Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Особенности образа судебного заседания у различных участников процесса

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Особенности образа судебного заседания у различных участников процесса
  • Предмет:
    Основы права
  • Когда добавили:
    24.08.2018 19:35:54
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Тема: «Особенности образа судебного заседания у различных участников процесса»






    ОГЛАВЛЕНИЕ


    Введение……………………………………………………………………....3Глава 1. Теоретическое исследование особенностей образа судебного заседания у различных участников процесса……………………………..51.1. Понятие судебного заседания и его общие условия…………51.2. Психологические особенности образа судебного заседания….101.3. Психологические особенности участников судебного заседания……………………………………………………………………..17Выводы по теоретической части исследования………………….………..25Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей образа судебного заседания у различных участников процесса………………………………272.1. Организация и методы исследования………………………..….272.1.1. Рабочая концепция исследования………………………272.1.2. Объект и предмет, цель, задачи, гипотезы исследования.....................................................................................................282.1.3. Описание выборки……………………........…………….292.1.4. Описание методов и методик исследования…………...302.1.5. Описание методов статистической обработки эмпирических данных …….............................................................................302.2. Психологические особенности участников судебного заседания: результаты исследования и их обсуждение………...................31Выводы………………………………………………………………………39Заключение……………………………………………...................................41Список использованной литературы…..……………………….......……….42Приложения………………………………………………………………….45



    Введение


    Судебное заседание решает важные социальные проблемы правовых отношений граждан, защиты их чести, достоинства, прав и свобод, применяя закон в условиях гласности и наглядности для населения.

    Деятельность суда осуществляется в сложных, часто психически напряженных условиях. Судебный процесс воспроизводит драматические и трагические события действительности. Здесь повторно воспроизводятся страсти, ненависть, злобность и агрессивность различных заинтересованных лиц.

    Психология рассмотрения дела в суде исследует закономерности, связанные с психической деятельностью всех лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также воспитательное воздействие судебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц, роль общественного мнения как фактора, влияющего на судебный процесс.

    Особенности судебного заседания изучали многие исследователи: А.В. Дулова, В.Л. Васильева, М.И. Еникеева, М.М. Коченова, А.Р. Ратинова, В.В. Романова, А.М. Столяренко и др.

    Судебная деятельность развивается в определенной, строго регламентируемой процессуальным законом последовательности, которая создает соответствующие стадии развития общей судебной деятельности, что призвано обеспечить наиболее целесообразные условия исследования доказательств, способствовать установлению истины и осуществлению правосудия.

    Наличие стадий, четкое различие задач, условий деятельности на каждой стадии все это создает наиболее оптимальные психологические предпосылки для правильного и полного осуществления правосудия судом.

    Вся деятельность судебного заседания направлена на установление достоверности, предметной отнесенности доказательств и принятие законного и обоснованного решения. Психологический анализ судебного процесса дает возможность разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности правосудия, культуры процесса, максимального воспитательного воздействия на всех его участников.



    Глава 1. Теоретическое исследование особенностей образа судебного заседания у различных участников процесса


    1.1. Понятие судебного заседания и его общие условия


    В России лекции по «Уголовной психологии» в Московском Императорском университете читались с 1806 года, а первая монография по судебной психологии была издана в Казани в1874 году, автором которой был профессор А.У. Фрезе [29].

    Судебное заседание это установленная соответствующим кодексом (гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным или арбитражно-процессуальным) процедура рассмотрения дела в суде.

    Судебное заседание это форма судебного разбирательства. Об этом свидетельствуют положения гражданского процессуального законодательства относительно возможности рассмотрения одного гражданского дела в рамках нескольких судебных заседаний. Судебное заседание проводится и для разрешения некоторых процессуальных вопросов, не связанных с рассмотрением дела по существу [20].

    Регламент судебного заседания это совокупность правовых норм, устанавливающих правила поведения в судебном разбирательстве всех участвующих в нем и присутствующих при этом лиц [32].

    Регламент определен таким образом, чтобы обеспечить руководящую роль и авторитет суда, равенство сторон и прав участников судебного разбирательства и включает следующие требования:

    - при входе судей все присутствующие в зале судебного заседания встают;

    - все участники судебного разбирательства обращаются к суду, дают показания и делают заявления стоя, иное возможно только с разрешения председательствующего;

    - участники судебного разбирательства, а также иные лица, присутствующие в зале судебного заседания, обращаются к суду со словами «Уважаемый суд», а к судье «Ваша честь» [32].

    Обеспечение порядка в судебном заседании и выполнение распоряжений председательствующего возложено на судебного пристава, требования которого обязательны для лиц, присутствующих в зале суда (ст. 257 УПК).

    В случае нарушения порядка судебного заседания к участникам процесса, а также к присутствующим лицам могут быть применены меры воздействия, предусмотренные ст. 258 УПК [28].

    Судебное заседание состоит из четырех частей:

    1) подготовительной части;

    2) рассмотрения дела по существу;

    3) судебных прений;

    4) вынесения и оглашения решения.

    Судья в назначенное время входит в зал судебного заседания, объявляет заседание открытым и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению в судебном заседании. Затем секретарь судебного заседания докладывает результаты проверки явки вызванных по делу участников процесса. В отношении неявившихся лиц, секретарь докладывает о том, был ли соблюден порядок извещения и вручения повесток.

    Затем председательствующий устанавливает личность явившихся, проверяет полномочия должностных лиц и представителей. В случае, если в производстве принимает участие лицо, не владеющее языком судопроизводства, председательствующий выясняет явился ли переводчик, разъясняет переводчику его права и обязанности, предупреждает об ответственности за заведомо неправильный перевод [25].

    Затем председательствующий удаляет свидетелей из зала судебного заседания. Также принимаются меры, чтобы допрошенные свидетели не общались с не допрошенными. После удаления свидетелей из зала судебного заседания председательствующий объявляет состав суда, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря, представителей сторон и третьих лиц, эксперта, специалиста и разъясняет лицам, участвующим в деле право заявить отводы и самоотводы.

    Если ходатайств не последовало или суд их не удовлетворил, председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности. Далее председательствующий выслушивает и рассматривает ходатайства по вопросам, связанным с рассмотрением и разрешением дела (ст. 167, 168, абз. 7, 8 ст. 222, ст. 233 ГПК РФ). Подготовительная часть заканчивается тем, что председательствующий разъясняет эксперту, специалисту их права и обязанности, предупреждает эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем берется подписка, приобщаемая к протоколу [8].

    Рассмотрение дела по существу начинается с доклада председательствующего или кого-либо из судей, если дело рассматривается коллегиально. В докладе содержится требование истца, возражения ответчика и обоснования всех требований и возражений, имеющихся в деле на момент доклада, т.е. отражаются итоги процессуальной деятельности судьи и других участников процесса при возбуждении дела и его подготовки к судебному разбирательству [26].

    Судья выясняет, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца, не желают ли они заключить мировое соглашение. Все распорядительные действия сторон заносятся в протокол, судья обязан разъяснить сторонам последствия совершения таких действий.

    Если стороны воздерживаются от совершения действий, председательствующий переходит к заслушиванию объяснений сторон и других лиц, участвующих в деле (ст. 174 ГПК РФ). После заслушивания объяснений определяется порядок исследования доказательств. Учитывается характер и сложность дел, имеющиеся средства доказывания, особенности источников доказательственной информации.

    На практике суд использует следующий порядок:

    - допрос свидетелей;

    - письменные доказательства;

    - вещественные доказательства;

    - воспроизведение аудио и видеозаписи;

    - заключение эксперта [27].

    Исследование доказательств обычно начинается с допроса свидетелей, председательствующий определяет очередность допроса свидетелей. Свидетель допрашивается отдельно в отсутствие других, не допрошенных свидетелей. Исключением является повторный допрос, который проводится для устранения противоречий между показаниями свидетелей.

    Перед допросом судья устанавливает личность свидетеля: ФИО, род занятий, место жительства, год рождения. Все данные заносятся в протокол, также свидетелю разъясняются его права и обязанности, ответственность за неправомерный отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, о чем берется подписка, также судья выясняет отношение свидетеля к лицам, участвующим в деле (ст. 176-178 ГПК РФ).

    После изложения показаний свидетелю задаются вопросы. Первым задает вопросы лицо, по заявлению которого вызван свидетель, представитель этого лица, а затем другие лица, участвующие в деле, их представители. Судьи вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса (ч. 3 ст. 177 ГПК РФ).

    Статья 179 ГПК РФ предусматривает процессуальные особенности допроса несовершеннолетних свидетелей [3].

    Письменные доказательства должны быть оглашены (ст. 181 ГПК РФ), причем оглашая письменные доказательства, судья должен учитывать право граждан на личную и семейную тайну, так для оглашения таких сведений необходимо согласие лиц, которое фиксируется в протоколе.

    Исследование вещественных доказательств осуществляется посредством осмотра и предъявления их лицам, участвующим в деле, их представителям, а также в случае необходимости свидетелям, экспертам, специалистам.

    Исследование аудио или видеозаписи осуществляется посредством прослушивания или просмотра, причем воспроизведение записи возможно либо в зале судебного заседания, либо в специально оборудованном для этого помещении.

    В ст. 186 ГПК РФ предусмотрена возможность лицам, участвующим в деле, их представителям заявить о подложности доказательств. Заявление о подложности доказательств рассматривается судом по правилам ст. 166 ГПК РФ. Суд может для проверки данного заявления назначить экспертизу или предложить сторонам представить иные доказательства [4].

    В случае если по делу проводилась экспертиза, то после всех имеющихся доказательств заключение эксперта также исследуется судом. Заключение эксперта подлежит также оглашению. Для разъяснения заключения эксперта возможно привлечение специалиста, для получения, например, консультаций, пояснений.

    После исследования доказательств судья предоставляет слово для дачи заключения прокурору, представителю государственного органа или органа местного самоуправления, затем судья выясняет у лиц, участвующих в деле и их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями [29].

    Далее суд переходит к судебным прениям.

    Судебные прения состоят из высказываний лиц, участвующих в деле относительно того, как должно было быть разрешено гражданское дело по существу. Приводят аргументы, соответствующие их правовой позиции.

    После выступления с речами всеми лицами, участвующими в деле, их представителями, они могут выступить с репликами. Право последней реплики принадлежит ответчику, его представителю.

    Заключительной частью судебного заседания является вынесение и объявление решения.

    Процедура вынесения решения включает в качестве обязательного условия нахождение судей в совещательной комнате, где не должны присутствовать никакие другие лица. Нарушение тайны совещательной комнаты во время вынесения решения является безусловным основанием для отмены решения [10].

    В соответствии со ст. 199 ГПК РФ решение должно быть принято немедленно, составление мотивированного решения может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела, но резолютивную часть решения суд должен объявить в том же, судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела.

    После оглашения председательствующий обязан разъяснить содержание решения, если оно недостаточно понятно заинтересованным лицам, а также порядок и срок его обжалования.



    1.2. Психологические особенности образа судебного заседания


    Психолого-правовая характеристика процесса познания, установления истины в судебном заседании Уголовный процесс определяет следующие стадии развития судебной деятельности: предание суду, судебное рассмотрение, вынесение и исполнение приговора и другие. Если на предварительном следствии основной задачей является познавательная (поисковая) деятельность, то в суде ведущей становится конструктивная деятельность. Именно суд призван решить дело по существу это его основная и исключительная функция [30].

    В психологическую структуру судебной деятельности входят:

    - познавательная деятельность суда;

    - конструктивная деятельность суда;

    - воспитательная деятельность суда.

    Итак, если на предварительном следствии основной является познавательная деятельность, то в суде основной, определяющей становится конструктивная деятельность.

    Именно суд призван решить дело по существу это его основная и исключительная функция. Но так как конструктивная деятельность может реализоваться только после осуществления познания, на базе собранной, всесторонне оцененной и проверенной информации, изложение психологической структуры в суде целесообразно также начать с рассмотрения особенностей познавательной деятельности [32].

    Основная цель ее в суде это накопление необходимой информации для осуществления конструктивной деятельности вынесения приговора.

    Особенность познавательной деятельности в суде прежде всего заключается в том, что материалы предварительного расследования всегда дают ему уже готовую модель подлежащего исследованию события, действий и взаимоотношений в том виде, в каком представляются они в результате завершения расследования. Предварительное следствие берет на себя всю поисковую часть познавательной деятельности, производит отбор и систематизацию информации, что существенно облегчает познание судом обстоятельств дела.

    Вся необходимая информация уже предварительно собрана, упорядочена и сконцентрирована таким образом, чтобы существенно облегчить деятельность суда первоначально по восприятию уже собранной информации, а затем и по ее исследованию. Наличие уже восстановленной модели события в материалах предварительного следствия существенно облегчает познание всех фактов, их всестороннее исследование. Однако эта модель всегда должна восприниматься судом только как вероятная истина, которая обязательно подлежит проверке и исследованию ее судом в каждом отдельной элементе. [25].

    Судебное исследование обстоятельств дела является самостоятельным важнейшим элементом осуществления правосудия, производится с полным соблюдением принципов гласности, устности, непосредственности судебного разбирательства.

    То же самое следует сказать и о поисковом элементе познавательной деятельности. Хотя эта часть работы и должна быть выполнена на предварительном следствии, суд не лишается права и даже обязан в соответствии с процессуальным законом в необходимых случаях истребовать новые документы, вызвать ранее не допрошенных свидетелей и т.д.

    Особенность познавательной деятельности суда заключается в том, что процесс опосредованного познания фактов здесь занимает еще большее место, чем в деятельности следователя. Это определяется еще большим удалением суда по времени от совершения преступления, особыми процессуальными условиями его деятельности, восприятием многих фактов через восприятие следователя. Это приводит к необходимости еще на предварительном следствии принимать меры к тому, чтобы полнее закрепить воспринятое и тем самым существенно облегчить познание фактов судом, построение мысленных моделей исследуемого события [9].

    Если в работе следователя при установлении и выявлении фактов возможна (а иногда даже необходима) исключительная эмоциональная психическая напряженность, то в работе судьи такая эмоциональная напряженность является только отрицательным моментом и может помешать объективному и спокойному разбору.

    Краткость времени восприятия информации в суде приводит к необходимости особой дисциплины мыслительной деятельности. Это достигается строгим контролем за воспринимаемой информацией. Этой же цели служит и процессуальный принцип непрерывности судебного разбирательства. В случае отсутствия надлежащего контроля поток информации может стать таким, что судьи не будут успевать ее переработать, а это приводит к тому, что какие-то факты они вообще не воспримут, воспримут не полностью или ошибочно.

    Особенно это будет касаться рассмотрения уголовных дел судом присяжных. В соответствии с этим познавательная деятельность судьи и членов суда присяжных должна быть более равномерной в распределении психических и физических сил. При наличии значительно меньшего времени для восприятия всей необходимой информации в суде все же создаются условия, при которых имеется большая возможность регулировать порядок ее поступления, скорость. Суд сам определяет порядок восприятия информации (последовательность допроса свидетелей и обвиняемых), скорость поступления этой информации, условия, восприятия информации (через определенные периоды объявляется перерыв в ходе судебного заседания) [12].

    В ходе судебного заседания процесс познания включает в себя и сравнительное исследование модели события и конкретного закона.

    В материалах следствия уже имеется указание на определенную норму уголовного закона, которой, по мнению следователя, соответствует данное событие, деятельность, поведение. Однако суд имеет возможность тщательно проверить правильность проведенного предварительного расследования.

    В уголовном процессе суд обязан вновь воспроизвести и сопоставить события преступления со всеми иными сходными нормами закона. Мысленное сравнение обстоятельств дела с различными нормами закона обязательно на всем протяжении деятельности суда при рассмотрении дела, но этот процесс окончательно должен быть завершен в совещательной комнате [15].

    Таким образом, сложность познания в суде обуславливается и тем обстоятельством, что в одно и то же время суду в заседании необходимо воспринимать факты и источники, доказанные на следствии, получать новые факты, оценивать факты и источники фактов, сопоставлять факты по времени и месту совершения преступления, внутренне подготавливать себя к предстоящей основной конструктивной деятельности вынесению приговора. Эта мыслительная деятельность постоянно еще усложняется необходимостью принятия частных определений по той или иной совокупности фактов. Так, суду бывает необходимо выносить определения по поводу заявленных ходатайств о вызове дополнительных свидетелей, истребовании документов, проведении экспертиз и т.п.

    Многообразие психических отношений, их острота приводят в заседании суда по рассмотрению уголовного дела к тому, что здесь в значительно большей степени воссоздается вся картина прошлого преступного события. Это в свою очередь приводит к сильному переживанию прошлого свидетелями, потерпевшими, обвиняемыми.

    В связи с этим русский дореволюционный юрист Л.Е. Владимиров отмечает: «драматичность производства в уголовном деле ставит и подсудимых и свидетелей в разные положения, обнаруживающие психологические признаки, раскрывающие характеры, чувства, думы участвующих лиц. В суде как бы опять переживается драма, и в этом новом переживании исторгаются у людей секреты, глубоко запрятанные, проявляющиеся, если не в признаниях, то в невольном выражении ощущений, над которыми не властны самые испытанные лицемеры и лицедеи» [6].

    Такая особенность судопроизводства всегда создает условия для выявления действительных психических качеств каждой личности, действительного отношения к событию, фактам, другим лицам.

    Познавательную деятельность в уголовном процессе, кроме самого состава суда, осуществляют прокурор, адвокат, гражданский истец, гражданский ответчик, эксперты, подсудимый и т.д.

    Каждый из них в зависимости от личных интересов, своего процессуального положения, своих субъективных прав воспринимает, объясняет, анализирует события, факты по-разному. В познавательной деятельности суда принимают участие лица с самыми различными интересами, что предопределяет различную оценку и объяснение фактов, их значимости и т.д.

    Суд, заслушивая их объяснения, речи, тем самым воспринимает результаты познания этими лицами обстоятельств дела, а это в свою очередь создает условия для познания фактов судом в судебном заседании во всех возможных противоречиях. Результаты познавательной деятельности находятся в прямой зависимости от степени активности каждого участника судебного процесса, от полноты использования коллегиальности при решении всех вопросов по уголовному делу.

    Сущность конструктивной деятельности в суде это вынесение приговора по рассматриваемому уголовному делу. Все остальные виды деятельности подчинены этой задаче [25].

    К специальным условиям конструктивной деятельности следует отнести:

    - вынесение приговора коллегиально, членами суда;

    - обеспечение невмешательства в его принятии;

    - законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащее в основе каждого вынесенного приговора;

    - требование непрерывности рассмотрения уголовного дела [11].

    Специфическая особенность деятельности суда состоит в том, что конструктивная деятельность вначале осуществляется каждым судьей в отдельности, а завершается всегда коллегиально при вынесении приговора. Суду необходимо завершить свою конструктивную деятельность определением меры наказания виновному, а также решением вопросов, связанных с порядком отбытия наказания.

    Конструктивной деятельности суда подчиняются все остальные компоненты его деятельности. Познавательная, коммуникативная, организаторская деятельность развиваются постольку, поскольку они могут облегчить, обеспечить выполнение этой основной функции суда. Чем полнее собраны факты на предварительном следствии, тем больше создано условий для реализации основной направленности конструктивной деятельности суда - вынесения приговора по уголовному делу.

    В некоторых случаях суду приходится принимать решения о производстве таких действий, которые на предварительном следствии не проводились (вызов новых свидетелей, экспертов и т.д.). И здесь конструктивная деятельность суда получает еще одно направление: обеспечение процесса познания, оценки всех фактов, как собранных в период следствия, так и тех, необходимость которых выявилась уже при рассмотрении уголовного дела.

    Конструктивная деятельность суда должна быть направлена и на реализацию, обеспечение и проверку выполнения вынесенного этим судом приговора в отношении подсудимого.

    Конструктивная деятельность это не только обеспечение процесса познания и вынесения приговора по уголовному делу, но и обеспечение реальности исполнения вынесенного приговора по делу [19].

    Воспитательное воздействие суда, уже заложено в специфической форме его деятельности: полном, объективном рассмотрении в судебном заседании всех обстоятельств дела. Именно поэтому сам процесс судопроизводства оказывает огромное воспитательное воздействие на всех присутствующих в зале судебного заседания, в том числе и на подсудимого.

    Эффективность воспитательного воздействия процесса судебного заседания заключается в предельной наглядности, конкретности при восприятии фактов всеми присутствующими независимо от того, положительные или отрицательные эмоции возбуждает каждый отдельно взятый факт. Судебное заседание оказывает более целенаправленное воспитательное воздействие на коллектив, где было совершено преступление. [9].

    Огромное воспитательное воздействие имеет и оглашение приговора. Здесь следует учитывать, чтобы приговор был справедливым, отвечал требованиям закона о соразмерности наказания тяжести совершенного преступления к личности подсудимого, был предельно четким, ясным, конкретным и доходчивым для всех присутствующих в зале судебного заседания.

    Воспитательное воздействие суда может продолжаться и после вынесения приговора, а также при стадии его исполнения. Суд реализует воспитательную функцию и в деятельности по наиболее полному собиранию, анализу и направлению в исправительно-трудовое учреждение сведений о личности осужденного.

    Важное значение для воспитательного воздействия на обвиняемого имеет и соблюдение нравственных начал предварительного расследования. На этическое значение и нравственную сторону отправления правосудия неоднократно указывали в свое время видные русские юристы.

    А.Ф. Кони писал: «Можно также настойчиво желать, чтобы в выполнение формы и обрядов, которыми сопровождается отправление правосудия, вносился вкус, чувство меры и такт, ибо суд есть не только судилище, но и школа» [31].

    Таким образом, в ходе судебного заседания суд должен проанализировать и учесть все обстоятельства, послужившие совершению преступления конкретным подсудимым с оценкой его личностных качеств, которые в конечном итоге определили социально значимые особенности его поведения. При индивидуализации наказания суд должен учитывать:

    - форму вины, цели и мотивы преступления;

    - психическое состояние подсудимого особенности его личности.



    1.3. Психологические особенности участников судебного заседания


    На рубеже XIX и ХХ веков в России остро ставятся проблемы психологического исследования (экспертизы) участников уголовного процесса [10].

    Как пишет А. Г. Лякас: «Культура судебного процесса это не только корректность, дисциплинированность его участников, но и умение председательствующего создать в зале заседания деловую атмосферу».

    Судья является ведущим лицом, формальным руководителем судебного процесса. Он уполномочен выступать как представитель Закона и Государства. При равенстве прав всех участников судебного процесса судье принадлежит лидерствующая роль, так как он несет основную ответственность за подготовку, организацию, ведение судебного разбирательства как по уголовным, так и по гражданским делам, а также за справедливость и законность выносимого судом решения [25].

    В сфере целеполагания и постановки профессиональных задач судья характеризуется разнообразием выполняемых им функций и решаемых задач. К таким профессиональным задачам относят: подготовку, организацию и проведение судебного разбирательства, контроль и регуляцию действий участников судебного заседания в соответствии с процессуальными нормами, подготовку и оглашение решения суда. В осуществлении всех стадий судебного разбирательства судья сохраняет свою лидирующую роль.

    Деятельность судьи имеет высокоинтеллектуальный и творческий характер, поэтому параллельно с выполнением своих служебных функций в суде, судья должен систематически повышать свой профессиональный уровень, профессиональное мастерство. Судья не должен замыкаться только в рамках непосредственного судопроизводства. Он должен поддерживать связи с общественными и учебными организациями с целью формирования правовых знаний у населения, привлечения общественности к борьбе с преступностью, оказанию помощи правосудию. Судья должен получать информацию о результатах поведения и воспитания лиц, осужденных к лишению свободы [15].

    В когнитивной (познавательной) сфере особую роль играют такие качества мышления, как аналитичность, критичность, логичность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать данные, выделять главное и наиболее существенное.

    Среди свойств памяти особую роль играют оперативность в переработке информации, отбор ценной информации и ее передача в долговременную память, точное и полное знание законодательства и процессуальных норм юридической деятельности.

    Особо важными для судьи являются такие свойства внимания, как устойчивость при изучении и составлении важной для суда документации, концентрация внимания, распределение и переключение внимания в сложных и динамичных ситуациях судебного процесса.

    Среди свойств восприятия особо важными являются объективность, наблюдательность, умение по мимике и пантомимике участвующих в суде лиц определить их состояние, искренность поведения или наносную эмоциональность, камуфляж [14].

    В мотивационной сфере деятельности судьи выделяют такие качества, как уважение к закону, стремление служить правосудию и в соответствии с законом решать гражданские и уголовные дела, использовать результаты судебных процессов для воспитания правосознания граждан и профилактики преступности.

    Речь судьи должна отличаться высокой культурой, лаконичностью, четкостью, внятностью, строгостью в формулировке суждений.

    Воображение судьи должно совмещать в себе репродуктивные и творческие функции, а также функции прогнозирования (антиципации), то есть способностью в конкретных образах предвидеть результаты планируемых судебных заседаний и последствий принимаемых судебных решений, что позволяет избежать в деятельности судьи примитивных и непрофессиональных действий методом «проб и ошибок».

    В коммуникативной сфере деятельности судьи, посредством которой он реализует социально-психологические аспекты своей деятельности, выделяют информационный аспект, в котором особенно важны такие свойства, как способность к высказыванию, передаче и приему вербальной информации, вербальная эрудиция, умение вести диалог и монолог; а также интерактивный аспект, посредством которого судья организует взаимодействие с другими участниками судебного процесса с коллегами и участвующими лицами. Среди интерактивных свойств выделяют экстравертивность, общительность, коллективизм, адекватное использование мимики и пантомимики [29].

    В регуляторной сфере деятельности судьи выделяют эмоциональные качества: ответственность, патриотизм, честность, эмоциональная сдержанность а также такие волевые качества: принципиальность, лидерство, настойчивость, самоконтроль, дисциплинированность.

    Таким образом, деятельность судьи сложна, ответственна и многогранна в связи с разнообразием выполняемых им функций и решением комплекса правоприменительных задач.

    Прокурор выступает в судебном процессе в качестве представителя обвиняющей стороны, предъявляя подсудимому обвинение от имени государства и народа.

    Прокурор должен проявить себя мастером психологического анализа личности подсудимого и личности потерпевшего, чьи индивидуальные особенности (характер, моральный облик, мотивации) должны быть учтены при определении меры наказания. Тем самым прокурор показывает свою юридическую и психологическую культуру, понимание психологических механизмов поступков людей, наличие эмпатии сопереживания страданиям и трудностям людей [13].

    Речь прокурора требует высокого профессионализма, умения глубоко и оперативно анализировать разнообразие фактов, приводимых в суде, дать оценку всем доказательствам, а не подробно их пересказывать. Прокурор должен осуществить высший синтез всех объективных и субъективных аспектов состава преступления, соотнести его со статьями уголовного кодекса и обосновать правильность его применения в данном конкретном случае.

    А.Ф. Кони отмечал, что самым внимательным слушателем речи прокурора является подсудимый. Нередко он при этом уже сам себя осудил самым страшным судом судом своей совести. Выслушивая осуждения своего преступления, он должен услышать и несколько обнадеживающих слов.

    В мотивационной сфере прокурора особо значимы такие стимулы, как убеждение в правоте закона о необходимости борьбы с преступностью, профессиональный долг, патриотизм, бескомпромиссность.

    В сфере профессиональных целей и принятия решений у прокурора доминируют такие задачи, как наказание преступников и защита потерпевших, борьба за справедливость, контроль за соблюдением закона, защита интересов граждан и государства [13].

    К практическим действиям прокурора можно отнести такие, как подготовка речи, работа с документацией, ведение допроса лиц в судебном заседании, дискуссия с адвокатом, изучение заключений экспертов.

    Оценка результатов собственных действий, а также действий защиты и вынесенного судом приговора дает прокурору определенный объем результативной информации. С учетом этой информации прокурор заключает, достигнута ли его стратегическая цель в конкретном судебном процессе и в этой связи либо считает дело успешно завершенным, либо организует систему последующих действий с целью изменить нежелательный для него результат (пишет обжалование, направляет дело на доследование и т.д.).

    К профессионально-важным свойствам личности прокурора, относят следующие особенности:

    Особенности когнитивных процессов: аналитико-синтетические свойства мышления, его теоретичность, логичность; высокая культура речи, лаконичность, хорошая дикция, твердость; устойчивость и концентрация внимания; прочность и большой объем долговременной памяти, прогнозирование; воссоздающее и творческое воображение [11].

    Особенности регуляторных процессов:

    - эмоциональные качества (высокое чувство ответственности, социальная направленность эмоций, эмоциональный подъем, честность, мужество);

    - волевые качества (принципиальность, лидерство, настойчивость, самоконтроль).

    Особенности коммуникативных процессов:

    - социальная активность;

    - экстравертивность;

    - вербальная активность;

    - суггестивность воздействия;

    - выразительность и моторная сдержанность мимики и пантомимики.

    Таким образом, поддерживая перед судом государственное обвинение, прокурор принимает активное участие в исследовании доказательств, формирует для себя модель события и представляет свои соображения суду по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Если в результате судебного разбирательства прокурор приходит к убеждению, что результаты судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения, то он обязан отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа. Прокурор не может стоять над судом, а должен содействовать успешному поиску истины и законному осуществлению всех судебных процедур.

    Адвокат является представителем защиты в суде, на адвоката законом возложена функция защиты прав и интересов обвиняемого.

    Защита это конституционное право каждого гражданина, которое должен обеспечивать суд. Адвокат должен использовать все предусмотренные законом средства защиты, выяснить все те обстоятельства, которые могут служить для оправдания или смягчения вины подсудимого, и оказывает ему необходимую юридическую помощь [26].

    Защитник входит в личный контакт с обвиняемым, старается выяснить истинные мотивы правонарушения, тщательно анализирует все его обстоятельства и помогает подзащитному занять наиболее благоприятную для него позицию в судебном разбирательстве. Между адвокатом и подзащитным должны складываться доверительные отношения, согласована общая линия поведения. Вместе с тем адвокат не заменяет в суде своего подзащитного, не адаптирован к его целенаправленности, а самостоятельно определяет и реализует свою тактику защиты в суде.

    Подсудимый имеет право отказаться от своего защитника (даже в процессе судебного разбирательства). Адвокат же не может отказаться от своего подзащитного. Даже при признании и очевидности вины подсудимого, защита может оказать помощь в определении степени вины и обеспечении справедливости наказания в соответствии с тяжестью правонарушения и особенностями личности подсудимого.

    В сфере профессиональной мотивации адвоката значимы такие стимулы, как стремление к справедливости, гуманистические ценностные ориентации [31].

    В сфере целеполагания и постановки профессиональных задач выделяют задачи установления истины, защиты прав и интересов граждан.

    В сфере практических действий адвоката выделяют: оформление документации, составление защитительной речи, кассационной жалобы и т.п.

    Оценка полученного результата (характера вынесенного судом приговора) побуждает адвоката либо считать дело успешно законченным, либо требовать изменения приговора, пересмотра дела, дополнительного расследования с учетом допущенных ошибок.

    К профессиональным свойствам личности адвоката относят:

    I. Свойства когнитивных процессов:

    - мышления (аналитичность; критичность; логичность; умение замечать противоречия; стратегичность)

    - речь: ораторские способности, культура речи, образность, выразительность, дискурсивность;

    - восприятия и внимания: наблюдательность, распределенность, переключаемость;

    - память (объем профессионального опыта; оперативность);

    - воображение: образность, прогностичность, репродуктивность, творчество.

    II. Свойства регуляторных процессов: гуманизм, честность, лидерство, настойчивость, стрессоустойчивость, компромиссность, эмпатия;

    III. Свойства коммуникативных процессов: социальная активность, способность к диалогу, экстравертивность, информативность (объем и скорость переработки информации), вербальная активность, общительность, живость мимики и пантомимики, толерантность [19].

    Таким образом, адвокат призван наиболее квалифицированно реализовать основную задачу правосудия: осуждению и наказанию должны подвергаться только те лица, которые безусловно виновны в совершении преступлений, тогда как невиновные лица должны быть освобождены от необоснованных обвинений.

    Обстановка в суде оказывает негативное влияние на психику подсудимого. Если же в отношении подсудимого избрана мера пресечения содержание под стражей, то ожидание суда в следственном изоляторе зачастую приводит его к психическому истощению, которое усиливается непосредственно в зале суда [21].

    Подсудимый испытывает чувство страха перед самым судебным следствием, а особенно перед вынесением приговора; такое чувство усугубляется и стыдом перед близкими и родными, а также перед потерпевшим. Для любого подсудимого чрезмерно суровый приговор с длительным лишением свободы становится жизненной катастрофой, что приводит к потере самого смысла жизни.



    Выводы по теоретической части исследования


    Судебное заседание воздействует на следующие аспекты общественного мнения:

    - способствует формированию правосознания граждан;

    - создает уверенность в неотвратимости наказания за совершенные правонарушения;

    - высокая культура судопроизводства и справедливость приговора формируют атмосферу общественного осуждения преступности и личности преступника;

    - судебный процесс привлекает внимание общественности к причинам преступности и проблемам ее профилактики.

    Психологические особенности имеет и коммуникативная деятельность суда. Участвующие в судебном разбирательстве лица имеют свои собственные интересы, в основе которых лежат объективные факторы (последствия, к которым привело для данного лица рассматриваемое событие; характер взаимоотношений с другими лицами, главным образом подсудимым, потерпевшим; возможные для данного лица последствия разрешения дела и т. д.).

    Интересы участвующих в деле лиц могут совпадать с целями и общей направленностью деятельности суда. В подобных случаях отношения между судом и лицами, участвующими в процессе, носят бесконфликтный характер. Но интересы некоторых участвующих лиц могут не совпадать с целями и задачами суда в установлении действительных обстоятельств дела.

    Важнейшее психическое качество судьи эмоциональная устойчивость, толерантность, способность к конструктивной деятельности в эмоционально напряженных условиях.

    Деятельность суда строится на принципах гласности, устности, непосредственности, непрерывности процесса; при состязательности сторон.

    Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей образа судебного заседания у различных участников процесса

    2.1. Организация и методы исследования

    2.1.1. Рабочая концепция исследования


    Правосудие по гражданским делам осуществляется путем их рассмотрения и разрешения в судебном заседании. В этой стадии процесса суд исследует и оценивает доказательства, устанавливает фактические обстоятельства по делу, определяет права и обязанности сторон, выносит судебное решение в соответствии с обстоятельствами дела и законом.

    Истец участник гражданского процесса, в защиту субъективных прав и (или) охраняемых интересов которого возбуждено гражданское дело.

    Истцом может быть любое лицо, обладающее гражданской процессуальной правоспособностью, которая признается в равной степени за всеми гражданами и организациями.

    Ответчик участник гражданского процесса, привлекаемый в качестве предполагаемого нарушителя прав истца.

    Ответчиком может быть любое лицо, обладающее гражданской процессуальной правоспособностью, которая признается в равной степени за всеми гражданами и организациями.

    Психология поведения ответчика во многом определяется отрицательными психическими состояниями стрессом и фрустрацией, которые он постоянно испытывает.

    Поведение ответчика в суде характеризуется более основательной продуманностью своей позиции. Всем ходом предварительного расследования ответчик подготовлен к восприятию особенностей процессуальной формы судопроизводства. Сильными факторами воздействия на ответчика является присутствие в зале судебного заседания большого числа лиц, сам процесс суда.

    Определенную уверенность ответчику придает участие в деле адвоката, который оказывает своему подзащитному существенную помощь в определении избираемой защитительной позиции, учете возможных негативных обстоятельств, возникающих в процессе судебного заседания.

    Допрос ответчика является одним из средств установления судом обстоятельств рассматриваемого дела. Вместе с тем допрос ответчика и дача им показаний по существу предъявленного обвинения выступает в качестве важного средства защиты им своих интересов. Используя право давать показания в суде, ответчик в зависимости от избранной им позиции может путем дачи правдивых показаний способствовать суду в установлении истинных обстоятельств события, но он может стремиться и к тому, чтобы путем дачи ложных показаний препятствовать или затруднять выяснение этих обстоятельств.

    Весьма специфической формой профессионального общения, присущей судебной деятельности, являются судебные прения, состоящие из обмена речами обвинителей, защитников и других участников процесса в зависимости от того, рассматривается в суде уголовное дело или какой-либо гражданско-правовой спор.



    2.1.2. Объект и предмет, цель, задачи, гипотезы исследования


    Объект исследования образ судебного заседания.

    Предмет исследования образ судебного заседания у различных участников процесса.

    Цель исследования изучить особенности образа судебного заседания у различных участников процесса.

    Задачи исследования:

    1. Теоретический анализ литературы по теме исследования.

    2. Определить психологические особенности участников судебного заседания (истцов).

    3. Определить психологические особенности участников судебного заседания (ответчиков).

    Гипотезы исследования.

    Теоретическая гипотеза исследования:

    Мы предполагаем, что особенности образа судебного заседания (гражданское дело) влияют на участников процесса.

    Эмпирические гипотезы исследования:

    1. Мы предполагаем, что у истцов преобладает высокий уровень личностной тревожности и доминируют копинг-стрессовые поведенческие стратегии ориентированные на решение.

    2. Мы предполагаем, что у ответчиков преобладает высокий уровень реактивной тревожности и доминируют копинг-стрессовые поведенческие стратегии ориентированные на избегание.


    2.1.3. Описание выборки


    Исследование проводилось на базе Куйбышевского районного суда г. Омска. В исследовании принимали участие 20 участников судебного заседания, которые были разделены на две группы: основная группа №1 (10 истцов) и основная группа №2 (10 ответчиков), возраст исследуемых от 25 лет до 40 лет. Рассматривались судебные заседания по гражданским делам.

    Исследование проводилось в три этапа:

    I этап поисковый изучались и обобщались данные научно-методической литературы, были определены гипотеза, цель и задачи исследования. Подбор методик исследования.

    - II этап диагностический определение уровня тревожности, копинг-стрессовых поведенческих стратегии у различных участников судебного заседания (истцы и ответчики).

    - III этап обобщающий анализировались полученные данные исследования и интерпретировались, формировались выводы.

    2.1.4. Описание методов и методик исследования


    В исследовании использовались методы и методики, подбор которых осуществлялся, прежде всего, по критерию соответствия их возможностей целям и задачам исследования. Форма проведения исследования индивидуальная.

    Время на заполнение бланков психодиагностических методик не ограничивалось. Перед проведением исследования каждому испытуемому была объяснена цель работы и актуальность исследования.

    В исследовании применялись такие психологические методы как анкетирование и тестирование.

    Для исследования использовались методики:

    1. Методика Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина «Самооценка тревожности». Данный тест является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека) [2].

    2. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой), адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг- стратегий [21].


    2.1.5. Описание методов статистической обработки эмпирических данных


    Полученные в ходе эксперимента данные были подвергнуты статистико-математической обработке. Вычисления производились на компьютере. В качестве программного обеспечения применялись программы Microsoft Office Excel 2010.

    Математико-статистическая оценка проводилась при помощи сравнительного анализа изучаемых показателей. Подсчет среднего арифметического () и среднего квадратичного отклонения (?), процентное соотношение, сравнение частных значений.



    2.2. Психологические особенности участников судебного заседания: результаты исследования и их обсуждение


    Проведя методику Спилбергера Ханина «Самооценка тревожности», в основной группе №1 (истцов), мы получили следующие результаты.

    Таблица 1

    Результаты методики Спилбергера Ханина «Самооценка тревожности», в группе истцов (n-10)

    Вид тревожностиЛичностная тревожностьРеактивная тревожностьСреднее значение 34,227,0Сигма (?)6,85,3

    Как видно из таблицы 1, показатели личностной тревожности у истцов (34,2) выше, чем показатели реактивной тревожности 27,0.

    Тенденция реагировать на ситуации появлением различного уровня тревоги это личностная тревога. Крайне высокая личностная тревожность напрямую взаимодействует с наличием невротического конфликта, с психосоматическими заболеваниями и с эмоциональными и невротическими срывами.

    Личностная тревожность это устойчивая индивидуальная характеристика, она отражает предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденций воспринимать довольно широкий веер ситуаций, как угрожающие (тенденция избегания). Личностная тревожность актуализируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные с угрозой его престижу, самооценке, его самоуважению и т.д.

    Для наглядности представим результаты в виде диаграммы, для этого переведем их в процентное соотношение, по формуле:


    (X*100%)/Y=Z %


    X количество ответов по данной шкале; Y общее количество участников процесса; Z полученное процентное соотношение.


    Подробнее результаты исследования личностной тревожности в основной группе №1 (истцов) представлены на рис. 1.



    Рис. 1. Показатели личностной тревожности в основной группе №1 (истцов)





    Таким образом, уровень личностной тревожности в основной группе №1 (истцов) находится на:

    - высокий уровень личностной тревожности наблюдается у 7 (70%) истцов;

    - средний уровень личностной тревожности у 2 (20%) истцов;

    - низкий уровень личностной тревожности наблюдается у 1 (10%) истца.

    Таким образом, можно сделать вывод, что личностная тревожность у большей части испытуемых на высоком уровне 70% .

    Для истцов с высоким уровнем личностной тревожности наиболее характерны такие суждения, как «Я все принимаю близко к сердцу», «Я сильно переживаю неприятности и долго не могу забыть о них», «Я слишком переживаю из-за пустяков», «Мне не хватает уверенности в себе».

    Изначально личностная тревожность не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности естественная и обязательная особенность активной личности, при этом существует оптимальный индивидуальный уровень полезной тревоги.

    Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности, в этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач, и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

    Низкая тревожность требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности, но крайне редко очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».



    Подробнее результаты исследования реактивной тревожности в основной группе №1 (истцов) представлены на рис. 2.



    Рис. 2. Показатели реактивной тревожности в основной группе №1 (истцов)


    Таким образом, уровень реактивной тревожности в основной группе №1 (истцов) находится на:

    - высокий уровень тревожности наблюдается у 1 (10%) истцов;

    - средний уровень реактивной тревожности у 8 (80%) истцов;

    - низкий уровень реактивной тревожности у 1 (10%) истца.

    Таким образом, можно сделать вывод, что реактивная тревожность у большей части истцов на среднем уровне 80 %. Средний уровень реактивной тревожности это оптимальный уровень для функционирования психики, на этом уровне выраженность тревожности выполняет необходимые адаптационную и мотивационную функции.

    Проведя методику Спилбергера Ханина «Самооценка тревожности», в основной группе №2 (ответчиков), мы получили следующие результаты.


    Таблица 2

    Результаты методики Спилбергера Ханина «Самооценка тревожности», в группе ответчиков (n-10)


    Вид тревожностиЛичностная тревожностьРеактивная тревожностьСреднее значение27,832,6Сигма (?)6,27,1

    Как видно из таблицы 2, показатели личностной тревожности в группе ответчиков 27,8 ниже, чем показатели реактивной тревожности 32,6.

    Подробнее результаты исследования личностной тревожности в основной группе №2 (ответчиков) представлены на рис. 3.



    Рис. 3. Показатели личностной тревожности в основной группе №2 (ответчиков)

    Таким образом, уровень личностной тревожности в основной группе №2 (ответчиков) находится на:

    - высокий уровень личностной тревожности наблюдается у 3 (30%) ответчиков;

    - средний уровень личностной тревожности у 5 (50%) ответчиков;

    - низкий уровень личностной тревожности наблюдается у 2 (20%) ответчиков.

    Таким образом, можно сделать вывод, что личностная тревожность в группе ответчиков на среднем уровне 50 %.

    Тенденция воспринимать достаточно широкий круг ситуаций в качестве угрожающих для себя это реактивная тревога. В основном психологический стресс протекает в форме реактивной тревожности.

    Подробнее результаты исследования реактивной тревожности в основной группе №2 (ответчиков) представлены на рис. 4.



    Рис. 4. Показатели реактивной тревожности в основной группе №2 (ответчиков)


    Таким образом, уровень реактивной тревожности в основной группе №2 (ответчиков) находится на:

    - высокий уровень реактивной тревожности наблюдается у 6 (60%) ответчиков;

    - средний уровень реактивной тревожности у 3 (30%) ответчиков;

    - низкий уровень реактивной тревожности у 1 (10%) ответчика.

    Субъективными переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, нервозностью характеризуется реактивная тревожность. Высокий уровень реактивной тревожности вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Низкий уровень реактивной тревожности может плохо сказаться на результатах деятельности.

    Как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию возникает состояние реактивной тревожности. Чаще всего уровень реактивной тревожности изменяется (повышается или снижается) накануне важных встреч, перед выполнением ответственных заданий, соревнованиями, выступлениями в аудитории.

    Тревожность может быть результатом недавно пережитых событий, эмоциональное впечатление от которых еще не утратило своего воздействия на личность.

    Таким образом, можно сделать вывод, что реактивная тревожность в основной группе №2 (ответчиков) на высоком уровне 60 %.

    Анализируя реактивную тревожность, можно отметит, что большая часть ответчиков (60%), показала высокий уровень реактивной тревожности. Для них наиболее характерны такие суждения, как: «Я внутренне скован», «Я расстроен», «Меня волнуют возможные неудачи», «Я не нахожу себе места», «Я слишком возбужден, и мне не по себе».

    Результаты, полученные с помощью методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Ф. Эндлер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой), позволяют определить доминирующие копинг-стрессовые поведенческие стратегии у участников судебного заседания.






    Таблица 3

    Копинг-стратегии преодоления стрессовых ситуаций »

    в основной группе №1 (истцов)


    Стратегии копинга

    Среднее значениеСигма (?)Ориентированного на избегание15,61,2Ориентированного на эмоции19,41,4Ориентированного на решение задач24,22,5

    При анализе данных, полученных в результате обследования способов саморегуляции, механизмов совладания со стрессом, выявилось следующее.

    Выраженным оказалось преобладание копинг-стратегий, ориентированные на решение задачи:

    - тщательное распределение времени;

    - сосредоточение на проблеме, анализ проблемы;

    - перенос опыта решения проблем на сложившуюся ситуацию;

    - попытка контролировать ситуацию;

    - разработка нескольких путей решения проблемы.

    На втором месте копинг-стратегий, ориентированные на эмоции.

    На третьем месте копинг-стратегий, ориентированные на избегание.

    Таблица 4

    Копинг-стратегии преодоления стрессовых ситуаций »

    в основной группе №2 (ответчиков)


    Стратегии копинга

    Среднее значениеСигма (?)Ориентированного на избегание25,42,5Ориентированного на эмоции18,61,2Ориентированного на решение задач17,52,1

    Выраженным в основной группе №2 (ответчиков) оказалось преобладание копинг-стратегий, ориентированных на избегание: внушение себе мысли, что ничего не случилось; сон, еда, попытка отвлечься.

    На втором месте оказались копинги, ориентированные на эмоции: самообвинение; эмоциональные переживания, беспокойства; эмоциональное реагирование («Отрываюсь на других»).

    На третьем месте копинг-стратегий, ориентированные на решение задачи.

    Таким образом, копинг-стратегии это способы психологической деятельности и поведения, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации. У истцов оказалось преобладание копинг-стратегий, ориентированных ориентированные на решение задачи. У ответчиков оказалось преобладание копинг-стратегий, ориентированных на избегание и на эмоции.



    Выводы


    На основе результатов проведенного исследования на тему особенности образа судебного заседания у различных участников процесса, можно сделать выводы: можно сделать следующие выводы:

    1. По результатам, полученным с помощью методики исследования Спилбергера Ханина «Самооценка тревожности», показатели личностной тревожности в группе истцов (34,2) выше, чем показатели реактивной тревожности в группе истцов (27,0).

    Показатели личностной тревожности в группе ответчиков (27,8) ниже, чем показатели реактивной тревожности в группе ответчиков (32,6).

    По результатам сравнительного анализа в группе истцов преобладает высокий уровень личностной тревожности. В группе ответчиков преобладает высокий уровень реактивной тревожности.

    2. По результатам, полученным с помощью методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Ф. Эндлер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой), у истцов преобладание копинг-стратегий, ориентированных ориентированные на решение задачи, у ответчиков преобладание копинг-стратегий, ориентированных на избегание и на эмоции.

    Теоретическая гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности образа судебного заседания (гражданское дело) влияют на участников процесса, подтвердилась.

    Эмпирические гипотезы исследования:

    1. Мы предполагаем, что у истцов преобладает высокий уровень личностной тревожности и доминируют копинг-стрессовые поведенческие стратегии ориентированные на решение, подтвердилась.

    2. Мы предполагаем, что у ответчиков преобладает высокий уровень реактивной тревожности и доминируют копинг-стрессовые поведенческие стратегии ориентированные на избегание, подтвердилась.




    Заключение


    В курсовой работе была исследована тема особенностей образа судебного заседания у различных участников процесса.

    Гражданское дело возбуждается в суде путем подачи заинтересованным лицом искового заявления, жалобы или заявления (в зависимости от категории дела). Гражданское дело может быть возбуждено и по заявлению прокурора, а в отдельных случаях по заявлению органов государственной власти и общественных организаций.

    Деятельность суда осуществляется в сложных, часто психически напряженных условиях. Судебный процесс воспроизводит драматические и трагические события действительности. Здесь повторно воспроизводятся страсти, ненависть, злобность и агрессивность различных заинтересованных лиц.

    Особенно сложной, психологизированной оказывается судебная ситуация при противоборстве сторон. Противоборствующее взаимодействие возникает в конфликтной ситуации. Конфликт обостряется на основе инцидента, когда одна из сторон осуществляет действия, ущемляющие интересы другой стороны.

    Стресс это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

    При неконструктивном конфликте стороны, как правило, прибегают к нравственно осуждаемым методам борьбы. На базе первоначального конфликта надстраивается нравственный конфликт, применяются психотравмирующие средства взаимодействия. Возникает ситуация неадекватного морального выбора действия, избираемые во исполнение одной социальной нормы, ведут к нарушению других социальных норм.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Абрамова Г. С. Практическая психология 6-е изд., перераб. и доп. М.: Академический Проект, 2013. 496 с.
    2. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика СПб.: Речь, 2010. 216 с.
    3. Васильев В. Л. Юридическая психология 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 608 с.
    4. Волков В. Н. Юридическая психология М.: Юнити-Дана, 2002. 381 с.
    5. Вопросы практической психодиагностики и консультирования / под. ред. проф. Н. Н. Обозова. М.: Дрофа, 2010. 290 с.
    6. Гулевич О. А. Психологические аспекты юриспруденции М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. 512 с.
    7. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. 2-е изд. СПб.: Питер, 2001. 320 с.
    8. Дулов А. В. Судебная психология Минск: Высшая школа, 1975. 464 с.
    9. Еникеев М. И. Юридическая психология. М.: НОРМА, 2013. 502 с.
    10. Еникеев М. И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Учебник 2-е изд. М.: Инфра-М, 2016. 640 с.
    11. Коновалова В. Е., Шепитько В. Ю. Основы юридической психологии. Харьков: Одисей, 2005. 352 с.
    12. Косолапова Н. В., Иванова А. И. Юридическая психология. Конспект лекций М.: Юрайт, 2009. 144 с.
    13. Кроз М. В. Психология прокурорской деятельности М.: 2009.
    14. Манова Н. С., Францифоров Ю. В. Уголовный процесс. Конспект лекций М.: Юрайт, 2012. 158 с.
    15. Михайлова В. П., Корытченкова Н. И., Александрова Л. А. Юридическая психология. Учебное пособие. Р/нД.: Флинта, 2010. 392 с.
    16. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. 389 с.
    17. Наследов А. Д. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках СПб.: Питер, 2014. 120 с.
    18. Немов Р. С. Психология. Учебное пособие. В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика М.: Владос, 2011. 485 с.
    19. Николаева Е. Ю., Плетнев М. Ю. Юридическая психология. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2011. 96 с.
    20. Петруня О. Э. Юридическая психология. Учебное пособие. М.: Университетская книга, 2012. 176 с.
    21. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / под. ред. М. К. Райгородского 2-е изд. доп. Самара: Азбука, 2010. 200 с.
    22. Прикладная юридическая психология / под. ред. А. М. Столяренко М.: Юнити-Дана, 2001. 639 с.
    23. Психодиагностика и психокоррекция / под. ред. А. А. Александрова. СПб.: Питер, 2012. 384 с.
    24. Психологические тесты / под. ред. А. А. Карелина. М.: Владос, 2011. 162 с.
    25. Романов В. В. Юридическая психология. Учебник 4-е изд. М.: Юрайт, 2011. 528 с.
    26. Романов В. В. Юридическая психология. Хрестоматия. Учебное пособие 2-е изд. М.: Юрайт, 2015. 472 с.
    27. Сорокотягин И. Н., Сорокотягина Д. А. Юридическая психология. Учебник 3-е изд. М.: Юрайт, 2015. 462 с.
    28. Угольникова Н. В. Уголовный процесс. Учебное пособие М.: Инфра-М, 2016. 12 с.
    29. Хамидова И. В. Юридическая психология. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2012. 176 с.
    30. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. Учебник 3-е изд. М.: Проспект, 2013. 470 с.
    31. Шевченко В. М. Юридическая психология. Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2015. 288 с.
    32. Юдина Е. В. Юридическая психология. Р/нД.: Феникс, 2007. 256 с.
    33. Яковлев Г. М. Психология М.: Дрофа, 2010. 371 с.
    34. Яньшин П. В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности СПб.: Нева, 2013. 215 с.

    Приложение 1


    ШКАЛА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин)

    Данный тест является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

    Шкала оценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожности. Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

    РТ=- + 35,

    Где сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

    сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1,2,5, 8, 10,11,15, 16, 19,20).

    ЛТ=- + 35,

    где сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 37,38,40;

    сумма остальных цифр по пунктам 21,26,27,30,33, 36,39.

    При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 низкая тревожность; 31 -45 умеренная тревожность; 46 и более высокая тревожность.




    Бланк для определения ситуативной тревожности:


    №ппСуждениеНет, это не такПожалуй, такВерноСовершенно верно1Я спокоен12342Мне ничто не угрожает12343Я нахожусь в напряжении12344Я внутренне скован12345Я чувствую себя свободно12346Я расстроен12347Меня волнуют возможные неудачи12348Я ощущаю душевный покой12349Я встревожен123410Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения123411Я уверен в себе123412Я нервничаю123413Я не нахожу себе места123414Я взвинчен123415Я не чувствую скованности, напряжения123416Я доволен123417Я озабочен123418Я слишком возбужден и мне не по себе123419Мне радостно123420Мне приятно1234Бланк для определения личностной тревожности:


    №ппСуждениеНикогдаПочти никогдаЧастоПочти всегда21У меня бывает приподнятое настроение123422Я бываю раздражительным123423Я легко расстраиваюсь123424Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие123425Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть123426Я чувствую прилив сил и желание работать123427Я спокоен, хладнокровен и собран123428Меня тревожат возможные трудности123429Я слишком переживаю из-за пустяков123430Я бываю вполне счастлив123431Я все принимаю близко к сердцу123432Мне не хватает уверенности в себе123433Я чувствую себя беззащитным123434Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей123435У меня бывает хандра123436Я бываю доволен1234- 37Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня123438Бывает, что я чувствую себя неудачником123439Я уравновешенный человек123440Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах1234Приложение 2


    Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой).


    Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.

    Инструкция. Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Обведите, пожалуйста, кружком одну из цифр от 1 до 5, отвечая на каждый из следующих пунктов. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации.

    Бланк ответов:

    № Типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях

    Частотность использования заданных типов поведения

    Никогда; Редко; Иногда; Чаще всего; Очень часто

    1. Стараюсь тщательно распределить свое время.

    2. Сосредоточиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить.

    3. Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни.

    4. Стараюсь быть на людях.

    5. Виню себя за нерешительность.

    6. Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации.

    7. Погружаюсь в свою боль и страдания.

    8. Виню себя за то, что оказался в данной ситуации.

    9. Хожу по магазинам, ничего не покупая.

    10. Думаю о том, что для меня самое главное.

    11. Стараюсь больше спать.

    12. Балую себя любимой едой.

    13. Переживаю, что не могу справиться с ситуацией.

    14. Испытываю нервное напряжение.

    15. Вспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше.

    16. Говорю себе, что это происходит не со мной.

    17. Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации.

    18. Иду куда-нибудь перекусить или пообедать.

    19. Испытываю эмоциональный шок.

    20. Покупаю себе какую-нибудь вещь.

    21. Определяю курс действий и придерживаюсь его.

    22. Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить.

    23. Иду на вечеринку.

    24. Стараюсь вникнуть в ситуацию.

    25. Застываю, замораживаюсь, - и не знаю, что делать.

    26. Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию.

    27. Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся.

    28. Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся.

    29. Иду в гости к другу.

    30. Беспокоюсь о том, что я буду делать.

    31. Провожу время с дорогим человеком.

    32. Иду на прогулку.

    33. Говорю себе, что это никогда не случится вновь.

    34. Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках.

    35. Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю.

    36. Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее.

    37. Звоню другу.

    38. Испытываю раздражение.

    39. Решаю, что теперь важнее всего делать.

    40. Смотрю кинофильм.

    41. Контролирую ситуацию.

    42. Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать.

    43. Разрабатываю несколько различных решений проблемы.

    44. Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации.

    45. Отыгрываюсь на других.

    45. Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это.

    47. Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации.

    48. Смотрю телевизор.

    Обработка и интерпретация результатов:

    Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунктов: 1, 2, б, 10, 15, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.

    Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45.

    Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 6, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.

    Можно подсчитать субшкалу отвлечения из 8 пунктов, относящихся к избеганию: 9, 11, 12, 18,20,40,44,48.

    Субшкала социального отвлечения может быть подсчитана из следующих 5 пунктов, относящихся к избеганию: 4, 29, 31, 35, 37.

    (Обратите внимание, что пункты избегания 3, 23 и 32 не используются в субшкалах отвлечения и социального отвлечения.)






    Приложение 3

    Результаты исследования:

    Методика Спилбергера Ханина «Самооценка тревожности

    Количество истцовПоказатели в баллахЛичностная тревожностьРеактивная тревожность129242422833126419165263063228733308463792018102820Количество ответчиковЛичностная тревожностьРеактивная тревожность131292302433631439335423662918737328303194237103129








    Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Норман, Д.Ф. Эндлер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой.

    истцыВозрастОриентированного на избегание

    Ориентированного на эмоции

    Ориентированного на решение задач

    1313154282454926283332752314325131335363332516445432307354829318305032339405130281039553229ответчикиВозрастОриентированного на избегание

    Ориентированного на эмоции

    Ориентированного на решение задач

    1312830542404832283485533314383029525475630276415428297384827298392650309454930311045295328


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Особенности образа судебного заседания у различных участников процесса ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.