Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Правовые системы (континентельная)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Правовые системы (континентельная)
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    05.01.2018 3:44:18
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    182-02-18_КЮТ _ ТГП_ Континентальная правовая система


    Содержание

    Введение3

    Глава 1. Правовые системы современности5

    1.1.Понятие и структура правовой системы5

    1.2.Классификация правовых систем7

    Глава 2. Особенности континентальной правовой системы11

    2.1. История появления и развития романо-германской (континентальной) семьи11

    2.1.Общая характеристика современного континентального права12

    Заключение22

    Список используемой литературы25




    Введение


    Актуальность курсового исследования определяется тем, что история и современный мир характеризуются многообразием правовых систем государств различных типов, форм, режимов.

    Национальных правовых систем, как и государств, в современном мире много. Но все они могут быть объединены в определенные правовые семьи. Сравнительная характеристика правовой системы нашей планеты, анализ особенностей основных правовых семей, существующих на земном шаре, дает базу для установления общих закономерностей и тенденций развития права.

    Целью данной работы является исследование основных характеристик континентальной правовой системы, составляющих ее особенности и определяющих процесс ее формирования, функционирования и развития на современном этапе.

    Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:

    - раскрытие правовой природы и структурного содержание современной континентальной правовой системы как явления общества и государства;

    - анализ процесса формирования и функционирования действующей континентальной правовой системы в рамках типологии современных правовых систем;

    - выявление сложившихся на данный момент особенностей национальной континентальной правовой системы и факторов их обуславливающих.

    Объект исследования правовые системы.

    Предмет исследования континентальная правовая система.

    Многие ученые в своих трудах уделяют большое внимание этому вопросу, среди них наиболее яркими представителями являются: Давид Рене, Лазарев В.В., Нерсесянц В.С., Саидов А.Х., Алексеев С.С. и некоторые другие.

    Цели и задачи исследования определили его структуру. Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.


    Глава 1. Правовые системы современности


    1. Понятие и структура правовой системы

    Правовая система представляет собой комплекс правовых явлений, связанных с особенностями развития конкретного общества. Правовая система включает в себя всю совокупность внутренне взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государственная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения. Можно также утверждать, что правовая система является совокупностью взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития конкретной страны. Правовая система включает в себя всю правовую действительность определенного государства, основными элементами которой выступают: право как система общеобязательных норм (выраженных в источниках права), правовая идеология, юридическая практика. Правовая система конкретной страны является национальной правовой системой.

    Изучение правовых систем происходит в рамках компаравистики (сравнительного права). Право как система связана с государственным и социальным строем, с определенной территорией (пространством). Составляющие элементы правовой системы соединены между собой объективными связями и отношениями (отношениями общности). Возможно также выделение следующих уровней правовой системы: субъектно-содержательный, интеллектуально-психологический, нормативно-регулятивный, организационно-деятельностный, социально-результативный. Благодаря своему универсальному значению нормы права пронизывают все уровни правовой системы, оказывая регулятивное и охранительное воздействие на все отношения.

    Необходимо отличать правовую систему от правовой надстройки, в которую включаются правовые явления общества, соотносимые с базисом. Надстройка отражает самый общий уровень правовой системы (правосознание, правовая деятельность, правовые институты). Правовая система - это целостное, функционально-структурное состояние правовой действительности в целом.

    Вследствие процессов глобализации права различия между правом различных стран значительно уменьшаются. Сами нормы при этом могут быть бесконечно разнообразны, но способы их систематизации, толкования, применения показывают наличие некоторых типов, группировок правовых систем - правовых семей. Итак, понятие «правовая семья» обозначает группы правовых систем, которые имеют сходные юридические признаки. Подобное сходство является, прежде всего, результатом культурно-исторического развития.

    Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании, Германии, и т.д.

    Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм, а из их более постоянных элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в «семьи».

    Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития.

    Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной страны. Правовая система-это вся «правовая действительность» данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:

    - собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках

    - правовая идеология - активная сторона правосознания

    - судебная(юридическая) практика.


    1. Классификация правовых систем

    В основу классификации правовых систем положены различные факторы: исторические, религиозные, технико-юридические, идеологические, культурно-правовые, этнические и другие факторы. Некоторые авторы насчитывают около 200 правовых систем, другие ограничиваются различением трех больших групп среди всех правовых систем: правовой системы западного типа, правовой системы советского типа и религиозной правовой системы. «По отношению к государству и политическим системам правовые системы могут быть подразделены на следующие типы: догосударственные, дополитические системы; политико-государственные системы права; постполитические (политико-государственные) правовые системы». Некоторые авторы выделяют восемь типов правовых систем: романистические, нордические, социалистические, правовые системы немецкого типа, правовые системы, основанные на обычном праве, основанные на исламских традициях, на индусской традиции, правовые системы Дальнего Востока. Но правовые системы группируются также по правовым семьям.

    Одна из самых распространенных - классификация правовых систем (семей), данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, которая включает в себя религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, основанной, прежде всего, на источниках права. Совершенствуя свою классификацию правовых систем, Рене Давид выделил среди них четыре системы: романо-германские правовые системы, англосаксонские правовые системы, социалистические, религиозные и традиционные правовые системы. Особое внимание при классификации правовых систем уделяется таким критериям, как общность их исторических корней, сходство стиля или модели правового мышления, близость основных правовых институтов и др.

    Сравнительно-правовой анализ государственно-правовых институтов, принципов и норм различных стран позволяет выделить общее и особенное в этих странах и свести все многообразие национального регулирования в определенную систему мирового права. Здесь исходным элементом выступает уже не норма права, а целостная национальная правовая система или их группа (тип, семья). Сравнимость правовых систем - необходимое условие их систематизации или объединения (типологии).

    В основу классификации можно взять также критерий «правового стиля» (К. Цвайгерт и Г. Котц), который складывается из следующих основных факторов: происхождение и эволюция правовых систем, особенности юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы. На основе этих факторов различаются так называемые «правовые круги» - романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право.

    В основе марксистской типологии права лежит критерий общественно-экономической формации - рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право.

    Многофакторная классификация правовых семей построена на основе трех взаимосвязанных критериев: исторического генезиса правовых систем, системы исторического права и структуры правовой системы. В соответствии с этими критериями выделяют романо-германскую правовую семью, правовую семью общего права, скандинавскую правовую семью, латино-американскую, мусульманскую, индусскую, дальневосточную правовую семью и семью обычного права. В российском правоведении традиционно используются классификации, в основе которых лежат национально-исторические, технико-юридические и конкретно-географические признаки права.

    В современном правоведении в целом обычно различают национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем.

    Национальная правовая система представляет собой конкретно-историческую совокупность права, юридической практики и преобладающей правовой идеологии отдельного государства. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве единичного проявления общего (типового) явления.

    Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического способа его формирования.

    Внутри отдельной правовой семьи возможны дальнейшие классификации. Например, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского (Италия, Франция, Испания, Португалия, право латино-американских стран, церковно-католическое право), и группу германского права (Германия, Австрия, Венгрия, скандинавские страны). Внутри семьи общего права выделяют правовые системы Англии, США, право англоязычных стран. Славянская правовая семья включает в себя группу российского права и западно-славянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, современная Югославия).

    Но в наиболее устоявшейся, ставшей уже традиционной классификации, различают правовые семьи общего (англосаксонского) права, романо-германского права, социалистического, мусульманского права, семьи религиозного и традиционного права.


    Глава 2. Особенности континентальной правовой системы


    2.1. История появления и развития романо-германской (континентальной) семьи


    К романо-германской семье относятся правовые системы, возникшие первоначально в континентальной Европе на основе древнеримского права, а также канонических и местных правовых обычаев. Они как бы продолжают римское право, являются результатом его эволюции и приспособления к новым условиям. Господствующая роль в таких системах принадлежит закону и в первую очередь кодексу.

    Романо-германская правовая семья, существовавшая первоначально в странах континентальной Европы, затем распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Востока, Японию. Этот процесс объясняется как колонизаторской деятельностью многих европейских стран, так и высоким уровнем кодификации в этих странах в XIX в., которую можно было использовать как образец для создания собственного права.

    История создания и развития континентальной правовой семьи довольно длительна. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII-XVI вв. на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку.

    Постепенно основные нормы римского права начинают восприниматься законодателем. В условиях господства в феодальной Европе натурального хозяйства, отсутствия товарного производства и рынка не было нужды в такого рода нормах. Однако по мере роста капиталистических отношений, развития товарного обмена тщательно разработанное римское право, рассчитанное на общество, где доминирует частная собственность, все больше использовалось нарождающейся буржуазией.

    Буржуазные революции коренным образом изменили природу права, отменили феодальные юридические институты, превратили закон в основной источник романо-германского права.

    Кодификация завершает формирование романо-германской правовой семьи как целостного явления. Во Франции в 1804 г., в Германии в 1896 г., в Швейцарии в 1881-1907 гг. были приняты гражданские кодексы. В течение XIX в. были приняты и другие кодексы в большинстве стран европейского континента. Самой значительной была роль французской кодификации, особенно гражданского кодекса (кодекса Наполеона), оказавшей заметное влияние на процесс утверждения принципов права во многих государствах Европы и за ее пределами.

    Романо-германское право (национальные правовые системы Франции, ФРГ, Италии, Испании и др.) семья правовых систем, характеризуемая таким высоким уровнем нормативных обобщений, который достигается при помощи кодифицированных актов законодательных или иных правотворческих органов и выражен в абстрактно формулируемых нормах, в формировании логически завершенной структурно замкнутой (“закрытой”) нормативной системы. В соответствии с этим правовые системы данной группы имеют облик нормативно-законодательных и в массовом правосознании воспринимаются в качестве таких, где право выступает преимущественно в виде “закона”.


    2.1.Общая характеристика современного континентального права


    Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет, выражающийся в том числе и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов.

    В большинстве стран приняты и действуют гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы. Весьма разветвлена система текущих законов, регулирующих все важнейшие сферы общественных отношений. Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и др. В них формируются нормы, принятые во исполнение законов. Кроме того, в случае необходимости административные органы осуществляют самостоятельную регламентацию отношений; для ее осуществления законодатель предоставляет им соответствующие полномочия (делегированное законодательство).

    Таким образом, право стран романо-германской семьи характеризуется единой схемой иерархической системы источников права. Что касается обычая, то за редкими исключениями он потерял характер самостоятельного источника права.

    Определенное, хотя и довольно скромное значение придается в континентальном праве судебной практике. Право включает в себя не только правовые нормы, сформулированные законодателем, но и их толкование судьями. Французский исследователь правовых систем современности Р. Давид говорит о так называемых “вторичных правовых нормах”, создаваемых судьями, о том что содержание положений закона истолковывается в том смысле, который в наибольшей степени отвечает требованиям справедливости в момент применения закона. Любое судебное решение, основанное, например, на аналогии закона или на общих принципах, может восприниматься другими судами после прохождения решения через кассационную инстанцию как фактический прецедент.

    Существенную роль при отправлении правосудия играют и зафиксированные в законе общие принципы права, которые также могут быть в определенных условиях основанием для решения дел. Например, в публичном праве Франции возможно обращение к общим принципам административного права. Федеральный верховный суд и Федеральный конституционный суд ФРГ в целой серии своих решений объявили, что конституционное право не ограничено текстом Основного закона, а включает “некоторые общие принципы, которые законодатель не конкретизировал в позитивной норме”.

    С развитием интернациональных связей большое значение для систем права отдельных стран приобретает международное право. В некоторых государствах международным договорам придается большая юридическая сила, чем внутренним законам. Конституция ФРГ 1949 г., например, устанавливает, что “общие нормы международного права” имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории (ст. 25).

    Во всех странах романо-германской семьи признается деление права на публичное и частное. Такое деление в определенной степени потеряло за последнее время то значение, которое имело на первых этапах развития континентального права, но тем не менее все еще остается важной характеристикой структуры современных национальных правовых систем. В общем виде к публичному праву относятся отрасли и институты, определяющие статус и порядок деятельности государственных органов, и отношения индивида с государством, а к частному отрасли и институты, регулирующие отношения индивидов и юридических лиц (организаций, предприятий, фирм, кооперативов и др.) как равноправных партнеров. Обычно к публичному праву относят такие отрасли, как конституционное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, международное публичное. Частное право состоит из отраслей: собственно гражданское, включающее в себя и семейное, торговое, авторское, международное частное.

    Некоторые отрасли доктрина права относит к так называемым “смешанным правам”, где нормы публичного и частного права тесно переплетаются. Это трудовое, сельскохозяйственное, морское, воздушное и некоторые другие отрасли.

    Стирание в современный период границы между публичным и частным правом связано в первую очередь с усилением государственного вмешательства в сферу экономики. Все большая административно-правовая активность, обусловленная расширением социальной деятельности государства в сфере защиты прав трудящихся, социального обеспечения, регулирования цен, здравоохранения и т.д., затронула такие отношения, которые ранее находились в исключительном ведении частного права. Произошло вторжение государства в сферу договоров ранее “вотчину” частного права. Появился институт обязательного договора, заключенного по предписанию государственных органов. Условия обычного договора также могут в ряде случаев устанавливаться и предписываться административным актом, как в случае установления цен и квот. Если добавить, что частное предпринимательство, профессиональная и торговая деятельность подчинены многочисленным административным установлениям, регулирующим торговлю, здравоохранение, социальное обеспечение, государственную безопасность, то можно получить представление о масштабах “экспансии” публичного права в области, которая ранее считалась неприкосновенной зоной частного права.

    Одновременно можно наметить и другую, противоположную тенденцию, порожденную расширением круга государственных обязанностей, особенно в сфере социальных и коммунальных услуг, применение институтов и средств частного права для выполнения публично-правовых действий. Об этом свидетельствует деятельность разного рода промышленно-торговых образований государственного характера, в частности, национализируемых предприятий.

    Внутри романо-германской правовой семьи выделяют две правовые группы: романскую, опирающуюся в первую очередь на право Франции и включающую в себя также правовые системы Бельгии, Люксембурга, Голландии, Италии, Португалии, Испании, и германскую, объединяющую наряду с ФРГ правовые системы Австрии, Швейцарии и некоторых других стран.

    В основе данной семьи права лежит римское право, где в качестве основного источника права выступает писаный закон (нормативно-правовой акт). Данное право формировалось на основе права христианской цивилизации, учитывающего, прежде всего, характер справедливости заключающихся в источниках (формах) права норм. На суд и другие правоприменительные органы возлагается обязанность точной реализации норм права, сформулированных законодателем, что, в конечном счете, обеспечивает единообразие правоприменительной практики. «Закон в романо-германском праве никогда не отожествлялся и не отожествляется с правом, а «законопорядок», т.е. порядок, складывающийся на основе строгого и неуклонного соблюдения требований, содержащихся в законе, никогда не рассматривался как синоним «правопорядка». Закон в данной правовой семье не является абсолютным и единственным источником права (но в системе источников права занимает доминирующее место), наряду с ним большое значение имеют обычаи, доктрины, судебные решения и др. Судья в данной системе не обязан следовать решению другого суда, за исключением практики высших судебных инстанций. Но суды вправе создавать главным образом прецеденты судебного толкования.

    Романо-германская правовая семья (Италия, Франция, Германия, Испания, страны Латинской Америки, значительная часть государств Африки и Востока и др.) сложилась в Европе в средние века, на основе кодификации византийского императора Юстиниана. Рецепция римского права привела в Европе к тому, что правовые системы континентальных стран приобрели определенное сходство. Во всех странах закон является основным источником права, есть писаные конституции, обладающие высшей юридической силой. «Романо-германскую правовую семью отличает ряд особенностей, среди которых следует отметить, прежде всего, принцип верховенства закона, означающий ведущую роль в системе ее источников права писаных конституций. Кроме того, в условиях верховенства закона акты регламентарной (или исполнительной) власти (регламенты, декреты, постановления и т.д.) имеют подзаконный характер». Законы и подзаконные акты не должны противоречить конституциям, которые разграничивают компетенцию государственных органов и в соответствие с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права. В романо-германской юридической доктрине различают три основных разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы и сводные тексты норм. Законы в соответствии с их отраслевым характером регулируют специальные (отдельные) сферы общественных отношений. Среди источников романо-германского права большое место в правовом регулировании занимают подзаконные акты.

    В романо-германском праве широко используются в правовом регулировании основные принципы права, которые приобретают особое значение в случае пробельности или коллизионности законодательства. Доктрина по-прежнему оказывает весомое влияние на законодательную и правоприменительную деятельность. Обычай может действовать в этой системе лишь в дополнение к закону, т.е. определяющего значения не имеет. В ряде случаев (прежде всего в частном праве) обычаи преобладают над иными источниками права. Необходимо указать «на такую отличительную черту и особенность романо-германского права, как ярко выраженную по сравнению с другими правовыми семьями доктринальность и концептуальность». Судебная практика также относится к числу вспомогательных источников. В ряде случаев судебное решение, закрепленное на уровне высших судебных инстанций, приобретает фактическое значение прецедента. Но суд не имеет права на правотворчество. В тоже время судебная практика и в этой системе в ряде случаев стала рассматриваться как источник права.

    Внутри романо-германской системы есть и существенные различия. Прежде всего, внутри данной семьи выделяют две правовые группы: романскую (Италия, Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Испания, Португалия) и германскую (Германия, Австрия, Швейцария и др.). В отличие от романского права на германское право сильное влияние оказала немецкая правовая наука. Например, во Франции и в настоящее время в основе системы источников права используются кодексы наполеоновского времени. Но в тоже время разрабатываются современные кодексы по отраслевому типу. Хотя они охватывают достаточно узкие сферы правового регулирования (Лесной кодекс, Кодекс сберкасс, Кодекс автомобильных дорог и т.д.) и носят консолидированный характер. В системе романо-германского права преобладает торговое право, хотя во многих странах данной правовой семьи широкое распространение изначально получили гражданские кодексы. Кроме перечисленных отличительных признаков романо-германской правовой семьи указывается также на такую черту этого права, как «относительно самостоятельный характер существования гражданского и коммерческого права, исторически, с момента их возникновения и последующего развития четко проводимое различие между тем и другим».

    В последнее время в континентальных странах расширилась сфера подзаконного нормотворчества. Обычаи продолжают использоваться в качестве источника права в частных правовых отношениях и при решении проблем и вопросов конкретного региона. Обычаи по общему правилу являются дополнением к закону. Кроме того, например, во Франции источники права делятся на первичные (государственные нормативные акты) и вторичные (судебные решения). Однако процесс взаимовлияния права вследствие интегративных процессов проявляется в том, что во Франции решения Кассационного Суда, Государственного совета, Конституционного совета начинают оказывать на правовую систему роль, сходную с принципом действия английского прецедента. Судья хотя и не обязан жестко следовать судебной практике, но все же находится под сильным влиянием авторитета предыдущих судебных решений.

    В Германии основой действующего права являются кодексы. Но значительная часть изменений в законодательство внесена через специальные законы и наблюдается тенденция к увеличению влияния подзаконных актов. Правительственные и иные подзаконные акты в Германии могут быть изданы только в рамках исполнения законов. В Германии нет консолидированных кодексов нового типа. Правовой обычай распространен в достаточно узкой среде, не охваченной кодификацией. В сфере публичного права Германии проявляется широкое действие конституционных норм.

    Судебная практика выступает в качестве источника права лишь при утверждении решений нижестоящих судов в высших судебных инстанциях. В сфере действия административного права роль судебной практики еще менее значительна. Решения Конституционного Суда Германии являются источником права наравне с законом. Толкования Конституционным Судом законов обязательны для всех правоприменительных органов. Значение конституционного контроля проявляется в том, что на время проверки законности акта, подлежащего применению, происходит приостановление его действия, а затем решается дело в соответствии с заключением Конституционного Суда.

    Характер системы источников права Германии связан с федеративным государственным устройством страны. Каждая земля (субъект Федерации) имеет свое законодательство, но федеральное право по Конституции Германии имеет приоритет над правом земель. С другой стороны земли достаточно самостоятельны и участвуют через верхнюю палату (бундесрат) в федеральном нормотворчестве, а законодательная компетенция Федерации ограничена рамками Конституции (Основного закона). Вопросы, не отнесенные к исключительной или совместной компетенции, остаются в компетенции земель.

    «Каркасный» характер законодательства Германии проявляется в том, что Федерация может издавать только общие положения - законы-рамки (рамочное законодательство), а право издания специальных (детальных) законов закреплено за землями Германии. Но в случае коллизии законов действует федеральный закон. Общие нормы международного права являются по Основному закону составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законом и непосредственно порождают права и обязанности у субъектов права на территории Федерации. В отличие от Германии во Франции действие норм международного права носит более умеренный характер, где говорится не о прямом применении норм международного права, а о договорах и соглашениях, надлежащим образом ратифицированных.

    Обобщая сказанное, можно выделить основные признаки романо-германской правовой семьи. В названных странах доминирует единая, иерархически построенная, система источников писаного права, где главное место занимает законодательство. Основная роль в правотворчестве отводится органам законодательной власти, правоприменительные органы не могут изменять закон и его смысл. Высокий уровень конституционного регулирования дополняется высокой техникой нормативных обобщений, что достигается при помощи кодификации нормативно-правовых актов. Все право делится по отраслевому признаку, а также на частное и публичное право.

    Правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных источников права. Особое значение имеет юридическая доктрина, определяющая основные принципы и теорию построения права данной правовой семьи.


    Заключение


    В заключении курсового исследования автор считает нужным сделать несколько важных выводов.

    Континентальная система (семья) права складывалась в отличие от англосаксонской системы под непосредственным влиянием правовой системы Франции, и особенно наполеоновской кодификации, осуществленной еще в начале XIX в.

    Сам термин «континентальная система права» вошел в оборот в науке сравнительного правоведения в конце XIX в. Этот термин, как и англосаксонская система права, оказался достаточно условным и неполно отражающим реальное положение вещей. Первоначально эта система (семья) включала в себя правовые системы ряда стран европейского континента, унаследовавших основные понятия, конструкции, а также общий дух римского права. К этой семье относились правовые системы таких родственных «романских» государств, как Франция, Голландия, Бельгия, Испания, Италия. К этой же группе также относилась Германия, влияние права которой на континентальную систему становится особенно заметным с конца XIX и в первой половине XX в. Германский фактор, отразивший синтез варварского (германского) и римского права, стал столь существенным, что сама континентальная система стала называться романо-германской правовой семьей.

    Континентальная система права в своем развитии рано вышла за рамки Европейского континента. В силу влияния римско-испанских правовых традиций ее уже в XIX в. восприняли практически все латиноамериканские республики, где рецепция французского и римского права была особенно глубокой. Основные элементы структуры и отдельные положения континентальной системы были трансплантированы в XIX и в начале XX в. в многочисленные африканские и азиатские колонии Франции, Бельгии, Голландии, Германии. Во второй половине XX в., когда эти колонии получили независимость, их правовые системы оказались «привязанными» к романо-германской правовой семье.

    Заметное влияние континентальной системы права можно видеть также в японских кодификациях конца XIX - начала XX в., в праве Оттоманской империи, Египта и т.д. Таким образом, континентальная система права превратилась к концу XIX - началу XX в. в одну из двух мировых систем права.

    Романо-германская (континентальная) правовая семья имеет ряд структурных и технико-юридических особенностей, которые восходят еще к римскому праву и к средневековым правовым традициям.

    В странах континентальной системы сложились специальные юридические конструкции, обеспечивающие признание верховенства закона. Закон рассматривался здесь как акт верховной власти, наделенный правом устанавливать нормы, имеющие высшую юридическую силу. На законе (конституции) основывалась и иерархия всех соподчиненных и нижестоящих по своей правовой силе нормативных актов. Во Франции в XIX в., как и в континентальной системе в целом, сложилось положение, которое сами французские юристы назвали «фетишизацией писаного закона».

    С формально юридической точки зрения в континентальной системе любое решение суда должно было основываться на писаном праве, на законе, а не на предшествующих судебных решениях. Судьи в рамках континентальной системы могли лишь применять право, а не создавать его, как это делали их английские коллеги.

    Другая специфическая черта континентальной системы - это кодификация, которая рассматривалась как необходимое условие отраслевой организации правовых норм.

    Континентальная система права отличается от англосаксонской системы не только по своим источникам, но и по внутренней структуре, по основным правовым институтам, конструкциям, по юридической технике. Сама правовая норма рассматривается как абстрактное предписание, как высшее правило поведения для граждан и государственных органов. Многие структурные особенности права континентальной системы проистекают еще из переработанного применительно к новым условиям римского права. Так, для стран континентальной системы, как и для римского права, ха­рактерно деление права на публичное и частное. Первое связано с публичным, общественным интересом и соединяет частных лиц под эгидой государственной власти в единый коллектив «ради блага всего общества». Второе ориентировано на отдельных индивидов и связывает частных лиц в процессе защиты своих личных интересов, в том числе от не требующегося в этой сфере государственного вмешательства.

    Список используемой литературы


    Нормативные и правовые акты:

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации URL: #"center">Научная и специальная литература:

      1. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права : Учебник. - М.: Норма, 2015. 496 с.
      2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2013 . .528 с.
      3. Григорьев В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А. Григорьев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 218 с.
      4. Григорьев В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А. Григорьев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 218 с.
      5. Иванов, А. А. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А. А. Иванов; под ред. В. П. Малахова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 351 с.
      6. Коваленко А.И. Общая теория государства и права. - М.: ТЕИС, 2012.
      7. Комаров С. А. Общая теория государства и права. - М.: Юристъ, 2013.
      8. Общая теория государства и права. Академический курс/ Отв. ред. М.Н. Марченко. - М., 2014. 712 с.
      9. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 560 с.
      10. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / В. В. Оксамытный. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 511 с
      11. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник/отв. ред. А.Я. Сухарев. - М.: Норма, 2014. -562 с.
      12. Спасенников, Б. А. Теория государства и права: [Электронный ресурс]: курс лекций по дисциплине Теория государства и права.- М.: ФЛИНТА, 2013. - 290 с
      13. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. - М.: Проспект, 2014. -722 с.
      14. Старков, О. В. Теория государства и права [Электронный ресурс]: Учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ. ред. О. В. Старкова. 4-е изд. М.: Дашков и К°, 2015. 372 с.
      15. Теория государства и права : Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М.:Юристъ, 2013. -592 с.
      16. Теория государства и права. Практикум/Е.В.Сафронова, А.Ю.Кузубова, Л.Л.Соловьева - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 195 с
      17. Теория государства и права: Курс лекций / А.В. Васильев. - М.: МПСИ, 2013. - 200 с.
      18. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013 - 640с.
      19. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник / Л.П. Рассказов. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 559 с.
      20. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 496 с.
      21. Т
      22. Теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. - 3-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 213 с.
      23. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю.Мордовцев, А.Ю.Мамычев - 3-е изд. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 526 с. Теория государства и права: Учебник / М.Б. Смоленский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 272 с.
      24. Шагиев Р.В., Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Р.В. Шагиева. - М.: Норма, 2015. - 214 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Правовые системы (континентельная) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.