Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Использование маржинального анализа в принятии управленческих решений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Использование маржинального анализа в принятии управленческих решений
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    09.08.2010 17:56:21
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    ВВЕДЕНИЕ.. 2
    1. Обоснование управленческих решений на основе маржинального анализа. 4
    1.2 Сущность и значение маржинального анализа. 4
    1.2 Использование маржинального анализа в принятии управленческих решений. 5
    1.3 Методика маржинального анализа прибыли. 15
    1.4 Методика маржинального анализа показателей рентабельности. 16
    2   Анализ финансового состояния предприятия на примере ДХООО ЦС «Связькомплекс». 18
    2.1 Анализ основных и оборотных средств предприятия. 20
    2.2 Анализ финансового состояния предприятия. 26
    2.3 Анализ финансового результата деятельности предприятия. 34
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 37
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 39
    ВВЕДЕНИЕ   В настоящее время в нашей стране активно развивается экономика, и большую долю здесь занимает развитие предпринимательской деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, работ или услуг. Основной миссией хозяйственной деятельности предприятий является извлечение прибыли, что невозможно себе представить без финансового обеспечения текущего процесса работы. Успех фирмы на рынке во многом зависит от состояния финансов и качественного планирования их движения.
    Главная цель маржинального анализа предприятия  – формирование общей финансовой картины предприятия,  необходимой для полноценного принятия правильных управленческих решений при использовании в текущей деятельности и развития предприятия в будущем. Движение финансов имеет четкую структуру, и понимание их динамики позволяет руководителю компании обнаружить наиболее прибыльное и убыточное звено в деятельности.
    Важным этапом управления финансами является планирование всех денежных потоков, поскольку планирование обеспечивает оптимальные возможности для успешной деятельности:
    обеспечение всех видов деятельности необходимым объемом денежных ресурсов;
    обеспечение эффективного вложения капитала;
    обеспечение постоянной платежеспособности предприятия;
    соблюдение интересов контрагентов, инвесторов, акционеров и государственных инстанций.
    Финансовое планирование позволяет извлечь из стратегических целей реальные показатели, отсекает нежизнеспособные и нерентабельные проекты, просчитывает возможности привлечения внешних инвестиций для развития. Разработка и формирование финансового плана в разрезе перспективного, текущего и оперативного открывает широкие возможности для успешной работы.[1]
    В условиях российского рынка, для принятия мобильных решений, руководству предприятия необходимо иметь оперативную информацию о предстоящих объемах реализации продукции, о балансе прихода и расхода денежных средств, и о возможной прибыли. Та же самая информация о деятельности предприятия требуется и банкирам для тщательного рассмотрения возможностей инвестирования проектов. Именно эти данные содержит грамотно разработанный финансовый план предприятия.[2]
    Цель настоящей курсовой работы определить как влияет на управленческие решения финансовый и маржинальный анализ предприятия. Определить основные принципы построения финансового планирования организации,  их источники и важность в деятельности любой организации.
    Для расчета показателей, характеризующих финансовое состояние предприятий, источниками информации является бухгалтерская и статистическая отчетность: «Баланс предприятия» (Форма №1), «Отчет о финансовых резервах и их использовании» (Форма №2), «Отчет о движении денежных средств» (Форма №4), «Статистическая отчетность» (Форма №10-ф годовая), «Отчет об основных показателях финансовой деятельности предприятия» (Форма №1- ф «Состояние расчетов на предприятиях»).
    Представленное расчетное задание выполнено на основе данных ДХООО ЦС «Связькомплекс».
    1. Обоснование управленческих решений на основе маржинального анализа  
    1.2  Сущность и значение маржинального анализа  
    Большую роль в обосновании управленческих решений в биз­несе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших эконо­мических показателей: «издержки — объем производства (реализа­ции) продукции - прибыль» и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточ­ности или содействия доходу, или CVP-анализом. В основу методи­ки положено деление производственных и сбытовых затрат в зави­симости от изменения объема деятельности предприятия на пере­менные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование категории маржи покрытия.[3]
    Маржа покрытия - это выручка минус переменные издержки. Маржа покрытия на единицу продукции представляет собой раз­ность между ценой и удельными переменными затратами. Она вклю­чает в себя постоянные затраты и прибыль.
    Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет:[4]
    ·   более точно исчислить влияние факторов на изменение сум­мы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процес­сом формирования и прогнозирования ее величины;
    ·   определить критический уровень объема продаж (порога рен­табельности), постоянных затрат, цены при заданной величине со­ответствующих факторов, при котором финансовый результат бу­дет равен нулю;
    ·   установить зону безопасности (зону безубыточности) пред­приятия;
    ·   исчислить необходимый объем продаж для получения задан­ной величины прибыли;
    ·   обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ас­сортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудова­ния, технологии производства, приобретения комплектующих де­талей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
    Проведение маржинального анализа, основанного на соотноше­нии «затраты - объем - прибыль», требует соблюдения ряда усло­вий, таких, как:
    ·   необходимость деления издержек на две части – переменные и постоянные;
    ·   переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
    ·   постоянные издержки не изменяются в пределах релевантно­го (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
    ·   тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются.
     
    1.2  Использование маржинального анализа в принятии управленческих решений  
    Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. [5]
    Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Он был разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее — А.П. Зудилиным.
    В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.
    Маржинальный доход предприятия — это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.[6]
    Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.
    Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:
    ·   безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
    ·   зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
    ·   необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
    ·   критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
    ·   критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.
    С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.
    Основные этапы анализа
    1.Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.
    2.Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.
    3.Расчет величины исследуемых показателей.
    4.Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей, факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
    5.Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
    6.Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.
    Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:
    ·   необходимость деления издержек на две части — переменные и постоянные;
    ·   переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
    ·   постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен, исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
    ·   тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
    ·   эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
    ·   пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.
    Одним из самых простых и эффективных методов маржинального анализа с целью оперативного, а также стратегического планирования является анализ «издержки — объем — прибыль», который позволяет отследить зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства.
    Анализ «издержки — объем — прибыль» служит для ответа на важнейшие вопросы, возникающие перед финансистами предприятия на всех четырех основных этапах его денежного оборота:[7]
    I этап
    ·   Сколько наличного капитала требуется предприятию?
    ·   Каким образом можно мобилизовать эти средства?
    ·   До какой степени можно доводить финансовый риск, используя эффект финансового рычага ?
    II этап
    ·   Что важнее для предприятия на данном этапе его деятельности: высокая рентабельность или высокая ликвидность?
    ·   До какой степени можно увеличивать или снижать силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными издержками, и изменять тем самым уровень предпринимательского риска, связанного с предприятием?
    ·   Что дешевле: приобретение или аренда недвижимости?
    ·   Следует ли продавать продукцию ниже ее себестоимости?
    ·   Какого продукта производить больше: А или Б?
    ·   Как отзовется на прибыли эффект изменения объема производства и сбыта?
    III этап
    ·   Каким должен быть оптимальный уровень товара, чтобы удовлетворять клиентов, но не связывать при этом слишком много оборотных средств?
    ·   Какова оптимальная величина получаемого предприятием краткосрочного кредита, позволяющая обеспечивать и стимулировать продажу товара в рассрочку, при одновременном снижении вероятности возникновения безнадежных долгов и минимизации средств, отвлекаемых дебиторской задолженностью?
    IV этап
    ·   Какую часть прибыли распределять в качестве дивидендов?
    ·   Какая часть нарабатываемого экономического эффекта уходит на погашение долгов и процентов по ним? Не чрезмерный ли это груз для предприятия?
    ·   Каким образом можно снизить суммы выплачиваемых налогов?
    Ключевыми элементами маржинального анализа служат финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.
    Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продажи всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.[8]
    Действие финансового рычага заключается в том, что предприятие, использующее заемные средства, изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности. Уровень эффекта финансового рычага указывает на финансовый риск, связанный с предприятием. Поскольку проценты за кредит относятся к постоянным издержкам, наращивание финансовых расходов по заемным средствам сопровождается увеличением силы операционного рычага и возрастанием предпринимательского риска.
    Маржинальный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные.
    Сила воздействия операционного рычага зависит от относительной величины постоянных издержек. Для предприятий, отягощенных громоздкими производственными фондами, большая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса клиентов и сильнейшей инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается катастрофическим падением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.
    Маржинальный анализ включает в себя анализ безубыточности, который позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. Бизнес не несет убытков, но не имеет и прибыли. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Точка безубыточности — это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности. Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные издержки) либо сокращением постоянных издержек.
    Идеальные условия для бизнеса — сочетание низких постоянных издержек с высокой валовой маржой. Маржинальный анализ ищет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема продаж. Иногда решение заключается в наращивании валовой маржи за счет снижения цены и роста количества продаваемых товаров, иногда — в увеличении постоянных издержек (на рекламу, например) и опять же в увеличении количества продаж. Возможны и другие пути, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными и постоянными издержками.[9]
    Расчет порога рентабельности начинают с деления издержек на переменные и постоянные, так как без этого невозможно вычислить валовую маржу. Сопоставив ее с суммой выручки, получают так называемый коэффициент валовой маржи — долю валовой маржи в выручке от продажи.
    Постоянные издержки делят на коэффициент валовой маржи и получают порог рентабельности.
    Превышение фактической выручки от продажи над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия.
    Прогнозируемая прибыль рассчитывается умножением запаса финансовой прочности на коэффициент валовой маржи (этот способ расчета прибыли легко обосновывается проверкой тождества: Запас финансовой прочности х Коэффициент валовой маржи = Прибыль).
    Анализ прибыли производится с целью определения реальной величины чистой прибыли и ее качества, стабильности основных элементов балансовой прибыли, тенденций их изменения и возможности использования для прогноза прибыли, «зарабатывающей» способности предприятия. Для достижения этих целей в процессе анализа по показателям прибыли, используемым в хозяйственной практике, изучаются: выполнение плана (проекта, прогноза) и динамика; факторы их формирования; резервы роста; направления, пропорции и тенденции распределения прибыли.
    В процессе анализа дается оценка плана (прогноза) прибыли. Результаты анализа используются и для выбора наилучшего варианта инвестиций, развития предприятия с учетом перспектив.
    По результатам анализа разрабатываются конкретные рекомендации по наиболее эффективному использованию заработанной прибыли, выявленных резервов ее роста. Анализ должен дать ответ и на вопросы о влиянии на прибыль нарушения договорной, технической, технологической, финансовой дисциплины.
    Источниками информации для анализа прибыли являются учетные данные, формы (расчеты) плана экономического и социального развития или бизнес-плана по формированию прибыли и др.
    Прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от продажи по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.
    Выделяют несколько методов анализа и планирования прибыли. Главные из них — метод прямого счета и аналитический.
    Метод прямого счета наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от продажи продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:[10]
    П = (В х Ц) - (В х С),
    где П — плановая прибыль; В — выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении; Ц — цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С — полная себестоимость единицы продукции.
    Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года.
    Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.
    Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.
    При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:
    ·   определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
    ·   исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
    ·   учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения ее качества и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.
    Используя данный метод, прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Следует отметить, что при прямом методе оценки и анализа плановая прибыль определяется как общая сумма, без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе проявляются как положительно, так и отрицательно воздействующие на прибыль факторы.
    На изменение балансовой прибыли оказывают влияние многие факторы. По степени соподчиненности — это факторы первого и второго порядков.
    К факторам первого порядка относятся изменения: прибыли от реализации продукции (работ, товаров, услуг); прибыли от прочей реализации; внереализационных результатов.[11]
    Факторами второго порядка являются изменения объема, структуры, полной себестоимости реализованной продукции, цен на реализованную продукцию; доходов по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях; штрафов, пени, неустоек, полученных за вычетом уплаченных; прибыли и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; поступлений долгов и дебиторской задолженности; финансовой помощи от других предприятий и организаций, пополнения фондов специального назначения и др.
    Взаимосвязь факторов первого и второго порядка с балансовой прибылью прямая, за исключением изменения себестоимости, снижение которой приводит к росту прибыли, а повышение — к ее снижению.[12]
    Маржинальный анализ предприятия позволяет предпринимателю, руководству предприятия достоверно оценить текущую ситуацию и перспективы. Он должен ответить на вопрос: каковы источники и суммы денежных средств, которыми располагает фирма, на какие цели и нужды они расходуются?
    В рамках анализа оценивается эффективность использования денежных ресурсов, капитала. Обязательный раздел анализа — изучение состава и источников доходов и направлений расходов фирмы, рассмотрение объемов продаж товаров и услуг, себестоимости реализованной продукции с выделением валовых, постоянных и переменных издержек. Должны быть выделены и оценены показатели прибыли и рентабельности, выявлены тенденции их динамики.
    Анализ итогового баланса фирмы дает представление о ее финансовом положении на конец истекшего периода, оценку собственного капитала, его объемов, динамики и структуры.
    Необходимая часть маржинального анализа — рассмотрение источников формирования и направлений использования денежных средств предприятия, оценка влияния движения этих средств на использование оборотного капитала. Данные анализа могут быть представлены в таблицах с краткими комментариями и выводами.
    1.3  Методика маржинального анализа прибыли Методика маржинального анализа прибыли, в отличие от тра­диционной, применяемой на отечественных предприятиях, позво­ляет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее из­мерить влияние факторов. Покажем это с помощью сравнительно­го анализа.
    Методика факторного анализа прибыли, применяемая в нашей стране, предполагает использование следующей модели:
    П = VРП(p – с),
    где VРП - физический объем продаж; р - цена реализации; с - себестоимость единицы продукции.
    При этом исходят из предположения, что все приведенные фак­торы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема про­изводства (реализации) себестоимость продукции снижается, так как меньше постоянных затрат приходится на единицу продукции. И на­оборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.
    Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины в маржиналь­ном анализе используют следующую модель:[13]
    П = VPП (р – b) – А,
    где   р — цена изделия; b - переменные затраты на единицу продукции; А - постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.
    Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. При этом учитывается не только прямое влияние объема продаж на прибыль, но и косвенное — посредством влияния данного фактора на себестоимость изделия, что дает возможность правильнее исчис­лить влияние факторов на изменение суммы прибыли.
    Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда кроме рассмотренных фак­торов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.[14]
    Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибы­ли от реализации продукции в целом по предприятию можно ис­пользовать следующую модель:

    Преимущество методики маржинального анализа прибыли со­стоит в том, что она, в отличие от традиционной, позволяет иссле­довать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого мето­да в финансовом менеджменте отечественных предприятий позво­лит более эффективно управлять процессом формирования финан­совых результатов.
     
    1.4  Методика маржинального анализа показателей рентабельности  
    Методика анализа рентабельности, применявшаяся и применя­емая на многих предприятиях, изложенная в п. 6.5, также не учиты­вает взаимосвязь «затраты – объем—прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с из­менением последнего происходит равномерное увеличение прибы­ли и суммы затрат. В действительности, как мы уже убедились, и прибыль, и издержки предприятия не из­меняются пропорционально объему реализации продукции, по­скольку часть расходов является постоянной.[15]
    Так, например, рентабельность i-го вида продукции
    вместо  рассчитывается по формуле
    Рентабельность производственной деятельности предприятия
    вместо  рассчитывается по формуле
    Аналогично строятся формулы при расчете рентабельности по обороту.
    Расчет и сравнение полученных результатов показывает, что они значительно различаются. По традиционной методике объем продаж не оказывает влияния на изменение уровня рентабельнос­ти, поскольку числитель и знаменатель этих моделей изменяются пропорционально ему. Преимущество методики маржинального анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее ис­пользовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в результате чего улавливается влияние объема продаж на изменение уров­ня рентабельности. Это обеспечивает более точное исчисление вли­яния факторов и как следствие — более высокий уровень планиро­вания и прогнозирования финансовых результатов.
    2 Анализ финансового состояния предприятия на примере ДХООО ЦС «Связькомплекс»  
    Оценка производственной, инвестиционной и хозяйственной деятельности  предприятия находит отражение в системе экономических показателей. Экономический показатель – это количественная и качественная характеристика явления, процесса и их результата. Каждое экономическое явление или процесс определяется не одним, а целым комплексом взаимосвязанных показателей.
    Показатели масштабов деятельности ДХООО ЦС «Связькомплекс» отражены в табл. 1.
    Таблица 1. Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия
    Показатели
    Ед. измерения
    2007
    год
    2008
    год
    Темп
    роста, %
    Товарная продукция
    тыс. руб.
    224205,22
    236617,70
    105,54
    Товарная продукция
    тыс. н/ч
    907,42
    952,61
    104,98
    Себестоимость товарной продукции
    тыс. руб.
    205835,17
    210072,29
    102,06
    Прибыль от производства товарной продукции
     
    тыс. руб.
     
    18370,05
     
    26545,41
     
    144,50
    Рентабельность продукции
    %
    8,92
    12,64
    141,70
    Затраты на один рубль товарной продукции
     
    руб.
     
    0,92
     
    0,89
     
    96,74
    Производительность труда ППП
    тыс. руб.
    698,46
    708,44
    101,43
    Выработка одного основного
    рабочего
     
    н/ч
     
    4629,69
     
    4646,88
     
    100,37
    Среднесписочная численность персонала, всего
      из них:
    рабочие
    в т.ч. основные рабочие
    служащие
     
    чел.
     
    чел.
    чел.
    чел.
     
    321
     
    237
    196
    84
     
    334
     
    248
    205
    86
     
    104,05
     
    104,64
    104,59
    102,38
    Фонд заработной платы ППП
    тыс. руб.
    29197,21
    34155,48
    116,98
    Фонд заработной платы основных рабочих
     
    тыс. руб.
     
    16763,65
     
    19810,13
     
    118,17
    Среднемесячная заработная плата ППП
     
    руб.
     
    7579,75
     
    8521,83
     
    112,43
    Среднемесячная заработная плата основного рабочего
     
    руб.
     
    7127,40
     
    8052,90
     
    112,98
     
    Данные таблицы показывают, что объем товарной продукции, изготовленной предприятием, за период с 2007 года по 2008 год вырос на 5,54%. Рост был вызван расширением производства, увеличением количества и ассортимента выпускаемой предприятием продукции. При этом объем товарной продукции, исчисленной в нормо-часах, увеличился в меньшей степени – на 4,98%, что объясняется ростом цен на производимую продукцию.
    Рост объема производства в 2008 году был достигнут за счет увеличения численности персонала на 4,05% и, в большей степени, численности основных рабочих – на 4,59%. Выросла производительность труда ППП (на 1,43%), выработка на одного основного рабочего (на 0,37%), то есть рабочая сила стала использоваться более эффективно.
    Себестоимость товарной продукции увеличилась на 2,06%, при этом прибыль увеличилась на 44,50%. Таким образом, рост объема товарной продукции за рассматриваемый период опередил рост себестоимости товарной продукции, что свидетельствует о более эффективном использовании ресурсов. Этим объясняется значительное увеличение рентабельности продукции – на 41,7%. При этом затраты на 1 рубль товарной продукции снизились на 3,26%.
    Значительное увеличение прибыли в 2008 году позволило также увеличить средний размер заработной платы ППП предприятия на 12,43%,  основного рабочего – на 12,98%, и, соответственно, увеличился фонд заработной платы ППП на 16,98% и фонд заработной платы основных рабочих – на 18,17%. При этом темп роста средней заработной платы ППП за рассматриваемый период существенно опередил темп роста производительности труда. Если данное явление станет тенденцией для предприятия, то в дальнейшем это может привести к снижению стимулирующей силы заработной платы.
    В целом данные таблицы характеризуют сложившуюся благоприятную ситуацию: предприятие ДХООО ЦС «Связькомплекс» успешно развивается, его деятельность приносит высокие доходы, обеспечивая рост конкурентоспособности предприятия. 
    Залогом развития и укрепления предприятия является дальнейшее увеличение объема производства и продаж, рост рентабельности продукции и производительности труда.
     
    2.1  Анализ основных и оборотных средств предприятия  
    Наличие обособленного имущества обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность. На предприятиях состав и структура имущества могут существенно различаться, однако важными составляющими для большинства предприятий являются основные фонды и оборотные средства.
    Рассмотрим состояние и эффективность использования основных фондов предприятия ДХООО ЦС «Связькомплекс». Так как предприятие является дочерним обществом ОАО «Ижевский радиозавод», то, во-первых, оно не имеет основные непроизводственные фонды, а во-вторых, большую часть основных фондов предприятия составляют средства, арендованные у ОАО «Ижевский радиозавод».
    Структура основных производственных фондов ДХООО ЦС «Связькомплекс» по их первоначальной стоимости в 2007 и 2008 годах представлена в табл. 2.
     
    Таблица 2. Основные производственные фонды, тыс. руб.
    Основные производственные фонды
    2007
    год
    Уд. вес, %
    2008 год
    Уд. вес, %
    Темп роста, %
    Здания, сооружения и передаточные устройства
    1592,72
    6,40
    1592,72
    6,23
    100
    Машины и оборудование
    22927,66
    92,13
    23637,89
    92,40
    103,10
    Транспортные средства
    17,47
    0,07
    23,02
    0,09
    131,77
    Инструменты и технологическая оснастка долговременного пользования
    326,01
    1,31
    304,42
    1,19
    93,38
    Производственно-хозяйственный инвентарь
    19,91
    0,08
    20,46
    0,08
    102,76
    Прочие основные производственные фонды
    2,49
    0,01
    2,56
    0,01
    102,81
     Итого ОПФ
    24886,26
    100
    25581,07
    100
    102,79
    В том числе арендованные
    20109,67
    80,81
    20537,81
    80,29
    102,13
     
    Из таблицы видно, что стоимость основных производственных фондов ДХООО ЦС  «Связькомплекс» увеличилась в 2007 году по сравнению с 2008 годом на 2,79% за счет приобретения нового дорогостоящего оборудования. При этом стоимость арендованных средств увеличилась в меньших размерах (на 2,13%), то есть часть новых ОПВ была приобретена на собственные средства. Однако доля арендованных средств предприятия слишком велика (80,81% в 2007 году и 80,29% в 2008 году). Наибольшую часть ОПФ составляют машины и оборудование (92,13 % в 2007 году и 92,40% в 2008 году). Их высокая доля свидетельствует о неплохих производственных возможностях предприятия по выпуску продукции. В большей степени произошло увеличение стоимости транспортных средств (на 31,77%). Это было вызвано покупкой большого количества тележек. Также произошло увеличение стоимости машин и оборудования (на 3,10%) и производственно-хозяйственного инвентаря (на 2,76%). В целом, существенных изменений в структуре ОПФ предприятия ДХООО ЦС «Связькомплекс» не произошло.
    Показатели движения, обновления, состояния основных производственных фондов предприятия ДХООО ЦС «Связькомплекс» в 2007 и 2008 годах приведены в табл. 3.
    Таблица 3. Движение, обновление, состояние основных производственных фондов
    № п/п
    Показатели
    2007
    год
    2008
    год
    Темп роста, %
    1
    Первоначальная стоимость основных фондов на начало периода, тыс. руб.
    24276,63
    24886,26
    102,51
     
    2
    Поступило, тыс. руб.
    741,17
    809,87
    109,27
    3
    Выбыло, тыс. руб.
    131,54
    115,06
    87,47
    4
    Первоначальная стоимость основных фондов на  конец периода, тыс. руб.
    24886,26
    25581,07
    102,79
    5
    Сумма накопленного износа, тыс. руб.
    8508,02
    8608,41
    101,18
    6
    Коэффициент обновления   (2 : 4)
    0,0298
    0,0317
    106,38
    7
    Коэффициент выбытия (3 : 1)
    0,0054
    0,0046
    85,19
    8
    Коэффициент износа (5 : 4)
    0,342
    0,337
    98,54
     9
    Коэффициент годности   (1 – 8)
    0,658
    0,663
    100,76
     
    По данным таблицы в 2008 году было обновлено 3,17% ОПФ за счет приобретения нового оборудования и транспортных средств. За этот же год выбыло 0,46% ОПФ из-за списания старого оборудования и технологической оснастки. В 2007 году было обновлено 2,98 % ОПФ  и выбыло 0,54% ОПФ. В 2007 и 2008 годах коэффициент обновления превысил коэффициент выбытия, что соответствует процессу наращивания основных средств и говорит о том, что предприятие ведет расширенное производство.
     Динамика коэффициента обновления основных производственных фондов свидетельствует о том, что материальная база предприятия постепенно обновляется. Очевидно, техническое состояние ОПФ за 2008 год несколько увеличилось за счет обновления и небольшого выбытия, и потенциала использования ОПФ еще достаточно для эффективной работы предприятия.
    Износ ОПФ составил 34,2% в 2007 году и 33,7% в 2008 году, то есть произошло снижение доли изношенных средств в общей стоимости ОПФ. Коэффициент годности равнялся 0,658 в 2007 году и 0,663 в 2008 году. Эти данные свидетельствуют о достаточной степени годности основных средств как в 2007 году, так и в 2008 году. ОПФ предприятия не имеют высокой степени годности, так как здание, где расположено предприятие, давно введено в эксплуатацию и довольно изношено, кроме того, не так велика доля в ОПФ нового оборудования. В целом состояние основных производственных фондов в 2008 году по сравнению с 2007 годом улучшилось.
    Показатели эффективности использования основных производственных фондов предприятия ДХООО ЦС «Связькомплекс» в 2007 и 2008 годах приведены в табл. 4. 
     
    Таблица 4.Эффективность использования основных производственных фондов
      №
     п/п
    Показатели
    2007
     год
    2008
    год
    Темп роста, %
    1
    Стоимость произведенной товарной продукции, тыс. руб.
    224205,22
    236617,70
    105,54
    2
    Годовая прибыль от реализации продукции, тыс. руб.
    18370,05
    26545,41
    144,50
    3
    Стоимость ОПФ на начало периода, тыс. руб.
    16045,38
    16378,24
    102,07
    4
    Стоимость ОПФ на  конец периода, тыс. руб.
    16378,24
    16972,66
    97,52
    5
    Среднегодовая  стоимость ОПФ, тыс. руб.
    16211,81
    16675,45
    102,86
    6
    Фондоотдача, руб. (1 : 5)
    13,83
    14,19
    102,60
    7
    Фондоемкость, руб. (5 : 1)
    0,072
    0,070
    97,22
    8
    Рентабельность ОПФ, % (2 : 5)
    113,31
    159,19
    140,49
     
    По данным таблицы фондоотдача ОПФ возросла в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 36 коп. (на 2,60%). Если в 2007 году 1 рубль ОПФ «производил» 13,83 руб. товарной продукции, то в 2008 году уже 14,19 руб. Рост фондоотдачи произошел за счет большего увеличения стоимости произведенной товарной продукции по сравнению со среднегодовой стоимостью ОПФ, что говорит о более эффективном их использовании в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Показатель фондоемкости продукции свидетельствует о том, что доля стоимости ОПФ, приходящаяся на каждый рубль произведенной продукции, в 2008 году снизилась на 2 коп. (на 2,78%) – с 72 коп. до 70 коп. по сравнению с 2007 годом. Рентабельность ОПФ имеет тенденцию к повышению. Она выросла с 113,31 % (1,13 руб. прибыли на 1 руб. задействованных ОПФ) в 2007 году до 159,19 % (1,59 руб. прибыли на 1 руб. задействованных ОПФ) в 2008 году. Полученные значения показателей свидетельствуют об эффективном использовании ОПФ на предприятии.
    Таким образом, оценка состояния и эффективности использования основных фондов показала, что основные средства предприятия ДХООО ЦС «Связькомплекс» имеют достаточную степень годности; предприятие ведет расширенное производство, наращивая свои основные средства; в целом их состояние за анализируемый период улучшилось; основные средства используются на предприятии эффективно, о чем свидетельствует рост фондоотдачи и рентабельности ОПФ.
    Рассмотрим состояния и эффективность использования оборотных средств предприятия ДХООО ЦС «Связькомплекс». Состав оборотных средств представлен в табл. 5.
     
    Таблица 5.Оборотные средства на конец года, тыс. руб.
    Оборотные средства
    2007
    год
    Уд. вес, %
    2008
    год
    Уд.
    вес, %
    Темп
    роста, %
    Оборотные производственные фонды, всего
     
    59339,42
     
    48,78
     
    65157,56
     
    48,52
     
    109,80
    в том числе  
     производственные запасы
     
    29318,12
     
    24,10
     
    27768,31
     
    20,68
     
    94,71
    незавершенное производство
    22938,24
    18,86
    34904,08
    25,99
    152,17
     расходы будущих периодов
    7083,06
    5,82
    2485,17
    1,85
    35,09
    Фонды обращения, всего
    62317,59
    51,22
    69135,73
    51,48
    110,94
    в том числе
    готовая продукция на складах
     
    1087,15
     
    0,89
     
    2712,36
     
    2,02
     
    249,49
    денежные средства
    7608,20
    6,25
    6682,03
    4,97
    87,83
    дебиторская задолженность
    47915,16
    39,39
    53126,21
    39,56
    110,88
    краткосрочные финансовые вложения
     
    5707,08
     
    4,69
     
    6615,13
     
    4,93
     
    115,91
    Итого оборотных средств
    121657,01
    100
    134293,29
    100
    110,39
     
    Данные таблицы показывают, что стоимость оборотных средств предприятия ДХООО ЦС «Связькомплекс» на конец 2008 года по сравнению с концом 2007 года увеличилась на 10,39%. При этом оборотные производственные фонды  предприятия выросли на 9,80%, в то время как фонды обращения – на 10,94%. Соотношение оборотных производственных фондов и фондов обращения в 2007 году составило 48,78 % к 51,22% соответственно, в 2008 году – 48,52% к 51,48 %, то есть произошел рост доли фондов обращения. Наибольшую часть оборотных средств составляет дебиторская задолженность (39,39 % в 2007 году и 39,56% в 2008 году). Их высокая доля не очень благоприятна для предприятия, так как эти средства отвлечены из оборота, что замедляет их оборачиваемость. Доля готовой продукции на складах к концу года очень мала. Это объясняется тем, что продукция изготавливается по договорам, заключенным с  покупателем, и отгружается ему в течение 1-2 недель после ее производства. В 2008 году по сравнению с 2007 годом произошло снижение производственных запасов, расходов будущих периодов и денежных средств (на 5,29%, 64,91% и 12,17% соответственно). В целом, существенных изменений в структуре оборотных средств ДХООО ЦС «Связькомплекс» не произошло.
    Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия ДХООО ЦС «Связькомплекс» в 2007 и 2008 годах приведены в табл. 6.
     
    Таблица 6. Эффективность использования оборотных средств
    № п/п
    Показатели
    2007
    год
    2008
    год
    Темп роста, %
    1
    Материальные затраты на производство, тыс. руб.
    91087,07
    93370,55
    102,51
    2
    Стоимость произведенной товарной продукции, тыс. руб.
    224205,22
    236617,70
    105,54
    3
    Среднегодовой остаток оборотных средств, тыс. руб
    122564,28
    127975,15
    104,41
    4
    Количество календарных дней в году, дни
    360
    360
    ­
    5
    Годовая прибыль от реализации продукции, тыс. руб.
    18370,05
    26545,41
    144,50
    6
    Материалоотдача, руб. (2 : 1)
    2,46
    2,53
    102,85
    7
    Материалоемкость, руб   (1 : 2)
    0,41
    0,39
    95,12
    8
    Коэффициент оборачиваемости, оборот
    (2 : 3)
    1,83
    1,85
    101,09
    9
    Продолжительность одного оборота, дни
     (4 · 3 : 2)
    197
    195
    98,98
    10
    Коэффициент загрузки оборотных средств, руб. (3 : 2)
    0,55
    0,54
    98,18
    11
    Рентабельность оборотных средств, % (5 : 3)
    14,99
    20,74
    138,36
     
    Данные таблицы позволяют сделать вывод, что материалоотдача оборотных средств предприятия возросла в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 7 коп. (на 2,85%). Если в 2007 году 1 рубль материальных затрат «производил» 2 руб. 46 коп. товарной продукции, то в 2008 году уже 2 руб. 53 коп. Это произошло за счет увеличения стоимости произведенной товарной продукции при более эффективном использовании материальных ресурсов в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Материалоемкость продукции при этом снизилась на 2 коп. (на 4,88%). То есть для производства рубля товарной продукции в 2007 году требовалась 41 коп. материальных затрат, в 2008 году –  39 коп. Рентабельность оборотных средств выросла с 14,99% (почти 15 коп. прибыли на 1 руб. задействованных оборотных средств) в 2007 году до 20,74 % (почти 21 коп. прибыли на 1 руб. задействованных оборотных средств) в 2008 году, что говорит об их более эффективном использовании.
    Оборотный капитал за 2007 год обернулся 1,83 раза, тогда как в 2008 году – 1,85 раза. Показатель оборачиваемости имеет невысокое значение, однако за рассматриваемый период он все же вырос на 1,09%. Сумма реализованной продукции, приходящейся на 1 руб. оборотного капитала составила в 2007 году 1,83 руб., в 2008 году – 1,85 руб. На 1 руб. реализованной продукции в 2007 году приходилось 55 коп. оборотных средств, в 2008 году – 54 коп., то есть произошло снижение на 1 коп. Продолжительность одного оборота оборотного капитала снизилась с 197 дней в 2007 году до 195 дней в 2008 году. То есть в 2008 году оборотный капитал прошел все стадии кругооборота почти на 2 дней быстрее, что привело к его более раннему высвобождению из кругооборота и дало возможность предприятию вновь обернуть эти средства.
    Таким образом, оценка состояния и эффективности использования оборотных средств показала, что оборотные средства предприятия ДХООО ЦС «Связькомплекс» в целом используются эффективно, при этом их эффективность за рассматриваемый период увеличилась. Это благоприятно сказалось на деятельности предприятия, так как повышение эффективности использования оборотных средств (в том числе материальных) привело к высвобождению денежных и материальных ресурсов, которые могут быть направлены на дальнейшее расширенное воспроизводство продукции.
    Однако оценка интенсивности использования оборотных средств выявила характерный для предприятия длительный оборот оборотных средств и, как следствие, их менее эффективную работу. Это явилось следствием того, что для поддержания высокого оборота капитала требуются значительные денежные средства, в то время как 39,56% денежных средств предприятия находятся в виде дебиторской задолженности и отвлечены из оборота. Поэтому первоочередной задачей предприятия в области использования оборотных средств является ускорение их оборачиваемости.
     
    2.2 Анализ финансового состояния предприятия Финансово-экономическое состояние предприятия в значительной степени зависит от размещения и использования активов и источников их формирования. Изменения в структуре актива и пассива бухгалтерского баланса оценивают с помощью горизонтального и вертикального анализа. Горизонтальный анализ показывает относительные темпы роста или снижения показателей, вертикальный –  структуру средств предприятия и их источников.
    Анализ бухгалтерского баланса предприятия ДХООО ЦС «Связькомплекс» приведен в табл. 7.
     
    Таблица 7. Бухгалтерский баланс, тыс. руб.
    Наименование статей баланса
    2007
    год
    Уд.
    вес, %
    2008
    год
    Уд.
    вес, %
    Темп роста, %
    АКТИВ
    132963
    100
    147895
    100
    111,23
    Внеоборотные активы
    в том числе
    5222
    3,93
    5839
    3,95
    111,82
    Основные средства
    3262
    2,45
    3346
    2,27
    102,57
    Незавершенное строительство
    512
    0,39
    547
    0,37
    106,84
    Доходные вложения в материальные ценности
     
    984
     
    0,74
     
    1071
     
    0,72
     
    108,84
    Прочие внеоборотные активы
    464
    0,35
    875
    0,59
    188,58
    Оборотные активы
      в том числе
    127741
    96,07
    142056
    96,05
    111,21
    Запасы
    60426
    45,45
    67869
    45,89
    112,32
    сырье, материалы и другие аналогичные ценности
    29318
    22,05
    27768
    18,78
    94,71
    затраты в незавершенном производстве
    22938
    17,25
    34904
    23,60
    152,17
    готовая продукция и товары для перепродажи
    1087
    0,82
    2712
    1,83
    249,49
    расходы будущих периодов
    7083
    5,33
    2485
    1,68
    35,08
    Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
    6085
    4,58
    7764
    5,25
    127,59
    Краткосрочная дебиторская задолженность
    47915
    36,04
    53126
    35,92
    110,88
    покупатели и заказчики
    30673
    23,07
    38388
    25,96
    125,15
    авансы выданные
    17242
    12,97
    14738
    9,96
    85,48
    Краткосрочные финансовые вложения
    5707
    4,28
    6615
    4,47
    115,91
    Денежные средства
    7608
    5,72
    6682
    4,52
    87,83
    ПАССИВ
    132963
    100
    147895
    100
    111,23
    Капитал и резервы
    в том числе
    48107
    36,18
    61379
    41,50
    127,89
    Уставный капитал
    4000
    3,01
    4000
    2,70
    100
    Добавочный капитал
    4811
    3,62
    4808
    3,25
    99,94
    Резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством
    604
    0,45
    604
     
    0,41
     
    100
    Нераспределенная прибыль
    38692
    29,10
    51967
    35,14
    134,31
    Долгосрочные обязательства
      в том числе
    17682
    13,30
    12649
    8,55
    71,54
    Займы и кредиты
    17682
    13,30
    12649
    8,55
    71,54
     Краткосрочные обязательства
      в том числе
    67174
    50,52
    73867
    49,95
    109,96
    Займы и кредиты
    4837
    3,64
    6927
    4,68
    143,21
    Кредиторская задолженность
    54449
    40,95
    59059
    39,93
    108,47
    поставщики и подрядчики
    34242
    25,73
    50176
    33,92
    146,53
    задолженность перед персоналом организации
    2455
    1,85
    1894
    1,28
    77,15
      задолженность перед государственными внебюджетными  фондами
    811
    0,61
    513
    0,35
    63,26
      задолженность по налогам и сборам
    9084
    6,84
    1124
    0,76
    12,37
      прочие кредиторы
    7857
    5,92
    5352
    3,62
    68,12
    Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов
     
    7876
     
    5,92
     
    7876
     
    5,33
     
    100
    Доходы будущих периодов
    12
    0,01
    5
    0,01
    41,67
     
    Данные таблицы показывают, что общая стоимость имущества предприятия составила в 2007 году 132963 тыс. руб., в 2008 году – 147895 тыс. руб. Наибольшую долю в активах предприятия составляют оборотные активы (96,07% в 2007 году и 96,05% в 2008 году). Незначительная доля внеоборотных активов объясняется большим количеством арендованных основных фондов, и как следствие – малым количеством собственных. Оборотные активы формируются главным образом за счет дебиторской задолженности покупателей и заказчиков (23,07%), запасов сырья и материалов (22,05%) и затрат в незавершенном производстве (17,25%). Активы предприятия в большей степени финансируются за счет собственного капитала (41,50%), а также за счет краткосрочной кредиторской задолженности (39,93%), а именно задолженности перед поставщиками (33,92%). В целом же предприятие лишь на 58,50% зависит от заемных средств, что положительно сказывается на его финансовом состоянии.
    За период с 2007 года по 2008 год произошло увеличение стоимости имущества предприятия на 11,23%. Увеличение главным образом было вызвано ростом затрат в незавершенном производстве на 52,17% и краткосрочной дебиторской задолженности покупателей и заказчиков на 25,15%. Рост по данным статьям был профинансирован за счет роста прибыли предприятия на 34,31%, дополнительного привлечения краткосрочных займов и кредитов банка на 43,21% и увеличения кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками на 46,53%. За этот период произошло снижение долгосрочного заемного капитала предприятия на 28,46% и увеличение собственного капитала на 27,89% за счет существенного роста прибыли, что отражает благоприятную тенденцию.
    Таким образом, анализ бухгалтерского баланса показал увеличение имущества предприятия, которое сопровождается положительными тенденциями в финансовом состоянии предприятия.
     Наряду с вертикальным и горизонтальным анализом бухгалтерского баланса для получения общей экономической оценки деятельности предприятия  проведем анализ финансового состояния предприятия. Для этого воспользуемся Методикой экспресс-анализа.
    Группировка исходных данных для расчета показателей финансового состояния предприятия ДХООО ЦС «Связькомплекс» приведена в табл. 8.
     
    Таблица 8.  Группировка исходных данных
    Показатели
    Условное обозначение
    2007
    год
    2008 год
    1. Сумма оборотных средств в виде запасов и затрат (за вычетом расходов будущих периодов), денежных средств, дебиторской задолженности  и прочих оборотных средств
    ОС
     
     
    114573
    131807
    2. Сумма срочных обязательств в виде краткосрочных кредитов банка, кредиторской задолженности и прочих краткосрочных пассивов
    ОП
     
    67174
    73867
    3. Сумма дебиторской задолженности, денежных средств  и краткосрочных финансовых вложений
    ДСА
     
    61230
    66423
    4. Сумма денежных средств и краткосрочных финансовых вложений
    ДСФ
     
    13315
    13297
    5. Сумма собственных оборотных средств
    СОС
    42885
    55540
    6. Величина запасов и затрат
    ЗЗ
    60426
    67869
    7. Сумма  собственных и приравненных к ним долгосрочных заемных  средств
    СОСдз
     
    60567
    68189
    8. Сумма собственных, долгосрочных и краткосрочных заемных средств
    СОСдзк
     
    65404
    75116
    9. Сумма основных средств и внеоборотных активов
    ОСВ
    5222
    5839
    10. Сумма источников собственных средств
    ИСОС
    48107
    61379
    11. Сумма всех обязательств
    ОВ
    84856
    86516
    12. Сумма величины валюты баланса
    ВБ
    132963
    147895
    13. Сумма средней величины валюты баланса
    ВБср
    138497
    140429
    14. Средний остаток оборотных средств
    ОСср
    118738
    123190
    15. Сумма средней величины источников собственных средств
    ИСОСср
    52896
    54743
    16. Выручка от реализации продукции
    ВР
    224205
    236618
     
    Расчет показателей финансового состояния (финансовых коэффициентов) предприятия ДХООО ЦС «Связькомплекс» приведен ниже.
    К12004 =  = 1,706 К12005 = = 1,784  
    К22004  =  = 0,912 К22005  = = 0,899  
    К32004 = = 0,198 К32005 = = 0,180
    К42004= 42885 – 60426 = ­ 17541   К42005 = 55540 – 67869 = – 12329
    К52004= 60567 – 60426 = 141  К52005  = 68189 – 67869 = 320
    К62004 =65404 – 60426 = 4978   К62005 = 75116 – 67869 = 7247  
    К72004 = = 0,710 К72005  = = 0,818
    К82004 = = 1,002    К82005 = = 1,005  
    К92004 = = 0,109      К92005 = = 0,095  
    К102004 = = 0,362   К102005 = = 0,415
    К112004 = = 1,764  К112005 = = 1,410
    К122004 = = 0,891   К122005 = = 0,905
    К132004 = =1,619    К132005 = =1,685
    К142004 = =1,888 К142005  = =1,921
    К152004 = = 4,238   К152005 = = 4,322
    V. Сводная таблица финансовых коэффициентов
    Показатели финансового состояния предприятия ДХООО ЦС «Связькомплекс» приведены в табл. 9.
     
    Таблица 9. Сводная таблица финансовых коэффициентов
    Аналитический показатель
    2007
    год
    2008
    год
    Критическое значение
    Оценка ликвидности баланса
    К1 – Коэффициент текущей ликвидности
    1,706
    1,784
    К1 < 1
    К2 – Коэффициент критической ликвидности
    0,912
    0,899
    К2 < 0,8
    К3 – Коэффициент абсолютной ликвидности
    0,198
    0,180
    К3 < 0,2
    Абсолютные показатели
    а) К4 (±); К5 и К6 (=) или (+) – нормальное фин. состояние 
    б) К4 и К5 (­); К6 (+) ­ неустойчивое фин. состояние
    в) К4, К5, К6 (­) – кризисное фин. состояние
    К4 – Излишек (+) или недостаток (­) суммы собственных оборотных средств предприятия
    –17541
    –12329
    К5 – Излишек (+) или недостаток (­) суммы собственных и приравненных к ним долгосрочных заемных  средств предприятия
    141
    320
    К6 – Излишек (+) или недостаток (­) всех источников финансирования запасов и затрат
    4978
    7247
    Относительные показатели
     
    К7 – Обеспеченность запасов и затрат собственными оборотными средствами
    0,710
    0,818
    К7 < 0,6
     
    К8 – Обеспеченность запасов и затрат собственными  и приравненными к ним долгосрочными заемными  средствами предприятия
    1,002
    1,005
    К8 > 1
     
    Оценка рыночной устойчивости
    К9 – Индекс постоянного актива
    0,109
    0,095
    К9 > 1, чем ближе, тем большая величина оборотных активов создается за счет заемных средств
    К10 –  Коэффициент автономии
    0,362
    0,415
    К10 = 0,5 – все долги могут быть покрыты за счет собственных средств
    К10<0,5 – возможны финансовые затруднения
    К11 – Коэффициент соотношения заемных и собственных средств
    1,764
    1,410
    К11 > 1
     
    К12 – Коэффициент маневренности
    0,891
    0,905
    К12 < 0,33
    Оценка деловой активности
    К13 – Отдача всех активов предприятия
    1,619
    1,685
    К13 > 1
    К14 – Оборачиваемость оборотных средств
    1,888
    1,921
    К14 < 3 в год
    К15 – Отдача собственного капитала
    4,238
    4,322
    К15 > 1
     
    Оценка ликвидности баланса показала, что предприятие ДХООО ЦС «Связькомплекс» в 2007 и 2008 году могло вести хозяйственную деятельность и в течение 2 – 3 месяцев своевременно полностью погасить свои краткосрочные обязательства за счет всех своих оборотных средств. Баланс предприятия обладал текущей ликвидностью как в 2007 году (К1 = 1,706) так и в 2008 году (К1 = 1,784).
    В течение 1 – 2 месяцев предприятие могло на 91,2% в 2007 году и 89,9% в 2008 году погасить свои срочные обязательства при условии полного погашения дебиторской задолженности. Данный показатель имеет нормальное значение. Критическая ликвидность баланса предприятия незначительно снизилась, так как за данный период произошло увеличение срочных обязательств на 9,96%.
    В течение месяца предприятие могло на 19,8% в 2007 году и 18,0% в 2008 году погасить срочные обязательства за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. Коэффициент абсолютной ликвидности баланса чуть ниже нормы. Кроме того, он снизился в 2008 году по сравнению с 2007 годом, что объясняется снижением денежных средств предприятия на 12,17%.
    Оценка финансовой устойчивости показала, что предприятие в 2007 году и в 2008 году находилось в нормальном финансовом состоянии, гарантирующем платежеспособность предприятия. Эти периоды характеризовались недостатком собственных оборотных средств для обеспеченности запасов и затрат предприятия. Данное явление объясняется тем, что доля запасов и затрат в имуществе предприятия составляет 45,89%, тогда как доля собственных оборотных средств предприятия – 37,55%.
    В 2007 году 71,0% запасов и затрат предприятия были сформированы за счет собственных оборотных средств, в 2008 году – 81,8 % запасов и затрат. В то же время  в 2007 и в 2008 году запасы и затраты предприятия были полностью сформированы за счет собственных и приравненных к ним долгосрочных заемных средств. Остальные средства были использованы для частичного погашения задолженности перед персоналом предприятия, бюджетом, государственными внебюджетными фондами и прочими кредиторами.
    Оценка рыночной устойчивости показала, что основные средства и внеоборотные активы предприятия полностью финансировались за счет собственных средств, причем в 2007 году на эти цели тратилось 10,9% собственных средств, в 2008 году – 9,5%. Это объясняется наличием большого количества арендованных основных средств и высокой долей собственного капитала.
    В 2007 году доля собственного капитала во всем капитале составила 36,2%, в 2008 году – 41,5%. Данные показатели свидетельствуют о возможных финансовых затруднениях в будущем, так как не все обязательства предприятия смогут быть покрыты за счет собственных средств. Однако рост коэффициента отражает тенденцию к снижению зависимости предприятия от заемных источников финансирования.
    Сумма всех обязательств предприятия в 2007 году превышала сумму собственных средств в 1,76 раза, в 2008 году – в 1,41 раза, что свидетельствует о рыночной неустойчивости предприятия и его зависимости от заемных средств. Однако налицо значительное снижение данной зависимости.
    В 2007 году 89,1% собственного капитала находилось в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать капиталом, в 2008 году – 90,5%. Тот факт, что незначительная доля собственных средств вложена в основные средства и внеоборотные активы объясняется наличием у предприятия большого количества арендованных основных средств и отсутствием в связи с этим необходимости вкладывать средства в их приобретение.
    Оценка деловой активности показала, что оборачиваемость оборотных средств выросла с 1,8 оборота до 1,9 оборотов, что ниже критического значения. Эти данные свидетельствует о менее эффективной работе оборотных средств, о необходимости привлечения дополнительных денежных средств для поддержания постоянного оборота капитала. Отдача всех активов предприятия выросла с 1,62 руб. в 2007 году до 1,68 руб. в 2008 году. Отдача собственного капитала выросла с 4,24 руб. до 4,32 руб. Данные явления объясняются меньшим увеличением суммы средней величины валюты баланса, среднего остатка оборотных средств и суммы средней величины собственного капитала по сравнению с выручкой от реализации продукции.
    Таким образом, проведенный анализ финансового состояния позволил выявить ряд отрицательных моментов в деятельности предприятия ДХООО ЦС «Связькомплекс». В период с 2007 по 2008 год, бухгалтерский баланс предприятия являлся достаточно ликвидным, а предприятие было кредитоспособным, однако не обладало достаточной суммой свободных денежных средств для погашения краткосрочных обязательств в течение месяца.  Оценка рыночной устойчивости показала, что предприятие не владеет достаточным размером собственного капитала и поэтому находится в зависимости от заемных средств, что может привести к финансовым затруднениям в будущем. Кроме того, оборачиваемость оборотных средств предприятия ниже критического уровня при общем росте деловой активности.
    В целом анализ показал, что предприятие имеет нормальное финансовое состояние, и оно имеет тенденцию к улучшению за счет такого распределения и использования финансовых ресурсов, которое обеспечит развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала.
    Экономическую оценку деятельности предприятия дополняет также анализ его финансового результата.
     
    2.3 Анализ финансового результата деятельности предприятия  
    Конечным результатом деятельности предприятия является прибыль. Для оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия используют показатели рентабельности.
    Рассмотрим финансовые результаты деятельности предприятия ДХООО ЦС «Связькомплекс», приведенные в табл. 10.
     
    Таблица 10. Финансовые результаты деятельности предприятия, тыс. руб.
    Показатели
    2007 год
    2008 год
    Темп роста, %
    Выручка от продажи продукции
    224205,22
    236617,70
    105,54
    Себестоимость продукции
    205835,17
    210072,29
    102,06
    Валовая прибыль
    18370,05
    26545,41
    144,50
    Коммерческие расходы
    121,68
    123,45
    101,45
    Прибыль от продаж
    18248,37
    26421,96
    144,79
    Проценты к получению
    9,23
    11,56
    125,24
    Проценты к уплате
    789,12
    844,47
    107,02
    Прочие операционные доходы
    14187,71
    11776,85
    83,01
    Прочие операционные расходы
    14477,96
    16617,46
    114,78
    Внереализационнные доходы
    1495,89
    1572,23
    105,10
    Внереализационные расходы
    2187,76
    1833,51
    83,81
    Балансовая прибыль
    16486,36
    20487,16
    124,28
    Налог на прибыль
    3956,73
    4916,92
    127,27
    Чистая прибыль
    12529,63
    15570,24
    124,27
     
    Таблица позволяет сделать вывод, что финансовые результаты деятельности предприятия ДХООО ЦС «Связькомплекс» в 2008 году по сравнению с 2007 годом возросли. Выручка от продажи продукции выросла на 5,54%, валовая прибыль – на 44,50%, прибыль от продаж – на 44,79%, балансовая прибыль – на 24,28%, чистая прибыль – на  24,27%.
    Показатели рентабельности предприятия ДХООО ЦС «Связькомплекс» приведены в табл. 11.
     
     
    Таблица 11 .Показатели рентабельности предприятия
    № п/п
    Показатели
    2007
    год
    2008
    год
    Темп роста, %
    1
    Выручка от продажи продукции, тыс. руб.
    224205,22
    236617,70
    105,54
    2
    Себестоимость продукции, тыс. руб.
    205835,17
    210072,29
    102,06
    3
    Валовая прибыль, тыс. руб.
    18370,05
    26545,41
    144,50
    4
    Прибыль от продаж, тыс. руб.
    18248,37
    26421,96
    144,79
    5
    Балансовая прибыль, тыс. руб.
    16486,36
    20487,16
    124,28
    6
    Чистая прибыль, тыс. руб.
    12529,63
    15570,24
    124,27
    7
    Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.
    16211,81
    16675,45
    102,86
    8
    Среднегодовая стоимость оборотных производственных фондов, тыс. руб.
     
    57694,37
     
    62248,49
     
    107,89
    9
     Рентабельность продаж, %   (4 : 1)
    8,14
    11,17
    137,22
    10
     Коэффициент рентабельности, %   (6 : 1)
    5,59
    6,58
    117,71
    11
     Рентабельность продукции, % (3 : 2)
    8,92
    12,64
    141,70
    12
     Рентабельность производства, %  (5:(7+8))
    22,31
    25,96
    116,36
     
    Данные таблицы свидетельствуют о том, что показатели рентабельности предприятия ДХООО ЦС «Связькомплекс» выросли в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Это связано со значительным ростом прибыли предприятия за рассматриваемый период. Так, величина прибыли, которую принес предприятию каждый рубль проданной продукции, выросла с 8,14 коп. до 11,17 коп. Значительно выросла рентабельность продукции (на 41,7%), что свидетельствует о выгодности производства выпускаемой предприятием продукции. Также выросла величина прибыли, которую принес предприятию каждый рубль задействованных основных и оборотных средств:  с 22,31 коп. в 2007 году до 25,96 коп. в 2008 году. В целом, за рассматриваемый период возросла доля чистой прибыли в выручке от продажи продукции: в 2007 году она составила 5,59%, а в 2008 году – 6,58%.
    Таким образом, анализ финансового результата деятельности предприятия показал значительное увеличение чистой прибыли и рентабельности, на основании чего можно говорить о росте эффективности хозяйственной деятельности предприятия за рассматриваемый период. 
    Коэффициенты рентабельности, как и основные экономические показатели, показатели балансового отчета, финансовые показатели, дали нам общее представление о деятельности предприятия. На их основе можно сделать вывод о перспективах развития предприятия  и обосновать предложения по улучшению его работы.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
    Экономический анализ деятельности предприятия ДХООО ЦС «Связькомплекс» за период с 2007 года по 2008 год показал, что на предприятии сложилась благоприятная ситуация: оно успешно развивается, укрепляет свою репутацию, его деятельность приносит высокие доходы. Предприятие эффективно использует основные и оборотные средства, при этом эффективность их использования растет. Кроме того, в настоящее время предприятие является финансово устойчивым и имеет в своем активе увеличившийся за рассматриваемый период финансовый результат своей деятельности.
    Вместе с тем существуют резервы для улучшения работы предприятия в будущем.
    Анализ выявил характерный для предприятия длительный оборот оборотных средств. Чем длительное оборот оборотных средств и чем дольше они находятся на любой его стадии, тем менее эффективно они работают. Поэтому первоочередной задачей предприятия в области использования оборотных средств является ускорение их оборачиваемости. Более половины денежных средств (51,5%) сосредоточены в фонде обращения, при этом почти 40% – находятся в виде дебиторской задолженности и отвлечены из оборота.
    Так как основная часть оборотных средств сосредоточена на этапе обращения, основной задачей является уменьшение времени превращения готовой продукции в денежные средства на счетах предприятия. С целью сокращения дебиторской задолженности заказчиков предприятие должно разработать гибкую систему договоров, в которой предусматривалась бы предоплата продукции (полная или частичная). Необходимо также разработать более жесткую систему санкций за нарушение сроков оплаты по договору, а также по возможности исключить длительную (более квартала) отсрочку платежа.
    Финансовый анализ выявил также следующие отрицательные моменты в деятельности предприятия: бухгалтерский баланс не обладал абсолютной ликвидностью, а также наблюдалось превышение заемных средств над собственными в 1,4 раза и, как следствие, невозможность покрытия всех долгов за счет собственных средств.
    Для улучшения финансового состояния предприятия необходимо уменьшение краткосрочной и долгосрочной кредиторской задолженности, а также увеличение собственного капитала.
    Основным источником погашения кредиторской задолженности в сложившейся ситуации являются средства, полученные в результате сокращения дебиторской задолженности предприятия. Увеличение собственного капитала можно добиться за счет увеличения отчислений в резервный фонд. Однако эта мера возможно не столь обязательна, поскольку наблюдается рост прибыли и, вероятно, эта тенденция продолжится в будущем.
    Реализация предложенных мероприятий еще более укрепит положение предприятия на рынке, улучшит его деятельность и откроет новые возможности для дальнейшего развития.
     
     
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  
    1.   Анализ финансового состояния предприятия. / В.В. Ковалев. – М.: 1999
    2.   Антонова З.Г. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –М.: «Дис», 1998.
    3.   Анализ и диагностика финансово-ходяйственной деятельности предприятия. П.П., Викуленко А.Е., Овчинникова Л.А. и др.: Учебное пособие для вузов / Под.ред П.П. Табурчака, В.М. Тумина и М.С. Сапрыкина. - Ростов н./Д: Феникс, 2002. - 352 с.
    4.   Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - 4-е изд., доп. и перераб.. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 416 с.
    5.   Бочаров В.В. Финансовый анализ – СПб: Питер, 2001 – 240 с.
    6.   Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика. /Под. Ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: Финансы и статистика, 2001 – 400 с.
    7.   Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 1998.
    8.   Инвестиционный анализ: Учеб.-практ. Пособие. – М.: Дело, 2000. – 280 с.
    9.   Инвестиционные расчеты./ Пер. с нем. Под общей ред. В.В.Ковалева и З.А. Сабова. – СПб: Питер, 2001, - 432 с.
    10. Кондраков Н.П. Основы финансового анализа. - М.: Главбух ,1998
    11. Любушин Н. П Анализ финансово – экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000
    12. Москвитин В.А. Кредитование инвестиционных проектов: рекомендации для предприятий и коммерческих банков. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 237 с.
    13. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. - М.: 1997
    14. Пыркин Б.В. Экономический анализ предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2000
    15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск., 2000 – 686 с.
     
    [1] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск., 2000 – 686 с.
     
     
    [2] Бочаров В.В. Финансовый анализ – СПб: Питер, 2001 – 240 с.
     
    [3] Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика. /Под. Ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: Финансы и статистика, 2001 – 400 с.
     
    [4] Анализ и диагностика финансово-ходяйственной деятельности предприятия. П.П., Викуленко А.Е., Овчинникова Л.А. и др.: Учебное пособие для вузов / Под.ред П.П. Табурчака, В.М. Тумина и М.С. Сапрыкина. - Ростов н./Д: Феникс, 2002. - 352 с.
     
    [5] Инвестиционные расчеты./ Пер. с нем. Под общей ред. В.В.Ковалева и З.А. Сабова. – СПб: Питер, 2001, - 432 с.
     
    [6] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - 4-е изд., доп. и перераб.. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 416 с.
     
    [7] Любушин Н. П Анализ финансово – экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000
     
    [8] Москвитин В.А. Кредитование инвестиционных проектов: рекомендации для предприятий и коммерческих банков. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 237 с.
     
    [9] Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 1998.
    [10] Антонова З.Г. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –М.: «Дис», 1998.
     
    [11] Анализ финансового состояния предприятия. / В.В. Ковалев. – М.: 1999
     
    [12] Пыркин Б.В. Экономический анализ предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2000
     
    [13] Инвестиционный анализ: Учеб.-практ. Пособие. – М.: Дело, 2000. – 280 с.
     
    [14] Кондраков Н.П. Основы финансового анализа. - М.: Главбух ,1998
     
    [15] Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. - М.: 1997
     Использование маржинального анализа в принятии управленческих решений.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Использование маржинального анализа в принятии управленческих решений ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.