Полный текст:
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Общие положения о рекламе. 5
1.1. Понятие рекламы.. 5
1.2. Требования к рекламе. 20
Заключение. 57
Библиография. 61
Нормативно-правовые акты.. 61
Акты судебных органов. 63
Использованная литература. 64
Введение
«Правовое регулирование ненадлежащей рекламы» - одна из актуальных тем в последнее время.
О ее важности и актуальности свидетельствует то, что проблемы правового регулирования общественных отношений в сфере рекламной деятельности в настоящее время являются предметом пристального внимания со стороны юридической науки, т.к. создание условий для добросовестной конкуренции и обеспечение права потребителей на получение точной и достоверной информации являются одними из основных задач правового регулирования отношений в области экономики. Успешное решение этих двух задач невозможно без точной квалификации ненадлежащей рекламы.
Таким образом, нормальное функционирование рыночных отношений и развитие конкуренции невозможно без рекламы, которая призвана способствовать продвижению на рынок товаров, работ и услуг и тем самым обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность. Без рекламы невозможно представить нормальное развитие современных экономических отношений, связанных в первую очередь с массовым производством и объемом потребления. Интенсивность и организационная сложность предпринимательских отношений напрямую связана с дальнейшим развитием рекламной деятельности.
Изучение выбранной темы является также актуальным в связи с принятием новых Законов «О защите конкуренции» от 26 октября 2006г. и «О рекламе» от 13 марта 2006г., которые знаменовали собой новый этап в развитии конкурентных отношений и требуют пристального внимания.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в случаях использования ненадлежащей рекламы для получения преимуществ на рынке определенного товара.
Предмет исследования – нормы права, закрепляющие формы недобросовестной конкуренции и устанавливающие меры ответственности за ненадлежащую рекламу.
Цель работы – проанализировать институт ненадлежащей рекламы. Указанная цель обусловила следующий круг задач, подлежащих разрешению:
1. дать общую характеристику рекламы;
2. раскрыть общие требования к рекламе;
3. изучить понятие и сущность недобросовестной конкуренции;
4. исследовать ненадлежащую рекламу как одну из форм недобросовестной конкуренции;
5. привести виды ненадлежащей рекламы;
6. выявить особенности применения мер ответственности за нарушения законодательства о рекламе.
Теоретическую основу работы составили труды таких авторов как В.И. Еременко, С.А. Паращук, С.И. Шевердяев, Е.А.Шестобитов и ряда других, посвященные рассматриваемой проблеме.
Глава 1. Общие положения о рекламе
1.1. Понятие рекламы
Встречаются, самые различные толкования понятия «реклама». В Федеральном законе «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ существует даже ее юридическое определение. Однако нужно помнить, что это определение применимо только в тех случаях, когда необходимо определить нарушен этот закон или нет.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона «О рекламе» - реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассмотрим историю становления регулирования рекламной сферы.
Попытки регулирования рекламной сферы начались в 1991г. с принятием Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Ст.10 этого Закона устанавливала ответственность за недобросовестную конкуренцию, в том числе ответственность хозяйствующего субъекта за некорректное сравнение производимых товаров с товарами других хозяйствующих субъектов. Кроме того, в этой же статье устанавливалась ответственность хозяйствующего субъекта за введение потребителей в заблуждение относительно свойств товара. В настоящее время эти вопросы регулируются ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ.
В декабре 1991г. был принят Закон РСФСР «О средствах массовой информации»[1], который указывал на недопустимость злоупотребления свободой слова и устанавливал ответственность за распространение недостоверной информации.
7 апреля 1992 года вступил в силу Закон РФ «О защите прав потребителей». Закон установил требования к информации о товарах, работах, услугах, которая должна доводиться до потребителей, а также ввел ответственность за нарушение прав потребителей на информацию. С принятием этого закона потребители получили прекрасный способ защиты от недобросовестных продавцов.
Некоторые общие требования к рекламе содержатся и в Конституции РФ, которая запрещает пропаганду и агитацию, возбуждающую ненависть и вражду, пропаганду какого-либо превосходства, злоупотребление свободой массовой информации, а также экономическую деятельность, направленную на недобросовестную конкуренцию монополизацию рынка.
В 1994г. по стране прокатилась волна банкротств финансовых компаний. Сотни тысяч пострадавших вкладчиков осаждали здания государственных учреждений с требованиями возвратить деньги. Они упрекали государство в отсутствии специального законодательства о рекламе в финансовой сфере. Чтобы как-то уменьшить напряженность, 10 июня 1994г. были приняты Указы Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы»[2] и «О защите прав инвесторов». Однако этого было явно недостаточно для предотвращения распространения недобросовестной рекламы.
В это время уже существовало несколько проектов Закона «О рекламе» Более полутора лет между различными государственными ведомствами и специалистами рекламного дела велись споры о необходимости принятия специального нормативного акта, регулирующего рекламу. Разработка закона проходила под пристальным вниманием средств массовой информации, что отражалось в их многочисленных публикациях, других материалах на данную тему.
Итак, 18 июля 1995г. Закон РФ «О рекламе»[3] был подписан Президентом РФ. Закон посвящен коммерческой и социальной рекламе. Политическая реклама исключена из сферы регулирования данного закона.
В настоящее время действующим является Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ в редакции от 21.07.2007г.
Далее следует рассмотреть проблему о соотношении рекламы и информации.
Следует согласиться с тем, что понятие информации до конца не выработано современной наукой[4] и до настоящего времени не получило однозначной трактовки ни в философской, ни в юридической литературе[5]. Не останавливаясь на исследовании каждого из имеющихся понятий, укажем на концептуальные подходы к определению содержания понятия «информация».
Под информацией обычно понимают:
а) сведения;
б) деятельность;
в) материалы[6].
Информация ни коим образом не может быть сведена к материалам или материальным носителям, хотя бы потому, что ее отличительным признаком является физическая неотчуждаемость[7].
Информация - это сведения. Но, информация, как объект общественных отношений характеризуется коммуникативностью. Только распространяемые и получаемые в процессе социального общения данные могут являться объектом общественных отношений.
В связи с этим, представляется обоснованным вывод С.Н. Шевердяева о том, что «объектом общественных отношений может являться только социальная информация, выражающая знания и ценности человеческого общества, а не элементарная или биологическая информация»[8]. С той только оговоркой, что говорить в этом случае необходимо не об информации, а об информационных данных. Но если они не передаются от человека к человеку, то не становятся объектом общественных отношений.
В этой связи предпочтительней выглядит позиция А.Е. Шерстобитова, который считает, что «понятие информации должно трактоваться как сообщение, содержащее комплекс сведений (данных) об определенном объекте или его свойствах, а также о явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе»[9]. Безусловно понятие «сообщение», через которое дано определение информации ослабляет деятельный момент в ее характеристике[10], но в целом сохранит его[11].
Именно такой подход правильно выражает «интенсивное начало, характерное для информации»[12]. Информация является деятельностью по сообщению определенных данных[13].
Это могут быть данные о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах.
В соотношении содержания данного понятия с содержанием понятия рекламных данных можно отметить, что оно шире понятия рекламных данных, так как может охватывать и данные, например, о результатах встречи глав государств, состоянии здоровья политического лидера, результатах спортивных мероприятий, криминогенной ситуации в том или ином населенном пункте, курсе валют, и пр.
В науке неоднократно предпринимались попытки обойти данную проблему. Одни авторы выделяют рекламу в широком и узком смысле[14]. Другие, понятие «реклама» и «рекламная информация» отождествляют и рассматривают как синонимы[15].
Но и в том, и в другом случае происходит смешение содержаний данных понятий, что не только не решает проблему по существу, но и затрудняет это.
Представляется, что реклама является деятельностью, посредством которой распространяются рекламные данные.
Очевидно, что понятие рекламы весьма близко к понятию информации, но вместе с тем имеет и отличительные особенности.
Так, Е.В. Павловец исследовав соотношение данных понятий указала, что их отличие можно провести по следующим критериям:
«во-первых, по сфере (области) применения – маркетинговые коммуникации применяются при рыночных отношениях;
во-вторых, по характеру волеизъявления – добровольный характер рекламной информации;
в-третьих, по направленности рекламного воздействия – на неопределенный круг лиц (или точнее: на неопределенный круг лиц – субъектов возможного «рекламируемого» правоотношения);
в-четвертых, по цели распространения рекламной информации - формировать или поддерживать интерес к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний»[16].
В целом можно согласиться с предложенными подходами к отграничению данных понятий, но некоторые из них требуют дополнения, некоторые раскрытия, а некоторые уточнения.
Так, во-первых, некорректным является указание на то, что маркетинговые коммуникации применяются при рыночных отношениях, поскольку непонятно какие именно имеются в виду отношения, законодательное и научное определение такой разновидности отношений как рыночные, отсутствует.
А в исследуемом аспекте понятие рыночных отношений требует раскрытия, поскольку неясно были ли рыночные отношения в советский период, когда реклама, с известными оговорками, также существовала и развивалась.
Во-вторых, добровольный характер имеет не рекламная информация, а скорее деятельность по распространению рекламных данных, т.к., сведения не могут иметь добровольный характер. Он может быть присущ только деятельности.
В-третьих, при характеристике данных понятий (информации и рекламы) не учтен деятельный аспект.
Ю.В. Черячукин полагает, что понятие информации, используемое в определении рекламы не полностью соответствует позиции иностранных исследователей и актам Европейского Союза. Такое несоответствие он видит в отсутствии в определении указания, что информация, представляет собой не только сведения, но и представления[17].
Данное мнение видится необоснованным, т.к., во-первых, понятие «представление», по мнению Ю.В. Черячукина, шире понятия «сообщение». Но, при этом, в понятии рекламы он указывает на информацию, в скобках раскрывая ее как сведения и представления, что не согласуется с его утверждением, указанным выше.
Во-вторых, широта понятия «представление» объясняется им в том, что оно включает и умолчание о той или иной информации в рекламе. Другими словами, можно предположить ситуацию, когда реклама будет содержать только умолчание об информации, но не саму информацию. Т.е. рекламой можно будет признать пустой рекламный щит, содержащий умолчание о какой-либо информации, что само по себе абсурдно.
В-третьих, отсутствие предлагаемой им оговорки о том, что информация может быть выражена в форме «представления» не является существенным и позволяет правоприменительным органам и без того, с использованием имеющейся терминологии решать вопросы, связанные с умолчаниями в рекламе, пример чему привел и сам Ю.В. Черячукин[18].
В-четвертых, умолчание, в актах Европейского Союза, является значимым для определения ненадлежащей рекламы. А, следовательно, относится не к правомерной информации, а к требованию отсутствия такого умолчания, предъявляемого к рекламе.
И, наконец, видится необоснованным безоговорочное апеллирование к зарубежным источникам, хотя бы потому, что русский язык весьма богат и своеобразен.
Значение того или иного слова в разных языках неодинаково. Применять к понятию «информация» в русском языке понятие «представление», употребляемое в иностранном языке как минимум некорректно.
Сказанное позволяет определить информацию как понятие более широкое по своему содержанию, нежели понятие реклама.
И здесь можно вспомнить выражение В.И. Иванова о том, что «реклама – всегда информация, но информация не всегда реклама»[19].
Реклама – разновидность информации. Общность этих понятий заключается в том, что оба они представляют собой деятельность по распространению определенных данных. А отличие проявляется: в области применения (реклама в предпринимательской деятельности, а информация в любой области) и соответственно в цели; в характере деятельности (добровольный в рекламе и возможно принудительный в информации); в направленности воздействия (на неопределенный круг лиц в рекламе и на всех в информации).
Рекламу в целом отличает от других форм коммуникаций как минимум три основные черты. Неличный характер обособляет рекламу от личных контактов; платность - от ряда приемов формирования благоприятного общественного мнения; четкость определения заказчика - от пропаганды, заказчик которой часто бывает скрыт от несведущего глаза.
Итак, возвращаясь к действующему определению рекламы, закрепленному на законодательном уровне, отметим следующее:
Действующее определение понятия рекламы оперирует понятием «адресована» взамен предыдущего «предназначена». Вместе с тем, следует заключить, что данная замена не поменяла смысловой нагрузки понятия «реклама».
Понятия «объект рекламирования» и «товар» являются существенными новеллами нового «Закона о рекламе». «Объект рекламирования» определен Законом как товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо любое мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама, товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, объектом рекламирования может являться все, что вызывает, поддерживает и формирует интерес и способствует продвижению этого «все» на рынке.
Интересно, что для целей налогообложения российское законодательство имеет иное определение рекламы - более правильно отражающее ее суть и более последовательное в историческом плане. Рекламой признаются все виды объявлений, извещений и сообщений, передающие информацию с коммерческой целью при помощи средств массовой информации (печати, эфирного, спутникового и кабельного телевидения, радиовещания), каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, плакатов, рекламных щитов, календарей, световых газет (бегущая строка, световая фиксированная строка), имущества физических лиц, одежды.
Реклама должна быть сделана так, чтобы непосвященный потребитель не перепутал ее со статьей независимого журналиста, репортажем и т.п. Если реклама не распознаваема как таковая без специальных знаний, то такое сообщение считается скрытой рекламой, которая запрещается российским законодательством.
Не следует относить к рекламе:
1) информацию, раскрытие или распространение которой либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом. Так, результаты розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи (в том числе стимулирующей лотереи) должны быть опубликованы в средствах массовой информации организатором лотереи в соответствии с требованиями части 5 статьи 18 Федерального закона «О лотереях».
Следовательно, публикация в средствах массовой информации результатов розыгрыша тиражной лотереи (в том числе стимулирующей) рекламой не является.
Обязанность отдельных субъектов по опубликованию (размещению) информации может быть предусмотрена и иными федеральными законами. Например, это предусматривает Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»[20], Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»[21] и др.
2) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
При этом ФАС учитывает, что информационные материалы (публикации, статьи и т.п.) о состоянии определенного товарного рынка, в которых внимание читателя преимущественно привлекается к какому-либо хозяйствующему субъекту или товару, содержат сведения, формирующие или поддерживающие интерес к данному хозяйствующему субъекту, товару, в ущерб информации об иных участниках рынка, товарах, и направленные на продвижение на рынке товара, может рассматриваться в качестве рекламы этого хозяйствующего субъекта или товара. На такие материалы распространяются требования «Закона о рекламе».
3) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[22] запрещалось совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Следовательно, сообщение органами государственной власти или органами местного самоуправления сведений рекламного характера возможно исключительно в случаях, когда возможность совмещения функций органов власти с функциями хозяйствующих субъектов установлена федеральным законом.
4) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
При разграничении рекламной и нерекламной информации, размещенной на вывесках необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»[23], сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
Указание на вывеске в месте нахождения организации профиля (вида) её деятельности - «Магазин», «Игровой клуб», «Парикмахерская», «Культурно-развлекательный центр» и т.п. - относится к обычаям делового оборота и не рассматриваться в качестве рекламы. Размещение в месте нахождения организации её наименования (в том числе не совпадающего с наименованием владельца данной организации), например, «Магазин Космос», «Культурно-развлекательный центр Метелица», «Ресторан Арбат», «Театр Сатиры», служит целям идентификации данного заведения и не может рассматриваться как его реклама. Такая информация может быть размещена на вывеске, и на неё не распространяются требования Закона о рекламе, независимо от манеры исполнения указанных вывесок.
Светодинамическое оформление входа и прилегающей территории предприятия (в том числе размещение светящихся сеток, гирлянд и тому подобного на стенах и деревьях) без указания информации о каком-либо лице, товаре, услуге, виде деятельности или ином объекте рекламирования, не подпадает под понятие рекламы и рекламой не является.
Вместе с тем, размещение на вывеске иной информации, направленной на привлечение внимания к организации (товарам), формирование или поддержание интереса к ней и ее продвижение на рынке, может рассматриваться в качестве рекламы.
Закон «О защите прав потребителей» не содержит требований к количеству вывесок, размещение которых обязательно для юридического лица. Следовательно, при решении вопроса о разграничении размещаемой на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) от рекламы, ФАС принимает во внимание её целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Так, отвечают целям обозначения места нахождения организации и на наш взгляд должны признаваться в качестве обязательной информации вывески, размещённые рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц.
Однако если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде её деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе, с учётом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Так, например, размещение крышной установки с информацией об организации на многоэтажном здании, в котором организация арендует одну комнату, следует расценивать как рекламу этой организации, поскольку такой способ размещения информации не обеспечивает обозначения места ее нахождения и преследует иные цели.
При разграничении рекламной и нерекламной информации, размещенной на дорожных указателях необходимо учитывать следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона РФ «О рекламе» распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.
Поэтому, совмещение со знаками дорожного движения рекламной информации, в том числе размещаемой на указателях, не являющихся дорожными знаками, не допускается, в том числе в случаях, когда размещение такой информации допускается правовыми актами меньшей юридической силы. Указание на знаках и указателях профиля организации - «Выставочный комплекс», «Шиномонтаж», «Аптека», «Хозтовары», «Гостиница» - без указания ее наименования не может рассматриваться в качестве рекламы.
Размещение на указателе, установленном вне места нахождения организации, ее наименования (в том числе с указанием направления движения) - «ресторан Арбат», «супермаркет Пятерочка» - служит целям идентификации данного объекта и привлечения внимания к нему и может рассматриваться как его реклама.
5) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Согласно части 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, объявления физических лиц, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, могут быть сделаны только при наличии регистрации такого физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
К объявлениям юридических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности могут быть отнесены объявления о приеме на работу, в которых могут быть указаны наименование работодателя, профиль деятельности организации и характеристика предлагаемой для трудоустройства вакансии, требования к кандидатам.
Сообщение в объявлении о приеме на работу информации об организации, не связанной с ее индивидуализацией для целей трудоустройства и направленных на привлечение дополнительного внимания к организации, может рассматриваться в качестве рекламы данной организации.
Аналогичный подход можно применить и к оценке иных объявлений юридических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
6) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке, а также любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару.
По смыслу указанных положений рекламой не является помещенная на товаре или его упаковке информация о самом товаре, его потребительских свойствах, изготовителе или продавце (импортере или экспортере) товара, средствах их индивидуализации, в том числе информация обязательная к размещению на товаре в соответствии с Законом «О защите прав потребителей»[24], а также любая иная информация, независимо от манеры ее исполнения. Исключением из правила является информация, относящаяся к другому товару, если она отвечает законодательному понятию рекламы.
7) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
При оценке упоминания о товаре (изготовителе, продавце) в произведении науки, литературы или искусства, антимонопольный орган учитывает характер такого упоминания, его контекст и соотношение с сюжетной линией произведения. При необходимости вопрос о наличии либо отсутствии рекламного характера в таком сообщении может быть разрешен с учетом мнения общественных объединений, экспертных советов, заключений специалистов.
Таким образом, чтобы информация признавалась рекламой в соответствии с действующим законодательством РФ, она должна быть:
- информацией о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях;
- предназначена для неопределенного круга лиц;
- призвана формировать и поддерживать интерес к определенному объекту, и продвижению данного объекта на рынке;
- способствовать реализации объекта.
……………
Заключение
И в заключении, обобщая изложенное в работе, сделаем следующие выводы:
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В современных рыночных условиях все более значимой становится проблема конкурентного соперничества различных субъектов рынка. В условиях такой борьбы подчас не только игнорируются интересы государства и хозяйствующих субъектов - конкурентов, но и нарушаются права потребителей.
Антимонопольное законодательство устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию, что позволяет найти равновесие между субъективными правами конкретного хозяйствующего субъекта и окружающих его лиц.
Частью 2 ст. 34 Конституции РФ установлен конституционный запрет на недобросовестную конкуренцию, в соответствии с которым не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Недобросовестная конкуренция может выражаться в нарушении условий конкуренции путем применения незаконных методов конкурентной борьбы.
Добросовестность хозяйствующего субъекта выражается в первую очередь в его правомерном поведении, однако действующее законодательство не содержит четкого разграничения между недобросовестностью и противоправностью.
Недобросовестная конкуренция представляет собой одну из форм злоупотребления правом, выражающуюся в противоправном поведении субъекта рыночных отношений, который посредством недозволенных законом или противоречащих обычаям делового оборота форм реализации своего субъективного права создает помехи в осуществлении его конкурентами своих предпринимательских прав или наносит ущерб потребителям.
Недобросовестная конкуренция может осуществляться посредством распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, т.е. одной из форм недобросовестной конкуренции является ненадлежащая реклама.
Недобросовестная конкуренция может быть выражена в форме введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Недобросовестная конкуренция может выражаться в форме некорректного сравнения хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами. Данная форма чаще всего прослеживается в рекламе.
Недобросовестная конкуренция - это не разновидность конкуренции вообще, а один из видов нарушений конкурентного законодательства, один из возможных вариантов неправомерных действий. В отличие от соглашений, сговоров, злоупотреблений доминирующим положением он обладает существенной особенностью: принимается во внимание не только нарушение законодательства, но и прежде всего нравственных норм - норм добропорядочности, разумности, справедливости, а также обычаев делового оборота.
Ненадлежащая реклама представляет собой одну из форм недобросовестной конкуренции.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности практически каждая коммерческая организация прибегает к рекламе своих товаров, работ, услуг.
В связи с этим возникает необходимость защиты государством прав и законных интересов хозяйствующих субъектов - конкурентов, потребителей рекламы, четкого законодательства о рекламе и верного его понимания и применения всеми участниками рекламных отношений.
Кардинальные изменения в экономическом устройстве Российской Федерации вызывают неизбежность совершенствования законодательства в предпринимательской сфере. Государство должно устанавливать правовые рамки функционирования субъектов предпринимательской деятельности в единстве с осознанием необходимости дальнейшего развития конкуренции на финансовых и товарных рынках, недопущения фактов недобросовестной конкуренции.
В современных экономических условиях данное направление законодательства должно стать одним из приоритетных.
Меры против недобросовестной конкуренции могут приниматься не только на общегосударственном, но и на муниципальном уровне. Целесообразно привлечение местной администрации.
Таким образом, мероприятия по защите от недобросовестной конкуренции весьма важны, их воздействие на товарный и финансовый рынок существенно.
Однако нельзя допускать, чтобы борьба с вышеописанными отклонениями приводила к разрушению среды товарного и финансового рынка, напротив, следует укреплять ее. Тем более что сегодня основной упор все чаще переносится с прямого вмешательства в структуру отрасли, например принудительного дробления фирм, на меры, направленные на всемерную активизацию конкуренции. Комплекс средств, нацеленных на укрепление и развитие конкуренции, достаточно широк и поэтому формирует отдельное направление государственного регулирования.
Таким образом, в последнее время важное значение приобретает развитие норм ответственности за ненадлежащую рекламу.
Библиография
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.// Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ //СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая //СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 1996. № 5. Ст. 410.
4. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» //СЗ РФ. 2006. № 12 ст. 1232.
5. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» //СЗ РФ. 2006. № 31 (ч.1). Ст. 3434.
6. Федеральный закон от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» //Российская газета. 2006. 29 июля.
7. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» № 171-ФЗ от 22.11.1995, //Собрание законодательства РФ. -1995. -№ 48. -Ст. 4553
8. Федеральный закон от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»
9. Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 02.11.2007) «О банках и банковской деятельности»
10. Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ (ред. от 06.12.2007) «О лицензировании отдельных видов деятельности»
11. Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности благотворительных организаций».
12. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
13. Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 25.10.2007) «О защите прав потребителей»
14. Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 «О утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» //СЗ РФ. 2006. № 35. ст. 3758
15. Приказ ФАС России от 22 марта 2006г. № 56 «О создании экспертного совета по применению антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции при Федеральной антимонопольной службе».
16. Приказ ФАС РФ от 22.09.2006 № 243 «Об утверждении форм процессуальных документов и об организации работы по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 49. 2006.
17. Постановление Правительства г. Москвы от 18 мая 1999г. № 442 «Правила размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве» //СЗ РФ. 1999. № 49. Ст. 6059.
Акты судебных органов
18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».
19. Постановление Президиума ВАС РФ от 27 мая 1997г. № 1489/97.
20. Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003г. № 508-О //Вестник Конституционного Суда РФ. № 3. 2004.
21. Определение Конституционного Суда РФ от 5 октября 2000г. № 215-О. //Вестник Конституционного Суда РФ. № 2. 2001.
22. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.12. 1998г. № 813/98
23. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» //Вестник ВАС РФ. № 2. 1999.
24. Письмо ВАС РФ от 25.12.1998 № 37
25. Письмо Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 . № 37
26. Постановление Президиума ВАС РФ от 27 мая 1997г. № 1489/97
Использованная литература
27. Белоусова Е.Г., Василенкова И.И. Правовое регулирование рекламной деятельности: Комментарии и законодательство. М., 2005.
28. Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама /Пер. с англ. Тольятти, 2005.
29. Веселов С. Российский рекламный рынок в мировой рекламной индустрии // Российский рекламный ежегодник. 2004.
30. Власенко Н.А., Климентьева Н.А. Технико-юридическое качество законодательства о рекламе (к методологии исследования) // Реклама и право. 2005. № 2(5). .
31. Власов Е. Новый закон о рекламе. Ограничение прав и свобод //Двойная запись. № 5. 2006.
32. Вольдман Ю.В. Комментарий к Закону РФ «О рекламе». М., 2006.
33. Воронин В. Новый закон о рекламе //Практическая бухгалтерия. N 8. 2006.
34. Головин А.Ю. Правовое регулирование рекламы в гражданском праве: дисс.: канд. юрид. наук. М., 2005.
35. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Научно-практический комментарий /Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин. М., 2006.
36. Гражданское право. Ч. 1: учебник /Под ред. Ю.К. Толстого, А.Л. Сергеева. М., 2005.
37. Евстафьев В.А. Актуальные проблемы российского рекламного рынка //Российский рекламный ежегодник. 2006.
38. Еременко В.И. Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции в зарубежных странах. М.: ВНИИПИ, 2007.
39. Еременко В.И. Комментарий к новому Федеральному закону «О рекламе» //Адвокат. № 5. 2006.
40. Еременко В.И. Пресечение недобросовестной конкуренции в Российской Федерации // Государство и право. 2005. № 1.
41. Завидова С.С., Крючкова П.В., Павловец Е.В., Сорк Д.М., Янин Д.Д. Российское законодательство о рекламе: Практический комментарий. М., 2007.
42. Иванов В.И. Правовые проблемы рекламы. Дисс. на соискание уч. степени к.ю.н. М., 2002.
43. Информационное право: учебник /Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб., 2004.
44. Копылов В.А. О модели гражданского оборота информации //Журнал российского права. 2006. № 9.
45. Кузнецова О.Б. Правовое регулирование отношений возникающих в области рекламы: афтореф. дисс.: канд. юрид. наук. М., 2005.
46. Лебедева Н.Н., Дацюк О.П. Правовые аспекты интернет-рекламы //Право и экономика. № 1. 2007.
47. Лисецкий Р.М. Административная ответственность за нарушения законодательства о рекламе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2005.
48. Лопатин В.Н. Основы теории информации. Предпосылки формирования информационного права. В кн.: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник/Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб., 2005.
49. Малеина М.Н. Право на рекламу // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2002. № 1.
50. Маркина М.В. Новации Закона о рекламе //Главбух. Отраслевое приложение «Учет в торговле». № 4. 2006.
51. Медянкова Е.В. Правовое регулирование рекламной информации. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
52. Метелева Ю.А. Защита деловой репутации при ненадлежащей рекламе //Право и экономика. № 6. 2006.
53. Мишулин Г.М. Правовое регулирование рекламы: периодизация процесса формирования нормативно-правовой базы //Реклама и право. 2006. № 2.
54. Некрасова И.В. Правовое регулирование рекламы //Адвокат. № 7. 2007.
55. Нечуй-Ветер В.Л. Основания возникновения обязательств по оказанию рекламных услуг /Сборник законодательных и иных правовых актов и документов о рекламе /Отв. ред. д.ю.н., профессор Г.А. Свердлык. М., 2004.
56. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразиологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М., 2007.
57. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2006.
58. Орлова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» //Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. № 8. 2006.
59. Павловец Е.В., Завидова С.С. и др. Российское законодательство о рекламе: Практический комментарий. М., 2005.
60. Павловец Е.В. Проблемы правового регулирования отношений в сфере коммерческой рекламы в России и США: сравнительный анализ. Автореф. дисс. на соискание уч. степени к.ю.н. М., 2006.
61. Паршуков А.В. Понятийный аппарат нового закона о рекламе //Реклама и право. 2006. № 2
62. Паращук С.А. Недобросовестная конкуренция: содержание и правовые средства ее пресечения. М., 2005.
63. Пастушенко Е.Н. Цели и функции административной ответственности //Правоведение. 2004. № 3.
64. Петров Д.А. Некоторые вопросы привлечения к административной ответственности за ненадлежащую рекламу банковских услуг //Юридическая работа в кредитной организации. № 1. 2006.
65. Погосян Е. Запрещенная реклама //Расчет. № 1. 2007.
66. Пузыревский С.А. Государственный контроль соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе //Российский рекламный ежегодник. 2006.
67. Разумова И. Скрытую рекламу под запрет //эж-ЮРИСТ. № 24. 2006.
68. Рожков И.Я. Реклама: планка для «профи», М., 2007.
69. Романов А.А. Закон и индустрия скрытой рекламы //Реклама и право. 2006. № 2
70. Самощенко И.С., Фарухшин М.Х. Ответственность по законодательству. М., 2002.
71. Свердлыг Г.А., Нечуй-Ветер В.Л. Основные вопросы обязательств по оказанию рекламных услуг. М., 2004.
72. Свердлык Г.А. Сборник законодательных и иных правовых актов и документов о рекламе. М., 2005.
73. Страунинг Э.Л. Правовые признаки рекламы //Закон. № 12. 2006.
74. Ткачева Т.Н. Формы недобросовестной конкуренции: сб. тезисов. Ч. 3, М., 2005
75. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии: Правовые аспекты регулирования. М., 2006.
76. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Рекламное дело. М., 2005.
77. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. СПб., 2005.
78. Филатова О.А. Гражданско-правовые особенности рекламы в Интернете: афтореф. дисс.: канд. юрид. наук. М., 2003.
79. Фокова Е. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе //Юрист. 2005. № 9.
80. Фомичева Л.П., Ужесточение правил размещения рекламы //БУХ.1С. № 5. 2006.
81. Черячукин Ю.В. Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации и зарубежных государствах (опыт сравнительного исследования). Дисс. на соискание уч. степени к.ю.н. Волгоград, 2006.
82. Шарпп Я. Основы гражданского права Германии: учеб. М., 2006.
83. Шаталина Л. Ненадлежащая реклама //эж-ЮРИСТ. № 33. 2006.
84. Шевердяев С.И. Проблемы конституционно-правового регулирования информационных отношений в Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
85. Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовое регулирование обязательств по передаче информации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
86. Янин Д. Реклама. Новые правила игры //Спрос. 2006. № 5.
[1] Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 (ред. от 24.07.2007) «О средствах массовой информации»
[2] Указ Президента РФ от 10.06.1994 №1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» - утратил силу
[3] ФЗ от 18.07.1995 №108-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «О рекламе» - утратил силу 01.07.2006
[4] Шевердяев С.Н. Проблемы конституционно-правового регулирования информационных отношений в Российской Федерации. Автореф. дисс. на соискание уч. степени к.ю.н. М., 2005. С.9.
[5] Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовое регулирование обязательств по передаче информации. Автореф. дисс. на соискание уч. степени к.ю.н. М., 2002. С.14.
[6] Головин А.Ю. Прававае регулирование рекламы в гражданском праве. Дисс. на соискание уч. степени к.ю.н. М., 2005. С.22.
[7] Копылов В.А. О модели гражданского оборота информации//Журнал российского права. №9. 2006. С. 68
[8] Шевердяев С.Н. Проблемы конституционно-правового регулирования информационных отношений в Российской Федерации. С.10.
[9] Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовое регулирование обязательств по передаче информации. С.14.
[10] Лопатин В.Н. Основы теории информации. Предпосылки формирования информационного права. В кн.: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник/Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб., 2005. С.35.
[11] Сообщение определяется в одном из его значений как уведомление, извещение, доведение до сведения (см.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразиологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М., 2007. С.747).
[12] Лопатин В.Н. Основы теории информации. Предпосылки формирования информационного права. С.35.
[13] Представляется, что понятие «данные» является родовым понятием по отношению к понятию «сведения» и определяется через него (см.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С.151).
[14]Завидова С.С., Крючкова П.В., Павловец Е.В., Сорк Д.М., Янин Д.Д. Российское законодательство о рекламе: Практический комментарий. М., 2007. С.12; Черячукин Ю.В. Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации и зарубежных государствах (опыт сравнительного исследования). Дисс. на соискание уч. степени к.ю.н. Волгоград, 2006. С.10; Павловец Е.В. Проблемы правового регулирования отношений в сфере коммерческой рекламы в России и США: сравнительный анализ. Автореф. дисс. на соискание уч. степени к.ю.н. М., 2006. С.17-18; Медянкова Е.В. Правовое регулирование рекламной информации. Дисс. на соискание уч. степени к.ю.н. М., 2002. С.20; Головин А.Ю. Правовое регулирование рекламы в гражданском праве. Дисс. на соискание уч. степени к.ю.н. М., 2002. С.21.
[15] Вольдман Ю.Я. Комментарий закона Российской Федерации «О рекламе». М., 2006. С.17; Белоусова Е.Г., Василенкова И.И., Давыдова С.А., Кобзарь С.Н., Коковихин Ю.В., Кузнецова О.Б., Пузыревский С.А., Фонарева Н.Е. Правовое регулирование рекламной деятельности: Комментарии и законодательство. М., 2004. С.14 и далее; Медянкова Е.В. Правовое регулирование рекламной информации. Дисс. на соискание уч. степени к.ю.н. М., 2005. С.4 и далее.
[16] Павловец Е.В. Проблемы правового регулирования отношений в сфере коммерческой рекламы в России и США: сравнительный анализ. Автореф. дисс. на соискание уч. степени к.ю.н. М., 2004. С.18.
[17] Черячукин Ю.В. Проблемы правового регулирования рекламной деятельности в России и зарубежных государствах. Автореф. дисс. на соискание уч. степени д.ю.н. Ростов-на-Дону. 2004. С.17.
[18] Черячукин Ю.В. Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации и зарубежных государствах (опыт сравнительного правоведения). Дисс. на соискание уч. степени к.ю.н. Волгоград, 2006. С.25-27.
[19] Иванов В.И. Правовые проблемы рекламы. Дисс. на соискание уч. степени к.ю.н. М., 2002. С.26-27. Данное утверждение правомерно несмотря на то, что автор иначе определял понятия рекламы и информации.
[20] Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 (ред. от 24.07.2007) «О средствах массовой информации»
[21] Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 25.10.2007) «О защите прав потребителей»
[22] ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»
[23] Письмо ВАС РФ от 25.12.1998 № 37
[24] Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 25.10.2007) «О защите прав потребителей»