Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Правительство в сфере национальной безопасности

  • Вид работы:
    Другое по теме: Правительство в сфере национальной безопасности
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    15.10.2016 15:24:18
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ3

    ГЛАВА 1 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ5

    1.1. Правовой статус Правительства как органа осуществляющего меры по обеспечению обороны страны5

    1.2. Основные функции Правительства в области обеспечения национальной безопасности10

    ГЛАВА 2 КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ12

    2.1. Полномочия в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности12

    2.2. Полномочия в сфере управления деятельностью федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности20

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ26

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ28




    ВВЕДЕНИЕ


    Наряду с Президентом РФ Правительство РФ относится к органам, основные функции которых связаны с управлением в области обеспечения национальной безопасности

    На сегодняшний день представляется бесспорной необходимость оперативного государственного реагирования на угрозы безопасности государства, и значимым субъектом обеспечения безопасности выступает Правительство РФ.

    В соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. Статьей 20 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" определены полномочия Правительства РФ по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации.

    Среди основных направлений деятельности Правительства РФ в области обеспечения безопасности следует выделить правотворчество, исполнение, распоряжение и контроль. Данные направления деятельности раскрываются в соответствующих правовых актах.

    Объектом настоящего исследования являются правоотношения, возникающие в результате реализации полномочий Правительства РФ в сфере национальной безопасности

    Предметом настоящего исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие правоотношения, возникающие в результате реализации полномочий Правительства РФ в сфере национальной безопасности.

    Целью настоящего исследования является полномочия Правительства РФ в сфере национальной безопасности.

    Для достижения заявленной цели необходимо решить следующие задачи:

    -определить правовой статус Правительства как органа осуществляющего меры по обеспечению обороны страны;

    -выделить основные функции Правительства в области обеспечения национальной безопасности;

    -изучить полномочия в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;

    -выявить особенности полномочий в сфере управления деятельностью федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности

    Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами и представлена введением, двумя главами, состоящих из четырех параграфов, заключения и списка использованных истчоников.



    ГЛАВА 1 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    1.1. Правовой статус Правительства как органа осуществляющего меры по обеспечению обороны страны


    Основная функция правительства состоит в определении и реализации политики государства; в непосредственном подчинении правительства находятся военные и невоенные ресурсы обеспечения обороны. Однако основной субъект ответственности за обеспечение обороны по конституциям большинства государств - это глава правительства. Под его руководством осуществляется реализация оборонной политики компетентных министерств и ведомств, к числу которых относятся министерство обороны или иные органы, осуществляющие сходные функции;

    Министр обороны обеспечивает реализацию оборонной политики: организация и подготовка вооруженных сил, единых сил обеспечения безопасности, подбор и управление персоналом, продажа вооружений, совершенствование инфраструктуры. Участвуют в обеспечении указанных мер также начальник штаба обороны, орган, ответственный за вооружение, генеральный секретарь по вопросам управления, начальники штабов армии, военно-морской флот, военно-воздушные силы, министр внутренних дел или иные подобные органы, которые осуществляют организацию, управление, укомплектование вооруженных сил или иных войск, мобилизацию всех сил и совершенствование военной инфраструктуры, гражданскую оборону. Министерство экономики или иные подобные органы обеспечивают финансирование следующих мероприятий: производство, сборка, использование различных видов ресурсов, экипировка.

    В Российской Федерации правовой статус Правительства Российской Федерации закреплен в п. "д" ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации, Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". В соответствии со ст. 20 указанного Федерального конституционного закона функции данного высшего органа исполнительной власти состоят в обеспечении реализации военной доктрины Российской Федерации, оборонной политики. Полномочия Правительства Российской Федерации в данной сфере могут быть классифицированы на предварительные, текущие, последующие. Участие Правительства Российской Федерации в указанной сфере конкретизируют следующие законы: Федеральные законы от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке", от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности"; Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении".

    К предварительным полномочиям относятся:

    - принятие мер по охране Государственной границы Российской Федерации, в том числе в рамках определения организационных, финансово-экономических и других основ установления, открытия, функционирования и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации; регулирование деятельности пограничных представителей Российской Федерации; регламентирование порядка применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы Российской Федерации;

    - обеспечение выполнения документов планового характера, в которых отражены основные направления оборонной политики: осуществление организации разработки и выполнения государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; осуществление общего планирования гражданской и территориальной обороны; организация разработки планов размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

    - разработка нормативной основы для привлечения граждан для службы в вооруженных силах: утверждение положений о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, проведении военных сборов, военно-врачебной экспертизе, а также перечня военно-учетных специальностей.

    В текущие полномочия Правительства Российской Федерации могут быть включены:

    - полномочия по оснащению Вооруженных Сил Российской Федерации: экипировка вооружением и военной техникой, обеспечение необходимыми ресурсами, материальными, финансовыми услугами всех вооруженных сил и воинских формирований Российской Федерации; принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций оборонного промышленного комплекса, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций и определение порядка их реорганизации и ликвидации;

    - кадровые полномочия: обеспечение выполнения программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечение социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, обеспечивающих оборону и государственную безопасность Российской Федерации; руководство гражданской обороной; принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения (военных кафедр) при образовательных учреждениях высшего профессионально образования;

    - полномочия по обеспечению готовности субъектов военного и невоенного характера к отражению внешней угрозы: руководство мобилизационной подготовкой федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны; установление мобилизационных заданий федеральным органам исполнительной власти.

    Носят последующий характер полномочия по оказанию помощи иностранному государству после завершения вооруженного конфликта на его территории; в том числе в иностранное государство на добровольной основе могут быть направлены невоенные силы национальной безопасности - гражданский персонал для участия в деятельности по восстановлению мира.

    Исходя из анализа полномочий Правительства Российской Федерации в данной сфере можно сделать вывод о том, что соотношение компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации полностью соответствует обычному характеру взаимоотношений данных органов в президентских республиках и республиках со смешанным типом правления: указанные направления деятельности находятся также в непосредственном ведении и Президента Российской Федерации, поэтому Правительство Российской Федерации здесь не обладает достаточно самостоятельными полномочиями, по сути, выполняя положения Военной доктрины, утвержденной Президентом Российской Федерации, что подтверждается также и тем, что Президент Российской Федерации осуществляет непосредственное руководство деятельностью ведомств, в компетенцию которых входит обеспечение той или иной составляющей обороны страны и безопасности государства, - Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Службы внешней разведки, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации.

    Подобный характер взаимоотношений Президента и Правительства подчеркивается также положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими компетенцию Президента Российской Федерации в данной сфере: Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации); формирует и возглавляет Совет Безопасности; утверждает военную доктрину Российской Федерации; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 83 Конституции Российской Федерации); является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации; в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение (ст. 87 Конституции Российской Федерации); при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит чрезвычайное положение (ст. 88 Конституции Российской Федерации).


    1.2. Основные функции Правительства в области обеспечения национальной безопасности


    Правительство РФ в соответствии с ч. 1 ст. 110 Конституции РФ осуществляет исполнительную власть России. В части 2 указанной статьи определено, что Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Статья 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", определяя Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти РФ, указывает следующее: Правительство РФ является органом государственной власти России (ч. 1); Правительство РФ осуществляет исполнительную власть России (ч. 2); Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в России (ч. 3).

    Перечень полномочий Правительства РФ в области обороны сформулирован в ст. 6 ФЗ « Об обороне» открытым - в подп. 27 данной статьи предусмотрено, что Правительство РФ осуществляет и иные, нежели прямо перечисленные в данной статье, полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией РФ, законодательством РФ и указами Президента РФ. В статье 20 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" в рамках определения полномочий Правительства РФ по обеспечению обороны и государственной безопасности России указано, что Правительство РФ:

    -осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности России;

    -организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований России;

    -обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

    -обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности России;

    -принимает меры по охране Государственной границы РФ;

    -руководит гражданской обороной.





    ГЛАВА 2 КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


    2.1. Полномочия в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности


    Среди основных направлений деятельности Правительства РФ в области обеспечения безопасности следует выделить правотворчество, исполнение, распоряжение и контроль. Данные направления деятельности раскрываются в соответствующих правовых актах. Так, Законом N 2-ФКЗ закреплены общие полномочия Правительства РФ, имеющие непосредственное отношение к области обеспечения безопасности государства и общества: формирование и реализация внутренней и внешней политики, регулирование в социально-экономической сфере, обеспечение единства системы исполнительной власти, направление и контролирование деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществление права законодательной инициативы.

    Статья 10 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" устанавливает полномочия Правительства РФ в области обеспечения безопасности: Правительство РФ участвует в определении основных направлений государственной политики, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности, и др.

    Изложенные полномочия называют специальными полномочиями Правительства РФ в рассматриваемой сфере. Подобным образом определены экономико-правовые полномочия Правительства РФ в области обеспечения безопасности в части регулирования финансовых процессов, управления федеральной собственностью, а также формирования мобилизационного плана экономики России, направленного на обеспечение функционирования оборонного комплекса. В эколого-правовой сфере полномочия Правительства РФ касаются обеспечения проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, принятия необходимых мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, координации действий по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий и др. В области обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью полномочия Правительства РФ состоят в участии, разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, осуществлении мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями, разработке и реализации мер по укреплению кадров, развитии и укреплении материально-технической базы правоохранительных органов, осуществлении мероприятий по обеспечению деятельности органов судебной власти

    Таким образом, полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения безопасности следует рассматривать шире, нежели представлено в положениях Закона N 390-ФЗ. Деятельность Правительства РФ по всем направлениям прямо или косвенно направлена на обеспечение различных видов безопасности. Так, например, в частноправовых отношениях согласно ст. 1360 "Использование изобретения, полезной модели или промышленного образца в интересах национальной безопасности" Гражданского кодекса РФ Правительство РФ имеет право в интересах обороны и безопасности разрешить использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок с выплатой соразмерной компенсации.

    Что касается финансовой безопасности, Правительство РФ участвует в бюджетном процессе, в частности в разработке проекта федерального бюджета. Финансирование из федерального бюджета в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности осуществляется путем направления ассигнований для органов прокуратуры, органов внутренних дел, внутренних войск, органов юстиции, системы исполнения наказаний, органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, миграционной политики, прикладных научных исследований в области национальной безопасности и др.

    Кроме того, согласно ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в области безопасности гидротехнических сооружений, устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора в этой области, организует и обеспечивает безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности, устанавливает перечень классов гидротехнических сооружений и критерии их классификации, определяет федеральные органы исполнительной власти, устанавливающие требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнического сооружения и др. Реализация данных полномочий является особенно значимой с точки зрения роли Правительства РФ в механизме обеспечения безопасности личности и общественной безопасности. Так, многие изменения в законодательство были внесены в связи с аварией на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. По выяснению причин и последствий данного резонансного события, повлекшего гибель людей и тяжелые материальные, социально-экономические последствия, Федеральным Собранием проводилось парламентское расследование. До его проведения был утвержден состав Правительственной комиссии, которая стала координационным органом по обеспечению расследования причин аварии, ликвидации ее последствий, работы по обеспечению устойчивого энергоснабжения. Комиссия была вправе запрашивать у федеральных органов, организаций материалы и информацию, заслушивать представителей данных субъектов, привлекать представителей научных, общественных, иных организаций, создавать рабочие группы и т.д.

    Итоговый доклад парламентской комиссии по расследованию причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС был направлен Президенту РФ, в Правительство РФ, Генеральному прокурору РФ. При этом достижению целей, изложенных в докладе, могло бы способствовать его направление в проектные и исследовательские институты в гидроэнергетическом секторе, роль которых в докладе отражена, а также в государственные органы, заинтересованные организации.

    Достоинством итогового доклада парламентского расследования аварии на Саяно-Шушенской ГЭС является указание на необходимость совершенствования нормативной базы, в частности внесения изменений в Федеральные законы "О лицензировании отдельных видов деятельности", "Об электроэнергетике", КоАП РФ, а также принятия специальных технических регламентов, регулирующих вопросы безопасности в электроэнергетике. Указано на необходимость продлить срок прекращения действия нормативно-технических документов на два года. Тем не менее нельзя сказать о полной реализации изложенных мер.

    Итоговый доклад парламентской комиссии по расследованию аварии на Саяно-Шушенской ГЭС уделил должное внимание реализации мер социальной помощи. Проанализировано распределение контрольно-надзорных полномочий между Министерством промышленности и энергетики РФ, Федеральным агентством по энергетике РФ и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, сделан вывод о необходимости создания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю за надежной работой энергосистемы и составляющих ее энергообъектов, включая контроль за организацией процесса эксплуатации.

    В итоговом докладе представлено исследование проектов строительства и проблем эксплуатации агрегатов, тем не менее отсутствует указание на причины возникновения технических недостатков, недостаточное внимание уделено нарушению правовых норм, допущенных в процессе эксплуатации объектов, и принятых эксплуатационных актов и договоров. Причинно-следственная связь между нарушениями в эксплуатации гидротехнических сооружений и возникновением недостатков, приведших к аварии, не исследована. В целях реализации мер по совершенствованию законодательства необходимо указание на характер данных изменений, а также сроки разработки проектов нормативных актов. Следует указать на необходимость принятия либо внесения изменений не только в федеральные конституционные и федеральные законы, но и в акты органов исполнительной власти, в т.ч. Правительства РФ, а также локальные акты. Считаем допустимым изложение рекомендаций по совершенствованию программ социально-экономического развития, должностных регламентов и инструкций, административных регламентов, коллективных договоров, в частности с точки зрения конкретизации прав, обязанностей и ответственности руководителей.

    Помимо возможности обращения к Следственному комитету РФ в целях установления виновных лиц, необходимо обеспечить возможность обращения к государственным органам исполнительной власти и заинтересованным организациям для определения и реализации иных мер для предотвращения или ликвидации последствий подобных ситуаций. Целесообразно направление рекомендаций о проведении плановых и внеплановых проверок, служебных проверок, например в федеральных министерствах, соответствующих федеральных службах и агентствах.

    В целях комплексного подхода к решению проблем общества и государства целесообразно изложение в актах правительственных комиссий, итоговых докладах парламентских комиссий не только организационных, но и экономических, социальных, политических мер

    В качестве примеров участия Правительства РФ в обеспечении общественной и экономической безопасности отметим его роль во взаимодействии с иными органами исполнительной власти в сфере электроснабжения. Правительственная комиссия по обеспечению безопасности электроснабжения является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, штабов по обеспечению безопасности электроснабжения, создаваемых в субъектах РФ в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике", организаций топливно-энергетического комплекса, транспорта и других заинтересованных организаций в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности электроснабжения. В связи с высокой социальной значимостью газоснабжения Правительством РФ были приняты Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению.

    Законодательством предусмотрены также полномочия Правительства РФ в иных сферах, реализация которых прямо или косвенно связана с обеспечением безопасности. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности, которое является важным аспектом общественной безопасности, осуществляется Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положениями об указанных органах.

    Государственная политика в сфере дорожного хозяйства определена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., которой установлено, что для достижения цели создания условий повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения необходимо обеспечить, в частности, комплексную безопасность и устойчивость функционирования транспортной системы, в т.ч. путем повышения транспортной безопасности и безопасности дорожного движения. Данные приоритеты детализированы в Транспортной стратегии России, стратегиях социально-экономического развития федеральных округов. Нахождение оптимального баланса между социальной и экономической результативностью в деятельности железнодорожного транспорта является сложнейшей управленческой задачей, для решения которой необходимы согласованные действия Правительства РФ, федеральных, региональных и местных органов власти, а также менеджмента хозяйствующих субъектов

    В целях обеспечения общественной безопасности на федеральном уровне созданы Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы

    Транспортная безопасность является видом общественной и государственной безопасности. Обеспечение безопасности дорожного движения было определено советским правительством как одна из важнейших составляющих деятельности по обеспечению правопорядка. Согласно действующему законодательству компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ.

    Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством РФ. В целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством РФ.

    Таким образом, Правительство РФ выступает одним из ключевых субъектов обеспечения различных видов безопасности Российской Федерации - безопасности личности, общества и государства. При этом полномочия Правительства РФ в различных сферах по обеспечению безопасности должны быть усилены. Наиболее ярко такая необходимость прослеживается при анализе функций рассматриваемого субъекта в обеспечении общественной безопасности, в частности в области безопасности гидротехнических сооружений.


    2.2. Полномочия в сфере управления деятельностью федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности


    Среди основных направлений деятельности Правительства РФ, изложенных законодателем в ст. 6 ФЗ «О безопасности», следует выделить:

    1) правотворчество (участие в определении основных направлений государственной политики, а также издание в рамках своей компетенции подзаконных актов в области обеспечения безопасности);

    2) исполнение, распоряжение и контроль (формирование федеральных целевых программ в области обеспечения безопасности и обеспечение их реализации, установление компетенции федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которыми осуществляет Правительство РФ).

    Указанные направления деятельности раскрываются посредством их детализации в соответствующих законодательных актах. Так, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ закрепляются общие полномочия Правительства РФ, имеющие непосредственное отношение к области обеспечения безопасности государства и общества:

    1) формирование и реализация внутренней и внешней политики Российской Федерации;

    2) регулирование в социально-экономической сфере;

    3) обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации;

    4) направление и контролирование деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;

    5) осуществление права законодательной инициативы.

    Положения ст. 6 ФЗ «Об обороне» подразумевают или прямо предусматривают издание Президентом РФ нормативных и ненормативных правовых актов, в связи с чем необходимо отметить следующее. Как предусмотрено в ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. В соответствии с ч. 3 данной статьи постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Статьей 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" предусмотрено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

    В соответствии со ст. 20, 20.1 и 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2008 г. N 152 "Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования" в целях повышения эффективности использования потенциала федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в интересах обеспечения обороны и безопасности страны утверждены: Положение об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования; Положение о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

    В соответствии со ст. 17, 20 и 20.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" распоряжением Правительства РФ от 6 марта 2008 г. N 275-р "Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования" в целях повышения эффективности использования потенциала федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в интересах обеспечения обороны и безопасности страны созданы учебные военные центры при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также утвержден Перечень факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

    Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 утверждено Положение о воинском учете, в п. 1 которого указано следующее: данное Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами РФ по вопросам обороны и безопасности, определяет порядок организации воинского учета граждан РФ, обязанных состоять на воинском учете; воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии; организация воинского учета в органах государственной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления поселений (городских округов) и организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.

    Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации. Данное Положение, как указано в его п. 1, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами РФ по вопросам обороны, воинской обязанности и военной службы, определяет порядок призыва на военную службу граждан РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе.

    Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе. Как указано в п. 1 названного Положения, подготовка граждан РФ к военной службе организуется в соответствии с комментируемым Законом, Федеральными законами "О воинской обязанности и военной службе" и "Об образовании в Российской Федерации", данным Положением и иными нормативными правовыми актами; подготовка граждан к военной службе предусматривает обязательную и добровольную подготовку; финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета.

    Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 г. N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" утверждено Положение о проведении военных сборов. Названное Положение согласно его п. 1 разработано на основе Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и других законодательных актов РФ в области обороны и определяет: а) виды военных сборов, порядок определения их начала и окончания; б) функции Минобороны России, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, их территориальных органов, осуществляющих воинский учет, по проведению военных сборов; в) порядок призыва граждан РФ, пребывающих в запасе, на военные сборы; г) порядок организации проведения военных сборов; д) порядок и размеры материального обеспечения граждан, проходящих военные сборы; е) права и обязанности должностных лиц организаций и граждан, связанные с проведением военных сборов.

    В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 946 "О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время" утверждены: нормы продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц в мирное время; Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на территориях которых в мирное время выдается продовольственный паек.

    Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2007 г. N 783 "О порядке исключения из состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружения, военной, специальной техники и других материальных средств, не выслуживших установленные сроки службы, хранения и не имеющих перспектив применения для обеспечения обороны и безопасности государства" в целях повышения эффективности дальнейшего использования вооружения, военной, специальной техники и других материальных средств, не имеющих перспектив применения для обеспечения обороны и безопасности государства, закрепленных на праве оперативного управления за Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, утверждено Положение об исключении из состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружения, военной, специальной техники и других материальных средств, не выслуживших установленные сроки службы, хранения и не имеющих перспектив применения для обеспечения обороны и безопасности государства.




    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Подводя итог нашему исследованию можно сделать вывод, что Правительство РФ выступает одним из ключевых субъектов обеспечения различных видов безопасности Российской Федерации - безопасности личности, общества и государства. При этом полномочия Правительства РФ в различных сферах по обеспечению безопасности должны быть усилены. Наиболее ярко такая необходимость прослеживается при анализе функций рассматриваемого субъекта в обеспечении общественной безопасности, в частности в области безопасности гидротехнических сооружений.

    Среди основных направлений деятельности Правительства РФ, изложенных законодателем в ст. 6 ФЗ «О безопасности», следует выделить:

    1) правотворчество (участие в определении основных направлений государственной политики, а также издание в рамках своей компетенции подзаконных актов в области обеспечения безопасности);

    2) исполнение, распоряжение и контроль (формирование федеральных целевых программ в области обеспечения безопасности и обеспечение их реализации, установление компетенции федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которыми осуществляет Правительство РФ).

    Указанные направления деятельности раскрываются посредством их детализации в соответствующих законодательных актах.

    Правительство РФ выступает одним из ключевых субъектов обеспечения различных видов безопасности Российской Федерации - безопасности личности, общества и государства. При этом полномочия Правительства РФ в различных сферах по обеспечению безопасности должны быть усилены. Наиболее ярко такая необходимость прослеживается при анализе функций рассматриваемого субъекта в обеспечении общественной безопасности, в частности в области безопасности гидротехнических сооружений.

    В статье 20 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" в рамках определения полномочий Правительства РФ по обеспечению обороны и государственной безопасности России указано, что Правительство РФ:

    -осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности России;

    -организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований России;

    -обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

    -обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности России;

    -принимает меры по охране Государственной границы РФ;

    -руководит гражданской обороной.






    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
    2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017)// "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
    3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712
    4. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении"//"Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2277.
    5. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О военном положении"//"Собрание законодательства РФ", 04.02.2002, N 5, ст. 375.
    6. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О воинской обязанности и военной службе"//"Собрание законодательства РФ", 30.03.1998, N 13, ст. 1475
    7. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обороне"//"Собрание законодательства РФ", 03.06.1996, N 23, ст. 2750
    8. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О статусе военнослужащих"//"Собрание законодательства РФ", N 22, 01.06.1998, ст. 2331.
    9. Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 22.02.2017) "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, N 9, ст. 1014
    10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О государственном оборонном заказе"//"Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7600.
    11. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О Федеральной службе безопасности"//"Собрание законодательства РФ", 10.04.1995, N 15, ст. 1269
    12. Федеральный закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О внешней разведке"//"Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 143
    13. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О противодействии терроризму"//"Собрание законодательства РФ", 13.03.2006, N 11, ст. 1146.
    14. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О безопасности"//"Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 2
    15. Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О безопасности гидротехнических сооружений"//"Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3589
    16. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности"//"Собрание законодательства РФ", 09.05.2011, N 19, ст. 2716
    17. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об электроэнергетике"//"Собрание законодательства РФ", 31.03.2003, N 13, ст. 1177
    18. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об электроэнергетике"//"Собрание законодательства РФ", 31.03.2003, N 13, ст. 1177
    19. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О радиационной безопасности населения"//"Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 141
    20. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О транспортной безопасности"//"Собрание законодательства РФ", 12.02.2007, N 7, ст. 837
    21. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 03.07.2016) "О Государственной границе Российской Федерации"//"Российская газета", N 84, 04.05.1993.
    22. Постановление Правительства РФ от 31.12.1999 N 1441 (ред. от 29.12.2016) "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе"//"Собрание законодательства РФ", 10.01.2000, N 2, ст. 225
    23. Постановление Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 (ред. от 28.10.2013) "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности"//"Собрание законодательства РФ", 05.06.2006, N 23, ст. 2525
    24. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")//"Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
    25. Белокрылова Е.А., Бевзюк Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" (постатейный)// справочно-правовая система КонсультантПлюс, 2017.
    26. Войтенков Е.А. Уголовная и административная ответственность за преступления и правонарушения в сфере безопасности дорожного движения в советском законодательстве: историко-правовой анализ и особенности правоприменительной практики // Российский следователь. 2013. N 16. С. 23 - 27.
    27. Итоговый доклад парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17.08.2009 [Электронный ресурс].// URL: #"justify">Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. 3-е изд., пересмотр. М., 2013. С. 871 - 873.
    28. Кудашкин А.В. Защита национальных интересов России силами и средствами вооруженной борьбы: теория и практика правового обеспечения // Электронное научное издание "Военное право". 2009. Вып. 1. С. 1 - 10.
    29. Правительство Российской Федерации / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2005. С. 367 - 375.
    30. Ткачев В.В. Международно-правовые обязательства Российской Федерации в области применения средств вооруженной борьбы // Электронное научное издание "Военное право". 2011. Вып. 1. С. 140 - 155.
    31. Федотова Ю.Г. Институт парламентского расследования в Российской Федерации: Монография. М.: Новый индекс, 2014. С. 133 - 140.
    32. Щукин А.В. Российское военное законодательство на современном этапе (итоги работы научно-практической конференции) // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 9.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Правительство в сфере национальной безопасности ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.