Полный текст:
Содержание
Введение............................................................................................................... 2
1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики государства.................. 3
1.1. Экономическая политика: принципы, цели, инструменты.......................... 3
1.2. Цели денежно-кредитного регулирования.................................................. 6
1.3. Инструменты кредитно – денежной политики.......................................... 10
1.4. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика................... 14
2. Кредитно-денежная политика в России........................................................ 20
2.1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2009 году............. 20
2.2. Политика валютного курса........................................................................ 21
2.3. Денежная программа на 2009 год............................................................. 23
2.4. Процентная политика................................................................................. 27
Заключение......................................................................................................... 30
Список использованной литературы................................................................ 32
Введение
В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.
Финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении в комплексе образуют денежно кредитную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия» [5, c.302]. Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики и посвящена предлагаемая работа.
1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики государства
1.1. Экономическая политика: принципы, цели, инструменты
Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики.
Экономическая политика – система целенаправленных мер государства в области управления экономикой. В обществе существует несколько субъектов экономической политики (рис. 1).
Рис. 1. Субъекты исполнения экономической политики
Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние на экономическую политику оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования:
1. Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.
2. Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.
3. Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.
Для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующей ей инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. В процессе реализации основных целей общество вынуждено решать множество разных задач, которые образуют иерархическую соподчиненность – «пирамиду целей» (рис. 2).
Рис. 2. Пирамида целей
1. – Цели, не поддающиеся операционному решению, обуславливающие направленность общегосударственной политики.
2. – Цели, поддающиеся операционному решению, определяющие направленность экономической политики.
Реализация экономической политики предполагает использование совокупности мер, формирующих механизм государственного регулирования. Для умения рационально применять средства воздействия на экономику требуется знать их структуру. В самом общем виде совокупность всех инструментов можно представить в виде рис. 3.
Рис. 3. Инструменты государственного воздействия на экономику
Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом – в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем создания организационно-институциональных структур, включая формирование исполнительных структур государственной власти, создание и поддержание государственного сектора, подготовку экономических программ и прогнозов, поддержку исследовательских центров и др. К важнейшим экономическим инструментам относят финансовый и кредитно-денежный механизмы. В соотношении их использования многое зависит от господствующей в данный момент теоретической конценпции макроэкономического регулирования. До 1970-ых годов. главенствующую роль играло неокейнсианское направление, для которого финансовые меры были особенно важны. В последующий период в связи с распространением монетаризма более важную роль стали играть кредитно-денежные методы. В условиях российской экономики старт реформе 1992 года был дан за счет активного использования кредитно-денежного механизма. В настоящее время в стране существует необходимость в активном использовании обоих инструментов посредством осуществления бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики.
1.2. Цели денежно-кредитного регулирования
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег. В настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.
Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен. А вот что показывает западная статистика:
1. Уровень роста предложения денег и средний уровень цен практически линейно зависимы с коэффициентом более 0.9 для всех агрегатов во всех странах со всеми экономиками (по развитости).
2. Уровень роста предложения денег и реального производства абсолютно не связаны между собой там, где прирост денежной массы более чем примерно 18% в год. В странах же с меньшими темпами роста денежной массы существует практически линейная зависимость с коэффициентом около 0.1
3. Уровень инфляции и уровень роста реального продукта абсолютно не взаимосвязаны.[7, с.132]
Предположим, экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.
Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.
Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.
1.3. Инструменты кредитно – денежной политики
В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование банков;
5) валютное регулирование;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения.
1. Процентные ставки.
Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
Повышая или понижая процентные ставки, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента, отражается на состояние платежного баланса и валютного курса.
Так, повышение учетной ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.
2. Резервные требования.
Этот метод кредитного регулирования представляет собой хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент и норму обязательных резервов в зависимости от складывающийся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности банков и увеличивает денежную массу.
Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.
3. Операции на открытом рынке.
Одним из самых важных средств регулирования денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах, предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя их возможности по выдаче ссуд. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов, соответственно их возможность предоставлять ссуды уменьшается. Таким образом, указанные операции способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.
В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.
В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного предложения. Это вызвано, прежде всего, необыкновенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.
4. Рефинансирование банков.
Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка.
Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
Кредиты Банка России предоставляются в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации" банкам - резидентам Российской Федерации в валюте Российской Федерации в целях поддержания и регулирования ликвидности банковской системы. Кредиты Банка России предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.
5. Валютное регулирование.
Валютное регулирование осуществляется Банком России путем приобретения или продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
6. Ориентиры роста денежной массы.
Банку России предоставлено право устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.
7. Селективное регулирование.
Кроме вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.
Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.
Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.
1.4. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика
Кредитно-денежная политика в самом общем виде может быть определена как действие, проводимое в сфере денежного обращения и кредита специальными органами. Структура кредитно-денежной системы представлена на рис. 4.
Рис. 4. Структура кредитно-денежной системы
Современная кредитно-денежная система характеризуется распределением функций между разными институтами. В частности, эмиссионные функции выполняют центральные банки, тогда как кредитные функции в основном выполняются коммерческими банками. СКФИ в последнее время занимают ведущее место в сфере инвестиционной деятельности и накоплении денежного капитала, конкурируя с банковским сектором.
Кредитно-денежная политика проводится в жизнь совместными усилиями правительства и центрального банка. При этом основным субъектом кредитно-денежной политики является именно центральный банк, который строит свою деятельность по двум важнейшим направлениям. Первое обеспечивает нормальную работу валютной системы страны в целом, т. к. устойчивая национальная валюта – важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление – влияние на кредитную деятельность частных (коммерческих) банков, причем строящееся так, чтобы должным образом обеспечивались интересы государства. Центральный банк, таким образом, призван, с одной стороны, управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, с другой стороны, на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве. Для реализации кредитно-денежной политики государства центральный банк использует соответствующий набор инструментов (см. таблицу 1).
Таблица 1. Институты кредитно-денежной политики
Инструменты
политики
Общая характеристика
Денежная эмиссия
Рост наличных денег в обращении
Резервная
политика
Установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов).
Валютная
политика
Оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая - увеличивает
Политика
открытого рынка
Продажа и покупка ЦБ ценных бумаг
Учетная политика
Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку
При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.
При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег. В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году. Таким образом:
, или
Структура денежной массы представляет совокупность денежных агрегатов. Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга разной степенью ликвидности. Совокупность денежных агрегатов представлена в таблице 2.
Таблица 2. Структура основных денежных агрегатов
Наиболее ликвидные активы (деньги)
Высоколиквидные активы («почти деньги»)
Наличные деньги
Чековые вклады
Бесчековые сберегательные счета
Мелкие срочные вклады
Облигации госзаймов
Крупные срочные вклады
М0
М1
М2
М3
Иногда в экономической теории выделяют денежный агрегат L, который состоит из суммы M3 и всех существующих ценных бумаг.
Регулирование размеров эмиссии денег, величины и структуры денежной массы необходимо для предотвращения роста инфляции и поддержания устойчивого роста экономики.
Инфляция – обесценивание денег, сопровождаемое повышением цен и падением уровня жизни населения. Различают несколько типов инфляции.
Таблица 3. Типы инфляции
Критерии
Типы
Характеристика
Темп роста цен
умеренная
до 10% в год
галопирующая
до 200% в год
гиперинфляция
свыше 1000% в год
Степень соответствия прогнозам
прогнозируемая
ожидаемая
непрогнозируемая
неожидаемая
Внешнее проявление
открытая
рост цен
скрытая
ухудшение качества товара при сохранении цен
подавленная
фиксированные цены при дефиците товаров
Соответствие темпов роста разных цен
сбалансированная
динамика роста цен
не меняется
несбалансированная
цены меняются в разных пропорциях
Причины инфляции обуславливаются ее механизмами. Первый механизм – инфляция спроса есть результат увеличения совокупного спроса над предложением, когда дефицит товаров вызывает обесценивание денег и провоцирует развитие инфляционной спирали «избыточный спрос – цены». Второй механизм – инфляция предложения вызывается ростом издержек производства (особенно повышением зарплаты), который приобретает характер цепной реакции и порождает новый виток роста цен.
Уровень инфляции определяется на основе сопоставления среднего уровня цен, в свою очередь измеряемого индексом цен.
,
где Р2 – средний уровень цен в текущем году, а Р1- средний уровень цен в прошлом году.
Инфляция чревата рядом крайне неприятных для общества последствий. Так, происходит перераспределение доходов в пользу предприятий-монополистов, финансовых структур, теневой экономики и т. д. При этом больше всего выигрывают должники, в том числе государство, которое всегда имеет возможность покрыть свои инфляционные расходы выпуском необеспеченных денег. К последствиям инфляции относится и разрушение нормальных социально-экономических связей, включая отказ от товарно-денежных отношений и переход к бартеру. Опасным для страны явлением становится и возникающая в это время инфляционная психология – ситуация, когда люди, уверенные, что инфляция будет продолжаться, предпринимают соответствующие меры: запасают товары впрок, требуют опережающего роста заработной платы или закладывают ожидаемый уровень инфляции в цену товара. Инфляция отрицательно влияет на экономический рост страны и рациональность использования ею своих ресурсов, т. к. сокращаются инвестиции (вложения капитала) в производство, а население вкладывает деньги в недвижимость или иностранную валюту. Борьба с инфляцией является одним из важнейших составляющих элементов не только кредитно-денежной, но и антициклической политики.
Антиинфляционная политика может проводится как методами «шоковой терапии» (когда жесткая денежная политика помогает сбить инфляцию, но сопровождается значительным спадом производства), так и постепенно, путем многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной массы, что позволяет избежать глубокого спада, однако не дает снизить инфляцию. В целом в современной экономической теории выделяют два основных виды антиинфляционной политики.
Активная антиинфляционная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию.
Адаптивная антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер, направленных на создание условий для приспособления экономики к инфляции, смягчение ее отрицательных последствий. Основные антиинфляционные меры показаны на рис. 5.
Рис. 5. антиинфляционная политика государства
Кредитно-денежная политика, также как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении. В то же время повышение значимости кредитно-денежных и финансовых методов воздействия государства на современную экономику отнюдь не исчерпывает проблемы регулирования рынка. Население оценивает деятельность государства, его органов прежде всего по динамике параметров экономического роста, динамике качества жизни. Это требует дальнейшего развития социальной сферы.
2. Кредитно-денежная политика в России
2.1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2009 году
Банк России, исходя из предварительных расчетов состояния платежного баланса страны, проекта федерального бюджета на 2009 год и других факторов, воздействующих на инфляцию, считает возможным принять в качестве цели денежно-кредитной политики на 2009 год ограничение прироста потребительских цен в пределах 7,5-8,5%. Поставленной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует уровень базовой инфляции 7-8%. При некотором ухудшении состояния платежного баланса (по первому варианту) снижение притока иностранной валюты обусловит замедление процесса накопления золотовалютных резервов, активизирует ослабление рубля и повысит привлекательность активов в иностранной валюте. В этих условиях снижение скорости обращения денег в 2009 году будет происходить медленнее, чем в 2008 году, и может составить по агрегату М2 (денежный агрегат М2 представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на расчетных, текущих счетах и депозитах нефинансовых предприятий, организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, в этот агрегат не включаются депозиты в иностранной валюте) 8-11%, что при более низких темпах экономического роста по сравнению с 2008 годом определит диапазон изменения темпов роста спроса на деньги на уровне 20-24%. Условия второго и третьего вариантов при ценах на нефть в диапазоне от 126 до 148 долларов США за баррель можно определить как достаточно благоприятные для российской экономики, способствующие высоким темпам роста ВВП и доходов экономических агентов. При более благоприятном по сравнению с первым вариантом состоянии платежного баланса на фоне продолжения накопления золотовалютных резервов тенденция к укреплению рубля в реальном выражении сохранится. Снижение скорости обращения денег в этих вариантах может быть более значительным по сравнению с первым вариантом (11-14%). Диапазон изменений темпов роста спроса на деньги может составить 24-28% по второму варианту, 26-30% по третьему варианту. В случае развития внешнеэкономической конъюнктуры по четвертому или пятому варианту прогноза платежного баланса при среднегодовых ценах на российскую нефть в пределах 131-155 долларов США за баррель, рост экономической активности может быть более высоким, а снижение скорости обращения денег - более интенсивным (свыше 14%), вследствие чего спрос на деньги будет формироваться на более высоком уровне – в диапазоне 30-32%. Сильный платежный баланс, обусловливающий увеличение золотовалютных резервов, будет способствовать обеспечению роста денежного предложения в соответствии с растущим спросом на деньги.
Банк России не рассматривает расчетные параметры роста спроса на деньги по указанным вариантам как жестко заданные границы темпов роста денежной массы и не исключает возможности выхода за эти границы.
2.2. Политика валютного курса
В 2009 году будет продолжена реализация курсовой политики Банка России в условиях режима управляемого плавающего валютного курса. Перспективной задачей Банка России будет создание условий для перехода к более гибкому формированию курса российской национальной валюты при минимальном участии Банка России в формировании спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. В будущем это позволит перейти к полноценному инфляционному таргетированию в качестве модели проводимой денежно - кредитной политики, в рамках которой количественные обязательства органов денежно - кредитного регулирования по поддержанию ценовой стабильности будут выполняться преимущественно путем воздействия на стоимость денег в экономике с помощью инструментов процентной политики центрального банка.
Вместе с тем состояние платежного баланса России, уровень и динамика развития российского рынка ценных бумаг, а также финансового рынка в целом предопределяют то, что и в 2009 году основным фактором изменения денежного предложения останутся операции Банка России по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Достаточно гибкая курсовая политика должна будет вносить свой вклад в ограничение роста потребительских цен и сдерживание реального укрепления рубля, обеспечивая адаптацию российской экономики к возможным изменениям внешней и внутренней экономической конъюнктуры и поддержание золотовалютных резервов на достаточном уровне. В 2009 году определенное сдерживание реального укрепления рубля будет осуществляться с учетом необходимости создания условий, как для поддержания конкурентоспособности отечественного производства, так и для решения задачи модернизации экономики, осуществляемой, в том числе за счет импорта современных технологий и оборудования. Однако в связи с тем, что перспективы развития ситуации на мировом финансовом рынке в 2009 году отличаются повышенной неопределенностью, а его влияние на состояние внутреннего финансового рынка будет усиливаться, количественные оценки возможного изменения реального эффективного курса рубля за предстоящий год лежат в достаточно широком диапазоне. Одной из задач курсовой политики на 2009 год останется предотвращение резких колебаний валютного курса, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов. Исходя из растущего значения евро для российской экономики, в качестве операционного ориентира при реализации политики сглаживания колебаний валютного курса будет использоваться стоимость корзины из двух основных мировых валют - евро и доллара США, достаточно хорошо отражающая эффективную стоимость российского рубля по отношению ко всем значимым для российской экономики иностранным валютам. Исходя из основных прогнозных параметров экономического развития России в 2009 году, учитывающих сохранение благоприятной конъюнктуры на мировых рынках товаров, составляющих основу российского экспорта, и высокой степени неопределенности возможной направленности и масштабов трансграничных потоков капитала, Банк России считает, что повышение реального эффективного курса рубля за год не должно превысить 8%. При менее благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре реальный эффективный курс может остаться практически неизменным. Изменения реального эффективного курса в этом диапазоне обеспечат приемлемый баланс между поддержанием текущей конкурентоспособности отечественного производства и созданием условий для модернизации российской экономики в среднесрочной перспективе, а также будут содействовать снижению темпов инфляции.
2.3. Денежная программа на 2009 год
Для мониторинга денежно-кредитных показателей и их соответствия поставленной цели по уровню инфляции Банком России разрабатывается денежная программа. Денежная программа представлена в пяти вариантах, разработанных в соответствии с основными вариантами прогноза социально-экономического развития на 2009 год, вариантами прогнозного платежного баланса страны и с учетом показателей проекта федерального бюджета на 2009 год, подготовленного Минфином России. Показатели денежной базы, включенной в программу, соответствуют прогнозным показателям спроса на деньги, рассчитанным исходя из ожидаемого темпа роста ВВП, динамики обменного курса и целевого ориентира по инфляции на предстоящий год. По оценкам Банка России, темп прироста денежной базы в узком определении в 2009 году может составить 19-28% в зависимости от вариантов. Во всех пяти вариантах предполагается, что состояние платежного баланса приведет к увеличению объема золотовалютных резервов органов денежно - кредитного регулирования. Однако дальнейшее накопление средств в Стабилизационном фонде Российской Федерации по-прежнему будет сглаживать эмиссионный эффект операций Банка России на валютном рынке, не приводя к значительному росту денежной базы. В этих условиях бюджетная политика может оказать существенное влияние на динамику денежного предложения и темпы инфляции.
Первый вариант денежной программы исходит из существенного уменьшения прироста денежного предложения, формируемого за счет динамики чистых международных резервов (ЧМР) органов денежно - кредитного регулирования. При прогнозируемом увеличении денежной базы в узком определении по данному варианту на 332 млрд. рублей прирост чистых международных резервов оценивается на уровне 255 млрд. рублей, что в долларовом эквиваленте соответствует четырехкратному снижению по сравнению с текущим годом. Данные оценки сделаны в рамках первого сценария прогноза социально - экономического развития страны на 2009 год и исходят из предположения о существенном ослаблении платежного баланса, что будет препятствовать укреплению рубля в реальном выражении. В условиях недостаточности объема денежного предложения, формируемого по каналу увеличения чистых международных резервов, для удовлетворения прогнозируемого по данному сценарию спроса на деньги необходим рост чистых внутренних активов органов денежно - кредитного регулирования на 77 млрд. рублей. С учетом динамики чистого кредита федеральному правительству и изменения остатков средств субъектов Российской Федерации, местных органов власти и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России чистый кредит расширенному правительству может сохраниться почти на уровне конца 2084 года. Увеличение чистого кредита банкам по данному варианту оценивается в 82 млрд. рублей. Основным каналом увеличения валового кредита банкам в этих условиях будет проведение операций прямого РЕПО с кредитными организациями. Дополнительно кредитные ресурсы могут быть предоставлены банкам за счет предоставления ломбардных кредитов и путем проведения сделок «валютный своп». Кроме того, Банк России при развитии ситуации по данному сценарию намерен осуществлять операции с кредитными организациями по покупке на вторичном рынке государственных ценных бумаг без обязательства обратного выкупа.
Во втором варианте программы рост денежного предложения за счет увеличения чистых международных резервов на 485 млрд. рублей будет достаточен для обеспечения объема денежных средств, соответствующего прогнозируемой динамике спроса на деньги (прирост денежной базы в узком определении оценивается на уровне 400 млрд. рублей). В связи с этим по данному варианту денежной программы предполагается снижение чистых внутренних активов органов денежно - кредитного регулирования примерно на 85 млрд. рублей. Уменьшение чистого кредита расширенному правительству в данном варианте прогнозируется на уровне 120 млрд. рублей. В этих условиях прирост чистого кредита банкам оценивается в 37 млрд. рублей. В данном варианте Банк России также намерен использовать имеющиеся у него инструменты для предоставления ликвидности банкам в необходимом объеме.
В третьем варианте, который соответствует третьему варианту развития российской экономики в 2005 году, цена на нефть сорта «Юралс» предполагается на уровне 128 долларов США за баррель. В условиях повышения положительного сальдо внешней торговли по сравнению с первым и вторым вариантами денежной программы увеличение денежного предложения будет еще в большей степени зависеть от роста чистых международных резервов органов денежно - кредитного регулирования (597 млрд. рублей). Для обеспечения соответствия объема денежного предложения прогнозируемой динамике спроса на деньги (прирост узкой денежной базы прогнозируется на уровне 421млрд. рублей) в целях недопущения нарастания инфляционных тенденций в экономике потребуется обеспечить уменьшение объема чистых внутренних активов органов денежно - кредитного регулирования на 176 млрд. рублей. В данном варианте в соответствии с проектом федерального бюджета на 2005 год предполагается увеличение объема Стабилизационного фонда Российской Федерации на 145 млрд. рублей с учетом предусмотренного отчисления части его прироста на покрытие несбалансированности бюджета по источникам и финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации. Исходя из этого прогнозируется более значительное по сравнению со вторым вариантом программы снижение чистого кредита расширенному правительству (на 181 млрд. рублей) при сокращении чистого кредита федеральному правительству на 204 млрд. рублей.
Таблица 4. Показатели денежной программы на 2009 год (млрд. руб.)
В этом варианте с учетом динамики остатков средств на счетах кредитных организаций в Банке России потребность в увеличении чистого кредита банкам оценивается в 18 млрд. рублей. Банк России также сделал оценки показателей денежной программы для вариантов экономического развития, характеризуемых более высоким уровнем мировых цен на нефть сорта «Юралс» (31 доллар США за баррель по четвертому варианту программы и 35 долларов США за баррель – по пятому варианту). В этих условиях при наличии благоприятных предпосылок для притока капитала в Россию прогнозируется существенное увеличение чистых международных резервов органов денежно - кредитного регулирования (примерно на 27 и 35 млрд. долларов США соответственно).
Для достижения цели по инфляции при реализации указанных вариантов может потребоваться абсорбирование избыточной ликвидности, в том числе за счет увеличения остатков на счетах расширенного правительства в Банке России. В этом отношении действующий механизм формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации показал достаточно высокую эффективность. При этом Банк России с учетом возможного ускорения роста спроса на деньги будет использовать свои возможности по частичной стерилизации дополнительного денежного предложения, включая депозитные операции и операции с собственными облигациями (в том числе операции обратного РЕПО на длинные сроки), а также продажу государственных ценных бумаг из своего портфеля. Банк России исходит из того, что показатели денежной программы не являются жестко заданными и при необходимости могут быть скорректированы в зависимости от развития макроэкономической ситуации, динамики притока и оттока капитала и других показателей платежного баланса в целях достижения конечной цели денежно – кредитной политики.
2.4. Процентная политика
В предстоящем году действия Банка России будут направлены на дальнейшую унификацию различных схем и механизмов рефинансирования. Продолжится тенденция к повышению доступности внутридневных кредитов и кредитов «овернайт» путем расширения круга региональных контрагентов. В 2009 году Банк России будет проводить операции рефинансирования путем проведения ломбардных кредитных аукционов на сроки, устанавливаемые в зависимости от текущей конъюнктуры, складывающейся на денежном рынке, предоставления банкам внутридневных кредитов, кредитов «овернайт», а также осуществления операций «валютный своп». Кроме того, в целях предоставления кредитным организациям возможности эффективно управлять собственной ликвидностью при использовании механизма усреднения обязательных резервов, Банк России предполагает проводить операции предоставления ломбардных кредитов Банка России по фиксированной процентной ставке на срок до 7 дней. Также в 2009 году кредитным организациям будет предоставлена возможность использования Системы электронных торгов Московской межбанковской валютной биржи для получения ломбардных кредитов Банка России (как на аукционной основе, так и по фиксированным процентным ставкам). В 2009 году Банк России намерен сохранить существующие возможности по предоставлению денежных средств кредитным организациям путем проведения сделок прямого РЕПО на срок от 1 до 90 дней.
В целях расширения Ломбардного списка Банк России планирует включить в указанный список высоколиквидные ценные бумаги крупнейших российских эмитентов, имеющих относительно высокий рейтинг. Операциям без обязательства обратного выкупа отводится роль инструмента, используемого тогда, когда изменение уровня ликвидности будет иметь долгосрочный характер. При этом в случае значительной дополнительной потребности кредитных организаций в денежных средствах Банк России намерен активизировать операции по покупке государственных ценных бумаг без обязательства обратного выкупа.
Регулирование процентных ставок по собственным операциям Банка России является одним из важных инструментов денежно - кредитной политики, способствующих достижению ее основной цели. В условиях меняющейся внешнеэкономической конъюнктуры важной задачей процентной политики будет сглаживание дисбаланса между процентными ставками по активам, номинированным в национальной и иностранной валютах, что должно предотвращать дополнительный приток или отток капитала при различных тенденциях в платежном балансе и удерживать стоимость кредитных ресурсов на доступном для реального сектора уровне.
Переход к регулярному выпуску облигаций Банка России и целенаправленное формирование емкого и ликвидного рынка ОБР позволит в определенной мере усилить влияние процентных ставок по операциям Банка России на достижение целей денежно - кредитной политики. В рамках реализации вариантов социально - экономического развития, характеризуемых возможностью роста свободной ликвидности, роль процентных ставок будет ограничена при сохраняющемся режиме управляемого плавающего курса рубля. В этих условиях изменение процентных ставок по операциям Банка России должно содействовать, с одной стороны, стерилизации свободной ликвидности в необходимых объемах, а с другой стороны - ограничению роста рыночных процентных ставок. В ситуации заметного снижения уровня ликвидности и активного использования инструментов рефинансирования роль процентных ставок при проведении денежно - кредитной политики может повыситься. В таких условиях потребуется поддержание процентных ставок на таком уровне, который, с одной стороны, способствовал бы предотвращению оттока капитала, но, с другой стороны, не препятствовал кредитованию реального сектора. Банку России для реализации поставленной ранее задачи перехода в среднесрочной перспективе к системе управления, опирающейся преимущественно на процентные ставки, необходимо совместно с Правительством Российской Федерации проводить целенаправленную работу по формированию единого эффективно функционирующего внутреннего денежного рынка, операции на котором будут одинаково доступны для широкого круга участников, по снижению трансакционных издержек и уровня рыночных рисков, развитию рыночной инфраструктуры. Решение этих задач является одной из ключевых предпосылок для изменения роли процентных ставок по операциям Банка России в части их воздействия на рыночные процентные ставки. В 2009 году сохранится тенденция к последовательному снижению ставки рефинансирования Банка России. В настоящее время ставка рефинансирования определяет уровень процентных ставок только по кредитам «овернайт» и по операциям «валютный своп». При этом основная сумма денежных средств предоставляется Банком России кредитным организациям на аукционной основе (аукционы прямого РЕПО, ломбардные кредитные аукционы). Процентные ставки по указанным инструментам денежно – кредитного регулирования в июле - октябре текущего года составляли 6 - 7,5% годовых. Вместе с тем в своей процентной политике кредитные организации ориентируются на уровень ставки рефинансирования. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством ставка рефинансирования, устанавливаемая Банком России, используется при расчете штрафов и пеней, ставок налогов, а также налогооблагаемой базы по налогу на прибыль корпораций. Необоснованное изменение ставки рефинансирования может дать неправильные ориентиры кредитным организациям в их процентной политике и привести к диспропорциям в налоговой сфере.
В ситуации дальнейшего снижения инфляции, проведения сбалансированной денежно - кредитной и бюджетно-налоговой политики, а также конкурентного развития системы финансового посредничества в условиях снижающихся рисков и роста информационной прозрачности заемщиков в 2009 году можно прогнозировать дальнейшее постепенное понижение рыночных процентных ставок по кредитам предприятиям нефинансового сектора экономики. В то же время, по-видимому, сохранится дифференциация кредитных ставок по регионам, обусловленная различным уровнем развития региональных рынков банковских услуг и неодинаковым качеством их конкурентной среды.
Заключение
Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком Р.Ф., являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.
Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности. При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступают ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.
Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздействует на инвестиции, и уровень цен.
На сегодняшний день направления денежно-кредитной политики России зависят от цен на нефть а при высоких ценах на нефть (которые мы и имеем на сегодняшний день) Россия не только не выиграет, а столкнется с весьма трудно разрешимыми проблемами. Изымать средства путем увеличения предложения облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит - либо высокая инфляция, либо существенное укрепления рубля.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 24 июля 2007 г.)
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 26 апреля 2007 г.)
3. Белов В.А. Денежные обязательства. – «Волтерс Клувер», 2007. – 236с.
4. Братко А.Г. Банковское право в России (вопросы теории и практики). – Изд. Тихомирова М.Ю. 2007. – 322с.
5. Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. - "Юстицинформ", 2008. – 345с.
6. Вострикова Л.Г. Валютное право: учебное пособие для вузов. - "Юстицинформ", 2006. – 330с.
7. Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы. – М., 2002. – 272 с.
8. Иванов В. В., Соколов Б. И. «Деньги. Кредит. Банки» - М; 2006. – 624с.
9. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / под ред. Л.А. Дробозиной. – М., 2006. – 479с.
10. Чепурин М.Н., Киселева Е.А., “Курс экономической теории” – Киров, “АСА”, 1997.- 386с.
11. Правовое обеспечение национальных интересов России в банковской сфере (Г.А. Тосунян, "Журнал российского права", N 12, декабрь 2007 г.) с.12-15.
12. Регулирование расчетов с использованием банковских карт (Е.Г. Клеченова, "Законодательство и экономика", N 12, декабрь 2007 г.) с. 22-23. 13. Сенчагов В., “Денежная масса и факторы ее формирования” // Вопросы Экономики – 2008г. – №10 – с. 29-31, 40.
13. «Основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на 2009 год» - доклад Центрального Банка РФ
14. Данные с сервера Центрального Банка России www.cbr.ru