Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Особенности социальных и культурных функций образования в школе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Особенности социальных и культурных функций образования в школе
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    11.08.2010 16:38:06
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Оглавление

    Введение.. 3
    Глава 1. Образование как способ вхождения человека в мир культуры... 5
    1.1. Соотношение  образования  и культуры.. 5
    1.2. Социокультурные функции  современного  образования. 7
    1.3. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных  образцов человеческой деятельности 9
    1.4. Образование  как активный ускоритель  культурных  перемен.. 11
    1.5. Человеческий смысл и сущностные  функции образования. 14
    1.6. Особенности культурологической  школы.. 16
    Глава 2. Социальные и культурные функции образования.. 20
    2.1. Социальные функции  системы  образования. 20
    2.2. Школа  как  социально-культурный  феномен.. 21
    2.3. Социологические предпосылки развития образования. 23
    2.4. Социальные и культурные функции  образования. 26
    Заключение.. 34
    Список литературы... 35
     
    Введение Актуальность. Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой выступает система  образования, воспитания и познания как социокультурная реальность. Она рассматривает  образование  не только как специальный  социальный  институт, но и как часть культуры соответствующего общества, результат социально-культурного  взаимодействия людей, проявляемый в форме познания и его конечных результатов, в том числе знаний и опыта или умений и навыков. Воспитательный и познавательный аспекты здесь неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены друг другом системой соответствующих  социальных  ценностей,  культурных  смыслов и норм.
    Образование  представляет собой  социальную  подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как  социальные  организации,  социальные  общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.
    Исходя из того, что социализация представляет собой процесс адаптации человека к существующим общественным нормам и правилам жизни, образование можно определить как самый мощный агент социализации. В разных  социально-политических  условиях образование выступает стабилизирующим фактором между новыми  социальными  представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Оно позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и  социального  опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и  культурного развития. Таким образом, образование выполняет стабилизирующую  функцию  и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.
    Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития общества, либо воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем стереотипы, либо совершенствуя его. В определении целей и задач система образования ориентируется на государственный и  социальный  заказы.  Социальную функцию  образования можно обозначить следующим образом: с одной стороны, как подготовку поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, как закладывание основы будущего общества и формирование образа человека в перспективе.
    Целью данной работы, является рассмотрение особенностей социальных и культурных функций образования в школе.
    Поставленная цель привела к решению следующих задач:
    1.   Рассмотреть особенности образования как способа вхождения человека в мир культуры.
    2.   Раскрыть социальные и культурные функции образования.
     
     
    Глава 1. Образование как способ вхождения человека в мир культуры 1.1. Соотношение  образования  и культуры Латинский термин культура означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа.
    Принимая по внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом  образования  человека.
    В процессе  образования  человек осваивает  культурные  ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением  культурных  ценностей. В итоге было сформулировано дидактическое понятие культуры - обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.
    Процесс взаимодействия, как присвоение и создание человеком новых  культурных ценностей, в рамках образовательной системы является созиданием. То есть, связан с культурой в ее динамическом аспекте.
    Процесс общения педагога с представителями разных наций и народностей, обучающимися в многонациональной России, выступает как опыт межкультурного общения и межнациональной коммуникации. В современном образовательном учреждении реализуется принцип диалога культур (русской, европейской, американской, западной и восточной). Данный принцип осуществляется в рамках новых учебных курсов.[1]
    Как известно, язык является способом познания окружающего мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры, которая передается от поколения к поколению, так и в условиях образовательных учреждений.
    Не случайно уровень культуры эпохи определяется отношением к языку как отдельной составляющей целостной культуры. Поэтому миссия  образования  состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение к родному и иностранному языку, к сохранению и обогащению исторических, научных и  культурных  ценностей.
    Таким образом, соотношение  образования  и культуры, можно рассматривать в разных аспектах:
    · в рамках культурологической парадигмы педагогической системы;
    · через формирование поликультурного  образования;
    · в условиях  культурно-исторического  типа образовательной системы вуза,  школы как систему  культурно-образовательных  центров в рамках одной или разных стран;
    · через анализ учебных дисциплин культурологической направленности;
    · путей и способов развития культуры субъектов  образования  (педагогической культуры и умственной культуры учащихся);
    · описания и прогнозирования образа  культурного  и образованного человека конкретной исторической эпохи; через раскрытие специфики  культурно-образовательной  среды растущего человека;
    · обобщения, сохранения и возрождения  культурно-образовательных  традиций народа, этноса, нации. [2]
     Образование,  это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание  образования  черпается и пополняется наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть  образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные  функции.
    Поэтому  образование  становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.
     
    1.2. Социокультурные функции  современного  образования Рассмотрим основные социокультурные  функции  и развивающийся потенциал современного  образования.
     Образование-это  процесс передачи накопленных поколениями знаний и  культурных  ценностей.
     Образование, это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе  образования человек осваивает культурные ценности. Содержание  образования черпается и непрерывно пополняется из культурного  наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере  образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство, Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места или страны его проживания, типа и уровня получения  образования).
     Образование  как практика социализации человека и преемственности поколений. [3]
     Образование  проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических  условиях образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому  образование  позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и  социального  опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и  культурного  развития. Не случайно одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека (обучения, труда, общения, профессиональной деятельности, досуга).
    Традиция выполняет определяющую  функцию  в процессах  образования и воспитания нового поколения.
    Жизнь человека,  это звено в цепи поколений. То есть человек живет в пространстве  социально-культурной  традиции, которая оказывает существенное влияние на формирование его характера, стиля поведения, устремлений, ценностей и интересов. В связи с этим отношения между традицией и новациями в сфере образования и воспитания человека воплощают взаимосвязь между  образованием  и культурой народов в целом.
    Система  образования  воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития общества, или воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем стереотипы, или совершенствуя его. [4]
     Социальная функция  образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается:
    · в формировании образа жизни, принятого в обществе;
    · в освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной,  культурно-досуговой, семейно-бытовой);
    · в развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества.[5]
    Поэтому для каждой социально-экономической формации и  культурно-исторического  этапа развития общества и государства характерна своя система образования, а для народа, нации  система воспитания. Однако в международных педагогических системах существуют общие черты. Именно они закладывают основы для процесса интеграции в мировое образовательное пространство.
    Рациональная логика обучения в школе и вузе исторически сложилась в европейской цивилизации.
    В азиатской цивилизации конфуцианство сформировалось в качестве методологии  образования  и воспитания человека.
    В процессе истории воспитание складывалось на Руси как воспитание миром. Именно в России для воспитательного воздействия на человека часто использовали общественное мнение. Поэтому теория воспитания человека в коллективе и через коллектив, созданная А. С. Макаренко, лишь подводила некоторый итог существующей традиции.
    Образование  является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.
    Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе, Гуманистическая ценность  образования  заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе  образования  всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны. [6]
     
    1.3. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных  образцов человеческой деятельности В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в  социальной  группе и на производстве, и семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно смысл  образования  видят не только в трансляции  социального  опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.
    Специфика населения отдельных регионов обусловливает характер педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или села посредством  образования. В региональных образовательных системах учитываются образовательные запросы разных социокультурных групп населения. Так, например, разработка образовательного стандарта определяется спецификой региона страны.
    Например, для  школ  Санкт-Петербурга в региональный компонент включена дисциплина История и культура Санкт-Петербурга, для  школ  Дагестан "История и культура народов Кавказа.
    Образование  является тем  социальным  институтом, через который передаются и воплощаются базовые  культурные  ценности и цели развития общества. [7]
    Образовательные системы, это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение  социального  заказа в рамках всей системы  образования  страны. Например, в 1970-80-е годы перед отечественной системой  образования  ставилась задача подготовки творческого, интеллектуально и духовно развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста, воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е годы приоритет отдается подготовке предприимчивого и коммуникабельного человека, владеющего иностранными языками. Если в первый период высокий  социальный  статус имели физики, математики, инженеры, то сегодня  социально  значимы юристы, экономисты и бизнесмены, а также гуманитарии, филологи, переводчики, преподаватели иностранных языков.
    Образовательные учреждения, это социальные институты, развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования  приобретает государственный статус системы  образования  в стране. В данном контексте образовательные учреждения включены к  социальную  практику. Их социальная функция состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны. Осуществление социальной  функции  требует Прогнозирования и планирования развития  образования.
    Последнее становится значимым компонентом в процессе формирования государственной образовательной политики страны. Государственную норму того или иного типа  образования  определяет государственный образовательный стандарт. Одним из главных направлений такой политики является разработка государственных образовательных стандартов для  школы  и вуза. [8]
     
    1.4. Образование  как активный ускоритель  культурных  перемен Духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его врастанию в  культурное  наследие семьи и  культурную  традицию, которую он осваивает на протяжении всей жизни посредством процессов  образования, воспитания и прфессиональной деятельности.  Образование  ускоряет этот процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности.[9] Этот факт доказывается исследованиями и образовательной практикой. В образовательном процессе педагоги создают условия и выбирают такие средства и технологии, которые обеспечивают личностный рост обучающихся, развитие их сбъектных свойств и проявление индивидуальности. Каждая учебная дисциплина и определеннная образовательная технология ориентированы на развитие данных качеств. Культура и  образование  остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации.
    Традиционно под образованием  принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умений и навыков, а также способами мышления, необходимыми для его полноценного включения в  социальную  и  культурную  жизнь общества и выполнения определенных профессиональных  функций. В этом смысле справедливо утверждение, что  образование  является такой же жизнеобеспечивающей системой, как и общественное производство. [10]
    Однако  образование нужно человеку не только в его практической, жизнеобеспечивающей  функции. Оно необходимо ему для обретения смыслов, для духовной жизни, для творческой самореализации и самодетерминации в горизонте культуры. Перефразируя Э. Фромма, можно сказать, что  образование  необходимо человеку не для того, чтобы иметь, а для того, чтобы быть, состояться как личность и жить достойно.
    Эту свою человекообразующую  функцию  современное  образование  выполняет плохо. В последние годы стало особенно ясно, что российское  образование  не оправдывает надежд на развитие и воспитание человека, способного к переустройству общественной жизни, сохранению культуры, экологии, правопорядка. Философские и социально-психологические  исследования фиксируют тенденцию понижения качества человека, особенно его нравственной устойчивости, способностей к выживаемости,  культурному  обустройству собственной жизни. Отмечается повышение уровня тревожности, агрессии молодежи. В школьной среде стали массовыми явления дезадаптации и деиндивидуализации личности.  Социально-педагогическая  защита детства, гуманизация и гуманитаризация  образования  все еще остаются добрыми пожеланиями, не воплотившимися в практике массовой  школы.
    Конечно, такое положение дел не может быть объяснено только снижением качества образовательной деятельности. Оно обусловлено трудностями социально-экономической ситуации, отсутствием финансирования, политической нестабильностью, непрекращающимися локальными войнами, межнациональными конфликтами, разрушением поликультурной сферы, общей атмосферой бездуховности жизни большинства населения страны.
    По официальным сведениям, в России в настоящее время проживает около 40 млн. детей, т.е. примерно 25% от общей численности населения. Среди них: детей-сирот и оставшихся без попечения родителей - 483 тыс. человек. Детей, имеющих определенные отклонения в психическом, физическом или умственном развитии, но обучающихся в специальных  школах  или коррекционных классах обычных  школ  - 908 тыс. чел., детей-инвалидов, состоящих на учете в органах  социальной  защиты - 453 тыс. чел., детей-беженцев - 282 тыс. чел., совершивших правонарушения - 922 тыс. чел., совершивших преступления - 208 тыс. чел. [11]
    Однако эти обстоятельства не только не отменяют, но и усиливают необходимость выполнения деятелями культуры и образования  человекообразующих и культуросозидательных  функций  по отношению к детям. Многие педагогические коллективы уже глубоко осознали свою глобальную ответственность, взяли на себя миссию делать свои  школы  центрами культуры, развития, гуманитарной помощи, защиты и поддержки детской личности.
     
    1.5. Человеческий смысл и сущностные  функции образования В условиях демократизации общественной жизни возникли предпосылки для восстановления человеческих смыслов и сущностных  функций образования. Важнейшая из них - гуманитарная, суть, которой состоит в сохранении и восстановлении экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности. Для этого образование должно заложить в личность механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества.
    Не менее важной является культуросозидательная функция  (культурообразующая), обеспечивающая сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Осуществление культуросозидательной  функции  предполагает ориентацию  образования  на воспитание Человека Культуры, отбор культуросообразного содержания и воссоздание в образовательных структурах  культурных  образцов и норм, проектирующих зримые элементы  культурной  среды, культуросообразного устройства общественной жизни людей. [12]
    Необходимым условием этого является интеграция  образования  в культуру и, наоборот, культуры - в  образование. Культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Для этого  образование  должно заложить в него механизм  культурной  идентификации.
    В нашем понимании  культурная  идентификация - это установление подобия между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, интернационализация ее ценностей, проживание собственной жизни в формах  культурного  бытия народа, в соответствии с такими образцами русской народной жизни, как, например, соборность, духовность, патриотическое самосознание, бытовая обрядность и др.
    Культурная идентификация - необходимое условие и средство решения важнейших проблем духовного развития личности и народа. Среди них - сохранение и возрождение русского языка, взаимопонимание и взаимоуважение личностей и народов, населяющих Россию,  культурно-историческое  наследование и историческая память, воспитание русского национального характера и др. Иными словами, личностно ориентированное  образование  предполагает создание особой  культурной  среды русской национальной  школы. [13]
    Важнейшей функцией образования является социализация, т.е. обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом  социального  опыта, свидетельствующее о его нормальном, безболезненном вхождении в жизнь общества. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной  культурной  среде. Ее продуктами выступают личностные смыслы, определяющие отношения индивида к миру,  социальная позиция, самосознание, ценностно-смысловое ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания, содержание которых указывает на то, что личность берет себе из  социального  опыта, сколько берет, и как психика ее эти приобретения качественно перерабатывает, какое придает им значение. Чтобы социализация совершалась без значительных потерь для личности,  образование  должно заложить в нее механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии выживания, сохранения своей индивидуальности.
    Таким образом, осмысление сущностных  функций образования  с позиции личности позволяет выявить систему его антропоцентрических ценностей, которая и должна быть положена в основу гуманистического личностно-ориентированного образования. Его базовые ценности - самореализация, жизнетворчество, культурная идентификация, индивидуализация и др. - отражают развитие сущностных сил ребенка и подтверждают, что истинной целью  образования  является становление личностного образа человека и его индивидуально - творческое развитие как субъекта жизни, культуры, социума. Культура предполагает культ человека. Отношение к человеку как субъекту является главным при знаком  образования, осуществляемого в контексте культуры.[14]
     
    1.6. Особенности культурологической  школы Для решения задач образования есть два подхода - императивный и гуманный. Императивный характер обучение приобретает в том случае, если оно строится без учета личностных особенностей и потребностей ребенка. Педагог, осуществляющий такое обучение, уверен, что ребенок обязательно будет ему сопротивляться, а поэтому его необходимо принудить к учению строгими требованиями, императивами.
    Гуманный же подход состоит в том, что воспитатель оптимистически мыслит о детях, подходит к ним как к самостоятельным субъектам учения, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору. Иными словами, педагог исходит из того, что у каждого ребенка есть свой личностный смысл, есть личностная значимость учения, на которую и надо опираться в педагогическом процессе. А если такого личного смысла нет, то надо помочь ребенку его обрести.
    Отношение к ребенку как субъекту предполагает ценностное отношение к каждой детской личности, уважение ее самобытности, понимание того, что ребенок имеет собственную жизненную историю, собственное Я, свой внутренний мир, что ему свойственны страсти и переживания, что ребенку в любом возрасте свойственны честь и достоинство, что он жаждет справедливости, нуждается в сострадании, общении, диалоге и поддержке, что он способен мыслить и творить, наделен свободой морального выбора, может совершать ошибки, но способен к их осознанию, покаянию и возрождению к лучшему. [15]
    Из ценностного отношения к ребенку как человеку, обладающему свойством субъектности, вырастает понимание цели личностно-ориентированного  образования  - не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
    Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. Из этих положений естественно вытекает вывод о том, что  культурная  сущность человека является системообразующим компонентом его целостности.
    В становлении субъектности ребенку требуются духовная и нравственная поддержка и помощь. Ее оказывают ему педагоги, родители, другие взрослые, сотрудничающие с детьми в решении проблем их здоровья,  образования, досуга и др. Эта помощь имеет гуманитарный характер, т.е. осуществляется добровольно, адресно, с любовью и уважением к детям, по нравственным мотивам заботы о подрастающем человеке, милосердного отношения к нему.
    Соответственно и педагогическое управление развитием ребенка в системе культуросообразного воспитания осуществляется в формах педагогической помощи,  социально-педагогической  защиты, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулирования саморазвития. [16]
    Приоритетное значение принципа культуросообразности в современной  школе  открывает возможности теоретического обоснования и практического воплощения нового типа образования, который мы определяем как культурологическое личностно-ориентированное  образование. Основываясь на прогрессивных тенденциях развития современного  образования, анализе инновационных процессов, связанных с гуманизацией и гуманитаризацией  образования, мы выделяем следующие особенности культурологической  школы.
    В этой  школе  приоритетное значение придается изучению культуры и человека как ее субъекта, формируется образ культуры, общая картина мира связывается с общей картиной культуры. Содержание  образования  характеризуется тенденциями к энциклопедичности, интеграции знаний, гуманистической и эстетической направленностью, которая распространяется и на области естественно-научного знания. Эпицентром  образования  в этой  школе  является ученик: его развитие, удовлетворение образовательных потребностей, интересов, творческих возможностей. Для этого применяются технологии дифференцированного и индивидуализированного обучения, используются методики развивающего, опережающего и коррекционного обучения. Учебные программы отличаются вариантностью, что создает условия для свободного выбора содержания обучения и способов  образования. Особое внимание уделяется развитию у учащихся культурологического и исторического мышления, проблемному видению и познанию мира, интеграции знаний в целостную систему. Это  школа  духовно-практической ориентации, которая помогает ребенку не только обрести систему духовных ценностей, но и подготовиться к жизни в конкретно-историческом социо-культурном пространстве. Все это делает культурологическую  школу  целостной средой гуманистического личностно-ориентированного воспитания.
    Таким образом, можно констатировать, что у гуманистического воспитания и культурологического личностно-ориентированного  образования общие цели, общие методологические основания, общие принципы. Специфика же  образования  состоит в осуществлении их особой концентрации на развитии интеллекта учащихся, способностей к познанию, познавательной деятельности, творчеству. [17]
    Особая  функция образования  состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые, фундаментальные основы культуры личности: умственной, нравственной, экологической, эстетической, экономической, правовой и других ее сторон. А для этого, как справедливо отмечают В. Болотов и А. Малышевский, необходимо "осмысление образования в контексте жизни человека, приобщающегося к культуре, обретающего возможность для реализации своих сущностных сил". Контекст жизни, по мнению этих авторов, - это контекст духовно-нравственного развития ребенка. Образование влияет на развитие через его механизмы. В младшем школьном возрасте - это эмоционально-образное восприятие мира, ценностей культуры; в подростковом возрасте происходит переход от эмоционально-образного к рационально-логическому восприятию мира, которое становится преимущественным в старшем школьном возрасте. [18]
     
     
    Глава 2. Социальные и культурные функции образования 2.1. Социальные функции  системы  образования Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к  образованию  и их воспроизводство.
    Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных  социальных  характеристик во имя целостности общества.
    По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено  образованием, все более зримой становится и такая  функция образования, как активизация социальных перемещений.  Образование  во всем мире закономерно становится главным каналом  социальных  перемещений, как правило, восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой,  социальная  жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных  социальных  групп реально смягчаются. [19]
     Социальная  селекция. В  образовании  индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого - уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и  культурных  особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими  культурными  типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена  социальным  положением его родителей.
    Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами.  Школа  дает индивидам неодинаковое  образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и  социальной  стратификации).
    Замещение родителей,  социальная  поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В выполнении этой  функции  образование  и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные  стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье. [20]
     
    2.2. Школа  как  социально-культурный  феномен В  условиях  нестабильности  общества при переходе к рыночным отношениям происходит  процесс  самоопределения  общеобразовательной школы. Этот процесс идет двумя путями:
    ·   через собственно педагогическую, внутреннюю систему самопознания;
    ·   через  социально-культурную, внешнюю.
    Современную концепцию  школы  может дать единство познаний педагогической науки и социального  исследования общественно-культурной и политической ситуации в стране.
    Общеобразовательная  школа  выполняет  функции:
    ·   конкретноисторические;
    ·   общеисторические.
    Анализ  объективных  данных  гороно,  районо,  приказ Министерства просвещения за 1990-2005 гг. показал что
    · школьное сознание ориентированно на образовательную  функцию;
    · растрачиваются интеллектуальные силы на то, чтобы знания современной  науки  вложить  в школьные учебники, донести до умов учащихся;
    · отсутствует целостность в сознании ученика,  его  знания разбиты на отдельные блоки, например,  математические, биологические,  гуманитарные, художественные;
    · личность  ученика "страдает",  научное  освоение мира  для  него  обездушено;
    · учитель  утрачивает свое педагогическое "я", он стал проводником чужих знаний. Переподготовка учительских кадров, повышение квалификации не смогут одухотворить процесс познания. [21]
    Таким образом, основные принципы единой трудовой школы  ориентированны  на образовательные цели, на технократическое мышление, человек  изучает  из  поля  зрения  системы и занимает вспомогательное место  в  иерархии  ценностей.  Технократическое  сознание  приводит к профессиональной некомпетентности, к администрированию в руководстве.
    Целостность культурно-исторического  образования предполагает, что знания,  технические навыки обретают свой статус, свое значение только как  средство  реализации  таланта человека. Наука зависит от таланта, ума,  энергии,  знаний  человека  образованного, культурно и духовно развитого.
    Объектом  воспитания  в  условиях  перестройки общества становится социально-активный  индивидуум.
    В основе создания гуманистического общества находится объективный закон
    · личность,  ее  развитие  и социальная активность есть цель образования,
    · функция школы  состоит в создание условий для раскрытия способностей ученика.
    И  тогда  изучение  отдельных  предметов  в школе предстанет  как освоение частей общей культуры, и каждый ученик ощутит себя частью единого целого.
    Образование приобретает гуманистический смысл, культурная функция школы,  ее  созидательные  возможности  объединяет  людей. "Культурная среда" и  школа  по форме управления и по содержанию составят единство. [22]
     
    2.3. Социологические предпосылки развития образования Общепризнано, что система  образования  заслуживает научного управления. Его главная предпосылка - адекватное понимание природы данной подсистемы, т. е. ее  функций  и структуры. Сложилась курьезная ситуация: ни одна из сил, стоящих у руля системы  образования, не владеет знанием ее  функций. Таких сил две: отечественная педагогика  и  органы управления. Но педагогика не отвечает за определение этих  функций, а органы управления формируют сверху структуру  образования, исходя из правовой базы,  социального  заказа  и  наличных ресурсов. Данная статья посвящена рассмотрению функций образования как общенаучных оснований его изучения  и  управления.
    Перед школой поставлена стратегическая задача: удовлетворять потребность личности в  образовании. К ней, как почти повсеместно слышим,  и  сводятся общественные потребности в  образовании. Школа обнаруживает, что в обществе есть неодинаковые образовательные запросы. Она стремится распознать заказ, в особенности платежеспособный, адаптирует под его выполнение свою структуру  и  деятельность, чтобы выжить  и  затем сказать со спокойной совестью: мы выполняем  социальный  заказ.
     Социальные заказы на образование в действительности противоречивы и многоплановы. Это связано с множественностью их источников, которыми могут служить государственные, национальные, территориальные, групповые, индивидуальные интересы. Но среди них так или иначе выделяется ведущий заказ, выражающий либо интегральный интерес, либо интересы доминирующих групп.
    Ведущий заказ не воспроизводит весь спектр общественных потребностей  и функций образования,  и  рано или поздно пересматривается. Он  и  ныне чаще всего выступает в педоцентристском  и  единичном образе, соотносимом с какой-то одной стороной личности. Именно ориентация на ведущий заказ рождает реформационную чехарду, а бюрократия переусердствует в его выполнении, упуская многие сущностные стороны системы  образования. Неадекватность ее структуры  и  управленческих целей комплексу  функций  ведет к дисфункциональности всего института  и  его отдельных подсистем. А если результаты реформ разочаровывают, в этом вина самого заказчика. [23]
    Сегодня управление  образованием  исходит из двух оснований: а) средств, выделяемых на сохранение и развитие системы  образования; б) стремления повернуть эту систему к человеку. Однако они недостаточны для управления в силу того, что являются временными (вытекают из идеологии, утверждаемой на данном этапе развития)  и  ориентированы на выделяемые ресурсы, а не на комплекс  функций  образования. Эффективные же решения возможны лишь на основе концептуальной модели, опирающейся на комплекс функций образования, т. е. его общественно-исторических универсалий. Каковы же эти  функции, обеспечивать которые должно государство?
    1.   Разноголосица в трактовке  функций связана с тремя обстоятельствами: отдача  образования  отложена во времени, неотчетливы критерии его эффективности  и  толкования его целей;
    2.   оценки разных сторон  образования, целеполагание  и  принятие решений в нем зависят от групповых интересов;
    3.   в основе выделения  функций - узкоотраслевые показатели, не обладающие системностью  и  универсальностью.
    В методологическом плане выработка функциональной модели  образования  важна для общенаучного определения его сущности  и  для разработки категориального аппарата его изучения другими отраслями науки. [24]
    Рассмотрение  функций  или задач  образования  в разных науках различается в зависимости от характера предмета  и  развитости их проблемного поля В педагогике оно ограничено проблемами личности, с попыткой установить для нее некоторый универсальный набор качеств  и соответственно, задач школы. Педагогика стремилась, обозначить выполнение социального заказа, научно обосновать, подтвердить правильность решений партии в сфере  образования. Ей было свойственно обсуждать задачи воспитания в связи с задачами своей эпохи, понимаемыми сообразно мировоззрению ее теоретиков.
    Вскоре выяснилось, что “академическая общая педагогика  и  теперь не знает, из каких частных процессов состоит воспитание. Поэтому она до сих пор и не дала научного определения воспитанию”. Сама категория воспитание исчезает, поскольку пока не встроена в общенаучную систему понятий, обслуживающих изучение общества  и  человека. Исчезает воспитание и как деятельность в том смысле, что оно лишено концептуализации, адекватной  социальным функциям  школы.
    Системный характер  функций.  Функции образования  в обществе в целом лежат в русле  функций  культуры  и  носят системный характер по трем причинам:
    1.   Они реализуются разветвленной сетью взаимосвязанных формальных организаций  и  институтов.
    2.   Общество  и  государство контролируют функционирование  образования  в той мере, в которой они вырабатывают концепцию организации  образования и  предоставляют ресурсы для его развития.
    3.   Функции образования  действуют на всех уровнях общественной жизни - инди-видуальном, групповом, социетальном.
     Функции  образования в обществе - устойчивые направления его воздействия на основные сферы общественного развития. Их выделение носит гипотетический характер  и  подтверждается  социально-философским и социально-историческим анализом, социологическим наблюдением. Формулировки функций - продукт критического очищения от концептуальных или идеологических штампов. Они отделены от задач  и  выражают  социально-исторические  универсалии системы  образования  как института.
    Некоторые  функции  временно оказываются в латентном состоянии, не входят в ведущий заказ  и  не становятся предметом научного анализа, не переводятся в плоскость задач образования. В определенных обстоятельствах общество, доминирующие группы или отдельные институты  целенаправленно акцентируют или блокируют некоторые  функции, а значит их реализация опосредована  социальной  структурой  и  идеологией данного общества (целеполаганием в экономике, политике,  социальном  развитии  и  культуре). [25]
     
    2.4. Социальные и культурные функции  образования С позиций социологической теории  образование  как  социальный  институт представляет систему, охватывающую «совокупность статусов  и  ролей, норм  и  ценностей,  социальных  организаций (школ, университетов, академий), отвечающую за передачу новым поколениям накопленного человеческого опыта, часть процесса социализации личности в ходе ее становления  и  адаптации к определенным общественным отношениям».  Образование, будучи весьма сложной, причем открытой системой, представляет собой конгломерат общечеловеческих знаний, и его прогрессивная поступь зависит от многих факторов. По мнению некоторых исследователей, оно имеет  и  политическую окраску.
    Система образования в России все более становится открытой, характеризующейся высокой степенью интенсивности обмена с внешней средой, которая в данном случае является социально-экономическим, политическим, научным пространством как России, так и мирового сообщества. [26]
    Получение знаний тесно связано с формированием умений, ценностных ориентаций и социальных установок, соответствующих будущим социальным целям человека. Реформирование системы образования без учета институциональных основ ее жизнедеятельности  и  связей с другими институтами общества может привести к переменам, не отвечающим требованиям современного индустриального общества. Возможно возникновение образовательных систем качественно нового типа, но далеко не оптимальных, как это уже было в 1917-1920 годах.
    Вполне очевидна тесная взаимосвязь  образования с экономикой, которая определяет материальную базу сферы  образования, обусловливает его содержание, определяя перечень необходимых обществу специальностей  и  профессий, структуру учебных дисциплин. Со своей стороны,  образование  готовит кадры, нужные для решения экономических задач, развития современных технологий, обеспечивает накопление суммы знаний, необходимых для прогрессивного развития.
    Воздействие  образования  на экономику отчетливо проявляется в процессе изменения характера труда. Уже сегодня в развитых странах свыше половины активных граждан заняты не физическим, а умственным трудом. По данным социологов, около 90 процентов вновь открывающихся рабочих мест рассчитаны на работников, имеющих полное среднее  образование и  даже одно- двухгодичное полусреднее, постоянно увеличивается доля квалифицированного труда, изменяется даже само понятие этой категории рабочих. Современное производство требует не только профессионально-технических, но  и общекультурных знаний. Традиционные жесткие границы между физическим и умственным трудом размываются. Многие исследователи говорят о необходимости нового подхода к пониманию человеческого фактора в производстве. Можно сказать, что идет процесс интеллектуализации экономики, благодаря которому образование  приобретает все больший вес в обществе.
    Отмечая взаимосвязь образования и экономики, необходимо подчеркнуть, что образование занимает особое место в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и  специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества - квалифицированных рабочих. [27]
    Политическая сфера определяет структуру  и  содержание  образования  в соответствии с формой государственного устройства, целями  и  задачами, устанавливаемыми политическим режимом. Необходимо отметить существование в этой сфере «своей» политики - образовательной, под которой в литературе понимается (социологический, политический, экономический, демографический) анализ системы, осуществляемый на уровне образовательной общественности с учетом определенных методологических принципов. Анализ  и  последующие за ним программы реорганизации  и  совершенствования  образования  должны включать в себя национальную доктрину развития системы, декларацию прав граждан  и  основные принципы распределения государственных образовательных услуг, национальные приоритеты в сфере  образования. Государственная политика обязана основываться на сравнительном анализе опыта передовых стран, которые достигли наиболее значительных успехов в развитии всех уровней  и  ступеней образовательного процесса.
    Духовная сфера воздействует на систему образования через нормативные установки, нравственные ценности  и  традиции определенной культуры. Вместе с тем  образование  во многом определяет трансформацию традиций,  культурных, моральных и  духовных ценностей.  При резком изменении  социально-экономической  ситуации меняются элементы духовного производства - система ценностных ориентаций, идеологические предписания  и  т.д., что вызывает потребность иных знаний, мышления  и  даже иных личных качеств. [28]
    Ведущие сущностные свойства  образования  проявляются в том, что оно, по сути, единственный способ передачи опыта  и  традиций поколений. Без  образования  нет культуры, как нет  и  не может быть культуры без  образования. В его системе проявляются различные варианты человеческих отношений интеллектуального, морально-этического содержания, создаются предпосылки для выявления  и  развития творческих способностей всех генераций общества.
    Социальное  взаимодействие между непосредственно обучающим  и  обучающимся субъектами составляет первичную форму существования  социальных  отношений в  образовании. Эти отношения, можно классифицировать по такой шкале ценностей:
    ·   социальные  цели  и социальные  интересы;
    ·   содержание  и  формы  социальных  отношений;
    ·   основные направления  и  виды  социальных  отношений;
    ·   субъекты  социальных  отношений  и  степень их контактности.
    В системе высшей школы особое значение представляют  социальные  отношения в среде студенчества - этой специфической  социальной и  общественно-деятельностной группе, важнейшая функциональная обязанность которой - приобретение соответствующих знаний, навыков самостоятельной творческой деятельности. Именно здесь происходит социализация студенчества, завтрашней интеллигенции. Но первостепенное значение, безусловно, имеет профессиональная социализация, понимаемая как процесс, в результате которого формируется ведущий специалист, профессионал, усвоивший соответствующие знания  и  овладевший профессиональными умениями  и  навыками, способный действовать с учетом  социальных  норм  и  правил, принятых в его профессиональном сообществе. [29]
    В социологии существует мнение, что  образование - это « функция  социума, обеспечивающая воспроизводство  и  развитие самого социума  и  систем деятельности. Эта  функция  реализуется через «процессы трансляции культуры  и  реализации  культурных  норм в изменяющихся практических ситуациях на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающих друг друга поколениями людей». Как  функция образование  распределено по всей системе человеческих отношений, вместе с тем оно выступает организационным процессом, осуществляемым специальными  социальными  институтами, составляющими в своей совокупности эту систему.
    В социологической литературе выделяются следующие  социальные функции образования:
    · гуманистическая (выявление и  развитие интеллектуального, нравственного  и  физического потенциала личности);
    · профессионально-экономическая (подготовка квалифицированных специалистов, обладающих широкими знаниями, а также навыками информационной  и  исследовательской деятельности);
    · социально-политическая (приобретение определенного социального  статуса, подготовка не только специалиста, но  и  гражданина); 
    · культурная  (освоение индивидом ранее накопленной культуры, развитие его творческих способностей);
    · адаптационная (подготовка личности к жизни  и  труду в обществе).
    · От реализации  социальных функций  зависит качество подготовки специалистов, формирование гражданских черт, ценностных установок  и  мировоззрения завтрашней интеллигенции. Наряду с названными существуют  социально  организующие (организационно управленческие)  функции  системы  образования. К ним относятся следующие  функции:  социального  воспроизводства (репродуктивная); 
    · социального  перемещения (изменение  социального  статуса); 
    · культурно-репродуктивная;
    · коммуникативная;
    · селективная; 
    · социального  регулирования  и  контроля;
    · инструментальная.
    Применительно к школе содержание этих функций выглядит следующим образом. [30]
     Функция  социального  воспроизводства состоит в том, что в школе  репродуцирует разные стороны  социальной  жизни, все виды специального обучения воссоздают социально-профессиональную  структуру, с его помощью происходит накопление материального  и  духовного богатства общества.
     Функция социального  перемещения указывает на то, что с помощью  образования  изменяется положение человека в обществе, люди получают возможность занять в нем более высокий статус. Студент, вышедший из рабочей семьи, может переместиться в  социальный  слой менеджеров, попасть в научную сферу  и  т.п., а может  и  остаться в прежней  социальной  группе. В любом случае его  социальное  положение изменится - из состояния учащегося он переместится в категорию специалиста.
     Культурно-репродуктивная функция  отражает динамику влияния высшего  образования  на сохранение  и  приумножение  культурных  ценностей.
    Коммуникативная  функция  проявляется через двустороннюю связь по каналу «Образование - окружающий мир». Ценности, которыми обогащаются студенты в период обучения, в абсолютном большинстве своем воспроизводятся другими сферами жизнедеятельности общества: экономикой, политикой, наукой, культурой  и  т.д. [31]
    Селективная функция отображается в естественной дифференциации студентов по способностям, предметным и профессиональным симпатиям.
    А функция  социального  регулирования и контроля «формирует чувство благодарности «хозяину», гражданскую позицию, местный патриотизм». Здесь имеется в виду воздействие на социальное самосознание обучающихся факта принадлежности учебного заведения к государственной системе, к местным органам самоуправления или к частному бизнесу. В школе и особенно в вузе происходит выработка уважительного отношения к государственно-правовым актам, к ценностям рыночных отношений и системе свободной демонстрации, традициям и обычаям своей нации, своего региона, города.
    Под инструментальной функцией следует понимать разработку путей и способов социализации студентов, поиски эффективных технологий  приобщения к труду, к адаптации молодых специалистов на производстве.
    В условиях расширяющейся глобализации у образования начинают формироваться новые функции. Глобальный процесс формирования недавно появившейся высокоавтоматизированной информационной среды общества создает беспрецедентные возможности для развития человека, более эффективного решения его многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. В то же время использовать эти возможности смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве.
    Таким образом, объективно возникает ранее неизвестная форма неравенства - информационная. Задача перспективной системы образования состоит в том, чтобы снизить остроту этого неравенства за счет предоставления людям возможностей повышения своей информационной культуры. Образование - одно из основных средств утверждения более глубокого и гармоничного уровня развития человечества, который позволит бороться с нищетой, неграмотностью, угнетением и войной. [32]
    На современном этапе развития человеческого общества образование выходит за рамки национальных государств, становится международным институтом. Вследствие информационно-технологической ре­волюции значительно возрастает потребность в постоянном обновлении знаний  и повышении квалификации; образование превращается в непрерывный процесс на протяжении всей жизни человека. В целом речь должна идти о создании стройной системы непрерывного образования, учитывающей и возможности конкретного индивида, и потребности общества. Непрерывность эта обязана обеспечиваться многоуровневой структурой системы образования, разнообразием учебных заведений, преемственностью образовательных и образовательно-профессиональных программ.
     
     
    Заключение В школе осваиваются нормы и ценности, составляющие содержание собственной, национальной  культурной  традиции, осуществляется сравнительный анализ различных культурных традиций, формируется представление о многообразии человеческих культур и диалоге как единственно возможном способе их сосуществования и взаимодействия.
    Признавая закономерность такого подхода, считаем необходимым указать на возможности обогащения представлений о содержании культурологического образования с учетом потребностей и возможностей  социального  развития ребенка в контексте культуры. С этих позиций воспитание в школьном возрасте - это процесс вскармливания и обеспечения здоровья ребенка, развития его природных способностей: ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Основные педагогические механизмы в этом возрасте включают научение, воздействие словом и примером, общение, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание.
    В подростковом возрасте - это процесс интенсивного физического и социального созревания личности, создающий предпосылки начала процесса культурной самоидентификации, вхождения в мир национальной культуры, ее понимания, согласия с культурой, обретение позиции человека культуры. Основные педагогические предпосылки развития в этом возрасте - включение подростка в ситуации выбора ценностей, их осмысление, нравственно-мотивированное отношение, помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков, культурное творчество.
     
     
    Список литературы 1. Астафьев Я.У. Шубкин В.Н. Социология  образования  России. - М. 2004 г.
    2. Астахова В. И. К вопросу о сущности различий между государственными и негосударственными вузами. - М. 2004 г.
    3. Болотин И.С., Козлова О.Н. Социология и  образование  // Социологические исследования. - М. 2006 г.
    4. Бурдье П. Система  образования и система мышления // Высшее  образование  в России. - М. 2005 г.
    5. Владиславлев А.П. Непрерывное  образование: проблемы и перспективы. М. 2004 г.
    6. Всемирная декларация: "Высшее образование для ХХI века: подходы и практические меры". - М. 2005 г.
    7. Волов В.Т., Волова Н.Ю., Четырова Л.Б. Некоторые тенденции высшего образования в России // Инновации в образовании. - 2007 г.
    8. Воронина Т.П. Образование в информационном обществе. - М. 2004 г.
    9. Днепров Э.Д. Школьная реформа в России. - М. 2004 г.
    10. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.: Аспект-Пресс, 2007 г.
    11. Зиятдинова Ф. Г.  Социальные  проблемы  образования. - М. 2007 г.
    12. Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология  образования. - М.: Магистр, 2003 г.
    13. Констатиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и  образование. - М.: Наука, 2006 г.
    14. Легенький Г.И. Цель и способы воспитания. - М. 2007 г.
    15. Молодежь. Цифры. Факты. Мнения. СПб., 2006. № 1.
    16. Нечаев В.Я. Социология  образования. - М.: МГУ, 2005 г.
    17. Наука, культура, образование XXI века. СПб., 2004 г.
    18. Налетова И.В. Социология образования. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Р.Г.Державина, 2007 г.
    19. Осипов А.М. Социология образования // Социология. СПб., 2007 г.
    20. Педагогика, 2005 г., №2.
    21. Социология: Энциклопедия. Мн.: Книжный дом, 2003 г.
    22. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 2003.
    23. Социология образования перед новыми вызовами (Круглый стол) // Социологические исследования. 2005.
    24. Современная  средняя  общеобразовательная школа:  социальные функции  и механизм самоуправления: Межвузовский сборник  научных  трудов. Владимирский  ГПИ  им. П.И.Лебедева-Полянского  Ред.коллегия: В.Н.Попов. - Владимир, 2007 г.
    25. Сорокин П. Современное состояние России // Полит. исслед. 2004 г.
    26. Садовничий В. А. Образование и наука как фактор национальной безопасности // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология. - М. 2007 г.
    27. Социология молодежи. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003 г.
    28. Сорокин П.  Социальная и культурная мобильность. // Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 2006 г.
    29. Сериков В.В.  Образование  и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М: Логос, 2006 г.
    30. Тенденции развития и роль сферы образования: социальный аспект. - М.: Наука. 2006 г.
    31. Федеральная программа развития российского образования // Россия 2010, 2006, № 2
    32. Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. - М.  2006 г.
     
    [1]Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.: Аспект-Пресс, 2007 г.
    [2]Астафьев Я.У. Шубкин В.Н. Социология  образования  России. - М. 2004 г.
    [3]Болотин И.С., Козлова О.Н. Социология и  образование  // Социологические исследования. - М. 2006 г.
    [4]Бурдье П. Система  образования и система мышления // Высшее  образование  в России. - М. 2005 г.
    [5]Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология  образования. - М.: Магистр, 2003 г.
    [6]Констатиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и  образование. - М.: Наука, 2006 г.
    [7]Нечаев В.Я. Социология  образования. - М.: МГУ, 2005 г.
    [8]Сорокин П.  Социальная и культурная мобильность. // Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 2006 г.
    [9]Сериков В.В.  Образование  и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М: Логос, 2006 г.
    [10]Владиславлев А.П. Непрерывное  образование: проблемы и перспективы. М. 2004 г.
    [11]Зиятдинова Ф. Г.  Социальные  проблемы  образования. - М. 2007 г.
    [12]Педагогика, 2005 г., №2.
    [13]Днепров Э.Д. Школьная реформа в России. - М. 2004 г.
    [14]Легенький Г.И. Цель и способы воспитания. - М. 2007 г.
    [15]Молодежь. Цифры. Факты. Мнения. СПб., 2006. № 1.
    [16]Социология молодежи. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003 г.
    [17]Наука, культура, образование XXI века. СПб., 2004 г.
    [18]Федеральная программа развития российского образования // Россия 2010, 2006, № 2
    [19]Осипов А.М. Социология образования // Социология. СПб., 2007 г.
    [20]Сорокин П. Современное состояние России // Полит. исслед. 2004 г.
    [21]Астахова В. И. К вопросу о сущности различий между государственными и негосударственными вузами. - М. 2004 г.
    [22]Садовничий В. А. Образование и наука как фактор национальной безопасности // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология. - М. 2007 г.
    [23]Тенденции развития и роль сферы образования: социальный аспект. - М.: Наука. 2006 г.
    [24]Всемирная декларация: "Высшее образование для ХХI века: подходы и практические меры". - М. 2005 г.
    [25]Современная  средняя  общеобразовательная школа:  социальные функции  и механизм самоуправления:  Межвузовский  сборник  научных  трудов. - Владимирский  ГПИ  им. П.И. Лебедева-Полянского  Ред.коллегия: В.Н.Попов. - Владимир, 2007 г.
    [26]Волов В.Т., Волова Н.Ю., Четырова Л.Б. Некоторые тенденции высшего образования в России // Инновации в образовании. - 2007 г.
    [27]Социология образования перед новыми вызовами (Круглый стол) // Социологические исследования. 2005.
    [28]Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. - М.  2006 г.
    [29]Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 2003.
    [30]Налетова И.В. Социология образования. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Р.Г.Державина, 2007 г.
    [31]Социология: Энциклопедия. Мн.: Книжный дом, 2003 г.
    [32]Воронина Т.П. Образование в информационном обществе. - М. 2004 г.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Особенности социальных и культурных функций образования в школе ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.