Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Понятие тайна в уголовном праве

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Понятие тайна в уголовном праве
  • Предмет:
    Уголовное право
  • Когда добавили:
    15.05.2018 6:47:28
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ПЛАН


    Введение3

    Глава 1. Общая характеристика понятия «тайна» в уголовном праве5

    1.1. Правовое понятие «тайна»5

    1.2. Классификация тайн в уголовном праве9

    Глава 2. Уголовно-правовой анализ состава преступления, предусмотренного ст. 283.1 УК РФ14

    2.1. Объективные и субъективные признаки

    преступления (ст. 283.1 УК РФ)14

    2.2. Актуальные проблемы применения статьи 283.1 УК РФ18

    Заключение23

    Список использованных источников и литературы25












    Введение


    Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что сегодняшняя ситуация в стране характеризуется новыми ценностными ориентирами, провозглашением принципов гражданского общества, правового государства, человека как высшей социальной ценности.

    Институт тайны - один из важнейших институтов, определяющих соотношение интересов личности, общества и государства, частного и публичного начала права, основания и пределы вмешательства государства в негосударственную сферу, степень информационной защищенности в Российской Федерации.

    Институт тайны охватывает широкий круг достаточно разнородных общественных отношений, возникающих в различных сферах деятельности личности, общества и государства. Содержание любой тайны вне зависимости от специфики ее разновидностей заключается в том, что предмет тайны образуют сведения, не предназначенные для широкого круга лиц, их разглашение влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ, в том числе и уголовную.

    В юридической литературе проблема уголовной ответственности за разглашение тайны, конфиденциальной информации, секретной информации как самостоятельного правового института практически не изучены.

    Проблемы уголовного законодательства, связанные с различными видами тайн (адвокатская, врачебная, личная, семейная) представлены в работах: Красницкой Г.С. «Усыновление детей: вопросы и ответы», Летова Н.В. «Судебный порядок усыновления: за и против». Большое число публикаций посвящено адвокатской тайне. Однако, единственное монографическое исследование А.Л. Цыпкина «Адвокатская тайна» опубликовано в 1947 г.

    Существенный вклад в разработку проблем защиты тайн личной жизни от незаконного и необоснованного вмешательства правоохранительных органов внес И.Л. Петрухин. Широко известны его работы: «Свобода личности и уголовно-процессуальное принуждение», «Личная жизнь: пределы вмешательства», «Правосудие: время перемен».

    Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере уголовно-правовой ответственности за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну.

    Предметом исследования выступают ст. 283.1 УК РФ, научная и учебная литература по теме исследования.

    Целью работы является рассмотрение уголовной ответственности за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну.

    Для достижения указанной цели решались следующие задачи:

    - рассмотреть правовое понятие «тайна»;

    - исследовать классификацию «тайн» в уголовном праве;

    - проанализировать объективные и субъективные признаки преступления (ст. 283.1 УК РФ);

    - рассмотреть актуальные проблемы применения статьи 283.1 УК РФ.

    Методологическими основами исследования является совокупность научных приемов и методов исследования правовых явлений и процессов, включающий сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, статистический, системный подходы.

    Нормативной базой работы стали Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, федеральные законы и судебная практика.

    Теоретическую основу работы составили труды Н.Н. Ансимова, И.В. Балашкиной, В.В. Бендина, В.Н. Воронина, Л.В. Григорьевой, Л.И. Джантемирова, Р.Б. Иванченко и др.





    Глава 1. Общая характеристика понятия «тайна» в уголовном праве


    1.1. Правовое понятие «тайна»


    Правовой институт тайны охватывает широкий круг разнородных общественных отношений, возникающих в различных сферах деятельности личности, общества и государства. Анализ понятия тайны при самом широком подходе позволяет определить данный термин, как нечто скрытое от понимания и восприятия людей.

    Таким образом, в понятии «тайна» можно выделить два значения. Первое заключается в том, что тайна - это область объективной реальности, которая недоступна пониманию человека и его восприятию вследствие объективно существующего уровня научно-технического знания. Другое значение понятия тайны связано с теми сведениями, которые уже известны отдельному человеку или группе лиц, но по различным причинам скрываются ими от других людей, групп лиц или государства.

    Итак, тайна до правового регулирования отдельных ее элементов является социальным явлением, к признакам которого можно отнести следующие:

    - тайна - это конфиденциальная информация или секретные сведения о явлениях, процессах, событиях, происходящих в жизни людей, деятельности групп или государства;

    - разглашение данных сведений может принести ущерб, вследствие чего информация защищается от доступа к ней третьих лиц;

    - негативная оценка обществом действий по разглашению тайны.

    В настоящее время в российском законодательстве отсутствует точное и четкое определение понятий «тайна», «секрет», «информация ограниченного доступа». Это приводит, прежде всего, к путанице в самом законодательстве, к размытости правотворческих ориентиров в информационной сфере, к разной трактовке пределов охраняемой законом тайны. Одно из негативных последствий такого состояния проблемы - крупные дефекты правореализационного процесса.

    Анализ практики применения современного российского законодательства в сфере защиты информации ограниченного доступа показывает, что правовая неурегулированность отправных моментов отношений по охране тайны приводит к отсутствию или смешению правовых представлений граждан, должностных лиц и общественных объединений о тайне. Слабая регламентация охраны тайн частной жизни является одной из причин политических войн с использованием компромата.

    Так, Н.Н. Ансимов, уделивший внимание разработке соответствующей дефиниции применительно к профессиональной тайне, полагает, что «в юридическом понимании тайна представляет собой имеющую действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности посторонним лицам информации, к которой нет свободного доступа на законном основании, и собственник которой принимает меры к обеспечению ее конфиденциальности».

    Эта формулировка заставляет задуматься о том, всегда ли информация является собственностью, и можно ли субъекта тайны в любом случае считать собственником информации. Если речь идет, например, о поверенных тайнах, то один из субъектов, а именно поверенный, - не собственник конфиденциальной информации. Имеющееся у него право распоряжения ею, как правило, строго ограничено целями его деятельности, а также интересами и открыто заявленной волей доверителя, который, в свою очередь, может быть, а может и не быть собственником конфиденциальной информации.

    Интересный подход к определению понятия тайны предложен И.В. Балашкиной, исследовавшей цивилистический аспект данного явления. Она дает сразу два определения. Суть первого понятия сводится к тому, что тайна как информация - это информация с ограниченным доступом, охраняемая ее обладателями вследствие ее ценности и возможности возникновения ущерба от ее несанкционированного разглашения. Второе значение тайны заключается в том, что тайна представляет собой институт законодательства, то есть совокупность норм права, регулирующих отношения по поводу возникновения (создания), использования и защиты сведений, имеющих ценность для ее правообладателей, а также по поводу ответственности лиц, виновных в разглашении конфиденциальной информации.

    Представляется, что на сегодняшний день эти взаимосвязанные определения являются наиболее точными из существующих в юридической литературе. Термин «информация с ограниченным доступом» отражает юридические свойства предмета тайны. В пользу этого свидетельствуют многообразие существующих тайн, часть из которых не имеет характера абсолютных, наличие правовых возможностей доступа государственных органов к тайнам физических и юридических лиц, то обстоятельство, что конфиденциальная информация иногда может быть достоянием значительного числа субъектов. Фактор правомерного «ограничения доступа» уже сам по себе предполагает наличие особого правового режима такой информации, качественно отличающего ее от информации общедоступной. Это замечание имеет очевидное методологическое значение при исследовании тайны как правового явления, в том числе при изучении отдельных разновидностей тайн.

    Предметом (содержанием) тайны является информация, доступ к которой запрещается или исключается тем или иным субъектом. При этом в предмет тайны может входить не только ее непосредственное содержание, но и сведения о наличии или отсутствии у субъекта такой тайны.

    Субъектами права на тайну выступают физические или юридические лица, государство, а также иные субъекты. Они могут не только обладать собственными тайнами, но и получать доступ к тайнам других субъектов, в силу договора или закона приобретать определенные правомочия или обязанности по использованию чужой конфиденциальной информации. В этом отношении следует различать основные и производные субъекты тайны. При наличии только основного субъекта правоотношение по ее поводу может возникнуть лишь в том случае, если конфиденциальная информация станет доступной другим субъектам либо возникнет вероятность нарушения или изменения режима тайны, появления производных субъектов.

    Объектом правоотношения по поводу тайны служат интересы, которым может быть нанесен ущерб в результате несанкционированного разглашения или использования конфиденциальной информации. Это могут быть интересы, как основного субъекта тайны, так и производных субъектов например, в случае неправомерного завладения нотариальной тайной наносится ущерб, в том числе, деловой репутации нотариуса, а также интересы третьих лиц и публичные интересы.

    Таким образом, тайна - сложное и многогранно правовое явление. К сожалению, на сегодняшний день в законодательстве РФ не сформулировано точного и полного определения. Необходимость закрепления рассматриваемого явления не вызывает сомнений, т.к. его отсутствие вызывает значительные сложности в толковании объекта и предмета как в гражданском, так и уголовно - правовом регулировании.

    Можно предложить следующее определение понятия «тайна» - это информация с ограниченным доступом, охраняемая нормами законодательства и ее обладателями вследствие ее ценности, разглашение которой может повлечь причинение ущерба и наступление ответственности для лиц, виновных в ее разглашении.


    1.2. Классификация тайн в уголовном праве


    Уголовный закон, употребляя в статьях особенной части термин «тайна» не раскрывает его содержания. Тайна есть, прежде всего, сведения, информация. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информацией понимается - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Сведения могут быть известны или доверены узкому кругу лиц. При этом основанием известности сведений тому или иному лицу может быть профессиональная или служебная деятельность последних, семейно - брачные отношения и пр. Общим для всех видов конфиденциальных сведений является тот факт, что свободный доступ к ним ограничен в силу предписаний федерального законодательства. Несанкционированное нарушение неприкосновенности охраняемой законом тайны влечет юридическую, в том числе и уголовную ответственность. На лицах, которым доверена такая информация, лежит правовая обязанность не нарушать ее конфиденциальность.

    Исходя из сказанного, тайну в уголовном праве можно определить как сведения (информацию), доступ к которым ограничен в соответствии с положением федерального законодательства и за несанкционированное нарушение конфиденциальности которых установлена уголовная ответственность.

    По содержанию защищаемая информация может быть разделена на политическую, экономическую, военную, научную, технологическую, личную, коммерческую.

    Одним из основных видов тайны является личная тайна, связанная с обеспечением конституционных и иных прав личности. Право человека на тайну личной жизни как абсолютное правовое благо определено в Конституции РФ и Международном стандарте ООН в области защиты прав и свобод человека и отражено в составах УК РФ, сформулированных в ст. 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни» и ст. 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений». Таким образом, можно говорить о двух разновидностях личной тайны как объекта уголовно - правовой охраны: частной жизни и личной переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

    Тайна усыновления связана с интересами охраны семейной жизни и, в уголовно - правовом смысле, выражается в установлении уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления (удочерения). Согласно ст. 155 УК РФ тайна усыновления может быть двух разновидностей. Во-первых, ею обладают лица, которые обязаны хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну (судьи, работники местных администраций, органов опеки и попечительства и прочие лица, указанные в ч. 1 ст. 139 СК РФ), во-вторых, все другие лица, если установлены их корыстные или иные низменные побуждения при разглашении этой тайны без согласия обоих усыновителей.

    Коммерческая (в том числе банковская) тайна связана с интересами обеспечения законной предпринимательской деятельности. В целом коммерческая тайна определена в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О коммерческой тайне» от 29 июля 2007 года, как научно - техническая, коммерческая, организационная или иная используемая в предпринимательской деятельности информация, которая имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам и к которой нет свободного доступа на законном основании. Содержание банковской тайны определено в ст. 857 ГК РФ. В то же время нормативные акты регламентируют перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую (банковскую) тайну (информация об учредительных документах, регистрационном удостоверении, лицензии, патенте, о платежеспособности, об уплате налогов и обязательных платежей).

    Уголовная ответственность за нарушение коммерческой и банковской тайны, предусмотренная ст. 183 УК РФ наступает при: собирании сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений; незаконном разглашении или использовании сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельцев.

    Следующим видом тайны является государственная тайна. Этот вид тайны неоднократно указывается в статьях УК и имеет непосредственное уголовно - правовое значение, связанное с обеспечение внешней безопасности государства и государственной безопасности в целом. В соответствии со ст. 2 Закона «О государственной тайне» государственную тайну Российской Федерации составляют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб Российской Федерации. В ст.ст. 275 и 276 УК РФ прямо указывается, что на основе сохранения неприкосновенности государственной тайны обеспечивается не просто «государственная безопасность» в широком понимании, а внешняя безопасность государства. В ст. 283 УК РФ речь идет уже не только о внешней, а о безопасности России в формально неопределенном смысле слова.

    Таким образом, государственная тайна в уголовно - правовом отношении находится в основе комплекса двух интересов уголовно-правовой охраны: внешней безопасности государства и безопасности государства как таковой.

    Должностная служебная тайна связана с интересами государственной службы и службы в органах местного самоуправления и носит опосредованный характер, так как прямое указание в статьях гл. 30 УК РФ на пределы охраны должностной тайны отсутствует. Тем не менее, федеральное законодательство связывает доступ к профессиональным сведениям закрытого характера именно с должностным статусом лица, которому эти сведения стали известны по службе. Поэтому при нарушении неприкосновенности этой секретной информации страдают интересы службы. Так, в частности, федеральное законодательство прямо указывает на противоправность нарушения конфиденциальности таких сведений, совершенного: судьями - в отношении тайны совещания при постановлении приговора по уголовному делу, должностными лицами Банка России - в отношении сведений, составляющих банковскую тайну, должностными лицами налоговой инспекции - в отношении сведений о вкладах граждан и организаций. Представляется, что при умышленном характере разглашения должностной служебной тайны содеянное должно квалифицироваться по ст. 286 УК РФ как совершение виновным деяния, явно выходящего за рамки его должностной компетенции.

    Свидетельская тайна как объект уголовно - правовой охран воплощается в институте свидетельского иммунитета от уголовной ответственности за совершение ряда преступлений против правосудия и основывается на семейно - брачных отношениях либо профессиональных должностных обязанностях. Свидетельский иммунитет как особый порядок наступления уголовной ответственности для определенного круга лиц при совершении ими некоторых преступлений против правосудия основан на обладании правом на свидетельскую тайну и получил закрепление в примечаниях к ст.ст. 308, 316 УК РФ. Свидетельская тайна здесь является специальной разновидностью тайны семейной, но в силу того, что с ней связаны интересы правосудия как основного непосредственного объекта, она приобретает самостоятельное уголовно - правовое значение.

    Следующим видом тайны в уголовном праве является врачебная тайна - это сведения о факте обращения пациента за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при обследовании и лечении пациента, включая информацию о семейной, интимной жизни пациента, а также его родственников. Правовая регламентация врачебной тайны в России содержится в ряде нормативных документов. Прежде всего, в ст. 23 Конституции РФ, в которой записано, что каждый имеет право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну. Нарушение этого права допускается лишь на основании судебного решения. В ст. 24 Основного закона РФ отмечается, что сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Важно заметить, что сведения, связанные с профессиональной деятельностью, начинаются с указания на врачебную тайну, правовой режим которой представляется аналогичным режиму налоговой тайны.

    Стоит отметить, что вышеизложенные классификации не являются исчерпывающими и их разработка еще предстоит науке и законодательству. Отсутствие четкой классификации конфиденциальной информации, неоформленность их правовых режимов в законодательстве приводит к значительному числу противоречий и пробелов, но, несмотря на это, важно также заметить, что законодательством четко выражена и установлена ответственность за несанкционированное разглашение сведений, относящихся к тайне и конфиденциальной информации.

    Глава 2. Уголовно-правовой анализ состава преступления, предусмотренного ст. 283.1 УК РФ


    2.1. Объективные и субъективные признаки преступления (ст. 283.1 УК РФ)


    Введение в УК РФ нормы, устанавливающей ответственность за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она не была доверена или не стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа, обеспечивает системность охраны различных видов информации ограниченного доступа (например, коммерческой, банковской и государственной тайны) и способствует повышению эффективности защиты государственной тайны от общественно опасных посягательств со стороны лиц, не являющихся ее законными обладателями.

    Объектом преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие информационную безопасность России; предметом - сведения, составляющие государственную тайну.

    В соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» сведения, составляющие государственную тайну РФ, - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В частности, государственную тайну составляют сведения о дислокации, организационной структуре, вооружении и состоянии боевого обеспечения войск; о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение; о финансовой политике в отношении иностранных государств; о лицах, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную или оперативно-розыскную деятельность, и т.д.

    К «иным сведениям» относятся любые сведения, не составляющие государственной тайны, использование которых иностранными или международными силами способно причинить ущерб безопасности страны. Эти сведения могут касаться различных сторон жизни государства и общества: политики, хозяйства, культуры, науки, организации транспортных перевозок, сети дорог автомобильного и железнодорожного транспорта, порядка оформления документов и т.д. Они могут носить ограниченный характер либо находиться в свободном доступе, почерпнуты из средств массовой информации или получены в частных беседах. Характер сведений и источник их получения не влияют на квалификацию содеянного.

    Объективная сторона преступления состоит в получении сведений, составляющих государственную тайну, любым из перечисленных в диспозиции статьи способов.

    Похищение, исходя из законодательной оценки общественной опасности деяния, предполагает завладение виновным носителем информации, содержащей государственную тайну, при обстоятельствах, указанных в ч. 1 ст. 158 УК РФ. Если похищение соответствующих предметов происходит открыто, с угрозой применения или с применением насилия, содеянное, в зависимости от объема насилия и ценности предмета, должно получать дополнительную юридическую оценку по ст. ст. 161, 162 или 164 УК РФ.

    Обман состоит в получении искомых сведений за счет введения лица в заблуждение относительно самых различных обстоятельств (личности виновного, последствий приобретения информации и т.д.).

    Под шантажом следует понимать выраженную со стороны виновного угрозу оглашения позорящих сведений о лице, обладающем государственной тайной, или его близких, а равно иных сведений, оглашение которых может нанести ущерб правам и законным интересам, чести и достоинству этих лиц.

    Угроза применения насилия означает явно выраженное вовне желание виновного причинить вред здоровью любой степени тяжести (включая угрозу убийством) в случае отказа потерпевшего предоставить информацию, содержащую государственную тайну. Угроза должна быть реальной, но при этом может быть как непосредственной, так и опосредованной.

    Принуждение предполагает получение сведений, составляющих государственную тайну, посредством иных, кроме угрозы применения насилия и угрозы распространения нежелательных сведений, угроз (например, путем угрозы уничтожения или повреждения имущества).

    Список способов получения сведений, составляющих государственную тайну, является открытым. При этом диспозиция комментируемой статьи имеет бланкетный характер, указывая на незаконный характер способов получения государственной тайны.

    Получение сведений, составляющих государственную тайну, квалифицируется по ст. 283.1 УК РФ в случае отсутствия в деянии признаков преступлений, предусмотренных ст. ст. 275 и 276 УК РФ. Это означает, что субъект преступления, предусмотренного ст. 283.1 УК РФ, не имеет легального доступа к государственной тайне и не владеет соответствующей информацией, собирает ее не по заданию иностранной разведки, иностранного государства, иностранной или международной организации или их представителей и не имеет намерений использовать эту информацию в ущерб безопасности РФ.

    Состав преступления формальный.

    Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла. Лицо должно осознавать, что, во-первых, получает сведения, составляющие государственную тайну, а во-вторых, получает их в нарушение предписаний действующего законодательства. Мотивы и цели получения сведений не влияют на квалификацию.

    Субъект преступления общий - физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

    Статья предусматривает ряд квалифицирующих признаков.

    Совершение преступления группой лиц предполагает, что деяние выполнено двумя или более соисполнителями. Исходя из сложившейся практики, ситуации совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой также должны получить юридическую оценку по п. «а» ч. 2 ст. 283.1 УК РФ.

    В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)», если состав совершенного преступления не предусматривает в качестве квалифицирующего признака совершение его организованной группой, действия лица подлежат квалификации соответствующей части (пункту) статьи УК РФ, содержащей квалифицирующий признак «группой лиц по предварительному сговору», а при его отсутствии - по признаку «группой лиц».

    Применение насилия при получении сведений, составляющих государственную тайну, означает причинение потерпевшему побоев, легкого, средней тяжести вреда здоровью, а также тяжкого вреда здоровью при обстоятельствах, указанных в ч. 1 ст. 111 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью при квалифицирующих признаках требует дополнительной квалификации). Исходя из законодательной оценки степени общественной опасности преступлений, истязание и пытка для получения сведений, составляющих государственную тайну, квалифицируются только по п. «б» ч. 2 ст. 283.1 УК РФ.

    Тяжкие последствия как квалифицирующий признак преступления имеет оценочный характер. Таковыми могут выступать срыв коммерческих контрактов, манипулирование рынком ценных бумаг, создание угрозы для безопасности отдельных лиц и т.д.

    Получение сведений, составляющих государственную тайну, сопряженное с их распространением либо с перемещением носителей таких сведений за пределы РФ, означает, что, получив информацию или ее носитель, субъект передает их за пределы РФ. Момент возникновения умысла на передачу данных за пределы страны не имеет значения. Адресатом (получателем) могут выступать конкретные физические или юридические лица, заинтересованные в соответствующей информации, либо иные лица, средства массовой информации и т.д.


    2.2. Актуальные проблемы применения статьи 283.1 УК РФ


    В соответствии с Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 190-ФЗ в гл. 19 УК РФ была введена новая ст. 283.1 «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну».

    Необходимость подобных изменений авторы законопроекта мотивировали тем, что имеют место случаи, когда иностранный гражданин в силу возложенных на него обязанностей становится обладателем сведений, составляющих государственную тайну, на законных основаниях. При этом анализ ст. 283 УК РФ, предусматривающей ответственность за разглашение государственной тайны, показывает, что субъектом данного деяния может быть только гражданин Российской Федерации. Таким образом, разглашение иностранным гражданином, допущенным к сведениям, составляющим государственную тайну, указанных сведений в настоящее время не относится к числу уголовно наказуемых деяний.

    Введение в УК РФ нормы, устанавливающей ответственность за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она не была доверена или не стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа, позволит обеспечить системность охраны различных видов информации ограниченного доступа (например, коммерческой, банковской и государственной тайны) и будет способствовать повышению эффективности защиты государственной тайны от общественно опасных посягательств со стороны лиц, не являющихся ее законными обладателями.

    В литературе же указанные изменения были восприняты критически. Отмечено, что хотя объем понятия государственной тайны, как и перечень сведений, ее составляющих, в этой связи пока не претерпел изменений, увеличение объема нормативных формулировок уголовных составов, так или иначе связанных с сохранностью секретных сведений, привело не к большей, а к еще меньшей определенности, поскольку оно было связано не с конкретизацией признаков состава преступления, а, наоборот, с расширением круга деяний, которые могут к этому относиться.

    Действительно, «популярность» ст. 283.1 УК РФ у правоприменителя от года к году только возрастает. Первым случаем привлечения к уголовной ответственности по этой статье стало уголовное дело в отношении Т.А. Казьминой. Она была осуждена Воронежским областным судом 28 апреля 2014 г. за то, что, являясь инспектором группы лицензионно-разрешительной работы отдела полиции № 5 Управления МВД России по г. Воронежу, преследуя цель создать своими противоправными действиями неблагоприятные последствия по службе для руководителей отдела полиции № 5 и Главного управления МВД России по Воронежской области, виновных, по ее мнению, в увольнении указанного руководителя, используя возможность доступа к секретным документам, похитила в помещении группы делопроизводства и режима отдела полиции приказы МВД России. После этого Казьмина отправила приказы через отделение почтовой связи заказным письмом на имя Президента РФ.

    15 мая 2015 г. бывший подполковник УФСБ по Челябинской области О.С. Натальченко был признан виновным по статье 283.1 УК РФ и приговорен Челябинским областным судом к полутора годам лишения свободы условно за то, что при увольнении скачал оперативные материалы УФСБ с компьютеров в своем отделе, а также похитил жесткий диск.

    9 ноября 2015 г. было возбуждено уголовное дело по обвинению пятерых диггеров в совершении преступления, предусмотренного п. «а», «д» ч. 2 ст. 283.1 УК РФ. По версии следствия, в 2014 г. указанные лица осуществили проникновение на объекты специального строительства ОАО «Трансинжстрой» и таким образом получили сведения, составляющие государственную тайну, о местонахождении, конфигурации, конструктивных особенностях и внутреннем устройстве объектов специального строительства. Кроме того, они сняли на фото и видео засекреченные помещения и устройства, а затем разместили фотографии на своих страницах в сети «ВКонтакте.

    Приведенные примеры вряд ли свидетельствуют о том, что защита и охрана государственной тайны стали более эффективными. После введения указанных выше изменений появились проблемы квалификации: приемы получения информации, перечисленные в диспозиции ст. 283.1 УК РФ, описывают различные запрещенные мероприятия по добыванию государственной тайны. Лицо, завладевшее сведениями, составляющими государственную тайну, наверняка способно ее распространить неопределенному кругу лиц указанными способами. Систематическое толкование позволяет предположить, что государственная тайна, полученная путем совершения преступления, предусмотренного ст. 283.1 УК РФ, также должна составлять предмет преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ. В подобном уточнении нет необходимости в силу того, что ст. 283.1 УК РФ имеет квалифицированный состав в ч. 2 - п. «д»: если деяние сопряжено с распространением сведений, составляющих государственную тайну, либо с перемещением носителей таких сведений за пределы Российской Федерации. В данном случае распространение касается как раз доведения указанной информации до иных лиц, которые не имели права знакомиться с этими сведениями.

    Нельзя сказать, что ст. 283.1 УК РФ является излишним уголовно-правовым запретом, поскольку она охраняет такой круг общественных отношений, который не охраняется иными уголовно-правовыми нормами. Показателен опыт зарубежных государств, в частности в новом УК Республики Казахстан есть схожая норма, которая сконструирована следующим образом:

    «Статья 185. Незаконное собирание, распространение, разглашение государственных секретов

    1. Незаконное собирание сведений, составляющих государственные секреты, а равно распространение неправомерно полученных сведений, составляющих государственные секреты, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа...

    2. Разглашение сведений, составляющих государственные секреты, лицом, которому они были доверены или стали известны по службе, работе, либо по иным предусмотренным законом Республики Казахстан основаниям, при отсутствии признаков государственной измены...

    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли причинение крупного ущерба или наступление иных тяжких последствий...».

    Поскольку в действующей редакции ст. 283.1 УК РФ перечень способов получения, имеющих незаконный характер, является открытым, целесообразно отказаться от их перечисления в диспозиции статьи.

    В.В. Бендин пишет, что в действующей формулировке содержится некоторая тавтология, поскольку под разглашением сведений теория уголовного права понимает такое противоправное предание огласке сведений, при котором они становятся достоянием других лиц. Разглашение сведений невозможно без того, чтобы с ними ознакомились другие (посторонние) лица, кроме обладателя сведений или лиц, имеющих к ним доступ, в результате чего эти сведения становятся достоянием лиц, не имеющих доступа к государственной тайне. Тем не менее законодатель, формулируя содержание объективной стороны разглашения государственной тайны, в качестве условия наступления уголовной ответственности включает лишнюю оговорку: «если эти сведения стали достоянием других лиц», поэтому необходимо отказаться от такой формулировки.

    Учитывая немногочисленную судебно-следственную практику по применению нынешней ст. 283.1 УК РФ, необходимо дополнить новую редакцию статьи указанием на специальную цель, которая должна быть установлена при получении сведений, составляющих государственную тайну. Сейчас цели виновного могут быть различными: удовлетворить свое любопытство, использовать в литературном произведении и др.

    Однако объект этого преступления - общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой в интересах безопасности Российской Федерации, - не страдает в случае отсутствия цели распространения этих сведений либо иного использования.

    Заключение


    На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

    Под понятием «тайна» понимается информация с ограниченным доступом, охраняемая нормами законодательства и ее обладателями вследствие ее ценности, разглашение которой может повлечь причинение ущерба и наступление ответственности для лиц, виновных в ее разглашении.

    Необходимость введения в УК РФ ст. 283.1 обусловлена стремлением законодателя восполнить пробел правового регулирования защиты сведений, составляющих государственную тайну. Если разглашение государственной тайны имеет в УК четкую правовую оценку в рамках состава преступления, предусмотренного ст. 283 УК, то незаконное ее получение, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276, осталось вне правового контроля и уголовной ответственности. Об этом же свидетельствует тот факт, что по своей структуре и направленности правового регулирования на обеспечение конфиденциальности тайны как таковой новая статья имеет сходство со ст. 183 УК, которая предусматривает ответственность как за незаконное получение, так и за разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

    Непосредственным объектом данного преступления выступают общественные отношения в сфере сохранности государственной тайны, так же как при ее разглашении. Незаконное получение сведений о государственной тайне ставит под угрозу выхода их из владения и ознакомления с ними посторонних лиц.

    Объективная сторона данного преступления выражается в получении сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным способом.

    Состав преступления формальный. Преступление признается оконченным с момента совершения деяния любым из указанных способов и получения информации, составляющей государственную тайну.

    Субъективная сторона преступления характеризуется наличием прямого умысла, а также различными мотивами и целями. Они могут носить лично-бытовой характер: коллекционирование данных о военной технике, желание оказать помощь другим лицам в научной работе, чтении лекций, проведении деловых совещаний и встреч с оглашением сведений, составляющих государственную тайну, и т.д.

    Часть 2 ст. 283.1 УК РФ предусматривает ответственность за данное преступление при отягчающих обстоятельствах:

    а) совершенное группой лиц;

    б) совершенное с применением насилия. Причинение при этом побоев, вреда здоровью легкой и средней тяжести, истязание жертвы охватывается признаком данного состава преступления и дополнительной квалификации не требует;

    в) насилие, повлекшее наступление тяжких последствий (тяжкого вреда здоровью, смерти потерпевшего), признаками данного преступления не охватывается и требует дополнительной квалификации по статьям 105, 111 УК РФ;

    г) совершенное с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (что требует дополнительной квалификации по ст. 138.1 УК РФ);

    д) сопряженное с распространением сведений, составляющих государственную тайну, либо с перемещением носителей таких сведений за пределы Российской Федерации (квалифицируются по совокупности с разглашением сведений, составляющих государственную тайну, а при наличии признаков преступлений, предусмотренных статьями 272, 274 УК, и по совокупности с этими преступлениями.

    Анализ законодательных новелл ст. 283.1 УК РФ показывает, что по целому ряду вопросов в теории и практике нет их единого понимания, что требует разъяснений со стороны Пленума Верховного Суда РФ.

    Список использованных источников и литературы


    1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 31, ст. 4398).
    2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954).
    3. Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 41, стр. 8220-8235).
    4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» от 10 июня 2010 г. № 12 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2010. - № 8.
    5. Ансимов Н.Н. Тайна как методологический принцип историко-правового исследования // История государства и права. - 2015. - № 4. - С. 41 - 43.
    6. Балашкина И.В. Тайна как разновидность информации: философско-правовые основания // Информационное право. - 2015. - № 1. - С. 3 - 5.
    7. Бендин В.В. Защита государственной тайны Российской Федерации уголовно-правовыми средствами: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д, 2014. - 38 с.
    8. Воронин В.Н. Качество уголовно-правовой охраны сведений, составляющих государственную тайну: проблемы конструирования норм и дифференциации уголовной ответственности // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 7. - С. 98 - 107.
    9. Григорьева Л.В. К вопросу о применении статьи 283 Уголовного кодекса Российской Федерации // Современное право. - 2014. - № 3. - С. 103 - 106.
    10. Джантемиров Л.И. Охрана сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2014. - 39 с.
    11. Иванченко Р.Б. Уголовно-правовая защита коммерческой, налоговой или банковской тайн: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2013. - 44 с.
    12. Интернет-газета «Знак». URL: https://www.znak.com/2015-08-05/verhovnyy_sud_rf_ostavil_bez_izmeneniya_prigovor_byvshemu_podpolkovniku_ufsb_rf_po_chelyabinskoy_obl (дата обращения: 20.06.2018).
    13. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Я.Е. Иванова и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. - М.: Проспект, 2015. - 1392 с.
    14. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / В.П. Верин, О.К. Зателепин, С.М. Зубарев и др.; отв. ред. В.И. Радченко, науч. ред. А.С. Михлин, В.А. Казакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015. - 704 с.
    15. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: научно-практический (постатейный) / Н.И. Ветров, М.М. Дайшутов, Г.В. Дашков и др.; под ред. С.В. Дьякова, Н.Г. Кадникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юриспруденция, 2015. - 912 с.
    16. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / К.А. Барышева, Ю.В. Грачева, Г.А. Есаков и др.; под ред. Г.А. Есакова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2017. - 736 с.
    17. Как стать фигурантом дела о разглашении гостайны, не являясь носителем гостайны // Совет правозащитников. URL: #"justify">Кирилина В.Е. Правовой режим врачебной тайны // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 4. - С. 79 - 84.
    18. Официальный сайт прокуратуры Воронежской области. URL: #"justify">Оценочные признаки в Уголовном кодексе Российской Федерации: научное и судебное толкование: научно-практическое пособие / Ю.И. Антонов, В.Б. Боровиков, А.В. Галахова и др.; под ред. А.В. Галаховой. - М.: Норма, 2014. - 736 с.
    19. Павлов И.Ю. Проблемные вопросы понимания служебной тайны // Информационное право. - 2015. - № 3. - С. 6 - 9.
    20. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 226-V // URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575252#pos=l;-213 (дата обращения: 20.06.2018).
    21. Шевердяев С.Н. Концепция российского законодательства о доступе к правительственной информации в свете посторонних законодательных влияний // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 10. - С. 13 - 17.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Понятие тайна в уголовном праве ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.