Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Амнистия и помилование

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Амнистия и помилование
  • Предмет:
    Уголовное право
  • Когда добавили:
    01.09.2010 13:33:55
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Амнистия и помилование (курсовая работа)
     
     
     Содержание
     
    Введение 3
    Глава 1. Понятие и признаки амнистии   5
    1.1   Понятие амнистии   5
    1.2   Распространение амнистии   7
    1.3   Амнистия как государственно-правовой акт   13
    Глава 2. Помилование 15
    2.1   Понятие помилования   15
    2.2   Рассмотрение ходатайств о помиловании   19
    Глава 3. Различия помилования и амнистии 23
    Заключение   25
    Список использованной литературы   27
     
      Введение   Актуальность данной темы заключается в том, что главы об амнистии и помиловании были впервые включены в Уголовное законодательство РФ. Освобождение от уголовной ответственности по амнистии или помилованию является положительным моментом в формировании правового государства и в демократизации общества.
    Амнистия — это акт представительного и законодательного органа Российской Федерации. В соответствии со ст. 103 Конституции РФ объявление амнистии отнесено к ведению Государственной Думы Федерального Собрания. Данное положение зафиксировано и в ч. 1 ст. 84 УК.
    В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности.
    Амнистия представляет собой акт нормативного характера и распространяется на лиц, совершивших определенные категории преступлений либо осужденных к определенным видам и срокам наказаний.
    Нередко в рассматриваемых актах содержится также указание на определенные признаки, характеризующие личность виновного (пол, возраст, инвалидность и т.д.). Но в любом случае лица, на которых распространяется амнистия, индивидуально не определяются. Поэтому издание акта об амнистии предполагает последующую правоприменительную деятельность: вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении и др. Этими признаками амнистия отличается от помилования.
    Акт помилования относится к индивидуально определенному лицу (или лицам) и сам по себе служит формальным основанием освобождения только от наказания.
    Целью данной курсовой работы является – рассмотрение актов амнистии и помилования, а также различий между ними.
    Задачи данной курсовой работы таковы:
    - рассмотреть понятие и признаки амнистии, а также распространение амнистии;
    - раскрыть понятие помилования;
    - разграничить понятия амнистия и помилование, раскрыть их различия.
    Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, которые подразделяются на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
    В данной работе используются труды известных российских авторов, таких как: Казаченко И.А., Незнамова З.А., Окунькова Л.А. и других. Также при написании данной курсовой работы был использован Уголовный кодекс Российской Федерации и комментарии к нему различных авторов.
     
    Глава 1.  Понятие и признаки амнистии
    1.1. Понятие амнистии
    В качестве основных нормативных актов регулирующих порядок проведения амнистии, следует выделить:
    1. Конституцию Российской Федерации;
    2. Уголовный Кодекс РФ;
    3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
    4. Постановления Государственной Думы Федерального Собрания, регулирующей порядок проведения конкретного вида амнистии.
    Понятие «Амнистия» (греч. - забвение, прощение) является смешанным видом освобождения: с помощью акта амнистии возможно применение любого вида освобождения, как от ответственности, так и от наказания, и практически на любой стадии уголовного процесса.
    Так согласно ч.2 ст. 84 Уголовного Кодекса РФ: «Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осуждённые за свершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость» [2].
    Амнистия может быть общей и частичной. Общая амнистия распространяется на всех лиц, совершивших преступления, предусмотренные определёнными статьями УК. Частичная же амнистия относится к определённой категории лиц, которые предусмотрены актом амнистии.
    Согласно ст.5 УПК РФ освобождение от уголовной ответственности на основании акта амнистии оформляется:
    - на стадии возбуждения уголовного дела - постановлением об отказе в его возбуждении;
    - на стадии расследования, либо в отношении дел, по которым закончено расследование, но не вынесен приговор, - постановлением о прекращении уголовного дела;
    - на стадии судебного разбирательства - определением суда о прекращении уголовного дела [3].
    Амнистия распространяется лишь на те преступления, которые были закончены до момента вступления в законную силу акта об амнистии.
    Что же касается условий применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям, необходимо отметить что длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действий самого виновного, направленных к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления (например, вмешательство органов власти). Поэтому амнистия применяется к тем длящимся преступлениям, которые окончились до её издания. К длящимся же преступлениям, продолжающимся после издания амнистии, таковая не применяется [10 – Стр. 201].
    Началом продолжаемого преступления надлежит считать совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, составляющих одно продолжаемое преступление, а концом - момент совершения последнего преступного действия. В соответствии с этим амнистия применяется к продолжаемым деяниям, вполне закончившимся до издания амнистии, и не применяется, если хотя бы одно из преступных действий, образующих продолжаемое деяние, совершено было после издания амнистии.
    Таким образом, освобождению от наказания могут подлежать только те лица, в отношении которых были вынесены соответствующие приговоры судов до момента вступления в силу постановления Государственной Думы об амнистии [5 – Стр. 379]. 
    Освобождение от наказания по амнистии возможно как в момент вынесения приговора, так и в процессе его исполнения. Освобождение от дальнейшего отбытия наказания по амнистии также многовариантно: лицо может быть освобождено досрочно, срок наказания может быть сокращён, назначенное наказание может быть заменено менее тяжким (например, лишение свободы заменяется исправительными работами). Наконец, актами амнистии может быть предусмотрено освобождение от правовых последствий наказания – судимости [6 – Стр. 186].
     
    1.2. Распространение амнистии
    Амнистия распространяется на неопределенный круг лиц, совершивших преступления, например, на всех женщин, на всех мужчин в возрасте старше 60 лет или на лиц, осужденных к лишению свободы за неосторожные преступления на срок до 5 лет, и т.д.
    Амнистия - это внесудебный акт освобождения от уголовной ответственности и наказания. Во все времена и у всех народов амнистия рассматривалась как исключительная прерогатива суверенов - высших органов государственной власти и управления. Чаще всего акты амнистии принимаются в связи с какими-либо знаменательными событиями в жизни государств.
    Так, Стоглавый Собор объявил амнистию к церковному празднику Пасхи, по которой освобождались все тюремные сидельцы, кроме осуждённых за убийство и разбой. Со времён Бориса Годунова стали обычными амнистии по поводу восшествия на престол, болезни или выздоровления царя или членов его семьи, рождения наследника, за помин души и т.п. Пётр Великий к таким поводам добавил амнистии в честь викториальных дней - победы в сражениях. В советское время амнистии издавались в честь знаменательных событий: в связи с 50-летием Октября, 50-летием победы в Великой Отечественной войне и т.п. [10 – Стр. 204].
    Конституция РФ относит объявление амнистии к ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ [1].
    В соответствии со ст. 103 Конституции Российской Федерации право объявления амнистии принадлежит Государственной Думе Федерального Собрания РФ. По общему правилу, постановления об амнистии и сейчас принимаются в связи с какими-либо торжественными случаями или важными датами, как, например, постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 23 февраля 1994 г. «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации».
    Необходимо также добавить, что на уровне субъектов Федерации решения об амнистии приниматься не могут. Эти вопросы - исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы  (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).
    Часть 1 ст. 84 УК РФ лишь дублирует конституционное положение, закрепляя, что амнистия объявляется Государственной Думой. Таким образом, амнистия - это государственно-правовой, а не уголовно-правовой акт, однако, как уже отмечалось ранее, последствия её применения существенно затрагивают сферу уголовного права.
    То обстоятельство, что амнистия - внесудебный акт, и её достоинство, и её недостаток. Государственная Дума, несмотря на то, что она является законодательным органом власти страны, в основе своей состоит из депутатов, весьма далёких от вопросов применения права, тем более уголовного. Отсюда нередко актами амнистии перечёркивается многолетняя и многотрудная работа всех звеньев правоохранительных органов; зачастую они содержат положения, которые никак нельзя признать справедливыми и гуманными.
    Например, от наказания освобождаются лица, виновные в совершении тяжких преступлений, а те, кто совершил преступления средней тяжести, амнистии не подлежат. Более того, основания, порядок принятия актов амнистии законодательством не установлены и практически носят произвольный характер.
    Эти обстоятельства привели к тому, что амнистия как вид освобождения имеет давних и последовательных противников, в числе которых был И. Кант, Ч. Беккарий и др. По их утверждению, ничто не может оправдать такое ниспровержение силы закона и судебного приговора, каким является амнистия [11 – Стр. 39].
    Несмотря на это, именно амнистия наряду с помилованием является одним из самых исторически устойчивых институтов уголовного права. Необходимость её применения оправдывается обычно следующими обстоятельствами.
    С помощью амнистии имеется возможность устранить некоторые недостатки существующего или существовавшего ранее уголовного закона. Примером может служить постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 24 февраля 1994 г. «Об объявлении политической и экономической амнистии», по которой были освобождены от уголовной ответственности, наказания и судимости лица, осуждённые ранее за такие преступления, как нарушение правил о валютных операциях, некоторые виды злоупотребления служебным положением [8 – Стр. 199].
    Данные лица были осуждены в своё время на законном основании, но экономическая и социальная политика государства изменилась, подобного рода деятельность не только утратила свою общественную опасность, но и стала социально одобряемой. Амнистия, таким образом, отразила новую политику государства.
    Амнистия оправданна и применительно к некоторым преступлениям, носящим временный характер, совершённым в результате стечения определённых неблагоприятных обстоятельств, так как применяется в случае улучшения этих обстоятельств либо представляет собой попытку направить развитие ситуации в более благоприятное русло. Наглядной иллюстрацией этому служит Постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «Об амнистии совершивших преступления бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане» [12 – Стр. 64].
    Вывод советских войск из Афганистана, прекращение военных действий, необходимость возврата на родину военнопленных и иных лиц, оставшихся после вывода войск на территории Афганистана, объясняют необходимость и желательность применения амнистии к данной категории преступников.
    Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвующих в противоправных деяниях, связанных с вооружёнными конфликтами на Северном Кавказе» объясняется стремлением хоть каким-то образом стабилизировать обстановку, прекратить военные действия [12 – Стр. 65].
    Во всех остальных случаях применение амнистии может быть оправдано лишь соображениями гуманности, которую проявляет государство к своим оступившимся гражданам.
     Действительно, большинство актов амнистии касается тех категорий осуждённых, которые заслуживают некоторого снисхождения: несовершеннолетних, женщин, имеющих на иждивении детей, участников войны и военных действий, инвалидов, лиц преклонного возраста.
    Так, например, постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 декабря 1997 года № 2038-II «Об объявлении амнистии», руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации объявила амнистию.
    В соответствии с этой амнистией были освобождены от наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока, а также от наказаний, не связанных с лишением свободы, осужденные:
    а) проходивших службу в составе действующей армии либо принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества;
    б) награжденных орденами или медалями СССР либо Российской Федерации, являющимися государственными наградами;
    в) женщин, имеющих несовершеннолетних детей, а также беременных женщин;
    г) мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет;
    д) инвалидов I и II группы, а также больных туберкулезом, отнесенных к I и II группе диспансерного учета.
    Также были освобождены от наказания несовершеннолетние, осужденных к лишению свободы на срок до трех лет включительно и ранее не отбывавших наказания в воспитательно-трудовых или воспитательных колониях.
    Также, были прекращены уголовные дела, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и судов, о преступлениях, совершенных до вступления в силу данного постановления, в отношении:
    а) лиц, указанных выше;
    б) несовершеннолетних, совершивших преступления, за которые предусмотрено наказание не свыше трех лет лишения свободы, и ранее не отбывавших наказания в воспитательно-трудовых или воспитательных колониях;
    в) лиц, совершивших преступления по неосторожности, за которые предусмотрено наказание не свыше трех лет лишения свободы;
    г) лиц, совершивших преступления, за которые предусмотрены наказания, не связанные с лишением свободы.
    Таким образом, можно охарактеризовать эту амнистию, как амнистию преследующую принципы гуманизма, направленную на исправление «случайных и не особо опасных» преступников [5 – Стр. 381].
    Обычно амнистия не распространяется на лиц, совершивших государственные и иные особо опасные преступления, лиц признанных особо опасными рецидивистами, лиц, ранее освобождавшихся от наказания в силу акта амнистии или помилования, злостных нарушителей режима отбывания наказания. В соответствии с постановлением Государственной Думы от 18 июня 1999 г. «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии» злостными нарушителями режима следует считать лиц:
    а) осужденных, в  отношении  которых  принято соответствующее постановление начальника исправительного учреждения;
    б) осужденных, содержавшихся в  колониях  -  поселениях  и направленных в исправительные колонии  других  видов,  если  после вынесения постановления судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее  одного года на день принятия решения о применении акта об амнистии.  Срок наказания исчисляется со дня заключения осужденного под стражу;
    в) осужденных  к  исправительным работам,  которым за злостное  уклонение от отбывания  наказания  неотбытый  срок  исправительных работ  был  заменен судом наказанием в виде лишения свободы,  если они находились под стражей менее шести месяцев  на  день  принятия решения о применении акта об амнистии; осужденных к исправительным работам без лишения свободы и исправительным работам,  совершивших новое преступление до постановки на учет  в  уголовно  - исполнительных инспекциях;
    г) осужденных,  совершивших умышленные преступления до вступления  приговора  в  законную  силу,  а также совершивших  умышленные  преступления  во время отбывания наказания,  в течение установленного судом испытательного срока или  в  период  отсрочки отбывания наказания либо исполнения приговора;
    д) осужденных, которым судом отменены условное осуждение  или  отсрочка  отбывания наказания,  если после вынесения постановления судьи  о  направлении  указанных осужденных в исправительные учреждения  они  находились  под стражей менее одного года на день вступления в силу Постановления об амнистии;
    е) осужденных,  не  уплативших без уважительных причин штраф в  установленные законом или судом сроки [7 – Стр. 211].
     
    1.3. Амнистия как государственно-правовой акт
    Теперь охарактеризуем амнистию как государственно-правовой акт.
    Во-первых, она при всех обстоятельствах носит нормативный характер, т.е. распространяется на индивидуально не определённый круг лиц, на неопределённое количество уголовных дел, независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся.
    Во-вторых, инициатива их издания всегда исходит от государственного органа.
    В-третьих, акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые попадают под амнистию. Единственное исключение - лица, признающие себя невиновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве. Поэтому в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством лицу предоставлено право возражения против применения к нему акта амнистии, если лицо не считает, что оно совершило преступление. В таком случае уголовный процесс продолжается обычным порядком и заканчивается вынесением оправдательного или обвинительного приговора.
    Наконец, в-четвёртых, акт амнистии лишь создаёт нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия её применения.
    Юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания) служит индивидуально определённый акт применения норм права:
    - постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, определение суда о прекращении уголовного дела;
    - обвинительный приговор суда с освобождением от наказания;
    - постановление начальника исправительно-трудового учреждения, санкционированное прокурором, либо постановление специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы и т.д.
    Глава 2.   Помилование 2.1. Понятие помилования В соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции РФ помилование осуществляется Президентом Российской Федерации.
    Помилование представляет собой индивидуально-определенный акт Президента РФ как высшего должностного лица Российской Федерации.
    В нем содержится предписание об устранении или смягчении уголовно-правовых последствий совершения преступления в отношении конкретного лица или строго определенной группы лиц. В соответствии с этим правоохранительному органу надлежит лишь непосредственно реализовать предписания, содержащиеся в акте о помиловании.
    Если по амнистии лица, виновные в совершении преступлений, могут освобождаться как от уголовной ответственности, так и от наказания, то помилование является только основанием освобождения от наказания. Причем в соответствии с актом о помиловании осужденные могут освобождаться либо от всего срока наказания, либо только от неотбытой части срока наказания, или же назначенное наказание может заменяться более мягким видом наказания (ст. 85 УК). Например, вместо смертной казни может быть определено пожизненное лишение свободы или лишение свободы на срок 25 лет (ст. 59 УК).
    Актом о помиловании может быть снята и судимость.
    Ходатайство о помиловании может исходить как от осужденного, его близких родственников, так и от администрации органа или учреждения, исполняющего наказание. Материалы о помиловании предварительно рассматриваются Комиссией по вопросам помилования соответствующего субъекта РФ, а затем Комиссией по вопросам помилования при Президенте РФ. При этом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного, его поведение, состояние здоровья, семейное положение, возраст, срок отбытого наказания, прежние судимости, другие существенные для решения вопроса обстоятельства. Учитывается и мнение администрации органа или учреждения, исполняющего наказание, комиссии по делам несовершеннолетних.
    Окончательное же решение о помиловании принимается Президентом РФ независимо от того, какое решение приняла Комиссия по помилованию. Иначе говоря, ее решения носят рекомендательный характер.
    В соответствии с уголовным законом - право помилования принадлежит только Президенту РФ (ст. 89 Конституции РФ). Решение Президента оформляется указом, направленным в адрес соответствующего осужденного, в отношении которого поступило ходатайство.
    Актом помилования Президент РФ может:
    а) освободить лицо от отбывания оставшейся не отбытой части наказания;
    б) сократить не отбытое наказание на определенную часть;
    в) заменить назначенное наказание или не отбытую часть наказания более мягкой мерой наказания (например, заменить смертную казнь лишением свободы на определенный срок);
    г) снять судимость [1].
    В отличие от других видов освобождения от наказания, помилование не ограничивается ни категорией преступления, ни размером, сроком и видом наказания.
    При помиловании акцент делается на обстоятельствах, характеризующих личность осужденного и его поведение. В то же время акт о помиловании не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда. Это шаг навстречу осужденному, аванс на будущее, основывающийся не только на формально-юридических постулатах, но и на нравственных соображениях.
    В соответствии с п. 4 ст. 6 Международного Пакта о гражданских и политических правах, каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях [6 – Стр. 188].
    Институт помилования действует у нас еще со времен СССР. В отличие от некоторых других стран, где помилования вовсе не существует. В Англии его заменяет условно–досрочное освобождение. В Японии закон хоть и позволяет миловать, но за последние 30 лет никто помилован не был. В США из тысячи преступников лишь трое получают помилование.
    Помилование — несомненное проявление гуманности. Но, конечно, далеко не на всех эта гуманность распространяется.Приведем такой пример. К 30 годам конюх Владимир Булах уже имел 5 судимостей. Накануне нового, 1998 года хотел украсть у односельчанина выпивку, но на шум разбитого оконного стекла ему навстречу вышел хозяин дома с топором в руке. Булах отобрал у него топор и... зарубил хозяина дома на месте. Из хаты конюх вынес 17 бутылок водки и нехитрый скарб односельчанина. За убийство с разбоем суд приговорил Булаха к 15 годам лишения свободы. Преступник отсидел чуть более семи лет и, наверное, посчитал этот срок достаточным. Думается, нетрудно догадаться, что в помиловании ему было отказано. Не помогли даже «смягчающие» обстоятельства — 16 поощрений «за примерное поведение, добросовестное отношение к труду» и заболевание туберкулезом [9 – Стр. 227].
    А вот еще один пример из жизни. Свою первую жену Юрий Оводов убил в 1984 году. Причем знал, что убивает не ее одну: супруга была беременна. Убийца получил максимальный срок — 15 лет лишения свободы. Уже в колонии Оводов умудрился жениться вторично. Получив краткосрочный отпуск с 14 по 22 апреля 1995 года, он уехал к своей суженой в Минск. Из отпуска в положенный срок заключенный не вернулся...
    24 апреля во дворе частного дома после очередной пьянки Юрий Оводов ударил свою жену ножом в грудь и нанес несколько порезов. Как потом установило следствие, поводом послужил отказ женщины переехать на жительство к месту отсидки мужа. Чудом потерпевшей удалось вырваться и убежать. Вовремя подоспевшие врачи спасли гражданку Оводову.
    Юрию Оводову покушение на повторное убийство стоило 14 дополнительных лет колонии. Даже несмотря на то, что человек уже более двадцати лет за решеткой, вряд ли у кого–то поднялась бы рука помиловать душегуба [6 – Стр. 189].
    В соответствии со ст. 50 Конституции РФ о помиловании может просить каждый осужденный, то есть лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор суда. С таким ходатайством может обратиться сам осужденный, его родственники или близкие, общественные организации или администрация соответствующего учреждения, где лицо отбывает назначенную ему судом меру наказания. Отказ в помиловании обжалованию в судебном порядке не подлежит.
    Однако ч.2 ст. 85 УК РФ предпринимает попытку сузить круг: «Актом помилования лицо, осуждённое за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость».
    Тем самым устанавливается, что с помощью акта помилования лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности. Невозможно освободить от наказания и в момент вынесения приговора. Таким образом, помилование трансформируется из смешанного вида в разновидность освобождения от дальнейшего отбытия наказания. Действительно, чаще всего помилование применяется к лицам, уже осуждённым и отбывающим наказание, в большинстве случаев - при замене смертной казни пожизненным заключением.
    Актом помилования лицо может быть также освобождено от дополнительного наказания, но при условии, что оно еще не исполнено. Поэтому нельзя, например, актом помилования вернуть воинское или почетное звание, которых лицо было лишено по приговору суда, поскольку помилование не является реабилитацией лица, оно не устраняет факта совершенного преступления, а представляет собой лишь проявление гуманизма в отношении осужденного лица.
    В соответствии с Договором Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ», органы государственной власти РТ осуществляют помилование лиц, осужденных судами Республики Татарстан. Конституция Республики Татарстан относит «помилование лиц, осужденных судами РТ» к полномочиям президента [9 – Стр. 206]. Таким образом, помимо президента Российской Федерации, полномочиями в области помилования, с ограничениями обладает и президент Республики Татарстан.
    Таким образом, амнистия и помилование выступают одним из ярких проявлений гуманизма и великодушия со стороны российского государства к лицам, совершившим преступление. Их применение не колеблет обоснованность приговоров судов.
    Амнистия и помилование, в отличие от других видов освобождения от наказания, должны рассматриваться в качестве исключительных оснований освобождения лиц, совершивших преступления, от уголовно-правовых обременений. Необоснованно широкое их применение может подорвать стабильность приговоров судов и войти в противоречие с требованиями неотвратимости ответственности и наказания и восстановления социальной справедливости.
     
    2.2. Рассмотрение ходатайств о помиловании
    Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», на территориях субъектов Российской Федерации образованы комиссии по вопросам помилования [4]. Состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят не менее 11 человек. Членами комиссии могут быть граждане российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Причем не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах. Этим же Указом упраздняется Комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации.
    Ходатайство о помиловании направляется Президенту Российской Федерации в письменной форме. Оно регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи.
    Ходатайство о помиловании направляется администрацией учреждения в территориальный орган Министерства юстиции РФ в субъекте РФ не позднее чем через 20 дней со дня его подачи [9 – Стр. 241].
    Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган юстиции под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.
    Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя.
    Территориальный орган юстиции не позднее чем через 7 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию.
    Министерство юстиции Российской Федерации ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца, представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения по ходатайствам о помиловании, поступившим в территориальные органы юстиции и направленным в соответствующие комиссии.
    Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) [7 – Стр. 276].
    Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего судом наказание и имеющего неснятую судимость.
    Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации  к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Следует сказать, что опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.
    При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:
    1. характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
    2. поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
    3. срок отбытого (исполненного) наказания;
    4. совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
    5. применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
    6. возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
    7. данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
    8. другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства [12 – Стр. 65].
    Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение 2 дней после  его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган Министерства юстиции, администрацию учреждения.
    Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации либо по его поручению председателем комиссии. При отклонении ходатайства о помиловании повторное рассмотрение его допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.
    Глава 3.  Различия помилования и амнистии  
    Амнистия и помилование имею между собой некие сходства и различия. В связи с рассмотрением понятия и признаков амнистии и помилования, можно обозначить как сходства, так различия между ними.
    Общим между амнистией и помилованием являются следующие аспекты:
    Во-первых, оба этих института применяются с целью смягчения участи лиц совершивших преступления. А во-вторых, и помилование, и амнистия являются актами разового характера. Они касаются лиц совершивших преступления до издания актов помилования или амнистии.
    Различиями между амнистией и помилованием являются:
    1.Помилование не носит нормативного характера, а представляет собой акт применения права в конкретном случае.
    2.Помилование осуществляется в отношении определённого лица, тогда как амнистия распространяется на неопределённое количество лиц.
    3.Акт о помиловании является юридическим основанием для освобождения лица от наказания, тогда как для применения амнистии необходим акт соответствующего органа, на который возложена обязанность по реализации амнистии.
    4.Ходатайство о помиловании всегда исходит от самого осуждённого, его родственников, наблюдательных комиссий, администрации исправительно-трудового учреждения (ИТУ). В тех случаях, когда помилование осуществляется в отношении иностранных граждан, ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства. Акты же амнистии всегда издаются по инициативе органов власти, правомочных на их издание.
    5.Помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии - это достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов: следствия, дознания, суда, прокуратуры, органов, ведающих исполнением приговора (обычно амнистия подлежит исполнению в течение шести месяцев).
    6.Реализуя амнистию, соответствующие органы лишь в некоторой степени учитывают поведение осуждённого, например, она не применяется к злостным нарушителям режима, тогда как помилование полностью зависит от поведения осуждённого в местах лишения свободы.
    Заключение   Итак, в данной работе были рассмотрены институт амнистии и помилования. Какие же можно сделать выводы? Среди актуальных проблем, возникающих в процессе борьбы с преступностью, первостепенное значение имеет решение вопроса об эффектив­ности уголовно-правовых мер борьбы с преступностью и мер общественного воздействия к лицам, совершившим преступления. Эффективность указанные мер является мерами правильности уголовной практики, а следовательно, и основой для дальнейшего совершенствования законодательства и практики его применения.
    В какой же мере может и должен использоваться этот критерий для суждения об эффективности мер общественного воздействия, применяемых взамен уголовной ответственности и наказания?
    Необходимо подчеркнуть, что ответ на этот вопрос непосредственно связан с уяснением целей мер общественного воздействия, ибо в любом случае «правильное определение цели - важнейшие условия обеспечения эффектив­ности правового регулирования».
    В отличие от наказания цели применения мер общественного действия, в том числе амнистии и помилования законом не установлены. Эти цели должны определяться исхода из основания применения мер общественного воздействия, которое сформулировано зако­ном.
    В случае освобождения лица от уголовной ответственности в связи с применением к нему мер общественного воздействия совершенное им деяния признается преступлением, а лицо - виновным в его совершении. Поэтому применение меры общественного воздействия должно прежде всего привести к тому результату, который ожидается от частно-предупредительного воздей­ствия наказания. Иначе говоря, поскольку меры общественного воздействия применяются взамен уголовной ответственности и наказания за совершенные преступления, и эти меры являются, таким образом, формами борьбы с пре­ступностью.
    Уголовная ответственность может не наступить при условии, что до­стижение цели исправления того или иного конкретного лица можно добиться не наказанием, а мерами общественного воздействия.
    В настоящий период, когда малозначительные и не представляющие общественной опасности преступления составляют около 1/5 всех совер­шаемых в государстве преступления, практика освобождения от уголовной от­ветственности в связи с применением мер общественного воздействия, в том числе амнистии и помилования  или принудительных мер воспитательного характера получила широкое распро­странение и ей отводится значительная роль в борьбе с преступностью.
    Свыше 1/3 всех несовершеннолетних, изобличенные в совершения пре­ступлении, освобождаются от уголовной ответственности в связи с применени­ем принудительных мер воспитательного характера (т.е. дела или материалы на них передаются на рассмотрения комиссий по делам несовершеннолетних).
    Согласно результатам выборочных исследований, проводившихся Все­союзным институтом по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности и другими научными учреждениями страны подавляющее боль­шинство лиц, освобождаемых от уголовной ответственности в связи с приме­нением мер общественного воздействия или принудительных мер воспитатель­ного характера, не совершают впоследствии новых преступлений или иных ан­тиобщественных проступков.
     
     
     
    Список использованной литературы   І. Нормативно-правовые  материалы:
     
    1.   Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. //Российская газета.-1993. - 25 декабря. - № 237.
    2.   Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание Законодательства РФ.-1996.-№ 25.-Ст.2954; 2003.- № 50.-Ст. 4848.
    3.   Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. – 2001. - № 52 (ч. 1). – Ст. 4921.
    4.   Указ Президента РФ «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» от 28.12.2001 № 1500 в ред. от 31.12.2001 // СЗ РФ. – 2001. - №53. Ч. II. – Ст. 5149.
     
    ІІ. Специальная литература:
     
    5.   Уголовное право России. Общая часть: Учебник для ВУЗов. 2-е изд., перераб. и доп. / Под.ред. проф.Кругликова Л.Л.. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
    6.   Комментарий к Уголовному Кодексу РФ / Под общ. ред. д.ю.н. В.М. Лебедева. – М.: Издательство НОРМА, 2002.
    7.   Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.
    8.   Уголовное право РФ. Общая часть: Учебник / Под ред. проф. Б.В. Здравомыслова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1999.
    9.   Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов. / Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова. – М.: Издательская группа Норма-Инфра-М, 1998.
    10. Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. И.Я. Козаченко. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004.
    11. Спицын В.И. К вопросу о помиловании // Современное право. – 2002. - № 12. – С.39-42.
    12. Сотников С. Амнистия в современном российском праве // Уголовное право. – 2004. – № 2. – С. 64-66.
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Амнистия и помилование ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.