Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Дипломатические отношения между союзниками по антигитлеровской коалиции, сложившиеся во время конференций «большой тройки»

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Дипломатические отношения между союзниками по антигитлеровской коалиции, сложившиеся во время конференций «большой тройки»
  • Предмет:
    История
  • Когда добавили:
    11.08.2010 17:37:40
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Введение 2
    Взаимоотношения между союзниками в 1941 – 1942 гг. 4
    Московская конференция министров иностранных дел 10
    Тегеранская конференция 13
    Ялтинская конференция 16
    Потсдамская конференция 18
    Формирование  Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений 22
    Заключение 25
    Литература 28
     
     
    Введение Цель работы: изучить дипломатические отношения между союзниками по антигитлеровской коалиции, сложившиеся во время конференций «большой тройки», противоречия между союзниками, принятые решения и их последствия. Сделать вывод о влиянии конференций на ход войны и послевоенную систему международных отношений.
    Задачи работы:
    1. Изучить предпосылки, организацию и ход встреч «большой тройки».
    2. Выявить проблемы и противоречия во взаимоотношениях между союзниками, их причины, пути разрешения.
    3. Описать основные черты системы международных отношений, сложившихся в результате конференций «большой тройки».
    Актуальность работы.
    Все дальше в историю уходят годы Второй мировой войны. Но современный мир все еще во многом живет по тем принципам устройства, которые сложились в результате договоренностей, достигнутых на трех важнейших конференциях главами государств антигитлеровской коалиции – на Тегеранской, Крымской (Ялтинской) и Потсдамской.
    На Тегеранской конференции главным был вопрос об открытии второго фронта.
     Ялтинская конференция во многом определила облик будущего мира после войны.
    Главными вопросами Потсдамской конференции были: послевоенная Европа, судьба самой Германии, европейские границы, завершение войны на Востоке.
    Таким образом, в результате контактов «большой тройки» был, во многом, определён ход Второй мировой войны и последующие события вплоть до наших дней. Изучение встреч руководителей стран антигитлеровской коалиции позволит глубже понять ход исторического процесса во 2-ой половине XX века, приобрести знания о движущих силах международных отношений, осознать причины и пути, которыми мы пришли к современному состоянию дел и, в конечном счёте, на новом уровне понимания подойти к анализу современной международной обстановки.
    Для нашей страны вторая мировая война была экономической и человеческой катастрофой гигантских масштабов. Однако в военном и политическом отношении война предоставила советскому правительству ряд возможностей достичь одну из важнейших внешнеполитических целей советского государства: безопасности социалистической системы. Средством, избранным для достижения этой цели, послужило установление сферы влияния в Восточной и Центральной Европе – зоны советского стратегического и политического доминирования, которое бы не оспаривалось никакой другой великой державой. Если и существовала какая-либо определенная и устойчивая линия в советской внешней политике в годы войны, то это была линия на создание ряда дружественных режимов на западных границах СССР.
    Ирландский исследователь Дж. Робертс выделяет несколько этапов в советской политике по формированию нового мироустройства.
    На первом этапе (1939-1940) советская политика заключалась, в том, чтобы на основе соглашения с нацистской Германией добиться ограниченной сферы влияния, которая позволила бы гарантировать первоочередные потребности безопасности страны, главным образом, удержать страну от втягивания в войну и ограничить экспансию Германии на восток.
    На втором этапе (1940-1941) Советский Союз стремился к переговорам и созданию блока безопасности на Балканах в противовес германской гегемонии в Европе, последовавшей за падением Франции в июне 1940.
    На третьем этапе (1941-1942) акцент делался на новое подтверждение права на территорию, полученную в результате германо-советского пакта, а также на достижение послевоенных соглашений по вопросам безопасности с Британией и Соединенными Штатами.
    На четвертом этапе (1943-1944) - который можно было бы назвать этапом «Большого союза» - создание сферы влияния в Восточной Европе оказалось связано, а в некоторых отношениях и подчинено более масштабному проекту по установлению советско-британско-американского мирового господства.
    На пятом и последнем этапе в конце войны произошло одностороннее навязывание советской сферы влияния в Восточной Европе. Это ускорило начало «холодной войны» и разделение Европы. Но устанавливаемая Москвой сфера влияния предназначалась исключительно для обеспечения безопасности Советского Союза, и предполагалось, что она будет совместима с создаваемым после войны стабильным и мирным международным порядком. Несомненно, здесь не было намерения вызвать ответное создание антисоветского западного блока. Действительно, это великий парадокс «холодной войны»: она возникла не по причине коммунистической угрозы Западу или неизбежности межсистемного конфликта между сверхдержавами США и СССР. а потому, что Москва полагала, будто возможно создать сферу влияния в Восточной Европе и при этом иметь хорошие отношения с Британией и США.
     
     
    Взаимоотношения между союзниками в 1941 – 1942 гг. После нападения Германии на СССР и провала блицкрига на Восточном фронте международная ситуация кардинально изменилась. Радиовыступление У. Черчилля 22 июня, заявление на пресс-конференции 24 июня 1941 г. Ф. Рузвельта о поддержке и помощи СССР носили еще декларативный характер, как и заключенное 12 июля 1941 г. советско-британское соглашение о совместных действиях в войне против Германии. Поражение Советского Союза виделось на Западе после «финского опыта» СССР неизбежным, и дипломатические усилия преследовали лишь выигрыш времени для собственных нужд, в том числе для создания антигитлеровской коалиции в составе, в первую очередь, Англии и США. 14 августа 1941 г. эти страны подписали соответствующий документ - Атлантическую хартию с призывом к формированию антигитлеровской коалиции.
    Однако перспектива затяжной войны Германии на Восточном фронте заставила произвести переоценку СССР как военной державы и как страны - потенциального союзника. Этому способствовали также многочисленные дипломатические и военные миссии, среди которых следует выделить посещение СССР советником президента США Г. Гопкинсом в июле-августе 1941 г.
    Гопкинс прибыл в Москву 30 июля 1941 г. Он передал Сталину послание Рузвельта: ничего не было важнее победы над Гитлером и гитлеризмом. США были готовы оказать СССР всю возможную помощь в кратчайшие сроки. Гопкинс предложил трехстороннюю конференцию, на которой были бы обсуждены интересы каждой стороны и каждого театра военных действий. Сталин заверил Гопкинса, что Советский Союз выстоит; в то же время он приветствовал бы объявление Соединенными Штатами войны Германии и даже появление американских войск на любом участке советско-германского фронта - под американским командованием. Второй фронт - или непосредственная военная помощь на советско-германском фронте - оставались главной практической целью Сталина во взаимоотношениях с западными партнерами.
    Гопкинс дал в высшей степени позитивный отчет о своих переговорах с советским лидером. Он получил уверенность в главном: Советский Союз был готов сражаться с Германией до победного завершения войны. Миссия Гопкинса благоприятным образом повлияла на трехстороннее антифашистское сотрудничество. 2 августа 1941 г. между СССР и США состоялся обмен нотами; американская сторона заявила о решении американского правительства оказать все возможное экономическое содействие СССР.
    9 августа Рузвельт и Черчилль, совещавшиеся у берегов Ньюфаундленда, направили послание Сталину, обещая максимально возможную материальную помощь и предлагая созвать конференцию в Москве, которая бы обсудила проблемы помощи СССР. Это звучало обнадеживающе, но в это время советская армия откатывалась все дальше на восток, и положение СССР становилось все более катастрофическим. Потенциальные союзники, между тем, с конкретной помощью не спешили. Они подписали Атлантическую хартию, которая в глазах Москвы выглядела достаточно непривлекательно: в ней констатировалось обязательство союзников не добиваться территориальных приращений и противодействовать территориальным изменениям, противоречащим интересам соответствующих народов.
    25 августа 1941 г. после совместного введения войск Англии и СССР в прогерманский Иран (в соответствии со статьей 6 советско-иранского договора 1921 г.) появилась еще одна предпосылка для сближения, обеспечивающая сухопутную связь потенциальных союзников.
    Итогом этого процесса стало присоединение СССР 24 сентября 1941 г. к Атлантической хартии на I конференции союзников и начало переговоров о поставках оружия и военного снаряжения Советскому Союзу на советско-англо-американской конференции в Москве 29 сентября - 1 октября 1941 г. 28 сентября британская (во главе с лордом Уильямом Максуэллом Бивербруком) и американская (во главе с Авереллом Гарриманом) делегации прибыли в Москву. Московская конференция выработала договоренности о поставках СССР с 1 октября 1941 г. по 1 июля 1942 г., что было зафиксировано в протоколе, подписанном в Кремле. Согласно этому соглашению, ежемесячно поставлялось 400 самолетов, в том числе 100 бомбардировщиков, 500 танков; значительное количество автомобилей, зенитных и противотанковых орудий, телефонное оборудование, алюминий, никель, медь, сталь, нефть, медикаменты и т.д. Американская и британская стороны не обязались доставлять соответствующие грузы, но обязались способствовать СССР в их доставке. Тем самым в сентябрьские дни 1941 г. заканчивался первый декларативный период становления антифашистской коалиции.
    Основным содержанием нового этапа, продлившегося до Московской конференции 1943 г., стало становление экономического сотрудничества СССР и стран коалиции. Особое значение имели поставки по ленд-лизу, проходившие в основном через занятый союзниками Иран (23,8%), через Тихий океан (47,1%) и в меньшей степени Северным морским путем (22,7%). Уже с сентября 1941 г. велась подготовка к увеличению пропускной способности железной дороги Ирана в 6 раз. С 1942 г. этот путь, как и Северный, стал эффективно действовать (с некоторым перебоем в июле-августе 1942 г.). Если в 1941 г. поставки по ленд-лизу были символическими, то начиная с 1942 г. они вылились в существенную помощь СССР в 11,2 млрд долларов (9,8 млрд - доля США). В СССР было поставлено 427 тыс. грузовиков, 13,5 тыс. танков, более 22 тыс. самолетов, 4,5 млн т продовольствия и т. д. Хотя эти цифры уступали общему объему производства СССР в годы войны более чем в 20 раз, их стратегический характер несомненен: каждый девятый танк, каждый седьмой самолет, воевавший в Красной Армии, был иностранного производства. Поставки по ленд-лизу сопровождались достаточно большими потерями, вызванными противодействиями Германии. Из 2660 судов с грузом 16,5-17,5 млн. т. до пунктов назначения не дошло около 100 кораблей с 1,5 млн. т. груза. Основные потери выпали на долю Северного пути, где из 1520 транспортов 85 было потоплено. Наиболее известной стала, трагедия каравана судов PQ-17, потерявшего 24 корабля, при этом только 11 дошло до советских портов.
    В указанный период также закончилось юридическое оформление антигитлеровской коалиции. События 7 декабря 1941 г. на морской базе США в Перл-Харборе (Гавайи), где японцами был почти полностью уничтожен тихоокеанский флот США, привели к объявлению 8 декабря 1941 г. США и Англией войны Японии. 11 декабря 1941 г. войну США объявили Германия и Италия. Все великие государства оказались втянутыми в мировую войну. Укреплению антигитлеровской коалиции способствовала также декларация Объединенных Наций, подписанная 1 января 1942 г. в Вашингтоне представителями 4 великих держав (СССР, США, Англия и Китай) и 22 другими государствами, а также советско-английский договор 26 мая 1942 г. и советско-американское соглашение 11 июня 1942 г.
    Военно-стратегическое сотрудничество из-за позиции Англии и лично У. Черчилля имело второстепенный характер, а военные операции СССР и союзников были мало связаны вплоть до 1943 г. Политические и военно-стратегические решения принимались в основном Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем на их многочисленных личных встречах, занявших в период войны более 120 дней. Сталина о них только информировали, а все просьбы СССР об открытии второго фронта в Европе фактически игнорировались.
    В центре советской дипломатии этого периода были попытки заключения пакта о разделе сфер влияния с Великобританией.
    В декабре 1941 г. министр иностранных дел А. Иден приехал в Москву, чтобы обсудить англо-советский договор о союзе. 18 декабря Иден встретился со Сталиным, который предложил заключить два англо-советских договора, один - о военной взаимопомощи, и другой - о разрешении послевоенных проблем. К этому последнему договору, сказал Сталин, должен быть приложен секретный протокол, в котором была бы намечена общая схема реорганизации европейских границ после войны. Затем Сталин внес ряд детальных предложений по поводу послевоенных границ и по другим вопросам, входивших в проект «дополнительного протокола», представленного на рассмотрение британской делегации.
    Во-первых, границы СССР должны соответствовать тем, какими они были в июне 1941 г. (т.е. включая прибалтийские государства, Западную Белоруссию и Западную Украину, Бессарабию и Северную Буковину, и территорию, которую уступила Финляндия в марте 1940 г.). Советско-польская граница должна пройти примерно по «линии Керзона», а потеря довоенных территорий Польше компенсируется на востоке за счет территории Германии.
    Во-вторых, Чехословакия, Греция, Албания и Югославия должны быть восстановлены в качестве независимых государств в своих довоенных границах - к последней отходили приобретения Италии (например Триест).
    В-третьих, Турция в виде компенсации за соблюдение ею нейтралитета должна будет получить о-ва Додеканес и некоторые болгарские и, возможно, сирийские территории.
    В-четвертых, Германия должна быть ослаблена различными мерами по разоружению и расчленению.
    В-пятых, Англия вступит в военный союз с Бельгией и Голландией, включая снабжение британских военных баз в странах Бенилюкса (а также, возможно, Норвегии и Дании). (Насчет послевоенного будущего Франции Сталин полагался на мнение Британии.)
    В-шестых, СССР планировал заключить военный союз с Финляндией и Румынией, предусматривающий снабжение персонала советских военных баз в этих двух странах.
    В-седьмых, при обсуждении послевоенной реконструкции в Европе в интересах поддержания мира и порядка отмечалась желательность создания военного союза «демократических государств», во главе которого стоял бы какой-либо совет или другой центральный орган.
    На первый взгляд это было отчасти экстраординарное предложение - англо-советское урегулирование послевоенного порядка в Европе, когда прошло всего шесть месяцев со времени нападения Германии на СССР и непобедимый вермахт стоял у ворот Москвы и Ленинграда! Однако визит Идена совпал по времени с перерастанием контрудара Красной Армии под Москвой в генеральное контрнаступление. Сталин, по-видимому, считал, что победа над Германией дело месяцев. Этот случай был весьма удобен для урегулирования ряда послевоенных вопросов. Кроме того, у советского руководства были основания считать, что Англия готова пойти на переговоры по заключению такой сделки, которую предложил Сталин.
    Еще до вступления Советского Союза в войну Британия намекала на некое урегулирование общего характера - или предлагала его. Например, в октябре 1940 г. Лондон предложил соглашение, где, в обмен на благожелательный нейтралитет СССР предусматривались консультации о послевоенном урегулировании, признание de facto территориальных приобретений России в Восточной Европе и экономическая помощь Британии Советскому Союзу в подготовке обороны. Вероятно, более важным было то, что факт визита Идена в Москву, казалось, заставил русских полагать, что министр иностранных дел предпринял это путешествие именно для того, чтобы обсудить такое широкомасштабное соглашение.
    Более того, с точки зрения советского руководства, в том, что они предлагали, не было ничего особенно спорного. Сохранение советских границ 1941 г. было условием, на полное согласие с которым англичане намекали много раз. Предложение об отторжении территорий от государств «оси» не казалось неприемлемым, когда были убиты сотни тысяч советских солдат. Предложенная Советским союзом сфера влияния в Восточной Европе включала две страны - Финляндию и Румынию: оба государства - враждебные. А что могло быть более естественным в свете предложения о британских базах в Голландии и Бельгии? Правда, некоторые предложения противоречили принципам Атлантической хартии, но и Британия, и СССР, поддерживая идеалистические проекты Рузвельта, согласились проявлять большую гибкость, когда речь шла о защите национальной безопасности и национальных интересов.
    Иден, однако, не оправдал ожиданий Москвы и разрушил ее надежды. Ни при каких обстоятельствах министр иностранных дел не мог поддержать подобное соглашение, не проконсультировавшись сперва с военным кабинетом, Вашингтоном и доминионами и не рассмотрев, соответствует ли его смысл принципам Атлантической хартии. В ответ Сталин и советская сторона изменили курс, почти полностью переместив акцент на соглашение, которое признало бы существовавшие границы СССР. Но Иден не уступил даже здесь. Переговоры прервались, и 22 декабря Иден возвратился в Лондон.
    В апреле 1942 г. британская сторона наконец дала формальный ответ на предложения Сталина, сделанные в декабре 1941 г. В политическом отношении это был ряд успокоительных утверждений общего характера о сотрудничестве в военный и послевоенный периоды, которые ни к чему не обязывали Британию и не одобряли ни одного из существенных требований СССР. 22 апреля Сталин написал Черчиллю, что ввиду различия советских и британских позиций он предлагает послать Молотова в Лондон для переговоров. Вскоре после этого советский посол И.М. Майский сообщил Идену, что Москва действительно настаивает на признании границ СССР 1941 г. (включая польскую) и заключение некоторого секретного соглашения о военных союзах СССР с Финляндией и Румынией после войны. Этой теме также были посвящены переговоры Молотова с Иденом и Черчиллем в конце мая. Но они ни к чему не привели и, казалось, остановились на мертвой точке. Затем произошло любопытное событие. Молотов отказался от всех своих требований и согласился подписать простой договор о взаимопомощи во время войны и послевоенном сотрудничестве. Молотов получил инструкцию от Сталина согласиться с тем, что предлагала британская сторона.
    Полное изменение позиции советской стороны объяснимо. 24 мая Молотов телеграфировал в Москву, что предложенный англичанам англо-советский договор «неприемлем, так как он является пустой декларацией, в которой СССР не нуждается». Однако, отвечая в тот же день, Сталин указал: «Мы получили проект договора, переданный тебе Иденом... Мы его не считаем пустой декларацией и признаем, что он является важным документом. Там нет вопроса о безопасности границ, но это, пожалуй, неплохо, так как у нас остаются руки свободными. Вопрос о границах, или скорее о гарантиях безопасности наших границ на том или ином участке нашей страны, будем решать силой».
    Изменение позиции Сталина по поводу англо-советского пакта было вызвано военной необходимостью. Дела на советско-германском фронте вновь шли плохо, и приоритетной целью Москвы стало открытие второго фронта на Западе.
    26 мая советско-английский договор был подписан. В нем содержались обязательства по взаимопомощи, а также обязательство не заключать сепаратного мира. Вторая часть договора, которая должна была оставаться в силе 20 лет, закладывала основы для послевоенного сотрудничества как в предотвращении возможной агрессии, так и в послевоенном урегулировании. Обе стороны обязались не стремиться к территориальным приобретениям и не вмешиваться в дела других стран. Этот договор стал формальной основой для сотрудничества между Великобританией и СССР. Партнеры стали союзниками.
    Следующей остановкой на пути Молотова был Вашингтон. Рузвельт, на которого произвели впечатление зловещие пророчества Молотова о том, что Советский Союз может отступить за Волгу, оставив экономически богатые районы Германии, если второй фронт не будет открыт, просил передать Сталину, что союзники планируют открыть второй фронт в 1942 г. Но Рузвельт не уточнил, где именно - в Северной Европе, как того хотела Москва, или в каком-то другом месте.
    Кроме того, Рузвельт развернул перед Молотовым блестящие перспективы послевоенного сотрудничества. Нынешние агрессоры должны быть разоружены и остаться разоруженными. Подобный контроль должен распространяться и на других нарушителей спокойствия, может быть, даже на Францию. Этот контроль должны осуществлять США, СССР, Великобритания и, возможно, Китай.
    Молотов заявил, что советское правительство полностью поддерживает эти предложения. Рузвельт перешел к колониальным владениям, принадлежащим слабым державам. Ради всеобщей безопасности они должны быть переданы под международную опеку. Молотов снова с энтузиазмом поддержал президента.
    Уклонившись от опасной темы признания новых границ СССР, американский президент открыл перед советскими лидерами головокружительные перспективы. СССР превращался в одного из трех мировых полицейских. Эта идея глубоко запала в голову Сталину, и дальнейшее взаимодействие с союзниками он будет строить на этой основе, все более переориентируясь на США как на главного партнера.
    Молотов вернулся в Лондон с коммюнике, требующим британского одобрения и констатирующим полное понимание в вопросе о необходимости открытия второго фронта в Европе в 1942 году. Иден сказал Молотову, что это коммюнике поможет напугать и обмануть немцев. Молотов согласился, ядовито добавив при этом, что между друзьями обмана быть не должно.
    По возвращении Молотова в Москву выяснилось, что Сталин намерен трактовать коммюнике как обязательство союзников действительно открыть второй фронт. Как ни важно для него было взаимопонимание с Рузвельтом относительно будущего мироустройства, сначала надо было выиграть войну, а летом 1942 г. германские войска рвались к Волге и Кавказу. Второй фронт был первоочередной задачей.
    В течение двух последующих лет в центре внимания московской дипломатии были попытки заключить соглашение с Британией и Соединенными Штатами об открытии второго фронта. В то же время в 1943-1944 гг. полным ходом пошла куда более серьезная переориентация советской внешней политики. В эти годы Москва связывала свои надежды на достижение безопасности после войны с заключением всеобъемлющего союза с Великобританией и США. Проект обеспечения безопасности посредством сфер влияния был не столько оставлен, сколько пересмотрен: раздел Европы и мира на американскую, британскую и советскую сферы влияния предполагалось сделать краеугольным камнем послевоенного союза СССР со странами Запада.
     
     
    Московская конференция министров иностранных дел Положение СССР и его роль в коалиции изменились после Сталинградской и Курской битв, когда победы Красной Армии привели к коренному перелому хода войны. Усилению позиций СССР и лично И. В. Сталина в союзной коалиции способствовали также возросший экономический потенциал страны и изменения во внутренней политике (ликвидация Коминтерна, введение патриаршества 8 сентября 1943 г. и т. д.).
    Итогом процесса сближения между союзниками становятся последовательно Московская конференция трех министров иностранных дел (19-30 октября 1943 г.), Тегеранская конференция большой тройки (28 ноября - 1 декабря 1943 г.), Ялтинская конференция (4-11 февраля 1945 г.) и Потсдамская конференция (17 июля - 2 августа 1945 г.).
    Ключевым событием в переходе к созданию Большого союза в советской политике сфер влияния стала Московская конференция министров иностранных дел в октябре 1943 г. Она была первой из больших трехсторонних совещаний военного периода, имевших целью обсудить политику союзников и перспективы послевоенного мира. Хотя первоначально конференция была задумана только как встреча для подготовки предстоявшей Тегеранской конференции «Большой тройки», она переросла в детальную и внешне дружественную дискуссию. Действительно, ни одна из конференций союзников времен второй мировой войны не имела более сложной и широкой повестки дня. Среди решений, деклараций и дискуссий было учреждение Организации Объединенных Наций, создание механизмов переговоров между союзниками, послевоенная судьба Германии и Австрии, оккупационный режим в Италии, политика в отношении Персии и Турции и различные аспекты отношений между Советским Союзом и странами Восточной Европы. По своем завершении конференция была оценена, в том числе и в советской прессе, как большой прорыв в развитии сотрудничества, согласия и дружбы между союзниками. Советский министр иностранных дел оценил конференцию как «крупное событие в жизни Народного комиссариата иностранных дел», которую «все сотрудники НКИД должны детально изучить... и, если возможно, подготовить предложения о реализации ее решений».
    Советская сторона начала Московскую конференцию с намерением выдвинуть на первое место военные проблемы в рамках коалиции, особенно вопрос об англо-американских обязательствах по открытию второго фронта в Западной Европе. В отношении многих политических проблем, стоявших в повестке дня конференции, представленных на рассмотрение Лондоном и Вашингтоном, имелось намерение скорее выяснить англо-американские цели, нежели обнародовать собственные. В ответ на западные предложения советская делегация, однако, была вынуждена определить и прояснить свои цели и ориентацию.
    Политико-идеологические рамки советских предложений определялись единством союзников, основанным на предположении, что мир и послевоенный порядок желательно создавать совместно с англичанами и американцами. Это можно проиллюстрировать отношением к главному, определяющему вопросу – планам по послевоенному отношению к Германии. Сверхзадачей советской политики по отношению к Германии было уничтожение мощи Германии и устранение угрозы для безопасности Советского Союза. Эта цель должна была быть достигнута с помощью долговременной оккупации Германии, ее разоружения и денацификации, разделения на части германского государства и получения от него значительных репараций. Эта политика должна была выполняться в основном совместно с Великобританией и Соединенными Штатами. Желание сотрудничать с Западом в вопросе сдерживания Германии тесно увязывалось с обязательством СССР сотрудничать в создании послевоенного Большого союза.
    Ключевую роль в подготовке Московской конференции сыграл бывший нарком иностранных дел М. М. Литвинов. В отчете Молотову от 9 октября 1943 г. Литвинов поставил вопрос: как будет гарантирована послевоенная безопасность, с помощью коллективной безопасности, организованной в виде последователя дискредитировавшей себя Лиги наций, или на основе зон безопасности, контролируемых великими державами? Запад, особенно США, предпочитали новую международную организацию. Но такая организация, доказывал Литвинов, будет не в состоянии эффективно функционировать как орган безопасности без давления, оказываемого «Большой тройкой» и без разделения мира на американскую, британскую и советскую зоны ответственности. Литвинов также полагал, что такое региональное разделение возможно включить в официальную структуру новой международной организации.
    Сферы влияния должны будут обеспечить каждой отдельной великой державе средства для защиты ее безопасности, тогда как разделение мира на три части разграничит интересы и, следовательно, минимизирует конфликты в «Большой тройке». Однако будет иметь место и обширное сотрудничество между союзниками в рамках Организации Объединенных Наций и других межсоюзнических организаций, особенно в отношении различных «нейтральных зон», которые не будут контролироваться ни одной державой. В итоге, политическое и военное объединение союзников в послевоенный период будет держать Германию в подчинении, предотвратит перегруппировку стран Европы во враждебные и соперничающие друг с другом блоки и создаст благоприятную ситуацию для урегулирования разногласий между союзниками по поводу безопасности и других интересов.
    В ряде отношений эти представления о послевоенном мире обуславливались влиянием идеологии. Во-первых, существовала объективная экономическая база для сотрудничества СССР с Великобританией и Соединенными Штатами; во-вторых, между Великобританией и США имелись межимпериалистические противоречия и соперничество, разделившие два государства, после войны; и, в-третьих, за гранью войны создавалась новая, демократическая Европа, где было сильно влияние коммунистов и левого крыла, что создало в высшей степени удачный политический климат для долгосрочного сотрудничества между социалистическими и капиталистическими странами.
    Какую позицию заняли Сталин и Молотов в отношении этих перспектив? В публичных высказываниях и дипломатических переговорах они энергично одобряли перспективы послевоенного союза и сотрудничества с западными державами. Прямые данные об их собственных мыслях остаются ограниченными, но некоторые признаки свидетельствуют о том, что пока они следовали литвиновскому направлению трехстороннего деления мира, они также разделяли опасения о более конфликтных послевоенных отношения с Западом, что, в конечном счёте, и стало реальностью.
     
     
    Тегеранская конференция Тегеранская конференция 1943 представляла собой конференцию глав правительств трёх союзных во 2-й мировой войне держав — СССР, США и Великобритании: председателя СНК СССР И. В. Сталина, президента США Ф. Д. Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчилля при участии дипломатических советников и представителей военных штабов. Состоялась в Тегеране 28 ноября — 1 декабря 1943. Основными на конференции были военные вопросы, в особенности вопрос о втором фронте в Европе, который, вопреки обязательствам США и Великобритании, не был открыт ими ни в 1942, ни в 1943. В новой обстановке, сложившейся в результате выдающихся побед Красной Армии, англо-американские союзники стали опасаться, что Советские Вооружённые Силы освободят Западную Европу без участия вооружённых сил США и Великобритании. Однако в ходе переговоров обнаружилось различие точек зрения глав правительств США и Великобритании о месте, масштабах и времени вторжения союзников в Европу. Рузвельт заявил, что он считает необходимым выполнить решения Конференции глав правительств США и Великобритании в Квебеке (Канада, август 1943) о вторжении в Европу через Ла-Манш около 1 мая 1944 (план «Оверлорд»). Черчилль пытался подменить открытие второго фронта во Франции развитием операций в Италии и на Балканах, чтобы таким путём обеспечить оккупацию Центральной и Юго-Восточной Европы англо-американскими войсками, а вопрос о сроках начала операций через Ла-Манш передать на рассмотрение «военных специалистов».
      Советская делегация отмечала, что наиболее эффективным было бы нанесение удара по врагу в Северной или в Северо-западной Франции с одновременной высадкой десанта на юге Франции. В результате дискуссии 30 ноября 1943 от имени делегаций США и Великобритании на Т. к. было заявлено, что операция «Оверлорд» намечается на май 1944 и будет проведена при поддержке десанта в Южной Франции. Сталин в свою очередь заявил, что советские войска предпримут наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с Восточного на Западный фронт. Участники конференции пришли к соглашению о необходимости принять меры для вовлечения Турции в войну на стороне антигитлеровской коалиции и об оказании помощи югославским партизанам.
    Советская делегация, идя навстречу пожеланиям союзных правительств Великобритании и США, а также учитывая оказывавшуюся Японией помощь гитлеровской Германии, заявила, что СССР вступит в войну против Японии, когда германская армия будет окончательно разгромлена.
    На Тегеранской конференции также обсуждались вопросы послевоенного устройства мира и безопасности народов. Делегации США и Великобритании выдвигали различные планы послевоенного устройства Германии: план создания 5 германских государств и установления контроля Объединённых Наций над Руром, Сааром и др. районами Германии (Рузвельт); план создания «Дунайской федерации» с включением в неё всех южных провинций Германии и придунайских стран Европы (Черчилль). Эти планы не получили поддержки со стороны советской делегации. По предложению Сталина вопрос был передан на изучение в Европейскую консультативную комиссию. На конференции было в принципе согласовано решение о передаче Кенигсберга (ныне Калининград) Советскому Союзу.
    Главы трёх правительств рассмотрели вопрос о Польше. Была достигнута в предварительном порядке договорённость о том, что её послевоенные границы должны пройти по «линии Керзона» на востоке и по р. Одер на западе. Рузвельт и Черчилль выразили надежду, что правительство СССР восстановит отношения с польским эмигрантским правительством в Лондоне. Советское правительство не пошло на это и заявило, что оно отделяет Польшу от эмигрантского правительства в Лондоне.
    В принятой 1 декабря 1943 участниками конференции «Декларации трех держав» говорилось о полном согласии трёх держав «... относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга». Выражалась уверенность в том, что их согласие обеспечит прочный мир между народами.
    Руководители трёх держав обменялись мнениями о создании международной организации безопасности после войны. Они приняли также «Декларацию об Иране», в которой подтвердили желание сохранить независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность этой раны. Тегеранская конференция в целом способствовала укреплению антигитлеровской коалиции и подтвердила возможность сотрудничества государств с различным общественным строем в решении международных проблем.
    Однако, несмотря на официально провозглашённое полное взаимопонимание, между союзниками наблюдались трения и противоречия. В частности это видно по вопросу об открытии второго фронта. Ещё до Тегеранской конференции, в январе 1943 г. состоялось совещание в Касабланке, в котором Сталин отказался принять участие. По итогам совещания Рузвельт и Черчилль прислали в Москву телеграмму. Формально она информировала о ходе работы этой конференции. Но в ней содержалось два очень важных положения. Речь шла о том, что союзники собираются открыть второй фронт на севере Франции для того, чтобы нанести поражение Германии совместно усилиями Запада и Востока в 43-ем году, имея в виду, что есть возможность закончить войну в Европе именно в 43-ем году.
    Но когда Сталин потребовал меньше слов, больше  информации - когда, где, что вы собираетесь делать, наступила пауза, два месяца не было ответа. Позже союзники согласились на открытие второго фронта лишь в 1944 г. А разведданные, приходившие на стол Сталина говорили о том, что линия на изматывание Советского Союза, на обескровливание Советского Союза, которую Соединенные Штаты и больше Великобритания взяли с 41-го года будет продолжаться.
    Англичане знали, что в июле немцы собираются начать операцию на Курской дуге, но не поделились этими сведениями. Более того, англичане и американцы прекратили накануне этой величайшей битвы поставки к нам вооружения и материалов. Аргумент -  в случае поражения Советского Союза  все материалы и вооружение должны достаться врагу. 20 августа 1943 г. в Квебеке происходит секретное совещание Рузвельта - Черчилля и начальников их штабов, на котором рассматривается вопрос о выходе Великобритании и Соединенных Штатов из антигитлеровской коалиции и вступлении в союз с нацистской Германией или нацистскими генералами для ведения совместной войны против СССР! Таким образом, надежды на дальнейшее мирное сосуществование с Советским Союзом (главным образом, со стороны Рузвельта, Черчилль изначально был настроен на послевоенное соперничество) соседствовали с опасениями по поводу экспансии СССР в Восточной Европе.
    Параллельно с планом «Оверлорд» союзники разработали план «Рэнкин». Этот план предполагал, что если Германия внезапно капитулирует и возьмут верх те силы, которые предпочитают капитулировать перед Западом, а не перед Советским Союзом, эти силы окажут американцам и британцам содействие по установлению контроля над Парижем, Брюсселем, Гаагой, Берлином, всеми крупными городами Германии, Варшавой, Прагой, Бухарестом, Будапештом, Финляндией, Белградом. Будут сброшены десанты, установлена англо-американская администрация, а советские войска будут остановлены не далее, чем на Висле.
    Тем не менее, в ходе Тегеранской конференции преимущество получила линия на сотрудничество. Причины здесь следующие. После поражения на Курской дуге война приняла свою внутреннюю динамику. Второй фронт СССР уже в военном отношении не был нужен. Уже было всем ясно, что Советский Союз в состоянии в одиночку нанести поражение Германии. Второй фронт нужен был союзникам для того, чтобы обустроить выгодные послевоенные позиции по контролю над Европой.
    Во вторых, Рузвельта считал, что сотрудничество с нами военного периода должно найти продолжение в сотрудничестве с Советским Союзом после войны. Без этого сотрудничества, полагал Рузвельт, мир будет обречен на гонку вооружений. Гонка вооружений, по мысли Рузвельта, была несовместима со здоровой мировой экономикой. Нужно было создать, как он выражался, конструкцию четырех полицейских. Это 4 державы - Соединенные Штаты, СССР, Великобритания и Китай. Они одни должны были сохранить определенные вооруженные силы, все остальные должны были быть разоружены. Как побежденные, так и агрессоры. Как и победители, Франция, Польша и т.д. Но это нужно было сделать по согласованию с Советским Союзом. К сожалению, надежды Рузвельта не сбылись, и после войны победили сторонники «холодной войны».
     
     
    Ялтинская конференция В начале 1945 г., когда близость победы над Германией уже не вызывала  сомнений,  союзники решили  встретиться,  чтобы в свете новой политической  и  военной  ситуации  окончательно определить основные  черты послевоенного  мирового  устройства.  Эти вопросы стали предметом   переговоров   на   Ялтинской конференции (4-11 февраля 1945 г.). Перед Ялтой британская и американская делегации встретились на Мальте; это, однако, не сняло ряда противоречий. Рузвельт был твердо намерен вести сотрудничество с СССР. По его мнению, СССР, в отличие от Великобритании, не был империалистической державой, а Рузвельт считал ликвидацию колониальной системы одним из приоритетов послевоенного урегулирования. Рузвельт вел сложную дипломатическую игру: с одной стороны, Великобритания продолжала оставаться его ближайшим союзником, и атомный проект осуществлялся с ведома Лондона, но в тайне от Москвы; с другой стороны, советско-американское сотрудничество, на взгляд президента, позволяло осуществлять глобальное регулирование системы международных отношений.
    В течение недели был решен,  чаще всего  в пользу СССР,  ряд фундаментальных вопросов. Советский Союз,  требовавший  для себя  на всем протяжении проходивших   в   Думбартон-Окс предварительных переговоров о формировании ООН 16 мест (по  числу союзных республик), заявил,  что  довольствуется четырьмя,  а затем и тремя местами (РСФСР, Украина и Белоруссия). Он  также  согласился  с  американским  предложением  о  том, что «никакой постоянный член Совета Безопасности не может пользоваться правом вето при рассмотрении конфликта, в котором он участвует».  По мнению Рузвельта, советская позиция «была большим шагом вперед, который будет положительно воспринят народами всего мира». В обмен на эти уступки, незначительные в глазах Советского   Союза, но важные для американского президента, желавшего до конца довести  свой  проект  ООН, как важнейшего элемента  нового равновесия,  реалистичного  и  мирного,  для  послевоенного мира,   советская сторона добилась  желаемых  результатов  почти  по всем остальным пунктам. На Ялтинской конференции было решено:
    ·   Восточная  граница  Польши  пройдет  по «линии  Керзона».
    ·   Люблинский комитет, к которому будут добавлены  «другие демократические польские лидеры в Польше и за границей», составит ядро будущего правительства национального единства. Это правительство займется скорейшей  организацией свободных выборов.
    ·   Весь   процесс   будет осуществляться   под   надзором комиссии из Москвы,  включающей  в  себя  Молотова  и  послов  США и Великобритании в СССР.
    ·   Не вызвал  больших споров  принцип военной  оккупации Германии.  По предложению Черчилля Сталин согласился на выделение французской зоны за счет английской и  американской оккупационных зон. Напротив,  вопрос  о  будущем  Германии,  о  ее  возможном расчленении,  по которому имелись разногласия между Рузвельтом (за раздел)  и Черчиллем (против раздела), был передан на рассмотрение специальной  комиссии.
    ·   Опасаясь  возможного затягивания войны  с Японией, Рузвельт предложил Сталину очень выгодные условия в обмен на открытие СССР военных действий против Японии через три месяца после капитуляции Германии:  присоединение  к  СССР  Курильских  островов  и южного Сахалина,  право на аренду Порт-Артура, интернационализация порта Дайрен и эксплуатация железнодорожного комплекса Маньчжурии.
    ·   Наконец западные   союзники   признали обоснованность предъявленных СССР требований по  репарациям: $10 млрд., (половина  общего объема репараций с Германии),  получение  которых состояло бы  в вывозе  товаров и  капиталов,  использовании  рабочей силы. Однако в дальнейшем межсоюзническая комиссия,  которая работала в Москве, не смогла достичь соглашения на этой основе.
    Конференция обсудила ряд вопросов, связанных с малыми европейскими государствами. Сталин не оспаривал британо-американского контроля над Италией, в которой все еще шли бои.
    В Греции шла гражданская война, в которую вмешались британские войска на стороне, противостоящей коммунистам. В Ялте Сталин подтвердил договоренность, достигнутую с Черчиллем в октябре 1944 г. в Москве, - рассматривать Грецию как сугубо британскую сферу влияния.
    Великобритания и СССР, опять же в соответствии с октябрьскими договоренностями, на период, предшествовавший Ялте, соблюдали паритет в Югославии, где руководитель югославских партизан Иосип Броз Тито договаривался с прозападным югославским лидером Шубашичем о контроле над страной. В Ялте паритет был, в общем, подтвержден, хотя практическое урегулирование ситуации в Югославии было предусмотрено не так, как его хотел видеть Черчилль. Черчилля беспокоило также территориальное урегулирование между Югославией и Австрией и Югославией и Италией. В Ялте было решено, что эти проблемы будут обсуждаться по обычным дипломатическим каналам.
    Аналогичное решение было принято и по претензиям американской и британской сторон в связи с тем, что СССР не консультировался с ними в решении политических проблем Румынии и Болгарии. Ситуация в Венгрии, где советская сторона опять-таки исключила западных союзников из процесса политического урегулирования, подробно не обсуждалась.
    В общем, в Ялте де-факто подразумевалось, что вся Восточная Европа остается в советской сфере влияния.
    Американская сторона представила в Ялте документ, названный «Декларация об освобожденной Европе». Главы союзных правительств, в частности, обязались согласовывать друг с другом свою политику по разрешению демократическими методами политических и экономических проблем освобожденных стран в период «временной» нестабильности. Союзники обязались создавать условия для установления демократических форм правления через свободные выборы. Декларация была принята. Однако она оставалась голословным документом, не имеющим практической ценности.
    Потсдамская конференция В мае 1945 г. война в Европе закончилась.
    Однако перед политиками открывались далеко не радужные перспективы. Германия и Италия были разбиты и на неопределенно долгое время выбыли из игры как значимые державы. Большинство стран Европы были ослаблены войной: материальные разрушения и временная ликвидация государственности во многих из них делали послевоенное восстановление многотрудной задачей. Наконец, после Второй мировой войны обозначились два глобальных центра силы - США и СССР, последний из которых был вовлечен в мировые дела на основе партнерства только последние четыре года. Кремля боялись.
    Но и Кремль был далек от эйфории. Война была выиграна, огромная сфера влияния завоевана, статус глобальной державы получен, но цена за это была заплачена невероятная. В Кремле разрывались между желанием закрепить за собой новые сферы влияния и осознанием собственной слабости. Новой войны никто не хотел. Однако сотрудничество в «большой тройке» кардинальным образом поменялось со смертью Рузвельта. Партнерство по регулированию международных отношений сменилось спорадическими попытками найти взаимопонимание.
    Потсдамская (Берлинская) конференция 1945, проходила с 17 июля по 2 августа во дворце Цецилиенход в Потсдаме, близ Берлина. Участвовали главы стран-победительниц во второй мировой войне - И. В. Сталин (СССР), У. Черчилль (после смены консервативного правительства в Великобритании лейбористским - К. Эттли), Г. Трумэн (США).
    В начале конференции Трумэн предложил создать Совет министров иностранных дел пяти великих держав (хотя ни Франция, ни Китай в конференции не участвовали), который бы занимался мирными переговорами и территориальным урегулированием. Предложение было принято, и заседание Совета было назначено на 1 сентября в Лондоне. Однако остальные вопросы решались отнюдь не так легко.
    Британская и американская стороны отказались рассматривать вопрос о репарациях в отрыве от вопроса выживания немцев без посторонней помощи. Продовольствие же в Германию поступало в большой степени из тех восточных районов, которые Москва уже передала под польскую администрацию. Советская сторона во время обсуждения вопроса о принятии Италии в ООН потребовала распространение того же принципа на бывших сателлитов Германии в Юго-Восточной Европе. Это вызывало вопросы к советским представителям относительно выполнения СССР «Декларации об освобожденной Европе». Заключение мирных договоров предусматривало признание новых правительств; западные представители готовы были признать их, только убедившись в их независимости и выборности. Советская сторона сослалась на состояние дел в Греции, подразумевая, что Великобритания сама не выполняет взятых обязательств.
    Во время встречи с Черчиллем Сталин заявил, что СССР не собирается советизировать Восточную Европу и разрешит свободные выборы для всех партий кроме фашистских.
    На первом же пленарном заседании всплыл вопрос о Польше. Советская делегация отстаивала западную польскую границу по Одеру-Нейсе. Трумэн упрекнул Сталина за то, что он уже передал под польскую администрацию эти районы, не дождавшись мирной конференции, как это было договорено в Ялте. По настоянию советской стороны в Потсдам прибыли польские представители во главе с Болеславом Берутом. Польская делегация требовала немецкие земли и обещала демократические выборы. Черчилль и Трумэн предлагали не спешить, а Черчилль выразил сомнение, что Польша сможет успешно переварить такую большую территорию.
    Польский вопрос, стоивший Черчиллю столько крови, был последним вопросом, который он обсуждал как премьер-министр Великобритании. 25 июля он вместе с Иденом отбыл в Лондон, где на следующий день подал в отставку после объявленных результатов выборов: консервативная партия проиграла. Новый премьер-министр Клемент Эттли с новым министром иностранных дел Эрнестом Бевином прибыли в Потсдам. Теперь Сталин со всех сторон был окружен незнакомцами.
    Уже в новом составе конференция пришла к соглашению по вопросу о Польше. Польша должна была провести свободные выборы с участием всех демократических и антинацистских партий. Окончательное решение вопроса о западной границе Польши были отложено, однако уже сейчас Польше передавались восточногерманские земли. В польском вопросе победителем вышел Сталин. Конференция согласилась на передачу СССР Кенигсберга и прилегающей территории.
    Была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией. Провозглашались цели разоружения и демилитаризации Германии. Все военные и полувоенные формирования, включая даже клубы и ассоциации, которые поддерживали милитаристские традиции, должны были быть ликвидированы. Ликвидировались также национал-социалистическая партия Германии и все нацистские институты. Отменялись нацистские законы, служившие основой режима Гитлера. Военные преступники предавались суду. Активные члены нацистской партии должны были быть удалены со всех значимых постов. Германская система образования ставилась под контроль, с тем чтобы уничтожить нацистские и милитаристские доктрины и обеспечить развитие демократии. На демократических принципах учреждались органы самоуправления по всей Германии. Поощрялась деятельность демократических партий. Было решено не создавать пока центрального германского правительства. Германская экономика должна была быть децентрализована, производство поставлено под контроль, чтобы исключить возрождение военной промышленности. На период союзной оккупации Германия должна была рассматриваться как единый экономический организм, в том числе в отношении валюты и налогообложения.
    По вопросу о репарациях был все же достигнут компромисс. Советский Союз (обязуясь при этом передать часть репараций Польше) должен был получить их из своей зоны оккупации, а также частично из западных зон в той мере, в которой это не подрывало мирную германскую экономику.
    Военно-морской флот Германии делился в равных пропорциях между СССР, США и Великобританией. Большую часть германских подлодок предстояло затопить. Германский торговый флот, за минусом судов, необходимых для речной и прибрежной торговли, также делился между тремя державами. Великобритания и США выделяли из своей доли суда странам, пострадавшим от германской агрессии.
    Был также достигнут ряд более мелких соглашений. Италию, как страну, порвавшую с Германией, было решено рекомендовать для членства в ООН. Совету министров иностранных дел поручалось подготовить мирные договоры с Италией, Болгарией, Финляндией, Венгрией и Румынией. Подписание мирных договоров делало возможным включение этих государств в ООН. Испании в членстве в ООН было отказано. Было решено «улучшить» работу контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии. Переселение германского населения из Польши, Чехословакии и Венгрии должно было осуществляться «упорядоченным и гуманным» образом. Войска союзников должны были быть немедленно удалены из Тегерана, а Совет министров иностранных дел должен быть решить вопрос о дальнейшем выводе войск.
    Конференция не согласилась с советским предложением относительно Босфора и Дарданелл. Сталин требовал отменить конвенцию Монтре, предоставить выработку режима проливов Турции и СССР, дать СССР возможность организовать военные базы в проливах наравне с турецкими. Трумэн предложил свободный режим проливов при гарантии всех великих держав. Наконец, было принято решение о том, что конвенция Монтре должна быть пересмотрена в ходе контактов каждого из трех правительств с турецким.
    Потсдамская конференция решила наиболее актуальные вопросы послевоенной ситуации. Однако одновременно с этим стало ясно, что европейский порядок будет строиться на конфронтационных началах: все, что касалось Восточной Европы, вызывало конфликты. Формально рамки для послевоенного сотрудничества были созданы до Потсдама: ООН с ее клубом великих держав. Однако уже в Потсдаме стало ясно, что регулирование международных отношений в послевоенном мире будет осуществляться не в ООН и не в согласованном порядке.
    На Потсдамской конференции же впервые в истории дипломатии обозначился ядерный фактор. Трумэн специально подгадывал первое испытание атомной бомбы под Потсдам. 16 июля испытание успешно состоялось. По мнению Черчилля, получив в ходе конференции долгожданную новость, Трумэн стал другим человеком. 24 июля в разговоре со Сталиным он походя упомянул, что у США появилось новое оружие необычайной разрушительной силы. Сталин сказал, что рад это слышать и надеется, что ему найдется применение в войне против Японии. К тому времени Сталин давно знал об американском атомном проекте и торопил советских ученых в их разработках.
    К 1945 году в мире лихорадочно развивалось три атомных проекта: американский (при некотором британском участии), советский и немецкий. США первыми вышли на атомный рубеж. Тот факт, что даже Рузвельт, при всем своем желании продолжить послевоенный диалог с Москвой, не проинформировал Сталина о чудо-оружии, равно как и Сталин не проинформировал его, позволяет делать достаточно пессимистический вывод о потенциале послевоенного сотрудничества между СССР и США, кто бы ни стоял у руля американской политики.
    Из Потсдама Трумэн, Черчилль и Эттли уезжали с осознанием предстоящих серьезных проблем, связанных с советской гегемонией в Восточной Европе и вообще с советским военным колоссом. Сталин уезжал, встретившись с достаточно серьезным противодействием западных союзников, которые уже сильно жалели о своей уступчивости в отношении сфер влияния в годы войны с Германией. Сталину предстояло теперь перебросить свои войска на тихоокеанский фронт и вступить в войну с Японией. Но он уже был готов к тому, что вместе с американской ядерной монополией начинается новый дипломатический этап.
     
     
    Формирование  Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений Конференции в Ялте и Потсдаме заложили основы нового мирового устройства и, одновременно, выявили противоречия в устремлениях союзников. Новая система международных отношений получила название Ялтинско-Потсдамской.
    Наиболее характерным в новом соотношении сил было усиление международных позиций США и СССР. Комитет начальников штабов США в своих рекомендациях государственному департаменту еще в августе 1944 г. отметил: «После разгрома Японии только США и СССР останутся первоклассными военными державами, что объясняется сочетанием географического положения и огромного военного потенциала».
    Германия была разгромлена и на некоторое время перестала существовать как независимое государство, Япония капитулировала и превратилась в оккупированную страну. Италия была побеждена и утратила свое международное влияние. Франция переживала экономические и политические трудности и не могла более претендовать на ту ведущую роль, которую она играла до второй мировой войны. Даже Великобритания, как это вскоре выявилось, вышла из войны ослабленной в финансовом и экономическом отношении, с утратившей прочность и устойчивость империей.
    Определяющее влияние СССР и США на всю систему международных отношений придавало ей биполярный характер. Позднее СССР и США стали называть двумя сверхдержавами послевоенного мира. Они являлись гарантами новой системы международных отношений.
    США вступили в послевоенный мир с неоспоримым преобладанием в экономике и финансовой сфере. Западные авторы не зря называли США «арсеналом демократии»: их промышленное производство получило в ходе войны гигантский стимулирующий толчок. По ее окончании на долю США приходилось примерно половина мирового промышленного производства, около трети мирового экспорта товаров, более половины всего золотого запаса.
    США обладали прекрасной армией, получившей опыт боевых действий, громадными военно-воздушными силами, военно-морским флотом, более могущественным, чем все остальные флоты мира вместе взятые. В июле 1945 г. Соединенные Штаты Америки провели успешное испытание ядерного устройства, а 6 и 9 августа сбросили первые атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Таким образом, США стали обладателем ядерного оружия, они приобрели ядерную монополию, заметно усилившую их международные позиции. В августе 1945 г. американские руководители заверяли главу французского правительства Ш. де Голля: «Соединенные Штаты Америки располагают новым оружием, атомной бомбой, которое заставит отступить любого агрессора». США обладали и средствами доставки ядерного оружия в виде стратегических бомбардировщиков.
    Соединенные Штаты Америки обладали громадным международным влиянием. Они внесли неоспоримый вклад в достижение победы над блоком агрессоров и военными, и экономическими усилиями (программа ленд-лиза). Президенты Ф. Д. Рузвельт и Г. Трумэн играли важную роль в «большой тройке». США могли опираться на прочный военно-политический союз с Великобританией. Именно США стали инициаторами создания Организации Объединенных Наций, получили место постоянного члена Совета Безопасности ООН, смогли опираться на большинство голосов на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН.
    Советский Союз вступил в послевоенный мир в ореоле основного победителя нацизма, важной силы в антигитлеровской коалиции. Героические усилия Красной Армии и советского народа вызывали уважение и восхищение, порою опасения. По американским данным, советские вооруженные силы в августе 1945 г. насчитывали около 16 млн. человек, а силы США – около 12 млн. человек. Правда, объективные наблюдатели полагали, что Красная Армия уступала западным союзникам по уровню и качеству вооружения. В августе 1945 г. французские дипломаты сообщали из Вашингтона в Париж: «Что ни говори, Россия вышла из этой войны в состоянии усталости. Контакты, которые американские власти в Германии имели с советскими войсками, убедили их в бесспорном превосходстве армии Соединенных Штатов... У русских есть люди, но им не хватает техники». Тем не менее общий высокий уровень боеспособности Красной Армии, одержавшей блистательные победы и овладевшей Берлином, не подвергался сомнению.
    Советские войска к концу войны находились на территории Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии и Болгарии. Они приняли участие в освобождении Югославии, Албании и небольшой пограничной территории Норвегии. Красная Армия оккупировала Восточную Германию и восточную часть Австрии. Советские представители выполняли контрольные функции в Финляндии. Советские войска находились в северной части Ирана, куда они вступили в августе 1941 г., чтобы пресечь деятельность прогерманских кругов в этой стране. На Дальнем Востоке силы Красной Армии заняли южную часть Сахалина и Курильские острова, отходившие по решениям «большой тройки» к СССР; они находились в Северо-Восточном Китае и в северной части Кореи.
    И. В. Сталин максимально использовал военно-политическую обстановку для достижения выгодных для него договоренностей с партнерами по антигитлеровской коалиции. Советское руководство отстояло возврат к границам СССР на июнь 1941 г., то есть закрепление вхождения в состав Советского Союза Западной Украины и Западной Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Бессарабии и Северной Буковины, а также изменения границы с Финляндией после «зимней войны» 1939–1940 гг. Оно даже добилось некоторых новых территориальных приобретений: Кенигсберг с прилегающей территорией (ныне Калининград), район Петсамо на северном участке границы с Финляндией, Закарпатская Украина (по договору между СССР и Чехословакией от 1945 г.), Южный Сахалин, Курилы. Западные союзники признавали право СССР на «зону безопасности» вдоль его европейских границ - имелось в виду создание в соседних странах дружественных Советскому Союзу правительств, ориентировавшихся во внешней политике на Москву.
    К концу второй мировой войны международное влияние Советского Союза заметно возросло. И. Сталин был полноправным участником встреч «большой тройки», вел интенсивную переписку с президентами США и главами правительств Великобритании. СССР заключил договоры о союзе (или дружбе) и послевоенном сотрудничестве и взаимопомощи с Великобританией, Францией, Чехословакией, Югославией, Польшей, Китаем. СССР стал одним из учредителей ООН и постоянным членом ее Совета Безопасности. Если до Великой Отечественной войны Советский Союз имел дипломатические отношения с 26 государствами, то к концу войны – уже с 52. В последний период войны СССР вместе с США и Великобританией играл главенствующую роль в решении проблем мировой политики и в немалой степени участвовал в определении дальнейшей судьбы ряда государств и народов.
    При асимметричности мощи и влияния СССР и США именно эти две державы заняли определяющее положение в новой системе международных отношений. Ее биполярность усиливалась наличием у обоих держав союзников и сателлитов. СССР и США сформировали под своей эгидой международные экономические организации, военно-политические союзы, пропагандистско-идеологические объединения.
    Биполярность Ялтинско-Потсдамской системы обеспечивала ей определенную стабильность. Два полюса – гаранты системы – уравновешивали друг друга, поддерживали ее общее равновесие, контролировали союзников, в той или иной степени регулировали возникавшие конфликты. Обе державы при всех их глубочайших противоречиях были заинтересованы в сохранении «правил игры», присущих сложившейся системе.
    Характерной чертой Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений стало негласное взаимное признание сверхдержавами сфер их влияния. Точнее, речь шла о признании Западом сферы влияния СССР, ибо вне ее в той или иной форме преобладало влияние Запада. Обсуждая с Г. Димитровым в августе 1945 г. решения Потсдамской конференции в отношении Болгарии и Балкан в целом, советский нарком иностранных дел В. Молотов отметил: «В основном эти решения выгодны нам. Фактически признается за нами эта сфера влияния». Определение границ советской сферы влияния происходило в напряженной борьбе, через ряд международных кризисов. Однако после завершения раскола Европы Запад не вмешивался в события в «социалистическом содружестве» даже в период острых политических кризисов (Венгрия – 1956 г., Чехословакия – 1968 г. и др.).
    Ядерные потенциалы оказывали стабилизирующее воздействие на Ялтинско-Потсдамскую систему международных отношений. Они способствовали предотвращению опасной эскалации конфликтов, ранее зачастую приводивших к войне. Ядерное оружие оказывало отрезвляющее воздействие на политических деятелей разного масштаба и разной степени ответственности. Оно заставило руководителей наиболее могущественных государств соизмерять свои акции с угрозой глобальной катастрофы, которая не пощадила бы никого из живущих на Земле.
    При этом стабильность в рамках Ялтинско-Потсдамской системы была неустойчивой, непрочной. Она основывалась на равновесии страха и достигалась через конфликты, кризисы, локальные войны, через разорительную гонку вооружений. И все же Ялтинско-Потсдамская система оказалась более устойчивой, чем Версальско-Вашингтонская, и не породила большую войну.
    Заключение В ходе выполнения работы мною выполнены следующие задачи:
    1. Изучен и подробно изложен ход встреч «большой тройки», их предыстория, результаты.
    Вывод, который можно сделать: встречи Сталина, Рузвельта и Черчилля выходили за рамки чисто военных контактов. Помимо вопросов взаимодействия вооруженных сил обсуждался широкий спектр проблем послевоенной организации Европы и мира, границ и сфер влияния, характера отношений между Советским Союзом и западными демократиями, создания эффективной системы международной безопасности.
    2. Выявлены причины и характер противоречий между союзниками.
    Можно сделать вывод, что причина противоречий – в разном видении будущего мироустройства и взаимном недоверии союзников друг к другу.
    Рузвельт мечтал о мирном сосуществовании СССР и Запада. ООН появилась именно в результате деятельности Рузвельта. Американский президент предполагал возможность совместного выполнения США, Великобританией, Советским Союзом и, возможно, Китаем функций «мирового полицейского» с целью предотвращения будущих войн. Преемник Рузвельта Трумэн был большим прагматиком – его интересовало безусловное господство США в мире за счет ослабления конкурентов, в первую очередь, Советского Союза.
    Черчилль видел в Советском Союзе угрозу для западного общественного устройства немногим уступающую фашизму, и считал необходимым не допустить советские войска в Восточную Европу любой ценой. Не слишком он доверял и американцам, считая, что они оттесняют Британскую империю на вторые роли. В результате британский премьер вел двойную игру: дезинформировал Сталина о намерениях Рузвельта, обсуждал с американским президентом возможность заключения сепаратного мира и т.д.
    Сталин последовательно воссоздавал Российскую империю. Он считал критически важным признание за Советским Союзом права на территории, присоединенные в 1939 – 1940 гг. Также он считал Восточную Европу «естественной» сферой влияния СССР. Идеологические вопросы его не очень волновали – он был готов на установление в восточноевропейских странах относительно демократических режимов, но при условии фактического признания главенства Советского Союза.
    В результате, союз оказался шатким. Он распался сразу же после разгрома общего врага. Идея Рузвельта о мирном существовании не воплотилась и реальностью стал биполярный мир.
    3. Оценено влияние конференций союзников на систему международных отношений.
    Это влияние так велико, что послевоенную систему международных отношений принято называть Ялтинско-Потсдамской. Ей были присущи некоторые качественно новые характеристики.
    В послевоенном мире в громадной степени усилилась взаимосвязанность стран и регионов. Система международных отношений стала подлинно всеобъемлющей, всемирной. Появление новых средств коммуникаций сжало время и пространство – земной шар как бы уменьшился.
    Институциональным выражением возросшей взаимозависимости самых разных государств стало создание и существование универсальной Организации Объединенных Наций (ООН). Устав ООН, принятый на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., вступил в силу 24 октября того же года. Членами-учредителями ООН стали 50 стран, в том числе СССР, Украина и Белоруссия. ООН основана на принципе суверенного равенства всех ее членов, принявших на себя обязательства разрешать международные споры мирными средствами, воздерживаться «в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций». Главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности была возложена на Совет Безопасности, который получал право действовать от имени всех членов ООН. До 1 января 1966 г. Совет Безопасности состоял из 11 членов, включая 5 постоянных: СССР, США, Великобритания, Франция и Китай. Решения по всем вопросам, кроме процедурных, считались принятыми, если против них не голосовал ни один постоянный член Совета Безопасности (право вето).
    С развитием послевоенной системы международных отношений все большую роль в ней приобретали различные международные организации: политические и экономические, правительственные и неправительственные. Наряду с государствами, они стали выступать субъектами системы международных отношений.
    Мощные импульсы для своего подъема получило национально-освободительное движение. Стал нарастать неудержимый процесс деколонизации. Многие страны и народы превратились из объектов в субъекты международных отношений. Если в 1945 г. лишь 4 независимых государства Африки стали членами ООН (Египет, Либерия, Эфиопия, Южно-Африканский Союз), то в начале 60-х гг. их число приблизилось к 30.
    Европа утратила свою былую ведущую роль в мировой политике. Времена доминирования концерна европейских держав ушли в прошлое. Это проявлялось в экономике, военно-политической сфере, демографии, культурно-идеологическом влиянии.
    Для нового мира было характерно противостояние СССР – США, принявшее форму «холодной войны» и балансирования на краю войны «горячей». Тем не менее Ялта и Потсдам сделали свое дело. Противники с достаточным уважением относились к границам установленных во время конференций сфер влияния, даже в самые напряженные моменты функционировала ООН.
    Система функционировала почти полвека, вплоть до распада Советского Союза. С гибелью одного «полюса» биполярная система утратила устойчивость и стала стремительно превращаться в монополярную. Былые границы сфер влияния были стерты расширением НАТО на восток. Война в Ираке отчетливо показал падение авторитета ООН. Началось бесконтрольное распространение ядерного оружия: Пакистан, Индия, разработки в ряде других стран. По сути мы сейчас находимся в состоянии перехода – прежняя система международных отношений разрушена, ее институты (ООН, Договор о ПРО и т.д.) утратили влияние, а новых не создано. В такой ситуации каждый участник международных отношений играет на свой страх и риск, опираясь исключительно на силу (в широком смысле слова – военную, экономическую и т.д.). Со временем структурируется новый мировой порядок. Остается надеяться, что его формирование не потребует еще одной мировой войны.
     
     
    Литература 1. Верт  Н. История  советского  государства,1900-1991. М.: «Прогресс»,1992
    2. Дистанционный курс «Ялтинско-Потсдамская система международных отношений. Холодная война. 1945-1991 гг.» РАМИ – Российская ассоциация международных исследований. // www.rami.ru
    3. Краткая история СССР. Отв. редактор  А.М.Самсонов М.: «Наука»,1978 г.
    4. Логинов Ю.И. От «Барбароссы» до  «Терминала»:  Взгляд  с  Запада. М.: Политиздат,1988
    5. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История советской России. Санкт-Петербург, 2001
    6. Робертс Дж. Сферы влияния и советская внешняя политика в 1939-1945 гг.: идеология, расчет и импровизация. // «Vivos Voco», №5, 2001
    7. Системная история международных отношений. Том 1. События 1918 – 1945 гг. Под ред. Богатурова А. Д. М.: «Московский рабочий», 2000
    8. Сталин.  Рузвельт.  Черчилль.  Де Голль : Полит. портреты. Сост. В. Велесько. Минск: «Беларусь»,1991
    9. Тегеранская конференция: 60 лет спустя все еще важно. Инт. с В. Фалиным. // «Накануне», от 27.11.2003. www.nakanune.ru
     
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Дипломатические отношения между союзниками по антигитлеровской коалиции, сложившиеся во время конференций «большой тройки» ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.