Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Бедность и неравенство как социальная проблема

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Бедность и неравенство как социальная проблема
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    13.08.2010 12:57:23
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ
     
    Введение. 2
    Глава 1. Бедность и неравенство как социальная проблема. 3
    1.1. Проблема социальной неоднородности общества. 3
    1.2. Cоциальная несправедливость и справедливость как неотъемлемые составляющие и формы развития социального бытия. 6
    1.3.Острота проблемы бедности (неравенства) и пути ее решения в современных условиях общественного развития. 7
    Глава 2.Общесоциологичесий анализ проблемы бедности и неравенства. 24
    2.1.Многообразие подходов к анализу проблемы бедности  неравенства в социологии  24
    2.2.Социальная природа бедности (неравенства) и социологические подходы к нивелированию ее последствий в динамике общественного развития. 26
    2.3. Бедность и неравенство в контексте теории стратификационно-классовой структуры общества. 31
    Глава 3.Стратегия  понижения уровня социальной поляризации в стратификационной структуре современного общества Украины.. 35
    3.1.Социально-экономические факторы снижения уровня социальной поляризации  35
    3.2.Стратегия достижения политической стабильности в реализации идеи общественного благополучия Украины.. 38
    3.3. Социокультурная детерминация условий порядка и социальной справедливости в современной Украине. 42
    Заключение. 47
    Список использованной литературы.. 48
     
     
    Введение Актуальность темы. Проблема бедности в Украине превращается из экономической проблемы переходного периода в социальную. Наиболее незащищенными признаны инвалиды, люди пожилого возраста, молодежь и женщины. Такие данные социологического исследования Международного центра Толерантности, обнародованные сегодня на форуме "Преодоление бедности – дело защиты прав человека". Как заявил председатель правления Международного центра Толерантности, член парламентского комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и междунациональных отношений Александр Фельдман, институты защиты прав людей не выдерживают конкуренции с системой неформальных отношений (семейные связи, коррупционные схемы).
    Цель???
    Задачи работы:
    - исследование проблем социальной неоднородности общества, а также социальной справедливости и несправедливости;
    - анализ остроты бедности и неравенства в современной Украине;
    - анализ подходов к исследования бедности  и неравенства;
    - изучение социально-экономических факторов снижения уровня социальной поляризации;
    - изучение социокультурной детерминации условий порядка в современной Украине.
    В данной работе использовались научные труды таких авторов, как Бобков В., Варшавская Е, Гарсия-Исер М., Голоден О., Смирнов С., Денисов Н., Домнина И., Егоров Е.В., Кутепова Н.И., Макконнелл К.Р., Римашевская Н.М., Роик В.Д. и других.
     
    НАПИСАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ТОМ, В  КАКИХ ТРУДАХ ОНИ ПРИМЕНЯЛИ И Т.Д.
     
     
    Глава 1. Бедность и неравенство как социальная проблема 1.1. Проблема социальной неоднородности общества Социальная неоднородность общества, различия уровней дохода,  власти, престижа и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание к исследованию конфликтов. Широкое распространение этого явления и послужило основой для данной работы.
    Вопросы о возможности существования общества без конфликтов, является ли конфликт проявлением дисфункций организаций, аномалией в общественной жизни или же это нормальная, необходимая форма социального взаимодействия между людьми  в некоторой мере освещает данное исследование.
    Об актуальности темы свидетельствует тот факт, что столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Поэтому, чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликт и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
    Конфликт, в особенности социальный, весьма интересное явление в общественной жизни людей, и в связи с этим не случаен интерес к нему многих крупных ученых, занимающихся  весьма широким спектром наук. Так профессор Н.В.Михайлов писал: “Конфликт - это стимул и тормоз прогресса, развитие и деградация, добро и зло”.
    Эйнштейн замечал, что природа сложна, но не злонамеренна. Природа конфликтов иная: конфликтирующие стороны могут быть злонамеренными, доброжелательными или нейтральными, порою сами не ведая и тем, более не зная истинных тенденций другой стороны.
    Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.
    Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гиденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания - конфликтологии. Конфликты классифицируются по своей структуре и по направлениям исследований.
    Основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Крупный конфликтолог Р. Дорендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп. 1). Первичные группы - непосредственные участники конфликта. Которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей. 2). Вторичные группы - стремятся быть незамешанными непосредственно в конфликт. Но вносят свой вклад в разжигание конфликта. На стадии обострения они могут стать первичной стороной. 3). Третьи силы заинтересованы в разрешении конфликта.
    Предмет конфликта - это и есть основное противоречие из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство.
    Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной стадии в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого поведения.
    Большое внимание уделяется понятию “сила” участников конфликтов. Сила - это способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов:
    - физическую силу, включая технические средства, применяемые как инструмент насилия;
    - информационно цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т.п.;
    - социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т.д.);
    - прочие ресурсы - деньги, территория, лимит времени, число сторонников, и т.д.
    Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.
    Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.
     
    1.2. Cоциальная несправедливость и справедливость как неотъемлемые составляющие и формы развития социального бытия  
    Проблема бедности в Украине превращается из экономической проблемы переходного периода в социальную. Наиболее незащищенными признаны инвалиды, люди пожилого возраста, молодежь и женщины. Такие данные социологического исследования Международного центра Толерантности, обнародованные сегодня на форуме "Преодоление бедности – дело защиты прав человека". Как заявил председатель правления Международного центра Толерантности, член парламентского комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и междунациональных отношений Александр Фельдман, институты защиты прав людей не выдерживают конкуренции с системой неформальных отношений (семейные связи, коррупционные схемы). Также, в Украине сформировался не только многомиллионный нелегальный рынок частных услуг в социальном секторе, но и мощная сфера управленческих услуг. Последнее, является проблемой уже не так правозащитников, как контрольных и силовых органов, отметил О.Фельдман.
     
     
    1.3.Острота проблемы бедности (неравенства) и пути ее решения в современных условиях общественного развития  
    Низкий уровень жизни. Сегодня население Украины в целом бедно. Об этом говорят самые разнообразные показатели: низкое качество рациона питания, постоянный отток граждан за пределы страны, низкая рождаемость, высокая заболеваемость и смертность, неудовлетворенность широких слоев общества общеэкономической ситуацией и своим материальным положением. Несмотря на то, что доля затрат на питание в бюджете средней украинской семьи выросла за 1991—2000 годы с 33 до 64%, качество питания заметно ухудшилось: энергетическая ценность дневного рациона снизилась с 3597 до 2505 ккал, содержание белков — со 105 до 73 г, жиров — со 124 до 71 г, кальция — с 1362 до 848 г (табл. 1 на стр. 10). Но может быть, это закономерность, характерная для нового отношения к режиму питания в богатых странах?
    Вообще-то, глядя на традиции богатого застолья в Украине, кажется, что люди не голодают, но… Бесстрастная статистика фиксирует, что качество питания населения у нас заметно ниже, чем в других европейских странах. К тому же, у 10 млн. человек (почти пятой части населения!) энергетическая ценность питания — ниже 2100 ккал, что по определению специалистов Всемирной организации здравоохранения является порогом бедности.
    Низкое качество питания в сочетании с ухудшением медицинского обслуживания, недоступностью для широких слоев населения многих лекарств, отказом от занятий спортом, хроническими психологическими и эмоциональными перегрузками, работой в неблагоприятных условиях и т.д. — все это сказывается на состоянии здоровья нации. Например, уровень распространения железодефицитной анемии среди женщин 15—54 лет увеличился за 10 лет почти втрое, а численность больных туберкулезом — более чем в полтора раза; численность состоящих на учете ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом за пять лет выросла больше чем в 17 раз. К счастью, и адаптация населения к новым условиям жизни, и сокращение производственного травматизма, и усилия медиков по снижению смертности, прежде всего новорожденных и детей раннего возраста, в конце концов, привели к некоторому увеличению средней продолжительности жизни в стране.
    Непосредственной реакцией граждан на низкий уровень жизни является миграционный отток. Ежегодно в течение 1994—2000 годов из-за миграции общая численность населения Украины сокращалась примерно на 90 тысяч человек — наиболее активных, инициативных, образованных. И хотя за последние два года отрицательное сальдо миграции сократилось больше чем вдвое, официальные данные отражают только верхушку айсберга. Значительная часть мигрантов (особенно уезжающих на заработки) покидает территорию страны нелегально. Украина превратилась в поставщика дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы во многие страны ближнего и дальнего зарубежья. По данным Национального института украинско-российских отношений, только в  работают больше 300 тысяч наших соотечественников.
    Одним из наиболее опасных проявлений является «утечка мозгов». После трехлетнего снижения темпов эмиграции высококвалифицированных специалистов наблюдается новый всплеск. В 2000 году в страны с более привлекательными для научной работы условиями выехал 151 доктор и кандидат наук (на 11% больше, чем в 1999 году). Всего же за 1995—2000 годы Украину покинули 270 докторов и 640 кандидатов наук, четверть которых — специалисты моложе 40 лет, а треть — в возрасте 41—50 лет.
    Еще один очень важный признак обнищания — крайне низкая рождаемость. Конечно, это вызвано не только бедностью: женщины в весьма благополучных странах не соглашаются ограничивать свои интересы внутрисемейной сферой, да и в Украине суммарный коэффициент рождаемости снизился до уровня, не обеспечивающего даже простого воспроизводства поколений, еще в 1960-х годах. Вследствие этого изменилась возрастно-половая структура населения, в частности низким стал удельный вес лиц активного репродуктивного возраста (16—29 лет), что непосредственно сказывается сейчас на численности не только родившихся, но и умерших.
    В последние годы процесс снижения рождаемости стремительно ускорился, и это — уже результат опережающего падения уровня жизни семей с детьми, разрыва между реальными условиями жизни и сформировавшимися стандартами, неуверенности в будущем. Молодые семьи все чаще отказываются от рождения не только третьего или второго, но и единственного ребенка, и в 2000 году рождаемость была вдвое ниже той, которая необходима для простого воспроизводства населения. Да, снижение рождаемости характерно для всех без исключения стран Европы, но именно в Украине население объясняет свое нежелание иметь детей (в последнее время это относится даже к единственному ребенку) низким жизненным уровнем.
    Психологическое неприятие экономического неравенства. Как бы ни были важны средние показатели, но полной картины они не дают. При прочих равных условиях бедность прямо пропорциональна степени имущественного расслоения граждан. Если значительная часть ресурсов (денежных, земельных или каких-либо иных) концентрируется в руках относительно немногочисленной группы населения, то остальным мало что остается.
    Вообще говоря, отсутствие экономического неравенства так же опасно для общества, как и его чрезмерность. Именно наличие состоятельных людей — при условии, конечно, веры широких слоев населения в «праведность» их благосостояния — является важным стимулом к активизации жизненной позиции, стремлению максимально использовать имеющиеся шансы, тем ориентиром, к которому стремится, например, средний американец, стараясь получить хорошее образование, хорошую работу, откладывая часть своих доходов и т.д. Если же в обществе преобладает стремление обеспечить полное равенство для всех, то тем самым провоцируются иждивенческие настроения, снижается мотивация интенсивной трудовой деятельности и занятости вообще, что в конечном итоге значительно увеличивает неоправданные затраты, нагрузку на бюджет и т.п.
    И в этом контексте проблема имущественного расслоения в Украине приобретает особое звучание. Сам по себе уровень экономического неравенства в стране (по крайней мере, по официальным данным) не слишком высок — он более или менее соответствует стандартам других стран с переходной экономикой. Но при этом, как явствует из опроса 2009 респондентов в возрасте 18 лет и старше, проведенного в декабре 2000 года во всех регионах страны Украинским институтом социальных исследований и центром «Социальный мониторинг», наши сограждане убеждены в криминальном происхождении значительной части существующих сегодня капиталов. Этим обусловлены массовое неприятие в своей среде богатых людей, распространенность ожиданий конфликтов между богатыми и бедными и жажда уголовного наказания тех, кто сумел сколотить состояние. В таких условиях даже не очень значительное расслоение вызывает резко негативные результаты.
    Бросается в глаза и отсутствие в стране «среднего класса», являющегося основным компонентом социальной стабильности и прогресса. Представители целого ряда профессиональных групп (врачи, учителя, ученые, инженеры), которые еще в начале переходного периода имели средние по национальным стандартам доходы и играли стабилизирующую роль в обществе, ныне в большинстве своем оказались среди «новых бедных». А ведь переход значительной части людей с высоким уровнем образования и высокими социальными ориентирами в ту группу, доходы которой ниже (либо едва выше) черты бедности, чреват серьезными осложнениями. В силу своего высокого интеллектуального уровня такие люди оказывают существенное (хотя и не всегда очевидное) воздействие на общественную психологию, и их неудовлетворенность характером социально-экономического развития, неизбежная в условиях резкого падения личного уровня жизни и социального статуса, неминуемо сказывается на социальной ситуации.
    Что же касается «нового среднего класса», появление которого связывалось с реформированием экономики, в частности с приватизацией, то этот слой — по оценкам Института социальных исследований, около 25% — еще слишком невелик и не оказывает необходимого влияния на развитие общества.
    Богатый и бедный считают себя… бедными. Среди различных форм бедности чрезвычайно важна так называемая субъективная бедность, определяемая по самоидентификации. Важность эта обусловлена ее непосредственной связью с маргинализацией общества, иждивенческими настроениями. Именно субъективная бедность, формируя неконструктивное, пассивное поведение, способствует снижению экономической активности, инициативы, стремления к дополнительным заработкам, к самозанятости или предпринимательству. А это, в свою очередь, провоцирует готовность к восприятию деструктивных идей и противоправным действиям. Ведь, утрачивая веру в собственные силы, человек ожидает чьей-то помощи, чьих-то указаний и в итоге покоряется любой политической силе, которая должным образом нажимает на болевые точки.
    Согласно данным 26 обследований, проведенных в 1994—2000 годах Украинским институтом социальных исследований и центром «Социальный мониторинг», 75% населения считают, что они живут хуже, чем средняя украинская семья. А по данным общенационального социологического мониторинга, который в течение вот уже восьми лет ведут ученые Института социологии НАН Украины, в 2000 году 65% населения считали себя бедными (в 1994 году таких было 47%). При этом денежное выражение черты бедности сами опрошенные определяют даже ниже минимальной пенсии или минимальной зарплаты и порога, рассчитанного исходя из результатов научных исследований.
    Критерии и черта бедности. Но каким бы ни был уровень жизни населения страны, всегда есть часть, которой живется значительно хуже. Такие люди считаются бедными по национальным стандартам. И совершенно ясно, что бедные, например, в Швейцарии или США, могут быть вполне обеспеченными людьми по стандартам Украины, а наши бедняки живут вовсе неплохо по сравнению с большинством населения Эфиопии.
    Вообще определение черты бедности — вопрос не столько экономический, сколько политический. Конечно, нельзя игнорировать возможности бюджета оказывать материальную поддержку неимущим членам общества. Но главную, определяющую роль играют действующие в обществе установки. Например, либеральная модель предполагает максимальную ориентацию населения на собственные силы и очень ограниченную помощь трудоспособным людям. А социально ориентированная модель, наоборот, распространяет опеку на гораздо более широкие слои. В этом контексте вопрос установления официальной черты бедности в Украине приобретает особое значение.
    Так сколько же в действительности бедных в Украине и кто они? Согласно принятым в мире критериям, приблизительно 28% украинского населения следует квалифицировать как бедных — эти люди страдают от недостаточного потребления продуктов питания, они не могут приобрести необходимую одежду и обувь, ограничиваются самыми дешевыми и не всегда эффективными лекарствами. Глубина бедности составляет 21,5%, т.е. в среднем расходы бедняков на 21,5% ниже рассчитанной, исходя из выбранного критерия, черты бедности — 75% средних совокупных расходов в расчете на одного члена семьи (табл. 2). Причем использованные критерии опираются только на текущее потребление и не учитывают возможности замены мебели, бытовой техники, ремонта жилья и пр.
    Но ведь дело не только в том, сколько людей бедствует, хотя и это, конечно, очень важно. Дело еще и в том, насколько эти люди бедны. Что могут они приобрести на свои доходы? Как защищены их дети? Могут ли они получить надлежащее образование и вырваться из тисков нищеты или обречены бедствовать всю свою жизнь?
    Крайне негативным симптомом следует признать формирование в Украине так называемой наследственной бедности. Дети из бедных семей не получают необходимой профессиональной подготовки и впоследствии не могут получить хорошей высокооплачиваемой работы. Как показывают исследования, существует четко выраженная прямая зависимость между уровнем образования и материальным положением.
    Наличие в семье хотя бы одного человека с высшим образованием вдвое снижает риск бедности. О расширении благодаря образованию возможностей занятости и заработков свидетельствует и соотношение в бюджете семьи денежных и натуральных доходов. Если в домохозяйствах, где никто из взрослых не имеет даже среднего образования, денежные доходы примерно равны натуральным, то в семьях, где все взрослые имеют высшее образование, денежные доходы в четыре раза превышают натуральные.
    Бедность работающих. Интуитивно понятна и оправданна бедность людей, обладающих плохим здоровьем, низкой квалификацией или профессией, не пользующейся спросом на рынке труда. Такие люди считаются социально уязвимыми и пользуются поддержкой общества. В последние годы в соответствии с концепцией устойчивого человеческого развития эта поддержка направляется на обеспечение им возможности самим зарабатывать себе на жизнь.
    В Украине же бедность очень часто становится спутником не просто достаточно образованных и квалифицированных людей, а людей работающих, причем в режиме полной занятости. Согласно результатам обследования условий жизни 9,2 тыс. домохозяйств, проведенного Госкомстатом в 1999 году, около 78% бедных семей — те, в которых хотя бы один из членов семьи работает.
    Такая ситуация отражает типичный для бедного общества процесс обесценения рабочей силы, продолжающийся по крайней мере десять лет: удельный вес оплаты труда в ВВП снизился с 53% в 1990-м до 45% в 2000 году, а в денежных доходах населения доля оплаты труда уменьшилась с 71 до 49%. В 1991—1999 годах реальная зарплата сокращалась значительно быстрее, чем ВВП и производительность труда, и даже в 2000-м, когда по всем признакам в стране наблюдался экономический рост, она снизилась. Почти четверть работающих получают зарплату ниже порога бедности, хоть он и является расчетным, а не установлен официально. Остаются весьма значительными долги по выплате заработной платы: по данным на 10 января с.г., они составили 4,9 млрд. грн., причем 40% этой суммы приходится на промышленность (здесь трудится 26% всех занятых в экономике) и 31% — на сельское хозяйство (16% всех занятых).
    Сокращение объемов производства и соответственное снижение спроса на рабочую силу обернулось снижением занятости, прежде всего в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, традиционно определявших структуру рынка труда Украины, привело к распространению вынужденной неполной занятости, росту уровня и продолжительности безработицы. В промышленности, некогда определявшей лицо отечественной экономики, эти негативные процессы оказались настолько существенными, что численность работающих здесь нынче уступает численности самозанятых (включая занятых в личном подсобном хозяйстве).
    Кроме того, именно в промышленности в течение последних лет наблюдается самый низкий из всех отраслей экономики уровень использования фонда рабочего времени — 72% в 2000 году (в целом по экономике — 78%), т.е. на деле ситуация еще хуже. Около трети так называемых занятых в промышленности находятся в административных отпусках (в целом по экономике — 16%) — это те люди, которые фактически не имеют ни работы, ни заработков и вынуждены ориентироваться на незарегистрированный сектор экономики.
    Бедность семей с детьми. При таком уровне оплаты труда даже двое работающих родителей не всегда могут обеспечить достойный (по нашим низким национальным стандартам) уровень жизни своим несовершеннолетним детям. Когда трудятся и отец, и мать и в семье нет неработающих взрослых, бедными являются 26,1% семей с детьми — что уж тогда говорить о многодетных! Уровень бедности среди семей с одним ребенком составляет 29,5%, с двумя — 35,9%, с тремя — 47,0%; среди семей с четырьмя детьми он увеличивается до 64,1%, а с пятью и более — до 88,7%.
    Количество детей до трех лет является особенно заметным фактором риска (в среднем уровень бедности среди таких семей составляет 44,1%).
    Закономерно, что бедность очень тесно связана с безработицей. Особенно опасен рост так называемой семейной безработицы, характерной для малых и монофункциональных городов. Наличие в семье хотя бы одного безработного повышает риск бедности на 50%, двоих — в 2,3 раза, а троих и более (к сожалению, в Украине, особенно в так называемых депрессивных регионах, есть и такие семьи) — в 2,6 раза. Почти половина безработных женщин имеет несовершеннолетних детей, а 6% — это многодетные матери.
    По идее, материальными трудностями семей с детьми в таких условиях должно озаботиться государство. Но даже простое сравнение разных видов помощи на детей со средней зарплатой показывает, что этого не происходит. Если в 1994 году одинокая мать получала на ребенка 13,4% средней по Украине зарплаты, а жена солдата — 24,7%, то в 1999-м — соответственно только 4 и 6,1% (табл. 3).
    Но даже такие мизерные суммы население не получает вовремя. Помощь, предусмотренная законом о государственной помощи семьям с детьми, — едва ли не единственный вид социальных трансфертов, задолженность по выплате которых не сокращается, а растет: за 1999 год — в 1,6 раза, а за 2000-й — еще в 1,4 раза. Общая сумма задолженности на 1 января 2001-го составляла 61,5 млн.грн., т.е. 5,3% полученного в 2000 году профицита бюджета страны. Фактически в счет задолженности, например, в декабре 2000 года было выплачено меньше трети необходимой суммы.
    Бедность пенсионеров. Об этой проблеме говорят, пожалуй, больше всего, особенно перед выборами. В самом деле, 96% пенсий, назначаемых на общих основаниях (то есть не государственным служащим, не работникам суда или прокуратуры, не военным… — список желающие могут продолжить самостоятельно, ознакомившись с действующим законодательством), — ниже порога бедности. В результате основная часть населения пенсионного возраста использует все возможности для трудовой деятельности (частично как наемные работники в зарегистрированном секторе, частично — в личном подсобном хозяйстве, частично — в теневой экономике). Во многих случаях, особенно в сельской местности, для 55—70-летних пенсия перестала быть основным источником доходов.
    В то же время глубокие старики, которые уже не в состоянии работать, просто бедствуют. Особенно в тяжелом положении находятся одинокие, не имеющие постоянной помощи, но крайне нуждающиеся в ней.
    Таким образом, материальное положение сегодняшнего пенсионера (имеются в виду люди, получающие пенсии на общих основаниях) определяется не стажем работы, не заработком в течение всей предыдущей жизни — с которого, кстати, платились взносы в Пенсионный фонд, — а возможностью продолжать трудовую деятельность после выхода на пенсию и наличием детей, которые могут помочь материально. Несмотря на выплаченные, наконец, долги и небольшое повышение пенсий, положение неработающих пенсионеров остается крайне тяжелым, в частности из-за низкого соотношения пенсий и зарплат. Если в экономически развитых странах оно составляет примерно 70%, то в Украине — 32%. И без кардинального изменения системы финансирования существенно увеличить его невозможно.
    Региональная бедность. В течение последних лет происходит усиление региональной дифференциации доходов и уровня жизни населения, причем пропасть между областями по части доходов их жителей углубляется гораздо быстрее, чем разрыв в экономическом потенциале.
    Самые высокие уровни бедности характерны для юго-восточных областей, где меньше распространены самозанятость и временная трудовая миграция, т.е. там, где население хуже адаптировалось к новым социально-экономическим условиям. Несколько лучше ситуация в областях с относительно высоким развитием незарегистрированного сектора экономики, включая личное подсобное хозяйство. По единым для всей страны критериям самые высокие уровни бедности — в Луганской (44,8%) и Николаевской (42,6%) областях, а самые низкие — в Киеве (10,9%). И эти различия нельзя не учитывать при разработке стратегии преодоления бедности и ее реализации в контексте региональной политики.
    Пути решения бедности в современных условиях.  В основе стратегии преодоления бедности должно быть признание того, что этой цели нельзя добиться исключительно путем поддержки обездоленных. Необходим комплексный подход, ориентированный как на бедные, так и на относительно обеспеченные слои общества. Усилия государства по повышению уровня жизни всех слоев населения независимо от их материального положения должны опираться на обеспечение устойчивого экономического роста, всестороннее развитие и максимально полное использование трудового потенциала страны, улучшение ситуации на рынке труда.
    Нужно, наконец, отказаться от практики регулирования оплаты труда исключительно путем повышения минимальной зарплаты. Такой подход уже привел к тому, что соотношение минимальной и средней зарплат в Украине составило в 2000 году 51,3%, хотя нормальным считается 30—35%. Особенно обострилась ситуация в бюджетной сфере: в образовании — 75,5%, в здравоохранении — 84,8, в социальном обеспечении — 99,2, в культуре — 100%. Абсолютно ясно, что в таких условиях зарплата никак не может стимулировать эффективный труд, творческую активность — фактически она давно превратилась в средство социальной поддержки работников бюджетных отраслей.
    Однако… сам по себе экономический рост нигде и никогда не решал социальные задачи. Вполне возможной (особенно в условиях Украины) представляется ситуация, при которой его плодами воспользуется очень ограниченный круг. Эта прослойка будет ускоренными темпами накапливать в своих руках богатство, а бедные — так и оставаться бедными.
    Таким образом, наряду с реформированием системы оплаты труда, концепция которого разработана и утверждена Президентом, необходимо добиваться снижения экономического неравенства путем внедрения гибкой налоговой политики, рациональных социальных трансфертов, стимулирования малого и среднего бизнеса, защиты прав мелких акционеров.
    Первоочередной задачей является проведение полномасштабной пенсионной реформы, ибо только так можно кардинально улучшить положение сегодняшних пенсионеров при стимулировании экономической активности населения трудоспособного возраста. Нужно вводить — сначала добровольную, а через несколько лет и обязательную — накопительную систему пенсионного обеспечения, которая будет стимулировать население регистрировать свои доходы и обеспечит необходимую связь между характером трудовой деятельности (длительностью стажа и суммой взносов в Пенсионный фонд) и материальным обеспечением в старости. Сейчас уже действует целый ряд так называемых негосударственных пенсионных фондов, но в силу отсутствия необходимых законов государство никак не регулирует их деятельность.
    Как бы мы ни противились, альтернативы повышению пенсионного возраста нет. Нынешний был введен в конце 1920-х годов, когда демографическая ситуация была абсолютно иной. Соотношение пенсионеров и населения трудоспособного возраста таково, что просто не оставляет нам выбора. Через это болезненное решение прошли все без исключения страны, начавшие реформы своих систем пенсионного обеспечения (от Казахстана и Грузии до Польши и Венгрии).
    И неправда, что средняя продолжительность жизни в Украине не позволяет этого сделать. Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении рассчитывается исходя из вероятностей умереть в младенчестве, в детстве, в отрочестве, в юности, в трудоспособном возрасте (а риск умереть в трудоспособном возрасте для мужчин достигает 35%). Те же, кто счастливо пережили эти периоды, могут рассчитывать на достаточно долгую жизнь. Так, средняя продолжительность предстоящей жизни для мужчин при достижении 60 лет составляет 14 лет, а женщин при достижении 55 лет — 23 года. К этому надо добавить, что каждый пятый выходит на пенсию раньше 55 или 60 лет, что соответственно еще повышает соотношение населения пенсионного и трудоспособного возраста.
    Еще один довод противников такого решения связан с якобы неминуемой катастрофой на рынке труда. Однако крайне постепенное повышение (в отличие от, например, Грузии, где в одночасье пенсионный возраст был повышен на пять лет) приведет к тому, что в течение первых четырех лет, когда это будет касаться самых молодых пенсионеров (значительная часть которых и сейчас работает), дополнительное предложение рабочей силы на рынке труда не превысит 100 тысяч человек в год. И только затем этот показатель будет заметно большим, но начало экономического роста дает все основания рассчитывать на рост спроса на рабочую силу к этому времени.
    Необходимо принципиально изменить действующую систему льгот. Существование развитой системы льгот (в налогообложении, в оплате целого ряда услуг и т.п.) представляет собой одну из болевых точек нынешней социальной политики. Сторонники ее сохранения подчеркивают, что во многих странах военнослужащим, к примеру, кроме зарплаты предоставляется целый ряд льгот. Но, во-первых, соответствующая отрасль возмещает убытки, которые могли бы понести из-за этого, скажем, транспортники. То есть фактически происходит перераспределение средств отрасли между прямыми и косвенными расходами на оплату труда. Во-вторых, и стоимость, и объемы использования этих льгот четко определены. У нас же и убытков отрасль не возмещает, и стоимость предоставленных льгот никто не считает. При этом не стремятся к наведению порядка с учетом использованных (а не просто продекларированных) льгот прежде всего те структуры, которые их предоставляют.
    Ныне в украинском законодательстве предусмотрено девять видов многоразовых и четыре вида одноразовых льгот. Часть их должна обеспечивать определенные привилегии лицам, и без того имеющим достаточные средства к существованию, а часть направлена на социальную поддержку ущемленных слоев населения. Наиболее распространены льготы на оплату проезда в городском и пригородном пассажирском транспорте, право на которые имеет треть населения страны (фактически использует чуть больше половины этой трети), право на льготный проезд в междугородном транспорте (имеют 13% населения, а используют его — лишь 2,5%). В отличие от этого льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг использует 94% имеющих на них право (примерно 8% населения, а с учетом членов семей — 14%). Вообще лишь 43% населения использует свое право на те или иные льготы, причем их удельный вес значительно выше среди более состоятельных слоев.
    Более 70% получателей льгот — вполне обеспеченные, по украинским стандартам, люди, а, например, среди пользователей льготами на оплату жилищно-коммунальных услуг доля небедных достигает 77%.
    Подводя итоги, хочу подчеркнуть необходимость минимизации льгот и замены их денежными выплатами. Кроме всего прочего, льгота ограничивает право выбора, например, пенсионера между проездом на трамвае и покупкой каких-либо товаров или оплатой услуг.
    Те же льготы, которые будут сохранены, необходимо учитывать. Так, одним из направлений упорядочения компенсаций транспортникам за бесплатный проезд пенсионеров может стать выдача каждому пенсионеру определенного — можно и неограниченного, но фиксируемого — количества талонов на проезд, отличающихся от общих (чтобы предотвратить их использование другими гражданами). Такие талоны должны сдаваться водителю или кондуктору при проезде и таким образом попадать на транспортное предприятие. Только по фактической стоимости предъявленных талонов и должна осуществляться бюджетная компенсация этому предприятию затраченных средств.
    Система социальной поддержки уязвимых слоев населения должна быть ориентирована на действительно нуждающихся. Необходимо, чтобы парламентарии наконец преодолели свою «стыдливость» и назвали бедность бедностью. За этим должно последовать утверждение официальных критериев и порогов бедности, разработка механизма государственной поддержки бедных слоев общества.
    Целью социальной поддержки должен стать максимально полный охват всех, кто нуждается в помощи. Т.е. всех бедных, кто не в состоянии самостоятельно обеспечить себе и своим иждивенцам (прежде всего детям) хотя бы такой уровень жизни, который соответствует установленным государственным гарантиям. Таким образом, в идеале все нуждающиеся должны получать помощь. Она может предоставляться в разных формах:
    - непосредственная помощь деньгами или товарами ежедневного спроса;
    - обеспечение доступа к услугам здравоохранения, образования и т.д. — для этого на льготных условиях (или вообще бесплатно) предоставляются лекарства, школьные учебники, создается система финансирования здравоохранения, которая учитывала бы риски, не подлежащие страхованию;
    - помощь в трудоустройстве или самозанятости лицам трудоспособного возраста;
    - централизованное перераспределение средств в пользу беднейших регионов страны.
    Необходимость одновременного решения двух задач — преодоления бедности и ограничения бюджетных расходов — обусловливает особую роль адресных социальных пособий. Адресность требует прежде всего точной идентификации бедных, которая в принципе может достигаться несколькими способами.
    Базой для идентификации является оценка уровня доходов (или потребления) отдельных семей или домохозяйств. Безусловным преимуществом такого подхода является максимально точная нацеленность помощи. Но есть и целый ряд проблем. В нашей стране доходы населения не отражают реального уровня жизни вследствие распространенности так называемых «натуральных доходов» от личного подсобного хозяйства, доходов от неформальной и теневой экономической деятельности и т.д. Ориентация же на уровень потребления также связана с рядом трудностей, поскольку эта характеристика уровня жизни и благосостояния не подтверждается документально и, соответственно, не может использоваться в процедуре назначения пособия. Возможно (и в большинстве стран такая практика существует), проблема разрешится благодаря использованию показателя дохода в сочетании с хотя бы выборочным применением проверок реального уровня жизни. Но это потребует соответствующих корректив в законодательстве, существенного увеличения административных издержек. Кроме того, нельзя не учитывать, что подобный подход отнюдь не пользуется популярностью в обществе.
    Альтернативный подход опирается на так называемые индикаторы бедности, т.е. на наличие у семьи (домохозяйства) одной или нескольких характеристик, тесно коррелирующих с бедностью, — например, не менее чем пять детей в семье, семья пенсионеров (или одинокие пенсионеры) старше 75 лет и т.п. Преимущество такого подхода — в упрощении процедуры предоставления помощи и, соотвественно, сокращении административных затрат. Недостатки же связаны с тем, что все индикаторы бедности являются лишь косвенными ее характеристиками. Соответственно могут возникать ошибки в обеспечении адресности — либо неполнота охвата бедных, либо, наоборот, предоставление пособия небедным.
    В значительной степени предупредить распыление средств может так называемый механизм самоидентификации, или самоадресности. Его идея сводится к формированию таких видов помощи, к получению которых стремятся только действительно бедные слои населения. Например, трудоспособным могут быть предложены общественные работы с оплатой, не превышающей порога бедности.
    Говоря об эффективности предоставления социальной помощи, необходимо подчеркнуть два основных ее проявления: максимальный охват всех нуждающихся и минимальное предоставление пособий тем, кто в них не нуждается. В условиях существования разнообразной системы поддержки доходов населения (разных критериев предоставления разных видов пособий и разных пороговых значений дохода семьи) важно нацелить ее именно на бедные слои общества.
    Преодоление бедности — задача не одного дня. Настоятельно необходимой представляется координация разноплановых усилий, определение приоритетов на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. Достаточно быстро адресными действиями (преимущественно пассивного характера — денежными выплатами, субсидиями, помощью продуктами, одеждой и т.п.) можно искоренить абсолютную бедность в самых острых ее проявлениях. Смягчение же относительной бедности, связанной прежде всего с экономическим неравенством населения, потребует большего времени и усилий главным образом активного характера (помощи в трудоустройстве, в открытии собственного дела, в получении необходимой квалификации).
     
     
    Глава 2.Общесоциологичесий анализ проблемы бедности и неравенства 2.1.Многообразие подходов к анализу проблемы бедности  неравенства в социологии Бедность, её природа и причины находятся в центре внимания науки на протяжении столетий. В зарубежной литературе исследованию проблем бедности и неравенства в распределении доходов посвящено множество работ, содержащих теоретико-методологические основы разработки данной темы. Общие представления об экономической природе бедности и факторах, обуславливающих социальное неравенство, в классической экономической теории представляют работы таких авторов, как А.Смит, Т.Мальтус, Дж.С.Милль, К.Маркс, С.Кузнец и других.
    Несмотря на всё возрастающее внимание учёных к проблеме бедности, многие аспекты нуждаются в углублённом исследовании. Так, в определении направлений снижения или преодоления бедности остается недостаточной проработка вопросов успешной реализации проектов и программ борьбы с бедностью, прогнозирования развития в условиях глобализации экономики, демографического кризиса, недостаточных темпов развития экономики страны.
    Таким образом, бедность населения является одной из наиболее острых социальных проблем, на решение которой должна быть направлена значительная доля как материальных, так и интеллектуальных ресурсов. Высокая актуальность, большая практическая значимость и недостаточность комплексной разработки состояния бедности и путей ее сокращения обусловили выбор темы диссертационного исследования, его цели и задачи.
    Анализ показателей бедности в Украине и ее регионах по итогам 1999-2007 годов свидетельствует о том, что общий экономический рост Украины не привел к резкому сокращению масштабов бедности. Об этом говорится в Обращении Федерации профсоюзов Украины (ФПУ) к Президенту Украины, Верховной Раде, Кабинету Министров, объединениям организаций работодателей Украины в связи с Международным днем борьбы с бедностью.
    Как сообщили ЛІГАБізнес -Інформ в пресс-службе ФПУ, согласно последним данным мониторинга бедности 28,2% населения Украины относится к категории бедных, а 15% - к нищим. Особенно угрожающей остается ситуация, когда бедность является распространенным явлением среди работающих.
    По мнению Президиума ФПУ, это свидетельствует о необходимости употребления более действенных мероприятий со стороны органов государственной власти, местного самоуправления, работодателей для преодоления бедности. В первую очередь это касается обеспечения роста уровня занятости населения, уменьшения безработицы и повышения минимальных гарантий оплаты труда.
    Как отмечено в Обращении, необходимо принять меры для обеспечения функционирования совершенной системы социальной помощи малообеспеченным семьям и семьям с детьми, инвалидам, другим категориям граждан. Государственные органы обязаны выполнять нормы Закона Украины "О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях" относительно применения при определении размеров помощи, компенсаций и т.п.
    Необходимо создать условия для обеспечения доступности населения к качественным социальным услугам (медицинским, образовательным, жилищно-коммунальным).
    Также представители ФПУ выразили уверенность в том, что реализация мероприятий по решению проблем бедности будет содействовать в достижении нового уровня жизни граждан, внедрении прогрессивных стандартов жизнедеятельности человека, общества и государства, которые требуются от Украины как базовые условия Европейской интеграции.
    Напомним, Генеральная ассамблея ООН в 1992 году объявила 17 октября Международным днем борьбы с бедностью.
    2.2.Социальная природа бедности (неравенства) и социологические подходы к нивелированию ее последствий в динамике общественного развития  
    Общая оценка численности маргиналов, которая получена на основе специального социологического обследования по Украине в целом, составляет не меньше 10% от городского населения. Особенность процесса маргинализации Украинской популяции состоит в том, что попадающие на социальное дно группы имеют весьма незначительную вероятность возвратиться к нормальной жизни, встроившись в рыночные отношения. В связи с тем, что процесс маргинализации достиг больших масштабов и имеет к тому же негативную динамику, проведено специальное исследование, посвященное проблемам маргинализации в Украине.
    Третья выборка представители самого дна; отбор производился на вокзалах, улицах, в милиции, в ночлежках. Они опрашивались на базе формализованного интервью.
    Выделение групп населения в "социальное дно", как специфический слой, несомненно, носит условный характер. Однако эти группы имеют сходные черты: это люди, в основной своей массе отвергнутые обществом, лишенные социальных ресурсов, устойчивых связей, утратившие элементарные социальные навыки и доминантные ценности социума. В то же время нищие, бомжи, беспризорные дети, уличные проститутки - каждая из групп обладает и своими особенностями; но между ними нет жестких границ: бомж может быть нищим, а беспризорник бомжем. Тем не менее, указанные группы имеют свои главные признаки, специфику формирования и социально-демографические особенности, что позволяет их идентифицировать.
    Основной признак группы "нищие" - просить подаяние в связи с потерей дохода или его катастрофическим падением при отсутствии помощи с какой-либо стороны (общества или близких людей) и невозможностью заработать их трудовым путем. Три четверти нищих проживают в своих квартирах (домах) либо у знакомых; две трети из них имеют среднее и высшее образование.
    Бомжи - это фактически аббревиатура определения человека "без определенного места жительства". Очевидно, что отсутствие "крыши" над головой и есть главная характеристика данной группы. Бомжами становятся в результате освобождения из мест лишения свободы, семейного конфликта и ухода из дома, как следствие неправомерных сделок с жильем, а также вследствие вынужденной миграции (беженцы). Две трети бомжей обитают на вокзалах, в подвалах, на чердаках домов и "где придется". Больше половины из них имеют среднее и высшее образование. Новый фактор потери собственного жилья сегодня связан с неудачным ведением бизнеса, когда кредитор насильно выселяет должника без всяких решений правовых органов.
    В третью группу входят только дети в возрасте от 6 до 17 лет. Это ее основной признак. Существует два источника формирования этой группы. Первый - дети убегают (уходят) из дома в результате конфликта или тяжелых семейных условий (алкоголизм родителей, насилие); второй – потеря родителей (смерть, тюрьма) или фактический отказ родителей от детей. Беспризорные дети могут проживать и в своих квартирах, но также вести образ жизни бомжей, если они остаются в одиночестве.
    Последняя группа - уличные проститутки - отличается характером своей деятельности. Три четверти из них имеют жилище, остальные ведут себя как бомжи. Их минимальный возраст составляет 14 лет, что фактически свидетельствует о детской проституции. Алкоголизм, наркомания, криминальная деятельность становятся либо причинами, вызывающими скатывание на "дно", либо вторичными признаками по отношению к определяющим факторам. Выделенные группы характеризуются ими в разной степени.
    Катализатором процесса нисходящей мобильности главным образом выступают внешние средовые факторы, определяемые пониженным уровнем социальной поддержки (одинокие пенсионеры, инвалиды, матери-одиночки) и социальной изоляцией (беженцы, наркоманы, криминальные элементы, цыгане).
    Психологическое состояние пауперов характеризуется нотой отчаяния и безысходности. Вместе с тем в их взгляде прослеживается весь спектр человеческих эмоций: отчаяние людей, попавших на дно сравнительно недавно и еще недостаточно социализированных в новой для себя среде (нищие), безнадежное спокойствие "старожилов" (бомжи, проститутки) и оптимизм беспризорных детей.
    Среди обитателей дна мало лиц с высшим образованием. Однако большинство нищих и бомжей имеют среднее и среднее специальное образование; в то же время 6% получили высшее образование; его имеют также бомжи и проститутки. В глазах общественности внешний вид пауперов является одним из основных индикаторов принадлежности к социальному дну. Пауперы воспринимаются как люди, "имеющие аморальный облик"; "неопрятные, опустившиеся". Однако половина пауперов не согласна с этой оценкой. Почти три четверти из них лишены постоянного жилья, две трети  не имеют родных и близких, одна треть фактически изолированы от общества.
    Около 14% маргиналов живет небольшими группами или колониями, остальные - в семьях и одиночками. Места обитания представителей социального дна весьма разнообразны: они селятся в квартирах (своих или своих знакомых), в подвалах и на чердаках домов, в заброшенных домах и садовых домиках, на вокзалах и в портах, в теплотрассах и канализационных коллекторах, на свалках. Наиболее неустроенными являются бомжи и беспризорные дети.
    В качестве источников существования следует отметить сбор стеклотары и утильсырья, вещей и продуктов на свалках и в мусорных контейнерах, выполнение различных поручений и перепродажа товаров. Один из основных источников доходов — это подаяние.
    Среди нищих и беспризорников самый большой процент алкоголиков и токсикоманов. Большинство представителей дна носит на себе ощутимые следы побоев. Две трети из них питаются крайне нерегулярно и пищей плохого качества. Но в целом они оценивают свое здоровье с умеренной долей оптимизма. Многие из них не пользуются лекарствами. Только треть проституток прибегают к услугам медицинских учреждений и около половины из них не обращают внимание на болезни или лечат их водкой.
    Почти абсолютно не охвачены медицинским обслуживанием бомжи и беспризорные дети. Российское социальное дно очень опасно. Бомжи и беспризорники склонны к насилию; вооружены  холодным оружием, а 28% имеют огнестрельное. Среда, в которой обитают беспризорники, буквально начинена оружием. Особенно часто они употребляют токсические вещества.
    Уличные проститутки своими манерами похожи на беспризорных. Их среда является зоной особой опасности. Среди проституток много людей с криминальным прошлым и бурным криминальным настоящим. Среди бомжей меньше людей, склонных к насилию. Они чаще и больше других пауперов пьют алкоголь, но воздерживаются от употребления токсических и наркотических веществ.
    Важнейшей причиной, способной привести людей на социальное дно, является потеря работы, которая означает социальную трагедию. Подобная позиция определяет и откровенно обвинительные оценки деятельностиПравительства и Президента. В массовом сознании экономические реформы связываются с социальной деградацией, с массовым обнищанием, с жизненными лишениями, менее значимыми воспринимаются влияние криминального мира, война в Чечне и вынужденное переселение (беженцы), которое рождает беженцев.
    Факторный анализ статистического ансамбля наблюдений позволил выделить 5 глобальных факторов нисходящей социальной мобильности.
    Первый из них - фактор политического детерминизма, в соответствии с которым нисходящая мобильность рассматривается как результат политики экономических реформ, как последствие войны в Афганистане и Чечне, а также — распада СССР.
    Второй фактор — криминальность - объясняет социальную мобильность через связь с криминалитетом, через преступное поведение: воровство, вымогательство, насилие, грабежи.
    Третий фактор - личное невезение в жизни — связывает социальное дно с болезнями, инвалидностью, с судьбой, с плохим воспитанием в семье.
    Четвертый фактор - собственная вина, склонности к порокам, объясняющие нисходящую социальную мобильность через пьянство, наркоманию, токсикоманию, проституцию.
    Пятый фактор - социальная изолированность, которая базируется на отказе подчиняться социальным нормам, беспризорность, оторванность от общества, потери связей с семьей, близкими, лишение работы, веры в Бога.
    Сегодня угроза обнищания нависла над вполне состоятельными социально- профессиональными слоями населения. Социальное дно готово поглотить и уже поглощает крестьян, низкоквалифицированных рабочих, инженерно-технических работников, учителей, творческую интеллигенцию, ученых. Процесс массовой пауперизации мало зависит от воли людей. В обществе действует эффективный механизм всасывания человека на дно. Главными элементами этого механизма являются экономические реформы в том виде, как они проводятся сегодня, криминальный мир и неспособное защитить своих граждан государство.
    Представители дна не рассматривают свое положение преступным и не принимают силовых методов борьбы. Они надеются на социальное содействие и понимание со стороны общества: трудоустройство и предоставление посильной работы, дома для обездоленных и пункты питания, материальная и медицинская помощь. В то же время "больное" общество видит в социальном дне преимущественно источник зла.
     
     
    2.3. Бедность и неравенство в контексте теории стратификационно-классовой структуры общества  
    Социальные классы и слои — общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда.
    Чаще всего говоря о социальной структуре общества, под этим подразумевают социально-классовую структуру общества. Среди множества существующих концепций социальной структуры общества исторически одной из первых является марксистское учение, в котором ведущее место отводится социально-классовой структуре общест­ва, так как она непосредственно связана с отношениями собственности и отражает общественное разделение труда. Согласно этому направлению, социально-классо­вая структура общества — это взаимодействие трех основ­ных элементов: классов, общественных прослоек и соци­альных групп. При этом ядром социальной структуры выступают классы. Классовая структура общества в марк­систской науке об обществе считается основной социаль­ной структурой.
    Социальный класс. В классовом обществе основу соци­альной структуры составляет деление этого общества на классы. Выделяют основные и неосновные классы, а также различные слои. Основные классы — это такие классы, существование которых непосредственно вытека­ет из господствующих в данной общественно-экономи­ческой формации экономических отношений, прежде всего отношений собственности. В связи с этим рабовла­дельческому обществу присущи два антагонистических класса — рабы и рабовладельцы; феодальному — крепост­ные крестьяне и феодалы; капиталистическому — проле­тарии и буржуазия. В социалистическом обществе основ­ными классами являлись рабочий класс и трудовое крес­тьянство.
    В качестве неосновных классов выступают остатки прежних классов в новой общественно- экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления новой общественно-экономической формации.
    Понятие «социальный класс» разрабатывали ученые Англии и Франции еще до К.Маркса в ХVII-ХIХ вв. Ими рассматривались такие антагонистические социальные группы, как богатые-бедные, рабочие-капиталисты, соб­ственники-несобственники. Французские историки Ф.Гизо и О.Тьери показали противоположность классо­вых интересов и неизбежность их столкновения. Англий­ские и французские политэкономы А.Смит и Д.Рикардо раскрыли внутреннее строение классов, их «анатомию». Но впервые развернутую картину классового общества мы находим в работах К.Маркса. В своих работах К.Маркс и Ф.Энгельс обосновали экономические причины возник­новения классов и сделали вывод, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. Несмотря на то, что многие положения классовой теории К.Маркса, с точки зрения современного общества, подле­жат пересмотру, некоторые его идеи все еще остаются важными в отношении существующих в настоящее время социальных структур.
    В.ИЛенин, исходя из учения К.Маркса и Ф.Энгельса о классах, дал достаточно определенную научную форму­лировку классов, которая была хрестоматийной в марк­сизме на протяжение 70 лет. В своей работе «Великий почин» в 1919 году Ленин писал: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплен­ному и оформленному в законах) к средствам производст­ва, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйст­ва». Главным признаком класса, по мнению В.И.Ленина, также было отношение к собственности на средства производства.
    Во всех ранее существующих обществах социальное положение подавляющего большинства индивидов до­вольно жестко  регламентировалось от момента их рожде­ния и до самой смерти. Конечно, в принципе не исклю­чалось определенное перемещение некоторых индивидов из одного класса в другой, что, однако, не оказывало существенного влияния на социальную жизнь в целом.
    Принадлежность к тому или иному классу определяет социальное положение людей, условия труда и быта, об­щественную психологию и идеологию, а также объектив­ные интересы. Благодаря своему социальному положению одни группы людей имели не только материальные, но и политические и иные привилегии, другие — напротив, лишались их. К.Маркс отмечал, что политическая власть детерминирована властью экономической, так как на­стройка общества (основные институты, ценности и идеа­лы) определяются экономическим базисом. В связи с этим правящий класс, имеющий собственность на средст­ва производства, одновременно с этим имеет и политичес­кую власть в обществе. Поэтому класс это не только эконо­мическая, но и более широкая социальная категория.
    Каждый класс имеет своих идеологов, которые выра­батывают соответствующую его коренным интересам идеологию и политику. Противоположность коренных интересов эксплуататорских и эксплуатируемых классов находит свое выражение в классовой борьбе, которая, по мнению классиков марксизма, служит движущей силой развития общества. Деление общества на классы оказыва­ет огромное влияние на социальную структуру общества, так как в результате этого деления в антагонистических обществах закрепляются и углубляются противоречия между умственным и физическим трудом, управленчес­ким и исполнительским трудом, между городом и дерев­ней.
     
    Глава 3.Стратегия  понижения уровня социальной поляризации в стратификационной структуре современного общества Украины 3.1.Социально-экономические факторы снижения уровня социальной поляризации Интересующее нас понятие «поляризация» является производным от поляр­ности и, вместе с тем, отличным от него. Оно употребляется в двояком смысле: статическом, тождественном полярности, когда фиксируется наличие полюсов и взаимосвязь между ними, и динамическом, когда изучается процесс нарастания полярности, или, иначе говоря, роста напряженности во взаимодействии полю­сов. В данной статье в центре внимания поляризация социальная, рас­смотренная применительно к современному этапу развития общества в нашей стране.
    Однако когда рассматриваемая противоположность находится в близком к статическому состоянию, когда наблюдаются незначительные отклонения в ту или иную сторону это одно дело. Совсем иное дело, когда процесс поляризации приобретает ярко выраженную динамику.
    Объективное падение жизненного уровня и неверие в возможность скорой стабилизации социально-экономического положения страны находят отражение в многочисленных опросах общественного мнения.
    Одновременно на другом полюсе общества происходит ускоренное накопление богатства: наличного имущества и получаемых доходов. В обороте кооперативов, фирм, совместных предприятий, бирж, коммерческих банков находятся сотни миллиардов рублей и десятки миллиардов долларов.
    Э. Гидденс прав, когда утверждает, что «мы знаем намного больше о бедных, чем о состоятельных людях». Если это верно для Великобритании и других стран Запада, где пресса дотошно выясняет размеры состояния миллионеров, а заполнение налоговых деклараций вошло в привычку (уклонение от выплаты налогов ка­рается весьма строго, вплоть до тюремного заключения), то для нас это справед­ливо вдвойне. О подлинных размерах имущества новых богачей можно только догадываться, равно как и об их доходах. Налоговая система находится в про­цессе становления, контроля за выплатой налогов вне государственных пред­приятий и учреждений практически не существует.
    Гидденс прав и в другом отношении. Богатые не прочь выглядеть в глазах общественного мнения «как все». Респондентам было предложено отнести себя к одному из пяти слоев: высшему, между средним и высшим, сред­нему, между средним и низшим, низшему. Подобная стратификационная схема принята в западной социологии и статистике при изучении имущественного неравенства. Оказалось, что к высшей группе  себя не отнес никто, хотя, по данным ста­тистики. Зато совпадение объек­тивного положения и субъективной оценки для двух низших категорий, вместе взятых, оказалось поразительно точным.
    Социальный «срез» требует конкретизации привычных для нашей статистики категорий «рабочие» и «служащие». Обычно под ними понимается вся совокупность лиц наемного труда, занятых на государственных предприятиях и в учреждениях. Сюда входят собственно рабочие, служащие (лица относительно менее квалифи­цированного умственного труда), различные слои и отряды интеллигенции (в социологическом, а не в модном культурологическом смысле, когда под интеллигенцией понимают слой критически мыслящих личностей, обладающих к тому же особо высокой нравственностью, этаких духовных лидеров нации), иначе говоря, это специалисты, имеющие высокий уровень подготовки и профес­сионально занимающиеся высококвалифицированным умственным трудом.
    Следует подчеркнуть, что от «павловского», а затем «гайдаровского» повышения цен различные отраслевые и профессиональные отряды работников наемного труда пострадали в неравной степени, а некоторые даже выиграли. Рабочие важнейших базовых отраслей (шахтеры, нефтяники, транспортники и т.д.) стачками или угро­зой «выбивают» для себя сверхвысокие ставки и оклады, а также право реализации части продукции по свободным ценам внутри страны и на внешнем рынке. Домен­ные печи Магнитогорска и Череповца нередко простаивали из-за отсутствия кокса, в то время как коксующийся уголь продавался на сторону; из-за недостатка нефтепродуктов в, ряде регионов срывались сроки посевной кампании, стоял грузовой автотранспорт, а нефть, мазут, солярка, бензин реализовались в частном порядке и за рубежом. Руководствуясь групповыми эгоистическими интересами, руководители предприятий ряда отраслей закупают по бартеру за границей не оборудование и запчасти к нему, а подержанные автомашины, «видики» и т.п., значительная часть которых затем идет на перепродажу по спекулятивным ценам.
     
     
    3.2.Стратегия достижения политической стабильности в реализации идеи общественного благополучия Украины  
    Политическая стабильность традиционно представляет собой одну из наиболее значимых целей и ценностей как властвующего режима, так и социума в целом. Ведь именно это состояние политических связей и отношений дает возможность властям не только воспроизводить свои лидирующие позиции, сохраняя должную легитимность и повышая управляемость социальными процессами, но также и обеспечивать положение дел, при котором рядовые граждане имеют возможность широко пользоваться позитивными последствиями государственного порядка, безопасного жизнепрепровождения.
    Однако, несмотря на внешнюю банальность и очевидную однозначность понятие «стабильности» представляет собой весьма относительную, а главное - разнородную характеристику политического процесса. Так, ряд ученых трактуют ее то как способность политического организма к самосохранению в условиях, угрожающих его существованию, то результат проявления качеств политических администраторов к эффективному управлению, то форму легитимности власти.
     Понимаемая же как отсутствие нестабильности, эта характеристика предполагает целый спектр состояний политической материи: от отсутствия войн на той или иной территории и угрозы внешней экспансии до наличия определенных социальных показателей, обусловливающих привычный уровень жизни населения и воспроизводство сложившегося характера общественных отношений.
     Не углубляясь далеко в дискуссию о природе стабильности и несколько огрубляя данное понятие, отметим, что в любом случае (т.е. независимо от характера легитимности власти) она характеризует собой сбалансированное состояние как внутри-, так и внешнеполитических отношений. При этом, отражая определенную уравновешенность в соотношении сил, стабильность дает возможность использования политических механизмов как для сохранения достигнутого положения, так и для расширения предпосылок функционирования власти и общества. В этом смысле стабилизация дает возможность соединять проективные и репродуктивные технологии властвования, сочетать формы укоренения достигнутых результатов со способами инициации политических отношений. Причем с точки зрения политгенеза, задающего некий нормативный формат в интерпретации стабильности, явно просматривается такое ее толкование, которое сопрягает политическое настоящее не с будущим как таковым, а с формами будущего развития. Таким образом - что особенно заметно в долгосрочной перспективе - критерии стабильности неразрывно сопрягаются с осуществлением властью позитивных для общества реформ и преобразований. В этом плане одновременно справедливо и другое утверждение: неумение контролировать изменения в политическом пространстве либо ведет к нестабильности, либо означает самою нестабильность.
    Однако нельзя не учитывать, что перспектива развития власти и общества сочетается не со всеми типами стабильности. Более того, последняя может не просто тормозить осуществление перспективных для общества преобразований, но и предполагать изменения, обладающие негативными последствиями как для самой власти, так и для социума в целом.
    Но как бы то ни было, по природе своей стабильность не препятствует даже системным трансформациям в обществе, акцентируя, тем самым, внимание не столько на целях, сколько на темпах и характере их осуществления. Главное, что стабильность предполагает сохранение пороговых значений конкретной политической системы, а наиболее общим знаменателем идущих преобразований является отсутствие нелегитимного насилия и осуществления реформ без учета мнений населения. Таким образом любые трансформации, независимо от их социальной направленности, выходящие за рамки этих параметров политического порядка, предопределяют дестабилизацию власти и общества.
    К наиболее важным критериям их активности специалисты относят: сохранение сложившейся системы правления и легитимности власти; утверждение гражданского согласия и социального мира; обеспечение управляемости социальными процессами; поддержание баланса политических сил на основе конституционного порядка; гибкое использование властью силовых средств принуждения; соблюдение доминирующих в обществе традиций; поддержание устойчивых отношений власти с оппозицией.
     Зависимость политической стабилизации от социокультурной оснащенности авторов существенно уточняет понимание условий ее формирования, поддержания и перспектив использования. В этом смысле даже институциональные факторы обретают достаточный уровень проблематичности, ибо протестная активность населения может разрушать функционально-ролевые основания власти по внешне мало мотивированным основаниям. К примеру, эффективность управления в ряде случаев не является достаточным условием для сохранения того или иного правительства. И только по причине его слишком долгого нахождения у власти, провоцирующего потребность населения в созерцании новых лиц на политическом олимпе. Или же посмотреть на процессуальный характер формирования стабильности. В данном случае становится заметным, что даже разрушение структурных оснований стабилизации - например, путем осуществления реформ, подрывающих основания действующей системы власти - также может не вызывать никаких реальных потрясений, поскольку население какое-то время способно терпеть даже разрушительные новации, просто потому, что надеется на лучшее будущее.
     Конечно, у политико-культурных факторов существуют свои пределы влияния на стабилизацию властных отношений. Так, культура не может компенсировать длительные качественные изменения в организации политической системы, полное изменение конституционного устройства или какие-либо иные принципиальные подвижки в организации власти. Однако, в рамках своих принципиальных значений - например, в границах осуществления базовых ценностных ориентаций элитарных или не элитарных групп - они способны продуцировать дополнительные источники сбалансированности деятельности режима и общества граждан.
    И все же констатируя фундаментальное значение ценностно-ориентационных (культурных) оснований субъективно ориентированной деятельности авторов, можно утверждать, что социокультурные параметры - это одновременно и специфический фактор, и базовое условие, и механизм поддержания стабильности. И в этом плане, пожалуй, самый важный вывод из сказанного состоит в том, что зависимость от социокультурной оснащенности политических авторов усиливает относительный характер стабильности и превращает ее в и ситуативное свойство политической жизни.
     
     
    3.3. Социокультурная детерминация условий порядка и социальной справедливости в современной Украине Социокультурная детерминация - влияние общества на что-либо (социальных и практических потребностей, культурных и этнических традиции, морально-нравственных предписаний, идеолого-политических установок).
    Важно также и то, что с позиций социокультурной детерминации политической стабильности последняя обретает свои реальные очертания только путем сравнения с предшествующими этапами политической эволюции, причем в конкретном политико-культурном пространстве. Иными словами, источники, свойства и перспективы стабильности можно понять только в однородном политико-культурном пространстве конкретного социума. С одной стороны, такой подход дает возможность констатировать, что социокультурные факторы и предпосылки, способные дестабилизировать какое-то конкретное государство, могут не играть такой роли в другом политическом пространстве. С другой стороны, учитывая специфику и даже уникальность этого круга явлений, стабильность в любом, в том числе и в российском, обществе можно измерять и прогнозировать только сравнивая ее параметры с предшествующими этапами эволюции воплощающей тот же тип национальной политической культуры государственности. Поэтому, как справедливо указывает А.С.Макарычев, стабильность, хотя это и «многомерное» явление, должна описываться в «компаративных категориях», то есть предполагать сравнение с состояниями политического режима или системы, в котором она функционировала раньше.
    Однако, несмотря на свое существенное влияние, культурная среда как относительно статичная величина обладает явной зависимостью от социокультурной оснащенности элитарных и неэлитарных групп, которые находятся в состоянии перманентной внутренней динамики, того или иного обновления, воспроизводства присущих им ценностей и стандартов. В данном аспекте социокультурное измерение стабильности дает возможность увидеть, что формирование того или иного типа сбалансированности отношений власти и общества - даже в рамках той или иной культурной среды - прежде всего основывается на сочетании двух видов соответствующей детерминации: с одной стороны, заданной ценностными предпочтениями властвующих кругов (и тем самым формирующими те параметры режима, которые входят в зону ответственности правящего класса), а с другой - обусловленной настроениями и мнением общественности (т.е. той части населения, которая проявляет активность в публичной сфере жизни и от позиции которой зависят иные параметры сбалансированности политических отношений).
     Таким образом, со структурной точки зрения стабильность предполагает сочетание тех параметров организации власти, которые выражают соответствие между стилем правления (задаваемым предпочтениями правящих кругов) и реальными настроениями и ценностными побуждениями общественности, что в конечном счете и предполагает ту или иную степень интеграции власти и общества.
    В силу этого и понятие «стабильности» в смысловом отношении проецируется на отображение ведущих норм и стандартов политической культуры общества, в основном обеспечивающих вертикальные отношения между властью и обществом. При этом социокультурная диагностика дает возможность качественно градуировать состояние этих связей, акцентируя внимание на тех их параметрах, изменение которых детерминирует то или иное отклонение отношений власти и общества от привычных, и в этом смысле нормативных для той или иной политики системообразующих норм и стереотипов взаимодействия.
    В этом смысле следует признать, что и режим, и общественность обладают собственными - детерминируемыми социокультурными основаниями их активности - возможностями, ресурсами и технологиями обеспечения стабильности. Причем в зависимости от характера политических отношений эти ресурсы могут существенно изменять свое влияние, удельный вес и даже перспективы воздействия в будущем. Если взять в качестве примера исторический процесс становления информационного общества и, как следствие, обретения политикой своей медиаформы, то можно увидеть активное мультиплицирование культурных стандартов населения, обусловливающих возникновение разнообразных политических потоков, тяготеющих к индивидуально-частным взаимоотношениям граждан с властью. В результате, получая возможность наряду с правящими кругами создавать значимые для власти интеллектуальные продукты, гражданское (массовое) общество значительно выравнивает баланс культурных инициатив с элитарными группировками. Поэтому, несмотря на усиление диверсификации политических взаимоотношений элитарных и неэлитарных групп, а, следовательно, и повышение разнородности публичной сферы общественная стабилизация (а также ее качество) существенно повышается.
    Конституировались и обретают институциональное закрепление взаимоотношения ведущих политических игроков, которые, собственно, и стабилизируют систему власти. Практически вытеснены на политическую периферию оппозиционные силы и структуры. Подавлены формы агрессивного политического участия. Так что в целом в обществе сегодня отсутствуют сколько-нибудь значимые причины для возбуждения массовой протестной активности, изменения функций институтов власти и потрясения ее основ.
            Причем трудно сказать, играют ли в этом процессе ведущую роль собственно институциональные факторы и предпосылки, либо состояние политических отношений такого рода обусловлено влиянием политико-культурных стандартов правящего класса и широких социальных слоев населения. Ведь, что касается последних, то хорошо известны стабилизационные эффекты, которые на протяжении многих десятилетий создавали известные нормы и стандарты «бытового этатизма», «жертвенности», «исполнительства», этакой общей «притерпелости» людей к жизни, их не заинтересованности в более-менее систематическом контроле за правящими кругами, а также ряд иных, хорошо описанных в научной литературе свойств традиционалистской политической культуры. Именно эти черты российского человека-политического органично вписались и в современный политический континуум, способствуя воспроизведению его базовых параметров.
    Конечно, сложившееся положение во многом объясняется внутренней сориентированностью большинства населения на цели экономического благополучия и даже выживания, так или иначе дистанцирующих значительную часть населения от участия в публичной жизни. (Причем такую ориентацию можно описывать и более широкими понятиями, характеризующими переход населения от стандартов дефицитной экономики к нормам потребительства, которые ряд ученых и, в частности, Д.Белл, рассматривают как один из основных культурных ориентиров капитализма). Понятно также и то, что в данной среде даже нарастание материальной дифференциации ослабляет групповую солидарность и люди не всегда способны отрефлексировать угрозы и риски прямого политического насилия. И все же нельзя не признать, что даже на этом фоне политико-культурный потенциал российского общества демонстрирует удивительные резервы прочности, которые сполна используются правящим режимом.
    Однако, констатируя прочность сбалансированных диспозиций между политическими авторами, нельзя не задаться вопросом о характере сложившейся в обществе стабильности. Стабильности, которая оформляет особый тип и отечественного политического процесса, и сложившейся системы правления. В современной литературе на этот счет имеется множество оценок, которые, на наш взгляд, в основном используют понятийный аппарат транзитологии, рассматривая политический режим и специфику изменений в контексте становления тех или иных форм организации власти. Если же посмотреть на морфологию многообразных конфликтов и форм конкуренции за власть, то можно увидеть, что в современном российском обществе сложилась двойственная, параллельная структура политического процесса, при которой элиты используют институты власти по преимуществу в собственных целях, а массы отчуждены от политических механизмов защиты собственных интересов и пытаются использовать для этого другие социальные возможности и структуры.
    Исходной причиной установления такого порядка стал утвердившийся в обществе корпоративный стиль правления, свидетельствующий как о «выпадении» элитарных кругов из механизмов представительства интересов граждан, так и сориентированности властей по преимуществу на частно-групповые (клановые, олигархические, клиентелистские и проч.) потребности в использовании политических структур. В целом можно сказать, что центральным ядром этой системы власти, закрепляющим внутреннюю разорванность поля российской политики стал бюрократически-корпоративный элитизм.
     
     
    Заключение Таким образом, бедность населения является одной из наиболее острых социальных проблем, на решение которой должна быть направлена значительная доля как материальных, так и интеллектуальных ресурсов. Высокая актуальность, большая практическая значимость и недостаточность комплексной разработки состояния бедности и путей ее сокращения обусловили выбор темы диссертационного исследования, его цели и задачи.
    Чаще всего говоря о социальной структуре общества, под этим подразумевают социально-классовую структуру общества. Среди множества существующих концепций социальной структуры общества исторически одной из первых является марксистское учение, в котором ведущее место отводится социально-классовой структуре общест­ва, так как она непосредственно связана с отношениями собственности и отражает общественное разделение труда. Согласно этому направлению, социально-классо­вая структура общества — это взаимодействие трех основ­ных элементов: классов, общественных прослоек и соци­альных групп. При этом ядром социальной структуры выступают классы. Классовая структура общества в марк­систской науке об обществе считается основной социаль­ной структурой.
    Политическая стабильность традиционно представляет собой одну из наиболее значимых целей и ценностей как властвующего режима, так и социума в целом. Ведь именно это состояние политических связей и отношений дает возможность властям не только воспроизводить свои лидирующие позиции, сохраняя должную легитимность и повышая управляемость социальными процессами, но также и обеспечивать положение дел, при котором рядовые граждане имеют возможность широко пользоваться позитивными последствиями государственного порядка, безопасного жизнепрепровождения.
     
     
    Список использованной литературы  
    1.   Добренькое В. И., Кравченко А. Я Социология: учебник. - М: ИНФРА-М, 2003.
    2.   Кондауров В. И., Страданченков А. С. Социология: курс лекций. - М.: ИНФРА-М,2001.
    3.   Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Перестройка социальной сферы // Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под ред. А.В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 1998.
    4.   Бобков В., Мстиславский П. Оценка состояния и прогнозирование ди­намики доходов и уровня жизни населения // Экономист. 1996. № 12.
    5.   Бобков В.Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной Украине. М., 1995.
    6.   Варшавская Е. Вторичная занятость: неоднозначность явления // Человек и труд. 1998. № 9.
    7.   Гарсия-Исер М., Голоден О., Смирнов С. Критические ситуации на реги­ональных рынках труда // Вопросы экономики. 1997. № 2.
    8.   Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: Норма; Инфра-М, 1998, гл. 5.
    9.   Денисов Н. Социальное расслоение общества: принципы, последствия, меры по ограничению // Экономист. 1997. № 1.
    10. Домнина И. Разработка и использование социальных нормативов // Эко­номист. 1999. № 4.
    11. Доходы и заработная плата: проблемы формирования, распределения, регулирования / Под ред. Н.А. Волгина. М.: РАГС, 1999.
    12. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий ра­бочих. Вып. 1. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 1990.
    13. Жильцов Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: Изд-во МГУ, 1991.
    14. Жуков А.Л. Рыночный механизм регулирования заработной платы. М.: Академия труда и социальных отношений, 1996.
    15. Замараев Б. Сбережения: проблемы формирования и использования // Экономист. 1998. № 8.
    16.   Кабалина В., Рыжикова З. Неполная занятость // Вопросы эко­номики. 1998. № 2.
    17. Бедность в Украине: диагноз поставлен – будем лечить? // Зеркало недели. № 13(337) 31.03-06.04.2001
    18. http://www.people.nnov.ru/anarchy/Proudhon/Pauper.htm
    19. Интернет версия журнала «Коммерсантъ  - Власть» http://www.kommersant.ru/k-vlast/
     
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Бедность и неравенство как социальная проблема ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.