Полный текст:
Содержание
Введение. 2
Глава 1 Теоретические основы исследования иностранных инвестиций. 4
1.1 Сущность иностранных инвестиций. 4
1.2 Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность страны.. 9
1.3 Инвестиционный климат. 11
Глава 2 Иностранные инвестиции в России и меры по их привлечению.. 15
2.1 Динамика иностранных инвестиций за 2007 г. 15
2.2 Препятствия инвестированию и методы их устранения. 20
Заключение. 26
Список литературы.. 29
Приложение 1. 31
Приложение 2. 32
Введение
Актуальность данной курсовой работы определяется необходимостью достижения устойчивых и высоких темпов экономического роста России. Существенную роль в этом процессе играют инвестиции, в т.ч. иностранного происхождения. При этом иностранные инвестиции следует рассматривать как фактор, безусловно необходимый для ускорения национального развития, но в идеале лишь дополняющий внутренние капиталовложения.
В условиях ограниченности собственных инвестиционных ресурсов предприятий (механизм самофинансирования) и возможностей привлечения инвестиций отечественного происхождения, связанных с неблагоприятным инвестиционным климатом и имиджем страны и, как следствие, бегством капитала, в целях финансирования потребностей отечественных предприятий в создании необходимой материально-технической и технологической базы особую значимость приобретают именно иностранные инвестиции.
В связи с тем, что иностранные инвестиции направляются на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, на связанный с этим прирост оборотного капитала, на углубление использования инвестиций национального происхождения, на повышение квалификации национальных кадров и т.п. Особую актуальность приобретает изучение комплекса вопросов о мотивации и причинах заинтересованности иностранных инвесторов, о формировании условий, стимулирующих приток иностранных инвестиций, о путях и механизмах накопления, реализации и увеличения инвестиционного потенциала территорий.
Иностранное инвестирование традиционно рассматривается как осуществляемый субъектом инвестирования акт обмена средств сегодняшнего удовлетворения определенной потребности на ожидание удовлетворить ее в будущем с помощью инвестиционных благ.
Предмет исследования – иностранные инвестиции в России, проблемы их привлечения и способы увеличения.
Целью курсовой работы является изучение потенциальных и актуальных возможностей привлечения иностранных инвестиций в Россию, совершенствование российского инвестиционного климата и конкретизация методов, механизмов и инструментов обеспечения притока иностранного капитала в национальные объекты хозяйствования.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Выявить причины инвестиционной привлекательности страны.
2. Дать оценку текущему состоянию, динамике и структуре иностранных капиталовложений в экономику России.
3. Рассмотреть варианты улучшение инвестиционной привлекательности страны и способы их реализации.
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в свободные отрасли предпринимательства.
Глава 1 Теоретические основы исследования иностранных инвестиций
В данной главе будут рассматриваться общие вопросы, связанные с инвестированием. Так же будут отмечены факторы, которые привлекают инвестиции в страну, и как они влияют на развитие этой страны.
1.1 Сущность иностранных инвестиций
Объем иностранных инвестиций является одним из показателей, характеризующих степень интеграции страны в мировое сообщество и зависит от привлекательности объекта инвестирования.
Внешнеэкономические операции включают соглашения по импорту-экспорту активов или капитала и по импорту-экспорту товаров и услуг.
Получение иностранных инвестиций, условия их привлечения - это фактор, характеризующий инвестиционную деятельность и способствующий дальнейшему развитию внешнеэкономических связей. Инвестиционная привлекательность определяется субъектами инвестирования по общему инвестиционному климату в стране, условиям проведения внешнеэкономической деятельности, в том числе правовыми, таможенными.
Каждое государство имеет свою систему цен на ресурсы, налоговую политику и законодательную базу, различный уровень развития отраслей и, соответственно, возникают различия в прибыльности субъектов и объектов инвестирования. Импортные и экспортные операции по перемещению капитала связаны также с политической стабильностью и уровнем торговли на международном рынке.
«Иностранные инвестиции - долгосрочные вложения капитала зарубежными собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики; реализация вывоза предпринимательского капитала в стране-реципиенте».[1]
В роли объекта иностранного инвестирования могут выступать средства производства и предметы потребления, ценные бумаги, акции, облигации, сберегательные и инвестиционные сертификаты, патенты, лицензии и т.д. Субъектами иностранного инвестирования выступают иностранные инвесторы, которые осуществляют капитальные вложения на территории РФ. К их числу относят индивидуальных, коллективных, институциональных и стратегических инвесторов.
С аналитической точки зрения иностранные инвестиции представляют собой вложения капитала в различные объекты предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли в рамках международной миграции капитала. Несмотря на существование различных форм капитала и связанных с ними многочисленными трактовками понятий и классификаций, автор считает, что именно предпринимательский капитал (т.н. «реальные» или «прямые» инвестиции) выступает источником преимуществ для российской экономики, в то время как международные кредиты, даже самые льготные, предполагают выплату процентов и комиссии (стоимости кредита) и их возврат в назначенный кредитным соглашением срок, после чего он прекращает функционировать в стране-реципиенте капитала. Однако наиболее негативный эффект оказывает именно приток и отток «горячих денег»[2] (портфельные инвестиции), дестабилизирующие всю финансово-кредитную систему как на национальном, так и на международном уровнях.
Чтобы определиться в какую экономику наиболее выгодно вкладывать, инвесторы изучают национальную экономику страны, ее законодательную систему, ресурсы для определения объекта капиталовложений с более высокой отдачей. Проведенные исследования особенностей иностранного инвестирования показали, что иностранные инвестиции имеют положительные и отрицательные характеристики для стран-реципиентов и стран-резидентов, приведенные в таблице 1.
Таблица 1.
Влияние иностранных инвестиций на экономику стран-экспортеров и стран-импортеров[3]
страна-резидент-экспортер
страна-реципиент-импортер
Достоинства
Недостатки
Достоинства
Недостатки
· Рост прибыли инвестиций за счет перераспределения капитала внутри страны в более доходные за границей
· Увеличивается экспорт товаров, оборудования, технологий, что должно стимулировать производственный процесс
· Стимулирует инновационный процесс
· Высокая степень риска
· Снижение темпов отечественного производства
· Миграция рабочей силы
· Замедление темпов экономического роста и развития страны из-за перемещения капитала за границу
· Стимулируют темпы роста национальной экономики
· Поступают современные технологии, техника, оборудование
· Создаются дополнительные рабочие места
· Усиливается конкуренция внутри страны
· Прибыль инвестора — часть ВВП — поступает в страну-резидент, снижая темпы экономического роста страны-реципиента
· Поступают не новые технические средства
· Оплата труда ниже мирового уровня
· Недостаточная конкурентоспособность приводит к разорению национальных товаропроизводителей
· Снижается роль и значение страны на мировом рынке
Страны-инвесторы получают более высокую среднюю прибыль инвестиций, так как вкладывают их в более прибыльные отрасли за границей, используют там более дешевую квалифицированную рабочую силу, экспортируют туда средства труда, но этим замедляя темпы экономического роста и развития своей страны. Иностранные инвестиции и миграция рабочей силы являются современными формами перемещения трудовых ресурсов и денежных средств. Причиной миграции рабочей силы является уровень заработной платы, на который влияют экономическое развитие страны, ее природные, исторические и национальные особенности, социальные условия. Страна-экспортер капитала способствует миграции рабочей силы из своей страны и создает дополнительные рабочие места в стране-импортере, используя ее дешевый квалифицированный трудовой потенциал.
Поступающие инвестиции первоначально являются толчком для экономического развития страны-импортера, способствуя росту производственных возможностей страны и улучшая ее демографическую обстановку. Поступающие современная техника и технология имеют завышенную цену, так как они не самые новые, достаточно длительный период действующие в стране-экспортере. Используя иностранный капитал, трудно стать лидером на мировом рынке. Иностранные инвестиции, находящиеся под гарантией правительства, используются неэффективно. Страна-реципиент должна иметь четкую государственную политику в отношении поступающих инвестиций.
Большинство предприятий получают инвестиции для поддержания существующего производства без учета конкурентоспособности продукции, что снижает интенсификацию инвестиционного процесса.
В условиях рыночных отношений на инвестиционный спрос влияют такие факторы, как ставка кредитного процента и норма прибыли.
Зарубежные инвестиции осуществляются в различных формах, но основные - это государственные и частные инвестиции.
Государственные иностранные инвестиции осуществляются в национальных интересах, поэтому получение прибыли не является основной их целью.
Частные инвестиции, включающие прямые, портфельные, кредитные и другие виды, осуществляются собственниками капитала, производящими долгосрочные вложения средств в отрасли экономики.
По соотношению прямых и портфельных инвестиций определяется роль и значение иностранного капитала в экономике страны.
«Прямые частные инвестиции представляют вложение в зарубежные предприятия, которые в отличие от портфельных, дают право инвестору контролировать деятельность предприятий с иностранным капиталом, в том числе совместных предприятий» [4].
«Портфельные инвестиции поступают в страну путем продажи ценных бумаг через международные финансовые институты, фонды, экспортные агентства, банки. В страну-реципиент предпринимательский капитал поступает в форме ссуд, кредитов, грантов»[5].
Все государственные структуры имеют определенное влияние на процесс привлечения инвестиций из-за рубежа в национальную экономику страны. На региональном уровне в управлении иностранными инвестициями участвуют органы местной администрации. Им делегированы функции социально-экономического развития регионов.
1.2 Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность страны
Факторы, влияющие на иностранные инвестиции, можно подразделить на две группы, выделив положительные и отрицательные или преимущества и недостатки инвестиций для зарубежных инвесторов (табл. 2).
Таблица 2.
Факторы, влияющие на прямые иностранные инвестиции в Россию[6]
Преимущества для прямых иностранных инвестиций
Препятствия для иностранных инвесторов
· Географическое положение
· Большое население
· Благоприятные природные условия
· Большой по размерам рынок
· Неразвитая производственная и социальная инфраструктуры
· Высокий уровень образования населения
· Уровень квалификации рабочей силы, в том числе инженерно-технических работников
· Низкий уровень заработной платы
· Социальная незащищенность работников
· Низкий уровень конкуренции в стране
· Отрицательный международный рейтинг России
· Нет стабильности в законодательстве
· Бюрократический аппарат
· Длительный срок рассмотрения документов для регистрации совместных предприятий
· Низкие темпы приватизации
· Отсутствие государственных гарантий для иностранных инвестиций, которые могли бы защитить в суде
· Трудности при получении разрешения на трудовую деятельность
· Налоговая система, работа налоговой инспекции (большие налоги и сборы; субъективная интерпретация действующих законов)
· Неразвитый внутренний финансовый рынок
· Недостаточно развитые и дорогие услуги инфраструктуры
«Недостатки» превышают «достоинства», это объясняется нестабильностью инвестиционного процесса в стране, зависящего от многих субъективных факторов.
Географическое положение нашей страны, природные условия России благоприятны для инвесторов, большая часть населения имеет высокий уровень образования. Часть населения не имеет постоянной работы и стабильного дохода. Низкий уровень заработной платы может иметь и отрицательное значение, так как способствует заинтересованности в получении взяток при проведении экономических мероприятий.
Квалифицированная рабочая сила, социально незащищенная, не востребованная государством, используется зарубежными предпринимателями, так как нуждается в работе. Оплата труда значительно ниже, чем в других экономически стабильных странах.
Неразвитая инфраструктура как производственная, так и социальная с одной стороны является препятствием для западных бизнесменов, с другой стороны - это хороший объект вложения капитала.
Когда рассматривают вопрос, куда именно инвестировать, то здесь уже смотрят не на всю страну, а на отдельные регионы, ведь есть регионы, которые сами прикладывают значительные усилия, для привлечения иностранных инвестиций, а есть те, которые даже мешают нормальной деятельности экономике. На рис. 1 показано значение факторов, играющих главную роль в привлекательности региона.
Рис. 1 Факторы привлечения ПИИ[7]
1.3 Инвестиционный климат
Инвестиционный климат в России, несмотря на стремление улучшить его, остается неблагоприятным. Этому способствуют политическая нестабильность, спад производства, кризис взаимных неплатежей. Большую роль играет также несовершенство и нестабильность налогового законодательства. В поисках доходов для бюджета власти в последнее время неоднакратно ухудшали налоговые условия для деятельности иностранных инвесторов. Постоянно ужесточается внешнеторговый режим. Фирмы с иностранным капиталом, как и российские, страдают и от криминогенности, нехватки и дороговизны офисных помещений, а также жилья, общего удорожания жизни в стране. Не случайно поэтому в составляемых различными международными агенствами списках стран, расположенных по степени нарастающего риска для иностранных инвестиций, Россия отводится одно из мест в заключительной их части.
В результате иностранные прямые инвестиции в России в целом остаются весьма скоромными. «Их накопленная сумма составляет лишь около 6-7 млрд. долл. Это примерно 60% инвестиций, накопленных Венгрией, и не идет ни в какое сравнение с показателями Китая. Доля России в мировом импорте иностранных инвестиций, а также в их накопленной сумме не достигает и 1%. Нынешний приток также удовлетворяет лишь менее 1/4 российских потребностей, которые оцениваются в 12-15 млрд. долл. в год»[8].
Правительство прилагает немалые усилия по улучшению инвестиционного климата в стране.
Одной из важнейших задач является упрощение условий для начала инвестиционной деятельности. Чтобы сейчас осуществить какой-либо строительный проект, необходимо получить до 250 согласований, на это уходит от 2 до 5 лет. Правительство хотело бы уменьшить число виз хотя бы до 20.
Намечается также в 5-7 раз сократить число видов деятельности, для которых необходимо получать лицензии. В конечном счете, речь идет о серьезном разбюрокрачивании нашей экономики. Стимулирование экономических интересов инвесторов преследует совершенствование налогового и таможенного законодательства. Процесс этот продвигается медленно и не всегда последовательно. Но первые шаги по снижению налогов и импортных пошлин уже сделаны. А подоходный налог, установленный на 2001 г. в России в размере 13%., - один из самых низких в мире.
Некоторые эксперты высказывают идею законодательных гарантий для инвесторов в отношении условий работы в России. В частности, они предлагают принять оговорку о нераспространении на инвесторов норм новых законов, постановлений и инструкций, ухудшающих их экономическое положение. Возник проект вовлечения в экономический оборот внешней задолженности России Парижскому клубу путем ее конвертации в российскую собственность. Такая конвертация приведет к инвестициям новых собственников. Разрабатываются и более сложные схемы зачета задолженности непосредственно в инвестиции в российскую экономику.
Намечается внести ряд поправок в законодательство о разделе продукции (СРП), направленных на снижение экономических рисков инвесторов и расширение зоны применения этого сотрудничества. При Минэкономразвития создается Государственное инвестиционное агентство. Оно будет координировать работу российских торгпредств за границей по привлечению иностранных инвестиций, информировать инвесторов о наиболее привлекательных проектах и оказывать им консультационные услуги. Агентство так же будет содействовать российским предприятиям в привлечении зарубежных капиталовложений. Конечно, не все действия правительства по улучшению инвестиционного климата носят последовательный характер. Слишком много «дров было нарублено» в прошлые годы. Да и внутренние инвесторы не слишком торопятся вкладывать свои капиталы в производственную сферу. По некоторым проектам они могли бы конкурировать с иностранными компаниями.
До сих пор не сформирована внятная внешнеполитическая и экономическая стратегия. В таких условиях важную роль сыграла бы целенаправленная реализация долгосрочной программы привлечения иностранных инвестиций в Россию. А усиливающаяся глобализация мировой экономики, огромный потенциал российского рынка дают надежду на достижение реальных практических результатов.
Глава 2 Иностранные инвестиции в России и меры по их привлечению
В Главе 2 будет рассматриваться статистика иностранных инвестиций в Россию, за 2007 г. Здесь показано, в какие отрасли инвесторы с радостью вкладывают свои деньги, а какие их отпугивают. Так же рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются почти все иностранные инвесторы.В данной главе предложены меры по реализации инвестиционного потенциала РФ и по снижению инвестиционных рисков, столь значительных в условиях перехода к рыночному механизму хозяйствования, а также рассмотрены основные направления совершенствования правового регулирования иностранных инвестиций на территории РФ. Рассмотренный комплекс мер в полной мере удовлетворяет поставленной в данной курсовой цели по улучшению отечественного инвестиционного климата и имиджа усилиями микро -, и макроуровня.
2.1 Динамика иностранных инвестиций за 2007 г
Иностранные инвестиции в Россию за первые девять месяцев 2007 года выросли в 2,5 раза по сравнению с таким же периодом предыдущего года – до $87,9 млрд[9]. Денежный поток, в основном, пришелся на торговлю, добычу ископаемых и их переработку. Секторы с высокой добавленной стоимостью по-прежнему сидят без денег.
В январе-сентябре 2007 года в экономику России поступило $87,936 млрд. иностранных инвестиций, что в 2,5 раза больше, чем в январе-сентябре 2006 года.
Наибольшую часть этих денег составили так называемые «прочие» инвестиции, в которые входят, в основном, кредиты, – $66,745 млрд, что больше в 2,7 раза, чем в январе-сентябре 2006 года. Прямые инвестиции потянули на $19,644 млрд, показав рост на 91,3%. Впрочем, в них также попали кредиты – от зарубежных совладельцев организаций. Они составили $9,748 млрд (рост в 4,4 раза), что сопоставимо со взносами в капитал $9,021 млрд (прибавка на 45,7%). Третья выделяемая Росстатом группа – портфельные инвестиции – также скакнула в 2007 году, продемонстрировав рост в 2,3 раза до $1,547 млрд.
Накопленный иностранный капитал, то есть общий объем иностранных инвестиций, полученных с начала вложения с учетом погашения, переоценки и прочих изменений активов и обязательств, конец сентября 2007 года составил $197,8 млрд, что на 52,2% больше, чем в за 9 месяцев 2006 года. Распределение удельного веса здесь аналогичное: максимум приходился на «прочие» инвестиции (53,5%), затем прямые инвестиции (44,4%) и уж после – портфельные (2,1%)
Больше всех в Россию вложила Великобритания – $20,729 млрд, затем идут Нидерланды ($17,27 млрд), Кипр ($11,881 млрд), Люксембург ($8,123 млрд), Швейцария ($4,487 млрд), Ирландия ($4,412 млрд), Франция ($4,405 млрд), Германия ($3,447 млрд), США ($1,989 млрд), Виргинские острова ($1,383 млрд). Многие из этих стран являются при этом лидерами по привлечению инвестиций из России.
Таким образом, вложения в нашу страну – это зачастую отечественные деньги, которые уходят из нее, чтобы затем вернуться в нее под видом иностранных.
В январе-сентябре 2007 года российские предприниматели направили в США $15,758 млрд инвестиций, на Кипр – $8,457 млрд, в Австрию – $8,370 млрд, Нидерланды – $5,989 млрд, Германию – $4,788 млрд, Виргинские острова – $2,017 млрд, Великобританию – $1,396 млрд, Белоруссию – $1,083 млрд и на Украину $353 млн.
Если смотреть по секторам экономики, то львиная доля всех иностранных инвестиций ($37,207 млрд) досталась оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Большую часть этих денег в Россию направила Великобритания – $16,100 млрд. С Кипра поступило $6,019 млрд, из Люксембурга – $5,741 млрд.
Российские обрабатывающие производства, получившие $21,603 млрд, стоят на втором месте. При этом больше половины иностранных денег – $11,441 млрд – пришлось на «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» (см. Приложение 1) Инвестировали в обрабатывающий сектор, в основном, Швейцария ($3,951 млрд, из них $3,162 млрд – в металлургию), Великобритания ($3,727 млрд, из них в металлургию попало $1,691 млрд, еще столько же Объединенное Королевство вложило в производство «кокса и нефтепродуктов») и Франция ($3,245 млрд и $3,148 млрд соответственно).
Немало средств по-прежнему привлекает добыча полезных ископаемых. В январе-сентябре сектор получил $15,169 млрд. Лидером по привлекательности здесь остаются топливно-энергетические полезные ископаемые – $14,077 млрд. Больше всего средств в российский добывающий сектор вложили Нидерланды – $11,748 млрд, причем преимущественно – именно в ТЭК.
Такой мощный рост притока иностранных денежных средств уже принято называть инвестиционным бумом. Однако специалисты не склонны трактовать это явление однозначно положительно. Инвестиционная активность по-прежнему сконцентрирована, главным образом, в неторгуемых секторах или производствах, связанных с добычей или переработкой природных ресурсов, а также в секторах с относительно низкой добавленной стоимостью.
Большинство обрабатывающих отраслей и особенно отрасли с более высокой добавленной стоимостью по-прежнему получают относительно небольшую долю инвестиций, - это отмечается в Докладе об экономике России.
К тому же, «уровень инвестиций остается относительно низким – около 21% ВВП»[10]. Иностранные инвестиции в капитал могли бы расти более быстрыми темпами. Тем не менее, рост этот, по его мнению, в ближайшем будущем замедлится: до весны динамика прямых инвестиций в капитал будет отрицательной из-за грядущих выборов. А прочие инвестиции уменьшатся, как минимум, вдвое из-за кризиса ликвидности на внешнем банковском рынке в связи с невыплатами по ипотечным кредитам. «Кризис будет продолжаться весь следующий год – света в конце тоннеля пока не видно», полагают эксперты. Не станет хуже только портфельным инвестициям: «Динамика портфельных инвестиций в 2007 году была крайне невнятной. Дальше падать им уже некуда»[11].
С другой стороны, имеющийся пока высокий приток денег разгоняет инфляцию в России.
В отличие от нефтяных доходов, поступающий капитал не поглощается Стабилизационным фондом, что обуславливает рост денежного предложения и оказывает давление на укрепление рубля. Ввиду ограниченности набора инструментов, приемлемых для стерилизации, и, принимая во внимание текущие задачи денежно-кредитной политики (при которых ограничивается номинальное укрепление рубля), удержание инфляции под контролем становится все более сложной задачей.
Так что, нет худа без добра: предрекаемый спад инвестиций может облегчить правительству борьбу с ростом цен.
Благодаря рекомендациям, внесенным рабочими группами КСИИ в последний год, решены многие вопросы. Правительство РФ добилось определенных успехов, разработав конструктивную экономическую политику. Существенно вырос объем инвестиций. Но, откровенно говоря, он не достиг желаемого уровня. Для его достижения экономическая и финансовая политика государства должна заслужить полное доверие инвесторов.
Особенно важным представляется вопрос о «прямых иностранных инвесторах будущего»[12] - о тех компаниях, которые будут вкладывать капитал в перспективные рынки. Россия должна уделять больше внимания привлечению этой группы инвесторов. В отличие от работающих ныне на российском рынке компаний на сегодняшний день они не относятся к числу мировых лидеров из списка ведущих компаний журнала Business Week Global 1000, однако в перспективе войдут в эту группу. Ротация в этом списке составляет 15% ежегодно, что объясняется слияниями и приобретениями, а также естественным ростом компаний. За 3-4 года состав списка крупнейших компаний мира может обновиться наполовину. России необходима предсказуемость, которая должна выражаться в четко определенных правилах. Именно отсутствие определенных процедур и их временных рамок останавливает многие проекты и инициативы инвесторов. Если эти правила игры будут определены и всем известны, то тогда можно ожидать рост инвестиций.
Нельзя не отметить существенный положительный сдвиг, который мы наблюдаем в России в последнее время. В российском обществе и экономике в последнее время установилась стабильность, которая позитивно сказывается на развитии ситуации в стране в целом. Российская экономика на сегодняшний день интегрирована в мировую. За последние 6 лет экономический рост составил около 45%. По результатам исследования инвестиционной привлекательности европейских стран, проведенного компанией «Эрнст энд Ян», Россия второй год подряд занимает второе место в Европе по количеству компаний, планирующих здесь инвестиционные проекты. Подавляющее большинство иностранных компаний, осуществляющих инвестиции в России, демонстрируют успех с точки зрения продаж и прибыли. 80% компаний-инвесторов выполнили свои бизнес-планы в России, получили прибыль, и 78% планируют продолжать свои инвестиции и расширять здесь свой бизнес в течение будущих трех лет. Россия сейчас представляет собой совершенно другую страну по сравнению с тем, что мы видели 11 лет назад. Инвестиционный климат здесь становится значительно лучше, и мы предполагаем, что инвестиции продолжат здесь свой ежегодный рост.
2.2 Препятствия инвестированию и методы их устранения
Действительно, вложение капитала в экономику России тесно связано с различного рода рисками: политическими, экономическими, валютными. Так, по мнению специалистов Всемирного Банка к их числу можно отнести нехватку квалифицированных кадров, проблему коррупции и низкий кредит доверия к российской судебной системе.
Проблема инвестирования в собственной стране, когда национальным инвесторам трудно избежать юридических, финансовых, экономических, коммерческих и налоговых сложностей, создаваемых не только центральными и местными органами власти, но и конкурирующими фирмами, ещё больше обостряется, когда зарубежный инвестор планирует инвестировать средства во многом в непривычную для него этнонациональную, социально-экономическую и политическую структуру со специфическим законодательством и налогообложением.
В подобных условиях особую актуальность приобретает изучение структуры и динамики иностранных инвестиций в российскую экономику. Исследование показало, что:
во-первых, подавляющая доля инвестиций направляется в три сектора — обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых и сфера услуг. Причём по объёмам инвестиции в эти три сферы примерно равны между собой.
во-вторых, несмотря на примерный паритет вложений в вышеназванные направления, структура инвестиций по типам довольно заметно отличается: чем менее материализирована отрасль, тем меньшая часть приходится на «прямые» инвестиции, и соответственно, тем больше доля «прочих» инвестиций.
в-третьих, практически не прослеживается какая-либо зависимость между областью приложения инвестиций и страной, откуда они приходят.
Многие экономисты, как отечественные, так и зарубежные, едины в том, что для развития российской экономики необходимо кардинальное повышение инвестиционной активности. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются одним из способов финансирования национальной экономики, однако в обществе существуют противоречивые мнения относительно целесообразности привлечения зарубежного капитала для решения российских проблем и о его роли в хозяйственной жизни страны.
Необходимость привлечения в российскую экономику ПИИ определяется целым рядом факторов:
1. иностранные инвестиции служат катализатором экономического развития в стране - реципиенте ПИИ;
2. с ПИИ в страну поступают не только финансовые ресурсы, но и многолетний опыт, новейшие технологии компаний - инвесторов;
3. в отличие от финансирования в виде кредитов и займов, ПИИ не подразумевают отдачи предоставленных денежных сумм с процентами;
4. при рациональном использовании ПИИ способствуют созданию новых рабочих мест, повышают производительность труда, конкурентоспособность национальной продукции и предприятий.
Можно выделить следующие, важные проблемы с которыми могут столкнуться иностранные инвесторы. Все проблемы можно представить по степени их важности. (см. рис. 2) Наиболее серьезной проблемой можно считать неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем следуют проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией. Примечательно, что само по себе налоговое законодательство воспринимается как большее зло, чем налоговые органы, призванные обеспечивать его соблюдение. Напротив, таможенные органы и в меньшей степени постоянные изменения внешнеторговой политики рассматриваются как более серьезная проблема, чем торговая политика как таковая. Риск изъятия собственности и произвол со стороны властей - как федеральных, так и местных, были отнесены к категории проблем, не самых первостепенных по степени важности. То же самое относится к неплатежам заказчиков и неадекватной защите прав интеллектуальной собственности. «Такая причина как защита прав интеллектуальной собственности рассматривается многими как менее серьезная проблема, чем обеспечение прав собственности в целом»[13]. Эта точка зрения последовательно выражается представителями всех секторов, и хотя компании, использующие более передовые производственные технологии, естественным образом, больше озабочены защитой прав интеллектуальной собственности, их представители все равно считают, что обеспечение прав собственности в целом представляет собой более серьезное препятствие, чем защита прав интеллектуальной собственности.
Если говорить о благоприятных тенденциях, то качество российских трудовых ресурсов и поставщиков не составляет для иностранных компаний серьезной проблемы. В целом респондентов как будто удовлетворяет уровень квалификации и мотивации рабочих и менеджеров, а также качество и своевременность поставки материалов и комплектующих российскими предприятиями. Это свидетельствует о том, что как минимум часть российских кадров при условии обеспечения соответствующих стимулов и надлежащего профессионального обучения хочет и может удовлетворять западным стандартам. Качество материалов и комплектующих, поставляемых российскими предприятиями, а также своевременность их поставок, также относится к категории второстепенных проблем. Бартер, одна из основных особенностей работы на российском рынке, о которой много говорится в западной прессе, также не вызывает у инвесторов серьезных возражений. И наконец, вопреки широко распространенному на Западе мнению, организованная преступность и рэкет, а также обычная преступность, занимают последние места в перечне препятствий, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы.
Порядок распределения проблем по степени важности носит относительно устойчивый характер во всех секторах. Компании, участвующие в промышленном производстве, подчеркивают серьезность проблем, связанных с неразвитостью банковского сектора. Напротив, банки отнесли к числу первостепенных проблему неадекватной защиты прав кредиторов. Неплатежи клиентов и российская система бухучета также имеют для них большее значение, чем для остальных. Для консультационных фирм чрезвычайно важна проблема недостаточной защиты прав собственности. Так же, как и банки, они в большей степени, чем остальные, страдают от несвоевременных платежей клиентов и несовершенства российской системы бухучета. Компании, занимающиеся сбытом продукции, расценивают в качестве более серьезных проблемы, связанные с действиями таможенных органов, и, может быть, вследствие этого ставят коррупцию на более высокое место, чем большинство других участников опроса. Транспортные компании также подчеркивают серьезность проблем, создаваемых таможенными органами.
Рис. 2. Проблемы, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы[14]
Для привлечения зарубежных инвесторов в страну обязательными являются следующие меры:
· ряд налоговых льгот на прибыль;
· освобождение от налогов и пошлин материалов, комплектующих изделий, оборудования, ввозимых для развития производства; учет при налогообложении курсовых изменений;
· введение пятилетней отсрочки для применения положений новых российских законов, ухудшающих условия деятельности иностранных инвесторов;
· освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость при ввозе товаров, которые являются вкладом иностранного инвестора в уставный капитал в течение срока его формирования, освобождение от вывозной таможенной пошлины товаров собственного производства;
· замена налогов, сборов и обязательных платежей распределением производственной продукции между инвестором и субъектами;
· определение основ хозяйственной деятельности свободных экономических зон и предоставление льгот в зонах экспортного производства.
Всё это не только поможет привлечь иностранные инвестиции, но и так же поднимет рейтинг страны в политическом смысле.Заключение
В современных условиях привлечение иностранных инвестиций становится задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ.
Именно иностранные инвестиции в форме реальных капиталовложений обеспечивают долговременный интерес в стране-реципиенте капитала и снижают зависимость страны от конъюнктурообразующего фактора.
Для отечественной экономики иностранные инвестиции (а именно, ПИИ) выступают фактором ускорения экономического и технического прогресса; обновления и модернизации производственного аппарата; овладения передовыми методами организации производства; подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики; снижения уровня безработицы, улучшения платежного баланса России.
Сегодня компаниям, которые станут «инвесторами будущего», не хватает масштаба, ресурсов и терпения, необходимых для решения вопросов, связанных с административными барьерами в России, и для соблюдения сроков, требующихся для реализации инвестиционных проектов в России. Поэтому инвестиционный климат следует изменить так, чтобы Россия стала приоритетным объектом для прямых иностранных инвестиций не только для крупного бизнеса, но и для представителей среднего и малого бизнеса в будущем.
Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов по-прежнему остаются сфера услуг (оптово-розничная торговля и ремонт; операции с недвижимым имуществом; финансовая деятельность и т.п.), обрабатывающая промышленность (нефтехимия, металлургия, деревообработка, машиностроение) и добыча полезных ископаемых. В дальнейшем нужно развивать инвестирование и в другие отрасли, при этом можно рассмотреть в этом процессе и роль государства.
Факторы, усиливающие приток иностранных инвестиций: наличие богатых природных ресурсов и возможность — при определённых условиях,- доступа к их извлечению; мощный, хотя часто технически устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат; высокий научно-технический потенциал (а в ряде отраслей — очень высокий); наличие относительно дешёвой и достаточно квалифицированной рабочей силы.
Среди мер общего характера к первоочередным относятся:
стабильность политической обстановки и доверие правительству;
надежность информационного обеспечения;
простор действий для частного предпринимательства;
адекватное и прогнозируемое налогообложение;
правовые гарантии и гарантии выполнения договоров;
сокращение роли бюрократического аппарата управления, упрощение процедуры выдачи разрешений;
либеральный внешнеторговый режим;
возможность пользоваться недорогими услугами инфраструктуры, такими как электроэнергия, вода, телекоммуникации, транспортные дороги, услуги и т.д.;
отсутствие контактов с криминальными структурами.
Для устранения препятствий поступлению зарубежных инвестиций правительство пытается улучшить условия для инвесторов. С этой целью принимаются законы, вносятся изменения и дополнения к действующим. Предполагается, что иностранцы будут иметь возможность приобретения права собственности на землю. Также создано Агентство содействия иностранным инвестициям, но без определенных полномочий.
Требуется политика содействия иностранным инвестициям, обязательная для всех государственных учреждений, которая будет способствовать росту доверия инвесторам и улучшению условий для процесса инвестирования.
Список литературы
1. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
2. Алешин Д.А. , Буглай В.Б. Иностранные инвестиции в России. Учебное пособие. - М.: МГИМО, 2007. – 140 с.
3. Ахметзянов И.Р. Анализ инвестиций. Методы оценки эффективности финансовых вложений. - М.: ЭКСМО, 2007. – 272 с.
4. Вознесенская Н.Н., Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 350 с.
5. Зубченко Л. А. Иностранные инвестиции. - М.: Институт современной экономики, 2006. – 425 с.
6. Иванов Г.И. Инвестиции: Сущность, виды, механизмы функционирования. - М.:ЭКСМО, 2002. – 380 с.
7. Корчагин Ю. А., Маличенко И. П. Инвестиции: теория и практика. - М.: Феникс, 2007. - 512 с.
8. Курысь Н.В. Иностранные инвестиции: Российская история (правовое исследование). - М.: Юридический центр пресс, 2003. – 219 с.
9. Силкин В.В. Прямые иностранные инвестиции в России.- М.: ЭКСМО, 2003. - 251 с.
10. Фишер П. Привлечение прямых иностранных инвестиций в Россию: 5 шагов к успеху. Практическое руководство. - М.: Наука, 2004. - 328 с.
11. Хмыз О.В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию. Особенности. - М.: Книга сервис, 2002. – 218 с.
12. Шаблинский И.Г. Правовая поддержка иностранных инвестиций. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 . - 128 с.
Балацкий Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования//Мировая экономика и международные отношения, 2002. - № 1 - с. 52-64.
Домбровский Д. Иностранные инвестиции и экономическая безопасность// Мегаполис, 2008. - №5 – с. 23-26.
15. Максимов Б.А. Прямые иностранные инвестиции в российскую экономику - стоит ли овчинка выделки?//Экологические системы, 2003. - №2 – с.12-17.
16. Романова З. Иностранные инвестиции: латиноамериканские уроки // Экономист, 2004. - №8 - с. 14-23
17. Очкивский С. Иностранные инвестиции или совместное предпринимательство? // Конкуренция и рынок, 2003. - № 19 – с.13-15.
18. Фархутдинов И.З. Стабилизационная оговорка - важная гарантия иностранных инвестиций // Законодательство и экономика, 2003. - №5 – с. 26-27
19. Рост иностранных инвестиций в Россию продолжается// http://www.finam.ru/analysis/forecasts00891/default.asp
Приложение 1
Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности[15]
I полугодие 2007г.
Накоплено на конец июня 2007г.
поступило
погашено (выбыло)
переоценка и прочие изменения активов и обязательств
всего
в % к итогу
Всего
60343
25182
2624
178516
100
в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
160
62
-5
1044
0,6
рыболовство, рыбоводство
9
18
3
174
0,1
добыча полезных ископаемых
12650
493
19
41647
23,3
обрабатывающие производства
13492
5706
2946
51889
29,1
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
153
157
5
742
0,4
строительство
909
67
-3
1926
1,1
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
25973
11977
-1
47849
26,8
гостиницы и рестораны
18
37
-2
335
0,2
транспорт и связь
3550
1481
22
13089
7,3
финансовая деятельность
1232
4428
-357
5701
3,2
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
2071
721
-39
13158
7,4
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
3
2
-
46
0,0
образование
1
0,0
-
4
0,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг
33
4
-
104
0,0
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
89
29
36
808
0,5
млн.долларов США
Приложение 2
Рейтинг событий, влияющих на Российский рынок[16]
Событие
Рейтинг
Прогноз
МАКРОЭКОНОМИКА
Общая ситуация на мировых фондовых рынках
A (C)
Макроэкономическая ситуация в CША
A (B)
Макроэкономическая ситуация в России
B (C)
ПОЛИТИКА
В.Путин предложил создать пояс антитеррористической безопасности
B
СЫРЬЕВЫЕ РЫНКИ
Уровень мировых цен на нефть
B (C)
Уровень мировых цен на металлы
B (B)
ОТРАСЛЕВЫЕ И КОРПОРАТИВНЫЕ НОВОСТИ
Роснефть выиграла аукцион по продаже дебиторской задол-ти ЮКОСа
C
ВТБ "Северо-Запад" установил цену выкупа акций
B
ЧТПЗ публикует хорошие данные за 6 мес. 2007 года по РСБУ
B
[1] Иванов Г.И. Инвестиции: Сущность, виды, механизмы функционирования. - М.:ЭКСМО, 2002. – 51 с
[2] Алешин Д.А. , Буглай В.Б. Иностранные инвестиции в России. Учебное пособие М.:МГИМО 2007 – 126 с
[3] Иванов Г.И. Инвестиции: Сущность, виды, механизмы функционирования. - М.:ЭКСМО, 2002. – 67-68с
[4] Силкин В.В. Прямые иностранные инвестиции в России.- М.: ЭКСМО, 2003. - 34 с.
[5] Силкин В.В. Прямые иностранные инвестиции в России.- М.: ЭКСМО, 2003. - 34 с.
[6] Иванов Г.И. Инвестиции: Сущность, виды, механизмы функционирования. - М.:ЭКСМО, 2002. – 95 с
[7] Хмыз О.В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию. Особенности. - М.: Книга сервис, 2002. – 109 с.
[8] Ахметзянов И.Р. Анализ инвестиций. Методы оценки эффективности финансовых вложений. - М.: ЭКСМО, 2007. – 187 с.
[9] Домбровский Д. Иностранные инвестиции и экономическая безопасность// Мегаполис, 2008. - №5 – с. 23-25.
[10] Домбровский Д. Иностранные инвестиции и экономическая безопасность// Мегаполис, 2008. - №5 – с.26
[11] Домбровский Д. Иностранные инвестиции и экономическая безопасность// Мегаполис, 2008. - №5 – с.26
[12] Домбровский Д. Иностранные инвестиции и экономическая безопасность// Мегаполис, 2008. - №5 – с.26
[13] Корчагин Ю. А., Маличенко И. П. Инвестиции: теория и практика. - М.: Феникс, 2007. - 366 с.
[14] Максимов Б.А. Прямые иностранные инвестиции в российскую экономику - стоит ли овчинка выделки?//Экологические системы, 2003. - №2 – с.15
[15] Рост иностранных инвестиций в Россию продолжается// http://www.finam.ru/analysis/forecasts00891/default.asp
[16] Рост иностранных инвестиций в Россию продолжается// http://www.finam.ru/analysis/forecasts00891/default.asp