Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Правовые семьи (иудейская)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Правовые семьи (иудейская)
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    09.01.2018 2:36:28
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Иудейская правовая семья







    Содержание


    Введение …………………………………………………………………………3

    1.Сущность правовой системы…………………………………..…………..4

    1.1Понятие правовой системы…………………………………….……….…..4

    1.2.Отличительные особенности основных правовых семей….……………8

    2.Религиозные правовые системы…….……………………….…………..11

    2.1.Мусульманская правовая семья…..……………….……………………..12

    2.2.Каноническая правовая семья ……………………………………………15

    2.3.Иудейская правовая семья…………………………………………………19

    2.3.1 Происхождение, основные этапы развития иудейского права………………………………………………………………..19

    2.3.2 Характер, черты, принципы иудейского права………… 23

    3. Виды источников иудейского права……………………………….…... 29

    4. Взаимосвязь и взаимодействие иудейского религиозного права и его источников с современным израильским правом и его источниками. ...33

    Заключение ………………………………………………………..…….…......38

    Список используемых источников ……………………..……..……………39

    Приложение…………..…………………………………………………………42



    Введение

    Актуальность темы исследования определяется тем, что в современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения.

    Правовая семья - одно из понятий сравнительного правоведения. Она представляет собой совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

    Наиболее известной является классификация французского ученого Р. Давида, в соответствии с которой выделяются правовые семьи: романо-германская, англосаксонская, религиозная (мусульманская, иудейская и др.), социалистическая, некоторые другие.

    Целью настоящей работы изучение религиозных правовых систем.

    Перед автором настоящей работы поставлены следующие задачи:

    рассмотреть понятие правовой системы;

    изучить отличительные особенности основных правовых семей;

    охарактеризовать мусульманскую правовую семью

    раскрыть каноническую правовую семью

    проанализировать иудейскую правовую семью

    Настоящая работа состоит из ведения, двух глав, разделенных на пункты, заключения, списка использованной литературы и информационных источников, а также приложений.



    1.Сущность правовой системы


    1.1.Понятие правовой системы


    Происходящие в Российской Федерации политические, судебные, культурные, социально-экономические преобразования требуют надлежащей правовой базы. Такой базой и служит правовая система.

    В современной юридической литературе существует несколько подходов к пониманию категории «правовая система».

    М.И. Байтин характеризует последнюю как совокупность юридических явлений, включая юридические средства, и считает, что, помимо юридических явлений, задействованных в механизме правового регулирования, она включает в себя юридические явления, охватываемые более широким понятием правового воздействия, - правосознание, правовую культуру, правовое воспитание. Он определяет правовую систему как совокупность внутренне организованных и взаимосвязанных социально однородных и устремленных в конечном счете к общим целям правовых явлений данного общества, каждое из которых выполняет специфическую роль в правовом регулировании или выходящем за его пределы правовом воздействии на общественные отношения.

    Правовая система, по мнению С.С. Алексеева, - это все позитивное право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой действительности - правовой идеологией и судебной практикой.

    По мнению Н.И. Матузова, правовая система - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкции, ответственность и т.д.).

    Существуют исследования, в которых понимание правовой системы связано с механическим применением концептуального аппарата системного анализа без раскрытия правовой специфики объекта.

    Детально определяет рассматриваемое понятие В.Н. Синюков, который под правовой системой общества понимает «конкретно-историческую совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства)».

    В.Н. Синюков назвал правовую систему «подлинно человеческой организацией». В том смысле, что она носит гуманитарный характер, призвана служить прежде всего человеку, личности.

    По его мнению, мы находимся на таком этапе, когда можно подойти к имеющимся фактам отечественной правовой жизни с несколько иных, нежели прежде, позиций: не с формально-юридических, социологических, психологических, а через призму национально-исторической, культурно-типологической природы отечественного правового мира в интересах познания конкретной целостности и системности.

    Приведенные выше понятия позволяют нам говорить о существовании двух основных подходов к пониманию правовой системы -широком и узком. В широком смысле она рассматривается как совокупность правовых явлений, составной частью которых выступает система права. Правовая система в узком смысле - это целостное единство норм национального права, разделенных на основе внутреннего согласования на части: правовые институты и отрасли права.

    Однако при всем разнообразии характеристик правовой системы все же «узкая» ее трактовка представляется менее убедительной. Правовая система - это сложное правовое явление, включающее в себя главные конструктивные элементы и производные, с помощью которых достигаются конечные цели правового регулирования.

    Поэтому мы считаем более правильным «широкий» подход, при котором в полной мере отражается вся правовая организация общества в единстве и взаимодействии всех составляющих ее компонентов.

    Думается, что Н.И. Матузов понимает правовую систему именно с точки зрения «широкого» подхода, когда рассматривает ее как сложное, собирательное, многоплановое понятие, отражающее всю совокупность юридических явлений общества.

    Все приведенные выше определения раскрывают так или иначе основные признаки правовой системы, которые составляют ее качественную характеристику.

    1. Правовая система представляет собой важнейший компонент любого гражданского общества. Это особая разновидность социальной (общественной) системы, возникновение, развитие и функционирование которой тесным образом связано с экономической и политической системами общества, его культурой и духовной средой в целом.

    2. Это сложноорганизованная система. В самом общем плане правовая система любого общества состоит из следующих основных компонентов:

    а) объективного права;

    б) юридической практики (правотворческой, правоприменительной, судебной и др.), осуществляемой в рамках правовых отношений;

    в) правосознания (совокупности юридических идей, взглядов, представлений), которое находит выражение в праве и правовой культуре общества.

    3. Правовой системе общества свойственны не только определенная дифференциация, то есть расчленение на отдельные компоненты, но и единство. Это комплекс внутренне согласованных, взаимосвязанных и взаимодействующих правовых явлений, процессов, которые представляют собой органическое целостное образование.

    4. Она является важнейшим элементом государственного суверенитета. С помощью права, юридической практики и идеологии государство делает свои веления обязательными, осуществляет свои внутренние и внешние функции.

    5. Она обладает определенной автономностью и «суверенностью». Так, правовая система независима по отношению к экономической и политической системам, духовной среде.

    6. Правовая система имеет такое свойство, как стабильность, которая в значительной степени обусловлена, с одной стороны, детерминирующими ее общественными отношениями, стабильностью экономики, политики, социальной и духовной сфер жизни общества, а с другой - высокой степенью организации и интеграции ее свойств и элементов. В основном стабильность зависит от совершенства законодательства, от уровня правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц и т.д.

    7. Динамизм правовой системы обусловлен внутренними и внешними ее противоречиями, а также интенсивностью и характером изменения указанных общественных отношений, степенью ее активности и функционирования.

    8. Целенаправленность правовой системы заключается в том, что ее формирование, развитие и функционирование подчинено соответствующим задачам и целям.

    9. Адаптивность правовой системы выражается в ее «приспособляемости» к изменяющимся условиям реальной жизни.

    10. Иерархичность - это свойство не только строения, морфологии правовой системы, но и ее «жизнедеятельности», функционирования.

    Выделяют и другие признаки правовой системы (самоорганизованность, органичность, открытая социальная система, коммуникативность, полиструктурность, вероятностный характер и т.д.), которые в целом и раскрывают понятие правовой системы, ее особенности, самостоятельное место и роль в любом гражданском обществе.

    Обозначенные черты рассматриваемой системы позволяют сделать вывод о том, что правовая система - это часть гражданского общества, состоящая из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих правовых явлений, образующих относительно стабильную организацию и призванных урегулировать сложившиеся общественные отношения.


    1.2. Отличительные особенности основных правовых семей


    К наиболее старым, «классическим» правовым семьям относятся семьи общего права и романо-германская (континентальная), принадлежащие к западной юридической традиции.

    Общее (англо-саксонское) право исторически сложилось в Англии. Общее право оправдывает свое название тем, что оно, во-первых, действовало на территории всей Англии (период его становления - X - XIII века) в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства, и, во-вторых, оно распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридические принципы. Совокупность этих решений, точнее, принципов, на которых они основывались (прецедентов), была обязательной для всех судов и, таким образом, составила систему общего права. Однако ошибочно полагать, что существует приоритет «судейских» норм перед статутными и конституционными нормами2.

    Специфика общего права состоит в: 1) отсутствии кодифицированных отраслей права и 2) наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Кроме общего права, в структуру английского права входят статутное право (законодательство) и «право справедливости».

    Норма общего права носит казуистический (индивидуальный) характер, ибо она есть «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, ибо они составляют одновременно механизм правообразования и механизм правореализации. Относительно слабое развитие законодательства давало возможность судам формировать в процессе своей деятельности не только нормы материального, но и процессуального права, уделять повышенное внимание не столько самому судебному решению, сколько порядку и процедуре его принятия3.

    В отличие от других правовых семей, судебный процесс в странах англосаксонской правовой семьи носит обвинительный характер. В соответствии с уголовно-процессуальными и гражданско-процессуальными нормами обязательства по сбору доказательств налагаются на участников процесса, а суд остается нейтральным, заслушивает и оценивает аргументы обеих сторон. Важным признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

    В настоящее время наряду с общим правом в странах англо-саксонской правовой семьи широкое развитие получило законодательство (статутное право), источником которого являются акты представительных органов, что свидетельствует о сложных процессах эволюции данной правовой семьи. Однако исходные принципы организации правовая система, например, Англии сохраняет с XIII века до сих пор. В связи с доминирующей ролью прецедентного права в англосаксонской семье законодательство входящих в нее стран до XIX века представляло собой гору неупорядоченных и плохо согласованных между собой правовых норм.

    Романо-германская правовая семья. Исторические корни этой правовой семьи относятся к римскому праву (I в. до н. э. - VI в. н. э.). В качестве основного источника она использует писаное право, т. е. юридические правила (нормы), сформулированные в законодательных актах государства. В отличие от стран англосаксонской правовой семьи, здесь норма права не создается судьями. Законодатель (орган государственной власти) в связи с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. На правоприменителей (это наименование весьма точно для данной правовой семьи отражает роль и функции юристов), и прежде всего суд, возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что, в конечном счете, обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всего государства.

    Судья романо-германской правовой семьи не обязан следовать ранее принятому решению другого суда за исключением судебной практики Верховного и (или) Конституционного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать имеющиеся в нормативно-правовых актах.

    Судья, работающий в стране, входящей в зону романо-германской правовой семьи, решая юридическое дело, главным образом осуществляет лишь процесс квалификации - строит цепь умозаключений по методу силлогизма, где роль большей посылки играет норма, а меньшей - обстоятельства конкретного случая. Это, конечно, вовсе не свидетельствует об отсутствии в правоприменении творческого, самостоятельного начала. Чтобы правильно применить отвлеченную от конкретной ситуации норму, юрист должен глубоко вникнуть в природу этой ситуации: обстоятельства деяния и личность деятеля, например, с тем, чтобы применение права было справедливым, гуманным, целесообразным, т.е. отражало внутреннюю природу права. В этом смысле и в континентальной правовой семье судебная (правоприменительная) практика не может не иметь некоторого нормативного значения, то есть выступать в роли фактора «давления» либо корректировки законодательства, которое, однако, официально признается приоритетным либо даже единственным источником права.

    Такое положение, когда семья общего права имеет черты, присущие семье континентального права (писаное право), а последняя использует некоторые механизмы англо-саксонской правовой семьи (судебная практика), свидетельствует о глубоких взаимосвязях мирового правового развития, известном единстве правового регулирования в рамках, в частности, европейской цивилизации.

    Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства. Различают так называемые традиционные правовые системы (построенные на обычном праве) и религиозные правовые системы (мусульманское, индусское право). К странам традиционного права относят Японию, государства Тропической Африки и некоторые другие. В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения.


    2.Религиозные правовые системы

    2.1.Мусульманская правовая семья


    Двумя главными источниками мусульманского права являются источники религии ислама: Коран и Сунна. Также выделяют некоторые второстепенные источники.

    Наиболее яркой чертой мусульманского права является его откровенно религиозное содержание. Оно влияет на природу и источники этой правовой семьи, на способы регулирования общественной жизни. Мусульманское право является совокупностью норм, порожденных религиозно-этническими постулатами и ценностями. К странам с мусульманской правовой системой относятся Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Египет, Сирия, Ливан, Турция, Пакистан, Судан и др.

    Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Основными источниками мусульманского права являются: Коран, сунна, иджма, кияс.

    Коран - священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине. Его текст содержит основные понятия, лежащие в основе цивилизованного общества. Прежде всего, это: сострадание, честность и доверие в коммерческих отношениях, неподкупность правосудия. Наряду с общими духовными положениями, проповедями там есть и установления вполне нормативно-юридического характера. По оценкам специалистов из 6219 стихов, содержащихся в тексте Корана, около 80 содержат законодательные положения.

    Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.

    Иджма - комментарии ислама, составленные его толкователями (крупными мусульманскими учеными). Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. В иджме дается окончательное толкование ислама. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

    Кийас - четвертый источник права - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками права. Таким суждениям придается законный, общественный характер.

    Все граждане мусульманских государств имеют одинаковые права в выборах правителя. Однако основным принципом выборов является принцип «достойных представителей», то есть выборы - это привилегия «особо одаренных». Только особая категория знатных вправе советовать правителям и решать, является ли их политика законной по отношению к нормам шариата. Законотворческая функция этой группы заключается в том, что они выносят решения о соответствии законов главы государства, постановлений правительства и иных нормативных актов принципам шариата. Их деятельность схожа с деятельностью Государственного Совета во Франции, Верховного суда в США или Конституционного Суда РФ, в функции которых входит конституционный надзор.

    Влияние западного права (европейского и американского) на национальные системы права мусульманских стран особенно усилилось в условиях современного международного сотрудничества различных государств и развития интеграционных процессов в области экономики, экологии, борьбы против международной преступности, защиты мирового правопорядка и т.д.

    Однако эта общая позитивная тенденция к модернизации национальных систем права в духе западного права в целом ряде случаев прерывается попятными движениями, усилением в тех или иных мусульманских странах фактора исламского фундаментализма, роли традиционного шариата, реанимацией шариатского суда, шариатских форм правления и т.д. Так, согласно Конституции Исламской Республики Иран 1979 г., все законодательство должно соответствовать требованиям традиционного шариата. А закон 1981 г., регламентирующий вопросы уголовного права, воспроизводит архаичные требования шариата. Существенную роль исламский фундаментализм (и вместе с ним традиционный шариат) играет и во многих других странах (Афганистан, Пакистан, Судан и др.).

    По масштабу применения норм мусульманского права и степени их влияния на действующие законодательства можно предложить следующую классификацию современных правовых систем стран Востока.

    Первую группу составляют правовые системы (Саудовская Аравия, Иран), где мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Прежде всего его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся здесь форму правления (например, обязательное соответствие шариату всех принимаемых законов).

    Вторую группу составляют правовые системы (Ливия, Пакистан, Судан), где действие мусульманского права не столь всеобъемлюще, но все же весьма существенно. Здесь мусульманское право продолжает регулировать отношения «личного статуса».

    К третьей группе можно отнести правовые системы таких стран, как Египет, Сирия, Ливан, Ирак, Сомали, Мавритания, Афганистан. Их конституционное право закрепляет особые положения ислама и мусульманского права. Так, конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право - источник законодательства.

    В четвертую группу входят Тунис и Народно-Демократическая Республика Йемен. Их брачно-семейные законодательства отказываются от ряда основополагающих институтов мусульманского права. Например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а Семейный кодекс НДРЙ в 1974 году, по существу, наделил женщину равными правами с мужчинами в семейных отношениях.

    Из всех современных мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с политикой, государством и правом. Связующим звеном между ними выступает мусульманское право.

    Таким образом, мусульманское право это одна из главных правовых систем мира, основным отличием которой от других систем является религиозная природа. Наиболее отчетливо данное обстоятельство проявляется в системе источников мусульманского права. В классической суннитской традиции мусульманского права сформировалось учение о четырех основных источниках, к которым относятся: Коран (Священное писание ислама), Сунна (свод преданий о жизни и деятельности Мухаммеда), иджма (единодушное мнение авторитетных лиц - муджтахидов) и кийас (аналогия).


    2.2. Каноническая правовая семья


    Каноническое право система правовых норм, составляющая основу действующего церковного законодательства в Поместных православных церквах, Римско-католической церкви, древних восточных (дохалкидонских) церквах.

    Нормы канонического права обязательны для соблюдения всеми членами Церкви. Каноническое право основывается на Божественном законе, однако, в то же время, учитывает требования Богооткровенного и естественного законов применительно к данному месту и времени. В связи с этим, Кодекс канонического права, главный документ, содержащий в себе нормы канонического права регулярно переиздаётся. Кроме общего для всей церкви канонического права, существует также партикулярное каноническое право, относящееся к праву отдельных церквей.

    Каноническое право или (церковное) представляют собой разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих ту или иную веру. Нормы религии содержательно определены и документально зафиксированы в Библии (Ветхий и Новый Завет), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др. В некоторых случаях религиозные нормы выступают в качестве источника права. Например, в странах континентальной Европы, а также странах так называемой мусульманской правовой системы. Так, в германии каноническое право по сей день является основной частью национальной правовой системы. В России до 1917 года источниками права, например, признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Священного Синода и т.д.

    Церковное или каноническое право преподавалось в XIX - начале XX вв. во всех российских университетах на юридических факультетах, которое представляло собой и науку и учебную дисциплину. Преподавание было переведено из богословской в юридическую плоскость.

    В.А. Цыпкин дает следующее определение церковного права: «Церковное право - это есть нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь церкви в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с другими общественными союзами, религиозного или политического характера».

    Религиозно-светское начало несут в себе уголовно-правовые нормы, ибо первым по существу писанным уголовным правом выступали такие религиозные источники, как Библия (Закон Моисея) или Коран (Законы Шариата). Религиозные основы прав мы находим также и в отечественных источниках (например, в «Русской Правде»).

    Пятикнижие Моисея явилось той основой, на которой сформировалось христианство. Большинство законов Моисея, как полагает Е.Мысловский, носящих чисто религиозный характер, было отвергнуто христианской религией, но в области прав было оставлено многое. Например, в одной из Библейских книг Пятикнижия (Исход), где еще не было деления на гражданское, семейное и уголовное право, приводится подробный перечень деяний, считавшихся преступлением у древних евреев (так, к примеру, за причинение временного увечья, убийство раба следовало наказание в виде штрафа).

    Первая Конституция в истории человечества принадлежит судье Древнего Израиля Самуилу 5, которая содержала в себе целый свод религиозных норм, где также было впервые сформулирована конституционная идея ограничения законом монархической власти. «И изложил Самуил народу право Царства, и написал в книгу, и положил перед Господом» (1 кн.Цар.10:25)».

    В настоящее время существуют государства, в которых одна из религий признается государственной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле, лютеранская церковь в Скандинавский странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и среднего Востока и т.д.).

    Так, например, часть 1 статьи 3 Конституции Греции, которая вступила в силу 11 июня 1975 года, гласит: «Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим Главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой Константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и Соборные каноны и священные традиции».

    Из Конституции Ирландии 1937 года (часть 1 статьи 44) видно, что «Государство признает, что уважение к публичному поклонению является исполнением долга перед Всемогущим Богом. Должно благоговеть перед Его Именем, уважать и почитать религию».

    Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (Германия, Япония, и др.) все же одна из религий имеет поддержку государства. Например, в статье 4 Конституции Королевства Дании от 5 июня 1953 года указывается: «Евангелическая Лютеранская Церковь является официальной церковью Дании и, как таковая, пользуется поддержкой государства». Такое положение сложилось в странах, где религия признается государством исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль, с мнением которого вполне можно согласиться.

    По мнению ученых, светские государства (США, Франция, Россия и др.) в отличие от религиозных находятся в наиболее проигрышном положении.

    Итак, религия утверждает все наиболее известные требования нравственности, которая была впервые сформулирована в рамках религиозных учений и поэтому следует однозначно признать ту положительную роль, которую она сыграла и играет по сей день в становлении нравственного сознания человека. Например, Л.Н.Митрохин в своей монографии отмечает, что «христианство оказало решающее воздействие на развитие европейской культуры, в том числе и морального сознания».


    2.3.Иудейская правовая семья


    2.3.1 Происхождение, основные этапы развития иудейского права


    Иудейское (еврейское) право является древнейшим религиозным правом, история которого насчитывает более 3 тыс. лет. Его происхождение и становление, как и других религиозных правовых систем, теснейшим образом связано не столько с юридическими факторами, с событиями в правовой сфере, сколько с другими социально-политическими событиями в жизни общества.

    Галахическое (т.е. основанное на Галахе - иудейском законе) право евреев, относящееся к религиозно-правовой семье, возникло задолго до новой эры и первоначально представляло из себя чисто национальный феномен. Развившись, пройдя несколько этапов кодификаций и ревизий, оно через положения иудаизма оказало влияние на законы и обычаи сначала христианского, а затем и исламского мира, более того - само сохранилось до наших дней и активно участвует сегодня в регулировании общественных отношений как в государстве Израиль, так и в еврейских общинах на всех континентах.

    Не касаясь непростого и неоднозначного вопроса о том, что было раньше - право или религия, следует признать, что вслед за сводом постановлений Галахи как христианские памятники, так и исламский шариат взяли на вооружение практику объединения религиозных, нравственных и правовых норм в единых, нередко исторических, сводах законодательства - в иудаизме таковыми являются Тора (Пятикнижие Моисеево), Талмуд (Мишна и Гемара), а, например, в гораздо более молодом исламе - Коран, сборники хадисов и труды теоретиков фикха (исламского права). Таким образом, благодаря тому, что христианство выделилось из иудаизма, а ислам воспринял и то и другое учение, иудейское религиозное право лежит в основе всех западных правовых систем

    Письменная Тора (она же Танах, Еврейская Библия) насчитывает несколько тысячелетий истории и содержит сердцевину и философию Закона. Устная (включающая как основу Галахи, т.е. права, так и Агаду - множество историй, притч, сказаний, составляющих массив народного творчества, истолкованного и отредактированного мудрецами) передавалась, как утверждает иудейская традиция, из уст в уста и была записана лишь в Средние века под именем Мишны. Комментарий же к Мишне - Гемара - был составлен раввинами еще позже. Вместе они входят в Талмуд.

    Исторически положения Галахи распространялись на всех евреев в период существования древнего иудейского государства, регулируя также их отношения с другими народами и жизнь тех, кто добровольно поселился рядом с ними. В период рассеяния, когда лишь небольшая часть иудеев оставалась на территории Палестины, а остальные жили в христианских и мусульманских государствах Европы и Азии, Галаха действовала в отношении уже только членов еврейских общин. В частности, до XIX в. в Российской империи государство не вмешивалось в жизнь последних, позволяя им существовать в соответствии с положениями иудейского права и контактируя с общинами только через институт кагалов. Нужно, однако, заметить, что впоследствии такая практика сменилась существенными ограничениями прав евреев на государственном уровне - введением черты оседлости (действовала 1791 - 1917), недопуском в учебные заведения и другими формами дискриминации.

    Галаха не замкнута исключительно на религии, поэтому ее нормы охватывают все аспекты жизни иудеев (кашрут, этические нормы, почитание родителей, порядок действий во время траура и погребения, праздники, шаббат) и все основные отрасли права. Она веками регулировала (и регулирует по сей день) общественные отношения, относящиеся к сфере компетенции уголовного, гражданского, семейного и трудового законодательства. При этом четкого деления на публичное и частное право не существует - Закон стремится учесть все - от богослужения и правил, которые следует соблюдать при ведении военных действий, до взаимоотношений супругов и вопросов кулинарии.

    Доказанное значительное историческое влияние иудейского (галахического) права, относящегося к религиозно-правовой семье, на эволюцию внешних по отношению к нему правовых систем и та роль, которую оно продолжает играть в регулировании общественных отношений в Израиле и странах, где существуют еврейские общины (а это и Россия, и Индия, и США, и страны ЕС, и многие другие), позволяют утверждать, что данный пример национального правотворчества продолжает представлять существенный интерес для изучения, а равно имеет хорошие перспективы сохранения и развития в современном меняющемся мире

    Попытки периодизации истории иудаизма предпринимались неоднократно. Отношение к данной периодизации неоднозначное. Негативное заключается в чрезмерной политизации и идеологизации данного процесса, в подмене одних религиозно-этических критериев периодизации иудейской общественно-политическойи правовой жизни другими, светскими, по своему характеру, политико-идеологическими критериями. Происхождение иудейского права связано с формированием иудаизма как религии, предшественника христианства и ислама. Оно полностью базируется на иудаизме. Иудаизм возник в начале II тыс. до н. э. среди древнесемитских племен Месопотамии и стал национальной религией евреев. Согласно библейским преданиям, появление иудаизма связано с именем Авраама - вождя племенного объединения, отделившегося от других семитских племен на основе веры в Единого Бога. Переселение племени Авраама из города Ура Халдейского за реку Евфрат, произошедшее примерно в 1900 г. до н.э., является точкой отсчета истории еврейского народа и еврейского общества.

    Идейная основа иудаизма формировалась на протяжении длительного периода. Она начала складываться сразу после создания еврейского общества и продолжалась до II в. до н.э. и представляла собой религиозные взгляды и учения патриархов еврейского народа - Авраама, Исаака и Иакова, основанные на идее, согласно которой глава рода устанавливает личную связь (завет) с Богом своих отцов - покровителем рода.Иудаизм как религия вел постоянную борьбу за свое самоутверждение. В этом процессе особую роль сыграл период правления царя Иосии (639--609 гг. до н.э.). В послевавилонскую эпоху в результате деятельности законоучителей Ездры и Нехемии (ок. 444 г. до н.э.) еврейский народ утвердился в качестве строго теократической замкнутой общины, обособленной от окружающего мира. Это нашло отражение в этническом изоляционизме, т.е. в принципиальном отказе от смешанных браков, а также в бытовом и экономическом сепаратизме.

    Следующий период истории иудаизма и иудейского права как его составной части начался в конце XVIII в. Он связан с событиями, произошедшими в Европе, а именно с Великой Французской революцией, провозгласившей свободу вероисповедания, что способствовало разрушению изоляции иудейских общин, на которые распространили свое действие юридические акты о свободе вероисповедания, благодаря чему европейские евреи стали пользоваться правами наравне с европейцами. В результате этих изменений сложились новые условия, способствовавшие формированию еврейского движения, получившего название «хаскалы» (просвещение), связанное с имением известного немца еврейского происхождения Мозеса Мендельсона (1729-1786).

    В этот же период начался процесс реформирования иудаизма, направленный на ослабление ритуальных предписаний и запретов и на внешнее сближение иудаистского богослужения с христианско-протестантским.

    В конце XIX в. сформировалось национально-политическое течение, ставящее целью воссоздание еврейского государствана исторической родине еврейского народа - Палестине, получившее название сионизма (от названия холма Сион, на котором расположен Иерусалим). Его основоположником стал автор книги «Еврейское государство» Теодор Герцль (1860-1904).

    В 1897 г. состоялся I Всемирный сионистский конгресс, проходивший в Швейцарии, на котором была создана Всемирная сионистская организация.

    Таким образом, необходимо отметить, что развитие иудаизма, начиная с XIX в. и по настоящее время, происходит под влиянием различных направлений еврейской мысли, иногда противоположных.


    2.3.2 Характер, черты, принципы иудейского права


    Характерной чертой религиозной правовой семьи также является персональный характер действия права. Это означает, что религиозные правовые нормы распространяются не на определенную территорию (государство), ана конкретную религиозную общину или лиц, исповедующих эту религию, независимо от того, где территориально они проживают. Что касается конкретно иудейского права, то это совокупность норм иправил, регулирующих общественные отношения между иудеями.

    Основным его принципом является абсолютное равенство всех членов общества перед Богом, независимо от имущественного или (и) социального положения. Иудейское право это право еврейского народа, оно является составной частью иудаизма. Оно распространяется исключительно на одну нацию евреев. Соблюдение религиозных положений так же обязательно, как исоблюдение законов. Единого представления об иудейском праве внауке нет. Одни правоведы считают, что данное право произошло от древних обычаев религиозных иудеев. Другие исследователи рассматривают его как систему юридических норм, регулирующих различные стороны повседневной жизни евреев иих верований.

    По мнению третьих, иудейское право представляет собой не только систему религиозных норм, принципов, многочисленных толкований еврейских священных книг иписаний, но также включает всебя решения религиозных (раввинских) судов. Понятие «иудейского права» не следует отождествлять спонятием «израильского права».

    Хотя большая часть израильского населения исповедует иудаизм (в некоторых политических инаучных изданиях утверждается, что иудаизм Не формально юридически, афактически является «государственной религией», «официальной религией государства Израиль»), тем не менее иудейское право по названию ипо содержанию не может отождествляться сизраильским правом. Оно может считаться лишь его составной частью.

    Спорной является позиция Р. Давида, который выделяет среди основных систем права (англосаксонской, романо-германской исоциалистической) мусульманское ииндусское право, которые являются религиозными системами права, не говоря об иудейском праве лишь на том основании, что сфера его влияния уже, чем сфера влияния других правовых систем исемей.

    Самым существенным признаком иудейского права является его преимущественно императивный характер, преобладание запретов, ограничений и обязанностей над правами исвободами субъектов иудейского права. Главное обязанность строгого соблюдения религиозных канонов и верности своему Богу.

    Важнейшие этические, религиозные иодновременно юридические обязанности всистеме иудейского права это обязанности, связанные снеукоснительным соблюдением религиозных праздников. Всвященных писаниях особое внимание уделяется субботе. «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай иделай всякие дела твои, адень седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай воный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который вжилищах твоих; ибо вшесть дней создал Господь небо иземлю, море ивсе, что вних, ав день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний иосвятил его.»..

    Субботний день считается освященным самим Богом идолжен быть посвящен ему. Еще одним интересным признаком иудейского права является его персональный характер. Еврей может поменять веру, однако иудеем нельзя стать, им можно только родиться. Иудейское право не претендует на универсальный или территориальный характер. Оно является персональным правом каждого еврея, независимо от места его жительства, гражданства иверы.

    Поэтому даже тогда, когда еврей принимает другую веру, он все равно остается евреем, хотя иможет при этом потерять определенные права. То есть особенностью иудейского права является то, что оно ссамого начала было одновременно ирелигиозным, инациональным.

    Однако, несмотря на персональный характер иудейского права, оно имеет определенные черты публичного права, поскольку регулирует отношения между членами иудейского общества исвоим государством, общественными институтами, асамое главное между иудеями иБогом. Конечно, правоотношения между Богом ичеловечеством неравноправны, потому что Бог имеет больше «полномочий». Он есть мерой всего, Он решает судьбы людей.

    Однако, говоря опреобладании всистеме иудейского права обязанностей изапретов, следует отметить, во-первых, условность разделения врелигиозных правовых системах, подсистем публичного ичастного права, аво-вторых, условность разделения прав иобязанностей между собой. Особенностью иудаизма также является положение женщины вобществе.

    Хотя религиозного равенства между мужчиной иженщиной нет (им предписано выполнять различные заповеди, причем религиозные требования кженщине гораздо мягче), оба пола равны перед Богом. Согласно Талмуду: «муж должен любить жену, как самого себя, иуважать ее больше, чем самого себя».

    Об уважении, которым окружена женщина виудаизме, свидетельствует ито, что принадлежность ребенка кеврейству определяется не по отцу, апо матери. Также нужно обратить внимание на многофункциональность иудейского права. Оно выполняет не только общий, присущие любой правовой системе функции (регулятивные, воспитательные ит.п.), но иимеет свои собственные, специфические функции. Одна из них объединяющая.

    Соблюдение общих законов, возникших на основе одной религии, одних итех же заповедей, традиций, объединяло иудеев между собой на протяжении многих веков, независимо от того, находились они на своей исторической родине или вдругих странах.

    Среди составляющих компонентов иудейского права, как илюбой другой системы права, важную роль играют принципы. Традиционно они выступают как основополагающие идеи иположения, пронизывают собой всю систему права иво многом определяют сущность, содержание ихарактер всего права.

    Принципы иудейского права не систематизированы водном документе, аразбросаны по нескольким источниках или достаточно легко выводятся логически иформулируются впроцессе изучения права. Принципы права не остаются раз инавсегда устойчивыми инеизменными. Вместе сразвитием государства, права иобщества они также развиваются иизменяются.

    Несмотря на то, что сегодня иудейское право теряет прежнюю практическую июридическую силу из-за неприспособленности ксовременной жизни ичрезмерной религиозности, его принципы остаются неотъемлемой частью культурного наследия евреев имощнейшим фактором, влияющим на правотворчество иправоприменение, на процесс формирования иразвития правового сознания общества, его правовой культуры. Одним из основных принципов иудейского права является принцип мессианства ибогоизбранности еврейского народа. Во Второзаконии так говорится об иудейском народе: «Ты народ святой уГоспода, Бога твоего, итебя избрал Господь, чтобы ты был ему избранным народом из всех народов, которые есть на земле».

    Этот принцип вразличных формах ивариациях прослеживается во многих священных книгах, законах изаповедях. Принцип мессианства ибогоизбранности еврейского народа идеализирует иудейское сообщество ивыделяет его среди других сообществ. Но необходимо иметь ввиду, что определенный элемент превозношения того или иного народа присущ практически любой религиозной правовой семье.

    Следует также выделить принцип органичного сочетания вданной правовой системе религиозного начала сэтническим, апозже снациональным. Примером такого сочетания является жесткая регламентация семейных отношений, которая исключала браки синостранцами. Среди принципов иудейского права выделяют также принцип строгой последовательности соблюдения законов, обычаев изаповедей. Требование неукоснительного соблюдения религиозных правил пронизывает собой все иудейское право. Чтобы убедиться вэтом, достаточно проанализировать содержание хотя бы нескольких священных книг Ветхого Завета.

    Важную роль среди принципов иудейского права играет принцип верности своему Богу исвоему народу. Он заключается всвятости иудейского Бога иверы иудейского народа, атакже вгреховности иуниженности неиудейских народов. Всовременном израильском праве также существует этот принцип. Так, провозглашая свободу вероисповедания встране, терпимости кгражданам Израиля, исповедующих другие религии истрогой ответственности за оскорбление религиозных чувств окружающих, Уголовный кодекс этого государства вто же время содержит статьи, предусматривающие уголовную ответственность за переход из одной религии вдругую. Уголовная ответственность предусмотрена также за побуждение верующих одной религии перейти вдругую религию, сопровождаемое предложением каких-либо материальных благ.

    Среди принципов иудейского права выделяется принцип кровной мести. Несмотря на то, что одна из заповедей иудейского Бога гласила: «Не мсти ине имей зла на сыновей народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя», институт кровной мести был распространенным. Кровного мстителя нельзя считать убийцей.

    Уиудеев, согласно действующим законам, любое убийство (и умышленное, инеумышленное) подлежало судебному расследованию, итолько после этого мститель получал право на месть. Кроме названных выше, существует еще много принципов, которые встречаются во многих правовых системах, являются общими принципами права ивоплощением морали. Например, принципы уважительного отношения друг кдругу исострадания кобездоленным ибедным.

    3. Виды источников иудейского права


    Главной в системе источников иудейского права является Библия (в переводе с греческого книга). Она представляет собой сборник религиозных произведений VIII в. до н. э. II вв. н. э., включая мифы о сотворении мира, исторические рассказы, отражает в себе различные социальные, политические, этические взгляды и нормы.

    По своей структуре Библия состоит из двух основных частей: Ветхого Завета, в состав которого вошли священные книги, которые были написаны до пришествия Христа, и Нового Завета, состоящего из книг, которые возникли уже после пришествия в мир Спасителя. Источником иудейского права считается только Ветхий Завет, который иногда даже называют «еврейской библией». Новый Завет иудаизмом не признается.

    В основе Завета лежит «Танах» общепринятое собрание святых книг, которые делятся на три группы. Впервую входят книги Моисея, центральное место вкоторых отводится законам иправилам жизнедеятельности иудеев. Эту группу священных книг чаще всего называют Пятикнижием Моисеевым или Торой. Тора выступает как самостоятельный источник иудейского права.

    Другие книги Невиим (книги пророков) и Ктувим (Писания) носят пророческий и нравственный характер. Тора является первой частью Танаха, и представляет собой свод иудейского закона. Она устанавливает для человека нормы поведения, в значительной степени определяет его поступки ихарактер отношений между людьми.

    Данный источник стал своеобразной конституцией еврейского народа. Тора состоит из 5 книг, которые рассказывают осотворении мира ичеловечества, овыходе иудеев из Египта, об отделении из иудейского общества привилегированного колена Левитов, олетоисчислении еврейского народа ит.д.

    Все нормы иудаизма изложены встихотворной форме. Почти на каждую неделю еврейского года определено раздел Торы, который читают и изучают в синагоге.

    Таким образом, в течение года ее прочитывают всю. Публичное чтение Торы в синагоге важная иудейская заповедь. Оно происходит по понедельникам, четвергам исубботам во время утренней молитвы, атакже вдни еврейских праздников.

    Интересно, что еврейском своде законов, Торе, иногда встречаются абсолютно «бессмысленные» запреты. «Бессмысленными» считаются законы, которые Бог не объясняет, ис этого они кажутся не очень логичными. Почему нельзя есть свинину? Почему еврейским священникам нельзя касаться покойников? Ученые толкователи делают свои объяснения этих запретов, которые получили название «шуким». Шуким это вовсе не законы без объяснения, это законы, объяснить которые иудеи пока не способны.

    Откровение (Тора) это подарок Бога, кратчайший путь квысшей мудрости. Человечество много чего не знает. Чтобы знать все, надо быть Богом. Возможно, Он повелел евреям не употреблять свинину только потому, что знал отрихинеллезе иприказал евреям держаться встороне от носителя инфекции. Авозможно, причина втом, что Господу известно про свинину то, чего никто не знает, ипоэтому его запрет имеет какое-то высшее обоснование, просто сегодня евреи не всостоянии постичь его. Спомощью шуким Бог позволяет выразить доверие кЕго высшей мудрости. То есть делать не то, что знаешь, ато, что сказал Бог. Шуким это проверка еврейской веры.

    Таким образом, евреи принимают законы, не имеющие смысла, не как иррациональные, акак сверхрациональные правила, требующие веры, ане рассуждений. Еще одним источником права является Талмуд (с староевр. «учение», «наука»). Это большой кодекс религиозно-юридических правил жизни евреев. Талмуд сформировался сIVв. дон.э. до IVв.н.э. Его первоначальное содержание передавалось устно из поколения впоколение. Поэтому вотличие от Торы «писаного закона», его называют «устным законом» или «комментированием закона».

    Письменное закрепление религиозных норм произошло вVв., когда появился «Иерусалимский талмуд». Не существует единого подхода копределению Талмуда. Водних источниках Талмуд рассматривается как собрание догматических по своему характеру религиозных, правовых иэтических положений итекстов иудаизма. Вдругих изданиях Талмуд «толкование идополнение еврейских раввинов кВетхому Завету». Втретьих же научных работах им называют собрание священных писаний, которое формируют иудейское гражданское ирелигиозное право икоторое подразделяется на две группы Мишна (сами тексты) иГемара (толкование этих текстов). Интересно, что всистеме норм идогматов иудейского права толкованиям предоставляется гораздо большее значение, чем самим текстам.

    В основе Талмуда лежит Тора. Основной целью составителей Талмуда было сохранение Устного Закона, атакже приспособления его кменяющимся условиям реальной жизни. Правила, которые они разрабатывали, стали практикой выполнения заповедей, которые получил Моисей на горе Синай. Первые законоположения Талмуда относятся кпериоду, когда Иудея была всоставе империи Александра Македонского инаходилась под сильным влиянием греческой культуры.

    Талмуд является одним из главных источников иудейского права. Ипоскольку вповседневной жизни постоянно происходят непредвиденные события, то вопрос отом, что законно ичто незаконно вкаждом случае приводит кбесконечным дискуссиям, результатом которых были заполняющие Талмуд объемные протоколы раввинских решений, то есть толкования текстов заповедей.

    Высокая значимость этих источников втом, что изначально, по замыслу создателей иудейского права, оно должно было охватывать ирешать все возникающие вжизни иудейского общества проблемы, однако практика показала, что это невозможно. Время от времени возникала необходимость вмешательства впроцесс использования иудейского права всвязи сизменением общественных отношений. Раввинское толкование стало объективной необходимостью ижизненной потребностью иудеев. Нередко оно стало заменять сам текст иудейских религиозных положений. Ведь даже тогда, когда раввинское толкование вовсе не совпадает сначальным содержанием библейских рассказов исвященных традиций, оно тем не менее сохраняет силу ивлияет на поведение иудеев. При этом для объяснения иоправдания такого рода разногласий широко используется разработанная самими раввинами так называемая теория (идея) чрезвычайной власти, согласно которой вчрезвычайных условиях допускается довольно широкое толкование устоявшихся канонов. Идаже если одно высказывание противоречит другому, то это не обязательно должно означать, что одно из них верно, адругое ложно. По мнению иудеев, водних условиях может быть верно одно, ав других другое. При толковании иудейский Священных Писаний выдвигались порой фантастические мысли. Например, обсуждались вопросы выполнения заповедей в «плавающей ввоздухе башне» или, случаи, когда при произнесении миньян (молитвы, которая должна произносится 10 людьми) присутствовал искусственно создан человек.

    Таким образом, мы видим, что иудейское право содержится во многих источниках, которые взаимосвязаны между собой ипредставляют целую систему.




    4. Взаимосвязь и взаимодействие иудейского религиозного права и его источников с современным израильским правом и его источниками

    Влияние иудейского права обусловливает особые черты правовой системы Израиля, которые отличают ее от иных правовых систем современного мира.

    Речь идет об особых источниках права, о своеобразной терминологии, об уникальных правовых принципах, о специфических конструкциях и правовых решениях.

    Рассмотрим более подробно правовую систему Израиля в которую входят традиционные источники иудейского права, в ряду которых центральное место принадлежит письменной Торе. Оценивая ее значение, МенахемЭлон отмечает: «Письменная Тора - это главная законодательная инстанция Галахи; постановления и указы мудрецов Галахи и других авторитетных инстанций - это второстепенное законодательство. Основное законодательство - это постоянная и вечная Конституция. Она не изменится и не закончится.

    Конечно, в современном праве Израиля письменная Тора, иные традиционные источники иудейского права уже не играют той роли, которая принадлежала им в прошлом. Тем не менее умалять их значение нельзя, поскольку они непосредственно применяются не только в раввинских, но, как было отмечено выше, и в светских судах.

    Юридическая терминология правовой системы Израиля берет начало в основном в иудейском праве, придающем ей особое содержание, несвойственное другим правовым системам. Прежде всего речь идет о его многозначности. Так, термин «хазака» используется в иудейском праве по меньшей мере в четырех значениях: приобретения имущества, юридического предположения, использования имущества, а также права на имущество, в отношении которого прежние владельцы не требуют возврата. Термин «киньян» обозначает покупку, приобретение имущества и владение им.

    В современной правовой системе Израиля утвердились принципы, не имеющие аналогов в других правовых системах. В частности, речь идет о принципе «не по букве закона», который применяется в тех случаях, когда закон противоречит религиозно-нравственным установкам, в том числе критериям справедливости. Утвердившийся еще в талмудическую эпоху, этот принцип применяется на протяжении многих веков.

    Этот принцип широко применяется и в современной правоприменительной практике, в том числе Верховного суда Израиля.

    В современном праве Израиля действует множество юридических конструкций, унаследованных от иудейского права. Одна из них - «том лев» (чистосердечие). Раскрывая содержание этой конструкции, Верховный суд указал: «Основной элемент понятия «том лев» (в иудейском праве) - честность, безупречность поведения. Это существенный принцип мира Галахи, нашедший свое выражение в словах «и делай справедливое и угодное в очах Господа»... Он стал руководящим принципом, своего рода царским вердиктом в мире Галахи, и осуществлялся двумя путями - или в качестве морально-религиозного требования, которое никто не вправе навязывать силой, или в качестве полноправного юридического постулата. Во втором случае на этом основании в зависимости от обстоятельств создавались новые законы о праве бар мицра».

    Этот принцип, в частности, обосновывает преимущественное право соседей на покупку земельного участка, прилегающего к их владениям. Содержание этой юридической конструкции было определено еще Маймонидом:

    «Если кто-то продал свою землю, владелец соседнего участка имеет право вернуть покупателю заплаченную им сумму из своих денег и забрать землю себе... Не имеет значения, продал хозяин сам или через своего представителя, или продажу совершил суд. Во всех этих случаях действует закон бар мицра... И это потому, что сказано: «Делай справедливое и доброе»

    Иудейское право сохраняет значительную роль в развитии правовой системы Израиля, в отличие от права Оттоманской империи или англосаксонского (общего) права, унаследованных от прежних эпох. Так, турецкий кодекс «Маджалла», регламентировавший вопросы собственности, сохранял силу только до 1980 г., когда он был полностью вытеснен гражданским законодательством Израиля. Практически полностью прекратили свое действие и британские законодательные акты, действовавшие в Палестине с тех пор, когда она была подмандатной территорией Великобритании.

    В целом процесс замещения инородных законодательных актов практически завершен. Правовая система Израиля развивается самостоятельно. Ведущая роль в этом процессе принадлежит законодательству, которое отличается достаточно высокой степенью систематизации в основном в рамках отдельных институтов, а не отраслей права.

    Так, в сфере коммерческого (торгового) права действуют Законы: о договорах (общая часть) (1973 г.); о договорах (ответственности при нарушении договоров) (1970 г.); о дарении (1968 г.); о купле-продаже (1968 г.); о стандартных договорах (1982 г.) и т.д.

    Законодательство в сфере интеллектуальной собственности включает, в частности, Законы: об авторских правах (2007 г.), о патентах (1967 г.), о правах селекционеров растений (1973 г.).

    Самостоятельно развивается и судебная практика. Во многом этому способствовал Закон об основах правах 1980 г. В нем, в частности, был установлен следующий принцип: если вопрос не может быть разрешен на основе законов, прецедентов или аналогии права, суды должны решать его «в свете принципов свободы, справедливости, равенства и мира, являющихся наследием Израиля».

    Роль прецедентов английских общего права неуклонно падает. Они уже не имеют какого-либо определяющего значения для развития судебной практики Израиля. За ними не признается обязательная сила. Израильские суды все реже к ним обращаются, предпочитая более широкий подход с опорой на судебную практику разных государств, в том числе США, Франции, ФРГ. При этом все большее значение приобретают прецеденты, сложившиеся в судебной системе Израиля на основе положений ст. 20 Основного закона о порядке судопроизводства:

    «(a) Правило, установленное судом, обязывает любой нижестоящий суд.

    (b) Правило, установленное Верховным судом, обязывает любой суд, кроме Верховного суда».

    Основной закон закрепляет принцип верховенства светских судов. Верховный суд имеет право давать указания религиозным судам рассматривать дела, воздерживаться от рассмотрения, а также прерывать рассмотрение дел, если они неправильно возбуждены, либо приостанавливать исполнение решений, если они неправильно приняты (ст. 15).. Но, как показывает анализ судебной практики, светские суды крайне редко вмешиваются в дела религиозных судов.

    В правовой системе Израиля, помимо законодательства и судебной практики, заметная роль принадлежит обычаям (минхаг), которые признаются источником права при условии соответствия трем критериям: всеобщности действия в рамках всей страны, отдельной местности либо отдельного коллектива; постоянства действия; ясности и определенности.

    В заключение необходимо подчеркнуть не только самобытность, но и самостоятельность развития правовой системы Израиля, что исключает ее отнесение к какому-либо иному сообществу или семье права После Второй мировой войны и создания в 1948 г. государства Израиль Тора и Талмуд были признаны в нем одними из источников гражданского права. Более того, семейные дела (брак, получение развода (гет), подтверждение еврейства, имеет юридическое значение, так как в соответствии с законодательством Израиля принадлежность к еврейскому народу дает право на гражданство) в стране находятся в компетенции общинных судов - для наиболее многочисленной еврейской части населения это раввинские суды (бетдины).

    Таким образом, Галаха в Израиле применяется достаточно широко, оказывая существенное влияние на жизнь людей. Особенно этому способствует отсутствие светского брака как альтернативы религиозному и наличие достаточно многочисленного движения ортодоксальных (религиозных) евреев, выступающих за то, чтобы закон Торы полностью заменил закон государства.

    Раввинские суды функционируют и в других странах мира, где имеются еврейские диаспоры, занимаясь в местных общинах разрешением все тех же вопросов личного статуса, в основном на практике - заключением религиозного брака и получением развода. В России таких судов два - один в рамках ФЕОР (Федерации еврейских общин России), другой - КЕРООР (Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России). Обе организации находятся в Москве.

    Итак, мы рассмотрели эволюцию одной из древнейших правовых систем - иудейского религиозного права, оказавшего влияние на все последующее развитие как буквы, так и духа законов всех государств мира.





    Заключение


    Автор настоящей работы пришел к следующим основным выводам

    Религиозная правовая система это такая система регулирования, в которых юридические элементы в значительной мере существуют еще в первоначальном состоянии, будучи связанными регулирующими формами традиционных обществ религиозными догмами и учениями, традициями, обрядовостью и т.п.

    В конфессиональной (религиозной) правовой системе государственная служба осуществляется исключительно на основе религии и очень часто должность государственного служащего имеет характер духовного сана.

    Наиболее распространены в настоящее время следующие религиозные правовые системы, имеющие свои характерные черты:

    Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии исламе, имеющей государственный характер.

    Галахическое (т.е. основанное на Галахе - иудейском законе) право евреев, относящееся к религиозно-правовой семье, возникло задолго до новой эры и первоначально представляло из себя чисто национальный феномен. Развившись, пройдя несколько этапов кодификаций и ревизий, оно через положения иудаизма оказало влияние на законы и обычаи сначала христианского, а затем и исламского мира, более того - само сохранилось до наших дней и активно участвует сегодня в регулировании общественных отношений как в государстве Израиль, так и в еврейских общинах на всех континентах.

    Стоит отметить то, что религиозные правовые системы заняли свое особое место в общей правовой системе.

    Список использованной литературы

    Нормативные акты

    1.Конституция Греции вступила в силу 11 июня 1975 года. // #"justify">2.Конституции государств Азии: В 3 т. М., 2010. Т. 1. 500 с.

    3.Кодекс канонического права. Codex iuris canonici. Институт св. Фомы. М., 2007.


    Научная литература

    4.Байтин М.И. Право и правовая система // Право и политика. 2000. № 4. С. 10-15.

    5.Гайдидей Ю. М. Правовая система: понятие и признаки // Юридическая наука. 2014. № 3. С. 1315

    6.Горячкина Т.В. Страны мира современный справочник. Изд:Дом Славянской Книги.2017г.

    7.Езекян А.Р. Основные модели публичной службы (сравнительно-правовое исследование) // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 10. С. 72 - 74.

    8.Зимин И.А. Иудейское (галахическое) право: история, сущность, современность // История государства и права. 2010. № 20. С. 29 - 30.

    9.Источники и доктринальные школы мусульманского права. Артемов В.Ю.//Журнал российского права", 2007, № 3. С. 4 -5.

    10.Короткова П.Е. К вопросу об источниках права и судебной защите в древнееврейском государстве // Адвокатская практика. 2016. N 5. С. 51 - 54.

    11.Калинина Е.В. Источники религиозного права: Тора как основной закон древнееврейского государства // История государства и права. 2011. N 16. С. 35 - 38.

    12.Манна А.А., Букалерова Л.А. Источники мусульманского уголовного права // Административное и муниципальное право. 2013. № 12. С. 1174 - 1179.

    13.Петкова А. С. Правовая система: структура и признаки // Огарёв-online. 2015. № 16 С.8

    14.Прудникова Ю. Г. Иудейское право как разновидность религиозно-правовой семьи и его положение в современном праве Израиля [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 256-266..

    15.Примак Т.К., Старостина С.А. Договор в иудаизме // История государства и права. 2007. № 17. С. 9

    16.Рассказов Л. П. Романо-германская правовая семья: генезис, основные черты и важнейшие источники//https://cyberleninka.ru/article/n/romano-germanskaya-pravovaya-semya-genezis-osnovnye-cherty-i-vazhneyshie-istochniki

    17.Синюков В.Н. Российская правовая система. М.2016 С.158.

    18.Сигалов К.Е. Религиозное бытие права // Юридический мир. 2008. № 7. С.8

    19.Сравнительное правоведение: национальные правовые системы / В.Ю. Артемов, Н.М. Бевеликова, Р.Г. Газизова и др.; под ред. В.И. Лафитского. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2013. Т. 3: Правовые системы Азии. С. 42.

    20.Сигалов М.К. Целеустановки логики правосознания иудейского права // История государства и права. 2006. № 9. С.12.

    21.Ульбашев А.Х. О кодификации гражданского права в Государстве Израиль // Вестник гражданского права. 2015. N 4. С. 179 - 209.

    22.Филимонова И.В. Фикции древнего иудейского права // История государства и права. 2015. N 17. С. 13 - 17.


    Учебная литература

    23.Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2001. С. 315.

    24.Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. М. 2014. С. 203.

    25.Теория государства и права: Учебник 2-е издание, переработанное и дополненное под ред. Мелехин А.В. // СПС Консультант плюс

    26.Юридическая техника: Учебник. Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. Юстицинформ, 2014 С.25.


    Другие источники


    27.Салманова Г.Д.,Каноническое право// https://cyberleninka.ru/article/n/kanonicheskoe-pravo

    28.Либеро Джероза. Каноническое право в католической церкви// https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kanonicheskoe-pravo-v-katolicheskoj-tserkvi/2




    Приложение


    Таблица1. «Основные правовые системы»

    Правовая семьяРегион/

    СтраныИсточники праваОсобенности структуры праваОсобенности юридической практикиОсобенности правосознанияРомано-германскаяКонтинентальная Европа, Скандинавские страны, бывшие колонии Франции (Франция, Германия, Россия идр.)Основным источником права признается нормативный правовой акт, как результат нормотворчества государства, а судебный прецедент и правовой обычай рассматриваются лишь как вспомогательный источник.

    Правовая доктрина не признается источником (формой) права. Однако она играет большую роль в правотворческой деятельности, а также при толковании и применении законов.Имеется чёткое отраслевое деление норм права. В свою очередь практически все отрасли права подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право, хотя отнесение некоторых отраслей права к какой-либо одной подсистеме весьма спорно и нередко зависит от правового регулирования соответствующей отрасли в определённом государстве Для большинства стран этой семьи характерно наличие писаной конституции.Основывается на нормативных правовых актах, большей частью выступает как их толкование. В то же время обобщение и анализ однотипной юридической практики позволяет вносить необходимые изменения в законодательство, вызванные требованиями времени, тем самым дополняя и устраняя противоречияПравовое сознание (правосознание) представляет собой совокупность представлений и внутренних переживаний по отношению к праву и закону, основанному в первую очередь на естественных правах человекаАнгло-саксонскаяВеликобритания и бывшие британские владений (колоний), в том числе страны Содружества наций, и США.

    В основе национальных правовых систем лежит общее право Англии.доминирование прецедента среди всех других источников права, хотя возрастает роль актов статутного права и англ. regulations. Весомое место среди источников права занимает также правовая доктрина. Существует иерархия прецедентов, согласно которой решения, принятые вышестоящими судами (например, Палатой лордов в Великобритании), обязательны для нижестоящих.преобладание вопросов процессуального права над вопросами материального права, отсутствие четкого отраслевого деления системы права, невыраженность разделения права на публичное и частное (ввиду поглощения последнего первым). Содержание права отличается сложностью и казуистичностью.Англо-саксонское право - это право судебной практики, в рамках которой суды не только применяют, но и создают нормы праваПравовая культура в англосаксонском праве реализуется в повседневной жизни посредством добровольного утверждения «повседневности закона» и включает все сферы общественной жизни и деятельности. Религиозная

    -мусульманское право

    индусское правоМусульманское право: страны: Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ .


    Индусское право: государства Индостана (Индия)основной источник права религиозно-нравственные нормы и ценности, учения, доктрины и обычаи, содержащие охраняемые государством нормы права;отсутствует деление права на частное и публичное;


    во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.


    все религиозные правовые системы отличаются особым консерватизмом.законодательство и судебная практика имеют вторичное значение;весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;ТрадиционнаяВ чистом виде семья традиционного права не существует ни в одном государстве распространена в некоторых странах мира. На сегодняшний день наличие черт традиционного права, смешанного с иными правовыми системами, существует среди социальных групп и племён, живущих в некоторых странах Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, которые сохранили патриархальный и доисторический жизненный уклад.правовой обычай занимает доминирующее место среди источников права и выполняет важную роль регулятора общественных отношений.В данной правовой системе отсутствует понятие и понимание права в представлении цивилизованных обществ. Не существует чётко выраженной власти, отсутствует как таковая юридическая профессия, так и само понятие юридической науки (как и науки вообще). Не существует и письменности, способной фиксировать нормы поведения (нормы права). Правосудиевершат, как правило,старейшины.Обычаи и традиции, которые служат для данных социумов правом, основаны на практике поклонения явлениям природы, а также на одушевлении неживого мира и поклонении всевозможным идолам. Такие обычаи и традиции переходят из поколения в поколение посредством устной формы и исполняются в силу привычки.

    Нарушение обычая может повлечь негативную реакцию духов.СоциалистическаяСтраны бывшего социалистического лагеря

    Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (Китай, Куба, Северная Корея, Вьятнам) разновидностями социалистического права.Единственным или основным источником социалистического права являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позже - нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющего большинства населения, а затем - всего народа, руководимого коммунистической партиейВмешательство государства во все сферы жизни общества привело к постепенному отмиранию частного права и доминированию публично-правовых институтов. Идеологическим обоснованием данного процесса стал тезис В. Ленина о том, что Советское государство не признает ничего частного. Многие институты гражданского права, в том числе институт собственности, приобрели публично-правовой характер, важнейшие виды хозяйственных договоров заключались и реализовались на административно-плановой основе.В теории исключалась возможность для судебной практики выступать в роли создателя норм права. Ей отводится лишь роль строгого толкователя права.Правосознание чрезвычайно идеологизировано Социалистическое право не воспринимало идеи естественных прав человека; к классу богатых, например, оно допускало применение самых жестких и несправедливых мер.

    Таблица 2. «Сравнительная характеристика романо-германской и социалистической правовой семьи»

    Критерии сравненияРомано-германскаяСоциалистическаяСтраны (регион распространения)В рамках романо-германской правовой семьи выделяют следующие группы:

    Группу романского права (правовые системы Франции,Бельгии, Испании, Италии, Люксембурга, Монако,Нидерландов, Румынии, Филиппин, латиноамериканских государств, африканских стран бывших французских колоний, а также некоторых стран Ближнего и Среднего Востока и др.);

    Группу германского права (правовые системыГермании, Австрии, Армении, Бразилии, Венгрии, Греции, Индонезии, Казахстана, Латвии, Португалии, России, Словакии, Таиланда, Турции, Украины, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Эстонии, Южной Кореи, Японии и др.);

    Группу скандинавского права (правовые системы Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции).

    Страны бывшего социалистического лагеря

    Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (Китай, Куба, Северная Корея, Вьятнам) разновидностями социалистического права.Истоки/ этапы формированияСначала Римская империя, а затем государства Европы (Франция, Германия и др.), а далее переняли страны колонии, которые большей частью в ХХ веке стали независимыми государствами.

    Таким образом , данная правовая семья создана на основе рецепции римского праваОтносительно молодая правовая семья, зародившаяся в начале ХХ века в 1917 году после развала Российской империи

    На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составлявшие «социалистический лагерь», существенное влияние оказала первая правовая система, считавшаяся социалистической, - советская.Основной источник права, роль остальныхОсновным источником права признается нормативный правовой акт, как результат нормотворчества государства, а судебный прецедент и правовой обычай рассматриваются лишь как вспомогательный источник.

    Правовая доктрина не признается источником (формой) права. Однако она играет большую роль в правотворческой деятельности, а также при толковании и применении законов.Единственным или основным источником социалистического права являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позже - нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющего большинства населения, а затем - всего народа, руководимого коммунистической партией. Само совершение социалистической революции связывалось с целями построения настоящего социализма, но при условии мировой социалистической революции. Такой социализм построен не был. Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные приказы, инструкции и т.д.), фактически выражали прежде всего и главным образом волю и интересы партийно-государственного аппарата.Особенности структуры праваИмеется чёткое отраслевое деление норм права. В свою очередь практически все отрасли права подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право, хотя отнесение некоторых отраслей права к какой-либо одной подсистеме весьма спорно и нередко зависит от правового регулирования соответствующей отрасли в определённом государстве (к примеру, трудовое право).

    К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное и международное публичное право. К частному праву относятся гражданское, семейное, рудовое и международное частное право. В системе органов государства проводится четкое разделение на законодательные и правоприменительные органы власти. Законотворчество и законодательство, как функция, монопольно принадлежат законодательным властям. Для большинства стран этой семьи характерно наличие писаной конституции.Вмешательство государства во все сферы жизни общества привело к постепенному отмиранию частного права и доминированию публично-правовых институтов. Идеологическим обоснованием данного процесса стал тезис В. Ленина о том, что Советское государство не признает ничего частного. Многие институты гражданского права, в том числе институт собственности, приобрели публично-правовой характер, важнейшие виды хозяйственных договоров заключались и реализовались на административно-плановой основе.Особенности юридической практики Основывается на нормативных правовых актах, большей частью выступает как их толкование. В то же время обобщение и анализ однотипной юридической практики позволяет вносить необходимые изменения в законодательство, вызванные требованиями времени, тем самым дополняя и устраняя противоречияВ теории исключается возможность для судебной практики выступать в роли создателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толкователя права. Эта принципиальная позиция в какой-то мере подкреплялась и отсутствием в стране судебной касты, которая претендовала бы на то, чтобы стать независимой от государственной власти, если не соперничающей с ней. Несмотря на конституционный принцип независимости судей и подчинения их только закону, суд оставался инструментом в руках правящего класса (группы), обеспечивал его господство и охранял прежде всего его интересы. Судебная власть не пыталась контролировать законодательную и исполнительную ветви власти.Особенности правосознанияПравовое сознание (правосознание) представляет собой совокупность представлений и внутренних переживаний по отношению к праву и закону, основанному в первую очередь на естественных правах человекаПравосознание чрезвычайно идеологизировано Социалистическое право не воспринимает идеи естественных прав человека; к классу богатых, например, оно допускало применение самых жестких и несправедливых мер.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Правовые семьи (иудейская) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.