Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Система государственного управления в Испании. Региональная автономия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Система государственного управления в Испании. Региональная автономия
  • Предмет:
    Конституционное право
  • Когда добавили:
    01.09.2010 11:49:28
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание.
     
    Введение.
    I. Законодательная власть в Испании:
    1. Структура и порядок формирования парламента.
    2. Полномочия и особенности исполнительного парламента.
    II.   Высшие органы исполнительной власти:
    1. Испанское правительство, порядок формирования.
    2. Структура и полномочия.
    III. Особенности государственного устройства Испании:
    1. Государственное устройство Испании, его конституционное закрепление.
    2. Региональная автономия.
    Заключение.
    Список литературы.
     
     
    Введение.
    Данная работа посвящена системе государственного управления в Испании – одной из интереснейших стран мира, признанной единой нацией, сформированной  на  основе  различных  исторических  областей  и  этнических групп. Ставит задачей рассмотрение структуры и функционирования Правительства, а также взаимодействия вышеуказанного органа исполнительной власти с Парламентом Испании.
    Актуальность. В послевоенный период роль Испании в системе международных экономических и политических отношений существенно возросла. В последнее время Испания все активнее выступает на международной арене, демонстрируя возрастание своей роли в мировой экономике и политике.
    Государственная система Испании продолжает сохранять определенные черты времен Франко, что является следствием того, что Испания - это государство современной Европы, в котором фашистская диктатура существовала наиболее длительное время.
    В работе раскрыты наиболее существенные черты Правительства Испании как одного из важнейших институтов Испании, проведено разграничение в полномочиях верхней и нижней палат Генеральных Кортесов в осуществлении функции парламентского контроля и политической ответственности Правительства. А так же рассмотрен вопрос государственного устройства Испании, его конституционное закрепление.
     
     
    I. Законодательная власть в Испании.
     
    1. Структура и порядок формирования парламента.
     
    Согласно Конституции Испании 1978 г. органом законодательной власти в стране является двухпалатный парламент - Генеральные кортесы, - который состоит из Конгресса депутатов и Сената.
    Глава государства. Установленная конституцией форма  испанского  государства —  парламентарная  монархия  —  предопределяет  правовое положение главы государства. Форма  замещения  поста  монарха,  предусмотренная  статьей  57 основного закона, является традиционной, поскольку такая  же  содержалась  в статье 60 монархической конституции 1876 г. и почти такая же — в  статье  51 основного  закона  1837  г.  Генеральные  кортесы,  являющиеся выразителем национального суверенитета, в случае невозможности  наследственной  передачи короны имеют право распоряжаться ею "в форме, в наибольшей  мере  отвечающей интересам  Испании". Конституция установила, что корона передается наследникам Хуана  Карлоса  I  Бурбона,  который,  таким  образом,  является первым  в  новой  династии.  Такое утверждение соответствует испанской традиции.
    Обязанности Короля не выходят  за  пределы,  очертанные  при парламентарной монархии. Король выступает  как  "глава  Испанского  государства",  является символом его единства и постоянства. Он — гарант правильного функционирования государственных институтов (п. 1  ст.  56  конституции).[1]  В данном  случае  статус  Короля  вполне  совмещается  с  европейской  моделью парламентарной  монархии. В  конституционных  нормах  о  правовом положении испанского короля заметно стремление сделать это лицо как бы  "парящим"  над другими  государственными  органами.  Испанский  король,  в  частности, не является главой исполнительной  власти.  Он  санкционирует  и  промульгирует законы, созывает и распускает Генеральные кортесы,  назначает  новые  выборы согласно  положениям  конституции,  объявляет  о проведении референдума, назначает и увольняет членов правительства по предложению его  председателя, назначает гражданских и военных служащих, жалует  почетные  титулы  и  знаки отличия, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет помилование, назначает послов, а иностранные   послы аккредитуются при нем, подписывает международные  договоры,  по  уполномочию Генеральных кортесов объявляет войну  и  заключает  мир.  Однако  для  того, чтобы акты монарха в названных областях  были  действительными,  они  должны быть контрассигнованы председателем правительства, министрами   или председателем Конгресса депутатов.
    Наиболее значительное полномочие Короля —  предложение  Конгрессу  депутатов кандидата на пост председателя  правительства.  Для  этого  Король  проводит консультации с представителями  парламентских  фракций  и  через  посредство председателя Конгресса предлагает кандидатуру на пост  главы  правительства.
    При  вступлении  на  престол  Король  приносит  присягу  перед  Генеральными кортесами. Генеральные кортесы "представляют испанский  народ" (ст. 66 конституции).[2] Они осуществляют государственную законодательную власть,  принимают  бюджет, контролируют  деятельность  правительства  и  осуществляют иные функции, возложенные на них конституцией.
    Конгресс депутатов (нижняя палата) выполняет функции основной палаты Генкортесов. В отличие от Сената (верхняя палата) ему принадлежит исключительное право одобрять (или отклонять) предложенную королем кандидатуру на пост председателя правительства, утверждать правительственную программу и контролировать деятельность правительства и отдельных министерств (путем заслушивания на пленуме и в комиссиях отчетов премьера и министров), оказывать правительству поддержку или выражать ему недоверие, вынуждая тем самым уйти в отставку. В нижней палате начинается обсуждение всех правительственных законопроектов и проекта государственного бюджета. Вносимые затем «во втором чтении» Сенатом поправки или добавления требуют последующего одобрения Конгрессом депутатов или могут быть им отклонены. На крайне редких совместных заседаниях обеих палат председательствует председатель Конгресса депутатов.
    Конгресс депутатов избирает четырех из двенадцати членов Конституционного суда, половину руководящего состава Высшего совета юридической власти, Счетной палаты Испании и Административного совета Испанского радио и телевидения и совместно с Сенатом - Народного защитника.
    По закону «О всеобщем избирательном режиме» от 19 июня 1985 г. Конгресс депутатов состоит из 350 парламентариев, избираемых на основе принципа пропорционального представительства путем свободного, всеобщего, равноправного, прямого и тайного голосования.[3]
    Хотя депутаты избираются от провинциальных избирательных округов, они, согласно Конституции, представляют весь испанский народ и формально не связаны обязательствами со своими непосредственными избирателями.
    Сессии проводятся два раза в год: с февраля по июнь и с сентября по декабрь. Согласно пункту 1 статьи 69 Конституции Испании Сенат является верхней палатой территориального представительства испанского парламента - Генеральных кортесов.[4]
    Внутри парламентских групп, состоящих из сенаторов, избранных на территории или законодательными ассамблеями двух и более автономных сообществ, могут образовываться территориальные группы (в составе, как минимум, трех сенаторов), функции которых ограничиваются участием в обсуждении вопросов, касающихся какого-либо одного автономного сообщества.
    Сессии Пленума проходят два раза в год: с февраля по июнь и с сентября по декабрь.
    Палаты  Генеральных  кортесов  автономны:  они  принимают  свой внутренний регламент и работают в соответствии с  ним,  принимают  свой  бюджет,  а  на совместном заседании — статут  персонала  Кортесов.  Для  обеспечения  своей работы палаты организуют весьма внушительный вспомогательный аппарат. Внутренняя организация Кортесов в целом традиционна  для  западноевропейских парламентов. Каждая палата на срок своих полномочий  избирает  председателя, по четыре вице-председателя и по четыре секретаря. Депутаты  организуются  в парламентские группы (фракции); для образования фракции в  Сенате  требуется минимум 10 членов и 15 — в Конгрессе депутатов, но в нижней  палате  фракции могут также образовывать  5  членов,  получивших  по  15%  голосов  в  своем избирательном округе или партии, набравшие  5%  голосов  в  общенациональном масштабе.
    Обе палаты Генеральных кортесов могут собираться  на  совместные  заседания. Такие  заседания  ведет  председатель  Конгресса  депутатов.  На  совместном заседании  палат  Кортесы  дают  разрешение ратифицировать международные договоры  по  политическим  вопросам,  военного характера, затрагивающие территориальную целостность государства или основные  права  и  обязанности, указанные  в  части  I  конституции,  договоры  и соглашения, содержащие обязательства  для  государственных финансов, а также договоры или соглашения,  влияющие  на  изменение  или  отмену  какого-либо  закона или принятия мер законодательного характера  для  исполнения  этих  договоров  и соглашений (п. 1 ст. 94).[5]
    Генеральные кортесы принимают законы нескольких  категорий  и  прежде  всего изменяющие  конституцию.  Право законодательной инициативы принадлежит правительству,  25  членам  Сената  или Конгрессу депутатов; ассамблеи автономных  сообществ  большинством  в  2/3  голосов могут требовать у правительства внесения проекта закона в бюро Конгресса депутатов.
    Большая часть полномочий  принадлежит  нижней  палате,  Конгрессу  депутатов (350  членов). Принятые им законопроекты должны представляться  на рассмотрение верхней палаты – Сената (256 членов), но Конгресс  большинством голосов  может  преодолеть  вето  Сената.  Депутаты  парламента  и  сенаторы избираются сроком на 4 года – по  мажоритарной  системе,  а  Конгресс  –  по пропорциональной системе.
    Генеральные  кортесы  обладают  традиционными  для  парламентарной  монархии правами  по  контролю  за  деятельностью  правительства. Наиболее важные полномочия  в  этой  сфере  принадлежат Конгрессу депутатов, а глава государства  имеет  на  судьбу  правительства  очень  ограниченное  влияние. Конгресс депутатов формирует правительство, в этом процессе также  участвует и монарх страны. Обе палаты  Кортесов  и  их  комиссии  могут  требовать  от правительства любую информацию, требовать присутствия  членов  правительства на их  заседаниях.  Члены  палат  могут  задавать  вопросы  правительству и вносить интерпелляции. Однако  только  Конгресс  депутатов  может  заставить правительство  уйти  в  отставку.  Процедура  внесения  резолюции  порицания весьма  похожа  на  аналогичную  во  французском  Национальном  собрании и предназначена для обеспечения стабильности правительства.  Резолюция  должна быть предложена одной десятой  частью  депутатов  и  одновременно  указывать кандидатуру на пост главы  правительства;  последнее  требование,  известное под  названием "конструктивного вотума недоверия", заимствовано из конституции ФРГ 1949 г. (ст. 87).
    Генеральные кортесы участвуют  в  международно-правовых  актах  государства. Они дают разрешение в предварительном порядке  на  заключение  международных договоров  политического,  военного  характера,  договоров, затрагивающих территориальную целостность государства или  основные  права  и  обязанности испанских граждан, а также договоров, создающих для  государства  финансовые обязательства, влияющих на  изменение  или  отмену  какого-либо  закона  или влекущих принятие мер законодательного характера для   исполнения международных договоров. Кроме  того,  путем  издания  органического  закона Кортесы  могут  разрешать  заключение международного договора, которым передается компетенция  в  пользу  надгосударственных  организаций  (ст.  93 конституции).[6]
    Судебные полномочия  Генеральных  кортесов  состоят  в  принятии  решения  о привлечении председателя правительства и других его   членов   к ответственности  за  измену  или  иные  преступления,  совершенные  ими  при исполнении своих функций, против безопасности государства.
    Сенат - это палата «второго чтения» законопроектов, одобренных Конгрессом депутатов. Сенат может вносить свои добавления и поправки к законопроектам, которые для того, чтобы быть принятыми, нуждаются в последующем утверждении Конгрессом депутатов. Сенат имеет право ветировать законопроект, однако абсолютным большинством голосов Конгресс депутатов при повторном рассмотрении проекта закона может отклонить вето Сената.
    Сенат избирает четырех из двенадцати членов Конституционного суда и десять из двадцати членов Высшего совета юридической власти Испании, вместе с Конгрессом депутатов избирает Народного защитника, который периодически отчитывается перед Сенатом о своей деятельности по защите прав и свобод испанских подданных.
    В отдельных случаях, не связанных с законодательной деятельностью, Сенат и Конгресс депутатов проводят совместные пленарные заседания. Например, это касается вопросов преемственности королевской власти в Испании. Существует практика сформирования смешанных комиссий, в состав которых входят сенаторы и депутаты: смешанные комиссии по делам Европейских Сообществ, по связям со Счетной палатой Испании и др.
     
    2. Полномочия и особенности исполнительного парламента.
     
    Парламент (палата) - как единое целое - слишком громоздкий аппарат для эффективного обсуждения сложных проблем, если они не были предварительно подготовлены и рассмотрены более узким составом депутатов, профессионально знакомых с определенной сферой государственной деятельности. В современных парламентах практически ни один законопроект не принимается, если он не прошел стадию проработки в одном из структурных подразделений палат, именуемом комитетом, который и выносит его на решение палаты.
    Для успешной реализации своих функций парламент наделяется Конституцией необходимыми полномочиями. Совокупность полномочий и функций парламента образуют его компетенцию. Компетенция, в свою очередь, является важнейшим фактором, определяющим не только правовое положение парламента и его роль в политической жизни  общества, но и взаимоотношение его с другими высшими органами государственной власти.
    Основные полномочия парламентов:[7]
    1. Законодательные полномочия образуют главную часть компетенции парламентов; их реализация занимает зачастую наибольшее место в их деятельности. Согласно теории разделения властей законодательная власть должна принадлежать представительному органу - парламенту. Однако в настоящее время не может идти речь о каком-либо абсолютном разделении властей, так как за редким исключением, парламенты подавляющего большинства стран утратили исключительное право законодательствовать. За исключительной властью закрепилось право на принятие нормотворческих актов. Оно выводится либо из присущих ей полномочий, либо делегируется законодательной властью.
    2. Контроль над деятельностью правительства. Контрольная функция может быть либо прямо закреплена в законодательстве, либо быть одной из процедур парламента. Объектом парламентского контроля обычно является исполнительная власть, однако этот контроль может распространяться и на главу государства, на судебную власть, на вооруженные силы и т.п. Контроль за исполнительной властью носит политический характер (хотя и осуществляется в юридических формах). Это означает, что предметом контроля выступает политическая деятельность правительства. В отношении других объектов характер контроля является чисто юридическим.
    3. Назначение референдумов. Референдум - это голосование избирателей, посредством которого принимаются государственное или самоуправленческое решение. Назначение референдума - не слишком частое конституционное полномочие парламента; компетенция в этой области носит либо исключительный, либо альтернативный характер.
    II. Высшие органы исполнительной власти.
     
    1. Испанское правительство, порядок формирования.
     
    Правительство — высший  орган  исполнительной  власти,  в  ведении  которого находится руководство внутренней и внешней политикой страны,  гражданской  и военной  администрацией  и  обороной.  Во  времена  франкизма,  до издания органического закона 1967 г.,  ни  один  акт  не  регламентировал  правовое положение исполнительной власти. Конституция 1978 г. посвящает этой  "ветви" власти целый раздел.
    Испанское правительство — собрание министров,  "солидарных"  друг  с  другом, поскольку  оно несет солидарную политическую ответственность перед Конгрессом депутатов. 
    Положение правительства в системе органов государственной власти определяется формой правления, которая в свою очередь отражает особенности партийной системы каждой страны и сложившийся баланс законодательной и исполнительной власти. Правительство формируется парламентом, из чего логически вытекает его ответственность перед правительственным органом. Правительство всегда состоит из представителей политической партии или коалиции партий, пользующихся поддержкой парламента. Отсюда проистекает ведущая роль правительства в государственной жизни, поскольку оно включает в свой состав лидеров политического большинства.
    Образование правительства происходит на базе итогов парламентских выборов (при двухпалатном парламенте - обычно выборов в нижнюю палату). По общему правилу, глава государства назначает главу правительства, в отношении которого есть основания полагать, что он и возглавляемое им правительство будут пользоваться доверием большинства парламента или его нижней палаты. Получив мандат, глава правительства формирует состав правительства и представляет его вместе с программой действий на утверждение парламенту. Если предлагаемое правительство или его глава не могут получить доверия большинства парламента или соответственно палаты, то возможен их роспуск с назначением на период, пока не собрался новоизбранный парламент, служебного правительства.
     
    2. Структура и полномочия.
     
    Правительство - высший орган государственного управления, который руководит внутренней и внешней политикой страны, осуществляя ее на основе Конституции и законов. Правительство, вместе с тем,  обеспечивает общественный порядок и национальную безопасность, а также осуществляет общее руководство органами государственного управления и Вооруженными силами. Таковы в общем виде задачи Правительства, которые находят свое воплощение в закрепленных конституционных нормах. Несмотря на это, в некоторых Основных законах эти задачи формируются не отдельно, а непосредственно в тех полномочиях, которые закреплены за ними в Конституциях, или, что то же самое - в компетенции Правительства.
    Определить фактический объем полномочий правительства только посредством анализа конституционных текстов невозможно - необходимо исследовать реальную деятельность правительства. Характерен разительный разрыв между юридическим и фактическим статусом правительства.
    Испанское  правительство включает председателя, его заместителей и министров, а также других лиц, которые установлены законом. В  Испании,  как и в ФРГ, вопрос о формировании правительства — это вопрос о  назначении  его главы.  Остальные  члены  правительства  назначаются и отстраняются от должности Королем по представлению его председателя. Конституция устанавливает значительную власть председателя  правительства  в отношении  министров.  Согласно  статье  100 основного закона министры назначаются и отзываются Королем по предложению председателя.  Отставка  или смерть последнего означает  "падение",  прекращение  функций  правительства. Председатель  правительства  руководит  его  деятельностью  и координирует действия других министров.
    Правительство  —  вершина  исполнительной  власти,  в которую  входят  государственная  администрация,  армия, полиция, корпус безопасности. Функции испанского правительства в целом не выходят  за  рамки традиционных основ в  государстве,  имеющем  форму  парламентарной  монархии.  Оно руководит внутренней и внешней политикой страны, исполняет законы, издает  в этих целях различные административные акты, назначает гражданских и военных чиновников.  Правительство  обладает  законодательной  инициативой  (ст.  87 конституции); проекты законов должны быть одобрены  Советом  министров  (ст.88).[8]  Он может получать от Генеральных кортесов право издавать законодательные декреты в порядке  делегирования  законодательной  власти  в течение определенного  отрезка  времени  по  указанному  кругу  вопросов.  В равной   мере правительство   может принимать декреты-законы без предварительной делегации парламента.
    Государственный  совет  является  консультативным  органом  правительства  и административных органов по юридическим вопросам. Счетная  палата  —  высший контрольный орган в финансовой области и экономической деятельности государства и государственного   сектора экономики. На членов палаты распространяются  положения  о  независимости  и несменяемости судей. В своей  деятельности  палата  подчиняется  Генеральным кортесам.
    Правительство контролирует и направляет деятельность всех органов и институтов, с помощью которых осуществляются внешнеполитические функции государства. Оно комплектует дипломатический и консульский аппарат, определяет контингента вооруженных сил, руководит деятельностью органов внешней разведки, ведет международные переговоры и заключает международные договоры и соглашения.
    Полномочия правительства весьма велики и их осуществление даже в обычных условиях мало подвержено законодательной регламентации. В условиях же чрезвычайного положения, которое вводится прокламацией или приказом главы государства, эти полномочия приобретают жесткий характер.
    Чрезвычайное положение имеет своим последствием приостановление действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий. Поводом для введения чрезвычайного положения являются войны, забастовки, внутренние беспорядки и т.д. Условия применения правительством чрезвычайных полномочий подробно регламентируются.
    Политическое и правовое значение правительства отчетливо проявляется в его взаимоотношениях с парламентом. В общем виде эти отношения можно определить как взаимодействие и взаимозависимость. Зависимость правительства от парламента прослеживается во многом. Парламент утверждает бюджет и акты о налогообложении. От них прямо зависит финансирование, судьба правительственных планов, программ.
    В результате деятельности правительства заключаются договоры с иностранными государствами, которые затем утверждает (ратифицирует) парламент. Иногда требуется, чтобы парламент предварительно санкционировал заключение международных договоров. В Испании договоры политического, военного характера, а также соглашения, затрагивающие территориальную целостность, права и свободы личности, государственные финансы и ранее изданные законы заключаются по предварительному разрешению Генеральных Кортесов.[9]
     
    III. Особенности государственного устройства Испании.
     
    1. Государственное устройство Испании, его конституционное закрепление.
     
    Испания является унитарным децентрализованным государством,  административно–территориальные   единицы,   которого   не   обладают   признаками государственности, суверенитета. На  сегодняшний  день  можно  сказать,  что Испания стоит на границе между унитарным устройством и федерацией. Задолго до установления режима Франко Испания  уже  имела  опыт  местного  и регионального самоуправления. При Франко эти  права  были  ликвидированы,  и центральное  правительство  осуществляло  власть  на  всех  уровнях.  После восстановления  демократии  органам  власти  на  местах  были  предоставлены значительные полномочия.
    Конституция Испании исходит из неделимости  государства,  но  вместе  с  тем гарантирует  право  на самоуправление административным подразделениям, сложившимся на основе национальных, региональных и исторических критериев.
    Про  территориальное  устройство  государства  говорится  в Разделе VIII Конституции  Испании. “Государство  в  своей  территориальной организации включает муниципалитеты, провинции и автономные сообщества. Все эти  единицы пользуются  автономией  при  ведении  своих  дел.  Государство гарантирует эффективное осуществление принципа   солидарности и  установления экономического равновесия между  различными  частями  испанской  территории.
    Все испанцы имеют одни и те  же  права  и  обязанности  на  всей  территории государства. Конституция гарантирует автономию муниципалитетов. Руководство и управление ими осуществляется  соответствующими  муниципальными  советами, которые состоят из алькальдов и советников.  Провинция  –  является  местным образованием,  объединяющим  группу  муниципалитетов  и  образующим  единицу территориального управления для выполнения деятельности государства.  Всякое изменение границ провинций должно быть одобрено Генеральными кортесами”.[10]
    Испания делится на 17 автономных сообществ, которые имеют свои парламенты  и правительства,  и  пользуются  широкими  полномочиями  в  области  культуры, здравоохранения, образования, экономики. В нескольких   автономных сообществах (Каталония,  Страна  Басков,  Галисия)  узаконено  использование местных языков, в  частности,  на  них  ведется  телевещание.  Однако  баски настаивают на предоставлении более полной автономии, причем  эти  требования в ряде случаев  сопровождаются  вооруженными  столкновениями  с  полицией  и террористическими актами. В число 17 автономных сообществ входят  Балеарские Острова в Средиземном море  и  Канарские  Острова  в  Атлантическом  океане. Кроме того, статус автономии имеют остатки испанских  колониальных  владений – города Сеута и Мелилья на северном берегу  Африки.  Автономные  сообщества делятся на 50 провинций, каждая из  которых  управляется  своим  советом.  С 1997  советы подчинены правительствам  автономных сообществ. Высшие муниципальные  чиновники  и  депутаты  местных  советов  избираются прямым голосованием. Члены местного совета избирают мэра из своих рядов; обычно  на этот пост назначается глава партии большинства. Муниципальные органы  власти не  имеют полномочий собирать налоги и финансируются центральным правительством.
    Согласно конституции, разработанной  представителями  основных  политических партий и одобренной  на  референдуме  1978,  Испания  является  монархией  с парламентской формой правления. Конституционно закреплено единство  Испании, но допускается некоторая региональная автономия.
    Монархия – это форма правления, при которой власть  полностью  или  частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха и  переходит, как правило, по наследству.  То,  что  формой  правления  является  монархия можно определить по следующим признакам:
    · Власть передается по наследству;
    Конституция установила, что корона передается наследникам Хуана  Карлоса  I Бурбона, который, таким образом, является первым в новой династии.
    · Власть осуществляется бессрочно;
    · Власть не зависит от населения;
     
    Парламентская монархия  характеризуется следующими признаками:
    · Имеет место признак разделение властей;
    · Монарх “царствует, но не правит”;
    В отличие от других европейских монархов,  не  только  "представительное лицо",  но  и  влиятельный  политик.  По  конституции  он  наделен  большими полномочиями.
    · Правительство  формируется  парламентом  из  представителей  партии  (или партий) большинства;
    · Правительство  несет  ответственность  не  перед монархом, а перед
     парламентом;
    · Правовое положение монарха существенно ограничено.[11]
    Тип политического режима. Испания  —  последнее  государство  современной Европы, где фашистская диктатура существовала наиболее длительное время. Это  единственная  страна, в которой идеология фашизма  пережила  Вторую  мировую  войну  и  в  которой авторитарный режим исчез естественным  путем  в  результате  смерти  Франко. Современная политическая организация  Испании  создана  после  смерти  этого диктатора, последовавшей в ноябре 1975 г. В то время  в  течение  нескольких лет продолжал действовать ряд институтов прежнего режима. Два последовательно существовавших правительства Новарро и особенно Суареса взяли отчетливый курс на демократизацию страны. Подготовленный правительством А.Суареса законопроект о политической реформе был одобрен национальным референдумом в декабре 1976 г.  Этот  закон  устанавливал  на переходной период некоторые демократические начала; на  национальном  уровне была учреждена практически новая структура органов  государственной  власти, в  частности,  образован  двухпалатный  парламент  —  Кортесы, формируемый всеобщими и прямыми выборами при тайном голосовании.
    Избранные 15 июня 1977 г.  новые  Кортесы  разработали  конституцию  страны, одиннадцатую по счету после Первой испанской революции  1808  г.  В  декабре 1978 г. на общенациональном референдуме  эта  конституция  была  одобрена подавляющим  большинством  избирателей; она  отменила  действие  фашистских законов и установила новый государственный  правопорядок.  Испания  получила форму   правления   парламентарной   монархии,  унитарное  политико-административное устройство со значительными правами  составляющих  страну единиц — автономных сообществ и демократический политический режим.
    Среди признаков демократического режима также можно выделить:
    · Население  участвует  в  формировании  и  осуществлении  государственной власти;
    · Во всех сферах общественной жизни господствует закон;
    · Реальное осуществление принципа  разделения  властей  на  законодательную, исполнительную и судебную;
    · Провозглашаются и реально  обеспечиваются  права  и  свободы  человека  и гражданина.[12]
     
     
    2. Региональная автономия.
     
    Различные подходы наметились в Испании к порядку формирования областной и региональной автономии.
    В Конституции Испании нет указаний на то, какое количество региональных объединений может быть создано. Хотя в испанской Конституции были определены два варианта регионализации: предоставление статуса автономии для так называемых "исторических областей" и предоставление особого статуса остальной части Испании, эти конституционные нормы не решали многих проблем. Будущее государственного устройства Испании оказалось неопределенным.
    Следует отметить, что в процессе формирования автономных объединений Страна Басков, Каталония и Галисия, как и ранее, оспаривали свои исключительные права. Вследствие этого возникла опасность реализации ими особых полномочий. Чтобы избежать проявления сепаратизма, центральное Правительство пошло по пути поощрения создания автономий и в других районах Испании. Усилия центрального Правительства привели к 1983 г. к завершению процесса автономизации всей страны.
    Институциональными актами автономных образований в Испании стали статуты, регулирующие вопросы их внутренней организации. Статуты региональных объединений подлежат одобрению Генеральными Кортесами (Парламентом). Пересмотр статутов мог осуществляться не ранее чем через пять лет.
    Ключевым положением статутов в Испании является регламентация системы органов, формирование которых входит в исключительную компетенцию автономных образований. Представительным органом регионального автономного объединения является Парламент; в качестве исполнительного органа выступает Правительство. Элементы большего контроля за деятельностью автономных образований заложены в испанской Конституции: в ней предусмотрено, что глава Правительства имеет двойное подчинение. С одной стороны, он является членом Парламента, но одновременно он и выше, чем государственный чиновник, назначение которого подтверждается актом короля.
    Одним из наиболее спорных вопросов при разработке конституции и принятии статутов явился вопрос о разграничении предметов ведения между центральной властью и автономными образованиями.
    В испанской Конституции содержится перечень вопросов, относящихся к компетенции региональных автономных объединений (всего 22 позиции, в том числе, создание органов самоуправления, хозяйственная деятельность в пределах границ автономии, инфраструктура, наука, спорт, социальное обеспечение и т.д.). Наряду с этим в Конституции (ст. 149) закрепляются области исключительных полномочий центральной власти.[13]
    Парламент может в областях, отнесенных к исключительной компетенции государства, передавать всем или некоторым региональным автономным объединениям полномочия по принятию законодательных норм при условии соблюдения ими принципов и основ, определяемых законами общенационального Парламента. В каждом таком законе должен быть предусмотрен порядок контроля со стороны Генеральных Кортесов над законодательными актами региональных автономных объединений. Так, например, центральная власть по просьбе парламента Валенсии передала законодательные полномочия в области образования, которые по статуту об автономии этой области не входят в его компетенцию.
    Для унификации законодательства, принимаемого различными региональными автономными объединениями по некоторым вопросам, "государство может издавать законы, устанавливающие принципы, необходимые для согласования нормативных установлении региональных автономных объединений, даже если речь идет о предмете регулирования, отнесенном к их компетенции, и во всех случаях, когда этого требуют общие интересы..." (п. 3 ст. 150).[14]
    Как и в конституциях некоторых государств с федеративным устройством, в испанской Конституции решается вопрос об остаточных полномочиях: "Вопросы, специально не отнесенные Конституцией к ведению государства, могут быть отнесены и к компетенции региональных автономных объединений в силу их соответствующих статутов..." (п. 3 ст. 148). И что особенно важно, в данной статье решается также вопрос о полномочиях центра и автономии, которые не урегулированы на момент принятия статутов: "Компетенция в вопросах, не включенных статутами об автономии в компетенцию регионального автономного объединения, относится к ведению государства, нормы права которого имеют большую юридическую силу, чем нормы региональных автономных объединений во всем, что не передано в исключительную компетенцию последних...".
    В целом для Испании в вопросах разграничения компетенции между центральным Правительством и региональными автономными объединениями характерен "мягкий" подход, который заключается в том, что окончательное решение принимается в зависимости от местных условий в статутах конкретных автономных образований.
    Важным моментом в регулировании отношений центра и областей в финансовой сфере явилось законодательное закрепление форм и методов "освоения" выделяемых государством средств. При этом следует отметить, что целевые ассигнования выделяются по узкому кругу вопросов, в то время как во многих сферах автономии могут сами решать вопросы, как расходовать такие средства (исключение, в частности, касается ассигнований, связанных с реализацией общенациональных программ развития области).
    Средства региональных автономных объединений складываются из:
    а) налогов, полностью или частично передаваемых государством;
    надбавок на государственные налоги и другого участия в доходах государства;
    б) собственных налогов, пошлин и специальных взносов;
    в) передачи из компенсационного территориального фонда и других ассигнований Генерального бюджета государства;
    г) прибыли от их собственного имущества и доходов, поступающих от операций, регулируемых частным правом;
    д) прибыли от кредитных операций (п. 1 ст. 157).[15]
     
    Контроль со стороны центрального Правительства за финансовой деятельностью автономного образования предусмотрен также п. 3 ст. 157: "Органический закон может регулировать осуществление финансовых полномочий... порядок разрешения возможных споров и возможные формы финансового сотрудничества между региональными автономными объединениями и государством".
    Интересна и проблема контроля со стороны центрального Правительства за деятельностью автономных образований. Предоставление автономным образованиям широких полномочий государством не означает "устранения" центра.
    Хотя центральным Правительством и создана контролирующая региональные автономные объединения инстанция в лице специального представителя, назначаемого правительством, однако его контрольные полномочия не распространяются на законодательные акты, принимаемые парламентами региональных объединений.
    Контроль в отношении органов управления и их регламентарных актов осуществляется органами административной юстиции.
    Конституцией также закреплено право центрального Правительства принимать меры принудительного характера в отношении автономного сообщества, если оно не выполняет своих обязательств в соответствии с Конституцией или другими законами, либо действует таким образом, что затрагивает существенным образом общие интересы всей страны.
    Жизнестойкость отношений центр - автономии объясняется не только достаточно полной регламентацией этих вопросов как в основных законах указанных стран, так и в статутах автономных образований и в текущем законодательстве, но также и отлаженностью механизма разрешения споров. Здесь следует отметить роль административной юстиции, осуществляющей в странах континентальной системы права общий контроль над органами управления, а также роль Конституционного суда.
    Противоречия между государством и автономиями разрешаются Конституционным судом в ходе рассмотрения жалоб о неконституционности законов, которые могут быть поданы двумя сторонами - государством и автономиями.
    Особое место занимают автономные образования в формировании государственных органов. Так, в верхней палате Парламента, которая является палатой территориального представительства, представлены наряду с сенаторами, избираемыми от провинций, не менее одного сенатора от региональных автономных объединений. Если население регионального автономного объединения превышает миллион человек, то каждый последующий миллион жителей должен быть представлен одним сенатором. Назначение осуществляется законодательной Ассамблей, а при ее отсутствии - высшим исполнительным органом регионального автономного объединения.[16]
    Заключение.  
    Как было рассмотрено в данной работе, вопросы системы государственного управления  и региональной автономии в Испании являются очень важными.
    Конституция является неотъемлемой частью страны, поэтому  была  одобрена подавляющим  большинством  избирателей на  общенациональном  референдуме. Она восприняла как испанские конституционные  традиции,  так и опыт других стран.
    Структура  государственных  органов, которая закреплена в Конституции,  строится  на  принципе  разделения  властей.
    В целом, основываясь на работе, можно сделать вывод, что Испания – это страна с хорошей структурой государственных органов. С точки зрения способов и методов  осуществления государственной власти Испания является демократическим государством. Представительным органом регионального автономного объединения является Парламент, в качестве исполнительного органа выступает Правительство.
     
     
    Список литературы:
     
    1. Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрайт-М, 2001.
    2. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М: ИНФРА-М, 2000.
    3. Иностранное конституционное право. /Под ред. В.В. Маклакова/. М.:1996г.
    4. Испания. Конституция и законодательные акты. М., 1982.
    5. Конституционное право зарубежных стран. Норма, 1999г. Глава «Конституционное право Испании».
    6. Конституция Испании 1978 г. в сборнике  «Конституции государств Европейского  Союза». М., 1997.
    7. Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. Справочник. 1993г.
    8. Страны мира. Справочник. М.:1999г.
    9. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М.:1997г.
    [1] Конституция Испании 1978 г. в сборнике  «Конституции государств Европейского  Союза». М., 1997.
    [2] Конституция Испании 1978 г. в сборнике  «Конституции государств Европейского  Союза». М., 1997.
    [3] Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрайт-М, 2001.
    [4] Испания. Конституция и законодательные акты. М., 1982.
     
    [5] Конституционное право зарубежных стран. Норма, 1999г. Глава «Конституционное право Испании».
    [6] Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. Справочник. 1993г.
    [7] Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. Справочник. 1993г.
     
    [8] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М.:1997г.
    [9] Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М: ИНФРА-М, 2000.
    [10] Иностранное конституционное право. /Под ред. В.В. Маклакова/. М.:1996г.
     
    [11] Страны мира. Справочник. М.:1999г.
    [12] Страны мира. Справочник. М.:1999г.
    [13] Испания. Конституция и законодательные акты. М., 1982.
     
    [14] Конституция Испании 1978 г. в сборнике  «Конституции государств Европейского  Союза». М., 1997.
     
    [15] Конституция Испании 1978 г. в сборнике  «Конституции государств Европейского  Союза». М., 1997.
    [16] Иностранное конституционное право. /Под ред. В.В. Маклакова/. М.:1996г.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Система государственного управления в Испании. Региональная автономия ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.