Полный текст:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
1. Определение понятия «брачное объявление» как речевого жанра. 5
2. Жанровые особенности брачного объявления. 9
2.1. Жанровые особенности брачного объявления в печатных изданиях. 9
2.2. Жанровые характеристики брачного объявления в электронной коммуникации. 15
3. Результаты анкетирования студентов ФРЯиЛ КузГПА на тему «брачное объявление» 24
Заключение. 26
Список литературы.. 28
Приложение. 31
Введение
Актуальность. Брачные объявления в последнее время заняли прочное место в системе массовой коммуникации как важное средство гендерного взаимодействия между реальным адресантом и воображаемым адресатом и находятся в поле зрения лингвистов, психологов и социологов. Изучение текстов такого рода выдвигает ряд насущных вопросов в области лингвистики текста, теории речевых актов и когнитивной лингвистики, связанных с языковой и социокультурной спецификой интерпретации концептов «мужчина» и «женщина» в разных лингвокультурных пространствах.
Научное исследование брачных объявлений берет свое начало за рубежом еще в XIX. Российские лингвисты к брачным объявлениям обратились относительно недавно. Исследовались лингвотекстовые особенности объявлений о знакомстве, их культурно-языковые характеристики, функционирующие в брачном объявлении гендерные стереотипы, концептуальное пространство, жанровые характеристики.
Брачное объявление, являясь особым речевым жанром, характеризуются определенными признаками и обладают определенными этнокультурными особенностями, специфическим концептуальным наполнением.
Актуальность исследования определяется необходимостью уточнения жанрообразующих признаков брачных объявлений и их функционирования в классической и современной коммуникации.
В качестве объекта исследования данной курсовой работы выступают тексты брачных объявлений в российских СМИ.
Предмет исследования – жанровые особенности брачных объявлений.
Целью курсовой работы является рассмотрение жанрообразующих признаков брачных объявлений и их функционирования в классической и современной коммуникации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию «брачное объявление» как речевого жанра.
2. Рассмотреть жанровые особенности брачного объявления в печатных изданиях и в электронной коммуникации.
3. Провести анкетирование студентов ФРЯиЛ КузГПА на тему «брачное объявление».
Методы исследования:
1) анализ научной литературы по данной теме;
2) лингвистический анализ объявлений о знакомстве;
3) анкетирование студентов.
Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что данное исследование может явиться продолжением дальнейшего изучения жанрообразующих признаков брачного объявления и его функционированием в современной коммуникации.
Практическая значимость работы заключается в том, что данные исследования можно использовать как теоретический материал на лекциях и уроках по развитию речи.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Определение понятия «брачное объявление» как речевого жанра
Существует множество подходов к определению жанра. Ученым, заложившим основы современного «жанроведения», считается М.М. Бахтин [3].
Согласно М.М. Бахтину, человеческая речь в типичных ситуациях отливается в готовые формы речевых жанров, которые «даны нам почти так же, как родной язык». Речевой жанр понимается как категория, позволяющая связать социальную реальность с реальностью языковой.
По Бахтину, речевые жанры – это широкий спектр разнородных письменных и устных тематически и ситуативно обусловленных «типов высказываний», которые охватывают все сферы человеческой деятельности и частично пересекаются с литературными жанрами, широко рассматриваемыми в теории литературы [3; 159].
Кроме того, различаются жанры «первичные/простые» и «вторичные/сложные». Первичные жанры связаны в «непосредственным речевым общением», они относятся в «бытовой жизни». Вторичные жанры «возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения (преимущественно письменного)» [3; 161].
Развивая идеи М.М. Бахтина, М.Ю. Федосюк считает, что область применения речевых жанров не ограничивается только высказываниями, «удобнее считать, что речевые жанры – это устойчивые, тематические, композиционные и стилистические типы не высказываний, а текстов» [20; 67].
В работах других исследователей, жанр определяется как «вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей» [19; 11], «стандартная форма передачи типизируемого содержания» [14; 22].
В данной курсовой работе под речевым жанром понимается общепринятый способ языковой коммуникации, исторически и культурно оформленный образец организации текста.
Следует отметить, что социокультурной точки зрения, брачное объявление воплощает фрагменты гендерной картины мира носителей языка и отражает гендерные стереотипы, существующие в обществе [2].
Рогалева О.С рассматривает брачное объявление как текст, для которого характерно развертывание строго определенного состава тематических макроструктур, в границах которых задаются более частные темы (микротемы) [18]. Макроструктура соотносится с понятием субтекста. Под субтекстом понимается «типовая структурно-смысловая единица текста» [1; 82].
Царикевич, Н.В. рассматривает брачное объявление как особую разновидность жанра «рекламное объявление», которая характеризуется четкой композицией текста и ограниченным набором используемых языковых средств [21; 4].
В тексте брачного объявления совмещены две основные функции: информирования (характерна для объявления) и воздействия (характерна для рекламы). Функция информирования проявляется в тексте брачного объявления как сообщение о Субъекте и Объекте, функция воздействия состоит в стремлении адресанта убедить адресата в правдивости и исключительности качеств адресанта. Специфической является третья функция брачного объявления: функция побуждения адресата к вербальному ответу на объявление [21; 6].
Являясь и рекламным текстом, и текстом объявления, брачное объявление тяготеет к тексту рекламному, что четко проявляется на уровне композиции, способствующей выдвижению ценностных параметров коммуникантов и прагматической заданности текста. Композиционными блоками для текста рекламы и текста брачного объявления являются: заголовок или слоган, зачин, информационный блок, эхо-фраза и справочные сведения [21; 7].
В отличие от рекламного текста информационный блок в тексте брачного объявления распадается на два обязательных подблока:
а) самопрезентация адресанта
б) запрос адресата.
Таким образом, композиционная структура текста брачного объявления образована пятью базовыми блоками, выполняющими различные функции:
1. Первым компонентом является заголовок, который позволяет выделить брачное объявление на газетной полосе или в электронных СМИ. Первичная функция заголовка - информирование (здесь и далее сохраняется орфография и пунктуация авторов объявлений):
Красивая девушка желает познакомиться; Жду своего принца.
Некоторые брачные объявления начинаются со слогана. С точки зрения выполняемой функции слоган ориентирован, в первую очередь, на воздействие, а информативная функция либо не репрезентирована, либо уходит на второй план. Воздействие на адресата в слогане осуществляется с помощью апелляции к адресату в форме вопроса, на который адресант сам дает ответ:
Вам некогда знакомиться? Любовь с первого взгляда сэкономит время.
2. Зачин – это первая строка текста брачного объявления. Функцией зачина является возбуждение интереса адресата. Зачин настраивает адресата на получение ожидаемой информации, которая содержится в основной части текста:
ищу подругу, чтобы провести с ней остаток жизни.
3. Информационный блок представляет собой основную часть текста брачного объявления и всегда состоит из двух подблоков, которые выделяет Царикевич Н.В. [21; 7]:
а) самопрезентация адресанта;
б) запрос адресата.
2. Жанровые особенности брачного объявления
2.1. Жанровые особенности брачного объявления в печатных изданиях
Самый известный подход к определению модели речевых жанров – это подход Т.В. Шмелевой. Она выделяет семь признаков речевого жанра [22; 133 - 145]:
? коммуникативную цель,
? образ автора,
? образ адресата,
? образ прошлого,
? образ будущего,
? тип диктумного содержания
? параметр языкового воплощения.
Рассмотрим с помощью модели речевых жанров, предложенной Т.В. Шмелевой специфику жанра брачного объявления в печатных изданиях.
По коммуникативной цели жанр брачного объявления можно определить как информативно-императивный.
С одной стороны, семантика самого слова «объявление» говорит о том, что это жанр, сообщающий адресату какую-то информацию, то есть информативный по своей сути. С другой стороны, жанр имеет скрытый императивный подтекст, так как его можно рассмотреть как выражение желания познакомиться, вступить в брак, как призыв к действию, к тому, чтобы люди откликнулись на объявление. Иногда этот призыв даже эксплицитно выражен императивом, например:
СОС! Не с кем встретить Новый год! Дед Морозы, если вам от 20, откликнитесь, не дайте умереть со скуки двум обаятельным Снегуркам!.
Такие признаки, как образ автора, образ адресата и образ будущего также являются релевантными для речевого жанра брачного объявления и чаще всего выражаются эксплицитно. Например:
Симпатичный, в меру упитанный Карлсон познакомится с Малышкой от 16 до 18 лет, чтобы вместе полазить по крышам, а, может, и не полазить, и не по крышам.
Здесь можно очень легко вычленить эти признаки:
образ автора – симпатичный, в меру упитанный Карлсон;
образ адресата – с Малышкой от 16 до 18 лет;
образ будущего – чтобы вместе полазить по крышам, а, может, и не полазить, и не по крышам.
Образ прошлого – нерелевантный признак для речевого жанра брачного объявления, так как в большинстве текстов он отсутствует.
Следующий параметр – тип диктумного содержания – релевантен для данного жанра, причем по смысловому наполнению он пересекается с образом адресата и образом будущего.
Параметр языкового воплощения (или стиль – в трактовке М.М. Бахтина [3].) – релевантный признак речевого жанра брачных объявлений, так как определенная структура предложений, лексический состав текста и сходство с публицистическими текстовыми материалами (выделяемые Ю.Ю. Бровкиной [4]), безусловно, характерны для жанра брачного объявления, являясь составными частями такого параметра, как стиль.
Такой признак, как структура предложений, реализуется в том, что жанру брачного объявления свойствен характерный синтаксис. Очень часто встречаются неполные предложения, назывные и определенно-личные. Для этого жанра характерно также наличие перечислительных рядов, цепочек эпитетов. Например:
3. Результаты анкетирования студентов ФРЯиЛ КузГПА на тему «брачное объявление»
С целью более подробного изучения с речевым жанром брачного объявления нами было проведено анкетирование среди студентов ФРЯиЛ КузГПА. Всего было опрошено 10 студентов.
Анкета состояла из пяти вопросов:
1. Брачное объявление - это
2. Составляли ли вы когда-либо брачное объявление или объявление о знакомстве и где его размещали? (Да. Нет. В печатных СМИ. В Интернете)
3. Как бы вы описали себя, если бы составляли брачное объявление?
4. Какие бы требования вы выдвинули к предполагаемому партнеру?
5. Какое бы брачное объявление привлекло бы ваше внимание?
В анкете мы также попросили студентов указать их возраст и пол. Все опрошенные оказались женского пола.
На первый вопрос «Брачное объявление - это» мы получили следующие ответы:
Брачное объявление - это самореклама человека, который стремится жениться или выйти замуж
Брачное объявление - это речевой жанр, целевая установка которого заключается в самопрезентации себя предполагаемому партнеру
Брачное объявление - это объявление о знакомстве с целью найти свою вторую половинку
Брачное объявление - это возможность познакомится
На второй вопрос «Составляли ли вы когда-либо брачное объявление или объявление о знакомстве и где его размещали? (Да. Нет. В печатных СМИ. В Интернете)» мы получили следующие ответы: 60 % опрошенных составляли объявления о знакомстве и Интернете.
На третий вопрос: «Как бы вы описали себя, если бы составляли брачное объявление?» мы выявили, что большинство опрошенных употребляют следующий набор самохарактеристик: стройная, приятной полноты, образованная, без вредных привычек, добрая, красивая и др. При этом, на первое место при создании автопортретов большинство (90 %) студенток ставят физические данные, и только потом морально-этические.
Образ предполагаемого партнера студентки выстраивают в соответствии со своими личностными представлениями об идеальном мужчине, который включает в себя следующие стереотипные смыслы: «порядочность», «обеспеченность», «отсутствие вредных привычек» и т.д. При этом материальное благосостояние находится на первом месте у 50 % опрошенных. Также придается значение внешним данным: в анкетах 40 % опрошенных отмечается такое требование к предполагаемому партнеру, как спортивное телосложение
На пятый вопрос «Какое бы брачное объявление привлекло бы ваше внимание?» мы получили следующие ответы: 70 % опрошенных отмечают, что объявление должно быть «необычным», «не похожим на другие», однако не уточняют в чем именно объявление о знакомстве должно быть необычным. 10 % опрошенных отметили, что «в объявлении не хотели бы видеть завышенных требований к девушке».
Таким образом, результаты анкетирования показали, что жанр «брачного объявления» является актуальным среди студенток ФРЯиЛ. При этом мы отметили, что в газеты объявления никто не помещает. Основным каналом размещения объявлений о знакомстве является Интернет или телефон.
Заключение
Брачное объявление представляет собой особую разновидность жанра «рекламное объявление»
Брачное объявление как законченное речевое сообщение имеет информативно-смысловую и прагматическую сущность, поэтому оно всегда ориентировано «на другого». Коммуникативная структура брачного объявления предполагает наличие двух субъектов – адресанта и адресата, а также двух объектов сообщения на том основании, что объявление содержит автопортрет и портрет идеального партнера.
Адресант в брачном объявлении является самопризентируемым и присутствует в тексте в модусе оценки, в то время как адресат - в модусе долженствования. Оценивая себя, адресант считает необходимым сообщить о своем социальном статусе (вдова, пенсионер, бизнесмен, студентка и т.д.), указать на свои физические характеристики (спортивное телосложение, стройная, приятной полноты и т.д.), дать представление о своих морально-этических характеристиках (добрый, порядочный, уравновешенный, скромный и т.д.). При этом он выдвигает определенные требования к личности партнера (партнер должен быть…). В частности, ему также важны морально - этические принципы, физические характеристики, национальная принадлежность, а также социальный статус партнера.
Брачное объявление имеет определенную интенциональную установку, а именно, адресант стремится оказать соответствующее воздействие на адресата и получить как можно больше откликов на свое сообщение. Поэтому в брачных объявлениях применяются разнообразные способы языкового манипулирования. Во-первых, это использование изобразительных средств с целью создания образа адресанта и адресата. Во-вторых, апеллирование к прецедентным текстам, что придает особый колорит брачному объявлению. В-третьих, использование синтаксических средств. Основу текста составляет простое предложение. В основном в текстах брачных объявлений используются определенно-личные предложения и номинативные предложения.
Важное значение имеют возрастные и гендерные факторы. Гендерная информация - это информация об эталонах (социальных, поведенческих и пр.), свойственных полу как социальному явлению, она может быть описана с помощью термина гендерные стереотипы. Например, образ идеального мужчины включает в себя следующие стереотипные смыслы: «порядочность», «обеспеченность», «отсутствие вредных привычек» и т.д.; образ идеальной женщины – «красота», «стройность», «отсутствие вредных привычек» и т.д.
Таким образом, речевой жанр брачных объявлений обладает довольно большим количеством релевантных признаков, характеризующих этот жанр в разных аспектах. Следовательно, жанр брачных объявлений о знакомстве является довольно сложным, многоаспектным и требует дальнейшего подробного и многостороннего изучения.
Список литературы
1. Баженова, Е.А. Научный текст в аспекте политекстуальности [Текст] / Е.А. Баженова. - Пермь, 2001.
2. Базылев, В.Н. Брачное объявление: опыт интроспективного анализа [Текст] / В.Н. Базылев // Гендер как интрига познания. Сб. статей. - М: Рудомино, 2000
3. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров [Текст] / М.М. Бахтин // Собр. соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1996.
4. Бровкина, Ю.Ю. К проблеме дифференциации жанров печатной рекламы [Текст] / Ю.Ю. Бровкина // Лингвокультурологические проблемы толерантности: Тез. докл. междунар. конф., Екатеринбург, 24-26 октября 2001 г. – Екатеринбург: УрГУ, 2001.
5. Вакуров, В.Н., Кохтев, Н.Н., Солганик, Г.Я. Стилистика газетных жанров [Текст] / В.Н. Вакуров, Н.Н. Кохтев, Г.Я. Солганик. - М., 1978.
6. Вежбицкая, А. Речевые жанры [Текст] / А. Вежбицкая // Жанры речи. Саратов, 1997.
7. Владимирова, Г.В. Мы выбираем – нас выбирают … [Текст] / Г.В. Владимирова // Рекламное измерение. - 1996, №№ 6 (23), 10 (27), 11 (28).
8. Гагарская, Е.А. Модель речевого жанра объявления о знакомстве [Текст] / Е.А. Гагарская // Речевое общение (Теоретические и прикладные аспекты речевого общения). Специализированный вестник. - Красноярск: КГУ, 2006, Выпуск 5-6 (13-14) - с. 164-168.
9. Гайда, С. Жанры разговорных высказываний [Текст] / С. Гайда // Жанры речи: Сборник научных статей. – Саратов: Изд-во Гос-УНЦ «Колледж», 1999.
10. Галичкина, Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках [Текст]: Дис … канд. филол. наук. / Е.Н. Галичкина. - Астрахань, 2001.
Приложение
А Н К Е Т А
Возраст _________
Пол _________
1. Брачное объявление - это __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Составляли ли вы когда-либо брачное объявление или объявление о знакомстве и где его размещали?
Да _______
Нет _________
В печатных СМИ __________
В Интернете _________
3. Как бы вы описали себя, если бы составляли брачное объявление?________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие бы требования вы выдвинули к предполагаемому партнеру? _______
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какое бы брачное объявление привлекло бы ваше внимание? ___________
____________________________________________________________________________________________________________________________________