Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Поощрение (госслужба и госслужащий)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Поощрение (госслужба и госслужащий)
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    18.03.2017 18:29:44
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

































    Оглавление

    Введение- 6 -

    Глава 1. Общие положения правового регулирования государственной службы в Российской Федерации- 8 -

    1.1 Основные понятия и принципы государственной службы- 8 -

    1.2 Правовое положение государственного служащего Российской Федерации- 12 -

    Глава 2. Социально-юридическая природа правового поощрения и его роль в укреплении служебной дисциплины- 21 -

    2.1 Понятие и признаки правовых поощрений- 21 -

    2.2 Обоснование для правового поощрения- 28 -

    2.3 Цели и функции правовых поощрений- 35 -

    Заключение- 39 -

    Список использованной литературы- 43 -






























    Введение

    Специфика развития современных общественных отношений обуславливает потребность изменения и совершенствования методов их правового регулирования. Сегодня роль права и закона в жизни общества меняется кардинальным образом. Правовые реформы ставят целью устранение прежних механизмов, которые сковывали и все еще продолжают сковывать общественную активность, а также «реанимировать» такие «хорошо забытые» юридические методы, которые позволили бы эффективно воздействовать на инициативу и самостоятельность индивида.

    В связи с этим особую актуальность и социальное звучание приобретает проблема поощрительного метода регулирования. Переход преимущественно к экономическим методам управления, последовательная демократизация общественной жизни выдвинули на первый план правовые поощрения как наиболее эффективные юридические средства, которые в состоянии способствовать наиболее результативному решению социально значимых задач общественного развития, обеспечивающие надежность и устойчивость складывающихся рыночных отношений.

    Актуализация поощрительного метода объясняется, прежде всего, тем, что зависит от профессионализма персонала, исполняющего государственную службу. В свою очередь, успешная профессиональная деятельность государственных служащих во многом зависит от их правового положения (статуса) в системе государственной службы.

    Исполнение государственной службы предполагает вступление государственного служащего в определенного рода правовые отношения. Характер возникающих правоотношений и определяет содержание его правового статуса.

    Отношения служащего с государственным органом, возникающие в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением именуются «внутренними» отношениями. Они являются трудовыми отношениями и регулируются нормами права, закрепленными в Законе о соответствующем виде государственной службы.

    Отношения государственного служащего с третьими лицами - организациями или гражданами, возникающие в соответствии с компетенцией органа, в котором государственный служащий состоит на службе (например, должностные лица государственных инспекций, таможенных органов, следователи прокуратуры). Такие отношения, именуемые в правовой литературе «внешними», являются административно - правовыми и регулируются нормами административного права.

    Практическая значимость проблемы состоит в анализе особенностей нормативно-правового регулирования поощрения как средства укрепления служебной дисциплины.

    Отсюда цель курсовой работы изучить особенности поощрения как средства укрепления служебной дисциплины.

    Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Проанализировать основные понятия и принципы государственной службы.

    2. Охарактеризовать правовое положение государственного служащего Российской Федерации.

    3. Рассмотреть понятие и признаки правовых поощрений.

    4. Изучить обоснования для правового поощрения.

    5. Описать цели и функции правовых поощрений.

    Объект исследования: система государственной гражданской службы в РФ.

    Предмет исследования: правовое поощрение и его влияние на укрепление дисциплины государственных гражданских служащих.

    Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список источников.


    Глава 1. Общие положения правового регулирования государственной службы в Российской Федерации


    1.1 Основные понятия и принципы государственной службы

    Формирование новой российской государственности проходит при возрастающем значении государственной службы, призванной обеспечивать реализацию функций государства. Государственная служба становится все более важным институтом административного права, а государственные служащие - основными его субъектами. Данный институт действует в аппарате всех ветвей власти и на всех ее уровнях.

    Государственная служба появилась в системе социальных отношений как необходимое условие для нормальной жизнедеятельности общества и как средство обеспечения других видов социальной деятельности, прежде всего производства, обеспечения производства главным образом в интеллектуальном отношении. Недаром долгое время под службой вообще понималась сфера умственного труда. Однако в настоящее время такой тезис отвергается в качестве критерия для отграничения службы от других видов социальной деятельности.

    Решающим фактором здесь является объект воздействия в процессе осуществления деятельности. Служба есть трудовая деятельность для других людей. Объектом воздействия в процессе службы выступает человек, личность, притом воздействие это - непосредственное, а человек - конкретный. Служба зародилась и развивалась вместе с обществом, в рамках общества и для общества.

    В процессе служебной деятельности между участниками складываются отношениях двух видов. Во-первых, отношения между лицом, осуществляющим служебную деятельность, с одной стороны, и объектом воздействия, т.е. другим лицом, с другой. Во-вторых, отношения которые складываются не в процессе труда, а по поводу труда - отношения данного лица (служащего) с другими лицами по месту его службы.

    Формальным признаком службы (ее организации) всегда выступает замещение должности. Под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица той или иной организации, определяющая содержание и объем полномочий занимающего, ее лица.

    Служба имеет многочисленные и разнообразные функции и на этом основании специализировалась. В результате взаимообусловленной связи службы и организации, в которой она осуществляется, статус организации определяет содержание и статус службы, ее вид. Все организации (объединения) делятся на государственные и иные организации, т.е. негосударственные. К государственным относятся организации, которые создаются государством для реализации государственных задач, - это государственные органы, государственные предприятия и учреждения и их объединения, вооруженные формирования. Таким образом, можно выделить службу государственную и службу негосударственную.

    В статье 2 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба представлена как единая система, объединяющая три основных вида государственной службы:

    1) гражданскую службу, регулируемую законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, одним из актов которого является Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

    2) военную службу, которая должна регулироваться федеральным законом о военной службе (до принятия такого закона вопросы прохождения военной службы регулируются Федеральными законами от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);

    3) правоохранительную службу, регулирование которой должно осуществляться федеральным законом о правоохранительной службе.

    Перечень видов государственной службы может быть расширен путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации».

    Объединение трех названных видов государственной службы в единую систему создает для государственных служащих возможность перехода с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида. Каждый из трех видов государственной службы - гражданская, военная и правоохранительная - является по своей природе государственной службой, под которой понимается профессиональная служебная деятельностью граждан Российской Федерации по обеспечению полномочий Российской Федерации и органов государственной власти (ст. 1 Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»). Поэтому само разделение государственной службы на три вида не должно существенным образом менять статус государственного служащего.

    Единство государственной службы проявляется, среди прочего, и в закреплении общих для всех трех видов принципов построения и функционирования системы государственной службы - федерализма, законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, равного доступа граждан к государственной службе, единства правовых и организационных основ государственной службы, открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, профессионализма и компетентности государственных служащих и др. (ст. 3 Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»).

    Взаимосвязь между видами государственной службы обеспечивается также посредством (ст. 6 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»):

    - соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;

    - установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;

    - учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

    - соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.

    Государственная служба может быть подразделена на федеральную государственную службу и государственную службу субъекта Федерации.

    Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

    Организация государственной гражданской службы субъекта Федерации отнесена законодателем к ведению субъекта Федерации. По этому вопросу государственные органы субъекта Федерации обладают всей полнотой власти. Как правило, региональными законами определяется государственный орган (органы) по управлению государственной гражданской службы в регионе, его структура и полномочия (например, ст. 3 5 Закона Приморского края «О государственной гражданской службе Приморского края»).

    Государственная служба функционирует практически во всех сферах жизнедеятельности государства и общества, таких, как:

    а) управление социально-культурной сферой (образованием, здравоохранением, наукой, социальной защитой населения);

    б) управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, использованием и охраной природных ресурсов, торговлей, финансами, внешнеэкономической деятельностью);

    в) управление административно-политической сферой(обороной, безопасностью, внутренними и иностранными делами, юстицией).

    Необходимо различать государственную службу как деятельность, с одной стороны, и как совокупность норм права, т.е. правовой институт государственной службы, с другой.

    Можно выделить следующие признаки государственной службы:

    1) это профессиональная деятельность, т.е. осуществляемая но основе специальных знаний и навыков;

    2) в процессе осуществления этой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов,

    3) эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;

    4) такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей конкретными лицами, замещающими штатные государственные должности. И, наконец, деятельность эта должна быть оплачена исключительно из государственного бюджета.

    1.2 Правовое положение государственного служащего Российской Федерации

    Государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 1 Закона от 27мая2003года N58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

    Выделяется федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации

    Одновременно система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу; военную службу; правоохранительную службу (часть 2 статья 2 Закона «О системе государственной службы Российской Федерации»).

    Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 2 Закона «О системе государственной службы Российской Федерации»).

    При этом организация государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в ведении субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 2 Закона «О системе государственной службы Российской Федерации»).

    Говоря о государственной гражданской службе Российской Федерации, надо отметить, что это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи) (часть 1 статьи 3 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

    Государственными должностями Российской Федерации и государственными должностями субъектов Российской Федерации считаются должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 Закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

    В соответствии с частью 1 статьей 5 Закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирование отношений, связанных с государственной гражданской службой, осуществляется:

    Конституция РФ устанавливает необходимость образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, определяет руководящие государственные должности Российской Федерации, компетенцию Президента, Совета Федерации и Государственной Думы по назначению на должности и освобождению от должности государственных служащих, содержит иные положения относительно государственной службы.

    Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» включает в себя общие положения о государственной службе в Российской Федерации, устанавливает общие условия государственной службы, определяет систему управления государственной службой.

    Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает, в частности, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, определяются должности и статус гражданского служащего, условия служебного контракта.

    Другие федеральные законы, в том числе федеральные законы, регулирующие особенности прохождения гражданской службы (в частности, Закон от 27 июля 2010 годаN 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе иностранных дел Российской Федерации»), также регулируют систему государственной гражданской службы в РФ.

    Указы Президента Российской Федерации, к примеру, Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим», Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», диктуют нормативы функционирования системы государственных должностей.

    Постановлениями Правительства Российской Федерации. В том числе - Постановление Правительства РФ от 21.04.2006 N 230 «О возложении полномочий представителя нанимателя по заключению служебных контрактов о прохождении федеральной государственной гражданской службы с лицами, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Правительством Российской Федерации, и решению иных вопросов, связанных с прохождением ими федеральной государственной гражданской службы» Постановление Правительства РФ от 07.04.2009 N 305 «Об определении количества должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее территориальных органах».

    Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Например, Приказ ФАС РФ от 13.10.2006 N 259 «Об утверждении Положения о порядке оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, в центральном аппарате и территориальных органах Федеральной антимонопольной службы».

    Конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В них могут содержаться положения, касающиеся данного вопроса. Так, действует Закон «О государственной гражданской службе Приморского края», принятый Законодательным Собранием Приморского края 30 мая 2012 года.

    Нормативные правовые акты государственных органов (учреждений, организаций осуществляют практическую работу по реализации задач и функций государства).

    Государственную гражданскую службу регулируют также Трудовой кодекс Российской Федерации, в части правонарушений - Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации.

    В соответствии с Законом «О системе государственной службы Российской Федерации», государственными служащими являются:

    - федеральные государственные служащие - граждане, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающие денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

    - государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

    Часть 4 статьи 32 Конституции РФ определяет государственную службу как наиболее важный институт непосредственного участия граждан в управлении делами государства. В данной сфере действует принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным специальными федеральными законами, а также законодательством субъектов РФ.

    Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация. Нанимателем государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации выступает соответствующий субъект Российской Федерации.

    Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

    В Реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574, содержится перечень унифицированных наименований этих должностей, а конкретные права и обязанности для каждой должности устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами.

    Организационная структура конкретного государственного органа, распределение полномочий между государственными служащими осуществляется в соответствии с нормативными актами, относящимися в данному государственному органу.

    Так, Постановлением Правительства «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» от 01.06.2004 г. № 260 было утверждено Положение об Аппарате Правительства, которым определены должностные права и обязанности Руководителя Аппарата. Права и обязанности работников Аппарата Правительства определяются законодательными актами, названным Положением и должностными инструкциями. В положениях о федеральных государственных органах и их структурных подразделениях, должностных инструкциях, уставах и других нормативных актах определяются задачи, функции, обязанности, права, основные формы и методы деятельности, а также ответственность служащего применительно к каждой должности. Чем выше должность, тем более широк круг должностных обязанностей и прав. При этом объем, и содержание должностных прав находятся в строгом соответствии с содержанием должностных обязанностей.

    При этом, в любом случае, объем полномочий государственного служащего ограничен кругом обязанностей, вытекающих из компетенции государственного органа, то есть из совокупности предметов ведения и полномочий, которыми наделен этот орган, с которым государственный служащий состоит в трудовых отношениях.

    Компетенция государственных органов определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также другими нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, в частности, положениями об этих органах.

    Статья 103 Конституции РФ определяет следующие полномочия Государственной Думы Российской Федерации:

    - дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

    - заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

    - решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

    - назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России;

    - назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

    - назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

    - объявление амнистии;

    - выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

    Согласно статье 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов, техническое регулирование в области градостроительной деятельности, осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации; утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования и иные полномочия (статья 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

    В соответствии с пунктом 2.1, 2.2 «Положения о Комитете по вопросам законности,правопорядка и безопасности», утвержденного постановлением ПравительстваСанкт-Петербурга от 23.01.2008 №46: Комитет, в том числе, осуществляет в установленном порядке материально-техническое обеспечения деятельности мировых судей Санкт-Петербурга, организационное обеспечение деятельности Комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга; в сфере правопорядка Комитет обеспечивает взаимодействие исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с правоохранительными и таможенными органами Российской Федерации, прокуратурой и иными органами и организациями по вопросам обеспечения правопорядка на территории Санкт-Петербурга, осуществляет государственную политику Санкт-Петербурга в сфере борьбы с преступностью и профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге.

    Реестр должностей федеральной государственной службы образуют:

    1. перечни должностей федеральной государственной гражданской службы;
    2. перечни типовых воинских должностей;
    3. перечни типовых должностей правоохранительной службы.





    Глава 2. Социально-юридическая природа правового поощрения и его роль в укреплении служебной дисциплины


    2.1 Понятие и признаки правовых поощрений

    В научной литературе правовое поощрение рассматривается с различных позиций.

    Но сначала необходимо обратиться к этимологии этого слова. В русском языке поощрение понимается как награда, то, что поощряет. В словаре русского языка С.И. Ожегова указано: «Поощрить содействием, сочувствием, наградой одобрить что-нибудь, возбудить желание делать что-нибудь».

    Глубокое теоретическое обоснование сущности поощрения предложил В.М. Баранов. По его мнению, поощрение это установленные нормами права, разнообразные формы положительной оценки государством добросовестного исполнения юридических и общественных обязанностей, а также позитивной деятельности, превосходящей обычные требования.

    В целом, соглашаясь с таким определением, тем не менее следует отметить, что термин «добросовестно» в основном входит в круг обязанностей, например, государственного служащего или военнослужащего и поэтому не может быть основанием для поощрения.

    По мнению А.П. Коренева, «поощрение это сформулированное в норме права указание на публичное признание заслуг и меры вознаграждения, которые применяются к органу, организации, служащему или гражданину за успехи, достижения в выполнении правовых обязанностей или общественного долга».

    К позиции А.П. Коренева близка точка зрения С.С. Каринского.

    Высказанные мнения не лишены определённых достоинств, но нуждаются в уточнении. Поощрение это не указание на меру вознаграждения, сформулированное в норме права, а непосредственно мера одобрения и оценки государством, обществом поведения, деятельности управомоченного субъекта.

    Поощрение важно соотнести с понятием «вознаграждение». Термин «вознаграждение» толкуется в двух смыслах: как награда и как плата за услуги, т.е. можно говорить об их тождественности. «Вознаграждение» во втором смысле, как плата за услуги, применяется за простое исполнение субъектом своих обязанностей, выполнение порученной работы (гражданско-правовое вознаграждение как результат работ) и не связано с превышением обычных требований. В таком случае, названные термины не имеют ничего общего.

    Меры поощрения являются разновидностью правовых стимулов.

    Можно согласиться с мнением В.М. Корякина, что меры поощрения в военном праве выступают в качестве правового стимула заинтересованного исполнения военнослужащими обязанностей военной службы.

    Под правовым стимулом понимается правовое средство, регулирующее конкретное военно-служебное правоотношение, в котором на информационно-психологическом уровне заложена потенциальная возможность положительного воздействия на сознание военнослужащего с целью вызвать у него побуждение к добросовестному исполнению обязанностей военной службы, основанное на стремлении удовлетворить собственный интерес. Правовое средство может являться правовым стимулом лишь в том случае, если военнослужащий чётко осознает, что только неукоснительное следование нормативным предписаниям, заложенным в указанном средстве, обязательно повлечёт за собой приобретение указанного им значимого (необходимого) блага.

    По словам А.В. Малько, правовые средства «все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей… В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения».

    Нельзя не согласиться с А.В. Малько, который под правовым поощрением понимает форму и меру юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия. С ним единодушна А.В. Малько, указывающая, что поощрение устанавливается за определённые достижения в осуществлении предполагаемой модели поведения, за особый вклад, за перевыполнение требуемых показателей, стандартов… Государство возлагает на себя обязанности применить поощрение при наличии заслуг.

    Всё это даёт основание сформулировать следующее понятие правового поощрения это особое правовое средство позитивного правового воздействия на поведение государственного служащего с целью побуждения и поддержания военно-служебной активности, в результате применения которого государственными и негосударственными органами вознаграждается заслуженное поведение и реализуется взаимный интерес государственных служащих, общества и государства.

    В рамках теории государства и права под правовым поощрением понимается «форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате которого субъект награждается, и для него наступают благоприятные юридические последствия».

    Правовые поощрения являются одним из видов правовых стимулов. Однако они выделены в отдельную группу благодаря наличию следующих отличительных признаков:

    1. Правовое поощрение неразрывно связано с заслуженным поведением. При этом заслуженное поведение есть добросовестный правомерный поступок, который связан со «сверхисполнением» субъектом правовых отношений своих юридических обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступает основанием для применения правового поощрения.

    Заслуженное поведение также отличается следующими характерными чертами:

    а) оно сопряжено с социально-активным позитивным поведением, с осуществлением правовых обязанностей лица (проявление внешней стороны заслуженного поведения;

    б) оно является формой добросовестного отношения лица к своему долгу (проявление внутренней стороны заслуженного поведения);

    в) оно связано со «сверхисполнением» лицом своих юридических обязанностей, т. е. является более позитивным, нежели простое выполнение обязанностей;

    г) оно направлено на достижение общепризнанного полезного результата;

    д) оно является основанием для применения правовых мер поощрительного характера, так же как и правонарушения являются основанием наказания лица.

    2. Правовое поощрение может быть сопряжено только с добровольным поступком лица, не допускается элемент принуждения либо корысти. Однако само правовое поощрение в косвенной форме оказывает на лицо непринужденное влияние, под которым данное лицо стремится достигнуть общепризнанного юридически полезного результата.

    3. Правовые меры поощрительного характера с юридической стороны одобряют позитивные действия лица, выступают одной из форм вознаграждения со стороны общества (государства) добровольного заслуженного поведения лица. При этом правовые меры поощрительного характера являются качественной характеристикой и зависят от степени заслуженного поведения.

    4. Правовые поощрения являются взаимовыгодными для общества и самого поощряемого лица, они сочетают в себе различные интересы и направлены на удовлетворение встречных. Иными словами, правовые поощрения являются формой одобрения корпоративного интереса.

    5. Как было указано выше, правовое поощрение это один из видов юридических стимулов, поэтому ему присущи как общие функции правовых стимулов, так и некоторые специфические.

    Правовые поощрения выполняют следующие отличительные функции:

    1. Контролирующая функция (функция социального контроля). Осуществляя данную функцию, правовые поощрения координируют ту или иную деятельность лиц, сдерживают их от неправомерного, противозаконного, антиобщественного либо общественно опасного поведения.

    2. Мотивационная функция. Правовое поощрение является методом убеждения, побуждения лица к заслуженному поведению, к «сверхвыполнению» своих юридических обязанностей, к совершению общественно ценных действий, превосходящих обычные требования. Мотивация в данном случае основывается в обещании лицу взамен заслуженного поведения предоставления каких-либо благоприятных последствий.

    3. Коммуникативная функция. Правовые меры поощрительного характера в определенной степени являются носителями юридической информации, они содержат в себе конкретные сведения, исходящие от властвующего субъекта государственного органа, должностного лица и направленные к объекту (участникам правовых отношений). Таким образом, существует постоянная связь между указанными субъектом и объектом.

    4. Оценивающая функция. Посредством осуществления данной функции правовые поощрения (а именно государственный орган, должностное лицо) дают официально признанную, положительную публичную оценку чьего-либо заслуженного поведения, одобряют его, выражают степень полезности деятельности для общества.

    5. Гарантирующая функция. Правовые поощрения создают благоприятные условия для укрепления правовой дисциплины и правового порядка, обеспечивают реализацию юридических обязанностей лица.

    6. Распределительная функция. Данная функция состоит в том, что право, закрепляя поощрительные меры взамен активного добровольного заслуженного поведения, устанавливает тем самым благоприятные условия для пользования определенными благами. Таким образом, участники правовых отношений становятся перед выбором между возможностью получения мер поощрения либо их неполучением.

    7. Воспитательная функция. Правовые поощрения устанавливают образец правомерного заслуженного поведения, неизбежным последствием которого становится наступление правовых мер поощрительного характера. Таким образом, у субъекта правовых отношений вырабатывается положительное отношение к правомерным действиям и поступкам.

    Как указывалось ранее, поощрение это такой вид правовых стимулов, который содержится в санкции правовой нормы. Таким образом, имеет место наличие в праве так называемых поощрительных санкций. Следует отметить, что природа поощрительных санкций весьма сложная и спорная.

    Категория «поощрительные санкции» вызывает немало дискуссий. Есть и сторонники, и противники использования в теории правоведения данного термина. Однако наиболее целесообразной представляется та точка зрения, согласно которой такое понятие, как «поощрительные санкции», имеет право на существование. В оправдание данному утверждению можно привести следующие аргументы:

    1. Смысловое значение слова «санкция» предполагает под собой наступление не только негативных, но и позитивных (благоприятных) последствий для лица. Санкция это мера воздействия права на общество, средство социального контроля.

    2. Позитивные (поощрительные) санкции присущи всем видам социальных норм. Данная черта социальных норм является общей. Поскольку правовые нормы выступают разновидностью норм социальных, то на них также распространяется указанная общая черта.

    3. Поощрительные санкции выражают одобрение тщательному выполнению правовых норм и призваны стимулировать правомерное поведение. В рамках теории правоведения данное понимание правового поощрения является утвердившимся. Именно поэтому среди множества правовых санкций в отдельную группу выделяются поощрительные санкции, т. к. само слово «санкция» подразумевает под собой не только наказание, но и поощрение.

    4. Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права в целом, которое направлено на сдерживание правонарушений, наказание виновных лиц, а также на стимулирование правомерного поведения, его поощрение.

    5. Меры поощрения могут называться поощрительными санкциями в силу того, что структура юридических норм поощрительного характера внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих наказание.

    В гипотезе и диспозиции, которые в поощрительной правовой норме слиты так же, как и в уголовно-правовой, предлагается модель правомерно активного заслуженного поведения. Отличие состоит лишь в том, что в санкции поощрительной правовой нормы фиксируются именно благоприятные юридические последствия, а не наказание, как в уголовно-правовой норме.

    6. Как правило, правовые меры поощрительного характера располагаются в нормативно-правовых актах в том же разделе, что и меры наказания.

    7. Признание преимущества выделения в отдельную группу таких правовых санкций, как меры поощрения, могло бы способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики.





    2.2 Обоснование для правового поощрения

    Высокая эффективность поощрений государственных гражданских служащих возможна лишь при соблюдении установленных требований по их применению. Как отмечает Д.М. Овсянко, «важнейшим требованием является соблюдение законности, обоснованности применения любой из мер поощрения. Они могут применяться лишь теми органами и руководителями, которым предоставлено такое право. При этом они обязаны применять только поощрения, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами, в пределах предоставленной им власти и в установленном порядке».

    Согласно законодательству о труде, статья 191 ТК РФ, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). За особые заслуги работники представляются к награждению орденами, медалями, нагрудными знаками и присвоению почетных званий.

    Система российского права состоит из отдельных отраслей, которые в своей совокупности и взаимодействии образуют сложное социальное явление, призванное упорядочить наиболее значимые общественные отношения. В свою очередь, каждая отрасль права имеет свою логически детерминированную структуру, состоящую из отдельных норм права, которые группируются по родовому признаку в отдельные правовые институты. Последние могут носить как отраслевой, так и межотраслевой характер. Одним из таких правовых институтов межотраслевого значения является институт поощрения. Как отмечает Д.В. Осинцев, «правовой институт поощрения является межотраслевым».

    Так называемые поощрительные нормы сосредоточены в различных отраслях права (конституционном, трудовом, уголовном, уголовно-исполнительном, административном и т.д.). Как отмечает Д.Н. Бахрах, «российский институт правового поощрения является межотраслевым». В каждой отрасли права эти нормы играют важную роль в регулировании общественных отношений, но, пожалуй, наиболее значимое их влияние проявляется в достижении задач и целей функционирования исполнительной власти.

    Действующими правовыми актами закрепляются:

    1) виды правовых поощрений;

    2) основания их применения;

    3) полномочия субъектов власти поощрять;

    4) порядок поощрения (поощрительное производство).

    Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет основания применения поощрений. Так, к числу оснований поощрения относится безупречная и эффективная гражданская служба. Названные Законом основания для поощрения носят абстрактный характер. Для применения поощрений необходимо более детально определить основания для поощрения.

    Дуэль М.Н. называет ряд оснований для поощрения: признание заслуг государственного служащего (особые отличия при прохождении государственной службы); проявленное мужество при исполнении служебных обязанностей. Указ Президента РФ от 30 июня 1996 г. «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ» предусматривает поощрение за привлечение женщин к государственной службе на ответственные должности. В законодательных актах о государственной гражданской службе встречается ряд дополнительных оснований для поощрения: за верность служебному долгу, высококвалифицированное исполнение должностных обязанностей, особые трудовые заслуги, образцовое выполнение государственным служащим должностных полномочий и др.

    Согласно Приказу Федеральной службы по финансовым рынкам от 1 декабря 2004 г. N 04-1122/пз «Об утверждении Положения о премировании федеральных государственных служащих центрального аппарата Федеральной службы по финансовым рынкам» премирование работников осуществляется по результатам работы за квартал и единовременно. Премии по результатам работы за квартал выплачиваются за: своевременное и качественное исполнение работником своих должностных обязанностей; оперативность и профессионализм работника в решении вопросов, входящих в его компетенцию. Единовременное премирование осуществляется: за выполнение заданий особой сложности и важности; за творческий подход работника к подготовке инициативных предложений по совершенствованию деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам; за продолжительную и безупречную работу.

    Закон называет виды поощрений: объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; иные виды поощрения и награждения государственного органа; выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет; поощрение Правительства РФ; поощрение Президента РФ; присвоение почетных званий Российской Федерации; награждение знаками отличия Российской Федерации; награждение орденами и медалями Российской Федерации. Проанализировав сложившийся в российском государственном аппарате порядок поощрения государственных служащих, А.А. Гришковец выделяет две группы поощрений:

    1) формализованные, т.е. нормативно закрепленные в законодательстве как меры поощрения;

    2) неформализованные, т.е. хотя и не названные в законодательстве среди мер поощрения, но по своему характеру, содержанию, целям и значению реально таковыми являющиеся и широко используемые на государственной службе.

    Согласно статье 55 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» «Поощрения и награждения за гражданскую службу», за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

    1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

    2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

    3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;

    4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

    5) поощрение Правительства Российской Федерации;

    6) поощрение Президента Российской Федерации;

    7) присвоение почетных званий Российской Федерации;

    8) награждение знаками отличия Российской Федерации;

    9) награждение орденами и медалями Российской Федерации.

    Решение о поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 1-4 части 1 данной статьи принимается представителем нанимателя, а решение о поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 5-9 части 1 указанной статьи принимается по представлению представителя нанимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Выплата гражданскому служащему единовременного поощрения, предусмотренного пунктами 1 - 3 части 1 данной статьи, производится в порядке и размерах, утверждаемых представителем нанимателя в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.

    При поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 5-9 части 1 данной статьи выплачивается единовременное поощрение в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

    Решения о поощрении или награждении в соответствии с пунктами 1-4 части 1 данной статьи оформляются правовым актом государственного органа, а в соответствии с пунктами 5-9 части 1 данной статьи - нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствующая запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.

    Законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации устанавливаются порядок и условия выплаты единовременного поощрения государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации с учетом положений данной статьи.

    В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», федеральными законами от 30 июня 2002г. N78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)», Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 28 декабря 2010г. N403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», от 19 июля 2011г. N247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 7 ноября 2011г. N306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлено выплачивать федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, прокурорским работникам, сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи единовременное поощрение в следующих размерах:

    а) при поощрении Правительством Российской Федерации - в размере оклада месячного денежного содержания (для прокурорских работников - в размере должностного оклада и доплаты за классный чин, для сотрудников Следственного комитета Российской Федерации - в размере должностного оклада и доплаты за специальное звание);

    б) при поощрении Президентом Российской Федерации - в размере двух окладов месячного денежного содержания (для прокурорских работников - в размере двух должностных окладов и в 2-кратном размере доплаты за классный чин, для сотрудников Следственного комитета Российской Федерации - в размере двух должностных окладов и в 2-кратном размере доплаты за специальное звание);

    в) при присвоении почетных званий Российской Федерации и награждении знаками отличия Российской Федерации - в размере трех окладов месячного денежного содержания (для прокурорских работников - в размере трех должностных окладов и в 3-кратном размере доплаты за классный чин, для сотрудников Следственного комитета Российской Федерации - в размере трех должностных окладов и в 3-кратном размере доплаты за специальное звание);

    г) при награждении орденами Российской Федерации, медалями Российской Федерации, за исключением юбилейных медалей Российской Федерации, и знаком отличия - Георгиевским Крестом - в размере пяти окладов месячного денежного содержания (для прокурорских работников - в размере пяти должностных окладов и в 5-кратном размере доплаты за классный чин, для сотрудников Следственного комитета Российской Федерации - в размере пяти должностных окладов и в 5-кратном размере доплаты за специальное звание);

    Кроме того, единовременное поощрение выплачивается исходя из размеров должностного оклада (оклада по воинской должности) и оклада за классный чин (оклада по воинскому званию, доплаты за классный чин, оклада за дипломатический ранг, оклада за классный чин юстиции, оклада за специальное звание, доплаты за специальное звание), установленных на дату издания правового акта Российской Федерации о поощрении или награждении.

    Выплата единовременного поощрения лицу, проходящему федеральную государственную службу, осуществляется государственным органом, представившим его к поощрению или награждению, в месячный срок со дня издания правового акта Российской Федерации о поощрении или награждении данного лица.

    Единовременное поощрение федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, выплачивается в рублях исходя из размеров месячных окладов в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и месячных окладов в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации (дипломатическими рангами), исчисленных в порядке, определенном подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006г.N764 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации».

    Финансирование расходов, связанных с реализацией приведенного Указа, осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным государственным органам на денежное содержание (денежное довольствие) лиц, названных в пункте1 названного Указа.


    1. Цели и функции правовых поощрений

    Поощрение - важное средство воспитания и стимулирования служебной деятельности государственных гражданских служащих, а также укрепления законности и дисциплины в ее системе.

    Таким образом, в современных условиях функционирования института государственной гражданской службы все большую актуальность приобретает проблема поощрения как метода административно-правового регулирования. В настоящее время требуется разработка института поощрения как особого способа упорядочения общественных отношений, который позволит более полно использовать его стимулирующий потенциал. Правовое поощрение государственного гражданского служащего есть акт вознаграждения, официально выраженный на основе положительной оценки результатов служебной деятельности либо выполненной (выполняемой) им работы (конкретного служебного задания). Механизм правового обеспечения включает в себя поощрительные средства, позитивно воздействующие на сознание личности, выстраивается в следующей последовательности: интерес - мотивация - стимул поощрения.

    Анализ административно-правового закрепления института поощрения в деятельности органов исполнительной власти позволяет говорить о сложившейся системе мер поощрения, которая включает в себя следующие элементы: внутриорганизационное или дисциплинарное поощрение, которое, в свою очередь, может быть дифференцировано на отдельные группы: связанные с организационным продвижением по службе; связанные с квалификационным продвижением по службе; награждение почетным знаком органа исполнительной власти; связанные с единовременным материальным поощрением за отдельные достижения в государственно-служебной деятельности; выдача денежной премии, награждение ценным подарком, награждение именным оружием; связанные с предоставлением дополнительных постоянных компенсаций. Как отмечают В.М. Дуэль, А.В. Малько, «награды - достаточно сложный и разнообразный юридический инструмент, которым необходимо научиться пользоваться. Так, в зависимости от применяющих их субъектов они могут подразделяться на государственные, правительственные, ведомственные».

    Как уже отмечалось, Закон «О государственной гражданской службе РФ» за безупречную и эффективную гражданскую службу предусматривает применение следующих видов поощрений и награждений:

    1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

    2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

    3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;

    4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

    5) поощрение Правительства Российской Федерации;

    6) поощрение Президента Российской Федерации;

    7) присвоение почетных званий Российской Федерации;

    8) награждение знаками отличия Российской Федерации;

    9) награждение орденами и медалями Российской Федерации.

    Внешнеорганизационное или административно-правовое поощрение, связанное с предоставлением упрощенного (льготного) порядка осуществления отдельных видов деятельности, например сокращение количества проверочных действий при поступлении внештатного сотрудника на службу; абсолютное материальное вознаграждение (выдача денежной премии, награждение ценным подарком, предоставление льготного кредита и т.п.). Неформализованные меры морального стимулирующего воздействия (похвала, направление в престижную командировку, распространение передового опыта несения службы со ссылкой на авторство и т.д.).

    Применение мер морального стимулирующего воздействия не сопровождается процессуальным оформлением и принятием официальных актов. Применение мер организационного стимулирования сопровождается принятием административного акта, но не всегда процессуально оформлено как поощрение, ибо формальное закрепление в нормативных правовых актах названных мер в качестве поощрений не произведено. При этом во главу угла поставлено именно организационное стимулирование активности государственных служащих (продвижение по службе, присвоение очередного квалификационного разряда и т.д.), а не только увеличение размера вознаграждения, хотя последнее, безусловно, важно, ибо возложение на себя дополнительных обязанностей без материальных компенсаций и стимулов вряд ли каждый пожелает принимать добровольно. Государственная служба содержит обязательный признак вознаграждения за нее, вследствие чего наличие организационных и материальных побудительных мер могут рассматриваться в диалектическом единстве. При этом поощрению статусного характера сопутствует увеличение денежного содержания и льгот материального характера на постоянной основе, а предоставление только последних допускается либо в разовом порядке за отдельные достижения в государственно-служебной деятельности, либо на постоянной основе за преданность и верность определенной системе государственной службы. Представляется не вполне точным утверждение В.А. Кобзаненко, что поощрительный метод основан на стремлении лиц приобрести какое-либо материальное или моральное благо, на желание улучшить свое положение и т.п.

    Поощрения и награждения гражданского служащего являются важными элементами в системе стимулирования гражданских служащих, поскольку свидетельствуют о высокой оценке проделанной гражданским служащим работы. Поощрение или награждение способствует стремлению других государственных служащих добросовестно выполнять служебные обязанности.



















    Заключение


    В современных условиях функционирования института государственной гражданской службы все большую актуальность приобретает проблема поощрения как метода административно-правового регулирования. Требуется разработка института поощрения как особого способа упорядочения общественных отношений, который позволит более полно использовать его стимулирующий потенциал.

    Правовое регулирование порядка поощрения и награждения государственных служащих имеет целью обеспечение режима законности и укрепление служебной дисциплины на государственной службе. Служебная дисциплина на государственной службе обязательное для государственных служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа, должностного регламента, уставов о дисциплине и иных нормативных правовых актов. Чтобы государственные служащие могли соблюдать требования служебной (воинской) дисциплины при прохождении государственной гражданской, военной или правоохранительной службы, им должны быть созданы необходимые для этого условия.

    Поощрение важное средство воспитания государственных служащих и укрепления служебной (воинской) дисциплины. Оно применяется к государственным служащим за безупречную и эффективную службу, добросовестное исполнение должностных обязанностей, успешное выполнение заданий особой важности и сложности.

    Поощрения и награждения различаются в зависимости от видов государственной службы. Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

    1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

    2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

    3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;

    4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

    5) поощрение Правительства РФ;

    6) поощрение Президента РФ;

    7) присвоение почетных званий Российской Федерации;

    8) награждение знаками отличия Российской Федерации;

    9) награждение орденами и медалями РФ.

    Решение о применении первых четырех мер поощрения и награждения принимается представителем нанимателя, а других мер по его представлению в порядке, установленном законодательством РФ.

    Решение оформляется соответствующим актом государственного органа (указом, постановлением, распоряжением, другим актом). Запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.

    Законодательством субъекта Федерации устанавливаются порядок и условия выплаты единовременного поощрения гражданским служащим субъекта Федерации. За военную и правоохранительную службу, кроме перечисленных видов поощрения и награждения, применяемых на гражданской службе, предусмотрены и другие виды поощрения и награждения, а также определен порядок их применения. К военнослужащим и приравненным к ним служащим правоохранительной службы предусмотрено применение таких видов поощрений, как: занесение в Книгу почета или на Доску почета; награждение ведомственными знаками отличия (медали и нагрудные знаки); досрочное присвоение очередного воинского звания (специального звания или классного чина); присвоение очередного воинского знания (специального звания или классного чина) на ступень выше соответствующего замещаемой должности; награждение именным оружием; присвоение почетного ведомственного звания. В качестве поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на военнослужащего, служащего правоохранительной службы дисциплинарного взыскания.

    За заслуги перед государством государственный служащий может быть представлен к награждению государственными наградами Российской Федерации. Государственные награды России высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством.

    Государственными наградами являются: звание Героя Российской Федерации; ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации. Лица, удостоенные государственных наград, пользуются установленными законодательством РФ льготами и преимуществами (например, герои Российской Федерации). На граждан России, удостоенных государственных наград СССР, распространяются правила, предусмотренные Положением о государственных наградах, законодательством Российской Федерации.

    В законодательстве не раскрывается содержание и сущность заслуг как оснований для применения поощрений к государственным служащим, а последующий анализ этих оснований показывает, что законодатель сформулировал их обтекаемо и абстрактно с использованием элементов оценочных категорий. Применение поощрений, таким образом, напрямую связано с руководителем и поставлено в зависимость от субъективного мнения должностных лиц, что дает простор для различного рода злоупотреблений. Поэтому крайне необходима правовая регламентация определений таких понятий, как «заслуги государственного служащего», «безупречная и эффективная гражданская служба», «поощрение государственного служащего» и т.п.

    В ходе работы над исследованием мы выяснили, что необходима детальная конкретизация в поощрительных нормах права иных моделей заслуженного поведения государственных служащих.

    Стало ясно, что выполнение государственным гражданским служащим заданий особой важности и сложности (подпункт 4 пункта 5 статьи 50 Закона N 79-ФЗ) также не может быть представлено как заслуга и премироваться в случае, если данные задания являются частью обязанностей гражданского служащего. Поэтому основанием премирования может служить лишь успешное, отличное выполнение заданий особой важности и сложности как выражение поощрения наилучшего результата.

    Следует отметить также, что, поскольку награды выступают одной из форм правового поощрения, а государственные награды Российской Федерации - высшей формой поощрения, то в наименовании статьи 55 Закона N 79-ФЗ слово «награждения» неуместно и подлежит исключению.

    Кроме того, выполнение государственным гражданским служащим заданий особой важности и сложности также не может считаться заслугой и премироваться, если эти задания входят в перечень обязанностей гражданского служащего. По этой причине основанием премирования может служить не простое, а лишь успешное, отличное выполнение заданий особой важности и сложности как выражение поощрения наилучшего результата.

    Хотелось бы отметить, что поскольку награды выступают одной из форм правового поощрения, а государственные награды Российской Федерации - высшей формой поощрения, то в наименовании статьи 55 Закона N 79-ФЗ слово «награждения» неуместно и его необходимо исключить.

    Стало ясно, что нынешнее отечественное законодательство не имеет единого документа, который устанавливал бы базовые понятия, принципы, основания, виды и порядок применения поощрения к государственным служащим при всей его необходимости и неоспоримой значимости.

    Действенным средством повышения эффективности служебной деятельности должна стать система поощрений на государственной службе, обладающих огромным стимулирующим потенциалом. Детальное, поэлементное формулирование заслуженного поведения в российском законодательстве поможет оптимизировать поощрительную правовую политику Российского государства в сфере государственной службы, а также оградит служащих от субъективизма в поощрительной деятельности.


    Список использованной литературы

    Нормативно-правовые источники


    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
    2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
    3. Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
    4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
    5. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы Российской Федерации»
    6. Закон «О государственной гражданской службе Приморского края», принятый Законодательным Собранием Приморского края 30 мая 2012 года.
    7. Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 04.12.2013) "О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы"
    8. Указ Президента РФ от 25 июля 2006г. N765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу»
    9. Указ Президента РФ от 30.03.2009 N 342 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу» С изменениями и дополнениями от: 30 марта 2009 г., 7 сентября 2010 г., 14 января, 31 декабря 2011 г., 29 марта 2013 г.
    10. Указ Президента РФ от 30.06.1996 N 1005 «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
    11. Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»
    12. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 33, ст. 3196; 2007, N 13, ст. 1531)
    13. Указ Президента РФ от 05.06.2003 N 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» // Российская газета. 2003. 11 июня; Положение о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237) // СЗ РФ. 1999. N 38. Ст. 4534.)
    14. Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)» (утв. Указом Президента РФ от 10.03.2009 N 261; далее по тексту - Федеральная программа) // Российская газета. 2009. 13 марта.
    15. О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»: Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 // Собрание законодательства РФ. 16.03.2009. N 11. ст. 1277.
    16. Приказ ФМС России от 05.05.2007 N 101 "О Почетной грамоте Федеральной миграционной службы и Благодарности директора Федеральной миграционной службы" // Российская газета. 2007. 2 июня
    17. Приказ Росрегистрации от 28.04.2007 N 72 "О ведомственных наградах Федеральной регистрационной службы"
    18. Приказ ГФС России от 16.04.2010 N 130 "О ведомственных наградах Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации"
    19. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 20. 17 мая; Приказ Роскартографии от 10.02.2009 N 5-пр "О ведомственных наградах Федерального агентства геодезии и картографии" // Там же. 2009. N 15. 13 апр.
    20. Решение Совета по вопросам государственной и муниципальной службы при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе по вопросу «Формирование резерва управленческих кадров в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа» от 12.12.08

    Авторефераты диссертаций

    1. Арутюнова С.Э. Основы административно-правового регулирования стимулирования и поощрения государственных служащих в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 10 - 11.
    2. Киселёва О.М. Поощрение как метод правового регулирования: Дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 2000.

    Монографии


    1. Гущина Н.А. Поощрительные нормы российского права: теория и законодательная практика. - СПб.: Питер, 2003. 122 с.
    2. Зорин О.Л. Правовая категория «поощрение военнослужащих»: функциональный анализ и классификация // Право. 2012. 4. - № 45
    3. Козбаненко В.А Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание. - М.: Профи, 2003. 786 с.
    4. Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. - СПб.: Питер, 2004. 134 с.
    5. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. - М.: Центр, 2009. 325 с.
    6. Осинцев Д.В. Методы административного воздействия. - СПб.: Питер, 2005. 546 с.
    7. Тюрин А.И. Правовые основы стимулирования исполнения обязанностей военной службы военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2005.

    Учебная литература

    1. Батычко В.Т. Административное право. Конспект лекций. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г. 544 с.
    2. Бахрах Д.Н. Административное право России. - М.: Мир, 2011. 454 с.
    3. Корнийчук Г.А. Особенности регулирования труда государственных служащих РФ. - Система ГАРАНТ, 2007 г.

    Статьи и публикации

    1. Бахрах Д.Н. О проблемах поощрения и поощрительных норм в праве // Право и политика. - 2004. - 8. - С. 149
    2. Гукова Ж.А. Эффективность механизма поощрения государственных гражданских служащих // Государство и право. 2011. 5. с. 34 38.
    3. Гришковец А.А. Поощрение государственных служащих: правовые основы и практика применения // Право и политика. - 2002. - № 1. - С. 30.
    4. Дуэль В.М., Малько А.В. Наградная политика в современной России: проблемы формирования // Правовая политика: от концепции к реальности. - М.: Право, 2004. 322 с.
    5. Касаева В. Государственная служба в условиях формирования гражданского общества в России // Правовые основы формирования гражданского общества в современной России: Сб. науч. тр. по материалам всерос. науч.-практ. круглого стола / Под общ. ред. А.В. Малько и К.А. Струся. - Пятигорск-Саратов-Москва, 2010. 544 с.
    6. Малько А.В., Типикина Е.В. Поощрительная правовая политика в сфере государственной службы: пролемы оптимизации // Государство и право. 2012. 6. с. 64 68.
    7. Страховский И.М. Избранное. М.: Наука, 1998. 455 с.
    8. Туганов Ю.Н. Правовые средства укрепления воинской дисциплины в Вооружённых Силах Российской Федерации: проблемы и пути совершенствования // Российский военно-правовой сборник. «175 лет военно-юридическому образованию в России». М., 2008.
    9. Шопенгауэр А. Избранные труды. М.: Центр, 2011. 435 с. с. 112.

    Словари

    1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М., 1995. С. 165, 870.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Поощрение (госслужба и госслужащий) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.