Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Миросозерцание Ф.М. Достоевского

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Миросозерцание Ф.М. Достоевского
  • Предмет:
    Философия
  • Когда добавили:
    09.09.2010 11:37:23
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
     
     
      ОГЛАВЛЕНИЕ
     
    Введение. 3
    1. Место Достоевского в истории русской философии. 4
    2. Достоевский о человеке. 7
    3. Взгляды Достоевского на развитие общества. 11
    Заключение. 14
    Литература. 15
     
     
        Введение  
     
    Философы – это не только те, которые пишут чисто классические  философские произведения. Это не только те, которые имеют соответствующие ученые степени, монографии, являются участниками многочисленных философских собраний и симпозиумов.  Древнегреческий мыслитель Сократ вообще не написал ни одного философского произведения, но, тем не менее является одним из первых мировых философов. Философ в собственном смысле слова как мне представляется – это человек с определенным складом ума и имеющий определенное вселенское мировоззрение.
    Достоевский в этом отношении как нельзя более подходит. Он не являлся кабинетным мыслителем. Он мыслитель художественный и потому наряду со всеми остальными,  а порой и даже в большей степени занимает достойное место в истории философской мысли.
    Тема настоящей работы выбрана еще и потому, что Достоевский, будучи гуманистическим писателем, произведения которого доступны для понимания неподготовленному читателю в то же время проповедует свой образ мысли, который так правильно и  изящно вписался в классическую и современную структуру русской философии.
    Актуальность заявленной темы состоит в том, что философия Достоевского – это, прежде всего философия максимального этического гуманизма, которое так необходимо нашему находящемуся на пересечении путей российскому обществу.
    Цель настоящей работы воспринять и осознать основные стержневые мысли философа-писателя. С этой целью ставится задача в непосредственном  изучении,  в первую очередь самого наследия Достоевского и его отражения в настоящей работе.
     
     
    1. Место Достоевского в истории русской философии.  
    Федор Михайлович Достоевский ( 1821 1881) – один из самых знаменитых русских писателей и философов. По словам  историка В.В. Зеньковского Достоевский принадлежит столько же литературе сколько и философии[1]. Поэтому и в настоящее время он вдохновляет философскую мысль. Достоевский не является философом в обычном смысле слова, у него нет ни одного чисто философского произведения. Вся его философия сосредоточена в его художественных произведениях. Диалектика его художественных мыслей воплощается в столкновениях и встречах его героев, в их высказываниях. В этом отношении Достоевский принадлежит не только русской, но и мировой философии.
    Творчество Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа, это темы антропологии, философии истории, этики, религии. Достоевский не получил систематического философского образования, но он много читал, впитывал в себя чужие идеи и откликался на них в своих размышлениях. Поэтому Достоевский является философом можно сказать милостью божией. Он оставался одновременно художником и мыслителем.
    Родился Достоевский в семье военного врача и детство его протекало в благоприятной и благочестивой  обстановке. Достоевский окончил Военно-инженерное училище в Петербурге, но  скоро вышел в отставку. В 1845 г. Достоевский выпустил свое первое произведение «Бедные люди», которое сразу выдвинуло его в первоклассные писатели. В это же время Достоевский сблизился с кружком Петрашевского вследствие чего был осужден в ссылку на каторжные работы. Перед этим Достоевский был приговорен к смертной казни и он вместе со своими соратниками пережил трагические минуты ожидания на площади казни, когда перед самым исполнением приговора осужденные были помилованы царем. Такая царская «шутка» произвела огромное психологическое впечатление на мыслителя, Еще ранее у него случались приступы эпилепсии, после известия о смерти отца, которого убили крестьяне. Свои переживания писатель талантливо отразил не только в воспоминаниях, но и в произведении «Идиот». «Неизвестность и отвращение от этого нового, которое будет и сейчас наступит, были ужасны; но он говорит, что ничего не было для него в это время тяжелее, как беспрерывная мысль: «Что если бы не умирать! Что если бы воротить жизнь? Какая бесконечность! И все это было бы мое! Я бы тогда целую минуту в век бы обратил,  ничего бы не потерял, каждую бы минуту счетом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил[2]»
    Уже в тот период врем6ни  Достоевский склонялся в своих взглядах в сторону социализма, который он понимал как веру в естественное и основное добро человеческой природы, в естественную возможность подлинного счастья и отвержение доктрины «природного зла». Этот идеалистический социализм и сблизил его с петрашевцами. Достоевский всю жизнь склонялся к вере в скрытое, не явленное, но подлинное совершенство человеческой натуры.
    После освобождения из каторги Достоевский напрямую занялся литературным творчеством. Выходят один за другим его произведения – «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Бесы», «Братья Карамазовы».
    Под сюжетом этих произведений скрывается некий иной план, который порой называют метафизическим. Перед нами не только живая конкретная личность, но в ее судьбе, в диалектике ее развития Достоевским прослеживается диалектика той или и ной идеи. Философская направленность Достоевского искала свое выражение в художественном творчестве.
    В основе всей идейной жизни Достоевского были религиозные искания. У Достоевского не было сомнений в бытии Бога. Но перед ним вставал вопрос,  что из этого следует для мира, для человека и для его исторического предназначения. Может ли быть религиозно оправдана и осмыслена его деятельность. Зло в человеке, зло в истории, мировые страдания – могут ли они быть религиозно оправданы и приняты?
    Достоевский не со стороны, а изнутри носил в себе и всю проблематику культуры, все ее мечты и идеалы, ее вдохновения и радости, ее правду и неправду. В Достоевском всегда была уверенность в сочетании культуры и религии.
    Достоевский умер в 1881 г. В самом расцвете своего таланта. Смерть Достоевского поразила своей неожиданностью русское общество; искренняя и глубокая печаль охватила сердца всех. На похоронах Достоевского, которые приняли совершенно небывалый характер, приняли участие дети, студенчество, различные литературные, научные и общественные круги.
    Рассмотрим насколько возможно в рамках данной работы философское миросозерцание Достоевского.
     
     
    2. Достоевский о человеке.  
     
    Одна из наиболее важных исходный точек в творчестве Достоевского – это тема о человеке. Для Достоевского одновременно нет ничего важнее человека, но одновременно нет ничего страшнее человека. Достоевский наиболее драматически раскрыл темную сторону в человеке, его силы разрушения и эгоизма, таящегося в глубине души аморализма. Но с той же глубиной он вскрывает и светлые силы  души человека. В человеке по Достоевскому также, наряду с демоническими, скрыты и ангельские начала. Он не только описывает борьбу добра и зла в человеке, но и сам ее ищет. Достоевским провозглашается, что подлинная суть человека только в его свободе. Достоевский превозносит свободу духа человека, но тем беспощаднее он вскрывает неустроенность человеческого духа и его темные движения. Человек по Достоевскому существо этическое и он всегда стоит на пути выбора добра и зла. От этого выбора он никуда не может уйти.
    При этом, говоря о Боге Достоевский устами своего героя задает вопрос: «Если Бога нет, то все позволено?». Нет Бога, нет греха, нет бессмертия, нет смысла жизни. Человеку как нравственному существу невозможно прожить без Бога, ибо «совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного»[3]
    При этом Достоевский высмеивает утилитарное мнение, что человек всегда действует только ради своей выгоды. Достоевский  говорит, что это по существу фикция. Человек действует для удовлетворения своей способности жить и самое дорогое для него свое собственное вольное хотение и человек всегда любит действовать так как он хочет, а не так как ему повелевают разум и совесть . Герой его произведения «Записки из подполья» восклицает «да когда ж это бывало во все эти тысячелетия, чтоб человек действовал только из своей выгоды? Что же делать с миллионами фактов, свидетельствующими о том, как люди ….вполне понимая свои настоящие выгоды, оставляли их на второй план и бросались на другую дорогу, на риск, на авось…» Не один только рассудок определяет поведение человека, а «натура человеческая действует вся целиком – всем, что в ней есть – сознательно и бессознательно[4].
    По мнению мыслителя человек в цельности своей природы есть существо иррациональное, поэтому рассудочным путем познать природу человека невозможно.  Как бы ни была упорна работа мысли, она никогда не сможет охватить человека полностью и будет отвечать человеку мнимому, а не реальному. Всегда останется иррациональный остаток, который и оставляет главный сокровенный смысл. В человеке скрыт акт творчества, и он привносит в жизнь человека страдания и радости, ни понять, ни переделать которые не дано разуму[5].
    Ключ к пониманию человека находится гораздо глубже его разума или совести. Но в этом подполье обнажается внутренний хаос, злые, преступные, или постыдные, ничтожные движения. Так, Раскольников проанализировав по своему все предписания традиционной морали стал вплотную перед соблазном, что все перед ним позволено и пошел на преступление[6]. Свобода обернулась аморализмом. Это вскрывает загадку в душе человека и слепоту нашей свободы, поскольку она соединена только с голым разумом.
    Поэтому для Достоевского очевидно, что вне идеи Бога как высшего начала, все нравственные основания в человеке, оставленном на одни свои силы условны.
    В «Записках из мертвого дома» Достоевский описывая личности каторжников говорил: « Сколько великих сил погибло здесь даром!  Ведь надо уже все сказать: да это был необыкновенный народ, может быть самые даровитые, самые сильные из народа»[7]. Именно таким неэтичным образом понимаемая ими свобода и толкнула их на преступления.
    В этом отношении следует уяснить мысли Достоевского в главе «Великий инквизитор» из «Братьев Карамазовых»[8]. В ней божественному смыслу истории противопоставляется грандиозный замысел переустройства человеческого общества на рациональных человеческих основаниях. В этой своего рода поэме повествуется о втором пришествии Христа на землю в XVI веке, в самое страшное время инквизиции в Испании. По приказу Великого Инквизитора, обвиняющего Христа в отказе от власти над людьми и желании сделать их свободными, его заключают в темницу. Логика рассуждений инквизитора сводится к тому,  что свобода, проповедуемая Христом и счастье несовместимы, ибо вынести свободу выбора могут лишь немногие духовно сильные личности. Все остальные « не могут быть никогда и свободными, потому, что малосильны, порочны, ничтожны и бунтовщики». Свободе люди предпочтут хлеб, «человечество как стадо благодарное и послушное» побежит за теми кто обратит камни в хлебы. Но не хлебом единым жив человек, и ему нужно не только жить, но и знать  для чего жить. Оказавшись свободными люди, люди тут же будут искать, перед кем преклониться, кому предоставить право выбора и на кого возводить ответственность, поскольку «спокойствие … человеку дороже свободного выбора в познании добра и зла» Поэтому свобода должна быть только для избранных, которые взяв на себя ответственность,  будут управлять массой слабых духом людей, при помощи таких средств как «чудо», «тайна», «авторитет». В итоге избранные соединят людей в общий и согласованный муравейник.
    Казалось бы, вся история подтверждает слова Великого Инквизитора. Она не совпадает с высоким христианским идеалом. Но инквизиторский взгляд является  человеконенавистническим и антихристианским, поскольку высокий взгляд христианства на человечество понижается до взгляда как на звериное стадо и под видом социальной любви к человечеству является к нему незамаскированное презрение.
    Поэтому образ Великого Инквизитора у Достоевского олицетворяет замысел безбожного социалистического переустройства общества.
    Мыслитель  поясняет, что в европейских социалистических учениях главной выступает экономическая проблема всеобщей сытости. В то же время проблема социализма в нем заключается в принятии во внимание духовной природы человека.
    По Достоевскому в человеке таится великая спасающая его сила, но человечество не умеет использовать эту силу. Ключ к преображению человечества есть, но только оно не умеет овладеть  им. Старец Зосима из «Братьев Карамазовых» сказал, что « мы не понимаем, что жизнь – есть рай, ибо стоит только нам захотеть понять и тотчас он предстанет перед нами во всей своей красоте»[9].
    Поэтому у Достоевского социалистическая мечта о восстановлении добра в людях держалась на протяжении всей его жизни.
    Следует иметь ввиду, что при размышлении Достоевским о проблемах восприятия человека у него на первый план выступает этическая категория. Достоевскому как никому другому свойственен этический максимализм, который особенно ярко выступает неприятие мира божьего Иваном Карамазовым, если в основе гармонии мира лежат страдания в виде чего бы то ни было – слезы ребенка.
    Достоевский глубоко чувствовал неправду самозамыкающегося индивидуализма. Ему принадлежит формула « все виноваты за всех».
    В этих позиций необходимо рассмотреть размышление Достоевского по поводу развития общества.
     
     
      3. Взгляды Достоевского на развитие общества.  
    В своих воззрениях Достоевский по поводу лучшего обустройства общества предпринял попытку синтеза взглядов славянофилов и западников.
    Подобно западникам Достоевский признавал, что Европа также является  таким же отечеством как и Россия. Он положительно относился к реформам Петра I,  который по его мнению сумел воплотить в жизнь общее желание уже носящееся в воздухе – жажду перемен в исторической жизни России.
    Достоевский считал, что в реформах Петра отразились такие основные черты русского национального характера, как «всецелостность и всечеловечность». Но мыслитель различал реформаторский дух Петра и содержание его реформ. Сама по себе идея, как считал Достоевский была народной, но Петр как факт был в высшей степени антинароден.[10]
    Вместе с тем Достоевский считал нелепостью утверждения западников об отсталости России и необходимости перенесения на русскую почву  европейского устройства общественной жизни. Прогрессивность Европы, западники видели в экономическом и в гражданско-правовом процветании Но кроме экономических богатств есть еще и сокровищница духа. Для него она всегда была выше экономической силы.
    Как и славянофилы, Достоевский утверждал, что у России есть особый исторический путь, отличный от западноевропейского пути.
    Необходимость собственного пути развития диктуется прежде всего национальными особенностями русского народа, душа которого срослась с высокими и святыми идеалами христианства. Для русского народа, считает Достоевский, - это такая сила, которой никто в мире еще не осознал.
    В одной из статей Достоевский обращает внимание на односторонность понимания народа и славянофилами и западниками. Славянофилы лелеют в душе один только идеал Руси православной, а западники судят об исторических явлениях русской жизни по немецким и французским книжкам. Задача, по его мнению, заключается в том, чтобы добиться  более гармонического синтеза родной почвы и привнесенных элементов европейской культуры.
    Поэтому Достоевский свидетельствует о том, что славянофильство и западничество подлежат преодолению, но оба эти направления войдут в русскую идею.
    Именно в способности к синтезу своего и чужого «всемирной отзывчивости» Достоевский видел особенность русской литературы, которая является выражением русского национального характера.
    В речи на пушкинском празднике в мае 1880 г.  Он провозгласил свою главную идею о всемирно-историческом назначении русского народа, которое бесспорно есть «всеевропейское и всемирное». Обосновывая историческую миссию русского народа, Достоевский подчеркивал, что «стать настоящим русским, стать вполне русским....-  значит стать братом для всех людей, всечеловеком.
    Знаменитый русский философ Н.А.  Бердяев указывал, что  «национальное сознание Достоевского наиболее противоречиво и полно противоречий его отношение к Западу. С одной стороны он решительный универсалист, для него русский человек –всечеловек, призвание России мировое, Россия не есть замкнутый самодовлеющий мир. Достоевский наиболее яркий выразитель русского мессианского сознания. Русскому народу свойственна всемирная отзывчивость. С другой стороны Достоевский обнаруживает настоящую ксенофобию, он терпеть не может евреев поляков, французов и имеет уклон к национализму. В нем отражается двойственность русского народа, совмещение в нем противоположностей»[11].
    Это еще лишний раз подчеркивает, что у мыслителя также как и у всех свободолюбивых личностей имелся некий зачаток демонизма в виде такой антиномичности ( т.е. противоречивости). Таким образом, по Достоевскому лишний раз можно убедиться в подпольной натуре человека.
    В отношении Европы Достоевский, относясь в целом с уважением к этой цивилизованной стране, считал, что в ней начинается разложение, что у Европы есть великое прошлое и что она внесла великие ценности в историю человечества.
    Достоевский считал, что спасение человечеству придет из возрожденной России, поскольку в мире нет другого народа, «народа-богоносца, кроме русского, который мог бы стать духовной основой единения людей.
     
     

     
     
     
     
     
       Заключение  
    По окончании заявленной работы следует привести  определенные выводы и размышления.
    1. Философия Достоевского – это философия переживаний, поступков, мыслей созданных им литературных героев. При этом,  сами произведения его настолько философичны, что едва вписываются в рамки литературно-художественного жанра.
    2. Главная тема идейных исканий мыслителя – тема взаимоотношений Бога и человека, Бога и мира. Человек, по мнению Достоевского есть великая тайна: нет ничего значительнее и в тоже время страшнее человека. В цельности своей природы человек существо иррациональное и поэтому рассудочным путем понять его природу невозможно. В человеке скрыт акт творчества, и он привносит в свою жизнь страдания и радости, ни понять, ни передать которые не дано разуму.
    3. Свобода для человека – это всегда свобода выбора между добром и злом. Проблема заключается в том, может ли человек сам определить,  что есть добро, а что есть зло. Он показывает, что, отрицая Бога, человек логически приходит к мысли, что если Бога нет, то все позволено
    4. Атеистическому западному социализму Достоевский противопоставляет идею всеобъединяющего русского социализма, в основе которого лежит жажда русского народа всеобщего, всенародного братского единства.
    Для нашей современной российской действительности с ее намеренным или ненамеренным подражанием  рационализму Западной Европы философия Достоевского не только не устарела, но как никогда является  актуальной.
    Литература  
     
    1. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. / О России и русской философскаой культуре. М. НАУКА 1990
    2. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М. «Современник»
    3. Достоевский Ф.М. Идиот. М. АСТ 2001
    4. Достоевский Ф.М. Записки из мертвого дома. Новосибирское книжное издательство 1986.
    5. Достоевский Ф.М. Записки из подполья  М. 1989
    6. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М.
    7. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах т. 25
    8. Зеньковский В.В. История русской философии т. 1. Ростов на Дону «Феникс»
    9. Философия ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М. ЮНИТИ 2000.
     
    [1] Зеньковский В.В. История русской философии т. 1. Ростов на Дону «Феникс» с. 474.
    [2] Достоевский Ф.М. Идиот. М. АСТ 2001. с. 66.
    [3] Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М. «Современник» с. 266.
    [4] Достоевский Ф.М. Записки из подполья  М. 1989 с. 181.
    [5] Философия ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М. ЮНИТИ 2000 с.260.
    [6] Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М. 1974.
    [7] Достоевский Ф.М. Записки из мертвого дома. Новосибирское книжное издательство 1986. с. 278.
    [8] Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М. «Современник» с. 279-300.
    [9] Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М. «Современник» с. 355.
    [10] Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах т. 25 с. 7
    [11] Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. / О России и русской философскаой культуре. М. НАУКА 1990 с. 163.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Миросозерцание Ф.М. Достоевского ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.