Полный текст:
содержание
Введение 2
Глава 1. Административная ответственность 4
1.1. Понятие и основные черты административной ответственности 4
1.2. Административное правонарушение 6
1.3. Освобождение от административной ответственности 15
1.4. Ограничение административной ответственности 16
1. 5. Понятие и виды административных взысканий 17
1.6. Наложение административного взыскания 22
Глава 2. Виды административно-правовых нарушений в области трудового законодательства 26
Заключение 46
Список литературы 47
Введение
Состояние современной экономики, многообразие форм собственности и хозяйствования требуют новых подходов к регулированию трудовых отношений в обществе.
Однако преобразования в экономике России неадекватно отражаются в этой важной отрасли права, непосредственно затрагивающей интересы большинства населения.
О наличии серьезных проблем в сфере трудовых правоотношений, росте числа нарушений законодательства о труде свидетельствует и практика работы прокуроров.
Так, во исполнение требований Указа Президента РФ прокуратурой области совместно с советом федерации профсоюзов, с привлечением специалистов госинспекции по охране труда, контрольно-ревизионных и финансовых органов, сотрудников налоговой инспекции и полиции, банков и служб занятости проведены проверки соблюдения трудовых прав граждан на более чем четырехстах предприятиях, в учреждениях и организациях практически всех городов и районов области.
Что же показали их результаты, какие тенденции выявили? Материалы проверок свидетельствуют о том, что в течение последних трех лет получили распространение новые, доселе не известные правоохранительным органам виды нарушений законов о труде.
В последнее время проявились негативные тенденции и в области охраны труда. Порой предприятия необоснованно отказываются возмещать ущерб за вред, причиненный работнику.
Весь спектр нарушений трудовых прав, выявленных в ходе проверок – огромен. Их множество. Однако в каждом случае прокуроры стремились принять реальные меры для их устранения.
В целом по итогам проверок внесено почти 400 представлений, опротестовано свыше 180 незаконных правовых актов, около 300 руководителей привлечены к ответственности.
Одним из распространенных оснований возникновения обязательств является причинение вреда жизни и здоровью граждан. В разное время такие отношения регулировались неодинаково. Особенно это касалось обязательств работодателей по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей.
Ответственность работодателей не всегда соответствовала требованиям добросовестности, разумности и справедливости. А между тем уровень производственного травматизма в России в 2 - 4 раза выше, чем в других цивилизованных странах. Каждый год происходят от 300 до 400 тысяч несчастных случаев на производстве, каждый день погибают 20 - 30 человек, более 40 становятся инвалидами.
Значительное количество людей трудится на рабочих местах, не отвечающих требованиям безопасности или в условиях воздействия вредных для здоровья производственных факторов. С возникновением и развитием частного сектора получает широкое распространение практика заключения контрактов и гражданско - правовых договоров подряда и поручения, в которых опускаются условия безопасности и охраны труда.
Государством предпринимались и предпринимаются меры по совершенствованию правового механизма, повышающего ответственность работодателей за жизнь и здоровье своих работников.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса административно-правовой ответственности за нарушения законодательства о труде. Цель конкретизируется в постановке следующих задач: 1. необходимо дать определение понятию административно-правовой ответственности; 2. определить основные черты административной ответственности; 3. указать основные виды административно-правовых нарушений в сфере трудового законодательства; 3. рассмотреть ответственность за нарушения трудового законодательства.
Глава 1. Административная ответственность
1. 1. Понятие и основные черты административной ответственности
Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.
В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.
В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:
а) административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная — законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность — законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях — нормами административного права;
б) основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной — преступление; дисциплинарной — дисциплинарный поступок; материальной — причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;
в) субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и юридические лица. Уголовной — физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.
в) за административные правонарушения предусмотрены административные взыскания. За преступления — уголовные наказания, за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;
г) административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Уголовные наказания — только судом; дисциплинарные взыскания — органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности — судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях — в административном порядке;
д) административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);
е) применение административного взыскания не влечет судимости, увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока;
ж) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. У головные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности — как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.
Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Неосновная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами — административные взыскания.
1. 2. Административное правонарушение
В литературе основания административной ответственности часто подразделяются на два вида: нормативные и фактические. Под нормативными понимаются правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливается и применяется административная ответственность.
Под фактическим основанием подразумевается совершенное правонарушение, за которое может быть применено административное взыскание.
Однако выделение нормативного основания в отличие от фактического не является корректным. По сути дела имеются в виду правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, при отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение.
Фактическое основание немыслимо вне противоправного деяния и в этом смысле оно является прежде всего нормативным и никаким больше. При совершении антиобщественного деяния, не связанного с нарушением норм права, имеет место казус, не имеющий юридического значения.
Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Исключения, подтверждающие данное правило, могут предусматриваться законодательством.
В законодательстве понятие административного правонарушения сформулировано следующим образом: противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения. Ими являются: а) антиобщественность; б) противоправность; в) виновность; г) наказуемость деяния.
Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета (например, нарушение прав охоты, неостановка транспортного средства по требованию уполномоченного должностного лица ГАИ и т.д.).
Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием например, нарушение правил охраны водных ресурсов).
По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.
Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налога — нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность.
Виновность деяния означает, что оно совершенно умышленно или по неосторожности. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.
Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательство предусмотрена административная ответственность.
С одной стороны, административное правонарушение — основание административной ответственности, с другой, такая ответственность — признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т.д.
Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.
Понимание состава административного правонарушения необходимо для отграничения административных правонарушений от смежных (частично совпадающих) с ними преступлений. В законодательстве отграничение их проводится именно по юридическим критериям элементов их составов.
В законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, но его содержанием обосновывается правомерность и сущность такого понятия. Состав административного правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.
В литературе иногда понятие состава административного правонарушения подменяется признаками административного правонарушения, утверждается, что состав административного правонарушения — «это нормативно закрепленная система признаков, с помощью которой деяние определяется как административный поступок».
Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различные. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путем установления за это административной ответственности.
Объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом. Как уже отмечалось, действие или бездействие может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия — неоднократность, повторность, длящееся нарушение.
Законодательство об административных правонарушениях в прямой форме фиксирует именно эти элементы содержания объективной стороны административного правонарушения.
Неоднократность однородного действия или бездействия служит непременным условием для признания его объективной стороной административного правонарушения. Отсутствие однородности исключает возможность его такой характеристики.
Повторность по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение. Повторность необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое, а не несколько правонарушений.
Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнение обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия.
Длящееся административное правонарушение следует отличать от продолжаемого, под которым понимается совершение одним и те же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности. Например, им может быть изготовление и использование радиопередающих устройств без разрешения, если оно совершено неоднократно.
Субъектами административного правонарушения признаются: а) физические лица; б) юридические лица.
Отсутствует и понятие субъекта административного правонарушения. Из закона вытекает необходимость различий между субъектами административной ответственности и административного правонарушения. Не всегда субъект административного правонарушения подлежит административной ответственности. Военнослужащие за такие правонарушения, как правило, подлежат не административной, а дисциплинарной ответственности. Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают.
Субъективная сторона административного правонарушения — психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его совершении. Вина как обязательный признак административного правонарушения предусмотрена КоАП РФ.
Иными словами, это означает также, что вина есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному действию или бездействию и возможным их последствиям. Вина, следовательно, может появляться в форме умысла и неосторожности.
Умышленное действие или бездействие означает, что лицо совершившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, но должно было и могло их предвидеть.
Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, прямо указанных в законе.
Только при наличии состава административного правонарушения, лицо его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности. В теории и на практике при выявлении и сущности квалификации правонарушений часто возникает вопрос о его соотношении с преступлением, дисциплинарным проступком.
В литературе высказаны различные мнения относительно социально-правовой сущности административного правонарушения: а) последние являются общественно опасными, но по своему характеру менее общественно опасны, чем преступления; б) вредными для общества, но не общественно опасными; в) одни административные правонарушения общественно опасны, другие являются вредными, но не общественно опасными.
По существу, административные правонарушения, как и преступления, являются общественно опасными, различаясь лишь по степени такой опасности.
Во-первых, оба этих вида правонарушений часто имеют общий объект посягательства; во-вторых, общественная опасность определяется не характером единичного правонарушения, а их распространенностью, «массовидностью»; в-третьих, общественная опасность проявляется в самой их противоправности; в-четвертых, общественная опасность выражается во вредности правонарушений. Поэтому противопоставление общественной опасности и вредности является необоснованным. В УК РФ общественная опасность обоснованно сводится к причинению вреда и созданию угрозы его причинения личности, обществу или государству. В-пятых, постоянно идет процесс декриминализации и криминализации одних и тех же по своему характеру правонарушений, что подтверждает принципиальную социальную однородность соответствующих правонарушений; в — шестых, если административные правонарушения не общественно опасны, то обоснованна ли государственная репрессия за их совершение; в-седьмых, за некоторые административные правонарушения предусмотрены более суровые меры ответственности, чем за многие преступления; в-восьмых, степень общественной опасности лежит в основе разграничения преступлений и административных правонарушений вообще, (внешне сходных) частично совпадающих преступлений и административных правонарушений в особенности.
Особый вопрос о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений. Практическая потребность в этом определяется тем, что административная ответственность за правонарушения наступает, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Такие юридические критерии содержатся в уголовном и административном законодательстве и могут относиться к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне составов соответствующих правонарушений. Например, закон определяет, что субъектом определенных преступлений признается лицо, достигшее 14-летнего возраста, административного правонарушения — только лица, достигшие 16-летнего возраста; нарушение правил безопасности движения лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения — административное правонарушение, а те же действия, повлекшие причинение тяжкого или средней тяжести вреда человеку — преступление. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение.
В законодательстве и литературе нередко говорится о нарушении налогового, экологического и другого законодательства и адекватных им правонарушениях — налоговых, экологических и т.п., как основаниях ответственности (например, экологической и т.д.). Однако в подобных случаях допускаются существенные неточности. Прежде всего, когда речь идет о нарушении того или иного законодательства, то имеется в виду нарушение его только определенных норм, регулирующих либо однородные отношения, либо в специфической сфере. Понятие «нарушение» употребляется как родовое, охватывающее правонарушения, являющиеся основанием различных видов юридической ответственности — уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной. Следовательно, по юридической природе нарушения законодательства могут быть соответственно преступными, административными и другими. А это означает, что с юридической точки зрения некорректно выделять экологическую, налоговую и т.д. ответственность.
1.3. Освобождение от административной ответственности
Основанием освобождения от административной ответственности является характер правонарушения и личность правонарушителя. Закон не раскрывает содержание этих понятий, но логично, что ими могут быть различные обстоятельства, смягчающие ответственность за административные правонарушения: личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение.
Условиями освобождения от административной ответственности являются: наличие в действиях (бездействии) нарушителя состава административного правонарушения; целесообразность применения к лицу, совершившему его, меры общественного воздействия; принятие решения об освобождении от административной ответственности органом (должностным лицом), уполномоченным решать дело о данном правонарушении.
Последствием освобождения от административной ответственности является передача материалов об административной ответственности для применения мер общественного воздействия. Это означает, что в подобных случаях лицо, совершившее административное правонарушение, не освобождается от реакции на него со стороны общественности. Не исключается, что применение мер общественного воздействия может быть преюдицией преступления, то есть совершенно аналогичного административного правонарушения в течение определенного законом срока может квалифицироваться как преступление.
Условиями освобождения являются: малозначительность административного правонарушения, которая определяется в результате его объективной оценки; наличие состава административного правонарушения; принятие решения органом (должностным лицом), уполномоченным решать дела. Им же определяется и характер правонарушения.
Последствия — устное замечание, которое не влечет за собой никаких правовых последствий.
Основания освобождения от административной ответственной необходимо отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность действия (бездействия). Имеются в виду необходимая оборона и крайняя необходимость.
1.4. Ограничение административной ответственности
Оно может выражаться в ограничении применения к тем и ли иным субъектам административных правонарушений взысканий либо оснований для их применения.
В первом случае лицо признается субъектом данного административного правонарушения, но к нему не может быть применено любое взыскание из предусмотренных за данное правонарушение. Так, административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам не достигшим 18 лет, к инвалидам I, II групп. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Имеются и другие ограничения в применении конфискации, возмездного изъятия предметов, являющихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, лишения специальных прав.
Ограничение оснований для применения административных взысканий установлены в отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц, судей, прокуроров, лиц пользующихся депутатской неприкосновенностью, связанной с применением административных взысканий в административном порядке и в других случаях, предусмотренных законодательством.
Не подлежат ответственности за административные правонарушения иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции в Российской Федерации.
Возможно досрочное освобождение от административного взыскания.
1. 5. Понятие и виды административных взысканий
Административное взыскание — мера ответственности за административное правонарушение. Применяется в целях: а) воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку; б) предупреждения совершения им новых правонарушений; в) предупреждение совершения правонарушений другими лицами.
Административные взыскания выполняют в известной мере функцию предупреждения преступлений.
Административные взыскания имеют сходство и различие с мерами административного пресечения. Их объединяет часто общность оснований применения (административное правонарушение), а также их целевое назначение — предупреждение правонарушений.
Однако меры административного пресечения не являются мерами административной ответственности. Они направлены на прекращение правонарушения и привлечение нарушителя к ответственности в соответствии с характером совершенного им правонарушения. Меры пресечения могут предшествовать применению административных взысканий и не влияют на их выбор органом (должностным лицом), решающим дело. При наличии обстоятельств, указанных в законе, меры административного пресечения могут предшествовать применению уголовно-процессуальных мер, если в действиях (бездействии) будут установлены признаки преступления.
Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и др.).
Административные взыскания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости.
Основными видами административных взысканий являются:
а) предупреждение;
б) административный штраф;
в) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом административного правонарушения;
г) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
д) лишение специального права, представленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
е) административный арест;
ж) административное выдворение из пределов Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
з) дисквалификация.
Законодательством Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные взыскания. Так, Таможенный кодекс Российской федерации к административным взысканиям относит, в частности, отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенными органами Российской Федерации на осуществление определенных видов деятельности .
Закон подразделяет административные взыскания на основные и дополнительные. Возмездное изъятие, административное выдворение и конфискация предмета может применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, остальные — только в качестве основных. Административные взыскания, которые бы явились лишь дополнительными, действующим правом не предусмотрены.
Предупреждение — взыскание морального характера. Оно выносится в письменной форме или оформляется иным способом. Устное предупреждение не является административным взысканием. Предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, как и все другие основные административные взыскания, в частности, оно может иметь значение для определения правонарушения повторным, влекущим соответствующие последствия.
Штраф — денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных законодательством. Он является наиболее распространенным взысканием, предусмотренным почти за все виды административных правонарушений. Это объясняется возможностью его оперативного и гибкого использования в качестве средства воздействия на материальные интересы нарушителя.
Размеры штрафов и способы их установления, особенно в последние годы, достаточно подвижны.
Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только предмета, который являлся орудием совершения или непосредственным объектом совершенного правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.
Возмездное изъятие оружия и боеприпасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Действующим законодательством предусмотрены следующие варианты применения возмездного изъятия:
1. В качестве основного административного взыскания, альтернативного другим взысканиям, предусмотренным за данное правонарушение.
2. В качестве дополнительного к основным административным взысканиям:
а) подлежащим обязательному применению за данное правонарушение б) применяемым по усмотрению органа (должностного лица), решающего дело, при этом в виде возможной альтернативы конфискации.
Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности. За нарушение таможенных правил конфискация предметов производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение, а также независимо от того, установлено это лицо или нет (ст. 380 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Ограничения этой меры сводятся к тому, что: а) законодательством определен перечень предметов, не подлежащих конфискации; б) конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Конфискуется именно соответствующий предмет, а не имущество, что отличает эту административную меру от меры уголовного наказания.
Законодательством предусмотрены следующие варианты применения конфискации:
1. В качестве основного административного взыскания.
2. В качестве дополнительного к основным административным взысканиям:
а) подлежащим обязательному применению;
б) подлежащим применению по усмотрению органа (должностного лица), решающего дело;
в) применяемым органом (должностным лицом) по своему усмотрению в виде альтернативы возмездному изъятию.
Применение административных взысканий в виде возмездного изъятия и конфискации предмета в административном порядке противоречит ст. 35 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что право частной собственности охраняется законом. В соответствие с этой статьей подлежат приведению нормы законодательства об административных правонарушениях, устанавливающие административный порядок применения этих взысканий. Согласно той же статье никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Лишение специальных прав, предоставленных гражданину (право управления транспортными средствами, право охоты), применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами.
Лишение управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения; невыполнения требований работника милиции об остановке транспортного средства; оставлении в нарушение действующих правил места дорожно-транспортного происшествия; участниками которого они являются; уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.
Данная мера не может быть применена к лицам, для которых охота является основным источником существования.
При этом надо иметь в виду, что речь идет о лишении специальных предоставленых гражданину прав. Указанные правила не распространяются на права граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток. Обычно он применяется к гражданам. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.
Административный арест применяются за правонарушения, близкие к преступлениям, либо за повторные административные правонарушения. Чаще всего они предусматриваются в качестве альтернативных взысканий за одни и те же административные правонарушения. В отдельных случаях предусматривается та или иная из этих мер за конкретные административные правонарушения.
1.6. Наложение административного взыскания
Взыскание налагается в пределах, установленных нормативными актами, предусматривающими ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с законодательными актами об административных правонарушениях. Такими актами являются КоАП РФ (Особенная часть), федеральные законы, нормативно-правовые акты компетентных органов (должностных лиц), субъектов Российской Федерации. Нормы, за нарушение которых установлены административные взыскания, могут содержаться в актах органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Административное взыскание налагается в пределах, установленных актом, предусматривающим ответственность за совершенное административное правонарушение.
Взыскание за административное правонарушение может применяться лишь к лицу, его совершившему.
Закон требует, чтобы взыскания налагались в точном соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Оно может быть наложено лишь на лицо, подлежащее административной ответственности и совершившее административное правонарушение. К нему возможно применение взыскания в пределах санкции, предусмотренной за данное правонарушение. Не допускается применение взыскания ниже низшего предела.
Взыскания за административные правонарушения должны налагаться с учетом характера совершенного правонарушения, определяемого объектом посягательства, его последствиями, распространенности данного вида правонарушений и состоянием борьбы с ним; личности нарушителя и степени его вины (его предшествующее поведение на работе и быту, умышленное или неосторожное нарушение и т.д.); имущественного положения с тем, чтобы при применении взысканий, влекущих неблагоприятные для нарушителя последствия (штраф, исправительных работ, лишения специальных прав), не были ущемлены интересы малообеспеченной семьи и самого нарушителя.
В КоАП РФ даны перечни обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административные правонарушения признаются: чистосердечное раскаяние виновного; предотвращение виновным последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения а) под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; б) несовершеннолетним; в) беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; вовлечение несовершеннолетних в правонарушение; совершение правонарушения а) лицом, ранее совершившим преступление; б) группой лиц; в) в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; г) в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), налагавшее взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.
При этом перечень обстоятельств, смягчащих ответственность, является открытым в том смысле, что орган (должностное лицо), решающий дело, может признать смягчающими обстоятельствами, не указанные в законодательстве.
Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является исчерпывающим. Орган (должностное лицо), решающий дело, не может выйти за его пределы. Ему лишь предоставлено право не признать состояние опьянения обстоятельством, отягчающим ответственность. При этом учитывается характер совершенного правонарушения.
Непременным условием законности привлечения к административной ответственности является строгое соблюдение правила, согласно которому за одно и то же административное правонарушение к лицу, совершившему его, может быть применено основное либо основное и дополнительно взыскание, предусмотренные за данное правонарушение. Это правило не препятствует сочетанию мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативно-правовыми актами.
При нескольких административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Из этого правила есть существенное исключение. Если при этом дела одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.
В целях повышения эффективности административных взысканий, законом установлены сравнительно небольшие сроки для наложения административных взысканий.
Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения. С истечением этого срока совершение этим же лицом аналогичного административного правонарушения исключает возможность его квалификации как повторного.
Глава 2. Виды административно-правовых нарушений в области трудового законодательства
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.
Основанием административной ответственности является только административное правонарушение.
Рассмотрим основные виды административно-правовых нарушений в области трудового законодательства.
1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ).
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 и 2 данной статьи, являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда, по поводу реализации гражданами прав, предусмотренных нормами законодательства о труде и об охране труда.
Конституция РФ устанавливает гарантии реализации гражданином своих трудовых прав и права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также обеспечивает единый порядок регулирования отношений между работником и работодателем в организациях всех форм собственности и независимо от ведомственной принадлежности.
Законодательство о труде и охране труда конкретизирует и детализирует конституционные нормы. Среди них: Трудовой кодекс РФ; федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (с изм. от 6 ноября 2001 г.)у федеральный закон от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда»; федеральный закон от 1 мая 1999 г. «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»; Федеральный закон от 17 августа 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июня 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; постановление Правительства РФ от 11 марта 1999 г. «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» и др.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 данной статьи, может выражаться в действии либо бездействии, заключающихся в невыполнении или нарушении норм действующего законодательства о труде и об охране труда в части правовых предписаний (например, обязанности работников), единых нормативных требований (например, по технике безопасности) и т.д.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, является, как сказано в ее санкции, должностное лицо, т.е. работодатель или представитель работодателя, на которого возложены обязанности по обеспечению условий труда и по охране труда.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, также является должностное лицо. Однако речь идет о должностном лице, ранее подвергнутом административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
Предусмотренное санкцией ч. 2 вышеуказанной статьи административное наказание — дисквалификация — налагается в порядке, предусмотренном ст. 3.11 КоАП РФ.
Правонарушения, предусмотренные ч. 1 и 2 данной статьи, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
2. Уклонение от участия в переговорах о заключений коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП РФ)
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда по поводу ведения переговоров о заключении коллективного договора, соглашения, урегулированные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами.
Нормами Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» предусмотрено, что инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения могут выступать работники или работодатель, т.е. любая сторона такого договора, соглашения, которая направляет другой стороне письменное уведомление о начале переговоров.
Игнорирование предложения о начале коллективных переговоров в течение семи дней рассматривается как уклонение от участия в переговорах.
Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей.
Объективная сторона правонарушения может выражаться как в действии, так и в бездействии, заключающихся в уклонении от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения (например, нереагирование на предложение о начале переговоров), либо в нарушении установленного законом срока проведения переговоров (например! несоблюдение сроков, обусловленных соглашением сторон и зафиксированных в приказе), либо в необеспечении работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения (например, непредоставление помещения для работы) в определенные сторонами сроки.
Субъектами правонарушения могут являться работодатель и лица, его представляющие.
Поскольку в ст. 2 Закона РФ о коллективных договорах и соглашениях указано, что представители работодателей — руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы, — следует сделать вывод, что ими могут быть как должностные, так и юридические лица.
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности (вина юридических лиц определяется в соответствии с нормами КоАП).
3. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП РФ)
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда по поводу информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, которые регулируются нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ и иных нормативных правовых актов.
Речь идет о двух случаях предоставления информации: в целях Проведения коллективных переговоров и для осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения. Согласно ст. 7 Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и представители работодателей должны предоставлять представителям работников имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров.
Контроль за выполнением коллективного договора, а также соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.
Лица, представляющие работодателей, виновные в непредоставлении информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, несут дисциплинарную или административную ответственность.
Под объективной стороной правонарушения следует понимать действие либо бездействие, в результате которого не была предоставлена в срок (семь дней) информация, необходимая для проведения коллективных переговоров (по заключению коллективного договора, соглашения), а также для осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (срок может быть определен договором, соглашением).
Субъектами правонарушения, согласно диспозиции статьи, могут являться работодатель и лица, его представляющие.
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так, и по неосторожности.
Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП РФ)
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда, по поводу заключения коллективного договора, соглашения, урегулированные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, иных нормативных правовых актов.
Хотя обязательность заключения коллективных договоров, соглашений не предусмотрена законодателем, работодатель не вправе необоснованно отказаться от их заключения.
Необоснованность отказа от заключения коллективного договора, соглашения представляет собой не аргументированную позицию работодателя.
Кроме того, законодательством предусмотрена ответственность лиц, представляющих работодателя, за уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения, нарушивших семидневный срок начала переговоров, не обеспечивших работу соответствующей комиссии, виновных в непредоставлении информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения и т.д.
Объективная сторона правонарушения выражается в действии, при котором лицо, отказываясь от заключения коллективного договора, соглашения, никак не аргументирует свою позицию или приводит доводы, которые не могут быть приняты во внимание в силу их несостоятельности. Например, следует квалифицировать как правонарушение отказ от заключения коллективного договора, соглашения на ранее согласованных условиях.
Субъектами правонарушения, согласно диспозиции статьи, могут являться работодатель и лица, его представляющие.
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
4. Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ)
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда, по поводу выполнения обязательств по коллективному договору, соглашению, урегулированные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, иных нормативных правовых актов.
Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.
Объективная сторона правонарушения может выражаться в действии, так и в бездействии, результатом которых является нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.
Субъектами правонарушения, согласно диспозиции статьи жнут являться работодатель и лица, его представляющие.
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Вина юридических лиц определяется в соответствии с нормами КоАП.
Уклонение от получения требований работников и от участия в
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда, по поводу коллективных трудовых споров, урегулированные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, других нормативных правовых актов.
Фдеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» устанавливает правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров. Статья 2 данного Закона содержит определение коллективного трудового спора. Это — неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (далее — стороны) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату).
Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.
Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников. Она формируется из представителей сторон на равноправной основе.
Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением.
Под объективной стороной правонарушения следует понимать действие или бездействие по уклонению от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, которые могут заключаться, например, в создании препятствий для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований, в том числе в непредоставлении помещения для проведения такого собрания (конференции).
Субъектами правонарушения могут являться работодатель и его представитель.
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
5. Невыполнение соглашения (ст. 5.33 КоАП РФ).
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и защиты труда, по поводу соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры, регулируемые нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, другими нормативными правовыми актами.
Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» предусмотрено обязательное проведение примирительных процедур в случае обнаружения нарушения коллективного договора, соглашения контролирующим субъектом.
Закон требует оформления соглашения в письменной форме и устанавливает его обязательную силу для обеих сторон. Контроль за его исполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.
Под объективной стороной рассматриваемого правонарушения следует понимать действие либо бездействие работодателя или его представителя по невыполнению обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры.
Субъектом правонарушения является работодатель или его представитель.
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
6. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34 КоАП РФ)
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в сфере труда и охраны труда, по поводу возникшего коллективного трудового спора и его разрешения, урегулированные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, иных нормативных правовых актов.
В соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.
Статья 13 федерального закона 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» устанавливает право работников использовать право на забастовку в случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора. Согласно ст. 14 данного Закона решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. В той же статье предусмотрено, что участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания расторжения трудового договора, за исключением случаев, когда работники приступили к проведению забастовки или не прекратили ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки.
Работникам, не участвующим в забастовке, но не имевшим возможности выполнять свою работу в связи с ней, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, предусмотренных законодательством 6 труде. Работодатель вправе переводить этих работников на другую работу в порядке, предусмотренном законодательством о труде.
На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. Статья 19 Закона запрещает локаут — увольнение по инициативе работодателя работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, а также ликвидацию или реорганизацию организации, филиала, представительства во время проведения забастовки.
Объективная сторона правонарушения может выражаться только в действии, заключающемся в увольнении работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки.
Статья не содержит указания на то, кто может быть субъектом комментируемого правонарушения. Однако из ее содержания усматривается, что таковым может быть должностное лицо, имеющее право увольнения работников.
Правонарушение может быть совершена только умышленно.
7. Принуждение к участию или отказу от участия в забастовке (ст. 5.40 КоАП РФ)
Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в сфере труда и охраны труда, по поводу возникшего коллективного трудового спора и его разрешения, урегулированные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, иных нормативных правовых актов. В соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ право работников на забастовку признается как способ разрешения коллективного трудового спора.
Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку.
Участие в забастовке является добровольным. Никто не может, быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.
Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством.
Объективная сторона правонарушения — действие, выражающееся в принуждении к участию или к отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого.
Субъектами правонарушения являются граждане и должностные лица. Правонарушение может быть совершено только умышленно.
8. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (ст. 5.42 КоАП РФ)
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 данной статьи, являются общественные отношения, связанные с реализацией прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, по поводу приема на работу, урегулированные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, иных нормативных правовых актов.
Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квот для приема на работу инвалидов, минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.
Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с ^хранением полной оплаты труда.
Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
Руководители организаций независимо от организационно правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок внесения обязательной платы в Государственный фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ, несут ответственность в виде уплаты штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы — в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты — в размере стоимости рабочего места, определяемой органами исполнительной власти субъектов РФ. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государственной налоговой службы РФ. Уплата штрафа не освобождает от внесения задолженности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, выражается в действии, которое представляет собой необоснованный отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.
Объектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 данной статьи, являются общественные отношения, связанные с реализацией прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, по поводу регистрации безработных инвалидов, предусмотренные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, иных нормативных правовых актов.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, составляет противоправное действие, выражающееся в необоснованном отказе в регистрации инвалида в качестве безработного.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 вышеуказанной статьи, являются должностные лица, от которых зависит прием на работу.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, являются должностные лица, в чьи обязанности входит регистрация инвалидов в качестве безработных.
Правонарушение, предусмотренное как ч. 1, так и ч. 2, может быть совершено только умышленно.
9. Сокрытие страхового случая (ст. 5.44 КоАП РФ)
Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в сфере обязательного социального страхования, по поводу наступления страхового случая, урегулированные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, иных нормативных правовых актов.
В ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» определены задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, среди которых — возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных предусмотренных законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Закон предусматривает обязанности страхователя, в частности, расследование страховых случаев в порядке, установленном Правительством РФ, и в течение суток со дня наступления страхового случая сообщение о нем страховщику.
Страхователь несет ответственность за достоверность представляемых сведений, необходимых для получения застрахованным обеспечения по страхованию. В случае недостоверности указанных страхователем сведений излишне понесенные расходы на обеспечение по страхованию в счет уплаты страховых взносов не засчитываются.
Страхователь и его должностные лица, виновные в сокрытии наступления страховых случаев, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.
Страховщик несет ответственность за осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правильность и своевременность обеспечения по страхованию застрахованных и лиц, имеющих право на получение страховых выплат.
Объективную сторону правонарушения составляет действие либо бездействие, результатом которых является, в нарушение действующих норм, сокрытие наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Субъектами правонарушения могут являться граждане, должностные лица и юридические лица, на которых возложена обязанность в течение суток со дня наступления страхового случая сообщить о нем страховщику.
Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
10 Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения, хранения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11 КоАП РФ)
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
Объективная сторона данного правонарушения состоит в действии или бездействии, нарушающем установленный законом по рядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). В соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» информация о гражданах (персональные данные) представляют собой сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.
В соответствии со ст. 14 указанного Закона не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.
И кроме того, сбор персональных данных не может быть использован в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено. Вопросы сбора, хранения, использования и распространения персональных данных конкретного (определенного) характера регулируются также отраслевым законодательством. Так, вопросы сбора, хранения, использования и распространения персональных данных работника подробно регулируются Трудовым кодексом РФ.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, могут быть граждане, а также должностные лица и юридические лица.
Вина в совершении данного правонарушения может быть как умышленной, так и неосторожной.
11. Нарушение правил привлечения использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (ст. 18.10 КоАП РФ)
06ъектом правонарушения является порядок привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы.
Работодателями в контексте данной статьи являются: российские юридические лица, включая предприятия с иностранными инвестициями, действующие на территории РФ; иностранные юридические лица, реализующие на территории РФ заключенные ими контракты; отдельные российские и иностранные физические лица и лица без гражданства, проживающие на территории РФ и использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.
Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г., установлен разрешительный» порядок привлечения в РФ иностранной рабочей силы.
Разрешениями устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателями для работы на территории субъектов РФ.
Для получения разрешения работодатель представляет:
заявление;
предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ с обоснованием целесообразности;
привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы;
проект трудового контракта или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников.
Разрешения выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год.
Разрешение не подлежит передаче другим работодателям. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю.
В разрешении указываются: наименование органа, выдавшего разрешение, наименование и адрес работодателя, которому выдало разрешение, и сведения о его государственной регистрации территория, на которой действует разрешение, численность и профессиональный состав привлекаемых работников, страна их прохождения или обычного проживания, основание для выдачи разобщения, срок действия и другие данные по форме согласно приложению № 1 к Положению о привлечении и использовании в Российской федерации иностранной рабочей силы.
В случае прекращения работодателем своей хозяйственной деятельности или осуществления мероприятий по сокращению численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от окончания срока, на который оно выдано.
Иностранный гражданин, въехавший в РФ с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму на территории РФ только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения по форме согласно приложению № 2 к упомянутому Положению.
Привлечение иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов на основе подтверждения на право трудовой деятельности осуществляется без оформления разрешения в случаях найма работодателями для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, действующих на территории РФ, иностранных граждан на должности руководителей предприятий, их заместителей, руководителей подразделений (в том числе обособленных) этих предприятий.
Перечень лиц, привлеченных на работу в РФ, на которых не распространяется описанный выше порядок, определен в п. 16 и 18 Положения.
Объективную сторону правонарушения образует нарушение описанных правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы.
Субъектами правонарушения являются работодатели (ч. 1. данной статьи) и иностранные граждане и лица без гражданства (ч. 2 данной статьи), обязанные соблюдать правила привлечения И использования в РФ иностранной рабочей силы.
Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
12. Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской федерации за границей (ст. 18.13 КоАП РФ).
Объектом правонарушения является порядок трудоустройства граждан РФ за границей.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность, связанная с трудоустройством граждан РФ за пределами территории РФ, осуществляется на территории РФ только российскими юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством РФ. Необходимость лицензирования данного вида деятельности подтверждена и в ст. 17 федерального закона от 8 августа 2001 г, «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Порядок лицензирования определен в Положении о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г.
Объективную сторону правонарушения образуют следующие противоправные действия: осуществление деятельности по трудоустройству граждан РФ за границей без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных такой лицензией.
К нарушениям лицензиатом условий лицензии можно отнести осуществление деятельности вне территории, предусмотренной лицензией;
13. Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора (ст. 20.26 КоАП РФ)
Объектом правонарушений, ответственности за которые предусмотрена данной статьей, являются общественный порядок ч общественная безопасность, безопасность для населения при осуществлении соответствующего вида работ.
Прекращение работы либо оставление места работы, т.е. временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых ? обязанностей (полностью или частично), в целях разрешения коллективного трудового спора именуется забастовкой.
В соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в действии (бездействии), заключающемся в самовольном прекращении работы или оставлении места работы лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, как средстве разрешения коллективного или индивидуального трудового спора, в то время как такое действие (бездействие) запрещено федеральным законом.
Субъекты правонарушения, предусмотренного ч. 1 рассматриваемой статьи, не указаны ни в ее диспозиции, ни в санкции. Если исходить из ее содержания, то ими могут быть любые лица, чья работа связана с обеспечением безопасности соответствующего вида деятельности (как служащие, так и работники, не относящиеся к категории служащих), самовольно прекратившие ее осуществлять или оставившие свое рабочее место, прибегнув к этому как к средству разрешения трудового спора.
Правонарушение, предусмотренное ч. 1 данной статьи, может быть совершено умышленно. На это указывают цели прекращения работы или оставления рабочего места. Во-первых, прекращение или оставление самовольно, т.е. основано на желании лица. Во-вторых, такое прекращение или оставление используется как средство разрешения трудового спора (коллективного или индивидуального).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в действии, заключающемся в организации самовольного прекращения работы либо в организации самовольного оставления места работы лицами, обеспечивающими безопасность соответствующего вида деятельности населения, в то время как подобные действия (бездействие) крещены федеральным законом, как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой статьи, являются лица, организовавшие самовольное прекращение работы или оставление рабочего места как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора. В этом случае речь также идет об обеспечении безопасности соответствующего вида деятельности для населения.
Правонарушение, предусмотренное ч. 2 статьи, может быть совершено только в форме умысла.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что трудовые отношения регулируются не только дисциплинарными, уголовными, гражданско-правовыми, но и административными нормами.
Как было сказано выше, в 2002 году вступили в силу новый Трудовой кодек РФ и новый Кодекс об административных правонарушениях.
Такой блок законодательных актов требует переосмысления некоторых вопросов о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью работников при выполнении ими трудовых обязанностей.
Также необходимо отметить, что следует различать уголовную, гражданско-правовую и главным образом дисциплинарную и административную ответственность. Последняя наступает за совершение лицом административного проступка, то есть за нарушение установленных полномочными органами государственного управления общеобязательных правил поведения. Административная ответственность (обычно в виде штрафа) применяется органами или лицами, с которыми нарушитель не связан отношениями подчинения по работе или службе.
Список литературы
1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А, Козлов Ю.М. Административное право РФ. – М.: Зерцало, 1996.
2. Комментарий к КоАП РФ / Под ред. Ю.М. Козлова. – М.: Юристъ, 2002.
3. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под ред. А.Н. Луговой. – М.: МЦФЭР, 2002.
4. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под ред. Ю.П. Орловского. – М., 2002.
5. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под рде. С.А. Панина. – М., 2002.
6. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под рде. К.Н. Гусова. – М., 2002.
7. КоАП РФ. – М., 2002.
8. Конституция РФ. – М., 1993.
9. Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России. – М.: Норма, 2003.
10. Таможенный кодекс РФ.
11. Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова. – М.: Проспект, 1998.
12. Трудовой кодекс РФ. – М., 2002.
13. Уголовный кодекс РФ.