Полный текст:
Оглавление
Введение. 3
Строительные конструкции и формы Древнего Египта. 4
Храмы. Большой храм Амона в Фивах. 5
Гробницы и пирамиды Древнего Египта. 6
Развитие древнеегипетского градостроительства. 8
Заключение. 11
Литература. 12
Введение
Строительство относится к одному из древних видов человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.
Строительные конструкции и формы Древнего Египта
В плодородной, очень длинной и узкой долине Нила, с обеих сторон окруженной пустыней, развивалась цивилизация, относящаяся к наиболее значительным и своеобразным культурам древнего мира. История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий — с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Многие из них остаются непревзойденными образцами высочайшего мастерства и творческого вдохновения.
Независимо друг от друга племена Нижнего и Верхнего Египта создают основы своеобразной архитектуры. Ее развитие иногда делят на несколько больших временных периодов.
Предполагается, что в доисторический период (до 3200 г. до н. э.) строились укрепленные поселения с жилыми домами из недолговечных материалов и возводились надгробные архитектурные сооружения.
В период Древнего царства, приблизительно в 2700—2200 гг. до н. э., начинается строительство монументальных храмовых сооружений.
В период Среднего царства (2200—1500 гг. до н. э.), когда столицей был город Фивы, появляются полупещерные храмы.
В период Нового царства (1500—1100 гг. до н. э.) создаются выдающиеся храмовые сооружения в Карнаке и Луксоре. В поздний период в архитектуру Египта начинают проникать чужеродные элементы.
Основной строительный материал в Египте — камень. Египтяне были мастерами его добычи и обработки. Они высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца — великого Ра, а также огромные столбы и колонны высотой с трех- и пятиэтажный дом. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.
Вес тяжелых балок перекрытия несли стены, пилоны и колонны. Египтяне не использовали сводов, хотя и знали эту конструкцию. На балки укладывали каменные плиты перекрытия. Опоры были самые разнообразные; иногда это монолитные каменные столбы простого квадратного сечения, в других случаях — колонны, состоявшие из базы, ствола и капители. Простые стволы имели квадратное сечение, более сложные представляли собой многогранники и часто изображали связки стеблей папируса. Стволы иногда имели каннелюры (вертикальные желобки).
Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы. В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор.
Храмы. Большой храм Амона в Фивах
Наряду с храмовыми сооружениями, возводимыми на поверхности земли, в отвесных скалах вырубались пещерные храмы с богатым архитектурным внутренним убранством. Симметричность композиции сооружений — своего рода закон для архитектурного творчества египтян. Она подчеркивалась и преувеличенным масштабом, и организацией подхода к сооружению по его оси. Главные фасады храмов имели наклонные стены, что, видимо, является отзвуком более ранних глинобитных построек. За фасадным пилоном открывался перистиль — квадратный двор, обрамленный массивными близко поставленными колоннами. Доступ во двор был открыт всем. Потом следовал гипостиль — колонный зал, освещавшийся сверху через просветы между уровнями перекрытия различных частей зала. К нему примыкали другие, меньшие по площади и высоте помещения, считавшиеся святилищами; чем дальше они располагались от входа, тем все более ограниченному кругу жрецов были доступны. Вся продольная композиция симметрична относительно главной оси. Последовательное чередование различных пространств, сгущение мрака, огромность колонн должны были подчеркивать могущество богов и оказывать на входящего сильное эмоциональное воздействие.
К наиболее крупным и значительным культовым комплексам относят большой храм Амона в Фивах (в настоящее время деревни Карнак и Луксор), в Эдфу и на острове Филе. Кроме подобных сооружений в верхнем течении Нила, например в Абу-Симбеле, пещерные храмы вырубали в монолитной скале. На внешней стороне скалы фасад — это только гигантские скульптуры, а в глубину тянется анфилада помещений, оформленных скульптурами, рельефами и многоцветными росписями.
Со временем право быть столицей отвоевал у Мемфиса город Фивы, расположенный в Верхнем Египте. Здесь, над восточным берегом Нила, поднялись два грандиозных храма бога солнца Амона-Ра—Карнакский и Луксорский. Лучшие зодчие страны работали над их созданием. Один из архитекторов, Инени, имел полное право сказать: «То, что мне было суждено сотворить, было велико... Я искал для потомков, это было мастерством моего сердца...»
Луксор — современное название Фив. Сейчас это тихий городок, осененный славой памятников искусства, даже в развалинах поражающих красотой, величием, монументальностью.
Гробницы и пирамиды Древнего Египта
Древние египтяне полагали, что человека после смерти ждет загробная жизнь. Для того чтобы она была благополучной, следовало неукоснительно соблюдать ряд условий. Древние египтяне верили, что душа человека (ка) после смерти продолжает жить только в том случае, если тело (ба) останется в сохранности. Поэтому так важно было обязательно сохранить мумию. Для простых людей строят простые гробницы, для знати — мастабы, а для фараонов даже еще при их жизни — огромные пирамиды с маленькими труднодоступными камерами, куда помещался саркофаг с мумией и все, что нужно для «вечной» жизни.
Для «ба» необходимо жилище — гробница. Она неприкосновенна: каждого, кто причинит ей вред, ждет проклятие умершего и кара богов. Чтобы умерший ни в чем не нуждался в загробной жизни, стены гробницы покрывались многочисленными рельефами и росписями. Их задача — заменить для «ка» то, что окружало человека на земле.
Иногда сооружались вырубленные в скале гробницы с фасадом в виде рельефа на поверхности скалы, напоминающие своим внутренним убранством жилые помещения, в других случаях — мастабы и пирамиды, которые возводились в виде каменной гробницы над подземными глубиной до 30 м погребальными помещениями.
Мастаба (по-арабски — скамья) имела, как правило, форму усеченной пирамиды. Мастабы, возводимые чаще всего недалеко от пирамид, располагались правильными рядами и были ориентированы, подобно самим пирамидам, по странам света, образуя «города мертвых». Первоначально пирамиды, по-видимому, возникали в результате ступенчатой подстройки мастабы. Так возникло около 2800 г. до н. э. одно из древнейших на свете монументальных сооружений из камня— ступенчатая пирамида Джосера в Саккара высотой 60 м. В плане это прямоугольник со сторонами 107 и 116 м. Позднее пирамиды имели в основании квадрат.
Пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина — жилища, предназначенные для посмертной жизни владык. К наиболее известным из нескольких десятков сохранившихся до настоящего времени пирамид, расположенных между Каиром и Фаюмом в полосе длиной около 60 км, относятся пирамиды, построенные в третьем тысячелетии до н. э. в Гизе.
Самая большая (площадью 52900 кв. м) и наиболее старая из них пирамида Хеопса в 1,5 раза выше, чем, например, собор св. Вита в Праге. Она возведена из множества каменных блоков весом до 2,5 т. Всего для ее строительства потребовалось более 2,5 млн. куб. м камня. Снаружи пирамиды облицовывали тщательно обработанными каменными плитами, которые в незначительном количестве сохранились на вершине пирамиды Хефрена. Гробницу Хеопса построил архитектор Хемиун в XXVII в. до н. э. близ Мемфиса, первой столицы Древнего Египта. Стремясь выразить идею исключительности фараона, незыблемости его власти, принадлежности к рангу богов, безусловных и абсолютных повелителей человека, Хемиун выбрал такое место для постройки, чтобы она была заметна отовсюду. Сто тысяч человек строили ее в течение 20 лет: выламывали каменные глыбы, обтесывали их, с помощью канатов тащили к месту строительства.
Хемиун, прекрасно знавший математику, астрономию и другие точные науки, нашел единственно верные пропорции пирамиды. Представьте себе ее более узкой у основания — она станет казаться выше, но потеряет устойчивость; при более широком основании пропадет ощущение величия, устремленности вверх. Таким образом, геометрия оказалась совсем не чуждой искусству.
Наиболее поздней из комплекса пирамид в Гизе и самой маленькой является пирамида Микерина, когда-то облицованная полированным гранитом. Огромные пирамидальные сооружения — не здания, а монументы с погребальными склепами и давно разграбленными сокровищницами внутри.
Развитие древнеегипетского градостроительства
Города появляются в Египте уже в четвертом тысячелетии до н. э. как поселения ремесленников и торговцев. По сохранившимся развалинам двух городов — Ахетатона — столицы фараона Аменхотепа IV (второе тысячелетие до н. э.) и Кахуна — видно, что их строили на основе единого плана.
Поскольку Египет был защищен с востока сплошной цепью укреплений, а с запада — непроходимой Ливийской пустыней, города страны обносились стенами только в периоды междоусобиц. Судя по ряду древних изображений, города имели регулярную планировку уже в конце IV тысячелетия до н. э. Раскопки в египетских городах чрезвычайно затруднены, потому что над ними слой за слоем лежат остатки более поздних поселений, а на них, в свою очередь, — стены ныне живущих городов и крупных поселков.
Кахун, построенный как временное жилище строителей пирамиды, имеет прямоугольную систему улиц с однотипными в плане домами. Кварталы, где жили инженеры, врачи, офицеры, охрана, были застроены домами, имевшими также однотипную, но более богатую планировку. Город был укреплен и имел канализацию. Для строительства жилых домов наиболее часто использовался кроме обожженного кирпича сырцовый, получаемый из смеси нильского ила и соломы.
Этот материал недолговечен, поэтому так мало жилых построек древности сохранилось хотя бы в руинах до наших дней. Вследствие этого развитие архитектуры приходится показывать прежде всего на примерах храмов, дворцов, крепостей и плотин, которые возводились из камня. Из древнеегипетских инженерных сооружений до настоящего времени сохранилась плотина из камня, удерживающая воду крупного водохранилища у сирийского города Хомс. Столица Эхнатона Ахетатон (Тель-эль Амарна) сохранилась в руинах потому, что фараон-отступник был проклят и все созданное при нем, разграблено и заброшено в песках.
О характере жилища египтян мы знаем немало благодаря изображениям, глиняным моделям и археологическим исследованиям. Во втором тысячелетии до н. э. жилой дом имел в плане правильную прямоугольную форму с длинными коридорами, рядом маленьких комнат и залов с внутренними колоннами.
Наиболее совершенные типы жилья встречаются в Фивах и в Ахетатоне в период Нового царства. В плане жилые дома квадратные или прямоугольные. Рядом с низкими одноэтажными строят дома в несколько этажей с внутренней лестницей. Жилые помещения ориентированы на север, навстречу освежающим ветрам и очень часто выходят в сад.
Египтяне возводят и огромные инженерные сооружения. Это прежде всего широкая сеть каналов и водохранилищ, благодаря которым на сравнительно небольшой полоске земли вдоль Нила возникла зона цветущих садов. Египетскими строителями был сооружен также первый канал, соединяющий Красное море с Нилом, а тем самым и со Средиземным морем.
Заключение
Искусство архитектуры – воистину общественное искусство. Даже в наши дни она сложно взаимодействует с историей и непосредственно включается в культуру своего времени. В обществе массового потребления, частного заказа, коммерческой ориентированности строительной деятельности архитектор зачастую весьма ограничен в своих действиях, но за ним всегда остается право выбора языка архитектуры, и во все времена это был сложный поиск пути к архитектуре как к великому искусству и точной науке. Не случайно о великих цивилизациях вспоминают не только по войнам или торговле, но, прежде всего, по памятникам архитектуры, оставленным ею.
Поэтому стоит особо подметить ту важную деталь, что архитектура – это еще и очень точный барометр уровня развития цивилизации, ее истории, культуры и интеллектуального уровня разных народов, поскольку у каждой страны – России, Франции, Германии, Италии, Испании, Греции, Дании, Польши, Украины, Индии, Японии, Китая, Египта – свое лицо, свой национальный колорит, свои традиции и обычаи. Все это так впечатляюще, так ярко и так неповторимо отображается в архитектуре каждой страны, непосредственно в ее собственной истории. Да и сама архитектура – это своеобразная «визитная карточка» города, государства, и эпохи в целом.
Литература
1. Египетские храмы. Жилища таинственных богов. Маргарет Мюррей.
2. Религия древнего Египта. Коростовцев М.А.
3. Египет: храмы, люди и боги. Силиотти А.
4. История архитектуры и строительной техники. Часть 1. Зодчество доиндустриальной эпохи. Т. Г. Маклакова
5. Архитектура. Эмили Коул.