Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств
  • Предмет:
    Уголовное право
  • Когда добавили:
    04.08.2010 14:57:40
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение.......................................................................................................... 2
    Глава 1. Правовая основа деятельности ФСКН............................................ 7
    1.1. Основные положения............................................................................... 7
    1.2. Результаты деятельности ФСКН............................................................. 9
    Глава 2. Процессуально-правовые моменты (употребление, сбыт, принудительное лечение и др.)................................................................................................ 13
    2.1. Понятие наркомании и наркотических веществ................................... 13
    2.2. Особенности сбыта и употребления наркотических веществ............... 14
    2.3. Принудительное лечение больных наркоманией................................. 25
    Глава 3. Международное сотрудничество в расследовании незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ........................................ 26
    3.1. Эффективность борьбы с наркопреступностью на международном уровне  26
    3.2. Реализация комплексной целевой программы по борьбе с наркотизацией   27
    Заключение.................................................................................................... 34
    Список литературы....................................................................................... 36
    Приложение................................................................................................... 38
     
     
    Введение Знакомство человека с наркотиками произошло еще на заре человечества. Занимаясь собирательством, древние люди действовали методом проб и ошибок. Так, за некоторыми растениями были замечены способности изменять сознание после их употребления. Уже в первых захоронениях (70-50 тыс. лет до н.э.) были обнаружены лекарственные растения: тысячелистник, золототысячник, крестовик, эфедра, алтей, что подтверждает раннее накопление и сохранение знаний о лекарственных свойствах растений. Первое знакомство человека с наркотиками не привело к вспышке наркомании. «Почему?» - спросите вы. Ответ очевиден. Человек, находящийся под воздействием наркотика не был способен адекватно реагировать на изменение окружающей обстановки. Первые наркоманы просто-напросто становились жертвами врагов и хищников. Так действовал естественный отбор.
    Позже, с развитием человеческого общества, растения, обладающие наркотическим эффектом (мак, кока, конопля, грибы рода Psilocybinum), стали считаться священными и использовались целителями и жрецами в качестве лекарств и средств общения с духами и богами. Употребление этих растений строго контролировалось. Простые смертные не могли употреблять наркотики без ведома священнослужителей или вождей.
    В древнем Китае, в период Инь (XXI/XVIII-XI вв. до н.э.), настой из конопли употребляли как бодрящий чай. Император Шеен Шунг прописывал своим подданным принимать его в качестве лекарства от подагры, а иногда рассеянности. Индейцы Центральной и Южной Америки использовали листья коки в качестве обезболивающего средства.
    Римляне и греки использовали опий в качестве снотворного или болеутоляющего средства. В VIII-VI вв. до н.э. в Греции в храмах посвященных богу врачевания Асклепию – асклепеонах широко применялся ритуал энкомисис (греч. Enkoimesis), кульминация обряда храмового врачевания. Проводился он в длинных крытых галереях вдоль стены храма – абатоне (греч. Abaton), куда никто не мог войти без специального разрешения. Там больные вводились в состояние «искусственного сна», которое достигалось приемом опия или применением методов психологического воздействия. Ритуал сопровождался театральными представлениями, явлением бога Асклепия или его священной змеи и даже проведением хирургических операций. Очень скоро ритуал Enkoimesis приобрел широкую популярность. Он привлекал множество пациентов и приносил колоссальные доходы асклепеонам. Подобная практика создала предпосылки для применения опия и маковых отваров в римской медицине. Римское общество одно из первых столкнулось с наркоманией как с социальным явлением. Римский ученый, писатель и политический деятель, приближенный императоров Веспасиана и Тита, Плиний старший (24-79 гг. до н. э) писал: «того, кто злоупотребляет опиумом, подстерегает смерть». После принятия христианства Римской империей церковь официально осудила широкое применения опия, а падение Западно-Римской империи под натиском варваров поставило точку в употреблении опия в Западной Европе.
    Переломным моментом в истории развития наркотизации стали первые крестовые походы (X-XII вв.) и путешествие венецианского купца Марко Поло (1271-1295). Тогда европейцы снова познакомились с опием, а также с распространенным в арабском мире гашишем. С тех пор опий занял прочные позиции одного из главных лекарственных средств в европейской медицине.
    Наркомания в XIX веке была характерна в основном для высших слоев общества, в то время как остальное общество утопало в алкоголизме. Гашиш, опий, морфий, кокаин, героин уничтожал в основном интеллигенцию, цвет нации, лучший генофонд страны.
    Последняя крупная вспышка наркомании была в 20 годы XX века. По-видимому, началась она с раненых, вернувшихся с фронтов первой Мировой войны, которые использовали наркотики (опий, морфий, кокаин) в качестве обезболивающего для облегчения собственных страданий. Но данная эпидемия быстро перекинулась на неимущие и обездоленные слои населения, попавших в горнило революции. Особенно это явление было распространенно в среде малолетних правонарушителей. Однако с приходом к единоличной власти И. В. Сталина в 1924 году и установления жесткой диктатуры, с усилением правоохранительных органов, ситуация с наркоманией постепенно вернулась под контроль.
    После Второй Мировой войны в нашей стране также отмечался некоторый рост наркомании, однако он был связан не с социальными явлениями, как таковыми (голод, нищета, социальная незащищенность и т.п.), а с последствиями войны. Среди употреблявших наркотические вещества большую часть составляли «медицинские наркоманы». То есть люди употребляющие наркотики для облегчения физического страдания и, к сожалению, из-за несоблюдения дозировки привыкших к наркотику. В основном это были люди 30-40 лет, вернувшиеся с войны.
    В СССР наркомания в основном была характерна либо для асоциальных слоев общества, либо для высших слоев общества, таких как золотая молодежь. Развитая система занятости молодежи (пионерская, комсомольская организация) не допускала развитие стойких субкультур. Но это не значит, что их не было. В СССР были хипи, панки, растоманы, однако данным субкультурам вплоть до второй половины 80-х не удавалось приобрести массовость и сколько-нибудь заметную значимость в молодежной среде.
    В период глубоких социальных реформ и преобразований в начале 90-х годов прошлого века в Россию стали активно проникать западные молодежные субкультуры с наркотической идеологией. После развала СССР в 1991 году в России возник идеологический вакуум. Новые ценности демократии еще не были озвучены, а старая идеология коммунизма навсегда канула в лету. В этих условиях в молодежной среде с легкостью стали приживаться идеи близкие по духу к рэйву, растоманству, панку. Однако пик наркомании пришелся не на начало 90-х, а на 1997 год, когда в российском обществе статистически значимым становится новое «рыночное» поколение, ломающее привычное представление о нравственных традициях, ассоциирующие принципы демократии с индивидуализмом и свободой морали. Произошло становление поколения западного типа.
    Из всего выше сказанного видно, что проблема наркомании становилась характерной для человеческого общества лишь в периоды бурного развития цивилизации, когда независимость человека от природы позволяла ему смело экспериментировать над своим сознанием. Еще с древности человек оценил лекарственные свойства (снотворный, обезболивающий эффект) многих наркотических веществ. Но, видя какую опасность они несут в себе при их злоупотреблении, человечество само стремилось ограничить себя в их употреблении. Так шаманы и вожди, древние религии и служители культов, церковь на протяжении долгого времени ограничивали применения данных средств. С приходом Нового времени (вторая половина XVI – конец XIX века), когда научная мысль бурно развивалась во многих отраслях науки, а религиозное миропонимание уступало научным концепциям, человек с новой силой обратил свой взор в сторону наркотических веществ. Но не ради корысти или стремления к сомнительным удовольствиям, а ради облегчения страдания.
    К сожалению, любая смена идеологии приводит и к смене понятий морали и нравственности. Так, во второй половине XIX века человек забыл, что несет с собой наркомания. Именно в этот период наркотики из раздела медицинских средств перешли в раздел выгодных товаров. Целые государства стали покровительствовать наркобизнесу. Но уже через сто лет, через три поколения сами «страны - наркоторговцы» столкнулись с чумой XX века – наркоманией. Так, позабыв заветы предков, человечество само обрекает себя на гибель.
    Особый аспект криминологической характеристики — связь преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков с opганизованной преступностью. Так, например, в Москве в 2006 г. было вы явлено 49 преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных организованными группами (удельный вес — 0,8%, темп прироста —85,3%); 766 — группой лиц предварительному сговору (темп прироста — 8,7%).
    Высокая латентность преступности в сфере незаконного  оборота наркотиков, наряду с другими факторами, не позволяет в полной мере определить масштабность и значимость   рассматриваемой проблемы и ее тесную связь с организованной и иной уголовной преступностью, проституцией, наркобизнесом и др.
    Выбранная мною тема курсовой работы является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
    Цель работы – рассмотреть особенности преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств.
    Объект работы – наркотические средства.
    Предмет работы – особенности преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств.
    Задачи:
    1. Анализ правовой базы деятельности ФКСН;
    2. Определение процессуально-правовых моментов, связанных с незаконным оборотом наркотических средств;
    3. Рассмотреть особенности международного сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.
    Практическая значимость работы, по мнению автора, состоит  в том, что результаты содержащегося в ней анализа могут быть использованы в учебном процессе по курсу уголовного права на различных этапах подготовки и переподготовки работников правоохранительных органов.
                Глава 1. Правовая основа деятельности ФСКН 1.1. Основные положения ФСКН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.[1]
    ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
    Руководство деятельностью ФСКН России осуществляет Президент Российской Федерации.
    Основными задачами ФСКН России являются:
    1) обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;
    2) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля);
    3) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
    4) участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
    5) создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;
    6) осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.
    Полномочия, а также права, необходимые для реализации полномочий ФСКН России, определяются Президентом Российской Федерации.
    ФСКН России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением, утверждаемым Президентом Российской Федерации.[2]
    ФСКН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в ее систему региональные управления ФСКН России, управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы), иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на ФСКН России (далее - организации).
    ФСКН России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
    Противодействие организованной наркопреступности является одной из приоритетных задач ФСКН России. В прошлом году сотрудники наркоконтроля пресекли деятельность более 600 организованных преступных групп и 30 организованных преступных сообществ, занимающихся незаконным оборотом наркотиков. Вот один из характерных примеров.
    В 2006 году завершено расследование уголовного дела в отношении преступного сообщества, действовавшего в г. Тольятти Самарской области, в ходе которого выявлено более 100 преступлений. Установлены 87 активных членов сообщества, 41 из которых предъявлено обвинение по статьям 210 и 174 УК РФ. Следствием доказано, что в период с 2002 по 2006 год участниками преступного сообщества осуществлен незаконный сбыт около 430 кг героина. Доказан факт легализации доходов, полученных от преступной деятельности, на сумму около 50 млн. рублей.
    Наркобизнес, как многомиллиардный сегмент теневой экономики, неразрывно связан с легализацией преступных доходов. Они используются не только для материального обогащения криминалитета, но и для расширения преступной деятельности, наращивания объемов поставок и продаж наркотиков, обеспечения юридического и коррупционного прикрытия.
    1.2. Результаты деятельности ФСКН В 2006 году ФСКН России выявлено 1585 преступлений такого рода. Общая сумма легализованных денежных средств, полученных преступным путем по оконченным предварительным расследованием уголовным делам, составила 572,6 миллиона рублей.
    В январе 2007 ФСКН России завершена работа по уголовному делу о преступной деятельности организованной группы, причастной к незаконной банковской деятельности и отмыванию доходов через нелегальную систему международных денежных переводов "Хавала". Обвиняемые ежемесячно легализовывали и переводили за рубеж до 400 миллионов рублей, а всего по делу установлены незаконные операции в объеме 3 млрд. 805 млн. рублей. В ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий к уголовной ответственности привлечено 11 активных членов интернациональной преступной группы, в состав которой входили граждане России и Афганистана.
    Активная деятельность органов наркоконтроля при выявлении и изъятии из незаконного оборота крупных партий наркотиков способствует сокращению объемов их реализации и потребления, существенно ограничивает их доступность, в первую очередь для подростков и молодежи.[3]
    Всего в 2006 году из незаконного оборота по возбужденным уголовным делам изъято 92 тонны 529 килограммов наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, что составило более 84 процентов от данного показателя по стране.
    Одной из форм не только вовлечения в употребление наркотиков, но и втягивания в преступный бизнес являются наркопритоны. Поэтому их выявление и ликвидация - важное направление деятельности ФСКН России. В 2006 году наркополицейскими ликвидировано 3 769 таких очагов распространения наркотиков (для сравнения: в прежние годы усилиями всех правоохранительных органов страны удавалось обезвредить не более 700 притонов в год).
    Особую озабоченность вызывает увеличение за последние полтора-два года в незаконном обороте доли синтетических наркотиков, в первую очередь – 3-метилфентанила (так называемого "белого китайца"), величиной средней разовой дозы которого считается 2 десятитысячных грамма. В Россию наркотики синтетического происхождения поступают из западно-европейских и прибалтийских стран, а также из ряда государств СНГ.
    В 2006 году ФСКН перехвачено 27 килограммов 3-метилфентанила, что составило всего около 0,1 процента от общего объема изъятых наркотических средств. Однако из этого количества может быть получено 1 млрд. 330 млн. средних разовых доз. «Белый китаец» обладает разрушительными свойствами, в тысячи раз превосходящими героин. Характерно, что в последние годы выросло количество смертей наркоманов от передозировок при употреблении этого наркотика.[4]
    Отмечаются факты появления новых наркотиков амфетаминового ряда китайского происхождения. В 2006 году в ходе совместных оперативно–розыскных мероприятий сотрудниками ФСКН России и МОБ КНР изъята партия синтетического наркотика "магу", аналог которого в России не установлен.
    Рост распространения синтетических наркотиков объясняется не только участившимися их контрабандными поставками, но и увеличением объемов их подпольного производства непосредственно на территории России. Наркодельцы все активнее используют компактные переносные лаборатории. Эта аппаратура не привлекает внимания при доставке и зачастую применяется для изготовления синтетических наркотиков в снятом на сутки или на несколько часов временном жилье, что существенно затрудняет процесс выявления и ликвидации таких точек.
    В Московской области пресечена деятельность подпольной лаборатории по производству метадона и наркотиков фентаниловой группы, которая располагалась в личном гараже преступника, непосредственно изготавливавшего наркотики. Из незаконного оборота изъято около 100 тысяч доз произведенного в лаборатории метадона, 90 кг необходимых для синтеза прекурсоров, спецоборудование. Установлено, что прекурсоры закупались как на российских предприятиях химической отрасли, так и через Интернет за границей. Оборудование приобреталось у специализированных продавцов и изготавливалось по заказу в экспериментальной лаборатории МГУ им. Ломоносова.
    Всего в прошлом году органами наркоконтроля выявлено и ликвидировано более 1700 мест незаконного изготовления и переработки наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе 136 специально оборудованных подпольных химических лабораторий.
    Эффективной формой противодействия незаконному обороту наркотиков растительного происхождения стало проведение оперативно-профилактической операции "Мак". В результате выявлено более двух тысяч незаконных посевов, уничтожено свыше 80 тонн дикорастущих наркосодержащих растений, из незаконного оборота изъято более 10,5 тонны наркотиков. На заседании Коллегии отмечалось, что весомый вклад в общие результаты оперативно–розыскной деятельности органов наркоконтроля вносят подразделения по контролю за легальным оборотом наркотиков (ЛОН). Легальный оборот наркотиков в настоящее время осуществляется на 28 тысячах объектах различных форм собственности, в том числе на предприятиях фармацевтической и химической промышленности, в медицинских, научных, учебных и экспертных учреждениях. Реализация контрольно-разрешительной и оперативной функций позволяет подразделениям ЛОН своевременно выявлять и устранять причины и условия для поступления подконтрольных веществ в незаконный оборот.
     
    Глава 2. Процессуально-правовые моменты (употребление, сбыт, принудительное лечение и др.) 2.1. Понятие наркомании и наркотических веществ Психоактивное вещество - это любое вещество, которое может изменять у человека его восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. В повседневной жизни психоактивные вещества обычно именуются "наркотиками".[5]
    Наркоманией называется болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотических средств, проявляющаяся психической и физической зависимостью. При этом под психической зависимостью понимается неодолимое влечение человека к наркотику без серьезных нарушений в работе его организма, а физической зависимостью считается состояние, когда организм нуждается в постоянной дозе для нормальной жизнедеятельности из-за того, что наркотик встраивается в обменные процессы организма. А если человек не получает своевременно дозу, то возникает абстиненция ("ломка") - это очень тяжелое состояние, проявляющееся в виде: психического возбуждения, лихорадочного озноба, судорог, усиленного потоотделения, рвоты, поноса, различных страхов и тревожности.
    Наркотики (психоактивные вещества) принято разделять на "легальные и нелегальные". К легальным относятся вещества, не запрещенные законом к употреблению, хранению и распространению. Продажа этих веществ приносит значительный доход, и их употребление исторически обусловлено. Это не значит, что они не оказывают вредного воздействия на психику и организм человека, большинство легальных наркотиков чрезвычайно вредны.
    К легальным наркотикам относятся:
    Ряд лекарственных средств, которые применяются лишь в период болезни, при строгом соблюдении правил применения и контролем врача;
    Никотин - вызывает психологическую и физиологическую зависимость, способствует развитию рака легких, заболеваний дыхательных путей и болезней сердца.
    Алкоголь - вызывает психологическую и физиологическую зависимость, изменяет сознание человека, приводит к распаду психики и слабоумию.
    Пиво также является алкоголем и вызывает такие же последствия.
    Также незапрещенными, но используемые подростками для получения эйфории при вдыхании является ряд летучих жидкостей, применяемых в быту для хозяйственных нужд: клеи, растворители, аэрозоли, бензин, керосин.
    К нелегальным наркотикам относится целый список веществ, утвержденный правительством страны, употребление, распространение и хранение которых является противозаконным. К этой группе относятся:
    Производные конопли - марихуана, гашиш, анаша и т.д.
    Опиоиды (наркотики, изготовленные из мака или действующие сходным с ним образом) - героин, морфий, опий и т.д.
    Стимуляторы - экстази, кокаин, эфедрин, эфедрой, винт, первитин и т.д.
    Галлюциногены - ЛСД, некоторые грибы и т.д.
    Снотворно-седативные (успокоительные) средства.
    2.2. Особенности сбыта и употребления наркотических веществ Масштабная наркотизация обусловила существенный рост преступности в целом. Множится число преступлений, в том числе тяжких, совершаемых наркоманами в целях добычи денег для приобретения наркотиков. Значительное их число совершается в состоянии наркотического или токсического опьянения.
    Основную долю лиц, совершающих преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, составляют граждане, не имеющие постоянного места работы - 69 процентов. Более 30 процентов из привлеченных органами наркоконтроля к уголовной ответственности - ранее судимые.[6]
    Среди главных причин расширения подпольного наркорынка - внешняя наркоагрессия. Количество наркотиков зарубежного происхождения превышает половину от общего незаконного оборота, а героин, кокаин и амфетамины практически полностью поступают извне.
    Об особом облике наркобизнеса говорит и тот факт, что в 2006 году органами наркоконтроля за совершение наркопреступлений задержано 1268 иностранных граждан из 24 стран, в большинстве – из Таджикистана, Азербайджана и Украины.
    Анализ имеющихся данных свидетельствует, что российский наркобизнес в значительной степени контролируется преступными сообществами, сформированными по этническому признаку. Особенностями их криминальной деятельности являются клановость (семейственность) и круговая порука внутри преступной организации.
    Проведенная в последние годы с участием ФСКН работа по активизации противодействия наркопреступности и контроля за оборотом наркотиков позволила сформировать основы новой государственной антинаркотической политики.
    Прежний правоприменительный вектор от борьбы с массой наркопотребителей смещен на пресечение наркотрафика, противодействие организованному наркобизнесу, подрыв его финансовых основ. Это и стало основной задачей органов наркоконтроля.
    В прошлом году продолжалось последовательное наращивание основных результатов оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности ФСКН России. По итогам года ФСКН выявлено и пресечено 93 тысячи преступлений, из них – 90 тысяч непосредственно в сфере незаконного оборота наркотиков.
    Происходит не просто количественный рост результатов, изменены их качественные характеристики. Все больше выявляется сложных (квалифицированных) составов преступлений. Поступательно растет удельный вес пресечения преступлений, относящихся к категории тяжких и особо тяжких (в прошедшем году – это более 77 процентов от общего числа), связанных со сбытом наркотиков (более 60 тысяч преступлений).
    В 2006 году возобновлена деятельность Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, ее председателем является Директор ФСКН России. Среди основных задач, решаемых комиссией: координация работы органов исполнительной власти всех уровней по реализации положений программы в области борьбы с наркопреступностью и профилактики наркомании.
    Создаваемая ФСКН России система борьбы с наркомафией сопровождается усилением противодействия со стороны преступных элементов. Они не оставляют попыток внедрить в ФСКН своих ставленников. В 2006 году по различным, в том числе компрометирующим основаниям, не зачислено на службу в органы наркоконтроля 822 человека, предотвращено более 60 попыток внедрения представителей криминальных структур в органы наркоконтроля.[7]
    Продолжает сохраняться реальная опасность, которой подвергаются сотрудники наркополиции при исполнении ими служебных обязанностей. В 2006 году возбуждено более 120 уголовных дел в отношении лиц, совершивших преступные посягательства на жизнь и здоровье наркополицейских.
    Борьба с наркопреступностью, профилактическая и иная антинаркотическая работа осуществляются для достижения главной цели – защиты населения от наркотической угрозы.
    Одним из объективных индикаторов перемен в этой сфере является увеличение или снижение числа больных наркоманией. Если с 1991 по 2002 годы число состоящих на официальном учете наркобольных в среднем увеличивалось в стране ежегодно на 24 процента, то за последний период, по официальным данным органов здравоохранения, количество учтенных больных с диагнозом "наркомания" увеличилось лишь на 0,05 процента. При этом, по результатам экспертных исследований, фактическое количество наркобольных стабилизировалось и составляет 1 млн. 800 тыс. человек или примерно одну треть от общего числа лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. Это явное подтверждение правильности курса новой государственной антинаркотической политики.
    По состоянию на 1 января 2007 г. в Москве общее количество лиц, состоящих на учёте и профилактическом наблюдении с диагнозом "наркомания" и "токсикомания", составляла 30 343 человека. Однако уровень латентной наркомании гораздо выше. Так, по различным экспертным оценкам, число наркозависимых в столице колеблется от 150 до 200 тыс. человек (1,5 - 2 % от численности населения Москвы).
    На фоне относительно стабильного уровня регистрируемой наркомании в последние годы в столице оседает всё большее количество наркотиков. Если за 2006 год всеми правоохранительными органами города из незаконного оборота было изъято 452,8 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, то за 6 месяцев 2007 года уже - 545,3 кг указанных веществ.
    Изменяется и структура «черного наркорынка». Доля наркотиков растительного происхождения уменьшается за счет увеличения объемов находящихся в незаконном обороте наркотиков синтетического и полусинтетического происхождения. За 1 полугодие 2007 г удельный вес героина в общем количестве изъятых по оконченным расследованием уголовным делам наркотических средств и психотропных веществ составлял 45 %, тогда как в прошлом году всего 23 %. Заметно возрос удельный вес изъятых наркотиков амфетаминового ряда, стимуляторов и галлюциногенов.
    Анализ показывает, что темпы роста числа наркозависимых в столице в настоящее время несколько снизились. По данным Департамента здравоохранения г. Москвы ежегодный прирост количества лиц, состоящих на диспансерном учете и под профилактическим наблюдением в наркологических учреждениях города, в последние 3 года являлся незначительным и составлял примерно 1 - 3 % в год.[8]
    Увеличение объемов незаконного оборота и незаконного потребления наркотиков обусловлено целым рядом взаимосвязанных факторов. Хотя Москва по своим природно-климатическим условиям не является производителем наркотиков растительного происхождения, однако ее геополитическое расположение оказывает существенное влияние на криминализацию оперативной обстановки в сфере оборота наркотиков.
    В Москве зарегистрировано более 1 000 объектов, работающих в сфере легального оборота наркотиков. Наибольшая концентрация таких организаций отмечается в Северном, Северо-Западном, Восточном и Юго-Восточном административных округах Москвы. Основную часть составляют предприятия и организации государственной и муниципальной собственности – 80%, организации частной формы собственности - 20 %.
    Москва является крупнейшим транспортным узлом и включает в себя 4 аэропорта и 9 железнодорожных вокзалов. Автомобильное сообщение осуществляется по 13 радиальным дорогам федерального значения. Москва соединена сетью водных путей с выходом в Балтийское, Белое, Азовское, Каспийское и Черное моря. Разветвленная транспортная инфраструктура создает благоприятные условия наркоторговцам оперативно перебрасывать (ввозить) в столицу наркотики для их реализации на территории города.
    В городе продолжается процесс естественной убыли населения. С начала текущего года число умерших жителей превысило число родившихся в 1,4 раза. Однако численность постоянного населения при этом увеличилась на 2,6 тыс. человек за счет постоянного притока в город мигрантов, в том числе нелегальных, привлекаемых возможностью получения относительно высоких доходов. По различным оценкам в Москве проживает от 800 тысяч до 2 миллионов мигрантов.
    Изменение миграционного законодательства России привело к некоторому снижению миграционных потоков из стран СНГ в столицу в текущем году. Количество иностранцев, привлечённых к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков на территории Москвы за прошедшее полугодие, несколько снизилось (-2%). В то же время, некоторым мигрантам, давно обосновавшимся в столице, не удалось приспособиться к субкультуре большого города. Они не могут найти легальную работу и втягиваются в различные сферы криминального бизнеса, в том числе и незаконный оборот наркотиков. Особенно активное участие в незаконном обороте наркотиков принимают мигранты из Среднеазиатских республик СНГ и Украины. Так, за 1 полугодие 2007 г. правоохранительными органами столицы привлечено к ответственности 109 граждан Таджикистана (+24 %), 28  - Узбекистана (+56 %), 84  - Украины (+31 %).
    Серьезные опасения вызывает расширение круга потребителей наркотиков за счет вовлечения в незаконный оборот наркотиков граждан из социальных групп, ранее на входивших в так называемую группу риска. На фоне растущего числа граждан, привлеченных к уголовной ответственности за наркопреступления, возросло количество служащих, руководителей, учащихся. В то же время снизилась доля неработающих и ранее судимых граждан.
    За 6 месяцев 2007 года сотрудниками Управления выявлено 1 809 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Из них связанных: с незаконным оборотом сильнодействующих и ядовитых веществ, прекурсоров - 230 преступлений; с организацией либо содержанием наркопритонов - 41 преступление; с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ - 14 преступлений; с нарушением правил оборота наркотиков - 8 преступлений; с легализацией (отмыванием) денежных средств и материальных ценностей, полученных преступным путём - 12 преступлений, при этом установленная сумма легализованных денежных средств составила более 29,6 млн. рублей. Выявлено 992 административных правонарушения.
    Из незаконного оборота Управлением изъято более 525 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, что почти в 8,4 раза больше, чем за 1 полугодие 2006 г., в том числе:
    ·   более 468 кг героина;
    ·   более 45 кг марихуаны;
    ·   более 3,8 кг наркотических средств амфетаминовой группы;
    ·   246 г кокаина.
    Уделяется большое внимание работе по пресечению деятельности наркопритонов, которые представляют серьезную опасность, как устойчивые сети распространения наркотиков. Среди выявленных организаторов притонов ежегодно растёт доля тех, кто не имел определенного источника доходов. Так, в 2005 г. нигде не работали 82 % граждан этой категории, в 2006 г. их доля составила уже 86 %, а за первое полугодие 2007 г. – 89 %. Более половины содержателей наркопритонов наряду со своими «клиентами» в момент задержания находились в состоянии наркотического опьянения.
    В целях выявления и ликвидации каналов контрабандной поставки наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ весной 2007 года на территории Москвы проведена комплексная оперативно-профилактическая операция «Транзит». В операции принимали участие сотрудники наркоконтроля, МВД России, ФСБ России и ФТС России. В период её проведения из незаконного оборота изъято более 45 кг наркотиков, из них марихуаны – свыше 28 кг, героина – около 2 кг, а также более 15 кг психотропных и сильнодействующих веществ. Возбуждено более 60 уголовных дел, из которых 11 связаны с перевозкой наркотиков. К уголовной ответственности привлечено 60 человек, из них 15 участников преступных групп и 2 получателя почтовых отправлений.[9]
    На территории города функционирует 1 124 объекта массового досуга населения. С начала 2007 года на их территории сотрудниками Управления проведено 205 оперативно-профилактических мероприятий, в том числе совместно с другими правоохранительными органами. Возбуждено 56 уголовных дел, из них 27 по факту сбыта наркотиков. Составлено 184 протокола о привлечении к административной ответственности, взыскано штрафов на сумму 91 тыс. рублей. Вынесено 3 предписания о необходимости принятия мер по пресечению незаконного оборота наркотиков в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ. По результатам мероприятий из незаконного оборота изъято 960 г наркотических средств, основную часть которых составляют синтетические наркотики.
    Серьезное внимание уделялось выявлению и пресечению каналов утечки в незаконный оборот эфедриносодержащих лекарственных препаратов - основного сырья для кустарного производства популярного среди наркоманов наркотика «первитин» или «винт». Проводятся мероприятия по пресечению контрабандных поставок из Молдовы и Украины эфедриносодержащих препаратов и других сильнодействующих веществ.
    Так, сотрудниками Управления задержан гражданин Приднестровской Молдавской Республики, при осмотре автомобиля которого обнаружено и изъято 15 запечатанных заводским способом коньячных бутылок общим объемом 7,5 литра, в которых находилось сильнодействующее вещество «солутан».
    Еще одним направлением деятельности подразделений по контролю за легальным оборотом наркотиков является пресечение незаконного оборота ядовитых веществ и прекурсоров. В мае текущего года сотрудниками Управления за сбыт 34,6 кг ядовитого вещества «ртуть металлическая» задержана преступная группа, состоявшая из жителей Алтайского края.
    В феврале 2007 г. сотрудниками Управления пресечена деятельность еще одной преступной группы, организовавшей незаконное производство стеклоомывающей жидкости на основе ядовитого вещества «метанол». Выявлен цех, в котором находились необходимые для производства и разлива готовой продукции оборудование, цистерны с сырьём и большое количество пустой тары. Изъято 1,5 тонны «метанола» и 10,7 тонн стеклоомывающей жидкости, содержащей ядовитое вещество.
    Всего в первом полугодии 2007 года подразделениями по контролю за легальным оборотом наркотиков Управления проверено 568 объектов, деятельность которых связана с оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Проводится работа по проверке соответствия объектов легального оборота наркотиков установленным требованиям безопасности. Проверено 11 748 человек, которые в силу своих служебных обязанностей имеют доступ к подконтрольным препаратам.
    Способы хищения наркотиков на объектах их производства, хранения и использования многообразны и сложны. Среди наиболее типичных – искажения учетных данных путем неполного оприходования поступающих медикаментов или фальсификация документов. Часто встречается присвоение наркотиков путем списания их на умерших или выписавшихся пациентов, либо на лечение больных, которым наркотики не назначались. Реже используется неполное оприходование неиспользованных препаратов, сдаваемых родственниками умерших больных, подделка документов на уничтожение подобных веществ, а то и изъятие их из емкостей с заменой безобидными наполнителями.
    Для усиления мер безопасности против подобных хищений особое внимание руководителей ЛПУ хотелось бы привлечь к эфедрино- и кодеинсодержащим препаратам. Из эфедриновых препаратов, с использованием примитивной химической доработки, наркозависимые граждане готовят наркотик «первитин», по силе воздействия сравнимый с героином, более известный в среде наркоманов как «винт».[10]
    Из ряда других сильнодействующих веществ (СДВ) также путем несложных химических реакций изготавливаются наркотики, которые посетители ночных клубов и вечеринок употребляют для поднятия настроения. Эти самодельные препараты стали бичом нашей молодежи, догоняя по частоте употребления героин и прочие сильнодействующие наркотики.
    На мой взгляд, наиболее серьезной «прорехой» в законодательстве о мерах контроля над НС, ПВ и СДВ является то, что к ряду лекарственных препаратов, в частности из группы кодеинсодержащих и опиоидных анальгетиков, пользующихся все большим спросом у наркоманов, до сих пор не применены меры государственного контроля. В то время как эти средства, подлежащие сейчас только количественному учету, оказывают выраженное наркотическое воздействие на мозг и приводят к развитию психологической и физиологической зависимости.
     Среди совершающих преступления в сфере незаконного оборота наркотиков значительную долю (48,7%) составляют лица, в деяниях которых содержатся составы преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228 УК — незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере и ч. 2 ст. 228 УК —  незаконные приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ. Удельный вес лиц, совершавших преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 228 УК: в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере (ч. 3 ст. 228 УК) — 8%; группой  лиц по предварительному сговору (ч. 3 ст. 228 УК) — 6%; неоднократно — 3%. Небольшую долю составляют преступления  против жизни и здоровья — 1,5%.
    Мужчинами по сравнению с женщинами больше совершается преступлений, уголовная ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 228 УК (незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере), — 64,3% (женщины — 17,3%). В то же время женщины по сравнению с мужчинами чаще совершают такие преступления, как незаконные приоб­ретение или хранение в целях сбыта, изготовление, перера­ботка, перевозка, пересылка, сбыт наркотических средств или психотропных веществ, — 10,2% (мужчины — 3,5%); деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 228, совершенные: группой лиц по предварительному сговору в крупном размере — 13% (мужчины — 5%), организованной группой в особо крупном размере — 16% (мужчины — 7%). Среди женщин по сравнению с мужчи­нами почти в три раза больше лиц, осужденных за организа­цию либо содержание притонов для потребления наркотичес­ких средств или психотропных веществ (ст. 232 УК), — соот­ветственно 0,8 и 0,3%.
    Среднее число судимостей превышает среднее число су­димостей у женщин почти в три раза и составляет соответ­ственно 2,9 и 1,0. Доля женщин с одной судимостью достигает 88,6%, мужчин — 36,5%. Отсюда следует, что мужчины имеют большую склонность к совершению преступлений в сфере не­законного оборота наркотических средств после отбытия на­казания, то есть, характеризуются повышенной рецидивоопасностью.
    2.3. Принудительное лечение больных наркоманией В России продолжается дискуссия о принудительном лечении наркоманов. Ранее представители Федеральной службы по наркоконтролю говорили о целесообразности такой меры, сообщает. Сегодня категорически против выступили правозащитники.
    Принудительное лечение от наркомании существовало в советское время, но от него отказались в России в начале 90-х.
    Правозащитники критикуют планы наркоконтроля лечить наркоманов в принудительном порядке
    Глава Московского бюро Human Rights Watch Аллисон Гил сомневается в том, что это будет гуманно. "Сложно понять, почему именно сейчас в России возникла эта идея, - недоумевает она. – Ведь в медицинских учреждениях и так не хватает места для тех, кто хочет лечиться добровольно".
    С ней согласна и председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. По словам Алексеевой, есть много способов непринудительного лечения наркоманов, но это всегда трудные пути.
    Глава департамента Федеральной службы наркоконтроля России Александр Михайлов сообщил о возможном восстановлении принудительного лечения наркоманов.
    Впрочем, Михайлов сам признал, что, прежде всего, необходимо менять психологию. Люди должны сознательно отказываться от употребления наркотических веществ.
     
     
    Глава 3. Международное сотрудничество в расследовании незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 3.1. Эффективность борьбы с наркопреступностью на международном уровне Эффективность борьбы с наркопреступностью во многом зависит от международного сотрудничества. В настоящее время ФСКН России не только обменивается опытом и оперативной информацией, но и проводит многочисленные совместные операции по пресечению деятельности транснациональных преступных группировок с правоохранительными органами и спецслужбами зарубежных государств. Только в прошлом году проведено более 50 международных контролируемых поставок наркотиков. Это позволило выявить и ликвидировать крупные звенья наркомафии.
    За счет усиления борьбы с организованными звеньями наркобизнеса, которые контролируют сети поставок и реализации наркотиков, в прошлом году произведено 5445 изъятий значительных (по классификации ООН) партий наркотиков, что на 10 процентов больше, чем за предшествующий год.
    Несмотря на усилия международного сообщества, одним из главных источников глобальных угроз остается нарастающая эскалация производства и поставок опиатов из Афганистана. Если в 2006 году в этой стране было произведено около 610 тонн героина, то в текущем году, по международным экспертным оценкам, этот объем может составить более 800 тонн.
    Для России противодействие афганской наркоугрозе было и остается приоритетной задачей. В связи с этим усилия ФСКН России направлены на формирование надежной системы противодействия афганской наркоугрозе и реализацию российской инициативы по созданию и укреплению "антинаркотических поясов безопасности" на путях наркотрафика из этой страны.
    Одним из действенных методов борьбы с контрабандой афганских наркотиков стало проведение по инициативе государств-членов ОДКБ регулярных международных оперативно-профилактических операций "Канал". В результате осуществления в 2006 году двух этапов операции "Канал" выявлено почти 10 тысяч наркопреступлений, в том числе 613 - совершенных организованными группами. Из незаконного оборота изъято около 24 тонн наркотических средств и психотропных веществ.
    О возрастающей значимости операции "Канал" говорят такие факты. В прошлом году в работе международного штаба операции «Канал» участвовали представители 19 государств Европы и Азии, а также США. Еще три года назад участниками операции были лишь 6 стран-членов ОДКБ.
    Участники заседания подчеркивали, что бороться с незаконным оборотом наркотиков одними запретительными методами с применением уголовных и административных мер воздействия недостаточно. Борьба с наркобизнесом требует целостного комплекса мер государственного и общественного воздействия, четко отлаженного механизма межведомственного взаимодействия и координации органов исполнительной власти и правоохранительных структур, действенных мер в сфере профилактики и предупреждения наркопреступности.
    3.2. Реализация комплексной целевой программы по борьбе с наркотизацией Особое значение для изменения наркоситуации будет иметь реализация принятой Правительством России федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы", которая ориентирована на проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений, внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией, снижение доступности наркотиков для незаконного потребления, концентрацию усилий правоохранительных органов на борьбе с наиболее опасными формами незаконного оборота наркотиков, осуществление постоянного контроля масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации.
    Федеральная целевая программа "Комплексные меры про­тиводействия злоупотреблению наркотиками и их незаконно­му обороту на 2007—2010 годы" предусматривает: организаци­онные и правовые меры по противодействию злоупотребле­нию наркотиками и их незаконному обороту; профилактику злоупотребления наркотиками; лечение и реабилитацию лиц, потребляющих наркотики без назначения врача; обеспечение контроля за производством и распределением наркотиков; пре­сечение незаконного оборота наркотиков; международное со­трудничество в области борьбы с незаконным оборотом нарко­тиков.
    Указанные программные мероприятия рекомендованы Правительственной комиссией по противодействию злоупот­реблению наркотиками и их незаконному обороту. При этом цель мероприятий, организационных и правовых мер по про­тиводействию злоупотреблению наркотиками и их незаконно­му обороту состоит в определении фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь. Ее реализация в том числе предполагает проведение комплексных исследований и осуществление оценок: масштабов потребления в России наркотиков без назначения врача; уровня латентности незаконного оборота наркотиков и связанной с наркоманией преступности; матери­альных потерь от распространения наркомании в сфере пра­вопорядка и осуществления правосудия (затраты на процессу­альную деятельность правоохранительных органов, проведе­ние специальных мероприятий и т. д.).
    Цель Программы в сфере профилактики злоупотребления наркотиками состоит в предупреждении и сокращении неза­конного спроса на наркотики. В связи с этим планируется раз­работать и внедрить в практику: методологию и методику про­ведения антинаркотической профилактической работы среди молодежи и школьников (издать рекомендации); учебные про­граммы для проведения в образовательных учреждениях ан­тинаркотического просвещения, пропаганды здорового и без­опасного образа жизни, внедрить их в учебно-воспитательный процесс.
    Предусматривается также: а) включить в учебные планы по подготовке и переподготовке специалистов, работающих с подростками и молодежью, дополнительные темы (курсы) по проблемам злоупотребления наркотиками, их незаконного обо­рота и профилактики наркомании; разработать" пособия для педагогических работников образовательных учреждений, ро­дителей, социальных работников по формированию у подрост­ков негативного отношения к потреблению наркотиков, по пси­холого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, склонных к потреблению наркотиков; б) подготовить пробные образцы телематериалов антинаркотической направленности и разработать научно обоснованные методы оценки их эффективности.
    Предстоит продолжить работу по созданию в органах и учреждениях народного образования, специализированных учреждениях социальной реабилитации несовершеннолетних психолого-педагогической службы. По мере создания условий в штаты дошкольных и учебных заведений будут вводиться психологи.
    Важна разработка мер по повышению эффективности лечения лиц, потребляющих наркотики и осужденных за совершение преступлений. Полезно создание в порядке экспе­римента межрегиональных специальных учебно-воспитатель­ных учреждений для детей и подростков с девиантным поведе­нием больных наркоманией с организацией их лечения, обще­образовательного и профессионального обучения и социаль­ной адаптацией.
    Основной целью направления лечения и реабилитации лиц, потребляющих наркотики без назначения врача, явля­ется продолжение разработки и внедрения в практику: со­временной концепции лечения, реабилитации и ресоциализации больных наркоманией; методов психологической защиты, препятствующих потреблению наркотиков в экстремальных условиях; лекарственных средств, отличающихся меньшим наркотическим воздействием при высоком болеутоляющем эффекте.
    Основной целью деятельности по обеспечению контроля за производством и распространением наркотиков является своевременная коррекция списков наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ с целью приближения их к потребностям практики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, выдача лицензий на использование объектов и помещений, где осуществляются виды дея­тельности, связанные с оборотом наркотиков, а также осуще­ствление контроля за выполнением лицензионных требований к производству, хранению и реализации наркотиков.
    Приоритетными направлениями пресечения незаконного оборота наркотиков могут быть создание единой межведом­ственной автоматизированной системы сбора, анализа и обоб­щения информации о лицах, участвующих в незаконном обо­роте наркотиков, а также данных по борьбе с их распрост­ранением (с перспективой ее интеграции в международную систему); создание геоинформационной системы по борьбе с наркотиками (ГИС "Наркотики"); разработка и внедрение в практику: усовершенствованной системы экспресс-диагностики наркотиков во внелабораторных условиях на основе химических тестов; инструментальных методов установления вредных привычек и заболеваний личности с целью ее криминалистической идентификации по исследованию следов биологических выделений; комплекса методов по установлению остатков наркотиков в организме человека спустя продолжительные сроки после окончания их приема; методов установления региона производства наркотиков и общности способа синтеза синтетических наркотиков; аппаратуры дистанционного обнаружения наркотиков по одорологическому принципу; аппаратуры  дистанционного обнаружения наркотиков по принципу лазерной флуоресценции; оснащение бортового авиационного технического комплекса для оперативного поиска незаконных посевов и дикорастущих наркотикосодержащих растений.
    В целях выявления источников и перекрытия каналов нелегального поступления наркотиков систематически проводятся  комплексные операции по проверке аптек, химфармпредприятий, складов, других мест производства, хранения и реализации лекарственных препаратов, содержащих наркотики, а в целях уничтожения и пресечения нелегального поступления наркотиков растительного происхождения ежегодно — комплексные профилактические операции ("Мак", "Конопля" и т. п.). Для успешной реализации мероприятий по пресечению незаконного оборота наркотиков существенное значение имеет увеличение штатной численности соответствующих правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел,  пограничных войск, таможенных органов.
    Для подготовки необходимых специалистов используются следующие меры:
    - создание институтов и курсов повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов, международного межведомственного центра по специализированной подготов­ке сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборо­том наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Россий­ской Федерации, Федеральной службы безопасности Россий­ской Федерации, Федеральной пограничной службы Россий­ской Федерации и правоохранительных органов государств — участников СНГ;
    - осуществление мер по укреплению материальной базы и приобретению необходимых технических средств, прежде всего специального назначения, для подразделений органов внут­ренних дел, безопасности, пограничных войск, таможенных учреждений, специализирующихся на борьбе с распростране­нием наркотиков;
    - обеспечение экспертно-криминалистических подразделе­ний органов внутренних дел России образцами (стандартами) чистых наркотиков, необходимыми для проведения экспертиз и исследований.
    Что касается правоохранительной деятельности, то важ­на, прежде всего, неотвратимость ответственности. Практика не идет по пути ужесточения наказаний за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств. Уголовные наказания в отношении лиц, занятых в преступном обороте наркотиков, достаточно суровы. Среди привлеченных к уго­ловной ответственности доля лиц, которым назначены лишение свободы, составляет 33,9%; исправительные работы — 5,8%; штрафы — 1,1%. Основная же доля лиц (54%) осуждается к уголовным наказаниям условно. Вносятся предложения о сни­жении возраста уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ч. 1—4 ст. 228, 231—234 УК РФ[11].
    Основные усилия в сфере международного сотрудниче­ства в области борьбы с преступным оборотом наркотиков со­средоточиваются на решении следующих приоритетных задач:
    - продолжение практики заключения многосторонних и двусторонних договоров и соглашений с другими государствами, и прежде всего с государствами — участниками СНГ, в области контроля наркотиков и борьбы с распространением наркома­нии;
    - расширение сотрудничества с международными региональ­ными организациями, занимающимися борьбой со злоупотреб­лением наркотиками и их незаконным оборотом, в том числе с "Группой Треви" Европейского Союза и "Группой Помпиду" Совета Европы;
    - продолжение работы по укреплению сотрудничества в рам­ках Программы ООН по международному контролю наркотиков;
    - дальнейшее расширение сотрудничества с различными странами (прежде всего США, Италией, Германией, Англи­ей, Швейцарией) с целью практического взаимодействия по вопросам пресечения "отмывания" наркодоходов, содействия их конфискации, постановки этого направления сотрудниче­ства на договорно-правовую основу;
    - поддержание на постоянной основе контактов с правоох­ранительными органами и специальными службами зарубеж­ных стран по вопросам организации противодействия незакон­ному обороту наркотиков: участие в международных семина­рах-совещаниях по данной проблеме.
     
     
    Заключение  Наркобизнес сегодня меняется буквально на глазах. Соответственно, и законы, определяющие борьбу с ним, должны быть динамичными, каким бы трудным не был сам по себе процесс законотворчества. Между тем, российское законодательство в этой сфере кое-где устарело. Из-за этого в нем образовалось несколько досадных пробелов.
    В литературе обосновываются различные предложения по совершенствованию борьбы с преступлениями в сфере неза­конного оборота наркотиков. Среди них: принятие законода­тельных актов в части расширения института конфискации имущества, принадлежащего осужденным наркопреступникам; введение административно-правовой ответственности за потреб­ление наркотиков без предписания врача; создание основ на­ционального законодательства по контролю за наркотиками на базе уже имеющегося опыта, типовых разработок зару­бежных организаций, международных конвенций и других правовых актов, учитывающих современные особенности мировой наркообстановки; разработка Программы борьбы стран СНГ с наркоугрозой. Изложенные многоаспектные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и борьбы с преступлениями в данной сфере могут быть реализованы только при четком их организационном обеспечении.
    Основные каналы утечки наркотиков из легального оборота – это получение их в аптечных учреждениях по поддельным рецептам, хищение путем присвоения, растрата или злоупотребление служебным положением медработников, и, что встречается значительно реже – хищение путем кражи, грабежа, разбоя.
    На наш взгляд, совершенствование в борьбе с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков должно заключаться в следующем:
    1. Обеспечение дальнейшей активизации работы по выявлению и пресечению деятельности преступных групп и сообществ, действующих в сфере незаконного оборота наркоти­ческих средств, психотропных веществ и прекурсоров, преж­де всего располагающих международными и межрегиональ­ными связями, с уделением особого внимания изобличению лидеров и организаторов наркоторговли; использование в пол­ной мере всех предоставляемых законом об оперативно-розыскной деятельности форм и методов работы, в первую очередь контролируемых поставок и проверочных закупок; широкое внедрение нетрадиционных форм оперативной работы; ориен­тация оперативного состава на разоблачение преступных со­обществ; повышение эффективности оперативного поиска и взаимодействия органов дознания и предварительного следствия при документировании преступной деятельности наркодельцов.
    2. Создание с целью усиления противодействия контрабанд­ному ввозу наркотиков в страну специализированных структур для обеспечения координации действий с органами ГТК, ФСБ и ФПС России при МВД, УВД субъектов Российской Федерации с максимальным использованием опыта и возможностей Центра межведомственного взаимодействия в сфере пресечения неза­конного оборота наркотиков при МВД России.
    3. Разработка и реализация системы мер по подрыву эко­номической базы наркобизнеса, в том числе путем обеспече­ния выявления механизмов и способов "отмывания" денег, изъя­тия ценностей и денежных средств у наркодельцов, конфиска­ции их имущества. Постоянное совершенствование в этих це­лях тактики подразделений по борьбе с незаконным, оборотом наркотиков.
     
     
    Список литературы 1.   Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 года (с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к единой Конвенции о наркотических средствах 1961 года)
    2.   Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 года)
    3.   Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 года) 4.   Конституция Российской Федерации;
    5.   Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ (ред. от 30.06.2003 г.) «О наркотических средствах и психотропных веществах» (принят ГД ФС РФ 10.12.1997 г.)
    6.   Федеральный закон РФ от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах»
    7.   Закон г. Москвы от 28.02.2007 г. № 6 «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в г. Москве»
    8.   Указ Президента РФ от 05.06.2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»
    9.   Указ Президента РФ от 28.07.2004 г. № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»
    10. Постановление Верховного Совета РФ от 22.06.1993 г. № 5494-1 «О Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации»
    11. Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»  
    12. Уголовный кодекс Российской Федерации;
    13. «Списки сильнодействующих и ядовитых веществ» (утв. на заседании  ПККН 15.06.05 г., протоколы № 3/99-2005, с дополнениями и изменениями от 27.01.2005 г. № 1/97-05, от 03.04.2005 г.  № 2/98-05, от 08.12.2005 г.  № 5/101-05, от 16.03.2006 г.  № 1/102-06)
    14. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента российской Федерации от 10 января 2000 г.) // Российская газета. 2000. 18 янв.
    15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»
    16. Белкин Р.С., Аверьянова Т.В., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика. Учебник для вузов. М., 2006;
    17. Долгова А.И. Криминология. Учебник для вузов. М., 2005;
    18. Драган Г.Н. Наркомания в России: ситуации, тенденции, противодействие // Вопросы наркомании. 2007. № 2;
    19. Михлин А.С. Общая характеристика осужденных (по материалам контрольной переписи осужденных 2004 г.). М., 2006.
    20. Середа Г. В. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ: Уголовно-правовой и криминологический аспекты / Г. В. Середа, И. М. Середа. М., 2006.
    21. Официальный Интернет-сайн ФСКН Российской Федерации.
    22. Гилинский Я. Криминальные риски в России http://www.narcom.ru/ideas/socio/111.htm.
     
     
    Приложение Структура Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве

     
    [1] Официальный Интернет-сайн ФСКН Российской Федерации.
     
    [2] Там же.
    [3] Белкин Р.С., Аверьянова Т.В., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика. Учебник для вузов. М., 2006. С. 256.
     
    [4] Середа Г. В. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ: Уголовно-правовой и криминологический аспекты / Г. В. Середа, И. М. Середа. М., 2006. С. 37.
     
    [5] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»
     
    [6] Гилинский Я.. Криминальные риски в России http://www.narcom.ru/ideas/socio/111.htm.
     
    [7] Там же.
    [8] Драган Г.Н. Наркомания в России: ситуации, тенденции, противодействие // Вопросы наркомании. 2007. № 2. С. 6.
     
    [9] Драган Г.Н. Наркомания в России: ситуации, тенденции, противодействие // Вопросы наркомании. 2007. № 2. С. 7.
     
    [10] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».
     
    [11] См.: Драган Г.Н. Наркомания в России: ситуации, тенденции, противодействие // Вопросы наркомании. 2007. № 2. С. 14.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.