Полный текст:
Оглавление
Введение. 3
1. Краткая характеристика ДФГУСП«Таежный». 4
2. Текущий план предпринимательской деятельности предприятия на 2009 год 8
2.1. Планирование сбыта и производства продукции. 8
2.2. Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия. 11
2.3. Планирование затрат на производство и сбыт продукции. 13
2.4. Финансовое планирование. 15
3. Организация планирования на предприятии. 18
3.1. Содержание плановой работы и распределение между работниками. 18
3.2. Содержание связей различных должностных лиц с планово-экономическим отделом предприятия при выполнении функции планирования. 19
3.3. Текущий контроль за выполнением плановых показателей. 19
4. Мероприятия по улучшению финансового состояния хозяйства в 2009 году 21
Заключение. 23
Введение
Предпринимательство в российской аграрной экономике находится в стадии становления, равно как и научно-методические подходы к его организации и формированию условий для эффективной деятельности. Недостаток опыта функционирования отечественного сельскохозяйственного производства в режиме товарно-денежных отношений заставляет уделить самое пристальное внимание изучению и анализу западной практики предпринимательского стиля управления с позиции возможностей ее использования в наших условиях. Одним из действенных инструментов этого стиля заслуженно считается стратегическое планирование развития предпринимательских структур, которое дает возможность предвидения возникающих проблем и своевременного их решения, обеспечения потенциала будущего успешного развития, целый ряд других преимуществ. Однако, несмотря на большое количество публикаций по этой теме, даже в деятельности промышленных предприятий стратегическое планирование (за исключением отдельных примеров) пока широко не применяется. Оно как элемент рыночной системы у нас еще не сложилось. Процесс и методы перспективного планирования, использовавшиеся в недалеком прошлом, сегодня практически не применимы. Поэтому в настоящий момент особую актуальность приобретает проблема систематизации и адаптации к аграрному производству основных положений и подходов в этой области. Цель написания данной работы: изучить планирование на сельскохозяйственном предприятии. Из цели вытекают задачи: научиться исследовать достоверность прогнозных планов и отчетов; определить особенности планирования развития предпринимательской деятельности; выявить, как планируют затраты на оплату труда работникам животноводства; и, наконец, произвести расчет всех плановых показателей сельскохозяйственного предприятия в области растениеводства и животноводства.
1. Краткая характеристика ДФГУСП«Таежный»
Данная курсовая работа разработана на примере ДФГУСП «Таежный», который находится в Нижнетуринском районе Свердловской области. Основным направлением деятельности предприятия является производство продукции животноводства, в основном молока. Удельный вес продукции животноводства в общей товарной продукции составляет за последние года более 60%.
Таблица 1. Краткая характеристика ДФГУСП «Таежный»
Показатели
Годы
2006
2007
2008
1
2
3
4
Площадь земли всего, га
6593
6593
6593
в том числе сельхозугодий
4993
4993
4993
из них пашни
4078
4078
4078
Поголовье крупного рогатого скота всего, гол.
2753
2713
2754
в том числе коров
1064
1070
1100
Наличие техники, шт
163
176
198
- тракторы
98
102
115
- зеноуборочные комбайны
20
21
21
- грузовые автомобили
30
35
40
- другие
15
18
22
Энергетическая мощность – всего, л.с.
20156
23561
24893
Численность работников – всего, чел.
546
515
480
в том числе: - работники растениеводства
153
144
137
- животноводы
113
109
102
- водители автомобилей
112
112
113
- работники ремонтной мастерской
32
35
34
- работники управления
31
25
16
- прочие рабочие
106
90
78
1
2
3
4
Количество тракторно-полеводческих бригад
4
3
3
Количество животноводческих ферм:
4
4
4
- молочнотоварных
3
3
3
- по выращиванию молодняка крупного рогатого скота
1
1
1
По данным таблицы 1 можно сделать выводы о том, что количество принадлежащего предприятию земли, техники и крупного рогатого скота достаточно велики. На предприятии работает около 500 человек и происходит заметное снижение среднесписочной численности рабочих к 2008 году из-за оттока населения из сельской местности по причине недостаточно получаемого дохода. Так же можно сказать о том, что водителей сельскохозяйственной техники на предприятии не достаточно, так как наличие техники значительно превышает численность водителей.
Так же предприятие имеет свои достаточно значимые особенности, а именно – сезонность работ. Поэтому целесообразно использовать наемный труд, начиная с периода посева и заканчивая периодом сборки урожая. Такая кадровая политика поможет снизить расходы на оплату труда, а соответственно и себестоимость некоторых видов продукции предприятия.
В таблице 2 отражены основные показатели деятельности предприятия, по которым можно установить плановые показатели урожайности и продуктивности животных для дальнейшего расчета.
Таблица 2. Основные показатели деятельности ДФГУСП «Таежный»
Показатели
Годы
2006
2007
2008
1
2
3
4
Урожайность с/х культур, ц/га
Зерновые культуры
13
15
16
Однолетние травы
127
125
130
Многолетние травы
38
35
33
Картофель
48
50
45
Овощи открытого грунта
130
138
135
1
2
3
4
Кормовые корнеплоды
54
60
90
Продуктивность пашни, ц.к.ед/га
16,9
20,3
19,2
Продуктивность животных
- удой на 1 корову за год, кг
4068
3958
4100
- среднесуточный привес молодняка крупного рогатого скота, гол.
595
531
550
Данная таблица отражает эффективность использования ресурсного потенциала ДФГУСП «Таежный». Представленные показатели имеют довольное средние значения. При более интенсивном использовании техники, современных удобрений и совершенствовании технологий выращивания, предприятие может получать высокие и стабильные урожаи картофеля и овощей, а так же увеличить продуктивности животных.
Таблица 3.Себестоимость и цены 1 тонны продукции
Наименование товарной продукции
Полная себестоимость 1тонны, руб.
Цена реализации, руб./тн
Сено многолетних трав
1530
2563
Картофель
7670
6582
Овощи открытого грунта
3526
5380
Кормовые корнеплоды
2560
2595
Молоко
6650
10563
Мясо
50698
65987
Из таблицы 3 видны значение себестоимости товарной продукции и цена ее реализации. Отсюда можно сделать вывод о том, что производство картофеля и овощей закрытого грунта убыточно, так как цена реализации продукции не покрывает себестоимость соответствующего вида продукции. Необходимо разработать ряд мероприятии по увеличению прибыльности данных видов продукции и снижению себестоимости.
Таблица 4.Финансовые результаты предприятия за 2008 год
Показатели
Выручка, тыс. руб.
Затраты, тыс. руб.
Результат (+,-)
Реализация продукции, в т.ч.
Сено многолетних трав
4080
3159
+921
Картофель
2283
2750
-467
Овощи открытого грунта
225
149
+76
Кормовые корнеплоды
659
1736
-1077
Молоко
40361
42695
-2334
Мясо в живом весе
28506
23282
+5224
Итого
76114
73771
+2343
Дебиторская задолженность
5698
Кредиторская задолженность
10263
Налоги и платежи
156
Общий (чистый) результат)
-2378
Как видно из таблицы 4 деятельность предприятия в 2008 году была убыточной, на такой результат повлияли несколько причин. Во-первых, ДФГУСП «Таежный» имеет достаточно большую кредиторскую задолженность из-за неплатежеспособности предприятия, появившуюся в результате убыточной деятельности на протяжении нескольких лет. Во-вторых, данное предприятие не завоевывает новые рынки сбыта продукции, а лишь теряет старые. И в-третьих, себестоимость некоторых видов продукции возможно снизить при введении политики экономии некоторых категорий затрат.
2. Текущий план предпринимательской деятельности предприятия на 2009 год
Тактический план является развернутой программой действий предприятия по достижению поставленных целей с наилучшим использованием имеющихся на предприятии ресурсов.
Данный вид плана подразумевает решение различных задач по исследованию рынка сбыта, номенклатуры продукции, планирование цен на производимую продукцию, объема продаж, а так же разработка комплексных мер по достижению поставленных результатов.
2.1. Планирование сбыта и производства продукции
При составлении плана реализации производимой на ДФГУСП «Таежный» продукции необходимо провести исследование рынков сбыта, найти новые каналы для поставки продукции, определить емкость данного рынка.
Таблица 5. План реализации продукции на 2009 год
Продукция
Каналы сбыта
Объем продаж, тн
Цена, руб./тн
1
2
3
4
Растениеводство,
в т.ч.
- сено
для собственного производства – выращивание крупного рогатого скота, физические лица ( частные фермеры)
3500
2593
- картофель
ООО «Агропром»
190
10000
ООО «Уралочка»
156
10000
ООО ТС «Василек»
99
10000
ООО «Анюта»
56
10000
ООО ТС «Красный»
100
10000
другие магазины
544
10000
небольшие кафе и рестораны
155
10000
социальная сфера (школы, больницы)
300
9570
Всего
1600
-
- овощи открытого грунта
ООО «Агропром»
35
5600
1
2
3
4
ООО «Уралочка»
30
5600
ООО ТС «Красный»
30
5600
ООО ТС «Василек»
23
5600
ООО «Анюта»
29
5600
небольшие кафе и рестораны
25
5600
социальная сфера (школы, больницы)
15
5400
Всего
187
-
- кормовые корнеплоды
для собственного производства – выращивание крупного рогатого скота, физические лица ( частные фермеры)
350
850
Животноводство, в т. ч.
- молоко
ООО «Агропром»
1500
12000
ООО «Уралочка»
500
12000
ООО «Молокозавод»
г. Кушва
1000
13000
небольшие кафе и рестораны
500
12000
социальная сфера (школы, больницы)
1000
10560
Всего
4500
- мясо
ООО «Мясокомбинат» г. Лесной
150
68000
Мясокомбинат
г. Качканар
150
70000
ООО «Агропром»
60
68000
ООО «Уралочка»
40
68000
небольшие кафе и рестораны
100
68000
социальная сфера (школы, больницы)
50
65000
работникам и физ. лицам
10
55600
Всего
560
В таблице 5 рассмотрены возможные рынки сбыта, однако это не полный перечень, проводя действенную маркетинговую политику, предприятие сможет еще увеличить количеств реализованной продукции, так как положение ДФГУСП «Таежный достаточно выгодное. Предприятие является единственным сельскохозяйственным предприятием на весь Нижнетуринский район, а это позволяет предприятию завоевывать все новые и новые рынки сбыта близлежащих населенных пунктов.
Предприятие является государственным унитарным и получает дотации от местного и областного бюджета, в связи с этим обязано поставлять необходимую продукцию для социальной сферы г. Лесного, этим и обусловлено более низкие цены для данных предприятий. В дальнейшем ФГУСП «Таежный» для более эффективной работы может разработать свою систему скидок для постоянных клиентов.
Таблица 6. Баланс продукции животноводства в 2009 году
Виды живот-ных
Среднегодо-вое поголовье
Планируе-мая продуктив-ность
Валовое производ-ство
Расход, тн
продажа
на выпойку животным
на общественное питание
Коровы
1150
4200 кг
4595 тн
4500
300
30
Круп-ный рогатый скот на выращи-вании
1650
595 гол.
981 гол.
950
-
-
Большая часть продукции животноводства направляется на реализацию, но нельзя забывать и о дальнейшей деятельности предприятия, поэтому необходимая часть должна оставаться для собственного потребления.
Таблица 7. План-баланс продукции растениеводства на 2009 год
Культуры
Посевная площадь, га
Планируемая урожайность, ц/га
Валовый сбор, тн
Расход, тн
корма
семена
продажа
другие
Зерновые
669
18
1204
1150
54
-
-
Однолетние травы
842
132
11114
5800
101
5213
51
многолетние травы
2165
38
8227
4600
50
3500
77
картофель
184
130
2392
20
772
1600
-
свекла
9
130
117
-
0,2
100
16,8
морковь
7
128
89
-
0,35
87
1,65
кормовая свекла
30
120
360
9,4
0,6
350
-
В структуре посевных площадей основное место отводиться кормовым культурам, из которых наибольшую площадь занимают многолетние травы, так как они дают устойчивые довольно высокие урожаи и требуют меньших затрат на их выращивание. Площадь зерновых культур определяется по остаточному принципу (после удовлетворения потребности животноводства в грубых и сочных кормах). В связи с ежегодным повышением цен на зерно целесообразно выращивать зерновые культуры на кормовые цели в 2009 году планируется произвести 1204 тонн зерна, что составит 40% потребности в концентрированных кормах для животных. Из остальных видов культур наибольшие площади отведены под картофель.
Продукция растениеводства разделяется на 2 группы: производимая для реализации и производимая для собственного потребления. Такие виды продукции как картофель, морковь, свекла производятся только для реализации торговым предприятиям, для поставки в школы, детские сады, больницы, а так же предприятиям общественного питания. А такая продукция как сено, силос и т.д. выращивается для кормления крупного рогатого скота и реализации небольшой части частным фермерским хозяйствам. Картофель и овощи открытого грунта так же являются витаминными кормами для скота.
В 2009 году запланировано значительное увеличение валового сбора практически всех видов продукции. На предприятии предусматривается увеличение урожайности, а так же расширение посевных площадей более доходных культур. Все это может быть достигнуто за счет разработки и применения новых технологий, использования современных удобрений.
2.2. Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия
Для производство любого вида продукции необходимо затратить определенное количество различных ресурсов. Экономия в использовании материальных ресурсов ведет к снижению себестоимости продукции и увеличению, соответственно, прибыли предприятия.
Таблица 8. Планирование потребности в материальных ресурсах на предприятии
Наименование ресурсов
сфера потребления ресурсов
Ресурсно-потреб-ляемая база, усл. эт. га, га
Норматив на единицу потребления, л, цн
Общая потребность в ресурсах, тн
Стоимость.
1 тонны, руб.
всего, тыс. руб.
дизельное топливо
Растение-
водство
32474
5,8
188
16000
3008
Животно-водство
18105
5,8
105
16000
1680
Итого дизельное топливо
-
-
293
-
4688
удобрения
Растение-
водство, в т.ч. зерновые культуры
669
2,76
184
4038
743
однолетние травы
842
3,07
259
2620
679
многолетние травы
2165
4,0
866
1540
1334
кормовые корнеплоды
30
7,0
21
3860
81
овощи открытого грунта
16
6
9
3860
35
картофель
184
4,9
90
4560
410
Итого удобрений
3906
-
-
-
3282
Расход дизельного топлива рассчитан исходя из 5,8 л на 1 га, стоимость дизельного топлива принята в расчете 16000 руб. за 1 тн., это средняя цена данного рынка.
Расход удобрений рассчитан исходя из нормативов и учитывая особенности почвы данного региона. Каждая культура требует определенных удобрений: разных по составу, количеству и цене. Около 80% площади земельных угодий хозяйства составляют дерново-подзолистые почвы с глинистым механическим составом при большой засоренности камнями и кислой реакцией почвенного раствора, с высоким содержанием подвижного алюминия и с низким содержанием гумуса, что характеризует данные земли как малоплодородные, требующие постоянного внесения органических и минеральных удобрений с известкованием кислых почв.
2.3. Планирование затрат на производство и сбыт продукции
Таблица 9 Затраты на производство продукции растениеводства
культура
Всего затрат, тыс. руб.
в том числе
Продукция
Себестои-мость
оплата труда
семе-на
удоб-рения
ГСМ
дру-гие
наимено-вание
кол-во
всей продук-ции, тыс. руб
1тн, руб.
Многолет-ние травы
11847
1237
-
1334
1667
3836,8
Сено
3500
5040
1440
Однолет-ние травы
3334
1233
1256
679
649
1079,8
Карто-фель
1600
11040
6900
Зерновые
626
822
948
743
515
202,7
Свекла
100
350,1
3501
Картофель
16505
2136
1532
410
142
5345,4
Морковь
87
289,36
3326
Овощи открытого грунта
703
1567
4236
35
12
227,68
Кормовые корне-плоды
350
182
520
Кормовые корнепло-ды
187
568
624
81
23
60,6
Итого
33202
7563
8596
3282
3008
10753
Затраты в данной таблице определялись исходя из разных аз распределения. Оплата труда определяется по численности занятых в выращивании данной культуры. Затраты на покупку семян и их выращивание определяются следующим образом, потребность в семенах культуре регулируется принятым нормативом, а стоимостное выражение получается путем умножения на себестоимость единицы каждого вида продукции.
Затраты на ГСМ определены пропорционально посевной площади данной культуры.
Таблица 10.Затраты на производство продукции животноводства
Виды и группы живот-ых
Всего затрат, тыс. руб.
в том числе
Продукция
Себестои-
мость
оплата труда
корм
электро-энергия
ГСМ
другие
наимено-вание
кол-во
всей продук-ции, тыс. руб.
1тн, руб
коровы
27648,7
4774
6511
213,7
985
15165
молоко
4500
40690
9042
КРС
38328,3
4774
9790
321,3
695
22748
мясо
560
35600
63571
Итого
65977
9548
16301
535
1680
37913
Несмотря на то что количество коров составляет 39% от поголовья крупного рогатого скота, затраты на их выращивание и получение молока по некоторым статьям превышают. За коровами ухаживают большее количество работников, им необходимо давать более витаминизированные корма для выращивания здорового потомства и получения качественного молока.
Таблица 11 Полная себестоимость товарной продукции с учетом затрат на ее реализацию
Товарная продукция
Объем продаж, тн
Затраты, тыс.руб.
Полная себестоимость.
на производство
на реализацию
всей продук-ции, тыс. руб.
1 тн, руб.
сено из многолетних трав
3500
5490
200
5690
1625,71
картофель
1600
11040
1200
12240
7650
овощи открытого грунта
187
639,46
250
889,46
4756
кормовые корнеплоды
350
182
100
282
805,7
молоко
4500
40690
800
41490
9220
мясо
560
30600
1230
31830
56839
Таблица 11 формирует полную себестоимость производимой продукции, от которой уже можно считать полученную прибыль. В расходы на реализацию были включены транспортные расходы по доставки продукции покупателю, маркетинговые разработки, а так же оплата труда менеджерам по продажам, которые непосредственно заняты нахождением рынков сбыта.
2.4. Финансовое планирование
Финансовое планирование является заключительным этапом текущего плана, задача данного планирования обеспечить предприятие финансовыми ресурсами и выявить финансовый результат деятельности предприятия.
Таблица 12 Планируемые результаты реализации продукции
Продукция
Каналы сбыта
Объем продаж
Выручка, тыс. руб.
Затраты, руб.
Результат (+, -)
1
2
3
4
5
6
сено из многолетних трав
для собственного производства - выращивание крупного рогатого скота, физические лица ( частные фермеры)
3500
9076
5690
+3386
картофель
ООО «Агропром»
190
1900
1453,5
+446,5
ООО «Уралочка»
156
1560
1193,4
+366,6
ООО ТС «Василек»
99
990
757
+232,65
ООО «Анюта»
56
560
428
+131,6
ООО ТС «Красный»
100
1000
765
+235
другие магазины
544
5440
4161,6
+1278,4
небольшие кафе и рестораны
155
1550
1185,75
+364,25
социальная сфера (школы, больницы)
300
2871
2295
+576
всего
1600
15871
12239,25
+3631
овощи открытого грунта
ООО «Агропром»
35
196
166,46
+23,54
ООО «Уралочка»
30
168
142,68
+25,32
ООО ТС «Красный»
30
168
142,68
+25,32
ООО ТС «Василек»
23
128,8
109,39
+19,4
ООО «Анюта»
29
162,4
137,9
+24,5
1
2
3
4
5
6
небольшие кафе и рестораны
25
140
118,9
+21,1
социальная сфера (школы, больницы)
15
81
71,34
+9,66
Всего
187
1044,2
889,37
+154,83
кормовые корнеплоды
для собственного производства - выращивание крупного рогатого скота, физические лица ( частные фермеры)
350
297,5
281,9
+15,6
молоко
ООО «Агропром»
1500
15000
13830
+1170
ООО «Уралочка»
500
5000
4610
+390
ООО «Молокозавод»
г. Кушва
1000
10000
9220
+780
небольшие кафе и рестораны
500
5000
4610
+390
социальная сфера (школы, больницы)
1000
9900
9220
+680
Всего
4500
44900
41490
+3410
мясо
ООО «Мясокомбинат» г. Лесной
150
10200
8525,85
+1674,15
Мясокомбинат
г. Качканар
150
10500
8525,85
+1974,15
ООО «Агропром»
60
4080
3410,34
+669,66
ООО «Уралочка»
40
2720
2273,56
+446,44
небольшие кафе и рестораны
100
6800
5683,9
+1116,1
социальная сфера (школы, больницы)
50
3250
2841,95
+408,05
работникам и физ. Лицам
10
556
568,39
-12,39
Всего
560
38106
31839,84
+6276,16
Итого
109294,7
92430,36
+16864,34
В таблице 12 определяется полученная выручка от реализации продукции и произведенные затраты на поставку продукции отдельному покупателю или группе покупателей. Самыми доходными видами продукции по предоставленному плану являются мясо, картофель и молоко, из производство приносит наибольшую прибыль.
ДФГУСП «Таежный» имеет постоянных клиентов, однако в дальнейшем клиентскую базу необходимо расширять, завоевывая все новые рынки сбыта.
Таблица 13 Финансовый план предприятия, тыс. руб.
Показатели
В отчетном 2008 году
План на 2009 год
1. Доходов всего
77688
109294,7
в т.ч. выручка от реализации
77688
109294,7
2. Расходы всего
75732
93780,36
в т.ч. затраты на производство и реализацию продукции
75382
92430,36
другие затраты
350
1350
3. Результат - прибыль
1956
15514,34
4. Отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды
469,44
3102,8
5. Чистая прибыль
1486,56
12411,54
По предоставленному финансовому плану предприятия чистая прибыль увеличиться в 2009 году по сравнению с 2008 на 10924,98 тыс. руб., такое улучшение результатов деятельности более чем значительно. Однако, в 2009 году было увеличены непроизводительные расходы предприятия на 1000 тыс. руб. Это расходы по содержанию жилья работников, коллективных сараев для содержания частного скота, бани в поселке Таежный, так же расходы на другие социальные мероприятия. необходимо так же отметить, что в 2009 году снижена ставка налога на прибыль с 24 до 20 %, что привело к экономии на отчислениях в бюджет в размере 620,64 тыс. руб.
3. Организация планирования на предприятии
3.1. Содержание плановой работы и распределение ее между работниками
При рассмотрении внутрипроизводственного планирования имеется в виду, что предприятие - это многоуровневая система, в которой объект управления вышестоящей системы превращается в субъект управления нижестоящей системы. Например, бригадир подчиняется непосредственно не директору предприятия, а начальнику фермы. Начальник фермы из объекта управления директора предприятия превращается в субъект управления для бригадира из объекта управления начальника фермы сам становится субъектом управления для рабочих своего участка.
Таблица 14 Содержание и распределение работ планирования по уровням планирования и между работниками управления
Уровень планирования
Содержание плановой работы
Исполнители
Стратегический план
разработка долгосрочных планов, постановка основных целей и способов их достижения
высшее руководство предприятия
Тактический план
разработка плана на 1-2 года
руководители отделов, ферм
Оперативный план
краткосрочный план на месяц, квартал
непосредственно исполнители (бригадиры и т.д.)
В процессе планирования принимают участие, во-первых, высшее руководство предприятия, во-вторых, команда плановиков, в-третьих, руководители и специалисты подразделений. Высшее руководство является архитектором процесса планирования, определяет фазы и последовательность работ, принимает решения по стратегическому планированию. И, наконец, контролирует выполнение каждого этапа процесса планирования. Руководители и специалисты подразделений принимают решения по планам своего функционального направления деятельности, проводят анализ внутренней и внешней среды организации, осуществляет контроль. Плановая служба выступает «катализатором» процессов планирования, выполняет методологические и основные исполнительные функции по всем этапам процесса планирования.
3.2. Содержание связей различных должностных лиц с планово-экономическим отделом предприятия при выполнении функции планирования
Таблица 15 Связи различных должностных лиц с планово-экономическим отделом предприятия при выполнении функции планирования
Должность лица, вступающего в отношения с планово-экономическим отделом
Сферы планирования
Содержание связей (плановые документы и показатели)
Директор предприятия
стратегическое планирование
контроль за выполнением всех видов планирования
Начальники отделов и ферм
тактическое планирование
контроль за выполнением показателей плановой деятельности, отчет в планово-экономический отдел о выполненных планах
Бригадир
оперативное планирование
выполнение оперативного плана, непосредственный контроль выполнения работы на местах
3.3. Текущий контроль за выполнением плановых показателей
Цель контроля за выполнением планов – своевременное принятие управленческих решений в случае отклонения от его параметров.
Основными средствами контроля являются: анализ возможностей сбыта, анализ доли рынка, анализ соотношений между затратами на маркетинг и сбытом и наблюдение за отношением клиентов.
Фирмы применяют три типа маркетингого контроля своей рыночной деятельности:
- контроль за выполнением годовых планов;
- контроль прибыльности;
- стратегический контроль.
Контроль за выполнением годовых планов заключается в постоянном слежении за текущими маркетинговыми усилиями и достигнутыми результатами, чтобы убедиться в достижении запланированных на год показателей сбыта и прибыли. Основными средствами контроля является анализ возможностей сбыта, анализ доли рынка, анализ соотношения между затратами на маркетинг и сбытом, наблюдение за поведением клиентов.
Контроль прибыльности требует выявления всех издержек и установления фактической рентабельности деятельности фирмы по товарам, сбытовым территориям, сегментам рынка, торговым каналам и заказам разного объема.
Стратегический контроль – это деятельность по анализу выполнения маркетинговых задач, стратегии и программы фирмы. Осуществляется такой контроль посредством ревизии маркетинга, которая представляет собой комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды, задач, стратегий и оперативной деятельности фирмы. Цель ревизии маркетинга - в выявлении открывающихся маркетинговых возможностей и возникающих проблем и в выдаче рекомендаций относительно плана перспективных и текущих действий по комплексному совершенствованию маркетинговой деятельности фирмы. Структура комплексного анализа и контроля маркетинговой деятельности приведена в схеме алгоритма.
4. Мероприятия по улучшению финансового состояния хозяйства в 2009 году
1. Организовать действенное функционирование маркетинга в хозяйстве, а именно установить реальных покупателей и их потребности в видах продукции, производимых предприятием, изучить конкурентов, их способности и цены на продукцию. на основе проведенных маркетинговых исследований составить план мероприятий по изменению видов, объемов производства и продаж продукции, изысканию средств на модернизацию производства.
2.Установить, по возможности, цены на продукцию ниже, чем у конкурентов. Незначительно снизить цену, но увеличить объемы реализации производимой продукции
3. Разработать и внедрить эффективную систему оплаты труда, непосредственно связанную с доходностью хозяйства.
4. Пересмотреть выполняемые административно-управленческим персоналом функции, провести анализ значимости каждого сотрудника, подготовить должностные инструкции к каждой должности и установить контроль по их выполнению. При необходимости провести переквалификацию работников.
5. Планово вести работу по сокращению затрат кормов и других материалов на производство продукции животноводства, по сокращению затрат на производство продукции растениеводства. Увеличить объем выращиваемых для собственного потребления кормовых культур, для снижения расходов на их закуп. Освоить сбор семян для экономии средств на покупку семян дорогостоящих сортов сельскохозяйственных культур.
6. Выполнение мероприятий по энергосбережению:
- поставить счетчики учета потребленной тепловой энергии и воды на производственные нужды.
Ожидаемая экономия 180 тыс. руб. в год
- ремонт инженерных сетей с целью устранения утечек и безвозвратных потерь тепла и воды
Ожидаемая экономия – 50 тыс. руб.
- ремонт зданий и сооружений с целью устранения потерь тепла через окна, двери, стены и т.д.
Заключение.
Предпринимательская деятельность в аграрном секторе имеет свои существенные отличия от такой деятельности в других сферах народного хозяйства. Это отличие вызвано природой сельскохозяйственной деятельности, основу которой составляет земля, которая, в свою очередь, является не только производственным базисом, главным средством производства, но и сферой и средством жизни всего человеческого общества. Отсюда и огромная социальная ценность земли, большая цена, которую платит общество за ее нерациональное использование и неэффективность сельскохозяйственной деятельности. То есть, предпринимательская деятельность в аграрном секторе, включающая в себя право гражданина на использование земли для систематического получения прибыли за свой риск и своей самостоятельной деятельностью, должна быть, безусловно, обременена социальной значимостью и полезностью для общества, должна содержать обязанность предпринимателя перед обществом по результатам и содержанию хозяйствования на земле, включающую, как само достижение цели предпринимательской деятельности - получение прибыли, так и то, каким образом эта цель достигнута.
Наибольшую прибыль предприятие может получить только, если правильно спланирует свою деятельность на основе данных об имеющихся ресурсах. Традиционный подход к планированию предполагает определение площади посевов и урожайности сельскохозяйственных культур в планируемом году( численности и продуктивности животных) исходя из фактически достигнутых показателей, а уже исходя из этого – расчет финансовых показателей.
В ходе планирования могут решаться множество поставленных целей. Например: максимизация прибыли, увеличение валового прироста. Для достижения увеличения показателей составляют план экономического развития. Он предусматривает не только построение, но и практическую реализацию проекта организационно-хозяйственного устройства предприятия сроком на 3-5 лет, а также программу контроля.