Полный текст:
Национальное равноправие в России
Национальное равноправие является одним из основополагающих принципов конституционализма и демократии. В тексте Конституции Российской Федерации 1993 г. понятие «равноправие» встречается неоднократно, устанавливая важные принципы отношений между людьми и народами Российской Федерации. Понятие равноправия выражается различными юридическими формулировками. В преамбуле Конституции, например, сказано, что многонациональный народ Российской Федерации, принимая свою Конституцию, «исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов». Эта формулировка означает не только признание равноправия народов, но и указывает, что народы самостоятельно определяют пути своего развития, действуя через соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления и общественные организации[1].
Из текста и смысла ст. 3 Конституции РФ следует, что в этой статье имеются в виду не отдельные народы как этнические общности, а именно российский многонациональный народ, который включает в свой состав все народы, проживающие на территории Российской Федерации. Вместе с тем само понятие многонационального народа предполагает, что он состоит из ряда народов – этнических общностей. Именно они имеются в виду в ст. 5 Конституции, устанавливающей, что равноправие и самоопределение народов является одной из основ федеративного устройства страны[2].
Конституция РФ полностью отрицает возможность противопоставления национального начала в правах человека всем иным его правам, установленным в главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина», а также во всех иных правовых актах. В ч. 2 ст. 19 Конституции категорически установлено: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности», т.е. по тем признакам, которые входят в большинство определений понятия народ как этнической общности.
В ряде статей главы 3 Конституции "Федеративное устройство" иногда прямо, иногда опосредованно определяются права народа как отдельного этноса. Характерны в этом отношении нормы, содержащиеся в ст. 68 Конституции. В ее части 2 предусмотрено право республик в составе Российской Федерации "устанавливать свои государственные языки", употребляемые наряду с государственным языком Российской Федерации (русским). Из этого следует, что в республиках в составе Российской Федерации наряду с русским народом проживают другие народы, которым республиканские органы государственной власти дают возможность использовать родной им язык и в государственно - правовых отношениях наряду с государственным языком Российской Федерации.
Включение данной нормы в Конституцию обусловлено, прежде всего, тем, что наличие родного, как бы общего для данного народа языка имеет решающее значение для выделения народа в особый этнос. Значение родного языка для каждого народа настолько существенно, что Конституция Российской Федерации гарантирует всем народам, а не только тем из них, численность которых весома в республиках в составе Российской Федерации, право "на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития".
Если норму о родном языке рассматривать в совокупности с другими конституционными нормами, то можно констатировать, что российская Конституция не только не создает каких-либо препятствий утверждению национального начала в обществе, но и образует правовую базу для сохранения и развития всех народов, проживающих на территории страны. Более того, Конституция Российской Федерации гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами международного права и международными договорами Российской Федерации. В ст. 69 Конституции Российской Федерации права предоставляются именно коренным малочисленным народам и только лицам, к ним принадлежащим[3].
Провозглашенное в Конституции Российской Федерации равноправие граждан, реализуемое, в частности, в процессе формирования федеральных органов государственной власти, обусловливает и равноправие входящих в ее состав субъектов и их органов государственной власти. Неравноправие субъектов Российской Федерации означало бы, что находящиеся на территории различных субъектов Российской Федерации граждане также неравноправны, что, как это следует из всего предыдущего изложения, неминуемо вступило бы в противоречие с принципом равноправия граждан Российской Федерации - одним из основополагающих положений нашего государства как государства демократического[4].
Несмотря на существенные трудности и подчас недостаточную последовательность развития общества и действий государства, общая их направленность на обеспечение национального равноправия не вызывает сомнений.
[1] Василевич Г.А. Национальное равноправие - важнейший фактор стабильного развития государства // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран. Материалы науч. конф. (Москва, 27-28 апреля 2000 г.). М., 2001. С. 23-41.
[2] Общая теория государства и права. Т. 3. М., 2001. С. 6, 74.
[3] Васильева Л.Н. Международное право и законодательство Российской Федерации о праве граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения // Журнал российского права. 2001. N 3. С. 12-14.
[4] Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос в государственном устройстве России. М., 2000. С. 46-47.