Полный текст:
Введение
Новый век со стремительным всплеском прогрессивных технологий и появлением новых профессий трансформировал основы медиаиндустрии, поставил новые вопросы, предъявил новые требования к масс-медиа, в том числе к системе законодательства в области СМИ, к профессиональной этике, к психологии журналистского творчества. С одной стороны, характерной приметой стало появление у человечества общих глобальных проблем, которые возможно разрешить лишь всем миром. С другой стороны, несмотря на смену эпох и веяний времени, человек остается человеком - с запрограммированными личностными концептами психики и веками сложившейся национальной ментальностью, сформированными государством идеологиями и потребительскими вкусами.
Динамичность развития зарубежных СМИ, постоянная изменчивость ситуации на медиарынке, связанная с процессами изменчивости мира, требует пристального внимания со стороны исследователей истории журналистики. Попробуем определить основные тенденции этого процесса.
В последние два-три десятилетия планета Земля оказалась свидетелем уникального переплетения гигантских по масштабам явлений и процессов, каждый из которых в отдельности можно было бы назвать эпохальным событием с точки зрения его последствий для всего мирового сообщества. В совокупности они создали качественно новую инфраструктуру мироустройства. Как следствие этого, и все мировые СМИ становятся причастными к обсуждению общих проблем, которые затрагивают интересы всего человечества в целом и каждого человека в отдельности: терроризм, военные конфликты, угроза мировой войны, загрязнение окружающей среды, техногенные катастрофы и другие. Журналисты разных стран наряду с политиками, учеными, экономистами ратуют за согласованное совместное использование экономических, интеллектуальных, научно-технических ресурсов. Гораздо активнее, плодотворнее, чем в прошлом веке, они участвуют в решении конкретных общественных и политических вопросов. Благодаря их усилиям население получает информацию о наиболее значимых для его жизни явлениях и процессах, формируется общественное мнение, и под его давлением принимаются необходимые законы и решения, меняется ход развития событий. При этом, отражая суть глобальных проблем, мировые СМИ пестрят предложениями о путях предотвращения грозящих человечеству катаклизмов и последствий от них.
В начале третьего тысячелетия общение людей, опосредствованное техническими системами, приобретает массовый характер. Телевидение порождает символическую реальность, которая, «переступив» через экран, становится фактом субъективной реальности человека и создает коммуникативную ситуацию – «рядом, но не вместе». С помощью языка зрительных образов телевидение делает человека участником событий, происходящих на другом конце планеты, порождая феномен «достоверности» телевизионного изображения. Именно телевидение формирует особый тип восприятия, где «настоящее» становится самым важным для человека, а зрительные образы начинают доминировать среди языков культурной и информационной среды.
В современных условиях, когда от числа реальных зрителей зависят доходы телестудий, возникла конкурентная борьба за внимание аудитории. Для привлечения аудитории телеканалы стараются включать в сетку вещания наиболее популярные, имеющие успех у зрителя программы. А значит, от создателей передачи требуется не просто высокий уровень профессионального мастерства, но и совершенно новый подход к профессии телевизионного журналиста, в особенности к ее творческой составляющей.
Любая творческая деятельность, в том числе и в журналистике, характеризуется тем, что ее результатом является качественно новый «продукт», специфический для этого рода деятельности. Телевизионная журналистика «выходит» на массовую аудиторию большой совокупностью различных по типу и жанру программ. Одним из самых рейтинговых и востребованных на сегодняшний день жанров является ток-шоу. Этот жанр активно развивается как на центральных, так и на местных телеканалах. Его отличительная черта – зрелищность, которая достижима только при наличии богатого творческого потенциала коллектива программы.
Интерес к ток-шоу не случаен: у этих программ есть свои сильные стороны и потенциальные возможности. Зрителю, сталкивающемуся с различными трудностями, дается понять, что его ситуация не уникальна, что он не одинок: есть еще люди, которых волнуют близкие вопросы, и те, кто готов поделиться с ними своим жизненным опытом. Именно ток-шоу позволяет моделировать ситуации, сообща переживать их, заручаясь поддержкой виртуального коллектива, и проговаривать допустимые линии поведения, что восполняет нехватку авторитетных суждений и указаний.
Что греха таить, всех нас порою тянет поговорить о своем житье-бытье, поругать начальство, поплакаться, наконец, в дружескую жилетку. Видимо, именно на эту черту национального характера (и не без основания) рассчитывали наши телевизионщики, когда десятилетие назад выпускали на российские телеэкраны первые ток-шоу (их у нас называли довольно точным по собственному смыслу термином «разговоры в студии»), причем весьма благоразумно назвав их для начала просто «авторскими программами». Впрочем, создатели первых отечественных «телеговорилен» нисколько не скрывали заморского происхождения своих детищ и даже использовали их американских «родителей» в качестве весьма наглядной рекламы своей продукции.
Это потом мы узнали, что американские ток-шоу предназначены в основном для тамошних домохозяек, что они идут сугубо в дневное время и используются американским государством в качестве очень тонкого механизма формирования или изменения общественного мнения. Интересно, что пик появления ток-шоу на отечественном телеэкране странным образом совпал с тяжелыми месяцами после августовского дефолта 1998 года. Наш искушенный зритель слишком хорошо знает правило: чтобы не решать проблему, ее нужно основательно «заболтать»...
«Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий - приглашенные собеседники (эксперты) - зритель в студии... Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью». Схема жанра довольно проста и беспроигрышна - герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие специалисты этого жанра считают, например, что залог успеха ток-шоу - юмор. Герой должен уметь смеяться над собой. К примеру, анализируя популярную в США развлекательную программу «Шоу Опры», Кузнецов Г.В. приходит к мнению, что «это именно журналистика, мастерски подготовленное общение с популярным человеком, сопровождаемое показом на большом экране фотографий и другого материала».
Ток-шоу отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанровой разновидности. Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, а также концентрируется вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества ведущего: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи». Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т.д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов.
Таким образом, место и роль ток-шоу, как одного из наиболее востребованных жанров телевизионной журналистики, представляют большой интерес для современной науки.
Объектом исследования является ток-шоу, как жанр современной телевизионной журналистики.
Предметом исследования выступает содержание указанного понятия.
Цель курсовой работы – выявление характерных особенностей ток-шоу непосредственно как отдельного жанра телевизионных коммуникаций.
Глава 1. Возникновение ток-шоу. Ток-шоу как жанр коммуникационного телевидения. Специфика ток-шоу.
Жанр ток-шоу возник на американском телевидении в 60-х годах ХХ века, его создателем, как утверждают, был небезызвестный журналист Фил Донахью. Существует легенда: интервьюируя во время прямого эфира гостя своей программы, Фил Донахью в какой-то момент понял, что вопросы у него закончились. Тогда он подбежал к одному из зрителей, сидевших в студии, и спросил: «У вас есть вопрос к нашему гостю?» У зрителя вопрос оказался, и таким образом Донахью изобрел жанр ток-шоу. Впервые программа Фила Донахью появилась на телевизионном канале WHIO-TV, там 1963–1967 годах он работал утренним ведущим и вел ток-шоу в прямом эфире с участием приглашенных в студию гостей. Это была провинциальная телестанция, бюджет выделили мизерный и заполучить себе гостей из числа звезд Донахью было нелегко. Чтобы привлечь аудиторию, а вместе с ней и тех самых звезд политики и шоу-бизнеса, Донахью решился на принципиальное новшество. Он сосредоточил внимание в своем ток-шоу не на известных личностях, а на скандальных проблемах, которые открыто обсуждал в эфире. Дебют The Phil Donahue Show состоялся в Дейтоне (штат Огайо). Первым гостем на Phil Donahue Show стала Маделин О’Хэйр, атеистка, с которой он обсуждал религиозные конфликты между учениками в колледжах. «В течение той же недели в ноябре 1967 года он выдал в эфир фоторепортаж из родильного дома с подробным показом всех деталей и обсудил процесс родов с собравшимися в студии». Так жанр ток-шоу приобрел некий статус, сближающий его с чертами сегодняшнего жанра. В конце 80-х гг. благодаря Филу Донахью жанр ток-шоу был настолько популярен, что практически на всех телеканалах США – от крупных, общенационального значения, до мелких провинциальных – появились свои ток-шоу. В ситуации негласного соревнования ток-шоу все меньше и меньше уделяли внимание социальным и политическим вопросам и все больше приобретали скандальный характер.
Российские телезрители познакомились с ток-шоу Донахью в 1986 году. Его имя связано с телемостами, соединившими в прямом эфире людей из Америки и СССР. Эти передачи остаются уникальными в тележурналистике. В рекламных материалах, распространявшихся в Москве, отмечалось, что Донахью вел свои передачи из тюрьмы штата Огайо и из луна-парка Уолта Диснея, с парохода «Миссисипи Квин» и из пятитысячной аудитории, обсуждающей проблему равенства прав мужчин и женщин. «Гостями ведущего являются, как правило, выдающиеся специалисты, герои дня и знаменитости, а непосредственными участниками полемики становятся зрители - как в телестудии, так и у домашних экранов. Зрители прямо с мест (или по телефону) задают свои вопросы гостям, комментируют их мнения, выступают с собственными и подчас спорят друг с другом, что придает программе спонтанный характер и делает ее разнообразной». В рекламных проспектах говорилось, что «в выступлениях Донахью видится нечто и от психологической драмы, и от уличного театра, и от сеанса коллективной терапии».
Владимир Познер стал известен телезрителям как партнер Фила Донахью по телемостам (с советской стороны). После этих передач, Познер провел еще десятки различных ток-шоу с участием сотен людей разных национальностей профессий и возраста. Всякий раз передачи поражали широтой возможностей ведущего: его эрудиция, такт, доброжелательность в сочетании с сильной волей и ясным пониманием цели приводили к тому, что напряженное коллективное искание истины через диалоги Познера с собравшимися в студии людьми оказывало огромное духовное воздействие на телезрителей.
Не только имя Владимира Познера связано с зарождением подобных программ на советском телевидении. «Еще не было в нашем лексиконе броского англоязычного термина «ток-шоу», а обозначаемое им явление - телепрограммы, в которых в студии присутствовали зрители, горячо обсуждающие предложенную проблему, уже существовали». Это был «12 этаж» Э. Сагалаева, «Музыкальный ринг» Максимовой, перестроечный «Взгляд» с Листьевым, Любимовым и т.д. Можно утверждать, что жанр ток-шоу в нашей стране имел национальную самобытность, являлся трибуной для обсуждения действительно актуальных вопросов современности. Причем у зрителя сохранялось ощущение, что его голос может быть услышан.
Теперь Владимир Познер, человек, который считается создателем ток-шоу в России, говорит, что «ток-шоу – одна из самых демократичных форм, которая позволяет обыкновенным людям принимать непосредственное участие в телепередаче. Ее не заменит даже интерактивное телевидение».
Для современного этапа существования жанра подобное мнение представляется слишком оптимистичным. Во-первых, отечественные ток-шоу уже лишены местного колорита и общественной значимости. Во-вторых, они превратились в заурядные рекламные площадки. Этот процесс наметился в период с 1991 по 1993 годы. Именно в это время возникла проблема экспансии иностранных (в частности, американских) жанров на российских каналах. На экране появились и продолжают появляться в настоящее время ток-шоу, телешоу, «реальные шоу», телевикторины, телеигры «в буквы и слова», телесериалы, западные видеоклипы, эротические программы, «телевизионные магазины» и т.п. Для ток-шоу в их зарубежном варианте этот период стал очень плодотворным в плане появления, завоевания эфирного пространства и зрителей. Появление западных программ было вызвано рядом объективных и субъективных причин. Это и изменения в господствующей идеологии, и в экономике страны, и перестроечные процессы, затронувшие все стороны жизни, в том числе и систему телевещания. После августа 1991 г. в России открываются новые политические, экономические и творческие возможности развития всей системы СМИ. Телевидение начинает буквально с нуля, открывая и постигая законы телевизионных жанров, драматургии и телевизионной деятельности в целом. Для подражания использовались любые приносящие успех и экономическую выгоду образцы. Так на российский экран попадают «Колесо фортуны» («Поле чудес»), «Женский вопрос» («Я сама») и др. Одни из сканированных с американского экрана программы прижились и удовлетворяют коммерческие интересы своих авторов, другие дали более низкий рейтинг, чем их иностранные «близнецы».
В первый год своего появления на наших экранах передачи в жанре ток-шоу транслировались исключительно в вечернее время, в отличии от частоты их трансляции «на родине». Во второй половине девяностых годов прошлого века по данным социологических исследований аудитории, ни одно ток-шоу не входило в двадцатку лидеров телепрограмм. В то время как это жанр-лидер по своей природе, программа-чемпион, ставящая рекорды. Во всем мире принято: как только запущенное в эфир ток-шоу начинает терять достигнутый рейтинг, сразу же встает вопрос о замене программы на другую. Вскоре и дневной эфир многих российских телевизионных каналов оказался сильно заполненным ток-шоу. По коммерческим причинам дневные ток-шоу превратились в своеобразные «телепосиделки среди дня», под завязку нашпигованные незатейливой рекламой. «В самом деле: есть студия с диванами по периметру, приглашаются зрители и знаменитости (в основном от шоу-бизнеса), и совсем уж хорошо для приманки рекламодателей, если ведущие, - тоже знаменитости (не первого ряда, но узнаваемые). При таком понимании жанра и возникли, в общем-то второсортные «Город женщин» и «Большая стирка» (Первый канал), «Страна советов» и «Принцип домино» (НТВ), «Что хочет женщина» и «Короткое замыкание» («Россия»)…
С течением времени с жанром ток-шоу произошла удивительная метаморфоза: пока не было определенных его границ (да и самого термина), в нем присутствовало общественное и духовное напряжение, происходили серьезные открытия, не только творческие, но и социальные. С изменением социально-политической ситуации в стране, позже, когда жанр ток-шоу стал гулять по всем телеканалам, побив по количеству передач рекорды, он как-то померк в сознании телезрителей, стал менее значительным, перестал волновать, как прежде. Многие из отечественных тележурналистов, затевая новую программу и без особых раздумий присваивая ей высокое жанровое наименование, не всегда заботятся о том, чтобы их ток-шоу было жизнеспособным, имело подлинный зрительский интерес, оказалось способным выдержать конкуренцию в эфире.
Исследователи телевизионных жанров Вакурова Н.В. и Московкин Л.И характеризуют ток-шоу как разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, от англ. talk–show — заимствованный в связи с возможностью прямого эфира западный жанр, адресованный «не всем, но каждому».
Вартанов А.С. отмечает, что задача жанра ток-шоу - активизировать восприятие содержания, заключенного в передаче с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания различных точек зрения. Хитрость же современного российского ток-шоу заключена в том, что при внешней форме свободной дискуссии, на самом деле зрителям втолковывается какая-нибудь одна-единственная, строго ограниченная в своих параметрах позиция.
Авторы современных учебников по курсу тележурналистики сходятся во мнении, что в настоящее время ток-шоу является одним из наиболее распространенных на отечественном телевидении жанров, как бы ни анонсировалась соответствующая передача. Так называемая «телевизионная пресс–конференция» на самом деле принадлежит жанру ток–шоу уже потому, что ведущий сам же задает большинство вопросов, приготовив заранее сценарий или сценарный план. При такой организации передачи практически исключается возможность в ней политической игры, непредсказуемости вопроса и выявление неожиданной информации для компетентного человека, происходит лишь актуализация уже существующей в недрах аудитории информации. Элементы ток–шоу могут иметь даже информационные программы и почти всегда — информационно–аналитические, что является характерной особенностью отечественного телевидения. Жанр ток–шоу скорее развлекательный, чем информационный, и при отсутствии мониторинга аудитории чреват скукой и потерей адресности.
Необходимо отметить, что в некоторых случаях термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, «например беседу за круглым столом или же простое интервью в студии, если его берет достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист — «звезда» экрана или радиоэфира».
Непременными «компонентами» ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») — люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков зрителей, возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления — это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям. С появлением ток-шоу на американском телевидении возникла и особая должность – модератор ток-шоу. Это человек, который занимается «подогревом» аудитории. Он рассказывает о ходе программы, о роли зрителей, пытается призвать людей к диалогу, спрашивает, кто из присутствующих хочет высказаться на предложенную тему, учит обращаться с пультами для голосований, если их используют в программе. Организаторы ток-шоу на российском телевидении активно пользуются услугами модераторов. Помимо общения с аудиторией до начала программы, этот человек присутствует в зале на протяжении всей передачи. Он следит за ходом ток-шоу и первым начинает аплодировать в местах наибольшего эмоционального подъема беседы, он помогает сформулировать мысли желающим рассказать свою историю.
В телекомпании НТВ с 1999 года существует специальный отдел по работе с публикой, он возник, когда на канале появилась первая программа жанра ток-шоу. В отделе работает штат редакторов и модераторов, за каждым из которых закреплена своя программа. Они и приглашают зрителей в студию. Большое значение для организации работы имеет компьютерная и печатная база данных по публике, которая позволяет подобрать зрителей по определенным критериям для каждой программы. Таким образом, зрителями в студии становятся люди, заинтересованные в обсуждении тех или иных тем. Однако стать участником программ, можно просто позвонив в редакцию.
В некоторых ток-шоу, идущих в прямом эфире, активно участвуют телезрители, которые могут дозвониться в студию по телефону и «громкой связи», высказать собственное мнение с помощью SMS и интернет-голосований.
Таким образом, определение жанра должно быть основано на его разговорной природе. Мы в дальнейшем под ток-шоу будем понимать разговорный телевизионный жанр, строящийся в вопросно-ответной форме с непременным участием харизматичного ведущего, зрителей в студии, компетентных экспертов и гостей с интересной историей. Разновидностей ток-шоу существует достаточное множество. Поэтому они могут быть классифицированы по разным критериям. Так, Н.В. Вакурова различает следующие виды ток-шоу:
Телемост — вариант разговорного жанра типа ток–шоу, использующий возможность зрелищного противопоставления контрастных по ментальности аудиторий, двух или более, как правило, географически удаленных друг от друга с помощью техники спутниковой связи. Причем каждая участвующая аудитория имеет своего ведущего и от его личных данных («харизмы») в значительной степени зависит частота включения и успех представляемой его аудиторией стороны. Фактически телемосты с США (Фил Донахью — Владимир Познер) явились фактором окончательного утверждения прямого эфира на отечественном ТВ.
Теледебаты — вариант разговорного жанра типа ток–шоу или дискуссии, совмещающий элементы интервью, дискуссии и даже репортажа, использующий зрелищность предвыборной конкуренции кандидатов. Является неотъемлемой необходимой составляющей частью цивилизованной предвыборной кампании: вынуждает кандидатов конкретизировать, идентифицировать и персонифицировать предлагаемую программу и позволяет аудитории структурироваться по электоратам соответственно полученной информации.
Беседа — жанр аналитической публицистики, диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино– или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило без выраженной конфронтации сторон (то есть не переходящее в дискуссию эффективное по Э.Берну общение перед экраном). Существует по крайней мере в двух формах — посвященная конкретной общественно–значимой теме или с участием людей, само появление которых на экране способно привлечь аудиторию (ньюсмейкеров). На современном ТВ чаще всего бывает включена в ток–шоу.
Дискуссия — жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на некую общественно–значимую проблему, или любых ньюсмейкеров, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность. Поскольку дискуссия чаще всего транслируется без видеоряда, зрелищность зависит от профессионализма ведущего в выборе участников, подготовке проблемы, умения импровизировать по ходу беседы. Разновидностью дискуссии являются теледебаты. На современном ТВ чаще всего бывает включена в ток–шоу.
Таким образом, ток-шоу относительно молодой жанр на отечественном телевидении. Он прошел этап становления, но его жанровое определение представляет определенную проблему в современной науке. Классификация жанра может быть весьма разнообразной, если учесть многообразие классифицирующих критериев.
На нынешнем этапе ток-шоу относятся к числу самых рейтинговых передач, поэтому их авторы заинтересованы в поддержании и сохранении аудитории. Для достижения этой цели часто используются способы манипулятивного воздействия ток-шоу на телезрителей. Типы воздействия, выделенные коллективом авторов во главе с Л.В. Матвеевой при изучении телевизионной коммуникации:
Вторжение - тип активного воздействия на зрителя без учета того, насколько он готов к восприятию информации. Данный тип воздействия характерен для ситуации отсутствия информации о характере и установках аудитории...
Уход - тип воздействия, характеризующийся взаимной отчужденностью коммуникатора и аудитории: зритель не пытается понять автора передачи, который в свою очередь не спешит проникнуть в душу зрителя...
Самораскрытие - тип воздействия, характеризующийся активным самовыражением коммуникатора, чья позиция адресуется зрителю, но не как другому, а скорее как самому себе. В результате такого авторского монолога зритель отстранен...
Вовлечение - тип воздействия, предполагающий единство коммуникатора и зрителя, т.е. их соучастие, содействие и сотворчество, единый темп деятельности, единое переживание прошлого, настоящего и будущего.
Эти типы воздействия могут быть обнаружены при рассмотрении любых форм массово-коммуникативного воздействия. Три первых типа воздействия носят типичный для массовых коммуникаций субъект-объектный характер. Четвертый тип является особенным: имея, по сути, тот же субъект-объектный характер, направленный на массовую аудиторию с целью изменения ее установок и последующего поведения, по форме он выступает как субъект-субъектное воздействие, которым характеризуется общение, по сути своей исключающее однонаправленность и манипулирование и предполагающее совместную выработку сторонами единых духовных значений. Общение предполагает диалог, при котором одинаково значимы позиции обеих сторон. Стремясь построить акт коммуникации, «выдав» его за межличностное общение, коммуникатор стремится к тому, чтобы реципиент раскрылся и включился в выработку новых духовных значений, при этом утрачивая прежние. Вовлечение, взятое со стороны результатов воздействия, является самым эффективным его типом, ибо видимость диалога и близости коммуникатора проблемам и установкам аудитории позволяет снизить или вообще устранить барьер сопротивления воздействию, возникающий у людей при ощущении принудительного воздействия на них. Не последнюю роль в этом процессе играют личные качества коммуникатора, позволяющие ему налаживать необходимый контакт с аудиторией, казаться «своим», его творческие способности (это очень важно при создании печатных текстов), особенности голоса (в коммуникации по радио это часто имеет решающее значение, ибо является единственным способом установления эмоционального контакта), а также внешность, манеры и другие имиджевые характеристики коммуникатора.
Науменко Т.В. выделяет понятия заражения, внушение и подражание как основные способы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию и дает следующие определения этих понятий:
1. Заражения можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение возникает как следствие некритического усвоения образцов чужого поведения или мнения и усиливается за счет эмоционального взаимодействия массового характера.
2. Внушение как способ целенаправленного стимулирования сферы подсознания индивида, приводящий к изменению его поведения по заранее заданной программе.
3. Подражание как воспроизведение индивидом особенностей поведения других индивидов.
Кузин В.И. в пособии «Психологическая культура журналиста» останавливает внимание на наиболее употребляемых в современных СМИ способах воздействия на аудиторию:
1. Манипулирование
2. Мифологизация
3. Стереотипизация сознания
4. Идентификация
5. Имиджмейкерство
6. Клипмейкерство
7. Убеждающее комментирование
Дзялошинский И.М. выделяет несколько иные технологии воздействия на аудиторию, существующие в арсенале современных СМИ:
1. технологии информационного насилия (угрозы, шантаж, накачка информационным шумом и т.п.);
2. технологии духовного насилия (внушение, гипноз, нейролингвистическое программирование, психологические войны);
3. убеждающие технологии;
4. манипулятивные технологии;
5. диалогические технологии.
Дзялошинский отмечает только те технологии, которые в приведенной классификации Науменко рассматривались как внушение. А манипулятивные технологии как подвид внушения применяются чаще всего.
В зарубежных исследованиях при определении понятия «манипуляция» выделяются главные, родовые признаки манипулирования. Во-первых, это вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психологические структуры человеческой личности. Во-вторых, манипуляция – это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает Шиллер Г., «для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться».
Еще более тщательно скрывается главная цель так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений. Поэтому сокрытие, утаивание информации – обязательный признак, хотя некоторые приемы манипуляции включают в себя «предельное самораскрытие», игру в искренность. В-третьих, манипуляция – это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний.
Применительно к ситуациям реального взаимодействия людей манипуляция – это такое психологическое воздействие на человека, в процессе которого он выступает объектом неких действий, направленных на то, чтобы «прибрать его к рукам» с помощью махинаций, отвлекающих уловок и приемов. Иными словами, манипулятор стремится использовать другого человека как средство для достижения собственных целей и получения личной выгоды. Поэтому он пытается контролировать поведение партнера, опираясь на его мотивы, интересы, получить над ним власть или преимущество за счет создания такой ситуации, в которой объект манипулирования вынужден вести выгодным для манипулятора образом, не имея выбора или не осознавая его.
Первым, кто попытался «вывести» манипуляцию за рамки обычного психологического воздействия, был Хараш А.У. По мнению этого автора, коммуникативное воздействие возникает на базе развития у участников взаимодействия совместных коммуникативных установок. Эта точка зрения подчеркивает, с одной стороны, интерперсональный характер природы психологического воздействия, с другой - наличие внутреннего, часто скрытого контекста, делающего возможным проникновение психологического воздействия в сознание личности.
Братченко С.Л. определяет манипулирование через категорию «воздействие». «Манипулирование – это один из способов целенаправленного воздействия одного человека (манипулятора) или группы людей на другого (других), при котором влияние осуществляется, прежде всего, в интересах манипулятора и предпочтительно незаметно для объекта манипулирования».
Грачев Г. вычленяет следующие значения манипуляции. Во-первых, как обозначение специфического общего подхода к социальному взаимодействию и управлению, предполагающего активное использование разнообразных способов и средств скрытого принуждения людей. В этом значении манипуляция заменяет термин «макиавеллизм» как образ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами для достижения поставленной цели. Его использование применительно к средствам массовой коммуникации и политическим мероприятиям означает действия, направленные на программирование мнений, устремлений, целей масс и психических состояний населения.
Во-вторых, манипуляция используется как обозначение специфического вида психологического воздействия. В этом значении используются также понятия «манипулятивное воздействие», «психологические манипуляции», «манипулирование общественным мнением» и «манипулирование общественным сознанием», «межличностные манипуляции», «социально-политические манипуляции личностью» и т.п.
В-третьих, понятие манипуляции используется для обозначения определенных организационных форм применения тайного принуждения человека и отдельных способов или устойчивых сочетаний приемов скрытого психологического воздействия на личность.
Манипуляция не сводится ко лжи, хотя в манипулятивных техниках ложь присутствует всегда в той или иной форме. Действие без понимания - вот ключевой момент, с которого начинается любая манипуляция. Убеждение, напротив, основано на предоставлении человеку полной и достоверной информации. Личность, в этом случае, делает свой выбор предельно осознанно, прекрасно понимая, о чем идет речь. Как замечает Шиллер Г. в книге «Манипуляторы сознанием» «для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. … Для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться».
Манипуляция посредством актуализации или создания ментально-мифологических конструктов (мифологическое манипулирование).
Воздействие мифов на массовое сознание чрезвычайно велико. Мифы, по утверждению исследователей (К. Юнг, А.Ф. Лосев, М. Элиаде), пропитывают все человеческое бытие. Специалисты отмечают чрезвычайную устойчивость мифологических конструкций. Наделение ситуаций и лиц мифологическими чертами усиливает их влияние на массовое бессознательное и, соответственно, на массовое сознание. Чем сильнее сходство современных «псевдомифов» с древними мифами, тем заданней реакция на их восприятие. Известный исследователь Мирча Элиаде в своей книге «Аспекты мифа» пишет: «Равным образом доказано, как с помощью масс-медиа происходит мифологизация личностей, их превращение в образ, служащий примером. Трудно представить человека, который не поддался бы очарованию рассказа, повествования о знаменательных событиях, имеющих как бы двойную реальность, которые одновременно отражают историческую и психологическую реальность членов современного общества и обладают магической силой творческого вымысла».
Итак, воздействие широко используется во всех сферах общественной жизни человека, но наибольшую эффективность оно приобретает в СМИ. Примером негативного воздействия является манипуляция, то есть такое воздействие, которое происходит без ведома жертвы, с созданием у нее ощущения ложной действительности. Приемы манипуляции известны и изучены давно, однако новые техники продолжают появляться. На современном телевидении к манипуляции прибегают особенно часто в самых рейтинговых программах, к числу которых относятся и ток-шоу.
Глава 2. Особенности характеров построения ток-шоу.
Одна из трудностей, с которой сталкиваются работники телевидения и радио – разработка интересных и качественных ток-шоу. Практикующие журналисты не владеют соответствующими профессиональными навыками. Для того, чтобы создать привлекающее к себе достаточное количество внимания и успеха развлекательное ток-шоу, необходимо нести в себе тот минимум знаний и принципов, по которым строится программа массового сбора зрителей. Ниже приведен так называемый «скелет» стандартного состава исследуемого коммуникационного телевизионного жанра, предложенный в свое время его основателем американцем Филом Донахью.
Классификация вопросов. Сфера применения открытых и альтернативных вопросов.
Открытые и закрытые типы вопросов
Все вопросы делятся на две большие категории: открытые и закрытые.
Открытые вопросы – это те, отвечая на которые нельзя ограничиться односложным ответом «да» или «нет». Они носят наиболее общий характер и влекут за собой ответы, не ограниченные ни формой, ни содержанием. Если можно так сказать - открытые вопросы более демократичны. Они не ограничивают в ответе, позволяют отвечать как односложно, так и широко - с пояснениями, оправданиям, рассуждениями, повествованием, описаниями и т.д.
Вот примеры вопросов открытого типа:
1. На каком автобусе я смогу добраться до главной библиотеки?
2. В котором часу к нам придут гости?
3. Почему вы проголосовали именно за кандидата N?
Формулируя и задавая собеседнику вопрос открытого типа, можно разговорить собеседника, в ответе на открытый вопрос в речи собеседника могут возникнуть образы и картинки, могут всплыть драматические сюжеты, истории из прошлого. Кроме того, ответы на открытые вопросы выигрышнее цитировать, так как в них чаще и более колоритно отражается индивидуальность собеседника.
В отличие от открытых, закрытые вопросы требуют утвердительного или отрицательного ответа. Их используют, когда нужно получить жесткую, прямую реакцию собеседника, проявление конкретной позиции (за или против), подтверждение или опровержение факта. Закрытые вопросы, в принципе не располагают ни к описанию, ни к объяснению, а предлагают завершенный, бесперспективный ответ, ответ-утверждение (отрицание).
Вот примеры вопросов закрытого типа:
1. Я доеду на этом автобусе до главной библиотеки?
2. К нам гости придут после трех?
3. Вы проголосовали за кандидата N?
Закрытые вопросы не стимулируют развитие диалога, так как фактически сообщают собеседнику, что интервьюер заинтересован только в подтверждении или отрицании информации — не более. Большинство закрытых вопросов биполярны, т.е. предполагают всего два предсказуемых варианта ответа — «да» или «нет», не всегда подразумевая объяснения и аргументацию.
Преимущества и недостатки вопросов разного типа
У открытых вопросов есть общие черты, которые определяют их преимущества и недостатки. Вот некоторые преимущества открытого вопроса:
· побуждает собеседника отвечать, ни в чем его не ограничивая;
· дает собеседнику возможность добровольно передать информацию, свободно говорить о своих чувствах, комментировать события;
· ориентирует человека на размышления, анализ своих поступков, стимулирует рождение мыслей, которые ранее, может быть, и не приходили ему в голову;
· ставит журналиста перед необходимостью внимательно слушать и наблюдать.
И непосредственные недостатки открытых вопросов:
· могут спровоцировать длинный ответ, поэтому не всегда применимы в условиях лимита времени;
· способны смутить собеседника, не привыкшего отвечать на общие вопросы;
· могут вызвать сбивчивый и сумбурный ответ, сложный для понимания;
· таят в себе необходимость задавать уточняющие вопросы, перебивая собеседника, что может его обидеть и привести к затруднениям в ходе беседы.
Тем не менее, открытые вопросы, несомненно, самый привлекательный инструмент для получения свободных, ярких и ничем не ограниченных ответов, заставляющих думать.
А привлекательность закрытых вопросов в том, что их легко задавать и на них нетрудно отвечать. Журналист при этом полностью контролирует ход беседы, так как этот тип вопроса обладает большей контролирующей возможностью, чем открытый вопрос.
Есть у закрытых вопросов и такие преимущества:
· позволяют репортеру получить конкретную информацию, не дожидаясь размышлений собеседника;
· экономят драгоценное время, так как предполагают быструю реакцию и краткие ответы;
· дают возможность «разогреть» собеседника, не требуя от него серьезной работы ума.
Глубина вопроса
Хочется отдельно сказать о качестве темы, затронутой в вопросе, потому что от нее зависят глубина и «вес» вопроса.
К примеру, считается, что ответы на закрытые вопросы абсолютно предсказуемы. Однако бывают случаи, когда, ответив «да» или «нет», собеседник пускается в рассуждения. Поэтому, порой вопрос закрытого типа нужен именно для того, чтобы собеседник мог сначала точно озвучить свой взгляд на спорную ситуацию, подтвердить мнение или опровергнуть факт, а затем объяснить свою позицию. Часто в этих непредсказуемых изречениях может содержаться очень ценная информация. То есть, в данном случае появление закрытого вопроса – необходимое условие появления за ним вопроса открытого типа – «почему?» или «зачем?». Как правило, в таких вопросах речь идет не о каком-то обыденном, бытовом предмете, явлении или объекте. Обычно здесь речь идет о комплексных проблемах, социально значимых конфликтах или общественно-полезной информации. Потому что, в отличие от вопросов, нацеленных на выяснение конкретных фактов и обстоятельств дела, вопросы «зачем?» и «почему?», выясняющие цели и причины, можно отнести к более сложному уровню, требующему вдумчивого, концептуального ответа. По своему значению они не просты для ответа, так как побуждают собеседника к размышлению, к разбору и анализу ситуации, выдвижению версий случившегося.
Необходимо сказать, что, с другой стороны, не только вопросы закрытого типа могут порождать лаконичные ответы. Среди открытых есть разновидность – полуоткрытые вопросы, которые предполагают короткие ответы. Полуоткрытые вопросы нужны для того, чтобы получить конкретную информацию.
Например: «Сколько часов в день вы смотрите телевизор?»
Построение вопроса
Открытые вопросы зачастую начинаются с вопросительных слов, например: Кто? Что? Где? Как? Куда? Сколько? и т.д. Определенный тип вопроса вызывает соответствующий тип ответа. Вот примеры такой зависимости:
· В вопросе, в котором используется вопросительное местоимение кто в разных его падежах (без предлогов и с предлогами), запрашивается информация об объекте события, его участниках и действующих лицах.
«Кто присутствовал на переговорах?»;
«С кем из участников переговоров удалось найти общий язык?»;
«Кому из членов делегации пришла в голову идея подписания совместного заявления?»;
«Кого из делегатов не устроил текст совместного коммюнике?».
Если объект сообщения представляет собой неодушевленный предмет, то соответственно применяется вопросительное местоимение что и все его грамматические формы:
«Что вы увидели, когда началось солнечное затмение?»;
«Чего вам особенно недоставало во время полета в космос?».
· Вопрос, использующий вопросительное местоимение что, на самом деле в более распространенной форме звучит: что произошло? — и выясняет, что случилось с объектом сообщения, какие действия он совершил, какие качества приобрел.
«Что вы сделали, когда почувствовали взрыв?»;
«Что произошло на самом деле с самолетом в момент катастрофы?».
· Вопрос о неясном для спрашивающего обстоятельстве места задается при помощи наречия где. Оттенки обстоятельств происшедшего в вопросах выясняются наречиями куда и откуда.
«Где произошло крушение самолета?»;
«Куда теперь направляется ваша спасательная бригада?»;
«Откуда прилетел самолет с гуманитарной помощью пострадавшим от землетрясения?».
· Вопрос об обстоятельстве времени оформляется с помощью наречия когда, а об оттенках этого обстоятельства — с помощью наречий с каких пор и до каких пор.
«Когда произошла авиакатастрофа?»;
«С каких пор (с какого момента, с какого времени) вы перестали доверять своим помощникам?»;
«До каких пор (до какого времени) будет работать комиссия по реституции памятников культуры?».
· Вопрос, открывающийся наречием как, должен выяснить обстоятельства образа действия или события, а ответ — описать, как это произошло.
«Как вышло, что об этой аварии узнали только на следующий день?»;
«Как происходит солнечное затмение?»;
«Как же вам удалось освободить заложников?».
· То, о чем спрашивает многозначный английский вопрос why, в русском языке задается двумя разными вариантами. Вопрос о целях поступков — с помощью наречия зачем (с какой целью); вопрос о причинах происшедшего — посредством наречия почему (по какой причине).
«Зачем понадобилось такое количество спасательных бригад?»;
«Почему на место происшествия вовремя не прибыла бригада врачей?».
Вопросы закрытого типа чаще всего начинаются с местоимения либо с глагола: «Вы собираетесь участвовать в выборах?»; «Купите мне собаку?».
Есть еще одна разновидность вопросов закрытого типа – альтернативные. Они загоняют человек в туннель ограниченного выбора:
«Вы желаете купить телевизор или видеомагнитофон?»; «Вас устроит типовой текст договора или в него нужно внести изменения?». Конечно, здесь тоже можно ответить: мне не нравится и ни то, и ни другое. Все зависит от качества вопроса, широты темы и конкретных обстоятельств. Е Еще раз хочется подчеркнуть, что именно вопрос – его тип, форма, широта, уместность – определяют не только ответ, но и перспективу дальнейшего развития диалога, а также эффективность всей коммуникации. То есть – сможем ли мы достичь поставленной цели.
Две типовых формы ток-шоу (виды вопросов: закрытый альтернативный и открытый, цели).
Цель вопрошания и типы вопросов
Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т.д.).
В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов.
Для того, чтобы получить фактическую информацию о человеке, событии, проблеме формулируются вопросы условно-открытого типа с вопросительными словами Что? Кто? Где? Когда? Сколько? Как?
Например:
«Что вы увидели на месте происшествия?»;
«Кто написал эту статью?»;
«Где вы получили высшее образование?» и т.д.
Также функцию сбора информации выполняют вопросы закрытого типа, в формулировке которых уже заложен варианты ответа, и участники только выбирают один из них.
Например:
«У вас есть машина?»; «Вы согласны с мнением своего начальника?»;
«Вам это нравится или нет?» и т.д.
Когда необходимо представить различные точки зрения, вызвать размышления о проблеме или инициировать дискуссию, ведущий задает вопросы открытого типа, стимулирующие эти процессы. Такие вопросы формулируются при помощи вопросительных слов Почему? Зачем? Насколько? Какой?
Вопросы, формулирующие проблему
Вопросительную основу имеет и формулировка проблемы всей программы в целом. В начале программы обычно ведущий называет тему обсуждения и формулирует к ней вопрос, который определяет очень многое: структуру обсуждения, ширину и глубину проникновения в тему, ракурс, в котором рассматривается проблема и, наконец, состав участников программы.
Например:
«Какой стандарт высшего образования востребован в современном Вашингтоне?» или «Конкурентноспособно ли сегодня высшее образование зарубежного образца?».
Эти два вопроса по-разному раскрывают одну тему, которую можно сформулировать так: «Многообразие стандартов высшего образования в современных США: проблемы и перспективы».
В первом случае, целью ток-шоу будет представление различных стандартов высшего образования, существующих сегодня в республике – вместе с проблемами, успехами, перспективами, особенностями, плюсами и минусами. Вопрос, стимулирующий такое развитие дискуссии открытого типа с вопросительным словом «Какой?»
Цель второго ток-шоу – вынести вердикт советскому стандарту высшего образования – быть ему или не быть. Поэтому, участники и аудитория этого ток-шоу сразу должны принять ту или иную позицию и защищать ее на протяжении всей дискуссии. Порождает такую структуру программы первоначальный вопрос – он закрытого типа, альтернативный по сути. Т.е. в формулировке вопроса уже заложен ответ, а участникам необходимо только определиться «за» или «против», выдержит ли конкуренцию советское образование или нет.
Зависимость схемы ток-шоу от формы основного вопроса
Чаще всего на современном телевидении эксплуатируется вторая форма ток-шоу, с альтернативным вопросом в основе. В качестве примера можно привести популярные программы российского телевидения «Основной инстинкт», «Принцип домино», «Свобода слова». Динамику такой программе задает конфликт, скрытый уже в самой формулировке вопроса. Аудитория делится на два лагеря и участники каждого доказывают свою правоту. В таком ток-шоу главное, чтобы противоборствующие стороны были в одной весовой категории и сумели наиболее полно раскрыть и представить свою позицию.
Первая форма ток-шоу, основанная на открытом вопросе, также эффектна и присутствует в телеэфире. Это такие программы как «Культурная революция» Михаила Швыдкого или «Времена» Владимира Познера. К примеру, последний недавно пригласил на программу экспертов, чтобы обсудить вопрос «О каких угрозах для России говорил Владимир Путин в послании к народу?». Основной вопрос программы (открытого типа) может быть раскрыт только через разнообразные мнения участников. Сложность организации и проведения ток-шоу такого типа заключается в том, что эта форма требует приглашения участников дискуссии очень высокого уровня, мнения которых интересны зрителям.
Заключение
Центры, вокруг которых создается ток-шоу — это, конечно, герои. Но не менее важными являются также фигуры ведущего и гостей студии. Ведущий ток- шоу выполняет не только модерирующую функцию, он не пассивный наблюдатель, главной задачей которого является всего- навсего направлениe разговора в нужное русло. Он — яркая личность (именно поэтому на роль ведущих часто приглашаются звезды), обычно являющаяся лицом проекта, так сказать, его козырем, она может представлять определенную точку зрения на проблему, которая обсуждается, стать на чью-то сторону или вступить в дискуссию. Ведущий Анатолий Борсюк отмечает по этому поводу: «Ведущему вряд ли стоит демонстрировать собственную точку зрения, а быть яркой личностью — это уже профессиональное условие. Ведущий — он должен вести, вести драматургию, вести гостей. Если говорить о копировании нашим телевидением американской модели ток-шоу, то на самом деле сделать это очень сложно. В США этот формат значительно более развит по сравнению с ситуацией на нашем телевидении. Лично я бы с удовольствием скопировал бы Лари Кинга. Стоит воспользоваться западным опытом и взять оттуда лучшее. У нас в стране сейчас сильно не хватает личностей среди телеведущих. Надеюсь, это связано с переходным периодом и незначительным опытом. Продолжать совершенствовать жанр ток- шоу, работать в этом направлении стоит».
Не менее важны (в плане максимального привлечения телезрителя в дебри ток-шоу) и гости студии — пассивные наблюдатели. Люди, приглашенные на запись, обязательно проходят кастинг, результатом которого становится оптимальное их размещение в зале, съемка сосредоточенных, сопереживающих лиц, что создает иллюзию невероятной заинтересованности. В русской телекомпании НТВ еще с 1999 года существует специальный отдел, который работает с публикой. Он был организован, когда на канале появилось первое ток-шоу. В отделе работает штат редакторов и модераторов, за каждым из которых закреплена своя программа. Именно они приглашают зрителей в студию.
Ток-шоу на национальном телевидении существуют не только в «чистом виде». Элементы этого жанра в качестве инструмента для заинтересованности и привлечения аудитории часто «добавляют» и в информационные и информационно-аналитические программы. Отдельно следует рассматривать политические ток-шоу, большинство из которых часто превращает студии в рекламные площадки, особенно накануне выборов.
Несмотря на однообразие большинства ток-шоу с точки зрения как формы, так и содержания, специалисты в сфере медиа приписывают именно этому, казалось бы, несерьезному жанру вклад в развитие очень серьезного дела — демократии. Действительно, прямые эфиры, открытые обсуждения острых общественных проблем и противоречий, возможность высказать собственное мнение, пусть часто и по примитивным вопросам, вызывает восторг у зрителей. Но даже для свободных высказываний должны быть «фильтры», не цензурные ограничения, а «антипримитивистские барьеры» у самих телезрителей — чтобы качество не перешло в количество, а свобода мыслей и чувств — в популярное в России ток-шоу «Окна» с Дмитрием Нагиевым.
Конечно, вначале было Слово. Но слово, изначально равное Делу. Именно с неотвратимости творений Создателя в русском языке появилась поговорка: «Сказано – сделано». И любые беспредметные разговоры в телестудии только отдаляют зрителя от экрана. Да и сами ток-шоу обречены на быстрый или медленный неуспех хотя бы в силу своего, чуждого телевидению и родного, скажем для радио, характера. Ведь телевидение это прежде всего картинка.
Список использованной литературы:
1. Бирбом М. Хозяин ток-шоу //Спутник-ТВ. 2005. №7
2. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках. М., 2003. С. 19-20.
3. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1998. С.36
4. Кузнецов Г.В. Ток-шоу: неизвестный жанр? //Журналист. 1998. №11. С.59.
5. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках. М., 2003. С. 26.
6. Телевизионная журналистика. Учебник. Под ред. Кузнецова Г.В., Цвик В.Л, Юровского А.Я. М., 2002. С.199.
7. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1997. С. 24 -36.
8. Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения. М., 1978. С. 95-118.
9. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. 2003. №6.
10. Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. Учебное пособие. СПб, 2001. С. 152.
11. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. М., 1996.
12. Хараш А.У. Основания социально-психологического подхода к рассмотрению массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974. С. 68-93.
13. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.
14. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995. С. 183.