Полный текст:
Содержание
Введение. 3
1. Надзор за исполнением законов о борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних. 4
2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи. 6
3. Надзор за исполнением законов об охране прав и законных интересов несовершеннолетних. 15
4. Формы и методы выявления, устранения и предупреждение нарушений законов о несовершеннолетних. 16
Заключение. 18
Список литературы.. 20
Введение
Актуальность выбранной темы контрольной работы заключается в том, что особенности процессуальных отношений, возникающих в связи с участием прокурора и его статус в соответствующих процессах, исследуются в уголовно-процессуальном праве, гражданско-процессуальном праве, арбитражно-процессуальном праве.
Прокурорский надзор — специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории. Теория и практика прокурорского надзора выработала ряд понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности.[1]
Несовершеннолетние — это лица, не достигшие возраста восемнадцати лет. Несовершеннолетние не наделены дееспособностью в полном объеме и потому не в состоянии самостоятельно защищать свои права. Поэтому данными полномочиями наделяются в соответствии с законодательством РФ органы опеки и попечительства и прокуратура.[2]
Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи — самостоятельное направление надзорной деятельности прокуратуры, являющееся составной частью отраслей прокурорского надзора и участия прокурора в судебных заседаниях, обусловленное необходимостью дополнительной защиты граждан в возрасте до 18 лет.
Задачи органов прокуратуры состоят в обеспечении гарантий прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшении работы по борьбе с преступностью и правонарушениями, выявлении и устранении причин и условий, им способствовавших.
Таким образом, цель данной работы – рассмотреть правовые основания и организация прокурорского надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних. В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
· Рассмотреть надзор за исполнением законов о борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних;
· Охарактеризовать надзор за исполнением законов об охране прав и законных интересов несовершеннолетних;
· Определить формы и методы выявления, устранения и предупреждение нарушений законов о несовершеннолетних.
1. Надзор за исполнением законов о борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних
Система мер по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечению надлежащих условий для воспитания педагогически запущенных подростков, склонных или уже совершивших правонарушения, закреплена в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».[3]
Надзор за исполнением требований этого закона является наиболее важным направлением в деятельности прокуроров.
Прокурор должен систематически проводить проверки в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот.
Надзор за законностью решений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемых органами местного самоуправления, также возлагается на прокурора.
Он систематически проверяет законность применения административных и иных мер. применяемых к несовершеннолетним и их родителям, участвует в ее заседаниях при рассмотрении дел о правонарушениях и безнадзорности подростков.
На незаконные и необоснованные решения комиссии прокурор приносит протест для их отмены или изменения.
В обязанности прокурора входит также оказание членам комиссии практической правовой помощи в подготовке материалов, выработке проектов решений, в организации проверок по выполнению решений комиссии.
Прокуроры проверяют законность деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которые во взаимодействии с другими государственными органами проводят работу по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (учет несовершеннолетних, ведущих антиобщественный образ жизни, освободившихся из мест лишения свободы).
Одним из средств предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних являются систематические проверки соблюдения законности, проводимые прокурорами в центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Прокурор проверяет законность деятельности названных центров, встречается с несовершеннолетними, рассматривает поступающие жалобы, проверяет законность принимаемых в отношении подростков решений.
Прокурор проверяет соблюдение законности в деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений, которые осуществляют обучение, профессиональную подготовку, а также перевоспитание и исправление несовершеннолетних.
При этом он следит за тем, чтобы эти учреждения несовершеннолетние направлялись только на основании решений комиссии по делам несовершеннолетних, приговора суда или постановления судьи, проверяет соблюдение срока пребывания несовершеннолетних в этих учебных заведениях.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят также органы управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; органы управления образования и образовательные учреждения; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы занятости и другие. Исполнение всеми ими законов о предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входит в предмет прокурорского надзора.[4]
2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи
Приказ Генерального прокурора РФ от 22 июня 2001 г № 38 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» закрепил многие положения.
Прокуроры субъектов РФ, прокуроры городов и районов, военные и иные специализированные прокуроры должны поставить дело таким образом, чтобы прокурорский надзор обеспечивал реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних.
В организации надзора прокуроры должны исходить из того, что в Конвенции ООН о правах ребенка, общепризнанных нормах международного права и в российском законодательстве закреплен приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства. Прокуроры должны иметь в виду, что государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Прокуроры должны осуществлять постоянный надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей (пособия, компенсационные выплаты, организация питания в образовательных учреждениях и т.д.). При этом должны решительно пресекаться факты жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных учреждениях. Прокурорам необходимо привлекать к установленной ответственности юридических и физических лиц, виновных в распространении информации, наносящей вред здоровью детей, их репутации, нравственному и духовному развитию, или пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, антиобщественное поведение. Прокуроры должны своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения жилищных и имущественных i прав несовершеннолетних и принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.
Прокуроры должны ставить вопрос об ответственности должностных лиц органов местного самоуправления, опеки и попечительства, жилищных органов, нотариусов и учреждений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за каждое нарушение требований закона об особом порядке совершения сделок с жильем (приватизация, продажа, обмен и т.д.), в котором проживают несовершеннолетние.
Прокуроры систематически обязаны проверять исполнение законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, обращая особое внимание на соблюдение установленного Конституцией РФ права на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и принимать меры воздействия к виновным лицам в случаях незаконного получения платы за лечение. Прокурорам необходимо использовать право обращения в суд за защитой интересов несовершеннолетних, в том числе для возвращения уплаченных денежных средств.[5]
Особое внимание прокуроры должны уделять законности разрешения дел и материалов по фактам смертности детей первого года жизни и детоубийства. Привлекать к ответственности лиц, виновных в неисполнении обязанностей по уходу, оказанию медицинской и социальной помощи детям.
Прокуроры должны добиваться безусловного исполнения органами и учреждениями системы профилактики, их должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей, семей, находящихся в социально опасном положении, а также о соблюдении ими обязанности информировать о них компетентные органы для защиты и восстановления прав детей. В случаях, не терпящих отлагательства, инициировать изъятие детей из неблагополучных семей, предъявлять в суды иски об ограничении и лишении родительских прав.
Прокуроры должны обеспечивать систематический надзор за исполнением органами опеки и попечительства требований законодательства о своевременном выявлении детей-сирот в детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве в семью, под опеку, попечительство, на усыновление или в интернатные учреждения. При этом нужно иметь в виду установленные законом приоритетное право граждан Российской Федерации на усыновление таких детей и особый порядок усыновления российских детей иностранными гражданами. Бескомпромиссно, вплоть до возбуждения уголовного преследования, должны пресекать попытки коммерциализации процесса усыновления. Прокурорам необходимо регулярно проверять исполнение законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансирование и целевое расходование средств в учреждениях органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения.
Прокуроры должны требовать от должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления принятия эффективных мер по выполнению положений Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22 августа 2004 г.) о получении ими образования и медицинской помощи, устройстве на работу, реализации права на имущество и жилое помещение, а также предусмотренных Правительством РФ норм материального обеспечения воспитанников и выпускников детских домов, интернатов, других учреждений, призванных облегчить их социальную адаптацию в обществе. При этом обязательно осуществление действенного надзора за исполнением требований закона о розыске без вести пропавших детей.[6]
Прокуроры должны считать надзор за исполнением законодательства об образовании, реализацией государственными и муниципальными образовательными учреждениями прав граждан на общедоступность и бесплатность среднего (полного) общего и начального профессионального образования и на конкурсной основе — бесплатность среднего и высшего профессионального образования важным средством защиты прав и интересов несовершеннолетних и молодежи, профилактики безнадзорности и правонарушений. Кроме того, надо пресекать факты противозаконного отказа в приеме в государственные и муниципальные образовательные учреждения всех видов и уровней, введения всякого рода дискриминационных положений, в том числе ущемляющих право на внеконкурсное поступление отдельных категорий молодежи, необоснованного отчисления учащихся, нарушения прав на получение стипендий, пособий и компенсационных выплат, произвола в применении мер воздействия. Активизировать надзор за соответствием закону уставов, а также правил приема и других локальных актов образовательных учреждений. Прокуроры обязаны незамедлительно реагировать на случаи незаконной коммерциализации образовательной сферы, с тем чтобы основания и порядок предоставления платных образовательных услуг соответствовали требованиям Закона РФ от 10 июля 1992г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 21 июля 2005 г.), Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 21 декабря 2004 г.) и гл. 39 ГК РФ.
При осуществлении надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (обучающихся и воспитанников) и их законных представителей в сфере экспериментальной и инновационной образовательной деятельности прокуроры должны использовать меры прокурорского реагирования на нарушения порядка ее лицензирования, процедуры разработки и внедрения новых образовательных программ, методик и технологий.
Прокуроры должны принимать меры по прекращению безлицензионной образовательной деятельности или деятельности с нарушением условий лицензирования, а также использования в образовательной практике не разрешенных органами здравоохранения методов воздействия на психику обучающихся и воспитанников, методов и средств оккультного, мистического, религиозного характера.
Прокуроры обязаны обеспечивать надзор за соблюдением конституционного принципа светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, прав несовершеннолетних и молодежи на свободу совести и вероисповеданий. Пресекать незаконную деятельность миссионеров и религиозных организаций, связанную с нарушением прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, изоляцией их от семьи и общества, причинением вреда их здоровью или имуществу, а также с воспрепятствованием получения основного общего образования, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или совершением иных противоправных деяний.
Исходя из основных направлений государственной молодежной политики, прокуроры призваны усилить надзор за соблюдением прав органов и учреждений по делам молодежи, молодежных и детских общественных объединений, а также за соблюдением законности в их деятельности, не допуская противоправного использования названных объединений в политических, экстремистских, оккультных, религиозных целях.
Прокуроры должны привлекать специалистов Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекции) к проверкам исполнения в отношении несовершеннолетних требований трудового законодательства, правил охраны труда и техники безопасности, особенно на предприятиях среднего и малого бизнеса, где обстановка наиболее неблагополучна.
Прокуроры должны периодически проверять исполнение требований закона о воинском учете граждан, подлежащих призыву, обязательной подготовке к военной службе в учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, военно-патриотических молодежных и детских объединениях, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу. Вместе с тем обязательно осуществление надзора за соблюдением законности в деятельности военно-патриотических молодежных и детских объединений, суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, кадетских корпусов, а также воинских частей, в списки личного состава которых зачислены в качестве воспитанников несовершеннолетние. При этом особое внимание уделяется защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.[7]
Прокуроры должны регулярно проверять исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних и службой криминальной милиции органов внутренних дел, органами управления социальной защиты и учреждений социального обслуживания, специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Прокуроры должны принимать участие в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, принципиально реагируя на необоснованное изменение статуса комиссий, попытки их ликвидации. Кроме того, должен быть усилен надзор прокурора за соответствием региональных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность комиссий, федеральным законам, в том числе за реализацией комиссиями правозащитных функций.
Прокуроры должны не допускать использования центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел и других учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вопреки их назначению. Важным является участие прокурора в рассмотрении судом каждого дела о направлении несовершеннолетнего в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Прокуроры обязаны постоянно проверять соответствие региональных правовых актов, устанавливающих административную ответственность несовершеннолетних, федеральному законодательству и остро реагировать на случаи использования административного задержания в целях раскрытия преступления путем оказания давления на подростка для признания им вины.
В процессе уголовного судопроизводства прокуроры должны неукоснительно соблюдать предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством правовые гарантии для несовершеннолетних и с особой ответственностью подходить к вопросам возбуждения уголовных дел, задержания и арестов, имея в виду, что для несовершеннолетних заключение под стражу является исключительной мерой пресечения.
При расследовании преступлений нужно изучать социальные и психологические характеристики обвиняемых, а также условия их жизни и воспитания, анализировать причины совершения несовершеннолетними преступлений, а также состояние надзора за выявлением и расследованием преступлений против семьи и несовершеннолетних, предусмотренных гл. 20 УК РФ, принимать меры по их предупреждению. Прокурорам необходимо исключить случаи возвращения несовершеннолетнего в неблагополучную семейную обстановку, если отсутствие родительского попечения послужило основной причиной совершения им преступления. Прокуроры должны не оставлять безнаказанными лип, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, рассматривая их привлечение к ответственности как эффективный метод индивидуальной и общей Профилактики преступности, бродяжничества, попрошайничества, проституции, пьянства, наркомании несовершеннолетних. Необходимо усиливать прокурорский надзор за предварительным следствием при расследовании преступлений, потерпевшими от которых являются дети, проверять законность и обоснованность отказа в возбуждении уголовных дел данной категории или их прекращения.
Прокуроры должны своевременно реагировать на волокиту при расследовании преступлений, а также на некачественное расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием. Не утверждать обвинительные заключения, если по делу не приняты меры к выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, а также, если отсутствуют необходимые материалы об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, влиянии на него взрослых. Организовывать действенный надзор за исполнением законодательства о профилактике преступлений несовершеннолетних, исходя из принципов гуманного обращения с ними, индивидуального подхода к их исправлению, дифференциации уголовной ответственности на основе Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, принятых в Эр-Рияде (Саудовская Аравия). Во всех действиях, связанных с привлечением несовершеннолетних к ответственности, обеспечить их конфиденциальность и соответствие Минимальным стандартным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).
Государственное обвинение по делам о преступлениях несовершеннолетних необходимо поручать наиболее подготовленным прокурорам. Государственным обвинителям не оставлять без реагирования выявленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, учебных заведений и общественных организаций. В необходимых случаях ставить перед судом вопросы о вынесении частных определений с указанием конкретных обстоятельств, способствовавших совершению преступления подростками, и лиц, по вине которых оно стало возможным.
Необходимо регулярно анализировать практику участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел в отношении несовершеннолетних, опротестования незаконных и необоснованных приговоров, определений и постановлений судов; работу по рассмотрению и разрешению жалоб на вступившие в законную силу постановления судов.
Учитывая рекомендации Пекинских правил и требования УИК РФ, прокуроры должны установить постоянный надзор за соблюдением прав осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, на получение образования и профессиональной подготовки, защиту иных социальных гарантий, предусмотренных законодательством. От уголовно-исполнительных инспекций необходимо требовать исполнения норм законодательства об осуществлении контроля за поведением осужденных к лишению свободы условно, к другим мерам наказания, не связанным с лишением свободы, или освобожденных условно досрочно.
Надзор за исполнением законов, регулирующих проблемы молодежи (трудовая занятость, подготовка к военной службе и воинская обязанность, законность деятельности детских и молодежных общественных объединений, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, льготы молодым семьям), и надзор за расследованием преступлений несовершеннолетних в целях комплексного решения задач по защите прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи нужно сосредоточить в отраслевых подразделениях прокуратур субъектов РФ.[8]
3. Надзор за исполнением законов об охране прав и законных интересов несовершеннолетних
Осуществляя прокурорский надзор, прокуроры главным образом обращают внимание на исполнение требований Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,[9] в котором определены основные направления обеспечения прав несовершеннолетних и установлены основные гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних, предусмотренных Конституцией.
В случаях уклонения родителей от воспитания своих детей или злоупотребления своими родительскими правами такие родители могут быть лишены родительских прав в судебном порядке.
Прокурор обязан принять участие в судебном заседании и дать заключение, основанное на законе и материалах гражданского дела.
Прокурору предоставлено также право, защищая права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних, самостоятельно обратиться в суд с иском о лишении родительских прав.
Помимо этого он вправе реализовать свое право на иск, когда требуется отменить усыновление, признать его недействительным, возвратить ребенка родителям и другое.
Охрана трудовых прав несовершеннолетних предполагает, что прокуроры осуществляют надзор за соблюдением закона о предоставлении несовершеннолетним определенных льгот; запрещение применения труда на тяжелых работах, с вредными и опасными условиями, на подземных работах и так далее.
При увольнении по инициативе администрации прокурор проверяет, имеется ли обязательное согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и инспекции труда.[10]
4. Формы и методы выявления, устранения и предупреждение нарушений законов о несовершеннолетних
Рассмотрим формы и методы выявления, устранения и предупреждение нарушений законов о несовершеннолетних:
· истребование и проверка соответствия закону правовых актов, издаваемых учреждениями, предприятиями и организациями в отношении несовершеннолетних;
· требование к руководителям учреждений, предприятий и организаций о проведении проверок и ревизий деятельности подконтрольных им или подведомственных органов и должностных лиц;
· требование к руководителям учреждений, предприятий и организаций о выделении специалистов для выяснения вопросов, возникающих при осуществлении надзора; проверка исполнения законов;
· проверка законности административного задержания несовершеннолетних и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения;
· получение от должностных лиц и граждан объяснений; использование материалов судебно-следственной практики и дел об административных правонарушениях несовершеннолетних;
· устное обращение прокурора к должностным лицам об устранении выявленных нарушений;
· опротестование правовых актов, издаваемых предприятиями, учреждениями, организациями, а также действий должностных лиц, которые, по мнению прокурора, являются незаконными;
· привлечение правонарушителей к уголовной ответственности, возбуждение дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении, передача материалов в иные организации для решения вопроса о применении предусмотренных законом мер;
· предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона;
· представление об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий; направление информации в органы управления города (района) и области;
· участие прокурора в работе местных управ, их комиссий и советников, органов местного самоуправления.[11]
Заключение
2006 году приоритетными направлениями в области надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних продолжает оставаться защита семьи и детства, прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Прокурорами придается большое значение работе с заявлениями, содержащими сведения о нарушении прав детей, а также о невыполнении родителями своих обязанностей по воспитанию детей.
В структуре прокурорских органов существует специальная должность — помощник прокурора по делам несовершеннолетних.
Помощники прокурора по делам несовершеннолетних участвуют в судебных заседаниях, затрагивающих интересы несовершеннолетних, при этом принимают меры по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи — самостоятельное, специфическое направление надзорной деятельности прокуратуры, но, безусловно, это часть надзора за исполнением законов о защите прав личности, за исполнением законов в уголовном, гражданском судопроизводстве, за соблюдением законов в местах ограничения свободы и др.
Особо нуждаются в защите несовершеннолетние, находящиеся в местах содержания под стражей и в отношении которых вынесено постановление о привлечении к уголовной ответственности. Прокурор обязан рассматривать просьбы и жалобы таких подследственных. Несовершеннолетние, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, имеют право на обращение с жалобами к прокурору на действия (бездействие) администрации следственного изолятора.
Проверки должны быть полными, и объективными. Прокурор использует имеющуюся информацию о нарушениях законов, основывает выводы на обобщенных показателях, на доказанных фактах, выявляет причины и условия, способствующие нарушениям законов, особенно при установлении повторных фактов.
Список литературы
1. Антипова О.А. Прокурорский надзор: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Юристъ, 2004.
2. Гатин А.М., Хужокова И.М. Шпаргалка по прокурорскому надзору: Учебное пособие. / А.М. Гатин, И.М. Хужокова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
3. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательство РИОР, 2005. с. 104-105.
4. Смоленский М.Б. Прокурорский надзор для студентов вузов. / М.Б. Смоленский, А.А. Новикова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
5. Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
6. Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
7. Федотова Е.В. Прокурорский надзор: курс лекций / Е.В. Федотова. – Москва: Омега-Л, 2006.
[1]Смоленский М.Б. Прокурорский надзор для студентов вузов. / М.Б. Смоленский, А.А. Новикова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. с. 4-5.
[2]Гатин А.М., Хужокова И.М. Шпаргалка по прокурорскому надзору: Учебное пособие. / А.М. Гатин, И.М. Хужокова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. с. 25.
[3]Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
[4]Григорьева Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательство РИОР, 2005. с. 104-105.
[5][5]Федотова Е.В. Прокурорский надзор: курс лекций / Е.В. Федотова. – Москва: Омега-Л, 2006. – с. 214-215.
[6][6]Федотова Е.В. Прокурорский надзор: курс лекций / Е.В. Федотова. – Москва: Омега-Л, 2006. – с. 216-217.
[7][7]Федотова Е.В. Прокурорский надзор: курс лекций / Е.В. Федотова. – Москва: Омега-Л, 2006. – с. 218-219.
[8]Федотова Е.В. Прокурорский надзор: курс лекций / Е.В. Федотова. – Москва: Омега-Л, 2006. – с. 220-.221.
[9]Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
[10]Григорьева Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательство РИОР, 2005. с. 106.
[11] Григорьева Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательство РИОР, 2005. с. 106-107.