Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Прогнозирование ЖКХ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Прогнозирование ЖКХ
  • Предмет:
    Планирование, прогнозирование
  • Когда добавили:
    10.09.2010 13:08:45
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение. 3
    1. Роль ЖКХ в социально-экономическом развитии. 5
    1.1.... ЖКХ как объект прогнозирования. 5
    1.2.... Система управления ЖКХ.. 8
    1.3.... Система показателей в прогнозировании ЖКХ.. 10
    1.4.... Методы прогнозирования ЖКХ.. 16
    2. Прогнозирование и развитие ЖКХ в Липецкой области. 20
    2.1.... Состояние ЖКХ Липецкой области. 20
    2.2.... Основные направления развития ЖКХ Липецкой области. 26
    2.3.... Особенности управления ЖКХ в Липецкой области. 28
    3. Прогнозные оценки отдельных показателей. 30
    Заключение. 34
    Список литературы.. 35
     
    Введение Среди важнейших направлений современных социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.
    В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям: возложенные на нее задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижении качества жизни населения. В связи с этим жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в стране.
    Жилищная сфера испытывает значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной квалификацией кадров, отсутствием продуманной жилищной политики и недостаточной проработанностью нормативно-правовых аспектов деятельности организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями.
    1 мая 2008 г. вступило в действие Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 о проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами. Если учесть, что подавляющее большинство (75%) определившихся в этом выборе москвичей избрало в качестве управляющих компаний государственные предприятия (все те же сменившие вывески и слегка реструктуризированные ЖЭКи), наверное, можно сказать, что никаких кардинальных изменений по части предложения коммунальных услуг в целом по стране за последние 5 лет реформ не произошло. Вряд ли российская периферия является более смелой по сравнению с Москвой, да и выбор частных управляющих организаций в провинции невелик, если вообще присутствует.
    Неудовлетворительное положение дел в жилищной сфере большинства крупных городов страны определяют необходимость коренного реформирования и глубоких преобразований жилищной системы. Достижение этих целей требует тщательной проработки основных направлений и мероприятий реформы, обоснование экономико-организационного и нормативно-правового механизмов ее практической реализации.
    Цели и задачи курсовой работы:[1]
    1. Усвоение материала по теме курсовой работы.
    2. Развитие навыков:
    – самостоятельной творческой работы в подборе и анализе литературных источников, обработке статистических материалов, составлении таблиц, графиков, схем;
    – обобщения материалов и самостоятельного исследования рассматриваемых вопросов;
    – логического, грамотного изложения результатов исследования, правильного оформления работы.
    3. Формирование умения:
    – сопоставления и анализа различных точек зрения по исследуемым вопросам;
    – работы со статистическими материалами и сопоставления на их основе таблиц и графиков с последующим анализом;
    – решения расчетных задач, использования формализованных методов прогнозирования при изучении вопросов темы.
    4. Углубление и закрепление знаний по курсу и умение использовать их при выполнении работы.
    Курсовая работа состоит из трех частей: первая часть посвящена анализу значения жилищно-коммунального хозяйства в социально-экономическом развитии общества, вторая часть – особенностям жилищно-коммунальной сферы Липецкой области, в третьей части приведен практический пример прогнозирования показателей ЖКХ при помощи математических методов.
    1.   Роль ЖКХ в социально-экономическом развитии 1.1.   ЖКХ как объект прогнозирования Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – сфера деятельности, направленная на обслуживание городских многоквартирных домов и предоставление жителям услуг для комфортного проживания в них. Важная часть городского хозяйства.
    Для жилищно-коммунальных услуг характерны: принадлежность к группе жизнеобеспечивания; социальная значимость; низкая заменяемость другими услугами. Как видно из вышеперечисленных особенностей, основной обобщающей характеристикой жилищно-коммунальных услуг является их необходимость для функционирования и жизнеобеспечения городов и населенных пунктов.
    Услуги, предоставляемые предприятиями отрасли, могут быть в виде доведенных до потребителей материальных носителей с определенными качественными показателями (теплоснабжение, вода и др.), а также в виде непосредственно работ на объекте (обслуживание жилых домов, санитарная очистка и т. д.).
    ЖКХ подразумевает следующие услуги: водопровод, канализацию, капитальный и текущий ремонт зданий, теплоснабжение, сбор и вывоз мусора, содержание придомовых территорий, электроснабжение. Основу жилищной сферы города составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания.
    Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:[2]
    – частный – фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;
    – государственный – фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;
    – муниципальный – фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;
    – общественный – фонд, являющийся собственностью общественных объединений;
    – коллективный – фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.
    В течение длительного времени жилищная сфера городов находилась в составе государственного сектора экономики, получив в советский период значительное развитие. В то же время качество жилых строений и уровень их эксплуатации оставались низкими. Большинство граждан получало новое жилье бесплатно, в порядке очереди, а плата за него и коммунальные услуги не соответствовали затратам на его содержание.
    В самом начале 90-х годов наступил переходный период в развитии жилищной сферы. Его характерные черты:
    – разрушение государственной системы распределения жилья, которая существовала в СССР в течение многих десятилетий;
    – существенное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для предприятий, организаций и населения;
    – частичная приватизация государственного (муниципального) жилищного фонда и появления рынка жилья;
    – усиление ведомственного монополизма и ослабление функций государственного (городского) контроля в данной сфере;
    – изменение организационно-правовых норм предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы.
    Но проводимые преобразования носили в основном внешний характер и практически не затронули существа хозяйственных отношений и не устранили административный характер действующего хозяйственного механизма. В результате жилищные условия значительной части населения и уровень содержания жилищного фонда стали заметно ухудшаться.
    Таким образом, положение к концу ХХ в. в жилищной сфере можно оценить как неудовлетворительное, с явными негативными тенденциями к ухудшению. Сократились объемы жилищного строительства. Существенно возросла стоимость жилищно-коммунальных услуг, а доля оплаты населения в затратах предприятий жилищно-коммунальной сферы оставалось недостаточной. На поддержание жилищно-коммунальной сферы государство расходовало 4% ВВП, т. е. больше, чем на социальную сферу и многие другие сферы жизнедеятельности, но этих средств все равно не хватает по причине их неэффективного использования.[3]
    Даже неполный перечень рассмотренных проблем свидетельствует о наличии глубинных причин неудовлетворительного положения в жилищной сфере, а также о необходимости поиска путей решения жилищной проблемы. Не вдаваясь глубоко в анализ их появления и обострения в последние годы, отметим, что целесообразно все причины разбить на две группы: объективные и субъективные. К первой группе можно отнести остаточное ресурсообеспечение и недостаточное развитие жилищной сферы в советский период от командно-административной системы к рыночному хозяйству. Из числа субъективных причин отметим сохранившийся административный механизм хозяйствования в муниципальном секторе городов страны, отсутствие реальных механизмов инвестирования в жилищное строительство и реальной реформы жилищной сферы.
    1.2.   Система управления ЖКХ Проблема управления ЖКХ во все времена была и остается актуальной. В условиях перехода всей экономике на рыночную основу реформа ЖКХ назрела давно. Смысл реформы состоит в том, чтобы ввести в систему ЖКХ конкурентную среду, преодолеть монополию государства, активно привлекать малые предприятия. Большая часть этих мер реализуется, но пока недостаточно эффективно. Реформы необходимы, но необходимо и обеспечить ее безболезненное прохождение.
    Поиск путей обновления жилищного фонда, обеспечение соответствующего объема ремонта, повышение эффективности использование этого фонда. Одновременно должны решаться ставшие особенно актуальными в последнее время проблемы производственных фондов, обеспечивающий жилищный фонд нормальными условиями жизни. Это водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, благоустройство и т. д. Износ инженерного оборудования и систем теплоснабжения достигают 60% при норме 16%. В год в среднем приходится 200 аварий на 100км теплоснабжения и 70%- на сети водоснабжения. ЖКХ остается самым убыточным сектором.
    Эффективность деятельности практически всех отраслей жилищно-коммунального хозяйства чрезвычайно низка. Это вызвано как техническими, так и организационно-экономическими причинами.
    Большая энергоемкость отрасли вместе с расточительными техническими средствами переработкой и практикой зачетной оплаты энергоресурсов, реально повышающей их стоимость, делают долю затрат на энергоресурсы неоправданно большой.
    Управление жилищно-коммунальным комплексом на федеральном уровне осуществляется единым органом – Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству находится в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и выполняет в основном функции координации и регулирования подведомственной деятельности, а другие вопросы управления в сфере строительства решают почти все федеральные органы отраслевой и межотраслевой компетенции. Управление жилищно-коммунальной сферой находится преимущественно в компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
    Основное внимание федеральных органов исполнительной власти в современных условиях сосредоточено на реформировании жилищно-коммунальной сферы и на реализации государственной политики в промышленном и жилищном строительстве.
    Отметим, как справедливо, на наш взгляд, отмечает г-жа Ягодина Л.П., анализ полномочий органов местного самоуправления «показывает, что в реальной действительности такие полномочия значительно шире, чем это предусмотрено в ст. 17 Закона «Об организации местного самоуправления».[4] И далее: «право субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на расширение перечня вопросов местного значения и полномочий … может осуществляться по собственной инициативе»[5].
    «… Низкое качество правовой основы, регулирующей публично-правовые отношения в сфере ЖКХ, является одной из основных причин кризиса ЖКХ. … Без усиления мер административного принуждения, совершенствования их правовой регламентации в законах Российской Федерации невозможно сдержать рост числа правонарушений в области жизнеобеспечения населения»[6]
    Важнейшими нормативными правовыми актами в рассматриваемой сфере являются: федеральные законы «Об основах градостроительства в Российской Федерации» от 14 июля 1992 г. с изменениями от 19 июля 1995 г., Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г., Градостроительный кодекс РФ, Положение о государственном учете жилого фонда в Российской Федерации, утвержденное Правительством 13 октября 1997 г., и постановление Правительства от 29 марта 1999 г.6 «Вопросы реализации президентской Программы «Государственные жилищные сертификаты», Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 27 мая 1997 г.), Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 8 августа 2003 г.), Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
    На рис. 1 приведена система управления ЖКХ на первом этапе реформирования в условиях открытой экономики, показаны связи между государственными монополиями, органами власти различного уровня, государственными и частными предприятиями, инвестиционными источниками, жилищно-коммунальным хозяйством и населением.
    1.3.   Система показателей в прогнозировании ЖКХ 1.3.1. Статистические показатели жилищного хозяйства. В качестве иллюстрации приведем некоторые показатели жилищной статистики (общее количество статистических показателей коммунального хозяйства достаточно велико, из-за ограниченности объема работы рассмотреть их все не представляется возможным):  

    Рис. 1. Система управления ЖКХ на первом этапереформирования в условиях открытой экономики[7]
     
    1. Общая площадь жилых домов – сумма площадей жилых и подсобных помещений квартир. В общую площадь жилых домов не включается площадь лестничных клеток, лифтовых холлов, тамбуров, общих коридоров, вестибюлей, галерей, балконов, лоджий, террас, неотапливаемых мансард и мезонинов; нежилых помещений, занятых жилищно-эксплуатационными организациями, магазинами, отделениями связи, детскими учреждениями, предприятиями службы быта и т. д.
    2. Обеспеченность населения жильем – количество общей и жилой площади, приходящейся на одного жителя.
    3. Число жителей. В числе постоянно проживающих учитываются жильцы, зарегистрированные по месту жительства.
    4. Семьи, состоящие на учете в местных органах исполнительной власти и на предприятиях для получения жилья и улучшения жилищных условий.
    5. Приватизация жилья – передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
    1.3.2. Статистические показатели коммунального хозяйства. Общее количество показателей коммунального хозяйства также достаточно велико, из-за ограниченности объема работы рассмотреть их все не представляется возможным. В связи с этим кратко охарактеризуем некоторые из показателей: 1. Производственная мощность водопровода определяется максимальным количеством воды, которое может быть подано в сеть за сутки, исходя из производительности основных водопроводных сооружений.
    2. Пропускная способность очистных сооружений характеризуется количеством сточной жидкости, которую они могут пропустить за сутки при полной загрузке всего комплекса очистных сооружений и соблюдения установленных требований к очистке сточной жидкости.
    3. Удельный вес пропуска сточных вод через очистку определяется отношением количества очищенных сточных вод к пропуску всех сточных вод.
    4. Тепловая мощность отопительных котельных установок определяется по сумме номинальных паспортных мощностей всех установленных котлов.
    5. Протяженность тепловых сетей определяется по длине трассы канала с уложенными в ней двумя трубопроводами.
    6. Обеспеченность населения централизованным водоснабжением – среднесуточный отпуск воды на одного жителя.
    7. Объем сетевого газа, отпущенного населению и другие.
    1.3.3. Показатели оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. В качестве примера можно привести следующие показатели данной группы: 1. Данные о стоимости оказанных населению жилищно-коммунальных услуг по видам, начисленных и фактически собранных с населения платежах за эти услуги, суммах компенсаций из бюджетов всех уровней на предоставление социальной поддержки и субсидий гражданам, возмещении населением затрат на предоставление услуг.
    2. Данные о начисленных (предъявленных) населению жилищно-коммунальных платежах за соответствующие виды услуг и данные о фактически оплаченных населением платежах за жилищно-коммунальные услуги.
    3. Данные о фактическом финансировании организаций ЖКХ из бюджетов всех уровней (включая финансирование за прошлые периоды) на предоставление гражданам социальной поддержки и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.
    4. Стоимость предоставленных населению услуг, рассчитанная по экономически обоснованным тарифам, утвержденным органами регулирования, исходя из стопроцентной оплаты их населением.
    5. Возмещение населением затрат за предоставление ЖКХ с учетом стандарта уровня платежей граждан.
    6. Общая площадь жилых помещений обслуживаемого жилищного фонда, то есть фонда, по которому начисляются проживающим в нем гражданам платежи за соответствующие виды жилищно-коммунальных услуг.
    7. Число проживающих в обслуживаемом жилищном фонде, которым оказываются жилищно-коммунальные услуги.
    8. Установленный региональный стандарт социальной нормы площади жилого помещения, приходящийся на 1 гражданина и другое.
    1.3.4. Показатели доходов предприятий ЖКХ: 1. Общая сумма доходов от реализации услуг всем потребителям.
    2. Доходы, связанные с реализацией услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, состоящие из оплаты, начисленной по действующим тарифам, сумм (начисленных) за площадь, занятую под специализированным жилищным фондом, арендной платы за сданные помещения.
    3. Доходы в размере начисленных населению по установленным для него тарифам (в зависимости от принятого муниципальным образованием уровня платежей граждан от предельной стоимости предоставления этих услуг) сумм за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.
    4. Доходы, начисленные за предоставленные жилищно-коммунальные услуги бюджетофинансируемым организациям и другое.[8]
    1.3.5. Показатели расходов предприятий ЖКХ: 1. Общая сумма расходов по реализации услуг. Отражаются затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.
    2. Эксплуатационные расходы, включающие в свой состав в зависимости от видов деятельности материалы, топливо, электроэнергию, покупную воду, газ, теплоэнергию, сточные воды, принятые от других коммуникаций, затраты на оплату труда, включая единый социальный налог, прочие затраты.
    3. Ремонтный (резервный) фонд создается в организациях коммунального хозяйства для обеспечения равномерного включения в себестоимость услуг затрат на проведение ремонтных работ основных средств, относящихся к объектам инженерной инфрастуктуры, имеющим длительный период использования, продолжительные межремонтные сроки и высокую стоимость ремонтов.
    4. Затраты на капитальный ремонт жилищного фонда, оплата которого осуществляется собственниками жилых помещений в соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации по мере расходования данных средств на выполнение работ.
    1.3.6. Объемы и направления использования финансовых средств: 1. Объемы финансирования, фактически выделенные из бюджета в отчетном периоде для компенсации разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения, или на покрытие убытков, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги.
    2. Фактически выделенные в отчетном периоде из федерального бюджета средства на содержание принятых в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства, ранее находившихся в другой собственности.
    3. Сумма бюджетных ассигнований, направленных на замену изношенных основных фондов (в том числе сетей), модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства и их развитие. Отчисления из бюджета на капитальный ремонт по этой строке не отражаются, т.к. капитальный ремонт не является модернизацией объектов ЖКХ.
    4. Списочная численность работающих в организациях жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на конец года; численность работающих в организациях, оказывающих услуги по содержанию и ремонту жилья, водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, электроснабжению, газоснабжению.
    5. Остаточная балансовая стоимость основных фондов организаций коммунального хозяйства (за вычетом износа), остаточной балансовой стоимости основных фондов в организациях, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения.
    6. Расход электроэнергии в натуральном выражении заполняется по данным производственно-технологических служб организаций ЖКХ на основании показаний приборов учета, отраженных в счетах, выставляемых энергоснабжающей организации.
    7. Расход топлива (фактический) на услуги теплоснабжения заполняется по данным производственно-технологических служб организаций теплоснабжения и другие.
    1.4.   Методы прогнозирования ЖКХ На сегодняшний момент существует целый ряд методов прогнозирования, которые непосредственно могут быть использованы для построения прогнозов развития различных показателей жилищно-коммунального хозяйства в будущем времени.
    Все методы прогнозирования делятся на три класса по признаку информационного основания: фактографические, экспертные, комбинированные. Фактографические методы базируются на фактически имеющемся информационном материале об объекте прогнозирования и его прошлом развитии. Экспертные методы базируются на информации, которую поставляют специалисты-эксперты в процессе систематизированных процедур выявления и обобщения этого мнения. Комбинированные методы выделены в отдельный класс, чтобы можно было относить к нему методы со смешанной информационной основой, в которых в качестве первичной информации используются фактографическая и экспертная. Например, при проведении экспертного опроса участникам представляют цифровую информацию об объекте или фактографические прогнозы, либо, наоборот, при экстраполяции тенденции наряду с фактическими данными используют экспертные оценки.
    Эти классы разделяются далее на подклассы по принципам обработки информации. Статистические методы объединяют совокупность методов обработки количественной статистической информации о ЖКХ по принципу выявления содержащихся в ней математических закономерностей развития и математических взаимосвязей характеристик с целью получения прогнозных моделей. Методы аналогий направлены на то, чтобы выявлять сходство в закономерностях развития различных процессов и на этом основании производить прогнозы. Опережающие методы прогнозирования строятся на определенных принципах специальной обработки научно-технической информации, реализующих в прогнозе ее свойство опережать развитие научно-технического прогресса.
    Экспертные методы прогнозирования ЖКХ разделяются на два подкласса. Прямые экспертные оценки строятся по принципу получения и обработки независимого обобщенного мнения коллектива экспертов (или одного из них) при отсутствии воздействий на мнение каждого эксперта мнения другого эксперта и мнения коллектива. Экспертные оценки с обратной связью в том или ином виде воплощают принцип обратной связи путем воздействия на оценку экспертной группы (одного эксперта) мнением, полученным ранее от этой группы или от одного из ее экспертов.
    Третий уровень классификации разделяет методы прогнозирования на виды по классификационному признаку «аппарат методов». Каждый вид объединяет в своем составе методы, имеющие в качестве основы одинаковый аппарат их реализации. Так, статистические методы по видам делятся на методы экстраполяции и интерполяции; методы, использующие аппарат регрессионного и корреляционного анализа; методы, использующие факторный анализ.
    Класс методов аналогий подразделяется на методы математических и исторических аналогий. Первые в качестве аналога для объекта прогнозирования используют объекты другой физической природы, другой области науки, отрасли техники, однако имеющие математическое описание процесса развития, совпадающее с объектом прогнозирования. Вторые в качестве аналога используют процессы одинаковой физической природы, опережающие во времени развитие объекта прогнозирования.
    Опережающие методы прогнозирования можно разделить на методы исследования динамики научно-технической информации; методы исследования и оценки уровня техники. В первом случае в основном используется построение количественно-качественных динамических рядов на базе различных видов информации и анализа и прогнозирования на их основе соответствующего объекта. Второй вид методов использует специальный аппарат анализа количественной и качественной информации, содержащейся в информации, для определения характеристик уровня, качества существующей и проектируемой техники.
    Прямые экспертные оценки по признаку аппарата реализации делятся на виды экспертного опроса и экспертного анализа. В первом случае используются специальные процедуры формирования вопросов, организации получения на них ответов, обработки полученных ответов и формирования окончательного результата. Во втором – основным аппаратом исследования является целенаправленный анализ объекта прогнозирования со стороны эксперта или коллектива экспертов, которые сами ставят и решают вопросы, ведущие к поставленной цели.
    Экспертные оценки с обратной связью в своем аппарате имеют три вида методов: экспертный опрос; генерацию идей; игровое моделирование. Первый вид характеризуется процедурами регламентированного неконтактного опроса экспертов перемежающимися обратными связями в рассмотренном выше смысле. Второй – построен на процедурах непосредственного общения экспертов в процессе обмена мнениями по поставленной проблеме. Он характеризуется отсутствием вопросов и ответов и направлен на взаимное стимулирование творческой деятельности экспертов. Третий вид использует аппарат теории игр и ее прикладных разделов. Как правило, реализуется на сочетании динамического взаимодействия коллективов экспертов и вычислительной машины, имитирующих объект прогнозирования в возможных будущих ситуациях.[9]
    Перечисленные классификации методов прогнозирования ЖКХ приведены на рис. 2.

     

    Рис. 2. Классификация методов прогнозирования ЖКХ (два варианта)
    2.   Прогнозирование и развитие ЖКХ в Липецкой области 2.1.   Состояние ЖКХ Липецкой области 2.1.1. Жилищный фонд. Жилищный фонд в Липецкой области по состоянию на 01.01.2007 г. составляет 27,7 млн.кв. метров общей полезной площади, в том числе многоквартирных домов - 15,8 млн.кв.м. По состоянию на 01.01.2008г. 123,9 тыс.кв.м. общей полезной площади в многоквартирных домах являются жильем, непригодным для проживания с количеством проживающих 7,1 тыс.человек. За 2003-2007 годы в общей сложности 1481 семьи (3227 человек) улучшили свои жилищные условия и на сегодняшний день проживают в жилье, отвечающем всем установленным санитарно-техническим нормам и правилам. За 2003-2007 гг. ликвидировано 49,3 тыс.кв.м. аварийного жилья. 2.1.2. Благоустройство. Общий объем средств, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий за 2007г. составляет 3009,14 млн. рублей. В том числе за счет средств федерального бюджета - 397,5 млн.руб., областного бюджета - 807,0 млн. руб., местных бюджетов - 1122,04 млн. руб. и 682,59 млн. руб. привлеченных на безвозмездной основе средств. Объем привлеченных средств составил 578,08 руб. на одного жителя области. В формировании внебюджетного фонда на благоустройство территорий в 2007г. приняли участие 254 муниципальных образования, из них в 198 сумма привлеченных средств превысила 600 руб. на одного жителя. Более организованно работы по привлечению средств и выполнению работ по благоустройству ведутся в муниципальных образованиях Добровского, Елецкого, Задонского, Усманского, Чаплыгинского, Хлевенского районов.
    За отчетный период выполнены работы по капитальному ремонту 4,2 млн.кв.м. дорог в населенных пунктах на сумму 1371,68 млн. руб., что составляет 3,5 кв.м. на одного жителя области. В том числе с асфальтовым покрытием - 1,5 млн.кв.м. на сумму 741,08 млн. руб. и со щебеночным покрытием - 2,7 млн.кв.м. на сумму 630,6 млн. руб.

    Рис. 3. Формирование внебюджетных фондовмуниципальных образований в 2007 г.[10]
     

    Рис. 4. Финансирование благоустройства в 2007 годув расчете на одного жителя
    2.1.3. Водоснабжение, водоотведение. Централизованное водоснабжение в области имеется во всех городах, поселках городского типа, в 1307 из 1590 (82%) сельских населенных пунктов.  

    Рис. 5. Информация о водоснабжении сельских населенных пунктов области
     
    10,5 тыс.чел. или 1% от общего количества жителей области, проживающие в 283 сельских населенных пунктах полностью не обеспечены централизованным водоснабжением. В основном села, в которых проживают до 50 человек. Жители этих сел пользуются шахтными колодцами, качество воды в которых зачастую не соответствует нормам по бактериологическим и химическим анализам, или берут воду из поверхностных водотоков.
    2.1.4. Тарифы и стоимость жилищно-коммунальных услуг. Фактическая стоимость жилищно-коммунальных услуг по Липецкой области за 2007 года составила 36,7 руб/м2 общей площади в месяц при установленном федеральном стандарте на 2007 год - 35,5 руб/м2 (превышение над федеральным стандартом 1,2 рубля или 3,3%). По сравнению с 2006 годом фактическая стоимость жилищно-коммунальных услуг за 2007 года выросла на 4,31 руб/м2 (в 2006 году фактическая стоимость ЖКУ составляла 32,39 руб/м2).

    Рис. 6. Информация по сельским населенным пунктам областиполностью необеспеченых централизованным водоснабжением

    Рис. 7. Информация по обеспеченности населения городских и сельских поселений области централизованным водоснабжением

    Рис. 8. Стоимость ЖКУ в расчете на 1 кв.м. общейплощади жилья в месяц
     
    В структуре фактической стоимости жилищно-коммунальных услуг основной объем занимают поставщики энергоресурсов: газ - 3,8 руб/м2 (10,3%); электроэнергия - 3,2 руб/м2 (8,7%); горячее водоснабжение и отопление - 15,1 руб/м2 (41,1%); расходы на водоснабжение - 3,0 руб/м2 (8,2%); расходы на водоотведение - 3,5 руб/м2 (9,6%) и 22,1 процента (8,1 руб/м2) - жилищные услуги.
     

    Рис. 9. Структура фактической стоимости ЖКУпо Липецкой области в 2006-2007 гг.
    Таблица 1
    Фактический уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги за январь-декабрь 2007 года
    № п/п
    Наименование муниципального образования
    Фактический уровень платежей населения, %
    1
    Липецкая область
    95,3
    2
    Воловский район
    90,7
    3
    Грязинский район
    93,9
    4
    Данковский район
    94,2
    5
    Добринский район
    87,3
    6
    Добровский район
    99,2
    7
    Долгоруковский район
    95,1
    8
    Елецкий район
    96,0
    9
    Задонский район
    91,5
    10
    Измалковский район
    86,6
    11
    Краснинский район
    89,3
    12
    Лебедянский район
    87,7
    13
    Лев-Толстовский район
    94,0
    14
    Липецкий район
    97,2
    15
    Становлянский район
    97,1
    16
    Тербунский район
    93,6
    17
    Усманский район
    88,9
    18
    Хлевенский район
    100,0
    19
    Чаплыгинский район
    94,4
    20
    г.Елец
    99,3
    21
    г.Липецк
    95,5
     
    2.1.5. Дебиторская и кредиторская задолженность. По оперативным данным предприятий ЖКХ по итогам работы за 2007 год сумма дебиторской задолженности составила 853,0 млн. руб., на начало 2007г. она составляла 806,6 млн.руб. (рост 106%). Основным дебитором по-прежнему остается население. Долг населения вырос с начала года на 55,5 млн.руб. и составил 412,5 млн.руб. (48,4% от общей суммы дебиторской задолженности). Однако сбор платы за ЖКУ с населения вырос с 97% до 98%.
    Кредиторская задолженность предприятий ЖКХ составила 759,0 млн.руб., (2006г. - 748,7 млн.руб.)
    По итогам 2007 года (оперативно) долги потребителей услуг, оказываемых предприятиями ЖКХ, превысили задолженность самих предприятий на 12%.
    2.2.   Основные направления развития ЖКХ Липецкой области Динамика кредиторской и дебиторской задолженности предприятий ЖКХ Липецкой области приведена на рис. 10.
     

    Рис. 10. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
     
    В Липецкой области действует областная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Липецкой области на 2005-2010 гг.», принятая постановлением областного Совета депутатов от 22.12.2005 г. № 1089-пс, в рамках которой реализуются мероприятия по переселению граждан из непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда. Ранее мероприятия реализовывались согласно ОЦП «Переселение граждан Липецкой области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 - 2010гг», принятой областным Советом депутатов от 04.12.2003 г. № 412-пс.
    22 апреля в Липецке во время рабочей поездки делегации государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ был подписан договор между Фондом и администрацией области о софинансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и расселению аварийного жилья.
    В результате заключения договора область получает от Фонда почти 300 млн. рублей, на которые, с учетом софинансирования региона, будет отремонтирован 131 дом, а 33 дома — переселены. Жилищные условия сможет улучшить 25 000 граждан России.[11]
    Липецкая область только в 2008 году может получить из средств Фонда свыше 700 миллионов рублей. Всего же за четыре года область может рассчитывать на получение от Фонда 2 млрд. 349 млн. рублей.
    Генеральный директор Фонда обратил внимание участников церемонии на то, что при мониторинге реализации региональных программ по проведению капитального ремонта Фонд будет следить не только за тем, чтобы средства расходовались по назначению, но и за эффективностью проведенного ремонта — проверяя, как изменились объективные характеристики дома.
    30 сентября депутаты городского Совета Липецка приняли в двух чтениях адресные программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Липецка» и «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Липецка на 2008 год. Фонд содействия реформированию ЖКХ принял вторую заявку от Липецкой области на выделение 321,7 млн. рублей. на капитальный ремонт и переселение граждан из аварийного жилья.
    Так, программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Липецка» предусматривает выполнение в 2008 году капитального ремонта 131 многоквартирного дома. Объем финансирования составит 566,9 млн. рублей. Программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Липецка на 2008 год» рассчитана на расселение 54 домов. На переселение проживающих в них жителей потребуется 437,7 млн. рублей.
    2.3.   Особенности управления ЖКХ в Липецкой области Управлением ЖКХ Липецкой области заведует специальное подразделение областной Администрации – Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.
    Управление является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области, осуществляющим координацию деятельности в сфере жилищно-коммунального комплекса.
    Организационная структура Управления представлена на рис. 11.
     

    Рис. 11. Структура Управления жилищно-коммунальногохозяйства Липецкой области[12]
     
    Полномочия Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области (далее Управление) определены Положением об Управлении, утвержденным распоряжением администрации Липецкой области от 28.02.2007г. № 99-р и иными нормативно-правовыми актами.
    Управление ЖКХ Липецкой области осуществляет свои полномочия во взаимодействии со структурами, входящими в администрацию области, исполнительными органами государственной власти области, федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами местного самоуправления, предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и иными организациями.
    Управление ЖКХ Липецкой области обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество в оперативном управлении, печать с изображением государственного герба Липецкой области, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления своей деятельности, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Финансирование расходов на содержание и обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств областного бюджета. Положение об Управлении, вносимые в него изменения и дополнения утверждаются администрацией области в установленном порядке.
    Основные задачи и цели Управления ЖКХ Липецкой области:
    – Реализация в пределах своей компетенции государственной политики в сфере модернизации и реформирования жилищно-коммунального комплекса.
    – Участие в формировании эффективной политики взаимодействия между предприятиями жилищно-коммунального хозяйства области с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития отрасли.
    – Координация в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Липецкой области, деятельности в сфере жилищно-коммунального комплекса области по вопросам водоснабжения, водоотведения, благоустройства, эксплуатации жилищного фонда, утилизации бытовых и промышленных отходов.
    – Прогнозирование перспектив развития жилищно-коммунального комплекса области.
    В настоящий момент начальником Управления ЖКХ Липецкой области является Глебов Вячеслав Михайлович.
    3.   Прогнозные оценки отдельных показателей В качестве примера произведем прогноз на 2008 и 2009 г. двух различных показателей жилищно-коммунальной сферы – число построенных квартир (по России) и расходов на покупку недвижимости (по Липецкой области). Прогнозирование будем проводить методом математической экстаполяции.
    Исходные данные для расчетов приведены в табл. 2, 3.
     
    Таблица 2
    Динамика расходов населения на покупкунедвижимости по Липецкой области[13]
    Год
    2000
    2006
    2007
    Расходы на покупку недвижимости, млрд. руб.
    0,3
    3,9
    4,4
     
    Таблица 3
    Динамика числа построенных квартир по РФ[14]
    Год
    2000
    2001
    2002
    2003
    2004
    2005
    2006
    2007
    Число кваpтиp, тыс.
    373
    382
    396
    427
    477
    515
    609
    721
     
    В первую очередь построим корреляционное поле для обоих параметров (см. рис. 12, 13).
    Общий вид корреляционных полей подсказывает, что первый показатель может быть эффективно аппроксимирован уравнением линейной регрессии, а второй – полиномиальной регрессией.
    Рассмотрим подробно линейную регрессию. Уравнение регрессии имеет вид:
     

    где y – предсказываемое значение параметра; x – год; m – коэффициент корреляции; b – константа.
     

    Рис. 12. Корреляционное поле для показателя расходовна покупку недвижимости по Липецкой области
     

    Рис. 13. Корреляционное поле для числа построенных квартир по РФ
     
    Коэффициенты m и b вычисляются из следующих выражений:[15]

     
    где x и y – известные значения параметров и года соответственно.
    В нашей работе вычисление коэффициентов регрессионного уравнения производилось автоматически средствами Microsoft Office Excel. Полученный результат для показателя расходов на покупку недвижимости по Липецкой области:
     
    y = 0,5907 · x – 1181,1.
     
    На основании полученного уравнения определяем прогнозные значения показателя расходов населения на покупку недвижимости по Липецкой области на 2008 и 2009 года:
     
    y(2008) = 0,5907 · 2008 – 1181,1 = 5,0, млрд. руб.
    y(2009) = 0,5907 · 2009 – 1181,1 = 5,6, млрд. руб.
     
    Изобразим прямую регрессии и полученные значения прогнозов показателя на корреляционном поле (см. рис. 14).
    Аналогичным образом произведем прогнозирование показателя числа построенных квартир по РФ методом полиномиальной регрессии второй степени. Уравнение регрессии с рассчитанными коэффициентами будет иметь следующий вид:
     
    y = 8,3096 · x2 – 33249 · x + 33260402.
     
    Подставляя в данное уравнение значения годов, равные 2008 и 2009, получаем следующий прогноз:

    Рис. 14. Итоги прогнозирования показателя расходовна покупку недвижимости по Липецкой области
     
    y(2008) = 8,3096 · 20082 – 33249 · 2008 + 33260402 = 825 тыс.
    y(2009) = 8,3096 · 20092 – 33249 · 2009 + 33260402 = 956 тыс.
     
    Полученные прогнозы и парабола регрессии приведены на рис. 15.
     

    Рис. 15. Итоги прогнозирования числа построенных квартир по РФ
     
    Таким образом, при помощи математического аппарата экстраполирующих методов нам удалось построить прогноз показателей расходов населения на покупку недвижимости по Липецкой области и числа построенных квартир по РФ на 2008 и 2009 г.
    Заключение Более 80% семей России, проживающих в многоквартирных домах, являются не покупателями, а лишь потребителями жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Население лишено элементарных «рыночных прав» – не может контролировать объем и качество предоставляемых услуг, торговаться по цене и даже отказаться от их потребления, объем которого остается неизвестным и, возможно, неизменным. По многим видам услуг даже поставщики не могут следовать принципу «за сколько заплатил, столько и получи». Нет ясности и в вопросе, кто же приобретает услугу: домохозяйство, жилищная компания, дирекция единого заказчика, муниципалитет. Более того, непонятно, что именно является приобретаемым продуктом: ресурсы, по которым рассчитываются нормативы потребления (Гкал, литры, кВтч), или параметры комфорта, на основе которых оценивается качество работы предприятий ЖКХ (температура, влажность в помещении, работа водоразборных приборов, освещенность и чистота улиц и т. п.). То есть речь идет о рынке, где ясно, кто стоит за прилавком, но неясно, что на прилавке лежит; понятно, кто платит, но непонятно, кто принимает решение о покупке.
    Итоги реформирования ЖКХ на протяжении последних 5 лет как раз тем и определяются, что на этом рынке не был сформулирован покупатель. Возможно, поэтому ЖКХ не удалось превратить в рыночный сектор экономики и в нем до сих пор доминируют не рыночные, а административные методы управления.
    Список литературы 1. Администрация Липецкой области [Электронный ресурс]: Жилищно-коммунальный комплекс // http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/bus/b-gkh.php. Загл. с экрана.
    2. Администрация Липецкой области [Электронный ресурс]: Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области // http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/adm/dep_gkh.php. Загл. с экрана.
    3. Администрация Липецкой области [Электронный ресурс]: Экономика области // http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/bus/eco.php. Загл. с экрана.
    4. Дедюхова, И.А. «Реформа ЖКХ» – предпосылки реформирования, реальные и декларируемые цели, основные итоги поэтапной реформы отрасли [Электронный ресурс] / И.А. Дедюхова // http://www.deduhova.ru/srvreform/prerequisites.htm. Загл. с экрана.
    5. Практикум по социальной статистике [Текст]: Учебное пособие / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 386 с.
    6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Число построенных квартир и их средний размер // http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_11/IssWWW.exe/Stg/d02/17-16.htm. Загл. с домашней страницы Интернета.
    7. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс] // http://www.fondgkh.ru/massmedia/federal/25155.html. Загл. с экрана.
    8. Чистяков, Е.Г. Основы социального прогнозирования [Текст]: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов V курса специальности 060100 «Гос. и муниципальное управление» / Е.Г. Чистяков, Ю.М. Дурдыев, Г.Ю. Семикина, Л.В. Шубцова. – М.: ВЗФЭИ, 2004. – 20 с.
    9. Экономика муниципального сектора [Текст] / Под ред. А.В. Пикулькина. – М.: Юнити, 2007. – 464 с.
    10. Ягодина, Л.П. Управление жилищно-коммунальным хозяйством: Организационно-правовые аспекты [Текст]: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.14 – Административное право; Финансовое право; Информационное право / Л.П. Ягодина. – М., 2008. – 22 с.
    [1] Чистяков, Е.Г. Основы социального прогнозирования [Текст]: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов V курса специальности 060100 «Государственное и муниципальное управление» / Е.Г. Чистяков, Ю.М. Дурдыев, Г.Ю. Семикина, Л.В. Шубцова. – М.: ВЗФЭИ, 2004. – 20 с.
    [2]Экономика муниципального сектора [Текст] / Под ред. А.В. Пикулькина. – М.: Юнити, 2007. С. 229.
    [3] Экономика муниципального сектора [Текст] / Под ред. А.В. Пикулькина. – М.: Юнити, 2007. – 464 с.
    [4] Ягодина, Л.П. Управление жилищно-коммунальным хозяйством: Организационно-правовые аспекты [Текст]: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.14 – Административное право; Финансовое право; Информационное право / Л.П. Ягодина. – М., 2008. – С. 7.
    [5] Там же, с. 7.
    [6] Там же, с. 7-8.
    [7] Источник – Дедюхова, И.А. «Реформа ЖКХ» – предпосылки реформирования, реальные и декларируемые цели, основные итоги поэтапной реформы отрасли [Электронный ресурс] / И.А. Дедюхова // http://www.deduhova.ru/srvreform/prerequisites.htm. Загл. с экрана.
    [8] Практикум по социальной статистике [Текст]: Учебное пособие / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 386 с.
    [9] Практикум по социальной статистике [Текст]: Учебное пособие / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 386 с.
    [10] Здесь и далее в п. 2.1 данные заимствованы из: Администрация Липецкой области [Электронный ресурс]: Жилищно-коммунальный комплекс // http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/bus/b-gkh.php. Загл. с экрана.
    [11] Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс] // http://www.fondgkh.ru/massmedia/federal/25155.html. Загл. с экрана.
    [12] Администрация Липецкой области [Электронный ресурс]: Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области // http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/adm/dep_gkh.php. Загл. с экрана.
    [13] Администрация Липецкой области [Электронный ресурс]: Экономика области // http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/bus/eco.php. Загл. с экрана.
    [14] Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Число построенных квартир и их средний размер // http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_11/IssWWW.exe/Stg/d02/17-16.htm. Загл. с домашней страницы Интернета.
    [15] Практикум по социальной статистике [Текст]: Учебное пособие / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 386 с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Прогнозирование ЖКХ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.