодексом РФ.

    В ходе курсового исследования мы пришли к следующим выводам:

    Некоммерческой организацией является юридическое лицо, которое не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками.

    Потребительским кооперативом признается основанная на началах членства организация, созданная для удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения ими имущественных взносов.

    Данные виды организаций создаются не для совместной хозяйственной деятельности, основанной на личном труде их участников, а для удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов.

    Самостоятельным видом некоммерческой организации является объединение юридических лиц. Создание таких объединений в форме ассоциаций или союзов. Ассоциацией (союзом) признается основанное на началах членства объединение юридических лиц, созданное ими с целью координации деятельности, а также представления и защиты их интересов. Ассоциации и союзы не вправе самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них.

    Общественные объединения представляют собой корпоративные (основанные на членстве) объединения граждан, созданные с целью совместного удовлетворения различных нематериальных, прежде всего духовных, потребностей.

    Общественные объединения обладают правоспособностью, имеющей строго целевой характер. Доходы, полученные общественным объединением, предназначаются лишь для целей, указанных в его уставе, и не могут распределяться между его участниками или работниками. Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трех граждан. Учредительным документом общественного объединения является его устав.

    Фонды создаются для материального обеспечения социально-культурной, благотворительной, образовательной и иных общественно полезных видов деятельности, а потому их участие в гражданском обороте имеет строго целевой характер, подчиненный основным целям деятельности конкретного фонда.

    Фондом признается не имеющая членства организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов учредителей в социально-культурных, благотворительных, образовательных и иных общественно полезных (некоммерческих) целях. Фонд создается по решению его учредителей, которыми могут быть физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), а также публично-правовые образования, если иное не запрещено законом. Единственным учредительным документом фонда служит устав, утвержденный его учредителями.

    Учреждением признается не имеющая членства организация, созданная и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций.

    Рассмотрев все поставленные задачи, мы попытались раскрыть сущность всего института некоммерческих организаций.

    Тщательно проработанное законодательство по этому вопросу, должно способствовать деятельности некоммерческих организаций, а они в свою очередь становлению и развитию гражданского общества в нашей стране.

    Библиографический список


    1. Конституция Российской Федерации. М., 2016.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2016.
    3. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г.
    4. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ
    5. Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3
    6. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.
    7. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
    8. Батров Т.А. Коммерческое право. - М.: Норма, 2015.
    9. Бараненков В.В. Понятие юридического лица в современном гражданском праве России. // Государство и право, 2013, № 11.
    10. Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. "ИНФРА-М" 2013 г.
    11. Гражданское право. Учебник. Часть I/Под ред.А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: "ПРОСПЕКТ", 2015 г.
    12. Гражданское право России.: Курс лекций / Под ред.О.Н. Садикова. - М.: Юридическая литература, 2015.
    13. Гражданское право: Учебник. /Под ред.А.М. Эрделевского: В 3 частях. - М.: ПРОСПЕКТ, 2014. - Ч.1.
    14. Гуев А.Н. Гражданское право. Учебное пособие для вузов. М.: Норма, 2015.
    15. Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности. - М., 2013.
    16. Кашанина Т.В. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ): Учебник для вузов. М., 2014.
    17. Коммерческое право / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - Ч.1; 2014.
    18. Кротов М.В. Гражданское право. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2015.
    19. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. - М., 2015.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Некоммерческие организации ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.