Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Курск в XVIII-XIX веках

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Курск в XVIII-XIX веках
  • Предмет:
    История
  • Когда добавили:
    17.09.2010 17:22:54
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение. 3
    1. Козачья Слобода. 5
    2. Ямская слобода. 6
    3. Стрелецкая слобода. 12
    Заключение. 15
    Список использованной литературы.. 16
     
    Введение  
    Курск очень древний город, он существует почти 1000 лет. Разграбленный татарами окончательно в 1278 г., он возвращается к жизни лишь в конце XVI в. (1597 г.).
    В начале ХVII века город Курск состоял из крепости, посада и целого ряда слобод и слободок, занимавших всю территорию города. Слободы эти были следующие: Городовая, Подьяческая, Рассыльная, Ендовищенская, Черкасская, Солдатская, Казацкая и другие. Слободы эти, кроме ныне существующих, в 1808 г. вошли в состав города и население их было приписано к городскому мещанскому сословию[1].
    В середине XIX века Курск был спокойным провинциальным губернским городом. Его украшали 20 церквей, 8 харчевен, 16 магазинов и 545 лавок, 40 постоялых дворов и 11 гостиниц, 10 учебных заведений.
    Значительно оживилась торговая жизнь города. Курск продолжал оставаться преимущественно торговым городом. Торговый оборот Курска достигал 13 миллионов рублей в год, в то время как оборот промышленных предприятий составлял лишь 2,5 миллиона рублей. Бойкая торговля велась на Красной площади, на которой стояло 220 деревянных лавок, тесно прижатых друг к другу. Базар на площади делился на три части: Рыбный ряд, Толчок, Фроловская площадь[2].
    Появление железнодорожного сообщения (в 1868 г. одной из первых в России была построена железная дорога Москва — Курск) и внедрение в повседневную жизнь современных средств связи (телеграфная станция была открыта в 1858 г., а телефонная — в 1859 г.), внедрение в промышленность и торговлю иностранного капитала привело к изменению условий торговли курских купцов, появлению новых и потере некоторых старых видов торговли. Постепенно уходили в прошлое ярмарочные съезды и краморство. Крамарями называли мелких торговцев, разъезжавших на подводах по городам и селам Курской губернии и продававшим самые различные товары. Вместо них стали строиться крупные магазины, оптовые склады и т. д.
    Под напором западной цивилизации теряла свое значение Коренная ярмарка, игравшая в XVIII начале XIX века роль Всероссийского торгового центра. В 1878 г. Коренную ярмарку перевели в Курск, но это не помогло: в 1884 г. привоз товаров на Коренную сократился вдвое. Курские купцы могли не ждать, как раньше, начала ярмарки: теперь они завязывали переговоры с московскими и другими купцами по почте или телеграфу и быстро перебрасывали свой товар по железной дороге («чугунке» — как тогда ее называли в народе).
    Мы рассмотрим в данной работе как вписывались в торговую деятельность города Курска – слободы возьмем некоторые из них: Стрелецкую, Казацкую, Ямскую.
     
     
    1. Козачья Слобода  
    Коренное население слободы Казацкой, расположенной к северу-западу от города Курска и принадлежащей к Казацкой волости, состоит из бывших государственных крестьян, владеющих землею на общинном праве, - потомков служилых людей низшего разряда. По переписи населения 1897 года, наличных жителей зарегистрировано в слободе: 1297 мужчин и 1349 женщин, в том числе лиц некрестьянского сословия: 175 мужчины и 182 женщины. По образу жизни и занятиям населения слобода может быть разделена на две части: на ближнюю к городу и дальнюю. Мужское население первой занимается различными промыслами: сапожным, башмачным, портняжным, картузным, столярным, кровельным, малярным и, отчасти, кузнечным и слесарным.
    С введением здесь в употребление швейных машин, которые магазины отпускают мастеровым с рассрочкой уплаты, рубля по два ежемесячно, - летом, на любой слободской улице, в каждом почти доме, можно слышать громкие песни и трескотню этих машин. Нет, кажется, дома ближайшей к городу части, в котором не было бы сапожников или башмачников, портных или картузников. Есть и еще профессия, которой кормится небольшое число жителей. Это «грамотные» - класс слободской интеллигенции, занимающейся в типографиях.
    Между грамотными есть личности, воображающие себя людьми с всесторонними познаниями; они не затруднятся вести суждения о каком угодно предмете, хотя бы и вовсе недоступном их пониманию, и будут рассуждать таким профессорски - авторитетным гоном, с таким убеждением в истине своих слов, что бывает смешно и жалко слушать и смотреть на них[3].
    Женщины, кроме домашних, имеют еще и другие различные занятия. В помощь отцам, мужьям и братьям, они ходят работать на табачные фабрики и на казенный винный склад, где моют бутылки. Затем сортируют пух и перья; чинят крупные и мучные мешки для торговцев; занимаются работами в садах, огородах и на бахчах и прочее. Незначительное число девушек, от 10 до 15 лет, родители отдают и обучение швейному мастерству к своим слободским мастерицам или в городские магазины[4].
    Замужние обыкновенно пекут пироги и хлеб на продажу, торгуют свежей рыбой, яйцами, разной зеленью, овощами, коровьим маслом и другими съестными продуктами: варят рыбу и мясо для так называемых, «обжорных рынков».
    Таким образом, работая целой семьей, слобожане имели бы довольно обеспеченное существование, если бы, к сожалению, среди мастеровых слободы, как и вообще наших мастеровых, не был развит порок пьянства, который распространен и среди слободских женщин.
     
    2. Ямская слобода  
    Ямская слобода - название пригородных слобод многих городов России, в старину заселенных ямщиками, обязанными «гонять» почту, пестами потомки ямщиков и поныне занимаются извозным промыслом.
    Большинство ямских слобод слились с городами и совершенно утратили свой характер; о многих из них осталось одно название, так, например Ямская улица в Ленинграде. Ямские слободы в городаx: Москве, Твери, Курске и многих других.
    Ямская слобода в Курске существовала уже в первой четверти XVII в., до 1629 г. она называлась Ерской (от тюркского «ерик» - небольшой ручей, которых много было в Ямской слободе или по другим источникам по исконному промыслу, которым занимались ее жители – содержание в государстве почтовых станций[5]), а после 1629 г. ее называлась Емская, Ямская.
    В Курском Губмузее (современный областной краеведческий музей) есть план г. Курска, относящийся к 1782 году. В том году было межевание города. На ном плане видна и Ямская. Она, подобно другим слободам Стрелецкой, Казацкой, Пушкарной, в тот год не была подвергнута межеванию. На карте она очень небольшая с узкими кривыми улицами.
    План Ямской того времени настолько отличается от современного; что трудно даже найти современные улицы - разрезы там идут совершенно в ином направлении. Но, несмотря на это несходство, все же некоторые улицы найти можно - Кузнецовкя (от большого количества кузниц, часть современной ул, Дуброовинского), Корейская (часть современной ул. Дубровинского), площадь для церкви.
    В 1786 году, по свидетельству Ларионова, Курск разделяется рекою Тускарью и Куром на несколько частей: городская, Закурная, слободы Стрелецкая, Пушкарная и Казацкая.
    Ямская слобода по распространяющемуся населению скоро может отделяться от Курска одною лишь рекою и составляет отдельную часть города. В ней дома почти все выстроены по плану и каменных домов находится более десяти.
    Слобода Ямская отделяется от города рекою Тускарью. Она, как и другие слободы (Стрелецкая, Казацкая, Пушкарная) с давнего времени имела свое назначение. Подобно тому, как Стрелецкая, Казацкая, Пушкарная несли сторожевую охранную службу перед Московским государством, защищая его от нападений врагов, cвобода Ямская имела свою особую службу перед государством, службу по почте и транспорту. Ямщики обязаны были содержать почтовых лошадей и были за то свободны от других повинно лей. На это указывает и самое название.
    Исполняя требуемую с них службу, ямщики получали в награду землю в виде распашной земли, сенокоса, леса. С течением времени, вследствие прироста населения, слобода Ямская пространственно увеличивается.
    Имеющийся другой план Ямской, примерно лет 90 назад,(183...г.) рисует совершенно иную картину расположения улиц. С тех пор (90 лет назад) Ямская остается в старых рамках, она та же, что и сейчас, внутри не было никаких перепланировок, только она увеличилась в объеме, т.е. были прибавлены новые улицы и даже районы (Мурыновка).
    Сравнивая эти два плана 1782 г. и 183...г. видно, что в настоящее время к старой Ямской прибавилась вся местность от улиц Крестовки (современная ул. Театральная) и Широкой бахчи (часть современной ул. Октябрьская).
    Появились новые улицы, количество которых увеличилось с проведением железной дороги Узкая бахча, Цыганская (часть современной ул. ВЧК) улица, Шоссейная (современная ул. Интернациональная), Мурыновка[6].
    Ямщики, занимались извозом до проведения железной дороги. Бывая всюду и России они привозили с собою цепные или редкие вещи на родину. В одной семье есть самовар, привезенный ямщиками из Тулы 100 лег тому назад; он был привезен, как подарок, на новоселье бабушке хозяина этого самовара. Бывали ямщики и за границей.
    Ездили они на своих подводах. Пошлина не позволяла им провозить ценных товаров, они пускании, на хитрость, чтобы провести контрабанду - шелковую материю они скатывали в трубу и, сделав в оглоблях в середине отверстие, прятали эту материю туда и, таким образом, они привозили в Россию беспошлинно шелк. Ценные же вещи - золотые, они клали в мазницу (ведро с дёгтем), на дно пустого ведра они клали вещи, затем вставляли сверху другое дно и уже, потом наливали деготь.
    Отправляясь с товарами в дальний путь, ямщики были заинтересованы в скорейшей доставке товара туда и обратно. Для этого они старались ехать, возможно, больше времени без остановок, а чтобы лошади не были голодными, то они сзади каждой повозки на деревянной раме прибивали холстинный меток, куда засыпали овес. Лошади шли и ели овес. Передняя подвода чередовалась с одной из последующих.
    Ямское общество всегда было ревниво в своих права и не пускало посторонних людей к себе.
    Разночинцам (так в Ямской называли всех неямщиков) с большим трудом давали разрешение на право постройки домов. Если такие дома сгорали, то им не давали снова строиться и их усадьба шла в общее пользование ямщиков.
    На Мурыновку выселялись лишь ямщики из больших семей и после пожаров для разрежения густоты построек. И лишь со времени революции в поселке стали селиться пришлые (не местные) жители. И разночинцы получили права одинаковые с природными ямщиками на постройку домов в Ямской.
    С проведением железной дороги кончились ямщицкие повинности, ямщики оставались собственниками больших земельных угодий. По данным Ямского Райсовета Ямское Общество имело распашной земли 1063 десятин, сенокосу 199 десятин, сенокосу мокрого 13 десятин 1200 квадратных саженей, выгону 31 десятина 1230 квадратных саженей, кустарнику 82 десятины 1620 квадратных саженей, кустарнику по болоту 23 десятин 1920 квадратных саженей, усадеб под постройками 50 десятин, усадебных мест 133 десятины, по болотам 52 десятины 1440 квадратных саженей, под водою 29 десятин 360 саженей. Под улицами и дорогами 117 десятин 1440 квадратных саженей. А всего удобной и неудобной земли 1926 десятин 480 квадратных саже ней. Под учреждения и железную дорогу 177 десятин 720 квадратных саженей. К сожалению, Райсовет в выданной справке ничего не сказал, про Ямской лес, который находится в 10 вертах от Ямской по Щигровскому шляху.
    Ямщики сами не занимались земледелием; свои земли они давали в аренду. Так было и после того, когда они оставили извоз. Сами же они занимались и ибо торговлей - крамарством, либо какой промышленностью, либо ремеслами.
    Крамарство состояло вот и чем: ямщик брал с собою товар: мануфактуру, галантерею, иголки, нитки, пуговицы, колечки, крестики, сласти - все необходимое для деревенской жизни, садился на воз и ехал торговать. Денег ему давали мало, торговля была, главным образом, меновая.
    Пятьдесят лет тому назад в слободе Ямской было два таких крамара - Григорий Пышка и Тихон Гундосый. Они ездили по Ямской и кричали: «Эй, ребятишки, выносите тряпички, костишки». И, взамен за приносимое, они давали пряник, колечко, конфетку. Ребята тащили у матерей тряпки нужные и ненужные, с интересом поджидая этих купцов, от которых они получили знакомства. Но большинство Крамаров ездило далеко в глубь губернии за 100 верст, и более; это были более богатые крамары.
    Часть обменной пеньки, тряпок, яиц, пуха и пера крамары сдавали скупщикам по пути, а остальное привозили в Ямскую и здесь сдавали для обработки.
    Более зажиточные ямщики занимались промышленностью, Здесь была развита промышленность тряпичная, веревочная. Здесь были трепальные заведения, в которых трепачи выбивали из пеньки кострику и, уже обработанная таким образом, пенька шла на веревки; здесь же были прядильные заведения или отправляли пеньку на железную дорогу для заграницы.[7]
    Тряпье сортировалось и связывалось в тюки для отправки на железную дорогу. Перо обрабатывалось так, что пушистые части отделялись от стержня. Стержень выбрасывался, а перо затюковывалось и отправлялось на железную дорогу. Это был довольно значительный промысел.
    Девушки одни ходили на перья, другие на тряпку. Трепачи были исключительно пришлые, а прядильщики из местных жители. Заведения эти находились за Писаревкой (часть современной ул. Первомайской) по направлению к Щиграм. Содержали эти заведения Гаврила Иванович Масленников, Долгошей по уличному и Горяинов.
    В Ямской было развито живописное и иконостасное дело - Карачевцовы особенно славились этим; кустари Исаичкины и Чурсанов также известны были своими работами. Были в Ямской разные производства: альбуминное, мраморное и паркетное (известен был Захаров), роговое (Рогожская улица, современная ул. Красина). Из ремесел по переписи 1866 г. особенно бросалось в глаза преобладающее число сапожников, которых считалось 360 и кровельщиков, которых показано 131.
    По той же переписи было значительное число бондарей, портных, гребенщиков, кузнецов и ситников. Бондарей считалось 51, портных 37, кузнецов 24 и ситников 20,
    На летнее время молодое поколение отправлялось на Украину и Новороссию, как кровельщики и маляры. Уходили они ранней весной и возвращались глубокою осенью.
    Женщины кроме домашней работы, занимались пряжею, тканием холста и подборкою мехов (шубницы). По переписи населения 1866 г. население Ямской было такое: мужчин 2779 человек, женщин 2799; число дворов 670.
    Когда Новороссия и Украина отстроились, то нужда в кровельщиках миновала. Промысел пал.
    Прошли по Курской губернии железные дороги. Около станций образовались поселки с лавками, куда крестьяне стали обращаться за товарами. Крамарство стало падать. Более дальновидные крамары обосновались в больших селах и там открыли свои лавки. Теперь от крамарского промысла нет и следа.
    Были среди ямщиков и капиталисты тысячники. Они набирали ямщиков приказчиков-погонычей, которые отправлялись ранней весной на Украину и Дон.[8]
    Там они скупали скот, выкармливали и по трактовым дорогам гнали его в большие города на бойни. Когда вышел закон о том, что скот должен перевозиться по железной дороге (во избежание разноса чумы), то они не могли приспособиться к новым условиям торговли и прекратили дела.
    Многие из них прожили добытые капиталы и кончили свои дни в бедности. Но некоторые занялись ссыпкой хлеба. Незначительная часть граждан слободы Ямской занималась арендой садов у помещиков. Но на этом никто не нажил капитала.
    От аренды земельных угодий в Курском и бывшем Суджанском уезде и от отдачи в аренду торговых помещений около вокзала, у ямщиков набиралось много денег. На эти деньги они нанимали людей отбывать все повинности: старост, сотских, десятских, подводные повинности, имели прекрасный пожарный обоз. За все платила волость.
      3. Стрелецкая слобода  
    В конце XVI века после восстановления Курской крепости начинается быстрый рост населения города. В Курск царь Федор Иванович переводит служилых людей из Москвы и других городов для защиты крепости. Так у нас появились стрельцы, казаки, пушкари и другие служилые люди. Им обязан город в появлении слобод, в том числе и Стрелецкой, которая, кстати, стала одной из первых слобод в Курске после его возрождения.
    После появления в 1782 году «Плана губернскому городу Курску, на котором рукой Екатерины II было написано: «Быть по сему», градостроительный документ принял силу закона. Этим самым слобода Стрелецкая и другие зафиксированы в плане Курска.
    Стрелецкая слобода - большое село свободных людей, которые выращивали огурцы, капусту, морковь, картофель, цветную капусту, редис, салат.
    В конце XIX века Стрельцы-кузнецы не работали для базара, а удовлетворяли нужду окрестного населения в кузнечных изделиях. Работали они только на заказчика. Подковывали лошадей, оковывали колеса, сани, повозки. Делали сошники, разную железную утварь нужную в крестьянском хозяйстве, рогачи, ухваты, дверные ручки. Стрельцы-столяры также работали по заказу. Делали сундуки, столы... Стрельцы-колесники - сани, повозки. Всегда Стрелецкая была кормилицей Курска. Мясо, сало, овощи, фрукты стрельцы поставляли на курский базар.
    Основным занятием жителей Стрелецкой слободы стало огородничество, чему способствовали превосходные черноземы и весенние половодья, изрядно затапливающие в старину усадьбы: слободчан, но хорошо их удобряющие наносным илом. Как только весенняя вода сходила с огородов, жители слободы с раннего утра до позднего вечера принимались трудиться на них, а в мае и июне курские базары уже пестрели яркими красками выращенных овощей.
    В старину с самого раннего утра можно было наблюдать длинные вереницы женских фигур с коромыслами на плечах, переходящих по лавам (шатким деревянным мостикам) через Тускарь и несущих в тяжелых корзинах свежую зелень и овощи в лавки или овощные ряды базара на Навозной площади (теперь место размещения аттракционов в парке имени Первого мая). Позже, вернувшись из города с пустыми корзинами и наполнив их заново дарами своих огородов, женщины вновь шли мимо крытых соломой хат, медленно поднимаясь по крутому Иорданскому спуску в гору, в самый центр города...[9]
    Был еще один промысел - перевоз людей на лодках через реку и протоки, катание праздной публики на лодках. Катание на лодках было любимым развлечением курян. В особенности любило катание на воде курское чиновничество. Некоторые из них даже снимали по этому поводу себе «дачи» в Стрелецкой слободе на все лето.
    По однодневной переписи наличного населения, проведенной в 1865 году в Курске и его подгорных слободах, в Стрелецкой слободе проживали 2441 мужчина и 2302 женщины, в основном русские, среди которых цыган было 34 человека.
    Большинство стрельцов составляли государственные крестьяне, еще жило здесь небольшое число отставных солдат с домочадцами. Огородничеством занимались 2053 жителя слободы, а хлебопашеством - 49 человек. Всего десять ее жителей занимались торговлей, а извозом -16. Тогда в ней работали 37 кожевников и 36 башмачников, 30 печников и 23 портных.
    Основная масса жителей слободы была неграмотной. Перепись выявила в ней только 116 грамотных стрельцов. В 1865 году из слободских детей только один учился в мужской гимназии, девять детей занимались в уездном училище, а трое - в приходском. По семь ребятишек - в духовной семинарии и училище.
    Перепись отметила, что в это время в Стрелецкой слободе квартировали солдаты Каширского пехотного полка - всего 180 человек. Еще там проживали два есаула и обер-офицер.
    Первая всеобщая перепись населения Российской империи в 1897 году показала, что население слободы выросло незначительно. Его стало 5046 человек.
    Стрелецкая слобода долгое время не входила в черту города и являлась волостным центром Стрельцы не хотели быть горожанами, опасаясь увеличения налоговых сборов. Но по указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 сентября 1939 года Стрелецкая слобода влилась в территорию города Курска[10].
    В советское время родились пять Стрелецких улиц, Стрелецкая набережная, а также по два Стрелецких и Средних переулка. Но и сегодня не так дав но застроенные улицы носят здесь схожие названия: Малая Новоселовка и 2-я Новоселовка.
    Ныне бывшая Стрелецкая слобода входит в Железнодорожный округ города.
     
    Заключение  
    Из выше изложенного можно сделать вывод что Курск делился реками на  пять частей: Городская, Закурная, Слобода Стрелецкая, Пушкарная, Казацкая, и Ямская.
    В середине XVIII века в Курске проживало около восьмидесяти тысяч жителей, и почти все они, так или иначе, занимались торговлей.
    Самыми активными в этом деле были купцы и мещане, составлявшие примерно половину населения; за ними следовали однодворцы (ремесленники и огородники), разные категории служилых, совсем мало было крестьян и очень немного дворян (не более трехсот человек обоего пола). По сословной реформе 1775 года в разряде купцов числились те, кто имел капитала 500 рублей и более. Торговцы с меньшими средствами попадали в разряд мещан.
    В большинстве жители Курска были потомками посадских, стрельцов, солдат, казаков, пушкарей, ямщиков, духовных лиц, населявших город после его возрождения в конце XVI — начале XVIII в. Курское купечество было известно в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Киеве, Сибири, Европе, Китае.
    Знаменитый курский купец гражданин Иван Илларионович Голиков вместе с Григорием Ивановичем Шелиховым из Рыльска осуществили в 80-90-х годах XVIII века проект основания постоянных поселений на землях Аляски и Северной Калифорнии, то есть освоения Американского континента Россией.
    В 1808 году слободки были упразднены, а жители их причислены к мещанам. Оставались только четыре пригородных слободы: Стрелецкая, Ямская, Казацкая и Пушкарная.
    В названиях многих улиц отразилась сословность. Так появились улицы Княжая, Боярская, Дворянская, Мещанская. Происхождение некоторых названий улиц связано с ремеслами живущих на них граждан.
    В Курске XVIII-XIX веках был, например, сильно развит кожевенный промысел, а отсюда и улицы Кожевенные, Сыромятная, Овчарная.
    Список использованной литературы  
    1. Золоторев Я. Ефременко С.Н. Пригородная слобода Казацкая (этнографический очерк) Курск 2000. – 16с.
    2. Ефрементко С.Н. Слобода Ямская г. Курска (в прошлом) Курск 2000. –24с.
    3. Степанов В. Стрелецкая слобода. // Молодая гвардия №43 2001г. с.3-4
    4. Болотников Ф. Слобода за Тускарью // Курская правда. -1992. - 7 октября – с.4
    5.  Василевский Д. Откуда пошла слава Цыганского бугра // Друг для друга. - 1995. - № 35. – с.8
    6.  Степанов В. Стрелецкая слобода // Молодая гвардия. -1991. - апрель. – с.5
    [1] Золоторев Я. Ефременко С.Н. Пригородная слобода Казацкая (этнографический очерк) Курск 2000. – с.1
    [2] Из истории Курского края ч.1 /отв. ред. Друговская А.Ю. Курск КГМУ. 1995 – с.84-85
    [3] Золоторев Я. Ефременко С.Н. Пригородная слобода Казацкая (этнографический очерк) Курск 2000. – с.7
    [4] Золоторев Я. Ефременко С.Н. Пригородная слобода Казацкая (этнографический очерк) Курск 2000. – с.14
    [5] Страницы истории //Курский край №11 (31) 2002 – с5
    [6] Ефрементко С.Н. Слобода Ямская г. Курска (в прошлом) Курск 2000. – с.6
    [7] Ефрементко С.Н. Слобода Ямская г. Курска (в прошлом) Курск 2000. – с.15
    [8] Ефрементко С.Н. Слобода Ямская г. Курска (в прошлом) Курск 2000. – с.18
    [9] Степанов В. Стрелецкая слобода. // Молодая гвардия №43 2001г. - с.3
    [10] Степанов В. Стрелецкая слобода. // Молодая гвардия №43 2001г. - с.4
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Курск в XVIII-XIX веках ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.