Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Сфера социальной политики

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Сфера социальной политики
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Когда добавили:
    05.12.2017 9:21:00
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Введение

    Развитие социальной сферы является важнейшим направлением внутренней политики государства, обеспечения благополучия и всестороннего развития граждан. В статье 7 Конституции РФ сказано: «Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

    Главное назначение социальной сферы удовлетворение социальных и культурно-бытовых потребностей населения, обеспечение его разнообразными благами и услугами. Социальная сфера призвана предоставить каждому человеку реальную возможность для укрепления здоровья, повышения квалификации, совершенствования способностей и тем самым улучшения своего положения в сфере производства и обществе в целом. Именно через социальную сферу можно обеспечить целенаправленное воздействие на процесс физического и духовного развития человека. Велика ее роль и в повышении качества жизни, обеспечении социальной справедливости и социальной защиты в реальной экономике.

    Переход от административно-распределительной технологии управления социальной сферой к использованию экономических методов, от дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, все это обуславливает требования к компетентности менеджера в социальной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на «специфику» сферы.

    1. Понятие социальной сферы и её компоненты


    Сфера жизни общества это особый вид его жизнедеятельности (процесса общества), в котором реализуется та или иная функция общества. Например, в производственной сфере реализуется производственная функция общества, в политической сфере политическая функция и т.п.

    Социальная сфера включает в себя отрасли, деятельность организаций которых обеспечивает решение социальных проблем населения. Проблемное поле социальной сферы сосредоточено вокруг следующих направлений:

    уровень и качество социальной жизни (распределение социальной помощи, безработица, миграционная политика, занятость и т.д.);

    народное образование;

    здравоохранение;

    жилищно-коммунальное хозяйство;

    культурная политика.

    Кроме того, отдельно выделяют направление по работе с молодежью, как наиболее перспективной и то же время социально незащищенной части населения.

    Основой реализации государственной социальной политики является территориальное образование (субъект Федерации), так как особенности его развития должны учитываться при разработке и принятии управленческих решений в социальной сфере.

    Цель функционирования социальной сферы социальное развитие региона, направленное на изменение благосостояния, структуры потребностей и форм жизнедеятельности населения в меняющейся социальной и экономической среде.

    Представление социальной сферы региона в виде системы позволяет представить ее в виде системы взаимосвязей основных отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, ЖКХ), деятельность которых направлена на развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни населения региона.

    Основным субъектом управления социальной сферы региона выступает государство в лице региональных органов власти. Кроме того, субъектами управления социальной сферы являются хозяйствующие субъекты (бизнес-структуры), выполняющие социальные функции, и общественные организации, играющие роль сторонних наблюдателей и контролеров.

    На функционирование социальной сферы региона как системы влияют различные факторы (рисунок 1).

    Рисунок 1. Факторы, влияющие на социальную сферу региона


    Составляющие системы развития социальной сферы региона не взаимозаменяемы и равнозначны и определяют в целом две стороны развития это компоненты, определяющие потребление (доход) и человеческий капитал (образование, здоровье), с одной стороны, и элементы, характеризующие уровень и доступ к базовым благам и услугам. Определение приоритетности этих компонентов во многом зависит от концепции социального развития региона и от уровня экономического развития. Так, в развитых странах с учетом высокого уровня дохода населения в целом на первое место выходят компоненты, характеризующие уровень развития среды, качество населения (человеческий капитал) и социальные (нематериальные) блага. Для развивающихся стран ведущую роль играют потребление (доход) и доступ к базовым материальным благам и услугам (чистой воде и санитарии, первичной медицинской помощи, образованию начального уровня). Для большинства стран с переходной экономикой социальное развитие определяется возможностями самообеспечения (доходом и занятостью), человеческим капиталом и трансформацией институтов и социальных функций государства.

    Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы «перекрывается» другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

    Рисунок 2. Взаимосвязь социальной сферы с другими сферами жизни общества


    Рисунок 3. Объекты социальной сферы


    Социальная сфера многогранна, как и само общество. Она включает образование, науку, здравоохранение, культуру, физическую культуру, туризм и социальную защиту. Особенностью регулирования данной отрасли является преобладание в ней учреждений, в то время как в экономике это предприятия.

    2. Система управления социальной сферой государства


    Система управления организациями социальной сферы включает наряду с объектом и субъектом управления управленческий персонал, комплекс методов управления, средства управления, связи между органами управления, объектом (объектами) управления и внешней средой.

    Рисунок 4. Схема управления социальной сферой

    Функционирование организаций и учреждений социальной сферы осуществляется на основе законодательных актов, принимаемых на федеральном уровне, а также на основании постановлений и нормативных актов, принимаемых на региональном и местном уровнях управления.


    Рисунок 5. Структура финансирования социальной сферы


    Бюджетное финансирование социальной сферы является одним из основных источников. Учреждения социальной сферы, не имеющие собственных доходов, находящиеся на сметном финансировании называются бюджетными организациями. Основой предоставления бюджетного финансирования учреждениям социальной сферы являются два критерия: форма собственности и социальная значимость услуг.

    Финансирование учреждений социальной сферы осуществляется в следующих основных формах:

    1. бюджетные ассигнования это суммы денежных средств, выделяемых из бюджета соответствующего уровня для покрытия расходов организации на определенные цели. Бюджетные ассигнования обеспечивают функционирование организаций, услуги которых оказываются населению бесплатно;

    2. бюджетные дотации это суммы денежных средств, предоставляемые из бюджета государственным учреждениям, социальной сферы, оказывающим платные услуги населению по регулируемым с помощью дотаций ценам.

    Внебюджетное финансирование осуществляется за счет средств, формирующихся из внебюджетных источников. К ним относят государственные социальные внебюджетные фонды (на федеральном и региональном уровне). Главный причиной создания фондов является дефицит бюджетных средств, а также многообразие форм собственности предприятий. Денежные средства внебюджетных фондов являются материальной основой социального страхования, являющегося неотъемлемой частью политики в социальной сфере. К внебюджетным социальным фондам относятся:

    социальный фонд;

    фонд медицинского страхования;

    пенсионный фонд;

    фонд занятости.

    Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья, является Министерство здравоохранения РФ.


    Министр Здравоохранения Российской ФедерацииПервый заместитель Министра здравоохраненияПервый заместитель Министра здравоохранения - Главный государственный санитарный врачЗаместитель министра здравоохраненияЗаместитель Министра здравоохраненияЗаместитель Министра здравоохраненияЗаместитель Министра здравоохраненияРисунок 6. Структура центрального аппарата Министерства здравоохранения Российской Федерации


    Современное состояние здравоохранения в России характеризуется недостаточным ресурсным и финансовым обеспечением, низкой эффективностью деятельности лечебно-профилактических учреждений, неадекватным качеством медицинской помощи.

    Субъектами управления образованием являются:

    Министерство общего и профессионального образования РФ,

    Федеральные ведомственные органы управления образованием,

    Органы государственного управления образованием субъектов РФ,

    Муниципальные органы.

    В настоящее время система управления образованием уже не соответствует современным задачам его развития: отсутствуют механизмы, компенсирующие неравные возможности регионов в финансировании образования, способствующие эффективному использованию бюджетных средств и привлечению внебюджетных, обеспечивающие прозрачность финансирования и оптимальность использования ограниченных ресурсов.

    МинистрАттестационная коллегияКоллегияПресс-службаВысшая аттестационная комиссияАккредитационная коллегияГосударственная инспекция по аттестацииСтатс-секретарь-заместитель МинистраПервый заместитель МинистраПервый заместитель МинистраПервый заместитель МинистраЗаместитель МинистраЗаместитель МинистраЗаместитель МинистраЗаместитель МинистраЗаместитель МинистраЗаместитель МинистраЗаместитель МинистраРисунок 7. Структура центрального аппарата Министерства образования Российской Федерации


    Реформы, проводимые в последние годы в системе образования, требуют совершенствования управленческой деятельности, нацеленной на развитие системы с помощью специальных форм, методов и средств, дающих возможность поднять на должный уровень эффективность образовательного процесса.

    Органами федеральной власти, участвующими в управлении культурой, являются Министерство культуры РФ, Федеральная архивная служба России, Государственный комитет РФ по печати, Государственный комитет РФ по кинематографии, Федеральная служба по телевидению и радиовещанию.



    Министр культуры Российской ФедерацииСтатс-секретарьПервый заместитель МинистраПервый заместитель МинистраПервый заместитель МинистраЗаместитель МинистраЗаместитель МинистраЗаместитель МинистраРисунок 8. Структура центрального аппарата Министерства культуры Российской Федерации


    Министерство культуры отвечает за финансирование из федерального бюджета развития и сохранения культурного наследия, подготовку творческих кадров высшей квалификации, обеспечение деятельности особо ценных объектов культуры, развитие международного и межрегионального культурного сотрудничества.


    3. Механизмы и методы управления в социальной сфере


    К основным задачам управления социальной сферой относятся:

    поддержка и развитие образовательных учреждений;

    разработка программ общественной занятости и развитие сети общественных работ;

    распределение социальной помощи малоимущим и инвалидам;

    оказание медицинских услуг населению через механизм социального страхования и создание сети муниципальных медицинских учреждений (стационаров, поликлиник, больниц и профилакториев);

    подготовка и проведение культмассовых мероприятий, праздников и карнавалов;

    проведение мероприятий санитарно-гигиенического, экологического назначения и пр.

    Ключом к проведению социальной политики является разработка механизма, позволяющего осуществлять социальное управление.

    В социальной сфере действуют два типа механизмов регулятивных воздействий спонтанный и сознательный. Причем, на какой бы стадии развития ни находилось общество, оно не в состоянии абсолютно освободиться от стихийной силы случая, но соотношение сознательного и стихийного в управлении бывает различным.

    Спонтанный механизм управления социальной сферой проявляется в неупорядоченном воздействии сложной и противоречивой совокупности факторов, условий на процессы воспроизводства населения, их переплетения, столкновения. Эти воздействия пробивают себе дорогу как общая тенденция, имеющая вероятностный, стохастический, характер (например, демографические процессы рождаемости, смертности, брачности и т.д.).

    Сознательные факторы управления связаны с целенаправленной социальной деятельностью людей, которая осуществляется через специфические общественные институты (субъекты управления) - систему органов и организаций, обеспечивающих сознательное воздействие на социальную сферу с целью достижения определенных результатов. На федеральном уровне это министерства социального профиля (здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и др.), на региональном уровне соответствующие органы управления, на местном городские и районные комитеты, отделы, департаменты, различные учреждения и службы социальной помощи на местах. На социальные процессы в обществе на всех его уровнях оказывают свое влияние также политические, общественные и религиозные организации.

    Можно выделить следующие методы управления в социальной сфере:

    • социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;
    • экономические, обусловленные экономическими стимулами;
    • организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
    • самоуправление как разновидность саморегулирования социальной системы.

    В общем, виде все методы управляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.). Сложными или комплексными методами социального управления являются комбинации основных методов.

    По содержанию методы социального управления отражают требования объективных различных законов социального развития: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических и т. д.

    Социальные методы управления связаны со способами достижения социальных целей общества непосредственно через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур.

    Социальные методы включают широкий спектр методов социального нормирования, социального регулирования и др.

    Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия.

    Социально-политические методы включают социальное образование и привлечение работников к участию в социальном управлении.

    Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей.

    Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности.

    Социально-психологические методы управления, прежде всего, отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др. Целями применения социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной деятельности коллективов.

    Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения между работниками с учетом психологической совместимости. К методам гуманизации труда относятся использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т. д. Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

    Экономические методы управления представляют собой способы достижения экономических целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов. Среди многообразия экономических методов управления можно выделить, например, методы экономического стимулирования. Экономическое стимулирование представляет собой метод управления, опирающийся на экономические интересы работников. Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от личного вклада.

    Экономическое стимулирование базируется на следующих основных принципах:

    • взаимосвязь и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации;
    • дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений в структуре производства;
    • сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации;
    • сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность организаций и отдельных работников.

    Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственности. Организационно-административное воздействие осуществляется в следующих основных видах:

    • прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;
    • установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия;
    • разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов подвергаемых организационно-административному воздействию;
    • контроль и надзор за деятельностью организации и отдельных работников.

    Основной формой реализации и применения организационно-административных методов управления является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления в целях координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач.

    В рамках организации возможны такие формы проявления организационно-административных методов:

    1) обязательное предписание (приказ, запрет и т. п.);

    2) согласительные меры (консультации, компромиссы);

    3) рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т. п.).

    Одной из главных задач современной системы управления является создание наиболее благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются благодаря использованию разных методов управляющего воздействия, расширяющих права и ответственность разных субъектов самоуправления.

    Самоуправление предстает как процесс превращения человека, трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект. Это особый вариант организации управления, когда каждый из них сам решает вопросы в пределах отведенных полномочий, распределения ресурсов, трудовых функций и совместного заработка. Речь идет об ассоциациях трудящихся, регулирующих реальное соединение работников со средствами производства и распределение по труду, то есть осуществляющих ключевые организационно-экономические процессы.

    В целом, возможности использования различных методов управления неразрывно связаны с саморазвитием социальных систем, которые все в большей мере становятся субъектами управления, решают все большее количество назревших вопросов на основе самоуправления.


    Заключение

    Сфера социальной политики часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств.

    Выполнение социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

    Именно четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества. Недооценка роли социального управления особенно опасна в условиях переходной экономики, так как именно она является мощным средством оживления производства, предотвращение кризисов, улаживания конфликтов, возникающих вследствие проходящих в экономике преобразований.

    Управление социальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной и комплексной системой. Комплексная система социальной политики деятельность государства, общества «по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления».


    Список литературы


    1. Бабосов Е.М. Социальное управление. М.: ТетраСистемс, 2012. 432 с.
    2. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. М.: Едиториал УРСС, 2016. 264 с.
    3. Кудрина Н.Н., Леванков В.А. Менеджмент в социальной сфере. / Под ред. проф. Леванкова В.А. СПб.: «Нестор», 2014. 78 с.
    4. Лаврентьева И.П., В.В. Кузнецов, Григорьев В.В. Социальная политика и управление в социальной сфере. Ульяновск: УлГТУ, 2009. 129 с.
    5. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. М., 2010. 266 с.
    6. Пикулькин А.В. Система государственного управления. М. 2010. 294 с.
    7. Социальная политика / Под ред. Н.А. Волгина. М.: Издательство «Экзамен», 2016. 736 с.
    8. Тихомиров Л.А. Теория управления. М., 2013. 404 с.
    9. Шамхалов Ф. Теория государственного управления М., 2012. 125 с.
    10. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. М.: ГУ ВШЭ, 2013. 367 с.
    11. Эмиров Н.Д. Инновационные подходы в управлении социальной сферой: Монография. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. 206 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Сфера социальной политики ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.