Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Конституционный строй РФ и его основы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Конституционный строй РФ и его основы
  • Предмет:
    Конституционное право
  • Когда добавили:
    13.08.2010 12:42:35
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
     
    Содержание
     
     
    Введение.
    с. 3
    Глава I
    Конституционный строй Российской Федерации.
    с. 6
    § 1
    Понятие конституционного строя РФ.
    с. 6
    § 2
    Закрепление конституционного строя в Конституции РФ.
    с. 7
    Глава II
    Основы конституционного строя Российской Федерации.
    с. 10
    § 1
    Политические основы конституционного строя РФ.
    с. 10
    1.1
    Политический режим.
    с. 10
    1.2
    Форма государственного устройства.
    с. 12
    1.3
    Форма правления.
    с. 15
    1.4
    Правовое государство -  верховенство закона.
    с. 16
    1.5
    Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.
    с. 17
    1.6
    Суверенитет – верховенство государственной власти.
    с. 18
    § 2
    Экономические и социальные основы конституционного строя РФ.
    с. 20
    2.1
    Экономические основы.
    с. 20
    2.2
    Социальные основы.
    с. 21
    § 3
    Духовные основы конституционного строя РФ
    с. 23
    3.1
    Россия - светское государство.
    с. 23
    3.2
    Идеологическое многообразие.
    с. 24
     
    Заключение.
    с. 26
     
    Список используемых источников и литературы
    с. 29
     
     
    Введение
    Крайне редко сейчас можно встретить человека, который, несмотря на свою профессиональную или деятельную принадлежность, не знал бы, что основным законом в нашей стране является Конституция РФ.
    Ныне действующая Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – не первая в истории страны. До ее принятия действовала Конституция 1978 г., которая также имела своих предшественниц. Разумеется, Конституция 1993 года не носит учредительного характера, она не создает новое государство, но путем внесения изменений и поправок в предыдущую, нынешняя Конституция устанавливает главенствующий принцип – «…Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». [1]
    Как и подобает Основному закону государства, Конституция занимает верховенствующее место в правовой системе. Ее положения являются первичными, исходными и основополагающими. Она представляет собой определенную базу для развития всех отраслей права, составляющих правовую систему РФ. На ее юридической основе развивается государство, создается правовая система, строятся отношения в социальной, политической, экономической и культурной жизни общества.
     Думаю, я не ошибусь, если назову основой Конституции РФ ее первую главу, содержащую принципы конституционного регулирования, определяющую сущность государства, правовое положение личности, экономических отношений, политики, религии и т.д. Крайне важно разобраться в положениях этой главы. Потому что знание основ конституционного строя в значительной степени облегчит понимание остальных положений Конституции. Благодаря данным в ней критериям появляется возможность давать верную оценку вновь принимаемым законам, другим нормативно - правовым актам, действиям должностных лиц, отличать произвол от правовых мер. И самое главное, разобравшись с основными положениями, становиться реальнее возможность реализовывать свои гражданские права в тех случаях, когда в действующих законах и иных нормативно - правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции, руководствуясь при этом нормами Конституции, и в первую очередь положениями, устанавливающими основы конституционного строя.
    Правовые нормы в Конституции располагаются по принципу «от общего к частному», так в первой главе закреплены основы конституционного строя, составляющие так называемую нормативную базу для всех остальных положений Конституции, и систему действующего законодательства в целом.  Так, ни какое действие, либо решение должностного лица, государственного (не государственного) органа не могут противоречить данным основам.  Так как это, в определенной мере, касается и всех граждан России, крайне важно не только разобраться в положениях этой главы, но и усвоить их.
    Данная тема неоднократно изучалась, рассматривалась и опубликовывалась как в учебной литературе, так и в разного рода статьях и публикациях. Общеизвестными авторами такого рода исследований являются: бывший председатель Конституционного Суда РФ, член  - корреспондент Российской академии наук Баглай Марат Викторович;  ректор Московской государственной юридической академии, академик РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Кутафин О.Е.;  заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор  Страшун Б.А. – это видные российские ученые, одни из тех, кто работал в Конституционной комиссии над проектом нынешней Конституции РФ в начале 90-х годов прошлого века. Учебной литературой данных авторов пользуются большинство студентов российских ВУЗов.  Важно отметить, что несмотря на то, что Конституция в России одна и основы конституционного строя ею определены строго и конкретно, однако взглядов и мнений по ее поводу, по поводу содержания, применения и осуществление ее отдельных норм - множество. Используя собственное, порой субъективное мнение авторы трактуют отдельные нормы Конституции по-разному. Конечно, суть содержания Конституции и ее норм, от этого не меняется, но для лучшего понимания и  составления собственного мнения, необходимо изучение и исследование работ  нескольких авторов.
    В своей курсовой работе я постараюсь рассматривать «Конституционный строй РФ и его основы» с точки зрения собственного отношения к данной теме, прибегая, в некоторых случаях, к помощи литературного материала тех авторов, которые наиболее близки мне по мысли.
    Перед тем как перейти к основной части своей работы, я хочу сделать несколько оговорок. Несмотря на то, что все основы конституционного строя закреплены всего лишь в 16 статьях первой главы Конституции РФ - они очень содержательны, а их значение исключительно велико. По существу, именно в них формируется вся гуманистическая направленность конституционного строя и каждая из этих статей может стать темой еще ни одной курсовой работы. Поэтому в своей работе я не раскрываю содержание каждой из статей, а делаю акцент на те особенности и принципы государственного устройства, которые, по моему мнению, наиболее полно раскрывают тему и помогают составить ясное представление о конституционном устройстве нашей страны.
     
     
    Глава I. Конституционный строй Российской Федерации
    § 1 Понятие конституционного строя РФ
    Каждое государство имеет свои особенности и определенные черты, которые характеризуют специфику государства. В зависимости от того, является ли государство демократическим или тоталитарным, с монархической формой правления  или республиканской,  с унитарным или федеративным устройством, каковы взаимоотношения власти и народа в данном государстве, из этого складывается определенный способ организации государства, или, иначе говоря - государственный строй. Кроме того, каждое государство, в той или иной мере подчинено праву, так как является одновременно и субъектом права, и формой правообразования. Но для того, чтобы государство в полной мере подчинялось праву, нужны соответствующие гарантии.
    Так как государственный строй, его особенности, способы организации и гарантии, закрепляются в Конституциях, то он является конституционным строем.
    В современной научной литературе понятие «конституционный строй» фиксируется, как строго определенная основополагающая часть социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное единство общества, и представляет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституционным.  Таким образом, установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом.  
    Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер. Гражданское общество отождествляется в целом со сферой частных интересов и потребностей. Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека.
    Ограничение государственной власти правом - одна из целей создания оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.
    Необходимо отметить, что понятие «конституционный строй» применимо только к такому государству, в котором Конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой Конституции, но главное – государство действует во всем подчинении праву. Конституционный строй, таким образом, становится реальностью при соблюдении двух условий: соблюдение Конституции и если она демократическая.[2]
    Не отходя от темы, я хотела бы вернуться к первоисточнику происхождения понятия «конституционный строй» - к Конституции, определение которой поможет мне более целостно и завершено выявить смысл указанного понятия. 
    Итак, что такое Конституция? Это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, выражающий волю и интересы народа в целом, либо отдельных социальных слоев общества, и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.[3] Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. Таким образом, конституционный строй это совокупность социальных отношений, а его основы – система принципов, их регламентирующих.
     
    § 2 Закрепление конституционного строя в Конституции РФ
     В закреплении конституционного строя участвуют все отрасли российского права и законодательства. Ведущее место среди правовых норм, занимают нормы Конституции РФ, поскольку Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.
    Среди же норм Конституции, определяющую роль играют нормы, закрепляющие устои российского конституционного строя, в которых выражается его гуманная сущность, принадлежность России системе демократических стран. Это - нормы об основах конституционного строя, характеризующие Российскую Федерацию, как конституционное государство.[4]
    Закрепляя основы конституционного строя РФ, Конституция регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует государственно-правовой институт «Основы конституционного строя РФ», занимающий ведущее место в системе государственного права России. В Конституции РФ содержится специальная глава (глава 1), посвященная рассматриваемому вопросу, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений.
    Значение данной главы велико. Как уже я отмечала выше, ни последующие главы, ни законодательство в целом не могут и не должны противоречить
    основам конституционного строя РФ, а изменения в Основы конституционного строя, могут быть внесены только в особом, установленном Конституцией РФ, порядке.
    Баглай М. В., рассматривая нормы-принципы, включенные в главу «Основы конституционного строя», разделяет их на четыре основные группы: 1 - гуманистические основы конституционного строя, 2 – основные характеристики Российского государства; 3 – экономические и политические основы конституционного строя; 4 – основы организации государственной власти.
    В данном случае, под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать такие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ – таковы главенствующие лица, которым и во имя которых создается конституционный строй.[5]
    К следующим основам российского конституционного строя относятся, прежде всего, демократизм, выражающийся в народном суверенитете, в разделении властей, в идеологическом и политическом многообразии, признании и гарантировании человека, его прав и свобод высшей ценностью; кроме того, социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном осуществляются производство и распределение товаров и благ.  Также к Основам относятся федерализм, суверенность Российского государства, и республиканская форма правления.  Каждый из этих конституционных принципов существуют не сам по себе, а в совокупности, дополняя и корректируя друг друга, поэтому и рассматриваются всегда также, в совокупности.
    Закрепление основ конституционного строя в конституционной форме имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной воли. Тем самым подчеркивается особая значимость основ конституционного  строя,  верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции Основы образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяющие по юридической форме те важнейшие качественные связи, которые свойственны ее организации.  Благодаря именно конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством.[6]
    Глава II.  Основы конституционного строя Российской Федерации
    § 1 Политические основы конституционного строя РФ
     Сущность любого государства определяет его форму, которая раскрывает способ организации высших органов государственной власти, национально-территориальное устройство государства, методы и способы осуществления политической власти. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, что также закреплено в Конституции РФ.  Помимо этого, Конституция содержит и еще ряд основополагающих характеристик Российского государства, о которых будет сказано ниже.
    Государственной основой конституционного строя и его выражением в масштабах всей страны является само Российское государство. Его официальные наименования - Российская Федерация и Россия, согласно ст. 1 Конституции «равнозначны».
    1.1 Политический режим. Политический режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления государственной власти. В мире существуют демократические и антидемократические (тоталитарные, автократические) политические режимы. Демократические политические режимы характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые обеспечивают развитие личности, защиту ее законных прав и интересов.
    Значение демократии как одного из начал конституционного строя достаточно широко. Во-первых, демократия есть такой строй и такой образ жизни, когда народ должен сам управлять всеми своими делами - и государственными, и общественными. Над народом никто не должен стоять, считая народ лишь объектом управления, тем более помыкать им. Органы законодательной власти и занимающие руководящие позиции в своей системе органы исполнительной власти производны от народа, т.е. депутаты и руководители исполнительных органов избираются народом и ответственны перед ним. Во-вторых, демократия как основа конституционного строя проявляется и в том, что в обществе должны обеспечиваться гласность, свобода, полная информация, право обсуждать важнейшие проблемы, высказывать свое мнение и добиваться - законными способами - его учета в актах и действиях соответствующих органов. При этом демократия - это и внутреннее осознание гражданином своей полезности обществу, необходимости участия в его жизни. В-третьих, демократия - это еще и политический режим, когда закон и реальность адекватны. В-четвертых, демократия как основа конституционного строя - это и дисциплина, организованность, ответственность личности перед обществом и государством (а не только их ответственность перед личностью).
    Россия – демократическое государство. Демократизм проявляется в закреплении принципа народовластия, гласном осуществлении государственных функций, гуманистической направленности политического режима и недопустимости произвола в представительной и непосредственной формах демократии.
    Представительная демократия – осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы (парламенты, выборные органы местного самоуправления), наделяемые правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Важное условие – независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.
    Представительная природа государственной власти в РФ получает выражение в избрании Президента РФ, Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
    Непосредственная демократия -  форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Получает выражение во всенародных выборах, референдумах, обсуждениях законопроектов, съездах народов, деятельности общественных объединений, местного самоуправления.
    Важным из признаков демократического государства является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства, хотя не отрицается  принуждения в определенных формах, которые должны иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Государство обязано защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения.
    Государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.
    1.2 Форма государственного устройства. Форма государственного устройства это внутренняя структура государства. Она показывает, из каких частей состоит государство, как эти части взаимосвязаны между собой, как решается проблема правового статуса национальных меньшинств. По форме государственного устройства  различаются унитарные и федеративные государства. Иногда к формам государственного устройства причисляют конфедерации.
    Унитарное государство – это единое, цельное образование, территория которого делится на административные единицы. Для унитарных государств характерна единая система государственных органов, единая конституционно-правовая система, единое гражданство, единая кредитно-денежная система, единая валюта, единая армия.
    Федеративное государство – это сложное по внутренней структуре образование, которое состоит из ряда государств или государственных образований. Федерация характеризуется территориальным единством, государственным суверенитетом в пределах своей территории, единым гражданством, единой конституционно-правовой системой, единой системой государственной власти, единой кредитно-денежной системой, едиными вооруженными силами, единой официальной государственной символикой.
    Конфедерация это международно-правовое объединение, созданное для реализации временных экономических, политических и военно-стратегических целей. Субъекты конфедерации обладают правом сецессии, т.е. свободного выхода из конфедерации. Нормативно-правовые акты, принятие органами конфедерации, требуют ратификации парламентами ее членов. В конфедерации нет единой конституционно-правовой системы, единого гражданства, единых вооруженных сил.
    Государственно-территориальное устройство России основывается на принципе федерализма. За счет него обеспечиваются единство страны, децентрализация государственной власти, равноправие и самоопределение народов в составе федерации. Это конкретизирует главную задачу федерализма: обеспечение эффективности управления единым государством, имеющим большую территорию и численность населения, при помощи рассредоточения государственной власти, обеспечения права народностей на самоопределение. Федеративное государство представляет собой сложное государство, в состав которого входят другие государства.
    Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности: единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.
    Принцип целостности и неприкосновенности территории Российской Фе-
    дерации, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны, т.к.  каждый  ее субъект является частью Федерации.
    Между федерацией и ее субъектами проводится разграничение компетенции. Прежде всего, объем принадлежащих исключительно РФ предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для обеспечения защиты интересов всего многонационального народа России. А они не могут быть защищены, если Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений.
    Масштабы нашей страны и разнообразие условий в ней очень велики. Поэтому важным фактором, оказывающим решающее воздействие на распределение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, является необходимость учета органами государственной власти и управления условий, в которых проживает население субъекта Федерации. В силу этого, например, именно субъектам Федерации принадлежит право устанавливать, причем самостоятельно, систему органов государственной власти. Эти органы должны лишь соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, устанавливаемым федеральным законом в интересах всего многонационального российского народа.
    Сохраняя за собой полномочия в определенном объеме, субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации, признавая приоритет ее задач и целей. Они признают также на своей территории высшую юридическую силу нормативных правовых актов федерации. Государственная власть федерации является единственной властью на ее территории. Она опирается на волю всего народа федерации.
    Федеративное устройство основано на государственной целостности, единст-
    ве системы государственной власти. Во взаимоотношении с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.
    1.3 Форма правления. Форма правления показывает, как образуются высшие органы государственной власти, как в этом процессе участвует народ, как разграничиваются полномочия между высшими и другими органами власти.  По форме правления все государства мира делятся на монархии и республики. В монархии верховная государственная власть осуществляется единолично и передается, как правило, по наследству. В республике высшие органы государственной власти избираются народом на определенный срок и периодически сменяются.
    Российская Федерация провозглашена республикой, что означает выборность и сменяемость главы государства.
    Устанавливая республиканскую форму правления в РФ, Конституция закрепляет такие признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью; ориентация государственного строя на разум и опыт; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством и нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на неограниченный срок.
    Россия сочетает в себе черты парламентской и президентской республик. Это выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы.
    В настоящее время наша страна имеет президентско-парламентскую  форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием, во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действует Председатель Правительства  и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом.
    Именно названные признаки характеризуют РФ как «полупрезидентскую» республику.
     
    1.4 Правовое государство -  верховенство закона. Правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека.
      Главное в идее правового государства – связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов.
      Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права (верховенство закона).
    Вот какое определение дает данному понятию Мамут Л. С.: «Правовое государство - это, прежде всего, такое государственно-организованное общество, в котором основные права и обязанности, свободы и ответственность человека высоко чтятся и защищаются конституцией (законодательством), институты публичной власти легитимны и легализованы, в котором существует разделение властей и независимость суда».[7]
    Теперь можно выделить основные признаки правового государства:
    а) Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естест-
    венному праву.
     б) Независимость судей как главного механизма гарантий прав и свобод,
    несменяемость и неприкосновенность их; устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл.2 Конституции РФ указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы.
     в) Верховенство Конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вся правовая система отталкивается от нее,  закон и право не должны расходиться.
     г) Приоритет международного права. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества.
    Россия - правовое государство и в ней, как правовом государстве, действует конституционный принцип разделения властей.
    Так как вся жизнь в стране должна основываться на Конституции, законах и иных юридических нормативных актах -  действия различных органов и должностных лиц, общественных объединений, поведение граждан должны соответствовать праву. Никто не имеет право вопреки правовым предписаниям устанавливать свои правила, регулирующие жизнь граждан, их сообществ, территорий. Нарушители закона должны нести ответственность, так как государством гарантируются объективное разбирательство, защита интересов личности, общества и государства, назначение справедливого наказания судом, иным уполномоченным органом, при этом недопустимы произвол и превышение закона.
    1.5 Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Теперь не человек создан для государства, а государство для человека – главный принцип их отношений. Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы.
    Основные обязанности государства, всех ветвей власти, всех звеньев государственного механизма сводятся к признанию и служат главной цели: соблюдению, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.
    Однако, признание прав и свобод человека высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не в праве ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу.
    Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которое ведет к установлению взаимных прав и обязанностей, и, прежде всего обязанностей государства защищать права и свободы данного лица в полном объеме, и так же за пределами страны. Только гражданство предоставляет права в сфере осуществления государственной власти.
    Конституция (ч. 3, ст. 6) установила, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Ни при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных оснований. Государственные органы не имеют права безосновательно отказывать людям в их желании принять российское гражданство.
    Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.
    1.6 Суверенитет – верховенство государственной власти.  Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам.
    Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
    Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации. Соответственно, любые действия отдельных органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего лишь часть многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и федеральными законами.
    Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и др. законов, издаваемыми высшими органами государственной власти. Однако верховенство власти не означает ее неограниченности. Как и всякая другая власть в конституционном государстве, суверенная власть основана на праве и ограничена правом.
    Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Это означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты  и обеспечивать конституционный правопорядок. Самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости (политической, финансовой и др.)  государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.
    Конституцией определяются две основные формы народовластия в Российской Федерации: непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия. В то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, решение местных вопросов требуют образования постоянно действующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в Российской Федерации.
    Непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных выборов - исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, собственно, и позволяет осуществить демократическую организацию власти в Российской Федерации.
    Суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих трех положениях:
    - суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию;
    - Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;
    - Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
    Защита суверенитета осуществляется в различных формах: военной – Вооруженными Силами РФ; дипломатической – Президентом и Правительством России; государственными органами, которые руководят различными отраслями управления.
     
    § 2 Экономические и социальные основы конституционного строя Российской Федерации
    2.1 Экономические основы. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.  Кроме того, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
    Действующая Конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту.
    Гарантированное ст. 8 Конституции юридическое равенство форм собственности, равное их признание и защита,  означают одинаковое признание, и одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами, любых не противоречащих законодательству, форм хозяйствования и признаваемых законом имущественных прав, а также недопустимость установления законодательством каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъектов хозяйственной деятельности. Права собственности всех субъектов (носителей) этого права защищаются абсолютно одинаково, на основании одних и тех же норм материального права.
    Экономической основой общества становится рыночная экономика, для нормального и эффективного функционирования которой необходимы:
    а) свобода экономической деятельности;
    б) свободное перемещение товаров, услуг, финансовых и иных ресурсов, т.е. единство экономического пространства на всей территории страны
    2.2 Социальные основы.  Социальным называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.
    Россия - социальное государство. Согласно ст. 7  Конституции, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
    Один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей (родственников), а возводится в ранг общегосударственной политики. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства. По ним можно судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни.
    В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде.
    В статье 25 Всеобщей декларации прав человека закреплено: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».[8]
    Следуя нормам международного права, Конституция РФ устанавливает обязанность государства проводить социальную политику, обеспечивающую каждому россиянину достойную жизнь. Это, прежде всего, возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации: иметь надлежащие жилищные условия и медицинское обслуживание, современную бытовую технику, средства передвижения, рациональное и калорийное питание, возможность пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, пользоваться культурными ценностями и др. Достойная жизнь невозможна и без свободного развития личности, предоставления ей возможности усвоить достижения науки, культуры, получить профессию.
    Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
     Основные направления социальной политики:
    - охрана труда и здоровья людей;
    - установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
    - обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
    - развитие системы социальных служб;
    - установление государственных пенсий, пособий;
    - иные гарантии социальной защиты.
    Деятельность нашего государства в социальной сфере пока что не является достаточно действенной. Государство способно будет выполнять названные задачи только опираясь на мощную и стабильную экономику, обеспечивающую материальное благополучие и процветание общества.  В условиях переживаемых экономических трудностей, социальная политика России не только не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции, но и не обеспечивает прожиточный минимум значительной части населения.
     
    § 3. Духовные основы конституционного строя РФ
    3.1 Россия - светское государство. Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Конституция РФ (ст.14) раскрывает данную характеристику нашего государства в следующих положениях:
    - никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
    - религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
    Отделение религиозных объединений  от государства не влечет за собой ограничение прав членов объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений.
    Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил, но при условии соблюдения российского законодательства. Законом, регулирующим эти вопросы, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» и законы вносящие некоторые изменения в данный закон.
    Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону. Подобные ограничения объясняются существующем в стране религиозным плюрализмом.
    3.2 Идеологическое многообразие. Идеология - это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений.
    Конституция РФ в ст. 13 гласит, что в РФ признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность. Гражданам гарантируется право на объединение. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.[9]
    Идеологическое многообразие - это право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:
    1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;
    2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно - популярных работ, трудов, статей и т.п.;
    3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партий, готовить законопроекты, иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политического строя Российской Федерации;
    4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями;
    5) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.
    Конституция РФ дает право гражданам России придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но такой выбор должен делаться ими осознанно, добровольно и самостоятельно. Государство не навязывает какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, которую все должны разделять, изучать и пропагандировать под страхом уголовного и иного наказания.
     
    Заключение
     
      В прошлое отходят споры и разногласия, касающиеся действующей Конституции, однако, преждевременно полагать, будто все проблемы ее реализации и действия решены.
    Ведь помимо юридического содержания, понимание «Конституции», «конституционного строя» обусловлены и уровнем правосознания, и развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания тех гражданских, уголовных, административных и других отношений, которые  посягают  на конституционные порядки.
    Реализация конституционных прав любого гражданина в нашей стране не возможна без воспитания в обществе чувства уважения к закону и Конституции в целом. Первооснова такого уважения закладывается практикой государственной деятельности, строгим соблюдением конституционных норм, в-первую очередь,  всеми должностными лицами и особенно руководителями всех уровней. Свой вклад должны вносить политические партии и общественные объединения, которым дороги престиж и имя страны. Конституция не должна являться самоцелью. Она принимается и действует для того, чтобы добиться реализации определенных общественных идеалов, организация жизни страны на началах, отвечающих интересам человека. Человек, гражданин, народ – таковы главные действующие лица, которыми и во имя которых создается конституционный строй.[10]
    Подводя итоги своей курсовой работы, хочу еще раз выделить основные пункты. Глава «Основы конституционного строя» определяет важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового регулирования общественных отношений, а также порядок взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества.
    Детально к основам конституционного строя Российской Федерации, относятся, прежде всего, демократизм, правовое государство, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; социальное рыночное хозяйство, социальное государство; светское государство, с политическим и духовным многообразием; федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления.
    Все эти и другие положения главы признаны особо важными и потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите.
    Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция РФ 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, со­циальными, политическими и другими факторами. На конституцион­ном развитии, несомненно, сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности. Со временем существования действующей Конституции  проявляются как сильные, так и слабые стороны самой Конституции.
     Думаю, что ответить на часто возникающий вопрос, хороша ли действующая в России Конституция или нет, каждый может самостоятельно и здесь все зависит от убеждений, которые включают в себя меру знания истории и некоторую  способность к предвидению. Но, если в данном вопросе мнения людей могут разойтись, то думаю в вопросе, действуют ли в России конституционные принципы, в большинстве своем, мнения сойдутся. Жизнь Конституции, ее реальность, демократия на практике – это уже работа не теоретиков и ученых, а каждого гражданина РФ, несмотря на его социальный или политический статус.
    Цитатой нынешнего Председателя Конституционного Суда РФ Зорькина В.Д., выбранной из статьи, вышедшей к 10-летию Конституции РФ в Российской газете, я хочу закончить свою курсовую работу. К сожалению, сказанная шесть лет назад она актуальна и сегодня: «Гарантируя широкий круг международно-признанных прав и свобод человека и гражданина, периодическое проведение свободных выборов, реализацию принципов разделения властей и федерализма, создание и развитие системы местного самоуправления Конституция призвана обеспечить правовые предпосылки для дальнейшего развития подлинно демократического, основанного на господстве права конституционного строя в России. Она должна стать действительным основным законом жизни общества, фундаментом всей его государственной и правовой системы. В этом заключается ее огромный созидательный потенциал, который еще не вполне осознан и который предстоит реализовать в полной мере.»
     
     
    Список использованных источников и литературы.
     
    1.
    Конституция РФ от 12.12.1993  (с изм. от 14.10.2005)
    2.
    Федеральный закон от 26.09 1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
    3.
    Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления».
    4.
    Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты».
    5.
    Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации.  Под общ. ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт - М; Новая Правовая культура, 2002
    6.
    Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина. Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д.Зорькина. . - ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003
    7.
    Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - РЮИД, «Сашко», 2000
    8.
    Баглай М.В. Конституционное право РФ, М.: Норма - Инфра, 2001
    9.
    Герасимов А.Н. 53 вопроса и ответа Конституции РФ, С-Петербург: Норма, 1994
    10.
    Грудицына Л.Ю. Конституционное право граждан на жилище. неприкосновенность жилища, «Адвокат», 2005. № 7
    11.
    Зорькин В.Д. Тезисы о правовой реформе в России, «Законодательство и экономика», 2004.  № 2
    12.
    Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации, М.: Юристъ, 1999
    13.
    Кокотов А.Н, Кукушкин М.И. Конституционное право России, М.: Юристъ, 2003
    14.
    Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права, «Государство и право», 2001, № 7
    15.
    Румянцев О. Г. Основы Конституционного строя России. М., 1994
    16.
    Топорнин Б.Н. Конституция РФ. Научно - практический комментарий, М.: Юристъ, 1997
     
     
    [1] Конституция РФ от 12.12.1993г., глава 1 статья 2
    [2] Баглай М.В. Конституционное право РФ, М.: Норма-Инфра, 2001. с. 98
    [3] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - РЮИД, «Сашко», 2000.
     
    [4] Кокотов А.Н, Кукушкин М.И. Конституционное право России, М.: Юристъ, 2003. с.80
    [5] Баглай М.В. Конституционное право РФ, М.: Норма-Инфра, 2001. с 99 - 101
    [6] Кокотов А.Н, Кукушкин М.И. Конституционное право России, М.: Юристъ, 2003. с.82
    [7]  Мамут Л. С.Социальное государство с точки зрения права. Государство и право. 2001. N 7. с.13.
    [8] Грудицына Л.Ю. Конституционное право граждан на жилище. неприкосновенность жилища, «Адвокат», 2005. № 7
    [9] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - РЮИД, «Сашко», 2000
    [10] Баглай М.В. Конституционное право РФ, М.: Норма-Инфра, 2001. с 103
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Конституционный строй РФ и его основы ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.