Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Игровая деятельность как средство психического развития ребенка и коррекции проблем поведения

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Игровая деятельность как средство психического развития ребенка и коррекции проблем поведения
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    05.08.2010 16:44:52
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Введение. 3
    Реальные и игровые взаимоотношения детей в процессе игры.. 4
    2. Влияние игры на процесс развития ребенка. 7
    3. Игровая терапия детей с различными проблемами поведения. 9
    Заключение. 14
    Список литературы.. 15
       
     
    Введение Игра имеет большое значение в развитии ребенка. В игровой деятельности происходят прежде всего поиск предметов – заместителей изображаемых предметов и символическое изображение предметных действий, демонстрирующих характер отношений между людьми, и т. п. Игровая деятельность тренирует знаковую функцию; она возникает вслед за манипулированием и предметной деятельностью и становится условием, определяющим психическое развития ребенка.
    Игра для ребенка – это также одна их форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отрегулированы различные конфликты и неурядицы. Игровые функции жизненно важны для ребенка. В восприятии ребенка игра очень далека от того легко­мысленного, увеселительного времяпрепровождения, каким ее обычно считают взрослые. Помимо всего прочего, игра предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он может выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить и ассимилировать то, что переживает.
    Игровая деятельность может использоваться не только для развития ребенка, но и как средство коррекции детских проблем поведения в работе детского психолога. Игры, в которые дети играют, полезны во многих отношениях, хотя сами по себе не могут считаться терапией. Игра привлекает ребенка и помогает ребенку и психотерапевту найти адекватные формы поведения. Изначальный страх и сопротивление ребенка зачастую очень быстро исчезают, когда он оказывается лицом к лицу с комна­той, полной игрушек. Но в то же время, игра может быть хорошим диагностическим средством. Это позволяет сделать значимые выводы о его зрелости, интеллекте, воображении, творческих способностях, организованности, реалистичности, стиле, умении сосредоточиваться, способности принимать решения, навы­ках общения и т. д. При этом, конечно, следует избегать скоропалительных заключений.
    Реальные и игровые взаимоотношения детей в процессе игры В игре существует два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые взаимоотношения – это отношения по сюжету и роли. Так, если ребе­нок взял на себя роль Карабаса Барабаса, то он будет в соответствии с сюжетом утрированно злобно относиться к детям, взявшим на себя роли других персонажей сказки А. Толстого «Приключения Буратино или Золотой ключик».
    Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Дети договарива­ются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения.
    В игровой деятельности складываются определенные формы об­щения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициатив­ность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддержи­вать общение. Элементы общения появляются очень рано, когда дети еще не уме­ют строить развернутую сюжетную игру, а играют индивидуально – каждый сам по себе. Обычно в этот период ребенок сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимания на действия другого ребенка. Однако время от времени, пресытившись собствен­ной игрой, малыш начинает посматривать на то, как играет другой ребенок. Интерес к игре сверстника как раз и приводит к попыткам установить определенные отношения. Первые формы взаимоотноше­ний проявляются в стремлении ребенка приблизиться к другому ребенку, играть с ним рядом, в желании уступить часть места, занятого для своей игры, в несмелой улыбке, подаренной другому в момент, когда дети встретятся взглядом. Такие легкие контакты еще не изме­няют самого существа игры – каждый ребенок играет сам по себе, по возможности соблюдая «дисциплину расстояния».
    В период, когда игра заключается лишь в выполнении самых элементарных действий с игрушками (катание машины за веревочку, пересыпание песка из ведерка), взаимодействие ребенка со сверстни­ком носит кратковременный характер. Содержание игры еще не дает оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут ме­няться игрушками, помогать друг другу; один, например, может кинуться помочь другому правильно поставить перевернувшуюся машину, а другой, верно понимая его порыв, доброжелательно при­мет эту услугу.
    С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Глубже проникая в жизнь взрослых людей, ребе­нок обнаруживает, что эта жизнь постоянно протекает в общении и взаимодействии с другими людьми. Стремление вос­произвести в игре взаимоотношения взрослых приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Отсюда возникает необходимость договориться с другими детьми, вместе организовать игру, включающую несколько ролей.
    В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.
    Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, вы­полняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети пере­нимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. Усложне­ние содержания игр ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимо­отношений, к необходимости более четкого согласования действий.
    Реальные взаимоотношения детей могут возникать перед игрой, когда дети только договариваются между собой, но могут протекать в скрытом виде и в ходе самой игры. Они могут совпадать с возможной логикой сюжетных отношений. Например, инициатор игры в самоле­ты и регулировщика, предлагая эту игру, становится регулировщи­ком. В этом случае он и в самой игре по праву роли получает возмож­ность руководить другими детьми. Но реальные взаимоотношения между детьми могут не соответствовать логике сюжетных отношений. Например, инициатор игры берет на себя подчиненную роль (изоб­ражает один из самолетов эскадрильи) и подчиняется ребенку, выпол­няющему роль регулировщика. Игровые взаимоотношения могут быть осложнены реальными, ес­ли инициатор игры берет на себя подчиненную роль, но реально про­должает руководить игрой. Уже при вступлении в игру дети обнаруживают индивидуальные особенности, лидерские качества. Если дети в начале игры не умеют договориться между собой, игра распадается. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки.
     
     
    2. Влияние игры на процесс развития ребенка Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточи­ваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предме­тах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрывае­мых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленно­му сосредоточению и запоминанию. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю но­вое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе дей­ствий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о «реальном» предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умст­венном плане. В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотноше­ний ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свой­ства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого стро­ить свое собственное поведение. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том,, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
    Дошкольник начинает учиться играя – к учению он отно­сится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладева­ет элементарными учебными действиями, появляется желание учиться.
    Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для разви­тия рефлексивного мышления, т. е. способности человека анализировать свои собст­венные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловече­скими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами дру­гих людей.
    Игрушки также играют большую роль как средство психического развития ребенка. Ребенок познает функциональное назначение игрушек, что помогает ему психологически войти в мир постоян­ных вещей. Игрушка - средство воздействия на нравственную сторону лично­сти ребенка. Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки – изображения мишки, зайца, обезьяны, собаки и др. В дальнейшем взрослый предлагает ребенку ту или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, со­переживать игрушке во всех ее кукольных перипетиях, которые ребе­нок сам создает в своем воображении на основе собственного опыта. Играя с куклой или игрушечной зверюшкой, ребенок учится рефлек­сии, эмоциональному отождествлению.
    Кукла или мягкая игрушка- заместитель идеального друга, который все пони­мает и не помнит зла.
     
     
    3. Игровая терапия детей с различными проблемами поведения Игры не только увлекательны и способствуют релаксации, они также помогают терапевту узнать ребенка, подавить возникающее изначальное сопротивление, достичь взаимопонимания и доверия.
    Для большинства детей такие тесты, как «Нарисуй человека» или «Нарисуй дом и  дерево» совсем не сложны для исполнения. В действительности про­цесс оценки растягивается во времени, поскольку ничто никогда не остается прежним. Наблюдая его в процессе исполнения теста можно узнать о ребенке больше, чем интерпретируя результаты в соот­ветствии с руководством по тестированию. То, как ребенок подходит к задаче, говорит о многом. Он может колебаться, несколько раз за­являть о своем неумении рисовать, просить карандаш и линейку – это признаки неуверенности. Рисунки могут носить дезорганизован­ный, даже странный характер и могут быть яркими, творческими, полными юмора. Ребенок может работать стремительными широки­ми мазками, смеясь, напевая, разговаривая при этом, или сидеть спокойно, без движения, еле двигая рукой. Он может рабо­тать очень усердно, точно, осторожно. Или «накалякать» картинку. В его работе может присутствовать множество деталей и цветов или всего лишь тени и очертания. Зрелость манеры рисования не всегда соотносится с возрастом ребенка, То, как он рисует, может указы­вать на то, каков он в жизни, или на то, как он чувствует себя в на­стоящий момент, находясь в кабинете психоаналитика.
    Многие методики для работы с детьми основаны на использовании проекции. Ребенок рисует картинку или рассказывает историю, и на первый взгляд может показаться, что они не имеют никакого отношения к самому ребенку и его жизни. Но известно, что проекцию час­то рассматривают как «защитный механизм». Люди проецируют на других то, что чувствуют сами, когда они не в состоянии оказаться лицом к лицу с тем фактом, что они сами испытывают эти чувства.
    Однако, помимо этого, проекция лежит в основе всех видов художественного и научного творчества. Для психотерапии это очень важное обстоятельство. То, что ребенок выражает через различные образы «в отдалении», может отражать его фантазии, тревоги, страхи, фрустрации, отноше­ния, импульсы, обиды, желания, потребности и чувства. Каждое занятие непредсказуемо, поскольку зависит от детей и ситуации.
    Если ребенок после двух-трех попыток не находит нужной картинки в своей головоломке, можно сделать это за него. Ребенок очарован, теперь он знает, о чем его просят и ему становится проще выполнить эту задачу после того, как ее решил врач. Хороший эффект дает  участие в играх театра марионеток, шарадах, упражнениях по фантазированию и рисованию.
    То, как ребенок приступает к рисованию, часто совпадает с тем, как он поступает в жизни.  Возможно, что так же он экспери­ментирует с большинством вещей, особенно новых для себя. Если ребенок приступает к рисованию с большой тревогой, то не нужно заставлять его рисовать.  Можно поговорить о его тревоге по поводу рисования или обратиться к чему-нибудь менее угрожаю­щему. Можно предложить ему грифельную доску или «волшебную» доску с пластиковым покрытием, приподняв которое можно стереть все, что на ней нарисовано. Такие способы ценны для детей, кото­рые обеспокоены тем, что их рисунки сохранятся; они чувствуют себя увереннее, зная, что их рисунки можно быстро уничтожить.
    Помимо обнаруживающегося в процессе терапии сопротивления ребенка, вы можете обнаружить сопротивление уже в процессе первых встреч. Преодоление такого сопротивления – процесс очень тонкий, его трудно описать словами. Он требует участия вашей интуиции, к которой вы должны прислушиваться и на которую ориентироваться еще до своего обращения непосредственно к ребен­ку.
    Игра допускает любую импровизацию, отражающую те или иные житейские драмы. Игра позволяет понять, как ребенок приспосаб­ливается к этому миру, как он познаёт этот мир, что чрезвычайно существенно для его здорового развития. Для ребенка игра – серьез­ное, полное смысла занятие, которое способствует его физическому, психическому и социальному развитию.
    В терапевтической работе игровая техника заслуживает особого внимания. Наблюдение за процессом игры ребенка можно рассказать о многом. Как он играет, как подходит к материалу, что он выбирает, чего избегает? Каков основной стиль его поведения? Трудно ли ему переключиться? Хорошо или плохо организовано его поведение? Каков основной сюжет игры? То, как ребенок играет, очень многое может рассказать о его реаль­ной жизни. Проигрываются ли темы одиночества? Агрессии? Воспитания? Много ли несчастных случаев и аварий происходит с самолетами и автомобилями?
    Оцениваются навыки общения. Оказывается ли ребенок вовлеченным в игру до такой степени, что чувствует себя в ней вполне комфорта­бельно, или он не в состоянии во что-нибудь вовлечься?
    Как обстоит дело с общением в рамках самой игры? Допускает ли ребенок возможность контактов между предметами, которые участвуют в игре? Общаются ли между собой люди, животные, машины, видят ли они друг друга, разговаривают ли между собой? Иногда контакт с ребенком устанавливается по ходу игры. В других случаях те или иные моменты обсуждаются с ребенком уже после завершения игры. Если в игре повторяются и воспроизводятся одни и те же ситуации, нужно задать вопросы, касающи­еся реальной жизни ребенка.
    Иногда нужно попросить ребенка остановиться на каком-то моменте игры, повторить его вновь, усилить и подчеркнуть свои действия. Я наблюдаю за позой ребенка, его лицом, жестами. Его голосу, намеки, ремарки могут подсказать многое. Можно попросить ребенка идентифицировать себя с кем-нибудь из людей, животных или предметов, тем самым ситуации возвращаются  к ребенку и событиям его жизни.
    Совсем маленькие дети не нуждаются в вербализации своих познаний, им не нравится признавать своим то, что выражается во время игры. Тем не менее благодаря раскрытию в игре чувств, переживаний и ситуаций интегрированность личности возрастает. Интеграции способствует скрытое самовыражение (даже если оно реализуется косвенно), а также то, что ребенок переживает игровые ощущения как безопасные и создающие благоприятную атмосферу.
    Чтобы создать нужную ситуацию, врач выбирает игрушки, кото­рыми ребенок должен играть. Выбираются несколько предметов которые ассоциируются с жизнью ребенка, предлагаются мифические дилеммы, требующие разрешения и таким образом организовывается определенное игровое пространство. Например, можно выбрать несколько кукол и попросить ребенка разыграть с ними сценку. Или можно предложить продолжить определенную ситуацию, в которой находится кукла.
    При работе с маленькими детьми (4-5 лет), часто привлекается для участие в игре и мать ребенка. Из взаимодействия ребенка и матери во время игры можно почерпнуть очень большой объем полезной информации об их взаимоотношени­ях.
     Очень часто дети проявляют повышенный интерес к таким весьма обычным материалам, как пластилин и краски, если дома им не дают этих материалов.
    Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого воз­раста. Использование его в терапевтических целях далеко не ново. Песок и вода позволяют демонстрировать широту фантазии. Зачастую во время работы в песочнице делаются фотографии, чтобы потом с помощью этих фотографий наблюдать терапевтический прогресс.
    Простые игры, такие, как шашки,  игры в воспоминания, в камешки, в шарики, домино и некоторые карточные игры – все они обычно нравятся детям разных возрастов. Зачастую дети приносят с собой свои собственные игры.
    Нередко дети получают удовольствие от каких-то чисто механических эле­ментов игры – маркеров, игральных досок, жетонов, фишек при том, что в этот момент они отвечают на какие-то вопросы, делятся своими чувствами или сообщают нечто существенное о своей реаль­ной жизни. Такие игры полезно применять, а приспособления для них – доски, стирающиеся карты, маркеры, фишки и жетоны – можно купить практически в любом магазине школьных принад­лежностей.
    Различные конструкторы также могут служить материалом для использования в терапевтических ситуациях. Они часто помогают ослабить исходное сопротивление ребенка, помогают ему релаксироваться. Некоторые дети получают удовольствие от работы с загадками и головоломками. Простые картинки-загадки и более сложные трех­мерные головоломки очень привлекают детей. Иногда ребенок ис­пользует такую игру как один из способов релаксации. Бывает и так, что в подобных головоломках и загадках он находит что-то близкое к своим внутренним переживаниям, своему жизненному опыту.
     
     
    Заключение То, каким образом ребенок умеет играть, – прекрасный баро­метр, отражающий степень его благополучия в реальной жизни. Дети заметно, а иногда и значительно прогрессиру­ет в обучении при вовлеченности в игру.
    Игры помогают детям научиться правильно относиться к другим людям в реальной жизни; при этом чем увереннее и сильнее чувствует себя ребенок в жизни, тем лучше он начинает вести себя во время игры.
    Несмотря на то, что во время игры неблагополучные дети склонны к сильным негативным реакциям, они очень любят играть. В этом нет ничего необычного: все дети любят играть.
    Игры не только увлекательны и способствуют релаксации, они также помогают психотерапевту узнать ребенка, подавить возникающее изначальное сопротивление, достичь взаимопонимания и доверия. Игры особенно хороши для тех детей, которые испытывают опре­деленные затруднения при общении, а также для тех, кто нуждается в какой-нибудь активности, чтобы сосредоточиться. Игры ценны также для улучшения способности к общению. Многие про­исходящие в ребенке процессы, его жизненные ситуации раскрываются в игре.
    Поэтому, можно заключить, что игры исключительны важны при гармоничном развитии детской психики, а также могут использоваться в работе детских психотерапевтов как средство диагностики развития ребенка и помощи при коррекции проблем поведения.
     
     
    Список литературы 1. Адамский А., Степанова М.А., Психолог в школе: Факты, комментарии, рекомендации (Библиотека практического психолога), М., ТЦ Сфера, 2005.
    2. Васильева Н. Л., Детский пихоанализ, Издательство Санкт-Петербугского университета, 2006 г.
    3. Мухина В. С., Возростная психология, М., ACADEMA, 2000 г.
    4. Оклендер В., Окна в мир ребенка – руководство по детской психотерапии, М., Независимая фирма «Класс», 2005 г.
    5. Степанов С.С. Азбука детской психологии, М., ТЦ Сфера, 2004.
    6. Фрейд А., Теория и практика детского психоанализа, т. II, М., Апрель Пресс ЭКСМО-ПРЕСС, 1999 г.
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Игровая деятельность как средство психического развития ребенка и коррекции проблем поведения ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.