Полный текст:
Господство доллара США
Содержание.
Введение. Стр.2
1.Три этапа эволюции Мировой Валютной системы (МВС). Стр.3
1.1. Система «золотого стандарта». Стр.3
1.2. «Бреттон-Вудская» валютная система. Стр.4
1.3. «Ямайская» валютная система. Стр.7
2.Лидирующее положение доллара в мировой экономике. Стр.9
3.Теоретическое обоснование деятельности Центральных банков. Стр.10
4.Долларизация: официальная и теневая альтернативы национальным деньгам. Стр.13
5.Ведущие экономисты «за» и «против» официальной долларизации. Стр.16
6.Перспективы официальной долларизации в странах Латинской Америки. Стр.19
7.Перспективы доллара и евро. Стр.20
Заключение. Стр.22
Список использованной литературы. Стр.24
Введение.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетается. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. Большое влияние на международные валютно-кредитные и финансовые отношения оказывают ведущие промышленно-развитые страны («Семерка»), которые выступают как партнеры-соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере. В настоящее время лишь немногие страны не используют преимущества международного разделения труда, специализации и кооперации. Возрастающая интернационализация производства заставляет экономических субъектов (предприятия, банки, физических лиц и т.д.) активно выходить на мировой рынок. Принципы работы экономических субъектов на внешнем рынке существенно отличаются от принципов работы на рынке внутреннем. Именно поэтому при выходе на международный рынок необходимо учитывать огромное количество экономических и политических обстоятельств. В частности, на международном рынке предприятие сталкивается с большим количеством валют, необходимостью платить по своим обязательствам приемлемыми платежными средствами, оценивать всевозможные виды рисков, возникающих при осуществлении внешнеэкономической деятельности, а также следовать требованиям и рекомендациям международных институтов, конвенций и договоров. Так как все эти операции могут иметь существенное влияние на общую эффективность деятельности экономических субъектов, необходимо всестороннее изучение международных валютно-кредитных отношений.
Под влиянием многих факторов функционирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение мирового опыта представляет большую важность и большой интерес для складывающейся в России и других странах рыночной экономики.
Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере.
Различаются национальная, мировая и региональная валютные системы.
МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Мирохозяйственные связи немыслимы без налаженной системы валютных отношений, под которыми мы понимаем экономические отношения, связанные с функционированием мировых денег. Валютные отношения обслуживают различные виды хозяйственных связей (внешняя торговля, вывоз капитала, предоставление займов, научный обмен, туризм и пр.).
Национальная валютная система - форма организации валютных отношений в стране, определяемой национальным законодательством.
Основная задача валютной системы - опосредование международных платежей.
Международная валютная система выполняет функцию мировых денег, а именно, мировые деньги выступают как норма стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления богатства.
1. «Три этапа эволюции Мировой Валютной Системы (МВС)».
Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени ее соответствия структуре мирового хозяйства. При изменении структуры мирового хозяйства и соотношения сил на мировой арене происходит замена существующей формы МВС. Появившись в XIX веке, МВС прошла 3 этапа эволюции: 1) «Золотой стандарт» или Парижская валютная система.
2) Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов.
3) Ямайская система плавающих валютных курсов.
1.1. Система «золотого стандарта».
«Золотой стандарт» возник с началом ухода биметаллической системы (денежная система, при которой золото и серебро выступают как узаконенный всеобщий эквивалент и составляют основу денежного обращения страны 16 - 19 век, в конце 19 века в большинстве стран биметаллизм был заменён золотым монометаллизмом), и прекратил свое существование в течение первого месяца начала Первой Мировой войны. Эра золотого стандарта иногда ассоциируется с быстрой индустриализацией и экономическим процветанием.
Начало золотого стандарта было положено Банком Англии в 1821 г. Юридически эта система была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г., которое признало золото единственной формой мировых денег. По месту оформления соглашения эта система называется также как Парижская валютная система. Золотой стандарт базировался на следующих структурных принципах: - его основой являлся золотомонетный стандарт, каждая валюта имела золотое содержание, курс национальных валют жестко привязывался к золоту и через золотое содержание валюты соотносился друг, с другом, по твердому валютному курсу. В соответствии с золотым содержанием валют устанавливались их золотые паритеты. Валюты свободно конвертировались в золото. Золото использовали, как общепризнанные мировые деньги.
Сложился режим свободно плавающих курсов валют с учетом рыночного спроса и предложения, но в пределах «золотых точек» (так называют максимальные пределы отклонения курса валют от установленного золотого паритета, которые определяются расходами на транспортировку золота за границу). Если рыночный курс золотых монет отклонялся от паритета, основанного на их золотом содержании, то должники предпочитали расплачиваться по международным обязательствам золотом, а не иностранными валютами.
Золотой стандарт играл в известной степени роль стихийного регулятора производства, внешнеэкономических связей, денежного обращения, платежных балансов, международных расчетов. Долларовый блок: возглавляемый США, был создан в 1933 г. В него вошли: Канада, многие страны Центральной и Южной Америки, где господствовал американский капитал. В июне 1933 г. на Лондонской международной экономической конференции, стремившейся сохранить золотой стандарт, создали золотой блок. В него вошли следующие страны - Франция, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, позже вошли Италия, Чехословакия и Польша. К 1936 г., в связи с отменой золотого стандарта во Франции, золотой блок распался.
Преимущества и недостатки золотого стандарта.
Преимущества: 1) Обеспечение стабильности, как во внутренней, так и во внешней экономической политике, что объясняется следующим: транснациональные потоки золота стабилизировали обменные валютные курсы и создали тем самым благоприятные условия для роста и развития международной торговли.
2) Стабильность курсов валют, что обеспечивает достоверность прогнозов денежных
потоков компании, планирование расходов и прибыли.
Недостатки :
1.Установленная зависимость денежной массы от добычи и производства золота (открытие новых месторождений и увеличение его добычи приводило к транснациональной инфляции).
2.Невозможность проводить независимую денежно-кредитную политику,
направленную на решение внутренних проблем страны.
Во время Второй Мировой войны все валютные блоки распались. Вторая Мировая война привела к кризису и распаду Генуэзской валютной системы, которая была заменена на Бреттон-Вудскую.
1.2. Бреттон-Вудская валютная система.
Вторая по счёту валютная система была официально оформлена на Международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. в городе Бреттон-Вудсе (США). Здесь также были основаны МВФ и МБРР. В цели создания второй мировой валютной системы входило: восстановление обширной свободной торговли; установление стабильного равновесия системы международного обмена на основе системы фиксированных валютных курсов; передача в распоряжение государств ресурсов для противодействия временным трудностям во внешнем балансе. Вторая форма МВС базировалась на следующих принципах:
1.Были установлены твердые обменные курсы валют стран-участниц к курсу ведущей валюты.
2.Курс ведущей валюты был фиксирован к золоту; центральные банки поддерживали стабильный курс своей валюты по отношению к ведущей (в рамках +/- 1%) валюте с помощью валютных интервенций.
3.Изменения курсов валют осуществлялось посредством девальвации и ревальвации. Организационным звеном системы являлись МВФ и МБРР. МВФ предоставлял кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов, в целях поддержки нестабильных валют, осуществлял контроль за соблюдением принципов МВС странами-участницами, а также обеспечивал валютное сотрудничество стран.
Под давлением США в рамках Бреттон-Вудской системы утвердился долларовый стандарт – МВС, основанный на господстве доллара (США обладали 70% от всего мирового запаса золота). Доллар – единственная валюта, конвертируемая в золото, стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютной интервенции и резервных активов. Было установлено золотое соотношение доллара США: 35 долл. за 1 тройскую унцию. США установили монопольную валютную гегемонию, оттеснив своего давнего конкурента – Великобританию.
Таким образом, национальная валюта США стала одновременно мировыми деньгами, и поэтому Бреттон-Вудская валютная система часто называется системой золотодолларового стандарта.
Валютные интервенции рассматривались, как механизм самоадаптации второй МВС к изменяющимся внешним условиям, аналогично транспортировке золотых запасов для регулирования сальдо платежного баланса при золотом стандарте. Курсы валют можно было изменять лишь при возникновении фундаментальной несбалансированности баланса. Эти изменения валютных курсов в рамках твердых паритетов назывались ревальвацией и девальвацией валют. Вторая МВС могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. Однако к началу 70-х гг. произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы. Появились значительные проблемы с международной ликвидностью, так как, по сравнению с увеличением объемов международной торговли добыча золота была невелика. Доверие к доллару, как резервной валюте падает по причине гигантского дефицита платежного баланса США.
Образовались новые финансовые центры (Западная Европа и Япония), что привело к утрате США своего абсолютного доминирующего положения в мире. Отчетливо проявилась парадоксальность данной системы, основанной на внутреннем противоречии, известном как парадокс, или дилемма Триффена. По дилемме Триффена, золотодолларовый стандарт должен совмещать два противоположных требования:
1 – эмиссия ключевой валюты должна коррелировать с изменением золотого запаса страны. Чрезмерная эмиссия ключевой валюты, не обеспеченная золотым запасом, может подорвать обратимость ключевой валюты в золото и со временем вызовет кризис доверия к ней;
2 – ключевая валюта должна выпускаться в количествах, достаточных для того, чтобы обеспечить увеличение международной денежной массы для обслуживания возрастающего количества международных сделок. Поэтому ее эмиссия должна намного превосходить золотой запас страны.
Разновидностями золотого стандарта являются: золотомонетный стандарт, при котором банками осуществлялась свободная чеканка золотых монет - он действовал до начала XXв; золотослитковый стандарт, при котором золото применялось лишь в международных расчетах (начало XX в – начало Первой Мировой войны); золотовалютный (золотодевизный) стандарт, при котором наряду с золотом в расчетах использовались и валюты стран, входящих в систему золотого стандарта. Он известен еще, как Генуэзский (1922 г – начало Второй Мировой войны).
Золотомонетный стандарт был относительно эффективен до Первой Мировой войны, когда действовал рыночный механизм выравнивания валютного курса и платежного баланса. В период Первой Мировой войны и особенно во времена Великой депрессии (1929-1934 гг.) система золотого стандарта переживала кризисы. Золотомонетный и золотослитковый стандарты изжили себя, так как, перестали соответствовать масштабам возросших хозяйственных связей. Из-за высокой инфляции в большинстве стран Европы их национальные валюты стали неконвертируемыми. США превратились в нового финансового лидера, а золотой стандарт стал видоизменяться.
Генуэзская международная экономическая конференция 1922 года закрепила переход к золотодевизному стандарту, основанному на золоте и ведущих валютах, которые конвертируются в золото. Появились «девизы» – платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов. Золотодевизный стандарт или, как его еще называют, Генуэзская валютная система, функционировал на следующих принципах: его основой являлись золото и девизы – иностранные валюты. В тот период денежные системы 30 стран базировались на золотодевизном стандарте. Национальные кредитные деньги стали использоваться в качестве международных платежно-резервных средств. Однако в междувоенный период статус резервной валюты не был официально закреплен ни за одной валютой. Были сохранены золотые паритеты. Конверсия валют в золото стала осуществляться не только непосредственно, но и косвенно, через иностранные валюты, что позволяло экономить золото государствам, обедневшим во время Первой Мировой войны. Был восстановлен режим свободно колеблющихся валютных курсов. Валютное регулирование осуществлялось в форме активной валютной политики, международных конференций, совещаний.
В период между войнами страны последовательно отказывались от золотого стандарта. Первыми вышли из системы золотого стандарта аграрные и колониальные страны (1929-1930 гг.). Так как, резко сократился спрос на сырье, на мировом рынке и цены на него понизились на 50-70%. Германия, Австрия и Великобритания вышли из МВС в 1931 году. Германия и Австрия оказались слабым звеном в МВС по причине отлива иностранных капиталов, уменьшения официального золотого запаса и банкротством банков, а Великобритания отменила золотой стандарт из-за ухудшения состояния платежного баланса и уменьшения официальных золотых резервов страны в связи с резким сокращением экспорта товаров.
В апреле 1933 г. США вышли из системы золотого стандарта; непосредственной причиной отмены послужило значительное и неравномерное падение цен. Это вызвало массовые банкротства. Банкротство 10.000 банков подорвало денежно-кредитную систему США и привело к отмене размена долларовых банкнот на золотые монеты. В 1936 г. Франция отменила золотой стандарт. Она поддерживала его дольше других стран. Искусственное сохранение золотого стандарта снижало конкурентоспособность французских фирм. В результате кризиса золотодевизный стандарт или Генуэзская валютная система утратили относительную эластичность и стабильность. Несмотря на сокращение размена банкнот на золото во внутреннем обороте, сохранилась внешняя конвертируемость валют в золото по соглашению центральных банков США, Великобритании, Франции. В это время на базе национальных валютных систем ведущих стран начинают складываться валютные блоки и зоны.
Валютный блок – это группировка стран, зависимых в экономическом, валютном и финансовом отношении, от возглавляющей его державы, которая диктует им единую политику в области международных экономических отношений и использует их как привилегированный рынок сбыта, источник дешевого сырья и выгодную сферу приложения капитала.
Целью валютных блоков является укрепление конкурентных позиций страны-лидера на международной арене, особенно в моменты экономических кризисов.
Для валютного блока характерны следующие черты:
1)Курс зависимых валют прикреплен к валюте страны, возглавляющей группировку. 2)Международные расчеты входящих в блок стран осуществляются в валюте страны-гегемона. 3)Валютные резервы стран хранятся в стране-гегемоне.
4)Обеспечением зависимых валют служат казначейские векселя и облигации государственных займов страны-гегемона.
В то время образовались стерлинговый, долларовый и золотой валютный блоки. Стерлинговый блок: был образован в 1931 году, в него вошли страны Британского содружества наций (кроме Канады и Ньюфаундленда), территории Гонконга, Египта, Ирака и Португалии. Позднее к нему присоединились Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Япония (де-факто), Греция и Иран.
Таким образом, возникает необходимость пересмотра основ существующей валютной системы; ее структурные принципы, установленные в 1944 г., перестали соответствовать условиям производства, мировой торговли и изменившемуся соотношению сил в мире. Сущность кризиса Бреттон-Вудской системы заключается в противоречии между интернациональным характером МЭО и использованием для их осуществления национальных валют, подверженных обесцениванию (преимущественно доллара). Причины кризиса Бреттон-Вудской валютной системы можно представить в виде цепочки взаимообусловленных факторов:
1)Неустойчивость и противоречия экономики. Начало валютного кризиса в 1967 г. совпало с замедлением экономического роста.
2)Усиление инфляции отрицательно влияло на мировые цены и конкурентоспособность фирм, поощряло спекулятивные перемещения «горячих» денег. Различные темпы инфляции в разных странах оказывали влияние на динамику курса валют, а снижение покупательной способности денег создавало условия для «курсовых перекосов». 3)Нестабильность платежных балансов. Хронический дефицит балансов одних стран (особенно США, Великобритании) и активное сальдо других (ФРГ, Япония) усиливали резкие колебания курсов валют соответственно вниз и вверх.
4)Несоответствие принципов Бреттон-Вудской системы изменившемуся соотношению сил на мировой арене. Валютная система, основанная на международном использовании подверженных обесцениванию национальных валют – доллара и отчасти фунта стерлингов, пришла в противоречие с интернационализацией мирового хозяйства. Это противоречие Бреттон-Вудской системы усиливалось по мере ослабления экономических позиций США и Великобритании, которые погашали дефицит своих платежных балансов национальными валютами, злоупотребляя их статусом резервных валют. В итоге была подорвана устойчивость резервных валют.
Принцип америкоцентризма, на основе которого была построена Бреттон-Вудская система, перестал соответствовать новой расстановке сил с возникновением трех мировых центров: США – Западная Европа – Япония. Использование США статуса доллара, как резервной валюты, для расширения своей внешнеэкономической и военно-политической экспансии, экспорта инфляции усилило межгосударственные разногласия и противоречило интересам развивающихся стран.
5)Активизация рынка «евродолларов». Поскольку, США покрывают дефицит своего платежного баланса национальной валютой, часть долларов перемещается в иностранные банки, способствуя развитию рынка евродолларов. Этот колоссальный рынок долларов «без родины» сыграл двоякую роль в развитии кризиса Бреттон-Вудской системы. Вначале он поддерживал позиции американской валюты, поглощая избыток долларов, но в 70-х годах «евродолларовые» операции, ускоряя стихийное движение «горячих» денег между странами, обострили валютный кризис. Избыток долларов в виде лавины «горячих» денег периодически обрушивался то на одну, то на другую страну, вызывая валютные потрясения и бегство от доллара.
6)Дезорганизующая роль транснациональных корпораций (ТНК) в валютной сфере: ТНК располагают гигантскими краткосрочными активами в разных валютах, которые более чем вдвое превышают валютные резервы центральных банков, ускользают от национального контроля и в погоне за прибылями участвуют в валютной спекуляции, придавая ей грандиозный размах.
Развитие кризиса Бреттон-Вудской валютной системы можно разделить на следующие ключевые этапы:
1) 17 марта 1968 г. Установлен двойной рынок золота. Цена на золото на частных рынках устанавливается свободно в соответствии со спросом и предложением. По официальным сделкам, для центральных банков стран сохраняется обратимость доллара в золото, по официальному курсу 35 долларов за 1 тройскую унцию.
2) 15 августа 1971 г. Временно запрещено конвертирование доллара в золото, для центральных банков.
3) 17 декабря 1971 г. Девальвация доллара по отношению к золоту на 7,89%. Официальная цена золота увеличилась с 35 до 38 долларов за 1 тройскую унцию без возобновления обмена долларов на золото по этому курсу.
4) 13 февраля 1973 г. Доллар девальвировал до 42,2 долларов за 1 тройскую унцию. 5) 16 марта 1973 г. Международная конференция подчинила курсы валют законам рынка.
С этого времени курсы валют не фиксированы и изменяются под воздействием спроса и предложения. Таким образом, система твердых обменных курсов прекратила свое существование. После продолжительного переходного периода, в течение которого страны могли испробовать различные модели валютной системы, начала образовываться новая МВС, для которой было характерно значительное колебание обменных курсов.
1.3. Ямайская валютная система.
Устройство современной МВС было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976г. Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и много-валютный стандарт. Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:
1 – Выравнивание темпов инфляции в различных странах.
2 – Уравновешивание платежных балансов.
3 – Расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной
политики отдельными центральными банками.
Основные характеристики Ямайской валютной системы:
1. Система полицентрична, т.е. основана не на одной, а на нескольких ключевых валютах;
2. Отменен монетный паритет золота;
3. Основным средством международных расчетов стала свободно конвертируемая валюта, а также СДР и резервные позиции в МВФ;
4. Не существует пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется под воздействием спроса и предложения.
5. Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют.
6. Страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать его через золото. 7. МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.
По классификации МВФ - страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.
Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей: 1 – Курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США, английскому фунту стерлингов, французскому франку в развивающихся странах. 2 – Курс национальной валюты фиксируется к СДР.
3 – «Корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к
искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран – торговых партнеров данной страны.
4 – Курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).
В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях.
Именно поэтому говорят об «управляемом», или «грязном», плавании валютных курсов. Смешанное плавание также имеет ряд разновидностей.
Во-первых, это групповое плавание. Оно характерно для стран, входящих в ЕВС. Для них установлены два режима валютных курсов: внутренний – для операций внутри Сообщества, внешний – для операций с другими странами. Между валютами стран ЕВС действует твердый паритет, рассчитанный на основе отношения центральных курсов к ЭКЮ с пределом колебаний +/- 15%. Курсы валют совместно «плавают» по отношению к любой другой валюте, не входящей в систему ЕВС. Кроме того, к этой категории валютных режимов принадлежит режим специального курса в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и другие страны ОПЕК «привязали» курсы своих валют к цене на нефть.
В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом плавании. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета.
2. Лидирующее положение доллара в мировой экономике.
Сокращению ведущих позиций США в мировой экономике содействует международная роль доллара, который остаётся главным резервным и расчётным средством в мировой валютно-финансовой системе. Инвалютные резервы центральных банков других стран на 61% состоят из долларов, почти 2\3 расчётов в мировой торговле осуществляется в долларах; доллар служит мерой ценности многих важных товаров (например, нефти) на мировом рынке; в долларах производится 3\4 международного банковского кредитования. С середины 70-х годов роль доллара несколько снизилась, но она значительно превосходит экономический вес США в мире.
До настоящего времени доллар служит единым эталоном, на который равняются все валюты развитых стран. Хотя официальным мерилом валют служат (СДР) - специальные права заимствования, но их роль остаётся формальной, и на практике все участники международных расчётов продолжают ориентироваться на доллар. Причиной этого служит потребность международного обмена в едином универсальном расчётном средстве, диктуемая возрастающим единством товарного производства в мировом хозяйстве. Эффективно удовлетворить эту потребность в существующих условиях может только национальная валюта страны, которой принадлежит ведущая роль в мировом хозяйстве, а США как раз соответствуют этим требованиям.
Изменения курса доллара влекут за собой глубокие последствия и для США, и для других стран. Повышение его курса относительно уменьшает объём экспортной выручки в долларах, и нередко влечёт за собой более значительное, чем изменение валютного курса, падение мировых цен, особенно на сырьё. Напротив, снижение курса доллара служит мощным средством, способствующим росту американского экспорта и оттеснению конкурентов США на внешних рынках. Одновременно сдерживается импорт в США вследствие эффекта роста цен. Таким образом, для США изменение курса доллара, так или иначе, приносит выгоду и преимущества.
Изменение позиции США в мирохозяйственных связях вызвало рост внешнего долга, который образовался во второй половине 80-х годов и представляет собой разницу между объёмом всех разновидностей инвестиций иностранного капитала в США и объёмом всех видов инвестиций американского капитала за границей. В 1995 году он превысил 800 млрд. долларов.
Используя внешние источники финансирования, США получили возможность проводить крупные перемены в своём хозяйстве, связанные с переходом на ресурсосберегающий тип развития в меньшей степени за счёт собственного народа, чем это было бы при других обстоятельствах. В этом смысле рост экономики США в 80-е годы в значительной степени оплачен отставанием темпов в других странах, в первую очередь, западноевропейских. Это следует рассматривать как одно из проявлений лидирующей роли США в мировой экономике, их способности использовать её ресурсы для решения национальных задач.
Сам механизм возникновения внешнего долга США своеобразен. Иностранный капитал притекает в США свободно, под влиянием рыночных интересов. Поэтому обязательства США перед иностранными инвесторами выглядят, как долг, так же как обязательства банка перед вкладчиками, или корпорации перед акционерами. В настоящее время нет опасений крупного изъятия финансовых ресурсов из США. В мировом хозяйстве нет страны, или группы стран обладающих сравнимым потенциалом, проявляющим динамизм роста и способным принять эти ресурсы. Однако, это не означает, что в будущем невозможно значительное перераспределение финансовых ресурсов, в том числе путём перелива капитала из США в другие страны и регионы. Но для этого там должны созреть и проявиться условия для динамичного роста на достаточно солидной базе.
В ходе создания Европейского валютного союза США стали проявлять озабоченность из-за возможной потери долларом лидирующих позиций резервной валюты. В Вашингтоне приступили к активной разработке планов по расширению зоны влияния доллара. В последние годы США добились заметных результатов в области укрепления долларовой гегемонии: в 2000 году на американскую валюту перешли Эквадор и Восточный Тимор, в 2001 году – Сальвадор, аналогичные планы существуют и в Гватемале. Процесс расширения долларовой зоны получил название «официальная долларизация». В связи с этим в научных кругах идут дебаты о противостоянии дискреционной политики центрального банка и долларизации.
3. Теоретическое обоснование деятельности центральных банков.
Официальное использование иностранной валюты – достаточно редкое явление в малых государствах. Большинство стран предпочитает иметь собственную валюту. Это объясняется экономическими преимуществами самостоятельной денежно-кредитной политики. Её самостоятельность обычно подразумевает, что страна обладает внутренней валютой, эмитируемой национальным центральным банком. Согласно общепринятой точке зрения, национальная денежно-кредитная политика позволяет стране регулировать денежное предложение, процентные ставки, валютный курс и в конечном счёте
стимулировать экономический рост.
Такая позиция преобладала далеко не всегда. На момент рождения первых эмиссионных банков никакого понятия, а тем более концепции денежно-кредитной политики не существовало. Во многих странах полностью отсутствовали частные банковские учреждения, и центральным банкам приходилось выполнять функции коммерческих банков. Их главной задачей было обслуживание бюджета и управление налоговыми платежами. Во вторую очередь они занимались кредитованием правительства и в последнюю - денежной эмиссией. Как отмечал в начале ХХ века британский экономист В.Смит, центральные банки использовались, прежде всего, как инструмент повышения доходов государства. О банковской системе и денежно-кредитном регулировании тогда ещё никто не задумывался.
Первым шагом к проведению денежно-кредитной политики стала передача государственным банкам эмиссионной монополии. Её создание было обусловлено чрезвычайными ситуациями, в которых оказывались государственные финансы. Никаких экономических причин разрешения либо запрещения свободной эмиссионной деятельности в те годы не существовало, да и в принципе не могло быть в силу отсутствия экономической теории как таковой. Однажды, появившись на свет, монополия на денежную эмиссию продержалась до того момента, когда её экономическая целесообразность была поставлена под сомнение. Вердикт, вынесенный экономистами в ходе дискуссий X??ІX века, предусматривал унификацию и монополизацию эмиссии - конкурентная эмиссия была отвергнута. После этого признание превосходства централизованной эмиссионной системы под остальными альтернативами стало чем-то вроде догмы, и все центральные банки делали выбор в её пользу.
После передачи центральному банку эмиссионной монополии он стал носителем денежно-кредитного суверенитета. Концепция денежно-кредитного суверенитета затрагивает сразу несколько областей: экономику, право и политику. Из-за своей многогранности тема денежно-кредитного суверенитета всесторонне не изучалась и его полного определения не существует. Многие авторы считают синонимами денежно-кредитного суверенитета такие термины, как «автономия» и «независимость», однако это не совсем верно. Одно из первых его определений попытался дать американский экономист К.Курихара. В 1949 году он писал: «Денежно-кредитный суверенитет является попыткой изолировать внутреннюю экономику от негативных последствий депрессии». Такое определение слишком специфично, ведь Курихара изучал экономическую историю 1920 - 1940 годов. В 1995 году югославский экономист Д.Дукич дал совершенно иное определение: «Денежно-кредитный суверенитет в современном значении подчёркивает суверенное право государства через центральный банк регулировать во всех отношениях денежную эмиссию и проводить денежно-кредитную политику в целях достижения запланированных экономической политикой задач». Данная формулировка
представляется наиболее точной. Исходя из неё, можно выделить несколько составных элементов суверенитета:
- правомерный приоритет национального правительства в монопольном выпуске денег;
- возможность использования разнообразных регулирующих мер, включая валютный контроль и контроль за движением капитала;
- наличие носителя денежно-кредитного суверенитета (института центрального банка) с дискреционными полномочиями;
- плавающий валютный курс и отсутствие внешних денежных обязательств и соглашений.
Какие выгоды получает страна при сохранении денежно-кредитного суверенитета? Главным преимуществом является независимость экономической политики. Центральный банк имеет широкие возможности выбора стратегии и тактики денежно-кредитной политики. Страны, принявшие официальную долларизацию или заменившие Центробанк на валютное правление, такого выбора не имеют. Второе преимущество - возможность получения дохода от сеньоража. В случае непредвиденных обстоятельств Центробанк может напечатать деньги и покрыть дефицит бюджета. Как сказал в своё время Дж. М.Кейнс, «правительство может жить благодаря такому средству, если оно не в состоянии жить иначе». Напротив, страна, не имеющая собственных денежных властей или национальных денег, сеньораж никогда не получает.
Ещё одна важная функция центрального банка помимо осуществления монополии на эмиссию - выполнение на некоммерческой основе роли кредитора последней инстанции. Устранение дефицита ликвидности в банковской системе в ходе кризиса сегодня считается главной задачей центрального банка. В 1873 году английский экономист У.Бэйджгот опубликовал, ставший основополагающим труд «Ломбардстрит», в котором он настаивал на том, чтобы денежные власти продолжали неограниченно кредитовать и обменивать банкноты на золото, во время паники вкладчиков. Бэйджгот придумал также само выражение «кредитор последней инстанции», за что его считают отцом «центробанковского дела»*. С точки зрения кредитора последней инстанции, институт центрального банка является феноменом X??X века. Вплоть до начала ушедшего столетия большинство центральных банков действовали исключительно как эмиссионные монополисты, не заботившиеся о регулировании банковской системы и стабильности денежной сферы. Если исходить из этой позиции, государственные эмиссионные учреждения XVII - XIX вв. вовсе не были центральными банками.
Потребность в кредиторе последней инстанции стала актуальной в X??X веке. Центральные банки как таковые появились в ответ на неспособность коммерческих банков самостоятельно справляться с паникой вкладчиков. До этого роль кредитора последней инстанции выполняли банковские коалиции. Современная концепция кредитора последней инстанции, разработанная в 1983 году на основе модели банковской паники Д. Даймонда и Ф. Дбивига, хотя и является малореалистичной, тем не менее,
*В 1802 году Г.Торнтон первым предложил идею банка банков. Однако в силу неразвитости банковского дела его предложение осталось незамеченным. Лишь когда по всей Европе распространились государственные эмиссионные банки, практика регулирования подтолкнула денежные власти к выполнению функции последней инстанции. Независимо от Г. Торнтона У. Бэйджгот спустя 70 лет «воскресил» концепцию банка банков, чем заслужил себе имя в истории. Банки организовывали как формальные, так и неформальные, ставившие целью самострахование от бегства вкладчиков. Часто коалиции создавались вокруг ведущих банков, например, Suffolk Bank (начало 18 в., США), J.P. Morgan (конец 19в.,США) или Bank of Montreal (конец19 начало 20 века, Канада). В Великобритании частные банки объединялись вокруг правительства, от имени которого выступал Банк Англии. Затем эта роль перешла к эмиссионным банкам, что повлекло прекращение их коммерческой деятельности и введение банковского надзора и регулирования.
получила широкое распространение. Со времён У. Бэйджгота концепция кредитора последней инстанции была дополнена несколькими новыми идеями. Наиболее важная из них - ограничение конкурентной денежной эмиссии приводит к сокращению нежелательных экстерналий. Запрет конкурентного выпуска банковских банкнот в Великобритании и США, по мнению монетаристов, увеличил экономическое благосостояние путём снижения издержек приобретения информации об эмитенте*. История знает несколько типов денежных властей (Таблица 1).
. Таблица 1.
Типы денежных властей.
Типы денежных властей
Год основания первого института
Год закрытия последнего института.
Дискреционные денежные власти
Центральный банк
1668 (Швеция)
Функционирует в настоящее время
Правительство в роли эмитента (через Министерство финансов)
1685 (Канада)
Функционирует в настоящее время
Денежные власти с ограниченными полномочиями.
Ортодоксальное валютное правление
1849 (британская колония о. Маврикий)
Функционирует в настоящее время
Гетеродоксное валютное правление
1976 (Бруней)
Функционирует в настоящее время
Валютный институт
1861 (Индия)
Функционирует в настоящее время
Частный коммерческий банк с монополией на денежную эмиссию
1716 (Франция)
1967 (французские тихоокеанские территории)
Системы денежных властей
Использование иностранной валюты
1278 (Андорра)
Функционирует в настоящее время
Эмиссия собственных банкнот коммерческими банками
1644 (Китай)
1962 (Намибия)
Нетрадиционные денежные власти.
Свободная денежная эмиссия
1929 (Канада)
1983 (Гонконг)
Использование специальной оккупационной валюты
Военные периоды времени
С середины XIX в., по середину XX в. доминировали валютные правления. За всю свою историю система валютного правления существовала приблизительно в семидесяти странах, включая Индию, Израиль, Ирак, Египет и др.
*Brunner K., Meltzer A. The Uses of Money: Money in the Theory of an Exchange Economy. - American Economic Review, 1971, № 61, стр.784-805.
Почему центральные банки выиграли в конкурентной борьбе с другими эмиссионными институтами? В 1920-1950 г.г. ряд относительно развитых государств (Аргентина, Ирландия, Филиппины, Цейлон и Бирма) преобразовал свои валютные правления в центральные банки. Их руководство следовало существовавшей тогда экономической теории, согласно постулатам которой, непременным атрибутом независимого государства является институт центрального банка.*
Почему же снижение популярности валютного правления произошло так быстро? В середине XX в. господствовало мнение, что центральный банк является более передовой, если не сказать модной системой, чем валютное правление. Кроме того, хроническая слабость фунта стерлингов в период Бреттон-Вудской системы и дефицит инвестиций в бывших британских колониях способствовали отказу от валютного правления в пользу центрального банка. Возможности инфляционного финансирования бюджета и использования резервов валютных правлений в своих целях привлекали местных политиков. Осуществить их замыслы можно было только с помощью центрального банка. Именно дискреционная денежно-кредитная политика центрального банка, за которую его часто критикуют, и подходящий баланс между гибкостью и стабильностью оказались главными козырями в его конкурентной борьбе с другими эмиссионными институтами.
4. Долларизация: официальная и теневая альтернативы национальным деньгам.
Долларизация представляет собой замену национальной валюты долларом США, который используется в качестве средства обращения и сбережения, а также меры стоимости. Нередко термин «долларизация» служит для обозначения любого процесса вытеснения внутренней валюты страны - иностранной (не обязательно долларом США). Долларизация может быть официальной и неофициальной. В случае неофициальной, или теневой долларизации (unofficial or shadow dollarization) внутренняя валюта используется в основном для совершения небольших сделок и официальных платежей (налоги, сборы, пошлины и т.д.), в то время как доллар играет ключевую роль в проведении крупных операций и накоплении сбережений. Гораздо менее распространённой является официальная, формальная, или полная долларизация (official, formal or full dollarization), когда страна не обладает национальными банкнотами и (иногда) монетами. В таком случае доллар служит в качестве официальной внутренней денежной единицы. Многие страны на протяжении всей своей истории использовали иностранную валюту во внутреннем денежном обращении. Даже в Америке, где в XVIII - XIX вв. в розничной торговле главенствующую роль играли монеты, вплоть до 1857 года было разрешено хождение иностранных денег. Наиболее известной страной с официально долларизированной экономикой является Панама. В ней в качестве внутренней денежной единицы с 1904 года используется доллар США. Несмотря на то, что Панама выпускает свои собственные монеты и имеет расчётную единицу (бальбоа), это никак не мешает долларизации. Один бальбоа равен одному доллару США, а мелкие монеты играют вспомогательную роль и облегчают наличные расчёты. Кроме Панамы, ещё одиннадцать экономик официально используют доллар США. Три из них входят в состав США, или находятся под их опекой. Остальные экономики - небольшие государства, имеющие
*Конференции Лиги Наций, прошедшие в Брюсселе (1920), Генуе (1922) и Лондоне (1933), приняли декларации, содержащие положения о необходимости учреждения центральных банков во всех развивающихся странах, где их ещё не было. Однако вплоть до середины 1950-х годов лидером в денежно-кредитной сфере и основным конкурентом центрального банка оставалось валютное правление. Оно продолжало распространяться среди отсталых районов, таких, как колонии и области, находящихся под опекой ООН. Затем отказ от валютного правления пошёл более быстрыми темпами. В 1950-1960-е годы институт центрального банка ввели все бывшие британские колонии в Африке и Азии.
независимый политический статус от США (Таблица 2). Ещё около 20 небольших официально долларизированных экономик помимо доллара США используют также
австралийский доллар, или евро. Эти две денежные единицы - наиболее распространённые валюты за пределами своих стран после доллара США (Таблица 3).
Таблица 2.
Страны, официально использующие доллар США в качестве единственного законного платёжного средства в национальной экономике
(по состоянию на июнь 2002 г).
Страны \ территории
Население тыс. человек
ВВП млрд.
долл.
Политический статус
Год официальной долларизации.
Американские Самоа
67
0,5
Территория США
1899
Британские Виргинские о.
21
0,3
Британская зависимость
1973
Восточный Тимор
800
0,4
Независимое г-во
2000
Эквадор
13200
37,2
Независимое г-во
2000
Сальвадор
6200
24
Независимое г-во
2001
Гуам
160
3,2
Территория США
1898
Маршалловы
о-ва
71
0,1
Независимое г-во
1944
Микронезия
135
0,3
Независимое г-во
1944
Северные Марианские о.
75
0,9
Содружество с США
1944
Палау
19
0,1
Независимое г-во
1944
Панама
2800
16,6
Независимое г-во
1904
О-ва Питкэри
0,047
0
Брит-ая завис-сть
1800
Пуэрто-Рико
3900
39
Содруж-во с США
1899
О-ва Теркс и Кайкос
18
0,1
Британская колония
1973
Американские Виргинские о-ва
120
1,8
Территория США
1934
(Источник: Объединённый экономический комитет конгресса США, 2002г).
Существует также понятие полуофициальной долларизации (semiofficial dollarization). Более десяти государств характеризуются полуофициальной долларизацией (Таблица 4), в них функционирует бивалютная система (bimonetary system). Согласно определению МВФ, в полуофициально долларизированных странах иностранная валюта считается «другим легальным платёжным средством». Это означает, что она может широко использоваться в экономике, но обязательно выступает второстепенным платёжным средством по отношению к национальной валюте. На практике в полуофициально долларизированных странах иностранная валюта превалирует как валюта банковских вкладов, однако заработная плата, налоги и повседневные расходы «котируются» только в национальной валюте. В отличие от официально долларизированных стран в бивалютных системах продолжает действовать внутренний центральный банк (или другой тип денежных властей) и остаётся возможность проведения национальной денежно-кредитной политики.
Таблица 3.
Страны, официально использующие иностранную валюту за исключением
доллара США.
Страны
Политический статус
Используемая валюта
Год официальной долларизации
Андорра
Независимое г-во
Евро (французский франк и испанская песета.
1278
Кокосовы о-ва
Австралийская внешняя территория
Австралийский доллар
1955
О-ва Кука
Самоуправляющая территория Новой Зеландии
Новозеландский доллар
1995
Северный Кипр
Де-факто независимое г-во
Турецкая лира
1974
Гренландия
Датская самоуправляющаяся область
Датская крона
До 1800
Кирибати
Независимое г-во
Австралийский доллар и собственные монеты
1943
Лихтенштейн
Независимое г-во
Швейцарский франк
1921
Черногория
Независимое г-во
Евро
2002
Монако
Независимое г-во
Евро (французский франк)
1865
Науру
Независимое г-во
Австралийский доллар
1914
Ниу
Самоуправляющая территория Новой Зеландии
Новозеландский доллар
1901
О-ва Норфолк
Австралийская внешняя территория
Австралийский доллар
до 1900
О-в св. Елены
Колония Великобритании
Фунт стерлингов
1834
Сан-Марино
Независимое г-во
Евро (итальянская лира, собственные монеты)
1897
Токслау
Территория Новой Зеландии
Новозеландский доллар
1926
Тувалу
Независимое г-во
Австралийский доллар и собственные монеты
1892
Ватикан
Независимое г-во
Евро (итальянская лира,собственные монеты)
1929
(Источник: Объединённый экономический комитет конгресса США по состоянию на июнь 2002г.)
Официальная долларизация влияет не только на страны, присоединяющиеся к валютной зоне, но и на сами США. Воздействие долларизации на Соединённые Штаты в первую очередь с бесконтрольным использованием долларовых масс за рубежом. В связи с тем, что Америка оказывает наибольшее влияние на международный рынок и процентные ставки, потеря контроля серьёзно снижает эффективность проводимой ФРС денежно-кредитной политики. Второй эффект долларизации в США - рост политических рисков. Если ФРС по каким-либо причинам повысит процентную ставку, долларизированные страны могут попытаться заставить американское правительство воздействовать на ФРС с тем, чтобы она её снизила. Ещё более серьёзная проблема долларизации - валютный демпинг. Крупная страна с официально долларизированной экономикой или группа мелких долларизированных стран могут отказаться от использования доллара США в качестве внутренней валюты и ввести национальную денежную единицу. Массовый сброс долларов приведёт к, валютному демпингу и резкому падению доллара США.
Вместе с тем официальная долларизация имеет ряд преимуществ, в противном случае Соединённые Штаты препятствовали бы её проведению. Во-первых, это укрепление статуса доллара США в качестве ведущей мировой валюты. Рост числа стран, где он служит внутренней денежной единицей, помогает американской валюте оставаться мировым лидером. Долларизация одной или даже нескольких крупных стран Латинской Америки позволит увеличить количество людей, использующих доллар, и выдвинет долларовую зону по численности населения на первое место в мире, оставив позади зону единой европейской валюты. Во-вторых, упоминавшийся выше сеньораж. Наконец, в-третьих, снижение издержек и исчезновение валютных и операционных рисков.
5. Ведущие экономисты «за» и «против» официальной долларизации.
Большинство противников перехода на иностранную валюту полагают, что долларизация может служить постоянной денежной системой только у ограниченного круга малых государств или временным стабилизационным средством в крупных странах, где в результате кризиса - власти лишились рычагов управления экономикой. Критиками долларизации выступают в основном представители фундаментальной экономической науки. К числу наиболее видных противников официальной долларизации можно отнести П. Кругмана (Принстонский университет), Дж. Сакса (Центр международного развития Гарвардского университета), М. Филдстайна (Национальное бюро экономических исследований, США) и С. Эдвардса (Высшая школа бизнеса Андерсена). Приверженцы дискреционной денежно-кредитной политики в своих исследованиях опираются на макроэкономический подход, объектом их анализа является страна, а издержки и выгоды долларизации оцениваются с точки зрения национального хозяйства. В моделях открытой экономики официальная долларизация рассматривается как один из полярных режимов в системе фиксированных и плавающих обменных курсов валют. А в моделях закрытой экономики долларизация изучается с позиций модели временной несогласованности денежно-кредитной политики (time-inconsistency model) и правил денежно-кредитной политики (monetary policy rules).
Вместе с тем у долларизации есть немало сторонников, как среди академических работников, так и экономистов-практиков. За неё ратуют Р. Бэрроу (Стэндфордский университет) и Р. Дорнбуш (Массачусетский технологический институт), а также К. Шулер (Объединённый экономический комитет конгресса США) и Г.Кальво (Межамериканский банк развития). В отличие от своих оппонентов защитники официальной долларизации не рассматривают её в качестве средства разрешения кризисной ситуации в странах, где другие меры оказались безуспешными. Долларизация для них не выступает «угловым решением» в дискуссии о двуполярном мире денежно-кредитной политики по той простой причине, что её сторонники не собираются бросать вызов институту центрального банка как идеальной денежной системе. Их анализ эмиссионной политики находится в совершенно иной, непривычной для классических монетарных экономистов плоскости.
Большинство защитников долларизации считают себя последователями австрийской экономической школы. Разработав субъективную теорию ценностей, австрийская школа с 1920-х годов ушла в тень господствующей экономической мысли. Главным объектом исследований сторонников долларизации является экономический агент, на свой страх и риск, самостоятельно действующий на рынке. Их анализ лежит всецело в русле микроэкономической теории со всеми вытекающими последствиями.
Собственные интересы экономического агента могут абсолютно не совпадать с макроэкономическими целями правительства. Для обозначения подобного различия в интересах - южноафриканский экономист У. Хатт в 1936 году ввёл понятие «суверенитет потребителей» в противоположность национальному денежно-кредитному суверенитету (в его трактовке он носит название «суверенитет производителей)*. Какой из суверенитетов должен преобладать, кто имеет право и должен выбрать валюту для использования в повседневных операциях? По мнению защитников официальной долларизации, это - индивидуальные потребители. Они смотрят на выбор валюты не сквозь призму фиксированных и плавающих курсов, а с точки зрения конкурентной эмиссии и частного выпуска денег, известного под названием «свободная банковская деятельность» (free banking).**
Свободная банковская деятельность, по мнению наиболее радикальных приверженцев официальной долларизации, должна стать конечным пунктом денежной реформы. Первым её шагом может быть переход от института центрального банка к валютному правлению, далее к долларизации и, наконец, к конкурентной эмиссии частных денег. Как считают С. Ханк и К. Шулер, валютное правление и официальная долларизация являются оптимальными вариантами денежной системы для большинства слаборазвитых экономик. В развивающихся странах с центральным банком наблюдается низкий (или вообще отрицательный) экономический рост, сопровождаемый неупорядоченностью внутреннего финансового рынка. За последние 30 лет в 5-и из 6-ти всех развивающихся стран с центральным банком годовая инфляция превышала 20% ,и более чем в 1-й из 3-х она
зашкаливала за 100%. Самые тяжёлые банковские кризисы также происходили в развивающихся странах с центральным банком. Это позволило сделать вывод что наличие национального центрального банка в большинстве стран приносит, скорее, вред, чем пользу, поскольку он не способен самостоятельно добиться финансовой стабилизации.**
Непрекращающиеся дебаты между сторонниками и противниками официальной долларизации можно объяснить различием в подходах макро- и микроэкономической теории. Выделим три основные области противоречий:
Критерии выбора валютного курса. Традиционно макроэкономисты принимают решение, проводить официальную долларизацию или нет, исходя из теории оптимальных валютных зон, за создание которой в 1999 году Р. Манделлу присудили Нобелевскую премию. Если национальная экономика удовлетворяет критериям оптимальности, позволяющим поддерживать внутреннее и внешнее макроэкономическое равновесие, то правительству будет выгодно перейти от плавающего к фиксированному валютному курсу.
* Hutt W. Economists and the Public: A Study of Competition and Opinion. London, Jonathan Cape, 1936.
** Корни свободной банковской деятельности, когда учреждение эмиссионных банков разрешено на тех же основаниях, что и фирм в любой другой сфере бизнеса, уходит в далёкое прошлое денежных систем. Разделительной чертой между прошлым и будущим эмиссионной политики стало наделение Банка Англии в 1844 года статусом центрального банка Великобритании с исключительными полномочиями по выпуску денег. Начало возрождению идеи конкурентной эмиссии было положено в 1976 году, работой нобелевского лауреата Ф. Хайека «Выбор валюты». На протяжении 1980-х годов небольшая, но активная группа экономистов (Уайт, Селджин, Доуд, Гласнер, Ваубел) обновила теорию свободной банковской деятельности и предложила широко использовать электронные деньги для уменьшения роли правительства в денежной эмиссии. (Хайек Ф. «Частные деньги»).
Детерминанты уровня цен. Сторонники долларизации рассматривают проблему стабильности цен с монетаристских позиций. Если инфляция определяется денежным
предложением, для достижения ценовой стабильности необходимо ограничить возможности денежно-кредитной политики, лишив центральный банк эмиссионного права. Противники долларизации отмечают, что ограничение политики денежных властей не является гарантией стабильности цен, которая также зависит от налогово-бюджетной политики. Подобный подход с подачи профессора экономики Принстонского университета М. Вудфорда в 1994 году, получил название «фискальная теория уровня цен». Её логика достаточно проста: правительство имеет хронический дефицит бюджета и растущий долг, и центральный банк во избежание дефолта по госдолгу печатает деньги. После появления работ американцев Т. Саджента и Н. Уоллеса современные макроэкономисты полагают, что в долгосрочном плане эмиссия государственных долговых обязательств может иметь более значительные инфляционные последствия, чем денежная эмиссия. Отсюда вытекает, что надо заботиться не об эмиссии, а о госбюджете. Наиболее яркой иллюстрацией фискальной теории уровня цен стал кризис 2000 года в Эквадоре, завершившийся долларизацией. Крошечная латиноамериканская страна сделала всё, чтобы показать нецелесообразность вовлечения частного сектора в разрешение кризиса и помощи МВФ. По оценке П. Кругмана, власти Эквадора, вместо того чтобы вплотную заняться проблемами банковского сектора и госбюджета, поспешили отделаться косметическим «ремонтом» системы, перейдя на доллар США.
Оценка баланса выгод и издержек. Как статистически измерить внешние эффекты, появляющиеся в результате смены режима денежно-кредитной политики? Для ответа на этот вопрос макроэкономисты обращаются к теории оптимальных валютных зон. Но она не позволяет точно количественно оценить выгоды от повышения микроэкономической эффективности, макроэкономической стабильности, а также от положительных экстерналий. Реально выгоды и издержки на макроуровне в виде коррекции процентных ставок, цен и зарплаты проявляются только ex post. Микроэкономисты находятся в лучшем положении, поскольку осуществить индивидуальные оценки, несомненно, легче. Попытки представить индивидуальных потребителей неспособными оценить баланс выгод и издержек выглядят неубедительными. Подобно тому, как любой банковский вкладчик самостоятельно определяет приемлемое соотношение риска и доходности депозитов, индивидуум выбирает для себя валюту.***
Будет ли в обозримой перспективе достигнут консенсус между микро-и макроэкономистами? Скорее всего, да. В 1995 году профессор экономики Калифорнийского университета М. Обстфельд и главный экономист МВФ К. Рогофф заложили фундамент новой макроэкономической теории открытой экономики. В своей работе они предприняли попытку выявить детерминанты валютного курса в контексте динамической модели общего равновесия, учитывающей ряд микрофакторов. В качестве микроэкономических основ макроэкономики были использованы номинальные жёсткости, ценообразование, ориентированное на рынок, альтернативные спецификации
***В последние годы Аргентина рассматривалась, как наиболее подходящий кандидат на долларизацию. С позиции макроэкономистов, Аргентине не следует переходить на использование доллара в качестве национальной валюты, поскольку она характеризуется незначительной мобильностью трудовых ресурсов по сравнению с США, испытывает неабсорбируемые шоки и имеет небольшие торговые связи со странами долларовой зоны. Аналогичному анализу были подвергнуты и остальные развивающиеся страны американского континента. Как пишет Т. Уилетт, директор Кларемонтского исследовательского института экономической политики (США): «Рекомендации по долларизации для всей Латинской Америки логически не следует из теории оптимальных валютных зон». Для приверженцев долларизации критерии оптимальности валютной зоны определяется исходя из микроэкономических соображений. Они рассматривают классическую теорию Манделла как субоптимальный вариант модели принятия решений. Вместо того чтобы рассуждать, сидя в кресле руководителя страны: что полезно для общества в целом? - сторонники долларизации смотрят на ситуацию «снизу - вверх». Для них оптимальна та денежная система, которая наиболее выгодна индивиду. Если большинство аргентинцев предпочтут вместо песо доллар, власти, не обращая внимания на советы теоретиков, должны утвердить выбор потребителей.
потребительских предпочтений и структуры финансовых рынков - всё-то, что игнорируется в классической модели Манделла - Флеминга - Дорнбуша. Если попытка
вывести макроэкономические зависимости в открытой экономике из полученных в макроэкономике выводов о поведении индивидов окажется успешной, дебаты вокруг долларизации будут завершены.
6. Перспективы официальной долларизации в странах Латинской Америки.
Пока экономисты спорят между собой, в развивающихся странах американского континента процесс долларизации идёт полным ходом. По состоянию на июнь 2002 года политики денежного и инфляционного таргетирования придерживаются соответственно 17,5 и 15,0% стран Центральной и Южной Америки. Большая часть государств следует таргетированию валютного курса (67,5%), в том числе 37,5% провели официальную долларизацию или учредили валютное правление (Таблица 5). В США полагают, что распространение доллара в латиноамериканских странах будет набирать обороты. С американской стороны проблемой официальной долларизации занимаются два комитета конгресса США: Комитет по банковскому надзору и Объединённый экономический комитет. Чтобы обойти одно из препятствий на пути официальной долларизации - потерю сеньоража национальным правительством, сенатор К. Мак совместно с представителем Объединённого комитета П. Рианом в ноябре 1999 года Внесли в конгресс США проект Акта международной валютной стабильности. Объединённый комитет подготовил список претендентов на долларизацию, куда в первую очередь входят Аргентина, Бразилия, Индонезия и Мексика.
Мексика. В целом руководство Банка Мексики достаточно скептически относится к идее долларизации. Безусловно, она приведёт к снижению инфляции и будет стимулировать соблюдение дисциплины при проведении бюджетно-налоговой политики, но в то же время для долларизации необходима устойчивая банковская система с избыточной ликвидностью, которой в Мексике нет.
Аргентина. К настоящему времени Аргентина является самой высокодолларизированной страной в мире. Рынки капитала полностью функционируют на долларовой основе. Около 94% государственного долга номинировано в долларах США или другой национальной валюте, примерно 58% банковских депозитов и 74% сбережений - долларовые накопления. Более 66% банковских ссуд также номинировано в долларах. В январе 2002 года Аргентина пережила сильнейший экономический кризис из-за невозможности обслуживания внешнего долга. Хотя американские специалисты и предлагали Аргентине перейти на использование доллара, тем не менее, власти страны предпочли плавающий валютный курс. С февраля 2002 года Центральный банк Аргентины реализует программу перехода к инфляционному таргетированию.
Бразилия. Как отмечают макроэкономисты, Бразилия не удовлетворяет критериям оптимальности долларовой зоны. Прежде всего, официальной долларизации препятствуют размеры и открытость бразильской экономики. Согласно текущей экономической программе, власти продолжают придерживаться плавающего валютного курса и таргетирования инфляции. Если правительство сумеет скорректировать фискальную политику, сократить бюджетные расходы и снизить процентную ставку, это поможет восстановить доверие к бразильской валюте. Пока оно не проявляет интереса к проектам долларизации.
Эквадор. Сразу после девальвации бразильского реала в январе 1999 года эквадорский сукре стал испытывать усиливающееся давление со стороны валютных спекулянтов. Его девальвация 2 марта 1999 года положила начало полномасштабному финансовому кризису на внутреннем рынке. В сентябре того же года состоялся дефолт по внешнему долгу, национальная валюта обесценилась на 70%, а ВВП сократился на 7%. В начале января 2000 года на валютном рынке царил хаос. В критической ситуации президент страны Х.Мауад объявил о предстоящей долларизации. Одного этого оказалось достаточно, чтобы стабилизировать курс сукре. В марте 2000 года новый президент Г. Нобоа подписал законопроект о замене национальной валюты американским долларом. После его подписания группа кредиторов во главе с МВФ выделила Эквадору 2 млрд. долларов. Эти средства планировалось перечислить в течение трёх лет для поддержки правительственной программы по перестройке экономики страны, основным пунктом которой является официальная долларизация. Началось снижение безработицы, процентные ставки уменьшились на 90%, из-за границы в банки вернулись 600 млн. долларов. Внешний долг удалось реструктуризировать, внутренняя инфляция упала до рекордной отметки. Полный переход Эквадора на доллар США произошёл в сентябре 2000 года.
Сальвадор. В 1995 году правительство заявило о готовности перейти к валютному правлению, а затем - к использованию доллара США. Однако под давлением оппозиции правительство было вынуждено отказаться от своих намерений. В июне 1999 года в стране был избран новый президент Ф. Флорес, который сумел воплотить эти планы в жизнь. Несмотря на официальную долларизацию, осуществлённую в 2001 году, Центральный резервный банк Сальвадора не был расформирован, но теперь его главными целями являются валютная интеграция и содействие стабильности и развитию финансовой системы.
7. Перспективы доллара и евро.
Главный вопрос, который обычно задаётся: зачем европейцы создали евро и не рухнет ли эта конструкция в ближайшее время? Для того, чтобы понять рухнет или нет нужно указать, каковы цели экономического и валютного союза ЕС. Основных целей три:
Первая цель побудить европейскую экономику работать более эффективно, потому что валютный союз, как всякий другой элемент интеграции, - это инструмент, заставляющий включаться механизм естественного отбора.
Вторая цель, поставленная перед экономическим и валютным союзом, - это упрочить позиции ЕС в мире и в новой, изменившейся геополитической ситуации, когда больше не существует биполярной структуры мира, когда нет социалистической системы, сделать так, чтобы Евросоюз мог стать второй крупнейшей опорой современного устройства мира. Сделать так, чтобы Евросоюз мог, сгруппировавшись, укрепив свои ряды и усилив дисциплину внутри союза, принять новых членов, посадить их в ближайшее время на шею с этим тяжёлым грузом, тем не менее, быть одной из опор современного мира. В противном случае, если бы не единая валюта, не единое денежное пространство, Евросоюз, по мнению некоторых людей, продолжал бы оставаться толпой государств и никогда бы в принципе, не смог быть образованием, способным соревноваться или составить равное партнёрство с Соединёнными Штатами Америки.
Третья цель повысить степень интернационализации европейской валюты. Если говорить просто, то сделать европейскую валюту гораздо более сильной, чем отдельные валюты европейских стран, включая немецкую марку; значительно расширить пространство, на котором будет оперировать эта единая европейская валюта; улучшить механизм курсообразования и позволить Европейскому союзу активнейшим образом участвовать в предстоящей реформе международной системы. О том, что такая реформа необходима, уже ясно всем, включая неспециалистов. Об этом свидетельствует целая серия региональных кризисов.
Чего можно ждать от евро в будущем, насколько эта валюта сможет составить конкуренцию доллару? Специалисты выделяют три основных фактора, которые дают валюте возможность стать широко используемой в мире, то есть доминирующей, или ведущей международной валютой. Во-первых, это объём самой экономики той страны, которая эмитирует данную валюту. Совершенно ясно, что какими бы замечательными ни были финансы Люксембурга, люксембургский франк никогда не станет широко используемой мировой валютой. Второй показатель - это степень участия страны в мировом разделении труда, в мировой торговле. Страна, которая хорошо себя чувствует, но при этом не участвует в мировой торговле, тоже не может претендовать на то, чтобы её валюта стала международной. И третий показатель - степень развития финансовых рынков. Зачем нужен этот показатель? Для того, чтобы иностранные инвесторы могли использовать данную валюту, нужно предоставить им возможность не только класть её на свои счета, но и вкладывать в финансовые инструменты, эмитированные в данной валюте, то есть в акции, облигации и другие инструменты финансового рынка.
Можно увидеть, как по этим показателям выглядят позиции Соединённых Штатов и Европы. В зоне евро численность населения 290 млн. человек, в США - 270 млн. Доля зоны евро в мировом ВВП - 16%, а доля США - 20%. То есть США чуть обгоняют Европу. Зато по степени участия в мировой торговле преимущество на зоне евро. У них 20% в мировой торговле, у США 15%.. По экономическим показателям, всё более или менее одинаково. Но вот по степени развития финансовых рынков Европа очень отстала от США. В 1999 году объём капитализации финансовых рынков зоны евро составлял около 4 триллиона евро, в США этот показатель равнялся 14 триллионов евро, почти в три с половиной раза больше.
Особенно велик разрыв по объёму находившихся в обращении корпоративных ценных бумаг, то есть акций, выпущенных предприятиями. В зоне евро - 270 млрд. евро, в США - 2,5 триллионов евро. В двенадцать раз больше. Из-за слабого развития финансовых рынков, которые к тому же в Европе раздроблены, потому что каждая страна по разному регулирует и деятельность пенсионного фонда, и деятельность акционерных обществ, западноевропейский финансовый фондовый рынок остаётся также раздробленным, и именно поэтому в ближайшее время объективно евро не сможет обращаться наравне с долларом в международных финансах.
Сейчас на доллар приходится около 70% резервов всех стран мира, тогда как доля евро составляет 12 - 15%. В долларах ведётся 52% мировой торговли. Из 92 сырьевых товаров, цены на которые публикует статистическая служба ООН, только пять не имеют котировок в долларах и только один товар - бананы - продаётся на западноевропейскую валюту - на немецкие марки. 90% валютообменных операций в мире совершается с участием доллара. Общий итог здесь равен 200%, потому что в каждой валютообменной сделке присутствуют две валюты - одна продаётся, другая покупается. В девяти случаях из десяти предметом сделки является либо покупка, либо продажа доллара. Это очень важный показатель. Потому, что доллар служит деньгами на рынках, где продаются и покупаются деньги других валют. Скажем, азиатские валюты не продаются и не покупаются друг на друга напрямую, даже иены. Например, корейский вон не продаётся на иену напрямую. Для того чтобы совершить эту сделку, владелец вонов покупает американские доллары, а потом продаёт американские доллары за иены. В России существует только одна прямая котировка - по отношению к доллару. Все остальные курсы являются кросс-курсами. Именно поэтому так велика доля доллара в обслуживании валютообменного оборота. И эта доля в ближайшее время сохранится, поскольку разница между курсами продажи и покупки для доллара является минимальной. Спред по евро значительно выше. Именно поэтому операторам гораздо удобнее бывает совершать операцию через доллар, чем вести её напрямую.
Заключение.
В настоящее время, по экспертным оценкам, 90% активов российских банков в иностранной валюте приходится на доллар. В долларах заключается 80% внешнеторговых контрактов, потому что Россия продаёт нефть, газ и другие сырьевые товары, которые в мире продаются и покупаются за доллары. По оценкам экспертов, которые не подтверждаются и не опровергаются представителями Центрального банка, потому что Центральный банк не разглашает валютную структуру своих резервов, от 25% до 35% наших официальных валютных резервов приходится на евро, всё остальное на доллары - США. Существуют разные оценки. В докладе, который назывался «Единая европейская валюта евро и национальные интересы России» и был подготовлен в 1999 году группой экспертов по заказу правительства и Центрального банка России, эта цифра образовалась после консультаций с ЦБ, и потом она не была ими опровергнута.
Перспективы. Россия сейчас зависит от доллара очень сильно. По разным оценкам, в стране циркулирует от 30 до 80 млрд. наличных долларов США. Это очень большая цифра. По этому показателю - объёму циркулирующих внутри наличных долларов - Россия является первой или второй страной в мире. Для страны это плохо, поскольку эти деньги являются беспроцентным и бессрочным кредитом, который мы предоставили Соединённым Штатам. В случае резкого изменения курса доллара наше население снова пострадает, и социальная ситуация в стране окажется под воздействием фактора, на который мы не сможем никаким образом повлиять.
В этом смысле диверсификация наших валютных активов и сбережений, включая сбережения населения, официальные резервы, представляется мне очень позитивным трендом. Не класть яйца в одну корзину - это самый хороший и самый простой способ минимизировать валютные риски. Россия гораздо тесно связана с Европой и в экономическом, и в геополитическом, стратегическом плане, нежели с США. К примеру, во внешнеторговом обороте США доля торговли с Россией составляет меньше 1%. С Европой мы связаны и совместными транспортными сетями, и научно-техническими проектами, общей системой безопасности и проблемами в области экологии. Перечислять можно долго и успешно, было бы полезно, если бы евро прижился в России. Конечно, сделать это непросто, потому что доллар плотно доминирует в России. Но есть и позитивная информация: Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат по настоянию своих западноевропейских партнёров переключился на евро и был очень доволен, потому что исчезли проблемы, связанные с курсовой разницей, с пересчётом долларов в евро и обратно. Некоторые предприятия очень быстро поняли, что дешевеющий евро - это тоже очень хорошо, потому что в этом дешевеющем евро очень выгодно заключать импортные контракты. Например, Магнитогорский металлургический комбинат переключил импортные контракты на евро и в то же время продолжал экспортировать сталь в Европу на доллары. В 1999 - 2000 годах они сделали на этом огромную валютную выручку. Так, что падающий евро это очень хорошо для нас.
Но в настоящее время доля евро на нашем межбанковском организованном и неорганизованном валютном рынке очень невелика - по оценкам специалистов, порядка 20%. Что касается операций на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), то в 2000 году на евро приходился всего 1%, в 2001 - 2%. ММВБ специально ввела фьючерсные инструменты в евро, спрос на которые практически отсутствует. Глубина российского рынка евро очень мала. Валотильность (ежедневная, краткосрочная изменчивость) курса евро по отношению к рублю очень высока. Именно поэтому операторы не хотят использовать эту валюту.
В заключение необходимо сказать и о рубле. История создания евро наводит на два серьёзных вывода в отношении судьбы рубля. Первый вывод: валюты, так же как и товары, конкурируют друг с другом. О конкуренции между валютами первый раз заговорил в 15 веке советник по экономической политике английской королевы Елизаветы Томас Грэшем. Он вывел принцип, что плохие деньги вытесняют хорошие. На самом деле вся история опровергала этот тезис, поскольку везде и всюду хорошие деньги, если их только было в достатке, вытесняли плохие. Мы это наблюдали и в России, и в других странах мира.
На наших глазах дешевеющий рубль, подверженный жуткой инфляции, был вытеснен с внутреннего рынка более стабильной и надёжной валютой - американским долларом. Аналогичным образом произошло вытеснение в странах Латинской Америки. Это значит, что те деньги, которые лучше выполняют свои функции, функции средства обращения, средства накопления и меры стоимости, не только повышаются в цене, но и успешно выталкивают с рынка деньги, которые с этими функциями не справляются.
Соответственно, для того чтобы рубль оставался национальной валютой, он должен нормально выполнять функцию денег, и именно его курс должен быть стабильным. Как только будет раскручиваться инфляционная спираль, механизм вытеснения включится в действие. И о том, что такая опасность существует, говорят даже эксперты в Швейцарии. Они боятся, что с введением евро, если евро будет стабилен, швейцарский франк будет вытесняться из обращения. Об этом же говорят эксперты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в отношении валют стран Центральной и Восточной Европы. Если евро окажется успешным, чешская крона и болгарский лев могут потерять обслуживаемые ими сейчас зоны.
Второй важный вывод: не все валюты одинаковы. Курсообразование для стран, валюта которых широко используется в мире, происходит совсем по другим законам, чем курсообразование для тех стран, валюта которых находится только во внутреннем обороте и во внутреннем обороте которых циркулирует иностранная валюта. Хорошо известна закономерность: если в стране повышается инфляция, то её валюта дешевеет. Взять, к примеру, США, ничего такого у них не происходит, потому что 70% американской валюты циркулирует за рубежом. Какой бы они не имели дефицит торгового баланса, какую бы не имели инфляцию, доллару это всё равно. Потому что иностранные рынки впитывают в себя доллары в огромных количествах. Для рубля, наоборот, эта ситуация крайне опасна. И дестабилизировать рынок той валюты, которая обращается только внутри страны, в которой не ведутся международные операции, гораздо легче, чем дестабилизировать рынок, например, такой валюты, как немецкая марка (или теперь уже евро) или фунт стерлингов.
И для того, чтобы наш внутренний валютный рынок был стабилен, хотим мы этого или нет, придётся иметь определённые валютные ограничения или механизмы, которые поддерживали бы баланс между спросом и предложением. Как бы нам не хотелось либерализовать абсолютно всё и быть совершенно цивилизованными в этом плане, для того чтобы сохранить рубль, который, кстати, мы используем с 12 века в качестве национальной валюты, мы должны думать не о том, как мы будем выглядеть в глазах мирового сообщества, а о том, как защищать наши национальные интересы.
Список использованной литературы.
1. Буторина О. «Рубль, доллар, евро», Международная жизнь. - М. 03.2002.
2.Ломакин В.К. Международная экономика. - М. ЮНИТИ, 1998г.
3. Моисеев С. «Доллар шагает по планете», «Вопросы экономики». - М. 10.2003