Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Новации в российском праве

  • Вид работы:
    Другое по теме: Новации в российском праве
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    03.12.2017 12:06:25
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:































    Содержание

    Введение3

    1. Потребность в новировании российского права на современном этапе7

    1.1. Соотношение понятий «новации», «новирование» и «реформирование» права7

    1.2. Потребность в изменении российского права на примере гражданского права11

    2. Основные направления правовых преобразований на современном этапе: проблемы и перспективы15

    2.1. Проблемы развития гражданского права на примере регулирования наследственных правоотношений15

    2.2. Основные направления правовых преобразований на примере подотрасли наследственного права18

    3. Новеллы в системе гражданского законодательства в области наследования22

    Заключение28

    Библиографический список31












    Введение


    Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина первоочередная обязанность любого современного государства.

    Обеспечение реальной возможности осуществлять гражданские права и исполнять обязанности - одно из актуальных направлений реализации правовой политики современного государства.

    В настоящее время в России происходит реформирование гражданского законодательства, также продолжаются реформы в судебной системе и административном праве, что не может не отразиться на механизме осуществления и защиты гражданских прав.

    Отсутствие надлежащего внимания к механизму осуществления и защиты гражданских прав приводит к глубоким социальным последствиям: правовому нигилизму, недоверию граждан к государственным органам, судебной власти. Возникают так называемые «декларативные», неосуществимые права, имеет место отсутствие надлежащей защищенности прав личности, что негативно отражается на гражданском обороте, в конечном итоге выступает одной из причин появления и развития деструктивных процессов в обществе.

    Как показала практика, поспешное, непродуманное принятие немалого количества законов без наличия продуманного, эффективного механизма реализации прав, объявленных такими законами, требует в дальнейшем внесения в них изменений и дополнений, либо детального расширительного толкования, принятия постановлений Правительства РФ, других подзаконных нормативно-правовых актов.

    Создать законодательную базу, провозглашающую широкие гражданские права и их защиту, можно сравнительно быстро, обращаясь к накопленному отечественному, зарубежному и международному правовому материалу, а вот реально обеспечить реализацию элементов механизма осуществления и защиты гражданских прав, возможно лишь за довольно продолжительный срок кропотливой работы: научной, организационной, правотворческой и правоприменительной.

    Последние изменения российского законодательства и анализ правоприменительной практики свидетельствуют о необходимости новирования российского законодательства в целом, и в частности гражданского права.

    Цель написания настоящей работы - исследование новаций в российском праве и их правовой регламентации на современном этапе.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    - проанализировать потребность в новировании российского права на современном этапе;

    - рассмотреть соотношение понятий «новации», «новирование» и «реформирование» права;

    - исследовать потребность в изменении российского права на примере гражданского права;

    - проанализировать основные направления правовых преобразований на современном этапе: проблемы и перспективы;

    - выявить проблемы развития гражданского права на примере регулирования наследственных правоотношений;

    - рассмотреть основные направления правовых преобразований на примере подотрасли наследственного права;

    - рассмотреть новеллы в системе гражданского законодательства в области наследования.

    Объектом исследования являются общественные отношения, в области новаций в российском праве и их правовой регламентации на современном этапе.

    Предметом исследования являются нормативные акты, регулирующие общественные отношения, в области новаций в российском праве и их правовой регламентации на современном этапе.

    Методологической основой исследования являются признанные юридической наукой методы исследования: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция и др.

    Нормативную базу данной работы составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая, вторая, третья и четвертая, иные нормативные акты, регулирующие наследственные правоотношения.

    Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как: Ю.Н. Власова, Б.М. Гонгало, Е.И. Галяшиной, Т.И. Зайцевой, В.В. Калинина, П.В. Крашенинникова, Т.Н. Михалевой, Г. Павловой, Е.Р. Россинской, Й. Шумпетера, Е.Ю. Юшковой и других.

    Настоящая работа состоит из ведения, трех глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.

    В первой главе, состоящей из двух параграфов, проанализирована потребность в новировании российского права на современном этапе, рассмотрено соотношение понятий «новации», «новирование» и «реформирование» права; исследована потребность в изменении российского права на примере гражданского права.

    Во второй главе, состоящей из двух параграфов, проанализированы основные направления правовых преобразований на современном этапе: проблемы и перспективы; исследованы проблемы развития гражданского права на примере регулирования наследственных правоотношений; рассмотрены основные направления правовых преобразований на примере

    подотрасли наследственного права.

    В третьей главе, состоящей из одного параграфа, рассмотрены - рассмотреть новеллы в системе гражданского законодательства в области наследования.

    В заключении сделаны выводы, проведенного исследования.
























    1. Потребность в новировании российского права на современном этапе


    1.1. Соотношение понятий «новации», «новирование» и «реформирование» права


    Новация(лат.novatio- изменение, обновление):

    - в широком смысле применения, любое качественно новое дополнение или изменение, отражающееся на конечных действиях (в деятельности), или свойствах конечного продукта с переналадкой, изменениями или даже заменой алгоритма деятельности, новыми технологиями или устройствами (конструкциями).

    - в юридических взаимоотношениях- один из способов прекращенияобязательства, заключающееся в замене первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другим, предусматривающим иной предмет или способ исполнения.

    - новшество, которого не было ранее: новое теоретическое знание, новый метод, принцип ит.д. Новация в мировоззрении и идеологии, в формировании новых отраслей и новых направлений, в радикальном изменении системы управления относят к революционным изменениям, когда сами новации требуют ломки стереотипов мышления, смены кадрового состава, подготовки новых специалистов, изменения норм и регламента, программ и проектов, законов и даже конституционных норм гражданского общества. Поэтому новации часто носят революционный характер и являются основой научно-технических и любой революции.

    Новация (юридически)- соглашение о замене одного обязательства другим (гражданское право/обязательственное право). В соответствии со ст. 414 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) под новацией понимается соглашение сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения. Не допускается заключение новации в отношении обязательств по возмещению вреда жизни и здоровью, и по уплате алиментов. Новация прекращает все первоначальные обязательства.

    Впервые термин инновация применительно к изобретениям и промышленным нововведениям был использован американским экономистомЙозефом Шумпетероми постепенно стал использоваться учеными и специалистами в различных отраслях знания.

    В российском праве термин «инновация» появился в начале 1980-х годов. Определение инновации дано в Постановлении Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы».

    Изначально для определения научных разработок, нашедших практическое применение, использовались термины «нововведение», «новшество». Впоследствии они были заменены на другое слово -инновация(от латинского - «innovato», что означает «обновление», «улучшение»).

    Инновация (нововведение) рассматривается как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

    Таким образом, инновация - это конечный результат процесса, направленного на извлечение прибыли из внедрения в производство и

    доведения до конечного потребителя итогов научнойдеятельности.

    В зависимости от различных оснований выделяются следующие разновидности инноваций:

    1) по сфере применения инновации;

    2) в зависимости от лица, осуществляющего финансирование инновационной деятельности;

    3) в зависимости от промышленной отрасли, в которой применяются инновации.

    4) в зависимости от результатов интеллектуальной деятельности, подлежащей правовой охране.

    Выделяются следующие признаки инновационной деятельности:

    1) Инновационная деятельность характеризуется самостоятельностью. Прежде всего, это означает имущественную и организационную самостоятельность лиц, осуществляющих инновационную деятельность. Хотя нельзя исключать, что финансирование процесса, связанного с инновациями будет осуществляться из сторонних источников, например, за счет кредитов или целевых займов.

    2) Инновационной деятельности сопутствует риск. Любое новое предприятие несет риск потерпеть неудачу. В случае же с инновационной деятельностью, сопутствующие риски возрастают многократно. Это связано и с отсутствием гарантий, что научные изыскания закончатся успехом, достигнув поставленного результата.

    3) Инновационная деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли. Данный признак напрямую вытекает из сути инновационной деятельности, которая направлена именно на коммерческое применение своих результатов. В противном случае инновационная деятельность была бы не привлекательна с точки зрения финансовой отдачи.

    4) Регулирование государством инновационной деятельности. Таким образом, инновационная деятельность - это разновидность предпринимательской деятельности, осуществляемая самостоятельно и на свой риск в целях извлечения прибыли от внедрения в производство и доведения до конечного потребителя итогов научных изысканий.

    Инновационную деятельность можно разделить на три основные стадии:

    - создание инновационного продукта в результате научных изысканий;

    - внедрение инновации в производство;

    - реализация инновационного продукта конечному потребителю.

    Следует особо подчеркнуть, что на каждой из перечисленных стадий могут выступать различные лица, связанные друг с другом лишь договорными отношениями. Иногда инновационная деятельность осуществляется в рамках одного лица.

    Реформа - преобразование; политическое преобразование, не затрагивающее основ существующего государственного строя.

    Реформа (от лат. reformo - преобразовываю) - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); формально - нововведение любого содержания, однако реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование.

    Правовая реформа - это комплекс радикальных изменений в правовой системе, осуществляемый в целях придания ей цивилизованного характера и формирования правового государства.

    Таким образом, инновация - это конечный результат процесса, направленного на извлечение прибыли из внедрения в производство и доведения до конечного потребителя итогов научнойдеятельности. Новация - институт прекращения обязательственного права. Реформа - это преобразование изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни.

    1.2. Потребность в изменении российского права на примере гражданского права

    Необходимость проведения правовой реформы в нашем государстве связана с рядом факторов:

    - правовая система - это статичное, «застывшее» образование, она с трудом и лишь в незначительной мере поддается эволюционному изменению; поэтому необходимы целенаправленные, сконцентрированные усилия, чтобы приспособить ее к меняющимся условиям;

    - отечественная правовая система несёт на себе отпечаток прежнего режима, совершенно противоположного идеям правового государства, поэтому переход к новому режиму в наших условиях связан с действительно радикальными изменениями, которых достичь можно только путем целенаправленной, продуманной, распланированной и долговременной деятельности.

    Направления правовой реформы определяются по трем основным компонентам правовой системы. В связи с этим выделяют:

    1. Реформа законодательства (соответствует нормативному компоненту правовой системы).

    2. Реформа правоохранительных, прежде всего судебных, органов (соответствует юридической практике).

    3. Реформа в области правосознания (соответствует субъективному компоненту правовой системы).

    Реформа в области законодательства включает в себя два момента:

    - формальный - означает необходимость обеспечить верховенство закона, сделать законы непосредственно действующими, придать им характер правовых законов (в том числе и с точки зрения соответствия правам человека);

    - содержательный - означает необходимость обновить

    законодательство, содержание законов, чтобы с их помощью

    обеспечить позитивные изменения.

    В этом смысле реформа законодательства предполагает отмену устаревших норм права, устранение пробелов в праве, принятие новых нормативно-правовых актов, соответствующих современным социально-экономическим и политическим условиям. На сегодняшний день это направление правовой реформы активно проводится в нашей стране, после принятия Конституции РФ 1993 года обновлен значительный массив законодательства, принят ряд основополагающих конституционных законов, издаются кодифицированные акты и т.д.

    ГК РФ и основные специальные законы были приняты в 90-х годах прошлого века, и как справедливо отмечается в ст. 3 Концепции развития гражданского законодательства с начала 90-х годов, когда стало создаваться действующее гражданское законодательство и когда была разработана и принята определяющая его принципиальное содержание часть первая ГК (1994 г.), в стране произошли важные экономические и социальные преобразования, не получившие должного отражения в этом законодательстве. В 1992 - 1994 годах Россия еще только встала на путь создания частной собственности и рыночной экономики, и хотя из гражданского законодательства было устранено все, что воплощало планово-административную регламентацию имущественных отношений, такое их регулирование, которое в полной мере отвечало бы потребностям социального государства с развитой рыночной экономикой, тогда еще не могло быть создано. В особенности это сказалось на регулировании отношений, образующих статику гражданского оборота, составляющих как бы «матрицу» для его динамичного развития - на определении организационно-правовых форм и статуса юридических лиц, видов и содержания вещных прав на имущество. Практически вне ГК РФ, по прежней «советской традиции» находится регулирование гражданско-правовых отношений по поводу имущества, составляющего основу гражданского оборота - земли и других природных ресурсов. Притом регулирование это оказалось весьма запоздалым и несовершенным: первый Земельный кодекс Российской Федерации был принят только в конце 2001 года и за прошедшие 7 лет почти 40 раз подвергался серьезным изменениям. Многочисленные, в том числе серьезные экономические правонарушения на стадии становления рыночной экономики, часто совершающиеся под прикрытием норм гражданского права, выявили недостаточную для новых условий завершенность в законе ряда классических гражданско-правовых институтов, таких как недействительность сделок, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц, законные проценты, уступка требований и перевод долга, залог и др. В условиях демократического правового государства свобода и многовариантность экономического поведения участников гражданского оборота с самого начала предопределили в новом гражданском законодательстве России многообразие опосредующих этот оборот правовых норм и используемых в нем правовых средств. Однако в последующие годы обширная практика применения этого законодательства судами показала, что многие общие положения ГК РФ нуждаются в дополнениях и детализации, отсутствие которых не может быть восполнено судебным толкованием. Кроме того, интенсивное развитие экономики вообще и финансового рынка в особенности требует адекватного этому развитию регулирования ценных бумаг и финансовых сделок. Научно-технический прогресс вообще и непрерывно нарастающие возможности использования информационно-телекоммуникационных сетей в частности, диктуют необходимость постоянного совершенствования законодательства о правах на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных правах). Активные и результативные усилия, предпринятые в последние годы в рамках Европейского Союза по развитию коллизионного права, побуждают к сопоставимым изменениям отечественного международного частного права.

    С 2013г. по настоящее время осуществляется реформирование гражданского законодательства.

    В 2013 - 2015 годах в ранее действовавшие нормыГК РФцелой серией федеральных законов был внесен ряд изменений, направленных как на небольшие сугубо «технические» исправления некоторых норм, так и в целом на приведениеГКРФв соответствие с изменившимися реалиями и на унификацию действующего в России законодательства с законодательством европейских стран с высокоразвитыми правовыми системами континентального права.

    Несмотря на то, что изменения вГК РФвносились «серийно» различными федеральными законами, основные поправки были внесены Президентом РФ на рассмотрение Госдумы 13 апреля 2012 года единым законопроектом,который в процессе рассмотрения данный законопроект был разделен на несколько частей, с чем и связаны различные сроки вступления в силу изменений.











    2. Основные направления правовых преобразований на современном этапе: проблемы и перспективы


    2.1. Проблемы развития гражданского права на примере регулирования наследственных правоотношений


    Правовая система не может остаться неизменной, если в обществе произошли принципиальные изменения его экономического и политического строя (экономической и политической структуры общества). Это - с одной стороны. А с другой - невозможно проводить реформирование общества без соответствующего правового инструментария. Правовая реформа в стране, таким образом, осуществляется посредством пересмотра взгляда на саму природу права на основе концепции различения права и закона (право не должно рассматриваться только как результат и орудие деятельности государственной власти).

    Одним из самых распространенных оснований возникновения права собственности граждан является наследование. Конституция РФ в главе 2, посвященной правам и свободам человека и гражданина, указывает на то, что «право наследования гарантируется» (ч. 4 ст. 35). В свою очередь в части первой ГК РФ п. 2 ст. 218 устанавливает, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

    Право наследования означает, прежде всего, гарантию для каждого гражданина свободно, по своему усмотрению распорядиться своим имуществом на случай смерти. Каждому члену общества должна быть гарантирована возможность жить и работать с сознанием того, что после его смерти все приобретенное в материальных и духовных благах с падающими на них обременениями, перейдет согласно его воле, а если он ее не выразит, то согласно воле закона к близким ему людям.

    И лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, согласно сложившимся в обществе правовым и нравственным принципам то, что принадлежало наследодателю при жизни, в соответствующей части перейдет к лицам, к которым сам наследодатель мог и не быть расположен.

    Неукоснительное проведение этих начал обеспечивает интересы как самого наследодателя и его наследников, так и всех третьих лиц, для которых смерть наследодателя может повлечь те или иные правовые последствия.

    Наследственное право, как подотрасль гражданского права, представляет совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по переходу имущества умершего к другим лицам в порядке универсального правопреемства.

    Наследодателями могут быть дееспособные физические лица, а наследниками могут выступать как физические, так и юридические лица.

    Имущество, переходящее в порядке наследования - это принадлежащее наследодателю на праве собственности на день его смерти, либо объявления умершим вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, за исключением прав и обязанностей, неразрывно связанных с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не гражданским законодательством, а также личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

    Принятие наследства возможно двумя способами: посредством подачи по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство; посредством фактического принятия наследства, в частности если наследник:

    - вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

    - принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

    - произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

    - оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

    Если наследник не хочет принимать наследство, он может отказаться от него в пользу других наследников, в этом случае его доля будет разделена в равных частях между другими приемниками.

    Фактическое вступление во владение наследственным имуществом (вступление в наследство) означает, что наследник реально владеет и пользуется имуществом, входящем в наследственную массу (например, проживает в квартире или жилом доме, завещанном как данному наследнику, так и другим наследникам, пользуется домашним имуществом, попавшим в наследственную массу). Однако такие пользования и владение должны быть правомерными.

    Наследник может как вступить в наследство, так и отказаться от него посредством соответствующего волеизъявления, выраженного в письменном заявлении и отправленного в адрес нотариуса, либо просто не принимать наследство ни фактически ни юридически.

    Наследственное право, как и гражданское право в целом нуждается в реформировании.


    2.2. Основные направления правовых преобразований на примере подотрасли наследственного права

    Наследственное право тоже понемногу новируется, конечно не так масштабно, как первая часть ГК РФ, но все же.

    Так, в частности, Федеральнымзакономот 30.03.2016 № 79-ФЗ в целях устранения коллизий в ГК РФ относительно возможности признания наследником лица умершего в один, с наследодателем временем открытия наследства стало считатьсяне день смерти, а ее момент. Если граждане скончались в один день, второй умерший может стать наследником первого. Правило не применяется, когда момент смерти установить нельзя.

    В конце июля 2017 с подписанием Президентом федерального закона №259-ФЗ изменений в 1, 2 и 3 части Гражданского кодекса РФ дан старт реформе наследственного права.

    Главной новеллой закона является введение в российское право понятия наследственного фонда, создаваемого гражданином при составлении им завещания у нотариуса с целью передачи после своей смерти в такой фонд части либо всего имущества, принадлежащего этому гражданину на момент его смерти.

    Изначально законопроект предлагал достаточно серьезные изменения: появление частных фондов, являющихся континентальным аналогом траста, введение совместных завещаний супругов и соглашений о сохранении имущества в собственности пережившего супруга, признание наследственных договоров, допущение внутрироссийских безобъектных свидетельств о праве на наследство, расширение полномочий нотариусов, душеприказчиков и доверительных управляющих наследственной массой. Большинство идей имело зарубежное происхождение и было направлено на удовлетворение потребностей владельцев крупных состояний. Юридическое сообщество неоднозначно отреагировало на появление законопроекта, критики нововведений также ссылались на зарубежный опыт, множество замечаний касалось юридической техники законопроекта.

    В итоге текст принятого закона сохранил блок, посвященный совершенствованию мер по охране и управлению наследством, частные фонды трансформировались в фонды, учреждаемые на случай смерти.

    Круг наследников по завещанию пополнился наследственными фондами. Это организация, создаваемая на основании последней воли наследодателя, для целей управления унаследованным имуществом в интересах третьих лиц. Завещание в пользу учреждаемого наследственного фонда позволяет сохранить имущество в одних руках, распределив выгоды от его использования между различными, порой неблизкими друг другу, лицами. Закон, пожалуй, слишком строго формализовал требования к завещательному распоряжению о создании фонда и предусмотрел, возможно, несвойственные для ГК РФ подробные правила, описывающие процедуру регистрации фонда. Однако с содержательной стороны определение порядка деятельности фонда в большей степени подчинено усмотрению завещателя. После открытия наследства произвольное изменение «сценария» управления оставленным имуществом не допускается. Информация, доведение которой до всеобщего сведения нежелательно, например, о составе выгодоприобретателей, их подназначении и условиях распределения имущества может содержаться не в уставе, а во внутренних документах. Возможно, ошибками являются запрет на вхождение выгодоприобретателей, как наиболее близких наследодателю лиц, в состав исполнительных органов фонда, а также допущение вечных наследственных фондов (умершие вряд ли вправе бесконечно управлять живыми).

    Наследственный фонд по своему предназначению считается принудительным наследником, он принимает наследство ipso jure и не может совершить отказ. Свидетельство о праве на наследство фонд вправе получить до истечения шестимесячного срока с момента открытия наследства.

    Из закона четко не следует, что наследственные фонды могут быть не только частными, предназначенными для обслуживания потребностей, как правило, членов одной семьи, но и благотворительными.

    Наследственный фонд может быть эффективно использован также для смягчения правил об обязательной доле в наследстве, что, с учетом российского перечня обязательных наследников, весьма актуально для крупных наследств. Назначенный выгодоприобретателем обязательный наследник утрачивает право на получение обязательной доли, если своевременно не откажется от прав выгодоприобретателя. Но даже в этом случае размер обязательной доли может быть уменьшен судом, исходя из потребности обязательного наследника в сохранении прежнего уровня жизни.

    Внесены изменения и относительно завещательного возложения. Отныне признак «общеполезной цели» перестает быть характеристикой завещательного возложения. Достаточно, чтобы имущественные или неимущественные обязанности, возлагаемые завещателем на наследников или душеприказчика, не противоречили закону. Посмотрим, насколько широко будет понимать новое правило нотариальная и судебная практика. Пока неизвестно, что ждет завещателей, желающих запретить распоряжение или, наоборот, стремящихся обязать наследников распорядиться унаследованным имуществом определенным образом.

    Новым является и правило о том, что супруги по обоюдному желанию могут присутствовать при составлении завещания друг друга.

    Осуществлена попытка совершенствования мер по управлению наследством. Указанная часть закона, как представляется, будет более всего востребована практикой. Изменения направлены на расширение возможностей завещателя, предоставление душеприказчику большей самостоятельности, повышение эффективности доверительного управления наследством, обеспечение ответственности лиц, управляющих наследством. Завещатель вправе не только назначить исполнителя завещания, но и дать ему определенные инструкции, например, в части голосования на общем собрании участников корпорации. Появляется возможность назначения юридического лица душеприказчиком, что открывает еще один рынок для юридических услуг. К действиям душеприказчика надлежит применять стандарт поведения доверительного управляющего. Появляются правила, определяющие порядок выбора доверительного управляющего и основания его отстранения. Законом преодолен ранее существовавший разрыв между истечением предельного срока доверительного управления и оформлением наследниками своих прав. Возможно ошибкой, затрагивающей интересы кредиторов, является общий запрет душеприказчику и доверительному управляющему, гасить долги наследодателя. Также сомнительным кажется затрудняющее оперативное введение доверительного управления требования о предварительной оценке имущества, передаваемого в доверительное управление.

    Датой вступления закона в силу определено 1 сентября 2018 года. Изменения, касающиеся доверительного управления имуществом (ст. 1171,1173), будут применяться к наследствам, открывшимся после 1 сентября 2018 года. Однако уже с момента официального опубликования у законодателя появляется возможность принимать законы, предусматривающие основания и порядок реорганизации существующих фондов.

    В наследственном праве, с учетом изменившихся отношений, безусловно, есть что реформировать. Но в следующий раз, необходимо первоначально разработать т и утвердить Концепцию совершенствования законодательства о наследовании.


    3. Новеллы в системе гражданского законодательства в области наследования


    Как уже отмечалось, с 1сентября 2018года вступает в силу Федеральный закон «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» от 29.07.2017 № 259-ФЗ. Указанный закон вводит вроссийскую юридическую практикуновый правовой институт- наследственный фонд. Данная законодательная инициатива обусловленаразвитием современных экономических отношений, вовлеченностью внаследственный процесс все большего количества иностранных элементов иизменением состава наследственной массы.Ключевая задача наследственных фондов- помочь сохранению бизнеса иобеспечению работы предприятия вслучае смерти владельца.

    Учреждение наследственных фондов законодатель доверил нотариусу, который выступает ключевым правоприменителем вэтой сфере. Оформление наследственных прав через нотариуса- это наиболее надежный иудобный способ принятия наследства вбесспорном порядке. Врамках оформления завещания нотариус непросто фиксирует волю заявителя, новсегда задает уточняющие вопросы, стараясь помочь человеку распорядиться имуществом максимально грамотно, без рисков возникновения споров между наследниками. Аблагодаря созданным нотариатом электронным реестрам наследственных дел изавещаний процедура поиска всей необходимой информации онаследстве ипроверки факта составления завещания максимальна проста инезатратна повремени. При этом ликвидируются риски реализации мошеннических схем споддельными иуже недействительными завещаниями.

    Однако, насегодняшний день еще остается нерешенным ряд вопросов вотношении обсуждаемой новеллы наследственного права, что может осложнить дальнейшую реализацию нормы напрактике. Прежде всего, помнению экспертов, очевидна необходимость внесения изменений вОсновы законодательстваРФ онотариате, которыебы четко регламентировали последовательность действий нотариуса врамках учреждения наследственного фонда иназначения соответствующих органов управления.

    Неменее остро стоит вопрос обуказании взаконе порядка контролядействий доверительного управляющего. Представители юридического сообщества ибизнеса также согласились снеобходимостью таких дополнений ивыразили уверенность втом, что представители нотариата смогут реализовать правоприменение таких положений напрактике.

    По мнению ряда юристов, необходимо дать нотариусу инструменты, которые позволилибы ему посвоей инициативе принимать меры кохране имущества. Хорошобы прописать такую возможность вГК РФ.

    Порядок учреждения и государственной регистрации наследственного фонда, установленный законом, позволяет практически сразу после смерти гражданина передать его имущество в управление фонду во избежание финансовых потерь и риска утраты активов в течение установленного законом 6-ти месячного срока между смертью наследодателя и получением свидетельства о праве на наследство наследниками.

    Таким образом, закон выгоден, прежде всего, представителям среднего и крупного бизнеса и позволяет при жизни определить порядок управления всей или частью своего имущества после смерти, установить выгодоприобретателей имущества, которыми могут быть в соответствии с волей наследодателя как члены его семьи, так и различные организации (за исключением коммерческих) или граждане.

    Раньше наши предприниматели активно использовали систему иностранных трастов для эффективного управления своим имуществом как до, так и после смерти. Предложенная законодателем модель может позволить избежать дальнейшего вывода активов наших бизнесменов за рубеж.

    Рассматривая модель наследственного фонда, предложенную законодателем, следует обратить внимание на следующие проблемы.

    1. Неотчуждаемость прав выгодоприобретателей. Стоит отметить, что права выгодоприобретателей фонда неотчуждаемы, на них не может быть обращено взыскание по обязательствам выгодоприобретателя, при этом выгодоприобретатели не приобретают статус наследников ни по закону, ни по завещанию.

    Несмотря на всю привлекательность модели фонда с точки зрения передачи имущества наследодателя в управление фонду сразу после его смертиследует отметить, что права гражданина-выгодоприобретателя фонда не переходят по наследству, то есть он может пользоваться имуществом фонда только в течение своей жизни. Права же юридического лица прекращаются в случае его реорганизации, за исключением случая преобразования. Таким образом возникает вопрос о том, что в случае, если выгодоприобретателями становятся, например, жена и дети наследодателя, то будут ли родившиеся после его смерти внуки также выгодоприобретателями в этом наследственном фонде, будет ли передаваться семейный бизнес далее внукам и правнукам? Представляется, что в случае юридически грамотно составленного устава фонда, где будут прописаны соответствующие условия управления им и правила определения выгодоприобретателей органами фонда, можно будет говорить и о сохранении семейного бизнеса в течение длительного времени.

    2. Извещение нотариуса о смерти наследодателя. Необходимо отметить, что закон содержит значительный пробел в части процедуры извещения нотариуса о смерти гражданина, поскольку в соответствии с новым законом нотариус обязан направить документы о государственной регистрации наследственного фонда в течение 3-х рабочих дней со дня открытия наследственного дела после смерти гражданина в уполномоченный государственный орган.Данная проблема будет устранена в случае принятия законопроекта № 193498-7 «О внесении изменений в федеральный закон «Об актах гражданского состояния», предусматривающего наделение нотариусов правом при совершении нотариального действия запрашивать и получать сведения из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, который должен заработать с 01 января 2018 года.

    3. Формирование имущества наследственного фонда и условия управления им/ осуществление прав участников хозяйственных обществ. Закон не содержит указания на то, каким образом будет происходить правопреемство, например, долей в обществах с ограниченной ответственностью. Очевидно, что в данном случае произойдет столкновение интересов выгодоприобретателей наследственного фонда с правами участников хозяйственного общества, связанных с переходом прав на долю по наследству. Поскольку в соответствии с п. 6 ст. 93 ГК РФ доли в уставном капитале ООО переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если иное не предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью. Что делать, если уставом ООО переход права на долю к наследникам запрещен? Что будет происходить с фондом в таком случае? Будет ли фонд ликвидироваться в связи с невозможностью ведения фондом деятельности в случае, если доля в обществе является единственным имуществом фонда, или же выгодоприобретатели решат обратиться в суд за защитой нарушенных прав?

    В соответствии с новым законом устав наследственного фонда и условия управления им не могут быть изменены после создания наследственного фонда.

    Душеприказчики/исполнители завещания / доверительное управление. Закон значительно усовершенствовал порядок управления имуществом наследодателя после его смерти путем расширения обязанностей душеприказчиков (исполнителей завещания) и доверительных управляющих, в частности, появилась обязанность указанных лиц голосовать в высших органах корпораций таким образом, который указан в завещании.

    Так, Федеральный закон 259-ФЗ в течение 2-х лет как законопроект обсуждали в юридическом мире, заранее называя его реформаторским и связывая с ним многочисленные надежды на прогрессивное обновление системы наследственного права в России.

    В начальной версии закон предполагал ввести в российское наследственное право неизвестные нам ранее понятия, заимствованные из иностранного права: наследственный договор (между наследодателем и будущим наследником в отношении наследуемого имущества), совместное завещание супругов и наследственный фонд. Кроме того, предлагалось существенно усовершенствовать институт доверительного управления наследственной массой и внести значительные изменения в законодательство о нотариате в части упрощения процедуры принятия наследства и повышения эффективности принимаемых мер по охране наследственной массы и управления ей в период до определения круга наследников и принятия ими наследства.

    В процессе обсуждения закона указанные новеллы подверглись серьезной критике со стороны представителей нотариата, практикующих юристов и адвокатов.

    В результате из закона исключены положения о наследственном договоре, совместном завещании супругов, также не вошли в закон и предполагаемые изменения в законодательство о нотариате.

    Таким образом, прежде, чем реформировать какую-либо отрасль права, необходимо провести определенную работу, подключить все имеющиеся у государства инновационные механизмы, начиная с создания, обсуждения и принятия соответствующей Концепции, а затем общественные обсуждения законопроектов. Необдуманные реформы не только не устраняют коллизии действующего законодательства, а зачастую порождают новые еще более глобальные и непроработанные.




















    Заключение


    В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

    Осуществление гражданских прав - это реализация управомоченным лицом возможностей (правомочий), заключенных в содержании данного права, осуществляемая как посредством активных действий, так и пассивного бездействия.

    Осуществление гражданских прав - это обусловленное волеизъявлением управомоченного лица (или его представителя) и обеспеченное системой гарантий превращение в действительность конкретной возможности, составляющей содержание субъективного гражданского права.

    Под механизмом осуществления гражданских прав следует понимать закрепленную в законе и взятую в единстве, внутренне согласованную систему правовых средств, при помощи которой обеспечивается реализация юридических гарантий прав граждан, а при необходимости - правовое воздействие на общественные отношения, выражающееся в пресечении и предупреждении нарушений прав, а также в восстановлении прав в случае их нарушения.

    Для обеспечения реального осуществления гражданских прав, необходимо в п. 3 ст. 9 ГК РФ зафиксировать, что право гражданина или юридического лица считается осуществленным с момента не только юридической, но и фактической реализации тех правовых и социально-экономических возможностей, которые предоставляются правом.

    Для эффективного механизма осуществления и защиты гражданских прав мало необходимо наличие:

    - эффективного действующего гражданского законодательства;

    - стабильной судебной системы, органов медиации;

    - соответствующего правосознания и правовой культуры участников гражданских правоотношений. Для этого необходимо продолжать новирование российского гражданского права.

    Так, Федеральный закон 259-ФЗ в течение 2-х лет как законопроект обсуждали в юридическом мире, заранее называя его реформаторским и связывая с ним многочисленные надежды на прогрессивное обновление системы наследственного права в России.

    В начальной версии закон предполагал ввести в российское наследственное право неизвестные нам ранее понятия, заимствованные из иностранного права: наследственный договор (между наследодателем и будущим наследником в отношении наследуемого имущества), совместное завещание супругов и наследственный фонд. Кроме того, предлагалось существенно усовершенствовать институт доверительного управления наследственной массой и внести значительные изменения в законодательство о нотариате в части упрощения процедуры принятия наследства и повышения эффективности принимаемых мер по охране наследственной массы и управления ей в период до определения круга наследников и принятия ими наследства.

    В процессе обсуждения закона указанные новеллы подверглись серьезной критике со стороны представителей нотариата, практикующих юристов и адвокатов.

    В результате из закона исключены положения о наследственном договоре, совместном завещании супругов, также не вошли в закон и предполагаемые изменения в законодательство о нотариате.

    Таким образом, прежде, чем реформировать какую-либо отрасль права, необходимо провести определенную работу, подключить все имеющиеся у государства инновационные механизмы, начиная с создания, обсуждения и принятия соответствующей Концепции, а затем общественные обсуждения законопроектов. Необдуманные реформы не только не устраняют коллизии действующего законодательства, а зачастую порождают новые еще более глобальные и непроработанные.



























    Библиографический список

    Нормативные правовые акты

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

    2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая. от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

    3. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

    4. Гражданский кодекс РФ. Часть третья. от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. - 2001. - N 49. - Ст. 4552.

    5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.

    6. Федеральный закон от 30.03.2016 № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2016. - № 14. - Ст. 1909.

    7. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» от 29.07.2017 № 259-ФЗ (последняя редакция) // СЗ РФ. - 2017. - № 31 (Часть I). - Ст. 4808.

    8. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утверждены Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462-1 (ред. от 06.12.2011) // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 10. - Ст. 357.

    9. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы» // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3886.

    10. Законопроект № 193498-7 «О внесении изменений в федеральный закон «Об актах гражданского состояния» // СПС КонсультантПлюс.

    Специальная литература

    11. Большой энциклопедический словарь // https://gufo.me/dict/bes.

    12. Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki.

    13. Власов Ю. Н., Калинин, В. В. Наследственное право: курс лекций / Ю.Н. Власов, В.В. Калинин. - М.: Юрайт, 2017. - 444 с.

    14. Гонгало, Б.М., Зайцева, Т.И., Крашенинников, П.В., Юшкова, Е.Ю., Ярков, В.В. Настольная книга нотариуса. Т. II / Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцева, П.В. Крашенинников, Е.Ю. Юшкова. - М.: Волтерс Клувер, 2016. - 524 с.

    15. Гражданское право: В 3 т. Т. 3; под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: Норма, 2014. - 798 с.

    16. Гражданское право: в 4 томах. Том 4. Учебник; отв. ред. Е.А. Суханов. - М.: Статут, 2014. - 814 с.

    17. Концепции развития гражданского законодательства (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ 2009. № 11.

    18. Малый академический словарь // #"justify">19. Михалева Т.Н. Как правильно вступить в наследство: практические рекомендации юриста / Т.Н. Михалева. - М.: РОСБУХ. 2008. - 498 с.

    20. Павлова Г. Реформа наследственного права: оценка и практические советы экспертов / Г. Павлова // https://notariat.ru/ru-ru/news/reforma-nasledstvennogo-prava-ocenka-i-prakticheskie-sovety-ekspertov.

    21. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная / Е.Р. Россинская, Е.И. Галяшина. - М.: Проспект, 2016. - 512 с.

    22. Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Й. Шумпетер. - М.: Прогресс, 2001. - 444 с.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Новации в российском праве ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.