Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Соотношение биологического и социального в человеке

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Соотношение биологического и социального в человеке
  • Предмет:
    Философия
  • Когда добавили:
    26.08.2010 16:32:11
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
    Введение. 3
    Глава 1. Особенности биологического и социального в человеке. 5
    1.1. Человек как биологический и социальный субъект. 5
    1.2. Человек и его биологические и социальные признаки. 14
    1.3. Человек и труд. 17
    Глава 2. Соотношение биологического и социального в человеке. 22
    2.1.Связь биологического и социального в человеке. 22
    2.2. Деятельность человека, потребности человека. 24
    2.3. Место человека в обществе. 28
    2.4. Соотношение биологического и социального в генезисе человека. 31
    Заключение. 36
    Список использованной литературы.. 38
     
                    Введение Актуальность темы. Не трудно видеть, что в подпочве разных пониманий сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе человека. В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена. При этом речь не идет о том, что жизнедеятельность человека имеет и биологические детерминанты, определяющие зависимость от набора генов, баланса вырабатываемых гормонов, обмена веществ и бесконечного множества других факторов. Существование этих факторов признают все. Речь идет о том,  существуют ли биологические запрограммированные протосоциальные схемы поведения человека. Вопрос этот очень сложный и запутанный. Сторонники и того и другого подходов черпают доводы из серьезных источников.
    Значение термина «человек» многогранное, о чем свидетельствует понятийный аппарат наук, которые изучают человека.
    В самом общем понимании термин «человек» указывает на принадлежность к человеческому роду — высшей ступеньке живой природы на нашей планете.
    Человек как часть природы является биологическим субъектом. По своиму телесному строению и физиологичными функциями человек принадлежит к животному миру. Характерно, что с точки зрения биологии принципиальной разницы между человеком и животным миром нет.
    Подобие, сходство человека и животного определяется
     во-первых, составом вещества, строением и поведением организмов;
    во-вторых, у человека есть рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя и не нужные ему.
    Понятие «человек» указывает на качественное отличие людей от животных и характеризует общие, присущие всем людям качества и особенности, которые находят свое проявление в термине «Homo sapiens», — «человек разумный».
    Объектом рассмотрения данной работы является взаимодействие и структура индивидов и социальных групп.
    Предмет составляют соотношения биологического и социального в человеке.
    Целью данной курсовой работы является изучение соотношения биологического и социального в человеке.
    В соответствии с целью курсовой работы нужно решить следующие задачи:
    а) рассмотреть понятие биологического и социального в человеке;
    б) определить структуру биологического и социального в человеке;
    в) выяснить специфику взаимодействия биологического и социального в современном обществе;
    г) обосновать роль деятельности человека, потребности человека;
    д) обосновать роль и место человека в обществе;
    е) проанализировать соотношение биологического и социального в человеке.
    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
    Теоретическая и методологическая основа. Теоретической и методологической основой работы послужили труды таких авторов, как: Бабушкин А.Н., Золкин А.Л., Кемеров В.Е., Кузнецов А.В., Кузнецов В.В., Кучевский В. Г., Пирогов К.С., Хмелевская С. В., Яцкевич Я. М.
     
     
    Глава 1. Особенности биологического и социального в человеке 1.1. Человек как биологический и социальный субъект Наибольшая ценность общества – человек, его жизнь, здоровье. Однако с каждым годом увеличивается количество факторов, которые негативно влияют на его жизнь и здоровье. В большинстве случаев они порождаются самим человеком: его деятельностью, опасным поведением, научно-техническим прогрессом.
    Значение термина “человек” – многогранное, о чем свидетельствует понятийный аппарат наук, которые изучают человека.
    Философию интересует человек с точки зрения его положения в мире как субъекта познания и творчества.
    Психология анализирует человека как целостность психологических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых свойств и тому подобное. То есть психология ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают неизменность человеческой природы.
    Если экономическая наука допускает, что человек способен на рациональный выбор, то психология выходит с того, что мотивы человеческого поведения по большей части иррациональны и не постижимы.
    Историки, напротив, проявляют интерес к тому, как под воздействием культурно-исторических факторов изменяется человеческое существо.
    Социология исследует человека в первую очередь как личность, как элемент социальной жизни, раскрывает механизмы его становления под воздействием социальных факторов, а также пути и каналы обратного влияния личности на социальное состояние.
    В самом общем понимании термин “человек” указывает на принадлежность к человеческому роду – высшей ступеньке живой природы на нашей планете[1].
    Среди вопросов, которые интересуют науку, религию, каждого человека, важнейшим является вопрос о природе человека, его происхождения и назначения, возникновения жизни на Земле, связь с Космосом, место во Вселенной. Эти вопросы чрезвычайно сложны и противоречивы. Невзирая на достаточно разветвленную систему исследований, накопленные результаты, проблему возникновения жизни и происхождения человека нельзя считать развязанной. Рассуждение по этому поводу можно классифицировать как модели или гипотезы. Одни – больше обоснованны, другие – меньше. Однако каждая гипотеза не подтверждается практически. Коротко охарактеризуем каждую из них.
    Одна из гипотез базируется на божественном творении – религиозная гипотеза происхождения жизни человека.
    Религиозная концепция происхождения мира сосредоточивается вокруг идеи о существовании всесильного, вечного Творца, который имел определенный план и назначение для Своего творения. Вселенная, Солнечная система, наша планета Земля, а также все живое возникло и стало существовать по плану и замыслом сверх умного существа.
    Не менее привлекательно выглядит космическая гипотеза происхождения человека. Она основывается на утверждении о посещении Земли пришельцами из Космоса или проникновением на Землю своеобразных животворных космических лучей. Творцом этой гипотезы считается американский естествоиспытатель Ч.Х. Форт. Немецкий ученый Е. Фон Денникер в своих книгах настойчиво доводит эту гипотезу к уровню научной обоснованности[2].
    С космической гипотезой происхождения человека согласиться так же тяжело, как и отрицать ее. Дело в том, что пока не установлено общение с неземными цивилизациями, если они есть. Однако поиск земных цивилизаций продолжается.
    Вместе с тем, существует эволюционная гипотеза происхождения жизни и человека. Основателем эволюционного учения о происхождении видов считается английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (1809–1882). В фундаментальном труде “Происхождения видов путем естественного отбора” ученый показал, что основными факторами эволюции органического мира является изменчивость, наследственность и естественный отбор.
    Согласно с этой гипотезой, зарождение и развитие жизни возможны лишь из того естественного окружения, на котором оно разворачивает свое естество. Жизнь возникает благодаря фотосинтезу и обмену веществ в уникальных климатических условиях, которые создались (по-видимому, случайно) на земле несколько миллиардов лет потому. Среди таких условий выделяются показатели температуры почвы, воздух; наличие воды, некоторых солей, радиации и тому подобное.
    Совершенствуясь в ходе эволюции, организмы на планете эволюционировали в животный мир и превращались в современные образцы (в том числе и человека) в результате естественного отбора.
    Новейшие научные сведения подтверждают мнение Дарвина, что ближайшими нашими родственниками являются мартышки, а именно – человекообразные. Считается, что процесс превращения мартышки в человека начался приблизительно три миллиона лет потому. Молекулярные исследования показали, что человек, горилла и шимпанзе – это не двоюродные братья, как думали раньше, а родня. Их следует объединить в один род. Человек современного физиологичного типа по последним научным данным, которые получены с помощью анализа ДНК (наследственные вещества), появился сравнительно недавно: 50–250 тысяч лет потому, причем приблизительно в одном месте – в Африке[3].
    Дарвин не дал ответа на вопрос, который именно стал причиной выделения человека из животного мира. На него пытался ответить Ф. Енгельс: некоторые виды человекообразных мартышек под воздействием природоклиматических условий были вынуждены достаточно резко изменить свой образ жизни. Они перебрались из деревьев на землю, в результате чего функции их передних конечностей стали существенно отличаться от функций задних. Постепенно развиваясь, руки становились органом для производства и использования орудий труда. Труд привел к развитию мозга, появления мышления и языка.
    Развитие наук в ХХ веке внесло поправки в эти идеи. В частности, внимание обращения на то, что найденные до нашего времени стоянки давних наших предков территориально “привязаны” к зоне Больших восточноафриканских разломов. Именно здесь были высокие “выбросы” радиации, которые вызывают резкие изменения в наследственном фонде живых существ, то есть мутацию. К этому следует добавить, что и тектонические, и вулканические, сейсмические и радиационные катаклизмы осуществляли существенное влияние на живых существ как мутагенные факторы.
    Эволюционная гипотеза происхождения человека до этого времени считается наиболее обоснованной.
    В пределах существенной противоположности гипотезы имеют кое-что общее, что соединяет их:
    1) за всеми гипотезами, жизнь возникает на земной основе;
    2) жизнь человека органически связана с Космосом (в религиозном варианте – через Бога, в эволюционном – через фотосинтез, в космическом – непосредственно) и с трудом, направленным на обеспечение условий существования человека как человека;
    3) жизнь существует благодаря постоянной деятельности (организма или человека), направленной на обмен веществ, выживания, борьбу за существование.
    Определений понятия “жизни” очень много. Как общее понятие, жизнь является особенной формой существования и движения материи, более высокой, за отношением к физической, химической, формой. Ф. Енгельс определил жизнь как способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен с окружающим их внешней средой.
    Жизнь – это особенная форма движения материи со специфическим обменом веществ, самовозобновлением, системным управлением, саморазвитием, физической и функциональной дискретностью живых существ и их общественных конгломератов. Из этого достаточно сложного определения выплывает главное: жизнь можно рассматривать как последовательный, упорядочен обмен веществ и энергии.
    Биологические и социальные признаки человека.
    Результатом эволюции жизни на Земле является человек как часть природы, биологический субъект. По своему телесному строению и физиологическим функциям человек принадлежит к животному миру. Характерно, что, с точки зрения биологии, принципиальной разницы между человеком и животным миром нет.
    Но человек – высшая ступенька развития живой природы на нашей планете. Это понятие указывает на качественное отличие людей от животных и характеризует общие, присущие всем людям качества и особенности, которые находят свое проявление в термине “Нomo sapiens”, – “человек разумный”[4].
    Человек как биологический вид имеет:
    – характерные телесные признаки (руки приспособлены к труду и тому подобное);
    – высокоразвитый мозг, способный отобразить мир в понятиях и превращать его в соответствии со своими потребностями, интересами, идеалами;
    – сознание как способность к познанию сущности, как внешнему миру, так и своей личной природы.
    Человеческая способность сосредоточения на самом себе имеет деятельный общественный характер. О человеческом характере жизнедеятельности можно говорить с того момента, когда человекообразное существо изготовило первые орудия труда. Именно с этого началась перестройка человеком собственного мира – социального.
    Содержание и характер человеческой жизни определяется способом человеческой деятельности, главными факторами которого являются средства производства и общения.
    Если животное живет в природе, то человек – в социуме. Социум – это особенный образ жизни особенных существ – людей.
    Следовательно, самое главное отличие между человеком и животным миром заключается в образе жизни. Животная жизнь осуществляется естественным образом, то есть как существование. Человеческая – общественной, социальной, как жизнедеятельность. “Что такое жизнь, – писал К. Маркс, – если она не является деятельностью?” Все, что есть в обществе, как и именно общество, – результат человеческой деятельной.
    Деятельность – это специфический способ отношения человека к миру. Она совмещает биологическую, социальную и духовно-культурную сущность человека. Деятельность появляется как средство превращения природы на предметы потребления, творения культуры.
    На основе того, что человеческая деятельность является системой осознанных целеустремленных действий, которая предусматривает изменение или превращение окружающего мира, можно сформулировать такое определение: деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой, благодаря чему он достигает сознательно поставленной цели, которая возникла в результате проявления у него определенной потребности[5].
    Жизнедеятельность – это сложная система, которая может поддержать и обеспечить в среде существования определенные условия жизни и все виды деятельности людей.
    Потребности – это нужда, необходимость для человека того, которое обеспечивает его существование и самообеспечение.
    Потребности разделяются на группы:
    - физиологические и сексуальные;
    - экзистенциальные;
    - социальные;
    - престижные;
    - духовные.
    Первые две группы потребностей является первичными врожденными, три другие – приобретенными.
    Деятельность человека имеет предметный и духовный характер. Деятельность является предметной, потому что ее результатом являются материальные предметы. В этих предметах человек воплощает свои понимания мира, ум, свойства, интересы, потребности, чувства.
    Виды деятельности обеспечивают существование человека и его формирование как личности. К видам деятельности принадлежат: труд, игра, учеба, общение. К типам деятельности принадлежат такие, которые строятся по признакам общественных отношений, потребностей и предметов:
    – превращающая: предметная (люди – природа, материальные ценности);
    – социальная (люди – люди, управления, образование, лечение);
    – духовно-познавательная: исследования теоретические, прикладные, практические;
    – ценностно-ориентационная: познание мира с позиций добра и зла (мораль, идеология);
    – коммуникативная;
    – художественно-творческая: познание мира в художественных обидах;
    – потребительская: материальное, духовное, потребительское.
    Но, ни один тип деятельности не реализуется в чистом виде. Например, труд – это и познание, и оценка, и общение.
    Каждый человек имеет свою иерархию видов и типов деятельности. Вообще, иерархия видов и типов деятельности – это, в известной мере, программа жизни человека.
    Одной из специфических форм деятельности есть труд. К. Маркс определяет труд как процесс, который происходит между человеком и природой. Превращая природу, человек превращает и себя. В процессе труда развиваются способности человека, а также мышления, чувственное восприятие мира. В этом понимании вполне справедливым является утверждение Ф. Енгельса, что “труд создал человека”.
    Труд – это целеустремленная деятельность человека, в процессе которого он влияет на природу и использует ее с целью производства материальных благ, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Но труд – это не только процесс, в котором люди вступают между собой в определенные производственные отношения. Он проявляется в каждой общественно-экономической формации в конкретной исторической форме, имеет особенный характер и свою организацию. С физиологичной точки зрения труд – это расходы физической и умственной энергии человека, но он необходим и полезен для человека. И только во вредных условиях труда или при избыточном напряжении сил человека в той или другой форме могут проявляться негативные последствия труда[6].
    Человеческий труд в корне отличается от “труда” животных. Самым главным отличием является то, что человек использует орудия труды, которые изготовлены орудиями труда. Животное этого не умеет делать.
    Второе отличие заключается в универсальности человеческого труда. Животное “работает” лишь за требованиями своего рода (ласточки строят гнездо под крышей дома, пчелы – соты, бобры – дамбу) и не может осуществить то, что не заложено у них природой. Человек же – существо универсальное. Он может построить и жилье, и дамбу. Он превращает природу и сам устанавливает себе меру труда и превращения, которое в корне отличает его от животного, делает общественным существом.
    Кроме того, человек модулирует будущий результат творения в мозге, а затем благодаря труду переносит его в реальность. Он ставит себе цели, изменяет их согласно со своими новыми представлениями, добивается воплощение их в жизнь. Целенаправленность присуща лишь человеку. Ни одно животное не делает цель предметом своего размышления. И хоть оно мыслит, анализирует, делает выводы, все же целенаправленность свойственна лишь человеку.
    С помощью труда человек постоянно изменяет условия всего существования, превращая их согласно со своими постоянно растущими потребностями, создает мир материальной и духовной культуры. Труд не возможен в одиночном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный. В социальном отношении труд привел к формированию новых, социальных качеств человека: языки, мышления, общения, убеждения, ценности ориентации, мировоззрения. Изменяется психология человека, инстинкты превращаются в двух планах: в плане их сдерживания, торможения (подчинение контроля ума) и в плане их превращения в новое качественное состояние познавательной деятельности человека – интуицию. Все это присущее человеку как социальному субъекту.
    Мы подходим к сути человека по трем разными измерениями: биологическим, психологическим и социальным. Под психологическим понимается внутренний духовный мир человека – своя воля, переживание, память, характер, темперамент и тому подобное.
    Социальное и биологическое существует как неразрывное единство. Биологическое, естественное можно упрощенно назвать системой, “которая живет”, а социальное – “как живет”. Но и “что живет”, и “как живое” слились в единое целое, социального существа по имени Человек. Естественное функционирование его организма социально обусловлено, зависит от тех объективных исторических условий, в которых живет и которые им же созданные путем превращения окружающей среды для удовлетворения своих разнообразных потребностей[7].
    Человек являет собой целостное единство биологического, психического и социального уровня. При этом человеческий индивид – это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, которое приводит к возникновению новой качественной степени – личности.
    Личность – это мера целостности человека, которая включает в себя все множественное число взаимоувязанных характеристик и элементов.
    Главным итоговым свойством личности выступает мировоззрение. Особенным компонентом личности является ее нравственность.
    Цель жизни человека проявляется в разнообразных видах деятельности – в труде, воспитании, семейной жизни, увлечении наукой, литературой и искусством, в активной общественной деятельности и тому подобное. При этом труд – не самоцель, а реальная основа создания объективных условий для того, чтобы каждый человек мог проявить себя, раскрыть свои способности, обнаружить таланты.
    Когда мы говорим о жизни, то необходимо рассмотреть и противоположное ему понятие – смерть. С осознанием конечного человеческого личного бытия можно понять цель жизни, познать человека, понять то, что природа или творец создали этого конкретного человека, осознать ценность и неповторимость человеческой жизни, то есть бережливого отношения к ней.
    По Аристотелю (384 – 32 до н. э.), настоящая цель человеческой жизни – блаженство, которое называется деятельностью. Деятельность души познавательна. Но познание истины является самым привлекательным из всех деятельностей. Деятельность ума отличается значимостью и целостностью и содержит в себе наслаждение, которое усиливает энергию. Именно к такой цели и должен стремиться человек[8].
    Сбалансированное развитие человека возможно только тогда, когда она защищена на биологическом и социальном уровнях. Знание основ безопасности позволит человеку решить эту проблему, расширить аспекты самозащиты личности и, в частности, развить у него способность заботиться о себе, удовлетворять свои потребности и получать удовольствие от жизни.
     
    1.2. Человек и его биологические и социальные признаки Значение термина «человек» многогранное, о чем свидетельствует понятийный аппарат наук, которые изучают человека.
    Философию интересует человек с точки зрения его положения в мире прежде всего как субъекта познания и творчества.
    Психология анализирует человека как целостность психологических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых свойств и тому подобное, то есть психология ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают неизменность человеческой природы.
    Если экономическая наука допускает, что человек способен на рациональный выбор, то психология выходит с того, что мотивы человеческого поведения по большей части иррациональны и не постижимы.
    Историки, напротив, проявляют интерес к тому, как под воздействием культурно-исторических факторов изменяется человеческое существо.
    Социология исследует человека в первую очередь как личность, как элемент социальной жизни, раскрывает механизмы его становления под воздействием социальных факторов, а также пути и каналы обратного влияния личности на социальное состояние[9].
    В самом общем понимании термин «человек» указывает на принадлежность к человеческому роду — высшей ступеньке живой природы на нашей планете.
    Что же такое жизнь? Есть много разных определений понятия «жизни». В общем понимании жизнь является особенной формой существования и движения материи, более высокой по отношению к физической или химической форме, способом существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен с их внешней средой.
    Жизнь — это особенная форма движения материи со специфическим обменом веществ, самовозобновлением, системным управлением, саморазвитием, физической и функциональной дискретностью живых существ и их общественных конгламерантов. Из этого достаточно сложного определения выведем главное: жизнь можно рассматривать как последовательный, упорядочен обмен веществ и энергии.
    Человек как часть природы является биологическим субъектом. По своему телесному строению и физиологическим функциям человек принадлежит к животному миру. Характерно, что с точки зрения биологии принципиальной разницы между человеком и животным миром нет.
    Подобие, сходство человека и животного определяется[10]:
    - во-первых, составом вещества, строением и поведением организмов;
    - во-вторых, у человека есть рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя и не нужны ему.
    Понятие «человек» указывает на качественное отличие людей от животных и характеризует общие, присущие всем людям качества и особенности, которые находят свое проявление в термине «Homo sapiens», — «человек разумный». Человек как биологический вид имеет:
    -  характерные телесные признаки (руки приспособлены к труду и тому подобное);
    - высокоразвитый мозг, способный отобразить мир в понятиях и превращать его в соответствии со своими потребностями, интересами, идеалами;
    - сознание как способность к познанию сущности как внешнему миру, так и своей личной природы;
    - мышление и язык, которые появились в результате трудовой общественной деятельности.
    Самым характерным признаком человека является сознание. Сознание не только в плане осмысления жизненной ситуации и познания окружающей действительности — такой уровень сознания свойствен даже животному миру, а с точки зрения способности рассуждать над внешними обстоятельствами, над своими связками с ними и с другими людьми, углубляться в себя, чтобы достичь согласия с собой, с целью осознания смысла собственного бытия в мире.
    Человеческая способность сосредоточения на самом себе имеет деятельный общественный характер. О человеческом характере жизнедеятельности можно говорить с того момента, когда человекообразное существо изготовило первые орудия труда. Именно с этого началась перестройка человеком собственного мира — социального.
    Содержание и характер человеческой жизни определяется способом человеческой деятельности, главными факторами которого являются средства производства и общения.
    Если животное живет в природе, то человек — в социуме. Социум — это особенный образ жизни особенных существ — людей[11].
    Следовательно, самое главное отличие между человеком и животным миром заключается в образе жизни. Животная жизнь осуществляется естественным образом, то есть как существование, человеческое, — общественным, социальным, как жизнедеятельность. Все что есть в обществе, как и именно общество, — результат человеческой деятельности.
     
    1.3. Человек и труд Труд существенно изменил отношение предков человека к миру.  Известно, что животное живет в узкой экологической нише, его органы специализированы и приспособлены к внешней среде, которая является будто продолжением его тела. Животное реагирует лишь на благоприятные или опасные для нее раздражители среды. Все другие остаются вне его внимания.
    Для человека, благодаря способности планомерно превращать окружающие вещи, не существует нейтральных раздражителей или вещей. Все (камень, дерево, растение и тому подобное) может непосредственно или опосредствовано быть пригодным для изготовления орудий, одежды, еды. Человек, как высказался основатель философской антропологии Г. Шелер, в отличие от животного, «открытая миру», он «имеет мир». Он не включен в мир как его органическая часть, а возвышается над миром, между ним и миром существует своеобразная дистанция.
    По-другому осмысливает специфику человеческого отношения к миру Гелен. По его мнению, человек создал своей средой сферу культуры, его отношение к миру опосредствовано культурой. Благодаря этому человек освоил почти весь земной шар и даже вырвался за пределы Земли. Он не вполне зависит от естественной среды, потому, что защищенный искусственной средой — сферой культуры, его «отдельность» от среды существует не только практически, но и в мыслях. По мысли человек способен преодолеть ограниченные пространственно-временные параметры своего бытия в окружающем мире. Он является существом, «которому открыта вся полнота пространства»[12].
    Труд непосредственно связан с мышлением. Животное знает свет только сквозь призму своих физиологичных интересов. Он не знает вещей самих по себе, он «знает» себя в вещах: проектирует вещи на себя, на удовлетворение своих биологических потребностей. Человек благодаря использованию орудий труда знает объективные свойства вещей, знает их такими, которыми они являются сами по себе безотносительно к его потребностям. В труде человек применяет вещь против вещи (Гегель видел в этом «хитрость ума»). Да, в при применении камня против дерева первобытный человек узнал, что камень тверже дерева. В этом знании зафиксировано отношение самих вещей, а человек изъят из него. Мышление человека оперирует объективными свойствами вещей.
    Определено знание свойств вещей и умения оперировать ими («техническое мышление») в зародыше присущее животным. Вероятно, оно длительное время было свойственно и предкам современного человека к появлению мышления в языковой форме. Так, по крайней мере, считают современные исследователи.
    Труд обусловил и изменение отношения человека к саму себе. Животное пробудится к действию (поиску еды и тому подобное) лишь под непосредственным давлением потребностей. Человек изготовляет орудия и тогда, когда он сыт (при отсутствии потребностей), и тогда, когда голодный. Он утоляет голод, но работает над орудиями. Это свидетельствует, что человек поднялся над своими потребностями, научился дисциплинировать их, быть в известной мере их хозяином. Способность человека возвышаться над собой (своими биологическими потребностями) дало основание немецкому философу Гельмуту Плесснеру (1892—1985) назвать его эксцентрическим существом: «Если жизнь животного центрична, то жизнь человека эксцентрическая, она не может порвать центрирования, но одновременно выходит из него наружу».
    Существо, которое взяло в руки камень, стало угрожающим не только животным, но и себе. Ведь камень является не только орудиям труда, но и оружием. В природе животного одного вида, как правило, не уничтожают друг друга, поскольку это противоречит выживанию вида. Этому подчиненные определены инстинктивные механизмы. У волков, например, во время грызни достаточно более слабому открыть самое уязвимое место (горло) и более сильный отпускает его. Это действует как сигнал — «каюсь».
    Мартышки, как и далекие предки человека, не имели особенных естественных «вооружений» для причинения смертельных ударов себе подобным. В животном стаде действует право сильного. Оно имеет иерархическую структуру, и поведение каждого в нем зависит от места в этой структуре.
    Когда живое существо «взяло камень» (искусственные орудия вообще), оно вышло за пределы природы не только как среды — оно разрушило природу и как естественное состояние отношений в стаде, которое обеспечивало выживание в нем всех. Ведь орудия как оружие были задействованы в борьбе за самок и еду, то есть использовались против членов стада. Современное «высокоцивилизованное» общество относительно этого не слишком отдалилось от таких проявлений поведения: новейшие научно-технические достижения применяются прежде всего как оружие для уничтожения себе подобных.
    Природа не предусмотрела механизмов, которые могли бы защитить существа, которое «взяло камень» (вооруженную неестественным образом), саму от себя. Голыми руками человеку тяжело поколотить человека: во время борьбы агрессивность спадает, а отчаянные крики жертвы «включают» в более сильного психологические механизмы сожаления. Камнем или ножом убивают за мгновение.
    Естественные механизмы погашения агрессивности не успевают «включиться». Современная техника делает мгновенным акт уничтожение людей, дистанционирует убийцу и жертву. Одним нажатиям кнопки можно обречь на смерть тысячи и даже миллионы людей. И это может сделать даже человек, который не переносит вид крови. Поэтому благодаря «оружию» первобытный человек стал врагом, прежде всего сама себе, он начал уничтожать своих родственников. Орудия создали угрозу его существованию.
    Применение орудий взрывает и право сильного. Благодаря технике отличие между сильным и более слабым исчезло: достаточно сильному отвернуться или не заметить — и он получит камнем по голове. Следовательно, применение «орудия» во внутренней борьбе разрушило сформированные природой отношения в стаде. И поэтому первобытный человек появился перед дилеммой: выжить, сформировав отношения, отличные от тех, которые господствуют в природе, или погибнуть[13].
    Человеческое сообщество отличается от стада, прежде всего, принципиально другими внутренними отношениями. Стадо основывается на иерархии силы. В нем действует закон выживания сильного: выживет он — сохранится род. Человеческое сообщество руководствуется моралью, которая в самой простой своей форме охватывает жизненно необходимые требования, в первую очередь запрещение убийств, инцесту (запрещение браков и половых отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами), обязанность помогать родственникам. Считают, что эти нормы морали возникли для регуляции отношений, которые сформировались в связи с применением орудий. По словам Гелена, неустойчивость человека как в действующем существе нуждалась в дисциплине, которая возникла в первую очередь в форме морали.
    Не случайно первым требованием является заповедь не «убей». Она теснее всего связана с опасностью, которая возникла в связи с применением орудий как оружию в спорах и направленная на укрощение зоологического индивидуализма. Убийство братом брата (Каин и Авель) осуждается как наибольший грех.
    Человеческое сообщество существенно отличается от стада и относительно половых отношений. В стаде существует эндогамия, то есть потомство воспроизводится на основе внутристадных половых связей, а в обществе — экзогамия (внешние для рода связки) или агамия (запрещение браков между близкими родственниками). Этнографы сначала видели в запрещении инцеста догадку наших далеких предков относительно неблагоприятных последствий кровосмешения. Однако впоследствии они отбросили эту гипотезу: первобытный человек не всегда осознавал даже связь между половым актом и рождением ребенка[14].
    В основе запрещения половых связей между близкими родственниками были постоянные столкновения за владение лицами женского пола в первобытном стаде, которые через применение орудий влекли непредсказуемые последствия, постоянно держали стадо в напряжении, разрушали его способность противодействовать внешней агрессии.
    Регуляция половых отношений обусловила к созданию брака, благодаря которому человек окультурил один из самых сильных своих инстинктов. Благодаря этому возник род — сообщество, основанное на естественных связях (его члены родственны по крови), отношения в которой регулируются моралью. В процессе развития роль первого фактора (крови) в формировании сообществ ослаблялась.
     
     
    Глава 2. Соотношение биологического и социального в человеке 2.1.Связь биологического и социального в человеке Сущностные черты человека не постоянные данные при рождении. Они приобретаются человеком в процессе его жизнедеятельности, через взаимосвязь с внешним предметным миром. Философская традиция, основанная С. Керкегором и К. Марксом и впоследствии поддержанная. Джемсом, А. Бергсоном и Т. Тейяром где Шарденом, рассматривает человека как такого, что сам формирует себя, делает сам себя, то есть приобретает сущность. То есть человек не является умным существом, а становится им, как и сознательно творческим, социальным, таким, который владеет вещанием, формирует собственную духовность. Эти свойства не возникают на пустом месте, хотя и под социальным влиянием. Они должны иметь определенную потенциальную основу, константу, которой является человеческое тело как часть естественного света. «Человек создан таким образом, — писал И. Кант, — что впечатление и волнения, вызванные внешним миром, воспринимает с помощью тела — видимой части его существа, материя которого служит не только для того, чтобы засечь у[...] души первым понять о внешних предметах, но и необходим для того, чтобы внутренней деятельностью воспроизводить и связывать эти понятия, одно слово, для того, чтобы мыслить». То есть естественный организм человека является активным фактором формирования его сущностных черт и свойств. Биологическое в человеке — человеческий организм с его структурами и функциями, специфической для человека нейрофизиологической организацией и свойственной ей высшей нервной деятельностью[15].
    Биологическое является наивысшим уровнем естественного, который интегрирует в себе физическое и химическое, значащую его часть. Это совокупность общих существенных признаков и свойств людей как вида. Особенностями человеческого организма является: прямая поступь на двух ногах, разнообразие функций рук, бинокулярное (стереоскопичный) зрение, большой мозг (наличие глубоких извилин в мозге существенно определяет умственные способности человека). Биологические особенности человека передаются от поколения к поколению, записанные в генетической программе, которую представляют молекулы ДНК. Генетическая программа развития организма обеспечивает видовую определенность человека; расовую принадлежность; влияет на тип высшей нервной деятельности и многочисленные индивидуальные особенности морфологического характера (рост, цвет волос, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и тому подобное). Биологически обусловлены не только видовая определенность или стойкие вариации вида, например, расы, но и такие периоды индивидуальной жизни, как детство, зрелый возраст, старость. Биологически определяются и определенные подструктуры лица, в частности темперамент, отдельные черты характера, половые и вековые свойства психики, естественные способности (память, художественное творчество, одаренность в музыке, математике и тому подобное). Таким образом, человек, став существом социальным, не лишился биологической индивидуальности. Хоть какие были бы социальные условия, и они не могут устранить генетической разновидности людей согласно с хромосомной теорией наследственности. Вместо этого врожденные анатомо-физиологические особенности человека предопределяют его способность к усвоению определенных социальных программ, к трудовой деятельности и вещанию, особенно гибкость, неспециализованность наследственной программы поведения, которое делает человека более слабым сравнительно с животными и одновременно дает ей огромные преимущества. Следовательно, качество человека, его способности в общем измерении является результатом сочетания трех факторов: биологического (задатков), социального (социальная среда и воспитание) и психического (внутреннее «Я» человека, ее воля и тому подобное).
    То есть человек подчинен как законам живой природы, так и общественным законам, законам собственной целостности. Человек не существует вне общества, но ее нет и без особенного рода естественных качеств[16].
    Рассматривая проблемы социального и биологического, следует избегать двух крайностей: абсолютизация социального фактора — пансоциологизма и абсолютизация биологического фактора — панбиологизма. В первом случае человек появляется как абсолютный продукт социальной среды, а во втором — абсолютизируется биологическая природа человека. Биологическое и социальное в человеке неразрывно связанные. Биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Естественно-биологическая сторона существования человека опосредствует и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, питания и тому подобное. Другое дело, что социальность бывает разной, может приобретать и нечеловеческие формы, способна даже убить человека, который ее создает и воспроизводит, или превратить человека в «винтик», «муравья» общественной организации. Но при любых обстоятельствах новорожденный человек становится человеком только при условии своевременного прохождения определенного периода социализации. Какой она будет — доброй или злой, безразличной или сочувственной, щедрой или жадной — зависит от качества социальной среды. Следовательно, человек является целостностью, которой внутренне присущие деятельность и уникальность как следствие сочетания взаимодействия ее социальности и естественности.
     
    2.2. Деятельность человека, потребности человека Деятельность — это специфический способ отношения человека к миру. Он совмещает биологическую, социальную и духовно-культурную сущность человека. Деятельность появляется как средство превращения природы на предметы потребления, творения культуры.
    Характерные признаки деятельности человека:
    - он действует под воздействием тех или других мотивов для удовлетворения определенной потребности;
    - он существует благодаря взаимодействию с окружающей средой (другие люди, предметы; природа и тому подобное);
    - обменивается информацией с другими людьми, то есть принимает участие в общении;
    - с самого начала жизни человек играется, учится, а дальше —-работает;
    - именно благодаря действиям, взаимодействиям приобретает определенный опыт;
    - чувствует влияние условий обихода как на уровне окружения (микросреда), так и на уровне общества (макросреда);
    - деятельность имеет целое осознанный и целеустремленный характер.
    На основе того, что человеческая деятельность являет собой систему осознанных целеустремленных действий, которая предусматривает изменение или превращение окружающего мира можно сформулировать такое определение:
     Деятельность — это активное взаимодействие человека с окружающей средой, благодаря чему он достигает сознательно поставленной цели, которая возникла в результате проявления у нее определенной потребности.
     Потребности — это нужда, необходимость для человека того, которое обеспечивает его существование и самообеспечение.
    Потребности разделяются на группы[17];
    - физиологические и сексуальные (в воссоздании людей, в еде, дыхании, двигательные, одежде, жилье, отдыхе);
    - экзистенциальные (это потребности в безопасности своего существования, уверенности в завтрашнем дне, стабильности общества, гарантированности труда);
    - социальные (в принадлежности к коллективу, группе или сообществу в общении, беспокойстве о других и внимании к себе, в участии в совместной трудовой деятельности);
    - престижные (в уважении со стороны других, их признании и высокой оценке своих качеств, в служебном росте и высоком статусе в обществе);
    - личностные (в, самовыражении, в самореализации (или самоактуализации), то есть в деятельном проявлении себя как самостоятельной, оригинальной, творческой личности;
    - духовные (потребности в новых знаниях об окружающем мире, в самопознании, привлечении к наукам, искусств и тому подобное).
    Первые две группы потребностей является первичными и врожденными, четыре другие — приобретенными.
    Деятельность человека имеет предметный и духовный характер. Деятельность является предметной, потому что ее результатом являются материальные предметы. В этих предметах человек воплощает свое понимание мира, свой ум, свойства, интересы, потребности чувства.
    Виды деятельности обеспечивают существование человека и ее формирование как личности. К видам деятельности принадлежат: труд, игра, учеба, общение. К типам деятельности принадлежат такие, которые строятся по признакам общественных отношений, потребностей и предметов.
    Но ни один тип деятельности не реализуется в чистом виде. Например, труд — это и познание, и оценка, и общение[18].
    Каждый человек имеет свою иерархию видов и типов деятельности. В целом, иерархия видов и типов деятельности — это, в известной степени, программа жизни человека.
    Одной из специфических форм деятельности есть труд. Труд это процесс, который происходит между человеком и природой. Превращая природу, человек превращает и себя. В процессе труда развиваются способности человека, а также мышления, чувственное восприятие мира.
     Труд — это целеустремленная деятельность человека, в процессе которого она влияет на природу и использует ее с целью производства материальных благ, необходимых для удовлетворения своих потребностей.
    Но труд — это не только процесс, в котором люди вступают между собой в определенные производственные отношения. Она проявляется в конкретной исторической форме, имеет особенный характер и свою организацию. С физиологичной точки зрения труд — это расходы физической и умственной энергии человека, но она необходима и полезна для человека. И только во вредных условиях труда или при избыточном напряжении сил человека, в той или другой форме могут проявляться негативные последствия труда.
    Человеческий труд в корне отличается от «труда» животных. Наиболее главным отличием является то, что человек использует орудия труды, изготовленные орудиями труда. Животное этого делать не умеет.
    Мы подходим к человеку с тремя разными измерениями ее сути: биологическим, психическим и социальным. Под психическим понимаем внутренний духовный мир человека — ее волю, переживание, память, характер, темперамент и тому подобное.
    Социальное и биологическое существуют в неразрывном единстве. Биологическое, естественное, можно упрощенно назвать системой, «которая живет», а социальное — «как живет». Но и «что живет» и «как живое» злились в единственное целое, в социального существа на имя Человек. Естественное функционирование ее организма социальное предопределено, зависит от тех объективных исторических условий, в которых она живет и которые ею же созданные путем превращения окружающей среды[19].
    Человек являет собой целостное единство биологического, психического и социального уровня. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, которое является основой к возникновению новой качественной степени — личности.
     Личность — это мера целостности человека, который включает у себя все множественное число взаимоувязанных характеристик и элементов.
    Главным итоговым свойством личности выступает мировоззрение. Особенным компонентом личности является ее нравственность.
    Цель жизни человека развивается в разнообразных видах деятельности — в труде, воспитании, семейной жизни, увлечении наукой, литературой и искусством, в активной общественной деятельности и тому подобное. При этом труд — не самоцель, а реальна основа создания объективных условий для того, чтобы каждый человек мог проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты.
    Когда мы говорим о жизни, то необходимо рассмотреть и противоположное ему понятие — смерть. С осознанием конечного человеческого личного бытия можно понять цель жизни, познать человека, понять то, что природа или Творец создали этого конкретного человека, осознать ценность и неповторимость человеческой жизни, то есть бережливого отношения к ней[20].
    По Аристотелем, настоящая цель человеческой жизни — блаженство, которое называется деятельностью. Деятельность души познавательна. Но познание истины является наиболее привлекательным из всех видов деятельности. Деятельность ума отличается значительностью и целостностью и содержит в себе наслаждение, которое усиливает энергию. Именно к такой цели и должен стремиться человек.
     
    2.3. Место человека в обществе Все мы живем в обществе. Всю жизнь мы ищем  свое место. Некоторые, получают удовольствие от своей специальности, деньги идут как хвост кометы. Но для того, чтобы найти свое место, нужно оставить в покое самомнение, сесть на берегу реки, и углубившись в себя, найти именно свое назначение. Если это удается, ты на коне, если нет – ты страдаешь, не чувствуешь самореализации.
    Каждый человек живет среди людей, он связан с ними тысячами разнообразных связей. Универсальной формой взаимосвязи между людьми является общение. Именно благодаря нему человек становится человеком, может согласовывать свои действия с действиями других людей, познавать их и именно в этом он может полнее всего выражать свой внутренний мир, свою сущность. Вместе с тем общение — это чрезвычайно сложная область человеческой жизни. Поэтому, чтобы оно приносило не только пользу, но и радость, делало людей более счастливыми, каждый человек должен учиться общению, овладевать его культурой и искусством[21].
    Среди отношений, которые складываются между людьми в процессе их совместной деятельности и общения, особенное значение для человека имеют межличностные отношения. В них полнее всего раскрываются все аспекты человеческого естества, могут быть переданы самые тонкие оттенки человеческих настроений, чувств, мыслей. Именно вступая в них, мы можем в полной мере почувствовать магическую силу и тепло человеческих взаимоотношений, которые особенно ярко оказываются в таких достижениях человеческой культуры, как дружба, дружба, любовь.
    Одной из наивысших ценностей в человеческой жизни есть семья. Она является тем звеном, благодаря которому осуществляется непосредственная связь генераций, обеспечиваются последовательность и единство развития семьи, народа, человечества. В семье в первую очередь человек находит поддержку и понимание, учится произносить свое первое святое слово «мама», которое открывает ему путь ко всему самому ценному, что есть в человеческой жизни, познает несравненную радость супружеской и родительской любви. Поэтому от того, какой будет наша семья, огромной мерой зависит счастье или несчастье не только наше, но и ближайших и самых дорогих нам людей.
    Каждое общество состоит из большого количества разнообразных объединений и групп. И каждый человек, благодаря многогранности своей жизнедеятельности, включенная в то же время во многих из них. Принадлежность к той или той группе в известной мере налагает свой отпечаток на личность, ее свойства. Но еще большее значение имеет то, что должным образом под отношениями, которые существуют в группе, к которой принадлежит человека, может складываться его жизнь. Поэтому каждый из нас должен хотеть того, чтобы не только понимать и анализировать групповые отношения, но и уметь изменять и совершенствовать их.
    К большим человеческим группам принадлежат нации. Сложившись на основе этнических объединений, которые достигают своим корнем седой давности, они аккумулируют и хранят в себе  самые ценные  достижения  многих  генераций  наших предков. 
    На протяжении многих тысячелетий производились разные социальные культуры, обычаи, формировались национальные типы и национальные характеры. И сегодня они — это живая история, или история нашего народа, которая живет в каждом из нас, даже если мы этого и не замечаем. Потерять свою национальную память — это значит изменить своим предкам, лишиться своей национальной чести и гордости, закрыть себе путь в будущее, стать манкуртами.
    Живя в обществе, человек благодарит его всем. Поэтому его обязанность как гражданина заключается не только в том, чтобы согласовывать свои действия с существующими в нем нормами и законами, но и в том, чтобы пытаться этими действиями принести пользу обществу, сделать его лучше, чем оно есть. Быть настоящим гражданином, занимать четкую гражданскую позицию — это еще одна важна грань человеческой личности, без которой она была бы неполной[22].
    И наконец, каждый человек не может не осознавать сегодня своей принадлежности к наибольшему человеческому сообществу — человечеству. Потому что в наше время, как никогда раньше, человечество становится единственным. И содействие росту этого единства, налаживанию дружеских отношений между всеми народами и людьми является самым первым залогом успешного решения тех величественных проблем и заданий, которые стоят перед человечеством в целом на пороге XXI столетия.
    Не найдем мы сейчас человека, который не жил бы в постоянных отношениях с обществом. Мы не можем обеспечить сейчас себя, в техногенные сутки всем необходимым не обращаясь к другим с целью обеспечения своих самых необходимых духовных, физических потребностей.
    Наибольшее мастерство – прожить жизнь, как можно уменьшив конфликты, помогая в сложную минуту людям, оставив свое небольшое, но крайне значительное слово в истории общества.
     
    2.4. Соотношение биологического и социального в генезисе человека Рассматривая соотношение биологической и социальной эволюции человека, следует принимать во внимание такие биологические отличия человека от животного, которые были замечены учеными в начале XX ст.
    1.Ребенок человека, сравнительно со зверенышами, рождается неготовым к самостоятельной жизни его органы не имеют четкой программы поведения, отсутствует специализация относительно приспособления органов к внешнему миру. У него малый набор инстинктов и нет врожденной программы взаимодействия органов. (Он, например, учится ловить шарик ручкой, то есть согласовывать перцепцию (образ предмета) и движения рукой.) Ребенок подобен эмбриону, в котором еще не специализировались функции, не утвердились инстинкты.
    2. Период полового дозревания человека в три-четыре раза более длительный, чем у ближайших к нему приматов. Это явление имеет название ретардации (опоздание)[23].
    Целесообразность этих особенностей очевидна. Ребенок рождается с пластичной биологией для того, чтобы усвоить «другую природу» — культуру. Ослабленный биологический код предусматривает необходимость усвоения социально-культурного кода. Рука не имеет четко специализированной программы действия, как, например, передняя конечность мартышки. Рука учится действовать. Она будет действовать «по приказу», то есть по культурной программе. Именно поэтому он может выполнять самые разнообразные трудовые операции, может развиться в руку виртуоза-музыканта, хирурга и др.
    Целесообразность ретардации также очевидна. Замечено, что животные легче «учатся» (производят условные рефлексы) в период полового дозревания, когда их психика пластична, менее консервативна. Следовательно, природа, будто специально растянула его, чтобы ребенок мог усвоить культуру. И в самом деле, именно в этот период она формируется как человек — усваивает язык, мораль, учится оперировать орудиями труды. Этот период еще называют первичной социализацией. Существует определенная согласованность (координация) биологического «дозревания» и усвоения элементов культуры наподобие предварительно установленной гармонии. До года ребенок поднимается на ноги, до двух — начинает говорить, немного позже учится исправлять свои жизненные потребности. И знания в соответствии с его сложностью усваиваются, как правило, в определенном возрасте. Дать, попав маленькими к зверям, даже если с 10—12 годов опять начинают жить среди людей, практически остаются зверями, поскольку время для формирования их как люди были потеряны. Следовательно, ретардация является целесообразной, потому что когда бы человек воспроизводил себе подобных с 3—4 годов, она не могла бы стать культурным существом[24].
    Человек от природы не является животным, или, как выражался Ф. Ницше, он является «испорченным животным». Сравнения отмеченных выше особенностей биологии человека и особенностей животного дали основание немецкому мыслителю Ар-нольду Гелену (1904—1976), который разрабатывал проблемы философской антропологии, для вывода, что культура будто запланирована (предусмотренная) в биологии человека. При этом культура не является надстройкой над биологической природой человека, а формируется в согласовании с ней. Ребенок поднимается на ноги, потому что такая возможность заложена в строении ее скелета, она может заговорить, потому что ее гортань приспособлена (запланированная) к артикуляции звуков и тому подобное.
    3. Концептуальные направления осмысления проблематики[25]. Какие возможны объяснение подобного органического сочетания биологии и культуры в человеке?
    Попытки осмыслить проблему человека, руководствуясь не верой, а умом и фактами, а именно на этом обосновываются научный и философский подходы, — выводят на один из двух ответов.
    1. Зачатки трудовой деятельности в сочетании с естественным отбором обусловили трансформацию природы человека. Такой точки зрения придерживается марксизм. Он изложен в труде Ф. Енгельса «Роль труда в превращении мартышки в человека». Аргументом на его пользу является явление доместикации — изменения природы животных под воздействием их одомашнения. Собаку и овцу человек приручил приблизительно 12 тысяч лет потому, и они существенно изменили свою природу сравнительно с их дикими родственниками. А человек «одомашнивает» себя уже не меньше трех миллионов лет.
    Однако генетики выдвигают серьезные аргументы против такого объяснения. По их мнению, радикальное изменение природы человека не могло состояться на основе естественного отбора или влияния культуры, потому они сформулировали другую точку зрения.
    2. Изменения природы человека предопределены сильными мутациями (отрабатываются вероятные механизмы, которые повлекли неспециализированное состояние органов ребенка при рождении, а также ретардацию). В результате этих изменений человек, будучи беззащитной и немощной, мог выжить только нетрадиционным способом — через использование орудий труда и сотворения мира культуры.
    Если в первой концепции культура рассматривается как причина трансформации человека в биологически неполноценного существа, то во второй, напротив, биологическая неполноценность человека является причиной возникновения культуры, она появляется как компенсация этой ущербности. Какая из этих концепций более истинная, или, возможно, они подступаются с разных сторон к истине — на этот вопрос палеонтология (наука об историческом развитии организмов во взаимосвязи с окружающей средой) и биология человека еще не дали окончательного ответа. Да и, в конечном итоге, это не проблема философии.
    Переход от животного существа к существу культурному предусматривает наличие определенных биологических предпосылок[26]:
    — культура может существовать лишь в сообществе, которое обеспечивает непрерывный процесс самовоспроизведения культуры. Это значит, что наши далекие животные предки должны были жить стадами. Кстати, жизнь термитов чем-то очень подобное жизни общества: в нем существует биологическая иерархия, своеобразное «деление труда». То есть уже сама организация биологической общности в чем-то будто возвышается над биологическим уровнем;
    — основой культуры является ум, а его предпосылкой — высокоразвитый мозг, который определяет способности существа. Логично допустить, что у наших животных предков мозг был значительно развит чем у других животных;
    — культура — это деятельность, труд, она предусматривает применение орудий труда. А это возможно лишь при определенном строении «рабочих органов». Дельфины и свиньи — достаточно способные биологические существа, но из-за отсутствия пригодных конечностей не могут продуцировать культуру и создать мир культуры. Хобот слона может манипулировать вещами, но его возможности ограничены.
    Следовательно, «мостик», через который наши животные предки перебрались в царство культуры, был очень узким, предусматривал совпадение многих благоприятных случайностей.
    Независимо от мировоззренческих принципов большинство исследователей считают, что труд (целеустремленная деятельность) сыграл фундаментальную роль в формировании особенного отношения человека к миру и к самой себя.
    А. Гелен утверждал, что действие (а его понимание действия тождественно труду) может быть отправным пунктом в понимании человека: «Всю организацию человека можно понять, исходя из действия... Под действием следует понимать предполагаемое направленное изменение действительности, а совокупность измененных таким образом фактов... следует назвать культурой»[27].
     
     
    Заключение Следовательно, социальное и биологическое существует как неразрывное единство. Биологическое, естественное можно упрощенно назвать системой, “которая живет”, а социальное – “как живет”. Но и “что живет”, и “как живое” слилось в единное целое, в социальном существе по имени Человек. Естественное функционирование его организма социально обусловлено, зависит от тех объективных исторических условий, в которых живет и которые им же созданны путем превращения окружающей среды для удовлетворения своих разнообразных потребностей.
    Человек являет собой целостное единство биологического, психического и социального уровня. При этом человеческий индивид – это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, которое приводит к возникновению новой качественной степени – личности.
    Личность – это мера целостности человека, который включает у себя все множественное число взаимоувязанных характеристик и элементов.
    Главным итоговым свойством личности выступает мировоззрение.
    Особенным компонентом личности является его нравственность. Цель жизни человека проявляется в разнообразных видах деятельности – в труде, воспитании, семейной жизни, увлечении наукой, литературой и искусством, в активной общественной деятельности и тому подобное. При этом труд – не самоцель, а реальна основа создания объективных условий для того, чтобы каждый человек мог проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты.
    Когда мы говорим о жизни, то необходимо рассмотреть и противоположное ему понятие – смерть. С осознанием конечного человеческого личного бытия можно понять цель жизни, познать человека, понять то, что природа или творец создали этого конкретного человека, осознать ценность и неповторимость человеческой жизни, то есть бережливого отношения к ней.
    По Аристотелю (384 – 32 к н. е.), настоящая цель человеческой жизни – блаженство, которое называется деятельностью. Деятельность души познавательна. Но познание истины является самим привлекательным из всех деятельностей. Деятельность ума отличается значимостью и целостностью и содержит в себе наслаждение, которое усиливает энергию. Именно к такой цели и должен стремиться человек.
    Сбалансировано развитие человека возможный только тогда, когда она защищена на биологическом и социальном уровнях. Знание основ безопасности позволит человеку решить эту проблему, расширить аспекты самозащиты личности и, в частности, развить у нее способность заботиться о себе, удовлетворять свои потребности и получать удовольствие от жизни.
     
     
    Список использованной литературы 1. Алексеев П. В. Социальная философия : Учебное пособие -  М.: Проспект, 2004.
    2. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания: Учебное пособие. –  СПб., 2000.
    3. Золкин А.Л. Философия: Учебное пособие. – М.: Юнити, 2005.
    4. Карабущенко П.  Философия и элитология культуры А. Ф. Лосева: Учебное пособие. – М.: 2007.
    5. Кемеров В.Е. Социальная философия.Учебник. - М.: АП, 2004.
    6. Крапмвенский С. Г. Социальная философия. Учебник для студентов ВУЗов: -  М.: Владос, 1998.
    7. Кузнецов А.В., Кузнецов В.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М.: Асар, 2007.
    8. Кучевский В. Г. Социальная философия: общество и сферы его жизнедеятельности: Учебное пособие. – М.: МЗ Пресс, 2006.
    9. Пирогов К.С. Социальная философия: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005.
    10. Социальная философия и социология (карман. энц.) / Под ред. Хмелевской С.А. – М.: Логос, 2004.
    11. Хмелевская С. В. Социальная философия и социология: Учебное пособие. – СПб.: ПЕР СЭ, 2002.
    12. Яцкевич Я. М. Социальная философия: Антиномии человеческого бытия: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2006.
     
     
    [1] Алексеев П. В. Социальная философия : Учебное пособие -  М.: Проспект, 2004, с. 43-44.
    [2] Карабущенко П.  Философия и элитология культуры А. Ф. Лосева: Учебное пособие. – М.: 2007, с. 112.
    [3] Кемеров В.Е. Социальная философия.Учебник. - М.: АП, 2004, с. 148-149
    [4] Кузнецов А.В., Кузнецов В.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М.: Асар, 2007, с. 98.
    [5] Кузнецов А.В., Кузнецов В.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М.: Асар, 2007, с 151-152.
    [6] Пирогов К.С. Социальная философия: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005, с. 102.
    [7] Пирогов К.С. Социальная философия: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005, с. 105-106.
    [8] Хмелевская С. В. Социальная философия и социология: Учебное пособие. – СПб.: ПЕР СЭ, 2002 с. 108.
    [9] Яцкевич Я. М. Социальная философия: Антиномии человеческого бытия: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2006, с 77.
    [10] Яцкевич Я. М. Социальная философия: Антиномии человеческого бытия: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2006, 2006, с 79.
    [11] Яцкевич Я. М. Социальная философия: Антиномии человеческого бытия: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2006, с 84.
    [12] Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания СПб., 2000, с. 156.
    [13] Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания СПб., 2000, с. 160-161.
    [14] Яцкевич Я. М. Социальная философия: Антиномии человеческого бытия: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2006, с. 38.
    [15] Алексеев П. В. Социальная философия : Учебное пособие -  М.: Проспект, 2004, с 211.
    [16] Алексеев П. В. Социальная философия : Учебное пособие -  М.: Проспект, 2004, с 215-216.
    [17] Кемеров В.Е. Социальная философия.Учебник. - М.: АП, 2004, с. 181.
    [18] Кемеров В.Е. Социальная философия.Учебник. - М.: АП, 2004, с. 185.
    [19] Хмелевская С. В. Социальная философия и социология: Учебное пособие. – СПб.: ПЕР СЭ, 2002, с.116.
    [20] Хмелевская С. В. Социальная философия и социология: Учебное пособие. – СПб.: ПЕР СЭ, 2002, с.117
    [21] Золкин А.Л. Философия: Учебное пособие. – М.: Юнити, 2005, с. 59.
    [22] Золкин А.Л. Философия: Учебное пособие. – М.: Юнити, 2005, с. 132.
    [23] Пирогов К.С. Социальная философия: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005, с. 215.
    [24] Пирогов К.С. Социальная философия: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005, с. 218.
    [25] Пирогов К.С. Социальная философия: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005, с. 220.
    [26] Хмелевская С. В. Социальная философия и социология: Учебное пособие. – СПб.: ПЕР СЭ, 2002, с 232.
    [27] Хмелевская С. В. Социальная философия и социология: Учебное пособие. – СПб.: ПЕР СЭ, 2002, с 235-236.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Соотношение биологического и социального в человеке ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.