Полный текст:
Содержание
Введение. 3
1. Определение условно-переменной составляющей себестоимости производства единицы товарной продукции. 4
2. Определение объёма производственной партии товара с использованием матрицы прибылей и убытков на основе максимума маржинальной прибыли. 5
3. Уточнение объёма производственной партии товарной продукции на основе анализа жизненного цикла линейным трендом.. 8
4. Определение валовой прибыли и себестоимости производства единицы товарной продукции 11
5. Определение стратегической позиции предприятия и построение пузырьковой диаграммы.. 15
6. Анализ влияния политики цен на производственную стратегию предприятия. 16
7. Разработка бюджета производственной фирмы.. 19
Список литературы.. 27
Введение
Целью данной работы является определение оптимальной производственной партии товарной продукции для последующей её реализации, планирование производственной деятельности предприятия.
При выполнении курсовой работы на основании исходных данных необходимо решить следующие задачи:
1. Определить условно-переменную составляющую себестоимости производства единицы товарной продукции.
2. Определить объем производственной партии товара с использованием матрицы прибылей и убытков.
3. Уточнить объем производственной партии товара с учетом жизненного цикла.
4. Определить валовую прибыль и себестоимость производства единицы товарной продукции.
5. Определить стратегическую позицию предприятия.
6. Проанализировать влияние политики цен на производственную стратегию предприятия.
7. Разработать бюджет производственной фирмы.
Исходные данные для определения объёма производственной партии товара с использованием матрицы прибылей и убытков на основе максимума маржинальной прибыли представлены в приложении 1.
1. Определение условно-переменной составляющей себестоимости производства единицы товарной продукции
Условно-переменные затраты находятся путем перемножения условно-переменной составляющей себестоимости единицы товарной продукции (Сп) на объём производства вида продукции (Qп).
Найдём условно-переменную составляющую себестоимости производства единицы товарной продукции на основании следующих данных:
продолжительность обработки единицы продукции в часах (нормо-час) на каждой технологической операции, умноженной на стоимость в денежных единицах данных часов, что определит переменные производственные затраты на труд производственных рабочих и эксплуатационные затраты на производственные фонды; плюс стоимость сырья, необходимого для выпуска единицы продукции.
Таблица 1. Исходные данные
Номер продукта
1
2
3
4
5
6
7
Планируемая отпускная цена продукции, д.ед.
75
59,15
90
59,2
90
70
70
Планируемая остаточная стоимость продукции, д.ед.
9
5,3
10
5
60
6
6,6
Стоимость сырья, д.ед.
2,5
3,6
1,3
4
3
3,6
2,8
Таблица 2 – Продолжительность обработки продуктов на производственных участках одной единицей оборудования в часах, стоимость производственного часа в д.ед. и постоянные затраты производственных подразделений в день при условии, что общезаводские производственные затраты в день равны 1287 д.ед.
Номер технологичес-кой операции
Продукт 1
Продукт 2
Продукт 3
Продукт 4
Продукт 5
Продукт 6
Продукт 7
Стоимость производственного часа, д.ед.
Постоянные производственные затраты в день, д.ед.
1
0,25
0,00
0,30
0,30
0,20
0,00
0,00
12
560
2
0,30
0,20
0,33
0,35
0,25
0,00
0,00
18
928
3
0,00
0,27
0,17
0,33
0,30
0,10
0,15
18
1252
4
0,00
0,30
0,00
0,00
0,00
0,22
0,28
9,6
484
5
0,20
0,00
0,25
0,00
0,00
0,23
0,43
30
840
6
0,23
0,22
0,18
0,27
0,20
0,27
0,28
18
584
7
0,00
0,00
0,13
0,20
0,27
0,18
0,00
42
616
8
0,13
0,38
0,00
0,00
0,00
0,00
0,18
6
312
9
0,00
0,17
0,35
0,25
0,38
0,00
0,00
12
960
Вычислив сумму произведения столбцов 2, 3, 4 …8 на столбец 9, найдем переменные затраты на труд производственных рабочих и эксплуатационные затраты производственного оборудования.
Прибавим к переменным производственным затратам стоимость сырья на единицу продукции и получим переменную составляющую себестоимости единицы продукции.
Таблица 3. Переменная составляющая себестоимости единицы продукции
Номер продукта
1
2
3
4
5
6
7
Переменные затраты
19,32
19,62
33,00
32,10
31,80
23,23
24,41
Стоимость сырья, д.ед.
2,5
3,6
1,3
4
3
3,6
2,8
Сп
21,82
23,22
34,30
36,10
34,80
26,83
27,21
2. Определение объёма производственной партии товара с использованием матрицы прибылей и убытков на основе максимума маржинальной прибыли
Под маржинальной прибылью (Прм) понимается прибыль без учета условно-постоянных затрат, то есть разность между товарным доходом (Дв) и условно-переменными затратами (Зп).
Определим объём производственной парии всех семи изделий.
Проанализируем возможные прибыли и убытки в зависимости от объёма партии товара и спроса на него.
Формирование структуры матрицы прибылей и убытков начинается с определения доверительного интервала на основе анализа предыдущих объёмов продаж. Доверительный интервал находится по формуле:
, (1)
где Dи - доверительный интервал; a - уровень значимости, используемый для вычисления уровня надежности. Уровень надежности равняется 100*(1 - альфа) процентам, или, другими словами, альфа, равное 0,05, означает 95-процентный уровень надежности; S - стандартное отклонение генеральной совокупности для интервала данных; n - размер выборки.
Величина стандартного отклонения генеральной совокупности определяется по формуле:
, (2)
где S - стандартное отклонение генеральной совокупности для интервала данных; Х - статистический ряд числовых аргументов, соответствующих генеральной совокупности, в нашем случае он равен значениям Qп; - среднее значение рядa числовых аргументов, соответствующих генеральной совокупности; n - количество элементов анализируемого статистического ряда.
Разделив разницу между максимальным и минимальным значениями анализируемого ряда продаж и округлив полученное значение до ближайшего большего, определим необходимую величину строк столбцов матрицы прибылей и убытков:
Nмах = Окрвверх ((Змах-Зmin)/(2Dи)), (3)
где
Окрвверх
-
функция округления до ближайшего большего;
Змах
-
максимальное значение анализируемого ряда продаж, шт.;
Змin
-
минимальное значение анализируемого ряда продаж, шт.;
Nмах
-
количество диапазонов, на которое делится значения анализируемого ряда продаж
Шаг изменения объёма производственной партии находим, как частное от деления разницы максимального и минимального значений анализируемого ряда продаж на количество диапазонов минус один или:
З1 = (Змах-Зmin)/(Nмах-1), (4)
где:
З1
-
шаг изменения объёма производственной партии, шт.
Изделие 1
Изделие 2
Изделие 3
Изделие 4
Изделие 5
Изделие 6
Изделие 7
S
9,90
11,30
9,98
7,73
5,26
8,01
8,01
Du
0,992
1,131
0,999
0,774
0,527
0,802
0,802
Nмах
22
20
21
22
24
22
22
З1
2
2
2
1,62
1
2
2
Анализируемый ряд продаж товара должен гарантировать достоверность спроса, то есть за анализируемый период времени наличие товара всегда должно превосходить спрос или быть равным ему.
В случае если объём производства продукции равен спросу или меньше него, то есть, если значение столбца матрицы равно или меньше значения её строки, прибыль определится как разница произведений объёма производства на отпускную цену и объёма производства на себестоимость.
Для ячеек матрицы, находящихся левее диагонали, то есть, когда объём производства продукции больше спроса, прибыль или убытки определяются с учетом остаточной стоимости.
Результаты расчета матрицы прибылей и убытков всех семи изделий представлены в приложении 2.
Проведем обработку статистических данных продаж с целью определения распределения частот по выбранным диапазонам матрицы, которая заключается в определении количества данных массива продаж в конкретном диапазоне.
Результаты расчетов прибыли или убытков представлены в приложении 2.
Уточнение значения объёма (Qпр) производственной партии осуществляется на основе анализа жизненного цикла товара.
Определим объём производственной парии товара №6, исходя из следующих условий:
- цена продажи единицы продукции составляет Цот = 70 д.ед.;
- в случае, если товар не реализуется в течении N-го дня, он реализуется по остаточной стоимости, равной Сос = 6 д.ед.
Проанализируем возможные прибыли и убытки в зависимости от объёма партии товара и спроса на него.
S
8,43
Du
0,801
Nмах
22
З1
2
Расчет матрицы прибылей и убытков для товара 6 за 100 дней приведен в приложении 2.
Как видно из результатов расчета, максимальная ожидаемая маржинальная прибыль составляет Прм = 4297,8 д.ед. при производственной партии в диапазоне от 108 до 109 штук.
При расчете изделия 6 за 90 дней, максимальная ожидаемая маржинальная прибыль составляет Прм = 4364,65 д.ед. при производственной партии в 110 штук.
3. Уточнение объёма производственной партии товарной продукции на основе анализа жизненного цикла линейным трендом
Жизненным циклом товара является промежуток времени с момента начала реализации товара на рынке до момента снятия его с продажи.
Разделяют стадии жизненного цикла товара: внедрение, рост, зрелость (насыщение) и спад.
Максимальное значение объёма продаж находится в стадии жизненного цикла зрелость и называется точной насыщения, нахождение которой позволяет планировать предпринимательскую деятельность.
Для определения участков роста объёмов продаж или их падения может быть использован метод скользящего линейного трендового, уравнение которого имеет вид:
Q = mх + b, (5)
где Q - объем производимой продукции, в натуральных или денежных единицах; m – коэффициенты уравнения линейного тренда; b- свободный член уравнения линейного тренда, x - номер элемента объема выборки.
Коэффициенты m и b находятся методом наименьших квадратов по формулам:
(6)
, (7)
где , - средние значения, n - количество данных.
Метод постоянно текущего прогнозирования на основе прошлых данных объема продаж товара называется трендовым проектированием. В данной работе используется линейный тренд, уравнением которого является у=mх + b полученное на основании фиксированного объёма выборки. Для получения значений коэффициента m при х и свободного члена уравнения b используется стандартная функция Ехсеl категории (раздела) «Статистические» «ЛИНЕЙН» которая реализует метод наименьших квадратов.
1. Определим величину m и b для 100 дней значений объёмов продаж Q изделия 1:
m = 0,334 и b = 57,68.
2. Определим величину m и b для 100 дней значений объёмов продаж Q изделия 2:
m = 0,387 и b = 76,55.
3. Определим величину m и b для 100 дней значений объёмов продаж Q изделия 3:
m = 0,357 и b = 30,14.
Рисунок 1
4. Определим величину m и b для 100 дней значений объёмов продаж Q изделия 4:
m = -0,257 и b = 123,76.
5. Определим величину m и b для 100 дней значений объёмов продаж Q изделия 5:
m = 0,145 и b = 10,59.
6. Определим величину m и b для 100 дней значений объёмов продаж Q изделия 6:
m = -0,2527 и b = 116,215. Графическое представление объёма продаж и линейного тренда представлены на рисунке 1.
7. Определим величину m и b для 100 дней значений объёмов продаж Q изделия 7:
m = -0,253 и b = 116,22.
По знаку m можно судить об участках роста или падения объёмов продаж жизненного цикла товара.
Если m>0, то жизненный цикл товара находится на участке роста.
При m<0 - жизненный цикл товара находится на участке падения.
Геометрически коэффициент m является тангенсом угла наклона линейного тренда, что позволяет определить коэффициент уточнения объёма производственной партии (k) внутри оптимального диапазона производства по формуле:
k = sin(arctg(m)), (8)
где k - коэффициент уточнения оптимальной производственной партии.
Для значения
1. m = 0,334 k = 0,316.
2. m = 0,387 k = 0,361
3. m = 0,357 k = 0,336
4. m = -0,257 k = -0,249
5. m = 0,145 k = 0,144
6. m = -0,2527 k = -0,245
7. m = -0,2527 k = -0,245
Значение оптимальной производственной парии Qпр внутри оптимального диапазона определяется по формуле:
Qпр = Qд + k * З1/2, (9)
где
Qпр
-
оптимальная производственная партия с учетом анализа жизненного цикла товара, шт.;
Qд
-
оптимальная производственная партия, определенная по средине диапазона на основании матрицы прибылей и убытков, шт.;
З1
-
шаг изменения объёма производственной партии; принятый в матрице прибылей и убытков, шт.;
k
-
коэффициент уточнения оптимальной производственной партии.
Номер продукции
1
2
3
4
5
6
7
Qд
84
102
52
113
30
110
110
Qпр
84,32
102,41
52,34
112,80
30,08
109,80
109,80
Пропорционально отношению Qпр/Qд пересчитывается маржинальная прибыль Прм, определенная на основании матрицы прибылей и убытков:
Прум = Прм* Qпр/Qд, (10)
где
Прум
-
маржинальная прибыль производственной партии с учетом жизненного цикла, д.ед.;
Прм
-
маржинальная прибыль производственной партии, определенная на основании матрицы прибылей и убытков, д.ед.
Расчет приведен в приложении 2.
4. Определение валовой прибыли и себестоимости производства единицы товарной продукции
Условно-постоянные затраты можно разделить на две составляющие: постоянные затраты производственных цехов (Зп.п.) и общезаводские постоянные затраты (Зп.об.).
Постоянные общезаводские затраты состоят из затрат на содержание общезаводского административного и обслуживающего персонала, земельного налога, амортизационных отчислений на административные здания и сооружения, а также из затрат на общецеховые обслуживающие подразделения, такие как котельная и т. д.
Общезаводские постоянные затраты пропорционально распределяются между производственными цехами.
Постоянные затраты производственных подразделений (цехов) состоят из амортизационных отчислений на производственные фонды, здания и сооружения производства, затрат на производственный административный и обслуживающий аппарат и т.д.
Суммарные постоянные цеховые затраты (Зп.ц.с.) определяются как:
Зп.ц.сi = Зп.пi + Зп.об./n, (11)
где:
Зп.ц.сi
-
постоянные цеховые затраты для i-того цеха, д.ед.;
Зп.пi
-
постоянные затраты производственного подразделения (цеха) i, д.ед.;
Зп.об.
-
общезаводские постоянные затраты, д.ед.;
n
-
количество производственных подразделений (цехов) на предприятии.
Пример определения суммарных постоянных цеховых затрат Зп.ц.с. для предприятия, состоящего из девяти производственных цехов (n = 9), представлен в таблице 6. Общезаводские постоянные затраты равны Зп.об. = 1287 д.ед., а постоянные затраты Зп.п. производственных цехов представлены в первой строке таблицы 6.
Таблица 6 - Суммарные постоянные затраты производственных подразделений в один производственный день
Номер подразделения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Зп.п.
560
928
1252
484
840
584
616
312
960
Зп.ц.с.
703
1071
1395
627
983
727
759
455
1103
Суммарные постоянные затраты производственных подразделений (цехов) переносятся на производимую подразделениями продукцию.
Распределим постоянные затраты по видам выпускаемой продукции в соответствии с технологическими процессами её изготовления.
Рассмотрим цех, состоящий из девяти производственных подразделений и выпускающий семь видов продукции, технологические процессы которых представлены в таблице 7, где номер соответствует коду технологической операции, проводимой производственным подразделением цеха, номеруемым тем же номером.
Таблица 7 - Технологический процесс изготовления продукции
Номер продукции
1
2
3
4
5
6
7
План дневного выпуска продукции, определенного по объёмам продаж, шт.
84
102
52
113
30
110
110
Последовательность
технологических операций
2,1,5,6,8
2,6,8,9;
3,4
2,1,5,6,9;
3,7
2,1,6,9;
3,7,9
2,1,9;
3,6,7,9
3,4,5,6,7
3,4,5,6,8
Точка с запятой означает, что операция после неё начинается одновременно с первой операцией технологического процесса, то есть техпроцесс состоит из параллельных операций.
В таблице 8 показана продолжительность времени в часах, необходимая для выпуска единицы продукции каждого вида.
Если в выпуске продукции производственное подразделение не участвует, то продолжительность обработки приравнивается нулю.
Необходимый фонд времени в часах для выпуска продукции объёмами, показанными в таблице 7, по видам производства определяется, как сумма произведений строки «План дневного выпуска продукции по объёмам продаж, шт.» таблицы 7 на строки таблицы 8.
Таблица 8 - Продолжительность времени в часах, необходимая для выпуска суточной продукции
i \ j
1
2
3
4
5
6
7
1
0,25
0,00
0,30
0,30
0,20
0,00
0,00
2
0,30
0,20
0,33
0,35
0,25
0,00
0,00
3
0,00
0,27
0,17
0,33
0,30
0,10
0,15
4
0,00
0,30
0,00
0,00
0,00
0,22
0,28
5
0,20
0,00
0,25
0,00
0,00
0,23
0,43
6
0,23
0,22
0,18
0,27
0,20
0,27
0,28
7
0,00
0,00
0,13
0,20
0,27
0,18
0,00
8
0,13
0,38
0,00
0,00
0,00
0,00
0,18
9
0,00
0,17
0,35
0,25
0,38
0,00
0,00
В столбце i показаны номера производственных подразделений.
В строке j показаны номера видов выпускаемой продукции.
Под фондом времени понимается суммарная продолжительность занятости каждого производственного подразделения.
Пример расчета фонда времени представлен в таблице 9.
Таблица 9 - Результаты расчета времени занятости производственных подразделений и фонда времени при планировании дневного выпуска продукции по объёму продаж
i \ j
1
2
3
4
5
6
7
Фонд времени
1
21,08
0,00
15,70
33,84
6,02
0,00
0,00
76,64
2
25,30
20,48
17,27
39,48
7,52
0,00
0,00
110,05
3
0,00
27,65
8,90
37,22
9,02
10,98
16,47
110,24
4
0,00
30,72
0,00
0,00
0,00
24,16
30,74
85,62
5
16,86
0,00
13,08
0,00
0,00
25,25
47,21
102,41
6
19,39
22,53
9,42
30,46
6,02
29,64
30,74
148,20
7
0,00
0,00
6,80
22,56
8,12
19,76
0,00
57,25
8
10,96
38,92
0,00
0,00
0,00
0,00
19,76
69,64
9
0,00
17,41
18,32
28,20
11,43
0,00
0,00
75,36
Доля занятости производственного подразделения в выпуске вида продукции определяется делением продолжительности занятости подразделения на фонд времени, что показано в таблице 10.
Таблица 10 - Доля времени занятости производственного подразделения
i \ j
1
2
3
4
5
6
7
1
0,275058245
0
0,204879908
0,441564662
0,078497184
0
0
2
0,229856913
0,186118071
0,156943637
0,358750699
0,068330681
0
0
3
0
0,250811421
0,080705604
0,337647586
0,081850623
0,099593906
0,149390859
4
0
0,358822837
0
0
0
0,282117952
0,359059211
5
0,16466071
0
0,127759573
0
0
0,24658081
0,460998906
6
0,130854042
0,152021222
0,063566056
0,20549983
0,040590904
0,200029718
0,207438226
7
0
0
0,118848004
0,39407009
0,141859449
0,345222457
0
8
0,157398537
0,558808712
0
0
0
0
0,283792751
9
0
0,231027385
0,243082565
0,374214588
0,151675463
0
0
Величина постоянных затрат по производственным подразделениям и видам выпускаемой продукции (Зпос.ij) определяется, как произведение постоянных производственных затрат подразделения i (Зп.ц.с i) на долю времени занятости значения Зпос.ij.
Просуммировав значения Зпос.ij по столбцам, получим величину условно-постоянных затрат по видам продукции (Зп.в.).
Расчет Зп.в. представлен в таблице 11, исходные данные суммарных постоянных цеховых затрат Зп.ц.с. производственных подразделений взяты из таблицы 6, а доля времени занятости - из таблицы 10.
Таблица 11 – Определение постоянных затрат по видам продукции
i \ j
1
2
3
4
5
6
7
1
193,37
0,00
144,03
310,42
55,18
0,00
0,00
2
246,18
199,33
168,09
384,22
73,18
0,00
0,00
3
0,00
349,88
112,58
471,02
114,18
138,93
208,40
4
0,00
224,98
0,00
0,00
0,00
176,89
225,13
5
161,86
0,00
125,59
0,00
0,00
242,39
453,16
6
95,13
110,52
46,21
149,40
29,51
145,42
150,81
7
0,00
0,00
90,21
299,10
107,67
262,02
0,00
8
71,62
254,26
0,00
0,00
0,00
0,00
129,13
9
0,00
254,82
268,12
412,76
167,30
0,00
0,00
Зп.в.
768,15
1393,80
954,83
2026,92
547,03
965,66
1166,63
Отношение условно-постоянных затрат вида продукции к объёму производимого вида продукции цехом (Qпр) определит составляющую постоянных затрат в себестоимости единицы продукции (С п.в.):
С п.в. = Зп.в./ Qпр, (12)
где
С п.в.
-
составляющая постоянных затрат в себестоимости единицы продукции;
Зп.в.
-
величина условно-постоянных затрат по видам продукции, д.ед.;
Qпр
-
объём производства вида продукции цехом, шт.
Себестоимость единицы продукции (Спп) определяется как сумма переменных затрат на единицу продукции Сп и постоянных затрат на единицу продукции:
Спп = Сп + Сп.в. (13)
Номер продукции
1
2
3
4
5
6
7
Зп.в.
768,15
1393,80
954,83
2026,92
547,03
965,66
1166,63
Qпр
84,32
102,41
52,34
112,80
30,08
109,80
109,80
С п.в.
9,11
13,61
18,24
17,97
18,19
8,80
10,63
Сп
21,82
23,22
34,30
36,10
34,80
26,83
27,21
Спп
30,93
36,83
52,54
54,07
52,99
35,63
37,83
5. Определение стратегической позиции предприятия и построение пузырьковой диаграммы
Под стратегической позицией предприятия понимается сравнение наиболее важных характеристик выпускаемых предприятием продуктов, находящихся в одном производственном портфеле.
В качестве наиболее важных характеристик примем:
- коэффициент линейного тренда m, который в дальнейшем будем называть скоростью роста рынка (СРР);
- рентабельность выпускаемой продукции (Р), определяемая как:
Р = Пру/ (Спп? Qпр) (16)
- валовая производственная прибыль (Пру).
В качестве примера рассмотрим производственный портфель предприятия, состоящего из семи продуктов, которые характеризуются показателями, представленными в таблице13.
Таблица 13. - Данные для определения стратегической позиции предприятия
Номера продуктов
1
2
3
4
5
6
7
Объёмы реализации, шт.
84
102
52
113
30
110
110
Скорость роста рынка СРР
0,33
0,39
0,36
-0,26
0,15
-0,25
-0,25
Рентабельность Р
1,43
0,85
0,85
0,40
0,75
1,10
1,04
Прибыль Прум
3741,98
3217,53
2324,70
2438,38
1191,38
4322,10
4322,10
На основании данных трех последних строк таблицы 13 построим пузырьковую диаграмму, у которой осью абсцисс назовем скорость роста рынка СРР и отложим на ней значения m, а на оси ординат отложим значения рентабельности Р.
Площадью шарика отобразим прибыль Пру.
В результате получим диаграмму, представленную на рисунке 2.
5
2
3
1
4
7
6
Рисунок 2 – Диаграмма стратегической позиции предприятия
6. Анализ влияния политики цен на производственную стратегию предприятия
Виды деятельности предприятия, находящиеся в положительной зоне СРР, характеризуются увеличением объёмов продаж товарной продукции, то есть они не достигли точки насыщения жизненного цикла и являются наиболее перспективными для предприятия, требуют дальнейшего развития и финансовой поддержки, а также первоочередности запуска в производство.
Следовательно, в оперативном производственном плане необходимо в первую очередь производить эти товары. Однако, дефицит производимых товаров на рынке позволяет увеличить отпускную цену, что будет влиять на стратегическую позицию данного продукта по отношению к другим.
Рассмотрим возможные комбинации позиции продукта на диаграмме при изменении его отпускной цены.
Повышение цены, в случае положительной скорости роста рынка, снижает СРР и объёмы продаж или оставляет их величины такими же, что бывает редко.
Рентабельность продукта возрастает, однако, в связи с падением объёмов продаж повышение прибыли неочевидно.
Требуется время на адаптацию потребителя, что не позволяет использовать значение предыдущих объёмов продаж для определения оптимальной производственной партии.
Графически влияние повышения цены на позицию продукта представлено на рисунке 3.
Рисунок 3.. – Изменение позиции продукта при повышении цены
Повышение цены увеличивает риски перепроизводства и повышает неопределенность в определении прибыли от реализации товарного продукта.
Снижение отпускной цены товарной продукции понижает рентабельность, увеличивает или сохраняет СРР и за счет эластичности рынка может привести к повышению объёмов продаж и прибыли.
Снижение отпускной цены позволяет использовать в расчетах данные объёмов предыдущих продаж, что уменьшает риски перепроизводства.
Графически влияние понижения цены на позицию продукта представлено на рисунке 4.
Рисунок 4 – Изменение позиции продукта при снижении цены
Для товарной продукции, характеризуемой отрицательной СРР, ценовая стратегия эффективна только в сторону понижения цены.
Ценовой рычаг позволяет увеличить объёмы продаж или сохранить их на том же уровне.
Если при снижении цены СРР продолжает падать, необходимо проводить подготовку на замену данного продукта новым продуктом.
В ряде случаев наблюдается резкое изменение величины СРР вплоть до смены её знака.
Данный эффект назовем «трендовыми качелями» и рассмотрим причины его возникновения.
Плавное возрастание или снижение объёмов продаж характеризуется плавным изменением СРР или коэффициента m линейного тренда.
В случае короткого временного резкого изменения объёмов продаж, то есть выброса значений статистического ряда, а также в районе точек насыщения или экстремальных значений жизненного цикла товара объём выборки резко уменьшается, и определение СРР становится неустойчивым, что приводит к «трендовым качелям».
Вывод: в случаях с товарами №№ 4, 6, 7 принимать решение по изменению цен или последовательности запуска в производство нежелательно, необходимо проанализировать статистический ряд или дождаться его стабилизации.
7. Разработка бюджета производственной фирмы
Цель работы: закрепления теоретических знаний, полученных студентами при изучении темы «Бюджетирование», а также получения практических навыков по разработке бюджета предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить теоретические основы бюджетного планирования деятельности предприятий;
-рассчитать план сбыта и производственный план предприятия на год;
-рассчитать постоянные и переменные затраты, необходимые для выполнения этих планов;
-рассчитать маржинальную и чистую прибыль предприятия;
-на основе этих расчетов составить балансовый отчет за прошлый год и прогнозный балансовый отчет;
-составить прогноз отчета о движении денежных средств;
-проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Составление бюджетов с помощью компьютерных технологий наиболее эффективно для оценки их различных вариантов «что если». Такой анализ облегчает руководителю поиск наилучшего варианта действий среди альтернатив. Если руководству не понравится что-то в финансовых отчетах, оно может изменить запланированные предполагаемые действия и решения.
В данном задании необходимо разработать бюджет производственной фирмы. Годовые объемы ожидаемых продаж в единицах изделий равен (3/10+1)*3200 = 4800, ориентировочная оценка запаса готовой продукции на конец 4-го квартала равна (3/10+1)*100 = 150.
Таблица 1- План сбыта на год
Наименование показателей
Квартал
Итого
1
2
3
4
1. Ожидаемые объёмы продаж: - в % от годового плана
23,08
24,04
28,85
24,04
100,00
- в единицах изделий
960,00
1000,00
1200,00
1000,00
4160,00
2. Цена продажи, д.е./шт.
75
75
75
75
75,00
3. Общий объем продаж, д.е.
72000,00
75000,00
90000,00
75000,00
312000,00
4. Процент продаж в текущем квартале
70%
70%
70%
70%
5. Процент продаж в следующем квартале
28%
28%
28%
28%
6. Потери, %
2%
2%
2%
2%
7. График поступления денежных средств
-дебиторская задолженность прошлого года
2500
2500,00
продажи 1 квартала (120000),д.е.
50400
20160
70560,00
продажи 2 квартала (105000),д.е.
52500
21000
73500,00
продажи 3 квартала (135000),д.е.
63000
25200
88200,00
продажи 4 квартала (120000),д.е.
52500
52500,00
-общее поступление денежных средств, д.е.
52900,00
72660,00
84000,00
77700,00
287260,00
Таблица 2- Производственный план на год
Наименование показателей
Квартал
Итого
1
2
3
4
Ожидаемые продажи в натур.единицах.
960,00
1000,00
1200,00
1000,00
4160,00
Запас готовой продукции на конец перио-да (% от следующего кварт.)
12%
12%
12%
12%
12%
Запас готовой продукции на конец периода в натур.единицах
120
144
120
130
130
Общая потребность в изделиях
1080,00
1144,00
1320,00
1130,00
4674,00
Запас готовой продукции на начало периода (% от текущего квартала)
10%
10%
10%
10%
10%
Запас готовой продукции на начало периода в натур.единицах
96
100
120
100
100
Количество единиц, подлежащих изготовлению
984,00
1044,00
1200,00
1030,00
4258,00
Таблица 3 - Смета прямых затрат на материалы
Наименование показателей
Квартал
Итого
1
2
3
4
Количество единиц, подлежащих изготовлению
984,00
1044,00
1200,00
1030,00
4258,00
Потребность в материале на единицу изделия, кг
3
3
3
3
3,00
Потребность в материале для производства, кг
2952
3132
3600
3090
12774,00
Желательный запас материала на конец периода (% от потребности на следующий квартал)
11%
11%
11%
11%
11%
Желательный запас материала на конец периода, кг
344,52
396
339,9
500
500,00
Общая потребность в материале, кг
3296,52
3528
3939,9
3590
14354,42
Запас материала на начало периода (%от потребности на текущий квартал)
9%
9%
9%
9%
9%
Запас материала на начало периода, кг
265,68
281,88
324
278,1
265,68
Материалы, подлежащие закупке, кг
3030,84
3246,12
3615,9
3311,9
13204,76
Цена единицы материала, д.е.
2
2
2
2
2,00
Стоимость закупок, д.е.
6061,68
6492,24
7231,8
6623,8
26409,52
Процент счетов, оплачиваемых в квартале закупок
50%
50%
50%
50%
Процент счетов, оплачиваемых в следующем квартале
50%
50%
50%
50%
График ожидаемых выплат денежных средств
Счета к оплате на начало года
2500
2500
Закупки 1-го квартала
3030,84
3030,84
6061,68
Закупки 2-го квартала
3246,12
3246,12
6492,24
Закупки 3-го квартала
3615,9
3615,9
7231,8
Закупки 4-го квартала
3311,9
3311,9
Итого выплат
5530,84
6276,96
6862,02
6927,8
25597,62
Таблица 4-Смета прямых затрат на оплату труда
Наименование показателей
Квартал
Итого
1
2
3
4
Подлежит изготовлению единиц
984,00
1044,00
1200,00
1030,00
4258,00
Прямые затраты труда на единицу,час
4
4
4
4
4,00
Итого прямые затраты труда,час
3936
4176
4800
4120
17032,00
Стоимость прямых затрат труда, д.е./час
4,5
4,5
4,5
4,5
4,50
Итого прямые затраты на оплату труда,д.е.
17712
18792
21600
18540
76644,00
Таблица 5- Смета общепроизводственных расходов на год
Наименование показателей
Квартал
Итого
1
2
3
4
Запланированные прямые затраты труда, час
3936
4176
4800
4120
17032
Переменная ставка общепроизводственных расходов, д.е./час
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
Планируемые переменные общепроизводственные расходы, д.е.
9840
10440
12000
10300
42580
Планируемые постоянные общепроизводственные расходы, д.е.
10000
10000
10000
10000
40000
Общие планируемые общепроизводственные расходы, д.е.
19840
20440
22000
20300
82580
Амортизация, д.е.
6000
6000
6000
6000
24000
Выплата денежных средств по общепроизводственным расходам, д.е.
13840
14440
16000
14300
58580
Таблица 6.1- Расчет себестоимости изготовления единицы изделия
Состав затрат
Цена единицы
Количество единиц
Итого
Основные производственные материалы (таблица 3)
2,00
3,00
6
Затраты труда (таблица 4)
4,50
4,00
18
Переменная ставка общепроизводственных расходов (таблицы 5 и 4 соответственно)
2,5
4,00
10
Общая переменная себестоимость изготовления
34
Таблица 6.2- Смета товарно-материальных запасов
Наименование запасов
Цена единицы
На начало года
На конец года
Количество единиц
Итого
Количество единиц
Итого
Основные производственные материалы
2,00
265,68
531,36
500
1000
Готовые изделия
34
96,00
3264
130
4420
Всего
3795,36
5420
Таблица 7-Смета административных расходов и расходов на сбыт
Наименование показателей
Квартал
Итого
1
2
3
4
Ожидаемые продажи в единицах изделий
960,00
1000,00
1200,00
1000,00
4160,00
Переменные административные расходы и расходы на сбыт на единицу продукции, д.е.
4
4
4
4
4,00
Прогнозные переменные расходы, д.е.
3840
4000
4800
4000
16640,00
Постоянные административные расходы и расходы на сбыт, д.е.:
реклама
1500
1500
1500
1500
6000,00
страхование
300
300,00
жалование служащих
10000
10000
10000
10000
40000,00
аренда
400
400
400
400
1600,00
налоги
2000
2000,00
Общие прогнозные административные расходы и расходы на сбыт, д.е.
16040
15900
18700
15900
66540
Таблица 8- Кассовый план
Наименование показателей
Квартал
Итого
1
2
3
4
Кассовый остаток на начало периода
16000
5777,16
5028,20
7386,18
16000
Поступления от покупателей (таб. 1)
52900,00
72660,00
84000,00
77700,00
287260,00
Итого денежных средств в наличии
68900,00
78437,16
89028,20
85086,18
321451,54
Выплаты:
-основные производственные материалы (таб.3)
5530,84
6276,96
6862,02
6927,8
25597,62
-оплата труда производственных рабочих (таб.4)
17712
18792
21600
18540
76644,00
-общепроизводственные расходы (таб.5)
13840
14440
16000
14300
58580,00
-административные расходы и расходы на сбыт (таб.7)
16040
15900
18700
15900
66540,00
-закупка оборудования
32000
32000,00
-налог на прибыль
10000
10000,00
Итого выплат
63122,84
87408,96
63162,02
55667,8
269361,62
Излишки (дефицит) денежных средств
5777,16
-8971,80
25866,18
29418,38
Финансирование:
-кредитование
14000,00
14000,00
-погашение долгов
-14000,00
-14000,00
-выплата процентов за кредит
-4480
-4480,00
Итого финансирование
0
14000,00
-18480,00
0,00
-4480,00
Кассовый остаток на конец периода
5777,16
5028,20
7386,18
29418,38
29418,38
Таблица 9- Прогнозный отчет о прибылях и убытках на год
Наименование показателей
Величина показателей
Общий объем продаж, д.е. (таблица 1)
312000,00
Переменные расходы:
переменная стоимость продаж, д.е. (таблицы 1 и 6.1)
141440
-переменные административные расходы и расходы на сбыт, д.е. (таблица 7)
16640,00
Итого переменных расходов, д.е.
158080
Маржинальная прибыль, д.е.
153920,00
Постоянные расходы:
-общепроизводственные расходы д.е. (таблица 5)
40000
-административные расходы и расходы на сбыт, д.е. (таблица 7)
49900,00
Итого постоянных расходов, д.е.
89900
Операционная прибыль, д.е.
64020,00
Расходы на выплату процентов, д.е. (таблица 8)
-4480
Прибыль до налогообложения, д.е.
59540,00
Ставка налога на прибыль, %
25%
Налог на прибыль, д.е.
14885
Чистая прибыль, д.е.
44655,00
Таблица 10.1- Балансовый отчет за прошлый год, д.е.
АКТИВ
ПАССИВ
Оборотные средства:
Краткосрочные обязательства:
денежные средства
16000
кредиторская задолженность
2500
дебиторская задолженность
2500
по расчетам с бюджетом
10000
производственные запасы
531,36
Итого краткоср. обязательств
12500
товарные запасы
3264
Собственный капитал:
Итого оборотных средств
22295,36
Уставной капитал
70000
Основные средства:
Нераспределенная прибыль
40500
первоначальная стоимость
150000
Итого собственного капитала
110500
износ
-60000
Итого пассивов
123000
остаточная стоимость
90000
Итого основных средств
90000
Итого активов
112295,36
Таблица 10.2- Прогнозный балансовый отчет на будущий год
АКТИВ
ПАССИВ
Оборотные средства:
Краткосрочные обязательства:
денежные средства
29418,38
кредиторская задолженность
811,90
дебиторская задолженность
27240,00
по расчетам с бюджетом
14885
производственные запасы
1000
Итого краткоср. обязательств
15696,90
товарные запасы
4420
Собственный капитал:
Итого оборотных средств
62078,38
Уставной капитал
70000
Основные средства:
Нераспределенная прибыль
85155,00
первоначальная стоимость
182000
Итого собственного капитала
155155,00
износ
-84000
Итого пассивов
170851,90
остаточная стоимость
98000
Итого основных средств
98000
Итого активов
160078,38
Таблица 11- Прогноз отчета о движении денежных средств, д.е.
Источники фондов:
Сумма
1. Чистая прибыль
44655,00
2. Амортизация
24000
Итого поступлений от основной деятельности
68655,00
Другие источники:
3. Рост кредиторской задолженности
24626,84
Всего источников
93281,84
Использование фондов:
4. Выплата дивидендов
-
5. Прирост стоимости основных средств
32000
Прирост рабочего капитала
6. Прирост дебиторской задолженности
24740,00
7. Увеличение материальных запасов
468,64
8. Увеличение товарных запасов
1156
Всего использование фондов
9. Прирост денежных средств
13418,38
Итого:
71783,02
Вывод: В производственной фирме наблюдается профицит бюджета
Список литературы
1. Козловский В.А. Производственный и операционный менеджмент/ В.А. Козловский, Т.В. Маркина, В.М. Макаров - СПб: Специальная литература, 1998. - 398 с.
2. Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг/ П.С. Завьялов, В.Е. Демидов - М.: 1991. - 240 с.
3. Казанцев А.К. Практический менеджмент/ А.К. Казанцев, В.И. Подлесных, Л.С. Серова - М.: ИНФРА-М, 1998. - 248 с.
4. Шим Джей К. Финансовый менеджмент/ Джей К. Шим, Джоэл Г. Сигел - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. - 400 с.
5. Кофман А. Займёмся исследованием операций/ А. Кофман, Р. Фор - М.: «Мир», 1966. - 250 с.
6. Рейнфельд Н. Математическое программирование/ Н. Рейнфельд, У. Фогель - М.: «Издательство Иностранной литературы»,1960. - 302 с.
7. Мякота В. Себестоимость продукции: от выпуска от реализации / В.Мякота.- Харьков.- Издательский дом «Фактор».-2003.-265 с.
8. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебное пособие в 2-х ч. / А.И.Ильин.- М.: ООО «Новое знание».-2000.-312 с.
9. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие / М.М.Алексеева.- М.: Финансы и статистика.-2001.-248 с.
10. Егоров Ю.Н. Планирование на предприятии / Ю.Н.Егоров, С.А.Варахута.- М.: ИНФРА-М.-2001.-248 с.