Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: международная ответственность.

  • Вид работы:
    Реферат по теме: международная ответственность.
  • Предмет:
    Международное право
  • Когда добавили:
    03.08.2010 13:40:23
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение 3
    1. Общие принципы международной ответственности государств 4 2. Виды международных обязательств государств  5 3. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния государства 9 4. Международные правонарушения и преступления государств   14 5. Субъекты международных претензий   16 5.1. Ситуация международного правонарушения 16 5.2. Ситуация международного преступления  17
    6. Международно-правовые санкции 18 7. Юридическая природа международных санкций 23 Заключение    27
    Список используемой литературы 28   Введение
     
    В международном праве под ответственностью его субъектов, име­нуемой международной ответственностью, понимают неблагоприятные юридические последствия, наступающие в случае нарушения  этими субъектами своих международных обязательств.
     Кодификацией норм международного права о международной ответственности основных его субъектов — государств занимается ныне  Комиссия международного права ООН.
    Однако в международно-правовых актах и доктрине термин «от­ветственность» употребляется и в ином смысле, очевидно, как по сооб­ражениям удобства, так и в силу известной бедности и несовершенства юридического языка. Так, в частности, этим термином пользуются для обозначения определенного долга, обязанности или правомочия како­го-либо лица.
    В то же время термины «ответственность» и «международная от­ветственность» употребляются, к сожалению, для обозначения качест­венно различных, но трудно дифференцируемых понятий, что иногда порождает существенную путаницу в понимании существа явления, о котором идет речь.
    Ответственность государств за их международно-противоправные деяния обозначается термином «международная ответственность», в частности, потому, что она по своему существу и видам в  корне отличается от юридической ответственности по внутригосудар­ственному праву, где она выступает в качестве уголовной, гражданской и административной ответственности. Иначе говоря, виды юридической ответственности по национальному праву в принципе иные, чем в области отношений, регулируемых международным пра­вом, и наоборот. Забвение этого порождало, к сожалению, ошибочные концепции в доктрине международного права. Одной из таких концеп­ций являлась, в частности, концепция уголовной ответственности го­сударств и международного права как международного уголовного права.
     
     
    1. Общие принципы международной ответственности государств
     Рассмотрим общие принципы международной ответственности государств, являющиеся исходными положениями системы  норм о международной ответственности государств за международно-противоправные деяния.
    Всякое международно-противоправное деяние государства влечет за собой его международную ответственность.
    Международно-противоправное деяние государства налицо в том случае, когда:
    а) какое-либо поведение, заключающееся в действиях или бездей­ствии, может согласно международному праву присваиваться государ­ству;
    б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства.
    Деяние государства может быть квалифицировано как междуна­родно-противоправное лишь на основании международного права. На такую квалификацию не может влиять квалификация этого же деяния согласно внутригосударственному праву как правомерного.
    Обратим внимание на то, что вышеизложенные принципы между­народной ответственности государств устанавливают необходимые и достаточные условия возникновения такой ответственности за между­народно-противоправное деяние, двумя элементами которого являют­ся:
    а) субъективный элемент — поведение государства, подлежащее присвоению ему согласно действующему международному праву;
     б) объективный элемент — нарушение таким поведением международ­ного обязательства этого государства.
    Соответственно блоки норм о происхождении ответственности го­сударства посвящены тому, что составляет «деяние государства» со­гласно международному праву; тому, что составляет нарушение меж­дународного обязательства государства; условиям причастности госу­дарства к международно-противоправному деянию другого государст­ва, влекущей международную ответственность этого причастного государства; обстоятельствам, исключающим противоправность опреде­ленных деяний государства и тем самым его международную ответст­венность.
    Иными словами, прежде всего, необходимо установить наличие международной ответственности государства или отсутствие таковой при некоторых обстоятельствах с тем, чтобы в дальнейшем рассмотреть вопрос о существе, видах и объеме возникшей международ­ной ответственности государства.
    Можно также исходить из того, что положения о международной ответственности государств подразделяются на две части. Первая из них касается происхождения или оснований международной ответст­венности государств, а вторая — содержания этой ответственности.
      2. Виды международных обязательств государств Поскольку международная ответственность государства возникает в случае нарушения им международного обязательства, для определе­ния условий и момента такого нарушения существенное значение при­обретает вопрос о видах международных обязательств го­сударств.
    Очевидно, что международные обязательства государств возника­ют главным образом из международно-правовых норм, именуемых в теории права регулятивными, в отличие от норм правоохранительных, касающихся регламентации мер юридической ответственности, в дан­ном случае ответственности государств. Регулятивные нормы в указан­ном смысле являются первичными, а охранительные — вторичными.
    Поэтому виды международных обязательств для целей междуна­родной ответственности государств рассматриваются, естественно, применительно лишь к регулятивным, «первичным» международно-правовым нормам. При этом различные виды международных обяза­тельств государств следует выделять лишь постольку, поскольку они предопределяют различный, соответствующий каждому такому виду, характер поведения государств.
    Регулятивные международно-правовые нормы, о которых идет речь как об одном из источников международных обязательств госу­дарств, существуют как универсальные (составляющие общее между­народное право) и локальные (многосторонние и двусторонние). Соответственно можно различать универсальные (общие) и локальные международные обязательства.
    Однако их анализ показывает, что между ними нет в принципе сколько-нибудь существенных различий и видовое их подразделение по этому признаку не имеет смысла, за исключением случая, когда речь идет об универсальных международных обязательствах не только в отношении других государств, но и в отношении международного со­общества государств в целом, тяжкое нарушение которых квалифици­руется ныне как международное преступление государства.
    Для видового подразделения международных обязательств госу­дарств не имеет также значения тот факт, что данная норма общего международного права является диспозитивной или императивной.
    В итоге регулятивные нормы международного права в целом в их совокупности возлагают на государства определенные международные обязательства, т.е. устанавливают необходимость определенного их по­ведения в международных отношениях.
    Но такое поведение может заключаться либо в действии, либо в бездействии или в воздержании государства от действия. Следователь­но, существуют международные обязательства двух видов: междуна­родные обязательства действия и международные обязательства воз­держания от действия.
    Международные обязательства действия требуют от государства совершать определенные активные позитивные действия. Так, в соот­ветствии с принципом мирного разрешения международных споров государства обязаны стремиться к скорейшему и справедливому раз­решению своих международных споров путем переговоров, обследова­ния, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбиратель­ства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. Таким образом, международное обязательство действия — это ак­тивное международное обязательство.
    В свою очередь, международные обязательства воздержания от действия (бездействия) — это пассив­ные международные обязательства, поскольку речь идет о не совершении определенного характера действий. Так, каждое государство в своих международных отношениях обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновен­ности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН. В этой норме-принципе указано, какие именно действия запрещены. В других случаях обязательство бездействия лишь в общем виде указывает на  характер запрещенных негативных действий. Так, государство не имеет права вмешиваться прямо или косвенно во внутренние и внешние дела других государств.
    Такое видовое разделение международных обязательств госу­дарств — обязательств действия или воздержания от действия — имеет весьма существенное значение для установления условий их соблюде­ния или нарушения, а также для установления момента их нарушения, т.е. для квалификации поведения государства в качестве правомерного или противоправного.
    В общем виде, следовательно, можно различать международные обязательства, которые требуют от государства конкретно определен­ного поведения (действий или бездействия), и международные обяза­тельства, которые требуют от государства лишь обеспечения определенного положения или результата с помощью любого свободно из­бранного или доступного средства.
    Международные обязательства первого вида обычно именуют «обязательствами поведения» или «обязательствами средства», второ­го вида — «обязательствами результата».
    Вместе с тем следует иметь в виду, что отличие «обязательства поведения» от «обязательства результата» не в том, что первое не преследует определенной цели или результата, а в том, что цель или результат «обязательства поведения» должны быть достигнуты кон­кретным специально обозначенным в международном обязательстве поведением (родом поведения), средством или действием, например, путем издания соответствующего внутригосударственного законода­тельного акта. Обязательство же результата такого обозначения не содержит.
    Необходимо, конечно, учитывать, что применительно к той или иной международно-правовой норме или блоку норм преследуемая со­циальная цель может достигаться как обязательством поведения, так и обязательством результата. Но свобода усмотрения государства, в этих случаях существенно различна.
    Более конкретно обязательства поведения или средства касаются главным образом пассивных международных обязательств воздержа­ния от действия, о которых говорилось выше. Поведение, средство или способ соблюдения такого международного обязательства в этом слу­чае всегда конкретно определены, хотя степень такой конкретизации различна.
    Так, обязательства государств, например, по Протоколу о запреще­нии применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г., имеют четкий и опреде­ленный характер.
    Установлены весьма конкретные международные обязательства воздержания от действий, подлежащие осуществлению во внутригосу­дарственной сфере. Таковы, в частности, многие обязательства, касаю­щиеся дипломатических сношений.
    Менее конкретизированы такие, к примеру, международные обяза­тельства воздержания от действий, как обязательства не прибегать в  международных отношениях к угрозе силой или к ее применению или  о невмешательстве в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
      К обязательствам поведения или средства относятся также те ак­тивные международные обязательства государств, которые предусматривают конкретно-определенные позитивные действия, призванные  обеспечить достижение данной, предусмотренной международным обязательством социальной цели.
    Так, когда в международном договоре установлено, что его участ­ники при определенных условиях будут разрешать свои споры о толковании и применении его положений с помощью обращения к меж­дународному арбитражу по требованию любой стороны в споре, то такое обязательство является, разумеется, обязательством поведения или средства.
    Иное положение характерно для международных обязательств ре­зультата, которые предусматривают обеспечение определенного ре­зультата свободно избранным государством средством.
    Из самого существа обязательства результата следует, что к таким обязательствам относится часть активных международных обяза­тельств действия, когда выбор таких действий, мер и средств принад­лежит самому обязанному государству.
    Естественно, что установление обязательств результата предопре­деляется условиями их целесообразности. Так, в принципе можно счи­тать, что международные обязательства результата более целесообраз­ны там, где речь идет о позитивных действиях государства в сфере его внутреннего порядка. Это, однако, не означает, что обязательства ре­зультата нецелесообразны в межгосударственных взаимоотношениях, хотя достаточно очевидно, что здесь преобладают обязательства пове­дения или средства.
    Так, обязательством результата является общая норма-принцип, требующая разрешать межгосударственные споры исключительно мирными средствами, свободно согласованными сторонами в споре. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., например, обязывает ее участников «принимать все надлежащие меры» для пре­дупреждения посягательств на свободу и достоинство дипломатического агента. Избрание таких мер подлежащим государством зависит, очевидно, от внутригосударственной ситуации в данный конкретный момент.
    Используя установленную свободу позитивных действий для до­стижения требуемого результата, государство может избранным сред­ством не достичь его, и возникшая ситуация имеет окончательный ха­рактер, поскольку ее нельзя изменить. В этом случае налицо неиспол­нение государством своего международного обязательства.
    Однако специфика многих обязательств результата состоит в воз­можности обеспечить требуемый результат другим, последующим средством или действием, поскольку требуемый результат не стал окончательно недостижимым. Если, в конечном счете, требуемый ре­зультат достигнут, государство исполнило свое международное обяза­тельство.
    Возможность обеспечить последующим поведением требуемый ре­зультат должна следовать из контекста международного обязательства государства, его существа или из совокупности положений договора, его установившего. Так, согласно Декларации о принципах междуна­родного права 1970 г. стороны в споре, не достигшие его разрешения избранным ими средством, обязаны стремиться урегулировать его дру­гими согласованными ими мирными средствами.
    Очень важно учитывать международные обязательства результата, допускающие возможность достижения требуемого результата после­дующими действиями, когда речь идет об обязательствах, подлежащих осуществлению во внутреннем порядке государства и касающихся об­ращения с соответствующими физическими и юридическими лицами, о которых говорилось ранее.
    В правовом плане государство не обязано осуществлять законода­тельные меры для достижения требуемого результата, сколь бы ни были они в данном случае целесообразными и предпочтительными.  Более того, наличие в национальном праве норм, по своей сути противоречащих требованиям его международного обязательства, еще не означает нарушения последнего, если такие нормы в силу тех или иных обстоятельств фактически не действуют. Лишь практическое применение таких норм создает ситуацию несоблюдения государством его международного обязательства.
    Если же речь идет об обязательстве поведения или средства, со­ответствующие законодательные меры должны предприниматься, когда они обусловлены таким обязательством, вне зависимости от отсутствия внутригосударственной ситуации, ему противоречащей.  Иначе государство не выполнит своего международного обязательства.
    В итоге рассмотрения различных видов международных обязательств государств следует констатировать исключительную важность их различения как в плане юридическом, так и в плане практической  деятельности государств по исполнению своих международных обязательств.

     
     
        3. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния государства   Согласно общим принципам международной ответственности го­сударств, рассмотренным ранее, всякое международно-противоправ­ное деяние государства влечет за собой международную ответствен­ность этого государства. Международно-противоправное деяние нали­цо всякий раз, когда государство своим поведением нарушает свое меж­дународное обязательство.
    Из этих основополагающих принципов не может быть каких-либо исключений до тех пор, пока международное обязательство действи­тельно для данного государства. Однако существуют обстоятельства, которые приостанавливают в конкретном случае действие соответст­вующего обязательства или обуславливают его невыполнимость. От­сутствие в таком случае противоправности деяния государства исклю­чает как следствие международную ответственность государства, не влечет таковой.
    Обстоятельства, исключающие противоправность деяния, должны быть юридически значимыми и, соответственно, определяться юриди­ческими правилами, которые и сформулированы в ст. 29—34 Проекта об ответственности государств. Их сопровождает, как обычно, подроб­ный комментарий Комиссии международного права, помогающий уяс­нить существо сформулированного правила.
    Приведем эти статьи полностью, в некоторых случаях с кратким комментарием.
    Статья 29, озаглавленная «Согласие», гласит:
    «1. Правомерным образом данное согласие государства на совер­шение другим государством определенного деяния, не соответствую­щего обязательству последнего в отношении первого государства, ис­ключает противоправность этого деяния применительно к этому госу­дарству, поскольку это деяние находится в пределах вышеуказанного согласия.
    2. Пункт 1 не применяется, если данное обязательство вытекает из императивной нормы общего международного права...»
    Речь, таким образом, идет о международном соглашении между государствами — субъективно управомоченным международным пра­вом и субъективно обязанным. Это соглашение касается, естественно, не изменения или отмены данного международного обязательства, а лишь неприменения его в установленном конкретном случае.
    Такое согласие должно быть действительным соглас­но международному праву, явно установленным, применимым в меж­дународном плане и предшествующим совершению деяния, к которому оно относится.
    Соответственно, нормы, которые применяются при определении действительности договоров, применимы, как правило, и при установ­лении действительности согласия государства, о котором идет речь.
    Деяние, на совершение которого получено согласие, должно совер­шаться в пределах согласованных его условий, касающихся места, вре­мени, средств и прочих обстоятельств деятельности обязанного госу­дарства.
    По общему правилу, управомоченное государство вправе давать согласие на деятельность другого государства в пространственной сфере действия своих исключительных правомочий, каковой является его территория, а также применительно к своим суверенным правам и юрисдикции, действующим в пределах негосударственной территории (шельф, экономическая зона, открытое море, космос и т.д.). Иными словами, давая рассматриваемое согласие, управомоченное государст­во распоряжается своими территориально обозначенными правомочиями, с исключениями, предусмотренными общим международным правом.
    Статья 30, озаглавленная «Ответные меры в отношении международно-противоправного деяния», предусматривает: «Противоправность деяния государства, не соответствующего обязательству этого государства в отношении другого государства, исключается, если это деяние является закономерной в соответствии с международным правом мерой в отношении этого другого государства, вызванной его международно-противоправным деянием». 
    Речь, следовательно, в данном случае идет о закономерных «ответных мерах» — санкциях, являющихся предметом рассмотрения после­дующих разделов этой главы.
    Статья 31, озаглавленная «Форс-мажор и непредвиденный слу­чай», устанавливает:
    «1. Противоправность деяния государства, не соответствующего его международному обязательству, исключается, если это деяние было вызвано непреодолимой силой или не поддающимся контролю государства непредвиденным внешним событием, которые сделали для государства материально невозможным действовать в соответствии с указанным обязательством или понять, что его поведение не соответ­ствует этому обязательству.
    2. Пункт 1 не применяется, если государство, о котором идет речь, содействовало возникновению ситуации материальной невозмож­ности».
    В этой статье речь идет о двух ситуациях, обозначенных как «форс-мажор» и «непредвиденный случай», которые в принципе могли бы рассматриваться раздельно. Однако ни в практике государств, ни в меж­дународной судебной практике и в правовой литературе не проводится четкого и определенного различия между этими двумя ситуациями.
    В то же время в ходе исследования этого вопроса выяснилось, что многообразные ситуации, вызванные либо явлениями природы, либо деятельностью людей и обозначаемые терминами «форс-мажор» и «не­предвиденный случай», имеют общие черты, состоящие в том, что в условиях таких ситуаций государство в лице своих органов или долж­ностных лиц оказывается в положении объективной невозможности избрать поведение, соответствующее требованиям своего международ­ного обязательства, или установить, что данное его поведение не соот­ветствует требуемому.
    Речь идет об обстоятельствах, сделавших для государства матери­ально невозможным действовать в соответствии со своим международ­ным обязательством.
    Факторами такой материальной невозможности, с которыми пос­ледняя должна находиться в причинной связи, являются либо непре­одолимая сила, либо неподдающееся контролю государства непредви­денное внешнее событие.
    Ситуациям форс-мажора или непредвиденного случая достаточно близка ситуация, изложенная в ст. 32, озаглавленной «Бедствие», ко­торая предусматривает исключение противоправности деяния госу­дарства, если субъект поведения, составляющего деяние этого государ­ства, в ситуации крайнего бедствия не имел иной возможности спасти свою жизнь или жизнь вверенных ему лиц.
    Речь, следовательно, идет о ситуации крайнего бедствия, когда сво­бода выбора поведения обязывающим государство лицом существует, но она крайне ограничена, ибо выбор иного поведения означает почти неизбежную утрату собственной жизни или почти неизбежное прине­сение в жертву лиц, вверенных попечению субъекта поведения (напри­мер, капитану судна или командиру самолета). Поэтому такую ситуа­цию характеризуют иногда как ситуацию «относительной невозмож­ности» выполнить международное обязательство.
    Действия субъекта поведения в ситуации крайнего бедствия, т.е. действия органа или лица, присваиваемые государству, касаются лишь защиты интересов подвергающихся крайней опасности лиц.
    Однако в некоторых исключительных случаях возможны также ситуации, когда крайней опасности подвергаются существенные инте­ресы государства. Им посвящена ст. 33, озаглавленная «Состояние не­обходимости».
    1: «Государство не может ссылаться на состояние необходимости как на основании для исключения противоправности деяния этого государ­ства, не соответствующего его международному обязательству, за ис­ключением тех случаев, когда:
    а) это деяние являлось единственным средством защиты сущест­венного интереса этого государства от тяжкой и неминуемой угрозы;
    б) это деяние не нанесло серьезного ущерба существенному инте­ресу государства, в отношении которого существует указанное обяза­тельство».
    При этом в п. 2 этой статьи указываются случаи, когда государство не может ссылаться на состояние необходимости, а именно: междуна­родное обязательство проистекает из императивной нормы общего международного права; установлено договором, прямо или косвенно исключающим такую возможность; государство, о котором идет речь, способствовало возникновению состояния необходимости.
    Действительно, ситуации, описанные в п. 1 этой статьи, в принципе возможны, но конкретно указать случаи, когда они были бы уместны, практически невозможно. Бесспорны лишь ситуации, когда исключе­ния недопустимы.
    В основу возможного исключения противоправности деяния поло­жено противопоставление защищаемого нормой права менее сущест­венного интереса управомоченного государства существенному инте­ресу обязанного государства. Но объективные критерии различия между существенными и менее существенными интересами того или иного государства вряд ли можно предложить.
    Те же трудности возникают при определении того, является ли несоблюдение международного обязательства государством единст­венным средством защиты его существенного интереса.
    В итоге представляется, что ценность этой статьи определяется положениями, касающимися случаев недопустимости ссылок на состо­яние необходимости.
    Статья 34 об обстоятельствах, исключающих противоправность деяния, озаглавленная «Самооборона», гласит: «Противоправность деяния государства, не соответствующая международному обязатель­ству этого государства, исключается, если это деяние является закон­ной мерой самообороны, принятой в соответствии с Уставом Органи­зации Объединенных Наций».
    Таким образом, в этой статье речь идет о законной мере самообо­роны государства в соответствии с Уставом ООН, прежде всего отве­чающей условиям ст. 51 Устава.
    Такими условиями являются:
    1) наличие вооруженного нападения на государство другого госу­дарства, создающего исключительно серьезную и явную угрозу его тер­риториальной целостности и политической независимости, как это сле­дует из комментария Комиссии международного права;
    2) самооборона осуществляется до тех пор, пока Совет Безопаснос­ти не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности;
    3) Совет Безопасности должен быть немедленно поставлен в из­вестность о предпринятых мерах самообороны;
    4) такие меры не затрагивают полномочий и ответственности Со­вета Безопасности в деле поддержания или восстановления междуна­родного мира и безопасности.
    Следовательно, логически и юридически самооборона рассматри­вается как допустимая временная мера защиты территориальной це­лостности и политической независимости подвергшегося вооруженному нападению государства до тех пор, пока не вступит в действие пред­усмотренная Уставом ООН и современным международным правом система коллективной международной безопасности.
    Можно при этом полагать, что правомочия Совета Безопасности в случае предпринятых государством мер самообороны во многом ана­логичны его правомочиям в соответствии с Определением агрессии, единодушно принятым Генеральной Ассамблеей в 1974 г.
    Так, Совет Безопасности может сделать вывод о том, что констата­ция акта вооруженного нападения не будет оправданной в свете сопут­ствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие дей­ствия или их последствия не носят достаточно серьезного характера. Иными словами, Совет Безопасности может не признать меры само­обороны в определенных случаях закономерными.
    Представляется также, что ситуация самообороны возможна и ло­гична лишь во взаимоотношениях между государствами, не являющи­мися постоянными членами Совета Безопасности, ибо в условиях во­оруженного противоборства между великими державами — постоян­ными членами Совета Безопасности любые постановления Устава ООН и современного международного права утрачивают всякий смысл. То же действительно и в случае вооруженного нападения по­стоянного члена Совета Безопасности на любое иное государство.
                                          4. Международные правонарушения и преступления государств Сферой ответственности государств является установление того, было ли нарушено международное обязательство, и, если да, то каковы должны быть юридические последствия этого нарушения (санкции). Однако такие последствия, несомненно, зависят от существа нарушен­ного международного обязательства и от характера, тяжести этого нару­шения, что, впрочем, характерно и для внутригосударственного права. Необходимо, следовательно, учитывать наличие различных катего­рий международно-правовых обязательств государств в соответствии с важностью их содержания для международного сообщества госу­дарств (прежде всего, поскольку это касается поддержания междуна­родного мира), а также характер их нарушения.
     В итоге вопрос сводится к тому, составляют ли международно-про­тивоправные деяния государств единую категорию таких деяний или же следует различать те или иные категории международно-противоп­равных деяний и, соответственно, различные режимы международной ответственности государств.
    Тщательно изучив этот вопрос, проделав весьма значительную и сложную аналитическую работу, Комиссия международного права пришла к убеждению, что для целей определения различного режима международной ответственности государств не только возможно, но и необходимо различать в соответствии с современным международным правом, сложившемся после Второй мировой войны, две категории международно-противоправных деяний — международные преступле­ния и международные правонарушения государств.
    Следует также добавить, что установление различных категорий международно-противоправных деяний государств имеет существен­ное значение и для определения субъектов международных претензий.
    Соответствующие положения были сформулированы Комиссией в Проекте статей об ответственности государств.
    Два основных таких положения гласят:
    - международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь осно­вополагающего для обеспечения жизненно важных интересов между­народного сообщества, что его нарушение рассматривается как пре­ступление международным сообществом в целом, составляет междуна­родное преступление;
    - всякое международно-противоправное деяние, которое не состав­ляет международного преступления, является международным правонарушением.
    Наличие преступления государства определяется совокупностью двух его элементов объективного и субъективного характера. Объек­тивный элемент — нарушение международного обязательства, имею­щего основополагающее значение для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества государств. Субъективный эле­мент — отнесение такого нарушения международным сообществом го­сударств к категории международных преступлений. Последнее неиз­бежно предполагает, что и определение основополагающего значения нарушенного обязательства также должно быть прерогативой между­народного сообщества государств.
    В своем комментарии Проекта Комиссия подчеркнула, что отсылка к мнению международного сообщества государств не означает требования единодушного признания указанного положения всеми членами сообщества и предоставления тем самым каждому государст­ву — что совершенно невозможно — права вето. Цель отсылки — обес­печить, чтобы данное международно-противоправное деяние было признано «международным преступлением» не только той или иной группой государств, пусть даже составляющей большинство, но «всеми основными компонентами международного сообщества».
    Однако есть еще дополнительный критерий отнесения данного международно-противоправного деяния к категории международных преступлений государств, который в рассматриваемом тексте не обо­значен, но вытекает из него: серьезность, тяжесть нарушения соответ­ствующего международного обязательства государства.
    Чтобы проиллюстрировать значение этого дополнительного крите­рия, Комиссия включила дополнительный пункт, который гласит, что в соответствии с действующими правилами международ­ного права международные преступления могут, в частности, возни­кать в результате:
    а) тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для обеспечения международного мира и безопасности, такого, как обязательство, запрещающее агрессию;
    б) тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для обеспечения права народов на само­определение, такого, как обязательство, запрещающее установление или сохранение силой колониального господства;
    в) тяжкого и массового нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты человеческой лич­ности, такого, как обязательства, запрещающие рабство, геноцид, апар­теид;
    г) тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты окружающей среды, такого, как обязательство, запрещающее массовое загрязнение атмосферы или морей.
    Таково, предельно кратко, положение дел с подразделением меж­дународно-противоправных деяний государств на категории междуна­родных преступлений и правонарушений государств с целью установ­ления применительно к ним различных режимов международной от­ветственности государств.
                      5. Субъекты международных претензий   Возникновение международной ответственности государства порождает возможность применить к нему предусмотренные междуна­родным правом санкции. Поэтому возникает, в частности, вопрос о субъектах соответствующих правомочий, т.е., собирательно, о лицах, которые могут предъявлять требования об осуществлении тех юриди­ческих последствий международно-противоправного деяния (сан­кций), которые в данном случае предусмотрены международным пра­вом. Указанные лица — стороны правоотношений международной от­ветственности — именуются обычно субъектами международных пре­тензий.
    Заметим, что международная ответственность может не реализо­ваться, если не предъявлена международная претензия. Однако осу­ществление международной ответственности предполагает предъявле­ние международной претензии и реализацию предусмотренных санк­ций.
    Одной из сторон правоотношения международной ответственнос­ти государства, бесспорно, является государство-ответчик, т.е. государство, совершившее международно-противоправное деяние.
    Другой стороной этого правоотношения, казалось бы, является по­терпевшее или потерпевшие государства. Однако в действительности проблема реализации международной ответственности государства в части, касающейся субъектов международных претензий, не столь про­ста. Она требует раздельного рассмотрения применительно к между­народным правонарушениям и преступлениям государств.
    5.1. Ситуация международного правонарушения Ситуация наличия международного правонарушения государства должна быть установлена.
    В принципе государство-ответчик может не согласиться с тем, что имело место нарушение его международного обязательства в отноше­нии другого государства. Возникший международный спор подлежит урегулированию согласованным сторонами в споре способом, и нали­чие международно-противоправного деяния государства-ответчика в конечном счете будет установлено.
    Потерпевшее государство вправе в этом случае осуществить в от­ношении ответственного государства меры (санкции), возможные и допустимые в соответствии с действующим международным правом. Но оно столь же правомочно не выступить с международной претен­зией.
    И в этом случае возникает вопрос о временном периоде предъяв­ления международной претензии, другими словами, о наличии или отсутствии срока давности для ее предъявления.
    Представляется, что в строго юридическом плане ответа на этот вопрос не существует, поскольку нет установившейся соответствую­щей практики государств. И решение в конкретном случае должно, видимо, приниматься исходя из соображений разумности и целесооб­разности.
    Другой возникающий вопрос касается положения в случае наличия правонарушения третьих государств.
    Казалось бы, что последние никакого отношения к правоотноше­ниям между ответственным и потерпевшим государствами не имеют. Однако ситуация не столь однозначна, когда нарушено международное обязательство государства по общему международному праву.
    Вполне возможно, что в этом случае могут затрагиваться сущест­венные интересы третьих государств и возникший таким образом во­прос требует дополнительного исследования.
    Таковы некоторые сложности проблемы о субъектах международ­ных претензий применительно к правонарушениям государств.
     
    5.2. Ситуация международного преступления
     
    Выделение в современном международном праве категории меж­дународных преступлений государств в корне изменило также поло­жения международного права о субъектах международных претензий в случае наличия того или иного международного преступления госу­дарства.
    Поскольку квалификация данного международно-противоправно­го деяния государства в качестве международного преступления при­надлежит международному сообществу государств, то столь же очевид­но, что лишь международное сообщество государств может выступать субъектом соответствующих международных претензий.
    Более конкретно субъектом международных претензий может в таком случае выступать организованное международное сообщество государств в лице Организации Объединенных Наций и ее Совета Безопасности, когда в силу своих правомочий Совет Безопасности оп­ределяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии, совершенных данным государством.
    Решение вопроса о том, какие меры международной ответственнос­ти государства следует применить в каждом таком случае с учетом всех обстоятельств дела, также принадлежит организованному междуна­родному сообществу государств в лице ООН и ее Совета Безопасности.
    Однако в принципе возникшая ответственность государства за международное преступление может не реализоваться, если междуна­родное сообщество государств не заявит по той или иной причине соответствующей международной претензии. Иначе говоря, речь опять же идет о правомочии, а не об обязанности международного сообщества государств.
    Таково, очевидно, общее положение дел относительно субъектов международных претензий в случае наличия того или иного междуна­родного преступления государств.
        6. Международно-правовые санкции   Исторически вопрос о санкциях международного права рассматри­вался без их подразделения применительно к категориям международ­ных правонарушений и преступлений государств. Соответственно, международно-правовая доктрина и практика государств выработали терминологическое обозначение некоторых видов междуна­родно-правовых санкций (реституция, репарация, сатисфакция, реп­рессалии и т.д.). Эта терминология не утратила своего значения и в современных условиях.
    В отечественной международно-правовой доктрине получила также распространение концепция подразделения видов международ­ной ответственности государств на политическую и материальную. Ра­зумеется, это помогает уяснению существа санкций международного права, но не более того.
    При рассмотрении санкций за совершенное государством между­народное правонарушение становится очевидным, что в числе таких правонарушений наличествуют более тяжкие и менее тяжкие правонарушения, с теми или иными сопутствующими им обстоятельствами, что в итоге определяет, какие именно санкции являются в конкретном случае закономерными в соответствии с международным правом в от­ношении государства, совершившего международное правонарушение.
    Речь, следовательно, идет о возможных санкциях при наличии меж­дународного правонарушения государства, об их перечне, в свою оче­редь, не являющемся исчерпывающим.
    В то же время в числе возможных санкций можно различать сан­кции правовосстановительного и превентивного (штрафного) харак­тера.
    Наконец, из числа возможных санкций в случаях правонарушения государства полностью исключаются меры, связанные с применением потерпевшим государством вооруженных сил, кроме мер законной самообороны, санкциями не являющихся.
    Процессуально потерпевшее государство должно направить госу­дарству-правонарушителю протест. В общем виде этот акт выражает отказ государства признать юридически значимую ситуацию, создан­ную поведением другого государства, правомерной и квалификацию ее как противоправной. Протест должен быть явно выраженным (обычно в письменной форме) и так или иначе доведен до сведения государства, которому он адресован, возможно, и до сведения других заинтересо­ванных государств.
    В конкретном случае установленного правонарушения государст­ва, о котором идет речь, потерпевшее государство в своем протесте может обозначить те меры правовосстановительного характера, которые обязано осуществить государство-правонарушитель, чтобы восстано­вилось предшествующее правонарушению юридическое status quo во взаимоотношениях между потерпевшим государством и государством-правонарушителем.
    В числе таких мер, возможно осущест­вление сатисфакции, т.е. предоставления потерпевшему государству морально-политического удовлетворения, в частности путем офици­ального выражения сожаления или извинения по поводу совершенного правонарушения, юридического преследования должностных или иных физических лиц, подозреваемых или виновных в совершении правонарушения, а также оказания специальных почестей флагу по­терпевшего государства и т.д.
    Другими мерами восстановления status quo, предшествовавшего правонарушению, являются меры возмещения нанесенного правонару­шением материального ущерба в форме реституции и/или репарации.
    Реституция — это возвращение потерпевшему государству неза­конно присвоенных государством-правонарушителем материальных ценностей или (в случае невозможности это сделать) компенсация их утраты другими равноценными материальными ценностями (компенсаторная реституция).
    Репарация — возмещение потерпевшему государству материально­го ущерба в денежной или натуральной форме (различного рода по­ставками).
    Государство-правонарушитель обязано также восстановить дейст­вие нарушенных положений международных договоров (двусторонних и многосторонних), участниками которых являются потерпевшее го­сударство и государство-правонарушитель.
    Однако в соответствии со ст. 60 Венской конвенции о праве меж­дународных договоров 1969 г. существенное нарушение двустороннего договора между потерпевшим государством и государством-правона­рушителем является основанием для прекращения первым государст­вом договора или приостановления его действия в целом или в части. То же положение действует и в отношении многосторонних договоров. Такие возможные меры, видимо, также являются ответными мерами — санкциями, ибо их цель — лишить государство-правонарушителя пред­усмотренных для него договором субъективных прав и преимуществ. Но это уже санкции превентивного (штрафного) характера.
    К числу возможных превентивных (штрафных) санкций относятся репрессалии.
    Репрессалии — это закономерные в соответствии с международным правом принудительные меры, осуществляемые потерпевшим государ­ством в отношении государства-правонарушителя с целью побудить его прекратить правонарушение и/или претерпеть те меры междуна­родной ответственности, которые закономерно требует осуществить в данном случае потерпевшее государство.
    Современное международное право запрещает прибегать лишь к вооруженным репрессалиям, а также к угрозе вооруженной силой в межгосударственных отношениях.
    В частности, к возможным репрессалиям следует, очевидно, отне­сти меры, не связанные с применением вооруженных сил, указанные в ст. 41 Устава ООН, а именно: полный или частичный перерыв эконо­мических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почто­вых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также раз­рыв дипломатических отношений.
    Специфика невооруженных принудительных мер, справедливо ут­верждал В.К. Собакин, «состоит в том, что они могут применяться чле­нами ООН не только по решению Совета Безопасности, но и, при определенных условиях, индивидуально отдельными государствами без санкции со стороны органов ООН. Такое индивидуальное приме­нение мер, предусмотренных ст. 41, возможно в качестве ответной меры на нарушения международного права».
    В межгосударственных отношениях применяются (также) реторсии,  под которыми понимаются меры государства, обычно аналогичного  или равноценного значения, предпринимаемые государством в ответ на незапрещенное международным правом, но недружественное пове­дение другого государства, т.е. в ответ на его поведение, существенно осложняющее поддержание нормальных, «дружественных отношений между нациями». Реторсии, естественно, не рассматриваются в качестве международных санкций.
    Таковы возможные санкции, которые в общем виде применимы во взаимоотношениях между потерпевшим государством и государством, совершившим международное правонарушение.
    Желательно, видимо, кратко рассмотреть также вопрос о положе­нии третьих государств при наличии международного правонарушения, возникшего в результате нарушения международного обязатель­ства, особенно международного обязательства императив­ного характера. Речь, в частности, идет о международно-противоправ­ных деяниях государства с учетом всех обстоятельств дела, не подле­жащих в данном случае квалификации в качестве международного пре­ступления государства, но, тем не менее, затрагивающих существенные интересы международного сообщества государств.
    «Право государства, — говорил Г.И. Тункин, — не потерпевшего непосредственно ущерба в результате правонарушения, принимать оп­ределенные меры в случае правонарушения возникает не только при правонарушениях, затрагивающих или могущих затронуть поддержа­ние международного мира и безопасности. Это имеет место, например, в случае нарушения принципа свободы открытого моря, принципа ох­раны живых ресурсов моря в результате хищнического их использова­ния и т.д.».
    Таким образом, в рассматриваемом нами аспекте особенностью правоотношений, возникающих по современному международному праву в результате международного правонарушения, является, прежде всего, то, что субъектами этих правоотношений могут быть не только государство-правонарушитель и непосредственно пострадавшие госу­дарства, но в ряде случаев также и другие государства». 
    Вышеприведенное высказывание имеет, в частности, в виду меж­дународно-противоправные деяния государств, составляющие катего­рию международных правонарушений. Однако необходимо опреде­лить, в каком случае третьи (непосредственно не потерпевшие) госу­дарства могут реагировать на совершенное правонарушение и каким именно образом.
    Но ясного в соответствии с действующим международным правом ответа на вопрос, каким образом третьи государства могут реагировать на совершенное правонарушение, очевидно, не существует.
    Тем не менее, представляется, что такая реакция может быть двух видов. Третьи государства могут, очевидно, во-первых, заявить протест в адрес государства-правонарушителя, а во-вторых, оказать воз­можное содействие потерпевшему государству в его усилиях добиться восстановления предшествовавшего правонарушению status quo.
    Но применить допустимые в данном случае санкции третьи госу­дарства, очевидно, не могут, ибо правоотношения международной ответственности в случаях международных правонарушений государств  возникают лишь между непосредственно потерпевшим государством и государством-правонарушителем.
    Таковы краткие и неизбежно общие соображения о возможных  международных (международно-правовых) санкциях в случае наличия международных правонарушений государств.
    Какие именно меры в каждом конкретном случае международного  правонарушения являются допустимыми в соответствии с действующим международным правом мерами международной ответственности, можно определить только с учетом всех обстоятельств дела. И в этом трудность проблемы международно-правовых санкций в случаях международных правонарушений государств. Ее разрешение, очевид­но, относится к сфере условий реализации санкций в правоотношениях между потерпевшим государством и государством-правонарушителем.
    Рассмотрим теперь вопрос о возможных санкциях при наличии совершенного государством международного преступления.
    Допустим, что Генеральная Ассамблея ООН в соответствии со сво­ими полномочиями рассмотрела вопрос о поведении какого-либо го­сударства, относящийся к поддержанию международного мира и без­опасности, решила, что это вопрос, по которому необходимо предпри­нять действия (принудительные действия), и передала его на рассмот­рение Совета Безопасности, обратив его внимание на ситуацию, кото­рая могла бы угрожать международному миру и безопасности.
    Совет Безопасности, рассмотрев такой вопрос по инициативе Гене­ральной Ассамблеи или по собственной инициативе, установил, что международно-противоправное деяние данного государства создает существенную угрозу миру, является тяжким нарушением мира или актом агрессии, и решил, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, или принудительные меры с использованием воору­женных сил следует предпринять для поддержания или восстановле­ния международного мира и безопасности.
    Такие коллективные принудительные меры-санкции имеют целью заставить государство прекратить свои преступные действия и претер­петь те обременения — санкции, которые вытекают из его международ­ной ответственности за данное международное преступление.
    В этих условиях речь идет о возможных мерах-санкциях, которые преступное государство обязано претерпеть. Такие превентивные (штрафные) меры-санкции могут, в частности, предусматривать воз­ложение на преступное государство обязанности преследовать и нака­зать должностных и иных физических лиц, причастных к совершенному международно-противоправному деянию, запретить, пресекать и преследовать деятельность на его территории физических лиц и их объединений, не совместимую с обязательствами государств по обще­му международному праву; ограничить определенным уровням свои вооруженные силы; не иметь определенных видов вооружений, в част­ности средств массового поражения; осуществить меры демилитариза­ции части или всей своей территории.
    Такие меры-санкции могут также включать отторжение части тер­ритории преступного государства и передачу ее другому государству, временную военную оккупацию международными вооруженными си­лами части или всей территории преступного государства с целью обес­печения выполнения им возложенных на него обременений или иные меры международного контроля за осуществлением таких обремене­ний.
    Кроме того, согласно ст. 5 и 6 Устава ООН, Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности может приостановить осу­ществление прав и привилегий государства-члена, против которого предприняты Советом Безопасности действия превентивного или при­нудительного характера, или исключить его из Организации Объеди­ненных Наций.
    Разумеется, выше обозначены лишь некоторые возможные превен­тивные (штрафные) санкции, о применении которых может принять решение Совет Безопасности ООН.
    Каково же положение непосредственно потерпевшего в данном случае государства?
     Очевидно, оно вправе потребовать осуществления тех ответных мер-санкций, которые ранее были обозначены термином правовосстановительные санкции. В частности и в особенности непосредственно потерпевшее государство может потребовать возмещения нанесенного ему материального ущерба, т.е. претендовать на реституции и/или ре­парации.
    Таково кратко положение дел с международными санкциями в от­ношении преступлений государств.
                      7. Юридическая природа международных санкций   Проблема юридической природы международно-правовых, или, иначе, международных, санкций является весьма острой и актуальной, поскольку они призваны обеспечить поддержание должного междуна­родного правопорядка, строгое и неуклонное соблюдение международно-правовых предписаний, эффективность международно-правового регулирования международных отношений.
     При этом одним из коренных вопросов является вопрос о понятии  санкции в праве вообще и в международном праве в частности. 
    При всей многозначности термина «санкция», о чем говорилось выше, следует подчеркнуть, что этим термином обозначают, прежде всего, один из элементов правовой нормы. И это наиболее общее юридическое значение данного термина.
    Согласно общей теории права, норма права имеет три элемента:
    - гипотезу, указывающую на условия, предпосылки, при наличии которых действует правило;
    - диспозицию, содержащую это правило;
    - санкцию, указывающую на неблагоприятные последствия, наступающие для лица, нарушившего данное правило.
    Без какого-либо из этих элементов юридическая норма не сущест­вует. В частности, без санкции правило поведения не становится юридической нормой.
    То, что санкция является необходимым элементом нормы права, не должно пониматься буквально, как наличие в каждой отдельной норме непосредственного обозначения санкции. Это одинаково справедливо как для национального, так и для международного права.
    Понятие же санкции едино для права внутреннего и международ­ного. Поскольку, однако, нарушение международно-правовой нормы есть всегда нарушение установленного ею субъективного права и субъ­ективного международного обязательства, то применительно к госу­дарствам международная санкция — это предусмотренные междуна­родным правом неблагоприятные юридические последствия для госу­дарства, нарушившего свое международное обязательство.
    Отсюда прямая и непосредственная связь между международной санкцией и международной ответственностью государства. Так, всякое международно-противоправное деяние государства (нарушение им своим поведением международного обязательства) влечет за собой международную ответственность этого государства. А международная  ответственность государства есть, в частности, возможность применить к нему предусмотренную международным правом санкцию.
    Поэтому многие отечественные юристы-международники считают, что международная ответственность представляет собой реализацию санкций, следствие действия и реализации санкций.
    Однако международная ответственность, будучи в широком смыс­ле этого понятия юридическим последствием международно-проти­воправного деяния, не сводится лишь к применению санкций. Это, безусловно, совокупность правовых действий в целях установления наличия в данном случае международно-противоправного деяния (поведе­ния, нарушающего международное обязательство), определения воз­можной в данном случае санкции и ее реализация, коль скоро субъект соответствующей международной претензии считает это целесообраз­ным и необходимым.
    Международная санкция, следовательно, причинно обусловлива­ется возникновением международной ответственности. И возникно­вение таковой может рассматриваться как выявление связи между конкретным лицом (государством), совершившим международно-противоправное деяние, и предусмотренными в этом случае неблаго­приятными для него юридическими последствиями (санкциями). При этом установление наличия международной ответственности го­сударства, т.е. факта его международно-противоправного деяния, само по себе имеет существенное значение для поддержания установ­ленного международного правопорядка вне зависимости от факти­ческой реализации предусмотренной санкции. Вместе с тем осущест­вление ответственности есть, в конечном счете, реализация предусмот­ренной санкции.
    Другим коренным вопросом юридической природы международ­ных санкций является вопрос об их принудительном характере, в част­ности применительно к государствам, над которыми нет высшей влас­ти, способной принуждать к соблюдению международно-правовых предписаний, касающихся возможных санкций. К сожалению, по этому вопросу единодушия среди специалистов международного права не наблюдается.
    Так, по нашему мнению, очевидная истина, что принуждение в международно-правовых отношениях реализуется путем осуществле­ния предусмотренных международных санкций, воспринимается дале­ко не всеми учеными-юристами.
    Некоторые из них, не рассматривают, в частности, в качестве сан­кций возмещение или восстановление ущерба, материального и нема­териального, причиненного государством в результате его междуна­родно-противоправного деяния другому государству, особенно если такое возмещение или восстановление производится «добровольно». «Добровольное» несение международной ответственности не состав­ляет международной санкции. Последняя является принудительной мерой лишь в случае отказа нести международную ответственность.
    Некоторые считают, что санкциями в международном праве являются лишь меры принудительного характера, осуществляемые Организацией Объединенных Наций в целях поддержания или восста­новления международного мира.
    Иными словами, точки зрения по вопросу о существе принуждения в  международном праве разнятся.
    Между тем применительно к внутригосударственному праву давно  убедительно показано, что возможность добровольного осуществления  некоторых санкций (в сфере имущественной ответственности) право­нарушителем вовсе не лишает выполненную меру характера санкции,  поскольку обязанность возместить имущественный ущерб принуди­тельно возлагается на нарушителя нормы права, а выполнение этой  обязанности обеспечивается принудительными мерами.
    То же наблюдается и в международном праве. Возмещение ущерба является для государства-правонарушителя нежелательным, внешне  вынужденным последствием его противоправного поведения, которому правонарушитель обязан подчиниться под угрозой возможных собственно принудительных мер. В последнем случае речь идет, естественно, о применении против государства-правонарушителя силы, того  или иного силового воздействия, например, мер, не связанных с исполь­зованием вооруженных сил, таких, как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщений, а также разрыв дипломатических отношений (ст. 41 Устава ООН).
    В связи с этим неизбежно возникает вопрос, как это совместить с положениями п. 4 ст. 2 Устава ООН, требующими от государств воз­держиваться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо дру­гим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций.
    Действительно, возможность применения принудительных мер в межгосударственных отношениях в случае возникновения междуна­родной ответственности одного из государств несовместима с выше­указанными положениями Устава ООН, если их толковать как запре­щающие применение любой силы в межгосударственных отношениях. К сожалению, это так именно и толковалось в отечественной междуна­родно-правовой доктрине, в том числе и автором.
    Но из анализа относящихся к этому вопросу положений Устава ООН следует, что один из основных принципов современного  между­народного права, запрещающий угрозу силой или ее применение в меж­государственных взаимоотношениях, имеет в виду запрещение исполь­зования в межгосударственных отношениях лишь вооруженной силы.
    Исключительная прерогатива использования вооруженной силы в целях поддержания или восстановления международного мира и без­опасности принадлежит организованному международному сообщест­ву государств в лице Организации Объединенных Наций по решению ее Совета Безопасности.
    Следовательно, современное международное право вовсе не исклю­чает применения принуждения, силы вообще, иначе оно перестало бы быть правом. Другими словами, существует как противоправное при­менение силы в урегулированном международном правом межгосудар­ственном общении в соответствии с п. 4 ст. 2 Устава ООН, так и закон­ное применение принуждения в межгосударственных отношениях.
    Соответственно, одна из статей Проекта Комиссии международно­го права о международной ответственности государств гласит: «Про­тивоправность деяния государства, не соответствующего обязательст­ву этого государства в отношении другого государства, исключается, если это деяние является закономерной в соответствии с международ­ным правом мерой в отношении этого другого государства, вызванной его международно-противоправным деянием». Речь, безусловно, идет в контексте этой статьи об ответных мерах-санкциях.
    Меры-санкции не могут, естественно, рассматриваться как проти­воправные лишь по той причине, что вне контекста мер международной ответственности они составили бы нарушение международного обяза­тельства, существующего в отношении государства-правонарушителя.
    Таким образом, итогом вышеизложенного о юридической природе международных санкций является следующее.
    Применение силы, принуждения в отношении государства возмож­но, согласно международному праву, лишь в ответ на международно-противоправное его деяние.
    Санкции — установленной международным правом мере ответст­венности за то или иное международно-противоправное деяние госу­дарства — всегда присущ принудительный характер как выражение обязанности государства-нарушителя претерпеть юридические пос­ледствия своего международно-противоправного деяния.
    Социальная роль санкции как меры международной ответствен­ности — поддержание и укрепление международного правопорядка.
     
     
    Заключение
     
    Проблемы международно-правовой ответственности специфичны, многогранны и довольно сложны. Развитие и кодификация норм и принципов ответственности в международном праве требуют анализа и согласованности многих вопросов, каждый из которых должен быть рассмотрен и учтен с тем, чтобы правильно отразить те изменения, которые произошли до настоящего времени в области международного права.   В задачу международного права входит не только установление правил поведения государств в той или иной области их международной деятельности, но и выработка норм и принципов, гарантирующих соблюдение этих правил. На практике одним из важнейших международно-правовых инструментов является принцип международной ответственности государств и других субъектов международного права за нарушение их международных обязательств, а также за вредные последствия при правомерной деятельности в отдельных сферахмежгосударственного сотрудничества.   Развитие международного права представляет собой взаимосвязанный процесс установления и усовершенствования как правил поведения государств, так и норм и принципов, обеспечивающих их соблюдение, в том числе и правил международной ответственности. Однако в данный момент в разработке норм и принципов международной ответственности в международном праве существует пробел. Несмотря на возрастающую необходимость нормы и принципы международно-правовой ответственности международных организации  так и не кодифицированы,  хотя работа над этим ведется Комиссией международного права ООН.   Таким образом, задачей современного международного права является заполнение данного пробела в праве. Кодификация и развитие норм и принципов международно-правовой ответственности может послужить важным условием в дальнейшем развитии международного права в целом, поскольку от правильного решения вопросов кодификации норм и принципов международно-правовой ответственности зависит, какое влияние эти нормы и принципы будут оказывать на мировое сообщество. Список используемой литературы  1.   Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998
    2.   Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И.  Международное право. — М.: «Юрлитинформ», 2002
    3.   Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. Учебен. - М.: Издательство ВЕК, 1996
    4.   Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. — М.: Междунар. отношения, 2000
    5.   Ушакова  Н.А  Международное  право:  Учебник. – М: Юрист,  2000.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - международная ответственность. ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.