Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Развитие культуры и науки в ХХ веке

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Развитие культуры и науки в ХХ веке
  • Предмет:
    Культурология
  • Когда добавили:
    13.09.2010 14:49:44
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
     
     
    ПЛАН
     
     
    1. Общая характеристика культуры ХХ века…………………….3 стр.
     
    2. Технические достижения ХХ века……………………………..8 стр.
     
    3. Литература, искусство и архитектура ХХ века……………….12 стр.
     
    Использованная литература……………………………………….19 стр.
     
     
    1. Общая характеристика культуры ХХ века
    XX столетие — самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры
    Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.
    Поскольку XX в. - век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.
    В истории культуры XX в. можно выделить три периода:
    1) начало XX в — 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);
    2) 20—30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры — социалистической),
    3) послевоенные 40-е гг. — вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура — это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.
    Духовная и материальная культура XX в. — это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений.
    В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX — XX вв. получил название «декаданс», а искусство и литература — декадентские. Главное свойство и особенность декаданса — растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения, — вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения.
    В начале XX в. философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны (особенно в России). Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания.
    Культура в XX в. развивалась в нескольких параллельных направлениях. В отличие от примерно однотипных в идейном и стилевом началах движений в культуре XIX в. — романтизма, академизма, реализма, художественная культура XX в., распадаясь на ряд течений, являет собой различное отношение художественного творчества к действительности.
    Многообразие стилей и методов в культуре XX в., отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм. В своих крайних проявлениях и в искусстве, и в литературе, и в театре модернизм отрекается от осмысленности и визуальной оригинальности образов, от гармонии, естественности. Модернизм в широком смысле подразумевает все разнообразие нереалистических направлений в художественной культуре, то модернизм в узком смысле представляет собой художественную систему, обладающую определенным единством, цельностью, общностью художественных приемов.
    Модернизм — характерная черта эстетики XX в., независимая от социальных слоев, стран и народов. В лучших образцах искусство модернизма обогащает мировую культуру за счет новых средств.
    Наравне с модернизмом, параллельно с ним, существовал и продолжал развиваться реализм. На рубеже столетий он претерпел многоаспектные изменения, по-разному себя проявляя, но ярче всего — как неореализм. Неореализм выполнял задачу правдивого отражения социального бытия, борьбу за социальную справедливость и достоинство человека. Принцип неореализма нашел свое выражение и в искусстве (Р. Гуттузо, Э. Уайет), и в литературе (А. Миллер, Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк). С позиций неореализма творили писатели и художники: Ж. Амаду, Г. Маркес.
    В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить:
    • политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями,
    • усиление взаимовлияния и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию,
    • отрицание литературных традиций,
    • интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу,
    • слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей,
    • стремление к жанру эссе.
    Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений — реализма и модернизма. Из ведущих литературных направлений середины XX в. следует назвать экзистенциализм.
    Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и ломке традиций. Для характеристики авангардистской литературы следует остановиться на таких течениях, как экспрессионизм, футуризм и сюрреализм.
    В целом для литературы XX в. характерно стилевое и жанровое многообразие, нестандартность литературных направлений, находящихся в сложных взаимоотношениях.
    В искусстве XX в. происходили перемены в традиционном подходе к отражению реальности. Они проявились:
    • в заметном увеличении стремления к обобщенности образа,
    • исчезновении детализации,
    • возрастании интереса к упрощениям или преувеличениям отдельных деталей,
    • перемещении центра внимания автора в сторону внутренней жизни образа,
    • сдвиге в сторону преобразований внешнего вида предмета за счет индивидуального видения художника
    Живописное искусство отличалось крайней сложностью, противоречивостью, многообразием, стремлением к модификации и трансформации традиций, протестом против академизма и поиском новых форм. Вследствие этого внутри самого искусства назрел кризис, связанный, с одной стороны, со сложными взаимоотношениями в художественной среде, с другой — с трудностями для понимания инноваций широкой публикой, не сумевшей отойти от привычных академических идеалов. Неудивительно, что любая художественная выставка сопровождалась бурными обсуждениями и критикой.
    Искусство XX в. развивалось по нескольким направлениям, но ни один стиль не вытекал из другого, ни один метод не был причиной возникновения новых. Но главное: ни одно из направлений стилевой эволюции не охватывает всего развития искусства в целом. Для осмысления цельности необходимо рассмотреть совокупность всех существующих методов и стилей: лишь во взаимодействии они образуют историю искусства XX в.
    Абстракционизм — крайняя форма модернизма, возник как вызов обществу и как последовательное разрушение реального образа, отражающего мир привычными средствами. В абстрактном искусстве исключается образная основа, составляющая суть художественного творчества.
    Реализм в культуре XX в — это продолжающееся влияние культуры XIX в. Наряду с традицией, выдвигаются два новых течения в реализме. Одной из разновидностей реализма является неореализм, представителями которого были П Пикассо, Ф Леже, А Фу-жерон, А Цицинато.
    Идеалы и установки современной культуры являются сплавом того, что было открыто человечеством в прошедшие века и того, чего достигло человечество к концу XX века.
    В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Разумеется, гуманизм — достаточно многообразное понятие. Ренессанский гуманизм, например, утверждающий мощь и свободу творческого человеческого духа, был элитарным, поскольку его мораль была индивидуалистической, значимой для немногих избранных.
    Гуманистическая ориентация культуры XX века проявляет себя в различных «мирах» современного общества — экономическом, нравственном, политическом, художественном и т. д. Эта тенденция определила, например, становление политической культуры в передовых странах. Возникает новая информационная культура, новые способы получения информации, производственной и научной деятельности. Происходит процесс автоматизации и роботизации производства и управления. В сфере информационной деятельности работает более 50 процентов трудоспособного населения. Концепция «информационного общества» определила пути формирования «материального тела» культуры XX века.
     
     
    2. Технические достижения ХХ века
    Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в., положила начало экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара передовых способов производственной культуры. Одним из выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на различных континентах. На долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного производства, более половины внешней торговли, почти восемьдесят процентов новой техники и технологий.
    О нарастании интернационализации жизни современного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации.
    Техногенное отношение к природе как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.
    Открытия и научные концепции (теории), в наибольшей степени повлиявшие на развитие цивилизации в ХХ веке:
    1. Специальная теория относительности;
    2. Общая теория относительности;
    3. Квантовая механика;
    4. Транзисторный эффект;
    5. Теория электрослабого взаимодействия;
    6. Ноосферная концепция;
    7. Теория диссипативных систем;
    8. Разветвленные цепные реакции;
    9. Лазерный эффект;
    10. Двойная спираль ДНК;
    11. Ядерный магнитный резонанс;
    12. Теория иммунитета;
    13. Открытие функции хромосом как носителей наследственности;
    14. Экспериментальное подтверждение явления квантовой телепортации;
    15. Соотношение неопределенностей Гейзенберга;
    16. Антропный принцип;
    17. Концепция "Большого Взрыва";
    18. Кварковая теория строения вещества;
    19. Высокотемпературная сверхпроводимость;
    20. Концепция устойчивого развития;
    21. Концепция "ядерной зимы";
    22. Открытие эмбриональных стволовых клеток;
    23. Концепция дрейфа материков;
    24. Синтез трансурановых элементов;
    25. Выделение фермента теламеразы, останавливающего процесс старения клеток;
    26. Закон гомологических рядов Вавилова;
    27. Открытие реликтового озера Восток под трехкилометровым панцирем льда в центральной части Антарктиды;
    28. Открытие групп крови;
    29. Планетарная модель атома;
    30. Эффект Вавилова-Черенкова (излучение света движущимся в воде электроном);
    31. Дифракция рентгеновских лучей в кристаллах;
    32. Космологическая теория суперструн.
    Наиболее значимые технологии и изобретения:
    1. Генная инженерия;
    2. Интернет;
    3. Клонирование млекопитающих;
    4. Атомная энергетика;
    5. Лазеры;
    6. Компьютерные виртуальные реальности;
    7. Кремниевые микрочипы;
    8. Волоконно-оптическая связь;
    9. Факс;
    10. Мобильная телефонная связь;
    11. Нанотехнологии;
    12. Томография;
    13. Синтез фуллеренов;
    14. Телевидение;
    15. Запись информации на CD и DVD-дисках;
    16. Радиолокация;
    17. Термоядерный синтез;
    18. Молекулярные микрочипы для расшифровки геномов;
    19. Реактивная авиация;
    20. Синтез пластмасс;
    21. Шариковая авторучка;
    22. Застежка "молния";
    23. Ксерокс;
    24. Акваланг;
    25. Перфторан (голубая кровь) – кровезаменитель на основе перфторуглеродных эмульсий;
    26. Технология "чистых комнат";
    27. Пузырьковая камера;
    28. Ускорители элементарных частиц.
    29. Роторные автоматизированные линии.
    Реализованные инженерные проекты:
    1. "Саркофаг" (объект "Укрытие" над 4-м блоком Чернобыльской АЭС);
    2. Высадка человека на Луну;
    3. Проект "Вега" (исследование вещества кометы Галлея);
    4. Автомат Калашникова;
    5. Экспедиция марсохода "Соджойнер" (марсианская станция "Марс Пэсфайндер");
    6. Создание и испытание в СССР самой мощной водородной бомбы (50 мегатонн);
    7. Космическая орбитальная станция "Мир";
    8. Плотина Рогунской ГЭС (высота - 355 м);
    9. Пересадка человеческого сердца;
    10. Первый искусственный спутник Земли;
    11. Кольская сверхглубокая скважина (достигнутая глубина - более 12 тыс. метров);
    12. Ледокол-атомоход "Ленин";
    13. Экраноплан "Монстр Каспия" (длина - 100 м, размах крыльев - 40 м, 10 реактивных двигателей, скорость передвижения - 800 км/час в нескольких метрах над поверхностью воды);
    14. Беспилотный полет советского космического челнока "Буран";
    15. Туннель под Ла-Маншем;
    16. Телескоп Хаббла;
    17. Программа "Геном человека";
    18. Сибирский горно-химический комбинат (Красноярск-26);
    19. Проект "Союз-Аполлон";
    20. Здание делового центра в столице Малайзии Куала Лумпур "Петронас Твин Тауэрс", высота - 452 м;
    21. Останкинская телебашня - 537 м;
    22. Радиовещание, начало регулярных радиопередач;
    23. Первая посадка на Венеру советского космического аппарата "Венера-з";
    24. Юпитерианский зонд "Галилео";
    25. Система "Спэйс Шаттл";
    26. Ускоритель элементарных частиц - Большой Адронный Коллайдер в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН);
     
     
    3. Литература, искусство и архитектура ХХ века
    Литература XX века по своему стилистическому и идейному разнообразию несопоставима с литературой XIX века, где можно было выделить только три-четыре ведущих направления. Вместе с тем современная литература дала ничуть не больше великих талантов, чем литература прошлого столетия. Европейская художественная литература XX века сохраняет верность классическим традициям. На рубеже двух веков заметна плеяда писателей, творчество которых еще не выражало устремления и новаторские поиски XX века: английский романист Джон Голсуорси (1867—1933), создавший социально-бытовые романы (трилогия «Сага о Форсайтах»), немецкие писатели Томас Манн (1875—1955), написавший философские романы «Волшебная гора» (1924) и «Доктор Фаустус» (1947), раскрывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, и Генрих Белль (1917—1985), сочетавший в своих романах и повестях социальную критику с элементами гротеска и глубоким психологическим анализом, французские Анатоль Франс (1844—1924), давший сатирическое обозрение Франции конца XIX века, Ромен Роллан (1866—1944), отобразивший в романе-эпопее «Жан Кристоф» духовные искания и метания гениального музыканта, и др.
    В то же время европейская литература испытала воздействие модернизма, что прежде всего проявляется в поэзии. Так, французские поэты П. Элюар (1895—1952) и Л. Арагон (1897—1982) были ведущими фигурами сюрреализма. Однако наиболее значительными в стиле модерн была не поэзия, а проза — романы М. Пруста («В поисках утраченного времени»), Дж. Джойса («Улисс»), ф. Кафки («Замок»). Эти романы явились ответом на события Первой мировой войны, породившей поколение, получившее в литературе название «потерянного». В них анализируются духовные, психические, патологические проявления человека. Общим для них является методологический прием — использование открытого французским философом, представителем интуитивизма и «философии жизни» Анри Бергсоном (1859—1941) метода анализа «поток сознания», заключающийся в описании непрерывного течения мыслей, впечатлений и чувств человека. Он описывал человеческое сознание как непрерывно изменяющуюся творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией. Основу познания составляет чистое восприятие, а материя и сознание суть явления, реконструированные рассудком из фактов непосредственного опыта. Бергсон проявил себя также на дипломатическом и педагогическом поприще.
    Философия Бергсона оказала значительное влияние на интеллектуальную атмосферу Европы, в том числе на литературу. У многих писателей первой половины XX века «поток сознания» из философского метода познания превратился в эффектный художественный прием. Философские идеи Бергсона легли в основу знаменитого романа французского писателя Марселя Пруста (1871—1922) «В поисках утраченного времени» (в 14-ти томах).
    Работа, представляющая собой цикл романов, служит выражением его детских воспоминаний, выплывающих из подсознания. Воссоздавая ушедшее время людей, тончайшие переливы чувств и настроений, вещный мир, — писатель насыщает повествовательную ткань произведения причудливыми ассоциациями и явлениями непроизвольной памяти. Опыт Пруста — изображение внутренней жизни человека как «потока сознания» — имел большое значение для многих писателей XX века.
    Видный ирландский писатель, представитель модернистской и постмодернистской прозы Джеймса Джойс (1882—1941), опираясь на бергсоновский прием, открыл новый способ письма, в котором художественная форма занимает место содержания, кодируя в себе идейные, психологические и другие измерения. В художественном творчестве Джойса использован не только «поток сознания», но также пародии, стилизации, комические приемы, мифологические и символические слои смыслов. Аналитическому разложению языка и текста сопутствует разложение образа человека, новая антропология, близкая к структуралистской и характерная почти полным исключением социальных аспектов. Внутренняя речь как форма бытия литературного произведения вошла в активный оборот литераторов XX века.
    Произведения выдающегося австрийского писателя Франца Кафки (1883—1924) при его жизни не вызывали большого интереса у читателей. Несмотря на это, он считается одним из наиболее известных прозаиков XX века. В романах «Процесс» (1915), «Замок» (1922) и рассказах в гротескной и притчеобразной форме показал трагическое бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира. Кафка с потрясающей силой показал неспособность людей к взаимным контактам, бессилие личности перед сложными, недоступными человеческому разуму механизмами власти, показал напрасные усилия, которые люди-пешки прилагали для того, чтобы уберечь себя от давления на них чуждых им сил. Анализ «пограничных ситуаций» (ситуации страха, отчаяния, тоски и т. д.) сближает Кафку с экзистенциалистами.
    Близким к нему, но своеобразным путем к поиску нового языка и нового поэтического содержания двигался австрийский поэт и прозаик Райнер Мария Рильке (1875—1926), создавший цикл мелодичных стихотворений в русле символистской и импрессионистской традиции первых десятилетий XX века. В них поэт размышляет об экзистенциальных проблемах человека, его трагической раздвоенности, стремлении к взаимопониманию и любви.
    В искусстве XX в. происходили перемены в традиционном подходе к отражению реальности. Они проявились:
    • заметном увеличении стремления к обобщенности образа,
    • исчезновении детализации,
    • возрастании интереса к упрощениям или преувеличениям отдельных деталей,
    •  перемещении центра внимания автора в сторону внутренней жизни образа,
    • сдвиге в сторону преобразований внешнего вида предмета за счет индивидуального видения художника
    Живописное искусство отличалось крайней сложностью, противоречивостью, многообразием, стремлением к модификации и трансформации традиций, протестом против академизма и поиском новых форм. Вследствие этого внутри самого искусства назрел кризис, связанный, с одной стороны, со сложными взаимоотношениями в художественной среде, с другой — с трудностями для понимания инноваций широкой публикой, не сумевшей отойти от привычных академических идеалов. Неудивительно, что любая художественная выставка сопровождалась бурными обсуждениями и критикой.
    Говоря об основных характеристиках архитектуры XX в. и об основных тенденциях в ее развитии, необходимо упомянуть главное: архитектура не знала кризиса, подобного живописи. Это объясняется развитием техники, ростом городов, потребностью в строительстве, решении художественно-планировочных задач и интенсивными восстановительными работами. Архитектурный облик стран и восстанавливался, и создавался.
    Архитектуру XX в. характеризуют не только новые строительные технологии, но и новые материалы и конструкции их них: железобетон, цемент с различными наполнителями, сталь, бетон, пенобетон, стекло, применение которых привело к поиску новых стилей. Эклектика конца XIX в. как архитектурный стиль теряет свое значение. На смену ей пришел модерн, суть которого состоит в соединении рациональных конструкций, с применением современных строительных материалов.
    Модерн как стиль появился в конце XIX в. Его суть — в противопоставлении старой архитектуре новой, оригинальной и по-своему логичной архитектурной формы. Архитекторы модерна при формировании планов и композиций зданий смело шли на применение ассиметричных решений в группировке объемов и архитектурных деталей. Применялись манерные, абстрактные и растительные мотивы, среди которых отдавалось предпочтение вьющимся цветам, болотным растениям, водорослям. В то же время проявляется тенденция к постепенному переходу от надуманных и усложненных форм к логичным, простым конструкциям.
    Главное внимание переносится на эстетическую выразительность основных конструктивных элементов, пропорции фасадных плоскостей, окон, простенков, дверей, отдельно стоящих опор. Модерн ознаменовал собой новый подход к проектированию утилитарных сооружений - мостов, складов, цехов, магазинов, вокзалов, выставочных залов и т. п. Применение железного каркаса в строительстве (сборных стальных конструкций) и железобетона совершило переворот в архитектуре.
    Патент на выработку железобетонных изделий был получен Ж. Монье в 1867 г. Эта дата открыла эру железобетона, позволила проектировать системы гигантских пролетов при минимальных сечениях, делать летящие навесы и уменьшать до предела размеры и сечения опорных элементов — стен и столбов. Провозвестником нового этапа в архитектуре стала Эйфелева башня (высота 312м.), построенная их стальных сборных конструкций инженером Г. Эйфелем. Первый жилой дом, в котором были применены новые строительные принципы и материалы, был сооружен в Париже в 1903 г. Вершиной архитектуры довоенного времени стали огромные сводчатые ангары парижского аэропорта Орли: тонкостенный «гофрированный» железобетон, придавший сооружению выразительность и прочность.
    Отказавшись от стилизаций, Ф. Райт рассматривал архитектуру как трехмерное объемно-пространственное искусство, призывал к установлению тесной связи архитектуры с природой, стремился к четкости и рациональности архитектуры. Наиболее известное произведение Ф. Райта «Дом над водопадом». Это - желание автора «романтизировать» архитектуру, теснее связывая ее с окружающей природой.
    Мировая война приостановила развитие модерна, но технический уровень архитектуры продолжал повышаться.
    Подъем строительства начался с 1924 г., когда в капиталистических странах начался период относительной экономической стабилизации. Новая архитектурная школа - баухауз — стала центром архитектурной деятельности в Германии. Ее творческой основой был «функционализм», т. е. «то хорошо, что хорошо функционирует».
    Одно из главных достижений архитектуры этого времени — попытки решения проблемы «минимального жилья», дешевого жилья, соединявшего особую экономичность с комфортом буржуазной квартиры, что не могло не сказаться на решении жилищной проблемы в капиталистических городах.
    Широкую известность и руководящее положение в архитектуре в эти годы приобретает Ле Корбюзье, который видел истинную красоту в четкой ясности геометрических объемов: «Дом - это машина для жилья». Единственным источником архитектурно-эстетической выразительности, по его мнению, является архитектурная конструкция. Он создавал оригинальные, элегантные и красивые здания. В качестве лидера «новой архитектуры» Ле Корбюзье выдвинул пять тезисов, определяющих современный стиль:
    1. Столбы (здание на столбах, которые заменяют первый этаж);
    2. Плоская крыша (с использованием ее в качестве сада),
    3 Свободное оформление плана (свайная каркасная система до крыши, что дает возможность располагать внутренние стена в любых местах);
    4. Удлиненное окно (вследствие каркасной конструкции горизонтальные ленточные окна могут располагаться по всему фасаду),
    5. Свободное оформление фасада (каркас дает возможность распределять окна «без отношения к внутреннему членению здания»).
    Именно ему принадлежит идея домов-небоскребов.
    Развитие архитектуры в послевоенное время осуществлялось под лозунгом «новой архитектуры». Технические возможности обеспечивали высокий уровень строительства, позволяли прибегать к самой широкой фантазии. Для оценки качества архитектурных сооружений была выработана специальная категория «хайтек» — высококачественная технология. Пришедший в архитектуру постмодернизм, предполагал использование новых необычных конструкций и материалов.
    В СССР в послевоенное время в архитектуре существовала одна глобальная проблема — проблема обеспечения жильем, общественными зданиями, учреждениями культуры в растущих городах и строительство городов. Ускорение в решении этих задач привело к стандартизации в жилищном строительстве, к появлению скучных и одинаковых улиц, даже городов в СССР и в европейских странах социалистического блока.
     
     
    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
     
    1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
    2. Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
    3. Бичко А. К. та ін. Теорія та історія світової та вітчизняної культури: Курс лекцій. – К.: Либідь, 1992. – 392с.
    4. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ротов-на-Дону: «Феникс», 1997 – 480 с.
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Развитие культуры и науки в ХХ веке ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.