Полный текст:
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1. Исторические типы культуры…………………………………………….4
2. Эволюция культурологического знания…………………………………8
3. Культурантропология……………………………………………………12
Заключения…………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………….17
Введение
Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
Загадочен феномен культуры. Она способна воспроизводить совокупный духовный опыт, ей свойственен универсализм, в ней соседствуют самые различные, иногда противоположные традиции, как будто взаимоисключающие друг друга: мифологические и научные, религиозные и светские, утилитаристские и романтические, эгоистические и альтруистские и т.д. "Механизм” отбора культурного наследия пока не поддается анализу. Культуре не продиктуешь – что хранить, а что стереть. Она по большому счету неподвластна никому, у нее своя логика, свои законы. Что из того, что нас так волнует сегодня, останется в наследство и в памяти грядущих поколений?
Отошедшие "в тень" элементы духовного опыта тем не менее остаются в культуре и дают “протуберанцы" при изменившихся обстоятельствах.
Ни одна из культур не может быть вечной, потому что ни одна из систем истин не является абсолютной. С развитием и укреплением данной культуры ее истины подавляют истины других систем, также имеющие право на существование. Из-за этого господствующая система истин перестает удовлетворять запросы людей, служить основой их культурной и социальной жизни, она погибает, а ей на смену приходит новая, более жизнеспособная система. Изучение динамики культуры необходимо для представления культурных ценностей людей того или иного времени.
Данной теме уделяют внимание как отечественные авторы (В.А. Сапрыкин, Н.В. Кондаков, А.А. Радугин и др.), так и зарубежные (Бицилли П.М. и др.).
Цель данной работы раскрыть особенности и отличительные черты динамически развивающихся культур.
В работе рассмотрены такие вопросы как основные исторические типы культуры, эволюция культурологических знаний, культурантропология.
Информационной базой написания работы послужили специализированная литература и периодическая печать.
1. Исторические типы культуры
Общую схему исторических типов культуры можно представить следующим образом: первобытная культура, культура рабовладельческого строя, культура азиатского деспотического общества, культура феодального общества, культура капиталистического общества, социалистическая культура. Каждая общественно-экономическая формация, являясь качественно своеобразным историческим этапом в процессе поступательного развития общества, создает свой тип культуры, свою специфическую, т. е. только ей присущую, совокупность материальных и духовных ценностей и способов деятельности для их создания.
Поскольку ни одна общественно-экономическая формация, кроме исторически самой первой - первобытнообщинной, никогда не существовала "в чистом виде", как единственная, а должна была делить место под солнцем с другой или другими такими формациями, постольку мы всегда наблюдаем в истории столкновение культур различных типов, их борьбу, их взаимовлияние и даже взаимопроникновение. Так что действительный исторический процесс развития мировой культуры значительно сложнее, нежели его представляют однолинейная и многолинейная концепции или теория культурного релятивизма. Материалистическое понимание истории указывает только общие принципы развития культуры, предполагая при этом, что анализ каждого конкретного ее исторического типа на основе установленных закономерностей всегда должен проводиться заново [2, с. 47].
Охарактеризуем кратко основные типы культуры. Первобытная культура возникла вместе с выделением человека из царства животных и просуществовала до смены первобытнообщинной формации классовым обществом, которая происходила в различных регионах в разное время (от IV тысячелетия до нашей эры в древнем Египте до I тысячелетия до нашей эры в Древней Греции). В ту эпоху орудия труда были примитивными и малопроизводительными, и потому люди, чтобы противостоять могучим силам природы, должны были трудиться сообща. Все это обусловило становление довольно прочных коллективистских традиций в существовавших социальных группах. Письменность была еще неизвестна, и поэтому о первобытной культуре мы можем судить только по археологическим останкам и этнографическим параллелям, которые культурологи проводят при описании жизни народов, в силу конкретных обстоятельств отставших в своем социально-экономическом развитии.
В рамках первобытной культуры складываются и развиваются нравственные нормы и сама мораль как исторически первая форма общественного сознания. Формируются магические и мифологические воззрения, на базе которых на поздней стадии первобытнообщинной формации возникает искусство и религия. Хотя первобытные люди накапливают большой жизненный опыт, у них еще нет науки как формы познания мира, т.к. не достигается разделение умственного и физического труда. Коллективизм был не только сильной, но и слабой стороной первобытнообщинной формации, ибо личность еще не выделилась из коллектива, была слита с ним и не могла раскрыть всех своих творческих возможностей. В общем, можно сказать, что величайшим достижением первобытного общества было формирование самого человека, его выделение из царства животных, что придало мощный начальный импульс всему развитию мировой культуры [4, с. 57].
Историки давно уже спорят, как понимать культуру раннеклассового общества, которая охватывает Древнее Перу, Древнюю Мексику, Древнюю Индию и др. Соответствует ли она особой самостоятельной общественно-экономической формации или же только переходному этапу развития общества от первобытнообщинного строя к рабовладению либо феодализму. Общим для этого периода является доминирование "азиатского" способа производства, наложившего серьезный отпечаток на все стороны жизни общества. Величайшим культурным достижением этой эпохи является возникновение и развитие письменности, что позволяет одному поколению передать свой опыт другому в большей полноте, нежели это возможно в условиях только устной речи. В ряде центров складывается новая форма общественного сознания философия. Большие успехи делает искусство, формируются начальные элементы научных знаний. В то же время медленное экономическое развитие обуславливает традиционный застой во всех областях культуры - проходят столетия, а жизнь воспринимается как неизменная, застывшая, стоящая на одном месте.
Культура сложившегося рабовладельческого общества отличается гораздо большим динамизмом. Эксплуатация огромных масс рабов, повлекшая за собой значительный рост прибавочного продукта, дает возможность ряду представителей класса рабовладельцев сосредоточиться на создании духовных ценностей, на осмыслении важнейших закономерностей природы, общества и мышления. Крупные достижения характерны здесь для многих областей культуры - этики, права, политики, философии, науки, искусства. Впервые появляются трагедия, драма, поэзия и художественная проза как самостоятельные виды отражения эстетической действительности. Формируется научная методология, познанные закономерности окружающего мира обосновываются с помощью тщательно разработанной и логически обоснованной системы доказательств. Если в прошлые исторические эпохи личность была растворена в первобытном коллективе или общине, то при рабовладельческом строе она (разумеется, личность свободного человека, а не раба) получает большие возможности для всестороннего развития и становится предметом философских размышлений (софисты, Сократ). Характерно также то, что религия, выполняя свои социальные функции, находится под контролем государства. Восхищаясь достижениями этой эпохи, не следует забывать о том, что из творческой деятельности в сфере духовной культуры почти полностью были исключены рабы, т. е. весьма значительная часть населения рабовладельческого общества [3, с. 102].
В эпоху феодализма культура базируется на натуральном хозяйстве, которому было свойственно простое воспроизводство, тесное соединение работника со средствами производства, ориентация на самоудовлетворение основных потребностей, связь индивида с группой и относительная неотделимость его от природной среды. Эти особенности способа производства опираются на освященные временем традиции, для духовной культуры в данный период характерно недоверие ко всему новому. Главенствующее положение в культуре заняла религия, подчинившая себе все остальные формы общественного сознания. Материалистическая философия, научные знания развиваются здесь подспудно, идут на различные компромиссы с религиозным мировоззрением. Но, хотя религия наложила заметный отпечаток на развитие искусства, в эту эпоху были достигнуты большие успехи, например, в области архитектуры - сегодня мы любуемся не только готическими соборами, но и целыми ансамблями средневековых городов. Верно, что в феодальном обществе культивировался скучноватый для современного человека жанр "житие святых", но здесь же сформировалась искрометная поэзия вагантов - бродячих студентов [7, с. 94].
Культура капиталистического общества во многих своих чертах формируется в эпоху Возрождения. В это время происходит бурная ломка общественных отношений и основ мировоззрения феодализма. Культура активно приобретает светский характер, человек рассматривается многими мыслителями как существо, равное богу. Эпоха Возрождения была временем титанов, оставивших глубокий след в развитии различных областей культуры. Достаточно вспомнить только имена Рафаэля, Шекспира, Леонардо да Винчи.
В буржуазной культуре быстро создается мощная материально-техническая база, впервые в истории человечества складывается высокомеханизированная промышленная индустрия, требующая интенсивного развития всех естественных наук. Революционные акции, вызвавшие к жизни капиталистическое общество, и последовавшие за ними острые классовые конфликты между буржуазией и пролетариатом движут развитием государственности, политических, правовых и философских знаний. Большие материальные возможности, распространение образования, которого требует современное производство, необходимость манипулирования общественным сознанием в интересах крупного капитала, сталкивающегося с оппозицией со стороны пролетариата, вызывают к жизни небывалый размах в развитии средств массовой информации и коммуникации. Если в прошлом были заметны этнические различия в рамках той или иной культуры, то при капитализме формируется новая социально-этническая общность - нация. Это накладывает свой отпечаток на развитие культуры, приобретающей теперь сильное национальное своеобразие [5, с. 69].
Культура социалистического общества наследует материальные и духовные ценности всех предшествующих исторических типов культур. Впервые в истории человечества все культурные достижения и блага становятся достоянием трудящихся. Процесс социалистического преобразования общества органически включает в себя культурную революцию - качественное изменение способов производства, распределения и потребления ценностей культуры. В эксплуататорских общественно-экономических формациях все материальные блага производили трудящиеся. Сложнее обстояло дело с созданием духовных ценностей различными классами и группами. Нельзя представлять дело упрощенно, будто бы лишь представители господствующих классов и интеллигенции являются творцами всех духовных культурных ценностей. Более того, передовые представители всякой культуры, такие как Пушкин, Толстой, Репин и др., в своих лучших произведениях народную жизнь и его глубинные чаяния. Сами же представители широчайших слоев различных эксплуатируемых классов были не только создателями всех материальных ценностей. Они создавали и народную основу художественного творчества: мифы, фольклор, героический эпос, произведения художественного ремесла, народного зодчества и т. д. [7, с. 82]
Таким образом, теория общественно-экономических формаций позволяет уловить общую логику развития мировой культуры, понять причины смены одних типов культуры другими, выявить сложные взаимоотношения между ними.
2. Эволюция культурологического знания
С попытками разобраться в тенденциях и характере развития культуры мы встречаемся еще во времена античности. Сначала в виде мифов, в теориях и космогониях, где человеку отведено определенное место.
Первая модель культуры была предложена Гесиодом (около 700 г. до н.э.) в знаменитой работе “Труды и дни”. Концепция его носит мифологический характер, но здесь мы впервые встречаемся с элементами исторического знания, которое вплоть до средневековья будет определять отношение к культуре как к историческому феномену. Гесиод отождествлял историю и культуру (с этим мы сталкиваемся и в современных культурологических концепциях). Культура – это то, что вписано в исторический контекст, что повторяет в своих закономерностях все закономерности исторического, а более широко – природного развития. Далее Гесиод полагал, что историческое развитие носит ярко выраженный циклический характер. При этом цикл ограничен в пространстве и во времени: прошлое и будущее замыкаются в настоящем. Время действия одного цикла – около 1000 лет. (Аналогичную периодизацию циклических культурологических концепций мы встретим в XIX-XX в. у Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.) Гесиод отмечал, что развитие культуры кончается в том месте, в котором начиналось. Культура не обладает возможностью завоевывать новые пространства, она не агрессивна, не экспансивна, не может переноситься [4, с. 79].
Концепция Гесиода существовала долгое время. Затем история предстает как серия божественных деяний ("видение истории пророками",– как писал Карл Ясперс), пока на сцене истории не появляется Аврелий Августин (354-430 гг.) – мыслитель, рожденный язычником. Он в своих теоретических посылках поставил самую главную задачу: опровергнуть языческое мировоззрение, опровергнуть то, что было достигнуто до него, внести в историческое знание совершенно новую систему объяснения исторического процесса. И здесь мы выходим на другую модель культуры, где берут основание все современные линарные культурологические концепции. Августин написал свое знаменитое 10-томное исследование “О граде божием” (426 г.), в котором культура рассматривается как мера постижения Бога и самого себя. Поскольку Бог – это создатель, архитектор, то он создает свое произведение от простых линий к сложным, поэтому человеческая история не может существовать как цикл или как простая линия. Она может возникнуть везде, если этого захочет Бог. И достаточно одного человека для культурного развития, для возникновения истории. Сама цель развития культуры линарно идет от простых форм к самым сложным. Но линарность модели Августина конечна. Она имеет начало –сотворение человека, имеет конец – наступление царства божьего на Земле. Поскольку в эпоху средневековья место человека и его культуры как творческой, преобразующей мир и самого человека деятельности занимает Бог–творец, место понятия “культура”, столь ценимого в античности, занимает понятие “культ”. С этимологической точки зрения в этом понятии также имеется значение возделывания и усовершенствования, но основной акцент переносится на заботу и почитание. При этом имеется в виду почитание сверхъестественной, высшей силы, которая распоряжается судьбами мира и человека.
Циклическая модель Гесиода и линарная модель Августина были синтезированы в середине XVIII в. Джамбаттиста Вико (1668-1744 гг.), который в своем фундаментальном труде “Основания новой науки об общей природе наций” (1725 г.) предлагает чрезвычайно интересную концепцию, где сочетаются черты той и другой моделей. Иногда такую модель называют аберрациональной. (Аберрация – возможность перевертывания.) Для развития культуры, считал Вико, необходимо наличие двух основных условий: подходящей среды обитания и достаточного уровня развития человеческого рода. Человеческая культура может быть разделена на две сферы: материальную – сосредоточение технологических навыков и умений людей и духовную, которую в полном смысле слова можно назвать культурой. Степень совершенствования культуры зависит от трех основных факторов: способа организации власти, степени развития мифологического сознания и степени развития техники. Главная цель культуры – гармонизация человека в мире. Поскольку культура, по мнению Дж. Вико, развивается, как организм человека, от рождения до смерти, он приходит к выводу о зарождении, расцвете и гибели цивилизаций: вслед за гибелью античной предсказывалась неизбежность гибели европейской цивилизации Нового времени [8, с. 124].
В течение XIX-XX вв. свои циклические теории развития цивилизаций разрабатывали такие мыслители, как Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и в очень своеобразной форме Л. Гумилев. Ученые этой ориентации рассматривали историко-культурные эпохи как существующие параллельно и независимо друг от друга. В теориях цикличности достаточно произвольное членение всемирной истории хронологически на самостоятельные, но повторяющиеся циклы сочетается с достаточно произвольным пространственным членением на взаимно-враждебные культурно-исторические типы у Н. Данилевского, на региональные несовместимые цивилизации у А. Тойнби, на локальные культуры у О. Шпенглера, на суперсистемы у П. Сорокина и т. п.
В XIX в. в Европе возникает постромантизм с прямым противопоставлением восточной культуры западной (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Буржуазный рационализм, который в течение XIX в. все усиливался, потребовал себе противовеса, проявившегося в виде романтизма.
На основе теорий цикличности обосновывалась не только ретроспектива (логика, опрокинутая вспять), но и конкретные прогнозы развития. Размышления об истоках истории и культуры, ее строении и “порывах”, о сменяющихся и разбегающихся цивилизациях приобрели особую популярность в культурологии Запада последнего времени [2, с. 50].
У нас до периода 1990-1991 гг. из-за господства официальной ортодоксии как российские (дореволюционные), так и западные циклические теории оставались малоизвестными. Отметим, что честь нашей науки в абсолютном и гонимом одиночестве отстаивал Л. Гумилев с его теорией о единстве био-, гео-, этно-, социо-, культурногенеза. В целом же у нас теории социально-исторической цикличности излагались в ключе отождествления их с теориями исторического круговорота. В наших словарях они определялись как антинаучные, направленные против идеи социального прогресса и материалистического понимания истории [6, с. 103].
Кардинальным вопросом любой цикличной модели являлся вопрос о причинах циклов. Выделялось два подхода: эндогенный и экзогенный. В первом случае причины ищут внутри цикла. Например, циклы Кондратьева в экономике (45-60 лет) – инвестиционные, ценовые, динамика прибыли. Во втором случае причины цикличности относят к внешним факторам: Л. Чижевский использовал двухлетний цикл солнечной активности.
Другая позиция – о всеединстве человечества и общечеловеческой культуре и цивилизации и связанная с этим идея прогресса сравнительно позднего происхождения. Прогресс (лат. progress – движение вперед) в философском понимании не всегда совпадает со значением термина (не всякое развитие – прогресс, может быть регресс или разнообразие в рамках данного уровня организации). Как в природе с появлением более сложных видов сохраняются более простые, так и в обществе одновременно существуют разные ступени эволюции, а в культуре – традиции и достижения разных эпох, нередко противоречащие друг другу.
Но это “сосуществование” далеко не всегда мирно. Более развитые стремились покорить “варварскую периферию”. Покорение европейцами других (географические открытия) втянуло в общий поток истории все народы. Африка стала полем “большой охоты” на чернокожих (из Черной Африки в Америку вывезено до 150 млн. рабов, а высокая цивилизация инков и ацтеков погибла).
Идея прогресса стала пробивать себе дорогу в XVII в. Космогоническая гипотеза И. Канта положила начало представлению о развитии Земли как небесного тела вплоть до появления человека. Но для создания цельной концепции потребовалось столетие от Канта до Дарвина. Одновременно возникает идея прогресса в истории общества – от безграничности прогресса разума у французских просветителей XVII в. (Кондорсэ и др.) до материалистического понимания истории К. Маркса.
Понятия “цикличность” и “прогресс” противопоставлялись друг другу как выражающие различные идеи социального развития, хотя на самом деле прогресс не исключает цикличности, а цикличность – прогресса развития.
Объединение идей цикличности и прогрессивного развития не заставило себя ждать. Появилась философия Гегеля с идеей восходящей спирали прогресса (в мистической форме).
Восходящая спираль предполагает волнообразность прогрессивного развития, наличие в нем приливов и отливов, зигзагов и возвратных движений. А если говорить о культуре, то здесь прогресс в различных сферах идет несинхронно, с различным историческим темпом. Например, если говорить о материальной культуре, то в эпоху Возрождения в сельском хозяйстве культура производства, качество орудий остались на уровне античности, но в то же время наблюдался взлет во всех гуманитарных областях: искусстве, архитектуре, праве, политической и социальной мысли, литературе, театре и т. д.
Видимо, механизмы циклических процессов ближе к закономерностям спирали. Ведь новая фаза цикла того или иного явления не воспроизводит прошлое состояние, а всегда несет в себе элементы нового.
Понятие цикличности используется как отрицание примитивных линейных моделей прогресса [4, с. 67].
Варианты прогресса.
Простейшая, исторически 1-я форма социальной цикличности – маятниковое движение отражает столкновение противоположных начал: социальный процесс определенной направленности периодически заменяется процессом противоположного направления. Развитие России – яркий пример “маятника”.
Спираль – наиболее сложная форма социального цикла: это винтообразное движение элементов, тянущее за собой всю социальную систему к новому состоянию.
Волна – это спираль, наложенная на плоскость (синусоида). На различных этапах жизни социальной системы преобладают различные типы циклов ее динамики: маятник, спираль, волна (в период становления системы – “маятник”, в зрелом возрасте – “спираль”, в стадии затухания – “волна” [4, с. 70].
Рассмотренные выше философские подходы к анализу культурно-исторической динамики человечества легли в основу целой серии культурологических концепций, разработанных в различных странах мира в XIX-XX вв. Далее рассмотрим более подробно одну из таких концепций.
3. Культурантропология
Исходным материалом культурантропологии служит информация о народах, их быте и культуре. Эти сведения собирались и откладывались в письменных и иконографических памятниках задолго до того, как могли появиться простейшие их обобщения.
Уже в памятниках древневосточных цивилизаций отразились сведения о разных народах, по крайне мере, об их названиях, о внешнем облике. Победные надписи вавилонских, ассирийских, персидских царей о покоренных ими странах с разноязычным населением, изображения людей разного физического типа и в разных одеждах в древнеегипетских пирамидах и храмах – это уже фиксация ранних этнографических наблюдений.
По письменным памятникам античного мира можно проследить, как постепенно, шаг за шагом, начиная от гомеровских времен, накапливались знания древних греков, а позже римлян о народах, сначала ближайших, населявших Эгейский мир, потом все более отдаленных. Знания эти, вначале перемешанные с баснословными рассказами, в дальнейшем делались все более трезвыми и точными. К концу эпохи Римской империи, в первые века новой эры, цивилизованный греко-римский мир располагал уже вполне реальной информацией о народах обширного круга земель Европы, Передней Азии и Северной Африки: от Британских островов до Индостана [5, с. 112].
Философы античности размышляли о различиях и сходствах между народами, пытались найти им объяснение: ссылались то на действие географической среды (Гиппократ, Аристотель, Посидоний), то на взаимные культурные влияния (Геродот, Страбон), то на ступени культурного развития (Демокрит, Лукреций). Порой ставились вопросы происхождения самих народов, родства между ними (Геродот, Тацит). У некоторых авторов изложение этнографических данных служило даже морально-назидательным целям (Тацит).
Крушение античной цивилизации, варварские нашествия, хозяйственный и культурный упадок – все это привело в V – VI вв. к резкому сужению географического и этнографического кругозора.
Начало нового и очень быстрого расширения этнографической информации относится к эпохе “великих географических открытий” (с середины XV в.), когда в самой общественно-политической жизни европейских народов начался новый переворот. Поиски и захваты новых заморских земель, плавания смелых мореходов, купцов, образование обширных колониальных империй (Испания и Португалия, позже Нидерланды, затем Франция и Англия) – все это привело к быстрому и огромному расширению кругозора европейцев. Эти факты осмыслялись, обобщались, служили основой для исторических и философских концепций, которыми так богат был XVIII в., ведь это столетие было “веком Просвещения” [8, с. 129].
Эти факты осмыслялись, обобщались, служили основой для исторических и философских концепций, которыми так богат был XVIII в., ведь это столетие было “веком Просвещения”.
Оживилась идея географического детерминизма, известная еще с античного времени: человек, народы, обычаи – продукты воздействия окружающей природной среды (Монтескье). Широко распространилась теория “благородного дикаря”, живущего по простым законам природы (Руссо, Дидро и др.). Разработана была схема общеисторических стадий культурного развития (Тюрго, Вольтер, Фергюссон, Кондорсе) – стадий, представленных различными живыми народами. Сделана была даже попытка сочетать эти общечеловеческие стадии развития с идеей национального своеобразия каждого конкретного народа, высокой ценности каждой отдельной национальной культуры (Гердер).
В 60-70-е годы XIX в. начинается зарождение и первый расцвет этнографической науки в странах Западной Европы и Америки. Появляются общие концепции, осмысливающие факты антропологии. Наиболее общая из них – эволюционистская концепция. Основные идеи, на которых построены концепции представителей эволюционистской школы, не сложны и могут быть выражены в нескольких словах: это идея единства человеческого рода и вытекающего отсюда единообразия развития культуры; прямая однолинейность этого развития – от простого к сложному; психологическое обоснование явлений общественного строя и культуры; выведение законов развития этих явлений из психических свойств индивида.
Важнейшими представителями эволюционизма считаются: в Англии – Герберт Спенсер, Джон Фергюссон, Мак-Ленан, Джон Леббок, Эдуард Тейлор; в Германии – Адольф Бастиан, Юлиус Липперт, Генрих Шурц; во Франции – Шарль Летурно; в США – Люис Генри Морган.
Наиболее широкую известность из всех классиков этого направления получил английский антрополог Эдуард Бернетт Тейлор (1832-1917 гг.).
Подобно другим эволюционистам Тейлор рассматривал историю человеческой культуры как “часть истории природы”. Он был убежден, что “характер и нравы человечества обнаруживают единообразие и постоянство явлений”. Это единообразие “может быть приписано однообразному действию однообразных причин”. Разнообразие же форм культуры Тейлор понимал как “стадии постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего” (Тейлор Э. Первобытная культура. – М., 1979. – С. 47).
Эти последовательные стадии развития соединяют между собой в один непрерывный ряд все народы и все культуры человечества: от самых отсталых до наиболее цивилизованных.
Особняком среди плеяды зарубежных антропологов-эволюционистов стоит Льюис Генри Морган (1818-1881 гг.). Основные идеи Моргана и выводы его исследований трудно коротко изложить, настолько они содержательны и многогранны. Морган сумел реконструировать самобытный общественный строй ирокезов. Весьма важным открытием Моргана было исследование истории семьи. Для реконструкции ранних, ныне исчезнувших, форм развития семьи он воспользовался источниками, к которым до него никто не прикасался, – терминологиям родства.
Еще более широкое значение для науки имеет вынесенный Морганом вклад в изучение общей истории первобытного строя, его попытка периодизаци первобытной истории. Морган предложил разделить всю историю человечества на так называемые “этнические периоды” и прежде всего на три основных: период дикости, период варварства и период цивилизации, указав для каждой ступени конкретные признаки (Морган А.Г. Первобытное общество. – Спб., 1996; Морган Л.Г. Древнее общество. – Л., 1984).
В последнее десятилетие XIX в. наметился методологический кризис эволюционистской школы. На основе критики эволюционизма и накопления археологических, этнографических и исторических фактов в конце XIX в. возникает новое научное направление, названное “диффузионизмом”. Само понятие “диффузия” (буквально “разлитие”, “растекание”) взято из физики. Применительно к области человеческой культуры оно означает распространение культурных явлений через контакты между народами – через торговлю, завоевание, переселение самих людей и пр.
Явления культурной диффузии хорошо известны в антропологии, и реальность их не вызывает никаких споров. Диффузионизм же как научное направление означает признание диффузии главным содержанием исторического процесса. Диффузионисты стремились свести всю историю человечества к явлениям контакта, столкновения, заимствования и переноса культур.
Наряду с диффузионизмом было еще одно направление в антропологии, которое получило название “биологизм”. В самом “чистом” виде биологическая точка зрения – это расизм. Под расизмом понимается обычно теория, согласно которой человеческие расы неравноценны и по умственному, и по нравственному развитию.
Почти одновременно с зарождением диффузионизма и биологизма в антропологии с конца XIX в. появилось и другое – “социологическое” течение.
Если классики-эволюционисты видели главный предмет антропологии в человеке, а диффузионисты – в культуре, то представители социологического направления поместили в центр своего внимания человеческое общество.
Идейным продолжением и дальнейшим развитием принципов социологической школы в антропологии был функционализм. Функционализм зародился в Англии и остался преимущественно английским направлением. Основные положения функционализма видятся в следующих фактах: главный предмет изучения для антропологии – это культура. Подлинное сосредоточие всех ветвей антропологии есть научное изучение культуры [4, с. 83].
Очень трудно кратко охарактеризовать все направления в зарубежной антропологии. Особенностью западноевропейской и американской антропологии является крайне разнообразные применяемые методы и поставленные проблемы, весьма неодинаковое понимание конкретных задач антропологии и ее места среди смежных научных дисциплин.
Заключение
Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
Общую схему исторических типов культуры можно представить следующим образом: первобытная культура, культура рабовладельческого строя, культура азиатского деспотического общества, культура феодального общества, культура капиталистического общества, социалистическая культура. Каждая общественно-экономическая формация, являясь качественно своеобразным историческим этапом в процессе поступательного развития общества, создает свой тип культуры, свою специфическую, т. е. только ей присущую, совокупность материальных и духовных ценностей и способов деятельности для их создания.
Эволюция культурологического знания отмечается несколькими моделями:
- циклическая модель культуры была предложена Гесиодом (около 700 г. до н.э.) в знаменитой работе “Труды и дни”;
- линарная модель Аврелия Августина (354-430 гг.);
- аберрациональная модель Джамбаттиста Вико (1668-1744 гг.), который в своем фундаментальном труде “Основания новой науки об общей природе наций” (1725 г.).
Рассмотренные выше философские подходы к анализу культурно-исторической динамики человечества легли в основу целой серии культурологических концепций, разработанных в различных странах мира в XIX-XX вв. основной из которых является культурантропологии.
Исходным материалом культурантропологии служит информация о народах, их быте и культуре. Эти сведения собирались и откладывались в письменных и иконографических памятниках задолго до того, как могли появиться простейшие их обобщения. Особенностью западноевропейской и американской антропологии является крайне разнообразные применяемые методы и поставленные проблемы, весьма неодинаковое понимание конкретных задач антропологии и ее места среди смежных научных дисциплин.
Список литературы:
1. Античная культура: Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник. – М.: Высш. шк., 2005.
2. Введение в культурологию / Под ред. В.А. Сапрыкина. – М.: МИЭМ, 2002.
3. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – С-Пб.: Мифрил, 2005.
4. Кондаков Н.В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект Пресс, 2004.
5. Культурология / Под ред. Г.В.Драч. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
6. Культурология / Сост. А.А. Радугин. – М.: Изд-во "Центр", 1997.
7. Соколов Э.В. Культурология. – М.: Интерпракс, 2004.
8. Устинов В.И. Культурология: Учебное пособие. – М., 2007.