Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Особенности применения таможенных процедур

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Особенности применения таможенных процедур
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Когда добавили:
    15.08.2016 21:25:19
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    амгу

    тема :Анализ административных правонарушений, связанных с помещением под таможенные процедуры временного ввоза и вывоза



    Оглавление


    ВВЕДЕНИЕ3

    1.Теоретические аспекты регулирования таможенных процедур5

    1.1 Понятие таможенных процедур (режимов)5

    1.2 Правовое регулирование таможенных процедур в рамках Таможенного союза6

    2. Особенности применения таможенных процедур временный ввоз и временный вывоз12

    2.1 Таможенная процедура временного ввоза12

    2.2 Таможенная процедура временного вывоза21

    3.Административная ответственность при нарушении таможенных процедур24

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ29

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК30










    ВВЕДЕНИЕ


    Таможенной системе в настоящее время отведена важная роль в механизме государственного регулирования экономики. Как свидетельствует мировой опыт, широкий спектр функций таможенных органов обусловлен потребностями развития рыночной экономики и является одной из основных предпосылок эффективности таможенного регулирования. Деятельность таможенной системы сегодня ориентирована как на стимулирование внешнеэкономических связей и предпринимательской активности внутри страны, так и на обеспечение расширения и углубления международной экономической и политической интеграции. Система таможенных процедур является важнейшей составной частью таможенного дела. Изменение порядка осуществления любого таможенного процесса может значительно повлиять на результаты таможенного контроля, его оперативность. Развитие систем анализа и управления рисками, достижения в области информационных технологий и электронного обмена данными, введение системы электронного декларирования, создание Таможенного союза (далее ТС) и введение в действие Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) создали новые требования и предоставляют возможности для совершенствования таможенных процедур. Эти требования и возможности учитываются в практике таможенного регулирования, выполнения, но отсутствует четкий подход к оценке стандартов осуществления таможенных процедур в российских условиях. Применение стандартов без создания соответствующих условий может существенно снизить результативность таможенного контроля. Во многом это связано с относительной новизной системы таможенных процедур, сформированной в настоящем виде в связи с недавним созданием таможенного союза и недостаточностью систематизации данных по правонарушениям в сфере применения таможенных процедур.

    Изменения порядка осуществления любого таможенного процесса, развитие информационных технологий, создание новых требований, отсутствие условий для осуществления применения установленных стандартов по новому таможенному законодательству составляют ряд пробелов, которые не позволяют в полной мере работать отдельным таможенным процедурам, что является актуальным в изучении данного вопроса.

    Временный допуск активно используемая в международной торговле таможенная процедура. Без нее трудно представить организацию современных ярмарок и выставок, международных транспортных операций, развитие международных научных и культурных обменов, международных спортивных контактов и туристических обменов.

    Степень исследования проблемы. В разработке исследуемой проблемы мы опирались на труды таких юристов как А.Н.Козырев, В.А. Вайпан, Д.Н. Бахрах, В.В. Егиазарова, С.В Халипов.

    Объектом исследования являются таможенные процедуры временного ввоза и временного вывоза, применяемые на таможенной территории ТС.

    Предметом исследования являются: совокупность требований и условий, включающих порядок применения таможенных процедур в соответствии с законодательством.

    Целью исследования данной работы является изучение административных правонарушений, связанных с помещением под таможенные процедуры временного ввоза и вывоза.

    В ходе достижения поставленной цели решались следующие задачи:

    - изучение отдельных таможенных процедур;

    - рассмотрение правового механизма использования данных процедур.

    В данной работе для решения поставленных задач применялись следующие методы: системный метод, функциональный метод в изучении судебной правоприменительной практики, метод сравнения, для выявления противоречий норм законодательства.

    1. Теоретические аспекты регулирования таможенных процедур

    1.1 Понятие таможенных процедур (режимов)

    Таможенные правоотношения представляют собой общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза, урегулированные нормами таможенного права. В ст. 23 ТК РФ содержится общий перечень видов таможенных режимов. Согласно п. 22 ст. 11 ТК РФ таможенный режим - это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами. ТК установил 4 вида таможенных режимов.

    1. Основные таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; международный таможенный транзит.

    2. Экономические таможенные режимы: переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; переработка вне таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободная таможенная зона (свободный склад).

    3. Завершающие таможенные режимы: реимпорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства.

    4. Специальные таможенные режимы: временный вывоз; беспошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальные таможенные режимы.

    Вне зависимости от заявленного таможенного режима лица обязаны соблюдать:

    - запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД;

    - требования законодательства РФ, установленные в целях валютного контроля.

    Днём помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом (ст. 157 ТК). 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс ТС (принят Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества(далее - ЕврАзЭС) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17)) (далее ТК ТС), что ознаменовало создание механизма единого правового регулирования таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Вследствие изменения законодательства в отношении таможенной политики таможенные режимы получили новое определение таможенные процедуры. Необходимость корректировки терминологии обусловлена несколькими причинами. Во-первых, слово «процедура» менее обширный термин и больше подходит для термина, который определяет порядок использования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории ТС или за ее пределами. Иными словами, процедура это юридически закрепленный ТК ТС порядок использования и (или) распоряжения товарами, перемещаемыми через таможенную границу, действующий в течение определенного периода времени. Во-вторых, содержание термина «таможенная процедура» приведено в соответствие с терминологией Таможенного кодекса Европейского союза. Таможенным процедурам посвящён 6 раздел, глава 29 ТК ТС.

    Таможенная процедура, в соответствии с п.п. 26 п. 1 ст.4 ТК ТС, - это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза (далее ТС) или за её пределами. В целях таможенного регулирования в отношении товаров в ст. 202 ТК ТС дана классификация таможенных процедур. В ТК ТС таможенные процедуры не сгруппированы. Таким образом, с момента существования ТК РФ до образования ТС законодательство претерпело ряд значительных изменений, в силу которых в настоящее время действует 17 таможенных процедур, которые регулируются законодательством ТС.

    Несмотря на относительно долгий срок существования основных таможенных режимов и накопленный опыт, по - прежнему возникают вопросы их применения на практике, связанные с взиманием таможенных платежей, их перечислением в бюджетную систему, возмещением налога на добавленную стоимость, обеспечением уплаты таможенных платежей, предоставлением таможенных льгот, соблюдением запретов и ограничений, установленных в законодательстве о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Указанные вопросы представляют особый интерес для науки финансового и таможенного права.

    1.2 Правовое регулирование таможенных процедур в рамках Таможенного союза

    Правовое регулирование таможенных отношений в рамках ТС осуществляется законодательством Союза. Если этим законодательством отношения не урегулированы, то применяются нормы национального законодательства, но до их установления на уровне ТС. Таможенное законодательство Союза состоит из: ТК ТС; международных договоров государств - членов ТС; решений КТС. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, но среди данной группы нормативных актов Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Конституция РФ содержит норму, в соответствии с которой законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции России, а также ч. 1 ст. 3 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенное регулирование отнесено к ведению РФ, общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ (ст. 114 Конституции РФ).

    Поскольку ТК ТС закрепляет все основные вопросы таможенного регулирования, можно сделать вывод о том, что он занимает центральное место в системе таможенного законодательства ТС. ТК ТС ввел ряд новшеств в регулировании таможенных отношений. Изменениям подверглись также некоторые термины. Как и многие правовые категории, понятие таможенной процедуры используется в широком и узком смысле. В широком смысле таможенную процедуру можно определить как правовой режим, выражающийся в определенном сочетании административно-правовых и финансово-правовых средств регулирования, установленный таможенным законодательством и имеющий целью регламентировать отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу между таможенным органом и лицом, их перемещающим. В узком смысле определение таможенной процедуры дает п. 26 ст. 4 ТК ТС.

    Одно из главных положений в правовом регулировании таможенных процедур занимает Международная конвенция обупрощении игармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) это один из наиболее значимых международно-правовых документов в области таможенного дела, который служит ориентиром для построения таможенного законодательства большинства развитых государств. Данная Конвенция является одним из основополагающих документов в рамках ВТО в сфере таможенного дела и предполагает создание единых принципов таможенной политики. Целью Конвенции является упрощение и гармонизация таможенных процедур и правил. Непосредственно в самом тексте Киотской Конвенции содержатся наиболее важные общие положения, касающиеся ее структуры, порядка и сферы применения, устанавливается процедура присоединения к ней, внесения поправок и дополнений.

    Генеральное приложение является ключевым элементом Конвенции и содержит базовые принципы и правила таможенного регулирования, его положения применяются ко всем институтам таможенного дела.

    Процедурные различия между законодательством ТС и Генеральное приложение Киотской конвенции в основном сводятся к более жестким нормам в соответствии с ТК ТС и законодательством ТС и более гибким и нацеленным на создание партнерских отношений при взаимодействии таможенных органов и участников ВЭД в Генеральном положении. Так, общей концепцией правил Генерального положения является создание доверительных отношений между таможенными органами и участниками ВЭД, первостепенное значение прав декларанта и всяческое содействие в их реализации, а также подтверждение сведений о товаре одним документом - декларацией на товар либо коммерческим документом.

    При этом Киотская конвенция была ратифицирована Республикой Казахстан, государством-членом Таможенного союза ЕврАзЭС в начале 2009 г. (Закон Республики Казахстан от 24 февраля 2009 г. № 141-IV «О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур»), 16 ноября 2010 года Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь о присоединении к Конвенции, 3 ноября 2010 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур» от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» (№ 279-ФЗ).

    Необходимо отметить, что Казахская сторона присоединилась к тексту Киотской конвенции на русском языке, который был подготовлен Федеральной таможенной службой РФ. Из трех странсоюзниц Республика Казахстан единственная присоединилась к Киотской конвенции в объеме генерального приложения и специального приложения, которые посвящены отдельным таможенным процедурам. Положения о таможенных процедурах занимают в таможенном законодательстве ТС одну из ключевых позиций. В первую очередь, это связано с тем, что все товары перемещаются через таможенную границу ТС в соответствии с их таможенными процедурами. Избранная таможенная процедура влияет на возможность перемещения отдельных категорий товаров, на порядок предшествующий подаче таможенной декларации и таможенного контроля, на размер таможенных платежей, подлежащих уплате в отношении перемещаемых товаров, а также определяет круг действий, которые могут быть осуществлены в отношении последних.

    При помощи таможенной процедуры определяется:

    а) конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения);

    б) условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории;

    в) права и обязанности бенефициара таможенного режима;

    г) в некоторых случаях также требования к данному товару, правовому статусу лица, перемещающего его через таможенную границу.

    Каждая таможенная процедура преследует достижение определенной цели. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления используется, как правило, при исполнении внешнеторговых договоров купли-продажи или мены товаров. Указанная таможенная процедура не связывает участника ВЭД обязательствами перед таможенным органом, предоставляя тем самым ему возможность по собственному усмотрению решать юридическую судьбу ввезенного имущества. Товары, выпущенные в соответствии с этой таможенной процедурой, могут быть в дальнейшем переданы третьему лицу во временное пользование, реализованы, потреблены, уничтожены и так далее.

    Временный ввоз предполагает только пользование товарами на таможенной территории ТС в течение определенного периода времени. Эта таможенная процедура наиболее часто используется при осуществлении международных перевозок пассажиров и товаров, ввозе строительного оборудования, необходимого для проведения работ по соглашению о подряде, компьютерной техники, офисной мебели, автопарка, предназначенных для функционирования представительств иностранных организаций на территории стран членов ТС, а также различных товаров для проведения выставочных мероприятий. В соответствии с общим правилом временно ввезенные товары подлежат обратному вывозу за пределы таможенной территории ТС, однако могут быть оставлены на этой территории при условии уплаты причитающихся таможенных платежей.

    В Киотской конвенции под временным допуском понимается таможенная процедура, под которой определенные товары могут быть доставлены на таможенную территорию с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты импортных пошлин и налогов. В определении указывается, что такие товары должны импортироваться для определенной цели и предназначаться для реэкспорта в течение установленного срока, не претерпев никаких изменений, за исключением обычного износа в результате их использования (глава 1 специального приложения G).

    Область применения таможенной процедуры временного допуска устанавливается в Киотской конвенции путем закрепления ряда стандартов и рекомендаций по практическому поведению. Временный допуск не ограничивается только товарами, ввозимыми непосредственно из-за рубежа, он может предоставляться также тем товарам, которые уже помещены под иную таможенную процедуру. В отношении временно допущенных товаров разрешается проведение только таких операций, которые необходимы для обеспечения сохранности таких товаров во время их нахождения на таможенной территории. Таможенную процедуру временного допуска рекомендуется предоставлять независимо от страны происхождения товаров, страны, из которой они прибыли, или страны назначения.

    В ст. 1 Стамбульской конвенции, заключенной под эгидой Совета таможенного сотрудничества (ныне Всемирная таможенная организация) специально для регулирования временного ввоза, временный ввоз определен как таможенный режим, позволяющий ввозить на таможенную территорию с условным освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения запрещений или ограничений на импорт экономического характера некоторые товары (включая транспортные средства), ввозимые с определенной целью и вывозимые в определенный срок без изменений, за исключением естественного износа в результате их использования. В определении, данном в Стамбульской конвенции, содержится важное уточнение к требованию стабильности товара, помещенного под таможенную процедуру временного ввоза: такой товар может быть изменен только на величину его естественного износа, образовавшегося вследствие использования товара.

    В отличие от многих таможенных процедур, предусмотренных действующим таможенным законодательством и появившихся в таможенном праве в постсоветский период, таможенный режим временного ввоза использовался еще в советском таможенном законодательстве. В Таможенном кодексе Союза ССР, утвержденном Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР 19 декабря 1928 г. 2 содержалось (ст. 97) понятие «предметы иностранного происхождения, ввозимые временно по особым разрешениям Главного Таможенного Управления под условием обратного вывоза их из пределов СССР в течение назначенного в каждом отдельном случае срока, который не может превышать одного года». Такие товары освобождались от уплаты таможенной пошлины. Такое же понятие временно ввозимых предметов использовалось в Таможенном кодексе СССР 1964 г.3 (ст. 89). В Таможенном кодексе СССР 1991 г. временный ввоз уже рассматривался как один из таможенных режимов (ст. 25 «Пропуск в целях временного ввоза или временного вывоза»).

    В действующем таможенном законодательстве ЕАЭС как равнозначные используются два варианта названия этой таможенной процедуры «временный ввоз» и «временный допуск». Название «временный ввоз» традиционно использовалось в советском и российском таможенном законодательстве. Термин же «временный допуск» точнее отражает аутентичное понятие на английском (temporary admission) или французском языке (admission temporaire) и позволяет различать понятия «временный ввоз» и «таможенная процедура временного ввоза». Первое понятие используется для обозначения самого факта ввоза товара на таможенную территорию на определенный срок, предполагающего его обратный вывоз. Второе понятие обозначает конкретную таможенную процедуру, под которую помещаются временно ввозимые товары. Различать факт временного ввоза и одноименную таможенную процедуру важно уже хотя бы потому, что временно ввозимые на таможенную территорию товары могут помещаться декларантом под различные таможенные процедуры, отличающиеся целями использования перемещаемых товаров, сроками временного нахождения на таможенной территории и иными условиями и требованиями, под таможенные процедуры временного ввоза, таможенного склада, свободного склада, таможенного транзита, переработки на таможенной территории и др.

    Отметим также, что в некоторых таможенных конвенциях в официальном названии этой таможенной процедуры отражается ее налоговая сущность, предусматривающая освобождение временно ввозимого товара от уплаты таможенных пошлин и налогов с ввозимых товаров «временный беспошлинный ввоз» (например, Таможенная конвенция о карнете ATA для временного ввоза товаров 1961 г.; далее Конвенция АТА).

    Таможенная процедура является постоянной, федерально-значимой для стран членов ТС процедурой. Она закрепляется системой установленных таможенным законодательством, федеральными актами юридических норм, регулирующих деятельность по перемещению материальных ценностей через границу ТС. Законодательством ТС утверждены нормативно правовые акты и соглашения, характеризующие особенности применения и регламентирующие таможенные процедуры, что напрямую отражено в Решении КТС № 375 от 20.09.2010 года «О некоторых вопросах применения таможенных процедур».

    Исходя из всего выше изложенного, можно сделать следующий вывод: таможенная процедура - это комплекс правовых норм, устанавливающих:

    - правовой статус товаров, транспортных средств, предметов, не являющихся товарами лиц, имеющих отношение к владению, пользованию распоряжению ими;

    - порядок перемещения через таможенную границу ТС, на таможенную территорию, нахождения (пребывания) на ней и вывоза за её пределы в зависимости от страны происхождения товаров и транспортных средств и предметов, их вида, количества, качества, стоимости, предназначения, цели перемещения и цели использования, времени пребывания на таможенной территории или за её пределами, категории лиц, имеющих к ним отношение, наличие или отсутствие у них установленных льгот, преференций или ограничений для такого перемещения, пребывания, владения, использования, распоряжения, иных обстоятельств;

    - порядок осуществления таможенными органами возложенных на них функций и задач в связи с таким перемещением в зависимости от таможенной и других видов политики государства, а так же комплекс по реализации такого порядка.

    Законодательство, касающееся порядка применения таможенных процедур, имеет, к сожалению, ряд пробелов, которые не позволяют «заработать» в полной мере отдельным таможенным процедурам. Комплексным правовым регулированием охвачены процедуры реимпорта, таможенного склада, уничтожения товаров, беспошлинной торговли, отказа в пользу государства. Использование перечисленных таможенных процедур на практике регламентируется специальными положениями, утвержденными законодательством ТС. Положение о конкретном таможенной процедуре разрабатывается на основе соответствующих статей ТК ТС и охватывает, как правило, все основные вопросы, возникающие на практике в связи с помещением товаров под определённую таможенную процедуру. Но даже при этом сохраняются отдельные сферы отношений между таможней и декларантом, не урегулированные правом. В этих случаях должностные лица таможни действуют на основе дискреционных полномочий, то есть по собственному усмотрению.

    Подобная ситуация не является исключительно российской практикой. Во многих странах допускается наделение сотрудников таможенных органов разумным объемом дискреционных полномочий, компенсируя это соответствующим правом декларанта обжаловать решение таможенного органа в суде или по каналам административной юстиции.







    2. Особенности применения таможенных процедур временный ввоз и временный вывоз


    2.1 Таможенная процедура временного ввоза

    Выбор той или иной таможенной процедуры является прерогативой лица, перемещающего товары, и оказывает влияние как на возможности, либо невозможности перемещения отдельных категорий товаров через таможенную границу ТС, так и на порядок производства совершения таможенных операций и таможенного контроля, на размер и порядок уплаты таможенных платежей, а также определяет круг действий как вышеупомянутых лиц, либо их представителей, так и круг действий таможенных органов и их должностных лиц, в отношении таких товаров.

    Таможенная процедура временного ввоза давно используется в таможенном законодательстве и внешнеторговой практике. Ее применение позволяет снять многие административные барьеры и экономические препятствия на пути развития экономических, культурных и гуманитарных связей с зарубежными странами. Под таможенную процедуру временного ввоза обычно помещаются экспонаты и образцы, ввозимые для демонстрации на выставках и ярмарках; товары, ввозимые для образовательных, культурных, научных и спортивных целей; контейнеры, упаковки и образцы, ввозимые в связи с осуществлением внешнеторговых операций; различного рода профессиональное оборудование, используемое для промышленного производства и строительных работ; транспортные средства туристов и т.д. В статье рассмотрены не только особенности применения таможенного режима временного ввоза по таможенному законодательству, формируемому в рамках Евразийского экономического сообщества (далее ЕАЭС), но и налоговые последствия помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза, которые объясняют востребованность этой таможенной процедуры во внешнеторговой практике.

    Временный ввоз как таможенная процедура. Временный ввоз (допуск) представляет собой таможенную процедуру, при которой допускается временное использование в течение установленного срока иностранных товаров на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением таких товаров под таможенную процедуру реэкспорта. Из определения таможенной процедуры временного ввоза, содержащегося в Таможенном кодексе Таможенного союза ЕАЭС (далее ТК ТС), выводятся ее основные характеристики (ст. 277):

    таможенная процедура применяется в отношении только иностранных товаров;

    таможенная процедура имеет срочный характер; срок, в течение которого она может быть применена, установлен таможенным законодательством;

    состояние товара, помещенного под таможенную процедуру временного ввоза, должно быть стабильным; товар, находящийся под этой таможенной процедурой, может использоваться, но не перерабатываться;

    до истечения срока действия таможенной процедуры временного ввоза она завершается по общему правилу путем помещения товара под таможенную процедуру реэкспорта;

    к товарам, помещенным под таможенную процедуру временного ввоза, не применяются меры нетарифного регулирования;

    предполагается условное (полное или частичное) освобождение товаров, помещенных под указанную таможенную процедуру, от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов.

    Определение таможенной процедуры временного ввоза, содержащееся в ТК ТС, в целом соответствует международно-правовым стандартам определениям временного ввоза, содержащимся в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (1973 г. в ред. 1999 г.; далее Киотская конвенция) и Стамбульской конвенции о временном ввозе (1990 г.; далее Стамбульская конвенция).

    Особенностью нормативно-правового регулирования таможенной процедуры временного ввоза является то, что основные параметры этой процедуры установлены на международно-правовом уровне: в Киотской и Стамбульской конвенциях, Конвенции ATA и др. В Киотской конвенции временному допуску посвящено приложение G, в котором сформулированы стандарты и рекомендации, касающиеся области применения таможенной процедуры, формальностей, предшествующих предоставлению разрешения на временный допуск, меры по идентификации временно ввозимых товаров, срок реэкспорта, передача прав на временный допуск, завершение таможенной процедуры и ее налоговые последствия.

    Стамбульская конвенция представляет собой результат проведенной Всемирной таможенной организацией систематизации международно-правовых норм, регулирующих временный ввоз. В ней регулируются вопросы использования документов временного ввоза, особенности временного ввоза товаров отдельных видов товаров и т.д. Российская Федерация присоединилась в 1995 г. к:

    приложению А «О документах временного ввоза (карнеты ATA и карнеты CPD)»,

    приложению B.1 «О товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях»,

    приложению B.2 «О профессиональном оборудовании»,

    приложению B.3 «О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией»,

    приложению B.5 «О товарах, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей».

    В 2013 г. Российская Федерация присоединилась с оговорками к приложению B.6 «Приложение, касающееся личных вещей путешественников и грузов, ввезенных в спортивных целях».

    В Конвенции ATA урегулированы вопросы, связанные с применением карнета АТА при использовании процедуры временного ввоза товаров, а также с гарантиями по выплате таможенных пошлин и любых других сумм, подлежащих уплате в случае невыполнения условий временного ввоза в отношении товаров, ввезенных по карнетам ATA. Российская Федерация присоединилась к Конвенции АТА в 1995 г.

    В таможенном законодательстве Таможенного союза ЕАЭС нормативно-правовые основы таможенной процедуры заложены в главе 37 ТК ТС, в которой определены условия помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза, ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами, срок временного ввоза, порядок завершения и приостановления действия таможенной процедуры временного ввоза и т. д. Особо выделим нормы ТК ТС, регулирующие полное и частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, а также возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза.

    В случаях, установленных ТК ТС, нормотворческими полномочиями может наделяться наднациональный регулятор Евразийская экономическая комиссия (далее ЕЭК). Решения ЕЭК могут быть направлены одновременно на несколько таможенных процедур, включая временный ввоз, а могут касаться исключительно временного ввоза. Решением от 20 сентября 2010 г. № 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» утверждены, помимо прочего:

    «Порядок приостановления и возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в случае помещения временно ввезенных товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, таможенного склада или специальную таможенную процедуру»;

    «Перечень, категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более продолжительные, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, предельные сроки временного ввоза»;

    «Перечень, категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более короткие, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, предельные сроки временного ввоза».

    Примером акта наднационального регулирования, посвященного непосредственно таможенной процедуре временного ввоза, является Решение от 18 июня 2010 г. № 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки». Наднациональный регулятор может устанавливать особые правила применения таможенной процедуры временного ввоза в отношении отдельных товаров и транспортных средств.

    Вопросы, не урегулированные на уровне ЕАЭС, могут передаваться на уровень национального законодательства государств-членов ЕАЭС. Применительно к России Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 311-Ф3) определены особенности пользования и распоряжения временно ввезенными товарами (ст. 275-277), временного ввоза научных или коммерческих образцов (ст. 279), установлена процедура продления срока временного ввоза (ст. 278).

    Условия помещения товаров под таможенную процедуру временного допуска. Одним из таких условий является возможность идентификации товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного допуска. Понятие и процедуры идентификации товаров, транспортных средств, помещений и других мест определены в ст. 109 ТК ТС. В ней, в частности, закреплено, что товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

    Идентификация необходима для того, чтобы при таможенном декларировании товаров с целью завершения таможенной процедуры временного допуска таможенные органы были уверены в том, что им предъявляют именно те товары, которые ввозились на территорию Таможенного союза под таможенной процедурой временного допуска.

    Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также другими способами. В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.

    Требования к изготовлению средств идентификации, а также порядок их применения устанавливаются законодательством государств-членов Таможенного союза. В ст. 170 Федерального закона № 311-ФЗ правом установления порядка применения средств идентификации товаров, находящихся под таможенным контролем, а также транспортных средств, помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, наделена Федеральная таможенная служба.

    Сами средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи перемещаемых товаров. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и направляются доказательства существования такой угрозы.

    Еще одно условие помещения под таможенную процедуру временного допуска связанно с видом помещаемого товара: такой товар не должен находиться в списке товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру временного допуска. ТК ТС (ст. 278) определил товары, помещение которых под таможенную процедуру временного допуска не допускается:

    пищевые продукты, напитки (включая алкогольные), табак и табачные изделия, сырье и полуфабрикаты, расходуемые материалы и образцы (за исключением их ввоза в единичных экземплярах в рекламных и демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов);

    отходы, в том числе промышленные;

    товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза.

    При этом таможенное законодательство допускает помещение под процедуру временного допуска иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры (таможенный склад, переработка под таможенным контролем и т.д.), при соблюдении всех предусмотренных требований и условий.

    Ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами. Товары, помещенные под таможенную процедуру временного допуска (временно ввезенные товары), продолжают оставаться товарами, находящимися под таможенным контролем. Таможенные органы контролируют, среди прочего, соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами. Установление таких ограничений в отношении временно ввезенных товаров представляет собой одну из существенных характеристик таможенной процедуры временного допуска.

    Как уже отмечалось, таможенная процедура временного допуска предполагает стабильность временно ввозимого товара. В Стамбульской конвенции о временном ввозе закрепляется в качестве требования к временно ввозимым товарам сохранение их в неизменном состоянии, за исключением естественного износа в результате их использования.

    В соответствии с международно-правовыми стандартами временного допуска в ТК ТС (ст. 279) закреплен принцип неизменности состояния временно ввозимого товара: товары, помещенные под таможенную процедуру временного допуска, должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации).

    Таможенное законодательство допускает совершение ряда действий (операций) с временно ввозимыми товарами, не нарушающих принципа неизменности состояния товара. Речь идет, во-первых, об операциях, необходимых для обеспечения сохранности таких товаров, во-вторых, об испытаниях, исследованиях, тестировании, проверках, проведении опытов или экспериментов с временно ввезенными товарами.

    Операции, необходимые для обеспечения сохранности временно ввезенных товаров, могут включать ремонтные операции (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание, а также иные операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при их реэкспорте.

    По общему правилу, временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта. Декларант может передать временно ввезенные товары во владение и пользование иному лицу только в следующих целях:

    технического обслуживания таких товаров;

    их ремонта (за исключением капитального ремонта и модернизации);

    хранения;

    транспортировки;

    в иных целях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств членов Таможенного союза.

    В перечисленных случаях декларант передает временно ввезенные товары во владение и пользование иному лицу без разрешения таможенного органа.

    Кроме того, Федеральным законом № 311-ФЭ (ст. 276) установлено, что передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу без разрешения таможенного органа допускается в случае временного ввоза многооборотной (возвратной) тары, предназначенной для упаковки и защиты товаров, предполагаемых к реализации и обороту, если в соответствии с внешнеторговым контрактом данная или аналогичная (того же типа и приблизительно равной стоимости) тара подлежит возврату. В этой же статье содержится норма, наделяющая Правительство Российской Федерации полномочиями по расширению списка случаев, когда передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу осуществляется без разрешения таможенного органа. Во всех других случаях передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу (не декларанту) возможна только с разрешения таможенного органа.

    Для получения такого разрешения декларант должен подать в таможенный орган, в котором производилось помещение товаров под таможенную процедуру временного допуска, письменное заявление с указанием причин передачи временно ввезенных товаров другому лицу и сведения об этом лице. В соответствии со ст. 276 Федерального закона № 311-ФЭ, если стоимость временно ввезенных товаров превышает 500 000 руб., то в заявлении указывается также место нахождения таких товаров.

    Соответствующее разрешение таможенный орган выдает только в том случае, если лицо, которому передаются временно ввезенные товары, берет на себя обязательства по дальнейшему соблюдению требований и условий временного ввоза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Такое лицо пользуется правами и несет обязанности по использованию таможенной процедуры временного ввоза со дня принятия таможенным органом решения о передаче временно ввезенных товаров (ст. 277 Федерального закона № 311-ФЭ).

    Передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных для таможенной процедуры временного допуска.

    Таможенные органы сохраняют возможность осуществлять таможенный контроль за временно ввезенными товарами. В тех случаях, когда передача временно возимых товаров иным лицам осуществляется с разрешения таможенного органа, гарантией непрерывности и эффективности таможенного контроля выступает процедура выдачи таможенным органом разрешения на передачу временно ввезенных товаров. Если передача товаров может осуществляться в соответствии с таможенным законодательством без такого разрешения, то гарантией непрерывности и эффективности таможенного контроля выступает норма ст. 276 Федерального закона № 311-ФЗ, в соответствии с которой таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения о фактическом месте нахождения временно ввезенных товаров. В случае передачи таких товаров иному лицу таможенный орган имеет право запрашивать сведения о таком лице, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

    Срок временного допуска установлен в ТК ТС (ст. 280) и не может превышать двух лет со дня помещения товаров под таможенную процедуру. Конкретный срок временного допуска товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза.

    Для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их ввоза могут устанавливаться более короткие или более продолжительные сроки временного ввоза. Соответствующими полномочиями наделена Евразийская экономическая комиссия. Она реализовала их, приняв Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур», которым были утверждены:

    «Перечень категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более продолжительные, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, предельные сроки временного ввоза»;

    «Перечень категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более короткие, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, предельные сроки временного ввоза».

    На срок более двух лет на таможенную территорию Таможенного союза могут временно ввозиться следующие товары, в отношении которых предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов, в частности:

    морские, рефрижераторные и рыболовные суда, морские паромы на срок действия договоров тайм-чартера или бербоут-чартера;

    двигатели, запасные части и оборудование, предназначенные для технического обслуживания или ремонта самолетов гражданской авиации, на срок до 8 лет;

    культурные ценности старше 100 лет на срок до 8 лет;

    гражданские пассажирские и грузовые самолеты (с определенными ограничениями по весу) на срок до 3 лет.

    Товары, относящиеся к основным производственным фондам, к которым применяется условное частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, могут временно ввозиться на срок до 34 месяцев при условии, что они не являются собственностью лица государства-члена Таможенного союза, использующего эти товары на таможенной территории Таможенного союза.

    В «Перечень категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более короткие, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, предельные сроки временного ввоза» на данный момент включена только одна категория товаров гражданские пассажирские самолеты с количеством пассажирских мест не более чем на 19 человек, с оговоркой, что в отношении таких товаров предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. В этом случае максимальный срок временного допуска на таможенную территорию ТС составляет 30 календарных дней, при условии, что общая продолжительность нахождения самолета на таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой временного допуска не должна превышать 180 календарных дней в течение одного календарного года.

    Таможенное законодательство ЕАЭС устанавливает возможность продления конкретного срока временного ввоза, который был указан при помещении товара под таможенную процедуру временного допуска. При этом оговаривается (п. 1 ст. 280 ТК ТС), что такое продление возможно только в пределах установленного максимального срока. Например, если декларант первоначально поместил пассажирский самолет под таможенную процедуру временного допуска на один год, он может обратиться с заявлением

    опродлении срока временного ввоза до максимально установленного для этой категории товара до трех лет.

    Течение срока временного ввоза может быть приостановлено путем подачи заявления о приостановлении таможенной процедуры временного допуска и помещения временно ввезенных товаров под таможенные процедуры таможенного склада, переработки на таможенной территории и др. Не приостанавливает и не продлевает срока временного ввоза передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам (ст. 279 ТК ТС). При неоднократном помещении товаров под таможенную процедуру временного допуска общий срок временного ввоза не может превышать максимально установленного срока. Это правило действует даже в тех случаях, когда декларантами этой таможенной процедуры выступают разные лица (например, одно и то же транспортное средство, периодически пересекающее таможенную границу, декларируют разные перевозчики).

    Приостановление действия таможенной процедуры временного допуска. Действие таможенной процедуры временного допуска до истечения срока временного ввоза может быть приостановлено в случае помещения временно ввезенных товаров под таможенную процедуру таможенного склада либо иную таможенную процедуру, определенную решением Евразийской экономической комиссии. В Решении Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» в качестве таких таможенных процедур, помимо процедуры таможенного склада, определены: процедура переработки на таможенной территории и специальная таможенная процедура. При этом помещение временно ввезенных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории возможно в этом случае только для целей совершения операций по их ремонту и техническому обслуживанию, за исключением капитального ремонта и модернизации.

    В этом же акте установлен порядок приостановления и возобновления действия таможенной процедуры временного допуска. Для приостановления таможенной процедуры подается заявление в произвольной письменной форме, в котором содержится:

    информация о наименовании товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза;

    обоснование необходимости приостановления таможенной процедуры;

    срок приостановления.

    Приостановление действия таможенной процедуры временного допуска приостанавливает течение срока временного ввоза товаров. Срок временного ввоза товаров приостанавливается со дня выпуска временно ввезенных товаров в соответствии с таможенными процедурами переработки на таможенной территории, таможенного склада или специальной таможенной процедурой на срок помещения таких товаров под указанные таможенные процедуры. Для возобновления действия таможенной процедуры временного допуска декларант подает заявление. Если в течение срока приостановления действия таможенной процедуры временного допуска, декларант такого заявления не подал, то со дня, следующего за днем истечения срока приостановления, действие таможенной процедуры временного допуска возобновляется автоматически. Действие таможенной процедуры временного допуска возобновляется со дня, следующего за днем принятия таможенным органом решения о возобновлении действия таможенной процедуры, а если в заявлении указан день возобновления действия таможенной процедуры с указанного дня.

    Завершение действия таможенной процедуры временного допуска. Действие таможенной процедуры временного допуска завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта. Допускается также завершение рассматриваемой таможенной процедуры через помещение временно ввезенных товаров под иную таможенную процедуру (например, выпуск для внутреннего потребления, отказ в пользу государства, уничтожение), с оговоркой, что завершение таможенной процедуры осуществляется до истечения срока временного хранения. Временно ввезенные товары могут помещаться под таможенную процедуру реэкспорта либо под иную таможенную процедуру одной или несколькими партиями. Не допускается завершение таможенной процедуры временного допуска через помещение временно ввезенного товара под таможенную процедуру таможенного транзита (ст. 281 ТК ТС).

    2.2 Таможенная процедура временного вывоза

    Временный вывоз - таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории Таможенного союза с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта. Товары, помещенные под таможенную процедуру временного вывоза и фактически вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, утрачивают статус товаров Таможенного союза. Условия помещения товаров под процедуру временного вывоза следующие:

    Помещение товаров под таможенную процедуру временного вывоза допускается при условии возможности идентификации товаров, помещаемых под эту таможенную процедуру, при последующем завершении таможенной процедуры временного вывоза. Идентификации товаров не требуется в случаях, когда в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза допускается замена временно вывезенных товаров.

    Не допускается помещение под таможенную процедуру временного вывоза:

    а) пищевых продуктов, напитков, включая алкогольные, табака и табачных изделий, сырья и полуфабрикатов, расходуемых материалов и образцов, за исключением случаев их вывоза в единичных экземплярах в рекламных и (или) демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов;

    б) отходов, в том числе промышленных;

    в) товаров, запрещенных к вывозу за пределы таможенной территории ТС.

    Список некоторых ограничений по пользованию и распоряжению временно вывезенными товарами. Временно вывезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации).

    Допускается совершение операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонтные операции (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при их реимпорте.

    Рассмотрим срок временно ввезенных товаров. Срок временного вывоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого вывоза, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 указанной статьи. По письменному заявлению декларанта срок временного вывоза товаров может быть продлен таможенным органом с учетом пунктов 2 и 3 указанной статьи.

    Для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их вывоза за пределы таможенной территории ТС, а также для отдельных видов товаров, обратный ввоз которых при временном вывозе является обязательным в соответствии с законодательством государств - членов ТС, законодательством государств - членов ТС могут устанавливаться предельные сроки временного вывоза таких товаров.

    В случае передачи иностранному лицу права собственности на временно вывезенные товары, в отношении которых законодательством государства - члена Таможенного союза не установлена обязательность их возврата на территорию этого государства, срок временного вывоза этих товаров не подлежит продлению, а эти товары подлежат помещению под таможенную процедуру экспорта с учетом части второй пункта 1 статьи 243 ТК ТС.

    Изучим завершение действий таможенной процедуры временного вывоза. Действие таможенной процедуры временного вывоза завершается до истечения срока временного вывоза помещением временно вывезенных товаров под таможенную процедуру реимпорта в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    Действие таможенной процедуры временного вывоза может быть завершено до истечения срока временного вывоза помещением временно вывезенных товаров под таможенные процедуры экспорта, переработки вне таможенной территории или временного вывоза без фактического их предъявления таможенному органу в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза временно вывезенные товары подлежат обязательному обратному ввозу на таможенную территорию Таможенного союза. Временно вывезенные товары могут помещаться под таможенную процедуру реимпорта либо под иную таможенную процедуру одной или несколькими партиями. Полное условное и частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

    Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, определяются в соответствии с международными договорами государств - членов ТС и (или) решениями Комиссии ТС. Временно ввезенные товары с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов используются в пределах территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого данные товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), если иное не установлено решением Комиссии ТС.

    В отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленных в соответствии с пунктом 1 статьи, применяется частичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. При частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза уплачивается 3 (три) процента суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

    При частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов сумма ввозных таможенных пошлин, налогов уплачивается при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) за весь установленный период срока действия этой таможенной процедуры или периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в 3 (три) месяца. Периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов определяется декларантом с согласия таможенного органа.

    Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, не должна превышать сумму ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), без учета льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

    При завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктом 1 статьи 281 ТК ТС суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченные при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, возврату (зачету) не подлежат.






    3.Административная ответственность при нарушении таможенных процедур

    таможенный процедура транзит ответственность

    Многообразие ситуаций, отношений и связей, возникающих в процессе осуществления ВЭД или внешней торговли, урегулировано соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, устанавливающими правовой статус различных товаров, лиц, порядок их взаимоотношений между собой, с государством, его органами, в том числе и с таможенными органами.

    В связи с бурным развитием интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, национальное законодательство государств-членов ТС существенно меняется и поэтапно проходит процессы гармонизации и унификации, что должно позволить постепенно перейти к единому общему правовому регулированию.

    Во многих областях таможенного законодательства, касающегося, например, перемещения товаров, использования таможенных процедур и так далее, унификация практически завершена, так как ключевые аспекты достаточно четко прописаны в ТК ТС. Иначе говоря, таможенные правила, по большей части, унифицированы.

    Выполнение таможенных процедур является важным структурным элементом таможенной системы России и ТС. Соблюдение таможенных правил предполагает определенные права и ответственность за их нарушение всеми участниками таможенных правоотношений. Анализ правоприменительной и судебной практики в сфере нарушений правил выполнения таможенных процедур позволяет определить их причины и разработать рекомендации для развития правовой таможенной системы России. Противозаконные действия в сфере таможенного дела, нарушение таможенных правил могут быть:

    1. Преступления общественно опасные деяния;

    2. Правонарушения, предусмотренные уголовным законодательством, создающие угрозу основам таможенных правонарушений;

    3. Проступки правонарушения общественного вредного характера, не создающие угрозы существующему порядку.

    Нормы ТК ТС, регулирующие вопросы, связанные с нарушением норм таможенного права, являются отсылочными. Конкретно состав каждого из правонарушений в сфере таможенного дела регулируется нормами других нормативных правовых актов Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Правонарушения в сфере таможенного дела влекут различные виды ответственности: уголовную, административную. Преступления в таможенной сфере часто называют таможенными преступлениями, административные правонарушения в сфере таможенного дела получили название нарушений таможенных правил.

    Таким образом, в настоящее время вопросы, связанные с нарушением таможенных правил, решаются на уровне национального законодательства государств-членов ТС. При этом следует отметить, что после вступления в силу ТК ТС (с 01.07.2010), существенные изменения, в КоАП РФ, посвященные административным правонарушениям в области таможенного дела, вносится стали лишь с 2011 года. В «Российской газете» 09.12.11 опубликован Федеральный закон от 06.12.11 № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в КоАП РФ, которые сразу вступили в силу. Законом, в частности, принята новая редакция главы 16 «Административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)».

    Но, однако, следует отметить, что для преодоления различий в национальных правовых системах в области юридической ответственности 5 июля 2010 года государствами-членами ТС было подписано два важных, международных документа, а именно, Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушение таможенного законодательства ТС и государств-членов ТС и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов ТС по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

    Административные наказания, применяемые за нарушения таможенных правил, и особенности их назначения (ст. 3.2 КоАП РФ):

    За совершение административных правонарушений на территории РФ могут применяться следующие наказания:

    предупреждение;

    административный штраф;

    возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

    административный арест;

    административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

    дисквалификация.

    административное приостановление деятельности.

    За нарушение таможенного законодательства в зависимости от формулировки санкции конкретной статьи могут быть назначены наказания исключительно в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета правонарушения. В ТС к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, лица привлекаются в соответствии с законодательством государств-участников ТС (п.3 ст. 7 ТК ТС) на территории которого произошло правонарушение.

    Для участников ВЭД нарушение таможенных правил безусловно влечет финансовые затраты, задержки в совершении таможенных операций, а как следствие, возможно, нарушение условий внешнеторговых контрактов и другие негативные последствия для третьих лиц, незадействованных в процессе совершения таможенных операций.

    Таможенные представители, владельцы складов временного хранения, таможенные перевозчики осуществляют свою деятельность на основании соответствующих свидетельств (лицензий), выданных ФТС России. Поэтому при нарушении таможенных правил, указанные лица подвергаются не только финансовым рискам, но и рискам, связанным с приостановлением их профессиональной деятельности.

    Согласно положениям ст. 16.11 КоАП РФ, уничтожение, повреждение, удаление, изменение, либо замена средств идентификации, предусмотрена ответственность за противоправные действия непосредственно со средствами идентификации.

    Непредставление в таможенный орган отчётности, так же влечет за собой ответственность, согласно статье 16.15 КоАП РФ. Ответственность по данной статье наступает за непредставление в таможенный орган в установленные сроки отчётности, а также представление недостоверной отчётности. Сроки представления отчётности и её формы в настоящее время установлены нормативными правовыми актами ФТС России, регламентирующими порядок применения соответствующих таможенных процедур.

    Статья 16.18 КоАП РФ предусматривает ответственность за не вывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами. Согласно ч. 1 ст. 16.18, предусмотрена административная ответственность за не вывоз физическими лицами временно ввезенных товаров и транспортных средств. Правонарушение считается совершённым и юридически оконченным с момента истечения срока временного ввоза. В части 2 статьи 16.18, противоправным признаётся неосуществление физическими лицами обратного ввоза временно вывезенных товаров, в отношении которых законодательством РФ установлено требование об обязательном обратном ввозе на таможенную территорию РФ.

    Согласно положениям статьи 16.19 несоблюдение таможенной процедуры влечет за собой административную ответственность. В частности, в ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ, установлена ответственность за заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них, либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования. Частью 2 ст.16.19 КоАП РФ установлена ответственность за пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения Часть 3 ст. 16.19 КоАП РФ устанавливает ответственность за незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о её завершении.

    Согласно постановлению ФАС Московского округа от 12.01.2011№КА-А40/14141-10 по делу №А40-75889/09-94-497, требование об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ за передачу права использования таможенного процедуры посредством передачи временно ввезенного товара третьему лицу без разрешения таможенного органа. В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения доказан, размер штрафа рассчитан таможенным органом правильно.

    Рассмотрим аспект нарушения срока временного ввоза иностранного транспортного средства за который предусмотрена административная ответственность. Физическим лицам необходимо соблюдать установленный срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в иностранных государствах, так как нарушение срока временного ввоза, а также передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными транспортными средствами для личного пользования иным лицам, лиц, осуществившие ввоз иностранных транспортных средств, можно привлечеь к административной ответственности. Из 283 дел об административных правонарушениях (АП), возбужденных Крымской таможней с начала 2016 года, 212 дел об АП или 75% связано с нарушениями срока временного ввоза транспортных средств для личного пользования. По фактам передачи права пользования и (или) распоряжения транспортными средствами для личного пользования иным лицам с начала 2016 года Крымской таможней возбуждено 8 дел об АП. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 г. № 90 «О некоторых вопросах временного ввоза транспортных средств для личного пользования» в Инструкцию о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. № 311, внесены изменения.

    Вступившие в силу с 19 сентября 2015 года изменения, затрагивают в том числе вопрос установления таможенным органом срока временного ввоза, предусмотренного пунктом 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), не более чем на 1 год.

    В настоящее время, иностранные физические лица могут временно ввозить на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) без уплаты таможенных платежей транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год.

    Для лиц государств - членов ЕАЭС максимальный срок временного ввоза иностранных транспортных остался неизменным, в пределах 6 месяцев. При этом временный ввоз таких транспортных средств допускается при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС. Важно отметить, что правом ЕАЭС не установлена возможность продления максимально допустимого срока временного ввоза иностранного транспортного средства:

    один год для иностранных физических лиц;

    шесть месяцев для лиц государств-членов ЕАЭС.

    Физические лица, осуществившие временный ввоз транспортных средств, обязаны до истечения установленного срока осуществить их таможенное декларирование с целью выпуска иностранных транспортных средств в свободное обращение, обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС. В противном случае они совершают нарушения таможенных правил и могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере до 2500 рублей с конфискацией товаров или без таковой, либо конфискации предметов административного правонарушения.

    Также Крымская таможня обращает внимание лиц, осуществивших временный ввоз иностранных транспортных средств, что передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только:

    при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, установленным в соответствии с международным договором государств - членов ЕАЭС;

    для вывоза транспортных средств за пределы указанной территории с разрешения таможенного органа в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, если такой вывоз не может быть осуществлен лицом по причине смерти, тяжелой болезни физического лица, осуществившего ввоз, или иной объективной причине.

    Передача права пользования и (или) распоряжения иностранными транспортными средствами для личного пользования иным лицам без совершения таможенных операций по таможенному декларированию или без разрешения таможенного органа образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одновременно с привлечением к административной ответственности у лица, осуществившего ввоз иностранного транспортного средства, и передавшего без разрешения таможенного органа право пользования и (или) распоряжения транспортным средством иному лицу, возникает обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги по ставкам, установленным в соответствии с международным договором государств - членов ЕАЭС.












    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    В работе был проведен анализ действующего российского законодательства о таможенных процедурах временный ввоз и вывоз.

    Таможенная процедура временного допуска выделяется среди остальных процедур, применение которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза ЕАЭС, значительной степенью регулирования нормами международного таможенного права. В Киотской и Стамбульской конвенциях определены основные принципы временного допуска. В Конвенции АТА разработан механизм финансовых гарантий внешнеторговых поставок временно ввезенных товаров, который обеспечивает особую «привлекательность» этой таможенной процедуры в современной практике международной торговли.

    Таможенное законодательство ЕАЭС, восприняв международно-правовые стандарты таможенной процедуры временного допуска, устанавливает механизм применения таможенной процедуры на единой таможенной территории Таможенного союза. В этом механизме значительными нормотворческими полномочиями наделены наднациональный регулятор ЕАЭС (Евразийская экономическая комиссия) и законодательства о таможенном деле государств-членов ЕАЭС.

    Разрешение недостатков правовой основы является устранение отдельных недостатков нормативных правовых актов, регулирующих таможенные отношения на территории Российской Федерации, например: дополнение соответствующих статей Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» перечнями документов, требуемых по каждой таможенной процедуре.

    Анализ правоприменительной практики позволил выявить основные закономерности и проблемы в сфере применения таможенных процедур.

    Причинами нарушений таможенных процедур являются институциональная среда, побуждающая участников таможенных правоотношений к совершению правонарушений для повышения экономической выгоды и недостаточная развитость правовой системы в России.

    Для решения задач, стоящих перед таможенной службой Российской Федерации, связанной с развитием таможенных правоотношений, формированием таможенного союза необходимо:

    упрощение таможенных процедур;

    повышение профессиональной грамотности всех участников таможенных правоотношений;

    унификация таможенных правил в рамках таможенного союза и всей деятельности таможенной системы;

    повышение эффективности проводимых мероприятий по профилактике правонарушений в таможенной сфере.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


    1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: [от 12. декабря 1993 года № 61-ФЗ (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993г. (ред. от 30 дек. 2008г. № 7-ФКЗ)]. - Режим доступа: [Консультант Плюс]. Загл. с экрана.
    2. Об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) [Электронный ресурс]: [заключена в Киото 13 мая 1973 г. (в ред. Протокола от 26 июня 1999 года)]. - Режим доступа: [Консультант плюс]. Загл. с экрана.
    3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: [Федеральный закон РФ от 30 декабоя 2001 года № 195-ФЗ: (в ред. Федеральногозаконаот 06.12.2011 № 409-ФЗ)]. Режим доступа: [Консультант Плюс]. Загл.с экрана.
    4. Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс]: [принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17]. - Режим доступа: [Консультант плюс]. Загл. с экрана.
    5. О применении тарифных льгот, полного освобождения от таможенных пошлин, налогов, а также продлении сроков временного ввоза и применении отдельных таможенных процедур при ввозе гражданских пассажирских самолетов [Электронный ресурс]: [Решение Комиссии таможенного союза от 16.07.2010 № 328]. Режим доступа: [Консультант Плюс]. Загл. с экрана
    6. Об утверждении Перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки [Электронный ресурс]: [Решение Комиссии таможенного союза от18 июня 2010 г. № 331]. Режим доступа: [Консультант Плюс]. Загл. с экрана
    7. Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин [Электронный ресурс]: [Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010]. Режим доступа: [Консультант Плюс]. Загл. с экрана
    8. О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза [Электронный ресурс]: [Решение Комиссии таможенного союза от 18 ноября 2011г.№850]. Режим доступа: [ГАРАНТ]. Загл. с экрана
    9. О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита [Электронный ресурс]: [Решение Комиссии таможенного союза от 17.08.2010 № 438]. Режим доступа: [Консультант плюс]. Загл. с экрана
    10. О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру [Электронный ресурс]: [Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 329]. Режим доступа: [Консультант Плюс]. Загл. с экрана.
    11. Об утверждении Порядка учета таможенными органами условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем [Электронный ресурс]: [Приказ ФТС России № 74 от 13 января 2011 года]. Режим доступа: [Консультант Плюс]. Загл. с экрана.
    12. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [Федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 года. № 311-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, № 50)]. Режим доступа: [Консультант Плюс]. Загл. с экрана.
    13. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник [Текст]//Бахрах Д.Н. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. - М.: Норма 2013, 3-е изд., 816с.
    14. Гражданин и таможня: порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу / под ред. А.Н. Козырина. М.: Библиотечка Российской газеты, 2013. 192 с.
    15. Драганов В.Г. Таможенное право: Учебное пособие [Текст]/Под ред. Драганова В.Г., Рассолова М.М..- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 639 с.
    16. Егиазарова В. Правовое регулирование таможенных процедур [Текст] // Налоговый вестн. - 2014. - № 1.
    17. Истомин С.И. Выбор таможенного режима и таможенный контроль // Закон. 2008. № 2. С. 136 140.
    18. Истомин С.И. О временном вывозе товаров с единой таможенной территории Таможенного союза // Таможенное дело. 2011. № 1. С. 15-18.
    19. Каширкина А.А., Морозов А.Н. Международно-правовые модели Европейского союза и Таможенного союза: сравнительный анализ / отв. ред. А.Я. Капустин. М.: Контракт, 2012. 368 с. Кирилловых А.А. Правовое регулирование продвижения продукции на ярмарках и выставках // Законодательство и экономика. 2012. № 8. С. 37-52.
    20. Кожанков А.Ю. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур международный стандарт таможенного регулирования. Принципы и содержание // Международное публичное и частное право. 2010. № 6. С. 24-28.
    21. Козырин А.Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. 2012. № 1. С. 3-15.
    22. Козырин А.Н. Таможенное право России в схемах и определениях: Учебное пособие [Текст]/ под ред. А. Н. Козырина. - М.: ЦППИ, 2013. - 295с.
    23. Наднациональное и национальное регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС: на примере таможенной пошлины / под ред. А.Н. Козырина. М.: Институт публично-правовых исследований, 2014. 233 с.
    24. Таможенное право (Кодексы, Федер. Законы, Конвенции) [Электронный ресурс]. Режим доступа: [#"justify">Чернявский А. Г. Актуальные проблемы таможенного права Российской Федерации [Текст] / А. Г. Чернявский. - М.: Проспект, 2014. 198 с.
    25. Юридический словарь. [Электронный ресурс]: - Режим доступа [http:// www.dic.akademik.ru/dik.nst]

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Особенности применения таможенных процедур ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.