Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Форма Российского Государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Форма Российского Государства
  • Предмет:
    ТГП
  • Когда добавили:
    05.08.2010 13:47:58
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Оглавление
     
    Введение …………………………………………………………….....1
     
    Глава I. От перестройки и распада СССР к современной России….2
     
    Глава II. Форма правления РФ………………………………………13
     
    Глава III. Форма государственного устройства…………………….18
     
    Глава IV. Политический режим……………………………………...23
     
    Заключение……………………………………………………………27
     
    Список использованной литературы………………………………..29
     
     
    - 1 -
     
    Введение.
     
    Тема моей курсовой работы – форма российского государства. Я не случайно решил написать работу именно на эту тему. В минувшие 20 лет моя страна проделала огромный путь от «Советской империи» до молодой, только – только начинающей вставать на ноги демократии. Общество и государство претерпели огромные изменения, причем эти изменения продолжаются и до сих пор.
    Свержение тоталитарного строя далось дорогой ценой – распался Советский Союз, в одночасье рухнула экономика, создававшаяся на протяжении нескольких десятилетий, безвозвратно потеряны боевая мощь и международное политическое влияние страны. Но всего этого можно было избежать, достаточно было иметь грамотное руководство в высших эшелонах власти. Для того чтобы катастрофа 1991 г. не повторилась снова, необходимо тщательно изучить причины этого краха, политическую обстановку в стране и форму государства на тот период времени.
    Понять, почему форма Российского государства сложилась именно в таком виде, в котором она существует сейчас, а не как-нибудь иначе, следует немного углубиться в историю, поэтому в своей работе я буду рассматривать не только действующую организацию государственной власти в стране, но и ее состояние на момент «перестройки» и распада Советского Союза. Но для начала нужно разобраться: что же представляет собой такое понятие, как «форма государства».
    «Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического режима».
    Как видно из определения, форма государства – это сложное понятие, состоящее из трех частей. Каждую из этих частей я буду рассматривать отдельно в соответствующей главе.
     
     
    - 2 -
     
    Глава I. От перестройки и распада СССР к современной России.
     
    Можно выделить следующие этапы трансформации СССР в РФ (я искренне считаю Российскую Федерацию единственным «законным наследником» Советского Союза, и никакая сила не переубедит меня в обратном).
     
    1. 1985–1987 гг. Первый этап, который берет начало с апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, связанного с избранием Генеральным секретарем ЦК М.С. Горбачева и провозглашением политики ускорения, а затем и перестройки. Этот период можно охарактеризовать, как начальный этап перестройки, в рамках которого сохраняется как советская политическая система, так и все атрибуты советского режима. Вместе с тем здесь намечаются предпосылки к следующему этапу, связанному уже с политическими реформами.
     
    2. 1987–1989 гг. Данная стадия охватывает период от январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, провозгласившего курс на политическую демократию и развитие гласности, до первых в истории СССР альтернативных выборов в высший орган законодательной власти и начало работы I съезда народных депутатов. На этом этапе начинает уже открыто проявляться кризис легитимности советской политической системы, в рамках которой намечаются уже и существенные изменения и в характере политического режима.
     
    3. 1989–1991 гг.: от I съезда народных депутатов до августовских и послеавгустовских событий 1991 г., завершившийся окончательным  распадом СССР. Это последний советский этап политического развития России, характеризующийся агонией советской политической системы и завершившийся ее окончательным распадом. К концу этого периода завершилось утверждение качественно иного политического режима, хотя и далекого до какой-то завершенной институциональной формы, что в дальнейшем предопределило характер политического конфликта.
     
    4. 1992–1993 гг. Первый постсоветский этап политического развития России, который характеризуется следующими факторами, определившими политический процесс того периода: началом радикальных экономических реформ под руководством Е.Т. Гайдара и конфликтом между законодательной и исполнительной властью. Трагические события 4 октября 1993 г. явились своеобразной развязкой данного тупикового (в рамках того политического режима) этапа и одновременно определили выход из создавшегося тупика, в котором оказалась конституционная реформа.
    - 3 -
     
    5. Декабрь 1993 г. – настоящее время. Принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ способствовало окончательной трансформации советской политической системы и становлению качественно нового политического режима, сохраняющегося до настоящего времени. Сформировавшееся после 1993 г. новое конституционное политическое пространство определило соответствующие политико-правовые нормы, как для правил политической игры, так и для развития (и в значительной степени разрешения) политических конфликтов, существующих в обществе.
     
    Первый этап современного политического процесса в России, как уже отмечалось, связан с избранием Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева. В этот период общество находилось уже на стадии предкризисного состояния. В экономической области на протяжении уже многих лет наблюдался кризис потребительского рынка, когда во многих городах бывшего СССР на протяжении предшествующих 10–15 лет постепенно один за другим исчезали с прилавков магазинов предметы первой необходимости, в том числе и продовольственные товары. К тому времени нарастал бюджетный дефицит, связанный с усиливающимся с каждым годом разрывом между расходной и доходной частями бюджета. Выпуск в обращение все большего количества бумажных денег отставал от роста производства и производительности труда. Этот бюджетный дефицит особенно усилился в связи с резким снижением цен на нефть на мировом рынке в первой половине 80-х годов; между тем именно высокие цены на нефть в предшествующее десятилетие еще как-то позволяли удерживать советскую экономику на плаву. На экономической ситуации также негативно отразилась гонка вооружений, обусловленная вновь обострившейся на мировой арене с конца 70-х годов политикой холодной войны. Здесь одним из катализаторов предкризисного состояния явилась также длившаяся с 1979 г. война в Афганистане, которая принесла стране немалые политические и экономические издержки. Предкризисное состояние советского общества, которое становилось все более очевидным, способствовало вызреванию недовольства правящим режимом, как среди различных слоев населения, так и для значительной части партийно-государственной номенклатуры, осознающей необходимость существенных перемен. Что касается отношении последней, то к 1985 г. в СССР сложилась ситуация, при которой большинство элит и контрэлит – правящих, оппозиционных, диссидентских – ощущало невозможность сохранения сложившихся порядков. В этом были едины и реформаторы, мечтавшие об укоренении в стране принципов демократии и рынка, и модернизаторы, убежденные, что все проблемы разрешит техническая реконструкция, и «ревизионисты», надеявшиеся на переход к демократическому социализму, и «ортодоксы», верившие в государственный социализм и желавшие восстановить слегка
     
    - 4 -
     
    облагороженный сталинизм, очистив его от хрущевско-брежневских напластований».
    На первом этапе замысел начавшихся в стране реформ, впервые изложенный М.С. Горбачевым на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, связывался с концепцией ускорения социально-экономического развития на базе научно-технического прогресса. Показательно, что идеологическим стержнем первого этапа реформ являлась своего рода «презумпция невиновности» социализма. Все неудачи в экономической политике предыдущего периода связывались с неправильной хозяйственно-организаторской деятельностью. Ключевыми понятиями в политическом лексиконе тех лет, ставшими одновременно и политическими лозунгами, призванными мобилизовать население, были перестройка, гласность и ускорение (последний через два года незаметно исчез из официального политического языка). Гласность в тот период означала выявление всех недостатков, препятствующих социалистическому развитию, а перестройка – структурные реформы в экономической и социальной сферах, способствующих укреплению советского строя и выходу советской экономики на мировой уровень. В плане гласности показателен сформулированный в тот период М.С. Горбачевым принцип, согласно которому не должно быть ни одной зоны, свободной от критики, который впоследствии сыграл злую шутку с наиболее реакционной и консервативной частью руководства КПСС.
    Наряду с этим начинается и постепенное обновление политической элиты. В течение 1985–1986 гг. были смещены с руководящих постов такие политические противники Горбачева из числа наиболее одиозных консервативных лидеров КПСС, как В.В. Гришин, Г.В. Романов, Д.А. Кунаев и другие. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК КПСС брежневского набора.
    Тем не менее, на начальном этапе политического процесса в бывшем СССР, связанным с декларированием нового экономического курса и определенными изменениями в составе политической элиты, еще сохранялись и прежняя политическая система, и советский политический режим со всеми его атрибутами.
    Однако новый экономический курс, провозглашенный как политика ускорения, не оправдал первоначальных ожиданий как правящего класса, так и широких слоев населения. Тогдашнее реформистски-ориентированное меньшинство в руководстве КПСС во главе с М.С. Горбачевым вынуждено было пересмотреть альтернативу стратегии ускорения и искать новые пути
     
     
    - 5 -
     
    обновления общества, связанные с переходом к рыночной экономике и, что было гораздо важнее, реформированием политической системы. Этому был посвящен январский (1987 г.) пленум ЦК КПСС, посвященный вопросам совершенствования кадровой политики, демократизации (хотя речь в то время еще шла о совершенствовании «социалистической» демократии) и гласности. На данном этапе политика перестройки затрагивала уже непосредственно сферу властных отношений.
    Но это, в свою очередь, означало для Горбачева угрозу разрыва со значительной частью политической элиты. Поэтому тогдашние лидеры перестройки вынуждены были искать опору уже в других социальных группах. Реформы "сверху" стали перерастать в революцию "сверху". Этот процесс характеризовался вовлечением все более широких слоев населения в политику, обострением конфликта между различными слоями позднесоветской элиты, коренной сменой идеологических ориентиров». В документах КПСС и выступлениях М.С. Горбачева все чаще звучали призывы «поддержать перестройку снизу» и «преодолеть механизм торможения». Последний связывался как с наиболее одиозными сторонами советской политической системы, так и с консервативной частью советской номенклатуры.
    В социально-политическом и идеологическом плане для данного периода характерны ослабление цензуры, публикация большого количества художественных произведений и демонстрация кинофильмов, ранее запрещенных к публикации или кинопрокату, развернувшаяся в публицистике критика отрицательных черт советского общества и начало пересмотра многих идеологических стереотипов. Одной из важных черт второго этапа перестройки стало появление так называемых «неформальных» организаций и объединений, что явилось показателем постепенного роста массовой политической активности и стало предпосылкой формирования гражданского общества.
    В этот же период на политической арене тогдашнего СССР возникает «феномен Ельцина» в связи с его критическим выступлением на Пленуме ЦК в ноябре 1987 г. по поводу хода перестройки и сохранения консервативных тенденций, связанных с механизмом торможения. Это беспрецедентное выступление одного из партийных лидеров против консервативного большинства руководства КПСС, которое сопровождалось снятием Ельцина со всех руководящих партийных постов, вызвало по отношению к нему сочувствие со стороны широких слоев населения и впоследствии предопределило его роль как будущего политического лидера.
     
     
    - 6 -
     
    Важной вехой в рамках рассматриваемого этапа явилась XIX партийная конференция КПСС, которая создала решающие предпосылки для многих последующих изменений политической системы и политического режима. Будучи официально внутрипартийным мероприятием, оно впервые носило публичный характер, так как заседания конференции впервые транслировались по телевидению.
    Таким образом, на втором этапе еще сохраняется прежняя политическая система при начавшейся либерализации политического режима.
    Исторической вехой, знаменующей начало нового этапа в политическом процессе России, явился I съезд народных депутатов. Ему предшествовали первые после 1918 г. альтернативные выборы, когда в электоральный процесс был включен механизм политической конкуренции, хотя и в усеченном виде (если учесть, что одна треть депутатов была избрана от общественных организаций в большинстве случаев на безальтернативной основе) и во многих местах под контролем партийно-государственной номенклатуры. Тем не менее, подготовка к выборам и их проведение способствовали консолидации многих оппозиционно настроенных демократических сил. В ряде регионов первые лица из числа секретарей обкомов и горкомов КПСС потерпели на выборах сокрушительное поражение. Напротив, народными депутатами были избраны многие демократически ориентированные представители интеллигенции (Ю.Н. Афанасьев, Г.Х. Попов, А.Д. Сахаров, А.А. Собчак, Ю.Д. Черниченко и др.). Тогда же продолжил свое развитие и феномен Б.Н. Ельцина, но уже как формирующегося политического лидера.
    В ходе дебатов, развернувшихся на самом съезде, которые к тому же напрямую транслировались по всей стране электронными СМИ и приковали к себе внимание значительной части населения (что в то время также было беспрецедентным для политической истории России), окончательно обозначился водораздел между охранительно-консервативной тенденцией, представленной большей частью партийного руководства и сформировавшейся к тому времени демократически ориентированной контрэлитой. Последняя конституировалась в Межрегиональную депутатскую группу, сопредседателями которой стали Ю.Н. Афанасьев, Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов и А.Д. Сахаров. Промежуточную, центристскую позицию по отношению к двум направлениям занял М.С. Горбачев Впоследствии именно эта политика лавирования Генерального секретаря ЦК КПСС стала основной линией в его политическом поведении, что в конечном итоге сыграло роковую роль в его политической судьбе.
     
     
    - 7 -
     
    Уже на первом съезде в выступлениях многих членов МДГ звучали призывы к более решительным мерам по переходу к рыночной экономике, обновлению политической системы, пересмотру всей прежней национальной политики советского государства, ликвидации всевластия КПСС, передаче всей власти Съезду народных депутатов и Советам на местах. В ряде выступлений более решительно звучали призывы перехода к многопартийной системе, что было определенным прогрессом, если учесть, что еще за год до этого на XIX партконференции само упоминание о многопартийности рассматривалось как политическая крамола. Важное место на Съезде заняло разоблачение коррупции в высших эшелонах государственной власти (знаменитое «дело следователей»).
     
    Историческое значение I съезда народных депутатов СССР состоит в следующем:
     
    – съезд стал начальным этапом в формировании советского и будущего российского парламентаризма;
     
    – легитимизация и легализация политической оппозиции;
     
    – легитимизация и легализация политических фракций в представительных органах власти:
     
    – легитимизация и легализация политических конфликтов;
     
    – возникновение с одной стороны – института альтернативных выборов, а с другой – начало становления на базе неформальных организаций массовых общественных движений в свою очередь обусловили появление новых источников рекрутирования политической элиты.
     
    I съезд народных депутатов, как и последующие съезды народных депутатов СССР и РСФСР, стали в свою очередь факторами роста массовой политической активности населения с установками на слом старых тоталитарных структур. Именно в тот период в политический лексикон даже вошло такое понятие, как «митинговая демократия», которая на том этапе стала частью политического процесса СССР и России.
    Последующие события, наряду с ростом политической инициативы снизу и политической самодеятельности рядовых граждан, были также связаны с постепенным изменением институционального дизайна общества. Последнее проявилось в следующем:
     
     
    - 8 -
     
    – проведение в марте – апреле 1990 г. альтернативных выборов народных депутатов РСФСР, на которых относительного успеха добились кандидаты от объединения «Демократическая Россия» (впоследствии оформившегося в массовое, хотя и аморфное, политическое движение);
     
    – отмена в 1990 г. шестой статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС;
     
    – введение в 1991 г. в результате Всероссийского референдума поста президента России и избрание в июне того же года на этот пост Б.Н. Ельцина.
     
    Весь рассматриваемый этап политического процесса отличался радикализацией общественных настроений на фоне углубляющегося экономического кризиса. При этом если на предыдущем этапе радикализм связывался с требованиями революционного и демократического обновления социализма, преодоления наследия сталинизма и брежневского застоя, то на протяжении 1990–1991 гг. преобладающими уже были либеральные антикоммунистические лозунги и установки.
    В этот же период, как среди политической элиты, так и на массовом уровне предпринимаются шаги по консолидации консервативно-ориентированных охранительных сил. Так, в противовес формирующемуся движению «Демократическая Россия», под эгидой партийных органов был создан «Объединенный фронт трудящихся». На съезде народных депутатов в противовес МДГ была создана фракция «Союз». Определенной частью политического руководства предпринимались попытки (зачастую неудачные) организовать политические демарши против Горбачева на съездах народных депутатов. Попытки осуществить фактически военные перевороты в Литве и Латвии в январе 1991 г. уже тогда многими рассматривались как прелюдия готовящегося переворота во всесоюзном масштабе.
    На этом фоне события 19–21 августа 1991 г., вошедшие в историю как ГКЧП, были последней попыткой антиреформаторской и реваншистской части правящего класса прервать ход набиравшей темпы антикоммунистической революции. После поражения ГКЧП последовал роспуск КПСС и ее подразделений на территории России. Беловежское соглашение, легализовавшее роспуск СССР (распад которого протекал на протяжении предшествующих лет), стало как бы завершающим аккордом всей политики перестройки.
     
     
    - 9 -
     
    Горбачевскую перестройку можно охарактеризовать как попытку демократической модернизации СССР. Однако историческая практика показала несовместимость советской административно-командной системы с такими явлениями, как свобода слова и свобода печати, демократическая конкуренция, парламентаризм (даже в его начальной фазе) и т. д. Все это объективно обусловило не только крах так называемого социализма, но и распад СССР. Здесь немалую роль сыграли также и субъективные причины: неспособность тогдашнего руководства (и прежде всего Горбачева) адекватно среагировать на вызовы времени. Это особенно проявилось в национальной политике (например в реакции центральной власти на нагорно-карабахский конфликт).
    Неизбежность начавшихся в 1992 г. либеральных реформ, прошедших крайне болезненно для большинства населения, была обусловлена теми конкретными экономическими условиями, в которых оказалась к концу 1991 г. российская экономика. Почти полный развал потребительского рынка, громадный внешний долг, почти исчерпанный к тому времени золотой запас и т. д. – все это было результатом предшествующего длительного кризиса планово-административной системы хозяйства и фактического бездействия предыдущей власти (до августа 1991 г.). Поэтому в той социально-экономической ситуации выбор оставался не между хорошим и плохим вариантом, а меду плохим и очень плохим.
    В социально-политическом плане уязвимым моментом для президентской власти явилось отсутствие соответствующего конституционного пространства. Продолжавшая функционировать в тот период Конституция РСФСР 1978 г., хотя и «подлатанная» многочисленными дополнениями, уже не отвечала потребностям новой исторической обстановки. Она не определяла механизм разделения властей, законодательно не ограничивала Верховный Совет и Съезд народных депутатов РФ, не определяла четко полномочия первого всенародно избранного президента России. К тому же все депутаты Съезда и Верховного Совета были избраны в 1990 г. еще до отмены 6-й статьи конституций СССР и РСФСР, закреплявшей руководящую роль коммунистической партии. Естественно, что прежняя Конституция уже не соответствовала послеавгустовским реалиям и не отвечала задачам постсоветского общества, став фактором, препятствующим дальнейшему процессу демократизации. В этом конституционном пространстве власть первого всенародно избранного президента России не обрела адекватного институционального оформления.
    Законодательная власть в лице Верховного Совета и Съезда народных депутатов, в которой сторонники либеральных рыночных реформ находились в явном меньшинстве, постепенно отодвигала на задворки власть
     
     
    - 10 -
     
    исполнительную. При этом депутаты, провозгласив себя высшим органом государственной власти и монополизировав право на любые изменения Конституции по-своему усмотрению, фактически не несли никакой ответственности за экономическое и политическое положение в стране. В этих условиях единственным выходом из сложившегося тупика было бы вынесение вопроса о будущем конституционном устройстве России на суд избирателей, т.е. на референдум, чему активно противодействовали Верховный Совет и Съезд, поддерживаемые непримиримой оппозицией.
    Однако под давлением как президента, так и поддержавшей его демократической общественности, депутаты вынуждены были согласиться на референдум, назначенный на 25 апреля 1993 г. Тем не менее вопросы, вынесенные на референдум, касались не будущего конституционного устройства России: из четырех вопросов три непосредственно были направлены против президента. Однако вопреки ожиданиям депутатов и представителей антиельцинской оппозиции референдум принес успех Ельцину и поддерживавшим его демократическим силам, упрочив легитимность первого президента России.
    Но и после референдума конфронтация между законодательной и исполнительной властью, которая зачастую переходила в открытую психологическую войну, продолжалась. Она неизбежно вела к парализации функционирования как обеих ветвей власти, так и государства в целом.
    В этих условиях президент Ельцин 21 сентября 1993 г. обнародовал Указ № 1400 о досрочном роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, а также о проведении 12 декабря 1993 г. парламентских выборов и референдума по новой Конституции. С одной стороны, с точки зрения буквы закона данный указ вступал в противоречие с действовавшими в то время конституционными и правовыми нормами. Вместе с тем именно в результате упорного нежелания противоположной стороны демократического реформирования политической системы президент вынужден был своим указом разрубить гордиев узел конституционного тупика.
    Почти двухнедельное противостояние между двумя ветвями власти, каждая из которых опиралась на массовую поддержку определенных сил общества, в конечном счете привело к вооруженной конфронтации и насильственным действиям. С целью насильственного подавления вооруженного путча и предотвращения столкновений уже между гражданским населением, вынуждена была перейти к решительным действиям, прибегнув к помощи армии, что и обусловило победу президентской стороны.
     
     
    - 11 -
     
    Исторический смысл трагических событий октября 1993 г. заключался в крушении системы Советов и Советской власти, которая, после ухода с политической арены в 1991 г. КПСС, на протяжении почти двух лет оставалась последним осколком тоталитарного режима и главным препятствием на пути прогрессивных экономических и политических преобразований.
    Благодаря событиям сентября – октября 1993 г., 12 декабря наряду с первыми парламентскими выборами на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ, которая, будучи несвободной от недостатков, тем не менее соответствует нормам правового государства, гарантируя реальные права и свободы личности (в соответствии с нормами Всемирной Декларации прав человека), определяет механизм разделения властей, конституционные нормы разрешения возможных конфликтов между ветвями власти, а также нормы политического поведения и единые правила демократической «политической игры» для всех сил, в том числе и для оппозиции. Именно принятие Конституции 1993 г. связано со становлением нового политического режима России, которое одновременно ознаменовало начало процесса консолидации демократии в России. Другое дело, что впоследствии, в силу целого ряда факторов этот процесс принял медленный, противоречивый и зачастую застойный характер.
    До настоящего времени продолжается сосуществование элементов хрупкой демократии и сильных авторитарных тенденций. С одной стороны официально сохраняются демократические конституционные нормы, продолжает функционировать механизм альтернативных выборов на многопартийной основе (хотя нередко и здесь он носит чисто формальный характер), о чем свидетельствуют прошедшие за десять лет три электоральных цикла.
    Президентские выборы 2000 и 2004 гг. и парламентские выборы 2003 г. свидетельствуют об ослаблении механизма политической конкуренции. А это, в свою очередь, снижает момент неопределенности как один из показателей степени консолидации демократии. По итогам выборов в Государственную думу IV созыва можно также сделать вывод о консолидации центристских сил вокруг ныне действующего президента. Однако программные установки современного российского центризма состоят из синтеза идей умеренного популизма, умеренного либерализма, умеренного державничества и т. д. А это, в свою очередь, обусловливает пестроту и неоднородность пропрезидентской партии «Единая Россия», претендующую ныне на роль правящей (при кажущемся моноцентризме и чисто внешней гомогенности нынешней власти).
     
     
    - 12 -
     
    Поражение на последних парламентских выборах либеральных партий еще вовсе не означает крах российского либерализма. Те пока еще скромные результаты по демократизации общества, достигнутые за последние почти полтора десятилетия (право на свободный въезд и выезд, право на альтернативную информацию, право на свободу самовыражения и т. д., ставшие уже неотъемлемой потребностью у наиболее активной, образованной и динамичной части общества), в определенной степени закладывают механизм необратимости этих изменений.
    К сожалению, в вопросе о сохранении и упрочении демократических тенденций пока еще многое упирается в личностный фактор, т.е. в субъективную волю самого президента. Как известно, среди отдельных представителей авторитарно бюрократической элиты существует немалый соблазн, используя резкое ослабление как левой, так и праволиберальной оппозиции, внести изменения в Конституцию РФ, в частности о третьем президентском сроке. А это, бесспорно, будет означать переход к реальному суперпрезидентству и победу авторитарно-бюрократической тенденции. За последнее время президент В.В. Путин неоднократно заявлял, что никаких изменений в Конституции не будет, что внушает определенную надежду. Естественно, даже сохранение положений ныне действующий Конституции не исключает того, что и в 2008 г. механизм передачи власти будет проконтролирован сверху при формальном соблюдении всех демократических процедур, как это уже было в 1999–2000 гг. Тем не менее даже ныне существующий демократический конституционный фасад является определенным противовесом авторитарным тенденциям.
     
     
    За исключением небольших дополнений и изменений, в основе главы I лежат материалы статьи Мадатова А.С. «Проблемы периодизации современного политического процесса в России после 1985 года».
     
     
    - 13 -
     
    Глава II. Форма правления РФ.
     
    Форма правления представляет собой способ организации верховной власти в стране, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.
    Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.
    При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для позднего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).
    При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами. К ограниченным относятся сословно представительная монархия и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.
    Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства. В развитых государствах взаимоотношения между высшими органами государственной власти строятся на принципе разделения властей, они имеют связь перед избирателями и ответственны перед ними.
    Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.
     
    - 14 -
     
    В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Она возникала в тех средневековых городах, которые имели право на самоуправление (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т. д.). Купеческие города – республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и т. д.).
    Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.
    В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правительство несет ответственность перед парламентом за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).
    Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего все функции главы государства и главы правительства выполняет президент.
    Существуют смешанные «полупрезидентские» республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
    Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы.  
     
     
     
     
    - 15 -
     
    Статья 1 российской Конституции гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
    Президент РФ провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство. Вместе с тем, Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства, принимает решения о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства.
    Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами, определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.
    Кроме того, президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства.
    Президент может быть отрешен от должности Советом федерации на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
     
     
    - 16 -
     
    Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", принятый 17 декабря 1997 года, закрепил на основе Конституции новое положение Правительства РФ в системе органов государственной власти России как высшего органа, осуществляющего исполнительную власть и возглавляющего единую систему исполнительной власти в Российской Федерации
    Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также характер ответственности правительства перед парламентом. С Государственной думой согласовывается назначение председателя правительства; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии.
    Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Правительство представляет Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, информирует Думу о ходе исполнения федерального бюджета, предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета. В соответствии с Конституцией и ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство дает письменные заключения на законопроекты, требующие финансирования из федерального бюджета, о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие проекты.
    Правительство как высший государственный орган, осуществляющий исполнительную власть, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. При этом в законах зачастую не только определяется компетенция правительства в соответствующей сфере, но и содержатся поручения по реализации законов. Деятельность федерального Правительства оценивается и при рассмотрении палатами Федерального собрания практики выполнения конкретных законов.
    Как субъект законодательной инициативы правительство обеспечивает подготовку, и внесение в Государственную думу значительной части законопроектов. Правительство может направлять в палаты Федерального собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах. Взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания обеспечивается полномочными представителями правительства в соответствующих палатах, назначаемыми
     
     
    - 17 -
     
    на должность правительством, и статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти. Председатель правительства или его заместитель дают в устной или письменной форме ответы на парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета федерации и депутатов Государственной думы.
    Правительство взаимодействует с органами судебной власти, обеспечивает в пределах своих полномочий возможность независимого осуществления правосудия, исполнение судебных решений, участвует в проведении судебной реформы.
    В случае признания судами актов правительства или их отдельных положений не соответствующими Конституции, федеральным законам и указам президента правительство принимает решения о приведении указанных актов в соответствие с федеральным законодательством. Конституция предоставляет право правительству обращаться в Конституционный суд с запросами о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов федеральных органов государственной власти, конституций республик, уставов, а также нормативных актов субъектов Федерации, некоторых других правовых актов, определенных Конституцией, с запросами о толковании Конституции, а также в связи с разрешением споров о компетенции.
     Конституция определяет Федеральное собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных договоров. Федеральное собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции. В случаях их противоречия федеральной Конституции они по решению Конституционного суда утрачивают юридическую силу. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам.
    Суды олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти.  Правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
     
     
    - 18 -
     
    Глава III. Форма государственного устройства.
     
    Под формой государственного устройства понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.
    Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно- территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно – территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центру, либо в двойном подчинении – центру и местным представительным органам. Большинство всех существующих ныне государств – унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство.
    Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и др.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на принципах децентрализации. В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения).
    Способы разграничения компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции
     
     
    - 19 -
     
    устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и других государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу совместной компетенции федерации и ее субъектов. В литературе нередко отмечается, что федерация Бывшего Советского Союза носила искусственный характер, что фактически СССР был унитарным государством. Некоторые основания для таких утверждений есть: в Союзе, особенно в период расцвета тоталитаризма, степень централизации государственной власти была очень высока. Тем не менее СССР обладал всеми признаками союзного (федеративного) государства.
    Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации, и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом, его имеют только члены конфедерации.
    Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо образуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства – США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.
    В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. примером этому является европейское экономическое сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него – и к федеративному всеевропейскому государству.
     
    Федеративное устройство России закреплено в Конституции 1993 года. Оно основывается на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, равноправия и самоопределения народов.
    Конституция России закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Федерации. В состав Российской Федерации входит 89 субъектов, в том числе: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Исторически они появлялись и видоизменялись в разное время как внутренние образования РСФСР (за исключением Тувы), что получало отражение в Конституциях РСФСР 1937 и 1978 гг., а в последующем было
    - 20 -
     
    оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации).
    Отношения центра и субъектов Федерации в России поставлены на правовую основу. Конституцией разграничены предметы ведения и полномочия каждого субъекта Федерации: определено, какие вопросы решают только центральные органы правления (внешняя политика, оборона, федеральные энергетические системы, транспорт, связь и др.), какие относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов (природопользование, образование, культура, здравоохранение и т.п.).
    Регламентация прочих вопросов составляет область исключительного ведения субъектов Федерации. По этим вопросам региональные органы правления обладают всей полнотой государственной власти. При принятии федерального закона по вопросам, не входящим в компетенцию центральных органов правления, действуют нормативно-правовые акты субъекта Федерации.
    В Конституции заложен принцип сохранения целостности государства, который, однако, может сочетаться с правом наций на самоопределение в Российской Федерации. Подчеркивается, что право одной нации на самоопределение всегда ограничено правом другой нации, а право отдельной нации на самоопределение ограничено правом всего многонационального народа на сохранение целостного государства. Наряду с национальным, правовым и экономическим регулированием отношений между субъектами и центром в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения центральные органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему государственной и исполнительной власти в стране.
    Таким образом, конституционные основы российского федерализма создают предпосылки для совершенствования управления огромной страной, упрочения государственности, территориальной и социальной целостности, развития демократии посредством соблюдения прав и законных интересов различных национальностей, обеспечения необходимого баланса экономических, политических, этнических и социальных сторон общественной жизни.
     
    Специфика российского федерализма определяется социокультурными особенностями страны, историческим опытом взаимоотношений центра и регионов. Для российского федерализма характерно соединение национально-государственного и административно-территориального принципов построения системы правления. Это связано с многонациональным составом населения страны, в которой проживает 160 этносов различной численности. Однако в отличие от других государств, в
    - 21 -
     
    России сложилась асимметричная форма федерализма: республики (государства) обладают большим объемом прав, чем края, области, города и округа (территории) в их взаимоотношениях с центром.
    Под воздействием процесса суверенизации регионов авторы Конституции России заложили в ней два классических положения: запрет на односторонний выход субъекта Федерации из союзного государства и запрет на одностороннее изменение статуса субъекта Федерации.
    Уровень самостоятельности субъектов Российской Федерации фактически определяется не их конституционным статусом, а кругом полномочий и предметов ведения. Посредством механизма распределения полномочий устанавливается степень и форма децентрализации, учитывающие специфику того или иного региона. Отсюда отличительная особенность российского федерализма - взаимное делегирование полномочий. Смысл его состоит в том, что субъект Федерации передает свои полномочия центру и наоборот. Благодаря этому Федерация создается как бы снизу на основе договорных отношений. Поэтому российскую модель федерализма можно назвать конституционно-договорной.
    Для российского федерализма характерно соединение национально-государственных и территориальных принципов формирования федеративного государства. При таком подходе учитывается, что на протяжении веков Россия была и остается полиэтническим государством, взаимодействием и даже союзом более сотни народов. Согласно переписи населения 2002 года в России проживают представители 160 национальностей.
    На формирование современного российского федерализма не могла не сказаться угроза распада России, особенно реальная в 1991-1992 гг. Российская Федерация была создана на тех же принципах, что и Союз ССР. Причины, приведшие к распаду СССР, сказались на нарастании центробежных, сепаратистских тенденций внутри России. В их основе лежало стремление самостоятельно распоряжаться своим экономическим богатством, природными ресурсами, плодами своего труда, получить большую свободу, уменьшить зависимость от центра.
    Вслед за всеми автономными республиками, осенью 1991 г. провозгласившими себя суверенными государства­ми, заявили о повышении своего статуса - о преобразовании в республики - большинство автономных областей. Края и области также начинали открытую борьбу за расширение своих прав и полномочий, за равноправие с республиками.
    Первым серьезным шагом на пути сохранения един­ства России стал Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года. в Кремле большинством субъектов Российской Федерации. Он включил в себя три близких по содержанию договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации всех трех типов (суверенных республик в составе Российской
    - 22 -
     
    Федерации; краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; автономных областей и автономных округов). Договор носил компромиссный характер и явился результатом большой подготовительной работы, начавшейся еще в 1990 г. Тем не менее, Федеральный договор закрепил неравноправное положение краев и областей по сравнению с республиками и не смог полностью нейтрализовать дезинтеграционные процессы в Российской Федерации.
     
     
    - 23 –
     
    Глава IV. Политический режим.
     
    Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
    Политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве устанавливается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.
    В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.
    При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах жизни общества.
    Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищены, в обществе царят произвол и беззаконие.
     
    Современный российский политический режим стал формироваться после президентских выборов 2000 г. В условиях, когда общество оказалось социально и идеологически расколотым, в качестве основы государственной политики В.Путиным был избран принцип «социального контракта» - консолидации государства, бизнеса и общества, который позволял ему, с одной стороны, не отказываться от социальных обязательств перед гражданами, с другой стороны, - от постулатов либеральной идеологии.
    Как прагматичный политик, В.Путин демонстрирует готовность к диалогу с представителями всех политических сил, включая оппозиционные.
     
     
    - 24 -
     
    Подтверждая приверженность демократической направленности преобразований, В.Путин в то же самое время демонстрировал решительность при нейтрализации влияния на власть тех олигархов, которые финансировали и контролировали СМИ, развязавшие против президента пиар-кампанию. Эти события породили беспокойство по поводу положения независимых средств массовой информации в России.
    Экономическая программа В.Путина – сделать Россию совместимой с мировым хозяйством, создать общепринятую в мире экономическую среду, обеспечив при этом приток необходимых внутренних и внешних инвестиций.
    В ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Президент России акцентирует внимание на создании условий для высокого уровня жизни в стране, «жизни безопасной, свободной и комфортной», которая возможна только при зрелой демократии и развитом гражданском обществе. Стремление соответствовать «гуманистическим ценностям, широким возможностям личного и коллективного успеха, выстраданным стандартам цивилизации» является, с точки зрения президента, приоритетной задачей России, как страны европейской цивилизации.
    Однако, ряд политологов отмечают несоответствие между официально заявляемыми целями политических преобразований и реальной политической практикой. Некоторыми политологами стал использоваться  термин «управляемая демократия» для характеристики современного политического режима. Данный термин - это косвенный индикатор происходящего. Между тем, существуют и прямые признаки отхода нынешней политической системы России от базовых принципов конкурентной политики. Так, практически консенсусно российским политологическим сообществом признаются в качестве таковых следующие признаки:
     
    - резкое ослабление политического влияния региональных элит и большого бизнеса;
     
    - установление прямого или косвенного государственного контроля над главными телеканалами страны;
     
    - постоянно нарастающее по масштабам использование «административного ресурса» на выборах регионального и федерального уровней;
     
    - фактическая ликвидация системы разделения властей;
     
    - формирование непубличного стиля политического поведения.
     
     
    - 25 -
     
    Важной вехой в формировании современного политического режима стали парламентские выборы 2003 г.. Получив конституционное большинство в Государственной Думе, политическая партия «Единая Россия», заявившая о полной поддержке политики действующего президента, имеет неограниченные возможности для осуществления политических и экономических реформ, изменения политической системы общества, что и было продемонстрировано в конце 2004 г. путем принятия федерального закона, изменяющего порядок избрания глав исполнительной власти субъектов федерации. Увеличение проходного барьера для политических партий с пяти до семи процентов также трудно назвать демократической мерой. Своеобразие политического режима действующего президента позволило ряду исследователей охарактеризовать его «путинским».
    Устойчивость и стабильность режима во многом зависят от эффективности государственного управления. Инициируя проведение административной реформы, правящий режим пытается сформировать системные очертания механизма принятия решений за счет изменения характера и стиля деятельности административных структур. Однако, особую настороженность вызывает тот факт, что большинство действий режима нацелено на усечение прав населения, резкое повышение контроля над его политической активностью и, тем самым, на вытеснение с политического рынка всех сколько-нибудь значимых форм политического протеста.
    Стремление режима управлять политическими контактами с бизнесом, солировать на партийном и медийном рынках, контролировать гражданские структуры и т.д. свидетельствует о том, что он пытается подменить собственной активностью активность всех своих политических партнеров. В результате вполне естественный процесс политизации государственного управления трансформируется в процесс управления политикой с сопутствующим ему перехватом представительских функций у населения и бизнеса, пренебрежением мнений гражданских контрагентов и торможением политической активности общества.
    Поскольку складывающаяся на наших глазах система управления несовместима с демократической формой организации политической власти, и в обществе, и в системе управления возникают и углубляются разнообразные разломы и противоречия, создаются узлы напряжения. В итоге режим «управляемой демократии» начинает трансформироваться в чисто «административный», что чревато тяжелыми последствиями для самой власти.
    В предвыборной борьбе 2003 г. именно на борьбе с бюрократией акцентировали внимание правые, но народ им не поверил – с российской бюрократией пока еще никто не смог справиться. Поэтому граждане России проголосовали за тех самых административных работников, которые и
    - 26 -
     
    должны в соответствии со своими обязанностями обеспечить ускоренное продвижение реформ. Именно эту партию поддерживает президент, а с именем президента народ связывает наступившую стабильность и улучшение жизни. Именно он сможет справиться с бюрократией, заставит двигаться заржавевший механизм государственного управления, сможет перераспределить богатства страны в пользу народа, а не отдельных олигархов. И народ прав, потому что в соответствии с Конституцией России именно президент обладает наибольшим объемом властных полномочий, достаточным для приведения в порядок государственного хозяйства.
    В противовес пессимистичным прогнозам ряда политологов в отношении демократического развития страны президентская команда, напротив, заявляет о возвращении реального смысла слова «демократия» всем демократическим институтам, которое стало возможным благодаря проводимой политике. Суть таких заявлений заключается в том, что деятельность президента пользуется поддержкой большинства населения, то есть реализуется главный принцип демократического общества. Высокий рейтинг президента свидетельствует о такой поддержке и о доверии к его политике со стороны граждан.

     
    - 27 -
     
    Заключение.
     
    В заключении я бы хотел рассмотреть перспективы развития российского государства. Я не буду затрагивать варианты возможной эволюции формы правления и политического режима в стране, т. к. я уже рассмотрел это в соответствующих главах. Но мне хотелось бы затронуть тему федеративного устройства РФ.
     
    По словам И.В. Сталина, федерация — это только промежуточная стадия, переход от рыхлого к единому целому, или от единого — к рыхлому. В годы гражданской войны, большевикам потребовалось привлечь на свою сторону нерусские народы бывшей Российской Империи. В итоге был сформулирован тезис о праве каждой нации на самоопределение. По окончании войны, ситуация была слишком шаткой, чтобы «забрать свое обещание обратно», и сделать СССР унитарным государством.
    Согласно ст. 4 конституции СССР 1924 г., каждая союзная республика имела право выхода из состава Союза. На мой взгляд, один этот факт приравнивает СССР даже не к федерации, а к конфедерации. Возникает вопрос – как такое, казалось бы, неустойчивое государственное образование смогло просуществовать 70 лет? И здесь следует отметить одну особенность Советского Союза: систему государственной власти СССР нельзя рассматривать отдельно от коммунистической партии (ВКПб, КПСС в различные периоды времени), сросшейся с государственным бюрократическим аппаратом. В стране создалась ситуация, когда каждый высокопоставленный чиновник имел как бы двойное подчинение: непосредственно по линии своего ведомства, и по линии партии. То есть, если бы лидер, к примеру, Украинской ССР в середине XX века вздумал выйти из состава Союза (на что он имел формальное право), то его действия немедленно были бы пресечены из Москвы приказом Первого Секретаря КПСС. И лидер УССР ничего не смог бы на это возразить, так как он сам был коммунистом и обязан был подчиняться приказам своего партийного начальства. Разумеется, о добровольном выходе из КПСС не могло быть и речи, т. к. это расценили бы, скорее всего, как измену родине. Таким образом, коммунистическая партия была «несущей конструкцией» советского государства. СССР, формально построенный на конфедеративных принципах, фактически был унитарным государством. Неудивительно, что в ходе принятия последующих советских конституций (1936 г., 1977 г.), право выхода из состава Союза так и не было отменено – никому и в голову не могло прийти, что владычеству КПСС когда-нибудь придет конец.
    Ошибкой М.С. Горбачева было то, что он развалил КПСС, не внеся изменений в конституцию и не превратив СССР в унитарное государство. Местные региональные элиты незамедлительно воспользовались
    - 28 -
     
    ослаблением центральной власти, поскольку независимость всегда выгодна правящей прослойке; в тоже время политическая раздробленность «бьет» прежде всего по простому народу (не случайно на проведенном референдуме подавляющее большинство граждан СССР высказалось за сохранение Союза). Начавшийся процесс уже не поддавался контролю, и в тот момент, когда СССР «трещал по швам», по РСФСР прокатился «парад суверенитетов». Не только Советский Союз, но и Россия уже стояла на грани краха, и нужно отдать должное президенту Б.Н. Ельцину – он приложил все усилия для того, чтобы исправить ситуацию, и его усилия не пропали даром. 31 марта 1992 года был оформлен Федеративный Договор, фактически спасший Россию от распада.
    Но эти события произошли более 15 лет назад. За прошедшее время многое изменилось: страна получила долгожданную стабильность, спокойствие, во главе государства стоит сильный лидер, способный наконец уничтожить федерацию, созданную под давлением обстоятельств. Лично я не вижу никакого смысла в дальнейшем сохранении федеративного устройства в нашей стране. Государству, бывшему некогда унитарным, федерализм принесет только вред и обострение социальных противоречий. Более того, субъекты РФ созданы не только по территориальному, но и по национальному принципу. Единственными (кроме РФ) федерациями, созданными по национальному признаку были Югославия и Чехословакия – пожалуйста, покажите мне эти страны на карте. Не можете? А вы хотите, чтобы тоже самое случилось и с Россией?
     
     
     
    - 29 -
     
    Список использованной литературы.
     
    1. Конституция Российской Федерации. М., 2003.
     
    2. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. М., 1994.
     
    3. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.
     
    4. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М., 2000.
     
    5. Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. пособие. М., 2006.
     
    6. Теория Государства и Права: учебник для вузов / В.Д. Перевалов, С.С Алексеев. М., 2006.
     
    7. Мадатов А.С. Проблемы периодизации современного политического процесса в России после 1985 года: научная статья, Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006 – № 1 (6)
     
    8. Акаев В.Н. Кому нужен федерализм в России?: научная статья, "Русский дом" №1, 2004.
     
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Форма Российского Государства ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.