Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Гендерные различия в агрессивности в возрасте ранней зрелости

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР) по теме: Гендерные различия в агрессивности в возрасте ранней зрелости
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    26.08.2010 17:03:41
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
     
    Содержание
    Введение 3
    Глава 1.  Агрессивность, как форма проявления личностных особенностей 1. 1 Понятие агрессивности 6
    1. 2 Подходы к изучению понятия агрессивности 8
    1. 3 Формирование и развитие человеческой агрессивности   16
    Выводы 21
    Глава 2. Гендерная идентичность и гендерные различия в  агрессивности
    2. 1 Гендерная идентификация как социальный феномен 23
    2. 2 Теории гендерной идентификации   30
    2. 3 Образы мужчин и женщин в массовом сознании     33
    2. 4 Гендерные особенности в агрессивности   37
    Выводы     43
    Глава 3. Практическое исследование на выявление гендерных различий  в агрессивности
    3.1 Основные положения исследования     46
    3. 2 Характеристика методик   исследования   48
    3. 3 Описание  исследования показателей форм агрессивности   53
    3. 4 Описание исследования степени выраженности маскулинно - фемининных качеств личности     55
    3. 5 Описание исследования взаимосвязи гендерных особенностей  и агрессивности у мужчин и женщин
    Статистическая обработка и обсуждение результатов 57
    Выводы    62
    Заключение   64
    Библиографический список 67
    Приложение 69
     
    Введение
    Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX века. Только за последние 20 лет опубликовано более 20 000 статей о гендерных  различиях. Необходимо  помнить, что отличия относительно невелики, обычно не больше 10%, а в большинстве случаев распределения мужской и женской выборок на 90% совпадают.
    Находя различия, мы зачастую склонны приписывать их фундаментальной биологической разнице между полами. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что эти различия возникают из-за нашего личного опыта и из-за разницы в требованиях, предъявляемых социумом к мужской и женской гендерной роли.
    Мы подробно остановимся  на  области исследования, в которой гендерные различия являются наиболее устойчивыми - это различия в  агрессивности. Эта тема исследований является на данный момент очень актуальной, так как принятые в обществе гендерные стереотипы по отношению к  агрессивности  не всегда соответствуют тому, что есть на самом деле,  т. е. как  мужчины и женщины  проявляют агрессивность  в своем поведении в соответствии со своим гендером.
    Число научных работ, посвященных гендерным различиям, очень велико, этим занимались такие известные отечественные психологи как: Ильин Е. П., Бендас Т. В., Клецина И. С., Ковалев П. А., Копейко Я. Ю.,  Семенюк Л. М. и др. И зарубежные ученые - психологи: Берн Ш., Бэрон Р., Ричардсон Д., Игли А., Хокансон Д., Бъерквист., Коппер Б., Эпперсон Д. и др.
    В используемых нами научных источниках мы не встретили исследований по выявлению гендерных различий в  агрессивности именно в возрасте ранней зрелости, это и является  новизной  нашего исследования.
    Объектом нашего исследования является агрессивность.
    Предметом - гендерные различия в агрессивности в возрасте ранней зрелости.
    На основании теоретического анализа литературы нами была выдвинута следующая гипотеза: в возрасте ранней зрелости существуют гендерные различия в агрессивности:
    · у мужчин маскулинным качествам  личности соответствуют такие показатели агрессивности, как физическая  и вербальная агрессия, а фемининным - подозрительность и раздражение;
    · у женщин маскулинные свойства личности связаны с такими качествами агрессивности, как обида и чувство вины,  а фемининные с  негативизмом и косвенной агрессией.
    Цель нашей работы: изучить гендерные различия в агрессивности в возрасте ранней зрелости.
    Для достижения цели и доказательства гипотезы мы выдвинули ряд задач:
    1. провести анализ литературы, посвященной  теме агрессивности;
    2. изучить гендерные различия, опираясь на литературные источники;
    3. подобрать методики и провести исследование, адекватное поставленной цели;
    4. исследовать формы агрессивности и показатели маскулинности - фемининности  у людей в возрасте ранней зрелости;
    5. выявить гендерные различия в агрессивности у лиц этого возраста;
    6. провести анализ полученных эмпирических данных и сделать  выводы;
    7. подтвердить или опровергнуть гипотезу.
    Методом исследования является психологическое тестирование  и математическая обработка полученных данных. Для проверки гипотезы и достижения цели, нами были использованы следующие методики:
    - Опросник «показатели и формы  агрессивности»  Басса-Дарки.
    - Тест Т. Лири на выявление различных личностных особенностей, в том числе степень выраженности маскулинных и фемининных характеристик в структуре личности.
    Выборку для нашего исследования составили мужчины и женщины возраста ранней зрелости (20 - 25 лет).
    Структура нашей дипломной работы представляет собой три главы.
    В первой главе рассматривается агрессивность, как форма проявления личностных особенностей.
    Во второй – гендерная идентичность и гендерные особенности в агрессивности.
    В третьей – приводится описание эмпирического  исследования, которое заключается в выявлении гендерных различий в агрессивности в возрасте ранней зрелости. Каждая глава заканчивается краткими выводами.
     
     
    Глава 1.  Агрессивность, как форма проявления личностных особенностей 1. 1 Понятие агрессивности Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьёзной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия.
    Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
    Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [Бэрон Р., Ричардсон Д.: 1998].
    Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [Психологический словарь:  1996, с. 14].
    Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, – такими как злость; с мотивами, – такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками, – такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно. 
    Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концеп­туальными рамками, предложенными Бассом. По его мнению, агрес­сивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вер­бальная, активная — пассивная и прямая — непрямая [Бэрон Р., Ричардсон Д.: 1998].  Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое на­силие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые.
    Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, – это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому довольно распространённому подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «запрограммированы» на подобные действия.
     
    Выводы:
    1. В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку.  Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.  Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.
    2. Существуют различные подходы рассмотрения агрессии. 1. С точки зрения психоаналитического подхода - агрессия рассматривается как инстинктивное поведение. З. Фрейд считал, что энергия  танатоса косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. 2. Согласно К. Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинк­та борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. 3. Р. Ардри утверждает, что в результате естественного отбора появился новый вид — охотники. Эта охотничья «природа» и составляет основу человеческой агрес­сивности.  4. Социобиологи считают, что  агрессивность — это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов,  обеспечивающих успех. 5. Э. Фромм выделяет и  строго различает агрессию биологически адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную; от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни. 6. Фрустрационная теория Д. Долларда рассматривает  агрессивное поведение как  ситуативный, а не эволюционный процесс. 7. Теория социального научения А. Бандуры рассматривает агрессию как  усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление.
    3. На развитие и формирование  агрессии влияет много факторов, такие как: уверенность индивидов в своей способности влиять на собственную судьбу; ситуативные факторы; черты характера; страх (страх наказания); масс-медиа и средства массовой информации; суровое наказание; тревожность (влияет на понижение уровня агрессии) и т. д. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и гендерными особенностями.
     
     
    Глава 2. Гендерная идентичность и гендерные различия в  агрессивности
    2. 1 Гендерная идентификация как социальный феномен
    Различия в понятиях «гендер» и «пол». Психологи предпочитают употреблять термин «гендер», подчеркивая тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются культурой, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола. Кроме того, слово «гендер» позволяет в некоторых случаях добиться большей ясности. Однако бывают случаи, когда более подходящим оказывается слово «пол».
    До (Deaux) указывала, что слово «пол» следует использовать для описания демографических категорий (например, в опросном листе приемлем пункт: «Ваш пол?»). Однако когда делаются умозаключения о природе мужественности или женственности, она рекомендует применять слово «гендер».
    Унгер отметила, что определение пола обычно включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает те аспекты мужского и женского, причины возникновения которых еще не известны. Проблема в том, говорит она, что причинно-следственная связь не всегда очевидна и может быть вызвана как биологическими, так и социальными факторами. Вопрос терминологии еще не разрешен учеными, поэтому у авторов принято с самого начала определять свой выбор. В своей работе мы будем следовать рекомендациям До и использовать понятие «пол» только как демографическую категорию, основанную на биологическом поле. В остальных случаях применять термин «гендер», отражающий социально обусловленную природу мужского и женского. Если мы включаем в понятие биологического пола хромосомный набор, гормоны и строение гениталий, то на самом деле существует больше двух полов [Берн Ш.: 2004].
    Гендер - одна из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол, гендерные стереотипы, гендерные нормы и гендерная идентичность [Майерс Д.: 2000].
    Гендерная идентификация - это словосочетание означает и отождествление себя с определенным гендером, и отношение к себе как к представителю определенного гендера, и освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик.  В связи с гендерной идентичностью у человека возникает и целостное представление о себе. С раннего возраста человек отождествляет себя с определенным гендером. У него возникает субъективное «чувство пола» и развиваются определенные характеристики личности - маскулинные или феминные. При этом они могут не совпадать с гендером - мужчина может обладать феминными чертами, а женщина - мускулинными, а также встречаются своеобразные сочетания тех и других черт. Одним из факторов, влияющих на формирование таких характеристик, является гендерная идеология - бытующее в обществе представление о качествах, желательных для мужчины и женщины [Бендас Т. В.: 2005].
    В постнатальном онтогенезе биологические факторы гендерной  дифференциации дополняются социальными. Генитальная внешность, детерминируя акушерский (паспортный) пол новорожденного, задает взрослым определенную программу его воспитания. Происходит обучение ребенка гендерной роли в соответствии с культурными традициями данного общества. Сюда входит система стереотипов маскулинности и фемининности, т. е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины.
    Такое воспитание имеет традиции с того времени, когда люди жили в племенах (а у многих африканских племен это сохранено и до сих пор) и когда мужчина занимал социально более значимую позицию, чем женщина. Мальчика необходимо было готовить к роли воина, вождя, жреца, следовательно, освободить от любых женских влияний и в первую очередь ослабить его идентификацию с матерью. Это достигалось путем изоляции его от родительского дома: его передавали на воспитание в дома родственников или вождей племени, в «мужские дома», отдавали в ученье [Субботский Е. В.: 1979].
    Гендерная социализация девочки проходила преимущественно в стенах родительского дома, подле матери и была направлена на приобретение ею определенных форм поведения и приобщение ее к будущей роли жены и связанными с этим обязанностями.
    Отсюда полагают, что личностные и поведенческие различия между мужчинами и женщинами возникают прежде всего как социальный феномен, который не определяется природными факторами в такой же степени, как морфологические и физиологические различия.
    Для такого утверждения имеются некоторые основания. Показано, что с веками и десятилетиями многие представления о гендерных ролях меняются, несмотря на постоянство биологической природы мужчин и женщин [Ильин Е. П.: 2002].
    Типы подчинения гендерным нормам. Ш. Берн  выделяет три типа подчинения людей гендерным нормам: уступчивость, одобрение и идентификацию. Уступчивость — это такой тип подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение. Одобрение, или интернализация, — это тип подчинения, когда человек полностью согласен с гендерными нормами. Идентификация — это повторение действий ролевой модели (мужчины, женщины, отца, матери).
    Важный признак уступчивости: если угроза наказания за неподчинение отсутствует, то поведение становится другим.
    Нередко бывает, что внутренне мы полностью соглашаемся с нормами, которым подчиняемся. Такой тип подчинения называется одобрением или интернализацией. Часто именно влиянию информации мы обязаны тем, что принимаем социальные нормы и модели поведения, не поддающиеся трансформации из-за того, что человек в них безоговорочно верит. Однако когда ситуация социального контекста меняется (например, если женщина начинает зарабатывать деньги), то человек тоже может измениться.
    Третий тип подчинения, называемый идентификацией, имеет место, когда мы повторяем действия ролевых моделей просто потому, что хотим быть похожими на них.
    Представления, связанные с идентификацией, могут измениться, если новая идентификация сменит предыдущую (например, вы можете начать идентифицироваться с группой сверстников больше, чем с отцом).
     Еще не известно, какой из процессов чаще заставляет людей подчиняться гендерным ролям: уступчивость, одобрение или идентификация. По данным нескольких исследований, и мужчины и женщины сильнее выражают свою приверженность гендерным стереотипам на публике, чем среди близких людей. Это скорее указывает на уступчивость, чем на одобрение или идентификацию. Исследование мужской роли, в котором выяснилось, что традиционная мужественность находит слабое одобрение и поддержку, также указывает на важнейшую роль уступчивости в подчинении гендерной роли [Берн Ш.: 2004].
    Нормативное и информационное давление отнюдь не исключают друг друга. Именно те, кто одобряет и принимает традиционные гендерные роли (чаще в результате воздействия информационного давления), с большей вероятностью подвергаются социальному порицанию за их нарушение (нормативному давлению). И,  наоборот, со всех сторон обрушивающаяся на человека информация о том, как хорошо подчиниться гендерной роли, может повлечь за собой это подчинение даже при отсутствии одобрения. Прежде всего человек хочет, чтобы общество его принимало.
    Люди в разной степени привержены традиционным гендерным ролям. Отмечено, что некоторые люди в высшей степени соответствуют физиологическим нормам для соответствующего гендера — полотипизированы (sex-typed) (например, предельно женственные женщины и крайне мужественные мужчины). У них особенно сильна мотивация выдерживать все свое поведение в рамках гендерно - ролевых стандартов. Они подавляют в себе любое поведение, которое может быть расценено окружающими как несвойственное гендеру. Такие люди с большей готовностью воспринимали гендерные правила, диктующие надлежащее поведение мужчинам и женщинам в данной культуре. Разные подгруппы в структуре общества, так же как отдельные люди, могут различаться по степени приверженности традиционным гендерным ролям. В некоторых религиозных общинах подчинение традиционным гендерным ролям щедро поощряется, тогда как в других предоставляется больше свободы. У искренне верующих людей (в отличие от тех, для кого религия в первую очередь представляла собой источник комфорта) были более традиционные ценности в отношении женщин. Личностные отличия и разные способности не меньше влияют на приверженность к традиционным гендерным ролям.
    Наконец, некоторые люди побывали в ситуациях, когда их отклонение от гендерных ролей вызвало сильный стресс — либо из-за того, что последовавшее наказание было действительно суровым, либо из-за того, что оно показалось таким, потому что произошло в период личностного дискомфорта. Люди с такими критическими переживаниями гендерной социализации могут хотеть подчиниться традиционным гендерным ролям, поскольку негативные переживания особенно ярко запечатлелись в их памяти [Ильин Е. П.: 2002].
    Гендерная идентификация — это стадиальный процесс. У разных авторов число стадий неодинаково.
    Как отмечают в обзорной статье Я. Л. Коломинский и М. X. Мелтсас, гендерная идентичность делится большинством авторов на две составляющие:
    1) гендерная  идентичность — понимание принадлежности себя к определенному гендеру; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному гендеру [Старович З.:  1991];
    2) собственно гендерная идентичность — знание и усвоения ролей мужчины и женщины.
    С. Томпсон  выделяет в раннем развитии гендерной роли три этапа: 1) ребенок узнает, что существует два вида гендера, 2) он включает себя в одну из этих категорий, 3) на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая новые формы поведения. Три этапа выделяют и другие авторы, правда, их содержание расходится с этапами, выделенными С. Томпсоном: ребенок сначала усваивает гендерную идентичность, затем убеждается в необратимости гендера во времени, и, наконец, у него возникает понимание того, что гендер является константной характеристикой человека [Ильин Е. П.: 2002].
    Ш. Берн  описывает четыре стадии установления гендерной идентичности: гендерную идентификацию (отнесение ребенком себя к тому или иному гендеру), гендерную константность (понимание, что гендер постоянен и изменить его нельзя), дифференциальное подражание (желание быть самым лучшим мальчиком или девочкой) и гендерную саморегуляцию (ребенок сам начинает контролировать свое поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе). До 2-3 лет большинство мальчиков пробуют надевать мамины туфли, играть с ее косметическими принадлежностями, красить ногти лаком. Однако когда завершается процесс гендерной идентификации и мальчики достигают гендерной константности, они начинают понимать, что все эти занятия предназначены для девочек. Еще до школы дети проявляют знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, занятиях. По наблюдениям ряда исследователей, мальчики выбирают для игры машинки, игрушечное оружие, маленькие инструменты, конструктор, девочки — куклы, наряды для кукол или игрушки, связанные с домашним хозяйством (например, кухонные принадлежности).
    С возрастом объем и содержание первичной гендерной идентичности ребенка меняются. Психологическое самоопределение гендерной принадлежности начинается со второго года жизни и закрепляется к третьему году. Трехлетний ребенок, хотя и знает о своей гендерной принадлежности, но часто ассоциирует пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос. Он допускает и возможность изменения гендера [Берн Ш.: 2004].
    Л. Кольберг считает, что формирование константной гендерной   идентификации у ребенка продолжается в промежутке от 2 до 7 лет. Это совпадает с бурным усилением гендерной  дифференциации активности и установок детей: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, у них проявляются разные интересы, возникают однополые компании [Ильин Е. П.: 2002].
    Гендерная идентификация к концу дошкольного детства сформирована практически у всех детей, однако в ее основе чаще всего лежат внешние гендерные признаки (имена, одежда, прическа). Более существенные гендерные признаки (эмоциональные привязанности, присущие гендеру черты характера, интересы, деятельность, физиологические особенности и др.) в большинстве случаев (70 %) дети этого возраста не осознают [Тельнюк И. В.: 1999].
    Однако, как полагают некоторые авторы, завершение формирования гендерно - ролевых позиций происходит лишь в юношеском возрасте. У девушек резко усиливается интерес к своей внешности, возникает завышенная оценка ее значения, связанная с ростом самооценки, увеличением потребности нравиться и обостренной оценкой своих и чужих успехов у противоположного пола. У юношей же возникает фетишизация силы и мужественности.
    Еще дальше отодвигает срок окончания формирования идентичности Д. Пайнз, который считает, что кризисной точкой в поиске своей идентичности у женщин является беременность. Поэтому у некоторых женщин желание забеременеть вовсе не означает, что они хотят стать матерью. Автор ничего не говорит об аналогичной точке зрения у мужчин. Однако если проводить аналогию с женщинами, тогда следует считать кризисной точкой в поиске своей идентичности у мужчин их первый половой акт [Пайнз Д.: 1997].
    У взрослых более дифференцированное отношение к различным гендерным нормам.  Например, и мужчины и женщины поддерживают такие «мужские» нормы, как профессиональная успешность, большие заработки и мужественный внешний вид. В то же время наименьшую поддержку получили нормы, не позволяющие мужчинам выражать эмоции и отражающие традиционное разделение работ по дому [Берн Ш.: 2004].
     
     
    Выводы:
    1. Гендер - одна из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол, гендерные стереотипы, гендерные нормы и гендерная идентичность. Гендерная идентификация - это словосочетание означает и отождествление себя с определенным гендером, и отношение к себе как к представителю определенного гендера, и освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик.  В связи с гендерной идентичностью у человека возникает и целостное представление о себе. Гендерная идентификация — это стадиальный процесс. У разных авторов число стадий неодинаково. Ш. Берн  описывает четыре стадии: гендерную идентификацию (отнесение ребенком себя к тому или иному гендеру), гендерную константность (понимание, что гендер постоянен и изменить его нельзя), дифференциальное подражание (желание быть самым лучшим мальчиком или девочкой) и гендерную саморегуляцию (ребенок сам начинает контролировать свое поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе).
    2. Возникновение гендерной идентификации объясняется различными теориями. 1) Теория социального научения утверждает, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители. 2) Теория гендерной типизации придает решающее значение механизмам подкрепления. С позиций этой теории трудно объяснить отклонения от гендерных стереотипов, которые возникают стихийно, вопреки даже воспитанию.  3) Теория когнитивного развития главным  считает получаемую ребенком от взрослого информацию о гендерно - ролевом поведении и понимание ребенком своей гендерной принадлежности и ее необратимости. Эта теория подчеркивает познавательную сторону процесса идентификации. 4) Теория гендерной схемы (С. Бэм), усвоение и принятие установок, связанных с выполнением определенной гендерной роли, осуществляется в процессе первичной социализации. Ориентируясь на взрослых, ребенок научается выбирать из всех возможных определений «Я» только те, которые применимы к его гендеру, что является результатом гендерно - схематизированной переработки информации, связанной с понятиями «мужское» и «женское». 5) Согласно новой психологии гендера  основную роль в формировании психического гендера и гендерной роли играют социальные ожидания общества, которые реализуются в процессе воспитания детей. 6) Теория социальных ролей А. Игли  гласит, что многие гендерные различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. 7) Биосоциальный взгляд на гендерную идентификацию. В основе формирования гендерной идентичности лежит биологически заданный пол, но формирование гендера является результатом воздействия на личность социальных условий и культурных традиций общества.
    3. Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Гендерные стереотипы - это,  в сущности, социальные нормы. Представления о том, что мужчинам и женщинам свойственны определенные наборы конкретных качеств и моделей поведения. Негативная роль гендерных стереотипов заключается в том, что традиционные гендерные роли ограничивают и сдерживают развитие женщин и мужчин. Они служат источником психической напряженности и непригодны для воспитания и развития детей.
    4. Гендерные различия по агрессивности относятся к наиболее устойчивым,  начиная с детского возраста. Мальчики и мужчины превосходят девочек и женщин по открытой физической агрессии, а девочки и женщины чаще прибегают к скрытой  и вербальной агрессии. Гендерные различия в агрессивности объясняются двумя категориями факторов: биологическими (наличие подобных различий у животных, связь агрессивности с доминантностью и сексуальностью, гормональный фактор) и социальными (формирование гендерных стереотипов и различных гендерных норм поведения, культура, в которой сформированы эти стереотипы и нормы).
     
     
    Глава 3. Практическое исследование на выявление гендерных различий в агрессивности
    3. 1 Основные положения исследования
    Объектом нашего исследования является агрессивность.
    Предметом - гендерные различия в агрессивности в возрасте ранней зрелости.
    Гипотеза: существуют гендерные различия в агрессивности:
    · у мужчин маскулинным качествам  личности соответствуют такие показатели агрессивности, как физическая  и вербальная агрессия, а фемининным - подозрительность и раздражение;
    · у женщин маскулинные свойства личности связаны с такими качествами агрессивности, как обида и чувство вины,  а фемининные с  негативизмом и косвенной агрессией.
    Цель нашей работы: изучить гендерные различия в агрессивности в возрасте ранней зрелости.
    Задачи:
    1.  разработать модель исследования и подобрать адекватные целям и задачам методики;
    2. проведение исследования для выявления гендерных различий  в агрессивности в возрасте ранней зрелости;
    3. провести анализ  полученных результатов исследования;
    4. подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу.
    Методы исследования: тестирование и математическая обработка по коэффициенту  Пирсона.
    Характеристика выборки: наше исследование проводилось в г. Новосибирске,  в нем участвовали молодые люди  в возрасте 20 - 25 лет, нашу выборку составили 40 человек: 20 юношей и 20 девушек. Этот возраст по Эриксону характеризуется как стадия ранней зрелости, обозначает формальное начало взрослой жиз­ни. В целом, это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В течение  этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и  «устройство». Эриксон утверждает, что только теперь человек по-настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком как в социальном, так и в сексуальном плане. До этого времени большинство проявлений сексуального поведения индивидуума были мотивированы поиском эго-идентичности. Напротив, раннее достижение личной идентичности и начало продуктивной работы — то, что знаменует собой период ранней зрелости — дают толчок к новым межличностным отношениям. На одном полюсе этого измерения находится интимность, а на противоположном — изоляция.
    Эриксон говорит  об интимности, то есть способности «слить воедино вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе». Именно этот аспект интимности (то есть слияние вашей собственной идентичности с идентич­ностью другого человека)  Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака.
    Главная опасность на этой психосоциальной стадии развития заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству оди­ночества, социального вакуума и изоляции.
    Социальным установлением, связанным с этой стадией, является этика. По Эриксону, нравственное чувство возникает тогда, когда мы осознаем ценность продолжительной дружбы и социальных обязательств, равно как и дорожим по­добными отношениями, даже если они требуют личной жертвы. Люди с недоста­точно развитым нравственным чувством плохо подготовлены к вступлению в сле­дующую стадию психосоциального развития [Хьелл Л., Зиглер Д.: 2005].
     
     
    3. 5 Описание исследования взаимосвязи гендерных особенностей и агрессивности у мужчин и женщин
    Статистическая обработка и обсуждение результатов
    Следующим этапом нашего исследования было выявления взаимосвязи гендерных особенностей и агрессивности у мужчин и женщин. Для этого мы воспользовались коэффициентом Пирсона для сравнения показателей внутри одной выборки.
    Для выявления зоны значимости нам надо посчитать критические точки.  Чтобы их определить,  мы считаем число степеней свободы, которое подсчитываем по формуле  k = n - 2, где n - количество человек. Общее количество исследуемых у нас 40 человек, но так как мы рассматриваем гендерные различия в  агрессивности,  мы считаем отдельно мужчин (20 человек) и женщин соответственно.
     Получаем k = 20 - 2 = 18. В соответствии с таблицей критических значений для коэффициента  Пирсона находим эти точки [Ермолаев О. Ю.:  2002]: для р < 0,05 = 0,44; для р < 0,01= 0,56.
     С помощью коэффициента  Пирсона сравниваем  показатели и смотрим,  попадает ли полученное значение в зону значимости (> 0,56).  При сравнении показателей с помощью коэффициента  Пирсона  нулевая гипотеза H0  звучит так: сравниваемые признаки не влияют друг на друга. В терминах корреляционных отношений: между признаками связи нет, корреляция не отличается от нуля.
    Соответственно альтернативная гипотеза H1 звучит следующим образом: сравниваемые признаки влияют друг на друга. В терминах корреляционных отношений: между признаками связь есть, корреляция значимо отличается от нуля.
    Мы посчитали все полученные значения по двум выбранным методикам  и обнаружили, что  признаки, которые по нашим предположениям,  влияют друг на друга,  попали в зону значимости (> 0,56),  что свидетельствует о том, что гипотеза H1  принимается, т. е.  связь есть (таблицы 2 и 3).
    Таблица 2: Корреляционные связи по  показателям агрессивности и маскулинности - фемининности у женщин
     
    доминан
    уверен.
    требоват
    скептиц
    уступч.
    доверч.
    добросер
    отзывч.
    физ.агрессия
    0,18
    0,34
    0,11
    0,33
    0,05
    0,38
    0,04
    -0,33
    кос.агрессия
    -0,20
    -0,20
    -0,01
    0,7
    -0,19
    -0,19
    0,58
    -0,07
    раздражение
    0,42
    0
    0,14
    0,29
    0,22
    0,10
    -0,29
    -0,38
    негативизм
    -0,14
    0,26
    -0,07
    0,07
    0,22
    0,10
    0,27
    0,58
    обида
    0,04
    -0,04
    0,15
    0,62
    0,25
    0,17
    -0,07
    -0,15
    Подозрит-ть
    -0,12
    -0,27
    -0,08
    0,43
    0,17
    0,19
    0,22
    -0,26
    Вер.агрессия
    0,12
    -0,04
    0,003
    0,29
    0,11
    0,09
    -0,31
    -0,08
    Чувство
    вины
    0,23
    0,60
    -0,05
    0,12
    0,12
    0,28
    -0,02
    0,08
     
    Как видно из данных  таблицы № 2 есть положительные связи между маскулинным качеством уверенности в себе и чувством вины у женщин.
    Мы думаем, что это может быть вызвано тем, что уверенная  в себе женщина часто  воспринимается окружающими  негативно, так как в их глазах она выглядит бессовестным, наглым, самоуверенным человеком. Но это стереотипное мнение простых обывателей, широкой массы населения. Уверенная женщина всегда выделяется из общей массы именно своим поведением, иным мировоззрением. Но женщине бывает очень трудно удерживать это  стабильно уверенное состояние. Под напором негативного отношения окружающих многие женщины начинают испытывать чувство вины и убеждать себя в том, что они, наверное, плохо поступают. На людях они могут продолжать вести себя уверенно, а наедине с собой «заниматься самоедством», что приводит к одиночеству, проявлениям неврозов и развитию  депрессии.
    Далее мы увидели следующие связи: маскулинное качество личности, как скептицизм, связано с такой формой агрессивности, как обида.
    Обида - проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева и недовольства кем-то в мире или всем миром за действительные или мнимые страдания, приносимые этому человеку. Эти проявления связаны с такой чертой личности, как скептицизм, потому что человек, действительно, не верит этому миру или конкретным людям, которые,  как ему кажется, принесли ему страдание.
    Следующая связь: фемининное качество - добросердечие и косвенная агрессия.
    Добросердечный человек всегда стремится быть хорошим для всех без учета ситуации, в нем развит чрезмерный конформизм. Женщина проявляет свое дружелюбие вопреки своим внутренним убеждениям, и это выплескивание своего внутреннего состояния, своей избыточной негативной энергии на публике проявляется не прямо, а окольными путями, то есть через косвенную агрессию (сплетни, шутки, интриги, иронию и т. п.).
    Фемининное качество отзывчивость связано с негативизмом. Отзывчивость свойственна женщинам, для которых главной жизненной позицией становится жертвенность и альтруизм. Они стремятся помочь и сострадать всем, навязывают свою помощь, приносят в жертву свои интересы, это проявляется в любых сферах жизнедеятельности (семья и брак, дружба, работа, карьера).  Жертвенность возникает из-за авторитарного поведения рядом живущих и работающих людей (матери, мужа, начальника и т. д.). От их постоянного давления у «жертв»  накапливается негативное отношение к авторитетам, и этот негативизм нарастает от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов.
     
     
    Таблица 3: Корреляционные связи по  показателям агрессивности и маскулинности - фемининности у мужчин
     
    доминан
    уверен.
    требоват
    скептиц
    уступч.
    доверч.
    добросер
    отзывч.
    физ.агрессия
    0,004
    -0,13
    0,41
    0,57
    -0,26
    0,57
    0,26
    0,39
    кос.агрессия
    0,29
    -0,001
    0,50
    0,44
    -0,42
    0,10
    0,15
    0,39
    раздражение
    -0,32
    -0,28
    0,10
    0,10
    -0,33
    0,35
    -0,08
    0,57
    негативизм
    0,44
    0,17
    0,26
    0,31
    -0,27
    -0,09
    0,10
    0,15
    обида
    0,07
    -0,25
    0,57
    0,62
    -0,33
    0,16
    0,34
    0,10
    Подозрит-ть
    0,31
    0,05
    0,10
    0,20
    -0,21
    0,02
    0,56
    -0,18
    Вер.агрессия
    0,20
    -0,08
    0,22
    0,57
    -0,23
    0,41
    0,53
    0,36
    Чувство
    вины
    0,04
    -0,18
    0,62
    0,52
    -0,30
    -0,14
    0,16
    -0,05
     
    По данным, приведенным в таблице № 3, видны следующие связи: фемининные качества: отзывчивость - раздражение и добросердечие - подозрительность; маскулинное качество: скептицизм - физическая и вербальная агрессия.
    Мужчины не всегда готовы проявлять жертвенность, с позиции гендерных стереотипов для них это не характерно. Хотя такие фемининные качества личности, как отзывчивость, деликатность, бескорыстие им тоже свойственны. И когда мужчину в этом укоряют, высмеивают, что излишне женственен, он при малейшем возбуждении раздражается, может быть вспыльчивым, резким, грубым.
    Мужчинам тоже свойственно добросердечие, они так же,  как и женщины,  стремятся быть хорошими для всех, но случается так, что это дружелюбие не всеми принимается. Многие думают, что такие мужчины ищут для себя каких-то выгод. Тогда они недоверчиво и подозрительно начинают относиться к людям и думают, что окружающие готовы причинить им вред.
    Скептицизм связан с такими чертами личности, как негативизм, подозрительность, злопамятность, разочарованность. Накапливаясь, эти негативные чувства выливаются в формах протеста (ссорах, ругани, проклятиях, угрозах - вербальная агрессия), а иногда используется физическая сила против другого лица (физическая агрессия). Все это идет от недоверия, сомнения в людях, но,  скорее всего, это недоверие и к самому себе и неверие в собственные силы. Поэтому мужчины  переходят на такие формы выражения протеста, как вербальная и физическая агрессия.
     
     
    Выводы:
    В нашем исследовании принимали участие 40 человек, 20 мужчин и 20 женщин в возрасте ранней зрелости (20 - 25 лет).  После проведения исследования (тестирования) и анализа результатов получились следующие данные:
    1) показатели агрессивности у мужчин и женщин превышают норму, у женщин такие как - чувство вины, косвенная агрессия, негативизм; у мужчин все формы агрессивности. Такой показатель агрессивности, как вербальная агрессия значительно превышает норму и у женщин, и у мужчин.
    2) при исследовании гендерных личностных особенностей мы выявили, что и у женщин, и у мужчин больше маскулинных  качеств личности.  Но у мужчин они ярче проявляются, чем у женщин. У мужчин  присутствуют и фемининные качества (уступчивость,  добросердечие, доверчивость и отзывчивость). Но  фемининные качества личности у  женщин более выражены,  чем у мужчин, У женщин - 47%,  у мужчин - 44%.
    В целом преобладание маскулинных качеств личности может быть  вызвано тем, что мужчинам и женщинам в период ранней зрелости необходимо проявлять больше активности, уверенности, агрессивности, чтобы освоиться в этом мире  и социуме,  выбрать профессию, сделать карьеру, найти  спутника жизни, создать семью. Для того чтобы это сделать, мужчинам и женщинам необходимо проявлять больше маскулинных качеств личности и агрессивности. Хотя по нашим данным видно, что нет ярко выраженных маскулинных и фемининных качеств у мужчин и женщин, они присуще в равной степени и тем, и другим.
    3) проведя корреляционный анализ, мы можем сказать, что наша гипотеза, о том, что существуют гендерные различия в агрессивности, а именно: у мужчин маскулинным качествам  личности соответствуют такие показатели агрессивности, как физическая  и вербальная агрессия, а фемининным - подозрительность и раздражение; у женщин маскулинные свойства личности связаны с такими качествами агрессивности, как обида и чувство вины,  а фемининные с  негативизмом и косвенной агрессией, подтвердилась, так как результаты попали в зону значимости. Это говорит о том, что гипотеза H1  принимается,  следовательно, сравниваемые признаки влияют друг на друга.
     
     
    Заключение
    Целью данного исследования было изучение  гендерных различий  в  агрессивности в возрасте ранней зрелости (20 - 25 лет). Достижение цели исследования предусматривало решение целого ряда задач. На основе результатов проведенного исследования, мы смогли сделать следующие выводы:
    1. Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Существуют различные подходы рассмотрения агрессии: агрессия рассматривается как инстинктивное поведение. З. Фрейд считал, что энергия  танатоса косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.  Согласно К. Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинк­та борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Фрустрационная теория Д. Долларда рассматривает  агрессивное поведение как  ситуативный, а не эволюционный процесс. А. Бандура рассматривает агрессию как  усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Структура проявления различных форм агрессивности обусловлена одновременно как возрастными, так и гендерными особенностями.
    2. Гендер - одна из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол, гендерные стереотипы, гендерные нормы и гендерная идентичность. Гендерная идентификация - означает и отождествление себя с определенным гендером, и отношение к себе как к представителю определенного гендера, и освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик.  Гендерные стереотипы - это представления о том, что мужчинам и женщинам свойственны определенные наборы конкретных качеств и моделей поведения.  Гендерные различия по агрессивности относятся к наиболее устойчивым. Гендерные различия в агрессивности объясняются двумя категориями факторов: биологическими (наличие подобных различий у животных, связь агрессивности с доминантностью и сексуальностью, гормональный фактор) и социальными (формирование гендерных стереотипов и различных гендерных норм поведения, культура, в которой сформированы эти стереотипы и нормы).
    3. Теоретический анализ литературных источников позволил нам предположить, что в возрасте ранней зрелости существуют гендерные различия в агрессивности:
    · у мужчин маскулинным качествам  личности соответствуют такие показатели агрессивности, как физическая  и вербальная агрессия, а фемининным - подозрительность и раздражение;
    · у женщин маскулинные свойства личности связаны с такими качествами агрессивности, как обида и чувство вины,  а фемининные с  негативизмом и косвенной агрессией.
    Наше исследование должно было доказать или опровергнуть эту гипотезу.
    Результаты исследования показали, что  показатели агрессивности у мужчин и женщин превышают норму, при исследовании гендерных личностных особенностей мы выявили, что и у женщин, и у мужчин больше маскулинных  качеств личности. Это может быть  вызвано тем, что мужчинам и женщинам в период ранней зрелости необходимо проявлять больше активности, уверенности, агрессивности, чтобы освоиться в этом мире  и социуме.
    Результаты исследования показали, что у  женщин есть положительные связи между маскулинным качеством уверенности в себе и чувством вины. Маскулинное качество личности, как скептицизм, связано с такой формой агрессивности, как обида.
    Из  фемининных качеств добросердечие связано с  косвенной агрессией, а  отзывчивость -  с негативизмом.
    По результатам исследования у мужчин выявились следующие связи: фемининные качества: отзывчивость - раздражение и добросердечие - подозрительность; маскулинное качество скептицизм с физической и вербальной агрессией.  Поэтому мы можем сказать, что наша гипотеза полностью  подтвердилась.
    Практическое применение: данные  нашего исследования могут быть использованы консультантами по вопросам семьи и брака, менеджерами по персоналу в различных организациях, работниками Загса, адвокатами и юристами.
     
     
    Библиографический список
    1. Арканцева Т. А. , Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии. - 1999. № 3. - с. 147 - 155.
    2. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000.
    3. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия.  - М., 1999. – 512с.
    4. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 431с.: ил.
    5. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. – 512с.
    6. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. - 820с.
    7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998. - 336с.
    8. Горчакова В. Г. Психология женщины-профессионала: Автореф. дис. …д-ра наук. - СПб., 2000.
    9. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. – М.: Флинта, 2002. - 207с.
    10. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002. - 544с.
    11. Каган В. Е. Стереотипы мужественности - женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - с. 53 - 62.
    12. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
    13. Ковалев П. А.  Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. Дис. … канд. Наук. - СПб., 1996. –358с.
    14. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.
    15. Копейко Я. Ю. Гендерные аспекты агрессивности // Психология XXI века. - СПб., 2000. - с. 30 - 31.
    16. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») М.: Амфора, 2001. –349с.
    17. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2000. - 688с. (6-е изд.)
    18. Немов Р. С. Психология. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М. Просвещение: Владос, 1998. – 496с.
    19. Обозов Н. Н. Психология взрослого человека. - СПб., 1997.
    20. Пайнз Д. Бессознательное использование женщиной своего тела. - СПб., Б.С. К., 1997.
    21. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.: ил.
    22. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Под ред. Райгородского Д. Я. - Самара:  «БАХРАХ-М», 2003. - 672с.
    23. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 440с.
    24. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996. –254с.
    25. Старович З. Судебная сексология. -  М., 1991.
    26. Субботский Е. В. Детство в условиях разных культур // Вопросы психологии. - 1979. - № 6. - с. 142 - 151.
    27. Тельнюк И. В. Индивидуально - дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5 - 6 лет в детском саду: Автореф. Дис. … канд наук. - СПб., 1999.
    28. Юферева Т. И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и в интернате // Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982. - с. 122 - 131.
    29. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Прогресс,  2001. - 447с.
    30. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - 3 - е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 607 с.: ил.
     
     
    Приложение
    Таблица № 1: анализ и интерпретация результатов тестирования  по опроснику Басса-Дарки
     
     
    Вид реакции
     
     
     
    «Да» - 1 балл
    «Нет» - 0 баллов
     
     
     
    «Нет» - 1 балл
    «да» - 0 баллов
     
     
    Номинальная сумма баллов
     
     
    Сумма баллов, набранная испытуемым
     
    Физическая агрессия
    1, 25, 33, 41, 48, 55, 62, 68
    9, 17
    4 – 6
     
    Косвенная агрессия
    2, 10, 18, 34, 42, 56, 63
    26, 49
    4 - 5
     
    Раздражение
    3, 19, 27, 43, 50, 57, 64,72
    11, 35, 69
    4 - 6
     
    Негативизм
    4, 12, 20, 28
    36
    2 – 3
     
    Обида
    5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58
     
    4 – 5
     
    Подозрительность
    6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59
    65, 70
    4 – 6
     
    Вербальная агрессия
    7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73
    39, 66, 74, 75
    4 – 6
     
    Чувство вины
    8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67
     
    4 - 5
     
     
    Таблица № 2: Ключ и оценочный лист теста Лири
     
    Номер п/п
    Характеристика поведения
    Номера характеристик
    Количество баллов
    1.
    Доминантность
    1-4, 33-36, 65-68, 97-100
     
    2.
    Уверенность в себе
    5-8, 37-40, 69-72, 101-104
     
    3.
    Требовательность
    9-12,  41-44,  73-76, 105-108
     
    4.
    Скептицизм
    13-16, 45-48, 77-80, 109-112
     
    5.
    Уступчивость
    17-20, 49-52, 81-84, 113-116
     
    6.
    Доверчивость
    21-24, 53-56, 85-88, 117-120
     
    7.
    Добросердечие
    25-28, 57-60, 89-92, 121-124,
     
    8.
    Отзывчивость
    29-32, 61-64, 93-96, 125-128
     
     
    Таблица № 3: сводная таблица результатов исследования по агрессивности и фемининности - маскулинности  у женщин
     
    испытуемые
    Показатели агрессивности
    Показатели
    маскулинности
    фемининности
    Физ.агр.
    Кос.агр.
    Раздраж.
    Негатив.
    Обида
    Подозр.
    Вер.агр.
    Чув.вин.
    Доминан
    Уверен.
    требоват
    Скептиц
    Уступч.
    Доверч.
    добросер
    Отзывч.
    Васик
    9
    5
    5
    3
    2
    5
    9
    8
    7
    8
    9
    5
    4
    7
    6
    5
    Воеводина
    8
    7
    7
    3
    5
    5
    7
    6
    7
    8
    8
    8
    4
    5
    9
    4
    Гаранина
    7
    6
    4
    6
    1
    4
    5
    7
    7
    8
    7
    5
    6
    5
    9
    11
    Глазкова
    7
    6
    6
    2
    3
    6
    8
    5
    4
    4
    8
    7
    3
    4
    8
    4
    Дикова
    8
    5
    8
    5
    7
    5
    11
    6
    5
    8
    11
    9
    7
    6
    7
    4
    Есина
    7
    5
    7
    4
    4
    4
    12
    6
    8
    7
    5
    5
    3
    5
    4
    5
    Зерфус
    7
    5
    9
    2
    5
    6
    12
    6
    8
    5
    6
    8
    8
    4
    8
    6
    Калинникова
    2
    5
    7
    3
    3
    2
    10
    5
    5
    7
    8
    6
    4
    5
    6
    8
    Марьина
    3
    5
    4
    4
    1
    3
    8
    6
    6
    6
    7
    5
    6
    4
    9
    7
    Минибаева
    5
    6
    5
    5
    2
    4
    8
    5
    5
    5
    4
    6
    5
    5
    8
    7
    Михайлова
    7
    7
    6
    2
    3
    6
    9
    5
    6
    6
    9
    5
    4
    6
    8
    5
    Монгуш
    5
    5
    4
    3
    2
    2
    7
    5
    5
    8
    8
    5
    4
    5
    6
    5
    Парфенова
    4
    5
    5
    5
    3
    4
    11
    6
    6
    7
    7
    7
    4
    6
    6
    11
    Савлукова
    5
    6
    7
    3
    5
    3
    8
    5
    8
    4
    8
    4
    5
    4
    6
    8
    Семенова
    4
    6
    6
    4
    3
    6
    8
    5
    5
    5
    7
    5
    5
    5
    8
    4
    Тарасова
    4
    5
    7
    3
    2
    3
    8
    5
    9
    6
    10
    5
    4
    5
    5
    5
    Ткаченко
    5
    5
    5
    2
    4
    7
    7
    5
    6
    5
    6
    6
    5
    5
    5
    5
    Тремаскина
    7
    6
    6
    3
    4
    5
    8
    7
    5
    7
    5
    8
    4
    4
    6
    5
    Трущебина
    8
    5
    8
    3
    6
    6
    8
    6
    8
    8
    7
    6
    5
    8
    5
    6
    Черных
    6
    6
    4
    5
    7
    7
    8
    5
    5
    5
    8
    8
    5
    5
    9
    9
     
     
    Таблица № 4: сводная таблица результатов исследования по агрессивности и фемининности - маскулинности у мужчин
     
    испытуемые
    Показатели агрессивности
    Показатели
    маскулинности
    фемининности
    Физ.агр.
    Кос.агр.
    Раздраж.
    Негатив.
    Обида
    Подозр.
    Вер.агр.
    Чув.вин.
    Доминан
    Уверен.
    требоват
    Скептиц
    Уступч.
    Доверч.
    добросер
    Отзывч.
    Арютин
    8
    8
    7
    5
    6
    6
    8
    8
    10
    10
    8
    8
    5
    6
    4
    9
    Ахметов
    8
    7
    9
    4
    7
    5
    8
    7
    6
    4
    9
    5
    2
    5
    6
    9
    Ватулко
    6
    8
    6
    5
    8
    8
    10
    7
    12
    6
    7
    8
    2
    4
    8
    5
    Воеводин
    8
    5
    5
    3
    4
    6
    7
    7
    7
    5
    8
    8
    3
    6
    5
    4
    Горлов
    5
    3
    6
    0
    2
    5
    7
    5
    6
    5
    6
    1
    9
    5
    4
    4
    Ким Чек Хек
    6
    5
    5
    4
    4
    9
    8
    6
    10
    8
    5
    5
    5
    6
    9
    5
    Кляен
    6
    5
    5
    3
    5
    5
    7
    7
    8
    9
    4
    4
    6
    4
    5
    6
    Ко Ын Чер
    6
    7
    7
    5
    4
    6
    7
    3
    9
    8
    4
    2
    8
    6
    4
    7
    Крепканович
    9
    8
    6
    4
    7
    8
    8
    7
    9
    6
    9
    6
    2
    9
    8
    5
    Новиков
    5
    6
    6
    4
    3
    5
    6
    5
    10
    5
    8
    3
    5
    6
    3
    4
    Пак Чхан Хек
    7
    6
    6
    3
    6
    6
    9
    5
    8
    8
    7
    4
    8
    5
    8
    6
    Парфенов
    8
    8
    9
    3
    5
    5
    10
    5
    9
    7
    6
    4
    5
    8
    5
    9
    Потапенко
    9
    7
    6
    5
    9
    5
    9
    6
    7
    4
    8
    8
    3
    6
    5
    4
    Родомский
    6
    8
    6
    5
    7
    7
    7
    9
    8
    5
    9
    4
    6
    4
    6
    3
    Рю Сен Сан
    4
    5
    5
    3
    4
    6
    6
    7
    8
    6
    5
    2
    5
    2
    4
    4
    Самбайлык
    5
    5
    5
    4
    1
    5
    6
    3
    8
    10
    4
    2
    4
    3
    5
    5
    Трущебин
    5
    8
    9
    5
    8
    9
    8
    7
    6
    6
    7
    5
    2
    5
    5
    5
    Цой Чер Хун
    7
    3
    7
    3
    5
    6
    8
    4
    7
    5
    4
    5
    5
    9
    6
    4
    Шилин
    8
    5
    5
    6
    6
    8
    7
    5
    10
    8
    7
    2
    8
    4
    5
    6
    Юсупов
    6
    6
    5
    4
    7
    6
    8
    7
    10
    9
    10
    5
    9
    6
    5
    5
     
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Гендерные различия в агрессивности в возрасте ранней зрелости ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.