Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Инфляция и антиинфляционная политика

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Инфляция и антиинфляционная политика
  • Предмет:
    Эктеория
  • Когда добавили:
    09.08.2010 15:03:59
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    ВВЕДЕНИЕ
      Инфляция - сложное явление, характерное для стран с рыночной экономикой. Инфляция – неизбежный спутник долгосрочного развития экономики с гибкими ценами. Поддержание уровня полной занятости без инфляции – цель государственного регулирования рыночной экономики.  
    Инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения или полного уничтожения  требует больших сил и материальных затрат.
    Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.
    Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами.
    Не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей.
     
     
    ГЛАВА1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ
      Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.
    Инфляцией считается превышение количества денег, находящихся в обращении, по отношению к стоимости товаров и услуг (при данной скорости оборачиваемости денег), приводящее к их обесценению.[1]
      Инфляция, несмотря на то, что она проявляется в росте цен, является сложным социально-экономическим явлением, и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы, цены на товары и услуги могут изменяться вследствие различных причин, таких как сезонные колебания рынка, изменения конъюнктуры, монополизацией рынка, рост производительности труда, государственного регулирования, введение новых ставок налогов, внешнеэкономические воздействия, стихийные бедствия и т.д. 
    Причины инфляционного роста цен:
    1.Диспропорциональность или несбалансированность государственных доходов  и расходов. Эта несбалансированность выражается в дефиците государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, то это приводит к росту массы денег  в обращении и, следовательно, к росту цен.
    2. Особенно инфляционно опасным являются инвестиции в военной области. Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели ведет не только к потере национального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов госбюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого выпускаются бумажные деньги.
    3. Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией с изменением структуры рынка в ХХ веке. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции. Структура современного рынка в значительной степени напоминает олигополистическую. А олигополист имеет возможность в известной степени влиять на цену.
    Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении “гонки цен”, а также, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров).  Не желая “испортить” свой рынок снижением цен, монополисты и олигополисты препятствуют росту эластичности предложений  товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополии поддерживает длительное  несоответствие спроса и предложения.
    4. Рост “открытости” экономики страны, втягивание ее в мирохозяйственные связи, вызывает опасность “импортируемой” инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие  “внешнего” повышения цен на импортируемые товары.
    5. Одной из причин инфляции, имеющей особое значение в нашей стране - это, так называемые, инфляционные ожидания. Инфляционные ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающий характер инфляции.  Так, население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработной платы.
    Помимо основных существуют также альтернативные концепции инфляции. К ним относят инфляцию спроса и инфляцию издержек
    Виды и типы инфляций
    1) Инфляция спроса.
    Это явление нарушения равновесия между  спросом и предложением в сторону спроса. Причиной такого смещения может быть увеличение государственных заказов (к примеру, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и практически полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности населения (рост заработной платы) в результате активных действий профсоюзов.
    В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к  количеству товаров; повышаются цены. В ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут увеличить предложение товаров в ответ на увеличение спроса.
    2) Инфляция издержек.  Это явление выражается в росте цен вследствие роста издержек производства.
    Причины:
    - олигополистическая практика ценообразования,
    - экономическая политика государства,
    - рост цен на сырье и т.д.
    На практике нелегко отличить один существующий тип инфляции от другого, они тесно взаимодействуют, поэтому рост заработной платы, например, может выглядеть и как инфляция издержек. Необходимо отметить, что ни в одной экономически развитой стране во второй половине ХХ в. полная занятость, свободный рынок или же стабильность цен в течение длительного времени не наблюдались. Цены росли непрерывно, а с конца 60-х годов - и даже в периоды экономических спадов и застоя, когда недогрузка производства могла доходить до значительных размеров такое явление получило название стагфляции, что означает инфляционный рост в условиях стагнации, застоя производства, экономического кризиса.[2]
      Принято выделять несколько типов инфляции:
    1. Ползущая инфляция.
    Это инфляция, темпы роста цен, в условиях которой не превышают 10% в год. Такую инфляцию современная экономическая теория рассматривает как благо для экономического развития, а государство - как субъект проведения эффективной экономической политики. Ползущая инфляция позволяет корректировать цены в соответствии с изменяющимися условиями производства и спроса.
    2. Галопирующая инфляция.
    Для нее характерен темп роста цен от 20% до 200% в год. Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой рост цен.
    3. Гиперинфляция.
    Для гиперинфляции характерен неограниченный рост количества денег в обращении и уровня цен. В условиях гиперинфляции наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества. Разрушается национальное хозяйство.
    Существует также подавленная инфляция, при которой рост цен может и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в различного рода дефицитах. Подавление инфляции, т.е. полный контроль над ценами и доходами, без устранения причин инфляции, негативно сказывается на развитии рыночных отношений. 
    Инфляция может быть сбалансированной, т.е. рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту цен, возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами. Противоположным случаем является несбалансированная инфляция, которая представляет собой различные темпы роста на различные товары.   Различают также ожидаемую и неожидаемую инфляцию.
    В первом случае можно прогнозировать инфляцию на какой-либо период, или она планируется правительством страны. Во втором случае происходит резкий скачок цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системы налогообложения. Внезапный скачок цен в нормально функционирующей рыночной экономике, где у населения отсутствуют инфляционные ожидания, не вызовет серьезных последствий, т.к. потребители, ожидая, что повышение цен - явление кратковременное, будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса. А раз уменьшается размер спроса, то начинается давление на цены в сторону их снижения. Этот экономический эффект получил название эффекта Пигу.
    Однако в экономике, где уже существуют инфляционные ожидания резкий скачок цен может вызвать резкое увеличение затрат населения на покупку товаров  и услуг, что само по себе создает трудности в экономике. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие  инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.  
     
     
    ГЛАВА2. ПОКАЗАТЕЛИ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ
    Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.
    Индексы - это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду. Обычно цены базисного периода принимаются равными 100,% а цены отчетного периода перерасчитываются по отношению к базисному.
    Существует три способа измерения инфляционных процессов: [3]
    1. Измерение с помощью индекса цен. Используется индекс цен валового национального продукта, индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления индекса берут соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг ("рыночной корзиной") выражается в процентах.
    2. Определение силы инфляционных процессов - измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия). Для вычисления темпов инфляции за год нужно вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Если темп инфляции получиться отрицательным, значит, наблюдалась дефляция (падение цен).
    3. Вычисление "по правилу величины 70". Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах.
    Для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса потребительских цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Индекс потребительских цен является наиболее широко распространенным официальным показателем инфляции.
    Темп инфляции - изменение общего уровня цен, выраженное в процентах.
    Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения цен. Необходимо разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции.
    Существует несколько индексов цен.
    u индекс потребительских цен. Он измеряет стоимость «корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров (по 70 наименованиям) в различных городах (132 города);
    u индекс розничных цен набора из 25 важнейших видов продуктов питания;
    u индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение;
    u индекс стоимости жизни - показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения).
    Стабильный и умеренный рост денежной массы, при соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство уровня цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую систему самым эффективным и выгодным образом.
     ГЛАВА3.АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством  регулированию  денежной массы.  Антиинфляционная политика насчитывает богатый  ассортимент  самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий,  программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.   Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в  ней  три общих подхода. В рамках  первого  (предлагаемого сторонниками  современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная   политика-маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои  расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются  темпы  инфляции. Однако одновременно может произойти  спад  инвестиций  и  производства,  что  может привести к застою и даже к  явлениям,  обратным  первоначально  поставленным целям, развиться безработица.   Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы   государственных капиталовложений  и  других расходов  (даже  в  условиях значительного бюджетного  дефицита),  понижаются  налоги. Считается, что  таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако  стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.   Второй  подход  рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической  теории.  На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую  ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным   правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег  в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные  мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание  занятости  путем  снижения  естественного  уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.  Пытаясь обуздать вышедшую  из-под  контроля  инфляцию,  правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен  и доходов,  главная  задача  которой  по  существу  сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не  всегда достигает объявленной цели.   Многолетний опыт борьбы с инфляцией в развитых и развивающихся странах, а также в тех, где экономика носит переходный  характер,  показывает, во-первых, необходимость осуществления смешанных антиинфляционных  программ, включающих меры как монетаристского, так и  немонетаристского плана; во-вторых, целесообразность сочетания долговременной  (стратегия)  и краткосрочной (тактика) политики.   Важнейшей частью антиинфляционной стратегии является гашение адаптивных инфляционных ожиданий. Решение этой задачи требует существования правительства, которое  придерживается  курса  на  постепенное  искоренение неуправляемой инфляции и пользуется доверием у населения.[4]   При постоянном соблюдении обещаний со стороны правительства в  течение достаточно продолжительного срока начинает  действовать так называемый эффект обновления. Это весьма эффективный элемент антиинфляционной стратегии в таких странах, как США, германия, Великобритания. Он технически прост и требует лишь твёрдости и уверенности в правильности своих действий Центрального банка и правительства. Правительство  должно  постоянно  предпринимать  шаги, способствующие укреплению механизмов рыночной системы. Среди них можно выделить следующие:u установление конкурентно-рыночного климата в стране, включая всемерную либерализацию внешней и внутренней экономической деятельности, систематический контроль за  состоянием  рынков  и  пресечение  фактов монополистического поведения;u отказ от государственных мер по поддержке  и  защите  малоконкурентных отраслей (в том числе и от международной  конкуренции), а также переориентацию усилий государства на поощрение малого бизнеса;u стимулирование диверсификации производства и продаж и т.д.   Уже с середины 70-х годов в странах Запада широко применялась  политика таргетирования,  предложенная  монетаристами  и  направленная  на введение целевых ориентиров и установление жёстких лимитов прироста  денежной массы. Она предполагает, что в качестве ключевого момента в  деле  стабилизации денежного обращения выступает контроль  над  изменением  денежной  массы  со стороны  Центрального  банка  (ЦБ).  Последний должен регулировать  её, воздействуя на денежную базу.  Однако  следует  учитывать,  что  последствия такого регулирования неоднозначны. Сокращение темпов роста денежной  массы может привести к снижению цен, особенно в условиях  монополистической структуры рынка.   Уменьшения расходов государственного бюджета можно добиться, прибегая к таким «классическим» методам кредитной политики, как  изменения  учётной ставки процента и нормы обязательных резервов. Оба метода сокращают  ресурсы коммерческих  банков и общую  ликвидность  банковской системы, что способствует «отсасыванию» лишних денег из обращения и его стабилизации.   Мероприятия  по  регулированию  учётной  ставки  обычно  сопровождаются операциями ЦБ  на  открытом  рынке,  которые  влияют  на  размеры  свободных ресурсов  банковской  системы.  Причём  наряду  с  продажей  государственных ценных бумаг ЦБ может также продавать валюту коммерческим  банкам,  с  одной стороны, с целью сокращения их кредитных возможностей, а с другой – с  целью стимулирования этих банков к инвестициям за границей.   Однако  повышение  процента  имеет  пределы,  так  как  его  следствием является сокращение инвестиционной активности и  производства. Кроме  того, высокие процентные ставки привлекают из-за границы значительные  валютные средства, что служит стимулом для развития импортируемой инфляции. Противодействие ей и ослабление влияния внешних факторов в целом – ещё  одна стратегическая задача антиинфляционной политики.   Единая антиинфляционная стратегия должна  включать  любые  неденежные элементы, оказывающие понижающий эффект на цены со стороны  предложения. Среди них стоит выделить:[5]u государственное стимулирование научно-технического прогресса и структурной перестройки производства;u переориентацию инвестиционных потоков на  секторы,  обеспечивающие товарами потребительский рынок;u демилитаризацию и конверсию военных секторов экономики.   Однако в отдельных случаях ситуация  в  экономике  требует  немедленных шагов по снижению темпов инфляции, на что направлена краткосрочная политика (антиинфляционная тактика). Используя её методы, можно  ослабить инфляционное давление на цены и подготовить экономику к более радикальным антиинфляционным мерам. Главной задачей в данном случае является сокращение инфляционного разрыва между спросом и предложением. Этого можно добиться, либо расширяя совокупное предложение без  увеличения совокупного спроса, либо снижая текущий спрос без  соответствующего  уменьшения  предложения.  В первом случае предоставляются налоговые льготы предприятиям, которые диверсифицируют производство и продажи, а также выпускают побочные товары  и оказывают дополнительные услуги.   Внушительный антиинфляционный потенциал может иметь  приватизация государственной собственности. Если её умело организовать, то  она  способна оказать положительное влияние на состояние государственного бюджета,  причём сразу по двум направлениям: с одной стороны, пополнится его доходная  часть, а с другой – ослабнет напряжение в расходной части.  Кроме  того,  появление на фондовом  рынке  акций  приватизируемых  предприятий  приведёт  к  оттоку свободных ресурсов с денежного рынка.   На начальных этапах оставить раскручивание  маховика  инфляции  спроса помогает массированный импорт потребительских товаров, а также  реализация предприятиями и государством  товарно-материальных  запасов,  скопившихся  в предыдущие годы.   Целью антиинфляционной тактики является повышение процентных ставок  по вкладам, удлинение их сроков, уменьшение  уровня  ликвидности  сбережений  в целом.  В крайних  случаях  вводится  временное  замораживание  вкладов до востребования или проводится реформа той или иной степени жёсткости.  
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     Инфляция представляет собой сложное многофакторное явление, обусловленное нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, политикой государства, политикой эмиссионных и коммерческих банков.
    В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
    По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств  производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.
    К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).
    Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
     
     
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
    1. Булатов А.С.  Мировая экономика. Учебник.  Юристъ. Москва, 2002.
    2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
    3. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П.  Экономическая теория. Учебник Москва, Инфра - М, 2003.
    4. Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки. - М.: КНОРУС, 2005.
    5. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы: Учебник. – М.: Эксмо, 2005.
    6. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/Е.Ф.Жуков, Л.М.Максимова, А.В.Печникова и др.; Под ред. академ. РАЕН Е.Ф.Жукова. - 2е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
    7. Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2003.
    8. Тарасевич Л.С. Макроэкономика. - М.: Высшее образование, 2006.
    9. Экономика: Учебник. 3е изд., перераб. и доп./Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С.Булатова. - М.: Юристъ, 2002.
    10. Усов В.В. «Деньги, денежное обращение, инфляция».  М: «Банки и Биржи», 2001.
     
     
    [1] Усов В.В.«Деньги, денежное обращение, инфляция».  М: «Банки и Биржи», 2001.
     
    [2] Булатов А.С.  Мировая экономика. Учебник.  Юристъ. Москва, 2000.
    [3] Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки. - М.: КНОРУС, 2005.
     
    [4] Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки. - М.: КНОРУС, 2005.
     
    [5] Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки. - М.: КНОРУС, 2005.
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Инфляция и антиинфляционная политика ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.