Полный текст:
План
Введение.. 2
ГЛАВА 1. Организация и планирование в транспортных цехах.. 3
1.1. Организация транспортного хозяйства.. 3
1.2. Задачи и структура транспортных перевозок. 5
1.3. Организация системы перевозок. 7
ГЛАВА 2. Анализ результатов деятельности транспортного хозяйства.. 13
2.1. Анализ показателей работы грузового автотранспорта.. 13
2.2. Факторный анализ объема грузооборота.. 15
2.3. Резервы увеличения объема грузооборота.. 16
2.4. Анализ себестоимости услуг автотранспорта.. 18
Заключение.. 20
Список литературы... 21
Введение
Транспорту принадлежит важная роль в процессе общественного производства, так как обязательным элементом его является перевозка сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции.
Транспортная промышленность, или транспорт, имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других отраслей материального производства. Производственным процессом транспортной промышленности является процесс перемещения груза и пассажиров во времени и пространстве. Особенностью транспортной промышленности, является то, что она не перерабатывает сырье и не создает никаких новых продуктов. Материальные блага, созданные в виде определенной продукции в промышленности и сельском хозяйстве, транспорт перемещает от места производства к месту потребления, не увеличивая количества и не изменяя качества этой продукции. Продукцией транспортной промышленности является также перемещение грузов и пассажиров во времени и пространстве. Таким образом, производственный процесс и продукция транспортной промышленности совпадают.
Стоимостное выражение затрат общественного труда на создание продукции транспортной промышленности увеличивает стоимость конечного продукта. Затраты на перемещение называются транспортными издержками. В производстве транспортные издержки являются четвертой (после сырья, топлива и заработной платы) по величине составляющей стоимости продукции производствами превышают 55 млрд. руб.
Важную роль в перемещении грузов играет скорость их доставки от потребителя к получателю. Повышение скорости доставки, т. е. сокращение времени обращения грузов – важный фактор интенсификации использования производственных фондов.
ГЛАВА 1. Организация и планирование в транспортных цехах
1.1. Организация транспортного хозяйства
Транспортное хозяйство предприятия создаются для доставки, складирования и перемещения до потребителя различных грузов в соответствии с условиями, оговоренными в договорах, в установленные сроки и по оптимальным маршрутам. Основными критериями функционирования транспортного хозяйства являются качественное и своевременное выполнение услуги по минимально возможной цене.
Рассмотрим особенности транспортного и складского хозяйства в отдельности, круг организационных вопросов по их функционированию, направления повышения качества и эффективности выполняемых услуг.
Транспортное хозяйство является артерией предприятия, связующей материальные потоки. Ритмичность и качество выполняемых транспортных услуг определяют стабильность и эффективность функционирования предприятия в целом. Транспортные операции являются важной составной частью производственного процесса, причем транспортные средства нередко используются в целях регулирования его хода и обеспечения заданного ритма производства (например, при помощи конвейеров).
Рациональная организация внутризаводского транспорта, оптимизация грузопотоков и грузооборота способствуют сокращению длительности производственных циклов изготовления продукции, ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижению себестоимости продукции, росту производительности труда.
На предприятиях используют различные виды транспортных средств (классификация):
•по сфере обслуживания — средства межцехового и внутрицехового транспорта;
• в зависимости от режима работы — транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т.п.) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и т.п.);
•по направлениям движения — транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, элеваторы и т.п.) и смешанного перемещения (краны и т.п.);
•по уровню автоматизации — автоматические, механизированные, ручные;
•по виду перемещаемых грузов — транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.
• по территориальному признаку — технологические, городские, пригородные, внутрирайонные и межрайонные (внутриобластные и межобластные), междугородные, межреспубликанские, международные перевозки.
Технологические — перевозки внутри предприятий и по территории строительных площадок.
Городские — перевозки на небольшие расстояния, в хороших дорожных условиях, с разнообразной структурой перевозок. Это же относится и к пригородным перевозкам, осуществляемым за пределы города на расстоянии до 50 км включительно.
Внутрирайонные и межрайонные — перевозки по территории административных и экономических районов или между соседними районами. Они характеризуются более сложными дорожными условиями, большими, чем при городских и пригородных перевозках, расстояниями. Структура перевозок в этом случае менее разнообразна.
Междугородные — перевозки, осуществляемые на расстояния свыше 50 км между отдельными республиками, областями, городами и экономическими районами на дорогах большой протяженности. Расстояния перевозок в этом случае могут достигать 1000 км и более.
Международные — перевозки за пределы России и, из-за рубежа.
Организация транспортного хозяйства действующего предприятия включает выполнение следующих работ:
1) стратегическое планирование обновления транспортных средств;
2) анализ производственной структуры предприятия, разработка и внедрение мероприятий по ее совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных схем, обеспечения прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов);
3) анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности;
4) выбор и обоснование транспортных средств;
5) расчет норм и нормативов расхода (потребности) в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;
6) составление балансов грузооборота (по горизонтали указываются отправители грузов, по вертикали — их получатели);
7) проектирование схем грузопотоков;
8) оперативно-календарное планирование транспортных операций;
9) диспетчирование работы транспорта предприятия;
10) учет, контроль и мотивация высококачественной и эффективной работы транспортного хозяйства.
Основными направлениями повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства, на наш взгляд, являются:
1) углубление предметной и функциональной специализации производства, развитие кооперирования;
2) повышение уровня автоматизации производства и управления;
3) сокращение среднего возраста транспортных средств и увеличение удельного веса прогрессивных транспортных средств;
4) совершенствование нормирования, учета и контроля использования транспортных средств, мотивация повышения их эффективности;
5) анализ соблюдения принципов прямоточности, пропорциональности и непрерывности производственных процессов, разработка и внедрение мероприятий по их соблюдению.
1.2. Задачи и структура транспортных перевозок
Производственно-хозяйственная деятельность любого предприятия требует рациональной организации транспортировки и перемещения грузов.
Под процессом перемещения понимается совокупность операций, связанных с перемещением грузов в пространстве без изменения геометрических форм, размеров и физико-химических свойств груза; под транспортированием — операция перемещения груза по определенному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегрузки.
Транспортировка и перемещение грузов на предприятиях включает следующие процессы: перемещение материалов, сырья, топлива, комплектующих и полуфабрикатов на общезаводские склады от внешних организаций; транспортировка сырья, материалов, топлива, комплектующих и полуфабрикатов с общезаводских складов в цеховые или производственные участки цехов; перемещение материалов, деталей и узлов от одного рабочего места к другому, от одного рабочего места к складу полуфабрикатов, или между участками; перемещение полуфабрикатов и изделий между рабочими местами различных цехов; хранение полуфабрикатов и изделий в процессе выполнения операций загрузки, транспортирования и разгрузки; вывоз готовой продукции и отходов производства с территории предприятия.
Кроме того, ряд предприятий осуществляют перевозки рабочих и служащих к месту работы и с работы.
Все перечисленные процессы выполняет заводской транспорт или так называемый промышленный транспорт. По характеру и месту перевозок заводской транспорт подразделяется на внешний и внутризаводской. Внутризаводской, в свою очередь, состоит из межоперационного, внутрицехового и межцехового.
Внешний транспорт предприятия дважды связывает его с другими предприятиями страны. Во-первых, посредством внешнего транспорта завод получает предметы труда, необходимые для осуществления производственного процесса: сырье и материалы, топливо и покупные изделия по кооперированным поставкам. Во-вторых, после изготовления продукции завод организует транспортировку ее к месту потребления. Функции внешнего заводского транспорта аналогичны функциям транспорта общего пользования.
Внутризаводской транспорт непосредственно связан с технологическим процессом изготовления продукции. Межоперационный транспорт перемещает заготовки, детали и сборочные единицы между рабочими местами в последовательности и ритме технологического процесса производства, а внутрицеховой — между производственными участками цеха. Межцеховой транспорт осуществляет перемещения грузов между цехами, а также между общезаводскими складами и цехами.
Организацией и управлением транспортировкой и перемещением на предприятии занимаются специализированные транспортные службы. Их организационная и производственная структура определяется в первую очередь типом производства и размерами предприятия.
В составе небольших и средних машиностроительных предприятий имеется средний транспортный цех, состоящий из нескольких участков, специализированных, как правило, по видам транспорта: железнодорожный, автомобильный, электрокарный и др. Часто транспортный цех находится в подчинении заместителя директора по коммерческим вопросам.
Структура транспортного цеха среднего машиностроительного завода
1.3. Организация системы перевозок
С целью совершенствования организации производства и снижения затрат на перемещение грузов целесообразно на предприятиях создание специализированного отдела, в состав которого включаются транспортные цехи и складское хозяйство. Это позволяет централизованно управлять всеми материальными потоками предприятия: внешними, межцеховыми, цеховыми, а также транспортно-складскими. Типовая организационная структура отдела централизованного материального обеспечения производства (ЦМОП}, разработанного одним из отраслевых НИИ, представлена ниже.
Типовая схема структурного отдела ЦМОП
Рациональное использование подъемно-транспортных средств цеха существенно влияет на конечные экономические результаты работы предприятия, так как транспортные издержки в себестоимости выпускаемой продукции достигают 15—23%.
Отсюда основной задачей транспортного цеха является наиболее полное обеспечение предприятия транспортными услугами при минимальных затратах в расчете на единицу конечного результата
Межцеховые перевозки. Различают две системы организации межцеховых перевозок: децентрализованную и централизованную. Первая предусматривает выделение в распоряжение производственных цехов транспортных средств и обслуживание ими только тех цехов, в ведении которых они находятся. Эта система не позволяет эффективно использовать транспортные средства и добиваться высоких технико-экономических показателей. Вторая система основана на централизованном обслуживании и управлении транспортным цехом перемещением грузов между цехами и складами предприятия.
Централизованные межцеховые перевозки могут осуществляться по разовым и постоянным маршрутам. Разовые перевозки чаще всего случайны как по количеству транспортируемого груза, так и по направлениям. Они характерны для предприятий с единичным и мелкосерийным типом производства.
Системы перевозок грузов на предприятии
Постоянные маршруты, типичные для крупносерийного и массового производства, выполняются по заранее установленным направлениям и твердым графикам.
На предприятиях применяют две основные системы постоянных маршрутов —маятниковую и кольцевую. Факторами, определяющими выбор системы маршрутов, являются: приведенные затраты на единицу транспортной работы, направления грузопотоков, количество транспортируемых материалов и продолжительность транспортировки. Маятниковые маршруты устанавливаются между постоянными пунктами. Если оба пункта являются грузопотребляющими, то маршрут носит название двустороннего, если грузопотребляющим является один из пунктов — одностороннего. Возможна и лучевая система перевозок, когда транспорт из одного пункта веерообразно движется в несколько пунктов, или наоборот.
Маятниковые системы
Кольцевая система маршрутов применяется для транспортного обслуживания ряда постоянных пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного к другому. Кольцевые маршруты могут быть: а) с равномерным грузопотоком — замкнутый маршрут объединяет пункты с одинаковым объемом перевозок;
Кольцевые системы перевозок:
1 — пункты погрузки-разгрузки; 2 — площадки передач грузов с одного кольца на другое
б) с возрастающим грузопотоком — при транспортировке грузов с разных пунктов в конечный; в) с затухающим грузопотоком—распределение груза по нескольким пунктам.
Разновидностью кольцевой системы перевозок является система цикловых маршрутов. В этом случае отдельные кольцевые маршруты связаны между собой общим кольцевым маршрутом. При этом организуются площадки для передачи грузов с одного кольцевого маршрута на другой. Однако такая передача должна производиться без перевалки транспортируемого груза,
Для крупных предприятий массового и крупносерийного типа производства, имеющих целый ряд технологически связанных между собой цехов, система кольцевых маршрутов более эффективна по сравнению с маятниковой. Однако она является более сложной с точки зрения ее организации. Практика работы машиностроительных предприятий показывает необходимость предварительного осуществления ряда организационно-технических мероприятий: организовать транспортировку и хранение грузов в таре; создать специальные погрузочно-разгрузочные площадки в цехах и на складах; разработать график движения транспортных средств по маршруту; организовать в транспортном цехе работу диспетчера, ответственного за непрерывность движения транспортного маршрута.
Графики движения транспортных средств по маршруту составляются независимо от характера перевозок, которые могут осуществляться как ежедневно, так и по определенным дням недели, доставляются графики движения обычно на смену или сутки. Исходными данными Для их составления служат: месячные планы-графики Доставки материалов и комплектующих изделий с общезаводских складов в цехи; режим работы цехов и складов; регламент, установленный для цехов и складов по завозу или вывозу грузов; нормы времени на выполнение транспортных и погрузочно-разгрузочных операций; ведомости маршрутов с расчетом потребности транспортных средств.
Внутрицеховые перевозки. Организация внутрицеховых перевозок определяется типом производства (в первую очередь) и организационно-техническими особенностями выпускаемой продукции,
Факторы, влияющие на выбор транспортных средств
ГЛАВА 2. Анализ результатов деятельности транспортного хозяйства
2.1. Анализ показателей работы грузового автотранспорта
Многие предприятия имеют свой грузовой автотранспорт, который используется для перевозки грузов. От того, насколько эффективно он используется, зависит себестоимость перевозок, а следовательно, и финансовые результаты деятельности.
Для оценки работы грузового автотранспорта применяется целая система частных и обобщающих показателей. Частные технико-эксплуатационные показатели позволяют оценить отдельные стороны работы машин с точки зрения использования времени их работы, скорости движения, пробега, грузоподъемности и т.д., что является частью таких обобщающих показателей, как производительность работы машин и себестоимость перевозок, с помощью которых оцениваются окончательные результаты работы автотранспорта.
Для оценки степени использования машин на протяжении года рассчитывается коэффициент использования машин в работе {Км}:
Количество отработанных дней автомобилями
Км = ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Количество машинодней нахождения в хозяйстве
Чем больше отработано дней каждой машиной на протяжении года, тем выше уровень данного показателя. И, наоборот, чем больше целодневные простои машин, тем ниже величина коэффициента. Основная причина его снижения - сверхплановые простои машин из-за технической неисправности, длительного нахождения в ремонте. Для характеристики этого явления определяется коэффициент технической готовности машин (Km.г):
Автомобиле-дни нахождения — Автомобиле-дни в
в хозяйстве ремонте
Km.г = ———————————————————————————
Автомобиле-дни нахождения в хозяйстве
Однако рассмотренные показатели не раскрывают результатов использования машин в процессе рабочего дня. Не весь рабочий день они находятся в пробеге: часть дня простаивают под погрузкой, разгрузкой и по другим причинам. Сокращение простоев является важным средством повышения уровня использования автотранспорта. Поэтому для характеристики степени использования автомашин на протяжении рабочего дня рассчитывается коэффициент использования их рабочего времени (Кр):
Время нахождения машин в пробеге
Кр = ——————————————————————
Время нахождения машин в наряде
Бывают случаи, когда грузовики делают порожние рейсы в одну и даже две стороны, не выполняя никакой полезной работы. Коэффициент использования пробега (Кп) рассчитывается следующим образом:
Пробег с грузом, км
Кп = ––––––––––––––––––––––
Общий пробег, км
Уменьшение этого коэффициента свидетельствует об увеличении доли порожних рейсов, а следовательно, об ухудшении работы автопарка.
Немаловажное значение для повышения эффективности работы грузовых машин имеет полнота их загруженности. Нередко машины большой грузоподъемности используются для перевозки маловесных грузов, в результате чего ухудшается использование автопарка. Для характеристики такого явления рассчитывается коэффициент использования грузоподъемности машин (Кгр):
Средняя загруженность 1 машины, т
Кгр = —————————————————————————,
Средняя техническая грузоподъемность 1 машины, т
Чтобы подсчитать величину средней загруженности автомашины, необходимо общий объем грузооборота, выраженный в тонно-километрах, разделить на пробег машин с грузом.
Эффективность использования машин во многом зависит от скорости их движения и средней дальности перевозки. Отличают техническую скорость движения (отношение общего пробега к количеству часов нахождения машин в пробеге) и эксплуатационную (отношение общего пробега к количеству часов нахождения машин в наряде). Среднее расстояние перевозки определяется делением объема грузооборота на вес перевезенных грузов.
Для обобщающей характеристики работы грузового автотранспорта используют показатели среднегодовой, среднедневной и среднечасовой выработки машин. Однако они не учитывают средней грузоподъемности машин и поэтому несопоставимы. Более точно уровень производительности работы машин характеризует выработка на один автомобиле-тонно-день нахождения в хозяйстве.
Важным обобщающим показателем эффективности использования автотранспорта является себестоимость грузоперевозок. Чем лучше используются машины, тем ниже себестоимость одного тонно-километра
В процессе анализа необходимо изучить динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, установить причины изменения и резервы увеличения объема грузооборота и снижения себестоимости тонно-километра
2.2. Факторный анализ объема грузооборота
Чтобы определить неиспользованные резервы увеличения объема грузооборота, необходимо провести факторный анализ этого показателя. Известно, что объем грузооборота (V) зависит от среднегодового количества машин (М), количества отработанных дней в среднем одной машиной за год (Д), средней продолжительности рабочего дня (Л), коэффициента использования рабочего времени (Кр), среднетехнической скорости движения (С/С), коэффициента использования пробега (Кп), средней грузоподъемности машины (Т) и коэффициента использования грузоподъемности машин {Кгр)
Схема факторной системы объема грузооборота
2.3. Резервы увеличения объема грузооборота
Основными источниками перспективных резервов увеличения объема грузооборота являются сокращение целодневных и внутрисменных простоев машин, холостых пробегов, повышение коэффициента использования грузоподъемности. Кроме того, в связи с техническим перевооружением производства может произойти некоторый рост количества машин, увеличение их грузоподъемности, скорости движения. Это также нужно учитывать при определении величины резервов объема грузооборота.
Для подсчета резервов увеличения объема грузооборота за счет роста количества машин необходимо прирост среднегодовой численности машин умножить на фактическую среднегодовую выработку автомобиля или на фактический уровень факторов, которые определяют последнюю:
Перспективные резервы увеличения объема грузооборота за счет сокращения целодневных простоев автомашин определяются умножением фактической среднедневной выработки машин на возможное количество дней сокращения простоев:
Чтобы определить величину резервов увеличения объема грузооборота за счет уменьшения внутрисменных простоев, необходимо резерв их сокращения умножить на фактическую среднечасовую выработку машины во время нахождения в рейсе или на фактический уровень факторов, от которых зависит последняя:
Для определения резервов увеличения объема грузооборота за счет повышения среднетехнической скорости движения необходимо возможный прирост этого показателя умножить на возможное
количество часов нахождения машин в пробеге Мд *Дв*Пд *Крд, фактическую величину коэффициента использования пробега Кп.ф
и фактическую загруженность автомобиля Тф*Кгрф:
Существенным резервом увеличения объема грузооборота яв-яется сокращение холостых пробегов автомашин. ^Для опреде
В связи с обновлением автопарка, поступлением новых, более мощных автомашин происходит увеличение их средней грузоподъемности, что при прочих равных условиях также является важным резервом увеличения объема грузооборота. Для определения его величины необходимо возможный прирост средней грузоподъемности умножить на возможный пробег машин с грузом
Mg * Дв *Пв*Крв *CKg *Krie и на фактическую величину коэффициента использования грузоподъемности:
Чтобы определить резерв увеличения объема грузооборота за счет более полного использования грузоподъемности машин, необходимо прирост коэффициента грузоподъемности умножить на возможную среднюю грузоподъемность одной машины и возможный пробег автомашин с грузом:
2.4. Анализ себестоимости услуг автотранспорта
Себестоимость автоперевозок является важным показателем, характеризующим эффективность работы автопарка. Ее уровень непосредственно зависит от полноты использования автомашин. Если машины много времени в году простаивают, совершают холостые пробеги, недостаточно полно загружаются, то себестоимость 1 т/км будет высокая, а соответственно хуже и финансовые результаты деятельности предприятия.
Себестоимость 1 т/км рассчитывается делением суммы затрат на содержание и эксплуатацию грузовых машин за вычетом стоимости отработанных материалов (масла, автопокрышек), оприходованных на склад, на объем грузооборота.
Следовательно, с одной стороны, себестоимость 1 т/км зависит от суммы затрат, а с другой - от объема грузооборота. Чем экономнее используются средства на содержание и эксплуатацию автомобилей, тем ниже себестоимость перевозок при прочих одинаковых условиях.
Увеличение объема грузооборота содействует снижению себестоимости услуг, так как с его ростом возрастают не все затраты, а только переменная их часть. Постоянные затраты не изменяются при увеличении или уменьшении объема грузооборота. К ним относятся расходы по управлению и организации работы автопарка, затраты на содержание гаража, сторожевой охраны и др.
Переменные затраты зависят от динамики грузооборота. Они включают зарплату шоферов, работающих на сдельной форме оплаты труда, стоимость нефтепродуктов, износ автопокрышек, амортизацию автомобилей, которая начисляется от балансовой стоимости машин по нормам на 1000 км пробега, затраты на ремонт машин. При увеличении объема грузооборота сумма этих расходов возрастает и наоборот.
Зависимость суммы затрат от объема грузооборота можно выразить следующим уравнением:
У = а + Ьх,
где У - сумма затрат на эксплуатацию и содержание грузового автотранспорта; а - сумма постоянных затрат; Ь - сумма переменных затрат на 1 т/км; х - объем грузооборота, т/км.
Зависимость себестоимости 1 т/км от объема грузооборота
Таким образом, если не изменяется сумма постоянных и переменных расходов на единицу работ, то можно легко прогнозировать себестоимость 1 т/км в перспективе с учетом динамики грузооборота.
Следует отметить, что постоянные затраты не зависят от изменения объема производства или выполненных работ только при условии, если не изменяется производственная мощность предприятия, в данном случае численность грузовых машин, площадь гаража, ремонтной мастерской и пр. Если же производственные мощности изменяются, то изменяется и сумма постоянных затрат. Кроме того, они могут измениться на протяжении времени в связи с инфляционными процессами, так как растет зарплата ИТР, сумма амортизации, проценты за кредит и т.д. Изменяются и переменные расходы на единицу работ и услуг по независимым причинам в связи с повышением цен на нефтепродукты, зарплаты и по внутренним причинам (изменение производительности труда, экономия или перерасход ГСМ и т.д.).
Заключение
Оперативное руководство и управление перевозками грузов на автотранспортных предприятиях включает в себя: организацию приема заявок (заказов) на перевозку груза и разработку сменно-суточных планов перевозок; организацию выпуска подвижного состава на линию и приема его при возвращении с линии; организацию и осуществление руководства и контроля за работой подвижного состава на линии; организацию и осуществление оперативного учета и анализа работы подвижного состава.
В процессе руководства работой подвижного состава осуществляется:
– поддерживание оперативной связи с пунктами погрузки-разгрузки, грузоотправителями и грузополучателями;
– наблюдение за правильностью исполнения установленных маршрутов движения подвижного состава;
– контроль за ходом .выполнения установленных планов вывоза грузов с каждого объекта;
– обеспечение первоочередного выполнения срочных и важных перевозок, переключая в случае необходимости подвижной состав с одного объекта работы на другой;.
– принятие необходимых мер для устранения возникающих при работе на линии срывов и неполадок (в случае простоев подвижного состава в ожидании погрузки-разгрузки, при поломках погрузочно-разгрузочных механизмов и т. д.);
– направление на линию по заявкам водителей автомобили технической помощи и т.д.
Рациональная организация и планирование транспортных цехов имеет большое значение, поскольку они не только обеспечивают транспортировку и перемещение всех грузов, но и способствуют ритмичной работе предприятия.
Основной целью управления транспортным хозяйством является снижение затрат на перевозки грузов, ремонт и обслуживание транспортных средств, следствием чего является снижение себестоимости продукции (услуг), а следовательно повышение конкурентоспособности предприятия на рынке.
Список литературы
1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск, Москва, ИП «Экоперспектива», 1998.
2. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. М., ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
3. Ходош М.С. Грузовые автомобильные перевозки. М., «Транспорт», 1986.
4. Семенов В.М. Организация и планирование вспомогательных цехов. М., «Высшая школа», 1985.
5. Иванов Б.С. Управление техническим обслуживанием машин. М., «Машиностроение», 1978.