Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ В СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ В СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Когда добавили:
    09.09.2010 11:00:57
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
    ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ В СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ»
     
      ОГЛАВЛЕНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ. 3
    1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 6
    1.1 ВЛИЯНИЕ ХОККЕЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.. 6
    1.2 ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.. 10
    1.3 ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.. 12
    1.4 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.. 14
    1.5 ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.. 18
    1.6 ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.. 20
    2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 23
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
    ЛИТЕРАТУРА.. 26
    Приложение 1 Мониторинг результатов обучения ребенка. 27
    Приложение 2 Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе. 30
     
    ВВЕДЕНИЕ Дополнительное образование сегодня – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании и профильной ориентации. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интерес, интеллект и т.д.
    Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, помогает подросткам в профессиональном самоопределении, способствует реализации сил и знаний, которые дети получают в школе. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе и имеют возможность полноценной организации свободного времени: если ребенок полноценно  живет, социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем.
    Таким образом, современная система дополнительного образования вобрала в себя то, что было наработано за долгие годы во внешкольной воспитательной работе: от организации кружковых занятий по интересам до работы многопрофильного учреждения.
    Разнообразию содержания дополнительного образования отвечает живое разнообразие форм и методов педагогической деятельности. С точки зрения принципа саморазвития методы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на продуктивные, а формы обучения – с фронтальных на индивидуальные и групповые, в том числе разновозрастные. Широко используются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей. При этом  на первый взгляд может показаться, что в сфере дополнительного образования детей все осталось по-прежнему, лишь добавились новые формы работы, но в действительности же образование сегодня ставит во главу угла личность ребенка и активно ведет поиски социально-психологических ресурсов по ее развитию.
    Принципиальная педагогическая установка учреждения дополнительного образования детей – такое воспитание и обучение ребенка, при котором учебный предмет не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самовыражению и самореализации.
    Отсутствие единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего среднего образования принято соотносить достигнутый «уровень обученности», существенно осложняет определение результативности обучения  детей по дополнительным образовательным программам, что в свою очередь затрудняет процесс повышения качества образования. Одна из проблем дополнительного образования, над решением которой решил поработать наш коллектив - это выявление результатов образовательной деятельности учащихся.
    Эта проблема определила цель работы, которая заключается в апробации методик по мониторинговым исследованиям индивидуальных результатов образовательной деятельности детей обучающихся в секции хоккея.
    Цель работы будет достигнута посредством решения следующих задач:
    1.   Разработать пакет диагностических методик.
    2.   Отработать на практике технологию определения учебных результатов
    3.   Отработать на практике технологию развития личностных качеств.
    4.   Создать банк данных для информационного обеспечения управления образовательным процессом спортивной школы.
    Положительный результат деятельности определен следующей гипотезой: если организовать работу инновационных площадок на базе секции хоккея, то можно провести систематические мониторинговые исследования индивидуальных результатов обучения  детей по дополнительным образовательным программам, в результате чего будет создан механизм диагностики результативности образования учреждения дополнительного образования  в целом.
     
    1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.1   ВЛИЯНИЕ ХОККЕЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Одним из основных направлений деятельности спортивной школы является развитие и становление личности ребенка. По силе воздействия на личность хоккей занимает далеко не последнее место среди видов спорта, культивируемых учреждениями дополнительного образования города. Тренерский коллектив постоянно ведет поиск новых форм и направлений работы, заботясь о своем развитии и стараясь определить перспективы своей деятельности, чтобы в образовательном пространстве города быть конкурентно способным.  Одна из проблем, над решением которой решил поработать наш коллектив - это выявление результатов образовательной деятельности обучающихся.  В  реальной практике дополнительного образования детей оценка образовательной деятельности ребенка обычно осуществляется по учебным (чаще всего предметным) параметрам. При этом о результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. И это вполне понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны. Однако, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материала, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Так же, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую оставляет вне поля зрения область развития личностных качеств ребёнка, которые гораздо сложнее выявить и оценить. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей, причем во всей их полноте, необходимо каждому тренеру. Что обусловлено самой спецификой дополнительного образования детей.
    Специфика занятий хоккеем, прежде всего, способствует формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности в постановке и реализации целей, принятии решений, формировании волевых качеств. На первом этапе  важнейшей задачей общей психологической подготовки является формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, перспективной цели, дисциплины, самооценки, образного мышления, непроизвольного внимания, психосенсорных процессов. Основной задачей психологической подготовки на втором  этапе  является формирование спортивной мотивации, уверенности в достижении цели, настойчивости, самостоятельности, эмоциональной устойчивости. Основными показателями выполнения программных требований на первом этапе  подготовки является положительная динамика в состоянии здоровья учащихся и развития физических качеств, наличие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом. На втором этапе – выполнение контрольных испытаний по общей и специальной физической подготовке, а также самореализация личности каждого ребенка.
    В дополнительном образовании детское объединение создается добровольно со стороны педагога и детей. Эта особенность придает личностную направленность деятельности тренера-преподавателя, что выражается в ее многофункциональности, возможности творчества, инновационности, в особой позиции тренера – участника жизнедеятельности детского сообщества. Определяющими являются педагогические функции, востребованность которых проявляется на самых первых шагах создания объединения (привлечение внимания конкретной группы детей к предлагаемым занятиям, пробуждение первого личного интереса; создание атмосферы делового общения, позитивных отношений, доброжелательности, взаимопомощи детей; продумывание образцов личного примера тренера; создание системы поддержки первых успехов; понимание специфики возраста детей; организация коллективно-групповой и индивидуальной работы и т.д.).
    В работе с учащимися на передний план выступает задача, которая должна быть  приоритетной в перечне других наиважнейших задач,  это - воспитание личности.  Необходимо  уже на начальном периоде обучения  уделять пристальное внимание воспитательной работе, как мощному средству становления и развития личности детей. Возрастание роли физической культуры как средства воспитания  детей также обусловливает  повышение требований к воспитательной работе с детьми и  подростками. При этом важным условием успешной работы  является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности учащихся - итог комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, школы, коллектива педагогов, тренеров. Главной задачей в занятиях с учащимися  является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании  играет непосредственно физкультурно-спортивная деятельность, которая предоставляет большие возможности для воспитания этих качеств.
    Процесс воспитания направлен на:
    - целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, развития личности;
    - формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;
    - приобщение учащихся к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства, физической культуры и спорта;
    - воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
    - развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
    - организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей  формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;
    - развитие важнейшей социальной функции личности- общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.
     
    1.2 ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В процессе работы над определением  критериев, которые в дальнейшем помогут создать механизм отслеживания динамики индивидуального развития в секции хоккея с мячом,  фиксируется  уровень теоретической и практической  подготовки ребёнка в начале обучения,  и анализируется причина изменения этого уровня к окончанию обучения. Так же большое внимание уделяется динамике развития общеучебных умений и навыков ребёнка в процессе занятий в учреждении дополнительного образования.
      В процессе работы будут отбираться те критерии, которые в дальнейшем помогут нам создать механизм отслеживания динамики индивидуального развития в секции хоккея с шайбой.
      Диагностическим инструментарием при дальнейшем отслеживании текущих результатов обучения будут тесты, анкеты, выполнение спортивных нормативов. Будет  отслеживаться уровень теоретической, практической  подготовки ребёнка на начало обучения, и изменение этого уровня к окончанию обучения. Так же, динамика изменений общеучебных умений и навыков ребёнка в процессе занятий в учреждении дополнительного образования. Информация, полученная в ходе мониторинга, позволит тренеру - преподавателю своевременно корректировать свою деятельность, что должно отразиться на предметных достижениях обучающихся и качестве образования. Планируется, большое внимание уделить исследованию изменений в области познавательной, эмоциональной сферы и  психологических качеств личности ребёнка происходящих под воздействием обучения в спортивной школе.
    При подготовке работы были использованы результаты изучения различных научных методов проведения исследований и организации инновационных площадок. Из всего многообразия более подходящими были определены:  методы наблюдения, изучения результатов деятельности, тестирования, мониторинг. Результат фиксируется в индивидуальных карточках учёта результатов обучения по дополнительной образовательной программе.
    Для грамотной интерпретации результатов надо хорошо знать особенности развития ребенка в каждом конкретном временном отрезке.
    12-13 лет - Время проявления обучающимися повышенной внешней активности, проявление ощущения необходимости интеллектуального обеспечения своей деятельности. Почти полное неприятие монотонных видов работы. Особенно важно  вводить относительно краткосрочные (интенсивные) виды деятельности, дающие немедленный результат. Велика роль групповых  проектов, организуемых в секции, в направлении, в учреждении. Велико значение и воспитательных форм работы.
    13-14 лет - Период наибольшей социальной активности в рамках основной школы.  Необходимо организовывать  крупные проекты яркой социальной направленности;  целенаправленно развивать интеллектуальный  потенциал  ребенка, активное освоение им предметных и надпредметных компетентностей; развивать навык самоанализа.
    15-16 лет - Повышается уровень тревожности детей в связи с необходимостью  определяться после школы.  Необходимо дать выход их возросшей социальной активности, поставив их в положение организаторов и координаторов ключевых творческих дел, дать им почувствовать ответственность за все, что делается в учреждении.  Создать условия для успешного самоопределения относительно путей и способов дальнейшего образования.
    Проведение «проб» и контрольных испытаний позволяет определить положительные и отрицательные стороны нервных процессов будущих хоккеистов, отстающие группы мышц, недостатки в развитии физических качеств, развитие органов чувств, уровень ряда психических качеств.
    Располагая этими данными, тренер может построить тренировочный процесс с их учетом и по-настоящему индивидуализировать его.
     
     
    1.3 ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Для достижения высоких результатов необходима спортивная специализация. Поэтому тренеру важно знать индивидуальные особенности своих подопечных. В то же время наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта может быть достигнут лишь на основе общего подъема функциональных возможностей организма, разностороннего развития физических и духовных способностей. Отсюда следует, что единство общей и специальной подготовки — основная закономерность при построении спортивной тренировки. Нельзя исключить из тренировочного процесса одну из этих сторон без ущерба для достижения высоких спортивных результатов.
    Многолетний тренировочный процесс должен быть непрерывен. Даже относительно небольшой перерыв приводит к снижению уровня физических качеств, вызывает «угасание навыков», необходимых для выполнения наиболее тонких технических приемов. Непрерывность тренировочного процесса ни в коем случае не исключает отдыха. Только при правильном чередовании работы и отдыха можно добиться положительных результатов.
    Учебно-тренировочные нагрузки (под нагрузкой понимается определенная величина воздействия физических упражнений на организм спортсмена) должны увеличиваться, повышаться и усложняться в соответствии с возможностями функционального развития организма. Постепенно возрастают как физические нагрузки, так и требования к технической, тактической и психологической подготовке. Но нагрузки надо увеличивать не только постепенно, но и максимально. Различают две стороны нагрузки — объем и интенсивность. Под объемом нагрузки понимают суммарное количество упражнений и время, затраченное на них; под интенсивностью — напряженность учебно-тренировочной работы и степень ее концентрации во времени при выполнении максимальных нагрузок.
    Функциональные и морфологические изменения, возникающие в организме под воздействием учебно-тренировочной работы, происходят не сразу, поскольку для приспособления организма к новым условиям необходимо определенное время, поэтому нагрузки должны повышаться не прямолинейно, а волнообразно.
    Волнообразный характер тренировочных нагрузок связан с закономерностями спортивной тренировки—с ее направленностью к высшим показателям, постепенным и в то же время максимальным увеличениям тренировочных требований, непрерывностью и рациональным чередованием нагрузок и отдыха. В разные периоды учебно-тренировочного процесса динамика нагрузок меняется. В тренировочном процессе различают микроциклы (недели, месяцы) и большие циклы (полугодие, год). Малые циклы способствуют созданию оптимальных условий для восстановительных процессов и позволяют чередовать и повторять различные средства тренировки. Большие циклы обусловливаются закономерностями развития спортивной формы, ее приобретением, стабилизацией и временной утратой.
    Задача физической подготовки – расширить дыхательные возможности организма. Развивается общая выносливость, специальные физические качества быстроты, ловкости, силы, а также совершенствуется  развитие ведущих анализаторов: двигательного, зрительного, вестибулярного, осязательного. В предсоревновательном периоде усиливается воздействие, направленное на развитие специальной выносливости. Основной метод занятий при этом – интервальный.
    Физическая нагрузка должна быть индивидуальна. Каждый блок упражнений дает возможность разработать определенную группу мышц, в зависимости от физического состояния подростка ему нужно делать упор на ту или иную группу мышц.
     
    1.4 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Психологическая подготовка спортсмена – сложный  и разносторонний процесс, требующий от тренера большого опыта, глубоких знаний, способности решительно влиять на характер воспитанников. Здесь важно все, особенно личный пример тренера не только в выполнении сложных технических приемов, но и вообще в жизни, в отношении к окружающим.
    Сейчас конкуренция в спорте достигла такого высокого уровня, что для победы требуется максимальное нервное напряжение, мобилизация всех человеческих возможностей. Не случайно в последнее время многие команды по различным видам спорта привлекают к подготовке спортсменов специалистов-психологов.
    Говоря о психологическом состоянии, мы подразумеваем душевные переживания ребенка, его волнения, радость, горе, чувство гнева. Эти эмоции занимают значительное место в жизни человека, характеризуют его реакцию на окружающую действительность, показывают внутреннее состояние, влияют на труд, отдых, здоровье. При эмоциональном подъеме человек иногда совершает действия, которые ему не под силу в обычном состоянии. Чувства человека почти всегда сопровождаются мимикой, жестами, движениями. Любая эмоциональная активность, как правило, сопровождается двигательной — мобилизуются энергетические ресурсы организма: усиленно работает сердце, повышается артериальное давление, в крови увеличивается содержание сахара, учащается дыхание. Все это необходимо для мышечной работы. Эмоции воздействуют на весь организм, могут ослабить тонус мышц, изменить характер нервных импульсов, получаемых мышцами, и тогда движения становятся замедленными, вялыми, поза расслабленной, речь глухой, невыразительной. Причиной отрицательных эмоций у спортсменов могут служить плохая подготовка к соревнованиям, неуверенность в своих силах, травма, боязнь своего соперника, которому ранее проигрывал. И, как следствие, перед выходом на поле безразличное отношение ко всему окружающему, к соревнованиям, к товарищам, к своему противнику. Такое состояние наступает в период нервного переутомления. Это самое опасное состояние для спортсмена — успеха в состязаниях ждать не приходится.
    Положительные эмоции: радость, восторг, жажда добиться победы, отличная физическая, техническая подготовка, опыт спортсмена, знание противника, твердая уверенность в своей силе и другие положительные факторы, окружающие человека, повышают мышечный тонус, увеличивают силу и работоспособность мышц. В этом случае, походка у спортсмена энергичная, движения становятся точными, уверенными, речь выразительной. Выходя в таком состоянии на поле, спортсмен чувствует малейшее движение противника, он сосредоточен и всегда устремлен к достижению победы.
    Несмотря на большую затрату энергии на соревнованиях, спортсмен становится энергичным, жизнерадостным, не чувствует усталости. Однако даже хорошо подготовленная команда, не сумевшая удержать положительные эмоции задолго до схватки, обречена на поражение.
    Развитие волевых качеств, как и развитие любого другого физического качества, ведётся также последовательно и постепенно. Нельзя стать сильным за короткий срок тренировок, нельзя стать вдруг неожиданно смелым, если раньше спортсмен смелостью не отличался. Воспитание устойчивых волевых качеств возможно только тогда, когда спортсмен в жизни и на тренировках постоянно и настойчиво преодолевает стоящие перед ним трудности. Упражнения, технические действия (их проведение), задачи, стоящие перед спортсменом в достижении победы в схватке, являются главными в воспитании волевых качеств. Если эти задачи, в виду их несложности, спортсмен легко преодолевает, то эффект, стимулирующий проявление волевых усилий, будет незначителен. Только то воспитывает и развивает волевые качества, что требует волевых и физических напряжений, а не разговоры о их необходимости. С ростом спортивного мастерства и развитием волевых качеств, необходимо постепенно усложнять задачи, стоящие перед спортсменом.
    Неуверенность в силах не позволяет проявить все свои возможности в схватке и порождает трусость. Поэтому спортсмена надо убеждать в его силе, эффективности его «коронных» приёмов, правильности методики тренировки, а также внушать ему веру в победу.
    Все стороны подготовленности хоккеиста (физическая, техническая, тактическая) и мастерство в целом складываются под влиянием особенностей психики, присущих каждому спортсмену. Эти особенности с самого начала занятий спортом могут проявляться как склонность к коллективизму, естественное желание добиться высокого результата, выступая от имени коллектива. Вместе с тем, у спортсмена могут проявляться склонность к самоутверждению любой ценой, эгоизм, что является большим недостатком в воспитательной работе.
    При занятиях в спортивной школе положительные склонности спортсменов необходимо использовать в целях создания коллектива, в целях формирования хороших традиций. В таких условиях тренеру-преподавателю легче всего способствовать развитию и укреплению положительных качеств  спортсменов и препятствовать зарождению отрицательных.
    Целенаправленность выражается в способности определять ближайшие и перспективные задачи, а также средства и методы их решения. Правильная оценка достигнутых результатов имеет исключительное значение в выполнении намеченных планов и способствует проявлению целеустремленности в дальнейшем.
    Настойчивость и упорство выражаются в стремлении достичь намеченной цели, в умении преодолевать трудности. Наличие у занимающихся таких качеств, как настойчивость и упорство, обнаруживается в стремлении удерживать завоёванные позиции и при необходимости отвоёвывать упущенные. В практике борьбы эти качества проявляются конкретно в тактико-технических действиях и являются очень ценными. Выдержка и самообладание проявляются как способность спокойно реагировать на изменение обстановки, ясно мыслить, одинаково чётко управлять своими чувствами и действиями, как в обычных, так и в неблагоприятных условиях, самокритично относиться к себе, преодолевать растерянность, боязнь, нервное перевозбуждение, умение удержать себя и своих товарищей от ошибочных действий.
    Все волевые качества неразрывно связаны между собой и выражаются в положительном поведении спортсмена. Специальная психологическая подготовка направлена на достижение оптимальной работоспособности спортсмена при выступлении в данном конкретном соревновании. Она, естественно, ограничивается определенными задачами:
    - осознание особенностей, спортивных целей и конкретных условий предстоящего соревнования (времени, места, поля, климатических условий и т.д.) и подготовка к эффективным действиям в этих условиях;
    - осознание сильных и слабых сторон соперников и подготовка к действиям в соответствии с учетом этих особенностей;
    - проверка и доведение до совершенства способности владеть требуемыми двигательными навыками с учетом их психологической структуры;
    - возбуждение активного стремления к победе, формирование уверенности выиграть состязание;
    - развитие самостоятельности в преодолении отрицательных эмоций, нервозности, создания и поддержания бодрого эмоционального состояния;
    - возбуждение готовности к максимальным волевым напряжениям и умение проявить их в любых условиях соревнования.
    Психологическая подготовка спортсмена – очень сложный процесс. Он неотделим от физической подготовки, и требует от тренера и спортсмена активной, сознательной деятельности. Чтобы успешно руководить этим процессом, тренер должен сам хорошо знать закономерности психического развития и индивидуальные особенности своих воспитанников.
    1.5 ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Техническая подготовка  — процесс формирования техники выполнения специальных упражнений, приемов и их различных комбинаций, применяемых в игре. В хоккее много разнообразных технических действий. В совершенстве овладеть всеми действиями или хотя бы большинством из них невозможно. Да и нет в этом необходимости. Из всего технического многообразия следует подобрать для себя несколько наиболее подходящих приёмов и изучить их. Изучение других же приёмов должно проходить постоянно на всём спортивном пути команды. Арсенал приёмов спортсмена должен всё время пополняться. Необходимо, чтобы большинство приёмов спортсмен знал и проводил в не хуже других, но некоторые приёмы выполнял бы как никто другой, в них должна быть сосредоточена вся его физическая, техническая и мо­ральная оригинальность.
    Высшим критерием в определении спортивного мастерства хоккеиста служит его разносторонняя и результативная техническая подготовка. Технически разносторонний спортсмен должен быть вооружён для эффективного нападения и защиты из различных положений.
    Процесс технического совершенствования спортсмена можно условно разделить на два этапа. Первый этап начинается, когда идёт овладение техническими основами школы хоккея с шайбой (обычно это первые годы занятий). Этот этап характерен небольшим количеством соревнований. Продолжительность его зависит от того, насколько успешно идёт усвоение элементов техники. Для физически подготовленных спортсменов этот период менее продолжителен, так как меньше затрачивается времени для ликвидации физических недостатков и развития основных качеств, а больше внимания  уделяется непосредственно технической подготовке. Не следует в период овладения основами техники хоккея с шайбой увлекаться индивидуализацией приёмов. Приёмы должны изучаться в их академической структуре, наиболее целесообразной и простой в любом стиле игры. Чтобы повысить разнообразие и богатство двигательных навыков, разносторонность спортсмена, необходимо в это время постараться овладеть как можно большим количеством приёмов. Такое разнообразие пригодится при переходе к дальнейшему совершенствованию техники. Спортсмену тогда будет легче варьировать в создании своей индивидуальной техники, опираясь на богатый запас двигательных навыков, приобретённых ранее.
    Второй этап начинается после овладения основами «шко­лы». Здесь идёт подбор и совершенствование индивидуальной техники. Наряду с этим постоянно повторяется старая техника, и изучаются новые действия. Изучение новой техники и повторение старой обязательно для всех, независимо от класса и подготовки спортсмена.
    В индивидуальной технике, в первую очередь, совершенствуются те приёмы, к проведению которых спортсмен наиболее приспособлен. Из этих приёмов пополняется арсенал «коронных» приёмов команды. Причём это не значит, что спортсмен всю свою спортивную жизнь будет привязан к определённой группе технических действий. Хоккей развивает физические и психологические качества. И если, в первые годы занятий спортсмен из-за имеющихся физических и морально-волевых недостатков ограничен в выборе технических действий, то в последующем, когда эти недостатки будут ликвидированы, у него появится возможность овладеть теми приёмами, которые раньше были для него непосильными.
     
    1.6 ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Техническое действие успешно выполняется тогда, когда в ходе игры создаётся благоприятная ситуация и когда противник занимает удобное положение для проведения данного приема. Стихийно это возникает редко. А если соперник приблизительно знает, откуда ему ждать опасности, то удобной ситуации он не создаст.
    Тактика — это искусство и одновременно наука. Она представляет собой своеобразный сценарий предстоящих игр и соревнований. От способности спортсмена принимать правильные решения, планировать свои действия в зависимости от складывающейся ситуации зависит в конечном итоге спортивный результат. Чтобы успешно составлять план действий, команде нужны знания и опыт. Каждый спортсмен команды должен уметь оценивать свои возможности и своих противников, иначе не сможет выбрать правильную тактику и реализовать её.
    Задача атакующего состоит в том, чтобы тактическими действиями замаскировать свои намерения, создать благоприятную ситуацию и провести техническое действие неожиданно и с максимальной эффективностью. Вместе с тем, тактическая задача состоит не только в подготовке благоприятных условий и положений для проведения задуманных технических действий.
    Важно разгадать намерения противника, предусмотреть направление и характер готовящейся атаки, ответить на неё вовремя не только защитными действиями, но и контратакой. Во время схватки постоянно меняются положения (позы) спортсменов, их расположение по отношению друг к другу, степень и направление их усилий. Эти факторы в основном характеризуют сложившуюся ситуацию в каждый из моментов схватки.
    Благоприятные условия, возникающие во время атаки противника, можно использовать полноценнее, если проводить контрприем в направлении его усилий. В соревновании неоднократно возникают такие ситуации, когда противник, после неудачной попытки выполнить комбинацию приемов, возвращается в исходное положение. В этот момент он так же, как и в предыдущем случае, занимает неустойчивое положение, раскрывается. Значительное физическое напряжение и психическая мобилизация противника при атаке сменяются его некоторым расслаблением. У него могут возникнуть и психические переживания, связанные с неудавшейся попыткой атаковать. Это также удобный момент для осуществления ответного контрприема.
    Спортсмену и преподавателю при выборе той или иной тактики приходится учитывать постоянно возрастающее количество факторов, из которых складывается ситуация. Поэтому все факторы тактической подготовки спортсмена рассматривать без системы невозможно. Чтобы принять решение необходимо располагать всеми необходимыми сведениями, из которых складывается ситуация. В первую очередь, необходимо оценить её. Совершенно новые почти не встречаются: каждая из них в той или иной степени напоминает одну из ситуаций, знакомых по прошлому опыту.
    После оценки появляется необходимость выбора тактики. При этом учитывается, какое решение было принято в прошлый раз в аналогичной ситуации, и каковы его результаты. В дальнейшем это сводится к применению критериев выбора, а они варьируются в зависимости от того, устраивает ли спортсмена тот результат, который был получен в прошлый раз в данных условиях соревнований, готов ли он пойти на риск или, опасаясь проигрыша, старается не рисковать. Критерии выбора — личное дело каждого спортсмена. Тактические схемы приобретаются в процессе обучения, тренировки и выступлений на соревнованиях.
    Принятие тактического решения можно представить как процесс, состоящий из нескольких частей
    1.   разведка (отбор информации, необходимой для построения модели ситуации);
    2.   оценка ситуации;
    3.   выбор наиболее эффективного варианта тактики в данной ситуации;
    4.   реализация и корректировка тактики в процессе игры — это условное разделение на этапы.
    Ситуация не остаётся постоянной во всех деталях. В соответствии с её изменением тактика постоянно корректируется.
    Разведка. Предварительная разведка проводится до начала соревнования. Задача ее — сбор информации о вероятных противниках и их возможностях, об условиях в которых будут проходить соревнования.
    Оценка ситуации. Полученная информация систематизируется и оценивается, определяется ее важность, влияние на возможный ход игры, при этом необходимо помнить, что любая оценка ситуации требует постоянного пересмотра в связи с появлением новых факторов и непредвиденных обстоятельств. При составлении модели ситуации следует идти от общего к частному. В первую очередь, определяют общие показатели противников, а затем составляют модели ситуаций, которые могут сложиться в борьбе с ними.
    Оценка ситуации, которая может сложиться в игре, начинается с анализа спортивных результатов спортсменов, а затем подробно характеризуются стороны их подготовки: физической, технической, тактической и психологической.
     
    2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  
    В процессе выполнения работы стали отбираться критерии, которые в дальнейшем помогут создать механизм отслеживания динамики индивидуального развития ребенка в секции. Кроме того,  фиксируется  уровень теоретической и практической  подготовки ребёнка в начале обучения, и анализируется причина изменения этого уровня к окончанию обучения. Так же большое внимание уделяется динамике развития общеучебных умений и навыков ребёнка в процессе занятий в учреждении дополнительного образования. Результаты исследований фиксируются в индивидуальных карточках учёта результатов обучения по дополнительной образовательной программе. Диагностическим инструментарием при дальнейшем отслеживании текущих результатов обучения будут  тесты, анкеты, выполнение нормативов по общефизической и специальной физической подготовке. Информация, полученная в ходе мониторинга, позволит тренерам-преподавателям своевременно корректировать свою деятельность, что должно отразиться на предметных достижениях обучающихся и качестве образования. Планируем, большое внимание уделить исследованию изменений в области познавательной, эмоциональной сферы и  психологических качеств личности ребёнка, происходящих под воздействием обучения в спортивной школе.
    При подготовке проекта нами были изучены различные научные методы проведения исследований. Из всего многообразия мы сочли более подходящими для нас методы наблюдения, изучения результатов деятельности, тестирования, мониторинг.
    Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:
    - учебным (фиксируются предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы);
    - личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном объединении, секции).
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ Педагогический мониторинг является действенным механизмом управления качеством образования. Мониторинг проводится в нескольких направлениях:
    А.  Количественные показатели – анализируются три раза в год (сентябрь, январь, май) количество учащихся, возрастной состав, сохранность контингента по годам, количество мальчиков и девочек, распределение по школам, количество учебных групп.
    Б.  Результаты учебно-воспитательной деятельности отслеживаются путем проведения нулевого, промежуточного, итогового этапов аттестации.
    В.  Результаты исследования развития учащихся (познавательные способности, эмоциональные качества личности, креативность, самооценка).
    Карточка позволяет вести поэтапную систему контроля за обучением детей  и отслеживать динамику образовательных результатов ребенка по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания – сравнение ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем – важнейший отличительный принцип дополнительного образования, стимулирующий и развивающий мотивацию обучения каждого ребенка.
    Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддержит его стремление к новым успехам.
     
    ЛИТЕРАТУРА 1. Буйлин Ю.Ф.«Теоретическая подготовка юных спортсменов», Москва,  ФиС, 2001 г.
    2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. М., ВЛАДОС, 2003
    3. Закон Российской Федерации «Об образовании».
    4. Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование, № 12, 2004, № 1, 2005
    5. Кодолов С.М. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса // Дополнительное образование, № 8, 2005
    6. Методические рекомендации по организации хоккейных тренировок и соревнований.  Москва, 2001 г.
    7. Методические рекомендации по организации массовых соревнований по хоккею с мячом. Москва, 2001 г.
    8. Пособие для тренеров ДЮСШ «Теоретическая подготовка юных хоккеистов».  ФиС,  Москва, 2001
    9. Приемы педагогической техники. Методические рекомендации Н. Тагил, 2001.
    10.   Программа и методические рекомендации для учебно-тренировочной работы в спортивных школах Государственного Комитета по ФКиТ по предмету «Хоккей с шайбой». Москва, 1996 год.
    11.   Русских Г.А. Технология мониторинга уровня обученности // Дополнительное образование, № 8, 2005
    12.   Спортивные и подвижные игры. ФиС, Москва,  2002 г.
    13.   Теория и методика физического воспитания.  ФиС, Москва, 2005 г.
    Приложение 1 Мониторинг результатов обучения ребенка  
    Показатели (оцениваемые параметры)
    Критерии
    Степень выраженности оцениваемого качества
    Возможное кол-во баллов
    Методы диагностики
    1.Теоритическая подготовка ребенка:
    1.1.Теоритические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)
     
     
    1.2.Владение специальной терминологией
    Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям
    Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ? объема знаний, предусмотренных программой)
    1
    Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.
    Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ?)
    5
    Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных  программой за конкретный период)
    10
    Осмысленность и правильность использования специальной терминологии
    Минимальный уровень (ребенок избегает употреблять специальные термины)
    1
    Собеседование
    Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой)
    5
    Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)
    10
    2.Практическая подготовка ребенка:
    2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)
     
    2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением
     
     
    2.3.Творческие навыки
    Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
    Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ? предусмотренных умений и навыков)
    1
    Контрольное задание
    Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ?)
    5
    Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период0
    10
    Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения
    Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием)
    1
    Контрольное задание
    Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога)
    5
    Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)
    10
    Креативность в выполнении практических заданий
    Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога)
    1
    Контрольное задание
    Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца)
    5
    Творческий уровень (выполняет практические занятия с элементами творчества)
    10
    3.Общеучебные умения и навыки
    3.1.Учебно-интеллектуальные умения:
    3.1.1.Умение подбирать и анализировать специальную литературу
    Самостоятельность в подборе и анализе литературы
    Минимальный уровень (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)
    1
    Анализ
    Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога и родителей)
    5
    Исследовательские работы
    Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)
    10
    3.1.2.Умение пользоваться компьютерными источниками информации
    Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации
    Минимальный уровень (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с компьютером, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)
    1
    Наблюдение
    Средний уровень (работает с компьютером с помощью педагога и родителей)
    5
    Максимальный уровень (работает с компьютером самостоятельно, не испытывает особых трудностей)
    10
    3.1.3.Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)
    Самостоятельность в учебно-исследовательской работе
    Минимальный уровень (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)
    1
    Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога и родителей)
    5
    Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)
    10
    3.2.Учебно-коммуникативные умения:
     
     
    3.2.1.Умение слушать и слышать педагога
    Адекватность восприятия информации, идущей от педагога
    Минимальный уровень (обучающийся испытывает серьезные затруднения при восприятии информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)
    1
    Средний уровень (воспринимает информацию с помощью педагога и родителей)
    5
    Максимальный уровень (адекватно воспринимает информацию, не испытывает особых трудностей)
    10
    3.2.2.Умение выступать перед аудиторией
    Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации
    Минимальный уровень (обучающийся испытывает серьезные затруднения при владении и подаче информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)
    1
    Средний уровень (владеет информацией с помощью педагога и родителей)
    5
    Максимальный уровень ( не испытывает особых трудностей во владении информацией)
    10
    3.3.Учебно-организационные умения и навыки
    3.3.1.Умение организовать свое (учебное) рабочее место
    Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой
    Минимальный уровень (обучающийся испытывает серьезные затруднения при подготовке рабочего места к деятельности, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)
    1
    Средний уровень (готовит рабочее место к деятельности с помощью педагога и родителей)
    5
    Максимальный уровень (готовит рабочее место к деятельности  самостоятельно, не испытывает особых трудностей)
    10
    3.3.2.Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
    Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям
    Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ? объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой)
    1
    Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более ?)
    5
    Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период)
    10
     
     
    Приложение 2 Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
    ФИ ребенка ________________________________
    Возраст ____________________________________
    Вид и название объединения__________________
    ФИО педагога ______________________________
    Дата начала наблюдений _____________________
    Сроки диагностики
    1 год обучения
    2 год обучения
    3 год обучения
    Конец 1 полугодия
    Конец уч.года
    Конец 1 полугодия
    Конец уч.года
    Конец 1 полугодия
    Конец уч.года
    Показатели
     
     
     
     
     
     
    1.   теоретическая подготовка ребенка:
      теоретические знания
    a.  
    b.    
    c.  
    1.2.владение специальной терминологией
     
     
     
     
     
     
    2.   практическая подготовка ребенка:
    2.1.практические умения и навыки, предусмотренные программой:
    a.  
    b.    
    c.  
    2.2.владение специальным оборудованием и оснащением
    2.3.творческие навыки
     
     
     
     
     
     
    3.общеучебные умения и навыки ребенка:
    3.1.учебно-интеллектуальные умения
    a.  
    b.    
    c.  
    3.2.учебно-коммуникативные умения
    a.  
    b.    
    c.  
    3.3.учебно-организационные умения и навыки
    a.  
    b.    
    c.  
     
     
     
     
     
     
    4.предметные достижения обучающегося:
    O   на уровне объединения (секции)
    O   на уровне учреждения
    O   на уровне города
    O   на уровне области
    O   на уровне федерации
     
     
     
     
     
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ В СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.