Полный текст:
Леонид Тираспольский и Владимир Новиков в своей статье «Эстетика и Интернет» высказывают весьма интересные и смелые идеи. До прочтения этой работы, я воспринимала Интернет чисто с практической точки зрения, как нахождение необходимой информации или возможность общения с друзьями на расстоянии. В эстетическом плане я относилась достаточно негативно, особенно в двух аспектах: чрезмерное присутствие эротических контентов и постоянное «зависание» моих знакомых в мировой паутине. Живое общение в реальном мире до сих пор кажется мне более привлекательным. Однако, я тоже не прочь провести весело время в Интернете.
Авторы статьи проводят аналогию между генезисом искусства и генезисом Интернета. Подобно тому, как из мифов и первобытного прикладного творчества сложились художественные формы и искусство в современном понимании, также и «в процессе развития сети могут появляться эстетические феномены, характерные исключительно для пространства Интернета»[1]. А эротическая направленность многих ресурсов является первым шагом в освоении знакового пространства, если вспомнить архаическое чувственное искусство с его культом плодородия.
В качестве теоретического основания Тираспольский и Новиков взяли концепцию "единобытия" выдающегося русского мыслителя В. С. Соловьева: «Интернет и будущие компьютерные технологии являются материализацией, воплощением принципа единобытия. Сегодня мир становится единым не только в философских умозрениях или во внутреннем мире мистика, который переживает это единство экстатически»[2]. Получается, что благодаря современным информационным технологиям мир становится единым буквально и физически, это единство становится все более очевидным. И вот самое смелое утверждение – это то, что «формулируя это же положение теологически, можно сказать, что Бог постепенно являет себя в истории человечеству - ведь Единство это один из Его основных атрибутов»[3].
С экономической и социальной точек зрения в Интернете в принципе реализовались мечты человечества о свободе, равенстве, братстве, коммунизме: «для этой среды характерно равенство и вытекающее из равенства изобилие, избыточность, не скованная ограниченными возможностями материального мира»[4]. Большая часть информации и услуг, доступных в Интернете, бесплатна. Это совершенно не характерно для обычной, "материальной" экономики. Д. Белл объясняет этот факт тем, что знание становится основным общественным продуктом, "его особенность заключается в том, что, даже будучи проданным, оно остается также и у своего производителя, знание представляет собой "коллективное благо", поскольку по своему характеру с момента создания оно становится доступно всем.
«Бессмертие, нетленность это свойство иного мира»[5]. В противоположность объектам материального мира, оцифрованные виртуальные объекты, составляющие основу Интернета, не меняются, не ухудшаются со временем. То есть, они, в определенном смысле, бессмертны. Это еще одна воплощенная эстетическая мечта человечества.
Авторы пришли к выводу, что Интернет потенциально может быть средой для создания иного, более "высокого" уровня бытия, связанным Единством земного и небесного. Если это так, то возникает вопрос: насколько важными и социально значимыми могут быть данные гипотезы? Насколько применимы к современности древние идеи о построении Царства Божьего на земле?
«Несмотря на всю кажущуюся утопичность этих идей, мы полагаем, что они могли бы стать основанием для создания нового социо-культурного проекта, гармонично сочетающего в себе достижения технической цивилизации и идеалы "эзотерической", истинно религиозной, культуры»[6].
Почему это возможно? Во-первых, потому что Интернет, по крайней мере потенциально, обладает необходимыми свойствами для создания такой идеальной среды. Во-вторых, эта идея значима для большинства людей, потому что базируется на естественном для человека стремлении к поиску счастья, удовольствия, «она реализует вечные чаяния человечества о построении Царства Божьего на земле»[7]. Привлекательность этих идей в том, что, в отличие от большинства социальных утопий прошлого, из них не следует необходимость отказа от собственных желаний и потребностей в обмен на блага загробного рая или светлого будущего.
Сейчас человек больше чем когда бы то ни было погружен в непривычную для него символическую среду, к которой он не в состоянии эффективно приспособиться. Искусство не может помочь человеку адаптироваться, поскольку в настоящее время оно приняло пассивные и отвлеченно-умозрительные формы. Религия тоже во многом стала носить более внешний характер, утрачивая способность преображать человеческое бытие. Основываясь на рассуждениях Тираспольского Л. Новикова В., можно предположить, что в будущем с помощью Интернета будет уменьшаться или вовсе исчезнет противопоставление материального и духовного, цивилизации и культуры.
[1] Тираспольский Л. Новиков В «Эстетика и Интернет»/ «Сетевая словесность»
[2] LTiras@iword.ru
[3] www.sufizm.ru (Тираспотльский Л «Золотой век»М,1995)
[4] там же
[5] там же
[6] LTiras@iword.ru
[7] там же