Полный текст:
План.
Введение.
1. Причины экологических правонарушений.
2. Устранение законодательных пробел и устранение причин и условий, способствующим экологическим правонарушениям.
3. Совершенствование системы управления и экологического контроля.
4. Экологическая революция в сознании природопользователей.
5. Заключение.
6. Задача.
7. Список литературы.
Введение.
Экологическая ситуация в России развивается в соответствии с общим экономическим и политическим развитием страны.
На неблагоприятном экологическом фоне происходит резкое усиление экологически опасной деятельности по использованию природных ресурсов, развитию промышленности, транспорта, энергетики. Тут и там замаячили грандиозные проекты, напоминающие приснопамятные проекты переброски стока северных рек, осушение Арала, химизация сельского хозяйства и т.п.
Понятие экологическое правонарушение не теряет свою актуальность.
Экологическое правонарушение – это виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью людей.
Субъектами экологического правонарушения являются предприятия, объединения, учреждения, организации – государственные, кооперативные, общественные, совместные, частные, а также должностные лица, граждане.
Объектами эколого-правового нарушения являются природная среда, охраняемая законом от загрязнения, истощения, разрушения, а через неё и здоровье человека, материальные ценности, состояние которых зависит от качества окружающей природной среды.
Субъективной стороной состава экологического правонарушения является вина причинителя вреда.
Классификация экологических правонарушений проводится по нескольким признакам: предмету правонарушения, объекту, санкциям, способам причинения вреда, общественной опасности.
1.Причины экологических правонарушений.
Существование правонарушений, в том числе экологических, является результатом проявления противоречий общественного развития. Объективной основой их служит неполнота наших знаний о законах движения естественного мира. Такие противоречия постепенно стираются по мере достижений научно-технического прогресса. В то же время противоречия могут возникнуть на субъективной основе: несовершенство норм правового регулирования, недостатки и просчёты в организации исполнения эколого-правовых предписаний, в экономическом обеспечении эколого-правовых норм, экологическом воспитании граждан.
1) Среди причин экологических правонарушений в первую очередь следует назвать недостатки действующего законодательства. Эту причину называют в первую очередь потому, что без совершенных норм, регулирующих то или иное отношение, нельзя полноценно устранять либо предупреждать нарушения законодательства.
Недостатки законодательства, как показывает практика его применения, проявляются в трёх видах: наличие пробела, несовершенство правовой нормы, противоречивость эколого-правовой нормы.
2) Любая норма для своего исполнения нуждается в соответствующем экологическом обеспечении. Таких условий для реализации ведущих норм экологического законодательства в настоящее время нет.
Во-первых, много предприятий, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, не имеют достаточные материально-технические ресурсы для выполнения требований нормативов качества природной среды, в частности, соблюдения предельно допустимых выбросов или сбросов вредных веществ.
Во-вторых, государство в централизованном порядке не выделяет денежных средств на охрану окружающей среды самостоятельной стороной в бюджете.
В-третьих, средств внебюджетных экологических фондов недостаточно для коренной технической реконструкции и создания экологически чистой технологии.
Предприятия, не принимающие мер по очистке отходов, не всегда приостанавливаются до устранения недостатков. В условиях хозяйственного кризиса иногда экономическая целесообразность берёт верх над экологическими приоритетами. Отсюда многие из экологических правонарушений переходят в категорию длящихся правонарушений.
3) Правовая норма не действует сама по себе. Для её применения необходима активная акция. Центральное место в применении эколого-правовых норм занимают органы охраны окружающей среды – в данном случае Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и её территориальные органы.
Недостатки в работе этого органа, вызванные постоянными перестройками, изменениями в структуре, потерей связей центральных органов с территориальными органами, отразились на практике применения эколого-правовых актов. Природоохранительные органы слабо применяют нормы о привлечении к административной ответственности за экологические проступки, о приостановлении деятельности предприятий и других объектов, вредно воздействующих на окружающую среду. Минприроды и его органы резко выступают с исками о взыскании ущерба за причинение вреда природной среде.
4) Одной из принципиальных особенностей нового подхода к охране окружающей природной среды является экологическая революция в сознании человека. Она выражается в повороте его миропонимания от потребительского отношения к природе к разумному и рациональному использованию её богатств на основе научно обоснованного сочетания требований экологии и экономики.
Все недостатки в разработке и применении эколого- правовых норм кроются в потребительском понимании природы как неисчерпаемого источника богатств.
2. Устранение законодательных пробел и устранение причин и условий, способствующим экологическим правонарушениям.
Наличие пробела в правовом регулировании свидетельствует об отсутствии правовой нормы или группы норм, нормативно-правового акта. Процесс обновления российского законодательства, проведённый после суверенизации России, во многом способствовал устранению этого недостатка в экологическом законодательстве. Вместе с тем он далёк от завершения. Наряду с принятием новых законов (например, об экологической экспертизе, об отходах, о государственном экологическом контроле и т.д.) в обновлении ещё нуждаются отдельные нормы.
В административном законодательстве в связи с принятием законов об охране окружающей природной среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, указов об ответственности за нарушение земельного законодательства довольно остро встала проблема систематизации законодательства в рамках единого Кодекса об административных правонарушениях. Отсутствие в тексте Кодекса состава административного правонарушения, введённого новым законом, не препятствует его применению (т.к. это, как правило, нормы прямого действия), но снижает эффективность административно-правового воздействия.
В отличие от пробела в законодательстве, который свидетельствует о наличии определённого вакуума, такой недостаток законодательства, как несовершенство правовой нормы, свидетельствует уже о дефектах существующей и действующей правовой нормы. Подобных норм в законодательстве много. Они появляются не только как следствие недоработки законодателя, но и как результат поступательного развития общественного отношения, которое ставит новые проблемы перед правовым регулированием.
В любом экологическом правонарушении неизбежно угадывается наличие причин и условий, способствующих его совершению. Устранение причин и условий, способствующих этому – главная цель юридической ответственности. Поэтому в законодательстве содержится ряд мер, специально предназначенных для этого:
1) Устранение причин и условий совершения экологических правонарушений должно осуществляться путём системного подхода к реализации этой цели.
2) В профилактике экологических правонарушений должны использоваться многообразные средства: организационные, управленческие, идеологические, технические, технологические и т.п.
3) Профилактическая работа должна сочетать общеэкологические мероприятия и учитывать обеспечение сохранности как всей окружающей природной среды, так и отдельных составляющих природных объектов.
4) Профилактические мероприятия можно разделить на:
· Предварительную профилактику экономических правонарушений;
· Пресекательную профилактику, осуществляемую в условиях продолжающегося экологического правонарушения. Например, административное задержание лиц, нарушающих правила охоты, изъятие вещей, являющихся непосредственным орудием правонарушения (ст. 240, 244 КоАП РСФСР) и т.п.;
· Профилактику по совершившемуся факту экологического правонарушения.
Приоритетное положение в системе профилактических мероприятий должна занимать предварительная профилактика. Поэтому государственные органы, общественные организации, трудовые коллективы разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на предупреждение административных правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, строгого воспитания граждан в духе высокой сознательности и дисциплины, соблюдения экологических законов (ст.7 КоАП РСФСР).
3.Совершенствование системы управления и экологического контроля.
Содержание управления в сфере окружающей среды и природных ресурсов за последние годы значительно расширилось и стало не только частью хозяйственной сферы, но и социально-культурной и административно-политической.
Совершенно очевидно, что управление экологической системой страны должно осуществляться научно обоснованно, с точным учётом совокупного действия экологических законов.
Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства.
Общественное управление охраной окружающей среды и природопользованием – проявление демократизации экологического права. Наиболее значимыми функциями такого управления являются участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду.
Содержание производственного управления определяется задачами конкретного предприятия по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Эти задачи с учётом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов и др. Специальная организация соответствующей деятельности поможет наиболее успешно решить такие задачи. Наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учёт вредных воздействий на природу, экологический контроль.
Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли.
В природоохранительной практике России сохраняется резерв для повышения эффективности управления. Он касается развития сотрудничества общественных формирований и граждан, предприятий и отраслевых министерств с государственными специально уполномоченными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды.
Основа сотрудничества – единство целей деятельности в данной сфере.
Такое сотрудничество, несомненно, способствовало бы повышению эффективности и государственного управления. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды – составная часть государственного управления в целом.
Экологический контроль – одно из проявлений экологической функции государства. Он заключается в проверке соблюдения предприятиями, организациями и гражданами экологических требований по использованию и охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества.
Различают:
1) информационный контроль – сбор и обеспечение информацией для передачи её соответствующим государственным органам в целях принятия предупредительных и карательных мер;
2) предупредительный контроль – предотвращение вредных последствий, которые могут возникнуть из-за невыполнения необходимых мероприятий по охране окружающей среды, несоблюдения нормативных актов;
3) карательный контроль – применение мер государственного принуждения к нарушителям.
Экологическому контролю подлежит хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием отдельных видов природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, осуществляемая на территории РФ, а также в пределах территориальных вод континентального шельфа, исключительной экологической зоны под юриспруденцией РФ.
Контроль за соблюдением правил экологопользования бывает государственный, ведомственный и общественный.
Государственный контроль имеет сложную структуру, в которой можно выделить: прокурорский надзор, местный контроль, специальный контроль.
Для повышения эффективности прокурорского надзора в районах с высокой степенью потенциальной опасности экологических правонарушений создаются специализированные природоохранные прокуратуры с учётом бассейнового или административного районирования, состояния окружающей среды и природных объектов. Одним из актуальных вопросов практики прокурорского надзора остаётся эффективность исполнения протестов прокурора.
Экологическая функция прокуратуры реализуется через административные и экономические методы. Важную роль в природоохранном механизме предпринимательской деятельности играют органы внутренних дел. Милиция принимает участие в пресечении браконьерства, нарушений лесного законодательства.
Роль органов местного контроля особенно возрастает в связи с установлением платы за право пользования природными ресурсами, за воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Специальный контроль осуществляется специализированными государственными инспекциями по охране атмосферного воздуха, по охране вод, по охране земель, по охране лесов и проч.
Ведомственный контроль можно классифицировать по двум разновидностям:
- ведомственный контроль, осуществляемый министерствами ;
- производственный контроль, осуществляемый предприятиями, их трудовыми коллективами;
Важной формой осуществления общественного экологического контроля за деятельностью предприятий и государственных органов является затребование от них информации о природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды, право на которое предусмотрено рядом законов. На основе полученной информации граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и бездействия, нарушающие их экологические права и законные интересы, в суде.
Повышению эффективности экологического контроля в России способствовало бы развитие сотрудничества и взаимодействие всех органов контроля, особенно государственного и общественного, с органами прокуратуры.
4. Экологическая революция в сознании природопользователей.
Очевидно, что мы можем рассчитывать на соблюдение принадлежащего нам от рождения права на благоприятную окружающую среду, лишь если сами будем охранять природу и беречь её богатства. Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство вправе требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах.
В настоящее время появилась тенденция нового подхода к окружающей среде, называемое экологической революцией в сознании человека.
Закон РФ об охране окружающей среды закрепил всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования, обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях. Закон требует от руководителей и специалистов их профессиональной экологической подготовки и запрещает допускать к работе лиц, не имеющих соответствующих экологических знаний.
Предполагается, что общая и профессиональная подготовка повысит уровень экологического правосознания исполнителей эколого – правовой нормы. Однако, такая цель будет реализована, если нормы об экологическом всеобщем и профессиональном образовании будут соблюдаться и исполняться. Получается замкнутый круг. Пока этот круг будет существовать, до тех пор будут существовать причины экологических правонарушений и экологические правонарушения.
5. Заключение.
На состоянии борьбы с административными правонарушениями заметно сказывается нравственная атмосфера среди должностных лиц экологического контроля. Среди них нередко бытуют пессимистические настроения, желания получить больше прав по привлечению к ответственности, получению, ношению и применению оружия, материальному обеспечению; также не без оснований ставятся вопросы об усилении социальной и правовой защиты работников природоохранительных служб. Решение этих проблем будет способствовать эффективности юридической ответственности в области экологии.
Экологические проблемы тесно связаны с экономическими, их трудно решать лишь с помощью уголовной репрессии: ключ к их решению лежит в плоскости концептуального, политического, воспитательного, нравственного характера, а уже потом юридического, уголовного. Установление в законе и применение на практике уголовной ответственности способствует их предупреждению, когда иные, более мягкие меры воздействия оказываются недостаточными, нерезультативными.
6. Задача.
Правление агрофирмы предъявило в суде иск к дирекции государственного заповедника о возмещении ущерба, причинённого хозяйству в результате уничтожения кабанами, обитающими в заповеднике, урожая картофеля на площади 200 га. Дирекция заповедника отказалась принять исковые требования, указав, что она не может нести ответственности за поведение диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы.
Решение:
Позицию дирекции государственного заповедника считаю правомерной по следующим основаниям:
1). В соответствии со ст. 58, 59 от 10. 01. 2002 года №7 ФЗ « Об охране окружающей среды» «…Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, … и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.»
В свою очередь, ФЗ от 14. 03. 95 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ( с изменениями от 30. 12.2001 года.) (ст. ст. 6-9 ), устанавливает следующее:
На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты ( земля, вода, недры. Растительный и животный мир ), имеющие природоохранное, научное, эколого- просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Государственные природные заповедники являются природоохранными учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Земля, вода, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование ( владение ) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами.
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники.
Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота. Одна из основных задач заповедника: осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов. На прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников:
На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном заповеднике.
Выше перечисленными нормами установлено, что земля, на которой расположен заповедник, находится в пользовании государственного заповедника и полностью изымается из хозяйственного использования. Переход прав пользования землёй к другим лицам не допускается.
Следовательно, агрофирме не мог быть выделен земельный участок, принадлежащий заповеднику и участок, расположенный в охраняемой зоне, и, соответственно, организация не имела права производить посадку картофеля на территории заповедника.
2). Поскольку на территории заповедника, согласно ФЗ от 24. 04. 95 года № 52 ФЗ « О животном мире», должны соблюдаться такие правила, как:
Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
При осуществлении различных видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
Независимо от видов особо охраняемых природных территорий в целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного мира, выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненных циклов. На защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира.
Следовательно, на территории заповедника, в охраняемой зоне, прилегающей к государственному заповеднику, запрещена деятельность, в том числе хозяйственная, оказывающая и влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение их размножения и проч.
Между тем, из условия задачи можно сделать вывод, что деятельность агрофирмы по размещению посадок картофеля, по которым не должны перемещаться животные, влечёт ограничение свободы миграции животных заповедника.
Я считаю, что суд при рассмотрении иска дирекции агрофирмы, руководствуясь вышеизложенным, должен установить следующее:
Земля находится в пользовании заповедника, в соответствии с законодательством, агрофирма производила посадку картофеля не на отведённом для этих целей земельном участке.
Государственный заповедник создан для сохранения среды обитания диких животных. Он не несёт ответственности за поведение диких животных.
Суд должен вынести решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
7.Список литературы.
1. Боголюбов С. А. Референдумы по экологически значимым проектам. М., 1998 год
2. Бринчук М. М. Экологическое право. М., Юристъ, 1998 год.
3. Ерофеев Б. В. Экологическое право России. М., 1999 год.
4. Овсянко Д. М. Административное право. М., Юристъ, 1999 год.
5. Петров В. В. Экологическое право России. М., Бек, 1995 год.